Программа профильной смены учебно-методический материал на тему. Программа городской профильной смены "PROфессионал завтра" Программа профильной смены 10 дней

1. Паспорт программы

Название программы:

Программа профильной смены летнего пришкольного лагеря МОУ СОШ №12 с дневным пребыванием «Планета Детства» «Перекрёстки времени и пространства»

Цель программы:

Разработать модель организации туристско- патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы:

Задачи:

Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине

Направления

деятельности:

Военно- патриотическое

Туристическое

Историко-

Гражданское

Оздоровительное

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»

Сроки проведения:

Июнь - июль 2017 г.

Кадровое обеспечение:

1. Начальник лагеря

2. Воспитатели

3. Вожатая

4. Инструктор по физической культуре, туризму

5. Педагоги дополнительного образования, руководители мастерских и кружков

6. Музыкальный руководитель

7. Медицинский работник

1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования

2. Комнаты отдыха

3. Спортивный зал

4. Открытая спортивная площадка

5. Шахматный клуб

6. Медиатека

7. Комната боевой славы

8. Столовая

Социальное партнерство

1. Центральная городская библиотека

3. Городской музей

4. Кинотеатр «Мир»

5. ДК «Строитель»

6. МЧС, пожарная служба

7. Совет ветеранов

2. Концепция программы

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.

Для растущего человека емким понятием Родина, в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученых от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания рассказов старожилов об истории родного города, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов. Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.

Мы живем в городе Новоалександровске. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать его историю, традиции, обычаи. Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Программа поможет больше узнать о крае и городе, где мы живем; познакомиться с историей родного края, сформировать самосознание. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем. Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.

В целях обеспечения отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период возникает необходимость организованного пребывания детей в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием. Наибольший воспитательный эффект оказывают профильные смены. Смена военно-патриотического направления продолжает деятельность ОУ, как одного из главных направлений воспитательной работы.

Существующая в школе система работы с учащимися по формированию патриотических чувств, воспитанию гражданственности, высокой духовности и морально – нравственных качеств, развитие физической культуры, спорта и туризма успешно может проходить и в условиях летнего пришкольного лагеря.

Вовлечение детей в игровую деятельность туристско – патриотической направленности для формирования качеств патриота и гражданина своего Отечества –основная идея Программы.

Учитывая запросы общества в воспитании патриотизма, положительного отношения к спорту и туризму, взяв за основу общечеловеческое понятие о патриотизме - защите Отечества, любви к Родине, мужестве и героизме, программа расширяет знания и вырабатывает устойчивые умения по целому ряду школьных предметов (Гармонично сочетает оздоровление детей в лагере с патриотическим и физическим развитием).

Данная программа рассчитана на учащихся 7 – 14 лет МОУСОШ №12, организованно посещающих пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Планета Детства», где появляется возможность продолжить в условиях летней оздоровительной кампании работу по туристско – патриотическому воспитанию.

Работа в лагере с детьми по данной программе строится .

Для реализации коллективно-творческих дел создаётся

Командир отряда;

Заместитель командира;

Редактор;

Юные инспекторы дорожного движения;

Организаторы досуга.

Для общего руководства профильной смены создается штаб лагеря, который является организатором мероприятий смены и решает следующие задачи:

Создание условий для самореализации детей в работе совета;

Вовлечение детей в социально - значимую деятельность в условиях летнего оздоровительного лагеря, с использованием игры, как наиболее эффективного инструмента содержания деятельности;

Создание условий для взаимосвязи педагогического и детского коллектива в решении поставленных воспитательных задач;

В состав штаба входят:

Представитель администрации лагеря;

Воспитатели, вожатая;

Координатор программы;

Совет лагеря;

Командиры отрядов.

Для реализации программы необходимо кадровое обеспечение :

группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью рабочего коллектива, анализирует текущую ситуацию, вносит коррективы, проводит ежедневные оперативные совещания.

осуществляет психолого – педагогическую подготовку реализации программы.

Рабочая группа – осуществляют выполнение запланированных мероприятий, отвечают за организацию работы в отрядах, несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Этапы реализации программы:

Подготовительный;

Основной;

Итоговый (анализ мероприятий).

Для того чтобы организовать и провести работу профильной туристско – патриотической смены нужна подготовка, которая включает:

- Подготовительный этап

Задачи подготовительного этапа:

Определение содержания смены;

Планирование;

Подготовка необходимого оборудования;

Проведение инструктивных занятий;

Распределение обязанностей в отряде.

Основной этап.

На реализацию основных мероприятий программы необходимо 18 дней, в течение которых необходима ежедневная тренировка и подготовка:

Все мероприятия проводятся под руководством штаба лагеря (воспитателей

Кульминацией проведения профильной смены станет проведение КТД - общелагерной

Итоговый этап .

Финалом профильной смены будет заключительное заседание штаба лагеря, на котором будут подведены итоги проведенных мероприятий. Награждение победителей состоится на линейке закрытия лагерной смены.

Актуальность данной программы заключается в том, что она решает комплекс проблем в сфере патриотического воспитания детей и подростков, предполагает использование новых форм работы, включение детей в разнообразную, соответствующую их возрастным особенностям деятельность. Туристско – патриотическая тематика – основа проводимых в летнем оздоровительном лагере мероприятий.

Используя передовые методики работы с детьми, программный материал призван решать в условиях местных традиций вопросы нравственного, физического и туристско – патриотического воспитания.

Работа по данной программе, в условиях пришкольного лагеря с дневным пребыванием, позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, научить ставить цели, анализировать ситуацию, осуществлять выбор, принимать решения. Туристическая деятельность развивает коммуникативные качества личности и способствует адаптации ребёнка в обществе сверстников и взрослых, а также развивает умения работать в команде и коллективе. Данная программа – комплексная, позволяет работать с разной возрастной категорией (7-14 лет) и с детьми из разной социальной среды.

Целостность данной программы заключается в том, что в течение всей смены проводятся мероприятия на основе имеющихся у детей знаний, умений и навыков, полученных на уроках и занятиях творческих объединений туристско-патриотической направленности.

Цель программы: Разработать модель организации патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы: Сюжетно-ролевая игра «Перекрёстки времени и пространства»

Задачи:

Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине

Развитие интереса к истории Отечества, Ставропольского края, города Новоалександровска

Развитие инициативы в сфере волонтерства

Формирование сознательной дисциплины, ответственности

Воспитание коллективизма, волевых качеств, смелости, находчивости, выносливости

Закрепление знаний, умений, навыков ОБЖ, обучение туристическим умениям и навыкам и действиям в экстремальных условиях

Развитие коммуникативных навыков, способностей работать в коллективе, создание развивающей среды, комфортности

В.А. Сухомлинский

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.

Сюжетно-ролевая игра - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. Каждый день планируются по 5 направлениям, радиальным маршрутам: «Юнармия», «Моя малая Родина», «Туризм и спорт», «Герои рядом», «Трудовые подвиги земляков». Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Вводная игровая легенда: Ребята – члены поисковых отрядов, которые проводили раскопки и обнаружили порталы времени, а также карту, на которой показано когда и в какое время открывается тот или иной портал. Таким образом, ребята и педагоги в течение смены являются свидетелями и непосредственными участниками туристско- патриотической экспедиции.

В основе игры – маршрутная карта путешествия по ленте времени и пространства с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 18 пунктов назначения. Отряды - путешественники во времени со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. У каждого отряда – свои знаки отличия.

Каждый отряд, выполняя задания игрового дня, получает «артефакт». По количеству «артефактов» в конце смены определяется отряд-победитель.

Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – получают личную книжку «Охранный амулет». В неё заносятся все достижения путешественника: выполнение норм ГТО, туристических навыков, специальности, которые может получить воспитанник лагеря за работу в творческих мастерских, достижения в туристическом и спортивном кружках: журналист, туртехник, спортсмен, мастеровой, игротехник.

5.Структура соуправления

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива. Каждый день каждый отряд отправляется в экспедицию.

Экспедицию возглавляет начальник поисковой экспедиции (командир-вожатый). В каждом отряде есть командир отряда, картограф (составляет карту экспедиции). Воспитатели являются кураторами отрядов. Начальник экспедиции, начальники отряда, картографы и кураторы входят в состав штаба экспедиции – главного органа самоуправления.

Промежуточные результаты путешествия по ленте времени и пространства подводятся на еженедельных заседаниях штаба экспедиции, окончательные – на итоговом сборе участников экспедиции, где будут подведены итоги, вручены грамоты участникам экспедиции в зависимости от номинации (личностные результаты), а также вручены призы лучшему отряду (коллективные результаты).

Радиальные маршруты

Тематика мероприятий

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Квест по памятникам города (изучение истории памятника и возложение цветов)

Спортивно-конкурсная программа «А ну-ка парни!»

Конкурс строя и песни

Игра «Тропа следопытов»

Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла

День памяти «Мы помним, мы гордимся»

Квест «Боевые традиции казаков»

Акция «Наше внимание и забота» (уборка территории около обелиска)

Акция «Ветеран живет рядом»

Проект совместно с родителями «Война в истории моей семьи»

Моя малая Родина

День России «Русь, Россия, Родина моя» Организация деятельности народных творческих мастерских «Ремесленный ряд» (изготовление народных игрушек, военной техники)

Конкурс рисунков «Мой город, мой дом»

История названия улиц г.Новоалександровска (Карбышева, Панфилова, Пугач)

Казачьи народные промыслы и ремёсла Ставрополья

Казачья ярмарка

Проект совместно с родителями «Генеалогическое древо моей семьи»

Туризм и спорт

Соревнование по туристическому многоборью (конкурс туристической песни, устройство компаса и ориентирование, укладка рюкзака, установка палатки, виды костров, их назначение, конкурс туристических самоделок, приготовление пищи на костре, вязка узлов и их назначение, туристические кроссворды, топографические знаки)

Туристская игротека совместно с родителями

Туристическая эстафета

Туристический кросс-поход по отработке туристских навыков на местности

День здоровья «О, спорт, ты – жизнь!»

Диагностика здоровья

Спортивные игры

Правила дорожного движения – должны знать все

Дорожная азбука в загадках

Герои рядом

Проект совместно с родителями «Моя семья в истории моей страны»

Социальный проект «Герои рядом»

Социальный проект «Трудовые подвиги земляков»

Экскурсия в районный краеведческий музей

Экскурсия в комнату боевой и трудовой славы школы

Социальный проект «Святой Руси отважные сыны»

Игра «Мой город на карте Ставропольского края»

Трудовые подвиги земляков

Проект совместно с родителями «Профессии моей семьи»

Медаль за бой, медаль за труд (экспедиция к Доске Почёта)

Экскурсии на предприятия (редакция газеты, пожарная часть, почта, военкомат)

Игра «Поиск клада»

Игровая программа «Поэты и художники нашего города»

Имеют разные направленности, все дела дня объединены темой привалов. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) в основном носит познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, спортивные объединения, кружки, экскурсии, акции, проекты), а вторая половина дня – досугово-развлекательная (праздники, викторины, фестивали). В субботу подведение итогов работы за неделю, организация работы пресс-центра экспедиции, заполнение карты путешествия по ленте времени и пространства.

План – сетка

Экспедиция «Перекрестки времени и пространства»

Дни недели

Отряды

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Юнармия»

«Герои рядом»

«Туризм и спорт»

«Трудовые подвиги земляков»

«Моя малая Родина»

Юнармия

7.Ожидаемые результаты

· За время пребывания в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием дети отдохнут и повысят свои физические качества,

· Дополнят знания по истории своей Родины, изучения традиций наполнит отдых детей глубоким содержанием (история нашей Родины, Ставропольского края, Новоалександровского района полна интересными событиями).

· Расширят коммуникативные навыки (самоуправление, участие в мероприятиях, играх, КТД, экспедициях поможет формированию в детях инициативы, сознательной дисциплины, воли, смелости, находчивости, выносливости, что способствует расширению их общительности).

· Познакомятся через игру с основами туризма, овладеют приёмами оказания первой медицинской помощи, основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Итоги проведения конкурсов, викторин, эстафет являются показателями результативности проведения профильной смены «Перекрёстки времени и пространства».

Туристско-патриотического самосознания:

1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, традициям родного края.

2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов

3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.

4. Развитие индивидуальных способностей детей, туристических навыков приобщение к творческой деятельности,

5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города.

6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.

7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

И.А. Фоменко

« _____ » _______________ 2017 г.

ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12»

«Перекрёстки времени и пространства»

(туристско- патриотической направленности )

Возраст детей 7 – 14 лет

Срок реализации: 26.06.2017-15.07.2017

г. Новоалександровск, 2017 год

1. Паспорт программы

Название программы:

Программа профильной смены летнего пришкольного лагеря МОУ СОШ №12 с дневным пребыванием «Планета Детства» «Перекрёстки времени и пространства»

Цель программы:

Разработать модель организации туристско- патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы:

Сюжетно-ролевая игра «Перекрёстки времени и пространства»

Задачи:

Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине

Воспитание коллективизма

Направления

деятельности:

Военно- патриотическое

Туристическое

Историко-

Гражданское

Оздоровительное

Основной разработчик программы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»

Сроки проведения:

Июнь - июль 2017 г.

Кадровое обеспечение:

  1. Начальник лагеря
  2. Воспитатели
  3. Вожатая
  4. Инструктор по физической культуре, туризму
  5. Педагоги дополнительного образования, руководители мастерских и кружков
  6. Музыкальный руководитель
  7. Медицинский работник

Материально-технические условия реализации программы

  1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования
  2. Комнаты отдыха
  3. Спортивный зал
  4. Открытая спортивная площадка
  5. Шахматный клуб
  6. Медиатека
  7. Комната боевой славы
  8. Столовая

Социальное партнерство

  1. Центральная городская библиотека
  2. Городской музей
  3. Кинотеатр «Мир»

5. ДК «Строитель»

6. МЧС, пожарная служба

7. Совет ветеранов

2. Концепция программы

Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю.

Для растущего человека емким понятием Родина, в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученых от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания рассказов старожилов об истории родного города, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов. Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.

Мы живем в городе Новоалександровске. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать его историю, традиции, обычаи. Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Программа поможет больше узнать о крае и городе, где мы живем; познакомиться с историей родного края, сформировать самосознание. Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем. Лагерная смена даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.

В целях обеспечения отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период возникает необходимость организованного пребывания детей в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием. Наибольший воспитательный эффект оказывают профильные смены. Смена военно-патриотического направления продолжает деятельность ОУ, как одного из главных направлений воспитательной работы.

Существующая в школе система работы с учащимися по формированию патриотических чувств, воспитанию гражданственности, высокой духовности и морально – нравственных качеств, развитие физической культуры, спорта и туризма успешно может проходить и в условиях летнего пришкольного лагеря.

Вовлечение детей в игровую деятельность туристско – патриотической направленности для формирования качеств патриота и гражданина своего Отечества –основная идея Программы.

Учитывая запросы общества в воспитании патриотизма, положительного отношения к спорту и туризму, взяв за основу общечеловеческое понятие о патриотизме - защите Отечества, любви к Родине, мужестве и героизме, программа расширяет знания и вырабатывает устойчивые умения по целому ряду школьных предметов (Гармонично сочетает оздоровление детей в лагере с патриотическим и физическим развитием) .

Данная программа рассчитана на учащихся 7 – 14 лет МОУСОШ №12, организованно посещающих пришкольный лагерь с дневным пребыванием «Планета Детства», где появляется возможность продолжить в условиях летней оздоровительной кампании работу по туристско – патриотическому воспитанию.

3. Описание деятельности по Программе

Работа в лагере с детьми по данной программе строится на самоуправлении под руководством воспитателей .

Для реализации коллективно-творческих дел создаётся структура отрядного самоуправления:

Командир отряда;

Заместитель командира;

Физорг;

Редактор;

Юные инспекторы дорожного движения;

Организаторы досуга.

Для общего руководства профильной смены создается штаб лагеря, который является организатором мероприятий смены и решает следующие задачи:

Создание условий для самореализации детей в работе совета;

Вовлечение детей в социально - значимую деятельность в условиях летнего оздоровительного лагеря, с использованием игры, как наиболее эффективного инструмента содержания деятельности;

Создание условий для взаимосвязи педагогического и детского коллектива в решении поставленных воспитательных задач;

В состав штаба входят:

Представитель администрации лагеря;

Воспитатели, вожатая;

Координатор программы;

Совет лагеря;

Командиры отрядов.

Для реализации программы необходимо кадровое обеспечение :

Административно – координационная группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью рабочего коллектива, анализирует текущую ситуацию, вносит коррективы, проводит ежедневные оперативные совещания.

Консультативно методическая группа осуществляет психолого – педагогическую подготовку реализации программы.

Рабочая группа – осуществляют выполнение запланированных мероприятий, отвечают за организацию работы в отрядах, несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Сроки реализации программы (одна смена)

Этапы реализации программы:

Подготовительный;

Основной;

Итоговый (анализ мероприятий).

Для того чтобы организовать и провести работу профильной туристско – патриотической смены нужна подготовка, которая включает:

- Подготовительный этап

Задачи подготовительного этапа:

Определение содержания смены;

Планирование;

Подготовка необходимого оборудования;

Проведение инструктивных занятий;

Распределение обязанностей в отряде.

Основной этап.

На реализацию основных мероприятий программы необходимо 18 дней, в течение которых необходима ежедневная тренировка и подготовка:

Все мероприятия проводятся под руководством штаба лагеря (воспитателей

Кульминацией проведения профильной смены станет проведение КТД - общелагерной игры «Россия, тебе славу пою»

Итоговый этап .

Финалом профильной смены будет заключительное заседание штаба лагеря, на котором будут подведены итоги проведенных мероприятий. Награждение победителей состоится на линейке закрытия лагерной смены.

Актуальность данной программы заключается в том, что она решает комплекс проблем в сфере патриотического воспитания детей и подростков, предполагает использование новых форм работы, включение детей в разнообразную, соответствующую их возрастным особенностям деятельность. Туристско – патриотическая тематика – основа проводимых в летнем оздоровительном лагере мероприятий.

Используя передовые методики работы с детьми, программный материал призван решать в условиях местных традиций вопросы нравственного, физического и туристско – патриотического воспитания.

Педагогическая целесообразность. Работа по данной программе, в условиях пришкольного лагеря с дневным пребыванием, позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, научить ставить цели, анализировать ситуацию, осуществлять выбор, принимать решения. Туристическая деятельность развивает коммуникативные качества личности и способствует адаптации ребёнка в обществе сверстников и взрослых, а также развивает умения работать в команде и коллективе. Данная программа – комплексная, позволяет работать с разной возрастной категорией (7-14 лет) и с детьми из разной социальной среды.

Целостность данной программы заключается в том, что в течение всей смены проводятся мероприятия на основе имеющихся у детей знаний, умений и навыков, полученных на уроках и занятиях творческих объединений туристско-патриотической направленности.

Цель программы: Разработать модель организации патриотического воспитания в условиях летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Планета Детства»

Форма реализации программы: Сюжетно-ролевая игра «Перекрёстки времени и пространства»

Задачи:

Воспитание патриотизма и любви к своей малой Родине

Развитие интереса к истории Отечества, Ставропольского края, города Новоалександровска

Развитие инициативы в сфере волонтерства

Формирование сознательной дисциплины, ответственности

Воспитание коллективизма , волевых качеств, смелости, находчивости, выносливости

Закрепление знаний, умений, навыков ОБЖ, обучение туристическим умениям и навыкам и действиям в экстремальных условиях

Развитие коммуникативных навыков, способностей работать в коллективе, создание развивающей среды, комфортности

4.Механизм реализации программы

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - сюжетно – ролевая игра, как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство.

Это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. Каждый день планируются по 5 направлениям, радиальным маршрутам: «Юнармия», «Моя малая Родина», «Туризм и спорт», «Герои рядом», «Трудовые подвиги земляков». Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Вводная игровая легенда: Ребята – члены поисковых отрядов, которые проводили раскопки и обнаружили порталы времени, а также карту, на которой показано когда и в какое время открывается тот или иной портал. Таким образом, ребята и педагоги в течение смены являются свидетелями и непосредственными участниками туристско- патриотической экспедиции.

В основе игры – маршрутная карта путешествия по ленте времени и пространства с планом-заданием для каждого определенного дня. В карте – 18 пунктов назначения. Отряды - путешественники во времени со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. У каждого отряда – свои знаки отличия.

Каждый отряд, выполняя задания игрового дня, получает «артефакт». По количеству «артефактов» в конце смены определяется отряд-победитель.

Все воспитанники лагеря на первоначальном этапе – получают личную книжку «Охранный амулет». В неё заносятся все достижения путешественника: выполнение норм ГТО, туристических навыков, специальности, которые может получить воспитанник лагеря за работу в творческих мастерских, достижения в туристическом и спортивном кружках: журналист, туртехник, спортсмен, мастеровой, игротехник.

5.Структура соуправления

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива. Каждый день каждый отряд отправляется в экспедицию.

Экспедицию возглавляет начальник поисковой экспедиции (командир-вожатый). В каждом отряде есть командир отряда, картограф (составляет карту экспедиции). Воспитатели являются кураторами отрядов. Начальник экспедиции, начальники отряда, картографы и кураторы входят в состав штаба экспедиции – главного органа самоуправления.

Промежуточные результаты путешествия по ленте времени и пространства подводятся на еженедельных заседаниях штаба экспедиции, окончательные – на итоговом сборе участников экспедиции, где будут подведены итоги, вручены грамоты участникам экспедиции в зависимости от номинации (личностные результаты), а также вручены призы лучшему отряду (коллективные результаты).

Радиальные маршруты

Тематика мероприятий

Юнармия

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Квест по памятникам города (изучение истории памятника и возложение цветов)

Спортивно-конкурсная программа «А ну-ка парни!»

Конкурс строя и песни

Игра «Тропа следопытов»

Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла

День памяти «Мы помним, мы гордимся»

Квест «Боевые традиции казаков»

Акция «Наше внимание и забота» (уборка территории около обелиска)

Акция «Ветеран живет рядом»

Проект совместно с родителями «Война в истории моей семьи»

Моя малая Родина

День России «Русь, Россия, Родина моя» Организация деятельности народных творческих мастерских «Ремесленный ряд» (изготовление народных игрушек, военной техники)

Конкурс рисунков «Мой город, мой дом»

История названия улиц г.Новоалександровска (Карбышева, Панфилова, Пугач)

Казачьи народные промыслы и ремёсла Ставрополья

Казачья ярмарка

Проект совместно с родителями «Генеалогическое древо моей семьи»

Туризм и спорт

Соревнование по туристическому многоборью (конкурс туристической песни, устройство компаса и ориентирование, укладка рюкзака, установка палатки, виды костров, их назначение, конкурс туристических самоделок, п риготовление пищи на костре, вязка узлов и их назначение, т уристические кроссворды, топографические знаки )

Туристская игротека совместно с родителями

Туристическая эстафета

Туристический кросс-поход по отработке туристских навыков на местности

День здоровья «О, спорт, ты – жизнь!»

Диагностика здоровья

Спортивные игры

Правила дорожного движения – должны знать все

Дорожная азбука в загадках

Герои рядом

Проект совместно с родителями «Моя семья в истории моей страны»

Социальный проект «Герои рядом»

Социальный проект «Трудовые подвиги земляков»

Экскурсия в районный краеведческий музей

Экскурсия в комнату боевой и трудовой славы школы

Социальный проект «Святой Руси отважные сыны»

Игра «Мой город на карте Ставропольского края»

Трудовые подвиги земляков

Проект совместно с родителями «Профессии моей семьи»

Медаль за бой, медаль за труд (экспедиция к Доске Почёта)

Экскурсии на предприятия (редакция газеты, пожарная часть, почта, военкомат)

Игра «Поиск клада»

Игровая программа «Поэты и художники нашего города»

Каждый день смены – 5 пунктов назначения экспедиций - имеют разные направленности, все дела дня объединены темой привалов. Логика построения дня такова, что первая половина (до обеда) в основном носит познавательную направленность (мастерские, творческие объединения, спортивные объединения, кружки, экскурсии, акции, проекты), а вторая половина дня – досугово-развлекательная (праздники, викторины, фестивали). В субботу подведение итогов работы за неделю, организация работы пресс-центра экспедиции, заполнение карты путешествия по ленте времени и пространства.

Среда

Четверг

Пятница

Обозначения радиальных маршрутов

«Юнармия»

«Герои рядом»

«Туризм и спорт»

«Трудовые подвиги земляков»

«Моя малая Родина»

7.Ожидаемые результаты

· За время пребывания в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием дети отдохнут и повысят свои физические качества,

· Дополнят знания по истории своей Родины, изучения традиций наполнит отдых детей глубоким содержанием (история нашей Родины, Ставропольского края, Новоалександровского района полна интересными событиями).

· Расширят коммуникативные навыки (самоуправление, участие в мероприятиях, играх, КТД, экспедициях поможет формированию в детях инициативы, сознательной дисциплины, воли, смелости, находчивости, выносливости, что способствует расширению их общительности).

· Познакомятся через игру с основами туризма, овладеют приёмами оказания первой медицинской помощи, основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Итоги проведения конкурсов, викторин, эстафет являются показателями результативности проведения профильной смены «Перекрёстки времени и пространства».

Воспитанник с заложенными основами туристско-патриотического самосознания:

1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, традициям родного края.

2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов

3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.

4. Развитие индивидуальных способностей детей, туристических навыков приобщение к творческой деятельности,

5.Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города.

6.Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.

7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.


ГОРОДСКАЯ ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА

« PRO ФЕССИОНАЛ ЗАВТРА»

Вагайцева Екатерина Сергеевна

Организация, реализующая профильную смену : МБУДО «Дом детского творчества «Кировский»

Актуальность идеи профильной смены:

Какой он профессионал 21 века? Какими качествами он должен обладать? Как можно помочь современным подросткам сегодня сделать свой профессиональный выбор и завтра стать успешным профессионалом?

На Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы 10 профессиональных компетенций, которые будут актуальны через 5 лет:

1.Комплексное многоуровневое решение проблем, то есть способность видеть суть проблем и разбираться с их причинами, владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем.

2. Критическое мышление как способность подвергать сомнению поступающую информацию и даже собственные убеждения.

3. Креативность в широком смысле как способность созидать и создавать новое.

4. Умение управлять людьми, быть лидерами, принимать решения, мотивировать, решать конфликты внутри команды.

5. Взаимодействие с людьми, выстраивать конструктивное взаимодействие.

6. Эмоциональный интеллект как способность понимать эмоции, намерения и мотивацию как других людей, так и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

7. Формирование собственного мнения и принятие решений в отношении собственной жизни.

8. Клиентоориентированность.

9. Умение вести переговоры, быть медиатором и посредником, слушать и слышать точку зрения другого человека.

10. Гибкость ума как это способность быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно.

Этот же компетентностный подход заложен и во Всероссийском проекте «Атлас профессий будущего», построенный на основе общероссийского исследования «Форсайт Компетенций 2030». Атлас является одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить.

Таким образом, в основу содержания профильной смены заложен компетентностный подход, направленный на развитие у подростков ключевых компетенций, необходимых им для успешного самоопределения и профессионального развития в будущем.

Цель и задачи профильной смены

Цель: создание условий для профессионального самоопределения школьников, приобретение ими навыков осознанного выбора профессии, а также выявление лидерских качеств и профессиональных предрасположенностей у подростков.

Задачи:

    формирование самостоятельности и ответственности за профессиональный и личностный выбор, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию, и самообразованию;

    актуализация навыков осознанного выбора и построения профессиональной траектории;

    формирование умения работать в команде, принимать командные решения, нести за них ответственность;

    развитие проектного мышления подростков, способности и умения видеть проблемы и предлагать нестандартные способы их решения;

    активизация лидерского потенциала подростков и их самореализации в различных видах деятельности;

    обогащение социального опыта подростков посредством п роведение профессиональных проб по некоторым профессиям;

    выявление интересов подростков, связанных с саморазвитием.

Целевая аудитория участников профильной смены :

В смене приняли участие подростки, обучающиеся в образовательных учреждениях Кировского, Ленинского, Дзержинского районов, Центрального округа. Возраст участников смены: 13-17 лет. Общее количество участников смены - 100 человек.

Сроки проведения профильной смены: 22 - 26 августа 2016 года, 5 дней.

Основное содержание профильной смены:

Основная идея профильной смены связанна с развитием у подростков ключевых компетенций, необходимых им для успешного самоопределения и профессионального развития в будущем, реализуется в формате выездного летнего лагеря с круглосуточным проживанием в течение 5 дней.

Программа смены состоит из нескольких модулей:

Модуль полезной информации дает возможность каждому участнику узнать о мире современных профессий, пройти тренинги и мастер-классы от приглашенных представителей конкретных профессий, пообщаться с представителями профессий.

Модуль нестандартных идей направлен на вовлечение каждого участника в активную творческую работу, в этом модуле у участников будет возможность проявить себя с творческой стороны как коллективно, так и индивидуально . Каждое событие этого модуля способствует развитию лидерских качеств, организаторских способностей, коммуникативных навыков и др.

Модуль проектирования ориентирует участников на созидательную продуктивную деятельность и создание собственных проектов по приоритетным направлениям как индивидуально, так и небольшими командами.

Модуль командообразования включает в себя мероприятия, направленные на знакомство и сплочение участников, развитие лидерских качеств, умения работать в команде, слышать и понимать чувства другого человека.

План сетка профильной смены:

22.08.2016

Игра по станциям

«Атлас профессий»

Игра по станциям, проходит в командах. На станциях участники выполняют предложенные задания. Заканчивается общим сбором.

19.30

Ужин + второй ужин

21.00

Вечерняя программа

Развлекательная концертно-игровая программа.

"Энергия - жизнь!", дискотека

22.45

Огоньки в отрядах

Вручение значка «Человек сбора» (3 человека)

23.00

Планерка

23.08.2016

Подъем, зарядка

На эстраде под музыку

9.30

Завтрак

10.00

Старт дня

Запуск игры «Реальная жизнь».

Подготовка точек

12.00

Игра от Центра занятости населения

Сбор на эстраде

14.00

Обед

15.00

Продолжение игры «Реальная жизнь»

На территории

17.00

Полдник

18.00

Аукцион – финал игры «Реальная жизнь»

На эстраде

19.30

Ужин

20.30

Песенный круг

На берегу костер

22.30

Огоньки в отрядах

23.00

Планерка

24.08.2016

Старт 3-го дня профильной смены.

Игра на территории «Калейдоскоп творчества»

12.00

Кинолекторий

Просмотр кинофильма «Невероятная жизнь Уолтера Митти»

14.00

Обед

15.00

Пресс-конференция «Профессионал»

Пресс-конференция от представителей учебных заведений города Новосибирска

17.00

Полдник

18.30

Игровая программа

Конкурсно-игровая программа на эстраде

19.30

Ужин

20.30

Дискотека

22.30

Огоньки в отрядах

Рефлексия. Вручение значка «Человек сбора» (3 человека)

23.30

Ночной квест

23.00

Планерка

25.08.2016

26.08.2016

Кадровое обеспечение:

Дом детского творчества «Кировский» и районная детская общественная организация «Альтаир», действующая на базе ДДТ «Кировский» имеющие опыт организации профильных смен лидерской направленности и смен активов школьного самоуправления в течение 10 лет.

Кадровый состав профильной смены:

    педагоги МБУДО «ДДТ «Кировский»;

    члены РДОО «Альтаир»;

    вожатские отряды « Party -сон» ДДТ «Кировский» и «Хранители» ДООЦ «Кировский»;

    приглашенные специалисты в разных областях профессиональной деятельности (по договоренности на основе партнерских отношений);

    специалисты отдела занятости населения Кировского района г. Новосибирска (по договоренности на основе партнерских отношений);

    студенты профессиональных учебных заведений города Новосибирска.

С 01 по 08 ноября 2018 года психолог БУ РА «УСПН Шебалинского района» Аргокова Е.О. приняла участие в работе республиканской профильной смены «Страна мира» на базе УТЦ «Семинский перевал».

В осенние каникулы отдохнуть и обучиться основам технологии восстановительной медиации смогли дети из 7 районов Республики Алтай - Онгудай, Шебалино, Усть-Кан, Кош-Агач, Улаган, Турочак, Чоя.

Психолог на смене выступала в качестве воспитателя и тренера-медиатора в 1 отряде «Молодая гвардия» из 19 человек (9 девочек и 10 мальчиков, из них 4 несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, и 6 несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном контроле, в т.ч. 1 опекаемый ребенок).

По итогам проведения смены была проведена анкета обратной связи. В отряде «Молодая гвардия» опрошено 19 человек, отзывы 100% положительные.

По запросу специалистов УСПН психологом подготовлены справки-характеристики на несовершеннолетних из отряда, состоящих на профилактическом учете (Улаган, Шебалино).


Проблема детского дорожно-транспортного травматизма затрагивает все страны мира. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. Жизнь любого человека важна, а жизнь ребенка бесценна. Поэтому мы считаем, что нельзя оставаться равнодушными, когда речь идет о безопасности детей. При попадании в дорожно-транспортное происшествие, ребенок испытывает огромное морально-психологическое потрясение, которое травмирует ребенка на всю жизнь. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма, к сожалению, сохраняет свою актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №14»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора Директор МБОУ «Лицей №14»

по воспитательной работе _________ С.С. Калимуллина

О.О. Пустоплеснова Приказ №_________

Программа профильной смены отряда ЮИД

«Радужный светофор»

Разработала:

Симоненко Анастасия Евгеньевна

Нижнекамск 2015

Пояснительная записка

По последним данным ГИБДД, в Российской федерации с января по октябрь 2015 года, произошло свыше 20 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей, из них погибло 897 человек и более 22 тысяч получили ранения различной степени тяжести. Так откуда же берутся эти страшные цифры? Корень проблемы безопасности дорожного движения и детского дорожно-транспортного травматизма можно обнаружить еще с появлением первого автотранспортного средства. Время идет, с каждым годом машин на дорогах становится все больше, развивается сеть дорог, растет интенсивность движения и ребенку не всегда под силу сориентироваться в потоке машин и пешеходов. Каждое автотранспортное средство, каждый перекресток, каждая улица – явная и несомненная опасность для здоровья и не дай Бог, жизни наших детей. Следующей проблемой можно обозначить и то, что у детей весьма парадоксальное отношение к автомобилю. Да, они боятся его, боятся как грохочущее и рычащее средство, но они абсолютно лишены страха резко выбежать на проезжую часть перед движущимся автомобилем в надежде успеть перебежать дорогу, не думая о том, что водитель не успеет остановиться или свернуть в сторону. Дети не думают о последствиях. Ну а самой главной причиной детского дорожно-транспортного травматизма являемся, конечно же, мы – сами взрослые, ведь именно с нас и берет пример наше подрастающее поколение. Мы, взрослые, переходя дорогу на красный свет, часто не задумываемся о том, что рядом с нами идут дети и впитывают информацию, как губка, повторяют и полностью копируют пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению безопасности дорожного движения. Телевидение, интернет, компьютерные игры с завораживающими гонками, где крутые парни лихо гоняют по улицам города, не обращая внимания на правила – все это оказывает пагубное влияние на наших детей. И вот уже подрастающее поколение само создает аварийные ситуации, не только подвергает опасности свою жизнь, но создает угрозу жизни и здоровью другим участникам движения.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма затрагивает все страны мира. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. Жизнь любого человека важна, а жизнь ребенка бесценна. Поэтому мы считаем, что нельзя оставаться равнодушными, когда речь идет о безопасности детей. При попадании в дорожно-транспортное происшествие, ребенок испытывает огромное морально-психологическое потрясение, которое травмирует ребенка на всю жизнь. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма, к сожалению, сохраняет свою актуальность. По данным отдела ГИБДД по Нижнекамскому муниципальному району с начала года произошло 39 ДТП с детьми до 16 лет, в которых пострадали 43 несовершеннолетних.

Так как же предупредить несчастные случаи на дороге с детьми и снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Как не допустить, чтобы наши дети не оказались в подобной ситуации? Одним из самых действенных способов профилактической работы ДДТТ является обучение детей безопасному поведению в профильной смене летнего лагеря. Из года в год много внимания уделяется оздоровлению детей в летнее время и в профильных отрядах дети не только отдыхают, но и учатся. В свою очередь, такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению детского коллектива и создает основу для развития интеллекта учащегося и применения полученного опыта при взаимодействии с другими ребятами в будущем.

Новизну данной программы отличают дисциплины, способствующие личностному росту ребенка, развивающие его творческие способности, повышающие культуру поведения на дорогах и улицах, формирующие крепкую базу для становления ребенка, как грамотного участника дорожного движения.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что основной целью программы мы видим формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд воспитательных, развивающих, обучающих и практических задач.

Задачи:

  • Создание условий для формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • Повышение правовой культуры и формирование компетентности учащихся в области дорожной безопасности.
  • Овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей, распространение опыта среди сверстников;
  • Развитие практических умений и навыков ориентации в дорожных ситуациях;
  • Пропаганда и совершенствование знаний Правил дорожного движения;
  • Укрепление мотивации к участию в деятельности профильных объединений ЮИД.
  • Организация игровой программы для детей летнего оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (21 день). Срок реализации – июнь 2016 года. Программа рассчитана на учащихся 7-ых классов.

Программа строится на основе семи общих принципов учебного-воспитательного процесса по аналогии с семью цветами радуги. Содержание этих принципов сводится к следующему:

  1. Принцип объективности – предлагаемое содержание обучения основывается на положениях, соответствующих фактам, в свою очередь положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках.
  1. Принцип связи теории с практикой нацеливает на развитие критического мышления и проверки теоретических знаний с помощью надежного критерия практики.
  1. Принцип наглядности – повышается эффективность обучения с помощью средств наглядности.
  1. Принцип прочности усвоения знаний – содержание обучения надолго закрепляется в сознании обучаемых.
  1. Принцип перспективы – внедрение программы в образовательный процесс в 2016-2017 учебном году.
  1. Принцип взаимодействия – сотрудничество детей между собой, с педагогами лицея, МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей», с отделом пропаганды ОГИБДД УМВД России по Нижнекамскому району.
  1. Принцип наставничества и преемственности – обучение 7-классников для дальнейшей работы 8-классниками – членами действующего отряда ЮИД

Основные методы реализации программы:

Работа ведется в специально оборудованном классе, на уличной площадке с разметкой, на базе МБУ ДО «ЦДОдд».

Кадровое обеспечение

  1. Симоненко Анастасия Евгеньевна – педагог-организатор.
  2. Адиатова Ольга Николаевна – учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №14», педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДОдд» - руководитель отряда «ЮИД».
  3. Шаймарданов Нафис Гаязович – учитель ОБЖ, подполковник полиции.
  4. Габдуллин Ильфак Нуриманович – куратор лицейских классов, подполковник полиции.
  5. Чинчаркина А.Н. – медицинский работник.
  6. Шишкова Т.Н. – социальный педагог.
  7. Валиулина А.Ч. – педагог-психолог.

В распоряжении профильной смены летнего лагеря на весь период работы имеется:

  • Специально оборудованный кабинет;
  • Площадка с разметкой на территории лицея;
  • Библиотека;
  • Медицинский кабинет;
  • Актовый зал, оснащенный мультимедийной и музыкальной аппаратурой.

Существующий на базе лицея, отряд ЮИД, состоящий из учеников восьмого класса, совместно с педагогами проводит обучение учащихся 7-ых классов правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, для дальнейшей реализации ими программы в 2016-2017 учебном году. По принципу наставничества старшие передают свой опыт младшим. Программа предполагает не только проведение занятий, но и использование активных, нестандартных форм работы через коллективно – творческую деятельность. В процессе обучения дети вместе с педагогами идут от простого к сложному, ведь программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения.

Уделяется особое внимание отработке умений и навыков применения правил дорожного движения в практических ситуациях.

Для закрепления знаний учащихся по правилам дорожного движения, для развития умения воспроизводить изученное на занятиях, для обеспечения межпредметной связи, необходимо изготовить наглядные пособия, макеты по правилам дорожного движения и т.д.

На уроках используются такие формы организации, как анализ отдельных отрывков из художественной литературы; моделирование дорожных ситуаций; работа с простейшими макетами, отражающими обстановку на дорогах; работа со стационарными, динамическими и сюжетными макетами.

Наряду с моделированием дорожной ситуации большое значение в творческом развитии детей и их адаптации к условиям дорожного движения имеет самостоятельное моделирование ситуации учащимися.

Для достижения высокой эффективности усвоения учебного материала в процессе изучения правил поведения детей на улицах и дорогах рекомендуется использовать сюжетные картины, слайды. Особое внимание по изучению правил безопасного поведения на дорогах и улицах уделяется совместной работе с инспекторами ГИБДД и педагогами МБУ ДО «ЦДОдд».

В процессе экскурсии акцентируется внимание учащихся именно на тех моментах в дорожном движении, закрепление которых является целью экскурсии.

Программа профильной смены реализуется в соответствии с семью модулями по цветам радуги. Каждый модуль реализуется в течение трёх дней смены.

1.«Будем знакомы», 1-3-ий день смены

2. «ЮИД – какое гордое звучание!!!» , 4-6-ой день смены

3. «Изучаем и соблюдаем ПДД», 7-9-ый день смены

4. «Мир глазами ЮИД», 10-12 день смены

5. «По городу на велосипеде», 13-15-ый день смены

6. «Учимся оказывать медицинскую помощь»,

16-18-ый день смены

7.Завершение работы. Итоговые мероприятия.

19-21 день смены

Учебно-тематический план программы

Модуль 1. «Будем знакомы»

1.Вводное занятие. Знакомство.

2.Определение цели и задач, направления работы.

3.Инструктаж по ТБ.

4.Государственная символика Российской Федерации и Республики Татарстан.

1.Экскурсия в ЦДОдд (Автогородок).

2.История развития правил дорожного движения, службы ГАИ – ГИБДД.

3.Методика проведения профилактических акций, ведения агитационной работы.

4. Методика проведения рейдов.

1.Практика: анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев ДТП, их причин.

2. Практика: написание эссе. Его анализ совместно с педагогами.

3. Разработка и изготовление символа отряда, девиза, песни отряда. Выбор редколлегии и названия стенной газеты.

4. Викторина по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах для определения первичных знаний.

Модуль 2. «ЮИД – какое гордое звучание!!!»

1.История развития движения юных инспекторов.

2.Структура отряда, формы и направления работы юных инспекторов дорожного движения.

3. Основные понятия и термины, используемые в правилах.

  1. июня

1.Выпуск газеты «Мир глазами ЮИД».

2.Беседа на тему «Обязанности пешехода».

3.Движение пешеходов в населенных пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей. Обязанности пассажиров. Выступление инспектора ГИБДД.

4. Разработка памятки для юных пешеходов и пассажиров.

  1. июня

1. Разработка памятки для юных пешеходов и пассажиров.

2. Агитационно-массовая работа по пропаганде ПДД. Профилактическая акция «Пешеход, будь внимателен!»

3.Составление коллажа по итогам блока «ЮИД – какое гордое звучание!!!»

Модуль 3. «Изучаем и соблюдаем ПДД»

1. Правила поведения в общественном транспорте.

2. Значение сигналов светофора и регулировщика.

3. Группы дорожных знаков. Места установки дорожных знаков.

4. ДТП. Понятие ДТП. Основная опасность на дорогах и причины ДТП с участием пешеходов.

5. Дорожная разметка. Назначение и роль дорожной разметки в организации дорожного движения, ее виды. Занятия на площадке с разметкой на территории лицея.

1.Выступление инспектора ГИБДД на тему об ответственности за нарушение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, согласно Кодексу об административных правонарушениях.

2. Мастер-класс педагогов Автогородка по правильному проведению профилактического рейда.

1. Викторина по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах «Да или Нет»

2. Игра –аукцион «Дорожные знаки»

3. Профилактический рейд «Внимание, дети»

4. Подведение итогов модуля «Изучаем и соблюдаем ПДД»

Модуль 4. «Мир глазами ЮИД»

1.Подготовка к конкурсу агитбригад профильной смены «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!»

2. Разработка сценариев агитбригад, подбор музыкального сопровождения.

1.Репетиции выступления агитбригад.

2.Мастер-класс педагогов Автогородка по подборке сценария для конкурса агитбригад.

1.Конкурс агитбригад «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!»

2.Подведение итогов модуля «Мир глазами ЮИД»

Модуль 5. «По городу на велосипеде»

1.История изобретения и развития велосипеда. Устройство велосипеда. Просмотр фильма.

2.Сигналы велосипедиста.

3.Экипировка велосипедиста и скутериста.

4.Правила дорожного движения для скутеристов.

1.Занятия на велосипедах на территории Автогородка.

2.Составление памяток для велосипедистов и скутеристов.

3. Разбор воспитывающей ситуации «Прав или не прав».

1.Соревнования по фигурному вождению велосипеда «Добрая дорога».

2. Профилактическая акция «Безопасное колесо».

3. Подведение итогов модуля «По городу на велосипеде».

Модуль 6. «Учимся оказывать медицинскую помощь»

1.Понятие о ранах. Классификация ран и их осложнения. Просмотр презентации.

2.Профилактика осложнения ран, понятие о септике и антисептике, повязке и перевязке.

3.Виды кровотечений и их характеристика.

4.Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Аптечка.

1.Мастер-класс медицинского работника по оказанию первой медицинской помощи.

2.Просмотр фильма «Первая помощь пострадавшему»

1.Конкурс «Первая помощь пострадавшему»

2.Подведение итогов модуля «Учимся оказывать первую помощь»

Модуль 7. Завершение работы. Итоговые мероприятия.

1.Выход в город на патрулирование и раздачу предупреждающих листовок.

2.Экзамен (зачет) по ПДД

1.Тренинг «Здоровый образ жизни. Жизнь без вредных привычек» с педагогом-психологом.

2.Занятие с социальным педагогом «Точка опоры»

1.Итоговая линейка-финиш.

2.Награждение активных участников смены.

3.Рефлексия в отрядах об ожиданиях и результатах профильной смены.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны:

  • Знать правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • Уметь работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • Уметь оценивать дорожную ситуацию
  • Иметь навыки дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира и велосипедиста;
  • Иметь навыки взаимной поддержки в совместной деятельности;
  • Иметь активную жизненную позицию образцового участника дорожного движения, уметь передать накопленный опыт другим ребятам.

Социальный эффект реализации программы

Создание стабильного коллектива нового отряда ЮИД в профильной смене, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном результате – воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными, словом, грамотными пешеходами. Впоследствии, с начала нового учебного года, участники профильной смены будут передавать опыт младшим ученикам, учить и их быть грамотными участниками дорожного движения, проводить с ними акции, как на территории лицея, так и в городе, работая с пешеходами и водителями, проводить пятиминутки и профилактические рейды, оказывать помощь в проведении мероприятий «Посвящение в пешеходы», «Помоги первокласснику безопасно прийти в школу» и других, организовывать тематические конкурсы.

Среди критериев эффективности реализации программы:

  • 100% реализация мероприятий плана на смену профильного отряда;
  • Стремление к удовлетворенности детей и их родителей содержанием деятельности профильного отряда и смены;
  • Психологический комфорт участников программы;

Эффективная реализация программы возможна за счет обеспечения профильной смены квалифицированными педагогическими кадрами: учителя ОБЖ, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Важным критерием эффективности программы является сотрудничество с отделом пропаганды ГИБДД и педагогами Автогородка. Эффективная реализация программы невозможна без должного технического оснащения, которое в лицее имеется. Это актовый зал, оснащенный музыкальной и мультимедийной аппаратурой, специально оборудованный класс, для изучения правил безопасного поведения на дорогах и улицах, уличная площадка с разметкой на территории лицея, библиотека, медицинский кабинет. Следует также учитывать и близкое расположение Автогородка, где можно отработать на практике полученные теоретические знания. С Автогородком лицей ведет тесное сотрудничество.

Список использованной литературы

Учебные пособия для педагогов:

  1. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
  2. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с.
  3. Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования. Дидактический материал к урокам по изучению правил дорожного движения в начальных классах. Казань, 2000.
  4. Безопасность на дорогах глазами детей. Нижнекамск, 2003
  5. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД по внеклассной работе/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.
  6. Комлева Л.А. Дети и дорога. (О том, что стоит за строкой правил дорожного движения, или как уберечь ребенка на дороге. Советы инспектора, практика) - Каменск – Уральский: Калан, 1997.- 24 с.
  7. Дети и дорога (Из опыта работы педагогов ЦДОД) Нижнекамск, 2002
  8. Методические рекомендации по проведению в школах «минуток» по безопасности дорожного движения. Нижнекамск,1995 г.
  9. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: Учебное пособие для 7-8 классов. – М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1997. – 80 с.
  10. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 152 с

Учебные пособия для учащихся:

1. Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.- 128 с.

2. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах: 2. Учебное пособие для 7-8 классов. – М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1997. – 80 с.

3. Безопасность на дорогах глазами детей. Нижнекамск, 2003. - Безопасное путешествие. Нижнекамск, 2003.

4. Комлева Л.А. Дети и дорога. (О том, что стоит за строкой правил дорожного движения, или как уберечь ребенка на дороге. Советы инспектора практика).- Каменск – Уральский: Калан, 1997.- 24 с

Смета расходов

Наименование

статей расходов

Сумма

Изготовление фотографий,

Канцелярские товары, работы, заправка картриджа печатные

1000

Дипломы, грамоты, призы

2000

Атрибутика Приобретение галстуков, футболок с атрибутикой профильного отряда

3000

Итого

6000

Приложение 1

Методическое обеспечение программы

Викторина для проверки первичных знаний по правилам безопасного поведения на дорогах и улицах

1.Кто такой пешеход?

Любой человек, находящийся вне транспортного средства и не выполняющий на дороге работу, а также передвигающийся в инвалидных колясках без двигателя, ведущий велосипед, везущий санки, тележку или детскую коляску.

2. Что такое дорога?

Любая используемая для движения дорога, улица, переулок по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительный полосы).

3. Что такое перекресток?

Территория, образуемая пересекающимися (примыкающими друг к другу или разветвляющимися) дорогами в одном уровне.

4. По какой части дороги должны передвигаться пешеходы?

Пешеходы должны передвигаться по тротуарам, а где их нет – по обочине или велосипедной дорожке, если они не мешают движению велосипедов.

5. Где можно передвигаться пешеходам при отсутствии тротуара, пешеходной дорожки?

Возможно передвижение по велосипедной дорожке. При ее отсутствии – по краю проезжей части в один ряд (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю).

6. Где и как должны передвигаться пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной дорожки, тротуара?

По обочине или внешнему краю дороги, навстречу движению.

7. Где разрешается пешеходам переходить проезжую часть?

Переходы (подземные и пешеходные мостики), места, обозначенные разметкой или знаками «Пешеходный переход».

8.Что делать, если вы не успели перейти (закончить переход) регулируемый переход и на светофоре загорелся запрещающий сигнал?

Находиться в ожидании дальнейшего движения на островке безопасности, а при его отсутствии – на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

9.Где пассажиры должны ожидать автобус или трамвай?

Только на посадочных площадках, а где их нет – на тротуаре или обочине.

10.Что означает мигание зеленого сигнала в светофоре с двуцветной сигнализацией?

Это значит, что вскоре будет включен красный сигнал.

11.При каком сигнале регулировщика пешеходам разрешается переходить улицу?

Если регулировщик стоит к пешеходам левым или правым боком, а его руки, либо опущены вниз, либо вытянуты в стороны.

12.Какой перекресток называется регулируемым?

Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.

13.Имеет ли право ученик первого класса управлять велосипедом?

Нет, не имеет. Управлять велосипедом можно только с 14 лет.

Игра-аукцион «Дорожные знаки»

Цель: познакомить учащихся с дорожными знаками, их группами, характерными признаками каждой группы.

Оборудование: набор дорожных знаков, чистая бумага, набор фломастеров или маркеров.

В аукционе принимают участие участники профильной смены, не менее 15 человек. Конкурс проводит ведущий, оценивает жюри.

Ход конкурса:

  1. Слово ведущего о правилах аукциона: за каждый правильно названный знак участник получает 1 балл, правильный ответ по другим правилам дорожного движения 0,5 балла. Творческий конкурс «Новый знак и его защита» оценивается по 5-балльной шкале.
  2. Разминка. Участникам задаются по очереди вопросы по ПДД согласно возрасту.
  3. Четыре тура участникам предлагаются наборы знаков (по 5 знаков), причем, в каждом туре – по группе знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, информационно-указательные.
  4. Творческий конкурс состоит в том, чтобы за 10 минут участники придумали новый знак, изобразили на приготовленных чистых листах, а затем защитили его. Защита может быть в виде простого текста, стихотворения, девиза, отрывка песни и т.д.

Конкурс агитбригад «Изучаем ПДД, предупреждаем ДТП!»

Вариант сценария

Под музыку:

Большой привет всем шлет ЮИД!

По всей стране нам путь открыт:

В жару, в метель на страже мы, ЮИД!

Припев:

Пусть же песня над Землей летит:

«Друг детей ЮИД, взрослых и детей ЮИД!»

Мы в дорогу ПДД возьмем, безопасности закон!

Музыка стихает, четверо «юидовцев» подходят к микрофонам, на первый план.

1-й «юидовец»: Дороги

2-й «юидовец»: Дороги

3-й «юидовец»: Дороги

4-й «юидовец»: Дороги

1-й «юидовец»:

Без них невозможен разбег НТР,

«Вся жизнь на колесах!» и темп ее гонит,…

На автомобиль для решения проблем!

2-й «юидовец»:

По улицам мчатся «Рено», «Мерседесы»,

«КАМАЗы» и «КРАЗы», и «Жигули»…

И город уже маловат им и тесен.

И пробки грозят нам завязнуть в пути.

3-й «юидовец»:

Но как обеспечить всем нам безопасность?

Чтоб каждый дошел и доехал домой?

4-й «юидовец»:

Усилия в жизни не стали напрасны,

И радости все не прошли стороной.

Под музыку:

Водитель выжал педаль до 100 км.

И врезался в столб.

Мальчишка в мячик играть

На дорогу с другом пошел.

Побежали на красный,

Оказались причиной ДТП.

Припев:

Что же люди творят?

Куда все бегут?

И ошибки назад

Уже не вернуть мгновенья,

Красный свет горит!

И каждый день рисковать

По чьей-то вине

Приходится всем.

Горит зеленый опять,

И можно жить вполне без проблем

Но опять на дороге завизжали тормоза, и быть беде.

1-й «юидовец»:

Но есть решение у проблемы,

Есть выход, вообще-то простой:

Чтоб травматизма снять нам тему,

Учиться надо нам с тобой.

2-й «юидовец»

Не только нам, а всем учиться

Законам жизни всех дорог.

Чтоб четко знали их страницы,

И нарушать никто не смог!

3-й «юидовец»:

На светофоре светит красный –

Стой, даже если нет машин.

И дисциплина – это ясно,

Помощник ваш номер один!

4-й «юидовец»:

Здесь знак движение запрещает,

Вам надо выбрать путь другой.

Шлагбаум путь вам закрывает,

Не торопись-ка, лучше, стой!

1-й «юидовец»:

Регулировщик стал спиною –

Не вздумайте бегом бежать!

А если вам горит зеленый,

Тогда смелее в путь опять!

2-й «юидовец»:

Кто каждый день за руль садится,

Тот должен помнить, от него

Зависит очень много жизней,

И дома очень ждут его!

3-й «юидовец»:

Как перейти и как проехать,

Что знак дорожный «говорит»,

И как не стать дорожной жертвой,

Вам объяснит отряд ЮИД!

4-й «юидовец»:

Наша цель – чтоб безопасней

На дорогах жизнь была.

Знала Правила прекрасно

Вся огромная страна!

Экзамен (зачет) по ПДД

У этого теста два варианта ответа: а) да б) нет. Поэтому в бланке ответов напротив номера вопроса выставляется соответствующая ответу буква.

  1. По тротуару человек ведет велосипед. Является ли он пешеходом?
  2. Является ли велосипед механическим транспортным средством?
  3. Входит ли обочина в проезжую часть?
  4. Обязательно ли водителю пристегиваться ремнями безопасности при передвижении в городе?
  5. Дает ли проблесковый сигнал оранжевого света преимущества перед другими ТС?
  6. Возможна ли передача водителем ТС другому водителю, забывшему дома права?
  7. Разрешается ли движение на желтый мигающий сигнал светофора?
  8. Возможно ли движение на сочетание красного и желтого сигналов светофора?
  9. Разрешен ли разворот ТС, если в светофоре включена стрелка, указывающая направление налево?
  10. Обязан ли водитель ТС уступить дорогу другим ТС, проезжающим в другом направлении, если включены в светофоре одновременно стрелка его направления движения с красным и желтым сигналом?
  11. Должны ли водители автомобилей, за исключением городского транспорта, подчиняться сигналам светофоров с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного света, расположенными в виде буквы Т?
  12. Возможно ли движение автобусов на перекрестке налево, если включены все 4 белых сигнала в светофоре Т-образной формы?
  13. Разрешается ли движение автомобилей потока, если регулировщик стоит к потоку правым боком и вытянул правую руку вперед?
  14. Разрешается ли движение пешеходов, если регулировщик стоит к ним спиной, а его рука вытянута вперед?
  15. Необходимо ли включение на ТС ближнего света в светлое время суток при движении в колонне?
  16. Разрешено ли применять звуковые сигналы в населенных пунктах?
  17. Разрешено ли движение ТС в населенных пунктах со скоростью 80 км в час?
  18. Возможно ли движение автомобиля со скоростью 80 км в час вне населенного пункта, если водитель имеет стаж управления ТС 1 год?
  19. Уступают ли водители безрельсовых транспортных средств дорогу трамваю при пересечении проезжей части дороги с трамвайной линией?
  20. Обязан ли водитель при выезде на дорогу с АЗС или места стоянки пропускать пешеходов?
  21. Возможен ли разворот ТС на мосту?
  22. Разрешен ли обгон безрельсового ТС с правой стороны?
  23. Возможен ли обгон ТС на перекрестке, осуществляемый на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой?
  24. Может ли водитель остановить свое ТС за 3 метра до пешеходного перехода?
  25. Является ли перекресток регулируемым, если на светофоре горит желтый мигающий сигнал?
  26. Должен ли на перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового ТС уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа?
  27. Обязан ли водитель ТС, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу снизить скорость или остановиться, если на нем есть пешеходы?
  28. Разрешено ли въезжать на железнодорожный переезд, если шлагбаум открыт и мигает красный сигнал светофора?
  29. Можно ли ТС двигаться через железнодорожный переезд в два ряда, если перед переездом отсутствует разметка, определяющая количество полос движения?
  30. Разрешено ли на автомагистралях движение автомобилистов?
  31. Нужно ли в светлое время суток включать ближний свет, если расстояние видимости 250м?
  32. Разрешается ли при буксировке ТС развивать скорость 60 км в час?
  33. Разрешено ли обучаться езде на автомобиле с 16 лет?
  34. Можно ли самостоятельно обучаться езде на автомобиле, если тебе исполнилось 18 лет?
  35. Разрешается ли водителю грузового автомобиля со стажем 2,5 года перевозить в кузове пассажиров?
  36. Возможно ли перевозить людей в прицепе-даче?
  37. Если вам исполнилось 11 лет, имеете ли вы право ехать в автомобиле на переднем сиденье рядом с водителем?
  38. Вам исполнилось 13 лет. Имеете ли вы теперь право ездить на велосипеде по проезжей части?
  39. Вашего пятнадцатилетнего друга задержали за управление мопедом с объемом двигателя менее 50 куб.см. Правомерны ли действия автоинспектора?
  40. Можно ли велосипедисту поворачивать налево, если дорога имеет две полосы движения в одном направлении?

Бланк ответов теста


Читайте также: