Пункты в пояснительной записке рабочей программы. Методические рекомендации к составлению рабочей программы. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

  1. Титульный лист

На нем указывается:

  • полное наименование учебного заведения;
  • название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
  • автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
  • срок, на который она утверждается.
  1. Пояснительную записку

Она должна содержать:

  • информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
  • цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
  • в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
  • в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
  1. Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять :

  • из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
  • далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
  • обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
  • обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

  • в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
  • приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
  • деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
  • учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

  • стандартов нового поколения ФГОС;
  • примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(Минобрнауки Амурской области)

ПРИКАЗ

ОЪ. 0 9 , г а ъ № - / Й З ^

г. Благовещенск

Об утверждении Примерного положения

о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными

реализующими программы общего образования

В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения

деятельности общеобразовательных учреждений, расположенных на

территории Амурской области и реализующих образовательные программы

общего образования, эффективного внедрения федерального

государственного образовательного стандарта начального и основного

общего образования

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Примерное положение о структуре, порядке разработки и

утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

образования (прилагается).

2. ГОАУ ДПО Амурскому областному институту развития образования

(Л.Е.Дмитриева) обеспечить организационно-методическое сопровождение

разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин

(модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на

территории Амурской области и реализующими программы общего

образования.

осуществляющими управление в сфере образования:

3.1. Довести до сведения руководителей муниципальных

общеобразовательных учреждений настоящий приказ;

3.2. Обеспечить разработку рабочих программ учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с настоящим

приказом;

3.3. Организовать методическое сопровождение разработки рабочих

программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в

муниципальных общеобразовательных учреждениях.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя

министра Л.А.Закирову.

Министр М.Г.Селюч

Приложение

к приказу Минобрнауки

Амурской области

отЗМ2С/ЗК»

Примерное положение

о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных

курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями,

расположенными на территории Амурской области и реализующих

программы общего образования

I. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение разработано в соответствии с п. 3.6

ст. 28. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в

1.2. Примерное положение определяет структуру, порядок разработки и

утверждения рабочей программы учебного курса, предмета и дисциплины

учреждениями, расположенными на территории Амурской области и

реализующими образовательные программы общего образования.

1.3. Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением, - это

локальный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения

учебного предмета, требования к результатам освоения основной

образовательной программы общего образования обучающимися

(выпускниками) в соответствии с федеральными государственными

образовательными стандартами в условиях конкретного образовательного

учреждения.

1.4. Рабочая программа, как компонент основной образовательной

программы образовательного учреждения, является средством фиксации

уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом

образовательного учреждения.

1.5. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:

Примерной образовательной программы по учебному предмету;

основной образовательной программы школы;

требований федерального государственного образовательного

стандарта общего образования.

1.6. Рабочая программа выполняет следующие функции:

Является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном

объеме;

Определяет содержание образования по учебному предмету на

базовом и повышенном уровнях;

Обеспечивает преемственность содержания образования по

учебному предмету;

Реализует принцип интегративного подхода в содержании

образования;

Создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

Обеспечивает достижение планируемых результатов каждым

обучающимся.

1.7. Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень

обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее

образование).

1.8. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

разрабатывается группой учителей или учителем индивидуально в

соответствии с требованиями ФГОС и спецификой класса.

1.9. Рабочая программа является обязательным документом для

административного контроля степени освоения содержания учебного

предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на

базовом и повышенном уровнях.

1.10. Образовательное учреждение в соответствии с п.3.1., 3.6 ст. 28 ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» самостоятельно

разрабатывает Положение о рабочей программе учителя на основе

Примерного положения по разработке рабочих программ учебных курсов,

предметов, дисциплин (модулей).

II. Структура рабочей программы

2.1. Структура рабочей программы определяется образовательным

учреждением на основе Примерного положения по разработке рабочих

программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом

следующего:

Структура рабочей программы может соответствовать структуре

примерной образовательной программы по учебному предмету;

Рабочая программа, представленная учебно-методическим

комплексами может использоваться в случае её соответствия

требованиям ФГОС ООО.

2.2. Структура рабочей программы на основе требований

федерального государственного образовательного стандарта должна иметь

обязательные компоненты:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка, в которой конкретизируются:

Нормативные акты и учебно-методические документы, на

основании которых разработана рабочая программа;

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета,

курса;

Общая характеристика учебного предмета, курса;

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной

программы школы;

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана

рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Наименование разделов учебной программы и характеристика

основных содержательных линий;

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и

предметные, на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу

учебной программы;

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах

и видах контроля, в определении контрольно-измерительных

материалов, в показателях уровня успешности учащихся

индивидуального проекта и индивидуальных достижений

обучающихся;

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий;

Направления проектной и учебно-исследовательской

деятельности обучающихся;

Использование резерва учебного времени.

4) календарно-тематический планирование (далее - КТП) с

определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных

действий), который является приложением к рабочей программе:

Дата проведения урока;

Раздел учебной программы по предмету;

Тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных

работ;

Количество часов, отведенных на освоение программного

материала;

Основные виды учебной деятельности (универсальные учебные

5) описание материально-технического обеспечения образовательного

процесса:

Печатные пособия;

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

Технические средства обучения (средства ИКТ);

Цифровые образовательные ресурсы;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Натуральные объекты;

Демонстрационные пособия;

Музыкальные инструменты;

Натуральный фонд;

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

2.3. Структура рабочей программы предусматривает:

Увеличение количества часов учебных занятий практико-

ориентированной направленности;

Определение логической последовательности освоения

программного содержания в ходе реализации образовательного

процесса;

Моделирование программного содержания на основе современных

образовательных технологий;

Механизмы достижения планируемых результатов освоения

учебной программы.

III. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы

3.1. Рабочая программа рассматривается в соответствии с Положением о

рабочей программе органом самоуправления общеобразовательного

учреждения, которому в соответствии с уставом общеобразовательного

учреждения делегированы данные полномочия (методическими

объединениями учителей, предметными кафедрами, методическим советом,

научно-методическим советом и др.) на предмет ее соответствия

требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Решение методического объединения учителей «рекомендовать рабочую

программу к утверждению» отражается в протоколе заседания.

3.2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по

учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы

учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям

федерального государственного образовательного стандарта, а также

проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год

учебника, предполагаемого для использования.

3.3. После согласования рабочую программу утверждает педагогический

совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на

титульном листе.

директора образовательного учреждения.

3.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу

в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией

образовательного учреждения.

3.6. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана

являются составной частью основной образовательной программы школы,

входят в обязательную нормативную локальную документацию

образовательного учреждения и представляются органам управления

образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля

и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской

общественности.

IV. Контроль за реализацией рабочих программ

4.1. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль

реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной

работы.

4.2. Образовательное учреждение несет ответственность на основании п.7

ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за реализацию не в

полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным

планом и графиком учебного процесса.__

Минобрнауки России обнародовало важный приказ о внесении изменений в стандарты основного общего образования. Для учителей будет особенно интересен последний пункт приказа - он существенно упрощает структуру рабочих программ. Будем ли писать меньше бумаг в реальности, покажет жизнь.

Тем не менее, судя по изменениям, внесенным в стандарт, составление рабочей программы каждым учителем теперь должно отнимать меньше времени.

Что было до приказа?

Рабочая программа, в соответствии со статьей 18 стандарта, должна была включать 8 пунктов:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  5. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  6. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  7. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Что стало теперь?

Теперь рабочие программы должны содержать всего 3 пункта:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

То есть, не нужно писать пояснительную записку и общую характеристику предмета, давать описание его места в общем учебном плане. Не секрет, что вся эта избыточная информация механически копировалась из одной программы и вставлялась в другую. Если у учителя несколько классов, то он несколько раз писал в программах одно и то же, лишь увеличивая их объем.

Сокращается и раздел, описывающий результаты освоения предмета: судя по логике предлагаемых изменений, описание личностных и метапредметных результатов уходит на уровень школы, в общую образовательную программу, а в рабочих остаются только предметные результаты.

Из тематического планирования убрано совершенно ненужное на практике описание основных видов учебной деятельности. Можно обойтись теперь и без перечисления учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Предложенная трехчастная структура видится логичной: я определяю, чего хочу добиться, затем описываю, на каком материале буду это делать - и в финале даю примерную разбивку по темам и часам (не по датам и урокам, как это требуют многие проверяющие!). Хотелось бы, чтобы эта же структура распространилась и на стандарт полной школы.

Теперь важно, чтобы между стандартом и учителем не встали разнообразные его толкователи, которые будут требовать вносить в рабочие программы лишнее (особенно острым будет вопрос с формой КТП, которая стандартом не регламентирована). Все участники образовательного процесса должны руководствоваться в этом вопросе непосредственно требованиями стандарта, который изменен, как видим, в сторону разгрузки учителя от бумажной работы. И именно опираясь на стандарт, учителю надо доказывать свою правоту и право на такую разгрузку.

Сергей Волков

Требования к рабочим программам по ФГОС

В статье рассмотрены новые требования к рабочим программам, структура и положение о рабочей программе с изменениями на 2017-2018 г.

Требования к рабочим программам призваны повысить эффективность работы педагогов при достижении запланированных образовательных результатов учащихся с учетом их интересов и возможностей. При составлении программ важно принимать во внимание все изменения в требованиях, которые были внесены для совершенствования образовательного процесса.

ФГОС среднего общего образования был изменен Минобрнауки на основе приказа от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» (приказ № 613). В ФКГОС вносились изменения на основе приказа от 07.06.2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ № 506).

В ч. II ФКГОС, разделе «Общие положения» описаны предметы, по которым действуют требования ФКГОС. Для любого профиля школьники на базовом уровне обязательно изучают русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю, физическую культуру, астрономию. Кроме того, ученики изучают интегрированные курсы по обществознанию, в том числе право, экономику, естествознание. Скачать таблицу отличий ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

Структура рабочей программы по ФГОС на 2017-2018 учебный год

Согласно ФГОС, учебный план содержит основную часть и часть, которая формируется учениками, родителями и педагогами. К учебному плану прилагается пояснительная записка, в которой отражается:

    краткая характеристика обеих частей учебного плана;

    формы промежуточной аттестации учеников;

    подходы, которые используются для реализации индивидуальных потребностей детей;

    аннотации учебников и учебно-методических комплектов;

    применяемые в образовательной деятельности педагогические методы и технологии.

В основной части описывается краткая характеристика дисциплин, курсов по всем обязательным предметным областям, состав учебных предметов, которые выделяются из предметных областей, а также учебное время, в течение которого планируется их изучение.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, указывается состав дисциплин и курсов, которые отражают потребностей детей и родителей, а также определяется время на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС основывается на тех же принципах:

    определяется обязательный для освоения федеральный компонент;

    предусматривается вариативность обучения, что реализуется через региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

При этом определяется следующее соотношение между федеральным, региональным (национально-региональным) и компонентом образовательного учреждения:

    на федеральный компонент отводится не менее 75% нормативного времени, которое закладывается для освоения образовательных программ общего образования;

    на региональный (национально-региональный) – не менее 10%;

    на компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

В пояснительной записке также указывается характеристика учебных предметов, формы промежуточной аттестации и пр.

Региональный и компонент образовательного учреждения являются наиболее специфичными элементами учебного плана по ФКГОС. В базисном учебном плане прописываются конкретные рекомендации относительно содержания этих структурных частей документа. Так, в разрезе организации предпрофильной подготовки в 9 классе вводится изучение дисциплин краеведческой направленности.

    для увеличения количества учебных часов, отведенных на изучение отдельных предметов обязательной части;

    введение специальных курсов, на которых реализовываются потребности детей и родителей, в том числе по этнокультурным дисциплинам;

    для других видов воспитательной, учебной, спортивной и пр. деятельности учеников.

    углубленного изучения предметов; введения новых предметов, образовательных модулей, факультативных занятий, практикумов, спецкурсов;

    организации групповых и индивидуальных занятий;

    разработки и внедрения индивидуальных образовательных программ;

    организации самостоятельной работы учеников в библиотеках, лабораториях, музеях.

Согласно требованиям ФГОС, образовательным учреждениям следует делать рабочие программы частью школьной документации. Эти документы составляются на основе примерной программы курса, стандартов ФГОС, а также рекомендованного Минобрнауки РФ комплекта учебников. Также следует принимать во внимание учебный план школы и положение ОУ. Допустимо вносить изменения в примерную программу или составлять авторскую.

Документ включает такие составляющие:

    титульный лист с наименованием образовательного учреждения, названием предмета, класса, должности и ФИО автора, его квалификационной категории и срока, на который рассчитана программа;

    сетка календарно-тематического планирования включает наименование, количество часов, темы разделов, формы занятий по темам.

Согласно ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ федеральные госорганы, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут изменять учебный план и график образовательных организаций.

Требования к рабочим программам в 2017-2018 году должны обязательно учитываться при составлении документа. Согласно СанПиНа 2.4.2.2821–10, образовательная недельная нагрузка должна быть равномерно распределена по времени, при составлении расписания предметы гуманитарного профиля следует чередовать с естественно-математическими.

Максимальный объем аудиторной нагрузки и общий объем не должны превышать требования, которые установлены в табл. № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10. Требования о максимально допустимой недельной нагрузке касаются только аудиторной нагрузки.

В рабочей программе конкретизируется содержание учебного предмета или внеурочного курса в соответствии с целями ООП, частью которого она и является. Программу разрабатывает учитель, а регламент ее разработки и утверждения регулируется локальным нормативным актом под названием Положение о рабочей программе. В этот документ включается:

    реализуемые к объему содержания рабочих программ подходы;

    структура программы с учетом требований ФГОС общего образования (по уровням), которые уточняются согласно целям ООП, уровня методического обеспечения, инновационной практикой педагогов и пр.;

    сроки разработки и порядок согласования программ; подходы к определению периода, на который разрабатываются программы;

    порядок внесения изменений в рабочие программы.

Требования к рабочим программам с учетом нового закона об образовании предполагают, что педагоги будут избегать прямого копирования примерных программ, будут как можно больше учитывать индивидуальные особенности детей, используемые методы обучения, а также роль предмета в достижении общих образовательных результатов.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя, их перечень включается в содержательный раздел ООП. Аннотации к рабочим программам приводятся в приложении к ООП и на официальном сайте. Это указывается в Требованиях к структуре официального сайта образовательного учреждения, которые утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. При внесении изменений в рабочие программы это утверждается приказом о внесении изменений в ООП.

Особенность учебного плана на 2017–2018 годы

Действующие на сегодняшний день требования к рабочим программам по ФГОС 2017-2018 установлены приказом Минобрнауки. Согласно приказу, программы должны быть максимально упрощенными, рабочими документами. С учителя следует снять часть административной нагрузки, которая необходима для подготовки программы. При этом педагог получил право отступать от рекомендуемых программ, использовать новые стандарты оценки знаний и обучения.

Ранее существовало 8 обязательных пунктов, которые должны отражаться в программе. Сейчас их осталось три для урочной деятельности:

    запланированные результаты;

    разбивка курса по отдельным темам и указание часов, необходимых для их усвоения.

В итоге должен получить менее объемный документ, который не только снимет нагрузку с педагога, но и повысит эффективность образовательного процесса.

Для внеурочной деятельности обязательными элементами будут:

    способы изучения обучающимися;

    формы проведения занятий;

    планируемые результаты;

    тематическое планирование.

Когда программа разработана, администрация школы проверяет ее и включает в учебный процесс. Вносятся изменения в перечень учебников, если в этом возникает необходимость. Документы должны утверждаться не позднее 31 августа. В течение года в программу могут вноситься корректировки относительно особенностей и периодов изучения разделов.

Согласно новым стандартам, учителя не ограничиваются классическими видами занятий. Рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы, фронтальные методы работы, наглядные пособия и пр. При оценке учитываются не только предметные, но метапредметные и личностные знания.

Разработка учебных планов профилей по ФГОС среднего общего образования

Образовательная организация, переходящая на ФГОС среднего общего образования, берет за основу учебные планы из примерной ООП. Они отражают перечень, трудоемкость, распределение по времени и последовательность учебных предметов, внеурочных курсов. Под профилем понимают способ организации образовательного процесса для старшеклассников, который учитывает их интересы и возможности.

Учебный план профиля включает:

    обязательные предметы;

    предметы для изучения на базовом уровне из каждой предметной области;

    предметы, изучаемые на углубленном уровне;

    элективные курсы.

Предусмотрено пять профилей: гуманитарный, естественно-научный, технологический, социально-экономический, универсальный.

В таблице 1 подробно рассматривается каждый.

Таблица 1. Содержание профилей обучения в соответствии с примерной ООП среднего общего образования

Сферы деятельности по профилю

Предметные области

Предметы для углубленного изучения

Элективные курсы

Технологический

Производственная, инженерная и информационная

Информатика. Физика

Компьютерная графика. Биохимия. Индивидуальный проект

Естественно-научный

Медицина, биотехнологии

Математика и информатика. Естественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Химия. Биология

Теория познания. Биофизика. Индивидуальный проект

Гуманитарный

Педагогика, психология, общественные отношения

Русский язык и литература. Общественные науки. Иностранные языки

Иностранный язык. История. Право

Психология. Индивидуальный проект

Социально-экономический

Социальная сфера, экономика, обработка информации, управление, предпринимательство, финансы

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. География. Экономика

Индивидуальный проект

Универсальный

Сферу деятельности учащийся не определил или его выбор не вписывается в рамки заданных выше профилей. Поэтому универсальный профиль позволяет ограничиться только базовым уровнем изучения учебных предметов, но не исключает углубленное изучение отдельных предметов

Математика и информатика. Общественные науки

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. История

Технология. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Иностранные языки

Иностранный язык

Дизайн. История родного края. Индивидуальный проект

Русский язык и литература. Математика и информатика. Естественные науки

Русский язык. Литература. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Биология

Индивидуальный проект

Русский язык и литература

Русский язык. Литература

Индивидуальный проект

Планирование элективных курсов представлено в таблице 2.

Таблица 2. Пример подготовки учебного плана естественно-научного профиля с элективными курсами и курсами по выбору

Предметная область

Учебный предмет

Уровень изучения

Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Информатика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Биология

Биофизика

Общественные науки

История (Россия в мире)

Теория познания

Физическая культура

Индивидуальный проект

Курсы по выбору общеразвивающей направленности

Экология психо-эмоциональной сферы человека

Эффективная коммуникация

Навыки работы с медиатекстами

ИТОГО: 2380 часов. Из них: часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 496 часов – 21%

Сокращения в таблице:

Б – предмет для изучения на базовом уровне;

У – предмет для изучения на углубленном уровне;

Э – элективный курс.

При расчете недельной аудиторной нагрузки учитываются требования СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821–10), требования ФГОС среднего общего образования и рекомендации примерной ООП среднего общего образования.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821–10, учебная неделя может включать 5 или 6 дней. От ее продолжительности зависит максимальная нагрузка на учащихся 10-11-х классов:

    при 5-дневной учебной неделе составляет 34 часа;

    при 6-дневной – 37 часов.

По требованиям ФГОС среднего общего образования, количество учебных занятий на одного обучающегося за два года составляет не менее 2170 и не более 2590.

Таблица 3. Вариант расчета аудиторной нагрузки для естественнонаучного профиля при пятидневной учебной неделе

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

10-й класс

11-й класс

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия

Информатика

Иностранные языки

Иностранный язык

Естественные науки

Биология

Биофизика

Общественные науки

История (Россия в мире)

Теория познания

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

Индивидуальный проект

Курсы по выбору с общеразвивающей направленностью

Эффективная коммуникация

Навыки работы с медиатекстами

Итого в неделю

Всего за два года обучения

Зачетная работа.

"Новые требования к рабочим программам 2016-2017"

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

 планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

 тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

 результаты освоения курса внеурочной деятельности;

 тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

    Титульный лист

На нем указывается:

 полное наименование учебного заведения;

 название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;

 срок, на который она утверждается.

    Пояснительную записку

Она должна содержать:

 цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.

 в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.

 в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.

    Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять :

 из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;

 обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.

 обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки - исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

 в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.

 приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.

 деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.

 учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

 стандартов нового поколения ФГОС;

 примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.

 при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую .

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.

Читайте также: