К году малыш должен уже знать около 12 слов. Ваша задача - обогатить словарный запас крохи. Как это сделать? Читайте ему как можно больше сказок, стихов. В книгах обязательно должны быть яркие картинки. Так, ребенок будет видеть рисунок и слушать вас, тем самым он будет сопоставлять изображения с действиями, которые вы будете рассказывать. В этом возрасте дети уже понимают все то, что говорят ему взрослые, только не могут ответить. Поэтому спрашивайте мнение вашего малыша о прочитанном вами, пусть он будет отвечать непонятно, зато так будет развиваться его речь.
Специальные игры также помогут вам. Показывайте ребенку на картинке корову; изображайте, как она мычит. То же касается и других животных. Здесь вам на помощь могут прийти развивающие мультфильмы.
Разговаривайте с малышом без сюсюканий: он повторяет за взрослыми, копирует их модель поведения, поэтому может начать произносить слова неправильно. Постоянно общайтесь с крохой, даже если он вам не будет отвечать. Он должен слышать правильную речь взрослых, только так ребенок быстро заговорит.
Познание окружающего мира
Годовалые дети познают окружающий мир. Ваш ребенок стал ползать по шкафам, под кроватями, и ему интересны многие вещи? Радуйтесь, ведь так он делает новые для себя открытия. Ни в коем случае не ругайте кроху, а дайте возможность исследовать все интересующие его предметы. Не забудьте убрать все мелкие вещи, в противном случае ребенок может проглотить их.
Физическое развитие
Приучайте малыша делать зарядку. Пусть это будут не нудные упражнения, а веселые танцы под динамичную музыку. Так, ребенку будет обеспечен заряд бодрости на целый день. Также не забывайте про закаливающие процедуры, благодаря которым повысится иммунитет малыша.
Развитие мелкой моторики рук
Необходимо развивать мелкую моторику рук малыша, для этого давайте ему разные по формам и размерам предметы. Пусть он щупает их, переворачивает, перекладывает из рук в руки. Купите специальные игрушки, например, лабиринты с бусинками. Передвигая их, у малыша будет развиваться мелкая моторика.
Прогулки
Гуляя на улице с ребенком, объясняйте ему все, что происходит вокруг. Например, расскажите о проезжающем трамвае, играющих котятах, деревьях, растениях, домах и т.д. Учите малыша различать цвета, формы, размеры; понимать предназначения тех или иных предметов.
Пусть кроха бегает, играет в песочнице, общается со сверстниками. Объясняйте ему, как можно поступать, а как нельзя. Вам только кажется, что карапуз еще пока ничего не понимает, на самом же деле это не так.
Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.
Малыш в 1 год активно познает мир
Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?
Основные моменты
Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.
Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.
Развивающий центр для самых маленьких
Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.
Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.
Развитие мелкой моторики у детей в год
- Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.
Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
- Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
- С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
- Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.
Игра с крупами развивает моторику
Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.
- Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
- Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.
Игры с тестом -развитие моторики
Как стимулировать развитие речи у малыша в год
Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.
Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год
Как подобрать книжку для малыша?
Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.
Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки
Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год
- Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.
- Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
- Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
- Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.
Игры с водой — любят все дети
Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.
- Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.
Веселая физкультура для малыша
Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.
Развитие творческих способностей в год
- В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
- Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
- Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
- Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.
Первые музыкальные игрушки
Развитие социальных навыков у годовалых детей
- В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
- В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
- Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
- Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.
Даже самым маленьким нужна компания
Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.
Познание мира — главная задача ребенка в 1 год
Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.
После годика начинается самое интересное: почти все малыши уже ходят, многие даже пытаются говорить. У вас, как у родителей, появляется все больше возможностей для взаимодействия со своим ребенком. Теперь вы выступаете не только в роли человека, кормящего, моющего и убаюкивающего малыша, но и в роли его друга, партнера по играм, воспитателя и учителя. Обычно когда ребенок достигает годовалого возраста, даже папы, ранее испытывавшие неуверенность и растерянность, теперь охотно включаются в процесс воспитания. Сегодня мы расскажем вам, уважаемые родители, как правильно организовать режим дня и обеспечить гармоничное развитие ребенка в 1 год 1 месяц.
Моторное развитие ребенка в год и месяц
Большинство карапузов годовалого возраста или чуть старше вполне уверенно держатся на ногах, могут без посторонней помощи встать и пройти 10-20 шагов до цели. Притом девочки обычно пытаются упростить себе задачу, передвигаясь вдоль мебели и удерживаясь за нее руками. А мальчики часто опускаются обратно на пол и быстро ползут, потому что это у них пока получается лучше, и так они чувствуют себя увереннее.
Если ваш ребенок в 1 год и 1 месяц еще не ходит сам, но при этом он абсолютно здоров, и шустро ползает, попробуйте мягко переключить его на ходьбу. Водите малыша, дав ему в качестве опоры два своих указательных пальца. Подводите к интересным предметам, расположенным на уровне его роста, чтобы ребенок понимал: наверху много всего любопытного, и чтобы добраться до этого, нужно ходить. Сидя в другом конце комнаты, позовите сына или дочь к себе. Если малыш приползет, вместо того чтобы подойти, не демонстрируйте огорчение, просто снова отойдите подальше, встаньте на четвереньки, затем поднимитесь на ноги, побуждая ребенка повторять за вами. Бурно радуйтесь, когда малыш подходит к вам, и обнимайте его.
Маленькие исследователи и покорители
Ребенок в возрасте одного годика и одного месяца проявляет живой интерес к своему жилищу. Он пытается обследовать все, что попадается в поле зрения; часто задирает голову вверх, и если видит что-то любопытное, стремится добраться до предмета. Юные исследователи вполне способны покорять вершины, расположенные на высоте полуметра от пола: они забираются на стулья, кресла, диваны и табуреты. Однако спуститься вниз всегда сложнее, поэтому ваш маленький «альпинист», сидя на стуле, может начать хныкать и просить о помощи.
В этом возрасте ребенок активно исследует свойства всех предметов, попавших к нему в руки: ощупывает, пробует на вкус, стучит обо что-нибудь, бросает на пол и смотрит на результат. В настоящее бедствие превращается стремление юного исследователя открывать все емкости, выдвигать все ящики и с радостным визгом выкидывать оттуда все содержимое. Подбирать разбросанные вещи и складывать обратно – не лучшее решение. Малыш дождется, пока вы отвернетесь, и с восторгом повторит свои действия, думая, что это такая игра. Лучше сделайте большинство ящиков в доме недоступными для малыша. Разумеется, в первую очередь это касается ящиков с потенциально опасными предметами.
Для любого исследователя, в том числе, для такого юного, очень важно понятие родного дома. Малыш должен просыпаться и засыпать в знакомой, безопасной обстановке. Частые переезды и ночевки вне дома затормаживают развитие ребенка. Резкая смена обстановки дезориентирует малыша. Это может стать даже причиной нарушений сна. Если вы планируете переезд, перестановку или ремонт, находитесь рядом с ребенком в момент его пробуждения, и постепенно знакомьте его с новыми предметами вокруг.
Речевое развитие ребенка в 1 год и 1 месяц
Весь речевой арсенал малыша старше одного года можно условно разделить на пассивный и активный словарь. В первом словаре находятся те слова, смысл которых понятен ребенку, но он их не произносит. А слова из активного словаря у него всегда на устах: мама, папа, баба, гуля, бяка и прочие упрощенные определения.
Большинство родителей пытаются максимально расширить пассивный словарь своих чад и перевести как можно больше слов из пассивного словаря в активный. Это замечательное начинание, но постарайтесь не слишком перегружать малыша информацией. В процессе обучения случаются казусы: вы просите сына или дочь показать котика, а он показывает вам козу. Не огорчайтесь, ребенок хорошо понял, о чем вы его попросили, просто в данный момент коза привлекает его больше, и ему хочется показать вам нечто действительно смешное и интересное.
Интеллектуальное развитие малыша в год и месяц
Что ребенок понимает в таком возрасте? Он уже знает, что съедобное, а что несъедобное, что твердое, а что мягкое, чем опасно острое и горячее. Но этих знаний недостаточно для того, чтобы со стопроцентной уверенностью избежать бытового травматизма, опираясь на собственный опыт и интеллект. Перекрыть ребенку доступ ко всем потенциально опасным предметам в доме – важнейшая задача для родителей. А всякий раз, когда в присутствии ребенка возникает опасная ситуация, нужно объяснять ему, как себя вести.
Например, малыш подошел к гладильной доске, на которой стоит раскаленный утюг. Вместо того чтобы с испугом хватать ребенка за руку, ругать и тащить в сторону, спокойно продемонстрируйте ему, в чем заключается опасность: поднесите палец к утюгу, изобразите, будто вы обожглись и вам больно. Потом сделайте ограждающий жест и предупредите, что малыша ждут аналогичные неприятности, ели он дотронется до утюга.
Запреты на ребенка одного года и одного месяца не действуют в принципе. Если кто-то вам скажет, что их сын или дочь беспрекословно слушаются запретов в этом возрасте, знайте: малыш просто испытывает страх. Он опасается крика, ругани или наказания. Малыш не понимает, почему ему нельзя делать то, что запрещено. Просто нельзя – и все. Это очень плохой способ воспитания. В таком возрасте только одна форма запрета может быть использована эффективно и без вреда для психики – полное закрытие доступа. Ребенку нельзя лазить в эту коробку – уберите ее на антресоль.
Что касается наказаний, то здесь тоже не все так просто. В возрасте одного годика и чуть старше дети еще не умеют предвидеть последствия своих действий, и не чувствуют вину за свои плохие поступки. Например, ваш сын или дочь в пылу игры укусил сверстника. Что делать? Ни в коем случае не кричать, не ругать и не отправлять ребенку негативное эмоциональное послание: ты плохой. Нужно демонстративно жалеть укушенного малыша. Пусть ваш ребенок сам осознает, что произошло, даст оценку своему поступку и сделает вывод. В год и месяц интеллект развит достаточно для этого.
На любой проступок ребенка нужно реагировать так, чтобы он понимал: вы не считаете плохим его самого, вы осуждаете лишь его поступок, и при этом не сомневаетесь, что он исправится. Ведь малыш у вас умный, хороший, добрый и самый лучший на свете. Ребенок должен быть уверен в вашей любви и в том, что он для вас – сокровище. Наказания в таком маленьком возрасте абсолютно неприемлемы, более того – бессмысленны. Если вы, например, поставите малыша в угол или лишите любимых игрушек за то, что он разбил вазу, он сделает лишь один вывод: мама внезапно решила, что я плохой. Ребенок в год и месяц еще не способен проследить прямую причинно-следственную связь между совершенным проступком и наказанием за него.
Как организовать режим дня ребенка 1 года 1 месяца
Крепкий сон и полноценное питание настолько важны для малыша, что переоценить их роль трудно. Гармоничное физиологическое и психическое развитие ребенка можно обеспечить лишь тогда, когда его не беспокоят жизненные неурядицы: не выспался, бурлит в животике, неудобная одежда. Давайте подробно обсудим вопросы организации сна и питания детей одного года и одного месяца.
Спокойный сон
Удивительно, но уже в этом возрасте среди малышей обнаруживаются «совы» и «жаворонки». Первые ложатся спать в 8-9 вечера, зато уже в 4 утра обычно будят маму и просятся к груди. А вторые могут капризничать до 11, но просыпаются первый раз примерно в 6 утра. Большинство малышей после годика еще продолжают делить ночной сон на «два приема», это нормально. Днем дети такого возраста тоже спят два раза, и сон длится не менее часа. Суммарно малыши 1 года и 1 месяца проводят во сне по 12-13 часов в сутки.
Среди специалистов ведутся споры относительно того, нужно ли высаживать ребенка на горшок, когда он просыпается по ночам. С одной стороны, чем раньше вы перестанете пользоваться подгузниками, тем лучше. А с другой – многие дети после раздевания и высаживания теплой попой на холодный горшок долго хнычут и не могут снова заснуть. Поэтому многие современные мамы жалеют свой покой и нервы ребенка, и не сажают его на горшок ночью.
Ритуалы отхода ко сну и утреннего пробуждения очень важны для малыша. Вечером его нужно искупать или хотя бы подмыть, переодеть в чистое. Затем подержать на руках, ласково поговорить, напеть песенку, приложить к груди по желанию. В комнате должна быть спокойная обстановка, приглушенный свет, чистый воздух, комфортная температура. Категорически не рекомендуется носить ребенка на руках по комнате и укачивать, а в кроватку класть лишь после того, как он уснет. Пройдет еще полгода, и ваш карапуз будет весить гораздо больше, притом капризничать гораздо дольше. Укладывание спать превратится в многочасовые муки. Педиатры рекомендуют с самого рождения позволять детям самостоятельно засыпать в кроватке. Трясти и раскачивать люльку или коляску с малышом недопустимо – это расстраивает вестибулярный аппарат и не приносит ничего, кроме вреда.
Утром, как только ребенок проснулся, подойдите к нему и ласково поприветствуйте. Каждый день должен начинаться с вашей улыбки, теплых объятий и поцелуев. Тогда малыш весь день будет в хорошем настроении. Не нужно сразу «выдергивать» ребенка из сонного состояния: сажать на горшок, волочь в ванную, причесывать и одевать. Дайте ему пять минут понежиться у вас на руках или поваляться в кроватке.
Почти все детки в возрасте 1 года и 1 месяца еще находятся на грудном вскармливании, но уже получают обширный прикорм: кашки, фруктовые и овощные пюре, йогурты и творожки, постное мясо и рыбу, лучше всего, приготовленные на пару. Существуют очень удобные кружки-поилки, которыми можно научить пользоваться малыша.
Правильно организовать прием пищи – задача непростая. Лучше всего сажать ребенка в специальный стульчик со столиком для кормления, повязывать ему слюнявчик, ставить тарелку, давать ложку, садиться рядом за кухонным столом и тоже кушать. Пусть ребенок потихоньку учится повторять за вами. Будет много «свинства», но что поделать. Если малыш устанет воевать с едой и расстроится, помогите ему и докормите с ложечки.
Во время еды ребенка не нужно отвлекать лишними разговорами, игрушками и работающим телевизором. Дайте ему сосредоточиться. Если вы будете всякий раз кормить ребенка с ложки, стремясь ускорить процесс и избежать беспорядка, он еще не скоро научится кушать самостоятельно. Обязательно хвалите малыша за то, что он хорошо покушал. И ни в коем случае не ругайте, если у него плохо получается. Потом ребенок вообще будет отказываться садиться за столик и приступать к еде.
Полный контроль над процессами мочеиспускания и дефекации устанавливается ребенком лишь к трем годам. Поэтому не стоит сильно огорчаться из-за мокрых штанишек и простыней. Тем более, не нужно ругать малыша из-за них. А вот хвалить всякий раз, когда ребенок сходит на горшок, нужно обязательно. Важно также сформировать у малыша правильное отношение к отправлению естественных надобностей.
Горшок не должен стоять посреди гостиной или менять свое место каждые пять минут. Поставьте его в туалете или за кроваткой. Пусть ребенок, во-первых, знает, где его горшок, а во-вторых, понимает, что процесс опорожнения кишечника или мочевого пузыря – это процесс интимный. Родители ведь не писают посреди комнаты, и не ходят по дому без штанов.
Как играть с ребенком в 1 год 1 месяц
Больше всего на свете малыша в таком возрасте интересуют те предметы, с которыми постоянно взаимодействуют его родители: кухонная утварь, мобильный телефон, компьютер, пульт от телевизора и так далее. Он обожает копировать ваши действия: «звонить», варить кашу, кормить куклу этой кашей. Обеспечьте его собственной, игрушечной, утварью, телефоном, а также куклами и зверушками. Важно правильно подобрать игрушки для ребенка в возрасте одного года и одного месяца.
Все игрушки должны быть изготовлены из экологически чистых и безопасных материалов. Минимум острых углов, синтетического меха и волос. Игрушки не должны содержать мелких деталей, способных попасть в дыхательные пути. Небольшая кукла нужна любому ребенку в этом возрасте: как мальчику, так и девочке. Это должен быть пупс, то есть имитация младенца, из мягкого резинового пластика, с движущимися конечностями и головой без волос. Кукольная одежда очень простая – шапочка, кофта и штаны, которые ваш ребенок сможет снять и надеть сам.
Помимо куклы, у малыша в возрасте одного года и одного месяца должно быть не менее десятка разных игрушек в виде животных, птиц и рыбок. Что касается машинок, то подойдут лишь большие, надежные грузовики и самосвалы, на которых можно катать куклу или мишку. Мелкие машинки опасны: ребенок может наступить на них, отломать деталь и проглотить ее.
Стоит уделить особое внимание развивающим игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам, различным дощечкам с фигурными отверстиями, в которые нужно вставить подходящий предмет. Проявите терпение, показывая малышу, как с ними играть. Хвалите за каждое достижение.
Развивающие игры для детей 1 года 1 месяца
Учим ребенка различать цвета. Возьмите набор цветной бумаги, разложите листы по полу, и расставьте на них предметы и игрушки соответствующих цветов, проговаривая название каждого цвета. Затем уберите игрушки, поиграйтесь ими вместе с ребенком и предложите ему снова разложить предметы по цветам.
Создаем представление о размерах и форме предметов. Вам понадобится несколько коробок разного размера. Используйте небольшие картонные коробки, пачки из-под сока, коробочки от парфюмерии и косметики. Складывайте коробки одну в другую, а потом разбирайте конструкцию и предлагайте малышу снова все сложить. Вскоре он поймет, что самую большую коробку нужно брать первой. Можно также вырезать фигурные отверстия в днище и просить ребенка вставить фрагменты на место.
Приобщаемся к природе. Обязательно гуляйте с ребенком каждый день, если позволяет погода. Летом позвольте ему пройтись босиком по траве, повозиться в песочке, искупаться с вами в речке или озере. Пусть малыш слушает пение птиц, наблюдает за бабочками и жуками, собирает красивые цветочки. Говорите обо всех природных явлениях и предметах, с которыми сталкивается ребенок, это существенно ускорит его развитие.
Развиваем мелкую моторику. Возьмите пластиковую банку с ровными и неострыми краями, и несколько прищепок (достаточно крупных и не слишком тугих). Покажите малышу, как надеть прищепку на край банки. Пусть он попытается повторить за вами. Эта простая забава вызывает восторг у детей в возрасте одного года и одного месяца, кроме того, она отлично помогает развивать мелкую моторику.
Знакомим ребенка с собственным телом. Сядьте напротив ребенка и дотрагивайтесь до разных частей своего тела, комментируя это: «Я трогаю себя за носик, а ты так можешь? Где у тебя носик?» Обязательно несколько раз называйте каждую часть тела. Затем закрепляйте успех: снова просите малыша дотронуться до носа, ручки, ножки, живота и так далее.
Развиваем творческие способности. Попробуйте вместе с сыном или дочерью сделать легкие кубики из маленьких пачек от сока (так называемых тетра пакетов). Срежьте верхушки, набейте кубики смятыми газетами, затем верните верхушки на место и обклейте кубики скотчем. Можно пойти дальше – раскрасьте их или обклейте цветной бумагой, нарисуйте смешные рожицы.
Учим ребенка заботиться о других. Для этого вам понадобится кукла или другая любимая игрушка вашего ребенка – мишка, зайчик, хрюшка. Попросите малыша поухаживать за ней. Скажите, что она хочет кушать, что ее нужно уложить спать. Пусть ребенок повторяет все те же действия, которые совершаете вы, ухаживая за ним. Такие игры вырабатывают у детей чувство собственной значимости, самостоятельности и ответственности.
Еще одна игра, помогающая малышу разобраться в понятиях размера и формы. Возьмите большую коробку и разгородите внутри нее много отделений разной формы и размера: прямоугольные, квадратные, треугольные, круглые. Соберите много предметов и игрушек, и вместе с малышом постарайтесь разместить их по отделениям наиболее рационально. Затем выньте все, и предложите ребенку укомплектовать импровизированную посылку самостоятельно.
Учим ребенка подражанию. Подведите малыша к большому зеркалу, встаньте рядом и начните корчить рожицы: грустную, веселую, обиженную, удивленную и так далее. Пусть сын или дочка наблюдают за вами и пытаются повторить. Затем начните совершать простые действия: приветственно махать рукой, кружиться, хлопать в ладоши. Комментируйте свои жесты, например: «Вот как мама здоровается. А как мой малыш здоровается, покажи?»
Как научить малыша играть с другими детьми и делиться своими игрушками? Попробуйте такую игру. Сядьте напротив ребенка и протяните ему какой-нибудь интересный предмет или игрушку со словами: «Возьми, пожалуйста». После того как он рассмотрит новый предмет, тщательно изучит его, поиграется, протяните руку и попросите: «Верни, пожалуйста». Похвалите малыша и поцелуйте. Если он отказывается возвращать вещь, через некоторое время снова попросите, спокойно и ласково. Сразу после того как ребенок выполнит просьбу, дайте ему новый интересный предмет, и повторите игру сначала.
Образование: Диплом по специальности «лечебное дело» получен в Волгоградском государственном медицинском университете. Тут же получен сертификат специалиста в 2014 г.
Первый год жизни малыша обычно для родителей пролетает в один миг – не успели они принести из роддома трогательный кулечек, как уже по дому быстро бегает маленький человечек, со своим характером и привычками. По мнению психологов – к году у ребенка формируется не только важнейшие черты характера, но закладывается основа его отношения к миру, окружающим людям и себе. Большинство родителей вполне согласны с этими выводами – за первый год жизни малыш не только в 3-4 раза увеличивает свой вес, но и учиться сидеть, ходить, есть твердую пищу и еще множеству вещей.
В 1 год малыши последний раз приходят на ежемесячный осмотр, проходят медосмотр у узких специалистов и прощаются с детской поликлиникой на ближайшие несколько месяцев. Вот только ожидания родителей от такого осмотра часто остаются неоправданными – педиатр оценивает только рост и вес ребенка, а невропатолог редко тратит время на доскональную оценку физического и нервно-психического развития. Чтобы не волноваться, правильно ли развивается ваш малыш, можно ознакомиться со специальными таблицами, в которых подробно рассказывается, что должен уметь ребенок в 1 год. Вот основные критерии оценки развития ребенка в этом возрасте.
Физическое развитие ребенка
К году вес ребенка достигает 10-12 кг, за месяц он прибавляет примерно 200-300 гр, а его рост увеличивается на 1-2 см, так что в 1 год нормальным считается рост ребенка от 70 см, в среднем – 72-75 см.
Большой родничок к этому возрасту должен полностью закрыться, а во рту появиться первые зубы – от 2 до 12, если зубов все еще нет или их прорезание замедлено, стоит пересмотреть рацион питания ребенка, возможно, ему не хватает кальция, фосфора или нужно увеличить дозу витамина Д3.
Большинство детей в возрасте 1 года могут самостоятельно вставать, садиться, стоять и ходить, придерживаясь за опору , многие уже ходят самостоятельно и даже бегают, другие все еще ползают или предпочитают ходить только с поддержкой взрослых. Но родителям активно передвигающегося малыша, ни в коем случае, нельзя заставлять его много ходить, особенно на улице – хождение по ровному асфальту, как ни странно, сильно напрягает мышцы ног – из-за ровной поверхности все время работают одни и те же мышцы, что может привести к их переутомлению, а в самых тяжелых случаях — слабые косточки малыша не выдерживают нагрузки и ножки могут искривиться.
К первому дню рождения движения ребенка становятся гораздо более скоординированными, он катает перед собой каталку или коляску, может подниматься по ступенькам, залазит на диваны, столы и стулья и активно изучает все предметы, попадающие в его поле зрения.
В этом возрасте дети обычно предпочитают игрушки, которые издают какие-то звуки, когда на них нажимаешь, различные модели на колесиках или развивающие игрушки – пирамидки, пасочки, кольца, которые можно нанизывать на веревку и тому подобное.
Малыш умеет брать предметы одной и двумя руками, носить игрушки в руках, перекладывать их из одной руки в другую , катать машинки и мячики, надевать кольца на пирамидку, складывать пасочки, сжимать игрушки, чтобы они пищали, бросать предметы прицельно на пол, а также ломать все интересные предметы и изучать их на вкус. Не стоит сердиться на годовалого ребенка, если он ломает и бросает игрушки и какие-то предметы обихода на пол, он еще не понимает результата своих действий, а с помощью таких «варварских» методов изучает строение предметов и законы физики, например, если бросить стакан с водой на пол, вода разольется, а стакан разобьется. В то же время оставлять такие действия без внимания нельзя, нужно спокойно объяснить малышу, что игрушки могут поломаться и его поведение вас очень огорчает. А чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем и оградить ребенка от травм и повреждений, нужно убрать все опасные, ценные или бьющиеся предметы из пределов досягаемости ребенка. Причем нужно помнить – годовасики отлично лазают и могут забраться куда угодно – на подоконник, стол, шкаф и дотянуться до верхних полок и ручек, подставив стул. Так что – освобождайте подоконники от электрочайников и микроволновок, закрывайте дверцы посудного шкафа на замок и никогда не оставляйте открытыми окна и аптечки.
Нервно-психическое развитие ребенка
В год в развитии ребенка происходит очередной скачок и первый возрастной кризис – он уже чувствует себя вполне самостоятельным, пытается во всем подражать родителем и отчаянно отстаивают свои права. В этом возрасте родители радуются первым серьезным достижениям ребенка: он начинает ходить, разговаривать, пытается самостоятельно одеваться, начинает проситься на горшок и доводит родителей до белого каления истериками и капризами.
К концу первого года жизни малыш должен понимать обращенную к нему речь, выполнять простейшие ежедневные действия – пытаться есть ложкой, умываться, надевать одежду; знать назначение всех предметов обихода, отвечать на речь взрослых первыми словами или набором звуков, которые имеют для ребенка значение.
Не менее важна «подражательная» деятельность ребенка, годовасик должен стремиться участвовать во всех событиях, происходящих в жизни окружающих, «забивать» с папой гвоздь, «готовить» суп вместе с мамой или пытаться «вязать» вместе с бабушкой.
К году малыш охотно выполняет просьбы взрослых, реагирует на их тон, когда они обращаются к нему, знает значение слов «можно» и «нельзя» и умеет выражать свое эмоции смехом, криками, жестикулированием или выражением лица.
В этом возрасте дети должны учиться контролировать свои естественные навыки, не нужно прислушиваться к рекомендациям зарубежных производителей одноразовых подгузников и держать малышей в памперсах до 2-3-х лет. В 1 год дети уже понимают связь между мокрыми штанишками и собственными потребностями , так что откладывать приучение к горшку на более поздний возраст не стоит. Конечно, требовать от годовалого ребенка, чтобы он всегда оставался сухим, глупо и нереально, а чрезмерно настойчивое приучение к горшку может вызвать отвращение и негативную реакцию у ребенка. Достаточно того чтобы малыш знал, зачем нужен горшок, и во время бодрствования словами или поведением показывал, что ему нужно в туалет.
Еще одно изменение в поведении годовалых детей большинству родителей активно не нравится – теперь малыши крайне негативно реагируют на любые запреты и ограничения – истерический плач, крики, попытки упасть на пол и побиться об него головой, ногами и руками, все это не понаслышке знакомо большинству молодых мам и пап. Причем успокоить и заставить замолчать ребенка не так уж просто, а такие «представления» в магазинах или людных местах производят не самое лучшее впечатление на окружающих.
Из-за особенностей незрелой детской нервной системы самостоятельно успокоиться ребенок чаще всего не может, так что родителям предстоит проявить много терпения и такта, одновременно помогая малышу успокоиться и продолжая настаивать на своих требованиях, иначе такие истерики войдут в привычку и станут отличным рычагов давления на них в будущем.
К основным навыкам годовалого ребенка можно отнести:
- Умение вставать, стоять и ходить с опорой;
- Пить из чашки и есть с ложки с помощью взрослого;
- Понимание большинства слов взрослых, выполнение простейших просьб и указаний;
- Попытки подражать взрослым в их повседневной деятельности;
- Знать значение слов «нельзя» и «можно»;
- Выражать свои эмоции с помощью звуков, плача или улыбки;
- Узнавать не только ближайших родственников, но и людей, которых часто видит;
- Узнавать по картинкам животных, игрушки, предметы обихода.
Маленькая «леди» или годовалый «джентльмен»
К первому серьезному юбилею в жизни ребенка отличия между маленькими мальчиками и девочками уже становятся достаточно заметными. Мальчики немного выше и тяжелее – в среднем на 500-600 гр и 2-4 см, девочки же гораздо эмоциональнее и развиваются немного быстрее.
Так годовая девочка обычно уже любит яркие платья и украшения, проявляет любовь к своим пупсам и мишкам, любит танцевать с мамой и сидеть на руках у папы, а мальчики в этом возрасте предпочитают все время проводить на полу, что-то изучать и ломать игрушки. А их предпочтения в игрушках – это машинки, разные «стучалки» и так далее. В этом возрасте они уже могут активно уворачиваться от слишком жарких объятий и поцелуев, и пытаться все сделать самостоятельно. А вот в плане капризов и истерик и мальчики и девочки примерно одинаково действуют на нервы своих родителей, здесь все зависит от темперамента ребенка и особенностей воспитания.
Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
Физиологические изменения
- Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
- Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
- Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.
Физическое развитие
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Рассчитайте календарь прививок
Что малыш умеет?
- Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
- Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
- В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
- У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
- Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
- Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
- Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
- Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
- Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
- Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
- Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
- Кроха знает способ использования разных предметов.
- Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
- Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
- Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
- Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
- Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
- Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
- Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Занятия для развития
- Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
- Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
- Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
- Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
- Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
- Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
- Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
- Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
- Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
- В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
- Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
- Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
- Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
- Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Психическое развитие
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
- Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
- Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
- Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
- Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает
Моторика
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
- Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
- Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
- Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
- Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
- Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
- Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
- Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
- Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
- Лепить из соленого теста.
- Приклеивать наклейки на себя или на листок.
- Рисовать пальчиковыми красками.
- Играть со шнуровками.
- Наматывать нитки на клубок.
- Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
- Закручивать и откручивать крышечки.
- Играть с сортером и рамками-вкладышами.
- Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
- Играть с прищепками.
- Заниматься с сенсорной коробкой.
Развитие речи
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
- Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
- Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Делать гимнастику и массаж пальчиков.
- Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Гимнастика под музыку | Упражнения на фитболе | Ходьба с препятствиями | Гимнастика по видео-уроку | ||
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Игры с кубиками | Изучаем фрукты | Сортируем предметы по цвету | Игры с пирамидкой | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное и музыкальное развитие | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Изучаем запахи | Изучаем материалы на ощупь | Слушаем детские песенки | Изучаем вкусы | Игра с сенсорной коробочкой | Слушаем классическую музыку |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика | Игры с крупой | Игры со шнуровкой | Пальчиковая гимнастика | Игры с прищепками | Игры с наклейками | Игры с песком |
Речевое развитие | Чтение сказки | Артикуляционная гимнастика | Обсуждение сюжетной картинки | Чтение стихов | Артикуляционная гимнастика | Рассматривание картинок и их обсуждение | Чтение потешек |
Творческое развитие | Рисование пальчиковыми красками | Аппликация | Рисование карандашами |
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма |