Социальная эволюция — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Движение от более совершенного к менее совершенному называется. Социальная эволюция — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более сов

Данное высказывание Л. Толстого, великого русского писателя, связано с пониманием одного из критериев прогресса - развития человеческого разума. По мнению Толстого, с течением времени, разум становится главным фактором прогресса. Я согласен с автором, ведь раньше человек развивался из-за необходимости выживания, делал оружие из палки и камня для защиты от диких животных, а сейчас человечество добивается прогресса в различных отраслях науки с помощью своих знаний, развитого ума.

Прогресс-это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному. Для прогресса разум очень важен. Если человечество будет следовать животным законам, то может произойти явление, обратное прогрессу-регресс.

За последнее время человечество совершило большой шаг в области прогресса. Еще 1,5 века назад люди не могли представить себя летящими в небе, а сейчас уже активно ведётся освоение космического пространства.

Раньше люди не могли воспользоваться своим разумом в полной мере, сейчас же человек сам придумывает искусственный интеллект, на основе своих знаний.Эти открытия напрямую связаны с прогрессом, совершённым за счёт разума - высшей ступени познавательной деятельности человека.

За свою жизнь человек совершает свой индивидуальный прогресс. Например, в школе мы учим различные дисциплины - совершенствуем свой разум.

Таким образом, можно сказать, что прогресс уже не может осуществляться без разума, иначе он превратится в регресс. Разум необходимо постоянно развивать, если будет существовать развитый разум, то будет существовать и прогресс.

Обновлено: 2019-02-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы» Л. Н. Толстой

«Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой — в этом его противоречие. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) так представлял критерии общественного прогресса: история, писал он, представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума, путь социального прогресса.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию о прогрессе и регрессе в жизни общества.

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Прогресса науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Теории цикличности имели также определенное положительное значение. Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести параллели между историей разных народов и эпох и т. д. Тем самым теории цикличности способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении.

Историческая обречённость или, как пишут исследователи, «закат Европы» воспринимается как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями».

(Л. Н. Боголюбов)

Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.

Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов , всего общества. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: "Всё течет, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды - воды текут не те, да и человек уже другой".

Некоторые люди проводят большую часть своей жизни, делая вид, что нет. Далеко не принимая, он прилагает тысячи усилий, чтобы изменить это и это, для осуществления многолетней карьеры в поисках того идеала, который он имеет в виду, и который почти никогда не приспосабливается к реальности, к тому, что есть.

Немногие женщины могут иметь идеальное тело всю свою жизнь; на самом деле, даже сами модели. И даже больше: есть те, кто вместо того, чтобы сосредоточиться на своей одержимости на получении идеального тела, жаждут идеальной жизни: идеального дома, идеального мужа и некоторых мечтательных.

Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:

Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;

Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.

Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привёл к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым - ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали - за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.

На самом деле абсолютного совершенства тоже не существует. Жизнь - это мгновения, моменты, чтобы наслаждаться максимальным счастьем, когда принятие самого себя - это первый шаг, который мы должны преодолеть. Те, кто понимают, что наибольшая привлекательность иногда бывает в несовершенстве. Если вы задаетесь вопросом, почему, ответ прост: любое маленькое несовершенство делает нас уникальными и неповторимыми, и именно там магия.

Приняв себя в каждом из наших нюансов, с нашими недостатками и нашими совершенствами, прежде всего, обретете баланс с самим собой. Впоследствии баланс будет приходить с самим миром и с окружающими. Кто не принимает себя, развивает чувство неуверенности в отношении своей личности. На самом деле, есть много людей, которые, получив его на основе упражнений, ограничивающих диет и даже проходящих через операционную, обнаруживают, что это все еще не принято. Следует также отметить, что иногда эта потребность в «самосовершенствовании» была внедрена с детства. Наличие строгой матери или серьезного отца заставляет нас в конечном итоге показать, что неуверенность в себе, где мы считаем, что совершенство может быть нашим единственным ответом.

  • Неуверенность создает неудовлетворенность по очереди.
  • Никто не счастливее иметь совершенное тело.
Этот момент должен появиться после подросткового возраста и прихода первого юноши, когда наше тело созрело.

Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п. Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)? Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее, уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1-3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека - даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию.

Отсюда великое приключение в нашей жизни. Там, где только самые благоприятные в эмоциональных вопросах, в и в самооценке, будут продвигать свой жизненный путь с большой честностью, открытыми для всего, что предлагает их жизнь, потому что, в свою очередь, они могут многое дать своей жизни.

Что значит быть более человечным? Понятно, что мы все люди, что мы все рождаемся, мы развиваемся, и мы стараемся учиться из всех аспектов, которые нас окружают. Чтобы достичь этого важного уровня, с которым нужно связаться со всеми окружающими, необходимо, в первую очередь, связаться с нами: принять нас.

По скорости развитие бывает:

Эволюционное - медленные, плавные, постепенные изменения;

Революционное - быстрое, скачкообразное развитие.

Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. "Тише едешь - дальше будешь" - выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.

Принятие не ограничивается только тем, что мы счастливы с нашим телом, с нашим внешним видом. Таким образом, принятие каждого из аспектов нашей жизни, нашего и нашего настоящего уступает.

  • Принятие также принимает наше прошлое, наши триумфы, но и наши ошибки.
  • Необходимо принимать отказы, интегрируя их для получения обучения.
Валенсийский физик по имени Вичент Мартинес Санчо запатентовал то, что кажется неразборчивой криптографической системой. Создание прочной и защищенной от криптосистем криптосистемы - ужасно трудная задача, и это поле, в котором даже лучшие из них потерпели неудачу.

По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:

Экстенсивное - развитие количественное, вширь, за счёт увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знаний учащихся в школе за счёт увеличения количества уроков;

Интенсивное - развитие за счёт качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счёт применения более совершенных технологий преподавания предметов.

Итак, один из двух: либо профессор Мартинес является абсолютным гением в этой области, либо попал в ту же ловушку, что и многие до них. Уже есть открытые дебаты о превосходной сети Криптополиса, но даже не вдаваясь в технические подробности, патентная экспертиза показывает, по крайней мере, на мой взгляд, что есть много шума и немного орехов.

Есть недостатки, ошибки и неверные интерпретации только в предыдущем описании, которое делает криптографию в целом. Например, он утверждает, что асимметричное шифрование может быть разбито грубой силой. «Грубая сила» - это то, как криптологи должны сказать «давайте попробуем все ключи». В случае систем с открытым ключом способ атаковать их обычно состоит в том, чтобы попытаться решить математическую проблему, на которой они основывают свою безопасность. Но никто не пытается разрушить систему , пытаясь использовать все возможные ключи.

Укажите правильное определение понятия «развития»

Развитие - это:

а) количественное изменение объекта;

б) всякое движение;

в) прогрессивное изменение;

г) движение по кругу;

д) движение от менее совершенного к более совершенному;

е) необратимые качественные изменения системы;

ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения в явлениях;

з) тождественное всякому изменению

Развитие - это необратимые качественные изменения системы (вариант е)

Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс - направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество.

Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом качественном уровне.

Литература

1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580 с.

2. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства.- М. «Клистар», 2002. - 93с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 544 с.

4. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса // Правоведение. -2006. - № 4.

5. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.

6. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философия экономики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 1998. - 68с.

7. Осипов Ю.М. Философия хозяйства: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 320с.

8. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с.

9. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства.- СПб. Изд-во СПбГУ, 2007 - 272с.

10. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 520с.

11. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики /Под ред. Г.И. Рузавина - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- 319с

12. Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 271с.

13. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с.

14. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

15. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

Лекция:


Понятия прогресс, регресс, стагнация


Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.

Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.

К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.

Стагнация - застойное явление в развитии общества.


Критерии общественного прогресса

Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:

  • Образованность и грамотность людей.
  • Степень их нравственности и толерантности.

    Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.

    Уровень научных и технических инноваций.

    Уровень производительности труда и благосостояние народа.

    Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.

Пути общественного прогресса

Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».

    Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.

    Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.

Противоречивость общественного прогресса

Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:

    Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).

    Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).

    Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).

Читайте также: