· социальная сенситивность (точность восприятия и понимания другого человека);
· основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов);
· навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций;
· равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности (Argeyle, 1974 – цит. по 10, с.478)
В.Н Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша выделяют в структуре социальной компетентности следующие составляющие:
· оперативная СК – знание о социальных институтах и структурах, представление о функционировании социальных групп, современной коньюнктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, общая социальная ориентация и осведомленность;
· вербальная компетентность – уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи;
· коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, воспитанность;
· социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, выработанные сценарии поведения в сложных конфликтных ситуациях;
· эго-компетентность – важная составляющая СК: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и п ресурсов, понимание причин своих промахов, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться. (10, с.480-481).
Существуют и другие подходы к структуре социальной компетентности.
Структура социальной компетентности человека с точки зрения предлагаемой нами модели, это не простой набор знаний и умений, а сложно организованная, иерархическая структура, системное качество личности, которое реализуется при взаимодействии личности с социумом. Феномен социальной компетентности многогранен. Ее можно рассматривать как сложную комплексную систему компетентностей, интегративное качество, обеспечивающее человеку успех в социальных ситуациях. Как уже было сказано, в нее (СК) входят: эго-компетентность, психологическая, социально-психологическая, конфликтная, коммуникативная, морально-правовая, экономическая, политическая, профессионально-трудовая. На рисунке 1 эти виды компетентностей условно представлены в виде девяти сегментов. Каждая конкретная компетентность представляет собой вышеуказанную многоуровневую структуру, наполненную разным содержанием зависимости от вида компетентности. Рассмотрим более подробно модель СК с помощью таблицы 1.
Таблица 1.
Структура социальной компетентности
Виды компетентности | «Ядро»- эмоционально-ценностная подструктура (система ценностей, установок, позиций, отношений) | Когнитивная подструктура | Операциональная подструктура |
Эго-компетентность | Самопринятие, положительная самооценка, самоуважение | Адекватное знание о себе, своих достоинствах и недостатках | Саморефлексия, самопрезентация, саморегуляция |
Психологическая компетентность | Гуманистические ценности, доброжелательное и терпимое отношение к другим, толерантность | Знание об индивидуальных психологических особенностях людей и их проявлениях в поведении | Умения и навыки взаимодействия с разными людьми с учетом их индивидуальных особенностей, умение «пристраиваться» к разным людям |
Коммуникативная компетентность | Экстравертированность, коммуникабельность, контактность. | Достаточный уровень осведомленности, эрудированность в отдельных или разнообразных сферах, знания о коммуникации, вербальных и невербальных средствах общения | Интеллект и социальный интеллект, эмпатия, вербальные и невербальные способности, коммуникативные навыки и умения, умение переводить мысли в слова |
Социально-психологичес- кая | Готовность к сотрудничеству и взаимодействию, | Знания о закономерностях поведения человека в группах, о влиянии группы на личность и личности на группу, о видах и свойствах групп | Социально-перцептивная и интерактивная способности, навыки и умения; кооперативная способность, организаторские способности, социальный интеллект, эмпатия |
Конфликтная(конфликтологическая) компетентность | Гуманистическая система ценностей и установок, рациональное отношение к конфликту | Знание о конфликте, особенностях поведения людей в конфликте, факторах, влияющих на поведение, о способах управления и разрешения конфликтов | Навыки конструктивного поведения в конфликте, навыки ассертивного (уверенного) поведения, саморегуляции, влияния на других с помощью методов психологического воздействия |
Морально-правовая компетентность | Принятие моральных и юридических норм общества, | Хотя бы элементарные моральные и правовые знания и представления о «должном» и «недолжном» | Умение реализовывать моральные и правовые знания в реальных жизненных ситуациях |
Экономическая компетентность | Готовность включиться в товарно-денежные отношения, рыночная ориентация | Хотя бы элементарные знания о товарно-денежных отношениях, о рынке | Умение реализовывать экономические знания в реальных ситуациях, связанных с оплатой труда, товаров и услуг |
Политическая компетентность | Просоциальная система ценностей, гуманистические установки | Хотя бы элементарные представления о различных политических течениях | Умение отстаивать свои взгляды, умение видеть сущность различных политических течений |
Профессио- нально-трудовая компетент- ность | Положительная установка к труду, ценность труда, потребность в труде наличие профессиональной мотивации | Знание о мире профессий, о требованиях к специалисту, о своих профессиональных предпочтениях и склонностях | Трудовые и профессиональные умения и навыки, способности к соответствующей деятельности |
1.5. Оценка социально-психологических умений менеджера как одного из показателей его социальной компетентности
Из всех составляющих социальной компетентности менеджера, остановимся на социально-психологической, как имеющей важнейшее значение для эффективного выполнения его работы. Она, как уже было сказано, включает в себя ряд таких задач, как решение проблем и принятие решений, определение потребностей и ожиданий индивидов, высокую эмпатию, правильное размещение персонала, обсуждение целей работы и средств их достижения, навыки работы в команде, чувство справедливости, умение вести за собой других. B. M.Alban и P.Wright (26) описывают социальные навыки менеджеров через умение проводить разные виды интервью (интервью «Рекомендации», интервью «Выбор», интервью «Оценка»), а также через навыки ведения переговоров, межличностные навыки лидера, навыки оценки. Для реализации этих навыков необходима определенная степень социально-психологической компетентности. Остановимся на оценке операциональной подструктуры этой компетентности. В качестве основы для оценки может выступать рабочая схема для оценки социальных навыков, предложенная John and Mary Collins, John Wiley and Sons Chichester (26, с.30-33):
Таблица 2
Схема оценки социальных навыков
Межличностные умения | Индикаторы оценки | |
Позитивные | Негативные | |
Н а ч а л ь н ы й уровень 1.Наблюдение: а)Может правильно и полно описать физические характеристики личности б)Описать деятельность личности в определенное время, делая акцент на поведении, вербальной и невербальной коммуникации с)Подробно описать два момента взаимодействия: тет-а-тет, в малых группах и способность описать свое поведение в аналогичных ситуациях | а) Систематическое и исчерпывающее описание б)Детальное описание специфики вербальной/ невербальной коммуникации с) Системный подход к наблюдению и отчету по наблюдениям, принимая в расчет поведение каждого, включая пассивных участников | а)Использование смутных, общих описаний, акцент на одной характеристике б) Придание значения только вербальной коммуникации или наоборот, преждевременное выводы, маленький объем объяснений и отзывов, выражение только общего впечатления с) Неспособность различать процесс и контекст, неспособность описать свое поведение, причины поведения |
2.Слушание Доказательством умения слушать служит то, может менеджер повторить о чем говорил человек | Четкое повторение сообщения | Сообщение искажено собственными мыслями и чувствами; попытки вспомнить слишком много ненужно и неважного |
3. Умение задавать вопросы а) Использовать открытые и закрытые вопросы избирательно, в порядке поступления информации б) Использовать открытые и закрытые вопросы и побуждающие техники для возможности выражения клиентом своих мыслей и чувств | Демонстрация умения различать закрытые и открытые вопросы и использовать подходящие, действовать избирательно | Неумение различать и использовать закрытые и открытые вопросы |
4.Сообщение информации Предоставить требуемую информацию четко и умело | Информация соответствует ситуации | Слишком много/мало деталей, присвоение собеседнику знаний, которых у него нет |
5. Групповое участие Активно способствует развитию группы, достижение задач, описание двух используемых умений | Ответы соответствуют идеям, чувствам других, возможность отличать правильно/неправильное поведение | Игнорирование, пренебрежение задачами, чувствами группы, доминируют собственные потребности, идеи, легко отвлекаются и отвлекают других |
В т о р о й уровень 1.Демонстрация умения слушать означает, что менеджер точно наладит обратную связь и получит ключ к разгадке | Могут наладить обратную связь и получить ключ к разгадке | Не могут наладить обратную связь и получить ключ к разгадке |
2)Выражение уважения и сердечности | Выражение интереса, заботы, употребление любезных откликов | Использование стереотипных откликов, внимание поглощено задачами или самим собой. Предопределение желания с точки зрения клиента |
3).Умение понимать других | Собеседник доволен, что его чувства поняты и работа движется вперед | Собеседник повторяет попытки выразить чувства или «отключается». |
4) Использование специальных вербальных/невербальных техник для общения с клиентом | Уделить внимание отбору и использованию слов, тону, темпу голоса, совмещение сообщений с окружающей обстановкой | Не обращать внимания на желания собеседника и обстановку |
5).Способность соотносить употребляемые термины и темы | Способность суммировать главный смысл интервью | Наугад выбирает части интервью, внимание поглощено темпом и приоритетами |
6) Структура интервью должна быть рассчитана на темп собеседника | Рассчитывает темп и выбирает структуру | Действует случайно, на удачу, не учитывая темпа и желаний собеседника |
7) Замечать поведение собеседников и групп во время взаимодействия с другими: обществом, семьей | Правильное описание замеченного поведения | Неумение различать процессии контекст, неумение описать свое поведение, неумение увидеть причины и результаты поведения, вследствие поглощенности видимым поведением |
8).Проявлять инициативу и вести групповую работу, давая возможность достигать поставленные задачи и умение описать 2 ведущих умения, используемых в процессе | Приготовить себя и других для работы в группе, возможность участия всех, создание эмоционального климата, возможность группового развития, соответствие заданий целям группы | Мотивация не установлена, доминирует группа и значит личность становится пассивной |
9)Поддержание открытой коммуникации с собеседником, который испытывает стресс, потерю, тревогу, измену | Выражение сочувствия, отклик в критической ситуации | Неумение найти подходящих слов для утешения |
10).Давать возможность для развития уверенности в себе и самоуважения | Признание усилий собеседника и прогресса | Отношение к собеседнику снисходительное, использование фальшивых успокоений или критики |
11).Выражение поддержки, когда перед собеседником поставлена трудная задача | Ободрять независимость где это возможно, хранение тайны собеседника, учет его интересов | Торопить собеседника с выполнением задач, обсуждать его с коллегами |
12).Давать четкие и соответствующие советы | Подчеркивать возможность выбора, предвидеть возможные последствия | Отступать, когда нужен совет, навязывать совет, быть не в состоянии предвидеть последствия |
Предложенная схема может быть использована для оценки социально-психологической компетентности менеджера с разных точек зрения:
а) для самооценки менеджером с акмеологической целью определения перспектив и задач своего профессионального и личностного самосовершенствования;
б) для оценки экспертами социально-психологической компетентности кандидатов в ситуации конкурсного отбора;
в) для оценки эффективности различных обучающих и развивающих программ, тренингов, курсов повышения квалификации.
ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Компетентностный подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить обучающихся тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный обучающийся сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании (11,с.89)
Вопросом реализации компетентностного подхода в общеобразовательной школе в настоящее время занимается большое число ученых-педагогов (Д.Б. Эльконин, В.В. Башев, Ю.В. Сенько, А.М. Аронов и др.)
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой в общеобразовательных школах, в том смысле, что компетентностный подход более подробно рассмотрен в сфере профессионального образования. В связи с чем, преподаватели общеобразовательных дисциплин в школах, в частности, учителя информатики, не всегда представляют, как можно реализовывать компетентностный подход в ходе обучения.
Социальная компетенция играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом (например, в семье, школе, на предприятии, в обществе в целом). Поэтому современное образование ставит перед современным учителем не только формирование обще-учебных компетенций, но и выработка в обучающихся социальных компетенций. Это позволит воспитать в обучающихся, такие качества, как умении налаживать социальные контакты с людьми, терпеливость, уважение и понимание чужого характера, адекватное поведение и т.д.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе
информатике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. В этом заключается актуальность нашей работы.
Исходя из выше сказанных соображений вытекает проблема: каковы условия формирования социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики средствами информационно- коммуникационных технологий.
Тема исследования: «Формирование социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики средствами информационных коммуникационных технологий»
Цель – выявление роли информационных коммуникационных технологий в формировании социальных компетенций учащихся 7-8 классов.
Объект - процесс формирования социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики.
Предмет - информационно-коммуникационные технологии ИКТ как средство формирования социальных компетенций подростков на уроках информатики.
Гипотеза: мы предполагаем что, современные средства (ИКТ) способствуют формированию социальных компетенций подростков при условии если:
Грамотно отобрано содержание материала;
Формирование социальных компетенций учащихся 7-8 классов на уроках информатики будет происходить плавно и системно;
Дозирован учебный материал;
Задачи исследования:
1) Систематизировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения;
2) Выявить сущность понятия социальных компетенций, особенности его формирования учащихся 7-8 классов;
3) Подобрать группу методов для проведения экспериментальной работы;
4) Раскрыть основные понятия и особенности социальных компетенций на уроках информатики;
5) Создать методическую разработку «Формирование социальных компетенций подростков средствами ИКТ» как средство формирования социальных компетенций подростков средствами ИКТ на уроках информатики.
Методы исследования:тестирование, наблюдение, опрос, анкетирование.
Выполнение дипломной работы осуществляется по следующим этапам :
I этап. Выбор темы, ориентировка в ней.
II этап. Сбор и изучение научной и специальной литературы.
III этап. Отбор диагностических методик исследований и проведение констатирующего эксперимента.
IV этап. Обобщение результатов исследования и формулировка выводов.
V этап. Контрольный этап, письменное оформление дипломной работы.
Методологической основой нашей исследовательской работы стали труды Т.И. Григорьевой, А.А.Зубрилиной, Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, о психологических особенностях подростков, формирования социальных компетенций.
Теоретическая значимость нашей работы в том, что нами изучена и проанализирована необходимая литература по данной проблеме, теоретические выводы и заключения могут быть использованы в педагогической работе.
Практическая значимость состоит в том, что нами создана методическая разработка «Формирование социальных компетенций подростков средствами ИКТ» для учащихся 7-8 классов, разработка внедерена в учебный процесс и выявлена ее эффективность.
Работа носит проектный характер и состоит из пояснительной записки, которая включает в себя 5 параграфов, заключения, списка литературы, приложения и практической части.
Понятие социальных компетенций
Ставшее модным в наши дни выражение «социальная компетенция» определяется по-разному. При широкой трактовке сюда включают от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие. Некоторые авторы частные аспекты социальной компетенции сводят к двум основным параметрам – автономия и кооперация.(8,с.59).
Во-вторых, надо иметь в виду, что конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость отситуативной специфики. Что считать социальной компетенцией, определяется специфическими требованиями, регулированием, поведенческими ожиданиями. То, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни – особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок – может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет (например, управляющий, коллега, сотрудник).
В-третьих, социальную компетенцию ни в коем случае нельзя понимать как индивидуальную квалификацию или личную мотивацию. Она может развиваться только в открытом и благоприятном ситуативном контексте. Упрощенческая, психологическая (особенно сводимая лишь к личностным качествам индивида) интерпретация социальной компетенции слишком близорука. Такой подход пригоден лишь для объяснения часто наблюдаемых, сильных отклонений в социальном поведении какого-либо индивидуума. Поэтому огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции с помощью структурно-системных методов управления (например, путем привития групповой культуры и организации труда).
В данной работе под социальной компетенцией подразумевается способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учетом сложившейся ситуации. Эта концепция включает два основных параметра (две субкомпетенции):самостоятельность, понимаемую как способность и мотивация к самостоятельному действию, и кооперацию, понимаемую как способность и мотивация к солидарному действию и оказанию помощи партнерам.
1) вербальное или невербальное выражение мнений на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;
2) интерпретация мнений, выраженных вербально или невербально на деловом уровне, на уровне отношений, намерений и эмоций;
3) метакоммуникация (подход к коммуникационному процессу с позиции долгосрочной перспективы);
4) чуткость к коммуникационным помехам (скрытым и явным);
5) анализ условий коммуникации (ситуативных и персональных);
Формирование социальных компетенций подростков: упражнения для тренинговой работы. Дронова Е.Н., Мыльникова А.В., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия
Аннотация: социальные компетенции рассматриваются нами как знания, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений, развития его личностных ресурсов. В статье описаны приемы формирования социальных компетенций у подростков, даны упражнения для проведения тренинговой работы.
Ключевые слова: социальные компетенции, подростки, тренинг, упражнения.
Социальные компетенции стали активно исследоваться отечественными учеными в связи с реализацией Концепции модернизации российского образования, которая закрепила реализацию компетентностного подхода в процессе образования и воспитания личности. В настоящее время в науке представлены различные подходы к изучению социальных компетенций подрастающего поколения. Так, Н.В. Калинина, И.И. Лукьянова социальные компетенции соотносят с закономерностями личностного развития, ведущими потребностями и задачами каждого возрастного периода. К индикаторам социальных компетенций подростков исследователи относят :
- ответственность;
- овладение средствами организации поведения;
- адекватную самооценку, согласованную с уровнем притязаний;
- сформированность позитивной мотивации учения и преобладание мотивации достижения;
- навыки овладения эмоциональным состоянием, снятия эмоционального напряжения;
- владение средствами общения, конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях.
По мнению И.А. Зимней , социальные компетенции включают образовательные компетенции:
- компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения;
- компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы;
- компетенции, относящиеся к деятельности человека.
В исследованиях А.В. Хуторского социальные компетенции интегрируются в систему образовательных компетенций, которые выполняют по отношению к личности учащегося такие функции, как :
- отражение и развитие личностных смыслов в направлении объектов изучаемых областей реальности;
- диагностика деятельностного компонента образования;
- определение и отражение функциональной грамотности и др.
В предлагаемой работе социальные компетенции рассматриваются нами как знания, опыт, необходимые подростку для успешной адаптации и интеграции в систему общественных отношений, развития его личностных ресурсов.
Материал работы представлен тренинговыми упражнениями, которые дифференцированы с учетом видов социальных компетенций подростка. Представленные упражнения помогут педагогам-психологам, социальным педагогам, специалистам по социальной работе в решении задач диагностики и формирования социальных компетенций подростка через обеспечение их готовности к реализации в микросоциуме социально-полезной деятельности, социальных ролей, личностных качеств, установок и убеждений.
Ценностно-смысловая компетенция
Ценностно-смысловая компетенция – это компетенция в сфере мировоззрения, ценностных ориентаций личности. Сформированность ценностно-смысловой компетенции обеспечивает: развитие у подростка способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; механизм самоопределения личности.
Упражнение «Формулы ценностей»
Упражнение направлено на поддержку подростков в общечеловеческих ценностей. Упражнение выполняется в микрогуруппах (3-4 чел.). Задача каждой микрогруппы: учитывая факторы, оказывающие влияние на жизнь человека, вывести формулы —
1 этап работы – формулу здоровья человека;
2 этап работы – формулу дружбы;
3 этап работы – формулу любви;
4 этап работы – формулу успеха.
Список ценностей может быть ведущим расширен.
Далее микрогруппы осуществляют поиск соответствующих формул. После чего проводится их презентация в большой группе, обсуждение с последующим выход на вопросы: какие чувства у вас возникли в процессе работы с формулами? какие коррективы вы согласны внести в свои формулы после их обсуждения?
Общекультурная компетенция
Общекультурная компетенция представлена знаниями об окружающем мире и месте человека в нем. Осведомленность, обладание познанием и опытом социально-полезной деятельности, духовно-нравственными и культурологическими основами жизни человека обеспечивает развитие когнитивной сферы личности, ее субъектного опыта.
Упражнение «Сказка»
Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются — о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
В какой стране народу жилось лучше? Почему?
Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?
Нужны ли законы вообще? Какова их роль?
Социально-информационная компетенция
Информационная компетенция связана с развитием у подростка способности самостоятельно работать с различными источниками информации: анализировать, отбирать, необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.
Упражнение «Что я выиграю / что я потеряю»
Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.
Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.
На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Упражнение « Мне нравится в тебе…»
Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас — желающий — в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.
После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.
В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.
Социально-трудовая компетенция
Социально-трудовая компетенция заключается в обладании знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных прав и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Упражнение «Биржа труда»
Упражнение ориентировано на формирование готовности подростков к будущим поискам работы через биржу труда. Ведущий выполняет роль консультанта или выбирает участника, который будет выполнять эту роль. Задача консультанта – оповещение потенциальных работников о той или иной вакансии, которую ему необходимо придумать. Для создания в группе благоприятного социально-психологического климата лучше, если он пофантазирует и предложит вначале какую-нибудь смешную, нереальную вакансию (например, «поедатель пирожков», «выносчик мусора в квартире», «укротитель буйных» и пр.).
Далее участники составляют свое резюме. В резюме указываются: сведения о себе; цель поиска и получения именно этой работы; образование; интересы и увлечения; знание языков; опыт работы; рекомендации и пр. Для смешных вакансий резюме тоже может быть смешным. Пока соискатели составляют резюме, консультант продумывает для них уточняющие вопросы, задания, которые будут заданы на собеседовании.
Далее организуются консультантом собеседования. Когда все желающие получить данное место представятся и пройдут собеседование, консультант выбирает самую, по его мнению, лучшую кандидатуру, которая становится консультантом и предлагает нанимающимся на работу новую вакансию.
Компетенция личного самосовершенствования
Компетенция личного самосовершенствования связана с процессами самопознания и саморазвития. Ее содержание представлено освоением способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, выражаемое в непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Упражнение «Письмо негодованию»
Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».
Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».
Социальные компетенции подростка формируются не только целенаправленно, но и стихийно, под влиянием факторов социализации (семьи, группы сверстников, средств массовой информации, религии и др.), которые, в сущности, невозможно подчинить системе социально-педагогического контроля. В этой связи, групповая работа с подростками в направлении развития их социальных компетенций должна рассматриваться специалистами не только как форма организации социально-полезной занятости, но и как форма социально-психолого-педагогического взаимодействия, позволяющая оценить через наблюдение за поведением и деятельностью целевой группы достижения каждого ребенка и группы в целом в процессе социализации, определить «проблемное поле» в освоении социальных знаний, умений, навыков, спрогнозировать взаимодействие с личностью воспитанника и его ближайшим окружением в учреждениях образования и социального обслуживания.
При работе с подростками специалистам важно помнить, что социальные компетенции не изолированы друг от друга, они взаимообусловлены, интегративны. Их формирование основано не на принципах последовательности и автономности, а на принципах комплексности, систематичности. Кроме того, при использовании в практике предложенных упражнений необходимо учитывать специфику возраста, уровень удовлетворения социальных потребностей личности, ее направленность, социальный статус и уровень социального благополучия воспитанника, особенности семейного воспитания и ближайшего окружения. Соблюдение этих правил позволит спроектировать содержание совместной деятельности таким образом, чтобы оно возбуждало у подростка интерес к занятиям, стимулировало к применению приобретенного опыта в реальной практике, а также к самопознанию, саморазвитию, самореализации.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма образования // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2003. – №5(17). – С. 3-10.
- Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. – 2001. – №4. – С. 16-21.
- Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. – 2001. – №4. – С. 41-47.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.
Формирование социальных компетенций у подростков
В последнее время все чаще в учебной литературе используется понятие "социальная компетенция". Трактуется оно авторами по-разному. Кроме того, это понятие может включать в себя множество элементов.
Проблемы терминологии
Социальная компетенция рассматривается некоторыми авторами как совокупность таких человеческих качеств:
- Эмпатия.
- Социальная чуткость.
- Терпимость.
- Открытость.
- Независимость.
- Непосредственность.
- Способность к творчеству.
Другие авторы выделяют только два аспекта - кооперацию и автономию. В настоящее время нет общепринятого определения социальной компетенции. Проблема связана с тем, что в различных научных дисциплинах термин "компетенция" имеет разное значение.
Кроме этого, следует учитывать, что содержание понятия зависит от специфики ситуации, в которой находится субъект. Немаловажное значение имеют и особенности требований, предъявляемых к индивиду.
Если в бытовых условиях какая-то модель поведения признается успешной, то в трудовой деятельности ее использование может привести к краху. Поэтому важно развивать различные в том числе). Ожидания по отношению к одному субъекту будут сильно изменяться в зависимости от его роли в обществе. К примеру, окружающие предъявляют разные требования к коллегам, подчиненным, управляющим.
Важный момент
Социальную компетенцию нельзя рассматривать в качестве личной мотивации или индивидуальной квалификации. Развиваться она может исключительно в благоприятных и открытых условиях. Упрощенная интерпретация социальной компетенции может применяться только для объяснения серьезных, частых, явных отклонений в поведении индивида.
Оно определяется при помощи категорий общей компетенции. В социально-коммуникативной модели человеческого поведения Д. Эйлер выделил 6 категорий:
- Невербальное или вербальное выражение мнения на уровне эмоций, намерений, отношений и на деловом уровне.
- Интерпретация мнения.
- Метакоммуникация.
- Чувствительность к коммуникационным помехам (явным или скрытым).
- Анализ условий общения (персональных или ситуативных).
- Использование результатов анализа.
Структурные элементы
Компонентами социальной компетенции являются:
- Знания особенностей поведения окружающих людей. Субъект должен понимать суть высказываний, проблемы других индивидов, знать методы поиска информации, способы разрешения конфликтов.
- Умение общаться с конкретными субъектами (адресная коммуникация), предлагать свою помощь, привлекать внимание собеседников, проявлять заинтересованность в них, вступать в контакт, ориентироваться в окружающих условиях, аргументировать мнение, разрешать и предотвращать конфликты, нести ответственность за свое поведение, проявлять терпимость к другим людям.
- Индивидуальные характеристики. О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе.
- Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение.
Из сказанного следует, что социальная компетенция представляет собой систему:
- Знаний о себе и социальной действительности.
- Сложных навыков и умений.
- Моделей поведения в стандартных (типичных) условиях, благодаря которым субъект может быстро адаптироваться к обстоятельствам и оперативно принять нужное решение.
Формирование социальной компетенции
Общественно-экономические изменения в современной России обуславливают новые требования к личным качествам субъектов. Воспитание индивида, вкладывание в него ключевых социальных компетенций осуществляется с самого раннего возраста. Важным условием воспитания является благоприятный среди сверстников. На эмоциональном уровне отражаются взаимоотношения в дошкольном учреждении, в школе. Социальные компетенции у детей появляются и развиваются под наблюдением взрослых.
Задачей педагогов и родителей является создание благоприятного психологического климата для ребенка. Необходимо обеспечивать детям возможность говорить о себе, изучать себя, общаться с другими детьми и взрослыми, слышать их.
Необходимые условия
Развитие социальных компетенций будет эффективно только при соблюдении следующих условий:
- Педагог или родители должны переориентироваться на работу с личностными элементами сознания ребенка, обеспечить поддержку его способности к ответственному выбору, рефлексии, самоорганизации, творчеству.
- Досуговые программы должны быть наполнены социальными и эмоциональными компонентами.
- Педагогические технологии, используемые в воспитании, должны быть построены с учетом специфики отношений взрослого и ребенка.
- Должно проводиться психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование.
К педагогическим условиям формирования и совершенствования социальных компетенций в учебном заведении относят:
- Наличие специально созданной системы социально-педагогической помощи, организованной с учетом отрицательно воздействующих факторов, основанной на реализации разных вариантов досуговых программ.
- Наличие у детей возможности переживать в разных сферах жизни и деятельности за результаты успешного поведения.
- Обеспечение согласованного педагогического воздействия на учащихся.
Задачи
Социальная компетенция формируется и развивается для таких целей:
- Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, который характеризуется организацией продуктивного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
- Формирование терпимого отношения к сверстникам, развития коммуникативных навыков.
- Формирование базы для эмоциональной саморегуляции, осознания своих переживаний и чувств в сложившихся условиях.
Ожидаемые результаты
Правильно построенная работа по формированию социальных компетенций должна привести к пониманию детьми сути понятий "тренинг", "друг", "дружба", "эмоции", "чувства", "ощущения", "ценности", "команда".
У каждого ребенка должны быть развиты умения и навыки:
- В сфере самопознания - понимание и принятие своих ощущений, чувств, оценка своего состояния и состояния собеседника по внешним признакам, использование невербальных и вербальных коммуникативных средств.
- В сфере межличностного взаимодействия - способность преодолевать барьеры и стереотипы при общении.
Одним из ключевых условий эффективного саморазвития и самореализации всех участников образовательно-воспитательного процесса является психологический комфорт в учебном заведении.
Роль педагога
Социальную компетенцию (по мнению многих специалистов) следует рассматривать как состояние баланса между средой, в которой находится субъект, требованиями, которые предъявляет к нему общество, и его возможностями. При нарушении равновесия возникают кризисные явления. Предотвращение их - важнейшая задача педагога.
Для предупреждения кризисных явлений педагог должен уметь видеть ребенка, своевременно распознавать проблемы, наблюдать за его поведением, фиксировать сложности, анализировать их и вырабатывать методы коррекции.
Компетентностный подход
В настоящее время образовательный процесс находится в стадии реформирования. Для реализации концепции модернизации отечественной педагогической системы учебным заведениям необходимо решить ряд задач. В качестве одной из них выступает формирование компетенций, определяющих качество образовательного процесса.
Для эффективного использования компетентностного подхода педагогам необходимо четко определить, какие ключевые (универсальные) и квалификационные (специальные) личностные качества потребуются выпускникам школы в их жизни и трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает умение педагогов формировать ориентировочную основу своей деятельности. Она представляет собой комплекс сведений об образовательно-воспитательной работе, описание ее предмета, целей, средств и результатов. Педагог должен сформировать и развить у детей те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Компетентностный подход предусматривает не усвоение детьми обособленных друг от друга навыков, а овладение их комплексом. В соответствии с этим положением формируется и система методов обучения и воспитания. Процесс их конструирования и выбора основывается на специфике компетенций и образовательно-воспитательных задач.
Заключение
Сегодня вопросами эффективного использования компетентностного подхода занимается множество ученых. Научные деятели ищут способы сокращения разрыва между теорией и ее практическим применением в общеобразовательных учреждениях. Это связано с тем, что особенности компетентностного подхода больше изучены в рамках профессионального образования. Поэтому далеко не все школьные учителя имеют представление о способах его реализации.
Социальная компетенция важна везде, где происходит взаимодействие людей: в семье, в образовательном учреждении, в обществе. Современное образование ставит перед педагогами сложную задачу сформировать у детей не только учебные, но и социальные компетенции. Результатом ее решения должно стать воспитание в учащихся умений устанавливать контакт с другими людьми, проявлять терпение, уважение к другим, понимать состояние других людей, адекватно вести себя в обществе. Все эти качества закладываются в детстве. Для формирования этих умений педагоги должны работать совместно с родителями, разрабатывать такие подходы, которые учитывали бы индивидуальные особенности детей. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что выпускники школ станут достойными гражданами своей страны.
1Рассматриваются различные концепции сущности феномена «социальная компетентность», указываются методики и шкалы определения уровня сформированности социальной компетентности личности. Акцентируется внимание на различии социологического и психологического предмета исследования данного конструкта. Приводится авторская трактовка понятия «социальная компетентность» и ее структуры, где социальная компетентность рассматривается в свете социологического предмета исследования. Автор выявляет социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие. В статье приводится авторская методика определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы, состоящая из анкет, шкал, «экспертной оценки», «оценки «ближнего другого»». Авторский инструментарий апробирован в ходе исследования уровня сформированности социальной компетентности обучающихся на примере вузов Тюменской области.
структура социальной компетентности
социальная компетентность
1. Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущих инженеров: Автореф. дис. канд. пед.наук. – Саратов, 2010. –22с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metod.dvpion.ru/asp/article/download.asp?id=3 (дата обращения 25.12.2014).
3. Масягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Астрахань, 2008. –24с.
4. Новикова А.А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 120с.
5. Новикова А.А. Гуманизация высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов: Автореф. дис. канд. соц. наук. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 26 с.
6. Пушкарева Т.Г. Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 13. – С.135-140.
7. Rose-Krasnor L. // Social Development. – 1997. –V.6, №1. –Р.111-129.
8. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. – N.Y.: Askad. Press, 1980.
В свете происходящих в нашем обществе трансформационных процессов во всех сферах жизнедеятельности, в научном дискурсе все чаще активизируется признание актуальности феномена социальной компетентности. Потребность в адекватном социальном развитии личности диктует состояние современного социума, когда возникает необходимость успешного выстраивания взаимоотношений во всех системах интеракции, предполагающее наличие определенных компетенций и личностных характеристик индивида.
Цель: На основании социологического предмета исследования дать трактовку и указать структуру социальной компетентности личности; рассмотреть методики определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы.
Методы исследования : метод анкетирования, принципы системного подхода, основные общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, научное обобщение.
Результаты исследования: авторское определение конструкта «социальная компетентность» и ее структуры. На основании применения авторского инструментария определен «средний» (на границе «нижний») уровень сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы Тюменского региона.
На необходимость формирования социальных компетентностей на западе обратили внимание еще в 1970-80-хх гг., с целью научить обучающихся самовыражаться, думать, искать, анализировать, сотрудничать (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен).
Как показывает анализ понятия «социальная компетентность» единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта: способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается; эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств; способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов; способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других людей, и др..
Среди отечественных авторов, внесших большой вклад в разработку проблем компетентности, необходимо назвать В.И. Байденко, Л.А. Петровскую, А.К. Маркову, И.А. Зимнюю и др. Социальный аспект ключевых компетенций исследуется в работах Л.П. Алексеевой, Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской и др.
В большинстве своем социальная компетентность рассматривается под призмой социально-психологического предмета исследования. Анализ источников позволяют сделать вывод, что психологические исследования нацелены на определение связи личностных характеристик с уровнем и адекватностью самооценки личности. Для сформированности высокого уровня социальной компетентности необходимо наличие следующих черт: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, использование ресурсов, доверие. Социальная компетентность анализируется факторами: планомерность; целеустремленность и стремление к ее достижению; настойчивость (склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности); фиксация ранее запланированной структуры, привязанность к ней; самоорганизация, ориентация на настоящее и будущее. Разработаны различные методики и шкалы определения уровня социальной компетентности: методика личностного дифференциала (Д. А. Марьяненко); опросник самоорга-низации деятельности; методика определения уровня жизнестойкости; определение уровня социального интеллекта (А. Демчук), индекс толерантности; шкала Е. Долла, шкала А. Пригожина и т.д.
Автор данной статьи рассматривает социальную компетентность в свете социологического предмета исследования, выявляя социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие.
На основании анализа источников, автор статьи определяет социальную компетентность как интегрированную категорию, качественное новообразование, свойство личности, включающую в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности .
Базируясь на теории компетентностного подхода, разработанной Г. Халаж, В.И. Байденко, А.А. Вербицким, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторским и др. автор считает, что социальная компетентность включает в себя политическую и социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, индивидуально-личностную, информационно-инструментальную компетентности, т.е. компетентности, овладение которыми обеспечивают успешность жизнедеятельности личности в социуме - «ключевые социальные компетентности». Личностные же характеристики определяют успешность овладения личностью социальными компетентностями . Ценностные ориентации (ценности, установки, система диспозиций); когнитивные способности (индивидуальность мышления, социальные знания, умения); поведенческий и эмоционально-волевые подсистемы (опыт; навыки общения, саморегуляции; культура поведения) способствуют овладению личностью социальными компетенциями (рефлексии) и определяют успешность ее социального развития.
Автором был разработан инструментарий определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, состоящий из анкеты, шкалы оценки уровня социальной компетентности (см. таб.1,). Уровень сформированности социальной компетентности оценивался согласно результатам положительного выбора из предложенных вариантов ответа: «всегда», «иногда», «никогда».
Таблица 1
Оценка и определение уровня социальной компетентности (шкала)
варианты |
количество избраний-баллы: |
оценка и уровень сформированности социальной компетентности: |
26-35 (включая 4 вопрос № ответа-1) |
Социальная компетентность сформирована достаточно хорошо - «высокий» уровень |
|
Социальная компетентность сформирована средне - «средний» |
||
Социальная компетентность сформирована недостаточно - «низкий» уровень |
Анкета определения уровня сформированных социальных компетентностей студентов
состоит из следующих вопросов:
Варианты: |
|||
1. Предлагаю собственные идеи в решении проблем |
|||
2. Проявляю интерес к точке зрения членов команды |
|||
3. Помогаю группе достичь результата |
|||
4. Стремлюсь достичь консенсуса |
|||
5. В случае возникновения конфликта стремлюсь его разрешать |
4. Поставьте галочку или обведите кружком тот вариант ответа, который соответствует вашему типу поведения в следующих ситуациях:
Варианты ответов: |
|
В стрессовых ситуациях помогаю другим сохранять спокойствие, веру в успех. Мобилизую товарищей, организую к выполнению необходимой работы |
|
Реагирую спокойно на сложные ситуации. Эффективно работаю под давлением, сохраняя качество работы, спокойствие и объективизм |
|
Не контролирую эмоции, срываюсь, разговариваю на повышенных тонах, теряю объективность, самообладание в стрессовых ситуациях |
|
Избегаю людей или ситуации, которые провоцируют негативные эмоции, замыкаюсь в себе. Не могу выполнять какую -либо работу в напряжѐнной ситуации, требуется время, чтобы успокоиться |
6. В оценивании креативности укажите, пожалуйста:
7. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
8. В оценке социальной активности, укажите следующие свои действия:
9. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Варианты ответов: |
|||
1.Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: читаю спец.лит-ру, обсуждаю тематику с экспертами и т.д. |
|||
2.Читаю интересующую меня литературу, стараюсь повысить свой культурный уровень, уровень энциклопедических знаний и т.д. |
|||
3.Проявляю интерес к не профессиональным видам деятельности (спорт, вокал, шахматы и т.д.) |
10. В оценке информационной грамотности, укажите, пожалуйста:
11. В оценке взаимодействия с представителями других культур, укажите:
качество выражено достаточно высоко |
качество выражено средне |
качество выражено недостаточно |
|
1.Мотивация на успех |
|||
2.Духовность, культура, гуманность |
|||
3.Приверженность здорового обр.жизни |
|||
4.Творческое воображение, креативность |
|||
5.Самообладание,устойчивость,толерантность |
|||
6.Образованность |
|||
7.Работоспособность,трудолюбие,ответственность |
|||
8.Доброжелательность |
К определению социально-коммуникативной компетентности относятся вопросы анкеты №№ 1,4,7. Социально-коммуникативную компетентность определяют компетенции, способствующие успешному взаимодействию в команде. Уровень самоконтроля, стрессоустойчивости, самообладания определяется вопросом № 4; уровень коммуникативности - вопросом № 7; индивидуально-личностную компетентность определяют вопросы №№ 2, 3, 5, 6, 9, 12 авторской анкеты; компетенцию: «Уверенность в себе, своих силах, своих действиях» можно оценить посредством ответов на вопрос № 3; Вопрос № 5 позволяет оценить компетенцию: «Умение принимать решения»; Вопрос № 6 - компетенцию: «Креативность, творческое воображение»; компетенцию: «Потребность личностного роста, самообразования, саморазвития» определяет вопрос № 9. Ответы на вопрос № 12 позволяют оценить личностные качества. Политическую и социально-экономическую компетентность определяет вопрос № 8 - «Социальная активность»; Поликультурную компетентность определяет вопрос № 11 - «Взаимодействие с представителями других культур». Информационно-инструментальную компетентность определяет вопрос № 10. Автором разработаны «вспомогательные шкалы» оценки уровня сформированности всех выше обозначенных компетенций .
С целью определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, автор данной статьи провел исследования среди студентов вузов Тюменского региона в возрасте 18-24 лет, применив разработанный инструментарий. В рамках авторского исследования применялись методы самооценки, оценки «другого» (представители «малой группы» и вторичных социальных групп - «работодатели»). В вопросах анкеты, разработанной с целью оценки социального развития «молодого профессионала», только что закончившего высшую школу автор, среди прочего, включил следующие вопросы, например: «Устаивают ли Вас социальные, личностные качества молодых специалистов, закончивших вузы нашего региона»? (умение работать в команде, адекватно реагировать на критику, умение принимать решение, ответственность, творческий подход и т.д.); «Оцените уровень сформированных социальных компетентностей работающих выпускников вузов региона» (название компетенций и уровни оценки); «Назовите профессиональные, социальные и личные качества специалиста, которые Выхотели бы видеть в своих сотрудниках и т.д.
Авторское исследование выявило «средний», ближе к оценке «ниже среднего» уровень сформированных социальных компетентностей студентов. Показало недостаточную удовлетворенность экспертов (работодателей) уровнем профессиональной подготовки, социальными и личностными качествами молодых специалистов, закончивших вузы Тюменской области. Подавляющее большинство экспертов считают, что социально-политическая, экономическая и социально-коммуникативная компетентности сформированы у работающих выпускников в недостаточной степени. Поликультурная и инструментально-информационная компетентности сформированы в достаточной степени. Индивидуально- личностная компетентность сформирована «средне». Вместе с формированием профессионализма, эксперты акцентируют внимание на необходимости развития социальных, личностных качеств обучающихся - будущих выпускников вузов, включая образованность, культурность, трудолюбие, активность, творческое мышление и т.д.
В заключение автор статьи акцентирует внимание на необходимости активизации плодотворных совместных психологических и социологических исследований, направленных как на дальнейшее изучение социального развития личности, так и на разработку адекватных методик, позволяющих определять не только уровень, но и проводить корреляцию с определяющими социальную компетентность факторами, условиями ее формирования.
Рецензенты:
Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор, профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Барбаков О.М., д.с.н., профессор, профессор кафедры Бизнес-информатики и математики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Новикова А.А. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17693 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»