Идеология белорусского государства Конспект лекций. Главные особенности идеологии современного белорусского государства Идеология беларуси

Основы идеологии белорусского государства официально сформулированы в Конституции Республики Беларусь, где изложен главный принцип проведения государственной политики в нашей стране: все должно делаться для человека и в интересах Беларуси.

Однако идеология должна вбирать в себя как ценности, сформированные самим белорусским народом, так и ценности, разделяемые мировым сообществом и не противоречащие национальным интересам. Нам следует опираться на мировоззренческую основу трех общемировых идеологий:

либерализм, выдвигающий в качестве основной ценности права и свободы человека;

консерватизм, направленный на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

социализм, ориентирующийся на приоритет в общественном развитии принципов коллективизма, социального равенства и справедливости.

Эти идеологии, которые называются глобальными или тотальными, «претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяснения мира и универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества, его экономического и политического устройства» Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. - Мн.: Тесей, 2003. - С. 34.. Они оказывают мощное влияние на локальные идеологии, которые обычно формируются отдельными сообществами (государствами). К такому типу идеологии относится и идеология белорусского государства.

Локальные идеологии «появляются в ответ на потребности внутренней регуляции отношений между различными общественными силами и направлены на обеспечение целостности и всестороннего прогресса определенной страны, общественного блага ее народа» Мельник В.А. Указ. Соч. - С.34..

После приобретения независимости Республика Беларусь провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых во многом способствовал либерализм. Основанная на принципе свободы человека либеральная идеология сыграла огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии, способствовала утверждению прав человека в качестве высшей ценности.

Исходным тезисом либерализма является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав личности, среди которых важнейшими признаются право на жизнь, свободу и частную собственность. Либерализм провозглашает народ основным источником власти в государстве, равенство всех перед законом, наличие у каждого человека основных политических прав и свобод, в первую очередь, право гражданства, голоса, свободы передвижения, слова, собраний, объединений и т.д.

Условиями самореализации индивида выступают развитое гражданское общество, базирующееся на политическом плюрализме, и правовое государство, основанное на принципе верховенства закона, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.

В духовной сфере либерализм склоняется к терпимости и компромиссу. Идеал либерализма - общество равных возможностей, в котором каждый человек, обладающий достаточным трудолюбием и умением, может добиться жизненного успеха и благополучия.

Важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиции составляют фундамент любого общества, в них аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Общественные реформы должны опираться не на голые теоретические схемы, а на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности, быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей. При проведении реформ консерватизм выступает за сохранение положительных элементов прежней политической системы, т.е. за эволюционный путь развития, категорически отрицая революцию.

Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные и национальные ценности. Общество должно состоять не из отдельных индивидов, а представлять собой целое, «мы», которое сосредоточено прежде всего на локальном уровне: в семье, школе, трудовом коллективе, местных институтах власти. Социальное «мы» на местном уровне является естественным источником стабильности, сохранения традиций и формирования патриотизма.

Основными идеалами социалистической идеологии являются социальное равенство, социальная справедливость, коллективизм и общественная собственность.

Социальное равенство - равное положение людей в обществе, которое обеспечивается обладанием одинаковыми правами, равным, отвечающим принципам справедливости подходом к определению соответствия между реальной ролью отдельной личности или социальной группы в общественной жизни и их социальным статусом, в т.ч. между правами и обязанностями, трудом и его вознаграждением, заслугами и общественным признанием.

Социализм рассматривает социальное равенство в качестве высшего блага для личности и общества в целом и выступает за приоритет общественной собственности, которая создает необходимые условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира.

Социализм исходит из того, что на смену индивидуализму приходит свободная ассоциация, добровольная совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Именно коллективистское общество, основанное на принципах равенств людей и социальной справедливости, призвано преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей.

Опираясь на вышеперечисленные постулаты современных идеологических концепций, идеология белорусского государства должна включать:

  • - национально-государственную идею - мировоззренческую основу идеологии;
  • - концепцию основ идеологии белорусского государства - систему основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь;
  • - программы по реализации концепции основ идеологии белорусского государства на уровне отраслей, ведомств и регионов, определяющие цель, задачи, сроки, приоритеты, ресурсы и механизмы реализации;
  • - пропаганду - распространение основ идеологии белорусского государства с целью формирования у масс определенного мировоззрения, представлений, отражающих интересы белорусского народа.

Определяя идеологические приоритеты белорусского государства, необходимо учитывать как опыт прошлых веков, так и ориентироваться на то новое и позитивное, что появилось у нас с момента провозглашения независимости. При этом следует четко осознать тот факт, что нельзя искусственно идеологизировать общество исходя из конъюнктурных соображений. Навязывание обществу мертвых идеологических схем приводит к упадку государственности, застою и переходу к регрессивному развитию.

Идеология должна быть эффективной, выработанной в соответствии с потребностями общества и государства, глубоко проникать в сознание людей и выстраиваться «на своем, родном фундаменте».

Выбор оптимального пути развития страны во многом зависит от наличия в обществе общенациональной идеи, которая должна отражать интересы как общества, так и государства в целом, т.е. быть национально-государственной. Национальная идея - это интегрирующая идея, призванная объединить, а не раскалывать общество. Иными словами, это «идея нации-государства» Яскевич Я.С. Становление идеологии белорусского государства и национальная идея: традиции и новации. - Мн: РИВШ, 2004. - С. 59..

Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования. «Данная идея не создается искусственно, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, которые предполагают его целостность и «узнаваемость» другими» Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие. - Минск, 2000. - С. 119.. Она должна носить созидательный характер и способствовать раскрытию внутреннего потенциала народа.

Национально-государственной идеей белорусского народа выступает «построение сильной и процветающей Беларуси». Современный исторический процесс позволяет научно разработать и социально-экономически реализовать данную идею. Республика Беларусь - суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу.

Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа: независимость, стабильность и благосостояние.

Идеология белорусского государства - юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.

Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

  • - политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;
  • - экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;
  • - мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.

Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государства можно выделить:

государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;

признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

принцип верховенства права;

народовластие;

многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;

веротерпимость и свобода совести;

патриотизм и гражданственность.

Фундаментальная цель - сильная демократическая процветающая Беларусь.

Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

Политические партии и общественные объединения.

Наибольшими по количеству членов являются партии коммунистического направления - Коммунистическая партия Беларуси (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Коммунистическая партия Беларуси объявила себя преемницей КПСС и определила свои цели и задачи. Они заключаются в ориентации общества на социалистический путь развития, который ведёт к созданию бесклассового общества социальной справедливости, возрождению на добровольной основе государственного союза советских народов.

Между двумя коммунистическими партиями идут споры по вопросам политического и социально-экономического развития нашей страны. Вместе с тем их сторонники в своём большинстве поддерживают основные направления нынешней государственной политики современной Беларуси, реформы в интересах человека труда, развитие интеграционных процессов с Россией.

Социал-демократическое направление представляют Белорусская социал-демократическая партия (Громада) и др. Эти партии выступают за преодоление кризисных явлений в экономике, социальную защиту интересов различных групп населения.

Либеральное направление составляют Объединенная гражданская партия и др. ОГП выступает за приоритет частных интересов, минимизацию роли государства в экономической жизни общества, широкомасштабную приватизацию государственной собственности, во внешнеполитической сфере ориентируется на Запад.

К национально-демократическому направлению относится партия БНФ. В своей деятельности она придерживается идеи национально-культурного возрождения белорусов. Часть сторонников этой партии отличается антикоммунистической направленностью.

Большинство существующих партий значительного влияния на политическую жизнь страны не имеют. Это в определённой степени объясняется тем, что с момента возникновения многопартийности главные задачи развития страны были связаны с консолидацией общества, обеспечением условий для устойчивого социально-экономического развития, чему межпартийная борьба не способствовала.

Активно участвует в политических кампаниях республиканское общественное объединение «Белая Русь», образованное в 2007 г. Это объединение имеет целью способствовать достижению общественного согласия в деле построения сильной и процветающей Беларуси, а также социально справедливого общества, основанного на патриотических и морально-духовных ценностях белорусского народа.

Граждане нашей страны на добровольной основе для защиты своих трудовых прав и интересов объединяются в профессиональные союзы, которые участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Общее количество членов Федерации профсоюзов Беларуси в начале 2007 г. составляло свыше 4 млн. человек.

В 2002 г. был создан Белорусский республиканский союз молодёжи (БРСМ), являющийся преемником лучших традиций комсомола Беларуси и самым крупным объединением молодёжи, поддерживаемым государственной властью Беларуси. Цель БРСМ заключается в создании условий для всестороннего развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала, содействии формированию в Беларуси гражданского общества.

Массовым детским общественным объединением является Белорусская республиканская пионерская организация. Она призвана помочь каждому пионеру стать гражданином и своими делами и поступками приносить пользу себе, семье, Родине. Основные принципы участников организации - дело, добро, Родина, справедливость.

Активно действует одна из самых многочисленных в стране организаций - Белорусское общественное объединение ветеранов, образованное в 1987 г. В марте 2012 г. в его составе насчитывалось 1,9 млн. ветеранов, в т. ч. 1,6 млн. ветеранов труда, 200 тыс. - Вооружённых сил, 30,5 тыс. - Великой Отечественной войны.

Среди многочисленных фондов наиболее известен Белорусский фонд милосердия и здоровья. Он является членом соответствующего международного фонда, а также

Европейского союза общин милосердия, оказывает помощь социально незащищённым слоям населения.

В Республике Беларусь постепенно формируется гражданское общество - такой тип взаимоотношений между государством и обществом, при котором права граждан защищены законом и власть передаёт часть своих функций местным органам самоуправления. Каждому гражданину в нашем государстве согласно Конституции гарантируются свобода взглядов и участие в решении государственных дел. Элементы гражданского общества. Гражданское общество политические партии общественные организации органы местного самоуправления средства массовой информации.

Неотъемлемым элементом национальной модели гражданского общества стали Всебелорусские народные собрания, которые считаются внепарламентской формой народного самоуправления. Всебелорусские собрания соединяют в себе исторический опыт проведения народных вече в Полоцке и Турове и современные тенденции народовластия (демократизма). Всебелорусские собрания являются также формой отчёта власти перед народом и контроля гражданами деятельности государственного руководства.

Продолжение. Начало в №20

основы
Политические основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.
Народовластие
Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником верховной власти, создает механизмы, при помощи которых граждане принимают активное участие в решении государственных дел, разрешении политических конфликтов. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование форм непосредственной демократии, референдумов, выборов и Всебелорусских народных собраний.
Референдум является выс-
шей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов в 1995 и 1996 годах позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса. Положительная практика проведения республиканских референдумов свидетельствует об их важной роли в становлении белорусского государства и возможности использования не только на общенациональном, но и на местном уровнях.
Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001, 2006, 2010 годы), истоки которых берут свое начало в истории Полоцкого княжества. Обращение белорусских властей к гражданам в особо тревожные и судьбоносные моменты за советом свидетельствует о признании государством народа в качестве основного субъекта политического процесса.
Еще одной формой участия белорусов в осуществлении государственной власти выступают выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов.
Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и честных выборов с целью обеспечения прихода к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. В Республике Беларусь – в одной из немногих стран мира – действует Избирательный кодекс, который содержит правовую базу для проведения свободных и демократических выборов. Соблюдение норм Избирательного кодекса позволяет белорусским гражданам создавать действенные органы государственной власти и, в первую очередь, Национальное собрание Республики Беларусь.
Благодаря высокому профессионализму депутатов в республике сформирована законодательная база для успешного развития нашей страны. Белорусский парламент является ареной политических дискуссий, местом, где происходит свободный и конструктивный обмен мнениями по наиболее сложным и судьбоносным вопросам политических и социально-экономических преобразований Республики Беларусь. Политическая ситуация в Беларуси характеризуется публичностью и открытостью процесса принятия политических решений.
Сегодня очевидно, что только органы государственного управления, созданные на легальной и легитимной основе, могут быть выразителями воли народа и проводить политику, направленную на повышение уровня благосостояния населения.
Политический плюрализм
Демократия в Беларуси осуществляется на принципах плюрализма, многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Гражданское общество противостоит авторитарным проявлениям со стороны государственной власти, защищает права и свободы человека.
Каркас гражданского общества составляют политические партии, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления. К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной опоры. Зачастую партии создаются под конкретные личности – лидеров, оторванных от рядовых членов и заинтересованных лишь в реализации своих личных амбиций, что определяет политическую бесперспективность и неконкурентоспособность многих партий.
Поэтому опорой белорусского общества должны стать сильные Советы депутатов, профсоюзы и молодежная организация (БРСМ), призванные обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.
После распада Советского Союза в нашей стране удалось сохранить систему местного самоуправления, позволяющую гражданам непосредственно участвовать в управлении общественными делами, в решении экономических и социальных проблем на местах. Однако в силу ряда объективных причин в Беларуси не оформилась самостоятельность и независимость Советов. Большинство существующих полномочий по управлению административно-территориальными единицами сконцентрировалось в исполнительных комитетах.
Назрела потребность в реформировании системы местного управления и самоуправления, в результате которой должны быть созданы реальные условия для выполнения местными Советами всего спектра задач по территориальному самоуправлению, масштабного вовлечения граждан республики в механизм государственного управления с целью реализации основного принципа белорусского государства – народовластия.
Специфика процессов самоорганизации белорусского общества заключается в том, что главным инициатором преобразований, партнером рождающегося гражданского общества выступает государство.
В результате реформиро-
вания молодежного движения в республике создана мощная молодежная организация – Белорусский республиканский союз молодежи, представляющая интересы подавляющего большинства белорусских юношей и девушек. Ее основные задачи – выявление и раскрытие творческого потенциала молодежи, формирование мировоззрения молодых граждан Республики Беларуси на основе принципов патриотизма, гуманизма и нравственности.
Также благодаря усилиям государства удалось вернуть профсоюзы к выполнению их основной функции – защите и отстаиванию интересов трудящихся. В дальнейшем следует добиваться обеспечения высокого уровня защищенности белорусских трудящихся посредством укрепления дисциплины профсоюзных кадров, повышения их ответственности перед членами профсоюза.
Разделение властей
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства.
Однако власти, будучи разделенными, должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.
Специфика реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной – президентской, которая заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами, что способствует разрешению противоречий между ними. Посредничество Президента выведено за сферу публичных властей, распространено на отношения органов государственной власти, государства и народа.
Наделение Главы государства таким статусом необходимо для выполнения функций, возложенных на Президента Конституцией – осуществление преемственности и взаимодействия государственных органов, поддержание политической и экономической стабильности. Институт президентства в Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной государственной власти.
Белорусское общество осознает необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы общества для выведения страны на новый качественный уровень развития, построения демократического государства и гражданского общества, создания необходимых условий для раскрытия внутреннего потенциала личности.
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Правовые основы идеологии белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.
Суверенитет
Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Это означает, что народ осуществляет свою власть самостоятельно как через представительные органы, так и непосредственно (на референдумах, при проведении выборов). Суверенная воля народа является определяющей при выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Именно народ формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью.
Народный суверенитет может реализоваться только при условии существования государственного суверенитета, который представляет собой верховенство, самостоятельность и полноту высшей государственной власти на своей территории, независимость от других государств или международных организаций при проведении внутренней и внешней политики.
Существует диалектическая взаимосвязь между народным и государственным суверенитетами. Народовластие составляет основу Республики Беларусь, а государство выступает полномочным представителем народа и обязуется обеспечивать надлежащие условия жизнедеятельности своим гражданам. Государство не должно злоупотреблять своим суверенитетом в ущерб принципам гуманизма и демо­кратии.
Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года: «Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязатель­ствами».
Для того чтобы проводить независимую политику в интересах своего народа, государство должно обладать реальным суверенитетом – самостоятельностью при решении любых внутри- и внешнеполитических вопросов. Однако в современном однополярном мире это удается далеко не всем. Супердержавы и, прежде всего, США, стремясь достигнуть мирового господства, осуществляют экономическую экспансию на менее развитые государства.
Для данных целей используются Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. Эти международные организации оказывают финансовую помощь государствам только при условии выполнения определенных обязательств. Подобные меры ведут к подрыву государственного суверенитета и зависимости развивающихся стран. Неудивительно, что руководство страны неоднократно высказывалось против получения Беларусью крупных иностранных кредитов.
Проблемы Беларуси на международной арене обусловлены не внутренними причинами (якобы имеющими место нарушениями прав человека, демократии), а проведением белорусским государством независимой политики, последовательным отстаиванием национальных интересов, интеграцией с Россией. Именно последнее обстоятельство вызывает наибольшее недовольство Запада, который стремится установить контроль над природным и геополитическим потенциалом России. Укрепление Российской Федерации посредством Союза с Беларусью, а в перспективе и с другими странами СНГ противоречит реализации данных
планов.
Беларусь стала мишенью информационной войны, развернутой против нее Западом и, прежде всего, США. Особое внимание уделяется формированию и поддержке (информационной, финансовой и др.) радикально настроенных сил с целью создания на их основе так называемой «пятой колонны», деятельность которой направлена на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, дестабилизацию внутриполитической ситуации, свержение
конституционного строя. К сожалению, целью радикальной оппозиции является не разработка альтернативных вариантов развития страны, не поиск путей повышения благосостояния белорусских граждан, а приход к власти любой ценой, даже за счет ограничения государственного суверенитета.
Руководство страны проводит политику в интересах белорусского народа и однозначно заявляет о том, что суверенитет и независимость Беларуси останутся незыблемыми при любых обстоятельствах, даже при углублении интеграционных процессов с Российской Федерацией.
Поддержанию реального суверенитета Республики Беларусь будут способствовать следующие факторы:
политическая и экономическая независимость;
сильная и эффективная государственная власть;
стабильность и правопорядок;
общенациональный консенсус;
дееспособные вооруженные силы;
интеграция в рамках СНГ.
Правовое государство
Правовое государство – форма государственной организа-
ции, при которой государствен-
ная власть в своей деятельно­сти подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.
Признаки правового государства:
верховенство закона;
разделение властей;
взаимная ответственность личности и государства;
реальность прав и свобод гражданина;
развитое гражданское общество.
Правовое государство предполагает наличие мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирование «среднего» класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при многоукладной рыночной экономике, поскольку экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, идеологии, системы ценностей.
Создание правового государства требует сбалансированных усилий в различных сферах жизнедеятельности общества. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической, экономической, социальной и т.д.
Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо может породить протест масс. Демократия блекнет, если государство не способно обеспечить своим гражданам безопасность и простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических и социальных потребностей.
Построение правового государства в Республике Беларусь должно содействовать становлению и развитию гражданского общества, повышению благосостояния граждан, поддержанию правопорядка и стабильности в стране.
Права человека
Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.
Конституция Республики Беларусь закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином. Если в советский период права и свободы человека занимали второстепенное место, а приоритет отдавался интересам общества или отдельных социальных групп, то сейчас высшей ценностью государства являются права и свободы человека и гражданина. Государство возложило на себя ответственность за создание условий для свободного, достойного и всестороннего развития личности.
В реализации прав и свобод белорусских граждан большое значение имеет создание государством реальных условий для их осуществления. Граждане Беларуси могут открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, участвовать в решении государственных дел.
С целью определения основных направлений деятельности государства по обеспечению прав и свобод граждан, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята «Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан».
Особое значение в этом вопросе принадлежит Главе государства, который выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина и предпринимает все меры по их защите. Роль Президента как гаранта прав и свобод поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. Это подтверждает тезис о том, что права и свободы человека являются основным приоритетом деятельности государства.
Белорусское государство будет и в дальнейшем добиваться более полного соблюдения прав и свобод граждан, и, в первую очередь, от представителей властных структур, которые должны не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав.
Для всех руководящих работников в современных условиях важнейшими требованиями являются соблюдение действующего законодательства, высокий уровень правовой культуры, что позволит оградить общество от принятия неправомерных управленческих решений.
Очень часто главным препятствием на пути реализации прав являются низкий уровень правосознания белорусских граждан, элементарное незнание отечественного законодательства, правовой нигилизм. Решению данной проблемы будет способствовать формирование высокой политико-правовой грамотности населения Республики Беларусь, введение в систему среднего образования таких учебных дисциплин, как «Права человека», «Основы законодательства Республики Беларусь» и др.
Права и свободы человека тесным образом связаны с его обязанностями и, в первую очередь, с неукоснительным исполнением предписаний, изложенных в нормативно-правовых актах, в отказе от достижений социально-значимых результатов неправомерными средствами.
Осознание каждым индивидом ответственности за свои поступки, уважительное отношение к правам и свободам других членов общества – необходимое условие построения правового демократического государства.

1. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи.

2. Государственность на белорусских землях.

3. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.

4. Свободолюбие, патриотизм, трудолюбие, гуманистические идеалы, демократизм, солидарность, чувство национального достоинства – важнейшие психологические составляющие самосознания белорусов.

1. Осмысление исторического опыта народа предполагает глубокое изучение, во-первых, основных этапов формирования белорусского этноса, во-вторых, интеллектуальных и культурных достижений полиэтничного населения белорусской земли, что обусловило формирование белорусской национальной идеи. Эти процессы, в свою очередь, связаны с формированием восточнославянской (древнерусской) народности, наличием такого государственного образования как Киевская Русь. Несмотря на присутствие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, в целом явно доминировали общерусские черты, обеспечившие поразительную культурную монолитность восточнославянского «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря, несмотря на особенности и уникальность каждого региона. Следовательно, восточнославянская (древнерусская) народность – важный этап в формировании трех братских народов – русского, белорусского и украинского. В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили в Беларуси в XIV–XVI вв., сначала в условиях Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой, к XVII в. сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусский этнос (народность) с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания. Естественно, у населения Беларуси в то время выявились не только специфические особенности, но и наиболее существенные черты, характерные для всего историко-этнографического региона, где проживали восточноевропейские народы (русские, украинцы), а в более широком смысле – черты европейской и общечеловеческой культуры.

Как известно, возникновение любой самостоятельной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – порождение нового и новейшего времени. Они формировались вместе с развитием рыночных отношений, становлением индустриальной цивилизации. Процесс консолидации белорусов в самостоятельную нацию также был объективным и закономерным явлением. Однако противоречивые социально-экономические и политические факторы, отсутствие реальных политических прав и свобод, наличие крепостнических пережитков в условиях Российской империи сдерживали ее формирование и развитие национального самосознания. Но это не смогло остановить объективный процесс консолидации белорусов в нацию. Белорусская интеллигенция, находившаяся в стадии своего становления, во 2-й пол. XIX – начале ХХ в. возглавила борьбу за национальное Возрождение. Возрожденческая идеология получила свое отражение в творчестве Ф. Богушевича, А. Гуриновича, позднее Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича. Весомый вклад в ее формирование внесли газета «Наша нива», авторы многих статей, публиковавшихся в этом издании. Таким образом, процесс консолидации белорусского этноса растянулся на столетия. Но начавшийся ХХ в. заметно ускорил процесс пробуждения национального самосознания, что в свою очередь способствовало формированию белорусской нации.

2. Начать рассмотрение вопроса о государственности на белорусских землях следует с того, что ее элементы присутствовали в Полоцком и других княжествах, существовавших на белорусской территории в ІХ – начале ХІІІ в. Однако только элементы. Называть Полоцкое или Туровское княжества государствами, по всей видимости, все же нельзя. Можно говорить о государстве «Древняя (или Киевская) Русь». Хотя и оно не было государством в современном смысле этого слова. Русь была тем, что тогда именовалось «землей», т. е. территорией, принадлежавшей русскому народу. Следовательно, идея белорусской государственности имеет общерусские исторические корни, восходит к древнерусским содержании и форме государственности. Это полностью относится и к эпохе так называемой феодальной раздробленности, когда все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и стали жить самостоятельной жизнью. Существование отдельных русских княжеств со своими столицами и князьями воспринималось в то время как естественное явление. Тем не менее они составляли одну страну – Русь с единым русским народом.

Возникшее в XIII в. Великое княжество Литовское, Русское, Жамойское следует рассматривать как полиэтничное государство, федерацию народов, в первую очередь литовского и славянских (русских) народов. Вполне закономерно, что ВКЛ воспринималось его населением, в т. ч. православным, как своя держава. Но считать ВКЛ белорусским государством так же нельзя. Вхождение белорусских земель в состав Речи Посполитой надолго отложило вопрос о белорусской государственности. Непосредственные предпосылки для возникновения белорусской государственности формировались на протяжении XIX – начала ХХ в. Не случайно будущий декабрист Н. Муравьев, проходивший службу в Беларуси, в своем проекте (минский вариант) Конституции (1821 г.) высказал идею создания Западной державы (с центром в Вильно) в качестве составной части России. Однако непосредственно вопросы белорусской государственности стали подниматься белорусскими национальными деятелями на рубеже ХІХ–ХХ вв.

Идея национального освобождения и провозглашения национальной государственности белорусского народа выдвигались К. Калиновским еще в период восстания 1863–1864 гг. Эта идея была подхвачена и развита белорусскими народниками в 80-е гг. XIX в. в журнале «Гомон». При отсутствии у белорусов своей государственности, самостоятельных форм политической и экономической жизни борьба демократической интеллигенции в этот период за национально-культурное возрождение являлась важнейшим объединительным фактором белорусского народа, способствовала пробуждению его политического самосознания. Именно это обстоятельство и обусловило появление первой национальной партии – Белорусской социалистической громады, которая, влившись в революционный поток борьбы против самодержавия, заявила о необходимости установления в России федеративной демократической республики со свободным самоопределением белорусского и других народов, проживавших в границах Российского государства.

Обострившиеся противоречия в России в начале ХХ в., вызванные во многом социальными издержками индустриального реформирования при сохранении традиционных укладов в сельском хозяйстве, невысокая степень уровня достигнутого страной прогресса по сравнению с ведущими державами мира настоятельно диктовали необходимость ее модернизации. Ожесточенные споры, вылившиеся в серьезные конфликты, болезненное восприятие массами их невысокого уровня благосостояния в итоге вызвали три революции, в ходе которых выявилось несколько моделей возможного развития – монархической, либеральной, социал-демократической и неонароднической. Но ни одна из них, к сожалению, не могла охватить всю полноту сложнейших проблем, предложить эффективные пути их решения. Подобные тенденции сказались и в общественно-политическом движении в Беларуси. Особое значение стал приобретать вопрос о белорусской государственности. Однако поначалу речь шла об автономии Беларуси в границах Российской федеративной демократической республики.

В дальнейшем национально-государственное строительство в Беларуси тесно связано с революционными событиями 1917 г., гражданской войной. Тогда проявились две тенденции. Первая отражала потребность скорейшего преодоления социальной и национальной отсталости. Подобную модернизацию «догоняющего» типа мыслилось осуществить на советской основе. Другая тенденция выражала стремление части интеллигенции к самоопределению белорусского народа в виде независимой республики на основе парламентской демократии.

Провозглашенная умеренными белорусскими социалистами в марте 1918 г. Белорусская Народная Республика (БНР) не была государственным образованием даже в «марионеточной форме». Хотя республика и провозглашалась в этнических границах проживания белорусов, свою юрисдикцию на этой территории она не осуществляла. Несмотря на то, что созданные политические структуры (Рада БНР и Народный секретариат) пытались выступать соответственно в виде законодательной и исполнительной ветвей власти, реальными властными полномочиями они не обладали. Акт самоопределения БНР не поддержало в своей массе и население Беларуси. Не было армии, отсутствовала судебная и финансовая системы, так и не сформировались органы власти на местах. Функции правительства БНР ограничились урезанными полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и решениями некоторых задач в культурно-образовательной сфере, а также в области развития местной промышленности, торговли. Провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекало внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. Перипетии национально-государственного строительства были обусловлены многими объективными и субъективными обстоятельствами, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, логика политической борьбы. Это в какой-то мере и предопределило поражение тех политических сил, которые пытались реализовать идею БНР, ориентируясь на желанный «патронаж» Запада.

Реальная белорусская государственность началась с 1 января 1919 г., когда была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Создавалась политико-территориальная единица с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя в то время, когда коммунистические лидеры всерьез еще рассчитывали на мировую социалистическую революцию, проблески которой, казалось, давали о себе знать в Германии, Венгрии, других европейских странах. Однако надежды построить Всемирную Советскую Федерацию с каждым днем становились все более призрачными. В то же время опыт гражданской войны, борьбы с иностранной интервенции, переход к мирному строительству свидетельствовали, что выжить по одиночке советские республики не смогут, как не смогут построить новое общество. В этих условиях начался переход к новому этапу государственного строительства – объединению республик в единое государство с общими для всех республик органами управления. Так в декабре 1922 г. возник Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Вместе с тем следует подчеркнуть, что БССР в условиях ограниченного суверенитета выполнила государственную, политическую, экономическую, социальную и культурную роли объединения и консолидации белорусской нации. Был создан мощный экономический потенциал, произошли серьезные изменения в социальной сфере, сформировался кадровый состав профессионалов-управленцев. Впервые возник реально действовавший национальный аппарат государственной власти, государственная национальная система просвещения, образования и науки, профессионального искусства и культуры, массовая пресса, созданы другие институты суверенного государства. Советская система продемонстрировала огромные мобилизационные возможности. Страна в очередной раз поразила мир, превратившись в одну из сверхдержав, на полвека обеспечившая мировое равновесие именно тогда, когда технический прогресс привел человечество на грань самоуничтожения. Но цена советских свершений оказалась чрезвычайно высокой. Материальные лишения, зачастую голодные годы, тяжелый труд, социальные издержки – все это с избытком выпало на долю советского народа.

В то же время деформации общественно-политической жизни не могли подорвать высокое чувство патриотизма белорусов, их решимость отстоять свою независимость в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала серьезным испытанием на мужество и стойкость нашего народа. Великая Отечественная война нанесла такой урон Беларуси, что республику пришлось восстанавливать заново. И это был подвиг трудовой – равный подвигу военному. За послевоенные годы наш народ не только поднял страну из руин, но и превратил ее в индустриально развитую республику. Это стало возможным при помощи советских республик, входивших тогда в единую братскую семью народов. Однако обострившиеся противоречия внутри административно-командной системы привели к возникновению кризисных явлений в обществе. Набиравшие силу центробежные процессы привели к развалу СССР. Таким образом, советский период становления и развития белорусской государственности был противоречивым. Он принес как положительные, так и негативные результаты. И этот совокупный исторический опыт необходимо учитывать при формировании современной идеологии белорусского государства.

3. С провозглашением независимости Республики Беларусь (1991 г.) начался переходный период в истории страны, связанный с формированием новых общественных отношений и многоукладной экономики. При этом следует иметь в виду, что в начале 90-х гг. ХХ в. старые системы управления были разрушены, а новые находились в стадии становления. Это привело к снижению стабильности и ослаблению государственной власти. В 1991–1994 гг. шли поиски направлений и форм, направленных на укрепление белорусской государственности. Важную роль в этом сыграло введение института президентства и реальное разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей. Решение конкретных задач укрепления белорусской государственности выявило ряд особенностей, которые следует учитывать, рассматривая политические процессы в республике, происходившие в то непростое время.

Первая особенность заключалась в том, что ключевым фактором повышения стабильности государственного развития в условиях переходного периода стало усиление координации в действиях всех ветвей власти, а также повышение эффективности работы исполнительской «вертикали». Президентские выборы 1994 г., последующие годы это убедительно доказали, хотя поначалу была сделана попытка сделать крен на развитие парламентских форм демократии.

Второй особенностью системы управления государством в условиях переходного периода стало повышенное внимание государственных органов власти к общественно-политической сфере.

Третья особенность управления государством в условиях переходного периода заключалась в том, что власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. Монолитны – не значит одинаковы и однообразны. Власть и общественное мнение должны сосуществовать как «сообщающиеся сосуды».

Четвертой особенностью белорусской системы управления в условиях переходного периода стала ясная внешнеполитическая линия и четкие приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического развития. Внешняя политика Республики Беларусь – многовекторна, основана на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на развитие страны. В стране много проблем. И надо приложить немало усилий во всех сферах, чтобы добиться существенного прогресса. Государственная идеология как важнейший ресурс призвана помочь в этом движении вперед.

4 . Прежде всего, следует уяснить содержание понятия «свобода» , его отличие от понятия «эгоизм», показать, что свободолюбие являлось характерной чертой восточных славян. Необходимо привести исторические факты, свидетельствующие о стремлении белорусов к свободе. Понятие «свобода» тесно связано с другим понятием – «справедливость», представляющим собой важнейший принцип, в соответствии с которым индивиды и социальные группы должны получать то, что они реально заслуживают.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих веков истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осозновать его пространство как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства – свободолюбие, справедливость, патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств – отважность, упорство мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы. Эти чувства являются неотъемлемыми для белорусского народа, о чем свидетельствуют годы Великой Отечественной войны.

Важнейшей чертой белорусского народа является трудолюбие . Производительный труд был и остается, пожалуй, единственным способом добывания белорусами жизненных благ. Эта трудовая созидательная ориентация обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, генетической предрасположенностью славян к мирным, добрососедским отношениям с другими народами. Ни предки белорусов, ни сами белорусы как самобытный этнос никогда не покушались на чужое добро и не вели завоевательных войн. Во-вторых, сложилось так, что белорусы по большей части своей истории являлись объектом эксплуатации в той или иной мере со стороны представителей других этнических общностей, а значит, они (белорусы) не могли пользоваться трудом других. В-третьих, свои небольшие природные богатства белорусы использовали для собственного потребления и лишь незначительную их часть превращали в предметы обмена. Сегодня же белорусы не располагают такими природными ресурсами, благодаря которым они могли бы, подобно другим народам, обеспечить безбедное существование себе и своим будущим поколениям. Ценностная установка на труд, подготовка новых поколений белорусов к созидательной деятельности – один из важнейших элементов идеологии белорусского государства. Все это является залогом достижения национально-государственного идеала и цели общественного развития Беларуси – становления сильного и эффективного государства.

Гуманистические и демократические идеалы нашего народа берут свое начало также с глубокой древности. Эти традиции закладывались предками белорусов во времена земель-княжеств XI–XIII вв. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – нравственно-этический принцип, заключавшийся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманистические идеалы пронизывают произведения многих выдающихся деятелей белорусской культуры эпохи Возрождения – Ф. Скорины, Н. Гусовского, Л. Сапеги и др. В произведениях указанных авторов изложена вера в человека деятельного, гармонически развитого, обладающего высокой духовностью и нравственным совершенством.

Демократические идеалы и традиции занимают особое место в наследии белорусского народа. Для Полоцкого, Туровского и других княжеств, существовавших на белорусских землях, был характерен демократизм их внутренней жизнедеятельности. В Полоцком княжестве в XII–XIII вв. действовали две ветви власти: княжеская и вечевая. Вече – собрание свободных людей, призванное решать наиболее значимые общественные дела. Оно ограничивало княжескую власть, но не подменяло ее полностью. Однако в исключительных случаях по решению вече князь мог быть отстраненным от власти. Конечно, речь идет о демократии не в современном смысле данного понятия, а о конкретно-исторических, ограниченных ее формах. Широкое распространение в XVI – начале ХХ в. в Беларуси получила так называемая «громада» – основное социально-территориальное и социокульурное общинное объединение сельских жителей. Таким образом, гуманизм и демократизм – неотъемлемые идеалы, ценности и ориентиры белорусского народа. Они не привнесены извне, а выработаны историей. За них наши предки боролись, стремились воплощать в реальную жизнь.

Преобладающей чертой характера белорусов является толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо. Толерантность есть отношение к другому человеку, к представителям другого этноса или религиозной конфессии, к другим социальным общностям как к равным себе партнерам. Толерантность как жизненная установка предполагает настроенность на взаимопонимание с другими людьми, доброжелательные с ними взаимоотношения, на признание и уважения их права на собственную самобытность. Это важное качество белорусов предопределяется особым положением Беларуси в европейском культурно-цивилизационном пространстве.

Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность . Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т. п.) желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки других людей. Белорусы высоко оценивают доброжелательность как важнейший принцип взаимоотношений в семье, с друзьями, на работе.

Значимость государственной идеологии белорусского общества обусловлена объективными причинами современного развития. Так, в 90-е гг. в большинстве стран социалистической системы началась трансформация существовавшего тогда общественно-экономического уклада. Ее теоретики и практики, не учитывая своеобразия национальных особенностей развития, копировали западный путь преобразований. Вскоре стало очевидным, что осуществить данный процесс по западному образцу было невозможно хотя бы в силу системного закона неприводимости динамических систем к исходному состоянию. Предполагаемые коренные преобразования объективно нуждались в адекватной новой идеологии – разработке теорий, моделей, программ и проектов. Однако оказалось, что как в зарубежных, так и в отечественных теориях и практике трансформации фактически не было выдвинуто ни одной новой идеи. В самом деле, можно ли считать новацией невыплату заработной платы как средства борьбы с инфляцией или использование киллеров в борьбе с конкурентами?

По мнению Ральфа Дарендорфа, на повестке дня в бывшем коммунистическом мире стояло всего лишь «восстановление старых идей». В итоге появились теории трансформации. Они оказались «подгримированными» теориями модернизации, созданными в еще 50–60 гг. ХХ в. главным образом для некоторых развивающихся стран. Как показал ход исторического развития, предлагаемые модели не дали положительных результатов.

Таким образом, теории трансформации постсоциалистического мира оказались сильнейшим поражением социальной науки и практики. Разработчики теории трансформации не предложили сколь нибудь убедительного решения назревших проблем.

Сторонники рыночной экономики на все лады восхваляли принципы либерализации. А его противники категорически их отрицали. В этом случае уместно вспомнить характеристику подобных действий, которую дал еще А. Герцен: «Одни хотят насильственно раскрыть дверь будущему, другие насильственно не выпускают прошедшего… Их работа состоит в том, чтобы мешать друг другу, и вот те и другие стоят в болоте». К примеру, известный московский ученый Б.Г. Капустин утверждает, что «рынок, как он видится правильной теорией, в принципе нельзя построить в России. Предписания теории, способы и средства такого строительства дают результаты, обратные ожидаемым (возникновение подневольного труда вместо придания рабочей силе вида товара, демонетаризация в экономике через бартер и иное…)».



Старт так называемых экономических реформ в постсоциалистических странах описал один из известных экономистов нашей эпохи Джон Кеннет Гэлбрэйт в своей нашумевшей статье «Рецепт по имени капитализм» с примечательным подзаголовком: «На крах коммунизма Запад реагирует идеологией вместо помощи». «Прошедшие месяцы ознаменовались крупнейшими изменениями нашей эпохи. Это привело к потоку экономических советов: поскольку, по общему мнению, коммунизм провалился, то триумфирует капитализм, и поэтому высокопоставленные священники капитализма должны дать наставления – или, скорее, отдать приказы, что должны делать страны, которые оказались затронуты переменами».

Можно предположить, что многие рекомендации, которые предлагались и предлагаются центрально- и восточно-европейским государствам, воспроизводят ту «картину» капиталистической экономики, которая мало соотносится с реальностью. Она является идеологическим воображением.

Советы исходят от людей, которые давно осознали необходимость социальных перемен в западной экономической системе: построение социального государства, увеличение помощи бедным, расширение сферы общественных услуг, укрепление сотрудничества с профсоюзами, обеспечение справедливого распределения доходов и повышение ответственности государства за функционирование экономической системы. Подобные «реформы» в собственных странах советники не любят: они находят благодарных слушателей за пределами своих государств.

«Легкомысленные советы» для перехода к рыночной экономике предлагают принять обнищание, безработицу, инфляцию и падение жизненных социальных стандартов. Эти рекомендации – так называемая «терапия»: на основе опыта безработицы и голода формируется будто бы «новая» трудовая этика. И вот результат, о котором профессор католической высшей школы в Кёльне Х. Тайзен, в рамках программы «Трансформ» прочитавший лекции и в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, говорит следующим образом: «Экономика без политики, политика без философии, философия без этики – такая редукция целостной реальности несет с собой разрушительные последствия. Вакуум власти, который возник в государственном порядке после начала реформ, был заменен не самоорганизацией рынка, но финансовыми олигархами и мафиози, которые овладели большей частью экономической и государственной жизни».

Подобные «реформы» в России, по мнению члена-корреспондента Российской Академии наук М.Н. Руткевича, привели к тому, что сложившаяся ситуация «определяется невиданным для мирного времени системным кризисом, который поставил страну перед угрозой катастрофы. Российское общество отброшено назад на десятилетия, что особенно рельефно на фоне быстрого прогресса Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии».

После распада СССР белорусское общество было также на грани хаоса. Народное хозяйство страны становилось неуправляемым, дерегулирование стало фактом, а рыночное саморегулирование отсутствовало. К тому же становилось очевидным, что его одного недостаточно для успешного развития экономики и общества.

Большинство населения Беларуси осознало необходимость смены курса, что отразилось на президентских выборах 10 июля 1994 г. После сложной борьбы с пятью кандидатами, представлявшими весь спектр политических сил страны, кандидат от народа А.Г. Лукашенко, получивший более 80% голосов избирателей, был избран Президентом Республики Беларусь. В условиях нараставшего кризиса, резкого падения уровня жизни большинства, народ под руководством первого Президента страны приступил к последовательному выполнению его предвыборной программы.

«Предстояло не только выработать концепцию преобразований, но и реформировать органы власти, наладить их работу, определить систему обучения подготовки и переподготовки кадров, выстроить все иные атрибуты современного демократического государства – парламент, правительство, судебную систему и прокуратуру, вооруженные силы, внутренние и иностранные дела, а также модернизировать или создать заново важнейшие общественные организации, обеспечивающие связь народа и государства, – ветеранские, профсоюзные, молодежные, женские и т.п. Одновременно шел активный законотворческий процесс – тысячи новых правовых норм должны были отрегулировать все основные потребности суверенного государства.

А.Г. Лукашенко принял предельно ослабленную страну с множеством острейших социально-экономических проблем. В обществе преобладали пессимизм и апатия. Рушилась вековая мораль, распадались семьи, тысячи людей опускались в бездну нищеты и утраты своей индивидуальности.

А.Г. Лукашенко объединил усилия граждан страны по проведению экономической реформы, совершенствованию работы государственных органов, реформе образования и здравоохранения, развитию национальной культуры. Все важнейшие решения принимались им с учетом мнения народа.

Референдумы 1995 и 1996 гг. определили конституционное устройство страны, решили языковые проблемы, утвердили государственные символы, недвусмысленно высказались за союз с Россией.

По инициативе А.Г. Лукашенко был создан мощный демократический институт активизации общественного мнения страны – в октябре 1996 г. впервые было проведено первое Всебелорусское народное собрание, определившее направление развития страны до 2000 г. Второе Всебелорусское народное собрание в мае 2001 г. утвердило программу развития страны на следующие пять лет.

Был дан импульс развитию гражданского общества как системы общественных организаций, способных сплоченно выражать и отстаивать национальные интересы и традиции. В стране прошли съезды Белорусского союза женщин, Белорусского патриотического союза молодежи, учителей, судей, представителей других социальных слоев общества. В рамках повышения уровня работы местных органов власти и с целью ускоренного развития регионов был проведен Съезд депутатов Советов депутатов Республики Беларусь.

Президент сформулировал новые подходы к идеологической и воспитательной работе, положив в ее основу христианские ценности. Много времени и сил он посвятил укреплению и развитию творческих организаций, работе с молодежью, научным и педагогическим корпусом, положению в области здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, межконфессиональных отношений, связям с Православной церковью, объединяющей 80% верующих в стране, а также с белорусской диаспорой за рубежом. Разрабатывая стратегию духовного и экономического возрождения, А.Г. Лукашенко определил приоритеты, позволяющие наиболее эффективно расходовать ресурсы и строить годовые бюджеты: экспорт, жилье, продовольствие; их основой определена инновационная и инвестиционная деятельность при выделении науки и здоровья нации как главных инструментов осуществления высших целей белорусского государства».

В свете теории адаптивного поведения, выдающиеся ученые, Нобелевские лауреаты Р. Акофф и Ф. Эмери отмечают: «Государство также может считаться целеустремленным индивидом». Это значит, что оно стремится, как и физический индивид, улучшить свое жизненное пространство, определить цели, пути и средства жизнедеятельности в рамках своего исторического предназначения: обеспечения безопасности и общего блага граждан. Следовательно, государство, как и индивид, может иметь свою идеологию. История учит: любое общественное возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов, с утверждения обновленной системы ценностей, новой идеологии общественного обустройства государства. В данном контексте и была поставлена Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко масштабная задача разработки государственной идеологии: «Государственная идеология – это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий любому государству. Все государства опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития».

Политическая воля Главы государства оказалась созвучной тому, что происходило в душах и умах основной массы сограждан, улавливая желания и интересы большинства народа. Все это создавалось страстью, интеллектом, политической волей.

Государственная идеология – это система базовых принципов, установок, определяющих стратегию развития государства на основе общественного выбора и достижения консенсуса по поводу базовых принципов и целей развития.

Государственная идеология социально - политически направлена, так как она раскрывает взаимосвязь и взаимную ответственность гражданина и государства. Основой этой взаимосвязи является личная ответственность гражданина перед государством и государства перед личностью.

Составные компоненты государственной идеологии белорусского общества:

–система ценностей, формирующих основу гражданского согласия в обществе и демократической политической культуры;

– нормы демократического политического участия граждан в общественных процессах;

– система институтов государственной власти;

– важнейшие направления государственной политики.

Основные направления государственной идеологии белорусского общества:

– обоснование белорусской модели развития и определение места Беларуси в современной цивилизации;

– развитие идеи белорусского народа как единой общности в рамках суверенного белорусского государства;

– историческая непрерывность развития общества и определение концептуальных позиций истории Беларуси.

Беларусь все больше интегрируется в мирохозяйственные связи, которые характеризуются такими ведущими тенденциями, как глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального (ноосферного) общества, формирование транснациональных корпораций, кластерных структур, региональных интеграционных объединений стран на принципах и правилах Всемирной торговой организации.

Данные закономерности поставили республику перед необходимостью изменения социально-экономической парадигмы развития, где человек становится не только средством, фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью, а развитие личности – основой и критерием гармонизации системы «природа – человек – общество».

Реализация новой социально-экономической парадигмы в Беларуси предполагает осуществление кардинальной структурной перестройки экономики, модернизацию и обновление фондов на основе развития разума, воплощаемого в новейших достижениях научно-технического прогресса.

На решение этой проблемы направлены и разрабатываемые концепции и программы по социально-экономическому развитию республики, прогнозы научно-технического прогресса с определением приоритетных направлений научно-технической деятельности в Беларуси, стратегии национальной постиндустриальной (ноосферной) системы инновационного развития республики в контексте международной концепции устойчивого развития, обоснованной в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро).

Главные ориентиры разрабатываемых концепций – это формирование нового по своему качеству трудового потенциала, создание системы стимулов к высококвалифицированному инновационному труду и его эффективному использованию. Решающее экономическое значение приобретает развитие сферы услуг, где занятость трудоспособного населения может и должна составить около 2/3 от всех занятых в сфере общественного производства.

Сферы науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, логистики становятся приоритетными в экономической деятельности. На основе синтеза новых технологий и культуры происходит переориентация структуры экономики на современное наукоемкое производство и образование. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации и управлении производством, приходится до 90% прироста ВВП.

Основой белорусской государственности становится переход к социально ориентированной рыночной инновационной экономике, предполагающей сочетание и гармонизацию механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования социально-экономических, экономико-экологических процессов. За государством остается выполнение таких функций, как создание законодательного поля, что предполагает:

· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственности и субъекта хозяйствования;

· обеспечение гарантий минимума благ и услуг совместного пользования (наука, образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

· формирование устойчивой макроэкономической системы «природа – человек – общество», включающей эффективное функционирование финансовых и денежно-кредитных подсистем;

· проведение внешнеэкономической и оборонной политики, направленной на развитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья в контексте вступления в ВТО;

· четкую инвестиционную политику в социальном обеспечении и развитии инфраструктуры общегосударственного значения;

· поддержку нетрудоспособного населения;

· охрану окружающей среды;

· осуществление активной демографической политики;

· преодоление последствий катастроф (особенно на Чернобыльской АЭС).

В ближайшие 10 лет предстоит решить следующие задачи:

· повысить престиж науки и образования;

· создать систему стимулирования высококвалифицированного, качественного и инновационного труда;

· создать равные условия для функционирования различных форм собственности;

· снизить непроизводительные государственные расходы и уменьшить на этой основе налоговый пресс;

· укрепить национальную финансовую систему;

· создать стимулирующий механизм инвестирования, особенно отечественного, и ценообразования;

· развить институт экспорта отечественного и трансфера зарубежного капитала;

· обеспечить государственную поддержку предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса;

· разработать и ввести механизмы протекционизма, конкуренции и банкротства субъектов хозяйствования всех форм собственности; завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности;

· усовершенствовать механизмы местного управления и самоуправления.

Стратегию устойчивого развития республики (своего рода национальной идеи) должна определять инновационная деятельность. Жизненно важным в ближайшее время (по опыту развитых инновационных стран) является доведение наукоемкости ВВП до 3–4%.

Приоритетным направлением в системе подготовки и переподготовки кадров должно стать повышение наукоемкости образования. Наука и образование сосредоточатся на решении проблем повышения эффективности производства на основе развития его экспортного потенциала, импортозамещения, разумного природопользования, ресурсосбережения.

Особое место должно занять решение проблемы повышения эффективности энергопроизводства и энергопотребления. От ее успешного решения во многом зависит рост конкурентоспособности продукции и увеличение доли заработной платы в структуре стоимости произведенной продукции, работ и услуг.

Не менее важным является необходимость кардинального (кратного) повышения оплаты труда в сфере науки и образования.

Предстоит улучшить информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности путем создания современных технологий и использования компьютерных сетей.

Особое внимание предстоит уделить управлению научно-техническим и инновационным развитием на региональном уровне, для чего важно создать условия для применения научных подходов при решении конкретных проблем использования природных ресурсов и производственного потенциала, замены физически и морально устаревших технологий и оборудования, обеспечения роста объемов инвестиций в сферу производства экспортных товаров (работ и услуг).

В ближайшие 10–15 лет предстоит реализовать около 200 инвестиционных проектов, что позволит снизить степень износа фондов в 2015 г. до 40–55% и расширить выпуск конкурентоспособной продукции.

Значительные изменения планируются в строительном комплексе, особенно в строительстве жилья с высокими потребительскими качествами на основе прогрессивных энергосберегающих материалов, изделий, конструкций.

Структурная перестройка экономики будет происходить на основе изменения производственных отношений путем укрепления и развития государственной собственности наряду с разгосударствлением, приватизацией, демонополизацией, совершенствованием организационно-управленческих структур и институтов различных форм собственности.

Главной целью изменения производственных отношений является повышение эффективности общественного производства, где критерием является не прибыль, а развитие личности и рост ВВП.

В системе реформирования особое место будет занимать решение проблем развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание и развитие рыночной инфраструктуры. Развитие этих процессов будет осуществляться в контексте общемировых тенденций.

Курс на глобализацию предполагает вхождение республики в единый международный рынок финансовых услуг, в транснациональные государственные и негосударственные кластерные образования, а дальнейшая информатизация общества – изменения в системах обработки и хранения финансовой информации, технологии анализа и принятия решений на рынке сбыта товаров и услуг, автоматизации рабочих мест трейдеров, брокеров и операторов ценных бумаг. Все большее значение будут иметь рынки срочных контрактов (форварды, фьючерсы, опционы, инструмент хеджирования и др.). Широкое распространение получит лизинг оборудования, недвижимости, бытовых услуг, электронная торговля и электронное декларирование.

Исходя из особенностей Республики Беларусь как страны с высокой степенью открытости экономики и необходимости ее успешного инновационного развития на основе углубления интеграционных процессов, важнейшим условием является обеспечение устойчивости национальной валюты, а затем переход к общей валюте стран, с которыми республика будет иметь наиболее прочные и развитые внешнеэкономические и внешнеполитические отношения. Речь может идти прежде всего об углублении интеграции Беларуси, России, Казахстана, Украины, Китая и других стран.

Среди актуальнейших проблем в Беларуси особое место занимает проблема преодоления негативной тенденции демографических процессов. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих мер:

· укрепление института семьи;

· повышение физической активности населения;

· пропаганду и стимулирование здорового образа жизни;

· охрану материнства и детства, стимулирование деторождаемости;

· защиту окружающей среды;

· повышение уровня жизни населения и обеспечение его потребности в жилье, в организации быта и отдыха.

В решении этих и других проблем велика роль науки, образования, культуры и в первую очередь научной экономической мысли, социологии, политологии и права. Без научного системного политико-экономического и экономико-экологического мышления ни одно государство в мире не способно даже существовать в будущем, не говоря уже про устойчивое обеспечение экономического роста, национальной безопасности, уровня благосостояния.

В республике имеется все необходимое, а главное – кадры ученых-экономистов, социологов, политологов, юристов, психологов, экологов, специалистов других отраслей науки, которые способны выработать необходимые основы, методы и принципы эффективного ведения народного хозяйства Беларуси.

Исходя из сути прогрессивных мировых тенденций и моделей социально-экономического развития, XXI в. предполагает рассматривать экономическую науку не только как социально-экономическую теорию о производстве товара и прибыли в условиях ограниченных ресурсов и оценивать эффективность государства по традиционным технико-экономическим и социально-экономическим показателям и схемам. Экономическая наука, социология, право и политика известные схемы общественного воспроизводства Д-Т-Д или Т-Д-Т будут применять в XXI в. во взаимосвязи с большими макросистемными триадами. С точки зрения основ государственности – это Политика, Экономика и Право. В этой макросистеме экономика будет являться одновременно базисом и критерием ее эффективности.

Алгоритм ее действий может быть таким. Если экономика дает сбой, накапливая различного рода противоречия, то на основе системного анализа будет уточняться степень соответствия экономических действий принятым законодательным актам и политическим установкам в контексте мирового развития. Проведя предварительный системный научный анализ этого взаимодействия, можно приступать к совершенствованию законодательного поля, менять политико-экономические ориентиры и двигать общество вперед.

К сожалению, сегодня такого подхода нет. Законодатели пытаются создавать или совершенствовать правовую систему, как правило, на базе зарубежного опыта и без глубокого изучения национальных экономических проблем во взаимосвязи с международными экономическими процессами. Иначе говоря, все подсистемы названной триады нередко функционируют без взаимодействия друг с другом и даже противоречат друг другу.

С точки зрения содержания модели социально-экономического устойчивого инновационного развития (выбор человека как ценности и самоценности общества) – это природа, человек, общество, которые должны находиться во взаимообусловленной гармонии.

С точки зрения единства и взаимообусловленности материального и нематериального общественного воспроизводства – это:

I C + V + m = М 1 – воспроизводство средств производства;

II С + V + m = M 2 – воспроизводство предметов потребления;

III С + V + m = М 3 – воспроизводство человека как биосоциального и ноосферного продукта (разум, знание, интеллект, наука, образование, здравоохранение, спорт, культура и другие услуги).

При этом важно понять, что с позиции эффективности общественного воспроизводства и накопления первичным, опережающим процессом всегда является нематериальное производство и накопление. Вначале, как правильно трактует религия, идет слово, а потом дело. Прежде чем создать новую технологию, технику или другую потребительную стоимость, стоимость и меновую стоимость, надо иметь приоритетное накопление и развитие в самом человеке, его разуме, интеллекте, духовности, культуре (а следовательно, в обществе в целом).

Если нет опережающего накопления в нематериальной сфере, особенно в самом человеке, его разуме, знаниях, науке, образовании, культуре, то нельзя надеяться на рост валового внутреннего продукта, повышение эффективности в материальном и нематериальном производстве. В этом суть ноосферной экономики и социальной политики, которые делают свои первые шаги, императивно определяя новое содержание белорусской модели социально-экономического устойчивого инновационного развития в XXI в.

В основу теории развития экономики и социальной политики положено системное использование трех основных фундаментальных социально-экономических теорий цивилизационного развития человечества:

· ноосферной теории с ее критерием приоритетного развития разума человека и инновационной деятельности по развитию постиндустриальных производительных сил и совершенствованию производственных отношений, обеспечивающих сохранение природы для будущих поколений;

· неомарксистской теории, рассматривающей развитие науки как главной производительной силы, которая, используя различные формы собственности, обеспечит устойчивый рост ВВП – вновь созданной стоимости на основе структурного принципа «золотого сечения» (34% ВВП, создаваемого в сфере материального производства, и 66% ВВП, создаваемого в нематериальной сфере – сфере услуг), а также государственное регулирование распределительных отношений ВВП между 10% относительно богатых и 10% относительно бедных членов общества в соотношении 5:1.

· неокейнсианской теории с ее представлением о сильной и эффективной роли государства в общественном воспроизводстве системы «природа – человек – общество» с максимальной занятостью трудоспособного населения.

Читайте также: