Синтаксические средства
В русском языке синтаксические средствам помощью которых строятся предложения и словосочетания, разнообразны. Основными являются формы слов в их взаимодействии и служебные слова. Посредством словоизменительных показателей и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слов в словосочетании и предложении. Например, в предложении Сквозь тучу глядело на землю негреющее солнце (Ш.) слова связаны родовыми окончаниями (солнце глядело , солнце негреющее ), а также падежными окончаниями в сочетании с предлогами (глядело на землю , глядело сквозь тучу).
При построении предложения используются также интонация и порядок слов. Интонация (сообщения, вопроса, побуждения) не только средство грамматической организации предложения, но и показатель законченности высказывания. Порядок слов - это взаимное расположение их в составе словосочетания и предложения. В русском языке есть определенные правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической нормой является постановка сказуемого после подлежащего; согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное - после него. Отступления от этого правила используются в стилистических целях; ср.: гений чистой красоты (П.) - пышно е природы увяданье (Г1.). Порядок слов может быть формальным показателем синтаксической функции слова при отсутствии основных показателей: искусство кино - функция определения (ср.: искусство живописи у театра ); Жениться - не лапоть надеть (Поел.) - функция подлежащего препозитивного инфинитива.
Синтаксические единицы связаны с единицами других уровней системы языка: они строятся из слов, точнее - из словоформ. Синтаксис, таким образом, опирается на лексику и морфологию. Особенно тесно связаны синтаксис и морфология как две стороны грамматического строя языка.
Морфологические единицы, морфологические показатели реализуются в речи через словосочетание и предложение. Морфологические категории частей речи являются опорой синтаксических отношений (.западная окраина - определительные отношения "предмет - признак"), а также синтаксических категорий (.ухнула граната - прошедшее время, реальная модальность).
Методы изучения синтаксиса
Различные методы изучения синтаксиса определяются общим уровнем развития науки, методологической основой исследований и мировоззрением ученого, практическими задачами использования результатов научных изысканий в преподавании языка и т.д. Определенное влияние оказывают и смежные науки, в частности логика, психология.
Наиболее значительные исследования русского синтаксиса, предопределившие и подготовившие современное состояние отечественной синтаксической науки, относятся ко второй половине XIX - началу XX в. Они представлены тремя методологическими направлениями: логическим (Ф. И. Буслаев), психологическим (Л. Л. Нотебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский), формальным (Ф. Ф. Фортунатов, Л. Л. Шахматов, Л. М. Пешковский). Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной подход к синтаксису неверным. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Буслаева. Представители формального направления (особенно Шахматов), приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе.
Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальную стороны. Этот диалектический подход был разработан в 50-е годы XX в. В. В. Виноградовым, который, наряду с критикой методологических слабостей трех указанных направлений, выделил и использовал все ценное в них. Виноградов разработан основы структурно-семантического метода исследования синтаксиса. Этот метод является сейчас наиболее популярным среди исследователей и принят в вузовской и школьной практике преподавания синтаксиса современного русского языка. Сущность этого метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц. В основу описания синтаксических единиц кладутся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.
Изобразительно-выразительные средства языка позволяют не только донести информацию, но и ярко, убедительно передать мысли. Лексические средства выразительности делают русский язык эмоциональным и красочным. Выразительные стилистические средства применяют, когда необходимо эмоциональное воздействие на слушателей или читателей. Сделать презентацию себя, товара, фирмы невозможно без использования особых средств языка.
Слово – основа изобразительной выразительности речи. Многие слова часто используют не только в прямом лексическом значении. Характеристики животных переносят на описание внешности или поведения человека – неуклюж как медведь, труслив как заяц. Полисемия (многозначность) – употребление слова в различных значениях.
Омонимы – группа слов в русском языке, которые имеют одинаковое звучание, но при этом несут разную смысловую нагрузку, служат для создания в речи звуковой игры.
Виды омонимов:
- омографы – слова пишутся одинаково, меняют смысл в зависимости от поставленного ударения (замОк - зАмок);
- омофоны – слова при написании отличаются одной или несколькими буквами, но на слух воспринимаются одинаково (плод - плот);
- омоформы – слова, которые звучат одинаково, но при этом относятся к разным частям речи (лечу в самолете - лечу насморк).
Каламбуры – применяют для придания речи юмористического, сатирического значения, хорошо предают сарказм. Они основаны на звуковом сходстве слов или их многозначности.
Синонимы – описывают одно и то же понятие с различных сторон, имеют различную смысловую нагрузку и стилистическую окраску. Без синонимов невозможно построить яркую и образную фразу, речь будет перенасыщена тавтологией.
Виды синонимов:
- полные – тождественные по смыслу, употребляются в одинаковых ситуациях;
- семантические (смысловые) – призваны придавать оттенок словам (беседа-разговор);
- стилистические – имеют одинаковое значение, но при этом относятся к разным стилям речи (палец-перст);
- семантико-стилистические – имеют различный оттенок значения, относятся к разным стилям речи (сделать – сварганить);
- контекстные (авторские) – употребляют в употребленном контексте для более красочного и многогранного описания человека или события.
Антонимы – слова имеют противоположное лексическое значение, относятся к одной части речи. Позволяют создавать яркие и экспрессивные фразы.
Тропы – слова в русском языке, которые употребляют в переносном смысле. Они придают речи и произведениям образность, выразительность, призваны передавать эмоции, ярко воссоздавать картину.
Определение тропов
Определение | |
Аллегория | Иносказательные слова и выражения, которые передают суть и основные признаки конкретного образа. Часто используют в баснях. |
Гипербола | Художественное преувеличение. Позволяет ярко описывать свойства, события, признаки. |
Гротеск | Прием используют для сатирического описания пороков общества. |
Ирония | Тропы, которые призваны скрыть истинный смысл выражения путем легкой насмешки. |
Литота | Противоположность гиперболе – свойства и качества предмета заведомо преуменьшены. |
Олицетворение | Прием, при котором неодушевленным предметам приписывают качества живых существ. |
Оксюморон | Соединение в одном предложении несоединимых понятий (мертвые души). |
Перифраза | Описание предмета. Человека, события без точного указания названия. |
Синекдоха | Описание целого через часть. Образ человека воссоздают путем описания одежды, внешности. |
Сравнение | Отличие от метафоры – присутствует и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. В сравнении часто присутствуют союзы – как, будто. |
Эпитет | Наиболее частое образное определение. Не всегда для эпитетов используют прилагательные. |
Метафора – скрытое сравнение, употребление существительных и глаголов в переносном значении. В ней всегда отсутствует предмет сравнения, но присутствует то, с чем сравнивают. Бывают краткие и развернутые метафоры. Метафора направлена на внешнее сравнение предметов или явлений.
Метонимия – скрытое сравнение предметов по внутреннему сходству. Это отличает этот троп от метафоры.
Синтаксические средства выразительности
Стилистические (риторические) – фигуры речи призваны усиливать выразительность речи и художественных произведений.
Виды стилистических фигур
Название синтаксического построения | Описание |
Анафора | Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение. |
Эпифора | Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации. |
Параллелизм | Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса. |
Эллипсис | Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой. |
Градация | Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего. |
Инверсия | Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание. |
Умолчание | Сознательная недосказанность в тексте. Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли. |
Риторическое обращение | Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам. |
Риторический вопрос | Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя. |
Риторическое восклицание | Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным. Привлекают внимание читателя или слушателя. |
Многосоюзие | Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи. |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность. |
Антитеза | Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию. |
Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.
Синтаксическая система русского языка удивительно богата изобразительными возможностями. Свободный (относительно) порядок слов придает русскому синтаксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых удается передать тончайшие смысловые оттенки. Для языка художественной литературы существенно то, что на уровне синтаксиса объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице – предложении.
Использование односоставных предложений является одним из наиболее экспрессивных синтаксических средств. С помощью номинативных предложений, называющих предметы, явления, художник рисует картины природы, обстановку, описывает состояние героя и дает оценку происходящему. Номинативные предложения широко используются при записи в личных дневниках, письмах, то есть тех жанрах, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных деталей.
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле. (А. А. Ахматова).
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой,
Как венец на новобрачной.
Лик березы под фатой,
Подвенечной и прозрачной. (Б. Пастернак).
Довольно часто ряд односоставных предложений – результат создания парцеллированной конструкции. Парцелляция (parceller – франц. «делить на мелкие части») – грамматико-стилистический прием, состоящий в расчленении синтаксически связанного текста на интонационно обособленные отрезки, отделяемые точкой.
«Коридор. Лестница. Снова коридор. Дверь в стене у поворота. - Я больше не могу, - бормочет маленький человек в линялой грязной рубахе, но сил остается лишь на то, чтобы ронять по одному слову на каждый спотыкающийся шаг. Не. Могу. Больше. Я. Не. Могу. Я…» (Г. Л. Олди. «Ожидающий на перекрестках»).
Имитация непринужденности разговорной речи, свойственной ей синтаксической и ритмической организации.
Период (periodos – греч. “круг, кольцо, обход”) – гармоничное по своей синтаксической структуре многочленное сложное предложение, отличающееся полнотой и завершенностью содержания. Состоит из двух частей: повышения и понижения, разделенных вершиной периода, сопровождающейся паузой и резким спадом тона (на письме отражается знаками препинания “…, - …”), например:
«Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я» (Н. В. Гоголь).
Параллелизм – это повтор однотипных синтаксических конструкций. Например, «Юность – это когда танцуешь, как будто тебя никто не видит.. Когда живешь, как будто ты никогда не умрешь. Когда доверяешь, как будто тебя никогда не предавали… И когда любишь, как будто тебе никогда не делали больно». (А. Парфенова).
В более широком плане параллелизм – связь между отдельными образами, мотивами и т.п. в художественном произведении, состоящая в одинаковом расположении сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях:
Шелкова ниточка к стене льнет,
Дунечка матушке челом бьет.
Целое стихотворение может быть построено на повторе интонационно-синтаксического рисунка (мелодическом повторе), что придает особую музыкальность поэтическому тексту:
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь. (М. Цветаева. «Бессонница»).
Градация (лат gradatio “постепенное повышение”) – расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых или контекстуальных) по степени нарастания (восходящая) или ослабевания (нисходящая) их смыслового и эмоционального значения. «Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза» (В. Солоухин).
Антитеза (греч. antithesis “противоположение”) - фигура контраста, противопоставления понятий в художественной речи. Средствами структурного противопоставления могут быть и противительные союзы (а, но), и интонация или только интонация.
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем. (М. Ю. Лермонтов). – В данном случае перед нами простая антитеза – использование пары антонимов. Используются как языковые, так и контекстуальные антонимы, например, в хорошо известной характеристике Онегина и Ленского:
«Они сошлись. Волна и камень. / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой» (А. С. Пушкин) – антонимы контекстуальные.
Антитеза может быть сложной, развернутой, например, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» имеет трехчастную композицию: две легенды, связанные рассказом старухи Изергиль о своей судьбе, противоположны по смыслу и отражают антитезу художественных образов Ларры и Данко.
Более сложным явлением художественного текста является фиксация автором противоположных чувств, которые могут быть взаимосвязаны и взаимообратимы. Так, одна из особенностей творческой манеры И. А. Бунина состоит в стремлении передать одновременно живущие в душе человека противоречивые чувства, необъяснимые в рациональных терминах, - в рассказе «Перевал» читаем: «Сладостна безнадежность»; «отчаяние начинает укреплять меня»; «злобный укор кому-то за все, что я выношу, радует меня»; в рассказе «Цикады»: «Как бесконечно я несчастен, томясь своим счастьем, которому всегда не достает чего-то», то же в его стихах: «Ужель есть счастье даже и в утрате?» («Растет, растет могильная трава…»).
С этим художественным явлением связано использование оксюморонов.
Оксюморон (греч. oxymoron “остроумно-глупое”) – необычное соединение слов, логически исключающих друг друга. Оксюморон подчеркивает внутреннюю конфликтность, противоречивое психологическое состояние: «восторженно рыдала», «ужас восторга», «страдальчески-счастливое упоение» (И. А. Бунин). Оксюмороны часто встречаются в текстах произведений И. С. Тургенева, но у него они строятся на довольно привычном контрасте: «леденящая вежливость», «горделивая скромность». Языковой контраст может стать не только сугубо языковым приемом, но и ведущим композиционным средством, что отражается в названии произведения (например, «Живой труп» Л. Н. Толстого).
Инверсия (лат. inversio “перевертывание, перестановка”) – расположение слов в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики:
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф. (Н. Гумилев)
Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи: здесь она не просто стилистическая фигура, но и признак поэтической организации речи (ритмообразующая функция). Кроме того, неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения.
Перифраз(а) - описательный оборот, например: Унылая пора! Очей очарованье! - вместо осень (А. С. Пушкин). Будучи одним из традиционных средств выразительности в литературе разных стилей и направлений, перифраза позволяет создать особый эмоциональный тон, например, классицисты используют ее для придания торжественного звучания одам: светило дня, дар богов, любимец муз; сентименталисты – для придания слогу изящества, кроме того, в литературе сентиментализма перифраза приобретает новые функции: становится одним из важных средств выявления субъективного начала, передачи авторского отношения к объекту номинации, причем сентименталисты обозначают перифрастически, как правило, объекты, оцениваемые положительно: «Богини кроткие, любимицы небес, Подруги нежных муз и всех красот нетленных!» - описываются грации (М. Н. Карамзин).
Риторический вопрос – особый вид вопросительного предложения, не требующий ответа, создает внутреннюю напряженность, усиливает эмоциональность художественной речи, позволяет логически выделить наиболее важные в смысловом отношении отрезки текста:
Снежная равнина, белая луна.
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? (С. Есенин).
Риторическое обращение, риторическое восклицание: Высказывание может адресоваться одушевленному и неодушевленному предмету, отвлеченному понятию. Риторические обращения и восклицания выделяют важные в системе ценностей автора текста явления и предметы, акцентируют внимание читателя на них:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.
Бессонница меня толкнула в путь.
О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь –
Всю круглую воюющую землю! (М. Цветаева).
Эллипсис (греч. elleipsis “выпадение, опущение”) – пропуск одного или более членов предложения без ущерба для смысла высказывания, легко подразумевающегося благодаря контексту или ситуации.
Богаты мы, едва из колыбели, (вышли )
Ошибками отцов и поздним их умом.. (М. Ю. Лермонтов).
Эллиптические высказывания используются для сообщения тексту эмоциональной окраски, динамичности, весомости и способствует его функционально-стилистической переориентации относительно стилистически нейтрального употребления. Эллипсис широко употребляется и в прозаических, и в поэтических произведениях, придавая тексту непринужденность, разговорный оттенок.
Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов, создает впечатление стремительности, быстрой смены картин.
Вот он со скрытностью сугубой
Ушел за улицы изгиб,
Вздымая каменные кубы
Лежащих друг на друге глыб,
Афиши, ниши, крыши, трубы,
Гостиницы, театры, клубы,
Бульвары, скверы, купы лип,
Дворы, ворота, номера,
Подъезды, лестницы, квартиры,
Где всех страстей идет игра
Во имя переделки мира… (Б. Пастернак. «Поездка»).
Многосоюзие (полисиндетóн) - намеренное использование повторяющихся союзов.
Выразителен повтор союза «и». Анафора его была довольно употребительна в христианской церковной литературе – в Евангелии с помощью этого повтора достигалась торжественность и величественность повествования: «…И встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» (Евангелие от Марка).
Многосоюзие – довольно распространенный стилистический прием, который употреблялся в русской литературе разных периодов. «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность». (В. Г. Короленко). Многосоюзие замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов предложения.
Вопросы и задания
Елена Бузина
Синтаксические средства художественной изобразительности
При работе над анализом текста в заданиях ЕГЭ ученику приходится сталкиваться с терминами, значение которых он представляет себе смутно. Особенно это касается синтаксических понятий. Не привычных по учебникам русского языка подлежащих–сказуемых и обособленных определений, а понятий, связанных с изобразительными, художественными возможностями синтаксиса. Преподаватель русского языка и литературы из Омска Елена Владимировна БУЗИНА с успехом использует в своей практике обобщающие таблицы, которые позволяют её ученикам перед экзаменом комплексно повторить необходимые термины. Одну из таких таблиц - как раз по синтаксису - представляем сегодня вашему вниманию.
Он (язык) обладает свободой, не существующей в других языках:
от перестановки слов во фразе меняется смысл.
Эта свобода, отсутствие обязательного уточнения, рождающегосяв западноевропейских языках от жесткости синтаксиса, отсутствие артиклей, - всё это предоставляет писателю безграничные возможности, перед ним не истощённые почвы былых веков, а постоянная целина. (И.Эренбург)
В художественном произведении синтаксис помимо коммуникативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с другими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.
Отличительной чертой русского синтаксиса, по мнению известных исследователей языка, является свобода передвижения слов внутри предложения. Таким образом, свободный порядок слов придаёт русскому синтаксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых авторам удаётся передать тончайшие смысловые различия (Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989. С. 153).
Это обстоятельство порождает многие изобразительные приёмы, которыми пользуются мастера русского слова, а также формирует особые свойства русского синтаксиса.
В самом деле, синтаксис - это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические элементы или единицы. Это, по мнению С.И. Львовой, “...языковый уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице - в предложении” (Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996. С. 385).
Основные синтаксические средства
Приём |
Определение |
Пример |
Значение |
Синтаксические средства создания экспрессии |
|||
Риторические восклицания | Заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. | Пышный! Ему нет равной реки в
мире! (о Днепре). (Гоголь) |
Повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста. |
Риторический вопрос | Содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. | Что тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь? (Пушкин) |
Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе. |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. (Пушкин) |
Может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание. |
Анафора | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие). | Только в мире и есть, что
тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. (Фет) |
Усиливает выразительность речи, логическое выделение. |
Эпифора | Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. | Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. (Есенин) |
Усиление интонаций, оттенков звучащей речи. |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. | ...где глаз людей обрывается
куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он
стрелой |
Придаёт фразе новый выразительный оттенок. |
Эллипс | Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. | Мы сёла - в пепел, грады -
в прах, В мечи - серпы и плуги. (Жуковский) |
Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи. |
Умолчание | Фигура, представляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. | Я не люблю, о Русь, твоей
несмелой, Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные родимые черты! (Бунин) |
Пробуждает глубокие мысли и чувства. Часто используется в прямой речи. |
Различные способы нарушения замкнутости предложений |
|||
Смещение синтаксических конструкций | Конец предложения даётся в ином синтаксическом плане. | Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече... (Пушкин) |
Прерывистость речи, волнение говорящего. |
Присоединительные конструкции | Фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь. | Есть у каждого города возраст и
голос, Есть одежда своя и особенно запах. И лицо. И не сразу понятная гордость. (Рождественский) |
Придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими. |
Именительные представления (изолированный номинатив) | Называет тему последней фразы. | Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось... (Пушкин) |
Призван вызывать особый интерес к предмету высказывания, усиливает звучание. |
Парцелляция | Деление предложения на отдельные сегменты (слова). | И снова Гулливер. Стоит.
Сутулясь. (Антокольский) |
Логическое ударение на каждом слове придаёт им особую силу, выразительность. |
Период | Гармоническая по форме сложная
синтаксическая конструкция, характеризующаяся
особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а
также исключительной полнотой и завершённостью
содержания. Две взаимно уравновешенные части в
периоде: повышение интонации; понижение интонации. Это определяет гармоничность и интонационную завершённость периода. |
Когда волнуется желтеющая
нива... (Лермонтов) Брожу ли я вдоль улиц
шумных... |
Основные положения в периоде позволяют осмыслить текст с разных сторон, оценить разнообразие оттенков. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Многосоюзие и бессоюзие могут употребляться в близком контексте и придают большую выразительность речи и тексту. | Был тиф, и лёд, и голод, и
блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб. (Шенгелая) |
Интонационное и логическое подчёркивание выделяемых предметов. |
Бессоюзие (асиндетон) |
Швед, русский - Колет, рубит, режет... (Пушкин) |
Стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений. | |
Градация | Расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. | Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) | Нарастающая интонация и эмоциональная напряжённость речи. |
Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:
Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба из его компонентов, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимичных пар:
Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Полюбил хороший - вредную: Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)
Антитеза часто используется в пословицах и поговорках: Ученье - свет, а неученье - тьма; Лето - припасиха, зима - прибериха, в заглавиях художественных произведений: «Война и мир», «Толстый и тонкий» и др.
На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста:
В доме два лифта. Один - слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить... Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно.
Закон жизни, оказывается, распространяется и на тех нику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность - и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать...
(А. Яхонтов)
В основе этого текста лежит антитеза: противопоставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.
Инверсия (лат. inversion - перемещение, перестановка) - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение - определяемому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ...буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.
Как правило, авторы прибегают к изменению обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова, стилистической окрашенности или придания особого ритма фразе: Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С. Есенин). В данном примере стоящие после существительных определения явно выделяются, помогая описанию неуютной сумеречной картины, а сама фраза становится более напевной, напоминающей народную
поэтику (сравним: Грозные волки воют с тощих полей в долгие зимние сумерки - прямой порядок слов).
Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя авторы прибегают к самым различным перестановкам, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец, например: Выбегу, тело в улицу брошу я (В. Маяковский).
Градация - это фигура , заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).
Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку входящие в неё компоненты имеют общее в значении, но в то же время противопоставляются по степени интенсивности, мере выраженного смысла: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция... я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А. Солженицын).
Зевгма - такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конструкция в данном случае включает ряд однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект: Читал, выписывал, справлялся. И в книгах рылся, и в грядах... (И. А. Крылов); ...для власти, для ливреи не гнут ни совести, ни помыслов, ни шеи (А. С. Пушкин). В зевгме просматривается наложение смыслов: здесь происходит игра со значениями, когда в одном слове совмещаются два значения, причём каждое находит свою сочетаемость с логически разнородными элементами перечисления: Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу (М. Цветаева). В этом примере проявляются два значения слова «брать»: в сочетании со словом «сердце» оно обозначает «очаровывать», а в сочетании со словом «скала» - побеждать, завоёвывать, покорять.
Повтор - это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цветаева). Одно из назначений повторов - углубление смысловой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.
Анафора (единоначатие ) - это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)
Анафора может вступать во взаимодействие с другими стилистическими приёмами, например с синтаксическим параллелизмом:
И снится Разину - сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину - звон: Ровно капельки серебряные каплют.
(М. Цветаева)
Анафора способствует ритмизации речи:
Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света.
Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы.
Этот говор вод.
Эпифора (единоокончание) - повторение последних слов фразы:
О, не медли на соседней
Колокольне!
Выть хочу твоей последней
Колокольней!
(М. Цветаева)
Эпифора усиливает эмоциональность, интонационную выразительность текста, выделяет главное, подчёркивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба - радость! Сегодня фильм хороший в клубе - радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли - радость! (А. Солженицын)
Си мплока - это соединение в тексте анафоры и эпифоры:
Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза. (М. Цветаева)
Анади плозис - это фигура стыка - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:
Память о Вас - тихим домком. Тихий домок - Ваш -- под замок. (М. Цветаева)
Многосоюзие (полисиндетон ) - это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы;
И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени.
(Н. Гумилёв)
Особенно выразительно многосоюзие в ряду однородных членов: И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин)
При помощи бессоюзного соединения элементов перечисления поэт рисует быструю смену картин. Комбинация бессоюзия и многосоюзия передаёт динамику:
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С. Пушкин)
Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро - закат, скоро -. назад: тебе в детскую, мне - письма читать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая неполнота предложения не ведёт к его смысловой недостаточ-
ности, так как ситуация, контекст, фоновые знания позволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же - вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Вагань-кове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются предложения с пропуском сказуемого - глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожиданности действия, быстрой смены событий, напряжённости психического состояния: Радостно книгу возьмите - ив класс! (В. Маяковский)
Умолчание - это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль:
Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих.
(А. Ахматова)
За многоточием скрывается неожиданная пауза, отражающая раздумье говорящего. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю право самому догадаться о недосказанном. Умолчание может предполагать пропуск того, что очень важно и значимо; недосказанное приобретает большую значимость, чем сказанное в открытую.
Риторическое восклицание - это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю,.верю, счастье есть! (С. Есенин)
Риторический вопрос - одна из самых распространённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью:
Чья злоба надвое землю сломала?
Кто вздыбил дым над заревом боен?
Или солнца
одного
на всех мало?!
Или небо над нами мало голубое?!
(В. Маяковский)
Риторический вопрос используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах.
Риторическое обращение - это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для называния адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)
Вопросно-ответное единство - стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи.
Синтаксический параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать - заботу стереть. В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять. В глаза целую.
(М. Цветаева)
Синтаксический параллелизм может быть неполным: В огромном городе моём - ночь. Из дома сонного иду - прочь (М. Цветаева). В этом примере неполноту синтаксического параллелизма обеспечивает то, что в конструкциях элементы имеют частично разную структуру, например, в первом предложении определение предшествует определяемому слову, а во втором стоит в постпозиции.
Парцелляция - это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое деление позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын). При парцелляции появляется специфическая интонация, то есть такое ритмомелодическое оформление высказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации некоторых слов:
И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва... (А. Солженицын).
Именительный представления (именительный темы) - это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин).
Период - это такая гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, которая характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Период характеризуется особой интонацией: вначале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Композиционно период распадается на две части: первая характеризуется повышением интонации, вторая - понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
Период музыкален и ритмичен, что достигается его структурой; однотипностью, соразмерностью синтаксических единиц, часто имеющих сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создаёт ритмический рисунок речи.
Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
А1 | Определите, какое изоб-выразит. средство использовано в примере | |
2. 3. 4. | Заря молитвенником красным пророчит благостную весть (Есенин) Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь) Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо... (Н. Гумилёв) | А. метонимия Б. эпитет В. метафора Г. сравнение Д. синекдоха |
А2. 1. 2. 3. 4. | Вчера с утра напудрил крыши первый иней. (М. Кузмин) Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н. Гоголь) Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов - Только бы не было также, друзья, Скоттов, Шекспиров и Дантов! (Н. Некрасов) Это - диск пламезарного солнца. (А. Белый) | А. синекдоха Б. окказионализм В. метафора Г. антономазия Д. сравнение |
A3 | Определите, какое изобразительно-выразительное; средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Прости, Кавказ, что я о них Тебе промолвил ненароком, Ты научи мой русский стих Кизиловым струиться соком. (С. Есенин) | А. аллегория | |||
2. | В поддёвке молодец бежит, Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузмин) | Б. оксюморон | |||
3. | В самом деле, три дома на вечер зовут. (А. Пушкин) | В. перифраз | |||
4. | Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад. (А. Ахматова) | Г. синекдоха | |||
Д. метонимия | |||||
А4 | |||||
1. | Неуютная жидкая лунность... (С. Есенин) | А. антономазия | |||
2. | Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт? (А. Пушкин) | В. гипербола | |||
3. | Перед этим горем гнутся горы, не течёт река...(А. Ахматова) | В. синекдоха | |||
4. | Ты бродила по опушке леса - девушка без крови и без веса. (И. Северянин) | Г. литота | |||
Д. окказионализм | |||||
А5 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Снова заученно-смелой походкой я приближаюсь к заветным дверям... (Н. Гумилёв) | А. гипербола | |||
2. | Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (С. Есенин) | Б. метонимия | |||
3. | Невозвратно, неостановимо, невосстановимо хлещет стих. (М. Цветаева) | В. эпитет | |||
4. | ...торгует Лондон щепетильный... (А. Пушкин) | Г. антономазия | |||
Д. олицетворение | |||||
А6 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Певец Пиров и грусти томной, Когда б ещё ты был со мной... (А. Пушкин) | А. эпитет | |||
2. | Оба мы ещё не понимали, как земля для двух людей мала... (А. Ахматова) | Б. антономазия | |||
3. | Как в страшный год, возвышенны Бедою, Ты - маленькой была, я - молодою. (М. Цветаева) | В. антитеза | |||
4. | Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов) | Г. литота | |||
Д. перифраз | |||||
А7 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Голова до прелести пуста, оттого что сердце - слишком полно! (М. Цветаева) | А. литота | |||||
2. | Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин) | Б. синекдоха | |||||
3. | С деревьев ржавый лист валится. (Ф. Тютчев) | В. антитеза | |||||
4. | Тогда и свой голос подаст оттуда ближняя наша церковка. (А. Цветаева) | Г. гипербола | |||||
Д. олицетворение | |||||||
J А8 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Осенней неги поцелуй горел в лесах... (Н. Гумилёв) | А. оксюморон | |||||
2. | Боюсь, я завтра утром - мёртвой встану. (М. Цветаева) | Б. метонимия | |||||
3. | Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. (С. Есенин) | В. метафора | |||||
4. | Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его... (А. Солженицын) | Г. гипербола | |||||
Д. эпитет | |||||||
А9 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | В братствах бродячих Мрут, а не плачут, Жгут, а не плачут. (М. Цветаева) | А. симплока | |||||
2. | Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла... | Б. градация | |||||
3. | В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. (С. Есенин) | В. эпифора | |||||
4. | Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. (С. Есенин) | Г. анафора | |||||
Д. анадиплозис (стык) | |||||||
А10 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Белилами румяню бледность. (М. Цветаева) | А. сравнение | |||||
2. | Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточных лилий... (Н. Гумилёв) | Б. перифраз | |||||
3. | Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его [искусство]... (А. Солженицын) | В. аллегория | |||||
4. | Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В. Маяковский) | Г.оксюморон | |||||
Д. гипербола | |||||||
All | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин) | А. эпифора | ||||||
2. | Я слёзы кротости пролью, Я сердце к счастью приневолю. Я земно кланяюсь ручью, И бедной хижине, и полю. (Н, Гумилёв) | Б. градация | ||||||
3. | Я памятник себе воздвиг нерукотворный... (А. Пушкин) | В. инверсия | ||||||
Над городом - туман, туман. Любви старинные туманы. (М. Цветаева) | Г. анафора | |||||||
Д. эллипсис | ||||||||
j A12 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
... сражён булатом, он спит в земле сырой. (М. Лермонтов) | А. эпитет | |||||||
2. \ | В степи мирской, печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа... (А. Пушкин) | Б. литота | ||||||
Я сразу смазал карту будня... (В. Маяковский) | В. перифраз | |||||||
4. | Тут лосю хорошо: у него страшная сила в длинной ноге... (М. Пришвин) | Г. метонимия | ||||||
Д. синекдоха | ||||||||
А13 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Не самозванка - я пришла домой... (М. Цветаева) | А. синекдоха | ||||||
2. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) | Б. сравнение | ||||||
3. | ...вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский) | В. антитеза | ||||||
4. | При адском грохоте и треске До слёз Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески. (Б. Пастернак) | Г. перифраз | ||||||
Д. метонимия | ||||||||
А14 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский) | А. олицетворение | ||||||
2. | В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили. (В. Маяковский) | Б. сравнение | ||||||
3. | Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б. Пастернак) | В. ирония | ||||||
4. | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (А. Пушкин) | Г. метонимия | ||||||
Д. синекдоха | ||||||||
А15 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. (М. Лермонтов) | А. риторический вопрос | |||||
2. | Весна! Не отлучайтесь Сегодня в город. Стаями По городу, как чайки, Льды раскричались, таючи. (Б. Пастернак) | Б. эллипсис | |||||
3. | Но любовь разве пламень малый, что её легко погасить? (Н. Гумилёв) | ||||||
4. | О слёзы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах! Испания в крови! (М. Цветаева) | Г. риторическое обращение | |||||
Д. именительный темы | |||||||
А16 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Люблю тебя, Петра творенье... (А. Пушкин) | А. метафора | |||||
2. | Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (М. Лермонтов) | Б. метонимия | |||||
3. | Сердцу - ад и алтарь, Сердцу - рай и позор. (М. Цветаева) | В.перифраз | |||||
4. | Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней. (М. Волошин) | Г. антитеза | |||||
Д. оксюморон | |||||||
А17 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Плачь, Юность! Плачь, Любовь! Плачь, Мир! Рыдай, Эллада! (М. Цветаева) | А. риторическое восклицание | |||||
2. | Слава, слава небу в тучах чёрных! (Н. Гумилёв) | Б. именительный темы | |||||
3. | Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Б. Пастернак) | В. градация | |||||
4. | Чёрный человек, Чёрный, чёрный, Чёрный человек На кровать ко мне садится... (С. Есенин) | Г. риторическое обращение | |||||
Д. экспрессивный повтор | |||||||
А18 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере, и установите соответствие | ||||||
1. | Солнце - моё. Я его никому не отдам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева) | А. асиндетон (бессоюзие) | |||||
2. | Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин) | Б. парцелляция | |||||
А18 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
3. | Раскат импровизаций нёс Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колёс, Жизнь улиц, участь одиночек. (Б. Пастернак) | В. синтаксический параллелизм | |||
4. | Тебе обывательское - о, будь ты проклята трижды! - и моё, поэтово - о, четырежды славься, благословенная! (В. Маяковский) | Г. полисинде-тон (многосою-зие) | |||
Д. антитеза | |||||
А19 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
У капель - тяжесть запонок... (Б. Пастернак) | А. эпифора | ||||
Как у молодой змеи - да старый уж, Как у молодой жены - да старый муж. (М. Цветаева) | Б. градация | ||||
Плащ, шаловливый, как руно, Плащ, преклоняющий колено. (М. Цветаева) | В. эллипсис | ||||
4. | Слышу твой кошачий шаг, признак измены! Вновь темнит глаза твой мрак, признак измены! (М. Кузьмин) | Г. симплока | |||
Д. анафора | |||||
А20 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |
1. | Доля ты! - русская долюшка женская! (Н. Некрасов) | А. полисинде-тон |
2. | Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слёзы... (А. Пушкин) | Б. риторический вопрос |
3. | Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд. (А. Пушкин) | В. риторическое восклицание |
4. | Неужель на такие страдания не откликнется наша душа? | Г. асиндетон |
Д. аназиплозис (стык) | ||
А21 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |
1. | Улицы - наши кисти! Площади - наши палитры. (В. Маяковский) | А. зевгма |
2. | Вооружась бубликом и Фетом, Я сел на скате у Гремячей башни. (Л. Лосев) | Б. анафора |
3. | Придёт ли час моей свободы? (А. Пушкин) | В. градация |
4. | Он не траурный, он не мрачный, он почти как сквозной дымок... (А. Ахматова) | Г. риторический вопрос |
Д.синтаксический параллелизм |
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)Что показал XX век? (2)Он начался с мировой войны, которая потрясла всех гуманистов и одним махом перечеркнула гуманистические идеалы. (3)Но все дикости этой войны превратились в «детские игрушки» по сравнению с ужасами следующей - второй мировой войны, которая началась всего через 20 лет после окончания первой и заставила думать о зловещей, апокалипсической закономерности исторического развития. (4) Конец второй мировой войны - применение атомного оружия - стал началом новой конфронтации различных систем, гонки вооружений и выходом на такой её виток, когда человечество зримо обнаружило возможности самоуничтожения.
(5)До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. (6)В столкновениях, конфликтах и войнах могли исчезнуть государства, погибнуть отдельные народы и культуры, но всё человечество оставалось и продолжало свою историю. (7)Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, когда оно не только не может реализовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попадает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же
изобретает. (8)Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда научно-технический прогресс создаёт всё более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.
(В. Стёпин)
В статье автор поднимает проблему, актуальную в век научно-технического прогресса и важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совместным раздумьям, В. Стёпин начинает рассуждение с _____________. Выразить масштаб двух мировых войн XX века автору помогают противоположные стилистические приёмы -____________и ____________(предложения 2 и 3). Оценка катастрофических последствий
Второй мировой войны усиливается за счёт __________, применённых автором в предложении 3. Стиль текста - публицистический, о чём свидетельствует использование ____________ (предложения 4, 7, 8).
Список терминов:
11) риторический вопрос
12) метафора
13) эпитет
14) гипербола
15) вопросно-ответное единство
16) устойчивые сочетания слов
17) литота
18) ряды однородных членов
19) книжная лексика
20) парцелляция
ТЕКСТ 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спасёт красота. (2)Век спустя наш слишком много переживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, показывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево - камень тоже. (5)Бронза тоже.