Презентация по мхк "художественная резьба по дереву". Проектная работа. Декоративно-прикладное творчество "Резьба по дереву"

Резьба по дереву является видом декоративно – прикладного искусства, а также одним из видов для , и в общем понятии искусства в качестве старинного народного промысла.

До сих пор традиционное зодчество остается в современном мире. Таким примером может служить теремок Васнецова, находящегося в Абрамцево, и привлекающее к себе внимание множества туристов. На их снимках можно увидеть большое количество деревянной архитектуры, благодаря которым не перестаешь удивляться фантазии у мастеров.

Сегодня постепенно проходит увлечение безликим современным отделочным сырьем. Человеку захотелось придать своему дому уникальный и неповторимый вид, где в декорировании применяются резные элементы , создающие мерцающие светотени, или простые деревянные элементы, благодаря которым помещение приобретает законченный вид.

Стоит отметить, что в большинстве случаев, к примеру, если на стене весит портрет, выполненный при помощи резьбы по дереву, который даже не заметен с первого взгляда, помещение наполняется особым изяществом, шиком и богатством.

Материал и классификация

Зачастую в процессе резьбы используются мягкие древесные породы, такие как: ольховая, липовая, осиновая. Также может быть применена и более твердая и долговечная древесина: дубовая, вишневая, ореховая, буковая и яблоневая.
Искусство резьбы по дереву не имеет особой квалификации, так как можно сочетать различные виды резьбы. Условно их разделяют на несколько основных категорий: прорезная, полуобъемная, накладная, объемная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, контурная, плосковыямчатая. Стоит отметить, что каждая из них имеет свое название: Татьянка, Барокко, Ислими, домовая резьба, Ахтырскокудринская и Богородская. Стоит теперь уделить внимание каждому из этих типов.

Прорезная резьба

На протяжении всего времени в русских деревнях считалось изыском наличие резного фасада, который обрамлен красивым орнаментом. Этот вид резьбы удаляет весь заготовочный фон, благодаря чему создается ощущение воздушности. Изготовления прорезной резьбы очень простое, чем и обуславливается его популярность. Наряду с этим можно также сказать, что если сравнивать прорезную резьбу с другими типами, то она более легче в исполнении, а на процесс вырезания потребуется меньше сил.

Данный тип выполняется при помощи методом прорезания в заготовках глубиной 5-20 мм. Стоит отметить, что данный вид также принято называть пропильным или сквозным. Как говорилось ранее, его часто используют в процессе украшения дома, и если работа выполнена правильно, то изделия получаются ажурными, легкими и воздушными, благодаря чему уникально украшаются карнизы и прочие элементы дома.

Накладная резьба

Представляет собой орнамент, сделанный при помощи прорезной резьбы с прибитым или приклеенным уже заранее заготовленным фоном. Стоит отметить, что мастера тщательно следят, что бы в орнаменте отсутствовали сколы, а сам рисунок был выполнен очень аккуратно, так как именно от этих параметров зависит вся изящность готового продукта.

Объемная резьба

Представляет собой изображение в трехмерном пространстве. Примером может служить скульптура, которая либо полностью, либо частично оторвана от общего заготовочного фона. Ее изготовляют из мягких древесных пород, таких как, липовая, ольховая и прочие.

В данном типе резьбы для начала проводится черновая обрубка, и только после этого начинается обработка по контурам изображения при помощи стамески. Маленькие, декоративные элементы обрабатываются ножами, размеры которых могут быть меньше миллиметра. Финальной стадией является отшлифовка, лакировка, или при необходимости, покраска изделия.

Геометрическая резьба

Зачастую в народном понятии она звучит как клинообразная, и является искусством резьбы по дереву, которая сочетает в себе различные орнаменты, изготовлены при помощи сочетаний геометрических фигур в различных комбинациях. Особую популярность такая резьба заслужила благодаря простой обработке, небольшому количеству используемых инструментов, простому рисунку, создающему декоративное и объемное изображения, а также уникальной игре светотеней.

Среди геометрической резьбы необходимо отдельно отметить плосковыемчатую резьбу, представляющую собой особо интересный элемент, который более легче и менее трудоемкий в изготовлении.

Контурная резьба

Представляет собой искусство резьбы по дереву, выполняющее при помощи вырезания на заготовках углубленных линий с прорезанием контуров необходимого рисунка. Если говорить проще, что это изображение на древесине, созданное не при помощи карандаша, а с помощью резного инструмента. Стоит отметить, что такой тип резьбы отлично поддается сочетанию с геометрической и рельефной резьбой. Он отличается присутствие большого ассортимента для выбора орнамента, начиная от цветов и заканчивая человеческим образом.

Рельефная резьба

Здесь основными видами является плоскорельефная и глухо рельефная резьба, где последнюю, в свою очередь, можно разделить на горельефный и барельефный тип. Данный тип работы приобрел свою популярность, благодаря своей декоративности, красоте, насыщенности и богатству созданного изделия.

Отметим, что каждый вид резьбы имеет свои индивидуальные особенности, и по отдельности особенно красивы и изящны. Если гармонично сочетать все элементы, то можно получить настоящее произведение искусства.

Искусство резьбы по дереву является одним из лучших ремесел, доступного каждому, и при помощи которого предоставляется возможность оригинального и аристократичного украшения дома.

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Различные свойства древесины использовались народными мастерами и в технологических, и в декоративных целях.

Сохранившиеся в мечетях, домах и музеях прекрасные произведения дагестанских резчиков по дереву (столбы, резные двери, окна, лари, посуда) воплотили в себя лучшие традиции народного художественного ремесла, являются свидетельством великолепного вкуса и таланта народа. Форма и орнамент одних памятников обнаруживают ясную связь с древнейшими, домусульманскими традициями, других - христианского и мусульманского периодов средневековья. Развитие искусства резьбы по дереву тесно связано с развитием монументально-декоративного искусства Дагестана в целом, в частности, резьбы по камню и штуку. Эти три вида прикладного искусства оказывали заметное взаимовлияние, обогащая друг друга техническими приемами и орнаментальными мотивами.

Самым ранним памятником искусства резьбы по дереву является фрагмент ларца или детской люльки из Дагестанского музея изобразительных искусств, найденный в Кафыркумухском могильнике (Буйнакский р-н) и датируемый 2 тыс. до н. э. Памятник, находящийся в состоянии естественного обугливания, орнаментирован великолепным геометрическим желобчато-выемчатым орнаментом, что свидетельствует о хорошо развитых традициях деревянной резьбы в Дагестане уже в эпоху бронзы.

К сожалению, дерево не может так долго храниться, как камень, поэтому основная часть памятников, дошедших до нас, датируется эпохой средневековья. Именно в этот период резное дерево получает особое распространение в связи с расцветом архитектуры и монументально-декоративного искусства. Искусство резьбы по дереву достигает очень высокого уровня. Совершенствуются орудия труда, повышается качество деревообработки, расширяется ассортимент изделий. В лесных районах возникают деревообрабатывающие центры с высокоразвитыми традициями (в верховьях Аварского и Андийского Койсу, в Табасаране, Кайтаге и др. местах).

Для дагестанской резьбы по дереву характерны черты, присущие любому народному искусству: непосредственность и художественная цельность, практическое назначение и коллективность творчества, безымянность (как правило) мастеров и исключительная устойчивость древних традиций, определенный круг образов, использование простейших инструментов. Вместе с тем дагестанское искусство деревянной резьбы имеет свои особенности, что связано со спецификой местных условий и самобытностью художественного мышления горцев.

Деревянные изделия с декоративным убором можно разделить на три группы: архитектурные элементы, мебель, сосуды и предметы быта. Наибольший интерес вызывают детали архитектурного декора (столбы-опоры, створки ворот, дверей и окон, оконные и дверные коробки, столбы, перила, карнизы на лоджиях, верандах, балконах и т.п.). Резное дерево широко использовалось в оформлении культовых зданий - мечетей, минаретов, медресе. Богато орнаментировались двери мечетей (наиболее известным памятником являются двери калакорейшской мечети, датирумые 12 в.), минбары (кафедры для проповедника), пюпитры (подставки) под Коран и другие священные книги.

Ко второй группе относятся закрома и лари (неподвижного и подвижного типа), а также диваны, скамьи, табуретки, сундуки, детские люльки и т.п. Третью группу представляют мелкие предметы быта, являющиеся принадлежностью каждого горского дома, - мерки, подойники, поставцы, солонки, ступки, корыта для теста, подносы на трех ножках и т.п. Все эти предметы обычно развешиваются в доме на определенных местах - на столбах и фасадах ларей.

Особый интерес вызывают имеющие монументальный характер аварские лари-амбары для хранения зерна и сыпучих продуктов, т.н. «цагуры», примыкающие к скальной стене дома и являющиеся важнейшим компонентом интерьера горского дома. Высота цагура обычно достигала 2,5 метра, глубина - до полутора метров. Основу его составлял каркас из массивных деревянных досок.

Дверцы цагура двустворчатые, вращающиеся вокруг оси. Лицевая часть ларей из глубинных аварских районов сплошь покрыта резным орнаментом, элементы которого восходят к глубокой древности и имеют охранное значение. В основном это свастико-спирали, концентрические круги, лабиринты, кресты, ромбы и т.п.

Большую роль в доме горца играл опорный столб, называемый у аварцев «столб-корень». Он имел важное функциональное значение, служа опорой для прогона-матицы, подпиравшей плоскую земляную крышу сакли. Не менее важным было и духовное значение столба, который играл охранную, защитную роль в доме. Недаром при строительстве дома старый столб, будучи свидетелем жизни не одного поколения, бережно переносился из старого дома в новый. Опорные столбы, особенно их верхняя часть (т.н. подбалка) богато украшались глубокой резьбой. У разных народов эта резьба имела разный характер. В целом в деревянной резьбе четко выделяются три типа орнамента. У аварцев преобладал крупный геометрический орнамент, имеющий монументальный характер (Гидатль), у кубачинцев - более утонченный, растительный, схожий с традиционным «мархараем», у табасаранцев - ленточный, т.н. «плетенка».

У лакцев ларь для зерна «су» имел форму большого сундука и также богато украшался резьбой и росписью натуральными красителями. В каждом доме также находился диван для почетных лиц, имеющий характерные подлокотники в форме вогнутых рогов. Резьба покрывает лицевые стороны спинки и планок сиденья, стойки завершаются.

В Дагестане существует уникальный вид декоративно-прикладного искусства, соединивший резьбу по дереву и ювелирное искусство - унцукульская насечка металлом по дереву. Это искусство сравнительно молодое - появилось в первой половине 19 века во время Кавказской войны. Из тростника, растущего по берегам Аварской Койсу, унцукульцы начали изготовлять кнутовища для ногаек, и кизила - трубки и трости. Но так как имам Шамиль запрещал курение табака в имамате, унцукульцы продавали большую часть своих изделий офицерам русской армии, а также вывозили за пределы Дагестана во Владикавказ, Тифлис, южные губернии России.

Таким образом, унцукульский промысел с самого начала был ориентирован не на внутренний рынок, а на внешний, и потому изделий 19 в. практически не сохранилось. Самые ранние вещи, представленные в собраниях дагестанских музеев, датируются тридцатыми-сороковыми годами 20 в. Для изделий этого периода характерно использование наряду с металлической проволокой инкрустации костью, рогом, цветной пастой под бирюзу.

Сам технологический процесс насечки тончайшей серебряной, а позднее мельхиоровой проволокой на твердую кизиловую или абрикосовую древесину достаточно сложный и трудоемкий. Каждый крохотный элемент требует произвести четыре операции: надсечь дерево, вставить проволоку, забить ее специальным молоточком и отрезать лишнее. Элементы унцукульского орнамента имеют свои названия - «птичий след», «улица» и т.д. Орнамент преимущественно геометрический, располагается по окружности.

Как и кубачинцы, унцукульские мастера изготовляли традиционные предметы домашнего обихода: мерки для муки, ступки для чеснока, солонки, ковши, поставцы, шкатулки. Художественным открытием унцукульского промысла стало производство декоративных панно небольшого размера обычно прямоугольной формы, на которых изображены сюжеты, напоминающие каменные кубачинские рельефы - животные, птицы, нередко имеющие фантастический характер, реже человеческие фигуры. С 1950-х годов унцукульские мастера стали использовать токарный станок, что обеспечило более тщательную обработку поверхности изделий, расширение ассортимента, однако постепенно это привело к производству очень крупных, нефункциональных изделий, имеющих чисто декоративное значение.

Художественная резьба по деревянной поверхности является одной из древнейших разновидностей искусства в России. Подобной резьбой украшали избы, княжеские хоромы, корабли, домашнюю утварь, музыкальные инструменты, а также боевое оружие. Каждому региону страны был присущ свой уникальный стиль со своими особенностями. В церквях иконы, изображения святых и скульптуры, которые были вырезаны из дерева, поражали одухотворенностью и красотой.

Сегодня огромное количество изделий с неповторимым рельефным узором находится в музеях. И каждая вещь, которая была выполнена по технике художественной резьбы, уникальна и неповторима по своему, поскольку у каждого автора есть свое понимание и видение.

Художественная резьба отличается направлениями и стилями, однако установленная классификация, как таковая, отсутствует. В художественной резьбе можно условно выделить 3 основных способа - плоскостной, сквозной и рельефный. В свою очередь, все они подразделяются на виды, а также направления: ажурная (прорезная) и объемная (скульптурная) резьба. Каждое направление применяют в разных областях данного прикладного искусства. Ажурной прорезной резьбой украшают дома, а плоскостной - всевозможные изделия из дерева.

Наиболее древним и простым способом является геометрическая резьба - подвид плоскостной резьбы. Учиться художественной резьбе по дереву рекомендуется начинать именно с данной техники. Основное отличие плоскостной резьбы заключается в том, что узоры наносят на плоскую поверхность, а в прорезной резьбе фон удаляется после нанесения узора, и готовое изделие выглядит как кружева. Рельефная резьба содержит более глубокий орнамент, она используется для украшения мебели и интерьера. Самым сложным направлением резьбы по дереву является скульптурная резьба, поскольку художник должен ощущать пространство, знать практически каждый способ резьбы, а также уметь всесторонне изобразить объект.

Художественная резьба отличается техникой выполнения, поскольку дерево является разнородным природным материалом. Все виды древесины имеют свои особенные свойства, цвет, текстуру, требуют от мастеров специальных навыков и специальный набор инструментов. Все способы резьбы по дереву выполняются с помощью разных инструментов. Если геометрическая резьба по дереву некоторыми мастерами выполняется только ножом-косяком, скобчатая резьба обязательно потребует различных видов ножей для резьбы.

Художественная обработка металлов была популярна еще в глубокой древности. После того как человечество научилось использовать металлические предметы в бытовых целях, появились украшения. Интерес к металлическим изделиям, которые способны украшать...

Для декоративной холодной разновидности обработки поверхности стекла на сегодняшний день применяется ряд технологий, каждая из них обладает своими особенностями. Одной из успешно применяемых методик является гравирование. Оно производится...

Резьба по кости является ярким проявлением художественной культуры нашей страны. Обработка имеет давние традиции, это подтверждается многими предметами, которые были найдены во время археологических исследований. В Нижегородском крае косторезным...

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида»

Декоративно-прикладное творчество (проект)

«Резьба по дереву». Изделие «Шкатулка».

Руководитель: Махалов Юрий Михайлович,

учитель технологии

специальной коррекционной школы VIII вида

2014 г

Оглавление

1. Выбор и обоснование темы проекта с.3

2. Цель и задачи проекта с.3

3. Схема обдумывания с.4

4. История и современность декоративной деревообработки с.4

5. Основные параметры и ограничения с.7

6. Развитие идеи с.7

7. Работа над формой шкатулки (варианты) с.8

8. Орнамент шкатулки с.9

9. Требования к изделию с.9

10. Инструменты и оборудование с.10

11. Материалы с.10

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки с.10

13. Контроль качества с.12

14. Техника безопасности при выполнении работы с.12

15. Эколого-экономическое обоснование с.12

16. Использованная литература с.13

    Выбор и обоснование темы проекта.

Занимаясь резьбой по дереву на уроках технологии, ученики смогут изготовить своими руками различные изделия и сделать его эстетически красивым, пусть даже оно будет небольших размеров. В школьной учебной мастерской есть возможность изготовить продукцию для реализации. Изучая образцы различных изделий, оставил свой выбор на изготовлении шкатулки.

Это изделие привлекло тем, что люди любят такие вещи и материала для шкатулки требуется немного. Деревянные вещи создают уют в доме, хранят в себе тепло человеческих рук, а шкатулка с вырезанным узором станет и украшением любой комнаты.

Кроме того, изготовление шкатулки - еще один шаг по ступеньке развития, так как это изделие более сложное в изготовлении. Оно требует больших усилий, умения, точности, аккуратности, знаний. Также оно дает больше возможно стей проявить свои способности.

    Цель и задачи проекта

Цель проекта – изготовить декоративную шкатулку из древесины.

Задачи:

    Изучить историю декоративной деревообработки.

    Определить основную идею проекта.

    Выбрать объект и технологию труда.

    Изготовить шкатулку согласно технологии.

    Провести контроль качества изделия.

3. Схема обдумывания.

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы.

4. История и современность декоративной деревообработки.

Шкатулки являются предметом домашнего обихода, и появились они в незапамятные времена. Людям они служат для хранения различных мелких предметов. Предназначение может быть разным. В шкатулках держали деньги, ценные бумаги, письма, фотографии, амулеты. В красивых шкатулках лежали когда-то дуэльные пистолеты.

Но наибольшим спросом шкатулки пользовались у женщин, в них они хранили свои украшения и драгоценности, швейные и вышивальные принадлежности.

В течение многих веков люди изготавливали шкатулки из различных материалов: глины, древесины, камня, металла, стекла, в наше время - из пластмасс. Различались они размерами, конструкцией, по форме (квадратные, круглые, многогранные, овальные). Искусные мастера изготавливали шкатулки с секретами, замочками, инкрустировали их драгоценными каменьями, металлами, слоновой костью. Но самыми разнообразными были шкатулки из древесины, так как этот материал лучше обрабатывается. Ценились шкатулки из ценных пород - ореха, бука, акации, дуба, палисандра, самшита. Если же не было ценной древесины, мастер мог скромную шкатулку украсить богатой резьбой.

На Руси очень ценились работники, которые могли делать вещи из дерева и украшать их резьбой. Большинство людей старалось приобрести себе такие изделия для украшения жилища.

Одним из таких видов была геометрическая или трехгранновыемчатая резьба. В литературе встречаются другие её названия: клинообразная, клиновидная и др.

Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Особенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется - трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, но их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

Как подвид геометрической резьбы надо рассматривать и скобчатую резьбу. Основная ее особенность в том, что подрезки (выемки) выполняются не прямой, а полукруглой стамеской. Каждая подрезка выполняется в два приема: сначала подрезка под прямым углом, затем - под острым углом, значение которого определяется характером узора. Основные виды древесины те же, что и в прорезной резьбе. Да и вообще во всех видах резьбы - хвойные, липа, ольха, осина. Можно применять и твердые породы, но переходить на более твердую древесину надо тогда, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, т. е. от простого к более сложному.

Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетание которых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностям геометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания).

Всё многообразие узоров геометрической резьбы практически состоит из сочетания азбучных элементов: с колышка и треугольника, которые можно рассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или с колышками, или треугольниками.

В поисках декоративной композиции рекомендуется обра щаться к произведениям народного искусства. У мастеров в разных регионах страны в искусстве геометрической резьбы наблюдаются свои предпочтения, несмотря на то, что исходные элементы этой резьбы везде одинаковы.

Из сочетания треугольников и с колышков, сливающихся в производные узоры (ромбы, цепочки, витейки и т. п.), можно создавать нескончаемое разнообразие сочных, выразительных декоративных композиций на самых различных изделиях.

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой, или сапожный, нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточен ным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (из готовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хоро шие ножи получаются из полотна косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или пороло на, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки направляют кончик ножа, устанавли вая его на линию рисунка.

Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, как освоено вырезание сколышка и треугольника.

Поверхность с геометрической резьбой может быть допол нена различной отделкой, повышающей декоративную вырази тельность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометриче ской резьбой может быть самой различной.

Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведённую чёрную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.

Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые, сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект. На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия, тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с последующей светлой резьбой по этому фону.

Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности. Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или полируется), а по ней уже режется узор, то декоративная выразительность изделия значительно повышается.

Заманчив и многообразен мир резьбы со всеми его направлениями, стилями, техникой исполнения. Помимо всего, это приобщение к природе. Приобщение в том смысле, что резчик имеет дело с деревом, своеобразным в своей многоликости материалом, созданным природой. Темы и сюжеты для воплощения в дереве резчик черпает тоже из наблюдений за природой, фантазии которой неисчерпаемы.

Войти в этот мир может каждый, кому небезразличны красота и совершенство, кто хотел бы преумножить достижения в этом направлении, сделать прекраснее свою жизнь, жизнь своих близких, приятно удивить окружающих.

5. Основные параметры и ограничения.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

    Экологически чистое

    Красивое

    Безопасное

    Прочное

    Соответствие выбранной стилистике.

6. Развитие идеи.

Сделав выбор объекта труда, необходимо обдумывать форму шка тулки. Для этого сделали обход по магазинам, рынкам, посмотрев образцы, изучили иллюстрации в книгах по резьбе. Собрав необходимую информацию, проработали такую схему:

Шкатулка

Материалы

Инструмен

ты

Технология отделки

Функция

Форма

Конструкция

Камень

Пластмасса

Металл

Древесина :

    Липа

    Осина

    Тополь

    Береза

    Бук

    Дуб

    Ясень

Рубанок,

ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты,

шлифовальная шкурка

Выжигание

Роспись по дереву

Резьба по дереву

Рабочая

Декоративная

Комбинированная

Круглая

Прямоугольная

Многогранная

Точеная

Клееная

Со съемной крышкой

В итоге определили для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль изготовления (резьба), выбрал материал и конструкцию шкатулки. Делая эскизы формы шкатулки учитывали, что она должна быть красивой, удобной в пользовании и посильной в изготовлении.

7. Работа над формой шкатулки (варианты).

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Окончательный вариант формы шкатулки

Форма боковых сторон шкатулки Форма верхней и нижней сторон шкатулки

8. Орнамент шкатулки


9. Требования к изделию.

Название изделия

Шкатулка

Функциональное назначение

Для хранения мелких предметов

Пользователь

Неограниченно

Единичное или массовое производство

Единичное

Размеры

Небольшие

Требования к материалам

Натуральные

Метод изготовления

Резьба по дереву

Внешний вид, стиль

Фольклорный (русский) стиль

Требования с точки зрения безопасности использования

Гладкая, без заусенцев поверхность

Экологические требования

Экологически чистые материалы - древесина

10. Инструменты и оборудование.

Для изготовления изделия понадобятся: рубанок, ножовка, стамеска, резец, разметочные инструменты, шлифовальная шкурка.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

    Материалы.

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя. Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

12. Технологическая последовательность изготовления шкатулки

Наименование операции

Эскиз

Оборудование, инструменты

Разметить на заготовке стенки шкатулки

Верстак, карандаш, угольник, линейка

Распилить стенки

Ножовка

Выполнить угловые соединения

Верстак, ножовка, стамеска

Склеить стенки шкатулки

Клей, тиски

Обработать верхнюю и нижнюю кромки каркаса

Шлифовальный круг

Приклеить дно и крышку

Клей, тиски

Удалить припуски, обработать шкатулку по форме

Шлифовальный круг

Отшлифовать шкатулку

Шлифовальный круг, шлифшкурка

Наметить место пропила между крышкой и стенками

Карандаш, линейка, ножовка

Разметить орнамент

Карандаш, линейка, циркуль

Вырезать орнамент на шкатулке

Нож-косяк

Покрыть шкатулку лаком

Кисть, лак

Отрезать крышку и зачистить место распила

Ножовка, шлифовальная шкурка

Изготовить и установить петли

2 штуки

Проволока, плоскогубцы, кусачки

Покрыть шкатулку лаком вторично

Кисть, лак

Провести контроль качества

13. Контроль качества.

Готовое изделие должно отвечать следующим требованиям:

    Шкатулка выполнена аккуратно, в соответствии с техно логией.

    Соблюдено единство композиционного решения орнамента и формы изделия.

    Выбранный материал соответствует назначению изделия.

14. Техника безопасности при выполнении работы.

1. Надежно закреплять заготовку при строгании, пилении и резьбе.

2. Работать исправным, налаженным инструментом.

    Для обработки деталей шлифовальным кругом использо вать специальный опорный столик.

    Резец держать в лотке верстака в защитном чехле.

5. Работая резцом, свободную руку держать с противопо ложной стороны от направления резания.

    Пыль, стружку, опилки удалять щеткой-сметкой.

    Работать в хорошо освещенном помещении.

    При лакировании работать в проветриваемом помещении.

    Стамеской резать древесину в направлении «от себя».

10. Во время резьбы следить за чистотой рук.

15. Эколого-экономическое обоснование.

Шкатулка является экологически безвредным, не принося щим опасных последствий здоровью человека изделием, так как изготовлена из чистой древесины. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.

Определяя цену своей шкатулки, суммировали затраты на материалы, электроэнергию (это составляет себестоимость), отчисления на предполагаемую зарплату, прибыль.

ц = с + п

Себестоимость включает в себя:

С 1 - стоимость древесины;

С 2 - стоимость лака;

Сз - стоимость электроэнергии на станок;

С 4- стоимость наждачной бумаги

С 6 - отчисления на зарплату;

С 7 - стоимость фанеры;

С 8 - стоимость ткани;

С 9 - стоимость материала на петли и замочек;

С 10 - стоимость клея.

Посчитаем себестоимость: С 1 = V 1200 = 0,0003 м 3 1200 = 0,36 р. С 2 =50г x 0,08р. = 4 р.

С 3 =1,5кВт x 1 ч (60 мин) x 2,43 р. = 3,64 р.

С 4= 25 р

С 6 =20ч. x 30 р/ч = 600р.

С 7 = 0,02м 2 80= 1,6 р.

С 8 = 0,06м 2 x 320 = 19,2 р

С 9= 35 рХ 2=70 руб

С 10 = 43 р

С = С 1 + С 2 + С 3 + С 4 + С 6 + С 7 + С 8 = 741 р.

Величина затрат на шкатулку составила 741 р. Если шкатулку продать за 950 р., то получаем прибыль, которую мож но использовать на приобретение материалов:

П = Ц - С = 950 - 741 = 209 р.

Проведя экономические расчеты, сделали вывод, что про дажа оправдывает себя.

Читайте также: