Государственное регулирование уровня и качества жизни населения россии. Государственное регулирование уровня жизни в россии Государственное регулирование уровня жизни

Показателем результативности социальной политики является уровень жизни населения. Уровень жизни населения - это мера удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, обеспечиваемая совокупностью материальных и социальных условий жизни.

Основными элементами уровня жизни являются: уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров); уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры; уровень обеспеченности жильем.

Для оценки уровня жизни населения используется система показателей, которые можно классифицировать на следующие группы:

1) социально-демографические показатели (количество население, его состав, динамика и структура по полу, возрасту и социальному положению; показатели миграция население и трудовых ресурсов);

2) обобщающие показатели (ВВП на душу населения, реальные доходы на душу населения, структура населения по уровню среднедушевого совокупного дохода и т.п.);

3) показатели уровня оплаты труда и доходов населения (средняя и минимальная заработная плата, средняя и минимальная пенсия, средняя денежная помощь и т.п.);

4) показатели уровня потребления населением товаров и услуг;

5) показатели, которые характеризуют состояние социальной сферы.

Для определения уровня жизни в разных странах эксперты используют понятие индекс человеческого развития (ИЧР). Этот показатель был предложен ООН в 1990 г. как показатель уровня цивилизованности страны.

Понятие качество жизни конкретизирует категорию «уровень жизни». Сейчас используется комбинированный показатель – индекс качества жизни, который характеризует уровень образования и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни и т.д.

Конкретными показателями качества жизни являются количество автомобилей, телефонов, квадратных метров жилья, больничных коек на душу или тыс. человек., уровень шума, количество травмированы и т.д.

Средствами государственной социальной политики является: нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение социальных гарантий и социальную защиту населения; разработка демографических и социальных прогнозов; формирование и реализация социального раздела ГПЭСР Украины, в котором определяются цели, приоритеты, задачи и мероприятия социальной политики; бюджетная деятельность; государственное регулирование цен на товары и услуги и т.п.

На государственном уровне функции регулирования уровня жизни и социальной защиты населения выполняют органы государственной власти и фонды государственного социального страхования.



В систему государственного регулирования уровня жизни входят:

1. Индексация денежных доходов. Индексации подлежат денежные доходы, которые не имеют одноразового характера (пенсии, стипендии, оплата труда и проч.);

2. Компенсация. Она предусматривает возмещение подорожания отдельных видов товаров и услуг (хлеб, коммунальные услуги) и предусматривает выплату разницы в ценах гражданам или их отдельным группам.

3. Субсидирование. Это вид денежной помощи населению для оплаты потребления отдельных видов товаров или услуг (жилищные субсидии).

Государственное регулирование уровня жизни предполагает создание и обеспечение функционирования социальной инфраструктуры - комплекса объектов, работа которых направлена на удовлетворение личностных потребностей граждан, обеспечение жизнедеятельности, интеллектуального и духовного развития человека.

В состав социальной инфраструктуры входят предприятия и организации социально-бытового и социально-духовного назначения.

Социально-бытовая инфраструктура - это объекты торговли, питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и частично обслуживающие население предприятия и организации производственной сферы.

Социально-духовная инфраструктура - это система учреждений образования, культуры, здравоохранения, массовой информации, физической культуры, спорта и т.д.

Социальная защита населения,

Механизм обеспечения уровня жизни - важнейшая задача социальной политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.

Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 60% россиян.

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни относятся:

  • 1) низкий уровень оплаты труда;
  • 2) рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;
  • 3) длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.

Для комплексного преодоления перечисленных негативных тенденций требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни.

Основными задачами улучшения уровня жизни могли бы стать:

  • * недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
  • * повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
  • * обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
  • * переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

В программе, на мой взгляд, требуется предусмотреть решение следующих ключевых проблем -- повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Повышение уровня оплаты труда

Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого ее надо увеличить в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.

В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить промежуточный этап -- восстановление покупательной способности оплаты труда до уровня, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за последние годы.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Первоочередные меры по повышению уровня оплаты труда предлагается осуществлять в следующих направлениях.

Первое -- увеличение уровня номинальных денежных доходов населения путем:

  • а) повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Это приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета;
  • б) установления ставки (оклада) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 0,5 прожиточного минимума. С учетом того, что доля тарифа составляет в настоящее время примерно половину оплаты труда бюджетников, это позволит поднять через систему тарифных коэффициентов уровень оплаты труда работников всех квалификационных разрядов.

Второе -- повышение уровня реально располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.

В частности, целесообразно устанавливать:

  • - ставки подоходного налога от размера полученного в календарном году совокупного облагаемого дохода, выраженного числом прожиточных минимумов;
  • - необлагаемый совокупный доход, полученный в календарном году, в размере 18 прожиточных минимумов трудоспособного работника;
  • - минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8 (вместо 12), а максимальную -- сохранить на уровне 45%.

Третье -- повышение покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо:

  • - ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущим населением. Полномочия по регулированию цен следует передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Им же нужно поручить определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами;
  • - осуществлять обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования и превышении ими установленного порога (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума);
  • - ввести индексацию невыплаченной заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующей части оплаты труда.

Четвертое -- оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма социального партнерства путем:

  • - определения примерных границ доли тарифной части оплаты труда в генеральном соглашении;
  • - установления рекомендательных норм по данному соотношению на уровне конкретной территории в региональных соглашениях;
  • - фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников в отраслевых тарифных соглашениях;
  • - определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

Государственное регулирование занятости

Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона о занятости, сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда, повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

В программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня (масштабов, обусловленных спадом производства). Пути преодоления безработицы, вызванной сжатием производства, следует задавать с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Так, сокращение женской безработицы целесообразно увязать с введением гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто в увязке с расширением сферы образовательных услуг. Социальную защиту безработных желательно сочетать с их профессиональной переподготовкой, с участием в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Трансформация социального обеспечения

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство.

В программе необходимы меры по развертыванию нового направления обязательного социального страхования -- от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования - учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в его компетенцию, а использовались по целевому назначению.

В числе мер в этой области потребуется предусмотреть формирование в стране системы центров по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения. Следует также устанавливать страховые тарифы в зависимости от степени (класса) профессиональных рисков. Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями.

Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой - на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.

В частности, желательно, чтобы выплата семейных пособий осуществлялась в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия малоимущим (согласно Федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”), видимо, нужно будет создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из государственного бюджета, Фонда социального страхования и других источников.

Сегодня актуальна также конкретизация положений концепции пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране. Принципиальное значение имеет корректировка механизмов взаимодействия распределительно-солидарной и накопительной частей пенсионной системы. Потребуется также развитие дополнительного пенсионного обеспечения, специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная поддержка населения

Право на получение государственной социальной помощи следует увязать с требованиями федеральных законов “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

В программе нужно предусмотреть региональную разновариантность оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других - всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих -установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.

В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.

Инвестиции в человека

Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать средства населения, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.

Особенно актуальным в настоящее время является опережающее развитие сферы образования, но для этого в него следует вложить соответствующие ресурсы.

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования уровня и качества жизни населения ... 9

1.2. Методические подходы оценки уровня и качества жизни населения. 28

1.3. Роль государства в преодолении противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной справедливостью 52

Глава 2. Основные направления государственного регулирования повышения уровняй качества жизни населения 77

2.1. Инструменты государственного регулирования уровня и качества жизни населения 77

2.2. Состояние и оценка уровня и качества жизни населения региона 91

2.3 Формы государственного регулирования повышения уровня и качества жизни населения 120

Заключение 144

Список использованных источников 149

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях формирования рыночной экономики в России одним из приоритетных направлений осуществления социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения.

Последние годы экономическая политика России носит устойчивый и преемственный характер: основные экономические показатели незначительно, но повышаются, продолжается переход от экономического роста, детерминированного экспортом и потребительским спросом, к инвестиционному росту, когда государство активизирует свою роль в экономической жизни, наращивая активы государственных предприятий, работающих в наиболее привлекательных секторах экономики. Данная ситуация формирует положительную динамику, соответственно, и в области уровня жизни населения: увеличиваются реально располагаемые денежные доходы населения, уменьшается численность бедного населения.

Вместе с тем, остается высокой дифференциация населения по уровню доходов, которая связана, прежде всего, с весьма невысоким уровнем дохода у малообеспеченных групп населения, низким уровнем социальных гарантий, значительная часть которых ниже величины прожиточного минимума. В решении сложившихся проблем основная роль возлагается на государство, которое выражает интересы своих граждан, разрабатывает и принимает меры преодоления противоречий между социальной справедливостью и эффективностью рыночного хозяйства. Формирование современной экономики требует учета социальных вопросов, воздействующих на показатели уровня жизни населения. В процессе разработки стратегии развития региона государству также следует учитывать территориальные факторы, которые оказывают влияние на состояние уровня жизни населения.

В связи с этим, актуальным становится вопрос государственного регулирования уровня жизни населения, поскольку, с одной стороны, государство выступает защитником прав, интересов народа, с другой стороны, способствует развитию экономики страны через создание условий для развития бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, поддержку отечественных товаропроизводителей, в целях повышения уровня и качества жизни населения.

Степень разработанности проблемы. Теоретической базой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, проанализировавших разноплановые аспекты данной темы.

Вопросам и проблемам уровня жизни населения и их регулированию посвящены труды зарубежных классиков экономической теории, таких как А. Пигу, М.Бунге, К.Маркса, П.Самуэльсона, Дж.Форрестера, Дж. Гэлбрейта, Дж.Ван Гига.

Существенный вклад в разработку и исследование социально-экономического понятия «уровень жизни» внесли работы отечественных экономистов - И.В. Бестужева-Лада, Н.М. Римашевской, В.Н. Бобкова, В.Ф. Майера, А.И. Суббетто, С.А. Айвазяна, А.Н. Азрилияна, В.М. Жеребина.

Вопросам построения комплексной системы показателей и факторов уровня жизни населения посвящены работы российских ученых С.Г. Струмилина, Н.А. Горелова, И.А. Герасимова, И.В Бородушко и др.

В то же время остаются недостаточно разработанными вопросы государственного регулирования уровня жизни населения, когда ситуация постоянно изменяется под воздействием факторов внешней среды, а также роли государства в преодолении противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной справедливостью в процессе повышения уровня жизни населения. Актуальность темы исследования обусловлена поиском мер, форм, методов государственного регулирования уровня жизни населения.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке инструментов, форм и основных направлений государственного регулирования уровня жизни населения.

Достижение поставленной цели обусловило постановку следующих основных задач:

Уточнить содержание социально-экономического понятия «уровень жизни населения»;

Определить факторы и показатели оценки уровня жизни населения;

Исследовать роль государства в преодолении противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной справедливостью;

Расширить классификацию признаков и видов государственного воздействия на уровень жизни населения;

Выявить состояние и дать оценку уровня жизни населения региона;

Разработать основные направления повышения уровня жизни населения региона.

Объектом исследования является уровень жизни населения как социально-экономическое явление.

Предметом исследования выступает система инструментов, форм и методов государственного регулирования уровня жизни населения.

Область исследования содержания диссертационной работы соответствует п. 1.1 «Роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем, формирование экономической политики (стратегии) государства» паспорта специальности 08.00.01

«Экономическая теория».

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов содержания социально-экономического понятия «уровень жизни населения», государственного регулирования уровня жизни населения, материалы научно-практических конференций, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Бурятия по вопросам регулирования уровня жизни населения.

В ходе исследования применены системный подход, метод сравнительного анализа, исторический подход, метод построения классификаций, а также проблемный подход.

Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и службы государственной статистики Республики Бурятия, статистические обзоры Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, Министерства труда и социального развития Республики Бурятия, а также материалы периодической печати и официальных Интернет-сайтов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

выявлены дополнительные факторы, определяющие среду жизнедеятельности человека - экономические и социальные, при этом экономические факторы создают условия для формирования уровня жизни населения, а социальные факторы задают ограничение; дополнена классификация показателей уровня жизни населения, учитывающая специфику экономического развития региона и его конкурентные преимущества;

обоснована необходимость государственного регулирования в процессе преодоления противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной справедливостью;

расширена классификация признаков и инструментов государственного воздействия на уровень жизни населения по следующим критериям: форме, методам, характеру механизмов воздействия, направленности инструментов воздействия, степени воздействия на показатели, с целью комплексного подхода при разработке государственной политики повышения уровня жизни населения;

дополнены и разработаны конкретные направления государственного регулирования повышения уровня жизни населения, позволяющие рационально использовать конкурентные преимущества региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности теоретического, методологического и прикладного применения его выводов и обобщений при решении комплекса проблем повышения уровня жизни населения, государственного регулирования данных процессов.

Основные результаты работы могут быть использованы как учебно-методический материал при преподавании курса «Общая экономическая теория».

Апробация результатов. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, а также были представлены на следующих научно-практических конференциях и семинарах: Байкальская международная научно-практическая конференция: «Экономика. Образование. Право» (Улан-Удэ, 2003); «Актуальные проблемы социально-экономического развития региона» (Улан-Удэ, 2004); «Социально-экономические проблемы региона» (Улан-Удэ,2004); «Научная конференция преподавателей, научных работников и аспирантов, посвященная 80-летию со дня рождения Д.Ш. Фролова» (Улан-Удэ, 2005); «Научная конференция преподавателей, научных работников и аспирантов, посвященная 45-летию со дня образования ВСГТУ (ВСТИ)» (Улан-Удэ, 2007) и др.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 12 печатных работах общим объемом 3,7 (авторских 3,5 п. л), из них в журналах, рекомендованных ВАК - 2 публикации.

Структура и содержание работы: Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составляет 168 страниц машинописного текста, включая приложения: 19 таблиц, 17 рисунков. Список использованных источников содержит 152 наименования.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи, определяются объект и предмет диссертационного исследования, раскрываются научная новизна, отражается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические и методологические основы формирования уровня и качества жизни населения» проанализированы теоретические и методические подходы к исследованию социально-экономических понятий «уровень» и «качество жизни населения», определена роль государства в преодолении противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной справедливостью.

Во второй главе «Основные направления государственного регулирования повышения уровня и качества жизни населения» определены инструменты государственного регулирования уровня и качества жизни населения, проведена оценка основных показателей уровня и качества жизни населения региона, предложены формы государственного регулирования повышения уровня и качества жизни населения, учитывая особенности экономического развития региона.

В заключении представлены основные выводы и результаты, полученные в ходе исследования.

Содержание социально-экономических понятий «уровень» и «качество жизни населения»

Уровень и качество жизни населения являются весьма сложными социально-экономическими понятиями, характеризующие объективные и субъективные условия жизнедеятельности человека.

На современном этапе проблемы и исследования социально-экономических понятий «уровень» и «качество жизни населения» становится особенно актуальными, в связи с изменяющимися условиями экономической деятельности, расширением потребностей человека, государственной социальной политики, а также окружающей среды.

Понятия уровень и качество жизни являются одними из основных и значительных, которые рассматривают социально-экономическое состояние общества. Исследуя эволюцию определений уровня и качества жизни, следует отметить, что понятия «уровень жизни», «народное благосостояние», «стандарт жизни», «качество жизни» и другие понятия используются для характеристики благосостояния и благополучия населения.

Научные дискуссии И.В. Бестужева-Лада, Н.М. Римашевской, В.Н. Бобкова и ряда других ученых о сущности и содержании понятия «уровень жизни» имели достаточно сильный акцент в дореформенный период России. На современном этапе существует устоявшееся осмысление данного понятия, которые предложены ниже.

Уровень жизни является обобщенным выражением отдельных сторон социально-экономических отношений, категория «уровень жизни» неразрывно связана с производством, распределением, обменом и потреблением.

В процессе исследования необходимо определить следует разделить социально - экономические понятия «уровень жизни» и «качество жизни».

Уровень жизни - важнейший фактор оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития. Прежде всего, уровень жизни характеризуется сочетанием и взаимодействием двух компонентов: обеспеченности населения материальными и нематериальными благами и степенью их потребления населением. Можно выделить четыре уровня жизни населения: - достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); - нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); - бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека). Уровень жизни - это степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами. Выражается системой количественных и качественных показателей, отражающих различные его стороны: общим объёмом потребляемых материальных благ и услуг в расчёте на душу населения, уровнем потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также услуг; реальными доходами населения; размером оплаты труда, общественных фондов потребления; продолжительностью рабочего и свободного времени; жилищными условиями; показателями образования, здравоохранения, культуры и др. .

Уровень жизни - является уровнем материального благосостояния людей, измеряемый: - либо величиной их дохода: ВНП на душу населения и др.; - либо с помощью набора показателей уровня материального потребления: количество легковых автомобилей на душу населения, количество телевизоров на душу населения и т.д. .

В экономической литературе рассматривают три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению, к его социальным группам, к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Важную роль в исследовании уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы -развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину норм соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей .

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам, относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.). В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий, как обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по мало обеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии , качество жизни населения - это основная и сложная проблема современного общества, где речь идет о необходимости качественного улучшения жизни населения.

Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей во благах и услугах - личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Роль государства в преодолении противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной справедливостью

Последние десятилетия идет активное переосмысление роли государства в экономическом, социальном развитии и выявление тех тенденций, которые будут существовать в предстоящем будущем.

Следует определить этапы развития государства и причины изменений. С момента существования государства его основная функция являлась политической. Государство всегда занималось политической деятельностью, вмешиваясь в действие субъектов экономической жизни и обеспечивая тем самым устойчивость политической власти. Но такое вмешательство в разные периоды и в разных странах существенно различалось, что позволяет говорить об этапах эволюции экономических функций государства. Рассмотрим этапы с позиции экономики и политики, а также с позиции определения роли государства в качестве органа, обеспечивающего баланс интересов, представленных в обществе, в том числе при разрешении противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной стабильностью в процессе повышения уровня и качества жизни населения.

Впервые термин stato ввел Н. Макиавелли для обозначения государства как института политической власти. Такой институт явился закономерным результатом общественного разделения труда, возникновение частной собственности и классов. Первоначально некоторые лица уступали отдельному органу часть своих функций. Такой орган стал постепенно системой институтов, располагающие средствами законного принуждения в отношении населения, проживающего на отдельной территории. Таким образом, возникло государство, которое посредством законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляло нормотворческую, координирующую и контролирующую функции.

Одним из главных признаков формирования государственной организации явилось выделение из общества особого слоя людей, выполняющих управленческие функции и наделенных особыми правами и властными полномочиями. Складывалась система принуждения, а регулятором взаимоотношений людей явилось право.

В классовых обществах государство - это не просто орган политического управления, орган политической власти. Именно государство силой политической власти обеспечивает власть в обществе такого класса, который является господствующим в экономическом отношении. Данная теория отчетливо проявляется в тот период, когда господствующий класс либо становится наиболее сильным, либо слаб в силу ряда причин.

Так же, этапы истории подтверждают тот факт, что переход государства на нейтральные позиции может быть вызван двумя обстоятельствами: либо тем, что господствующий класс в экономическом отношении настолько силен, что не нуждается в поддержке государства, либо тем, что в обществе установилось относительное равновесие сил различных социальных групп, из которых одна часть относится к классу собственников, а другая нет.

По нашему мнению, последний подход предполагает, что государство в данной ситуации не может, открыто кого - либо поддерживать и потому вынуждено занять нейтральную позицию.

Нейтральная позиция государства нашло свое отражение в качестве «ночного сторожа». Государство должно наблюдать за тем, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей.

Представления о государстве как о «ночном стороже» имеют свое начало и распространение в идеях Адама Смита. В 1776 году А.Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» , где попытался доказать, что рынок является наилучшим инструментом, обеспечивающим как экономический рост, так и общественное благосостояние. А. Смит отстаивал идею «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования экономической системы. Государство ни в коем в случае не должно вмешиваться в регулирование экономических процессов, по мнению А. Смита. За государством должны быть закреплены некоторые базовые функции (оборона, правопорядок), необходимые для процветания рынка.

На наш взгляд, данный подход А. Смита о роли государства в экономическом процессе является актуальным и интересным на современном этапе развития общества, в рыночных отношениях, но в связи с постоянными изменениями во внешней среде (международный, политический, социальный факторы) государство должно усиливать свои позиции, в связи с резким расслоением общества на богатых и бедных, дифференциацией доходов населения. Следует учитывать, также тот фактор, повлиявший на изменение экономических функций государства. В течение девятнадцатого века в наиболее развитых странах формировалось гражданское общество, что явилось новым периодом в развитии государства. Появляются представительные постоянные общенациональные учреждения парламентского типа, обладающие правом принятия наиболее важных законов. Определяется подход о роли государства по охране правопорядка, но и государственной политике в интересах всех членов общества (законодательное регулирование продолжительности рабочего дня, минимального размера оплаты труда, социальное обеспечение). Идея была поддержана профсоюзным и рабочим движением. Нам представляется, данный этап явился началом появления и обоснования противоречий между эффективностью рыночного хозяйства и социальной справедливостью.

С конца девятнадцатого века под воздействием изменений, которые произошли в материальном производстве, происходит расширение экономических функций государства. Усиление концентрации и централизации производства, усложнение экономических связей и обострение социальных проблем. В интересах господствующего класса под воздействием политических факторов (Великая Октябрьская революция в России, Великая депрессия 1929-1933 г.г. и др.) государство начинает активно вмешиваться в регулирование экономики, социальных процессов.

Расширение функций государства, в том числе экономических, социальных, с конца девятнадцатого века происходило в три этапа. Первый этап связан в первой мировой войной и продлился до Великой Депрессии 1929-1933 г.г.. Государство активно регулирует экономические, социальные процессы, начало создания государственного сектора экономики, разработки социальных нормативов и стандартов. На первом этапе государство имеет основное влияние на отрасли военного производства, где в остальных отраслях господствовали частнокапиталистические методы.

Инструменты государственного регулирования уровня и качества жизни населения

Приоритетное направление общественного развития составляет социальный прогресс, повышение уровня и качества жизни населения. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ изменения положения населения позволяет определить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами, ведь «Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения. Первостепенной целью государственной политики Правительства Российской Федерации является существенное повышение уровня и качества жизни своих граждан. Разработка и реализация механизмов решения указанного вопроса является первоочередной задачей стоящей как перед органами федеральной, так и региональной и муниципальной власти. Необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня и качества жизни. Одним из важнейших направлений деятельности государства в современных условиях является регулирование процессов уровня и качества жизни населения. Государственное регулирование уровня и качества жизни населения является системой экономических, социальных мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на улучшения состояния данных процессов, на социально-экономическое благополучие своих граждан. Государственное регулирование уровня и качества жизни населения направлено на достижение следующих целей: повышение уровня и качества жизни населения страны, региона; создание и обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности своих граждан; регулирование структурных изменений в процессе повышения уровня и качества жизни населения; обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; создание потенциала для будущего развития своих граждан; решение экологических проблем. Рассмотрим более подробно вышеуказанные цели государственного регулирования уровня и качества жизни населения. Одной из основных и фундаментальных целей является - повышение уровня и качества жизни населения страны, региона, а также является одним из условий роста научно 79 технического и человеческого потенциала страны. Данная цель рассматривается как эффективное средство реализации государственной политики по определению приоритетных направлений развития промышленности, науки и технологий и принятию решений, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и социальной сферы экономики, которое способствует тому, чтобы жизнь каждого россиянина стала лучше, полнее, интереснее.

Создание и обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности своих граждан, по нашему мнению, включает проведение государственной политики, которая направлена на разработку показателей, социальных стандартов, государственных программ по поддержке малообеспеченных граждан, социально-незащищенных, граждан с низким уровнем дохода, которые значительно способствовали улучшению среды жизнедеятельности граждан, уменьшение числа бедного населения.

Рассматривая цель, регулирование структурных изменений в процессе повышения уровня и качества жизни населения, нам представляется, как систематический контроль за фактическими показателями уровня и качества жизни населения, своевременное принятие решений на изменяющиеся ситуации (повышение уровня инфляции, низкая заработная плата, несоответствие размера прожиточного минимума реальной ситуации на рынке, возможные экономические колебания и т.д.).

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса - это одно из актуальных направлений современного общества, за которое должно отвечать государство при соприкосновении с рыночной эффективностью, где социальная стабильность является устойчивым состоянием социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и качественные основные параметры. Механизмами, обеспечивающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и гражданского общества. Социальный прогресс предполагает восхождение к более сложным формам общественной жизни, изменение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости

Создание потенциала для будущего развития своих граждан - есть создание условий для стабильной жизнедеятельности населения на современном этапе, где, по нашему мнению, а также планомерное инвестирование ресурсов государства, бизнес-структур на решение проблем демографического характера, образование своих граждан, создание базы для предоставления качественных медицинских услуг, а одним из основных задач поддержка отечественного товаропроизводителя (промышленности и сельского хозяйства), развитие инновационных и наукоемких технологий.

Последние годы, как на территории России, так и в мире решение экологических проблем обсуждается первоочередной проблемой. Интенсивное вторжение человека в экосистему, повлекло за собой изменение климата, увеличение числа природных катаклизмов, уничтожение флоры и фауны. Данные тенденции, соответственно, сказывается на качестве жизни населения. В некоторых регионах, где сосредоточены крупные промышленные центры, увеличивается число специфических заболеваний, складываются ситуации отсутствия чистой питьевой воды, исчезновение природных единиц, положительно влияющих на атмосферу. При решении вышерассмотренных проблем основную регулирующую функцию, функцию защиты своего населения возлагается на государство. Своевременно принятые меры (принятие законодательных актов, введение жестких санкций на уничтожение природных ресурсов, контроль за исполнением) возлагается на государство, которое должно отставать право своего населения на здоровую жизнь, сохранение экосреды каждого региона, что, естественно, сказывается на уровне и качестве жизни населения как в настоящее время, так и будущее.

Формы государственного регулирования повышения уровня и качества жизни населения

На современном этапе развития в России проблемы уровня и качества жизни населения и факторы становятся особо актуальными и важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Государство должно быть эффективным, максимально использовать предпринимательские стратегии, их материальные и финансовые ресурсы, для совершенствования партнерства и бизнеса. Государство эффективно в том случае, когда целенаправленно поддерживает социальную сферу, которая слабо регулируется рыночными механизмами.

Следует выделить, основные формы и направления государственного регулирования, направленные на повышение уровня и качества жизни населения: - государственное регулирование доходов населения; - государственная политика занятости; - преобразования в сферах образования, здравоохранения, культуры; - увеличение размера прожиточного минимума; - привлечение иностранных инвестиций в регионы; - индексация минимального размера оплаты труда; - создание системы доступного жилья и др. По нашему мнению, необходимо целенаправленно осуществлять процессы, направленные на повышение уровня и качества жизни населения, которые дополняют вышерассмотренные формы. Процессы, направленные на повышение уровня жизни: - инновационные процессы- процессы по созданию интеллектуального продукта, доведение новых оригинальных идей в виде готового продукта на рынок; - инвестиционные процессы - процессы приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществленные с целью получения инвестиционного дохода; - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, распространения информации в целях принятия оптимального управленческого решения; - индустриальные процессы - процессы формирования, развития промышленного сектора экономики региона. Процессы в основном направлены на развитие экономической (материальной) базы как общества в целом, так и конкретного индивидуума. Данные процессы следует поддерживать и развивать в зависимости от конкурентных преимуществ региона, его социально-экономического положения. Процессы, направленные на повышение качества жизни: - экономические процессы - формирования и реализации экономической стратегии, поиск новых механизмов разрешения экономических проблем; - экологические процессы - процессы, направленные на поддержание экологического баланса, охраны окружающей среды; - эндогенные (внутриличностные) социальные процессы - процессы, способствующие формированию личности человека, его духовных, нравственных качеств и т.д.; - экзогенные (внешние) социальные процессы - процессы, формирующие социальную инфраструктуру, предпосылки в целях удовлетворения социальных потребностей человека. Данные процессы отражают качество использования благ, как отдельной личностью, так и обществом в целом.

Взаимосвязь процессов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения выражается в развитии потенциала индивидуума и в его использовании (рис. 10). Нам представляется, что повышение уровня жизни населения дает возможность (материальную базу) развивать индивидуум, как в образовательном, так и в культурном и эстетическом плане, увеличивать его доходы. При этом происходит рост качества жизни, заключающийся, прежде всего, в использовании накопленного потенциала индивидуума.

Рассматривая выше методы государственного регулирования уровня и качества жизни, автором было отмечена целесообразность применения проектных методов для ускоренного роста данных показателей. В экономической литературе в качестве основного подхода к развитию привлекательности региона предлагается выделение региональной идеи и создание системного комплекса точек роста за счет привлекательных инвестиционных проектов.

В условиях Республики Бурятия необходимо учитывать фактор Байкала, который оказывает комплексное влияние на экономику. Во-первых, существует прямое влияние экологических ограничений на деятельность комплекса за счет жестких ограничений на вредные выбросы и применение отдельных технологий. Во вторых, Байкальский фактор ведет к общему удорожанию стоимости ресурсов, потребляемых промышленностью, что оказывает влияние на конкурентоспособность продукции. В третьих, как следствие, Байкальский фактор оказывает влияние на номенклатуру промышленной продукции, потребную в регионе, заказы на которую размещаются на предприятиях промышленного комплекса.

Одновременно с этим экономика и экология региона испытывает обратное влияние промышленного комплекса: несовершенство технологий и морально устаревшее оборудование ведут в большему, не рациональному энерго- и ресурсопотреблению, что сказывается на экологической ситуации; неконкурентоспособная и устаревшая продукция также потребляет больше ресурсов при эксплуатации и не вписывается в мировые стандарты ресурсопотребления, что также ведет к повышению экологической нагрузки на регион; использование устаревшей, не инновационной продукции, технологий и оборудования увеличивает затраты ручного (живого) труда как в промышленности, так и у потребителей, что влияет на макроэкономическую ситуацию и качество жизни в целом.

«Регулирование социального развития»

государственный регулирование экономика реформа

Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы изучим понятие социальной политики государства, выявим основные проблемы социального развития страны и пути их решения, изучим понятия социальной защиты и социальных гарантий, качества жизни; исследуем пути повышения эффективности системы социального обеспечения.

Основные понятия и термины : социальная политика, социальные стандарты, социальные гарантии, уровень жизни населения.

Социальная политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Социальная политика должна быть адекватной состоянию экономики, но игнорирование социальных проблем может привести к значительным экономическим потерям.

Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения его благосостояния, устранение негативных последствий рыночных процессов, обеспечение социальной справедливости и стабильности в стране.

Целью социальной политики государства является обеспечение стабильной жизнедеятельности общества, достижение социального согласия и социальной целостности, надлежащего уровня благосостояния людей.

Объекты социальной политики:

  • - рынок труда,
  • - трудовые отношения,
  • - доходы населения,
  • - потребители,
  • - социальная инфраструктура
  • - система социальной защиты.

Субъекты социальной политики - это органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за разработку и выполнение социальной политики государства, а также общественные организации, работодатели и рабочие.

Основные принципы социальной политики:

  • 1. Принцип социальной справедливости.
  • 2. Принцип социальной солидарности (при проявлении социальных затруднений общество действует как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным).
  • 3. Принцип социального партнерства (предполагает равноправие сторон при переговорах, равную для всех сторон обязательность исполнения договоренностей и ответственность за невыполнение).
  • 4. Принцип социальной компенсации (создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания).
  • 5. Принцип социальных гарантий (предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг).
  • 6. Принцип субсидиарности (оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов при финансировании мероприятий в сфере социальной политики).

Способом реализации государственной социальной политики являются:

  • - система социальной защиты
  • - социальные гарантии,
  • - социальные нормы и нормативы,
  • - социальные стандарты.

Социальная защита -- это система государственных мероприятий по обеспечению достойного материального и социального положения граждан.

Социальные гарантии - законодательно установленные минимальные размеры социальных выплат (зарплата, пособия, пенсии и т.д.), которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум - стоимостная величина набора продуктов достаточного для нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья, а также минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей человека.

Прожиточный минимум определяется на основе так называемой потребительской корзины.

Потребительская корзина - это стоимость стандартного набора товаров и услуг массового потребления среднего потребителя в конкретной стране за определенное время.

Социальные стандарты - законодательно установленные социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий.

Существуют социальный и рыночный подходы к реализации социальной политики.

Социальный подход исходит из того, что общество может гарантировать каждому гражданину доходы, не ниже границы малообеспеченности.

Рыночный подход исходит из того, что общество берет на себя обязательства только создать условия каждому члену общества для проявления им экономической активности и получения дохода. В развитых странах мира наиболее частое комбинируются оба этих подхода, что обеспечивает результативность социальной политики и достойный уровень жизни населения.

Средствами государственной социальной политики являются:

  • - нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение социальных гарантий и социальную защиту населения;
  • - разработка демографических и социальных прогнозов;
  • - формирование и реализация целевых программ социального раздела;
  • - бюджетная деятельность;
  • - государственное регулирование цен на товары и услуги и т.п.

Показателем результативности социальной политики является уровень жизни населения.

Уровень жизни населения -- это мера удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, обеспечиваемая совокупностью материальных и социальных условий жизни.

Основными элементами уровня жизни являются:

  • - уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров);
  • - уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры;
  • - уровень обеспеченности жильем.

Понятие качество жизни конкретизирует категорию «уровень жизни». Сейчас используется комбинированный показатель - индекс качества жизни , который характеризует уровень образования и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни и т.д.

В систему государственного регулирования уровня жизни входят:

  • 1. Индексация денежных доходов . Индексации подлежат денежные доходы, которые не имеют одноразового характера (пенсии, стипендии, оплата труда и проч.);
  • 2. Компенсация . Она предусматривает возмещение подорожания отдельных видов товаров и услуг (хлеб, коммунальные услуги) и предусматривает выплату разницы в ценах гражданам или их отдельным группам.
  • 3. Субсидирование . Это вид денежной помощи населению для оплаты потребления отдельных видов товаров или услуг (жилищные субсидии).

Государственное регулирование уровня жизни предполагает создание и обеспечение функционирования социальной инфраструктуры - комплекса объектов, работа которых направлена на удовлетворение личностных потребностей граждан, обеспечение жизнедеятельности, интеллектуального и духовного развития человека.

Социальная защита населения

Цель социальной защиты - поддержание стабильности в обществе, а также предоставление возможности каждому члену общества независимо от его социального происхождения, национальности и вероисповедания свободно развиваться и реализовывать свои способности.

Социальная защита делится на активную и пассивную .

Пассивная состоит лишь в предоставлении социальной помощи человеку.

Активная подразумевает разработку мер по предотвращению ситуаций, которые угрожают благосостоянию, жизни и здоровью человека, а также стимулируют его активность в этом.

Основные элементы системы социальной защиты населения:

  • 1. Установление допустимых параметров жизни (размер прожиточного минимума, минимальной пенсии и социальной помощи).
  • 2. Защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума граждан.
  • 3. Решение проблем безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовка кадров.
  • 4. Пенсионное обеспечение.
  • 5. Содержание детских домов, интернатов, домов престарелых и т.д.
  • 6. Социальные трансферты (помощь по безработице, одноразовые и ежемесячные выплаты на содержание детей до 3-х лет, жилищные субсидии и т.д.).
  • 7. Социальное обслуживание (предоставление социальной помощи отдельным категориям граждан и т.д.).
  • 8. Медицинская помощь.
  • 9. Социальное страхование.

Социальное страхование - система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков.

Уровень жизни населения зависит от уровня доходов. Основным инструментом регулирования доходов населения является использование минимального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) определяет такой объем доходов, который делает возможным приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

Исходной информацией для расчетов МПБ являются данные демографического прогноза, состав минимальной нормативной потребительской корзины, нормы потребления населением товаров (услуг), данные об уровне и динамике потребительских цен на товары (услуги).

Одним из индикаторов экономического развития страны и важнейшим показателем благосостояния населения являются реальные доходы населения. Различают номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы -- это фактически полученные деньги. Реальные доходы -- это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные номинальные доходы.

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

1. Патерналистская социальная модель.

Характеристики: всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению.

При всех положительных качествах эта система, обладая низкой экономической эффективностью, не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния всех граждан, очень высока зависимость индивида от государства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. Методы проведения социальной политики разнообразны -- от административных, экономических до прямого насилия.

  • 2. Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы, высоким налоговым давление на предпринимательство и население, обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением в других странах.
  • 3. Модель «государства благосостояния» является рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может.
  • 4. Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства - базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности, действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство задачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется высокой степенью защищенности граждан.
  • 5. Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. Характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

К основным принципам российской социальной политики относятся :

  • 1. поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка;
  • 2. повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий,
  • 3. перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти;
  • 4. гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований;
  • 5. государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.

Основными задачами социальной политики в переходном периоде являются:

  • *адресная поддержка социально незащищенных слоев населения;
  • *пенсионная реформа;
  • *обеспечение роста стоимости рабочей силы;
  • *ориентация стратегии экономического роста на создание новых рабочих мест;
  • * обеспечение доступности жилья для разных слоев населения;
  • * улучшение системы здравоохранения;
  • * активная демографическая политика;
  • * приумножение интеллектуального потенциала общества; создание равных возможностей в получении качественного образования;
  • * укрепление позиций среднего класса.

2.3 Государственная политика в области регулирования уровня и качества жизни населения России

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется:

Во-первых, через систему социальной политики государства;

Во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики.

Социальная государственная политика обеспечивает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения и государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения. Рассмотрим подробнее влияние социальной и экономической политики России на уровень и качество жизни населения, а также основные термины и определения, связанные с этими понятиями .

Словосочетание социальная политика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества.

Наиболее общим определением социальной политики является следующее: Социальная политика – это взаимоотношение социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.) .

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная, региональная, корпоративная и т.д. . В широком смысле и с научных позиций - это не только система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества.

Т.е., социальная политика - многогранный процесс и структурное явление, и главным вопросом социальной политики является социальное положение населения в целом, его отдельных групп и частей.

Объект и предмет социальной политики совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу (СТС) - систему взаимосвязанных компонентов и частей, среди которых: .

Отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт;

Туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

Рынок труда, занятость, безработица;

Социальное партнерство;

Социальная защита;

Оплата и охрана труда;

Социальное страхование;

Пенсионная система и др.

Главной и конечной целью социальной защиты населения является человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

В то же время эффективность реализации социальной политики России зависит от экономической политики и темпов экономического роста.

По мнению большинства экономистов главный путь борьбы с бедностью – это экономический рост.

Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП/ВНП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долл. в год и выше .

Для превращения России в процветающую державу, в которой качество и уровень жизни людей отвечают мировым стандартам, необходимо проводить экономическую политику, позволяющую уже на первом этапе реализации программы увеличить ВВП в 4-5 раз, т.е. до 10-12 тыс. долл. на душу. Это означает, что необходимо довести темпы роста ВВП до 10-12% в год. На втором же этапе программы, чтобы достичь уровня жизни ведущих стран мира, темпы роста не должны быть менее 8% в год. И чем они выше, тем раньше будет ликвидировано отставание в социально-экономической сфере от ведущих стран мира (имеется в виду, что рост их ВВП не превысит 1,5-2%) .

В существующей стратегии развития отмечается, что экономический рост в России в среднесрочной перспективе возможен на уровне 5-7% в год по общим объемам производства и 10-15% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности. Такая возможность в ближайшие годы определяется рядом позитивных факторов, в том числе возникших в результате многолетнего спада производства .

Это, во-первых, наличие незагруженных производственных мощностей. Речь идет о "натуральном" капитале, т. е. о зданиях, сооружениях, станках, механизмах, тепловых и электрических коммуникациях, которые в условиях глубокого экономического кризиса использованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв.

Во-вторых, - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. В настоящее время она не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы. Единственным серьезным ограничением является нехватка квалифицированной рабочей силы, потеря многими предприятиями (особенно отраслей обрабатывающей промышленности) за годы стагнации наиболее квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров.

В-третьих, - относительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности на фоне сравнительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения в 1998-1999 гг. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках в отношении традиционных товаров российского экспорта позволило существенно укрепить финансовое положение экспортных отраслей. Это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

Таким образом, возможно реализовать малокапиталоемкий вариант развития большинства отраслей народного хозяйства и промышленности. Расчеты показывают, что в ближайшие два-три года только путем использования уже существующих производственных мощностей производство может быть увеличено минимум на 25-30%.

С позиций современных практики и теории экономического роста выход из кризиса и новый хозяйственный подъем исключены без нацеливания государственной бюджетной политики на максимальное стимулирование инвестиционно-инновационной активности. Для этого используются как прямые госинвестиции, так и косвенное стимулирование инвесторов, в том числе путем предоставления госгарантий. Важную роль в наращивании капиталовложений в условиях неравновесной экономики играют институты развития. Тем самым при помощи бюджета государство оказывается в состоянии расширять конечный спрос, содействуя преодолению депрессии. Именно таким образом в свое время обеспечивались выход из "великой депрессии", послевоенное восстановление хозяйства, а также бурный рост новых индустриальных стран .

В настоящее время формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание должно быть уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах. Эта модель предполагает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферы устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг, завоевывать и расширять традиционные. В результате должна сложиться национальная инновационная система, создающая новые продукты и услуги, соответствующие по своему качеству, цене, объемам и срокам выхода на рынки имеющемуся платежеспособному спросу.

Реализация продукции высокотехнологичных отраслей на внутреннем и внешнем рынках и должна обеспечить поступление соответствующих средств на поддержку и развитие промышленности в целом. Необходимо создать экономический механизм по стимулированию активности всех субъектов инновационного процесса, особенно рискового, венчурного предпринимательства. Государственная помощь потребуется для реализации проектов производства высокотехнологичной продукции и носящей пионерный характер, еще не нашедшей широкого сбыта .

В принятом «Программе развития социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2005 годы) . отмечено, что «правительство Российской Федерации намерено обеспечить эффективность финансирования фундаментальных исследований, приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ и проектов, а также оказать государственную поддержку развитию системы венчурного инвестирования и страхования инновационных рисков».

Для стимулирования экономического роста необходима реализация налоговой политики, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки, в том числе снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, упрощение процедур расчетов и уплаты налогов и упорядочение налоговых проверок и отчетности .

В 2004 году в России наметился новый этап во внутренней государственной социальной политике. Впервые Президентом России В.В. Путиным были четко сформулированы стратегические цели социально-экономического развития. Среди них первая – «повышение качества жизни людей». Правительству было предложено перейти от управления бюджетными затратами к управлению результатами деятельности субъектов бюджетного планирования по отношению к стратегическим целям .

В 2005 году В.В. Путин на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета свое выступление начал c фразы: «Основной целью нашей с Вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России» . Правительство России уже предприняло ряд шагов для того, чтобы эта установка Президента стала реальностью. В июне 2004 г. Минфин РФ и Минэкономразвития РФ выпустили Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования . В этом документе содержание стратегической цели «Повышение уровня и качества жизни населения» раскрыто по некоторым позициям.

В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Правительством России была утверждена программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).

Программа определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.

В связи с этим Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации и выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации.

Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.

Кроме того, Правительство Российской Федерации будет разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Будет продолжено проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.


Глава 3. Региональный аспект Государственного регулирования уровня и качества жизни населения России

Читайте также: