Создание единого методического пространства образовательного комплекса как условие реализации профессионального мастерства педагогов. Методическое пространство как условие развития профессионализма педагога. Документальное оформление методической работы

Создание информационно-методического пространства как основного условия успешной реализации профессионального потенциала учителя.

Как мы выстраиваем свою деятельность в условиях обновления содержания образования, в условиях по реализации новых образовательных стандартов и в целом по повышению качества образования обучающихся и уровня профессионализма учителей. Благодаря национальному проекту «Образование», доступом в Интернет обеспечены все образовательные учреждения, что позволяет с уверенностью говорить о возможности формирования единого информационно-методического пространства образовательной системы посредством организации работы сетевого сообщества, что повлекло за собой необходимость в разработке новой модели муниципальной методической службы, направленной на создание единого информационно-методического образовательного пространства. Почему? Потому, что:

    На современном этапе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством творческого его освоения, применения новейших достижений науки и педагогического опыта. Новой школе нужен новый учитель.

    Инновационные процессы привели к появлению у педагогических работников множества затруднений, проблем и актуализации потребностей в научно-методическом, информационном и организационном обеспечении новой профессиональной деятельности. Осуществление преобразований, направленных на повышение качества образования в педагогической среде путем формирования ключевых компетенций педагогов.

    Актуальными стали проблемы выбора образовательной модели и программы ее развития, проблемы управления научно-методической работой в образовательном учреждении, проведения экспертизы образовательных процессов, диагностики уровня обученности и развития личности обучающихся, подготовки учителя к аттестации и т.д.

    Учебно-методические ресурсы (информационная составляющая) – к ним относятся методические разработки уроков с применением ИКТ и мультимедийной техники. Важным методическим ресурсом на стадии формирования информационной среды являются сетевые методические объединения учителей, позволяющие всем участникам образовательного процесса обмениваться актуальной информацией, представлять свои собственные методические наработки и использовать передовой опыт коллег независимо от места их работы и региона страны.

    Кадровые ресурсы (интеллектуальная составляющая) – она учитывает:

    • Общий профессиональный уровень педагогического коллектива;

      Выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;

      Желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала.

    Перед методическими службами сегодня стоят задачи сохранения и дальнейшего развития долгосрочной, системной работы с педагогическими кадрами по непрерывному повышению их квалификации, позволяющему дать им целостное представление о различных направлениях современных научных знаний педагогики, психологии, коммуникативных электронных систем, а также включить учителей в научно-поисковую педагогическую деятельность. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование крайне необходима, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике - это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя;

    Одна из основных форм методической работы – посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и обсуждением. Но, к сожалению, нельзя говорить о методической грамотности учителя-предметника, урок которого проанализирован внутри одной школы. Сформировав единое информационно-методическое пространство образовательной системы города, мы уйдем от предвзятости к анализу уроков, учителя-предметники смогут увидеть различные формы и методы проведения уроков по одной и той же теме и выбрать тот метод, на который будет дано наибольшее количество положительных оценок. Так же, мы сможем сформировать единую образовательную технологию – систему деятельности педагога и учащегося, основанную на определённом содержании и методах обучения.

Данная система, на наш взгляд, должна быть организована на инновационных принципах взаимодействия педагогов города – формирования сетевого сообщества. Сообщество как инновационная технология организации методической работы образовательной системы, базируется на следующих принципах:

    открытый доступ к информации;

    самостоятельный выбор форм и методов обучения;

    повышение квалификации путем сетевого обмена информацией;

    сотрудничество с коллегами из других образовательных учреждений города.

Сетевая организация методической работы содействует более качественному обмену опытом между преподавателями не только конкретного образовательного учреждения, но и всего города в целом. Формирование сетевого сообщества на принципах доступности к знаниям позволяет говорить о качественно новом уровне преподавания. Однако для этого необходимо решить ряд соответствующих задач:

    организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса;

    создать базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;

    обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ;

В этом направлении МО учителей музыки были предприняты определенные шаги, предполагающие в перспективе качественные изменения:

Мы не отказываемся от традиционных видов методической работы, а просто некоторые трансформируем и добавляем новые.

Например,

    изучаем затруднения и сильные стороны учителей, чтобы организовать взаимопомощь;

    изучение содержания учебного плана и результатов его реализации, выбор учебников и учебно-методических комплексов, овладение технологией экспертизы профессионализма учителя и оказание помощи в повышении уровня его профессионализма; разработка раздаточных дидактических материалов, сейчас в форме ЕГЭ, и создание Банка данных вышеперечисленных материалов, в том числе видео уроков;

    создан банк нормативно-правовой документации, передового педагогического опыта, аннотированной программно-методической продукции;

    сформирована, постоянно обновляется и пополняется электронная база данных учебно-методического содержания для опытных педагогов и молодых специалистов.

    выпуск электронного информационного «Вестника образования», ориентированного на освещение значимых моментов жизнедеятельности муниципальной системы образования;

    проводится комплексный мониторинг образовательного процесса (организация и проведение целевых контрольных исследований состояния преподавания предмета);

    работает виртуальная творческая группа профессионального развития учителей музыки;

    Хорошо организованный и информационно насыщенный сайт должен стать существенным подспорьем повышении квалификации. В постоянно пополняемую методическую копилку должны входить учебные планы, образовательные программы, тематические планирования, конспекты уроков и материалы к ним. Сайт должен стать мощным и эффективным механизмом управления. Ведь насколько быстро и качественно распространяется информация, настолько же быстро принимаются решения. Когда мы начинаем регулировать отношения с педагогическим сообществом и внешней средой через сайт, наши возможности многократно возрастают: расширяется диапазон воздействия (от информирования до различных видов мониторинга и сетевых форм вовлечения); увеличивается сфера охвата (не только непосредственные пользователи Сети, но также их контактные группы); усиливается результативность взаимодействия (срабатывает волшебный эффект электронного СМИ, превращающего любую информацию в «объективированный текст», несущий истину); возрастает интенсивность деятельности: темп сетевой работы существенно превышает скорость рутинно-бумажных процедур;

    осуществлять экспериментальную работу не только входящих в неё членов, но и ученического научного общества Малой академии наук. В перспективе необходимо планировать в состав МО включить преподавателей ВУЗов.

Методическое объединение учителей музыки является эффективной формой диссеминации педагогического опыта, дающее объективную экспертную оценку результатам педагогической деятельности коллег, позволяющим увидеть конкретный опыт, сильные и слабые стороны реализации образовательно-воспитательных задач в конкретном предметном поле, определить инновации и своевременно оказать необходимую методическую поддержку профессиональному росту. Грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что явится условием достижения нового качества образования. В связи с этим особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку учащихся к полноценной жизни в информационном обществе:

    Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;

    Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ;

    Развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

    Развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умения анализировать их основания, навыков публичных выступлений, участия в дискуссии, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

    Создание потенциальных возможностей для перехода от единого методического пространства к единому образовательному пространству региона.

Использование информационно-коммуникативных технологий на основе интерактивных образовательных ресурсов активизирует профессиональную деятельность педагогов:

    Будут развиваться новые подходы к обучению и эффективнее стимулироваться профессиональный рост;

    Упростится обмен учебными и дидактическими материалами между преподавателями и неоднократное их использование;

    Занятия станут более интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся, благодаря возможности разнообразно и динамично использовать ресурсы, развивают мотивацию;

    Появится больше возможностей использовать различные стили обучения и учебные ресурсы;

    Усилится индивидуализация и дифференциация обучения, что позитивно отразится на результативности обучения.

В новом информационном пространстве у учащихся появятся возможности:

    в организации коллективной работы, развития личных и социальных навыков;

    лучше будет усваиваться содержание учебных предметов в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

    учащиеся начнут работать более творчески и станут более уверенными в себе;

    обогатится содержание предметов и усилится его связь с жизнью и другими дисциплинами.

    создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;

    повышение качества образования;

    повышение квалификационных категорий учителей;

    распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях;

    создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;

    использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

    участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием Интернет – технологий и Интернет – ресурсов.

В результате вышеизложенного, можно сделать вывод, что МО - площадка для проявления индивидуальной инициативы в педагогической деятельности и обмена мнениями с коллегами, проведения дискуссии и экспертизы проектов, практических наработок, непрерывного совершенствования педагогического мастерства и творчества через коллективно организованные формы методической работы. Создание потенциальных возможностей для перехода от единого методического пространства к единому образовательному пространству региона.

Грамотно выстроенная система методической работы является главным условием оптимизации качества работы образовательной системы в целом через работу предметных методических объединений учителей.

Глоссарий по теме «Проектная деятельность»

Актуальность работы - обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта - вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.

Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта.

Групповая проектная работа - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

Дизайн (дизайн-спецификация)-важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.

Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более.

Задачи - комплекс мер, необходимых для достижения цели работы. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

Защита работы - процесс представления результатов, презентации работы, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии.

Игровые (ролевые) проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результатом деятельности может быть альманах, театрализация, видеофильм.

Информационный - тип проекта, в котором учащиеся добывают и анализируют информацию по поставленной проблеме, систематизируют полученную информацию в форме законченного продукта (презентация, буклет, видеоролик). Может являться частью исследовательского проекта.

Исследовательский - тип проекта, который имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям, обязательным этапом является применение методов исследования и проведение экспериментов с фиксацией полученных результатов в конечный продукт.

Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проектной работе, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления выбранной темы.

Координация - способ управления работой группы обучающихся.

Краткосрочный проект - проводится на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Монопроект - это проект в рамках одного учебного предмета.

Международный проект - участниками проекта являются представители разных стран, для реализации требуются средства информационных технологий.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Открытая (явная) координация - координатор участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Оппонент - обучающийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

Практико - ориентированный (прикладной) тип проекта, основной целью является решение социальных задач, которые отражают интересы участников проекта или внешних заказчиков, направлены на улучшение какого-то аспекта социальной жизни.

Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над выбранной темой.

Презентация работы - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной работы.

Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Продукт проектной деятельности - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект: 1 ) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.

2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным .

Проектанты - члены проектной группы, участники работы над конкретным проектом.

Проектная деятельность - это целенаправленная организованная практико-исследовательская работа обучающегося или проектной группы обучающихся по решению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) общественной жизни.

Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

Региональный проект - это проект, организуемый или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарный, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

Результаты проекта: 1 ) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных умений и навыков.

Рецензент - специалист, представляющий на защите проекта рецензию на подготовленную проектную и исследовательскую работу.

Руководитель проектной работы - педагог, непосредственно координирующий проектную работу группы или индивидуального исполнителя.

Скрытая координация - координатор выступает, как полноправный участник проекта.

Социальный проект - проект, ориентированный на решение той или иной реальной социальной проблемы.

Среднесрочный проект - разрабатывается в течение одного - двух месяцев. Такой проект, как правило, проводится во внеурочное время.

Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта.

Творческий проект это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проектной работы - модель желаемого конечного результата деятельности.

Этапы проектной работы - основные периоды работы над проектной и исследовательской работой .

Нормативные основания требований к профессиональным компетентностям современного учителя - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президент ом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г Пр-271 -Федеральная целевая программа развития образования на период годов, утверждена Распоряжением Правительства РФ 07 февраля 2011г. 163-р - ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" -ФГОС основного общего образования -Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010г. N 761н г. раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования -Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений » Стратегические: Непосредственные:






Методическое пространство - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете - повышение качества и эффективности образовательного процесса. Марк Поташник










УровниНазначениеСредстваВиды деятельности Результаты, продукты деятельности Индивиду- альный 1.Непрерывное самообразование. 2.Решение проблемы собственных затруднений в профессиональной деятельности. 1.Самостоятель- ное изучение пед.литературы. 2.Консультации. 3.Курсовое повышение квалификации. Соотнесение собственных затруднений с опытом работы других учителей. 1.Картотека методических материалов. 2.Банк информации о лучшем педагогическом опыте. Групповой (творческие группы, Школы молодого учителя и др.) 1.Координация субъектов методического пространства для решения задач модернизации образования. 2.Выработка единых способов деятельности. Использование педагогических находок в практической деятельности. Различные формы взаимодействия. 1.Алгоритмы. 2.Способы работы. 3.Проекты. 4.Программы. 5.Планы. Коллективн ый (исследовате льские группы для разработки трудных тем, проблем и т.д.) 1.Оперативное реагирование на возникающие проблемы. 2.Выращивание лучшего педагогического опыта. 3.Разработка новых педагогических инструментариев. Приемы развития познавательной самостоятельно сти и творческого мышления. Разработка средств, приемов, способов работы. Описание и обобщение наработанного опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


Профессиональная компетентность учителя Деятельностная компетентность Исследователь- ская компетентность Аналитическая компетентность Заседания педагогического совета (тематические). Коммуникатив- ная компетентность Заседание методического совета. Организация работы над единой методической темой. Организация научно-практических конференций Организация проблемных методических семинаров. Организация и проведение предметных недель. Проведение открытых уроков и методических недель. Деятельность по моделированию УМК. Организация повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических работников. Работа учителей над темами по самообразованию. Обобщение передового педагогического опыта.


КоллективныеГрупповыеИндивидуальные Научно-методический семинар, Открытый урок, День открытых дверей, Научно-практическая конференция, Педагогические чтения, Педагогический совет, Школа пед.мастерства, Методический марафон, Методическая выставка, Методический бюллетень, Панорама методических идей, Педагогическая ярмарка, Методический рукописный журнал, Деловая игра, Конкурс профессионального мастерства, Конференции учителей- стажеров, Постоянно действующие семинары, Школы педагогического опыта, Диспут (дискуссия), Круглый стол, творческая группа, Совет наставников, Взаимопосещения уроков, Педагогический консилиум, Педагогический клуб, проблемная группа, методическая оперативка, методический инструктаж, цикловые метод.объединения, творческие командировки, Школа молодого специалиста (мастера), Педагогический практикум, микро группы учителей, работающих по определенной проблеме, предметные и межпредметные семинары, Школа педагогического мастерства, опытно-экспериментальные группы, лаборатория Мастер-класс собеседование, самоанализ, консультация, самообразован ие, курсовая подготовка, авторская работа, тренинг, презентация авторской педагогической технологии, авторская школа, наставничество, тьютерство, стажировка, аспирантура, бакалавриат, и др. Формы методической работы.





Основные направления работы кафедры Создание банка данных о разработках в области теории и методики преподавания Создание картотеки специальной научной и методической литературы. Освоение новых программ, апробация новых учебников Диагностика затруднений учителей. ФУНКЦИИ КАФЕДРЫ Научно-теоретическаяУчебно-методическаяНаучно-исследовательская Разработка метод.рекоме ндаций по обучаемости и обученности школьников, методики контроля знаний учащихся. Разработка программ по отдельным предметам Анализ образовате льного процесса по учебным дисциплин ам кафедры Утверждение индивидуаль ных планов научно- методическо й работы преподавате лей кафедры Организация совместной работы с другими кафедрами


Предметно-ориентированные (изолированные группы) Комплексно- ориентированные Проблемные творческие группы Занимаются решением конкретного круга задач (например: применение инновационных технологий, интеграция в предметном обучении, разработка новых методов контроля знаний, исследовательская деятельность учащихся в рамках ученических проектов и др.). Работа нескольких групп над одними и теми же проблемами и направлениями (например: проектирование программных материалов развития школы под руководством научного руководителя школы, разработка комплексно-целевых программ и т.д.)




Обучение в аспирантуре Получение второго высшего образования Карьерный рост (внутригимназический) 4 уровень Курсовая переподготовка на базе БелРИПК и ППС Курсовая переподготовка на базе АПК и ПРО Дистанционные курсы Летние предметные школы Конкурсы профессионального мастерства 3 уровень Работа в составе проблемно-творческих групп Работа в составе предметных кафедр Работа в составе ГМО Работа экспертами ГАК, членами ГЭК, ТЭК, членами жюри олимпиад 2 уровень Работа над темой по самообразованию Презентация опыта работы Обобщение опыта работы Диссеминация опыта работы 1 уровень МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ





УЧАСТИЕ В ВЕБИНАРАХ год «Учебные комплекты для классов по литературе. Методические принципы работы с ними». «Актуальные проблемы преподавания комплексного курса Основы религиозных культур и светской этики». «Подготовка к ГИА 2012 по биологии. Перспективы развития контрольно-измерительных материалов в 2013 году». «Методика применения на уроках технологии учебно-методического комплекта технологического содержания (УМКтс) «Технология. Технический труд» для учащихся 5-7 классов Издательство ДРОФА «Формирование УУД средствами УМК «Ритм». «Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения межкультурному общению в условиях реализации ФГОС». Видеоконференция АПК и ППРО по теме «Непрерывные курсы истории и обществознания в Образовательной системе «Школа 2100» Региональный конкурс на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях Региональный конкурс учителей математики «Интерактивная математика в образовательных учреждениях XXI века» Региональный конкурс «Методический портфель учителя биологии, географии, физики, химии» Конкурс мастер-классов межрегиональной ярмарки педагогических инноваций Областной конкурс «Инновации в образовательном учреждении» Второй Всероссийский открытый конкурс авторских программ, учебно- методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции. Всероссийский конкурс методических разработок по организации процесса обучения русскому языку (в рамках Фестиваля русского языка).
наличие кадров, создающих образцы педагогической и управленческой деятельности наличие кадров, способных и желающих обучать и передавать им свой опыт микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество наличие возможностей для профессионального общения наличие задач, требующих совместной деятельности наличие изменений в профессиональной среде приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями Факторы профессиональной среды, благоприятно влияющей на совершенствование педагогического мастерства учителя




Методическое пространство – условие развития профессионализма учителя (методические рекомендации в помощь руководителям ГМО и ШМО педагогов)

Оренбург, 2011 г.


Утверждено на заседании научно-методического совета

от 16.06.2011 года протокол №5.

Составители:

Антюфеева Н.К. – директор МУДПО(ПК)С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий»

Маркова Н.И. – методист МУДПО(ПК)С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий»

Журнал «Справочник заместителя директора школы », №9, 2010 год

Научно-практический журнал «Завуч», №3, 2011 год

Новая настольная книга современного завуча школы, 2009 год

Набор и компьютерная верстка: Коршунова Т.А., Мордвинова А.Н.

Подписано в печать: 16.06.2011

Тираж: 55 экземпляров

Издательство: МУДПО (ПК) С «Ресурсный центр менеджмента образования,

науки и информационных технологий»

460000, г. Оренбург, ул. Постникова, 24,

тел./факс: 77-05-50,

Электронная почта: [email protected]

Интернет-сайт: http :// oren - rc . ru МУДПО(ПК)С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий»

Распоряжение об утверждении «ПОЛОЖЕНИя О ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ»…………………………………………….

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ……………………..

Использование активных форм работы как условие повышения профессиональной культуры учителя………………………………………………...

ПОЛОЖЕНИЕ о формах непрерывного образования педагогов………

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальной накопительной методической папке учителя ………………………………………………………………………………………….

Лист карьеры учителя……………………………………………………………………………..

Достижения педагога……………………………………………………………………………..

Тематика консалтингов на 2011-2012 учебный год…………………………..

Программа Школы молодого учителя «ориентир» на 2011-2012 учебный год ………………………………………………………………………………………………..

Экспериментальная работа ……………………………………………………………………

СТРУКТУРА ГОДОВОГО ОТЧЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ………………………………………………………………………………………………

Мы ничего не добьемся в школе, если не пропустим мысли через голову учителя.

К.Д. Ушинский


Об утверждении положения о городском методическом объединении

На основании долгосрочной целевой Программы развития образования города Оренбурга на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 16.11.2009 №284-п, Положения об управлении образования администрации города Оренбурга, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 №191, в целях обеспечения условий по развитию муниципальной системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников с учетом текущих и перспективных потребностей общества и государства, научного и учебно-методического обеспечения обновления муниципальной системы непрерывного педагогического образования, оптимизации существующей системы, расширения возможностей инфраструктурной (сетевой) организации взаимодействия образовательных учреждений города, создания стимулов, поддерживающих высокий профессиональный уровень педагогических и управленческих кадров:

Утвердить положение о городском методическом объединении согласно приложению.

Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника управления образования – начальника отдела кадрового обеспечения и муниципальной службы Калинину Л.В.

Начальник

управления образования Н.А. Гордеева

Л.В.Калинина


Приложение

к распоряжению

управления образования

от 28.06.2011 № 397

Положение

о городском методическом объединении учителей

  1. Общие положения.

Городское методическое объединение учителей (далее ГМО) является общественным подразделением муниципальной методической службы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по учебным предметам.

В состав ГМО могут входить учителя, педагогические работники, обеспечивающие сопровождение образовательного процесса (психологи, социальные педагоги, классные руководители, воспитатели и др.)

Количество ГМО и их численность определяются, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед муниципальной системой образования задач, и устанавливаются решением (распоряжением) управления образования.

ГМО непосредственно подчиняются директору МУДПО (ПК) С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий».

ГМО в своей деятельности соблюдают Конвенцию о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся.

2. Задачи деятельности ГМО учителей

ГМО создается для решения следующих задач, возложенных на образовательные учреждения и муниципальную методическую службу:

  • удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
  • организация и проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
  • совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
  • повышение педагогической квалификации учителей;
  • проведение педагогических экспериментов;
  • организация и проведение работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовка их к дальнейшему продолжению образования.

3. Организация работы ГМО учителей

Работа ГМО организуется на основе:

  • плана, который является частью планов работы управления образования и МУДПО (ПК) С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий»;
  • методических тем, принятых к разработке педагогическими коллективами ОУ.

План ГМО утверждается директором МУДПО (ПК) С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий».

Организует работу ГМО руководитель, который назначается начальником управления образования по согласованию с директором МУДПО (ПК) С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий».

Руководитель ГМО:

  • организует работу методического объединения;
  • обеспечивает повышение квалификации учителей;
  • оказывает методическую помощь учителям, посещает их уроки, проводит индивидуальные консультации;
  • оказывает организационно-методическую помощь учителям, проходящим аттестацию;
  • изучает состояние преподавания предметов и результаты учебной деятельности;
  • организует внеклассную работу по предмету, проведение предметных олимпиад;
  • изучает и распространяет передовой педагогический опыт, современные технологии обучения;
  • представляет анализ о проделанной работе за учебный год и план работы на новый учебный год в Ресурсный центр до 10 июня текущего года;
  • в качестве стимулирования за проделанную работу получает дополнительно к отпуску не менее 5 оплачиваемых дней.

Периодичность заседаний ГМО учителей (единые методические дни): не реже одного раза в четверть. Заседания ГМО оформляются протоколом. Протоколы заседаний хранятся в делах ГМО.

  1. Содержание деятельности ГМО учителей
  • Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
  • Утверждение учебно-тематических и индивидуальных планов работы
  • Анализ авторских программ и методик.
  • Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах.
  • Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля.
  • Взаимопосещение уроков членов методического объединения по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов.
  • Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления членов методического объединения с разработками учителей.
  • Выработка единых требований к оценке результатов освоения учебных программ на основе разработанных образовательных стандартов.
  • Ознакомление с методическими разработками по предмету, анализ методов преподавания.
  • Отчеты о профессиональном самообразовании учителей.
  • Организация и проведение предметных недель.
  • Организация и проведение школьных и муниципальных туров предметных олимпиад, конкурсов, смотров, внеклассной работы по предмету (кружков, факультативов).
  • Укрепление материальной базы учебных кабинетов и приведение средств обучения в соответствие с современными требованиями.
  1. Права ГМО учителей

ГМО имеет право:

  • готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;
  • выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в образовательных учреждениях;
  • ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в ГМО;
  • ставить вопрос перед администрацией управления образования, ОУ о поощрении учителей ГМО за активное участие в экспериментальной деятельности;
  • рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
  • обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности в МУДПО (ПК) С «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий»;
  • вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;
  • выдвигать от ГМО учителей для участия в профессиональных конкурсах.
  1. Обязанности членов методического объединения

Каждый член методического объединения обязан:

  • знать образовательный стандарт и тенденции развития методик преподаваемого предмета;
  • участвовать в работе методического объединения, его заседаниях;
  • стремиться к повышению уровня профессионального мастерства, иметь собственную программу профессионального самообразования;
  • участвовать в разработке мероприятий методического объединения.
  1. Документация ГМО учителей

Для нормального функционирования ГМО оформляются следующие документы:

1. Приказ об открытии ГМО.

2. Приказ о назначении на должность руководителя ГМО.

3. Положение о ГМО.

4. Функциональные обязанности учителей ГМО.

5. Анализ работы за прошедший год.

6. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.

7. План работы ГМО на текущий учебный год.

8. План-сетка работы ГМО на каждый месяц.

9. Банк данных об учителях ГМО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний адрес, телефон).

10. Сведения о темах самообразования учителей ГМО.

11. График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д. в ГМО.

12. Перспективный план аттестации учителей ГМО.

13. График прохождения аттестации учителей ГМО на текущий год.

14. Перспективный план повышения квалификации учителей ГМО.

15. График повышения квалификации учителей ГМО на текущий год.

16. График проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями ГМО.

17. Адреса профессионального опыта ГМО.

18. Сведения о профессиональных потребностях учителей ГМО.

19. Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету.

20. Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету).

21. План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в ГМО.

22. Информационные и аналитические справки, диагностика.

23. Протоколы заседаний ГМО.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Методическая работа - это целостная система, основанная на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно-воспитательного процесса ОУ. Она включает в себя взаимосвязанные меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом. Обучение взрослых требует организации новых условий - более благоприятных для взаимодействия и взаимосвязи всех членов педагогического сообщества. Необходимо, чтобы педагоги учились решать не только привычные задачи в разных ситуациях, но и новые, с которыми они раньше не сталкивались.

Методологическая основа организации методической службы в ОУ

Для определения направлений в организации и совершенствовании методической службы школы необходимо ориентироваться:

На федеральные требования (государственные образовательные стандарты, нормативные документы, инструкции, Приказы Минобрнауки России и т.д.);

Регионально-муниципальные особенности образовательного пространства;

Потребности и потенциальные возможности самого ОУ и его субъектов (учащихся и учителей).

Научные достижения в современной педагогике, практический опыт учителей и их творческая инициатива являются базой для выбора содержания деятельности методической работы. Содержание формируется на основе следующих источников:

Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Минобрнауки России, органов управления образованием субъектов РФ, определяющих цели и задачи методической работы;

Программ развития региона, учреждения, авторских программ, учебников и учебных пособий, позволяющих обновить традиционное содержание методической службы ОУ;

Новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;

Инноваций и нововведений, во всей полноте раскрывающих сущность методической работы;

Данных диагностики и прогнозирования состояния EDG и уровня развития учащихся ОУ, позволяющих правильно определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической деятельности и самообразования педагогов;

Информации о массовом и передовом опыте методической службы, позволяющей увидеть характерные ошибки в деятельности ОУ;

Педагогического опыта творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы.

Самовоспитание и самообразование педагога влияют на формирование его профессиональной ответственности, повышение качества и результативности деятельности.

Нормативно-правовое сопровождение методической службы в ОУ

Научно-методическая работа в ОУ должна быть обеспечена документами регламентирующего характера: положениями, приказами и т.п. В частности, необходимо разработать следующие основные Положения:

О методической работе в школе;

Методическом совете школы;

Школьном МО;

Проблемной группе;

Информационно-методическом кабинете;

Классе с углубленным изучением учебного предмета;

Школе начинающего специалиста;

Индивидуальной образовательной программе педагога;

О формах непрерывного образования педагогов (приложение 1);

Индивидуальной накопительной методической папке учителя (приложение 2);

Порядке аттестации педагогических работников;

Школьном конкурсе педагогических инноваций;

Научно-исследовательской деятельности обучающихся;

Научном обществе учащихся;

Школьной предметной олимпиаде;

Проведении различных предметных конкурсов;

О предметных декадах;

Проведении внеурочных мероприятий, не предусмотренных стандартом образования.

Модель и структура научно-методической работы в ОУ


Структура методической работы в ОУ



Главные управленческие функции по организации и осуществлению научно-методической работы выполняют директор ОУ, зам. директора по УВР, педагогический и научно-методический советы, руководители МО (табл.1).

Таблица 1

Управление научно-методической работой в ОУ

Функции

Ответственные

Определение стратегических направлений научно-методической работы

Педагогический совет, директор

Назначение ответственных за управление процессом обучения педагогических кадров, распределение между ними обязанностей

Директор

Разработка прогноза потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые предвидятся в деятельности школы

Директор, зам. директора по УВР

Планирование расходов на обучение педагогических кадров

Директор

Вознаграждение сотрудников, представленных к поощрению за высокие результаты в обучении педагогических кадров и в организации научно-методической работы в школе

Директор (по представлению методического совета)

Управление реализацией избранной стратегии и контроль качества научно-методической работы

Научно-методический совет, зам. директора по УВР

Руководство процессом обучения учителей

Содействие адаптации молодых специалистов, назначение наставников

Зам. директора по УВР, руководители МО

Оценка эффективности действующей в школе системы научно-методической работы на основе анализа, представленного зам. директора школы

Директор, научно-методический совет

Таблица 2

Виды научно-методической работы

Вид методической работы

Функции

Состав участников

Основные формы

Характер и виды педагогической продукции участников

Индивидуальная работа

Самообразование

Обеспечение индивидуального непрерывного самообразования и роста профессиональной культуры:

Обязательное участие в МО по преподаваемым учебным дисциплинам;

Обязательная специализация по одной из общешкольных проблем;

Добровольное проведение открытых уроков

Все учителя школы независимо от стажа, возраста, квалификации

Самостоятельная разработка методических материалов для собственной работы, для коллег и учащихся. Изучение методической и общепедагогической литературы. Постоянное отслеживание новых программ и методических пособий по предмету, смежным областям знаний.

Различная по содержанию, уровню практической значимости педагогическая продукция

Коллективная работа

Научно-методический семинар (проводится ежемесячно)

Обеспечение непрерывности профессионального образования членов педколлектива, повышение теоретико-методологического уровня и квалификации учителей:

Выработка педагогического тезауруса;

Обеспечение единства подходов при организации учебной, инновационной, исследовательской деятельности;

Активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом;

Коллективное обсуждение

Все учителя школы независимо от стажа, опыта, квалификации. Общее руководство: зам. директора по УВР, руководители МО

Лекции, доклады, выступления, дискуссии, круглые столы, организационно-деятельностные игры

Предметные и межпредметные методические объединения (работа носит постоянный характер)

Обеспечение освоения каждым учителем государственных образовательных стандартов по предмету, овладения обязательными стандартами и нормативами педагогической деятельности. Обмен опытом. Совместное решение текущих учебно-воспитательных задач. Выработка общих подходов к контролю знаний и аттестационным процедурам (аттестация педагогов).

Все члены педагогического коллектива. Общее руководство: заместитель директора по УВР

Взаимные посещения, анализ и оценка уроков. Посещение уроков руководителем МО с последующим анализом и консультацией учителя. Подготовка, проведение и анализ результатов предметных олимпиад, недель и других форм работы с учащимися. Обсуждение проблемных докладов, выступлений, сообщений по общешкольной тематике. Анализ состояния преподавания предмета на всех ступенях обучения. Внутреннее рецензирование методических разработок. Проведение городских семинаров на базе школы.

Индивидуальные разработки на основе известных образцов. Педагогическая продукция:

Поурочные, тематические блочно-урочные планы;

Контрольные вопросы, задания, тесты в соответствии с образовательными стандартами;

Описание методики уроков, отдельных приемов, средств обучения;

Программы, сценарии и другие материалы проведенных мероприятий

Научно-методические объединения:

Временные творческие объединения;

Оперативные проблемные группы (на 2-3 мес.)

Обеспечение развития нового содержания и методики обучения. Реализация стратегических задач инновационного развития школы. Решение частных содержательных методических, методологических, нормативных проблем

Учителя-исследователи, новаторы, руководители МО

Анализ открытых уроков, занятий: обсуждение докладов, выступлений, «мозговые штурмы»

Индивидуальные творческие инновационные разработки. Педагогическая продукция

Научно-методический совет - высший коллегиальный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в школе

Срочное решение актуальных проблем и задач поискового, методико-дидактического характера, возникающих в ходе инноваций и экспериментов. Обеспечение целостности и системности методической работы. Анализ и оценивание эффективности методической работы в целом. Осуществление экспертной оценки качества педагогической продукции, целесообразности экспериментов, инноваций

Зам. директора по УВР, научные руководители из числа привлеченных научно-педагогических работников

Рецензирование новых учебников, учебно-методических пособий, УМК и т. п. Творческие стажировки. Научно-практические конференции, семинары по актуальным проблемам для учителей школы, города

Методические пособия для учителей и учащихся;

Статьи, доклады;

Открытые занятия по заявленной проблеме;

Проекты локальных, нормативных документов;

Различные дидактические материалы

Таблица 3

Формы научно-методической работы

Блок

Формы

Поисковая работа и научные исследования педагогов

Руководство поисковой работой учащихся

Руководство предметными кружками, творческими проблемными группами, секцией научного общества учащихся.

Участие в организации научно-практической конференции учащихся

Разработка методической документации

Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, научно-методической работой. Разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках) и методик диагностики учащихся

Подготовка учебных аудио- и видеозаписей

Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий

Повышение квалификации учителей

Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, семинары, открытые уроки, взаимопосещения уроков, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах

Обобщение и распространение передового педагогического опыта

Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта.

Систематизация, обобщение и оформление материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности. Оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс.

Мастер-классы; педагогические мастерские, выступления на педсоветах, семинары, лектории, встречи с творчески работающими учителями.

Создание информационной базы о передовом инновационном опыте

научно-методической работы в ОУ

1. Учебно-методическая работа

Включает в себя:

Обеспечение учебно-методической базы УВП - программы, альтернативные методики, учебные пособия и учебники; своевременное обучение кадров работе по ним;

Совершенствование качества ЗУН учащихся;

Обучение школьников способам овладения различными образовательными технологиями;

Проведение городских, областных и административных работ;

Разработка контрольно-измерительных материалов;

Организация работы по преемственности содержания образования;

Организация внеклассной работы по предмету;

Участие в творческих группах, конференциях, научных выставках и т. д.;

Организация мониторинга обученности, воспитанности, развития, определение уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.

2 . Деятельность школьных МО

Включает в себя:

Организацию работы школьных МО по реализации приоритетных направлений ОУ;

Обсуждение календарно-тематических планов, программ курсов, факультативных и кружковых занятий, планов индивидуальных занятий;

Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения;

Проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, конференций и т. д.;

Проведение тематических заседаний МО;

Обсуждение докладов и выступлений коллег на конференциях, семинарах, заседаниях педагогического совета;

Обсуждение экзаменационных материалов;

Отчеты учителей о работе по самообразованию;

Совершенствование оснащения учебных кабинетов;

Ознакомление с новинками методической литературы;

3. Инновационная деятельность педагогов

Включает в себя:

Разработку модели развития ОУ, выбор программ, учебников и учебных пособий;

Участие в разработке учебно-методической документации;

Оказание помощи в апробации региональных стандартов;

Организацию работы творческих групп по апробации инновационных технологий, передового педагогического опыта;

Экспертизу передового педагогического опыта;

Помощь учителям в организации их исследовательской деятельности;

Анализ хода и результатов внедрения инноваций;

Создание банка педагогических инноваций;

Изучение нормативных документов, научной литературы в области инновационной деятельности.

4. Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

Включает в себя:

Создание условий для реализации инновационного проекта «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся школы»;

Изучение перспективы развития российского образования;

Разработку и экспертизу программ курсов по выбору, элективных курсов;

Проведение методических советов, методических конференций, теоретико- методических семинаров по вопросам предпрофильного и профильного обучения;

Работу МО по изучению и апробации государственных образовательных стандартов;

Обучение всех педагогов методам профессиональной деятельности в условиях профильного обучения;

Создание банка педагогической информации по проблеме профильного обучения (проведение мероприятий по распространению передового педагогического опыта учителей);

Организацию работы учащихся 5-11 -х классов по индивидуальным образовательным маршрутам.

5. Научно-методическое сопровождение системы работы по гражданскому образованию

Включает в себя:

Создание научно-методических условий для реализации программы «Гражданское образование учащихся»;

Реализацию программы курса «Мой выбор - жизненный успех»;

Применение на урочных и внеурочных занятиях педагогических технологий, способствующих формированию осознанной гражданской позиции;

Обмен опытом работы учителей по реализации идей гражданского образования;

Создание банка педагогической информации по вопросам гражданского образования;

Проведение открытых уроков по данной теме;

Выступления педагогов на семинарах, конференциях, заседаниях городских МО и т. д.

6. Методическое обеспечение программы «Образование и здоровье»

Включает в себя:

Организацию обучения учителей формированию культуры здоровья;

Создание информационного пространства по проблемам здоровья;

Планирование, проведение методических советов, декад, семинаров и т. д.;

Планирование и проведение школьных акций и конференций по проблемам здоровья;

Участие в городских конкурсах, конференциях, семинарах и т. д.;

Планирование и проведение школьных акций, конференций, конкурсов и викторин по проблемам здоровья;

Организацию работы детских общественных организаций по проблеме сохранения здоровья, профилактике вредных привычек;

Преподавание ОБЖ, экологии, элективного курса «Мое здоровье» в 10-м классе; отдельные занятия в рамках таких предметов, как природоведение, экология, биология, физическая культура, курс «Мой выбор»;

Рассмотрение на уроках вопросов ЗОЖ;

Интеграцию учебных курсов ОБЖ, валеология, экология в учебные дисциплины (природоведение и ОБЖ; биология и валеология; география и экология; химия и валеология; физика и валеология; технология и валеология);

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

7. Методическое обеспечение программы «Одаренные дети»

Включает в себя:

Организацию работы над реализацией программы;

Кадровое обеспечение реализации программы;

Организацию обучения учителей работе с одаренными детьми;

Организацию научного общества учащихся школы;

Определение системы дополнительного образования, открытие новых кружков, ведение курсов, факультативов;

Корректировку программ курсов по выбору, элективных курсов, ориентация их на работу с одаренными детьми;

Разработку интегрированных курсов для снижения обязательной нагрузки на учащихся;

Организацию познавательной деятельности учащихся через проведение школьных предметных олимпиад, конкурсов, конференций и т. д.;

Формирование информационного банка и обобщение передового педагогического опыта.

8. Научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся

Включает в себя:

Организацию исследовательской работы с учащимися;

Организацию обучения учащихся и учителей по вопросам научно-исследовательской деятельности;

Применение на уроках современных интерактивных технологий;

Переориентировку содержания программ курсов по выбору, элективных курсов на учащихся с высокой мотивацией, склонных к исследовательской деятельности;

Внеклассную работу по предмету;

Создание банка педагогической информации.

9. Экспертная и аттестационная деятельность

Включает в себя:

Осуществление контроля выполнения государственных образовательных стандартов;

Использование аттестационных процедур для стимулирования педагогического творчества учителей;

Проведение мероприятий по лицензированию ОУ;

Организацию внутришкольного педагогического мониторинга эффективности УВП;

Оказание консультативной помощи педагогам при подготовке аттестационных материалов;

Участие в организации и проведении смотров-конкурсов, олимпиад и т. п., позволяющих выявить творческий потенциал учителя;

Участие в аналитической обработке материалов по итогам аттестации.

Документальное оформление методической работы

Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:

Протоколов методических советов;

Планов работы МО, проблемных групп, лабораторий «мастер-класс»;

Конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;

Письменных материалов, отражающих деятельность учителя, МО, проблемных групп, лабораторий «мастер-класс» по анализу и самоанализу педагогической деятельности;

Аналитических справок по вопросу уровня обученности учащихся (с графиками и диаграммами);

Рефератов, текстов докладов, сообщений;

Разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных технологий и программ;

Обобщенных материалов о системе работы педагогов школы, материалов печати по проблемам образования;

Информации с районных (городских) методических семинаров;

Дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных педагогов, учащихся, МО, проблемных групп, лабораторий «мастер-класс»).

Документально оформленная методическая работа школы заносится в информационный банк педагогического опыта педагогов школы.

Использование активных форм работы как условие повышения профессиональной культуры учителя

Модернизация образования – процесс необратимый и очень важный для современного этапа развития системы образования. Она требует от учителя повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни, обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняемой методической, социальной и личностной компетентностью. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования – это тенденция перехода от знаний к навыкам и мастерству, т.к. необходим обмен знаниями, перенос их в жизненные, рабочие ситуации, их преобразование, т.е. внедрение их в практику.

Педагогу надо не только передавать, воспроизводить накопленные знания и умения, но практически непрерывно адаптироваться к изменениям в образовательной среде, росту плотности информационных потоков, непрерывной реформе образования и другим факторам, определяющим конфигурацию образовательного пространства.

Учитель в современной школе должен находить способы так проектировать свою педагогическую деятельность, чтобы обеспечить стабильность и непрерывность образовательного процесса, находить способы и формы сочетания вариативности обучения с его научной доминантой. Профессиональная компетентность педагога определяется продуктивным синтезом его базовой подготовки с опытом педагогического проектирования, сформированной способностью к педагогической рефлексии. Все эти слагаемые профессиональной компетентности педагога формируются непосредственно в ходе практической деятельности, а сама компетентность педагога проявляется в адекватности его действий возникающим проблемам.

В основу повышения квалификации педагогов должна быть заложена многомерная система обучения, т.е. развитие знаний, способностей и навыков в сферах мышления, мотивации, практического применения.

Эти функции выполняют городские методические объединения учителей.

Перед ГМО стоит задача удержать педагогов на соответствующем уровне компетентности, так как для того, чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долговременную перспективу, уметь определять основные направления деятельности, постоянно повышать свой уровень квалификации, целенаправленно «созидать» самого себя. Образовательный процесс осуществляется учителями, получившими традиционное, классическое, профессионально-педагогическое образование. Отсюда возникает противоречие между образовательными запросами общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением в педагогической среде. Разрешению этого противоречия должен способствовать процесс совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также совершенствование методической работы.

Городское методическое объединение учителей – это форма просвещения педагогов, которая носит как информативный, так и практико-ориентированный характер. В существующей системе основное внимание уделяется методическим вопросам того или иного направления, т.к. профессиональная компетентность педагога связана с реальными проблемами и задачами практики, ориентирована на овладение педагогическими, образовательными технологиями, обеспечивающими достижение желаемого результата в профессиональной деятельности. Уровень профессионализма в значительной мере зависит от уровня активности педагога, его способности подняться над средой и продолжать самообразование, от системы методической работы в рамках ГМО.

В настоящее время в системе образования г. Оренбурга действуют 51 ГМО, объединяющих более 8 тыс. педагогов.

Деятельность ГМО многопланова: проведение консалтингов, теоретических семинаров (доклады, сообщения), семинаров-практикумов (сообщения с практическим показом на уроках, внеклассных, внешкольных мероприятиях), диспутов, дискуссий («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум), «деловых игр», ролевых игр, различных типов уроков (уроки-имитации, уроки-панорамы), обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки, обсуждение отдельных открытых уроков, мероприятий или их цикла, обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий, обсуждение результатов предметных олимпиад учащихся, подготовка учащихся к ЕГЭ, консультирование учителей по вопросам ЕГЭ, организация и проведение конференций руководителей объединений.

Выбор формы занятий методического объединения зависит от квалификации педагогов, от их заинтересованности в освоении инновационных форм работы, от активности позиций и творческого потенциала. Система деятельности ГМО имеет тенденцию к поиску современных форм работы, поддержанию инновационного духа и творческого поиска, совершенствованию того, что наработано, и применению новых подходов и идеи. Только развивающая система способна активизировать процессы профессионально-личностного роста и саморазвития педагогов. И если мы хотим, чтобы педагог на протяжении всей своей жизни сохранял творческую активность, умел ставить новые проблемы и по-новому решать старые, система повышения профессиональной компетентности должна быть направлена на непрерывное развитие личности педагога. На этом пути учитель должен как минимум пройти четыре этапа зрелости:

1 этап – начинающий учитель должен удержаться в пределах своей предметной области знаний;

2 этап – становление специалиста (педагог использует множество форм обогащения опыта);

3 этап – увеличение степени профессионального риска и начало апробации собственного опыта;

4 этап – самый сложный период, когда профессионал упирается в планку достигнутого.

Достигнув верха своей компетентности, и оставаясь на старом багаже, учитель снова может оказаться на ступеньке некомпетентности. Для этого необходимо организовать систему самообразования педагога, дать почувствовать необходимость в научно-исследовательской работе.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя.

Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышения качества образования.

Управленческую деятельность методической службы помогает организовать технология педагогического взаимодействия. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его пути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах деятельности. Одна из форм – творческие группы. Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критериям по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание ГМО. План работы творческой группы составляется на один год. Для членов творческих групп характерно неформальное общение, минимум заседаний (3-4 в течение года), т.к. главное внимание они должны уделять поисковой работе. Не следует подавлять инициативу учителей, желающих вести творческую, исследовательскую работу по интересующей их проблеме.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы города (ГМО) по повышению профессиональной культуры педагогов.

В рамках модернизации образования и в целях повышения профессиональной компетентности педагогов первоочередными для ГМО должны стать следующие задачи:

Организация эффективной структуры методической работы, исходя из цели и задач современного процесса образования;

Формирование методических площадок для их взаимодействия на частно-предметном, межпредметном и надпредметном уровнях;

Создание временных творческих групп по реализации как индивидуальных, так и коллективных проектов с целью повышения профессионального роста педагогов;

Проведение систематических обзоров научно-методических материалов для повышения информированности педагогов, развития профессионального уровня, стимулирования потребности педагогов в самообразовании;

Расширение системы информационного сервиса с использованием сети Интернета;

Повышение эффективности использования в обучении и повышении профессиональной компетентности педагогов новых информационно-коммуникационных технологий;

Распространение лучших достижений инновационной деятельности ОУ, педагогов;

Методическое сопровождение новой модели аттестации педагогических работников.

ПОЛОЖЕНИЕ

о формах непрерывного образования педагогов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об ОУ, устава школы, положения о методической работе в школе.

1.2. Повышение квалификации педагогических работников школы осуществляется согласно плану реализации мероприятий, утвержденному приказом директора школы.

1.3. Положение определяет формы повышения квалификации и требования к результатам повышения квалификации.

1.4. Под повышением квалификации педагогических работников школы понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства.

1.5. Повышение квалификации является прямой служебной обязанностью педагога, осуществляемой в течение всей его трудовой деятельности, в связи с необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Понятие «повышение квалификации» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

2. Задачи повышения квалификации педагогов

2.1. Обновить и углубить знания в психолого-педагогической, профессиональной деятельности на основе современных достижений науки и педагогики;

2.2. Выработать конкретные предложения по совершенствованию учебного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки и педагогики;

2.3. Подготовить педагогов в первую очередь по профилирующим дисциплинам, ознакомить их с новейшими технологиями обучения;

2.4. Освоить инновационные технологии, формы, методы и средства обучения, изучить отечественный и зарубежный опыт по данному вопросу.

3. Права и обязанности педагога

3.1. Каждый педагог один раз в пять лет имеет право заявить о своем желании пройти аттестацию, дающую ему возможность повысить квалификационную категорию.

3.2. В межаттестационный период педагог обязан пройти курсовую подготовку по своему профилю и по проблемам развития и воспитания учащихся, модернизации образования.

3.3. Каждый педагог является членом МО.

3.4. Каждый учитель обязан осуществлять самообразование по разработанной им программе, которая предусматривает:

Наличие темы самообразования (избранной самостоятельно или по рекомендации зам. директора по НМР);

Этапы работы над ней (изучение литературы, имеющегося опыта по данной проблеме, апробация);

Методическую продукцию.

3.5. Каждый педагог имеет право на обобщение его успешного опыта.

3.6. Каждый педагог обязан периодически отчитываться о своем самообразовании на заседаниях МО, методическом совете, педагогических советах и т. д.

3.7. Педагог обязан посещать постоянно действующий методологический семинар, практико-ориентированные семинары в школе, городе.

3.8. С целью повышения профессиональной компетенции педагог имеет право пользоваться имеющейся в школьной библиотеке методической и периодической литературой.

4. Формы непрерывного образования

В школе используются следующие формы непрерывного образования:

4.1. Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образовательных учреждениях с целью получения высшего образования или второй специальности в системе очно-заочного, заочного образования.

Администрация ОУ создает условия для педагогов, получающих высшее образование заочно: свободный учебный день по согласованию и в зависимости от нагрузки, учебный отпуск, возможность отпуска внеочередного и без содержания (при наличии условий) по заявлению педагога, обучающегося заочно, и с разрешения администрации.

4.2. Повышение квалификации педагогов и переподготовка кадров.

4.2.1. Повышение квалификации педагогов осуществляется на курсах повышения квалификации КИПК и ПРО (г. Киров). Периодичность прохождения курсов - один раз в пять лет. Направление на курсы осуществляется по заявлению педагога при согласовании с администрацией школы. Заявка на учебный год на повышение квалификации педагогов составляется в сентябре каждого учебного года и представляется в городской методический кабинет.

4.2.2. Повышение квалификации может осуществляться на семинарах по месту работы или в других школах.

4.2.3. С целью знакомства с передовым педагогическим опытом учителей города и области, с практическим опытом других школ педагоги принимают участие в семинарах-практикумах в школах города по графику городского методического кабинета.

4.2.4. Формами повышения квалификации в ОУ являются:

Постоянно действующий теоретико-методический семинар. Периодичность его работы - 1 раз в месяц;

Деятельность школьных МО;

Работа над единой методической темой (проблемой) школы;

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (далее – ППО);

Система наставничества: молодые специалисты знакомятся с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои уроки, планируют совместно уроки, внеклассные мероприятия;

Работа по подготовке и проведению открытых уроков, их посещение и анализ. С целью упорядочения работы и обеспечения эффективности проведенных уроков в школе один раз в год проводится практикум, в котором участвуют не менее 10 учителей и классных руководителей.

4.2.5. Одной из форм повышения квалификации является аттестация учителя.

4.3. Индивидуальная самообразовательная работа педагога.

4.3.1. Учитель определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме.

4.3.2. В плане предусматривается подбор литературы, поиск адресов ППО, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, знакомство с практическим опытом других школ, посещение уроков и др.

4.3.3. Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости - корректировкой педагогической деятельности.

4.3.4. Результатом очередного этапа работы могут являться доклады и выступления перед коллегами в рамках отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т. д. Работа по теме самообразования оформляется документально.

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальной накопительной методической папке учителя

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об ОУ, устава школы, положения о методической работе в школе, положения о формах непрерывного образования педагогов.

1.2. Методическая папка учителя является индивидуальным банком, содержащим достижения учителя в области практической педагогической работы (дидактический арсенал, творческая работа, поисковая и исследовательская работа, технологические наработки и т. д.).

1.3. Методическая папка учителя - это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических и руководящих кадров, позволяющий осознанно и обоснованно прогнозировать и реапизовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня их профессиональной компетентности.

2. Задачи введения методической папки учителя

Задачи введения методической папки учителя - дать основание:

Для аттестации педагогических и руководящих кадров ОУ;

Аккредитации и лицензирования ОУ;

Назначения стимулирующих выплат педагогическим и руководящим кадрам при введении новой системы оплаты труда.

3. Структура методической папки учителя

Методическая папка учителя состоит из 7 блоков:

-«Уровень предоставляемого содержания образования»;

-«Уровень профессиональной культуры педагога»;

-«Динамика учебных достижений обучающихся»;

-«Результативность внеучебной деятельности по преподаваемым предметам»;

-«Результативность деятельности учителя в качестве классного руководителя»;

-«Результативность участия педагога в методической и научно-исследовательской работе»;

-«Общественная деятельность педагогического работника».

4. Условия хранения и проверки методических папок учителей

4.1. Индивидуальная методическая папка учителя хранится у зам. директора по НМР.

4.2. Руководитель МО и зам. директора по НМР проверяют накопленный материал учителя в методической папке не реже одного раза в год с целью отслеживания профессионального роста учителя, накопления педагогом творческого багажа.

по составлению Портфолио учителя

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Предлагаем возможные разделы портфолио.

Раздел 1. «Мои достижения»

1.1. «Официальные документы» (копии документов об окончании школы, сертификатов официально признанных международных, российских, региональных, городских, межвузовских и внутривузовских олимпиад, конкурсов, фестивалей, иных мероприятий, документы об участии в грантах, окончании музыкальной, художественной, спортивной или иной школы, сертификатов о прохождении практик, стажировок, тестирования, участии в проектах и программах, журнальные, газетные и фото документы и копии иных документов, свидетельствующие об успехах).

1.2. «Жизненный опыт» (автобиография, отзывы с тех мест работы, где вы работали и т.п.)

1.3. «Обучение в вузе». Предпрофессиональная и профессиональная подготовка (ваши оценки на всех этапах обучения в вузе, комментарии к ним, любимые предметы, преподаватели, мотивы обучения, основные периоды и этапы учения, изменения взглядов на свою будущую профессию, вуз, список курсовых и дипломных работ, отзывы преподавателей и научных руководителей, руководителей учебных, преддипломных и дипломных практик, список мест прохождения практик и выполненных работ).

1.4. «Научная деятельность» (список научных работ, научная переписка, аннотации к своим работам, рецензии чужих научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, отзывы на ваши работы) 1.5. «Курсы по выбору и творческие работы» (список дополнительных курсов, оценки, сертификаты, комментарии, приобретенные компетенции, список или структурированное представление в том или ином виде своих творческих работ, отзывы на них, в том числе в СМИ и т.п.).

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. «Я в мире людей»

2.1. «Участие в общественной жизни» (характер вашей общественной активности, занимаемые посты, проекты и программы в которых участвовали, их результативность).

2.2. «Хобби, интересы» (сфера ваших свободных интересов, занятий, хобби, их примеры, иллюстрации, значение в жизни вообще и в профессиональной жизни, в частности).

Раздел 3. «Взгляд на себя и в будущее»

3.1. «Мои ценности и идеалы» (то, что вы цените, считаете важным, стремитесь, уважаете).

3.2. «Мои жизненные планы» (ваше представление о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п.)

3.3. «Мой девиз» (ваш девиз, кредо на новом этапе жизни).

Раздел 4. Результаты педагогической деятельности

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за период работы в ОУ.

Раздел 5. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

· обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

· обоснование выбора используемых образовательных технологий;

· обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

· использование информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;

· работа в методическом объединении ОУ,

· участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

· участие в методических и предметных неделях, семинарах, конференциях;

· проведение научных исследований;

· написание рукописей кандидатской;

· подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

· другие документы.

Раздел 6. Внеурочная деятельность по предмету

Раздел содержит документы:

· список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

· список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

· сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);

· программы работы кружков и факультативов

· другие документы.

Раздел 7. Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

· список словарей и другой справочной литературы по предмету;

· список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);

· наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);

· аудио - и видеопособия;

· наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

· измерители качества обученности учащихся;

· другие документы по желанию учителя.

Основная цель портфолио - оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть разнообразной.

Читайте также: