Целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности. Младший школьный возраст

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях.

Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологических характеристик человека.

Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.

Чтобы правильно воспитывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга .

Под развитием личности понимается качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому . Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.

Формирование личности – это процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности факторов : объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних.

Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности , но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса . Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности ?

Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания , которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны преодолевать действие других факторов , не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с помощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности , овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.

Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь:

познать законы действия решающих факторов формирования человеческой личности ,

- научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания человека , и

- учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, действуют стихийно.

Под факторами понимаются те противоречия, которые становятся движущей силой развития человека . Примером может служить противоречие между поведением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка.

Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности .

Движущими силами формирования личности являются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития человека.

Поэтому в педагогике выделяются две группы факторов развития и формирования ребенка : биологические и социальные.

Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка – его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим является наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо . Она предопределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества , передаваемые детям родителями : цвет волос, внешний облик, свойства нервной системы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты . Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависимости от социальных условий жизни человека . Носители наследственности – молекулы ДНК, гены – тонко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру , что вызывает физические и психические нарушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на работе , приводящая к нервным расстройствам и потрясениям, также оказывает вредное влияние на потомство . Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплексе его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

К биологическим факторам формирования человека относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения . Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей , вниманием и заботой их друг о друге. В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризничает, пассивен. Одной из причин того или иного поведения ребенка может быть характер внутриутробного развития .

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье . Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укрепляться, он с удовольствием и радостью будет играть, заниматься.

В группе биологических факторов следует выделить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы , особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата . Структурно-функциональные свойства высшей нервной деятельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды . Окружающая среда способствует развитию и формированию ребенка наиболее эффективно , если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения , созданы условия социальной защиты ребенка .

В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств , необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные , так и общественные условия его жизни.

Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента :

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Не все, что окружает ребенка, является действительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития , которую мы называем средой ближайшего окружения.

Среда ближайшего окружения, или микросреда , – это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д.

В окружающей ребенка среде есть явления положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды , но и сопротивляясь им .

В связи с этим возникает нужная социально-педагогическая проблема : воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающиеся контролю влияния среды .

Условия развития оказывают или не оказывают влияния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как складываются его личные отношения в этих условиях.

Установлено, например, что, если ребенок пользуется уважением среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него уверенности в себе, активности, общительности, и наоборот.

Понятие «личность»

личность коллектив педагог творческий

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского П.П.. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие "процесс воспитания", но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: "воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает". Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Прежде всего следует отметить, что понятие "воспитание" употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие "воспитание" будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что "воспитывает среда" или "воспитывает бытовое окружение", то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

Раздел: Теория и методика воспитания.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целенаправленный и организованный процесс формирования личности – это …

2. Процесс всестороннего развития личности – это …

а) перевоспитание б) самовоспитание

в) цель воспитания г) воспитание

3. Воспитание – это …

д) целенаправленный процесс совершенствования умственной, психической и физической деятельности обучаемых.

4. Взаимодействии социальной среды, личности и группы формируют…

а) общественно-исторический опыт

б) социально-психологические явления

в) деятельность человека

г) общественные отношения

д) социализация личности

5. Социальная среда зависит от:

а) внутриклассовых различий определенных слоев

б) типа общественных экономических формаций

в) классовой и национальной принадлежности

г) бытовых и профессиональных отличий

6. Целью воспитания является …

а) сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности;

б) целенаправленный и организованный процесс формирования личности;

в) процесс всестороннего развития личности;

г) целенаправленный процесс совершенствования умственной, психической и физической деятельности обучаемых.

7. Особенностями процесса воспитания являются…

в) сложность анализа результатов;

8. Особенностями процесса воспитания являются:

а) противоречия между требованиями педагога и готовностью ученика выполнить это требование;

д) противоречия между целенаправленным влиянием педагога и стихийным влиянием окружающей среды;

9. Объективно существующие связи педагогических явлений и процессов – это …

10. Движущими силами процесса воспитания являются …

а) принципы б) средства в) закономерности

г) особенности д) функции е) противоречия

11. Исходные положения, которые определяют содержание, организацию, формы и методы воспитания – это …

а) принцип б) средство в) закономерность

г) особенность д) функция е) противоречие

12. Закономерностями воспитательного процесса являются:

а) зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов среды;

б) системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;

в) единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;

г) чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс;

д) творческая активность учащихся при умелом педагогическом руководстве;

е) связь между воспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

13. Принципами воспитания являются:

а) длительность протекания процесса воспитания;

б) тесная связь воспитания с жизнью, трудом;

в) творческая активность учащихся при умелом педагогическом руководстве;

г) своеобразие форм и методов воспитания;

д) учет возрастных и индивидуальных особенностей;

е) единство педагогических требований и воспитательных воздействий.

14. Принципами воспитания являются:

а) системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;

б) воспитание в труде и для труда;

в) сочетание требовательности с уважением личности;

г) своеобразие учета и оценка результатов воспитания;

д) наличие противоречий;

е) воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.

15. В переводе с латинского наружный вид, внешнее очертание означает…

а) метод б) принцип в) форма г) средство д) прием

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">16. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внешняя сторона организации воспитательного процесса, которая связана с подрастающим поколением, временем и местом воспитания, а также порядком его осуществления – это …

17. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривается для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и т. п.), называется …

18. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривает кружковые занятия, спортивные секции и т. п., называется

а) добровольные б) обязательные

19. Совокупность способов и приемов воздействия на личность – это …

20. Совокупность педагогических средств организации жизнедеятельности человека – это...

а) метод воспитания б) принцип воспитания в) форма воспитания г) средство воспитания д) прием воспитания

21. Метод формирования сознания (в основе лежит процесс нравственного просвещения, воздействие на сознание и поведение воспитуемых) – это …

22. К разновидностям метода убеждения относятся:

а) наказание б) беседа в) диспут г) лекция

д) доклад е) конференция ж) поощрение з) требование

23. Значение методов убеждения:

б) убежденность педагога;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">самовоспитанию);

24. Общие требования к методам убеждения :

а) способствуют преодолению разрыва между сознанием и поведением;

б) убежденность педагога;

в) доверие и такт к воспитаннику;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к самовоспитанию);

д) умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять характер возникших противоречий;

е) овладение искусством убеждать.

25. Метод воспитания, который представляет собой различные способы организации деятельности учащихся в интересах накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности – это …

д) метод примера е) метод соревнования (игры)

26. К группе методов упражнения относятся…

а) требование;

в) творческая игра;

д) наказание;

е) поощрение.

27. К группе методов побуждения к положительным действиям относятся:

а) требование;

б) метод организации общественно-полезной деятельности;

в) творческая игра;

г) методы приучения к нормам общественного поведения;

д) наказание;

е) поощрение.

28. Виды и формы требование: совет, доверие, просьба, намек, одобрение, угроза и т.п. относятся к …

а) непосредственному требованию б) косвенному требованию

29. Мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку поведения, поступков (личности, коллектива) – это...

а) метод наказания б) метод практического приучения (упражнения)

в) метод поощрения г) метод убеждения

30. Метод воздействия на личность с целью осуждения неправильных поступков – это …

а) метод наказания б) метод примера

в) метод поощрения г) метод убеждения

31. Конкретное приложение методов в определенных условиях – это...

а) метод воспитания б) принцип воспитания в) форма воспитания г) средство воспитания д) прием воспитания

32. Виды приемов, относящиеся к тормозящим…

а) ирония б) организация успеха в учении

в) просьба г) параллельное педагогическое действие

д) предупреждение е) проявление возмущения

33. Виды приемов, относящиеся к созидающим:

а) нравственное упражнение б) организация успеха в учении

в) просьба г) параллельное педагогическое действие

д) предупреждение е) внимание

34. Метод воспитания, воспитательная сила которого основана на естественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей – это …

а) метод наказания б) метод практического приучения (упражнения)

в) метод поощрения г) метод убеждения

д) метод требование е) метод примера

35. Метод воспитания, который является одним из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности – это …

а) метод соревнования (игры) б) метод примера

в) метод практического приучения (упражнения) г) метод убеждения

д) метод требование е) метод критики (самокритики)

36. Метод воспитания, который представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков – это …

а) метод наказания б) метод практического приучения (упражнения)

в) метод поощрения г) метод убеждения

д) метод требование е) метод критики (самокритики)

37. Становление человека как биологического вида и как социального существа – это …

38. Социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества – это …

39. Совокупность общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) – это…

а) человек б) личность в) индивидуальность г) индивид

40. Совокупность социально-психологических особенностей (например, темперамент, характер и т.д.), которые отличают одного человека от другого – это…

а) человек б) личность в) индивидуальность г) индивид

41. Перечислить факторы развития личности…

а) наследственность, среда, самовоспитание;

б) наследственность, среда, воспитание;

в) наследственность, семья, школа;

42. Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это …

а) семья б) общество

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">43. Структура семьи, которая включает в себя соотношение между формальной властью и неформальным лидерством – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

44. Структура семьи, где наиболее важным является установление межличностных отношений – это...

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) структура власти;

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) структура коммуникации

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) ролевая структура;

45. Структура семьи, которая связана с выполнением каждым членом группы отдельных ролей, а также системой их ролевых ожиданий – это…

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) структура власти б) структура коммуникации в) ролевая структура

46. Относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидами, называется - это…

47. Удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) социальная роль б) социальный статус

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">48. Функциями семьи являются:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) конструктивная б) репродуктивная в) хозяйственно-бытовая

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г) гностическая д) воспитательная е) организаторская

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">49. Отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

50. Совпадение, сходство социальных позиций (ценностных ориентации, установок, интересов, взглядов на жизнь) – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

51. Умение уступить, терпимость, понимание того, что каждый человек имеет право на своеобразие и индивидуальность, что он не должен быть копией супруга и его собственностью и именно за это своеобразие и следует его уважать – это …

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) культура семейного общения б) семейные отношения

в) супружеская совместимость г) основное назначение семьи

52. Разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов или потребностей – это …

а) конфликт б) спор

53. Биологическими причинами детской нервности являются:

а) переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины;

в) инфекционные воздействия;

г) неправильное воспитание;

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">54. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Микросоциальными причинами детской нервности являются:

а) переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины

б) травматические воздействия;

в) инфекционные воздействия;

г) неправильное воспитание;

д) неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве.

55. Психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка, при которой не соответствует требованиям к нему – это…

а) невроз

б) нервность

в) психический инфантилизм

г) невропатия

56. Психогенное расстройство, вызванное ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. – это …

а) невроз б) нервность в) психический инфантилизм г) невропатия

57. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают робость, пассивность, замкнутость, склонность к унынию, капитуляция перед трудностями, неудачами – это …

58. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают страхи, тревожность, мнительность, нерешительность, перестраховка, педантичность, замкнутость, что свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном и рассудительном ребенке – это …

59. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость, истеричность – это …

а) истерический невроз б) астенический невроз в) невроз навязчивых состояний

60. Реакция борьбы, которая складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей – это …

61. Формам отклоняющегося поведения, которая является результатом излишней требовательности родителей – это …

а) застенчивость б) агрессивность

в) упрямство г) капризы

62. Формам отклоняющегося поведения, которая является следствием чрезмерной уступчивости его близких – это …

а) застенчивость б) агрессивность в) упрямство г) капризы

63. Все то, что окружает человека в его социальной жизни, или это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития – это …

д) социализация личности

64. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта…

а) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру

б) усвоение и воспроизводство в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода

65. Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, или процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, нормы – это …

а) общественно-исторический опыт б) социальная среда

в) деятельность человека г) общественные отношения

д) социализация личности

Целостный педагогический процесс, как уже было сказано, выполняет три взаимосвязанные функции: обучающую, воспитывающую и развивающую. Рассмотрим воспитание подробно. Оно нередко отождествляется с процессом социализации личности, однако, процесс социального развития человека понятие более широкое, чем воспитание. Социализация отражает влияние различных факторов бытия и плюс воздействие воспитательной работы в семье, школе или детском доме, колонии для преступников или трудовом коллективе, кооперативе и т.п. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности педагогом или коллективом. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом её потребностей, интересов и физиологических возможностей. Цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов. Цели воспитания следует рассматривать в нескольких аспектах:
а) формирование заинтересованности в постоянном пополнении знаний и умений, выявлению новых способов учебно-познавательной деятельности;
б) формирование мотивации и опыта деятельности т.е. стремление осознать, чем хочу заниматься? И желание трудиться прилежно, доводя дело до конца;
в) формирование культуры и опыта общения с людьми;
г) формирование субъективно-личностных предпочтений, вкусов, духовных запросов и т.п.
На достижение целей воспитания ориентированы методы воспитания, которые можно подразделить на три крупных блока:
Методы формирования сознания личности.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Методы стимулирования деятельности.
К первой группе методов относят убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, а так же метод примера. Вторая группа методов включает: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. В третью группу методов входят: соревнования, поощрения, наказание, создание ситуации успеха.
Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих аспектах: воспитание гражданское (в том числе патриотическое), нравственное, физическое; воспитание интереса к познавательной деятель-ности, трудовое, эстетическое, экологическое; воспитание умения работать в коллективе.
Теперь подробнее рассмотрим обучающую функцию педагогического процесса. Итак, обучение - это общественно - организуемый процесс постоянной передачи, предшествующими поколениями последующим, социально значимого опыта.
Обучение можно рассматривать в двух аспектах: общее образование и профессиональное обучение. В нашей стране общее образование можно получать в школе и в системе дополнительного образования (кружки, студии художественного творчества, самообразование). Профессиональное обучение организовано в средних специальных учреждениях (колледжах, училищах, техникумах) и в высших учебных заведениях (институтах, университетах, академиях). Научно-исследовательской работой занимаются в аспирантуре, докторантуре.
Высшее образование в России в настоящее время имеет достаточно стройную структуру. Все изучаемые предметы разбиты на четыре блока.
Гуманитарные науки: философия, история Отечества, психология и педагогика, социология и т.п. всего одиннадцать дисциплин. На них предлагается примерно 25% всего учебного времени.
Естественно - научные дисциплины: современная концепция естествознания, математика, информатика и т.д. На эти дисциплины предлагается 15% от всего учебного времени.
Общепрофессиональные дисциплины получают примерно 35%-40%.
Дисциплины специализации примерно 20%- 25% времени занимает в учебном процессе.
Высшее образование предполагает, что работник с таким дипломом часто становится руководителем, следовательно важно знать методы педагогического воздействия на подчиненных сотрудников. Перечислим некоторые нравственно-психологические качества, которыми должен обладать руководитель.
Изучать исполнительские и творческие возможности подчиненных, что бы учитывать их при распределении обязанностей.
Задания и распоряжения необходимо давать в спокойном тоне, сформулировать их чётко, полно и конструктивно. Важно что бы все поняли: что нужно сделать, как это сделать, какой ожидается результат. Сроки исполнения назвать сжатыми, но реальными.
Непременное условие успеха любого мероприятия - поощрение за успешную работу и высказывание замечаний за упущения и недостатки. Как правило, похвала и замечания оказывают воздействие не только на тех к кому это относится, но и на коллектив.
Добиться от исполнителей чёткой и слаженной работы поможет авторитет. Но он не обеспечивается автоматически служебным положением. Росту авторитета способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе, чувство самоконтроля и самообладания.
Основой здоровых взаимоотношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение.
В настоящее время нет устоявшейся классификации методов обучения. Особенно часто классифицируют по источнику получения ин-формации: словесный, наглядный или практический метод обучения. Но можно классифицировать по степени проявления учеником самостоятельности: объяснительно-иллюстративный (репродуктивный); частично-поисковый (частично самостоятельный); проблемный и
исследовательский методы являются наиболее самостоятельными и творческими методами получения информации с элементами руководства педагогом.

Еще по теме ЛЕКЦИЯ 15. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»:

  1. § 2. Формирование личности в процессе физического воспитания
  2. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.

Проблемы воспитания и развития неразрывно связаны. Поскольку данные процессы направлены на человека как целое, разделение данных процессов проводится с целью объяснения их сущности. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. В качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого, т.е. воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практикопреобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Направленность воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы – гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысле – целостный процесс всестороннего формирования и развития личности, включающий обучение и воспитание в узком смысле.

Воспитание в узком смысле – педагогический процесс формирования личностных качеств учащихся. Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «социализация», «индивидуализация». Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальных опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе.

Индивидуализация – это личностный аспект формирования человека в обществе, становление его собственного (и уникального) образа жизни и собственного внутреннего мира.

Существует мнение, что цель воспитания ставить бесполезно, так как воспитание развивается в соответствии с собственным планом, который воспитателю неизвестен. В противовес существующему мнению современная педагогика говорит о том, что цели воспитания ставить можно и нужно, непременно учитывая характер, содержание общественного идеала, то есть требование общества к уровню развития человека. Общественные ценности неразрывно были связаны в российском обществе с православным христианским учением. Более принятым было понятие идеала, которое шире и глубже понятия ценности, в большей степени характеризует личностное отношение к цели стремления.

Советскими педагогами была выдвинута идея всестороннего и гармоничного развития личности. Западные воспитательные системы также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть управляемым и контролируемым и приводить к проектируемым результатам.

Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений. Скрытая позиция педагога обеспечивается предоставлением ребенку личностной свободы, интересом к его внутреннему миру, уважительным стилем общения.

Общие руководящие положения, требующие последовательности действий в различных обстоятельствах, называются принципами руководства:

первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания – ориентация на ценностные отношения, то есть формирование отношений воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию), ценностным основам жизни – добру, истине, красоте;

второй принцип воспитания – принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать своё «Я», осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы. Этот принцип исключает жесткий приказ в адрес детей, предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты это сделаешь, будет тебе то-то, будет другим … Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;

третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и авторитетность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» – «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Эти принципы воспитания взаимосвязаны, не могут существовать друг без друга, реализация одного из них невозможна в оторванности от других.

Методы воспитательного воздействия – конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников.

Методы воспитания могут меняться в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими). К числу методов воспитания относятся:

Методы убеждений (внушение, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

Методы упражнений (показ образцов и примера, создание ситуации успеха, различные виды заданий в виде заданий, поручений, состязаний);

Методы оценки и самооценки с целью оценивания поступков, стимулирования деятельности (поощрение, замечания, наказание, ситуация доверия, контроля, самокритики).

Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя зрелый и преклонный возраст. Социализация не сводится только к процессу воспитания – это пожизненный процесс взаимодействия человека и общества, взаимодействие личности с различными социальными институтами.

Для формирования личности особенно опасны дефект социализации в раннем возрасте, т. е. воздействие асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур.

В процессе социализации выделяются три стадии: дотрудовая (раннее детство и период обучения); трудовая (период зрелости); послетрудовая . Как видим, социализация не сводится только к процессу воспитания молодежи – это пожизненный процесс взаимодействия человека и общества, взаимодействие личности с различными социальными институтами.

Качество и характер социализации в значительной мере определяются социальным устройством данного общества.

Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия – происходит психическое раздвоение личности. Наивысшие проявления человеческой сущности затормаживаются. Жизненный путь перестает ощущаться большинством людей как движение к личному совершенству. Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идеологизации, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений. Формируется авторитарно зависимый тип личности.

Основным качеством этого типа личности являются: конвенционизм – некритическое принятие догматических норм и правил, верноподданность; авторитарная зависимость – преклонение перед официальной властью, некритическая идеализация политических лидеров, вера в их незаменимость; авторитарная агрессивность – ненависть ко всем инакомыслящим; этноцентризм – крайняя переоценка роли своей нации во всемирно-историческом процессе, наделение других народов отрицательными качествами; ригидность, косность мышления, безапелляционность суждений, оценок, неспособность к диалогу; уверенность в «моральной чистоте» только представителей своей группы; утрата компетентности и социальной ответственности. Такова «личностная продукция» тоталитарного режима.

Часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Соотношение конформности и соблюдения норм права рассматривает А.М. Яковлев. Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо «сознательный» конформизм, когда она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка – «подчиняющийся» конформизм.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности. Специфика подобного действия социальных норм выявляется в психологическом анализе содержания и структуры внутреннего мира личности и поведения человека в ситуациях, на которые распространяется действие тех или иных социальных норм.

Высший уровень правовой социализации –правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже из чувства солидарности с правом, а по нравственной потребности совершать только правомерные действия – жить достойно.

Поведение людей в социальной группе регламентируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающих подчинение нормам группы, – социальным контролем. Широкая система мер одобрения и принуждения, вплоть до использования мер пресечения, используется для воздействия на личность в тех ее проявлениях, которые связаны с интересами социальной общины. Социальный контроль основан на сопоставлении поведения каждого человека с эталонными образцами поведения, установленными в данном обществе и основанными на всеобщем признании системы социальных ценностей.

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование-упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам.

Влияние социальной среды на личность включает и воспитание активности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что, в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.

Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т.е. воздействия социальной среды.

Люди, психологически подготовленные к возможным ударам судьбы, проявляют большую жизнеспособность. Люди, ориентированные только на «радости», нередко оказываются сломленными. Сильные личности способны перестроить себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.

Необходимо отметить особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э. Фромм. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека, Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе, и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям – важнейшая задача воспитания.

Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье

Социальное пространство как философско-социологическая категория выражает существование и взаимодействие различных сторон и моментов социального бытия, характеризует протяженность, плотность и структуру общественной формы движения материи.

Воспитательные воздействия социальной среды начинаются с момента зарождения человеческого организма. Исследования подтверждают, что от особенностей внутриутробного развития плода во многом зависит постнатальный (последующий) процесс физического и психического становления ребенка.

Появившись на свет, младенец попадает в новое физическое и социальное окружение. Чаще всего это семья. Семья для ребенка – это и физическая структура, и психологические характеристики организации жизненного процесса. Именно в семье проявляется влияние на ребенка действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации родителей. На основе ранних жизненных событий, впечатлений структурируется жизненное пространство ребенка, оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, а как чувства, ощущения, места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья для ребенка является одновременно и средою обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. В ходе семейного воспитания ребенок приучается жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения. (В данном случае семья выступает как средство социализации).

Семья обеспечивает преемственность традиций, то есть является средством передачи от поколения к поколению основных ценностных ориентаций и отношений личности (воспитательное воздействие семьи).

Кроме того, семья выступает источником и средством развития ребенка. Именно в семье с течением времени созревает не только организм ребенка, но и формируются его психические функции – внимание, память, мышление, воля, рефлексы.

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, который выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов отрицательно отражаются на воспитании детей.

Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания. Поэтому воспитание детей – не только личное дело родителей. Общество через государственные органы и общественные организации имеет возможности в известном смысле контролировать выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

Общественная направленность воспитания;

Связь воспитания с жизнью, трудом;

Опора на положительное в воспитании;

Гуманизация воспитания;

Личностный подход;

Единство воспитательных воздействий.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления педагогической работы. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления: физическое, интеллектуальное, эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, половое воспитание.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. Здесь на первый план выступает воспитание любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга.

К основным задачам семьи относятся:

Создание максимальных условий роста и развития ребенка;

Обеспечение психологической и социально-экономической защиты ребенка;

Передача опыта, создание и сохранение семьи, воспитание в ней детей и отношения к старшим;

Научение детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание имеет и свои принципы :

Гуманность и милосердие к растущему человеку;

Открытость и доверительность отношений с детьми;

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

Оптимистичность взаимоотношений в семье;

Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Главной целью семейного воспитания является формирование таких качеств, которые помогут растущему человеку достойно пройти жизненный путь. Родители являются первыми воспитателями и имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы). В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации.

На выбор методов воспитания решающее влияние оказывает педагогическая культура родителей. Именно от педагогической культуры зависит выбор средства решения воспитательных задач в семье. Это – слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, музеи и выставки, семейные праздники и т.д.

В зависимости от структур родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенной из них является простаясемья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.

Второй тип – расширенная, или сложная, семья. Она включает в себя три и более поколения, которые живут вместе и связаны между собой хозяйственными отношениями.

Если ядро семьи составляют оба супруга, такая семья называется полной. Если в составе семьи один из супругов отсутствует, это неполная семья.

В каждом из названных типов семей имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье меньше конфликтов между «отцами» и «детьми», молодое поколение более самостоятельно.

Однако в простой семье быстрее нарушаются семейные традиции, объединяющие старшее и младшее поколения. В неполных семьях усложняются условия воспитания за счет снижения материального уровня, перегрузки одного родителя, с которым остались дети. Однако в таких семьях дети, как правило, более близки эмоционально с родителями и более ответственны. Во всех типах семей родители и дети связаны естественными повседневными отношениями. Можно выделить следующие типичные модели этих отношений:

1. Семьи, уважающие детей (общая нравственная атмосфера в таких семьях характеризуется взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях).

2. Гиперопекающие семьи – в отношениях между родителями и детьми существует определенная дистанция. Родители сами решают, что нужно детям. Дети повинуются родителям, знают свое место в семье. Дети послушны, вежливы, дружелюбны, но недостаточно инициативны. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других.

3. Материально-ориентированные семьи. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. В этих семьях духовный мир родителей и детей объединен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность.

4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания, неприемлемые навыки общения.

5. Семьи, в которых осуществляется воспитание по типу «Золушки». В этих семьях ребенок эмоционально отвержен, что вдет к появлению озлобленности и невротическому поведению.

6. Антисоциальные семьи, где родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативно. В 30 % случаев ведет к антиобщественным поступкам, порокам (жестокости, озлобленности, угодничеству).

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

Взаимоотношения между супругами (их модели поведения осознанно или неосознанно воспринимаются детьми);

Пристальное внимание. Главная потребность ребенка – это внимание к нему, его проблемам, признание его значимой личностью, принятие как полноправного члена семьи;

Дисциплина; в дисциплинировании детей важно соблюдать соответствие требований возрасту, последовательность, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, а также понимание того, что ребенка любят;

Физический контакт и контакт глаз; поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку важен не только для установления взаимопонимания с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

Семейное воспитание – сложная система. Не него влияют многие факторы – наследственность и природное здоровье детей и родителей, социальное положение и материально-экономическая обеспеченность, уклад жизни, количество членов семьи и т. д.

Выделяют некоторые типы неправильного семейного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность встречаются, когда родители слишком заняты своими делами и не уделяют детям должного внимания. Поэтому дети предоставлены самим себе и их воспитанием занимаются уличные компании.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под постоянным бдительным надзором, он все время слышит строгие приказания, многочисленные запреты. Результатом является нерешительность, безынициативность, неуверенность в своих силах, неумение постоять за себя, за свои интересы.

Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть центром семьи, поклоняемым и обожаемым, чьи просьбы беспрекословно выполняются. Повзрослев, такой ребенок не в состоянии преодолеть свой эгоцентризм, не в состоянии правильно оценить свои возможности.

Воспитание по типу «Золушка», т.е. в обстановке отверженности, холодности безразличия. Ребенок чувствует, что он не любим, родители тяготятся им.

«Жестокое наказание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе. Педагоги единодушны во мнении, что страх – самый обильный источник пороков (жестокости, озлобленности, приспособленчества, угодничества).

Одним из самых недопустимых методов воспитания является метод физического наказания. Впоследствии дети, которые постоянно подвергаются физическому наказанию, часто становятся жестокими, им нравится унижать других, издеваться, бить их.

Лекция № 7

Тема: «Психологическая сущность воспитания, его критерии»

Цель: Рассмотреть воспитание в психолого-педагогическом аспекте

План лекции:

1. Воспитание как целенаправленное формирование личности. Проектирование личностного развития.

2. Психология воспитания, самовоспитания, перевоспитания. Гуманистические тенденции педагогического взаимодействия.

3. Проблема развития личности в коллективе. Педагог и взаимоотношения между детьми.

Воспитание как целенаправленное формирование личности. Проектирование личностного развития.

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействии самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания.

Вскрывая закономерности психической деятельности учащихся в условиях воспитательных воздействий, психологические основы самовоспитания школьников, психология воспитания изучает механизмы этих воздействий на формирование качеств личности.

Раскрывая психологические механизмы формирования морально-волевой сферы личности, нравственного сознания, нравственных представлений, понятий, принципов, убеждений, нравственной основы поступков, нравственных чувств, привычек и способов поведения, выражающих отношение к другим людям, обществу, психология воспитания выявляет общие законы активного «проектирования» личности растущего человека, принципы, условия и специфику организации воспитательного процесса на разных этапах современного детства.

Установление определенных законов целенаправленного формирования личности в онтогенезе обеспечивает построение научных основ воспитания детей и вместе с тем составляет базу развития психологической теории.



Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований. Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создавать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л. С. Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а, забегая вперед этого развития, вести его за собой, направлять, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний - положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе. Это определяется самим подходом отечественной психологической науки к оценке роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности, т. е. к проблеме соотношения социального и биологического в формировании личности.

Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального- решающий в понимании личности.

Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию. Признание же определяющей роли биологической природы человека ведет к утверждению, что роль общества в формировании личности сводится лишь к сглаживанию животного начала в человеке.

Отечественная психология воспитания исходит из того, что психика индивида развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими будут конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми, направленность его воспитания. Иными словами, характер формирования человека как личности определяется объективно существующей системой общественных отношений и зависит от того, как в условиях этих отношений складывается деятельность данной личности, ее взаимосвязи с другими членами общества.

Данная исходная методологическая позиция отечественной психологии отличается от позиции зарубежной психологической науки. Часть зарубежных психологов понимают под личностью «сколок» культуры, в которой вырос человек. Другие сводят личность лишь к совокупности усвоенных человеком социальных ролей. Третьи, и их большинство, утверждают, что личность генетически запрограммирована, предопределена биологически. В результате таких теоретических посылок зарубежные исследователи, устанавливая зависимости тех или иных качеств личности от обстоятельств жизни и воспитания, разрабатывая методы выявления и измерения различных личностных качеств, иначе интерпретируют источники и закономерности развития личности.

В зарубежных странах человека рассматривают как устойчивую биологическую единицу с определенной и веками заданной генетической программой. Отводя природно-биологическому началу ведущую роль в развитии личности, значительная часть зарубежных психологов утверждает, что основные психические свойства уже заложены в самой природе человека. Некоторые психологи большое место отводят природному началу и в области умственного развития личности. Примером может служить общая теория психического развития, созданная Ж. Пиаже. Известно, что в этой теории понятие интеллекта фактически однопорядково понятию психики или, во всяком случае, лежит в основе его. Вот как позиция Ж. Пиаже оценивается в книге под редакцией Дж. Брунера: «Согласно его [Пиаже] взглядам, созревание ума выглядит как нечто биологически детерминированное... Хотя Пиаже и признает, что влияния окружающей среды играют, определенную роль, это допущение, проформа».

Западные ученые также принимают и разрабатывают идею социальной природы личности. Однако в отличие от отечественных психологов западные психологи иначе понимают роль и значение социальных факторов в развитии личности. Необходимо учитывать, что ряд современных зарубежных теорий хотя и признает социальные факторы в развитии человека, но по существу понимает их натуралистически. В свое время Л.С.Выготский отмечал, что зарубежные психологи раскрывают социальное как простую разновидность биологического, действуя по простой схеме - личность ребенка социальна, но сама социальность заключается в биологическом воздействии организмов.

По мнению отечественных ученых, человек формируется как личность в социальной среде, в процессе целенаправленного воспитания.

Только общение с другими людьми в совместной деятельности является базой формирования личности. Находясь в зависимости от окружающей среды - источника удовлетворения потребностей, - человек в то же время активно воздействует на нее, сознательно преобразует ее и самого себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно сознательная активная деятельность человека - основа формирования его личности, формирования его психических особенностей.

Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью.

Ядром целостной структуры личности является мотивационная сфера ее деятельности, имеющая сложное, иерархическое строение мотивов низшего и высшего порядка. Степень обобщенности и устойчивости высших мотивов, которые не обособляют личность, а сливают ее интересы с интересами общества, создает гармонию развития, свидетельствует о сформированности личности, отвечающей нравственным нормам общества.

Становление личности, начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности - длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением - ребенком, психологические особенности личности и деятельности которого, потребности, мотивы, отношения различны на разных возрастных этапах.

Учет своеобразия отдельных возрастных периодов - необходимое условие организации воспитательного процесса. Однако учитывать - не значит приспосабливать содержание и формы воспитательной работы к уровню психического развития детей определенного возраста. Важно учитывать перспективы развития, обеспечивая формирование тех качеств личности ребенка, которые на данном этапе находятся лишь в зачаточном состоянии, но которым принадлежит будущее. Именно в этом случае и организуется процесс проектирования личности, построение которого требует, разумеется, и учета многочисленных индивидуальных потребностей личности, несомненно, влияющих на формирование ее нравственной сферы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие методов, основных принципов, средств и форм воспитания. Общие методы воспитания и их классификация. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования деятельности и поведения.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Анализ и характеристика различных методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Роль, место и значение личности воспитателя.

    реферат , добавлен 22.12.2013

    Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.

    реферат , добавлен 09.03.2010

    Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Проведение исследовательской работы по изучению организации правового воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе. Развитие правосознания личности школьника. Формирование у учащихся правовой культуры путем воспитания общественного поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Роль этического воспитания в развитии и формировании личности школьников. Нравственность учащихся как педагогическая проблема. Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора. Мораль как регулятор поведения личности.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

Воспитание как целенаправленный процесс призвано воздействовать на развитие человека. Личность как цель воспитания является предметом многочисленных исследований в педагогике.

Особенности человеческой личности связаны с индивидуальностью развития интеллектуальных способностей и спецификой врожденных качеств темперамента. Исходя из этого, способность расценивать ценности культуры, морально-нравственные аспекты у каждого человека разные. Помимо этих факторов на развитие личности влияют различные социальные институты. Воспитание призвано объединить все факторы, которые влияют на онтогенез личности в той или иной степени. Следовательно, воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности.

Связь античного и современного воспитания

Общая цель воспитания предусматривает развитие гармоничной личности. Что представляет собой это понятие?

В разные исторические эпохи трактовка гармоничного развития была своя. Она зависела от представлений общества о своеобразном идеале, к которому должен стремиться каждый человек.

Эталоном гармоничного развития в античные времена считалось оптимальное соотношение внутренних качеств и физических характеристик. Телесное и духовное должно находиться в гармонии друг с другом. Причем только таким образом, считали в древности, человек может полноценно существовать и выполнять свою миссию на земле.

Думается, что подобный идеал ближе всего для современного человека.

Однако наше общество, к сожалению, не всегда готово развиваться и совершенствоваться. Люди стремятся ограничить свое земное существование лишь заботой о насущном хлебе. В крайнем случае, они предпримут попытку воспитать детей.

Однако, как показывает практика, воспитание без собственного примера, не имеет никакой пользы. Следовательно, чтобы воспитать достойного и гармонично развитого ребенка, начинать нужно с себя. Только на собственном примере родители, воспитатели и педагоги смогут показать гармонию души и тела.

Развиваем гармонию духа

Человеку важно сформироваться как личность еще в детстве. Во взрослом возрасте сделать это будет значительно сложнее, ведь целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый специально подготовленными для этого людьми, происходит именно в детском и подростковом возрасте.

Когда человек переступает рубеж в восемнадцать лет, он считается взрослым. Предполагается, что в этом возрасте он способен отвечать за свою жизнь, поступки и их последствия, принимать решения.

Однако всегда ли взрослый человек представляет собой гармонично развитую личность? Безусловно, нет. Связано это и с недостатком воспитания в детстве, и с нежеланием совершенствоваться во взрослой жизни.

Воспитательный процесс не имеет окончания, и думающий человек имеет потребность в развитии постоянно. Как воспитать в себе гармоничную личность в зрелом возрасте?

Античные философы и современные психологи уверены, что сделать это можно, используя следующие советы:

  • Ограничьте свои потребности в разных сферах жизни. Без многих вещей, к которым мы привыкли, вполне можно обойтись. Они доставляют удовольствие, приносят комфорт, но никак не содействуют развитию.
  • Обеспечьте условия для ежедневного самоанализа. Постарайтесь каждый вечер выделять время, во время которого сможете рассуждать о том, как прошел ваш день, что было сделано, а что хотелось бы еще сделать. Тщательно разберите поступки, которые совершили в течение дня, оцените их с точки зрения нравственности и полезности.
  • Каждый вечер составляйте план действий на завтрашний день. Планирование – неотъемлемая часть развития личностных качеств. Четко спланированная деятельность поможет избежать ошибок и необдуманных действий.
  • Ставьте перед собой цели. Глобальная цель, к которой человек может двигаться всю жизнь, развиваясь и совершенствуясь, предусматривает наличие целого ряда сопутствующих. Эти цели могут меняться и корректироваться в зависимости от жизненных обстоятельств, но все они должны быть направлены на развитие личностных качеств, вести к совершенствованию и помогать достичь идеала.

  • Гармонии достигнуть может только человек с глубокими внутренними убеждениями и целями;
  • Развить личность можно только в совокупности с раскрытием душевных и физических качеств;
  • Необходимо целенаправленно и планомерно раскрывать внутренний потенциал, заложенный природой;
  • Развивать интеллектуальные способности в соответствии с душевными и нравственными потребностями;
  • Здравомыслие и самообладание, которые помогают справиться с ненужными физическими потребностями, — основные качества гармоничной личности;
  • Искать причину неудач и невезения развитая личность должна только в себе. Любая причина происходящего заложена внутри каждого человека. Ответственность за неудачи личность принимает, пытаясь разобраться в их причинах;
  • Способность к рефлексии и самоанализу – одна из главных особенностей человека, который занимается совершенствованием себя.

Гуманизм в воспитании

Современные психологи и педагоги все больше склоняются к тому, что развитие должно быть не только гармоничным, но и гуманистически оправданным. Что представляет собой гуманистическая модель развития личности?

Данная модель воспитания базируется на уникальности человека. Она предполагает наличие поиска нравственных ценностей в процессе жизнедеятельности, смысла жизни.

Главным критерием этого направления является обретение внутренней свободы, которая поможет раскрыться всем лучшим качествам личности. Достигнуть этой свободы можно только путем самоанализа, управления своими страхами и постоянным совершенствованием личностных качеств.

Перечислим основные принципы этого направления в воспитательной деятельности:

  • Каждый человек представляет собой целостный организм. Следовательно, воспитание должно это учитывать;
  • Уникальность личности предусматривает анализ не только общего поведения, но и рассмотрения каждого конкретного случая в отдельности;
  • Человеку важно постоянно взаимодействовать с социальным окружением. Он должен быть открыт обществу, а оно, в свою очередь, расположено к нему. Ощущение личности частью социума – важная психологическая деталь;
  • Человеческая жизнь должна стать неразрывным целым с личностным развитием;
  • Саморазвитие и реализация личности – часть человеческой сущности;
  • Для правильного развития необходима определенная степень свободы. Она даст возможность, руководствуясь здравым смыслом и нравственной позицией, сделать тот выбор, который необходим человеку.

Итак, исходя из гуманистических положений воспитания личности, человек – творчески активное существо, онтогенез которого происходит благодаря его индивидуальности.

Социальное окружение

Рассматривая воспитание как целенаправленный процесс, важно отметить роль социализации в деле развития личности.

Для начала нужно разобраться, почему процесс воспитания должен быть целенаправленным. Перечислим основные способы воздействия цели воспитания на развитие личности:

  • Цель представляет собой образец поведения для индивидуума;
  • С ее помощью осуществляется выбор средств и методов воспитательного воздействия;
  • Она помогает отследить результативность воспитательного процесса.

Итак, постановка целей для воспитания личностных качеств важна как для воспитателя, так и для воспитанника.

Однако на что в большей степени должны быть направлены цели воспитания? На развитие личностных качеств или же социальной ответственности человека перед обществом?

Безусловно, важны обе позиции в этом вопросе. Важно отметить невозможность существования их порознь: они дополняют и раскрывают сущность друг друга.

Мы уже говорили о важности развития личности и формировании ее внутренних качеств. Однако человек не может испытывать глубокую внутреннюю гармонию, находясь в разладе с социальным окружением.

Мы не принимаем сейчас в учет религиозные и духовные практики, которые предусматривают полный отказ от социальной жизни. Так как речь идет об обыденной жизни среднестатистического человека, то связь с обществом ему необходима не только для успешного развития, но для комфортного существования.

При этом воспитательный процесс должен проходить так, чтобы человек ощущал внутреннюю потребность в общественных отношениях, а не делал это по принуждению.

Внутреннее осознание необходимости в социальных отношениях и гражданской позиции должно стать основой добровольного и творческого подхода.

Социальные отношения должны определяться с точки зрения нравственной позиции. То есть отношение одного человека к другому должно быть равнозначным, независимым от национальности, половой принадлежности, гражданства или социального статуса.

Одной из разновидностей социализации личности является гражданская позиция. Это система социальной ориентации, которая характеризует человека в качестве гражданина своей страны. При этом важным условием правильной гражданской позиции является личная ответственность человека за происходящее в его государстве.

В процессе воспитательного воздействия важно учитывать влияние межличностных отношений, которые являются проявлением общественного сознания. Чем социальное взаимодействие глубже, тем шире возможности раскрытия потенциала гармонично развивающейся личности.

Итак, целенаправленное воспитание личности возможно при актуализации личностной позиции через включение ее в социальные связи.

Читайте также: