Разделы: Внеклассная работа
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода
к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.
Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:
- Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
- Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» .
Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).
Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).
Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
- теоретическая подготовка,
- практическая подготовка,
- основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.
Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.
Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.
В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников» , выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.
Мониторинг развития качеств личности воспитанников
Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.
В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой .
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:
- Активность, организаторские способности.
- Коммуникативные навыки, коллективизм.
- Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
- Нравственность, гуманность.
- Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).
Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:
- в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
- в начале второго полугодия (январь),
- в конце учебного года (апрель, май).
В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.
Методическое сопровождение мониторинговых исследований
Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.
Заместитель директора по научно-методической работе:
- организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
- оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
- осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.
Педагог-психолог:
- консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
- консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
- осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
- участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.
Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.
Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.
Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. <рисунки 1, 2, 3>.
Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.
Литература:
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
- Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
- Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
- Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 г.
- Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 - № 6.
Морозова Ольга Владимировна (1), Бабарыкин Евгений Юрьевич (2), Платунова Ирина Андреевна (3)
(1) кандидат архитектуры, доцент кафедры ОАПИАиГ, и.о. директора НОЦ НГУАДИ
(2) ассистент ФГБОУ ВО «НГУАДИ»
(3) специалист по учебно-методической работе ФГБОУ ВО «НГУАДИ»
1-3. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств» (Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts, NSUADA), 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 38
Аннотация:
Статья посвящена анализу процесса мониторинга художественно-творческих способностей учащихся учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Предложена собственная модель мониторинга художественно-творческих способностей учащихся, которая применяется на базе Научно-образовательного центра НГУАДИ. Главное достоинство предложенной модели – наглядность и простота для всех участников образовательного процесса. Мониторинг в архитектурно-художественном образовании улучшает общее качество обучения и индивидуализирует учебный процесс. Разработка и внедрение системы мониторинга является перспективным инструментом регулирования системы дополнительного образования детей.
Результаты получены в рамках научного исследования по теме: «Разработка и внедрение системы комплексной оценки (мониторинга) образовательного процесса в НОЦ НГУАДИ» (утверждено Ученым советом ФГБОУ ВО «НГУАДИ» 01 февраля 2017, рекомендовано к продолжению на период с 01 февраля 2018 г. по 31 января 2019 г.)
Государственная политика в сфере образования в период последних пяти лет очевидно направлена на постепенное сближение и конвергенцию дополнительного образования детей и молодежи с Федеральными государственными образовательными стандартами. Такие выводы можно сделать, основываясь на процессах возвращения дополнительного образования из сферы ответственности муниципалитетов к федеральным органам власти и органам власти субъектов РФ, а также из организации профильного законодательства, которое напрямую касается не только общей системы образования, но дополнительного образования детей и молодежи.
Наметившиеся тенденции государственного регулирования системы дополнительного образования детей ставят перед педагогами дополнительного образования серьезную и массивную задачу – разработку и приведение в действие системы мониторинга результативности педагогического процесса и его влияния на способности учащихся.Мониторинг, как обязательная составляющая учебного процесса, заключается в соотнесении педагогической деятельности и уровня подготовки учащихся. Без понимания реального состояния дел невозможно планомерно и целенаправленно осуществлять профессиональную деятельность, оценивать ее результативность.
На сегодняшний день все еще не сформировано единого концептуально-методологического понимания мониторинга в дополнительном образовании, его функционирования и измерения.
Скорейшая разработка и внедрение мониторинга в образовательные процессы особенно востребована для художественно-творческих учреждений, включая архитектурно-дизайнерской направленности, поскольку, согласно проведенным исследованиям, они занимают лидирующее положение на российском рынке дополнительного образования. Такие выводы можно сделать, исходя из увеличения количества таких организаций в последнее время, а также по высокой востребованности у населения .
Дополнительное образование, как одно из составляющих звеньев системы образования в России, так же необходимо анализировать и подвергать мониторингу для выявления преимуществ и недостатков образовательных программ, по которым занимаются дети и молодежь. Это важно в равной степени для всех участников образовательного процесса, включая родителей учащихся, поскольку позволяет отслеживать успехи и достижения ребенка. Накапливаемая в процессе мониторинга качества образования информация может использоваться для определения и идентификации системных проблем в обучении, связанных с недостатками методов преподавания, оценивать последствия инноваций в образовании в государстве, субъекте страны, муниципальном образовании или в отдельно взятой образовательной организации. Полученная информация может мотивировать руководство и преподавательский состав таких организаций, ориентировать на улучшение своей деятельности, способствовать повышению ответственности за результаты учебного процесса.
В свете модернизации образования в Российской Федерации особенно актуальным становится вопрос разработки технологии и модели мониторинга. На передний план выходит не только мониторинг программ дополнительного образования, но мониторинг саморазвития учащихся в организациях дополнительного образования. Причем преподавателю крайне необходимо абстрагироваться только от оценки освоения знаний в конкретном предмете обучения, перейти к оценке социальных качеств ученика, обратить внимание на его личностное, интеллектуальное и духовное развитие. Это обусловлено явным смещением акцента регламентации деятельности образовательных организаций в сторону индивидуализации образовательного процесса. В свою очередь, это порождает необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся, отслеживания динамики его саморазвития на всех этапах. От решения поставленного вопроса во многом зависит успех всех предложений по модернизации и профессионально грамотному переводу учреждений дополнительного образования детей на уровень управления качеством .
Целью научного исследования является разработка качественно нового подхода к мониторингу и оценке развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся организаций дополнительного образования, апробация мониторинга на базе НОЦ НГУАДИ, а также обоснование важность исследования для индивидуализации дополнительного образования детей и молодежи.
Сущность педагогического мониторинга, подходы к пониманию его структуры и осуществлению описываются в трудах таких исследователей-педагогов, как: Н.Н. Абакумова, В.А. Болотов, Н.В. Борисова, Н.Ф. Ефремова, И.В. Коваленко и других.
Вопросы мониторинга качества дополнительного образования и мониторинга личностного развития учеников учреждений дополнительного образования раскрывается в работах И.В. Ивановой, Л.Г. Логиновой, С.В. Кадяевой, И.В. Семионовой и других. Особый интерес вызывают работы И.В. Ивановой, которая посвящает изучению необходимости педагогического мониторинга программ дополнительного образования немалое количество своих работ.
Изучая современную статистику специфики организаций дополнительного образования в России, становится очевидным, что мониторинг качества художественного образования и развития художественно-творческих способностей детей и подростков становится сегодня особенно актуальным и востребованным в образовательной среде. Рост числа образовательных учреждений, профильным направлением которых является архитектурно-дизайнерская и художественная сфера в последнее время предполагает появление качественных изменений в области мониторинга качества образования и мониторинга способностей учащихся таких учреждений.
Тема мониторинга дополнительного образования в организациях архитектурно-дизайнерской и художественной направленности, а также мониторинг и диагностика художественно-творческих способностей детей и подростков поднимается в работах той же И.В. Ивановой, И.В. Непрокиной, Е.А. Михайловой, В.А. Ярешко и других педагогов-исследователей.
Реализация мониторинга художественно-творческих компетенций учащихся в рамках системы дополнительного образования проводилась в Научно-образовательном центре дополнительного образования детей и молодежи Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств (Далее – НОЦ НГУАДИ) в 2016-2017 учебном году. НОЦ НГУАДИ предоставляет образовательные услуги по программам дополнительного образования художественной и архитектурно-дизайнерской направленности. В состав подразделения входит Студия детского проектного творчества, в которой обучаются дети от 6 до 15 лет, и Подготовительные курсы, на которых старшеклассники готовятся к творческим вступительным испытаниям в вуз. Обучение в Студии проектного творчества проводится по уровневой системе, программа обучения постоянно усложняется и дифференцируется, включая в себя все больше предметов художественной, архитектурной и дизайнерской направленности. В рамках подразделения ведется подготовка по таким предметам, как рисунок и живопись, дизайн одежды, 3D-моделирование и 3D-печать, архитектурное проектирование, компьютерная графика и другим. Подготовительные курсы НОЦ НГУАДИ в 2016-2017 учебном году готовили старшеклассников 10 и 11 класса к поступлению в Университет по предметам рисунок, композиция и живопись.
Для повышения качества дополнительного образования детей было принято решение о внедрении в учебный процесс мониторинга динамики развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся. Документом, регулирующем процесс мониторинга и закрепляющим основные цели, задачи и порядок организации процедуры педагогической диагностики и мониторинга в НОЦ НГУАДИ, является «Положение о мониторинге динамики развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ». «Положение о мониторинге …» было разработано с учетом обширного отечественного опыта, с опорой на теоретические труды и практические программы.
Согласно названному выше положению, мониторинг динамики развития творческих компетенций учащихся представляет собой специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностику состояния творческих компетенций учащихся на базе имеющихся источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Целью проведения мониторинга является выявление показателей, дающих объективную информацию об уровне и динамике развития творческих, художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ, для своевременной корректировки дальнейших обучающих, развивающих и воспитательных задач, стоящих перед педагогами, работающими с разными возрастными группами учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
Получение объективной информации о творческих художественных и проектных компетенциях учащихся регулярно в течение учебного года (на момент поступления в НОЦ НГУАДИ, в середине учебного года и на момент завершения обучения на каждой образовательной ступени - в конце учебного года);
Индивидуализация образования, в том числе построение образовательной траектории учащегося и профессиональной коррекции особенностей его развития;
Формирование механизма единой системы сбора, обработки хранения информации о состоянии системы образования;
Координация деятельности всех участников мониторинга;
Проведение анализа достижений в воспитании, обучении и развитии учащихся, для прогнозирования перспектив развития НОЦ НГУАДИ;
Совершенствование организации образовательного процесса.
Оценка осуществлялась в процессе освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ НОЦ НГУАДИ в течение 2016-2017 учебного года (9 месяцев) и проводилась в два этапа (входящий контроль, итоговый контроль) с применением экспертной оценки срезовых работ учащихся.
Входящий контроль является первым этапом мониторинга и выполняет функцию первичной проверки уровня творческих художественных и проектных компетенций учащихся и определения перспектив дальнейшего развития. В дальнейшем результаты первого этапа сопоставляются с последующими показателями для отражения динамики развития художественных творческих и проектных компетенций. Входящий контроль проводится после завершения первой срезовой работы в срок первых двух месяцев учебного года.
Итоговый контроль – это финальный этап, по итогам которого определяется степень достижения результатов освоения материала общеобразовательных дополнительных программ учащимися и их ориентация на дальнейшее обучение. Итоговый контроль проводится в конце учебного года по завершению итоговой срезовой работы.
Мониторинг динамики развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся, используемый в рамках обучения в НОЦ НГУАДИ представляет собой форму экспертной оценки и направлен на установление качественных и количественных характеристик развития художественно-творческих компетенций учащихся. Для всех учебных курсов каждого уровня учебной программы были разработаны критерии оценки, дополняющие друг друга и позволяющие достичь целостной оценки работ учащегося. Выделены две категории критериев - общие и специальные. Общие критерии отображают общую подготовку учащихся и являются едиными для всех учебных курсов. К общим критериям относятся – «полнота выполнения задания», «степень владения материалами и техниками», «социальная коммуникативная адаптивность». Критерий «полнота выполнения задания» показывает в достаточном ли объеме выполнено задание за отведенный период времени, все ли поставленные задачи выполнены, осуществлена ли детальная проработка. Критерий «степень владения материалами и техниками» отражает уровень владения базовыми техниками и основными материалами в рамках учебных заданий. Оценка по критерию «социальная коммуникативная адаптивность» является результатом педагогического наблюдения и характеризует точность понимания поставленных перед учащимся задач, уровень адаптации в коллективе и уровень взаимодействия с преподавателем.
Специальные критерии предусматривают исследование специальных знаний, компетенций и навыков учащихся по критериям, характерным для конкретных учебных курсов. Так для младшей возрастной категории учащихся (6-7 лет) для курса «Комплексная программа» были разработаны следующие специальные критерии: «композиционное решение» и «цветовое решение». Критерий «композиционное решение» предполагает оценку навыка ребенка ориентироваться в пространстве и передавать свое восприятие пространства в творческой работе, уметь различать главное и второстепенное, близкое и далекое, определять линию горизонта. Критерий «цветовое решение» отображает сформированность осмысленного цветовосприятия у ребенка, а именно знание основных цветов, умение смешивать или получать дополнительные цвета, с целью передачи интонации художественного образа.
Процедура мониторинга предполагает последовательность следующих действий: определение и обоснование объекта мониторинга; сбор данных, используемых для мониторинга; обработка полученных данных; анализ и интерпретация полученных в ходе мониторинга данных; подготовка документов по итогам анализа полученных данных; распространение результатов среди пользователей мониторинга.
Оценка уровня развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ осуществляется преподавателями с использованием информационных технологий и сети «Интернет». С помощью сайта подразделения НОЦ НГУАДИ преподаватели выставляют оценки заранее загруженным изображениям срезовых работ учащихся (Рисунок 1 и Рисунок 2).
Система электронной обработки выставленных экспертных оценок обрабатывает полученную информацию, а по окончании каждого этапа проведения мониторинга составляет диагностическую карту личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы. Результат предоставляется родителям учащегося в форме информационно-аналитической справки путем размещения её в личном кабинете учащегося на сайте НОЦ НГУАДИ.
Рис. 1. Загруженные изображения работ учащихся группы 1-2
Рис. 2. Окно выставления экспертных оценок преподавателем
В качестве примера ниже представлены фрагменты информационно-аналитической справки о результатах двух этапов (входящий и промежуточный контроль) мониторинга творческих художественных и проектных компетенций учащейся Студии проектного творчества Полушиной Виктории (7 лет), обучающейся по курсу «Комплексная программа», преподаватель М.А. Капустина.
Рис. 3. Работа учащейся Полушиной Виктории, представленная для экспертной оценки на первом (входящем) этапе мониторинга.
Рис. 4. Диаграмма 1, сравнительный анализ экспертной оценки представленной работы с базовым уровнем «Комплексная программа» (I этап - входящий контроль).
Вывод по I этапу:
Полнота выполнения задания: задание выполнено своевременно, в полном объеме, но без детальной проработки. Владение материалами и техниками: уверенное владение материалами и техниками. Социально-коммуникативная адаптивность: полноценное понимание поставленных задач, выполнение их в полном объеме с позитивной творческой интерпретацией. Высокий уровень адаптации в коллективе и взаимодействия с преподавателем. Композиционное решение: изображение уравновешенное, осознанно выбран формат, выделен «ближний» и «дальний» планы изображения. Цветовое решение: в зависимости от поставленных учебных задач используются как простые как простые спектральные, так и сложные составные цвета (контрастные и родственные).
Рис. 5. Работа учащейся Полушиной Виктории, представленная для экспертной оценки на II (промежуточном) этапе мониторинга.
Рис. 6. Диаграмма 2, сравнительный анализ экспертной оценки представленной работы с базовым уровнем «Комплексная программа» (II этап - промежуточный контроль)
Вывод по II этапу:
Полнота выполнения задания: задание выполнено своевременно, в полном объеме, с детальной проработкой. Владение материалами и техниками: cвободное владение материалами и техниками, выражение собственной авторской индивидуальности. Социально-коммуникативная адаптивность: полноценное понимание поставленных задач, выполнение их в полном объеме с позитивной творческой интерпретацией. Высокий уровень адаптации в коллективе и взаимодействия с преподавателем. Композиционное решение: изображение уравновешенное, осознанно выбран формат, выделен «ближний» и «дальний» планы изображения. Цветовое решение: помимо осознанного использования сложных составных цветов, ребенок выстраивает различные цветовые гармонии (сближенные и контрастные).
Рис. 7. Диаграмма 3. Общая динамика критериев по предмету «Комплексная программа» (учащаяся Полушина Викторая, 7 лет).
Вывод по исследуемому периоду: За прошедший период обучения видна позитивная динамика оценок специальных критериев. Это свидетельствует об эффективности учебного процесса применительно к освоению данного предмета и о несомненных способностях учащегося в этом конкретном виде творчества. Удачно найденные решения, грамотные построения пропорций, подробная проработка конкретных творческих решений удаются учащемуся в лучшей степени, чем на момент начала обучения. Положительная динамика всех показателей по предмету «Комплексная программа» составила 27.27%.
По итогам 2016-2017 учебного года были собраны статистические сведения о результатах мониторинга учащихся НОЦ НГУАДИ. Так, в 2016-2017 учебном году в НОЦ НГУАДИ обучались 325 детей от 5 до 17 лет. Из них 71% всех учащихся приняли участие в процедуре мониторинга, оставшиеся 29% не предоставили работы для экспертной оценки. Индивидуальные результаты обоих этапов были сопоставлены между собой и была проанализирована динамика средней оценки компетенций учащихся детской студии и подготовительных курсов (Рис. 8 и Рис. 9).
Средняя оценка компетенций учащихся показала абсолютный прирост по всем учебным курсам и возрастным категориям. Наибольший прирост компетенций получен по курсам: Живопись для детей 7 и 9 уровня обучения в детской студии и Живопись на подготовительных курсах.
Рис. 8. Динамика средней оценки компетенций учащихся детской студии
Рис. 9. Динамика средней оценки компетенций учащихся подготовительных курсов
Согласно проведенному анализу оценок по общим и специальным критериям (Таблицы 1 и 2) учащихся Подготовительных курсов и Студии детского творчества, выявлено, что:
Наибольший прирост компетенций за год обучения произошел по группе общих критериев и составил 17,83% в год. В частности, «Владение материалами и техниками» улучшилось на 22,42%. В начале года средняя оценка по этому критерию была минимальной и составляла 6,04 балла по 10 бальной шкале оценок, к концу года она выросла до уровня 7,4 балла.
Наименьший прирост по компетенциям произошел по критерию «Социальная коммуникативная адаптивность» из группы общих критериев и составил 11,09% в год, это связано с достаточно высоким уровнем развития этой компетенции на момент начала обучения (6,85 баллов по десяти бальной системе).
Группа специальных критериев показала средний прирост на 15,61%.
Наибольший прирост - 15,95% в группе специальных критериев показал «Критерий 3» (связанный с цвето-тональными решениями).
Наименьший прирост – 13,14% в группе специальных критериев показал «Критерий 2» (связанный с конструктивным построением, точностью и оригинальностью решения).
Таблица 1. Значение специальных критериев по предметам
Таким образом, статистические подсчеты показали, что положительная динамика наблюдается по всем видам компетенций. Это подтверждает эффективность учебного процесса и дает возможность обратить внимание на те компетенции, по которым наблюдается наименьший рост.
Выводы.
В результате проведения мониторинга была получена объективная информация о динамике развития творческих, художественных и проектных компетенций учащихся НОЦ НГУАДИ. Были построены индивидуальные образовательные траектории учащихся, что является частью процесса индивидуализации образования, актуального в настоящее время. Координация деятельности всех участников мониторинга позволила сформировать механизм единой системы сбора, обработки хранения информации о состоянии учебного процесса в НОЦ НГУАДИ.
Объективная информация о результатах достижений в обучении учащихся отражена в индивидуальных информационно-аналитических справках, что дало возможность родителям иметь достоверную информацию о творческом развитии своих детей.
Разработка и внедрение системы мониторинга достижений учащихся в области художественного и проектного творчества является перспективным инструментом регулирования системы дополнительного образования детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2.Абакумова Н.Н. Принципы организации педагогического мониторинга инноваций // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. - № 12. – С. 135 – 139.
3.Болотов В. А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. №1. С.5-10.
4.Иванова И.В., Логинова Л.Г. Мониторинг результатов и динамики развития личности воспитанников учреждения дополнительного образования детей // Образование личности. 2013. № 2. С. 40–54.
5.Иванова И.В., Логинова Л.Г. Мониторинг саморазвития обучающихся в контексте индивидуализации образовательного процесса в дополнительном образовании // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. №1. 1412-1419.
6.Иванова И.В., Логинова Л.Г. Технология мониторинга развития личности учащихся в дополнительном образовании // Нижегородское образование. 2013. №3. С.113-118.
7.Коваленко И. В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-2. С.262-271.
8.Непрокина И.В., Михайлова Е.А. Роль мониторинга в формировании художественно-творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования // Теория и практика общественного развития. 2013. №9. С.129-132.
9.Ярешко В.А. Мониторинг результативности в системе дополнительного художественного образования детей // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. –. 2015. – т. 1. - № 1. – С.168 – 173.
10.Атлас регионов России //Мониторинг системы образования: дополнительное образование детей. Выпуск №1 2016. // URL: https://atlas.hse.ru/monitoring/analytics/newsletter_additional_education/ (Дата обращения 12.12.201 7)
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Районный центр внешкольной работы»
«Организация и проведение мониторинга
в учреждении дополнительного образования детей»
Составитель:
Анна Валерьевна Творогова методист МОУ ДО «РЦВР»
р.п. Ковернино
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
- Мониторинг – постоянное наблюдение за каким – то процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным положениям.
- Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Мониторинг
Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации
Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом
Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Организация и проведение мониторинга в системе дополнительного образования детей
- это процесс непрерывного научно – обоснованного диагностико – прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Виды мониторинга
Мониторинг
Образовательный
Воспитательный
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Система диагностики обученности включает в себя:
- Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся
- Текущая проверка в процессе усвоения каждой изученной темы, при этом диагностируется каждый уровень отдельных элементов программы
- Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала
- Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса
- Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Показатели
- Изменения наполняемости детского объединения за последние три года, показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель).
- Количество учащихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель).
- Количество детей, связавших будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель)
- Период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования (косвенный показатель)
- Творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель)
- Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель)
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Диагностика воспитательных результатов
Диагностика личностного развития учащихся может проводиться два – три раза в год по следующим параметрам:
- Характер изменения личностных качеств
- Направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей
Критерии оценки
Критерии оценки уровня теоретической подготовки (примерные):
- Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
- Широта кругозора
- Свобода воспитания теоретической информации
- Развитость практических навыков работы со специальной литературой
- Осмысленность и свобода использования специальной терминологии
- Соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям
- Свобода владения специальным оборудованием и оснащением
- Качество выполнения практического задания
- Технологичность практической деятельности
- Культура организации своей практической деятельности
- Культура поведения
- Творческое отношение к выполнению практического задания
- Аккуратность и ответственность в работе
- Развитость социальных способностей
Критерии оценки практической подготовки (примерные):
Критерии оценки уровня развития воспитанности детей (примерные)
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Принципы организации мониторинга
- Принцип деятельностно – событийного подхода к организации мониторинга
- Принцип концентрированности на учащихся
- Принцип амбивалентности языка мониторинга (профессионально – педагогического, терминологического и непрофессионального, социокультурного)
- Принцип информационной оперативности и доступности
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Субъект, объект и предмет мониторинга в дополнительном образовании
- Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается
- Объектом мониторинга в соответствии с современными требованиями к образованию детей может быть, например: цель деятельности, результаты обучения,
воспитания, развития детей, результаты реализации социально-педагогических функций
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Предмет мониторинга – динамика изменения результата
- Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других
- Предметом мониторинга на уровне педагога м огут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.
- Предмет мониторинга на уровне учреждения - реализация целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Критерии и показатели мониторинга
- Критерий – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо
- Показатель – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Показатели мониторинга
- 1 группа – количественные показатели, которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО.
- 2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.
- 3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально- психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.
К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.
К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
По компонентам (задачам) мониторинга:
- методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»); видеофиксация; ведение журналов отчета; дневники педагогического наблюдения и самонаблюдения; книга успехов и достижений, банк достижений и т.п.)
- аналитико-оценочные методы: анализ занятия; типологическая характеристика образовательного процесса; собственно метод анализа по заданным или выбранным параметрам; методы педагогической оценки и самооценки учащихся; тестирование; шкалирование и др.
- методы обобщения результатов: методическое или практическое обобщение опыта, описание моделей эффективности образовательных процессов, аналитический отчет; к формам обобщения относятся матрицы, свободные таблицы, графические формы, систематизированный видеофонд и методический фонд.
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Классификация технологий мониторинга
По направленности мониторинга:
- внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые занятия; занятия - мастерские, совместный анализ занятия с педагогами и т.д.);
- внутренний мониторинг (самоанализ; дневник самонаблюдений; коллективный анализ дела; решение проблемных ситуаций; взаимотестирование; зачетные книжки и т.п.).
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Классификация технологий мониторинга
По количеству участвующих субъектов:
- групповые способы
- коллективные способы
- индивидуальные способы.
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Классификация технологий мониторинга
По внешнему выражению способа:
- вербальные способы (графические, письменные, технические)
- творческо-активные способы (игра, специально организованная для наблюдения и выявления чего- либо; социальная проба; создание проблемной ситуации; поисково-исследовательские методы организации образовательного процесса)
По предмету мониторинга. При таком выборе основания для классификации может быть великое множество групп способов. Например, по масштабу предмета – способы мониторинга воспитательных, учебных и т.д. результатов
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Педагогическая диагностика учащихся объединений в дополнительном образовании
Традиционные:
- усвоенные знания
- освоенные способы деятельности (умения и навыки)
- опыт эмоционально-ценностных отношений
- опыт творчества
- опыт общения
- опыт самостоятельной деятельности
- опыт социально-значимой деятельности
Специфические:
Параметры результативности образовательного процесса
I.Опыт освоения теоретической информации
II. Опыт практической деятельности
III. Опыт эмоционально-ценностных отношений
IV. Опыт творчества
V. Опыт общения
VI. Опыт самостоятельной деятельности
VII. Опыт социально-значимой деятельности
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Формы предъявления результатов
Нормы предъявления результата |
Преимущества |
Ограничения |
Выставки |
Наглядность, убедительность, Оценки наблюдателей, Дети участвуют с удовольствием, Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми) |
Задействованы не все дети, Зависимость от материально-технического оснащения, |
Массовые мероприятия |
Яркость, зрелищность, праздничность |
Ограниченное количество детей |
Экзамены Концерты |
Наглядность, яркость, зрелищность, Разнообразность тематики Традиционная форма, наглядная, очевидная |
Стресс для ребенка |
Видеозапись |
Зримость, наглядность. Можно хранить много лет |
Зависимость от материально-технического оснащения |
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Методы диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)
Методика «Образовательные потребности»
Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося
Анкета «Мир ваших увлечений»
Методики изучения умений и навыков
Информационная карта освоения учащимися образовательной программы
Анализ состава учащихся
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.
Информационная карта самооценки освоения образовательной программы
Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Анкеты для родителей
«Позиция родителей в образовательном процессе»
«Мир увлечений вашего ребёнка»
«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»
«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова
Приглашаем к сотрудничеству!
606570 Нижегородская обл
р.п. Ковернино
ул. Карла Маркса, д.8
Данная статья будет интересна для методистов системы дополнительного образования.
Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.
Всем известно, что в дополнительном образовании нет стандартной системы оценивания образовательного процесса, в связи с этим каждый педагогический коллектив самостоятельно разрабатывает способы отслеживания всех аспектов деятельности учреждения. В данной статье предсавлен опыт работы МБОУ ДОД "ДДТ №2".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг качества образования в учреждении дополнительного образования
Трепп М.Г., методист
Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.
Всем известно, что в дополнительном образовании нет стандартной системы оценивания образовательного процесса, в связи с этим каждый педагогический коллектив самостоятельно разрабатывает способы отслеживания всех аспектов деятельности учреждения.
Мониторинг образовательного процесса в Доме детского творчества охватывает несколько направлений работы учреждения:
- Оценка качества осуществления образовательного процесса педагога дополнительного образования;
- Оценка методической работы педагога дополнительного образования;
- Оценка результативности деятельности обучающихся.
При оценивании качества осуществления образовательного процесса мы берем во внимание учебную и воспитательную работу, а также профессиональный уровень педагогов - квалификация, прохождение курсовой переподготовки, соответствие образовательной программы современным требованиям. Оценивается качество планирования учебного занятия, владение учебным материалом и умелое проведение занятий с использованием эффективных традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания, умение заинтересовать детей.
При оценивании методической работы педагога выявляется качественный уровень личностно-профессионального развития и обучающей деятельности педагогов.
Мониторинг результативности ведется по следующим показателям:
- по итогам участия в выставках, конкурсах, соревнованиях,
- по уровню усвоения теоретических знаний и практических навыков.
Измерение качественного уровня учебной работы фиксируется в следующих таблицах :
- Возрастной состав обучающихся:
2.Состав обучающихся по годам обучения
3.Распределение обучающихся по направленностям
4.Сохранность контингента по годам обучения
Ф.И.О. Педагога | № группы | Количество обучающихся | |||||||
1 г.о (норма/факт) | 2 г.о (норма/факт) | 3 г.о (норма/факт) | |||||||
5.Контроль за образовательной деятельностью включает подготовку кабинета, ведение учебных занятий, контроль охраны труда, ведение нормативной документации.
6. Выполнение образовательной программы педагогами
Дополнительная образовательная программа | кол-во часов по программе | Ф.И.О. педагога | 20..-20.. уч.год | |||||
1полугодие | 2 полугодие | за год | ||||||
кол-во часов | кол-во часов | кол-во часов |
Измерение качества уровня воспитательной работы отмечается в данных таблицах:
- Участие в воспитательных мероприятиях
- Работа с родителями
Измерение профессионального уровня педагогов проводиться по следующим показателям
1.Общие сведения о педагогических работниках
основные | совместители |
|
Всего педагогических работников: | ||
По образованию | ||
высшее | ||
ср-проф. | ||
по итогам аттестации | ||
по педагогическому стажу | ||
от 0до 5 лет | ||
от5 до 10 лет | ||
от 15 лет до 20 лет | ||
свыше 20 лет | ||
по возрасту | ||
от20лет до 25 лет | ||
от25 лет до 35 лет | ||
от 35 лет до 45 лет | ||
от 45 лет до 55 лет | ||
от55 лет и старше |
- Сведения о повышении квалификации педагогических работников
Ф.И.О. педагога | тема курсов | Сроки |
Оценка методической работы педагога дополнительного образования
Измерение качественного уровня личностно- профессионального развития.
1.Уровень профессиональных знаний педагогического работника
Дата | Ф.И.О. педагога | Форма повышения | Тема |
|
2.Публикации педагогов
Название статьи | Издание | уровень | тема | год выпуска |
|
3.Самообразование педагога
4.Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства
5.Награждение педагогов
Ф.И.О. педагога | Год награждения | Вид награждения |
Результативность образовательного процесса
- Учет участия обучающихся в конкурсах, выставках, соревнования.
№ п.п. | Название конкурса | Сроки | Уровень конкурса | Творческое объединение, принявшее участие | Участники конкурса | Итог конкурса Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Октябрь | Май | Октябрь | Май | Октябрь | Май |
|||||||
1.Теоретическая компетентность: | ||||||||||||
2.Практическая компетентность: | ||||||||||||
3. Личностное развитие | ||||||||||||
4. Личностные достижения обучающихся |
3.График мероприятий промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в творческих объединениях
Организация и формы проведения мониторинга.
Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:
- Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень обучающегося.
- Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками.
- Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы.
- Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.
В итоге, хочется отметить, что, несмотря на отсутствие федеральных нормативно-правовых документов, регламентирующих систему оценивания результативности деятельности в УДОД, каждое образовательной учреждение обязано выстраивать свою модель оценивания. В словосочетании «Дополнительное образование» главным, на мой взгляд, является слово «образование». Те образовательные услуги, которые мы оказываем, должны быть высокого качества, а создание системы оценки достижения результатов и является гарантом качества нашей работы.
Опыт становления мониторинга качества образования в ТМУДО ЦДТ «Юность». ТМУДО ЦДТ «Юность» является многопрофильным учреждением дополнительного образования и осуществляет образовательную деятельность по семи направленностям. Это определяет приоритетные направления его деятельности, связанные с решением комплекса задач: обеспечение развития системы дополнительного образования, обновление его содержания; программно-методическое обеспечение дополнительного образования; повышение профессионального, образовательного уровня педагогических работников, занимающихся вопросами дополнительного образования; развитие учебно - исследовательской деятельности воспитанников; сохранение и развитие системы массовых мероприятий на уровне муниципального района.
Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения. Такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее, качественное дополнительное образование. Вот почему вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость.
Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг. При рассмотрении вопроса «Педагогический мониторинг как действенный механизм управления качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования детей» определился круг проблем: Нет четкого толкования понятия «качество дополнительного образования». Не определено, что может являться результатом образования в учреждении данного типа. Нет методик оценки качества образования и его результатов.
Таким образом, перед администрацией Центра детского творчества «Юность» встала задача создания собственной системы педагогического мониторинга для учреждения дополнительного образования детей. Объектом мониторинга в дополнительном образовании мы определили результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, а целью - изучение системы и качества образовательного процесса, т.е. педагогический мониторинг – это непрерывное наблюдение за состоянием и развитием образовательного процесса.
Основу педагогического мониторинга составляет мониторинговая карта (Приложение 1), которая включает в себя два направления: «Профессиональное мастерство педагогов» и «Образовательный уровень воспитанников». Мониторинговая карта составлена по следующему алгоритму: на первом этапе определены направления мониторинга, заключающие образовательный процесс в некую систему со всеми его гранями. Каждое направление основывается на ряде параметров мониторинга, преследующих определенную цель. Карта отражает систему методов диагностики для каждого направления, определяет исполнителей и форму фиксации результатов.
МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА Объект мониторинга: Результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Цель: Изучение системы и качества образовательно- воспитательного процесса в творческом объединении. Ф.И.О. педагога: ______________________ Исполнители:
Ф.И.О. исполнителя Параметры мониторинга Профессиональное мастерство Образова- тельный уровень детей Заместитель директора по УВР ХХХХХХХХХ Заведующий отделом по направлению ХХХХХХХХХХХ
Направления мониторинга Параметры мониторинга ЦельМетоды Испол нитель Фиксац ия резуль татов Профессиональное мастерство педагога. 1 Организационные условия работы творческого объединения. Состояние журнала учета работы творческого объединения. Своевременность и качество заполнения журнала. проверка журнала …справка 2 Планирование деятельности творческого объединения. Качество составления календарно- тематического планирования. проверка календарно- тематического планирования …справка 3 Выполнение образовательной программы. Соответствие календарно- тематического планирования учебному плану образовательной программы. Полнота реализации образовательной программы согласно календарно- тематическому планированию. проверка образовательно й программы, календарно- тематического планирования …справка 4 Планирование системы учебных занятий в соответствии с календарно- тематическим планированием. Качество поурочного планирования, его соответствие календарно- тематическому планированию. проверка поурочных планов, календарно- тематического планирования …справка
Направлен ия мониторин га Параметры мониторингаЦельМетодыИсполн итель Фиксация результато в 5Качество преподаван ия Соответствие темы занятия цели, задачам, содержанию материала. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ ---Экспертная карта 6Тип занятия, логичность и последовательность этапов в его структуре, рациональность распределения времени на каждом этапе. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 7Разнообразие и эффективность использования различных форм, методов и средств обучения. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 8Воспитательное влияние занятия. Культура труда воспитанников, выполнение уставных требований по технике безопасности. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 9 Владение педагогом навыками самоанализа занятия. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ ----Экспертная карта
Направления мониторинга Параметры мониторингаЦельМетодыИсполните ль Фиксация результатов 10 Содержание воспитательной работы. Планирование воспитательной работы творческого объединения. Качество планирования воспитательной работы в творческом объединении. анализ плана воспитательной работы …оценочный лист 11 Проведение воспитательных мероприятий в творческом объединении. Качество проведения воспитательного мероприятия. наблюдение оперативный разбор …оценочный лист мероприятия 12 Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками. Определение рейтинга педагога среди воспитанников. анкетирование…экспертная карта 13 Формы работы с родителями.Эффективность работы педагога с родителями воспитанников. наблюдение собеседование …оценочный лист 14 Характер взаимоотношений педагога с родителями. Определение рейтинга педагога среди родителей. анкетирование…экспертная карта Образовательный уровень воспитанников. 15 Контингент воспитанников творческого объединения. Сохранность контингента воспитанников, занимающихся в творческом объединении. Изучение уровня сохранности контингента в творческом объединении. работа с журналом, приказами …Акты проверок, аналитическая справка 16 Умения и навыки воспитанников творческого объединения. Организация постоянно действующей выставки творческих работ воспитанников. Анализ уровня сформированности специальных умений и навыков воспитанников. наблюдение…аналитическая справка
Обобщение результатов диагностики: 1. Самооценка профессиональных умений педагога. 2. Заполнение экспертных карт и обобщение результатов. 3. Экспертная оценка профессионального мастерства педагога. 4. Составление обобщенной экспертной карты по итогам диагностики. Обсуждение итогов диагностики и принятие управленческих решений. Направление мониторинга Параметры мониторинга ЦельметодыИсполн итель Фиксация результато в 17Творческие способности воспитанников Уровень индивидуального развития воспитанников. Определение динамики развития воспитанников в творческом объединении. тестирование---Аналитиче ская справка диаграммы
Основные направления мониторинга в ТМУДО ЦДТ «Юность». Основными направлениями мониторинга в Центре детского творчества являются: профессиональное мастерство педагогического коллектива, образовательный уровень воспитанников. Для направления «Профессиональное мастерство педагогического коллектива» определены следующие составляющие мониторинга: организационные условия работы творческого объединения, выполнение образовательной программы, качество преподавания и содержание воспитательной работы. Так, исследуя первые два параметра, результаты оформляются в виде справок, которые позволяют зафиксировать качественные показатели мониторинга. Оценивая направление «качество преподавания», применяется адаптированная для учреждений дополнительного образования экспертная карта анализа занятия (Приложение 2). Эта форма является наглядной и удобной в работе, позволяющей увидеть в целом уровень проведенного занятия.
Приложение 2 ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ Посещающий: _________________ Дата: «____» _________________ 200__г. Место проведения занятия: _________________________ Ф.И.О. педагога: ___________________________________ Творческое объединение: «_________________________» Тема занятия: «___________________________________» Цель посещения: ___________________________________ Присутствовало _______ воспитанников Качественные характеристики занятия:
П/пПараметры Уровень высокийсреднийнизкий 1. Наличие плана-конспекта занятия и его оформление. 2. Начало занятия: сообщение темы, постановка целей и задач. 3. Логичность и последовательность этапов занятия. 4.Подведение итогов каждого этапа занятия. 5.Целесообразность распределения времени. 6.Теоретический уровень изложения материала. 7.Практическая работа. 8. Эффективность использованных методов обучения.
ПараметрыУровень высокийсреднийнизкий 9.Эффективность использованных методов обучения. 10.Воспитательная сторона занятия. 11.Связь занятия с жизнью и практикой. 12.Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам. 13.Культура труда воспитанников. 14.Подведение итогов занятия. 15.Соответствие содержания занятия его задачам. 16.Методическая грамотность педагога. 17.Владение навыками самоанализа. Уровень проведенного занятия:
Аналогично проводятся замеры качества по четвертому параметру, используя оценочный лист мероприятия (Приложение3). Оценив все данные, администрацией учреждения обрабатываются полученные данные, составляется обобщенная карта мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования учреждения. Результаты обсуждаются на педагогическом совете, совещаниях, заседаниях отдела, в индивидуальных беседах с педагогами. Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального уровня становится необходимым. Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.
Приложение 3 Оценочный лист (массовое мероприятие в объединении системы дополнительного образования) Каждый параметр оценивается по 5-ти бальной системе. Разработка и оформление сценария с учетом методических требований. Мероприятие в системе воспитательной работы Центра. Реализация воспитательных задач. Оригинальность, музыкальное оформление, ТСО. Участие детей в представлении, психолого-педагогический подход к распределению ролей участников мероприятия. Рефлексия воспитанников. Количество баллов: Дата проведения мероприятия: Проверяющий: ______________________________________
Вместе с тем нельзя не отметить, что в результате деятельности по мониторингу профессионального мастерства педагогов возник ряд проблем. Во-первых, соотнесение результатов своего труда с общими показателями иногда приводит педагогов к неудовлетворенности своим трудом, к поиску виноватых в невысокой оценке своей деятельности. Для некоторых педагогов осознание недостаточной профессиональной подготовки оказывается трудно преодолимым препятствием. В связи с этим усилия администрации Центра направлены на повышение профессионального уровня педагогов через организацию обучающих семинаров, вовлечение педагогов в работу МО, самообразовательную деятельность, учитывая их личностные качества.
Направление «Образовательный уровень воспитанников» рассматривается через следующие показатели: 1.Количественные – анализируемые три раза в течение учебного года. Контрольными точками являются сентябрь, январь, май. Анализируется количество детей, возрастной состав, сохранность контингента (еженедельно), распределение по образовательным учреждениям. По итогам анализа составляется диаграмма распределения воспитанников по классам, образовательным учреждениям, акты по результатам проверки наполняемости объединений(Приложение4).
2. Качественные – результаты образовательно-воспитательной деятельности. Проведение педагогического мониторинга в данном направлении представляет собой использование таблицы показателей диагностики образовательного уровня воспитанника в течение учебного года (Приложение 5). Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ВОСПИТАННИКОВ. Подготовительный уровень Начальный уровень Уровень освоения Уровень совершенствования 1234 «Знания, умения, навыки» (тестирование). Знакомство с образовательной областью. Владение основами знаний.Овладение специальными ЗУН. Допрофессиональная подготовка. «Мотивация к знаниям» (анкетирование). Неосознанный Интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущий мотив: добиться высоких результатов. Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет глубоко как будущую профессию. «Творческая активность» (наблюдение). Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Отказывается от поручений и заданий. Производит операции по данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем. Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решает, но при помощи педагога. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко и быстро увлекается творческим делом. Оригинальное мышление, богатое воображение. Способен к рождению новых идей. «Достижения» (результативность работы). Пассивное участие в делах творческого объединения. Пассивное участие в делах творческого объединения, учреждения. Значительные результаты на уровне города, области. Значительные результаты на уровне города, области, России.
Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор воспитанников в учебные группы творческих объединений). Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения. Промежуточная диагностика проводится в январе. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных программ. Итоговая аттестация проводится в апреле – мае. Формами ее проведения являются контрольные занятия, соревнования (спортивно-техническое направление), отчетные концерты (музыкальные творческие объединения), самостоятельная практическая работа, конкурсные и игровые программы, выставка работ. Проведение диагностики осуществляется администрацией, заведующими отделами, педагогами учреждения в форме тестирования, анкетирования, наблюдения. Мониторинг уровня воспитанности осуществляется с помощью компьютерной диагностики в разрезе объединения, Центра по следующим четырем методикам: удовлетворенность воспитанников отношениями в коллективе (Фридман Л.М.); удовлетворенность воспитанников образовательным процессом; уровень учебной мотивации; уровень воспитанности (Н.П.Капустина) (Анкеты в приложении 6). Анализ результатов диагностики осуществляется заместителем директора по УВР. Эти результаты, с выводами и предложениями, обсуждаются на МО, МС, итоговом педагогическом совете.
3. Результаты педагогического мониторинга. Проведя педагогический мониторинг по двум направлениям, получаем две группы обобщенных результатов образования и воспитания, различающиеся по способу и возможности их определения и измерения: Количественные результаты, т.е. результаты, выраженные в конечной форме достигнутого итога. Для Центра как учреждения дополнительного образования это такие показатели, как количество учебных групп, количество детей, показатели контингента воспитанников, сохранность контингента, количество участников конкурсов и количество победителей в них.
Результаты, которые можно определить качественно, описательно: качество обучения: качество преподавания, полнота реализации образовательной программы, стабильность работы творческих объединений. качество воспитания: планирование и качество воспитательной работы, уровень воспитывающей деятельности коллективов Центра, взаимодействие с родителями, воспитывающее воздействие педагога. развитие воспитанников: уровень индивидуального развития-зун, мотивация к знаниям, творческая активность, достижений. профессиональная компетентность педагогов: итоги аттестации кадров, уровень квалификации, освоение новых педагогических технологий
Оценив все параметры, администрацией учреждения обрабатываются полученные данные, составляется обобщенная карта мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования учреждения. (Приложения 7-8). Результаты обсуждаются на педагогическом совете.
Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 1. Качество используемых программ Учебные программы отвечают всем требованиям Министерства образования (письмо от /16) и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму (Приказ от 28 июня 2001г. 390) Учебные программы требуют незначительной доработки в одном или двух разделах, несовершенство диагностики учебных достижений учащихся Учебные программы требуют значительной доработки, отсутствует один из разделов программы, несовершенство диагностики учебных достижений учащихся. 2. Качество ведения рабочей документации: Своевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Соответствие требованиям к оформлению. Своевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Наличие незначительных замечаний по оформлению документации. Несвоевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Наличие значительных замечаний по оформлению.
Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 3. Использование разнообразных форм воспитательных мероприятий Использует помимо традиционных форм работы (занятие, беседа, утренник, конкурсная программа, чаепития, «огонек») праздники-шоу, организует выездные лагеря. Использует разнообразные формы воспитательных мероприятий: занятие, беседа, утренник, конкурсная программа, чаепития, «огонек». Использует только информирование: занятия, беседы. 4. Качество организации работы с родителями учащихся Систематически (не реже 1 раза в полугодие и в случае необходимости) информирует родителей об успехах/неудачах ребенка, прогнозе по обучаемости, о нормативных актах. Родители принимают участие в организации деятельности объединения. Систематически (не реже 1 раза в полугодие и в случае необходимости) информирует родителей только об успехах/неудачах ребенка. Контакт с родителями учащихся практически отсутствует.
Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 5. Качество методической работы педагога дополнительного образования. - Регулярно выступает на заседаниях МО ПДО, проводит мастер-классы и открытые мероприятия на школьном и городском уровнях, - обучается на семинарах и мастер- классах других педагогов; курсах повышения квалификации, - наличие методических разработок одобренных советом учреждения, ТОНМЦ, отмеченных на Российских конкурсах - Регулярно участвует в работе МО ПДО, семинаров, мастер-классов городского уровня, выступает на МО учреждения. - Проводит мастер-классы и открытые мероприятия на уровне ОУ. - Наличие качественных разработок. - Не регулярно участвует в работе МО ПДО - наличие разработок низкого качества. 6. Сохранность контингента учащихся % учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения 70-79% учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения Менее 70% учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения 7. Степень освоения учащимися программ обучения % учащихся освоили программу обучения 60-79% учащихся освоили программу обучения Менее 60% учащихся освоили программу обучения
П/ п Фамилия И.О. педагога груп пы Критерии оценки деятельности педагога дополнительного образования Методика экспертной оценки (приложение 1.5.) Прило жение 1.1. Приложение 1.2.Прило жение 1.3. При лож ение 1.4. Достижения учащихся в текущем учебном году (участие воспитанник ов в конкурсах, соревнования х различного уровня, выполнение нормативов спортивных разрядов, званий и т.д.) Взаимо приемл емость друг друга Состоя ние взаимоп омощи
Как видно, результаты образования разносторонни, сложны и взаимосвязаны друг с другом. Эту взаимосвязь результатов образования и влияние на них мониторинга мы постарались уложить в простую схему, своеобразный цикл, отраженный в мониторинговой карте. Управление качеством образования и воспитания – проблема большая, требующая своего решения постоянно. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений управленческие позиции и показатели качества образования, тем не менее во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно увидеть четкий гарантированный результат. Прежде всего, он, наверное, в изменении позиции педагогов, их взглядов на педагогический мониторинг. Сегодня практически все педагоги считают педагогический мониторинг неотъемлемой частью образовательного процесса.