7. Идея достижения социального согласия путем справедливого перераспределения богатств в обществе характерна для системы взглядов
1) консервативной
2) пацифистской
3) либеральной
4) социал-демократической
8. В государстве Н. регулярно проводятся выборы на альтернативной основе, оппозиция имеет равные права на пропаганду своих взглядов наряду с правящей элитой. Какой политический режим сложился в государстве H.?
2) тоталитарный
3) демократический
4) диктаторский
9. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,
1) представляет собой волевое действие
2) побуждает людей к определенным действиям
3) связана с деятельностью государства
4) является отношением между людьми и их объединениями
10. Что относится к институтам политической системы?
1) политические организации, главной из которых является государство
2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества
4) совокупность различных по своему содержанию политических идей
11. Верны ли суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?
А. Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.
Б. В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. К задачам политической власти относится
1) освоение новых технологий
2) регулирование общественных отношений
3) работа в частной юридической фирме
4) разработка новых компьютерных программ
13. Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов власти, является(-ются)
1) обращение ко всем гражданам страны
2) отношения господства и подчинения
3) наличие субъектно-объектной связи
4) проявление в совокупности обычаев и традиций
14. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Монархия и республика являются формами государственного правления.
Б. Демократия и диктатура являются формами политического режима.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Нацеленность на завоевание политической власти – это
1) принцип деятельности парламента
2) ведущая задача профсоюза
3) особенность политической культуры
4) цель деятельности политической партии
16. В государстве F. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве?
1) смешанная республика
2) парламентарная монархия
3) президентская республика
4) абсолютная монархия
17. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «политический институт».
Партии, общественные движения, система банков, государство, система выборов, неправительственные организации.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «политический институт».
Ответ: система банков.
18. К политическим ценностям демократического общества относятся
1) однопартийная система
2) парламентаризм
3) безальтернативные выборы
4) права человека
5) правовое государство
6) политический плюрализм
Ответ: 2, 4, 5, 6.
19. Установите соответствие между элементами политической системы и ее подсистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДСИСТЕМЫ
А) политическая традиция 1) организационная
Б) государство 2) нормативная
В) политическое учение 3) коммуникативная
Г) взаимодействие парламентских комитетов 4) культурно-
идеологическая
Ответ: А Б В Г
20. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)На волне предвыборной кампании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2)Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников, амнистии капиталов. (3)Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4)В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателя.
Определите, какие положения текста носят.
А) фактический характер
Ответ: 1 2 3 4
21. Глава государства Н. избирается собранием выборщиков и выполняет представительские функции. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Глава правительства – премьер-министр. Какую форму государства иллюстрирует данный пример?
1) парламентскую республику
2) абсолютную монархию
3) президентскую республику
4) парламентарную монархию
22. К формам территориально-государственного устройства относится
1) демократия
2) республика
3) федерация
4) монархия
23. Демократический режим характеризуется
1) всесторонним контролем государства за жизнью общества
2) господством исполнительной власти
3) милитаризацией общественной жизни
4) политическим плюрализмом
24. Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатов по партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно голосование избирателей в одномандатных округах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25. В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Какой политический режим сложился в государстве Н.?
2) тоталитарный
3) демократический
4) диктаторский
26. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти РФ?
Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
27. Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?
1) разработка народно-хозяйственных планов
2) руководство министерствами
3) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации
4) принятие законов
28.Характерной чертой современного демократического общества является
1) верховенство исполнительной власти над законодательной
2) отсутствие разделения властей, сдержек и противовесов между ними
3) наличие огосударствленных средств массовой информации
4) влияние гражданского общества на деятельность государства
29. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Оппозиционные партии в демократическом обществе выступают в качестве конструктивного критика правительства и предлагают свои варианты политики.
Б. Задача оппозиции в демократическом обществе – любыми средствами, включая неконституционные, добиться свержения правительства и захватить власть.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
30. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Партии являются институтом политической системы.
Б. Партии обладают правом на легальное насилие по отношению к своим членам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
31. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: унитарной.
32. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ ИНСТИТУТЫ
А) представительство совокупных 1) государство
интересов общества
Б) разработка политических программ 2) партии
В) выдвижение политических лидеров
Г) создание норм права
Ответ: А Б В Г
33. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В стране прошел второй тур президентских выборов. (2)Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3)По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4)Данная тенденция, думается, весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Ответ: 1 2 3 4
34. К институциональной подсистеме политической системы относится(-ятся)
1) политическая идеология
2) партии и общественно-политические движения
3) правовые нормы
4) этико-моральные нормы
35. В государстве Н. выборы проводятся по мажоритарной системе. Какой из указанных признаков для нее характерен?
1) выборы проводятся по партийным спискам
2) формируются одномандатные избирательные округа
3) устанавливается избирательный барьер для прохождения партии в парламент
4) места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов, полученных партией на выборах
36. В государстве К. существует двухуровневая система власти, в конституции четко разграничены полномочия центра и регионов. Эти признаки характерны для государства
1) унитарного
2) федеративного
3) конфедеративного
4) республиканского
37. Установите соответствие между принципами классификации партий и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИМЕРЫ
А) по составу 1) нелегальные
Б) по отношению к закону 2) реформистские
В) по отношению к власти 3) оппозиционные
Г) по методам отстаивания интересов 4) кадровые
Д) по охвату территории
Ответ: 1 2 3 4
38. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность __________ (1)достижения политических целей и осуществления __________ (2). Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического __________ (3) являются: объем прав и __________ (4) человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических __________ (5), способы формирования политических __________ (6), методы политических действий. В политической науке выделяется несколько классификаций политических режимов».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Ниже указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
А) власть
Б) фракция
Г) общество
Д) решение
Ж) свобода
З) политология
И) институт
Ответ: 1 2 3 4 5 6
Е А В Ж Д Б
(Раздел «Право»)
Часть А
А 1. Основополагающей отраслью российской правовой системы является право:
1) административное;
2) конституционное
3) гражданское
4) уголовное
А 2.Нормой частного права является норма:
1) Уголовной ответственности за нарушение избирательных прав;
2) Административной ответственности за безбилетный проезд;
3) Ответственности за необоснованное увольнение с работы;
4) Уголовной ответственности за распространение наркотиков.
А3. Действующая Конституция РФ принята:
1) Федеральным собранием;
2) Думским комитетом
4) Государственным Советом
А 4. Высшей юридической силой в иерархии правовых актов обладает:
1) Конституция;
2) Федеральный закон;
3) Постановления Правительства;
4) Закон субъекта РФ
А5. Права и свободы в РФ могут быть ограничены:
1) Федеральным законом;
2) Указом Президента РФ;
3) Законом субъекта РФ
4) Резолюцией Совета безопасности ООН
А.6 Уголовная ответственность наступает за:
1) Причинение материального ущерба
2) Нарушение долговых обязательств
3) Нарушение трудовой дисциплины
4) Совершение преступления
А.7 Правильные ли суждения о выборах Президента Российской Федерации?:
А). Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ только мужского пола, имеющий высшее образование и достигший возраста 35 лет.
Б) Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения не верны
А.8 В Российской Федерации брачный возраст устанавливается в:
Часть В
При выполнении задания второй части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания В1, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв без пробелов и знаков препинания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Нормативно-правовые акты | ||||||
………. | Указы | Распоряжения | Постановления |
Ответ:____________________________________________
(Раздел «Экономика»)
1. Основой экономической жизни общества является:
1) регулирование социальных отношений
2) производство материальных благ
3) разработка ресурсосберегающих технологий
4) взаимодействие государства и политических партий
2. В рыночной экономике конкуренция производителей:
1) приводит к снижению налогов
2) ведет к застою
3) увеличивает потребление
4) уравновешивает спрос и предложение
3. Доход, получаемый собственником акций, называется:
1) прибылью
2) капиталом
4) дивидендом
4. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится:
1) тип избирательной системы
2) уровень образования и квалификации
3) установление минимального размера оплаты труда
4) ограниченность ресурсов в экономике
5. Собственниками акционерного общества являются:
1) президент общества
2) члены правления
3) наблюдательный совет
4) акционеры
6. Рынок средств производства составляют:
1) валютные накопления
2) квалифицированные работники
3) орудия и предметы труда
4) информационные услуги
7. Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве
1) товары и услуги;
2) деньги;
4) природные ресурсы?
8. Основной мотив поведения субъектов рынка:
1) удовлетворение общественных потребностей;
2) личная экономическая выгода;
3) удовлетворение интеллектуальных потребностей предпринимателя;
4) все ответы верны.
9. Какое утверждение искажает суть товарного производства:
1) товарное производство существует только при наличии разделения труда;
2) товарное производство предполагает производство продукта для удовлетворения потребностей самого производителя;
3) товарное производство невозможно без обмена;
4) товарное производство предполагает производство продуктов, в которых нуждаются потребители.
10. Что является постоянным дефицитом в командной экономике:
1) деньги;
2) ресурсы;
3) товары и услуги;
4) интеллектуальные товары.
11. Функциями рынка являются:
1) обеспечение эффективности производства;
2) обеспечение социальной справедливости;
3) сохранение окружающей среды;
4) дифференциация потребителей.
12. Какое из нижеперечисленных утверждений неверно характеризует натуральное хозяйство:
1) в условиях натурального хозяйства все, что нужно человеку для жизни, он производит сам;
2) в условиях натурального хозяйства произведенный продукт не подлежит обмену;
3) в условиях натурального хозяйства возникает тесная зависимость производителей друг от друга;
4) натуральное хозяйство отличается очень низкой результативностью (произведенного продукта едва хватает, чтобы удовлетворить потребности производителя).
13. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике:
1) социальные гарантии;
2) деньги;
3) услуги специалистов мирового уровня;
4) интеллектуальные товары.
14. Под рынком понимают:
1) экономические отношения, связанные с куплей-продажей услуг;
2) систему экономических отношений между продавцами и покупателями
товаров, опосредуемых через спрос и предложение;
3) систему экономических отношений между предприятиями и населением по поводу купли-продажи услуг;
4) систему экономических отношений между продавцами и покупателями товаров, опосредуемых через спрос и предложение и затрагивающих исключительно сферу обращения.
15. Частная собственность - это форма юридического закрепления за гражданином прав:
1) владения и применения какого-нибудь имущества;
2) пользования и распоряжения каким-либо имуществом;
3) применения и распоряжения каким-либо имуществом;
4) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом.
16. Основные факторы производства - это:
1) земля, капитал и предпринимательство;
2) собственность и труд;
3) деньги и труд;
4) труд, земля, капитал и предпринимательство.
17. Формой общественной собственности является:
1) муниципальная собственность;
2) акционерная собственность;
3) кооперативная собственность;
4) коллективная собственность.
18. Каково наиболее полное и корректное определение предмета экономики:
1) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;
2) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);
3) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов;
4) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал.
19. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
В. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
20. Государство воздействует на рыночную экономику,
1) контролируя цены
2) централизованно распределяя ресурсы
3) директивно планируя производство
4) применяя антимонопольное законодательство
21. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики:
1) регулирование налогообложения
2) перепродажа ценных бумаг
3) оформление лицензий на частные услуги
4) изменение ставки банковских резервов
22. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается:
1) парламентом
2) судебными органами
3) правительством
4) правоохранительными органами
23. Верны ли следующие суждения о монополии?
А. Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии.
Б. Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24. Какая функция денег свидетельствует об их абсолютной ликвидности:
1) меры стоимости;
2) средства обращения;
3) средства платежа;
4) средства накопления.
25. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:
1) полная занятость трудоспособного населения;
2) полная занятость остальных факторов производства;
3) повышение удовлетворения потребностей за счет экономического использования всех факторов производства;
4) эффективное использование производственных факторов.
ОТВЕТЫ:
А 1. 2 А 2. 4 А 3. 4 А 4. 2 А 5. 4 А 6. 3 А 7. 3 А 8. 2 А 9. 2
А 10. 3 А 11. 1 А 12. 3 А 13. 2 А 14. 2 А 15. 4 А 16. 4 А 17. 1
А 18. 3 А 19. 3 А 20. 4 А 21. 4 А 22. 3 А 23. 3 А 24. 2 А 25. 4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверьянова Г.И. ЕГЭ 2010. Обществознание: Сдаем без проблем! / – М.: Эксмо, 2010.
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
Белокрылова О.С. и др . Обществознание. Тесты. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004 (Серия «Библиотека выпускника»).
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.] под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, идз-во «Просвещение» - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.] под ред. Л.Н. Боголюбова[и др.]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, идз-во «Просвещение» - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.] под ред. Л.Н. Боголюбова[и др.]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, идз-во «Просвещение» - 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2001 года по обществознанию. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2011
Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской федерации. – М.: Издательство «Омега- Л», 2008.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию. – М.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2011.
Краюшкина С.В. Обществознание: Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 (Серия «Абитуриент»).
Курбатов В.И. Обществознание. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. (Серия «Учебники, учебные пособия»).
Лавриненко В.Н. Курс лекций по политологии /В.Н. Лавриненко., Ж.Б. Скрипина, В.В. Юдин. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
Международные документы по правам человека. Сборник. – СПб.: Специальная литература, 1995.
Основные кодексы и законы Российской Федерации. – СПб..: ИД «Весь», 2002.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 20003 года №10 - ФЗ.
Марченко М.Н. Обществознание: Учебное пособие / М.Н. Глазунов и др.; под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.
Петрунин Ю.Ю. Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов / под ред. Ю.Ю. Петрунина. – изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: КДУ. 2008.
Петрунин Ю.Ю. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов / Ю.Ю. Петрунин, М.И. Панов, Л.Б. Логунова и др.; Под ред. Ю.Ю. Петрунина. – 4-е изд. – М.: КДУ, 2008.
Халин. А. Ю. Краткий курс по философии: учеб. пособие. – М.: Издательство «Окей-книга», 2008.
Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. – М.: «Ответы», 2007.
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие
А. В широком смысле слова
· Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
Б. В узком смысле слова
· Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
· Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
· Человечество в целом
2. Функции общества
· Производство материальных благ и услуг
· Распределение продуктов труда (деятельности)
· Регламентация и управление деятельностью и поведением
· Воспроизводство и социализация человека
· Духовное производство и регулирование активности людей
3. Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
· Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:
· Производственные отношения
· Экологические отношения
· Отношения по детопроизводству
· Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:
· Моральные отношения
· Политические отношения
· Правовые отношения
· Художественные отношения
· Философские отношения
· Религиозные отношения
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
Система – комплекс элементов и связей между ними.
Составные части системы |
Понятие системы |
Общество как система |
Элемент |
· Отдельные индивиды · Социальные общности |
|
Элементы могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система) |
Основные подсистемы (сферы) общества: · Экономическая · Политическая · Социальная · Духовная |
|
Связи между элементами ее подсистемами |
Общественные отношения (см. предыдущий пункт) |
Свойства системы |
||
Целостность |
Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходящие за пределы отдельных элементов |
Общество – это больше, чем толпа. |
Функционирование- развитие |
Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся |
Саморазвивающаяся система: · саморегуляция, · самоструктурирование · самовоспроизведение · саморазвитие |
Открытость-закрытость |
Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой) |
Открытая система |
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется
следующими специфическими чертами
:
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
1.9 Основные институты общества
Социальный институт - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
2.
Цели и функции социальных институтов
. Каждый социальный
институт характеризуется наличием цели деятельности
и
конкретными функциями,
обеспечивающими ее достижение.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений - финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. Д.
Социальные институты:
Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
Включают систему санкций - от правовых до морально-этических;
Упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
1. Типы функций социальных институтов:
· Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
· Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
2. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
1 .10 Понятие культуры. Формы разновидности культуры.
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление условно.
4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная
(нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой
объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой
частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности,
способности, стремления и цели.
6. Духовная жизнь общества
– объективная,
надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей,
присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность
социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука,
образование, искусство, религия, право.
7. Элементами духовной жизни
общества принято считать также:
Духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия
– воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к.
духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:
· национальная – мировая;
· светская – религиозная;
· восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
· традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
· сельская – городская;
· обыденная – специализированная;
· высокая (элитарная) – массовая – народная
9. Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии |
Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») |
Элитарная |
Народная |
Профессиональные творцы (стандартизация культуры) |
Профессиональные творцы, создающие культурные каноны |
Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
|
Характер |
Коммерческий (невозможно без СМИ) |
Некоммерческий |
Некоммерческий |
Уровень сложности |
Низкий |
Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) |
|
Аудитория |
Массовая |
Узкая |
Широкая |
Взаимодействие |
Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
1. Экранная культура
– вариант массовой
культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и
телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
2.
Субкультура
– часть общей культуры, система
ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская,
профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ
жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы
осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3.
Молодежная субкультура
– культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего
на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
· рост жизненного уровня;
· развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
· возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Словарь Боголюбова
«Общество и общественные отношения», 11 класс, 2 вариант
1. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как горожане?
2 .Идея достижения социального согласия путем справедливого перераспределения богатств в обществе характерна для системы взглядов
3. (1) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными
телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и
переписываются с помощью SMS сообщений. (2) Привычка общаться с
помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек
разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и
сочувствовать ему. (3) В ряде стран Европы десяткам пользователей
телефонов поставлен диагноз - «SMS-зависимость». (4) Специалисты
отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди,
страдающие этим заболеванием, могут писать SMSсообщения по семь и
более часов в день.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
4 .Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы
постоянно изменяют свой ________ (1). Это явление получило название
социальной ________ (2). Социологи различают несколько ее типов.
Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и
групп, называют ________ (3) мобильностью. Примерами являются
переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а
также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е.
________ (4). ________ (5) мобильность предполагает качественное
изменение социального положения человека. Примерами может служить
получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе,
профессиональная карьера - в современном и т.п. Каналами мобильности
выступают социальные ________ (6): семья, школа, собственность,
церковь, армия и т. п.»
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое
слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов
больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А)миграция Б)мобильность В)горизонтальная Г)институт Д)статус Е)вертикальная Ж)группа З)стратификация И)маргинализация
5 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,
Читайте также:
|
1. консервативной
2. пацифистской
3. анархической
4. социал-демократической
В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом своей идеологии обеспечение преемственности развития, учета исто рических традиций и устоев в выработке политических решений». Какой идеологии придерживается данная партия?
1. революционной
2. либеральной
3. консервативной
4. коммунистической
Идея достижения социального согласия путем справедливого перераспределения богатств в обществе характерна для системы взглядов
1. консервативной
2. пацифистской
3. либеральной
4. социал-демократической
Консервативные партии характеризуются
1. призывами к ликвидации принудительной власти государства
2. жесткой организацией
3. призывами к радикальным преобразованиям
4. призывами к отстаиванию традиционных путей развития страны
Центральное место в либерально-демократической идеологии занимает идея
1. равного распределения материальных благ
2. гражданского общества
3. классовой борьбы
4. необходимости уничтожения эксплуатации
Верны ли следующие суждения о политических идеологиях?
А.Основополагающей ценностью для идеологии консерватизма является уважение обычаев и традиций предков.
Б.Либеральная идеология признает ценность коллективизма и приоритет коллективного сознания над индивидуальным.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
А. Для политической идеологии характерно активное участие народных масс в ее разработке.
Б. для политической идеологии характерно наличие программы общественного развития
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения?
А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, и в некотором смысле и цель в себе»
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о политической идеологии?
А.Консерваторы признают ценность семейных традиций, влияние религии.
Б.Либералы отрицают ценность истории, прошлого, предлагая строить общество «с чистого листа».
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
1. Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков являются ведущими для идеологии
1) консервативной
2) либеральной
3) социал-демократической
4) радикальной
2. Идея построения общества, в котором был бы реализован принцип распределения благ «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», характерна для системы взглядов
1) консервативной
2) пацифистской
3) либеральной
4) коммунистической
3. Уважительное отношение к историческим корням, сохранение преемственности в развитии страны характерны для идеологии
1) консервативной
2) либеральной
3) социал-демократической
4) коммунистической
4. Идея достижения социального согласия путем справедливого перераспределения богатств в обществе характерна для системы взглядов
1) консервативной
2) пацифистской
3) либеральной
4) социал-демократической
5. Идея отрицания ценности государства, осуждения его как главного ограничителя свободы личности характерна для системы взглядов
1) консервативной
2) пацифистской
3) анархической
4) социал-демократической
6. Верны ли следующие суждения о политических идеологиях?
А. Основополагающей ценностью для идеологии консерватизма является уважение обычаев и традиций предков.
Б. Либеральная идеология признает ценность коллективизма и приоритет коллективного сознания над индивидуальным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. «Цель нашей борьбы – построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлен принцип распределения благ по потребностям». Для какой политической идеологии данное требование является основным, ведущим?
1) консервативной
2) либеральной
3) социал-демократической
4) коммунистической
8. Верны ли следующие суждения о политической идеологии?
А. Консерваторы признают ценность семейных традиций, влияние религии.
Б. Либералы отрицают ценность истории, прошлого, предлагая строить общество «с чистого листа».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
10. Какое слово пропущено в схеме?
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
12. Выберите верные суждения о политической идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цель политической идеологии - выявление научной истины.
2) Господство единой политической идеологии присуще всем политическим режимам.
3) Политическая идеология выражает представление о лучшем общественном устройстве, методах социальных преобразований.
4) Наиболее полное представление об идеологии партии дает ее устав.
5) Политическая партия объединяет, как правило, приверженцев одной идеологии.
13. Гражданин С. является членом одной из либеральных партий. В приведенном списке найдите идеологические взгляды, которые должен разделять гражданин С. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Право собственности есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека.
2) Права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.
3) История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
4) Демократия - единственно приемлемая для большинства населения форма правления, при условии перехода к главенству права.
5) Капиталистическое общество расколото на два больших враждебных лагеря - буржуазию и пролетариат.
14. Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма. Запишите цифры, под которыми они указаны.
15. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
«Либеральная __________ (1) зарождается в Западной Европе на рубеже ХVIII – ХIХ веков. Главная ценность либерализма – свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной __________ (2), предпринимательской инициативе.
Либералы признают равенство __________ (3) в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. Естественные, природные __________ (4) человека – жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует __________ (5). Свобода человека гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Все, и богатые, и бедные должны платить равные налоги.
Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие __________ (6) – например имущественного или же образовательного».
Б) государство
В) идеология
Г) общество
Д) граждане
Е) конкуренция
Ж) реформа
З) ответственность
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.
Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти.
Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами.
Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.
Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет...
В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов.
18. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, дайте определение понятия «предмет политического конфликта». Приведите любые два примера предметов политических конфликтов.
19. Автор утверждает, что «Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
20. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах политических идеологий, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической идеологии в обществе.
21. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический радикализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.
22. Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.
23. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
Политология: «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь» (П. Буаст).
Политология: «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть» (Г.Моргентау).
Политология: «Безмолвные граждане - это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Роальд Даль).