Образовательные программы современной системы образования. Принципы построения и развития системы образования в россии. Структура современного Российского образования

ДОКЛАД: «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ГИБКИЕ СЕТИ, ВЫСТРОЕННЫЕ НА БАЗЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ЗНАНИЯМИ И КАДРАМИ

    За последние 20 лет в российском образовательном пространстве возникли и развились принципиально новые модели обучения, более гибкие и приспособленные к потребностям рынка, более открытые запросам потребителей.

    В современных условиях идет поиск форм и методов, способствующих становлению личности нового типа, не только знающей, но и способной свободно ориентироваться в сложных проблемах современного общества.

    Система образования должна помочь раскрытию творческих способностей, формированию неординарного мышления, свободной личности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ООН (ЮНЕСКО) ПРОВОЗГЛАСИЛА ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" И "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ".

В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но возникает ряд проблем. Помогает в решении проблем дистанционное образование. Что же это такое? Это обучение "на дистанции«, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов.

Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств.

ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.кейс-технология на основе бумажных носителей (учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором.)

Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах.

2. телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.

3.интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX СТОЛЕТИЯ СОВПАДАЮТ С ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В МИРЕ И В РОССИИ. ОНИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕ УРОВНИ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НА ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ЭТО СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

    - интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

    - гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    - дифференциация и индивидуализация , создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

    - демократизация , создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФУНДАМЕНТ ВСЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБЩЕГО И ЛЮБОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    Основными приоритетными направлениями развития начального образования в контексте модернизации российского образования являются повышение качества образования, формирование современной системы непрерывного образования.

    При отборе содержания непрерывного образования в концепции обращается особое внимание на те принципы, которые являются новыми, указывающими на пути преобразования начальной школы.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как утверждение основных принципов гуманизма – уважения и доброжелательного отношения к каждому человеку, как исключение принуждения и насилия над личностью ученика.

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей, а также усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ И ИНВАРИАНТНОСТИ

предполагает возможность реализации в содержании образования различных концептуальных подходов с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования, что обеспечивает право каждого ребенка – гражданина РФ – на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Этот принцип реализуется посредством разно уровневого содержания образования, при котором верхний уровень образования значительно превышает инвариантный уровень требований.

ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как сохранение самоценности каждого этапа развития, максимальное использование приобретений предыдущего этапа развития, обеспечение возможности безболезненного перехода и успешного функционирования ребенка на следующем этапе развития.

ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

требует учета способностей и возможностей ребенка, индивидуального темпа его продвижения. Применительно к образования детей младшего школьного возраста это понимается как создание благоприятных условий для развития детей как с высокой, так и с низкой обучаемостью.

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ

требует отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. А также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку ребенка.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как предоставление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.

В 1996 ГОДУ НАЧАЛОСЬ ВНЕДРЕНИЕ В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ ТРЕХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ:

    – система Л.В.Занкова (система оптимального общего развития);

    – система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которые имеют закрытые учебно-методические комплекты (далее УМК);

    –обновленная традиционная система

СЕГОДНЯ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ СУЩЕСТВУЮТ ДЕСЯТКИ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ

    «Гармония» (руководитель Н.Б.Истомина),

    «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф.Виноградова),

    «Школа России» (руководитель А.А.Плешаков),

    «Перспективная начальная школа» (руководитель Р.Г.Чурикова),

    «Школа 2010–» и другие,

Они направлены на реализацию принципов развивающего обучения и представляют возможность работать в системе альтернативных образцов открывают пути применения новых информационных технологий, в которых главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе, а также применения технологии творческого развития А.З.Рахимова, которая основана на педагогических идеях В.В.Давыдова.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    Принцип преемственности

    Принцип творчества

    Принцип дифференциации и индивидуализации обучения

    Принцип деятельности

    Принцип целостного представления о мире

    Принцип психологической комфортности

    Принцип вариативности

НЕЗАВИСИМЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PIRLS , ПОКАЗАЛИ, ЧТО УМК «ШКОЛА РОССИИ» ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛУЧШИЕ В РОССИИ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ:

    приоритет понимания текста над его воспроизведением;

    причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом;

    акцент на собственном аргументированном суждении;

    неформальный, занимательный характер вопросов;

    полноту средств, формирующих сложные умения в работе с текстом;

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ФГОС, ПРОВЕДЕННОЙ В 15 РЕГИОНАХ РОССИИ В 2009Г.
(УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ)

Первоклассники, обучавшиеся по УМК «ШКОЛА РОССИИ», показали самую высокую подготовку по предметам «Математика» и «Окружающий мир».

Для обеспечения дальнейшей реализации задач концепции модернизации российского образования, для решения стоящих перед системой образования проблем, также для развития начальной школы определяется главная задача начального образования – реализация личностно-ориентированного образования в начальной школе.

Особенностью новой начальной школы является то, что в ней основное внимание уделяется формированию и развитию у детей учебной деятельности – умение учиться, без чего в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования; развитие творчества, саморазвитие, обретение лидерских качеств.

При этом личностно-ориентированное обучение должно стать основным.

Построение процесса обучения подобным образом принципиально изменяет позицию ученика - ученик сам отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения- принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и.т.д.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА - обучение детей младшей школы на качественно новом уровне образования, всемерное содействие духовному и гражданскому становлению детей, устойчивая мотивация на учение, познание, творчество.

ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕОБХОДИМО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

    принцип деятельности, где ученик «открывает знание в процессе собственной деятельности»;

    принцип целостного представления о мире;

    принцип психологической комфортности (создание в школе доброжелательной атмосферы);

    принцип вариативности (выбор оптимального варианта);

    принцип творчества.

    Вводится дифференцированное обучение для снятия нагрузки учащихся.

Начальная школа работает по традиционной системе с развивающими элементами в обучении.

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ

ещё один из основных принципов современной системы образования, хотя хорошо известен. Над его обоснованием и всесторонней проверкой работали корифеи педагогики: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

    Во всем мире учат и воспитывают детей в согласии с природой. Принцип природосообразности является одним из основополагающих принципов в современного образовании. Для детей с задержкой психического развития создаются отдельные классы со щадящим режимом обучения. Для выявления одаренных и талантливых детей проводятся конкурсы и олимпиады. Вузы уже в средних классах ищут и часто находят “своего абитуриента”. Но это, разумеется, только начало.

    Опора на принцип природосообразности - единственное средство избежать перегрузки детей учением, защитить их здоровье, предупредить развитие комплекса страха перед школой и ненависти к ней.

МНОГОЧИСЛЕННЫ ПОПЫТКИ РАЗРАБОТАТЬ СИСТЕМУ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

С.П.БАРАНОВ

ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

1) воспитывающий характер обучения;

2) научность обучения;

3) сознательность обучения;

4) принцип доступности;

5) наглядность обучения;

6) принцип сознательности и активности обучения;

7) прочность обучения;

8) индивидуализация обучения.

Н.А.СОРОКИН

предлагает включить в вышеперечисленную систему принцип связи теории с практикой и не считает необходимым включать в систему воспитывающий характер обучения как принцип дидактики.

И.П.ПОДЛАСЫЙ

считает, что принцип индивидуализации обучения не стоит включать в систему дидактических принципов, но как и Н.А.Сорокин вводит в данную систему принцип связи теории с практикой и принцип эмоциональности обучения.

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫДЕЛИТЬ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ, ПРИЗНАННЫХ БОЛЬШИНСТВОМ ДИДАКТОВ,

СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

1) научности;

2) доступности;

3) сознательности и активности;

4) наглядности;

5) систематичности и последовательности;

6) прочности;

7) индивидуализации и дифференциации.

В современной дидактике устоялось положение, что прин­ципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности.

Таким образом, количество принципов, вытекающих из закономерностей процесса обучения, не может быть постоянным. Известно, что наше познание не ограничено, можно считать, что не все уже обнаруженные закономерности нашли свое отражение в формулировке принципов и, возможно, со временем мы узнаем о новых закономерностях, требующих формулировки новых принципов.

Под влиянием социального про­гресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные прин­ципы обусловливают требования ко всем компонентам учебно­го процесса - логике, целям и задачам, формированию содер­жания, выбору форм и методов, стимулированию, планирова­нию и анализу результатов.

Современные ИКТ играют огромную роль в повышении качества обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде, поэтому при обучении с использованием средств ИКТ большую роль играет принцип доступности.

ПОДВОДЯ ИТОГИ СКАЗАННОМУ, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОДЧЕРКНУТЬ:

успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".

Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.

Желание учиться - это прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них.

Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму."

Таков другой принцип обучения - СОБСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике

ПОТРЕБНОСТЬ ЖЕ В ОБУЧЕНИИ И АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ АДЕКВАТНОСТЬЮ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

Если школа сумеет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящей личности, умеющей в течении своей жизни решать проблемы профессиональной ориентации и повышения квалификации достаточно безболезненно для себя, умеющей адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической ситуации информационного общества, тогда и общество и каждый член этого общества осознает значимость школы как существенного структурного элемента государства, осознает потребность в таком образовании.

Мы стоим на пороге новых перемен.

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития. Это логично - даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.

Педагогический аспект

Цели современного образования в преподавательской деятельности осуществляют системообразующую функцию. Ведь именно от их определения зависит выбор содержания, а также средств и методов обучения. Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение многих профессиональных вопросов. И самый главный звучит так: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.

И все хорошие педагоги изначально определяют цели и задачи образования. Они способны поставить их настолько точно, что построить процесс, гарантирующий их достижение и реализацию, получится максимально быстро. Педагог-профессионал никогда не обойдёт это стороной, устремляясь сразу к составлению пособий и программ.

ФГОС

Позволяют каждому человеку понять, в чём заключается цель обучения. Во ФГОС всё прописано максимально чётко.

Там сказано, что цель образования заключается не только в достижении предметных результатов по русскому языку, географии, физике и прочим дисциплинам. Процесс обучения направлен также на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.

Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.

Задачи

Итак, про цель образования уже было рассказано. Теперь нужно отметить вниманием и задачи.

Главная из них заключается в постоянном, систематическом повышении образовательного уровня населения нашего государства. Также одна из задач подразумевает подготовку новых поколений к жизни в условиях демократического общества. Ещё обучение направлено на формирование и развитие целостного образовательного пространства РФ не только на федеральном, но и на мировом уровне.

Помимо перечисленного, образования подразумевают социальную интеграцию всех групп общества. Вне зависимости от их физического и психического здоровья, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждений. Исходя из этого убеждения, можно вывести ещё одну цель - обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей в сфере образования.

О принципах

Существуют определённые устои, на которые традиционно опирается образование РФ. Об этих принципах тоже нельзя не упомянуть.

Ключевым является плюрализм образовательной среды, свобода и демократизм. Также нельзя забывать про гуманизм и важность которые обязательно проявляются в процессах воспитания и обучения.

Кроме этого, важен уровень мобильности вариативность её технологий, индивидуальность и научная обоснованность. А ещё постоянная адаптивность. Ведь потребности общества, как и условия жизни, постоянно меняются. И вместе с ними преображаются цели современного образования и сама система.

Функции образования

Их также стоит вкратце обсудить. Каждое учреждение образования организует процесс обучения, который выполняет сразу несколько важнейших функций.

Первой является мотивационная. В школе дети обретают стимул к получению образования и изучению тех или иных предметов. Хороший преподаватель умеет обосновать значимость этого процесса, а также пробудить в воспитанниках интерес к той или иной дисциплине.

Ещё одна функция является информационной. На уроках дети получают определённый объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, даёт пищу для духовного развития и профильные навыки.

Третья функция называется интегрирующей. Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Это одна из важнейших функций. Ребёнок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный, не навязанный стимул учиться. Также стоит отметить вниманием координирующую функцию. В процессе получения образования дети учатся применять различные методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи.

И последняя, важнейшая функция называется воспитательной. В процессе обучения ребёнок получает духовное и ценностное развитие, осваивает такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство.

Результат образования

Выше было многое сказано о целях и задачах обучения. Их немало, а ведь это далеко не весь перечень. Но успешно ли учреждение образования реализовало программу, можно определить легко. Есть стандартная «модель» выпускника средней школы.

Если воспитанник активно стремится расширить свой ценностный горизонт, ведёт безопасный и здоровый образ жизни, адекватно и с умом проектирует своё будущее и осознаёт себя личностью, живущей в обществе - цель современного общешкольного образования достигнута. Такой человек может креативно и критически мыслить, способен самостоятельно выбрать профессию, а также умеет делать личностный выбор, совершать поступки и нести за них ответственность.

Процесс обучения

Рассказывая про цель общего образования, нельзя не отметить вниманием и действия преподавательского состава, без которых её достижение не представляется возможным.

В первую очередь это дидактическая обработка учебного материала. Каждый педагог должен адаптировать его для понимания школьниками. А ещё выделить самое главное. Ведь нереально обеспечить воспитанников всеми знаниями по предмету - слишком мал «бюджет» времени. К тому же так педагог превращает науку в учебную дисциплину. Одно от другого отличает логика изложения и совокупность понятий. Преподаватели специально отбирают из научной дисциплины часть, соответствующую условиям обучения и образовательной программе.

Также профессиональные педагоги учитывают психологизацию. Процесс образования предполагает, что преподавать материал детям нужно с учётом их возрастных характеристик, уровня подготовки и личностных особенностей. Но подобная обработка информации не должна вестись в ущерб её научности и объективности.

Важные особенности

Стоит отметить, что каждый педагог, реализуя цель образования, должен связывать теорию с практикой и обучение с воспитанием. Даже если учитель преподаёт математику, он обязан не отвлекаться от реальной действительности. Учитывая, насколько отвлечёнными и абстрактными бывают некоторые теории, это представляет определённую профессиональную сложность. Однако любое положение, предлагаемое преподавателем к изучению, должно сочетаться с формированием полезных навыков и умений, а также с приобретением творческого опыта и способности адекватно оценивать действительность.

И, конечно же, содержание обучения в обязательном порядке должно соответствовать утверждённой программе. Образование РФ направлено на развитие не только человека, но общества и государства в целом. И все задачи, реализуемые школами, диктуются уровнем развития науки, культурой и характером нашей цивилизации.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ...4

1.1 Закон РФ «Об образовании»………………………………………….4

1.2 Принципы построения и развития системы образования в России..4

1.3 Виды и типы образовательных учреждений………………………....5

1.4 Особенности функционирования муниципальных, государственных, негосударственных образовательных учреждений………………....7

1.5 Учредитель образовательного учреждения…………………………8

1.6 Платные образовательные услуги, их регламентация………………9

1.7 Инновационные учебные заведения………………………………….9

1.8 Требования к содержанию образования……………………………..10

1.9 Общие требования к организации образовательного процесса……11

1.10 Концептуальные подходы к отбору и построению содержания обучения в профильной школе………………………………………12

1.11 Проблемы организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов……………………………………13

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ…………………………………..14

2.1 Характеристика образовательных уровней, установленных в РФ...14

2.2 Ступени общего образования…………………………………………16

III. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………..17

3.1 Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения……………………………………………………………17

3.2 Назначение, содержание и сроки лицензирования, аккредитации образовательного учреждения……………………………………….18

IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………….20

4.1 Органы управления системой образования…………………………20

4.2 Система федерального, регионального и муниципального управления образованием…………………………………………………………..20

4.3 Компетенция различных уровней управления, порядок разграничения компетенции органов управления образованием…21

4.4 Ответственность образовательного учреждения…………………..26

V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН. ПРАВАИ ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….31


Введение

В жизни каждого из нас многое зависит от образования, а именно от его эффективности и качества. Ведь именно на начальном этапе образования закладываются основы интеллектуальной культуры, интеллектуального становления, формируются азы информационной и компьютерной грамотности, демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируется умение творчески работать с информацией.

На современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. Поэтому возникает необходимость модернизации всех сторон структуры образования и всех сфер образовательной деятельности. Модернизация (от английского Modern- современный). В нашей стране как раз таки проводится всесторонняя модернизация, осовременивание образования с выделением требуемых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Цель данной работы – охарактеризовать современную систему образования Российской Федерации, выделить её особенности. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи: определить принципы построения и развития системы образования в России, дать характеристику образовательных уровней, изучить органы управления системой образования, рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан на образование.


I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1 Закон РФ «Об образовании»

В законе Российской Федерации “Об образовании”, принятом в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.), содержатся те основные принципы и положения, на основе которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя защита потребителя образования и т.д.

Принципы построения и развития системы образования в России

Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования, которые определяют развитие системы образования в целом:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

На всей территории России от Калининграда до Чукотки действует один базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) часть которого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают все школьники России, а государственный образовательный стандарт унифицирует содержание этих предметов. Это дает возможность учащимся в случае перемены места жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяет унифицировать требования к абитуриентам.

В то же время наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему до сих пор сохраняются экономически неэффективные малочисленные сельские школы). Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.

Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться к образовательному учреждению, учителям, а они к нему.

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

Принцип светскости образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

д) свобода и плюрализм в образовании;

Свобода в образовании - это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т. д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.


Похожая информация.


1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования) .

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).

Завершается данный этап получением диагностической карты урока , на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.

3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся . Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:

– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

– название темы урока и класса, в котором он проводится;

– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

– задание на дом.

Принципы построения современной системы образования закреплены в “Законе об образовании РФ”, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены и к обществу, и к самой системе образования, и к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” - собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К этим условиям относятся :

Гуманистический характер образования;

Приоритет общечеловеческих ценностей;

Свободное развитие личности;

Общедоступность образования; бесплатность общего образования;

Всесторонняя защита потребителя образования,

Сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства;

Свобода и плюрализм в образовании;

Открытость образования;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

Светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях;

Получение образования на родном языке;

Связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

Преемственность образовательных программ;

Вариативность образования;

Разграничение компетенций субъектов системы.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования.

Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.



Основные типы учебных заведений:

· Детские сады

· Начальная школа (1-4)

· Средняя школа (неполное среднее 5-9) (полное среднее 10-11)

· Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы; лицеи)

· Высшая школа (бакалавриат, магистратура, специалитет)

· Дополнительное образование – образовательные центры, курсы, повышения квалификации и т.п. (см подробнее 77 вопрос)

· Начальное и среднее образование является обязательным для всех граждан РФ.

Читайте также: