Последовательность этапов исторического развития человека. Эпохи развития человечества. Жизненный путь человека – совмещение этапов физического и духовного развития

Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории

Ю.И.Семенов

Основные членения истории человечества.

Теперь, когда введена целая система новых понятий, можно попытаться, пользуясь ими, нарисовать целостную картину всемирной истории, разумеется, предельно краткую.

История человечества, прежде всего, подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (Ш-П тысячелетия до н.э.), Античная эпоха (VIII в. дон.э. - V в. н.э.), Средних веков (VI-XV вв.), Новая (XVI в. -1917 г.) и Новейшая (с 1917 г.) эпохи.

Период прабщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет). Человек выделился из животного мира. Как сейчас твердо установлено, между животными предшественниками человека, с одной стороны, и людьми, какими они являются сейчас (Homo sapiens), с другой, лежит необычайно длительный период становления человека и общества (антропосоциогенеза). Люди, жившие в то время, были людьми еще только формирующимися (пралюдъми). Только еще формирующимся было и их общество. Оно может быть охарактеризовано только праобщество.

Одни ученые принимают за первых людей (пралюдей) хабилисов, пришедших на смену австралопитекам, примерно, 2,5 млн. лет назад, другие считают первыми людьми архантропов (питекантропов, синантропов, атлантропов и т.п.), сменивших хабилисов, примерно, 1,6 млн. назад. Ближе к истине вторая точка зрения, ибо только с архантропами начали формироваться язык, мышление и социальные отношения. Что же касается хабилисов, то они, как и австралопитеки, были не пралюдьми, а предлюдъми, но только не ранними, а поздними.

В основе становления человека и человеческого общества лежал процесс возникновения и развития производственной деятельности, материального производства. Возникновение и развитие производства с необходимостью потребовало не только изменения организма производящих существ, но и возникновения между ними совершенно новых отношений, качественно отличных от тех, что существовали у животных, отношений не биологических, а социальных, то есть появления человеческого общества. Социальных отношений и общества в животном мире нет. Они присущи только человеку. Возникновение качественно новых отношений, и тем самым совершенно новых, присущих только человеку стимулов поведения, было абсолютно невозможно без ограничения и подавления, без введения в социальные рамки старых, безраздельно господствующих в животном мире движущих сил поведения - биологических инстинктов. Насущной объективной необходимостью было обуздание и введение в социальные рамки двух эгоистических животных инстинктов - пищевого и полового.

Обуздание пищевого инстинкта началось с возникновением самых ранних пралюдей - архантропов и завершилось на следующей фазе антропосоциогенеза, когда на смену им 0,3-0,2 млн. лет назад пришли пралюди более совершенного вида - палеоантропы, точнее, с появлением 75-70 тыс. лет назад поздних палеоантропов. Именно тогда завершилось формирование первой формы социально-экономических отношений - разборно-коммуналистических отношений. С обузданием, постановкой под социальный контроль полового инстинкта, что выразилось в появлении рода и первой формы брачных отношений - дуально-родовой организации, что произошло 35-40 тыс. лет назад, на смену формирующимся людям и формирующемуся обществу пришли готовые сформировавшиеся люди и готовое сформировавшееся общество, первой формой которого было первобытное общество.

Эпоха первобытного (доклассового) общества (40-6 тыс. лет тому назад). В развитии доклассового общества последовательно сменились стадии раннего первобытного (первобытно-коммунистического) и позднего первобытного (первобытно-престижного) обществ. Затем наступила эпоха общества переходного от первобытному к классовому, или предклассового.

На стадии предклассового общества существовали формирующийся крестьянско-общинный (пракрестьянско-общинный), формирующийся политарный (протополитарный), нобиларный, доминарный и магнарный способы производства, причем последние два нередко образовывали один единый гибридный способ производства доминомагнарный. (См. лекцию VI "Основные и неосновные способы производства".) Они по отдельности или в разных сочетаниях определяли социально-экономический тип предклассовых социоисторических организмов.

Были общества, в которых господствовал пракрестьянско-общинный уклад, - пракрестьянские (1). В значительном числе предклассовых обществ господствующим был протополитарный уклад. Это - протополитарные общества (2). Наблюдались общества с доминированием нобиларных отношений - протоно-биларные общества (3). Были социоисторические организмы, в которых господствовал доминомагнарный способ производства, - протодоминомагнарные общества (4). В некоторых обществах сосуществовали и играли примерно одинаковую роль нобиларная и доминомагнарная формы эксплуатации. Это - протонобило-магнарные общества (5). Еще один тип - общества, в которых доминомагнарные отношения сочетались с эксплуатацией рядовых его членов со стороны особой военной корпорации, которую на Руси называли дружиной. Научным термином для обозначения такой корпорации могло бы стать слово "милития" (лат. militia - войско), а ее предводителя - слово "милитарх". Соответственно такие социоисторические организмы могут быть названы протомилито-магнарными обществами (6).

Ни один из этих шести основных типов предклассового общества не может быть охарактеризован как общественно-экономическая формация, ибо он не был стадией всемирно-исторического развития. Такой стадией было предклассовое общество, но оно тоже не может быть названо общественно-экономической формацией, ибо оно не представляло собой единого социально-экономического типа.

К разным социально-экономические типам предклассового общества вряд ли применимо и понятие параформации. Они не дополняли какую-либо общественно-экономическую формацию, существовавшую в качестве стадии мировой истории, а все вместе взятые заменяли общественно-экономическую формацию. Поэтому их лучше всего было бы именовать общественно-экономическими проформациями (от греч. про - вместо).

Из всех названных типов предклассового общества только про-тополитарная проформация была способна без влияния обществ более высокого типа превратиться в классовое общество, причем, разумеется, древнеполитарно. Остальные проформации составляли своеобразный исторический резерв.

Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.). Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила (Египет) и системы небольших политарных социо-ров в южной Месопотамии (Шумер). Так человеческое общество раскололось на два исторических мира: доклассовый, который превратился в инфериорный, и политарный, ставший супериорным. Дальнейшее развитие пошло по пути, с одной стороны, возникновения новых изолированных исторических гнезд (цивилизации Ха-раппы в бассейне Инда и Шанской (Иньской) цивилизации в долине Хуанхе), с другой - появления все новых и новых исторических гнезд по соседству с Двуречьем и Египтом и образования огромной системы политарных социоисторических организмов, охватывавшей весь Ближний Восток. Такого рода совокупность социоисторических организмов можно назвать исторической ареной. Ближневосточная историческая арена была в то время единственной. Она являлась центром мирового исторического развития и в этом смысле мировой системой. Мир разделился на политарный центр и периферию, которая была частично первобытной (включая предклассовую), частично классовой, политарной.

Древневосточным обществам был свойствен циклический характер развития. Они возникали, расцветали, а затем приходили в упадок. В ряде случаев происходила гибель цивилизации и возвращение на стадию предклассового общества (Индская и Микенская цивилизации). Это, прежде всего, было связано с присущим политарному обществу способом повышения уровня развития производительных сил - ростом продуктивности общественного производства за счет увеличения продолжительности рабочего времени. Но этот темпоральный (от лат. tempus - время), способ повышения продуктивности общественного производства в отличие от технического способа является тупиковым. Рано или поздно дальнейшее увеличение рабочего времени становилось невозможным. Оно приводило к физической деградации и даже гибели основной производительной силы - работников, следствием чего был упадок и даже гибель общества.

Античная эпоха (VIII в. до н.э. - V в. н.э.). В силу тупиковости темпорального способа развития производительных сил политарное общество было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Новая, более прогрессивная общественно-экономическая формация - античная, рабовладельческая, сер-варная - возникла в результате процесса, который был выше назван ультрасупериоризацией. Возникновение античного общества было следствием всестороннего воздействия ближневосточной мировой системы на бывшие до этого предклассовыми греческие социоисторические организмы. Это влияние давно уже подмечено историками, назвавшими этот процесс ориентализацией. В результате предклассовые греческие социоры, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протонобило-магнарной, вначале (в VIII в. до н.э.) стали доминомагнарными обществами (Архаическая Греция), а затем превратились в собственно античные, серверные. Так, наряду с двумя прежними историческими мирами (первобытным и политарным) возник новый - античный, который и стал супериорным.

Вслед за греческим историческим гнездом возникли новые исторические гнезда, в которых шло становление серварного (античного) способа производства: этрусское, карфагенское, латинское. Античные социоисторические организмы вместе взятые образовали новую историческую арену - средиземноморскую, к которой и перешла роль центра мирового исторического развития. С возникновением новой мировой системы человечество в целом поднялось на новую стадию исторического развития. Произошла смена мировых эпох: эпоха Древнего Востока сменилась Античной.

В последующем развитии, в IV в. до н.э. ближневосточная и средиземноморская исторические арены вместе взятые образовали социорную суперсистему - центральное историческое пространство (центропространство), и как следствие, стали его двумя историческими зонами. Средиземноморская зона была историческим центром, ближневосточная - внутренней периферией.

За пределами центрального исторического пространства находилась внешняя периферия, которая делилась на первобытную (включая предклассовую) и политарную. Но в отличие от эпохи Древнего Востока политарная периферия существовала в античное время в виде не изолированных исторических гнезд, а значительного числа исторических арен, между которыми возникали различного рода связи. В Старом Свете образовались восточноазиатская, индонезийская, индийская, центральноазиатская арены и, наконец, велико-степная, на просторах которой то возникали, то исчезали кочевые империи. В Новом Свете в I тысячелетии до н.э. сформировались андская и мезоамериканская исторические арены.

Переход к античному обществу был ознаменован существенным прогрессом производительных сил. Но почти весь рост продуктивности общественного производства был достигнут за счет не столько совершенствования техники, сколько увеличения доли работников в составе населения общества. Это - демографический способ повышения уровня производительных сил. В доиндустриальную эпоху возрастание числа производителей материальных благ внутри социоисторического организма без увеличения в той же пропорции всего его населения могло происходить только одним способом - путем притока извне готовых работников, причем не имеющих право иметь семьи и обзаводиться потомством.

Постоянный приток извне работников в состав того или иного социоисторического организма с необходимостью предполагал столь же систематические вырывания их из состава других социоров. Все это было невозможно без применения прямого насилия. Привлекаемые извне работники могли быть только рабами. Рассматриваемый способ увеличения продуктивности общественного производства состоял в утверждении экзогенного (от греч. экзо - снаружи, вне) рабства. Только постоянный приток рабов извне мог сделать возможным появление самостоятельного способа производства, основанного на труде такого рода зависимых работников. Впервые этот способ производства утвердился только в эпоху расцвета античного общества, в связи с чем его и принято называть античным. В главе VI "Основные и неосновные способы производства" он был назван серварным.

Таким образом, необходимым условием существования античного общества было непрерывное выкачивание человеческих ресурсов из иных социоисторических организмов. И эти иные социоры должны были относиться к типам, отличным от данного, причем предпочтительнее к обществу предклассовому. Бытие системы обществ античного типа было невозможно без существования обширной периферии, состоявшей преимущественно из варварских социоисторических организмов.

Непрерывная экспансия, которая была необходимым условием существования серверных обществ, не могла продолжаться бесконечно. Рано или поздно она становилась невозможной. Демографический способ повышения продуктивности общественного производства, также как и темпоральный, был тупиковым. Античное общество, также как и политарное, было неспособно превратиться в общество более высокого типа. Но если политарный исторический мир продолжал существовать чуть ли не до наших дней и после схода с исторической магистрали в качестве инфериорного, то античный исторический мир исчез навсегда. Но, погибая, античное общество передало эстафету иным обществам. Переход человечества на более высокую стадию общественного развития снова произошел путем, который выше был назван формационным сверхвозвышением, или ультрасупериоризацией.

Эпоха Средних веков (VI-XV вв.). Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демо-социальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а именно протомилитомагнарной, на обломки западно-римского геосоциального организма. В результате на одной и той же территории часть людей жила в составе демосоциальных предклассовых организмов, а другая - в составе наполовину разрушенного классового геосоциального организма. Такое сосуществование двух качественно отличных социально-экономических и других общественных структур не могло продолжаться слишком долго. Должно было произойти либо разрушение демосоциальных структур и победа геосоциальных, либо распад геосоциальных и торжество демосоциальных, либо, наконец, синтез тех и других. На территории погибшей Западной Римской империи произошло то, что историки называют романо-германским синтезом. В результате его родился новый, более прогрессивный способ производства - феодальный и соответственно новая общественно-экономическая формация.

Возникла западноевропейская феодальная система, которая стала центром всемирно-исторического развития. На смену Античной эпохе пришла новая - эпоха Средних веков. Западноевропейская мировая система существовала как одна из зон сохранившегося, но при этом перестроившегося центрального исторического пространства. В это пространство в качестве внутренней периферии входили византийская и ближневосточная зоны. Последняя в результате арабских завоеваний VII-VIII вв. значительно увеличилась, включив часть византийской зоны, и превратилась в исламскую зону. Затем началось расширение центрального исторического пространства за счет территории Северной, Центральной и Восточной Европы, заполненной предклассовыми социоисторическими организмами, которые тоже относились к той же проформации, что и германские предклассовые общества, - протомилитомагнарной.

Эти общества, одни под воздействием Византии, другие - Западной Европы, стали превращаться и превратились в классовые социоисторические организмы. Но если на территории Западной Европы произошла ультрасупериоризация и появилась новая формация - феодальная, то здесь имел место процесс, который выше был назван литерализацией. В результате его возникли две близкие общественно-экономические параформации, которые, не вдаваясь в подробности, можно условно охарактеризовать как парафеодальные (от греч. пара - возле, около): к одной относились социоры Северной Европы, к другой - Центральной и Восточной. Возникли две новые периферийные зоны центрального исторического пространства: североевропейская и центрально-восточноевропейская, в состав которой вошла и Русь. Во внешней периферии продолжали существовать первобытные общества и те же самые политарные исторические арены, что и в античную эпоху.

В результате монгольского завоевания (XIII в.) Северо-Западная Русь и Северо-Восточная Русь, вместе взятые, оказались вырванными из центрального исторического пространства. Центрально-восточноевропейская зона сузилась до центрально-европейской. После избавления от татаро-монгольского ига (XV в.) Северная Русь, получившая в последующем название России, вернулась в центральное историческое пространство, но уже в качестве особой ее периферийной зоны - российской, которая в последующем превратилась в евразийскую.

Новое время (1600-1917 гг.). На грани XV и XVI вв. на территории Западной Европы начал формироваться капитализм. Западноевропейская феодальная мировая система сменилась западноевропейской же капиталистической системой, которая стала центром всемирно-исторического развития. За Средними веками последовало Новое время. Капитализм развивался в эту эпоху как вовнутрь, так и вширь.

Первое выразилось в вызревании и утверждении капиталистического уклада, в победе буржуазных социально-политических революций (Нидерландской XVI в., Английской XVII в., Великой Французской XVIII в.). Уже с возникновением городов (Х-ХII вв.) западноевропейское общество вступило на единственный путь, который был способен обеспечить в принципе беспредельное развитие производительных сил - роста производительности труда за счет совершенствования техники производства. Технический способ обеспечения роста продуктивности общественного производства окончательно возобладал после промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в.

Капитализм возник в результате закономерного развития предшествовавшего ему общества только в одном месте земного шара - в Западной Европе. В результате человечество разделилось на два основных исторических мира: мир капиталистический и мир некапиталистический, включавший в себя первобытные (в том числе предклассовые), политарные и парафеодальные общества.

Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие вширь. Капиталистическая мировая система постепенно втянула в орбиту своего влияния все народы и страны. Центральное историческое пространство превратилось во всемирное историческое пространство (миропространство). Вместе с формированием всемирного исторического пространства шло распространение капитализма по всему миру, становление всемирного капиталистического рынка. Весь мир стал превращаться в капиталистический. Для всех социо-исторических организмов, отставших в своем развитии, независимо от того, на какой стадии эволюции они задержались: первобытной, политарной или парафеодальной, стал возможным только один путь развития - к капитализму.

Эти социоры не просто получили возможность миновать, как любили у нас говорить, все стадии, которые лежали между теми, на которых они находились, и капиталистической. Для них, и в этом вся суть дела, стало невозможным не миновать все эти ступени. Таким образом, когда человечество в лице группы передовых социоисторических организмов достигло капитализма, то все остальные магистральные стадии стали пройденными не только для этих, но в принципе и для всех прочих обществ, не исключая и первобытных.

Уже давно модным стало критиковать европоцентризм. В этой критике есть определенная доля истины. Но в целом европоцентристский подход к всемирной истории последних трех тысячелетий существования человечества совершенно оправдан. Если в Ш-II тысячелетиях до н.э. центр мирового исторического развития находился на Ближнем Востоке, где образовалась первая в истории человечества мировая система - политарная, то, начиная с VIII в. до н.э., магистральная линия развития человечества идет через Европу. Именно там все это время находился и перемещался центр мирового исторического развития, там последовательно сменились остальные три мировые системы - античная, феодальная и капиталистическая.

То обстоятельство, что смена античной системы феодальной, а феодальной - капиталистической имела место только в Европе, и легло в основу взгляда на эту линию развития как на одну из множества региональных, как на чисто западную, чисто европейскую. В действительности же это магистральная линия развития человечества.

Неоспоримо мировое значение образовавшейся в Западной Европе буржуазной системы, которая к началу XX в. втянула в сферу своего воздействия весь мир. Сложнее обстоит дело с ближневосточной политарной, средиземноморской античной и западноевропейской феодальной системами. Ни одна из них не охватывала своим влиянием весь мир. И степень их воздействия на отстававшие в своем развитии социоисторические организмы была значительно меньшей. Однако без ближневосточной политарной системы социоисторичес-ких организмов не было бы античной, без античной не было бы феодальной, без феодальной не возникла бы капиталистическая. Только последовательное развитие и смена этих систем смогли подготовить появление в Западной Европе буржуазного общества и тем сделать не только возможным, но и неизбежным движение всех отставших социоисторических организмов к капитализму. Тем самым, в конечном счете, существование и развитие этих трех систем сказалось на судьбе всего человечества.

Таким образом, историю человечества ни в коем случае нельзя рассматривать как простую сумму историй социоисторических организмов, а общественно-экономические формации - как одинаковые стадии эволюции социоисторических организмов, обязательные для каждого из них. История человечества есть единое целое, а общественно-экономические формации, прежде всего, являются стадиями развития этого единого целого, а не отдельных социоисторических организмов. Формации могут быть стадиями в развитии отдельных социоисторических организмов, а могут не быть ими. Но последнее ни в малейшей степени не мешает им быть стадиями эволюции человечества.

Начиная с перехода к классовому обществу, общественно-экономические формации как стадии всемирного развития существовали в качестве мировых систем социоисторических организмов того или иного типа, систем, являвшихся центрами всемирно-исторического развития. Соответственно и смена общественно-экономических формаций как стадий мирового развития происходила в виде смены мировых систем, которая могла сопровождаться, а могла и не сопровождаться территориальным перемещением центра мирового исторического развития. Смена мировых систем влекла за собой смену эпох всемирной истории.

В результате воздействия западноевропейской мировой капиталистической системы на все остальные общества мир в целом к началу XX в. превратился в суперсистему, состоящую из капиталистических, формирующихся капиталистических и только что вступивших на путь капиталистического развития социоисторических организмов, которую (суперсистему) можно назвать международной капиталистической системой. Общей тенденцией эволюции было превращение всех социоисторических в капиталистические.

Но было бы ошибочным полагать, что это развитие вело к прекращению деления человеческого общества в целом на исторический центр и историческую периферию. Центр сохранился, хотя и несколько расширился. В него вошли в результате "пересаживания" капитализма США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, в результате формационного возвышения (супериоризации) страны Северной Европы и Япония. Как следствие мировая капиталистическая система перестала быть только западноевропейской. Поэтому ее теперь предпочитают называть просто западной.

Все остальные социоисторические организмы образовали историческую периферию. Эта новая периферия существенно отличалась от периферии всех предшествующих эпох развития классового общества. Во-первых, она вся была внутренней, ибо входила во всемирное историческое пространство. Во-вторых, она вся была зависимой от центра. Одни периферийные социоры стали колониями центральных держав, другие оказались в иных формах зависимости от центра.

В результате воздействия западного мирового центра в страны, лежащие за его пределами, стали проникать буржуазные отношения, вследствие зависимости этих стран от центра капитализм в них приобрел особую форму, отличную от капитализма, существовавшего в странах центра. Этот капитализм был зависимым, периферийным, не способным к прогрессивному развитию, тупиковым. Подразделение капитализма на две качественно отличные формы было открыто Р. Пребишем, Т. Дус-Сантусом и другими сторонниками теорий зависимого развития. Р. Пребишем была создана первая концепция периферийного капитализма.

Имеются все основания полагать, что капитализм центра и капитализм периферии представляют собой два родственных, но тем не менее различных способа производства, первый из которых можно назвать ортокапитализмом (от греч. ортос - прямой, подлинный), а второй паракапитализмом (от греч. пара - возле, около). Соответственно страны центра и страны периферии относятся к двум разным социально-экономическим типам общества: первые к ортокапиталистической общественно-экономической формации, вторые - к паракапиталистической общественно-экономической параформации. Тем самым они принадлежат к двум разным историческим мирам. Таким образом, воздействие системы супериор-ных капиталистических организмов на инфериорные за редким исключением имела результатом не супериоризацию, а латерализацию.

Суть отношения между двумя составляющими международной капиталистической системы: ортокапиталистическим центром и паракапиталистической периферией заключается в эксплуатации государствами, входящими в центр, стран, образующих периферию. На это обратили внимание еще создатели теорий империализма: Дж. Гобсон (1858-1940), Р. Гильфердинг (1877-1941), Н.И. Бухарин (1888-1938), В.И. Ленин (1870-1924), Р. Люксембург (1871-1919). В последующем все основные формы эксплуатации периферии со стороны центра были детально рассмотрены в концепциях зависимого развития.

К началу XX в. в состав зависимых от центра, а тем самым и эксплуатируемых им стран окончательно вошла Россия. Так как к началу XX в. капитализм в Западной Европе окончательно утвердился, то эра буржуазных революций для большинства ее стран ушла в прошлое. Зато для остального мира и, в частности, для России, наступила эпоха революций, но иных, чем на Западе. Это были революции, имевшие своей объективной целью уничтожение зависимости от ортокапиталистического центра, направленные одновременно против и паракапитализма, и ортокапитализма и в этом смысле антикапиталистические. Первая их волна пришлась на первые два десятилетия XX в.: революции 1905-1907 гг. в России, 1905-1911 гг. в Иране, 1908-1909 гг. в Турции, 1911-1912 гг. в Китае, 1911-1917 гг. в Мексике, 1917 г. в России.

Новейшее время (1917-1991 гг.). В октябре 1917 г. в России победила антикапиталистическая рабоче-крестьянская революция. В результате зависимость этой страны от Запада была уничтожена и она вырвалась из периферии. В стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм вообще. Но вопреки чаяниям и надеждам и руководителей, и участников революции социализм в России не возник: слишком был низок уровень развития производительных сил. В стране сформировалось классовое общество по ряду черт сходное с древним политарным, но отличное от него по своей технической базе. Старое политарное общество было аграрным, новое - индустриальным. Древний политаризм был общественно-экономической формацией, новый - общественно-экономической параформацией.

На первых порах индустрополитаризм, или неополитаризм, обеспечил быстрое развитие производительных сил в сбросившей путы зависимости от Запада России. Последняя из отсталого аграрного государства превратилась в одну из самых мощных индустриальных стран мира, что в последующем обеспечило СССР положение одной из двух сверхдержав.

В результате второй волны антикапиталистических революций, имевшей место в странах периферии в 40-х годах XX в., неополитаризм распространился за пределы СССР. Периферия международной капиталистической системы резко сузилась. Оформилась огромная система неополитарных социоисторических организмов, которая приобрела статус мировой. Но не перестала быть мировой и западная капиталистическая система. В результате на земном шаре стали существовать две мировые системы: неополитарная и ортокапиталистическая. Вторая была центром для стран парака-питалистических, периферийных, которые вместе с ней образовывали международную капиталистическую систему. Такая структура нашла выражение в ставшем в 40-50-х гг. в. столь привычным делением человечества на три мира: первый (ортокапиталистический), второй ("социалистический", неополитарный) и третий (периферийный, паракапиталистический).

Современность (с 1991 г.). В результате контрреволюции конца 80-х - начала 90-х гг. Россия, а вместе с ней большая часть неополитарных стран, вступила на путь реставрации капитализма. Неополитарная мировая система исчезла. Тем самым исчезло и характерное для предшествующей эпохи сосуществование двух мировых центров. На земном шаре снова оказался лишь один центр - ортокапиталистический, причем теперь он не расколот, как это было до 1917 г. и даже до 1945 г., на враждующие лагеря. Ортокапита-листические страны сейчас объединены под главенством одного гегемона - США, что резко повышает значение центра и возможность его влияния на весь мир. Все неополитарные страны, вступившие на путь капиталистического развития, снова оказались в зависимости от ортокапиталистического центра, снова вошли в состав его периферии. В результате капитализм, который стал в них формироваться, с неизбежностью приобрел периферийный характер. Как следствие они тем самым оказались в историческом тупике. Сравнительно небольшая часть неополитарных стран выбрала иной путь развития и сохранила независимость от центра. Наряду с зависимой периферией в мире существует независимая периферия (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, Белоруссия). В нее входят также Иран и Ирак.

Кроме объединения центра вокруг США, что означало возникновение ультраимпериализма, произошли и другие изменения. Сейчас в мире развернулся процесс, который получил название глобализации. Он означает возникновение на Земле глобального классового общества, в котором положение господствующего эксплуататорского класса занимают страны ортокапиталистического центра, а положение эксплуатируемого класса - страны периферии. Становление глобального классового общества с неизбежностью предполагает создание глобальным господствующим классом глобального же аппарата принуждения, насилия. Возникла знаменитая "семерка" как мировое правительство, Международный валютный фонд, Всемирный банк как инструменты экономического закабаления, а НАТО стало особым отрядом вооруженных людей, имеющим целью держать периферию в повиновении, подавлять всякое сопротивление центру. Одна из главных задач, стоящих перед центром, заключается в ликвидации независимой периферии. Первый удар, который был нанесен по Ираку, не привел к достижению поставленной цели, второй, нанесенный по Югославии, не сразу, но увенчался успехом.

Ни Россия, ни другие зависимые периферийные страны никогда не смогут добиться подлинного прогресса, не смогут покончить с той нищетой, в которой сейчас находится подавляющее большинство их населения, без освобождения от зависимости, без уничтожения паракапитализма, что невозможно без борьбы против центра, против ортокапитализма. В глобальном классовом обществе с неизбежностью началась и будет обостряться глобальная классовая борьба, от исхода которой зависит будущее человечества.

Эта борьба приобретает самые различные формы и ведется далеко не под одинаковыми идейными знаменами. Объединяет всех борцов против центра неприятие глобализма и соответственно капитализма. Антиглобалистские движения являются одновременно и антикапиталистическими. Но антиглобализм проявляется в разных видах. Одно, из течений, которое принято именовать просто антиглобалистским, идет под светскими знаменами. Антиглобалисты протестуют против эксплуатации центром стран периферии и в той или иной форме ставят вопрос о переходе от капитализма к более высокой стадии общественного развития, которая бы сохранила и усвоила все достижения, которые были достигнуты при буржуазной форме организации общества. Их идеал лежит в будущем.

Другие течения осознают борьбу против глобализации и капитализма как борьбу против западной цивилизации, как борьбу за сохранение традиционных форм жизни народов периферии. Наиболее мощным из них является движение, идущее под знаменем исламского фундаментализма. Для его сторонников борьба против глобализации, против зависимости от Запада становится и борьбой против всех его достижений, включая экономические, политические и культурные: демократию, свободу совести, равенство мужчин и женщин, всеобщую грамотность и т.п. Их идеал - возвращение к Средневековью, если не к варварству.

Виталий Ашер

История человечества как результат развития желаний

Размышляя над разгадкой цели человеческого бытия, ученые, философы выдвигали разные противоречивые гипотезы, и все же остается неразрешимой проблема – развивается ли человечество по некой программе или его путь стихиен и не имеет конечной цели.

Существуют несколько подходов к интерпретации исторического процесса. Историю рассматривают как последовательность событий , династий, войн и законодательств. В таком виде историю, как правило, преподают в школах.

Широко известен марксистский экономический подход, согласно которому ход истории определяется способом производства товаров. Способ производства влечет за собой изменение социальных институтов страны – ее идеологии, этики, морали.

Зигмунд Фрейд основал метод, который объясняет историю как результат подавления подсознательных импульсов. Подход увязывает формы культуры, как производные от успеха управления импульсов.

О.Шпенглер и А.Тойнби рассматривают схемы развития цивилизации. Длительность жизни цивилизации, по их мнению, зависит от тех идей и идеалов, на которых она основана. Такое постижение истории стремится вскрыть внутренние источники развития социумов, пытаясь обнаружить присущие им черты.

Прогресс науки и технические достижения не привели человечество к уверенности в своем будущем. Напротив, наша жизнь наполнена предчувствием катастрофы, мы осознаем экологическую опасность, грозящую планете. В этой противоречивости существования скрывается нечто загадочное, некая тайна предназначения человека, когда рост эгоистического желания встает на пути его безграничного стремления к совершенствованию бытия и творческому росту. Он, овладевающий законами природы, расширивший границы познания вселенной, тщетно пытается понять смысл своего существования.

В современном мире заметнее проявляются противоречивые свойства натуры человека, многогранность его натуры. Логическая обработка, обобщение фактического материала наблюдений и эмпирических исследований позволяет проникнуть в глубину содержания, выявить закономерность развития. В своем описании исторического процесса мы попытались использовать макро-антропологический подход на основе науки каббала. Этот подход к изучению взаимодействия системы «человек-природа» в настоящее время приобретает большое значение, как междисциплинарное средство изучения целостных явлений природы, общества, группы и личности.

Можно сказать, что предметом нашего исследования является изучение и описание наиболее эффективных форм взаимодействия людей в обществе, которые бы самым оптимальным образом способствовали процессу естественного развития человека, природы и общества, приводили к созданию условий для формирования и развития оптимальной формы сосуществования внешних и внутренних сил развития природы.

Человечество развивается постепенно, и силой его развития является растущий в нем эгоизм. Если бы в людях не развивался эгоизм, прошлое поколение ничем не отличалось бы от настоящего, подобно тому, как мы наблюдаем это у животных. Эгоистическое желание является сущностной природой творения на всех его уровнях – это единственное, что было создано в акте сотворения мироздания. Мы назвали его «желанием получать наслаждение» или «эгоизмом».

Эгоистическое желание эволюционирует только в человеке, тогда как во всех остальных частях творения (неживой, растительной, животной) оно неизменно. Именно возрастающие желания получения новых наслаждений и нахождение способов их удовлетворения и определяют уровень развития цивилизации и всего того, что мы называем словом «прогресс». Благодаря тому, что в нас постоянно растут желания, человечество движется вперед. Эгоизм развивается вдоль временной оси постепенно и беспрестанно: он увеличивается количественно, и по мере роста обращается в качественно иные желания.

Макро-антропология разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней, каждый из которых развивает именно свой вид наслаждения:

1. первичные желания – телесные (пища, кров, продолжение рода);

2. стремление к богатству;

3. стремление к почету, власти и славе;

4. жажда знаний;

5. духовный уровень – стремление постичь смысл жизни, замысел творения.

Эти уровни последовательно проявляются в человеке в течение тысяч лет и образуют стадии развития человечества.

Первичные желания называются также «животными желаниями», поскольку они присущи и животным. Даже находясь в полной изоляции, человек испытывает голод и половое влечение. Желания богатства, власти и знаний – это уже «человеческие желания», так как возникают под влиянием социальной среды, и для их удовлетворения человек должен находиться в обществе себе подобных, что позволяет формировать классы и всевозможные иерархические структуры.

В свете данной концепции обзор таких сфер человеческой деятельности, как культура, образование, наука и технология, подводит нас к выводу о том, что именно развивающийся в человеке эгоизм породил все наши идеи, изобретения и новшества. В сущности, они представляют собой лишь «технические инструменты», «средства обслуживания», созданные человеком исключительно для того, чтобы удовлетворять потребности, возникающие под давлением желания получать .

Рамки развития

Все развитие человечества подобно развитию одного человека, проходящего этапы детства, юношества и зрелости – когда он уже действительно использует изначально заложенный в себе потенциал.

Разберем характерные отличия каждого из трех этапов. Прежде всего, следует помнить, что развитие человечества базируется на развитии и актуализации внутренних потребностей , т.е. на росте эго. Чем больше эго, тем больше потребности, что является стимулом развития интеллекта и способности более глубокого восприятия окружающей реальности.

Рассмотрим коротко этапы развития истории. Даты здесь даны приблизительно, только чтобы очертить основные этапы:

1 .Первичные желания ( 4500 – 1200 гг. до н. э.)

4500–2400 до н. э. Цивилизация Шумер и Акад

2000–1200 до н. э. Вавилонская империя. Эпоха патриархов

На протяжении первого периода человечество в целом было погружено исключительно в насущные телесные желания. Более развитые человеческие желания, устремленные к власти, почестям и знаниям, раскрывались лишь у одиночек. Поэтому достигнутое на данном этапе развитие представляет собой запас накопленных впечатлений от трудностей существования и не более. На протяжении веков человечество развивалось неосознанно.

В конце этого периода родился Авраам – первый, кто постиг интегральную картину природы. Его достижение символизирует переход к следующему этапу развития.

2 . Стремление к богатству (1200 г. до н. э. – 200 г. н. э.)

1200–600 Ассирийская империя. Основание Израиля

500–300 Персидская империя

400–300 Македонская империя

100 до н.э.–200 н.э. Римская империя. Зарождение христианства

На протяжении второго периода растет мощь эгоизма , в результате чего человечество поэтапно обретает структуру народов и государств. Пик этого развития приходится на время, когда расцветают и рушатся великие империи – Греция и Рим, а мир захлестывают войны.

3. Стремление к почету, власти и славе (200-1500)

200–600 упадок цивилизации

600–1000 Мусульманская империя

800–1100 мрачный период средневековья

1100–1300 Крестовые походы

1300–1500 Возрождение

Новые идеи не появляются на пустом месте. Они взрастают только на хорошо подготовленной интеллектуальной почве. Достижения научной мысли, утраченные во времена упадка греческой цивилизации, получили возрождение в 12-15 веках благодаря работам Авраама Бар Хия, Ибн Латифа, Раймонда Луллия, Иммануэля Бонфиса, Пико дела Мирандола.

В это время были переведены на латынь с иврита, греческого и арабского важные научные сочинения. Ибн Литиф и Луллий пытались представить единую систему наук.

В период с 1320 до 1520 год Италия стала центром гуманистического обновления. Леонардо да Винчи, Беллини, Петрарка, Боккаччо, Тициан, Микеланджело и другие оказались способны воплотить новые стремления общества.

Возрождение освободило людей от старых представлений о мире, заставляло их думать по-другому и менять установленный порядок вещей. На рубеже этих этапов зарождается бурный рост науки.

4. Жажда знаний (1500–1995)

1500–1700 Реформация. Наука и техника

1700–1800 Рост индустрии

1800–1900 Промышленная революция

1900–2000 Мировые войны

Этот период характеризуется ускоренным развитием желания знаний. Революционные труды Спинозы и Рене Декарта способствовали рождению современной науки.

Именно в это время появляется реформатор религии Мартин Лютер, критический мыслитель, идеи которого взволновали Европу того времени.

Новое мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники. Открытия следовали одно за другим, так что практически за два последних столетия окружающий нас материальный мир изменился до неузнаваемости. Однако технический прогресс не привел к желаемому решению проблем глобального социума.

5.Духовный уровень (1995–)

Приблизительно с 1995 года в человечестве начала проявляться потребность в духовном наполнении. Духовная потребность – это не религиозное понятие. Это необходимость поддержания равновесия с природой. А поскольку природа альтруистична, а человек нет, то возникает несоответствие, которое человек чувствует как страдания.

Выход на вершину пирамиды – это не конец развития, а начало нового мира. Это переход системы на следующий этаж, где вектор сил в человеке меняется и открываются такие возможности, о которых он и не подозревал. Т.е. человечество, реализовавшее последнюю потребность, не переходит в состояние, в котором исчезают крупные потребности. Наоборот, реализовав последнюю эгоистическую потребность, оно переходит в состояние непрерывной реализации первой альтруистической потребности.

В свое время знаменитый писатель античности Овидий сказал: “Тем, что мы были и что мы сегодня, завтра не будем уже”. Стремительное развитие технического прогресса, которое произошло благодаря склонности человека излагать, воплощать свои мысли в реальной жизни, – прямое тому доказательство. Время идет, мир меняется, а вместе с ним человеческое познание окружающей среды, собственных ресурсов становится глубже.

Основные этапы развития человечества определяются: наукой, психологами, теоретиками мировых религий. Чем-то они отличаются, многим совпадают, но человек – это отдельная структура, которая не может подстроиться под уставленные стандарты, ведь его цель – беспрерывное познание, усовершенствование.

Развитие человека как предмет исследований науки

На сегодняшний день, существует много теорий об возникновении, развитии человеческого рода. Наука твердит, что современные представители всех народностей произошли от обезьян. Со стадии примата люди продвинулись до современного уровня развития. Произошло так, потому что вначале возникла необходимость обустроить свою жизнь так, чтобы было, что поесть, чем согреться, где жить – это были цели, достижение которых людям удалось. Со временем они осознали что этого мало, можно придумать что-то лучше, а если это удастся, жизнь станет еще легче, комфортнее.

Только после создания определенных, соответствующих потребностям людей условий жизни они начали думать об взаимоотношениях, духовном развитии. Для такого прогресса потребовались не сотни и даже не тысячи лет. Поиски себя, умение создавать отношения в социуме, правильно делать свою работу, излагать мысли – это то что создало людей, которых все привыкли видеть ежедневно. И слова: “Труд сделал из обезьяны человека” нашли свое применение в 21 веке. Современный человек не собирается останавливаться на достигнутом, ведь движение вперед – это то что дает стимул жить, трудится, радоваться каждому новому дню.

Период жизни человека от А до Я – постепенное познание мира

Современные психологи, представители разных научных групп разделили этапы развития человека на конкретные временные отрезки. Эти периоды можно структурировать следующим образом:

  • Возраст младенца;
  • Период осознания своего “Я”;
  • Дошкольный возраст;
  • Период школьника;
  • Этап подростка;
  • Временной отрезок юности;
  • Полное взросление во всех смыслах;
  • Зрелый возраст или период мудрости.

Возраст младенца – первый этап развития человеческой личности. Маленький ребенок не осознает своей личности, не представляет себе жизни без других людей – особенно матери. Длится он мало – пока маленький человек не сделает самостоятельно хотя бы один шаг.

Период осознания своего “Я” – этап, на котором человек осознает, что он может делать то, что ему нужно, самостоятельно, является личностью, у которой свои запросы. Если его требования не удовлетворяются, он сделает это самостоятельно, будет твердо настаивать на своем. Данный период предполагает частичное знакомство с миром, формирование основных принципов восприятия жизни ребенком.

Дошкольный возраст – этап развития личности, который очень сильно зависит от влияния внешнего мира – в основном людей, которые окружают ребенка каждый день. Здесь родители должны осознавать всю важность своего воздействия на ребенка. Необходимо подметить его таланты, склонности, желания, дать возможности полноценно развиваться, научить правилам нахождения в социальной среде. Это период, который выступает в роли подготовительного процесса. По его окончании жизнь личности становится частично самостоятельной, маленький человек должен научиться нести ответственности за свои поступки, делать все старательно, общаться на равных со сверстниками, находить общий язык со взрослыми людьми.


Период школьника
– прекрасное время, которое дает возможность получить основные жизненные знания, стать ориентиром в будущей жизни, помочь определиться с видом деятельности, нравственными устоями. На данном этапе интенсивно развиваются умственные способности, ведь еще А.П. Чехов, в свое время, подметил: “Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь” – что говорит о том, что временной период, проведенный в школе, важен. Базовые школьные знания дают путевку в жизнь, осознание своего любимого занятия, выявления, что у человека лучше всего получается.

Этап подростка – это период, который постепенно переносит человека из школьной жизни в прекрасное время юности. Это сложный возраст, который требует повышенного внимания со стороны взрослых людей, терпения, понимания. Человек стоит на грани выбора между добром и злом, должен приблизительно определиться с видом деятельности, которому хочет посвятить свою жизнь.

Временной отрезок юности – короткий этап жизни, который дет возможность насладиться прелестями этого мира, полной мерой подготовиться ко взрослой жизни, созданию семьи. В это время люди влюбляются, учатся любимому виду деятельности, познают возможности мира.

Полное взросление личности во всех смыслах – самый длительный период человеческой жизни. На его протяжении человек строит свою личную жизнь, взаимоотношения на работе. Человек старается воспитать собственных детей в правильном русле, отрегулировать свои семейные отношения, стать для окружающих авторитетом, узнать глубже основные принципы жизни.

Зрелый возраст или период мудрости – пора, когда большая часть жизни уже позади. Благодаря многолетней практике в плане работы, воспитания, личностного роста человек может научить чего-то молодое поколение, но не забывать в дальнейшем активно развиваться. На данном этапе видны все ошибки молодости, делаются определенные выводы.

Жизненный путь человека – совмещение этапов физического и духовного развития

Этапы человеческого становления в физическом плане важные, но не основные. Каждый стремится к духовному усовершенствованию, развитию мощных умственных возможностей. Когда-то были сказаны очень умные слова: “ Прогресс наук и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” и они справедливы, ведь без человеческого ресурса техническое развитие не имеет никакой ценности. Кстати, можно высвободить у себя значительный ресурс, избавившись от ментального груза проблем. Достаточно быстро и качественно это позволяет сделать вот эта система .

Если человек не развивается духовно, он не способен ни понять, ни поддержать как себя, так и другого; становится затруднительно адекватно оценить ситуацию, разобраться в ней. Основные закономерности Вселенной – чтобы что-то взять необходимо отдать. Тратя свое время на самоусовершенствование, человек приобретает разум, становится авторитетом в глазах других, способен найти адекватный выход из любой ситуации. Процесс познания себя, окружающего мира дает человеку следующие привилегии:

  • Возможность самостоятельно управлять своей судьбой, корректировать ее сюрпризы;
  • Программирование собственного организма на позитивный настрой, что дает возможность из любой ситуации выбраться правильно;
  • Шанс достигнуть высот в плане карьеры, стать примером в семье;
  • Духовная гармония внутри себя, полное взаимодействие с окружающим миром.

Вы можете избавиться от многих проблем и ускорить процесс саморазвития благодаря специальной системе (ознакомьтесь). Такая практика необходима на протяжении длительного времени, путь духовного познания достаточно тяжелый, трудоемкий, но интересный и полезный. В процессе тяжелого духовного и умственного труда достигается определенный уровень понимания Вселенной, в жизни начинается новый этап, когда человек может стать примером для других. Развитие такого уровня приближает каждого, кто его практиковал долгие годы, к совершенству, он умеет по-другому смотреть на жизнь, решать свои проблемы, какими сложными бы они ни были, уравновешенно и спокойно.

Человек, знающий, что где-то есть высшая сила, которая заботится о нем, защищает, ведет жизненным путем, чувствует себя уверенным, способным покорить любые вершины. На основных этапах развития сознания и физических показателей природа дала человеку физическую силу, но не освободила от эмоциональной зависимости, чем и можно объяснить потребность в поддержке, сопровождении. Людей, которые не поддаются влиянию эмоциональных волн, найти практически невозможно. Но процесс развития движется вперед, возможно, скоро человек будет совершенно самостоятельным во всех смыслах. Пока этого не случилось, в социуме предполагается полное взаимное действие между людьми, которые могут быть полезными друг другу.

Развитие человека, по мнению психологов и ученых, не закончится до тех пор, пока он жив. То же самое касается целых стран, отдельных народов. Человеческая сила и ум будут стремиться вперед пока будет существовать жизнь на планете Земля. Многие говорят о том, что возможности человеческого мозга безграничны. Это теория, которая проверяется годами и еще длительное время будет в статусе теоремы. Насколько долго и прогрессивно может развиваться человечество, покажет время.

Рассматривая общество как систему, мы уже отмечали такое его свойство, как способность к изменению, развитию. О постоянной смене состояний, форм организации общественной жизни, образа жизни людей свидетельствует историческое прошлое человечества. Издавна предпринимались попытки не только описать историю, но и осмыслить, истолковать события и явления прошлого, увидеть на уникальным общее, повторяющееся. Интерес к прошлому не случаен: он помогает понять нам сегодняшний день и заглянуть в завтрашний. Но постижение истории, как вы уже знаете, дело не простое. Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Поскольку свидетельства, как правило, неполны, а события часто значительно удалены во времени, историческое описание может оказаться неточным. Одному испанскому писателю это дало основание в полушутливой форме так определить суть истории: это то, что порой никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был. Но не только в этом заключаются трудности осмысления прошлого. Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, почему это произошло, к каким последствия привело, какие цели преследовали его участники и т. п. При этом исследователь невольно переносит в прошлое черты той эпохи, современником которой он является. И не только иное время, другая эпоха влияют на толкование и оценку событий историком, сказываются и его личные позиции, ценностные приоритеты, мировоззренческие установки. Возможно, именно эту особенность исторического знания имел в виду французский философ Ш. Монтескье, утверждая, что история - это ряд выдуманных событий по поводу свершившихся. Наряду с конкретно-историческим знанием, воссоздающим различные стороны в прошлом, велико значение тех выводов, которые делаются на основе анализа и обобщения этих знаний. Некоторые историки и философы пытаются мысленно охватить весь мировой исторический процесс, обнаружить общую направленность развития человечества, создать макротеории общественно-исторического развития. Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них дает свою социальную картину мира. Остановимся на тех, которые получили наибольшее распространение.

Теория локальных цивилизаций

Ключевой категорией этой теории, как вы уже знаете, является понятие «цивилизация», или «культурно-исторический тип». Русский историк XIX в. Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.) считал, что различение таких типов общества - одна из главных задач исследователя. При этом следует обращать внимание на своеобразие религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного развития. Автор полагал, что основы жизнедеятельности каждого культурно-исторического типа не передаются другим культурным общностям, они вырабатываются самостоятельно и имеют значение только в рамках данной группы народов. В рамках своей целостности культурно-исторический тип проходит три этапа развития: роста, культурного и политического самоопределения; «цветения и плодоношения»; исчерпания сил, накопления неразрешимых противоречий, утраты веры. «Ни один из культурно-исторических типов, - подчеркивал Данилевский, - не одарен привилегией бесконечного прогресса». Английский историкА. Тойнби (1889-1975 гг.) определяетцивилизации как общности, «более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество». Автор насчитал десять полностью самостоятельных цивилизаций. Из них к «живым» он отнес западную, православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную. По мнению Тойнби, неповторимый облик цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том числе и особенностей природно-географической среды. Развитие цивилизации зависит от того, способны ли люди находить достойные «ответы» на те многочисленные вызовы (сегодня мы бы назвали их проблемами), с которыми сталкивается общество: недостаток природных ресурсов, рост числа нетрудоспособных и т. п. Такие ответы способно выработать только «творческое меньшинство», которое затем должно увлечь всех остальных к движению по избранной дороге. Каждая цивилизация - это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные. Цивилизациям, по мнению Тойнби, присущ замкнутый цикл исторического существования: они возникают, растут за счет энергии «жизненного порыва», затем происходит «надлом», ведущий к упадку и разложению. Надлом в первую очередь связан с превращением «творческого меньшинства» в самовоспроизводящуюся касту, которая уже не способна находить пути решения новых проблем. Одновременно растет слой «внутреннего пролетариата» - людей, не способных ни трудиться, ни защищать отечество, но при этом требующих от общества свою порцию «хлеба и зрелищ». Ситуация осложняется еще и тем, что на внешних границах цивилизации угрожают «варварские народы», под напором которых она, ослабленная внутренними трудностями, может пасть. Своеобразное понимание цивилизации было выдвинуто немецким философомО. Шпенглером (1880-1936 гг.). Он считал, что в истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким образом, основателилокально-цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей» общественно-исторического процесса являютсясамостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации. Сплачивают различные народы в цивилизационные общности многие факторы, но прежде всего - общность духовной культуры, религиозных ценностей. Каждая цивилизация проходит свой путь исторического развития: зарождается, достигает расцвета, клонится к упадку и исчезает (здесь мы можем увидеть прямую аналогию с фазами развития любого живого организма). Многие современные исследователи используют в своих работах принципы локально-цивилизационного подхода. Так, современный американский философС. Хантингтон вслед за своими предшественниками определяет цивилизации как культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но больше всего религией. Автор выделяет восемь основных цивилизаций современного мира: западную, конфуцианскую, японскую, славяно-православную, исламскую, индуистскую, африканскую, латиноамериканскую. Отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как примирить ценности и убеждения гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы. Автор не исключает в перспективе крупных межцивилизационных столкновений («войны цивилизаций»). Опираясь на сильные стороны локально-цивилизационного подхода (сосредоточение на изучении реальных культурно-исторических общностей в их уникальных неповторимых проявлениях), современные исследователи пытаются преодолеть и его слабости. К ним в первую очередь следует отнести преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей целостность всемирно-исторического процесса. Уже Тойнби, чувствуя уязвимость такого взгляда на историю, подчеркивал, что полностью непроницаемых перегородок между цивилизациями никогда не было. Он также полагал, что в будущем удастся преодолеть замкнутость отдельных цивилизаций путем приобщения к единой вселенской религии. Другой недостаток локально-цивилизационного подхода связан с определенной биологизацией фаз развития цивилизации. Современные авторы отмечают, что такой стройной круговой структуры нет. Скорее можно говорить о цивилизационных «приливах» (расцветах) и «отливах» (кризисах, упадках), но такое чередование не имеет жестко заданной регулярности.

Общепринятым стало деление исторического пути человечества на:

1. Первобытную эпоху;

2. Историю Древнего мира;

3. История Cpeдних веков;

4. Новое время (Новая история);)

5. Новейшее время Новейшая история).

Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа (около 40-30 тыс. лет назад), постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.

Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения государств (IV-ІІІ тыс. до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Рacцвет рабовладельческий строй достиг в период античности (І тыс. до н.э. - начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима .

В последние годы определенную известность приобрели попытки математика Д.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историками многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

Эпоху Средневековья определяют временными рамками V–XVII вв.

І-й период эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений - утверждение сословного строя в Европе (каждое сословие имеет свои права и обязанности). Характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

ІІ-й период (середина ХI - конец XV в.) - становление крупных феодальных государств и рост значения городов - центров ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

ІІІ-й период (XV - середина XVII в.) - раннее Hoвое время, начало разложения феодального строя. Характерно создание колониальных империй, развитие ТДО, распространение мануфактурное производство, усложнение социальной структуры общества, вступающей в противоречие с сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют новый этап дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютные монархии.

Цивилизации Древнею мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» ( Э. Тоффлер) не разгpаничиваются , они рассматриваются как «тpaдиционное общество», основой экономики, жизни, культуры, семейной структуры и политики была земля, натуральное и полунатуральное агpарно-ремесленное хозяйство. Во всех этих странах жизнь была организована вокpyг деревенского поселения, существовали простое разделение труда и четко определенные касты и классы: знать, священники, воины, рабы или крепостные и авторитарный характер власти.

Исключения из описанных выше правил рассматриваются как особые варианты единственнoгo феномена - аграрной цивилизации.

Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения промышленной капиталистической цивилизации.

І-й период (с середины XVII в.) - время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Большое значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением веры в силу разума.

ІІ-й период наступает после Великой французской революции (1789-1794). Промышленный переворот , начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

ІІІ-й период (с конца XIX - начало ХХ в.) - замедляется бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Время мировых кризисов перепроизводства и роста социальных противоречий в промышленных странах. Обострение борьбы за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Показателем представлялась І-я мировая война 1914-1918 гг. и революция 1917 г. в России.

Периодизация и термин Новейшая история относятся к числу спорных в современной науке. Для советских историков и философов революция 1917 г. знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось нaступление Новейшегo времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее Bpeмя» подразумевали период, связанный с историей современности ХХ в.

В рамках истории Новейшего времени выделяется ІІ основных периода.

І-й период (первая половина ХХ в.) - раннее Новейшее время - процесс углубления кризиса индустриальной цивилизации (Великий кризис 1929-1932гг.) поставил на гpaнь краха экономику развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко ІІ-й мировой войне 1939-1945 гг. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью человечеству.

ІІ-й период (вторая половина - конец ХХ в.) - качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира. С распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. На международной арене идут интеграционные процессы, создание единых экономических пространств (западноевропейское, североамериканское), развитие процессов глобализации экономической жизни и создание общемировой системы информационных коммуникаций.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие функции выполняет историческая наука, какими методами и принципами она пользуется при изучении исторических фактов и событий?

2. Какие основные этапы прошла в своем развитии историческая наука? Назовите ее ведущие школы и крупнейших представителей.

3. Какие варианты периодизации исторического развития вы можете назвать? Какой из них представляется вам наиболее обоснованным?

Читайте также: