Досмотровый комплекс. Технические средства интроскопии объектов таможенного контроля (ИДК). Ямбургский таможенный пост

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК)

Предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств. Принцип работы ИДК основан на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов.

ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:

  • - излучающая система;
  • - система регистрации и обработки;
  • - система перемещения досматриваемого объекта;
  • - система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;
  • - система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;
  • - система обеспечения удаленного просмотра изображений;
  • - система управления комплексом;
  • - система транспортирования;
  • - система радиационной безопасности;
  • - система видеонаблюдения;
  • - система электропитания

Мобильный ИДК в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

1. Порядок таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Порядок) разработан на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок определяет особенности организации таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием мобильного испекционно-досмотрового комплекса (МИДК) в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (АПП), а также последовательность действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК.

2. Таможенный контроль товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК в АПП проводится в соответствии с положениями Порядка таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса ИДК в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от 12 января 2007 г. N 13, с учетом особенностей использования МИДК при таможенном контроле товаров и автотранспортных средств, к которым относятся:

специфика развертывания, базирования и перемещения МИДК на территории АПП;

обозначение пределов рабочей зоны на территории АПП;

помещение товаров и автотранспортных средств в рабочую зону МИДК и убытия из нее;

передислокация МИДК из одного АПП в другой.

3. МИДК от места постоянного базирования направляется в рабочую зону МИДК (как правило, специально оборудованный в соответствии с Техническим регламентом работы МИДК (приложение N 3) горизонтальный участок местности в АПП, расположенный преимущество на направлении въезда автотранспортных средств на территорию Российской Федерации за линией контроля грузового автотранспорта с учетом требований по радиационной безопасности).

При отсутствии в АПП специально оборудованного участка рабочая зона МИДК определяется по решению начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого находится АПП, исходя из местных условий с учетом схемы организации движения автотранспортных средств в АПП, требований охраны труда и радиационной безопасности.

  • 4. Должностное лицо таможенного органа, ответственное за перемещение и развертывание МИДК (водитель МИДК), осуществляет его перемещение в рабочую зону МИДК.
  • 5. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, входящее в состав экипажа МИДК, обеспечивает развертывание и функционирование МИДК.
  • 6. Направляемое для прохождения таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК автотранспортное средство следует в рабочую зону МИДК согласно схеме организации движения автотранспортных средств в АПП при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК (приложение N 1). Перемещение автотранспортного средства в рабочую зону МИДК и убытие из нее допускается только с разрешения уполномоченного должностного лица таможенного органа.
  • 7. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, ответственное за организацию движения автотранспортных средств, направляемых для прохождения таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК, и размещение автотранспортных средств в рабочей зоне МИДК обозначает рабочую зону МИДК специальными техническими средствами (предупреждающими, информационными знаками), контролирует процесс помещения автотранспортных средств в рабочую зону МИДК в АПП и убытия автотранспортных средств из рабочей зоны МИДК.
  • 8. Водитель прибывшего в рабочую зону МИДК автотранспортного средства, следуя инструкциям, содержащимся в Памятке для водителя автотранспортного средства при направлении автотранспортного средства для прохождения таможенного осмотра с использованием рентгеновской установки - мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) (приложение N 2), производит остановку автотранспортного средства и удаляется за пределы рабочей зоны МИДК.
  • 9. Уполномоченные должностные лица таможенного органа при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК контролируют соблюдение требований охраны труда, следят за отсутствием ошибок (тревог) в работе оборудования МИДК, организуют проведение следующих процедур:

представление и анализ товаросопроводительных документов, полученных рентгеновских изображений;

рентгеновское СКАНИРОВАНИЕ товаров и автотранспортных средств;

передача, сохранение, архивирование изображений и (или) данных о товарах и автотранспортных средствах.

  • 10. После завершения процесса рентгеновского сканирования автотранспортное средство убывает из рабочей зоны МИДК на площадку ожидания результатов таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием МИДК.
  • 11. По решению начальника таможенного органа, в регионе деятельности которого расположены несколько АПП, и по согласованию со службой организации таможенного контроля регионального таможенного управления МИДК может быть передислоцирован в любой АПП в регионе деятельности таможенного органа.

О принятии решения о передислокации МИДК из одного АПП в другой начальник таможенного органа информирует Главное управление организации таможенного контроля ФТС России.

12. По представлению начальника Главного управления организации таможенного контроля ФТС России и по решению руководителя ФТС России либо первого заместителя руководителя ФТС России МИДК могут быть передислоцированы из регионов деятельности таможенных органов одного регионального таможенного управления в АПП, расположенные в регионах деятельности таможенных органов другого регионального таможенного управления.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

По мобильности ИДК классифицируются на стационарные, перебазируемые и мобильные.

Стационарные инспекционно-досмотровые

Комплексы

Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения (рис.73). Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу рентгеновского излучения. Грузовой автомобиль перемещается по досмотровому тоннелю при помощи конвейерной системы со скоростью 0,4 м/с. Максимальный вес досматриваемого автотранспортного средства с грузом составляет 60 т. После сканирования текста таможенной декларации и отображения ее на экране монитора проводится сопоставление заявленных сведений о товаре с информацией, содержащейся на рентгеновском изображении. Оценка полученной информации требует около 15 мин в зависимости от вида груза и опыта работы оператора (рис. В21). Досмотровый тоннель стационарного ИДК (рис.74) может иметь один или два линейных ускорителя (рис.75), которые излучают веерообразные пучки, направленные на детекторные линейки, расположенные сбоку и снизу от досматриваемого объекта. В местах расположения источников излучения и линеек детекторов стены тоннеля выполнены из толстого (до 1,5 м) армированного железобетона. Въездные и выездные ворота досмотрового тоннеля могут быть либо железобетонными, либо стальными, открываются путем отката и на стыке имеют специальные профильные "замки" для исключения проникновения излучения наружу во время просвечивания объектов. Досмотровый тоннель оборудован телекамерами, мониторы которых установлены в операторской. Аппаратура обработки изображения позволяет:

выбирать любой фрагмент вертикальной или горизонтальной

проекции теневого изображения объекта и увеличивать его в 2

или 4 раза;

применять к изображению операцию выделения поддиапазона

яркостного сигнала;

оконтуривать полученные изображения;

представлять изображения в виде негатива;

представлять изображения в режиме "псевдоцвета";

оценивать координаты и линейные размеры предметов, вызывающих оперативный интерес, для облегчения их поиска при последующем физическом досмотре объекта;

сохранять изображение в памяти, записывать его на носители,

а также получать его распечатку. Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Транспортные средства, в изображениях которых выявлены признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра. Результаты досмотра и оценки рентгеновского изображения выводятся на печать. Распечатки со специальными маркерами, указывающими на точное местоположение подозрительных предметов, с привязкой к реальным координатам могут использоваться для облегчения поиска данных предметов при ручном досмотре.

Перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы

Перемещаемые ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85 % товаров относительно стационарных ИДК. Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20 грузовых автомобилей в час. Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро - возводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой. Все компоненты перемещаемого ИДК расположены в модулях, которые могут быть перемещены обычными средствами, например подъемным краном и грузовиками. Время монтажа данного ИДК при перемещении его на новое место эксплуатации составляет от 3 до 14 дней. Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам. Во время сканирования досматриваемые транспортные средства неподвижны.

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Мобильные ИДК используются в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему. При проведении рентгеновского контроля крупногабаритных объектов сам объект остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения мобильного ИДК. Такие системы полностью размещаются на шасси автомобиля. Развертывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны). Среди данного вида ИДК существует разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические. Низкоэнергетические (до 300 кэВ) М ИДК имеют наименьшую проникающую способность излучения (не более 50 мм по стали), обладают повышенной производительностью (до 30 досматриваемых объектов в час), более радиационно безопасны и позволяют определить

внутреннее содержимое объекта таможенного контроля без его деталь­ного анализа. Среднеэнергетические (2,5 МэВ) и высокоэнергетические (более

4 МэВ) МИДК способны обеспечить рентгеновский досмотр полностью загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров.

В соответствии с функциональным назначением ИДК делятся на два вида:

ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств (легковых автомашин, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин);

ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов, предназначенных для перевозки грузов (контейнеров, трейлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов).

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения; возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полом контейнеров, узлов автомашин и железнодорожных вагонов.

Аппаратура позволяет осуществить детальный, фрагментарный просмотр отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого и увеличение изображения в несколько раз. Время интроскопии одного крупногабаритного объекта составляет 15-20 мин.

Досмотровая рентгеновская техника (ДРТ) – это первый и основной класс технических средств таможенного контроля, представляющий собой комплекс рентгеновской аппаратуры, предназначенный для визуального контроля ручной клади и багажа пассажиров, предметов отдельно следующего багажа, среднегабаритных грузов и международных почтовых отправлений без их вскрытия с целью выявления в них предметов, материалов и веществ, запрещённых к ввозу (вывозу) или не соответствующих декларированному содержанию.

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

Классификацию инспекционно-досмотровых комплексов можно проводить по двум различным признакам:

1. по объекту контроля:

ИДК для контроля грузовых машин и контейнеров

ИДК для контроля железнодорожных вагонов

2. по мобильности:

ИДК стационарные

ИДК легковозводимые (перебазируемые)

ИДК мобильные

ИДК позволяет за минимальное время (3-5 минут) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Ведущими странами, производящими ИДК, являются Германия (SMITHS HEIMANN) и Китай (NUCTECH COMPANY LIMITED).Рядом российских предприятий в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ созданы отдельные составные части и узлы ИДК.

ИДК выпускаются в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей.

1. Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы

Строительство стационарных ИДК целесообразно на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска.



Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу рентгеновского излучения.

После сканирования текста таможенной декларации и отображения ее на экране монитора проводится сопоставление заявленных сведений о товаре с информацией, содержащейся на рентгеновском изображении. Оценка полученной информации требует около 15 минут в зависимости от вида груза и опыта работы оператора. Досмотровый тоннель стационарного ИДК может иметь один или два линейных ускорителя, которые излучают веерообразные пучки рентгеновских лучей, направленные на детекторные линейки, расположенные сбоку и снизу от досматриваемого объекта. В местах расположения источников излучения и линеек детекторов стены тоннеля выполнены из толстого (до 1,5 м) армированного железобетона.

Аппаратура обработки изображения позволяет:

Выбирать любой фрагмент вертикальной или горизонтальной проекции теневого изображения объекта и увеличивать его в 2 или 4 раза;

Применять к изображению операцию выделения поддиапозона яркостного сигнала;

Оконтуривать полученные изображения;

Представлять изображения в виде негатива;



Представлять изображения в режиме «псевдоцвета»;

Оценивать координаты и линейные размеры предметов, вызывающих оперативный интерес, для облегчения их поиска при последующем физическом досмотре объекта;

Сохранять изображение в памяти, записывать его на носители, а также получать его распечатку.

Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Транспортные средства, в изображениях которых выявлены признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра. Результаты досмотра и оценки рентгеновского изображения выводятся на печать. Распечатки со специальными маркерами, указывающими на точное местоположение подозрительных предметов, с привязкой к реальным координатам могут использоваться для облегчения поиска данных предметовпри ручном досмотре.

Пример стационарного ИДК – установка «HCVG 3022» – рентгеновский сканер для досмотра груженых грузовых автомобилей и контейнеров. Используется в портах, аэропортах и на пограничных пунктах.

2. Перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы

Перемещаемые ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали – 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85% товаров относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой. Все компоненты перемещаемого ИДК расположены в модулях, которые могут быть перемещены обычными средствами, например, подъемным краном и грузовиками. Время монтажа данного ИДК при перемещении его на новое место эксплуатации составляет от 3 до 14 дней.

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам направлении. Во время сканирования досматриваемые транспортные средства неподвижны.

Пример: перемещаемый ИДК «SilhouetteScan Mobile CAB 2000» (рис. 1.5). Это рентгеновская система для инспекции грузов. Состоит из рабочего модуля на базе двадцатифутового контейнера, перевозимого грузовиком для стандартного контейнера (ISO 668), который может перевозить перемещаемые платформы класса С 745 (EN 284).

3. Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали – до 220 мм), смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны.

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему. При проведении рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения мобильного ИДК.

Такие системы полностью размещается на шасси автомобиля. Развертывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут.

Среди данного вида ИДК существует разделение на:

Низкоэнергетические;

Среднеэнергетические;

Высокоэнергетические.

Низкоэнергетические (до 300 кэВ) МИДК имеют наименьшую проникающую способность излучения (не более 50 мм по стали), обладают повышенной производительностью (до 30 досматриваемых объектов в час), более радиационно безопасны и позволяют определить внутреннее содержимое объекта таможенного контроля без его детального анализа.

Среднеэнергетические (2,5 МэВ) и высокоэнергетические (более 4 МэВ) МИДК способны обеспечить рентгеновский досмотр полностью загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров.

HCV-Mobile (рис. 1.6) – система высокоэнергетического рентгеновского просвечивания для проверки груженых автомобилей и контейнеров.

Система представляет собой автомобиль, который может работать на любой территории и не требует внешней инфраструктуры. При энергии излучения от 3 до 4 МэВ глубина просвечивания составляет до 270 мм по стали, время подготовки к работе – менее 30 мин, рабочий процесс проверки грузов несложен, количество обслуживающего персонала минимально (3 чел.). Производительность комплекса – 25 грузовиков в час, стандартные размеры проверяемого автомобиля – 4,5 м (В) × 2,8 м (Ш) × 28 м (Д). Система демонстрирует высокое качество изображения и проверки.

Для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК применяется случайная выборка товаров и транспортных средств. Параметрами случайной выборки являются соотношение количества таможенных осмотров с использованием ИДК, проводимых на основании указания, формируемого специальным программным средством случайной выборки, к общему количеству товаров и транспортных средств, регистрируемых при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном органе. Профили рисков, устанавливающие параметры применения случайной выборки для проведения таможенного осмотра с использованием ИДК, утверждает руководитель ФТС России.

Проведение таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК является обязательным при наличии указания, сформированного специальным программным средством по результатам применения случайной выборки, за исключением следующих случаев:

1. габариты транспортного средства не соответствуют техническим возможностям ИДК;

2. перевозимые товары не подлежит таможенному осмотру с использованием ИДК (см. Табл.1.2);

3. мобильный ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности таможенного поста (ОТОиТК таможни) на момент формирования с применением случайной выборки указания о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом мобильный ИДК не может быть перемещен на таможенный пост в разумно короткие сроки;

4. наличие неисправности ИДК, не позволяющей его использовать для проведения осмотра товаров и транспортных средств, если такая неисправность не может быть устранена до окончания таможенного оформления в таможенном органе товаров, в отношении которых по результатам применения случайной выборки сформировано указание о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.

Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится рабочей сменой ИДК (группа должностных лиц подразделения применения ИДК либо таможенного поста, сформированная начальником подразделения.

По результатам анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица подразделений таможенных органов в случаях выявления нарушений законодательства либо рисков принимают меры по недопущению (устранению последствий) возможных нарушений законодательства, информируют заинтересованные таможенные органы о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке срочных, зональных, региональных профилей рисков и ориентировок и их проектов.

1

Конструкции большинства современных инспекционно-досмотровых комплексов не позволяют получать многоракурсные теневые изображения. Лишь в некоторых стационарных инспекционно-досмотровых комплексах предусмотрено двухпроекционное просвечивание объекта, что позволяет за одно перемещение объекта получить два его взаимно перпендикулярных изображения. Очевидно, что при этом вероятность проведения оператором правильного анализа изображения существенно повышается. В работе проведен анализ алгоритмов работы современных российских инспекционно-досмотровых комплексов. Предложенные варианты построения комплексов несколько увеличивают время для получения соответствующих рентгеновских изображений и принятия по ним решения оператора. Однако по приведённым выше алгоритмам нет необходимости получать и анализировать изображения всех объектов контроля. Целесообразно так детально анализировать изображения только тех объектов, которые попали под профили рисков, или в иных специфических случаях. Таким образом, в статье рассмотрены варианты построения российских инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющие в значительной степени повысить информативность рентгеновских изображений.

инспекционно-досмотровый комплекс

организация таможенного контроля

1. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. Патент Российской Федерации на полезную модель № 152952, 2015. МПК: G01N.

2. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. Патент Российской Федерации на полезную модель № 154042, 2015. МПК: G01N.

3. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н., Мартыненко С.В. Досмотровый рентгеновский комплекс. Патент Российской Федерации на изобретение № 2497104, 2013, МПК: G01N.

4. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н., Сукиязов А.Г. Способ получения объёмного изображения в рентгеновских досмотровых комплексах. Патент Российской Федерации на изобретение № 2426101, 2011, МПК: G01N.

5. Гамидуллаев С.Н., Вербов В.Ф., Башлы П.Н. и др. Таможенное дело: инспекционно-досмотровые комплексы России и зарубежных государств: Учебное наглядное пособие. – Ростов н/Д, Ростовский филиал РТА, 2015. – 147 с.

6. Гамидулллаев С.Н., Вербов В.Ф., Башлы П.Н. и др. Таможенное дело: теория и практика применения мобильных инспекционно-досмотровых комплексов: Учебник. – Ростов н/Д, Ростовский филиал РТА, 2015. – 296 с.

7. Приказ ФТС России от 20.01.2016 № 75 «Об утверждении аналитической программы ФТС России «Организация эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов в таможенных органах Российской Федерации» на 2016–2018 годы». по состоянию на 27.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». по состоянию на 27.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

9. Щерба М.Ю. Безуглов Д.А. Шевчук П.С. Особенности применения технических средств таможенного контроля при проведении отдельных форм таможенного контроля. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2016. – 142 с.

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года указано, что «одним из направлений развития ФТС России является совершенствование информационно-технического обеспечения, которое включает дальнейшую разработку и внедрение в таможенные органы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Для повышения эффективности и качества таможенного контроля предполагается создание перспективных рентгенографических досмотровых установок, соответствующих мировым стандартам».

Анализ оператором полученных с применением ИДК изображений позволяет идентифицировать перевозимые товары и обнаруживать в них предметы, запрещённые к перевозке. Качество анализа изображения оператором и, как следствие, выпуск или не выпуск крупногабаритного объекта за пределы зоны таможенного контроля зависит от того, насколько полно теневое изображение несёт информацию об объекте контроля (ОК).

Цель работы : рассмотрение и анализ алгоритмов работы современных перспективных российских ИДК.

В настоящее время в ФТС России эксплуатируется: более 15 стационарных ИДК типа HCV-Gantry, HCVG-6040, HCV-Stationary и THSCAN MB1215HL; более 70 мобильных ИДК типа HCV-Mobile . Причём все - зарубежного производства.

К сожалению, перечисленные типы и виды ИДК позволяют за одно сканирование получать только одно плоское (двухмерное) рентгеновское изображение контролируемого объекта, которое, безусловно, несёт в себе недостаточное количество информации о нём.

На сегодняшний день известны некоторые направления повышения информативности теневых изображений ОК, в частности: получение псевдоцветных изображений, повышение разрешающей способности и контрастной чувствительности рентгеновского оборудования ИДК. Однако рассмотренные выше направления себя практически исчерпали .

К перспективным и до конца не реализованным направлениям повышения информативности рентгеновских изображений можно отнести разработку способов получения многоракурсных двухмерных теневых изображений и разработку компьютерных программ для получения трёхмерных (объёмных) рентгеновских изображений.

Конструкции большинства современных ИДК не позволяют получать многоракурсные теневые изображения. Лишь в некоторых стационарных ИДК предусмотрено двухпроекционное просвечивание объекта, что позволяет за одно перемещение объекта получить два его взаимно перпендикулярных изображения. Очевидно, что при этом вероятность проведения оператором правильного анализа изображения существенно повышается.

Как указывалось выше, в таможенных органах России эксплуатируются ИДК только с одним источником излучения. В первую очередь это связано с высокой стоимостью источника рентгеновского излучения (ИРИ). Многие зарубежные страны также не могут позволить себе приобретать ИДК с несколькими источниками излучения по той же причине .

Ниже предлагается несколько российских инновационных технических решений построения ИДК, позволяющих получать многоракурсные изображения с помощью одного ИРИ.

Для этого необходимо осуществлять соответствующим образом многократное перемещение ИРИ на определённый угол относительно контролируемого объекта с последующим его сканированием. Кроме того, в этом случае по имеющимся двухмерным теневым изображениям появляется возможность получать качественные объёмные рентгеновские изображения объекта в целом или его отдельных частей.

На рис. 1 представлен внешний вид российского стационарного ИДК, позволяющего получать множество теневых изображений контролируемых объектов с помощью всего одного ИРИ .

Рис. 1. Внешний вид стационарного ИДК

На рисунке цифрами и буквами обозначено: 1 - источник рентгеновского излучения; 2 - шаговый электропривод; 3 - направляющая дуга; 4 - L-образная детекторная линейка; 5 - перемещающаяся платформа; 6 - крупногабаритный объект контроля; 7 - монитор; 8 - оператор; БУ - блок управления; ПУ - пульт управления (клавиатура оператора); АЦП - аналого-цифровой преобразователь; БПОИ - блок программной обработки информации; V - постоянная скорость перемещения платформы с объектом контроля.

Источник рентгеновского излучения 1 с помощью электрического привода 2 может перемещаться с различным шагом по направляющей дуге 3. Значение одного шага электрического привода задаёт оператор ИДК с ПУ через БУ. Это означает, что объект контроля 6, расположенный на движущейся с постоянной скоростью платформе 5, может быть просвечен рентгеновскими лучами под разными углами (ракурсами) при соответствующем очередном сканированием. Шаг перемещения излучателя может быть различным: от 1 ° до 90 °. Блок БПОИ предназначен для формирования цельного изображения объекта контроля и его отображения на мониторе.

Анализ алгоритмов использования предложенного ИДК показал его большие возможности, позволяющие выявлять скрытые вложения любыми удобными для оператора приёмами.

Однако в предложенной конструкции имеет место недостаток, заключающийся в том, что на отдельных фрагментах полученных рентгеновских снимков в ряде случаев могут появляться некоторые искажения изображений (ложные затемнения), что может привести к неправильному анализу оператором рентгеновского изображения ОК.

Это связано с тем, что углы падения рентгеновских лучей β на приёмные детекторы L-образной линейки в различных положениях ИРИ на направляющей дуге будут случайными и, в ряде случаев, будут существенно меньше 90 °.

Для исключения отмеченного недостатка необходимо добиться того, чтобы углы падения луча при любых положениях ИРИ на направляющей дуге были равны и близки к 90 °, или необходимо перемещать ИРИ по направляющей на заведомо известные углы.

Очевидно, что стационарный ИДК, в котором все углы падения рентгеновских лучей близки к 90 °, должен иметь детекторную линейку также в виде некоторой части окружности того же радиуса, что и радиус окружности направляющей дуги. На рис. 2 представлен внешний вид стационарного ИДК с детекторной линейкой в форме части окружности .

Рис. 2. Внешний вид стационарного ИДК с детекторной линейкой в виде части окружности

Внешний вид стационарного ИДК, в котором шаг перемещения ИРИ по направляющей фиксированный, представлен на рис. 3 .

Рис. 3. Внешний вид стационарного ИДК с фиксированным углом перемещения ИРИ

Расчёты показали, что для качественного анализа рентгеновского изображения оператору достаточно иметь всего 3-4 изображения ОК, сделанные под разными ракурсами. Из этого следует, что целесообразно выбрать следующие четыре фиксированных положения ИРИ на направляющей дуге: 0 °, 30 °, 60 ° и 90 °.

Важным достоинством предложенных конструкций и схем трёх досмотровых комплексов является то, что с помощью всего одного источника рентгеновского излучения появляется возможность получать многоракурсные плоские изображения и на их основе - качественное 3D-изображение контролируемого объекта. Такие комплексы, в случае их внедрения, будут высокоэффективными, информативными и экономически выгодными.

Для построения мобильных ИДК (МИДК) также можно предложить некоторые новые варианты конструкции, позволяющие получать многоракурсные рентгеновские изображения контролируемых объектов. Очевидно, что для этого также необходимо соответствующим образом изменять угол падения рентгеновского луча на ОК, т.е. с помощью некоторого поворотного механизма изменять угол между плоскостью П-образных «ворот» и осью симметрии ОК.

Чтобы угол падения луча на объект контроля был существенным, необходимо увеличивать створ «ворот». Данная проблема может быть успешно разрешена путём применения телескопической (выдвижной) горизонтальной части стрелы (рис. 4) .

Рис. 4. Конструкция МИДК с телескопической стрелой

На рисунке цифрами 31 и 32 обозначены соответственно не выдвижная и выдвижная горизонтальные части «ворот». Если оператору необходимо увеличить угол падения луча на ОК, то он сначала с пульта управления должен подать команду на выдвижение части стрелы 32 на определённую длину, после чего произвести поворот «ворот».

Выводы

Безусловно, все предложенные варианты построения комплексов несколько увеличивают время для получения соответствующих рентгеновских изображений и принятия по ним решения оператора. Однако по приведённым выше алгоритмам нет необходимости получать и анализировать изображения всех объектов контроля. Целесообразно так детально анализировать изображения только тех объектов, которые попали под профили рисков, или в иных специфических случаях.

Таким образом, в статье рассмотрены некоторые варианты построения российских ИДК, позволяющие в значительной степени повысить информативность рентгеновских изображений.

Библиографическая ссылка

Башлы П.Н., Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 15-19;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41387 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Читайте также: