Данное высказывание Л. Толстого, великого русского писателя, связано с пониманием одного из критериев прогресса - развития человеческого разума. По мнению Толстого, с течением времени, разум становится главным фактором прогресса. Я согласен с автором, ведь раньше человек развивался из-за необходимости выживания, делал оружие из палки и камня для защиты от диких животных, а сейчас человечество добивается прогресса в различных отраслях науки с помощью своих знаний, развитого ума.
Прогресс-это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному. Для прогресса разум очень важен. Если человечество будет следовать животным законам, то может произойти явление, обратное прогрессу-регресс.
За последнее время человечество совершило большой шаг в области прогресса. Еще 1,5 века назад люди не могли представить себя летящими в небе, а сейчас уже активно ведётся освоение космического пространства.
Раньше люди не могли воспользоваться своим разумом в полной мере, сейчас же человек сам придумывает искусственный интеллект, на основе своих знаний.Эти открытия напрямую связаны с прогрессом, совершённым за счёт разума - высшей ступени познавательной деятельности человека.
За свою жизнь человек совершает свой индивидуальный прогресс. Например, в школе мы учим различные дисциплины - совершенствуем свой разум.
Таким образом, можно сказать, что прогресс уже не может осуществляться без разума, иначе он превратится в регресс. Разум необходимо постоянно развивать, если будет существовать развитый разум, то будет существовать и прогресс.
Обновлено: 2019-02-27
Внимание!
Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой — в этом его противоречие. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.
Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) так представлял критерии общественного прогресса: история, писал он, представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума, путь социального прогресса.
Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию о прогрессе и регрессе в жизни общества.
Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Прогресса науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
Теории цикличности имели также определенное положительное значение. Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести параллели между историей разных народов и эпох и т. д. Тем самым теории цикличности способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении.
Историческая обречённость или, как пишут исследователи, «закат Европы» воспринимается как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями».
(Л. Н. Боголюбов)
Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов , всего общества. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: "Всё течет, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды - воды текут не те, да и человек уже другой".
Некоторые люди проводят большую часть своей жизни, делая вид, что нет. Далеко не принимая, он прилагает тысячи усилий, чтобы изменить это и это, для осуществления многолетней карьеры в поисках того идеала, который он имеет в виду, и который почти никогда не приспосабливается к реальности, к тому, что есть.
Немногие женщины могут иметь идеальное тело всю свою жизнь; на самом деле, даже сами модели. И даже больше: есть те, кто вместо того, чтобы сосредоточиться на своей одержимости на получении идеального тела, жаждут идеальной жизни: идеального дома, идеального мужа и некоторых мечтательных.
Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:
Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;
Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.
Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привёл к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым - ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали - за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.
На самом деле абсолютного совершенства тоже не существует. Жизнь - это мгновения, моменты, чтобы наслаждаться максимальным счастьем, когда принятие самого себя - это первый шаг, который мы должны преодолеть. Те, кто понимают, что наибольшая привлекательность иногда бывает в несовершенстве. Если вы задаетесь вопросом, почему, ответ прост: любое маленькое несовершенство делает нас уникальными и неповторимыми, и именно там магия.
Приняв себя в каждом из наших нюансов, с нашими недостатками и нашими совершенствами, прежде всего, обретете баланс с самим собой. Впоследствии баланс будет приходить с самим миром и с окружающими. Кто не принимает себя, развивает чувство неуверенности в отношении своей личности. На самом деле, есть много людей, которые, получив его на основе упражнений, ограничивающих диет и даже проходящих через операционную, обнаруживают, что это все еще не принято. Следует также отметить, что иногда эта потребность в «самосовершенствовании» была внедрена с детства. Наличие строгой матери или серьезного отца заставляет нас в конечном итоге показать, что неуверенность в себе, где мы считаем, что совершенство может быть нашим единственным ответом.
- Неуверенность создает неудовлетворенность по очереди.
- Никто не счастливее иметь совершенное тело.
Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п. Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)? Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее, уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1-3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека - даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию.
Отсюда великое приключение в нашей жизни. Там, где только самые благоприятные в эмоциональных вопросах, в и в самооценке, будут продвигать свой жизненный путь с большой честностью, открытыми для всего, что предлагает их жизнь, потому что, в свою очередь, они могут многое дать своей жизни.
Что значит быть более человечным? Понятно, что мы все люди, что мы все рождаемся, мы развиваемся, и мы стараемся учиться из всех аспектов, которые нас окружают. Чтобы достичь этого важного уровня, с которым нужно связаться со всеми окружающими, необходимо, в первую очередь, связаться с нами: принять нас.
По скорости развитие бывает:
Эволюционное - медленные, плавные, постепенные изменения;
Революционное - быстрое, скачкообразное развитие.
Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. "Тише едешь - дальше будешь" - выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.
Принятие не ограничивается только тем, что мы счастливы с нашим телом, с нашим внешним видом. Таким образом, принятие каждого из аспектов нашей жизни, нашего и нашего настоящего уступает.
- Принятие также принимает наше прошлое, наши триумфы, но и наши ошибки.
- Необходимо принимать отказы, интегрируя их для получения обучения.
По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:
Экстенсивное - развитие количественное, вширь, за счёт увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знаний учащихся в школе за счёт увеличения количества уроков;
Интенсивное - развитие за счёт качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счёт применения более совершенных технологий преподавания предметов.
Итак, один из двух: либо профессор Мартинес является абсолютным гением в этой области, либо попал в ту же ловушку, что и многие до них. Уже есть открытые дебаты о превосходной сети Криптополиса, но даже не вдаваясь в технические подробности, патентная экспертиза показывает, по крайней мере, на мой взгляд, что есть много шума и немного орехов.
Есть недостатки, ошибки и неверные интерпретации только в предыдущем описании, которое делает криптографию в целом. Например, он утверждает, что асимметричное шифрование может быть разбито грубой силой. «Грубая сила» - это то, как криптологи должны сказать «давайте попробуем все ключи». В случае систем с открытым ключом способ атаковать их обычно состоит в том, чтобы попытаться решить математическую проблему, на которой они основывают свою безопасность. Но никто не пытается разрушить систему , пытаясь использовать все возможные ключи.
Укажите правильное определение понятия «развития»
Развитие - это:
а) количественное изменение объекта;
б) всякое движение;
в) прогрессивное изменение;
г) движение по кругу;
д) движение от менее совершенного к более совершенному;
е) необратимые качественные изменения системы;
ж) повторяющиеся количественные и качественные изменения в явлениях;
з) тождественное всякому изменению
Развитие - это необратимые качественные изменения системы (вариант е)
Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Развитие - всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.
Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс - направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество.
Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом качественном уровне.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. - М.: ТЕИС, 1996. - 580 с.
2. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства.- М. «Клистар», 2002. - 93с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 544 с.
4. Гайнутдинов Р.И. Социальная ответственность российского бизнеса // Правоведение. -2006. - № 4.
5. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
6. Лукашевич В.В. Пронина Е.И. Философия экономики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП, 1998. - 68с.
7. Осипов Ю.М. Философия хозяйства: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 320с.
8. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с.
9. Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства.- СПб. Изд-во СПбГУ, 2007 - 272с.
10. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 520с.
11. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики /Под ред. Г.И. Рузавина - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- 319с
12. Самсин А.И. Основы философии экономики. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 271с.
13. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. - 376 с.
14. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
15. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
Лекция:
Понятия прогресс, регресс, стагнация
Отдельному человеку и обществу в целом свойственно стремление к лучшему. Наши отцы и деды трудились, чтобы мы жили лучше их. В свою очередь, мы должны позаботиться о будущем своих детей. Такое стремление людей способствует общественному развитию, но протекать оно может как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.
Общественный прогресс - это направление общественного развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Термин "общественный прогресс" связан с терминами "инновация" и "модернизация". Инновация - это нововведение в какой - либо области, приводящее к его качественному росту. А модернизация - это обновление машин, оборудования, технических процессов для приведения их в соответствие требованиям времени.
Общественный регресс - это обратное прогрессу направление общественного развития от высшего к низшему, менее совершенному.
К примеру, рост численности населения - прогресс, а противоположное ему сокращение численности населения - регресс. Но в развитии общества может быть и период, когда нет ни сдвигов, ни спадов. Такой период называется стагнацией.
Стагнация - застойное явление в развитии общества.
Критерии общественного прогресса
Для того, чтобы оценить наличие общественного прогресса и его эффективность существуют критерии. Наиболее важными из них являются:
- Образованность и грамотность людей.
Степень их нравственности и толерантности.
Демократичность общества и качество реализации прав и свобод граждан.
Уровень научных и технических инноваций.
Уровень производительности труда и благосостояние народа.
Уровень продолжительности жизни, состояние здоровья населения.
Пути общественного прогресса
Какими же путями может осуществляться общественный прогресс? Таких путей три: эволюция, революция, реформа. Слово эволюция в переводе с латинского означает «развертывание», революция – «переворот», а реформа – «преобразование».
Революционный путь предполагает быстрые коренные изменения общественных и государственных устоев. Это путь насилия, разрушений и жертв.
Неотъемлемой частью общественного развития является реформа - законные преобразования в какой - либо сфере жизнедеятельности общества, проводимые по инициативе органов власти без затрагивания существующих основ. Реформы могут носить как эволюционный, так и революционный характер. К примеру, реформы Петра I носили революционный характер (вспомните указ о стрижке бород у бояр). А переход России с 2003 года на болонскую систему образования, например, введение ФГОС в школах, уровней бакалавриата и магистратуры в ВУЗах, является реформой эволюционного характера.
Противоречивость общественного прогресса
Перечисленные выше направления общественного развития (прогресс, регресс) в истории протекают взаимосвязано. Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой, прогресс в одной стране – регрессом в других. Противоречивость общественного прогресса иллюстрируют следующие примеры:
Вторая половина XX века знаменательна бурным прогрессом в науке – автоматизация и компьютеризация производства (прогресс). Для развития этой и других отраслей науки требуются огромные затраты электричества, тепловой и атомной энергии. НТР поставила все современное человечество на грань экологической катастрофы (регресс).
Изобретение технических устройств безусловно облегчает быт человека (прогресс), но отрицательно влияет на его здоровье (регресс).
Могущество Македонии – страны Александра Македонского (прогресс) было основано на разрушениях других стран (регресс).