Программы фгос для детей с овз. Адаптированная образовательная программа для детей с овз как средство реализации инклюзивного образовательного процесса. Адаптированные образовательные программы для детей с овз по фгос

Материал выступления с презентацией на семинаре по теме "Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса"

Просмотр содержимого документа
«АОП для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: организационное обеспечение, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:

–программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,

Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП), (лежит в основе)

Адаптированной образовательной программе (АОП), разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Адаптированная основная образовательная программа – это программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

Грамотно выстроенная адаптированная образовательная программа для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе.

Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Структура адаптированной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) для обучающихся с ОВЗ

1. Целевой раздел

В пояснительной записке к адаптированной образовательной программе дается психолого-педагогическая характеристика и описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ , и, соответственно, ключевые идеи организации образовательного процесса для данной категории обучающихся на начальной ступени обучения.

Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО должны отражать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения по каждому направлению, для каждой образовательной области.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП предъявляет не только требования к предметным, метапредметным и личностным результатам но и требования к использованию знаний и умений на практике, к активности и самостоятельности ребенка, а также специальные требования к развитию жизненной компетенции обучающегося в соответствии с его индивидуальными возможностями.

«Программа формирования универсальных учебных действий» строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ОВЗ и призвана способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться.

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области обеспечивают достижение планируемых предметных результатов освоения программы. Здесь важно отметить материально- техническое обеспечение: кабинет, освещение, рабочее место и т.д.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся с ОВЗ, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования у обучающихся с ОВЗ знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья.

Особое внимание заслуживает программа коррекционной работы. Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации. В проектах ФГОС для обучающихся с ОВЗ определены функции программы коррекционной работы, которые заключаются в выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Программа внеурочной деятельности, ее сущность и основное значение заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.

3. Организационный раздел

Включает в себя Учебный план , реализующих АОП НОО обучающихся с ЗПР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Особого внимания заслуживает система условий реализации АОП, которая включает описание условий и ресурсов образовательной организации, обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и требованиями ФГОС, описание системы оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.

Разделы

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1) Цели реализации адаптированной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО.

2)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса образовательного учреждения; общая характеристика АОП НОО; общие подходы к организации внеурочной деятельности).

1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и метапредметные результаты.

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения).

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования.

5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции.

6) Формы проведения аттестации.

1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

1) Общие положения (характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета).

3) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания (социальных компетенций, моделей поведения).

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной организации по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2) Основные направления и перечень организационных форм работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими АОП НОО.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).

4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в образовательной организации.

5) Планируемые результаты коррекционной работы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

1) Базисный учебный план.

2) Рабочий учебный план образовательного учреждения.

2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательного учреждения, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС. 3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

В нашей школе подготовкой к введению новых стандартов, для обучения детей с ОВЗ стали следующие мероприятия:

    проведен диагностический этап с 1-классниками, по выявлению детей с ОВЗ: изучены документы, медицинские карты, проведено собеседование с родителями.

    составлен пакет документов по реализации ФГОС для детей с ОВЗ (приказ, локальный акт…)

    разработана АОП НОО для детей с ОВЗ

    открыт кабинет психолога, в котором имеется оборудование… Психолог готов оказывать комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся образовательной деятельности.

    работает кабинет социального педагога, который оказывает социальную защиту обучающимся и их развитие в социуме.

    оборудован санузел????

    проучен педагог по теме «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Таким образом, Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ задает целевые и содержательные ориентиры в обеспечении права детей с ОВЗ на образование посредством создания адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей детей, организации комплексной помощи в процессе развития и обучения, реализации инклюзивного образовательного процесса.

Просмотр содержимого презентации
«АОП НОО»

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ как средство реализации инклюзивного образовательного процесса

Составитель: Авдеенко Елена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9»


«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…

… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан


Обоснование необходимости разработки специальных ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике.
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников.
  • Современные тенденции в изменении состава школьников с ОВЗ.
  • Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями

Программно-методическое обеспечение:

  • коррекционная программа;
  • адаптированная основная общеобразовательная

программа АООП;

  • адаптированная образовательная программа АОП

АОП НОО

Адаптированная образовательная программа - это программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.


Цель АОП: построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Задачи:

  • формирование учебных умений и навыков;
  • овладение знаниями основ наук;
  • активизация интереса к художественному и техническому творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;
  • индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Адресность программы:

  • глухих;
  • слабослышащих;
  • позднооглохших;
  • слепых;
  • слабовидящих;
  • с нарушениями опорно-двигательного

аппарата (НОДА),

  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
  • расстройствами аутистического спектра (РАС).

РАЗДЕЛЫ

1. Целевой

3. Организационный


Разделы

1. Целевой

1. 1. Пояснительная записка

1) Цели реализации АОП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися образовательной программы НОО.

2) Психолого-педагогическая характеристика обучающихся , описание особых образовательных потребностей обучающихся.

3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и подходы к формированию АОП НОО и состава участников образовательного процесса).


1.Целевой раздел

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП НОО

  • Формирование УУД.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО

2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин.

1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария оценивания, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки.

2) Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на начальной ступени образования.

3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

3) Требования к использованию знаний и умений на практике.

4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике.

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий

1) Связь УУД с содержанием учебных предметов.

2.2. Программы отдельных учебных предметов

2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

2.3. Программа духовно-нравственного развития

2) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1) Цель, задачи, основные направления работы по ДНВ и развитию обучающихся.

3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания.

3) Формы организации системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать полученные знания.


2.4.Программа формирования ЗОЖ

1) Цели, задачи, планируемые результаты работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5.Программа коррекционной работы

2) Основные направления и перечень форм работы.

1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий по освоению АОП НОО.

2.6. Программа внеурочной деятельности

2) Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.

2) Основное содержание и организационно-методические условия внеурочной деятельности.

3) Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ; модели и технологии.

4) Планируемые результаты коррекционной работы.

3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной деятельности школы.

4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых в образовательной организации.


3. Организационный раздел

3.1. Учебный план

1) Базисный учебный план.

3.2. Система условий реализации АОП НОО

2) Рабочий учебный план образовательной организации.

1) Описание условий и ресурсов образовательной организации.

2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями АОП НОО образовательной организации, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.

3) Пояснительная записка к рабочему учебному плану.

3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе условий.

4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы условий.

5) Система оценки условий реализации АОП НОО для обучающихся с ОВЗ.


Спасибо за внимание!

Коллеги, поздравляю

с началом учебного года!!!

С чего начать составление адаптированной образовательной программы? Какие разделы необходимо отразить в АОП? Структура и содержание адаптированной образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Составление адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
обучающихся
с задержкой психического развития (из опыта работы)

Метод обучения только тогда выполняет свою роль, когда соответствует природе детей.

Важен не прием обучения, а метод обучения,

который выражается в характере отношений ученика и учителя

в их совместной деятельности.

Л.Н. Толстой.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) - это образовательная про-

грамма, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

(в том числе с инвалидностью), разрабатываемая на базе основной общеобразовательной

программы с учетом адаптированной основной образовательной программы (программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов), и в соответствии

с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории

лиц с ОВЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 28).

Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе; организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей; организация программ дополнительного образования, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребностей в самовыражении; участие в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. В рамках реализации адаптированной образовательной программы образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

На основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) адаптированная образовательная программа обучения предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с ОВЗ. Также она должна включать комплекс мероприятий по психолого- педагогическому и медико-социальному сопровождению. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает

адаптированную образовательную программу для обучающихся с ОВЗ.

Примерные направления работы педагогического коллектива по адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа в рамках образовательной организации

для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается в несколько

этапов:

- Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей .

Этап ориентирован на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических

особенностей конкретного ребёнка. Важно, чтобы у ребенка, поступающего в образователь-

ную организацию, был статус «ребенок-инвалид» и рекомендации ИПР (индивидуальная

программа реабилитации) или статус «ребенок с ОВЗ» и рекомендации врачебной комиссии

и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации образовательной организации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ

и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК.

При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое со-

провождение такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

- Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.

Цель этого этапа - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка с ОВЗ, на какие

его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности

учителя и специалистов являются самыми актуальными. Сюда же относится описание необ-

ходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом его возможностей.

Важно выработать стратегию и тактику работы с ребенком, осуществить выбор образова-

тельной, воспитательной, коррекционной и лечебной стратегии. В процессе работы специа-

листы сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами, и прежде всего с ро-

дителями (законными представителями) ребёнка, возможные варианты решения проблемы,

позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности ис-

пользования той или иной методики. Завершением данного этапа является распределение

обязанностей по реализации избранного плана, последовательности действий, уточнение

сроков исполнения тех или иных организационных действий.

- Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) включает едино-

направленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля, согласно

избранной стратегии работы с ребёнком.

В разработку АОП входит:

  • проектирование необходимых структурных составляющих АОП;
  • определение временных границ реализации АОП;
  • формулирование цели АОП совместно с родителями;
  • определение круга задач в рамках реализации АОП;
  • определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты);
  • планирование форм реализации разделов АОП;
  • определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования
  • социальной компетентности обучающегося;
  • определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной
  • работы.

Организация освоения образовательной программы включает в себя задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Индивидуальный образовательный план в данном разделе касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности.

При определении направлений поддержки ребенка, подборе тактик и приемов педагогической деятельности учитель, как и все остальные специалисты, опирается на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, а также точное понимание его возможных затруднений

в соответствии с тем или иным нарушением развития, индивидуальных особенностей усвоения учебного материала, стиля учебной деятельности, поведения и т. д.

Задачи по адаптации образовательной программы:

Компенсация дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

Минимизация рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;

Реализация потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;

Выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги.

В ходе подготовки условий по внедрению и реализации программы осуществляется создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места, тактильные и зрительные поддержки и др.

- Реализация АОП:

  • организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с программой и планом;
  • организация мониторинга учебных достижений, социальной компетентности ребенка и эффективности коррекционной работы.

- Анализ и коррекция.

Это этап осмысления полученных результатов, позволяющий

уточнить и оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных диагностики.

Организация деятельности ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум)

по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка, внесение корректив в АОП.

Структура и содержание

адаптированной образовательной программы

для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР, имеющие незначительные нарушения развития, легко включаются в инклюзивное образование.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе программ ООП НОО. Данная программа сохраняет основное содержание образования общеобразовательной школы, но отличается коррекционной направленностью обучения (специфика программ для детей с ЗПР, вариант 7.1)Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении.

В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т. д.

Учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные) имеют

своеобразие. При обучении детей данной категории используются в большинстве учебники

образовательного учреждения общего типа (УМК «Школа России»). Средства обучения

должны учитывать особенности восприятия, интеллектуального развития детей с ЗПР - следовательно, они должны содержать самые важные признаки объекта, и по возможности

без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи.

В структуре АОП обучающихся с задержкой психического развития представлены:

  1. Пояснительная записка : цели и задачи АОП, срок ее освоения, представлена краткая

психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего

образования. Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных

и предметных.

Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностные качества

и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные

установки, необходимые для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АОП должны отражать:

Осознание себя как гражданина России;

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-

пространственной организации;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов-

ным ценностям.

Метапредметные результаты освоения АОП, включающие освоенные обучающимися

универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения

учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные

задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП, должны отражать:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых

учебных и практических задач;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Формирование умений работы с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;

Использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

Овладение навыками смыслового чтения текстов доступных по содержанию и объему

в соответствии с целями и задачами;

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

и составлять тексты в устной и письменной формах;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным

возможностям;

Готовность слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; и др.

Предметные результаты освоения АОП для детей с ЗПР строятся с учетом специфики

  1. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения

Призвана решить следующие задачи:

Ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных

предметов и формирование универсальных учебных действий;

Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

Позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АОП являются значимыми

для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:

Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных

особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненны-

ми) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обес-

печивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных

Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить

полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-

педагогический консилиум (ПМПк).

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность

к овладению в дальнейшем АОП.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

  1. Содержание образования:

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной

нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Содержание

начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется преимущественно за счет

введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих

курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных

предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:

Формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

Готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

Формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к обще-

культурным, национальным и этнокультурным ценностям;

Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

Личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

- Программа коррекционной работы .

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической

помощи обучающимся с ЗПР, с учетом особенностей их психофизического развития и инди-

видуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Возможность освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной образователь-

ной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной

и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанных с их воспитанием и обучением.

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АОП

начального общего образования и служит основой разработки программ учебных предметов.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению, позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с ЗПР и призвана

способствовать развитию универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся

умение учиться.

Задачами реализации программы являются:

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

Овладение комплексом УУД, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую

деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную по-

мощь педагога.

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный

процесс на воспитание обучающихся с ЗПР в духе любви к Родине, уважения к культурно-

историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально

ответственного поведения.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР на ступени

начального общего образования является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни - комплексная программа формирования у обучающихся с ЗПР знаний, установок,

личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физи-

ческого и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих

познавательному и эмоциональному развитию обучающегося.

Программа внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все,

кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении

дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся

с ЗПР, организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на со-

здание условий для:

Творческой самореализации обучающихся с ЗПР в комфортной развивающей среде,

стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

Позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления

обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

  1. Условия реализации АОП:

Кадровые условия . В штат специалистов образовательной организации, реализующей

адаптированную образовательную программу начального общего образования обучающихся

с ЗПР, должны входить воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре, социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Требования к трудовым функциям педагогических работников определены Стандартом профессиональной деятельности педагога.

Финансово-экономические условия реализации АОП обучающихся с ЗПР опирается

на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан

на общедоступное получение бесплатного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается

на п. 2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Материально-технические условия школьного образования обучающихся с задержкой

психического развития должны отвечать не только общим, но и их особым образовательным

потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса

образования должна быть отражена специфика требований к:

Организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;

Организации временного режима обучения;

Техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения,

ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся

Специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим

особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющим реализовывать

выбранный вариант программы.

Учебно-методические условия . Учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке,

а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей

на печатной основе, включая прописи. Особые образовательные потребности обучающихся

с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, пре-

имущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

В современных реалиях развития образовательной системы РФ организация обучения школьников с особенными возрастными потребностями становится одним из приоритетных направлений методической и административной работы. С целью достаточной реализации инклюзивного образования разработка является очевидным путем практического внедрения требований Стандарта ввиду того, что реализация такого содержания позволяет:

  • освоить учебный минимум школьникам с особыми образовательными потребностями;
  • создать в образовательной организации развивающую предметную среду «без барьеров»;
  • обеспечить атмосферу эмоционального комфорта для всех участников образовательного процесса;
  • формировать образовательные отношения в духе равноправия, взаимоуважения и принятия физических особенностей и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
  • в полной мере использовать вариативность форм организации учебно-воспитательного процесса;
  • привлечь к образовательным практикам разных специалистов, в частности педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, медицинских работников.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Изменение принципов государственной образовательной политики, обусловившее установление новых стандартов ведения педагогической деятельности, ставит перед школами задачи нового времени, наиболее приоритетная в числе которых - разработка по ФГОС программ для детей с ОВЗ, адаптированных с учетом их психофизиологических способностей и возможностей. Практика организации инклюзии в образовательных учреждениях, особенно в сфере методологического и технологического обеспечения, вызывает больше вопросов, чем ответов, что не отменяет необходимости поиска возможностей для максимального вовлечения учеников с особыми потребностями в общую жизнь школы.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» рекомендации по введению инклюзии в школе:

- Теперь школы обязаны обучать по адаптированной программе даже одного ученика с ОВЗ (законодательная база)
- Медицинское обслуживание учащихся с ОВЗ (на что обратить внимание)

Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) разрабатывается с учетом принципов коррекционной работы, индивидуальных показателей психофизического развития учащихся и реализуемого школой программного содержания. Она определяет содержание образования и условия организации обучения школьников с ОВЗ, что регламентирует ч. 1 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Однако в ч. 2 этого же Закона указывается, что общее обучение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в организациях, внедряющих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – АООП), а в ч.5 уточняется, что учебные организации, реализующие АООП, учреждаются органами госвласти субъектов РФ для обучающихся с ОВЗ. В свете этого важно различать адаптированную образовательную программу и АООП, которая может разрабатываться на всех уровнях образования, в том числе дошкольном.

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в . На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, переходите сюда .

Определение содержания адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) после комплексного обследования. В заключении, выдаваемом на основании экспертной оценки, указывают:

  1. Вариант программного содержания, реализация которого считается целесообразной ввиду выявления тех или иных отклонений в возрастном развитии. Адаптированное программное содержание специально разрабатывается для всех групп детей с ОВЗ - глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и детей с другими психофизиологическими отклонениями, в частности ЗПР.
  2. Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная.
  3. Направления коррекционной работы, осуществляемой по программам педагогического сопровождения (например, логопедическая, психологическая).

Еще несколько лет назад для детей, обучающихся во вторых и последующих классах совместно со школьниками без патологий развития, на базе основного программного содержания разрабатывалась АОП, в то время как для учеников специализированных классов предлагали обучение по АООП на всех уровнях образования.

Сегодня при условии принятия в школу ребенка с патологиями развития необходимо проектирование в вариантах АОП и АООП, которая выполняется с опорой на имеющийся реестр методических разработок, согласно ч. 1 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Ввиду того, что объем педагогической нагрузки определяется с учетом учебного план, годового календарного графика и расписания уроков, адаптированное программное содержание целесообразно разрабатывать на начало года, чтобы создать комфортные условия для работы учителей и сопровождающих специалистов, а также иметь возможность для корректировки и дополнения АОП. Примерные АООП, разработанные для отдельных категорий учащихся, доступны для скачивания на портале http://fgosreestr.ru, они остаются незаменимыми при разработке содержания образовательной работы. Существующий перечень включает АООП для таких категорий учеников с ОВЗ:

  1. Глухих.
  2. Слабослышащих и поздно оглохших.
  3. Слепых.
  4. Слабовидящих.
  5. С тяжелыми нарушениями речи.
  6. С нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. С задержкой психического развития.
  8. С расстройством аутистического спектра.
  1. Для детей, не имеющих патологий интеллектуального характера и способных получить общее образование в те же сроки, что и сверстники.
  2. Для обучающихся с ОВЗ с нормальными показателями интеллектуального развития, вынужденных изучать образовательный минимум в пролонгируемые сроки с учетом объективных факторов.
  3. Для школьников с нарушениями интеллекта (имеющих легкую умственную отсталость), не позволяющих освоить базовое программное содержание даже при условии пролонгации сроков обучения.
  4. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, не способных получить образование, соотносимое по объему с итоговыми учебными показателями нормально развивающихся сверстников, даже в пролонгированные сроки.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС структурно состоят из пояснительной записки, планируемых образовательных результатов, системы оценивания детей с учетом специфики их состояния и развития, учебного плана, предметного содержания по отдельным дисциплинам (рабочая версия), программы коррекционной работы, духовно-нравственного развития, экологической культуры и здорового образа жизни, а также методологических разработок по формированию УУД с учетом реальной образовательной ситуации, плана внеурочной активности и перечень условий, необходимых для реализации АООП в предусмотренном объеме.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ: как составить

Принципиальных отличий программного содержания, предназначенного для реализации со школьниками без патологий развития, и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ нет. Специалисты отмечают, что сложность методической работы по направлению обусловлена отсутствием множественных экспертных рекомендаций и научного опыта, что лишь обуславливает необходимость перехода от планирования к практическим действиям.

Чтобы обеспечить в конкретной школе возможность обеспечения конституционных прав детей независимо от их психофизиологического состояния, следует брать за основу разрабатываемых АОП программы соответствующих предметов, дальнейшая обработка которых будет зависеть от актуальных целей - пролонгации сроков обучения, снижения показателей учебной нагрузки или упрощения материала до заданного уровня. Далее из числа рекомендуемых выбирается учебник, содержание которого должно соответствовать рабочей программе, а также пересматриваются формы проведения диагностического и итогового контроля. Последние могут усовершенствованы с учетом физиологических возможностей ребенка (например, задания напечатаны крупным шрифтом), частично упразднены или пересмотрены в корне.

Подробный алгоритм разработки АОП и АООП для детей с ОВЗ в школе представлен в таблице.

Этап разработки АОП Содержание деятельности
Предварительный

Нацелен на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Чтобы в полной мере реализовать запросы потребителей учебно-воспитательных услуг, школьной администрации после получения заключения ПМПК или рекомендаций ИПРА необходимо:

  1. Сформировать команду психолого-педагогического, коррекционного сопровождения, куда следует привлечь разных специалистов с учетом актуального состояния ребенка, его запросов и родительских ожиданий.
  2. При отсутствии в ОУ необходимых специалистов рассмотреть возможность по их привлечению посредством открытия вакантной должности (при наличии материально-технических ресурсов), заключения договора сотрудничества с ППМС-центром, волонтерским объединением, представителями муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения.
  3. Заключить договор о порядке предоставления образовательных услуг с родителями школьника с ОВЗ.
  4. Дополнительно на школу возлагаются обязанности по изучению нормативных требований к обеспечению порядка и характера организации учебно-воспитательного процесса, дополненного коррекционным компонентом, анализ учебно-методической документации по теме, разработка необходимых локальных актов.
Диагностический

Главной целью данного этапа является проведение комплексного обследования ребенка педагогом-психологом, логопедом и другими представителями уполномоченной дисциплинарной комиссии. Для реализации поставленной задачи необходимо организовать плотное взаимодействие с представителями семьи, действуя максимально корректно и мягко.

По результатам работы специалисты составляют заключения о психофизиологическом развитии ребенка с ОВЗ, уделяя внимание показателям сформированности учебных навыков, характеру взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Это необходимо для выявления зон ближайшего и перспективного развития, определения специфических образовательных потребностей, а также нравственных целей педагогической работы в сложившейся ситуации.

Практический

Непосредственно разработка АОП для детей с ОВЗ предусматривает:

  1. Проектирование программного содержания.
  2. Определение временных границ учебно-воспитательной работы.
  3. Четкое формулирование цели реализации АОП, которое следует осуществлять совместно с родителями ученика, а также определение круга приоритетных задач.
  4. Формулирование образовательного и коррекционного компонента адаптированной программы.
  5. Планирование форм изучение программы по каждому из ее разделов.
  6. Определение диагностических и оценочных инструментов, позволяющих выявить степень сформированности учебных достижений и социальной компетентности ребенка.
  7. Разработка комплексных критериев для оценивания эффективности педагогической и коррекционной работы.
Следует отметить, что процесс разработки АОП должен оставаться открытым и творческим, ориентированным на образовательные потребности ребенка. При возникновении сложностей в рамках сетевого взаимодействия к проектированию адаптированной программы можно привлечь специалистов муниципального ППМС-центра. Готовый методический продукт следует обязательно согласовать с родителями.
Реализация АОП Практическое применение программного содержания базируется на организации системной совместной деятельности ответственных педагогов и узкопрофильных специалистов, включенных в междисциплинарную комиссию, последовательное проведение мониторинга УУД и необходимой корректировки психолого-педагогической работы.
Анализ и коррекция По результатам учебного года или иного периода, выбранного в качестве срока реализации АОП, применяются комплексные методы оценивания действий междисциплинарной учебной комиссии, после открытого обсуждения которых в программу вносятся коррективы и дополнения.

Что касается примерного содержания АООП для детей с ОВЗ , то оно должно включать следующие структурные компоненты:

  1. Титульный лист, на котором указывается полное название ОУ и АОП, а также номера заседания педагогического совета, на котором утверждена данная разработке, номер протокола, подпись директора под грифом «Утверждаю».
  2. Перечень нормативных документов, на основании которых составлялась программа. В него целесообразно включить Конституцию РФ, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, Устав школы и другие локальные документы.
  3. Состав АОП - целевой, содержательный и организационный блоки. Для удобства прочтения разработки в содержательный раздел следует включить программы по отдельным предметам, а в организационный - учебный план и график, план внеурочной активности, комплекс условий реализации программного содержания.
  4. Цели реализации программы. Распространенной формулировкой, в полной мере отражающей работу по направлению, может стать следующая: «Создание в образовательном учреждении особых условий, обеспечивающих возможность для детей с ОВЗ получить качественное образование, навыки социализации и интеграции в современное социально-экономическое и культурное пространство».
  5. Перечень задач, в том числе специфические. В числу последних следует отнести консолидацию деятельности педагогических и узкоспециализированных работников школы, направленную на обеспечения оптимальных учебно-воспитательных условий для школьников с особыми образовательными потребностями согласно АООП для детей с ОВЗ по ФГОС , социальную реабилитацию «сложного» ученического контингента через участие в творческой, спортивной, социально-полезной, трудовой деятельности, привитие навыков регуляции эмоционально-волевой сферы, применение в образовательном пространстве здоровьесберегающих технологий. Планируемые результаты образовательной деятельности, учитывающие приоритетные направления развития личности ученика. Так, для детей с ЗПР можно включить в список значимых задач практического обучения участие в общественно полезных делах, творческих практиках, спортивных мероприятиях, проектной и исследовательской деятельности.
  6. Непосредственно содержание рабочих программ по предметам с учебным планом и порядком реализации диагностических функций.

В ситуациях, когда у ребенка возникают сложности с освоением основной образовательной программы, первым шагом педагогов и школьной администрации является акцентирование внимание родителей на данном факте с рекомендацией получить заключение ПМПК. Хочется обратить внимание на тот факт, что разработка АООП возможна только при наличии у ребенка заключения медицинской комиссии с указанием требований к обучению и воспитанию, ближайших перспектив развития. При условии несогласия родителей на прохождение учащимся ПМПК учебно-воспитательные услуги такому ребенку предоставляются на общих основаниях со всеми вытекающими последствиями (наиболее очевидные - трудности при прохождении итогового оценивания, проявления девиантного поведения). Немаловажно, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки обязательны для исполнения, в том числе для учащихся, осваивающих образовательный минимум на дому. Уменьшение рабочих часов или отсутствие у школьника с ОВЗ так называемых «контактных» часов работы с педагогами является грубым нарушением.

Эффективная реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ по ФГОС предусматривает тесное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, в особенности - административного и педагогического состава, на представителей которых возлагается весь груз ответственности. Так, директору ОУ необходимо позаботится о:

  • проектировании процесса обучения с учетом особенностей содержания индивидуальных образовательных маршрутов школьников с ОВЗ, их личных интеллектуальных потребностях;
  • поиске источнике финансирования, благодаря которому условия, необходимые для реализации АОП, будут обеспечены на должном уровне;
  • необходимой корректировке нормативной документации на уровне школы, в том числе разработке новых актов и распоряжений, если в этом возникает необходимость;
  • создании фактических условий, соответствующих реалиям образовательного пространства и возможности его совершенствования (создание безбарьерной среды, закупка и установка спецоборудования, расширение возможностей внутреннего ИКТ-комплекса);
  • обеспечении процесса инклюзии квалифицированными кадровыми ресурсами, налаживание сетевого взаимодействия с профильными организациями (медцентрами, социальными учреждениями, заинтересованными спонсорами, организациями дополнительного образования);
  • разработке диагностической системы, направленной на выявление показателей эффектности работы по направлению.

Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) должны активно участвовать в разработке и реализации АООП для детей с ОВЗ в школе , заниматься отслеживанием динамики развития школьников, выявлять и отслеживать показатели успешности, при возникновении у обучающихся индивидуальных учебных затруднений - искать возможности по их преодолению, организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, а также оказывать посильную помощь педагогам в выборе оптимальных средств обучения.

В рамках реализации АООП от учителей начальной школы, педагогов-предметников ожидается:

  1. Участие в проектировании и реализации специального программного содержания с опорой на традиционные методики обучение и включением инновационного образовательного компонента.
  2. Разработка рабочих программ по отдельным дисциплинам с учетом образовательных возможностей и реальных потребностей детей, которые можно выявить в ходе комплексной диагностики.
  3. Создание в классе развивающей среды, исключение фактических и психологических барьеров.
  4. Формирование в коллективе атмосферы взаимоуважения, толерантности, продуктивного сотрудничества.
  5. Поддержание высокой учебной мотивации, создание «ситуаций успеха».
  6. Построение структуры занятий таким образом, чтобы обеспечить движение к зоне ближайшего развития каждого из учеников.
  7. Адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов, если в этом возникает потребность.
  8. Налаживание эффективных каналов взаимосвязи с родителями школьников, в особенности детей с ОВЗ.

Педагоги дополнительного образования могут внести посильный вклад в оптимизацию образовательного процесса на этапе разработки АОП и АООП, участвуя в проведении комплексной диагностики, создания предпосылок для успешной адаптации и социализации учащихся с особыми потребностями, а также проведении особых учебных практик, способствующих раскрытию личностного потенциала и творческих возможностей детей.

АОП для детей с ОВЗ в школе: содержание

Обязательными составляющими адаптированных образовательных программ , составленных с учетом положений ФГОС для детей с ОВЗ , являются целевой, содержательный и организационный разделы. Ввиду того, что программная разработка в полной мере определяет характер и особенности организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, имеющими патологии развития, на содержании каждого разделов.

В целевой раздел целесообразно включить:

  1. Пояснительную записку, в которой указываются принципы разработки АООП, комплексный психолого-педагогический портрет учащихся с ОВЗ, для которых подойдет данная программа, с обязательным указанием специфических учебно-воспитательных потребностей.
  2. Планируемые результаты реализации программы, которые можно скопировать из одного из вариантов АООП с учетом актуального состояния ребенка. Что касается четвертого варианта образовательной программы, то ввиду необходимости обучения школьника согласно специальной индивидуальной программе развития (СИПР) целесообразно фиксировать исключительно те результаты, которые могут быть достигнуты.
  3. Систему оценки достижения планируемых программных результатов.
  1. Рабочие программы по дисциплинам.
  2. Методику формирования УУД.
  3. Программы духовно-нравственного воспитания, формирования экологической культуры и ЗОЖ.
  4. Программу коррекционной работы.

Рабочая программа, в свою очередь, включает пояснительную записку с конкретизацией общих целей предметного обучения с учетом специфики восприятия материала учащимся, комплексную характеристику учебного предмета или коррекционного курса, обозначения его места в учебном плане. Также при описании рабочей программы необходимо представить ее ценностные ориентиры, перечень личностных, метапредметных и предметных результатов, достижение которых ожидается в ходе реализации педагогического комплекса по АООП, непосредственно содержание учебного курса, тематический план с представлением основных видов учебно-воспитательной деятельности, а также описание материально-технических ресурсов, необходимых для реализации данной программной разработки.

Особенностью составления содержательного раздела для АООП 3 и 4 вариантов является необходимость указания базовых учебных действий вместо УУД, а также упрощение понятийной базы в программе по духовно-нравственному воспитанию. Что касается УУД, то снижение учебной нагрузки обеспечивается пересмотром стандартных задач по их формированию (например, не «работать с несколькими источниками информации», а «использовать информации в решении бытовых проблем»). Программа духовно-нравственного воспитания упрощается преимущественно за счет исключения духовного компонента, сложного для понимания, а также расширения списка практических задач.

Для преодоления индивидуальных проблем обучения ребенка с ОВЗ в содержательный раздел АООП согласно ФГОС включают программу коррекционной работы, разрабатываемую в индивидуальном порядке. Важно обеспечить, чтобы она не дублировала содержание коррекционно-развивающих курсов, обязательных к посещению, что обусловливает необходимость предварительной проработки структуры индивидуальных коррекционных занятий, внеурочной активности, мер по повышению мотивации к обучению и всестороннему развитию.

Организационный раздел программы, адаптированной для ребенка с особыми образовательными потребностями, должен включать следующие компоненты:

  1. Учебный план, в свою очередь включающий обязательную часть и формируемую участниками учебно-воспитательного процесса. Содержание обязательной части напрямую зависит от выбранного варианта программы: если речь идет об использовании первого варианта, то целесообразно оставить стандартную структуру ООП, в то время как при адаптации остальных вариантов необходимо в большей или меньшей мере учитывать рекомендации ПМПК. Программная часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает проведение дополнительных курсов для углубленного изучения обязательных предметов, сформированность навыков по которым является основой для социальной интеграции и профессиональной самореализации.
  2. Условия реализации АООП.
  3. План внеурочной деятельности, состоящий из перечня коррекционно-развивающих курсов и видов общеразвивающей активности. В структуре образовательной программы по ФГОС , проектируемой для детей с ОВЗ , коррекционный компонент играет ключевую роль ввиду важности преодоления индивидуальных психофизических дефектов развития. Согласно п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, на коррекционно-развивающие курсы должно отводиться не менее 5 часов из максимальных 10, предназначенных для внеурочных занятий, при этом содержание таких занятий должно составляться с учетом патологий развития и реально имеющихся проблем. Так, для ребенка с патологиями слуха необходимы занятия по развитию слухового восприятия и техники речи, для учеников в ЗПР - общеразвивающие занятия.

Что касается форм внеурочной деятельности, то их определение является прерогативой педагогов. Для создания условий по всестороннему развитию детей с ОВЗ целесообразно привлекать к экскурсионной активности, походам, спортивным, творческим или интеллектуальным соревнованиям, общественно-полезным практикам, проектной и исследовательской деятельности. Расширить формы внеурочного взаимодействия с учащимися, имеющие особые образовательные потребности, можно за счет использования возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта.

Разработка АОП для детей с ОВЗ в начальной школе

Содержание адаптированных основных общеобразовательных программ АОП , разрабатываемых по ФГОС для учащихся начальной школы с ОВЗ , характеризуются более широким компонентным содержанием, чем АООП ООО. Это обусловлено возрастным фактором, а также необходимостью гармоничного развития личности детей с особыми образовательными потребностями в условиях необходимости привития базовых социальных навыков и создания условий для освоения предметного содержания на необходимом уровне.

При разработке программного содержания для учащихся начальной школы очень важно обеспечить реализацию общедидактических принципов, предусматривающих построение целостного, системного и целенаправленного педагогического процесса, для которого характерна ориентация на гуманистические ценности, сознательное и всестороннее участие личности обучаемого.

Что касается организации коррекционно-развивающей работы, то разработка программного содержания по направлению должна вестись с учетом таких условий:

  1. Неизменное поддержание баланса коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Сохранение единства диагностического и коррекционного комплекса.
  3. Осуществление планирования специальной коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей образовательных сложностей, индивидуально учебно-воспитательных затруднений ребенка.
  4. Выполнение в различных разделах адаптированной образовательной программы , проектируемой для детей с ОВЗ по ФГОС , в частности АООП НОО, группировки учебного материала по темам, являющимся наиболее значимыми - сквозными.
  5. Организация и ведение коррекционно-развивающей работы с точки зрения системно-деятельностного подхода, предусматривающего развитие набора универсальных навыков и умений.
  6. Использование компетентностного подхода, что может первоочередно реализоваться через использование широкого разнообразие методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
  7. Определение объема учебной нагрузки с учетом состояния ребенка «здесь и сейчас» с адекватным пересмотром охвата материала на конкретном занятии.
  8. Поддержание взаимосвязи и активного взаимодействия внутри команды междисциплинарных специалистов. Сохранение акцента на формировании качеств личности учеников, необходимых для успешной социальной интеграции.
  9. Создание педагогических, организационных условий для консолидации усилий ближайшего окружения ребенка.

Еще одной немаловажной особенностью, определяющей структуру и содержание адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ является соблюдение общедидактических принципов ФГОС , в частности, полноценное проживание ребенком всех периодов детского развития. Особую актуальность данный пункт имеет для детей с множественными дефектами здоровья, которые в силу психофизических особенностей сознательно пребывают в дошкольном детстве, в то время как в силу возраста и необходимости освоения предметного содержания предъявляются множественные требования. Немаловажно, чтобы при проектировании образовательной деятельности ученик оставался активным участником выбора содержания, а не субъектом, не имеющим право голоса, педагоги создавали все необходимые условия для активного взаимодействия с представителями семьи, в частности, по вопросам приобщения ребенка с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям общества и государства.

Успешность освоения программного содержания, адаптированного с учетом реальных образовательных возможностей ребенка, во многом зависит и от того, создается ли в различных видах непосредственно обучающей, развивающей деятельности формирование познавательных интересов и действий ребенка. В ситуации обучения детей с ОВЗ соблюдение правила развивающего образования, предусматривающего активность каждого ребенка в ближайшей зоне его развития, является особенно важным, поскольку без последовательной демонстрации успехов, больших и маленьких, невозможно ожидать от ребенка учебной активности. Интеграцию образовательных областей, необходимую для реализации комплексно-тематического принципа построения учебно-воспитательного процесса, также следует внедрять только по достижению учеником с ОВЗ необходимого интеллектуального уровня, поскольку в противном случае велика вероятность снижения познавательного интереса ввиду глубинного непонимания изучаемого материала.

Важно отметить, что при проектировании программ АООП НОО для детей с ОВЗ по ФГОС учителя и другие представители междисциплинарных команд нередко сталкиваются с множественными затруднениями, из числа которых хочется выделить следующие:

  1. Соотнесение содержание примерных образовательных программ с требованиями Стандарта и реальными возможностями инклюзии. В данном случае методическая проблема может заключаться в том, что найти область «пересечения» данных понятий бывает очень непросто из-за множественных противоречий.
  2. Выделение и структурирование методов, приемов и форм педагогической работы по конкретному разделу или блоку АООП.
  3. Определение предметного, общеразвивающего и коррекционного компонента программного содержания с точки зрения достаточности, доступности и необходимости.

В условиях значимости трудностей, с которыми сталкиваются разработчики адаптированного программного содержания, стратегически важным становится продолжение работы по направлению, обязательными элементами которой должна стать разработка передовых педагогических практик, обмен опытом, консолидация усилий учителей-предметников и узкопрофильных специалистов по возрастному развитию, а также активное вовлечение родителей в процесс обучения и всестороннего развития детей с ОВЗ.

Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ учиться в обычной школе. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты. В некоторых школах, наряду с обычными классами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий. На уроках они обучаются по собственной, адаптированной, программе, а на переменах и после уроков «особые» дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.

Программа, по которой учатся дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.

Как составить адаптированную программу?

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей.

За основу следует взять программу соответствующего предмета и привести ее в соответствие с требованиями. Например, по многим предметам для детей с ОВЗ увеличено количество часов; в некоторых случаях (например, на уроках физической культуры) имеются особенности в содержательной части.

Затем следует выбрать учебник из числа рекомендованных, сделать тематическое планирование, выбрать подходящие формы контроля. Надо иметь в виду, что дети с ОВЗ обычно сдают экзамены не в форме ОГЭ и ЕГЭ, поэтому стоит приблизить формы текущего контроля к особенностям ГВЭ. Разумеется, если речь идет об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, то это не имеет значения: ВПР обычно для детей с ОВЗ те же, что и для всех, им может быть предложено лишь дополнительное время на выполнение заданий, специальное освещение, задания, напечатанные крупным шрифтом.

Наконец, выполнив всю подготовительную работу, можно составлять саму программу.

Что должно быть в программе?

На название образовательного учреждения, слева «Рассмотрено на заседании педагогического совета от ___, протокол № ___», справа «Утверждаю» с подписью директора школы и печатью, в центре название «Адаптированная образовательная программа основного (или начального) общего образования для детей с ОВЗ (указать вид)», внизу год.

На второй странице следует перечислить правовые документы, на основании которых создана программа. В перечень необходимо внести Конституцию РФ, Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (если программа для НОО), Устав образовательного учреждения и т.д.

Дать информацию о составе программы (пояснительная записка, учебный план, учебный график, рабочие программы по предметам, оценочные и методические материалы и проч.)

Затем указываются цели программы. Например, такие:

  • Создание условий, обеспечивающих возможность для детей с ОВЗ получение качественного образования.
  • Социальная адаптация детей с ОВЗ с помощью дифференцированного подхода к обучению; формирование их социальной компетентности, необходимой для самореализации.

Или кратко (вариант для адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО 7 вида): «Создание в учебном заведении особой медико-педагогической среды с целью реабилитации детей с ЗПР и последующей их интеграции в современное культурное и социально-экономическое пространство».

Затем следует поместить перечень задач (большинство не отличаются от задач обычной образовательной программы, с некоторыми нюансами). Однако надо включить и специфические задачи:

  • Оптимизация деятельности сотрудников школы, направленной на коррекцию нарушенных функций детей с ОВЗ с опорой на сохранные функции.
  • Реабилитация обучающихся с ОВЗ, позволяющая развивать умение учиться и жить в обществе, полноценно участвовать в разных формах деятельности (культурной, творческой, спортивной и т.д.).
  • Работа над формированием личности обучающихся, регуляцией эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и т.п..
  • Применение .

После задач надо указать планируемые результаты (они формулируются на основании указанных задач: скажем, «работа над формированием мотивации» — «сформированная мотивация» и тому подобное).

Здесь же желательно привести какие-то результаты в соответствии с профилем. Например, для детей с ЗПР: «Развитие способностей обучающихся с ЗПР с помощью организации общественно полезной деятельности, творческой деятельности, участия в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности и т.п.»

Затем приводятся рабочие программы всех предметов с указанием количества часов, названий и авторов учебных пособий, форм контроля.

Образовательная программа обсуждается (а чаще просто голосуется) на педсовете и утверждается директором школы. Она должна быть представлена на сайте образовательного учреждения.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ по ФГОС НОО

Иногда учителя затрудняются составить адаптированную программу для учеников с ОВЗ по ФГОС НОО, ведь дело это новое. Однако требования неумолимы: опубликован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», теперь для «особенных» учащихся начальной школы есть свой ФГОС, а значит, должна быть и программа.

Особенности программы

Образовательная программа для детей с ОВЗ строится по стандартному образцу, только во все пункты включается что-то «коррекционное». Кроме того, необходимо уточнить, нет ли изменений количества часов или содержания учебного материала в конкретном классе по конкретному предмету. Учебники используются из списка рекомендованных по ФГОС; обратите внимание, что для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.п. есть особые учебные пособия, тогда как обучающиеся по программам, например, VI вида учатся по обычным.

Все особенности: специальные учебные пособия, увеличение часов на изучение предмета, введение специальных предметов (СБО, адаптивная физическая культура и т.п.), преподавание (растягивание) материала одного года изучения за два — должны быть отражены в программе.

Структура программы

В программу необходимо внести перечень нормативно-правовых документов, на основании которых она создана.

Затем следует «Пояснительная записка», в которой:

  • обосновывается необходимость создания адаптированной программы;
  • предоставляются общие сведения об образовательной организации;
  • сообщаются цели и задачи адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, а также планируемые результаты;
  • даются сведения об учебно-методическом, кадровом (с информацией о наличии дефектологического образования у педагогов, о специалистах-логопедах, психологах и т.п.), материально-техническом обеспечении образовательного процесса);
  • особенности режима детей с ОВЗ, специфика календарного плана.

После пояснительной записки должны быть помещены рабочие программы по предметам начального образования, перечень зоровьесберегающих мероприятий и технологий, применяемых в учебном заведении, перечень форм контроля; при желании именно сюда можно поместить информацию о планируемых результатах формирования личности ученика с ОВЗ, мероприятиях, направленных на его реабилитацию и интеграцию в общество.

Читайте также: