Акробатика – очень красивый вид физической активности. Легкость движения акробатов завораживает и приводит в восторг. А ведь за этой красотой и кажущейся легкостью стоят годы тренировок и тяжелый труд спортсменов. Этот вид физической активности доступен далеко не всем, ведь для того чтобы им заниматься необходимо быть совершенно здоровым, физически подготовленным и регулярно тренироваться под руководством профессионального наставника. Между тем некоторые элементы акробатики можно освоить в любом возрасте и с разным уровнем физической подготовки, как говориться было бы желание.
Что такое акробатика:
Акробатика – это разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку. Как правило, начинают заниматься акробатикой в раннем детстве. Навыки, полученные в период занятий акробатикой, невозможно сохранить на долгое время без постоянных тренировок. Если человек научился плавать и кататься на велосипеде в детстве, то даже после тридцатилетнего перерыва он сможет плавать и ездить на велосипеде. А вот с акробатикой уже так не получится. Даже небольшой перерыв в тренировочном процессе значительно снижает уровень подготовки спортсмена.
Виды акробатики:
Акробатику можно разделить на следующие виды:
- Спортивная акробатика. Это отдельный вид спорта. В спортивной акробатике существует несколько видов программ: прыжковая, парная и групповая. В прыжковой акробатике спортсмен выполняет акробатические прыжки на специальной дорожке длиной 30 метров. В парной и групповой акробатике спортсмены выполняют акробатические упражнения различной сложности парами или группами. Пары и группы могут быть мужскими, женскими или смешанными.
- Цирковая акробатика. Включает в себя несколько жанров циркового искусства: воздушная акробатика, прыжковая акробатика, силовая акробатика и другие.
- Специальная акробатика. Этот вид акробатики применяется для тренировки спортсменов различных видов спорта или разных направлений танцев. То есть по сути это различные акробатические элементы (прыжки, перекаты, сальто, падения и другие), используемые в том или ином виде спорта или танцев.
Польза акробатики для здоровья:
- Акробатика прекрасно тренирует все группы мышц, развивает силу и выносливость.
- Делает тело гибким.
- Укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает координацию движений и ориентацию в пространстве.
- Акробатика благоприятно влияет на работу практически всех органов и систем организма.
- Способствует укреплению иммунитета.
- Улучшает работу сердечно-сосудистой системы.
- Улучшает обмен веществ в организме.
- Как и другие виды физической активности акробатика помогает держать свою фигуру в прекрасной форме и не позволяет набираться лишнему весу. Красивая осанка и подтянутость всего тела – вот отличительная черта акробатов.
Акробатика для детей:
Акробатика не только укрепляет тело ребенка и способствует гармоничному физическому развитию, но и помогает воспитать характер. Трудолюбие, настойчивость, уверенность в себе, ответственность – это только малая часть того что дает этот вид спорта для детей. Очень важно, перед тем как начать заниматься акробатикой, пройти полный медицинский осмотр ребенка и проконсультироваться с врачом на предмет противопоказаний и каких-либо ограничений.
Акробатика для взрослых:
Еще совсем недавно акробатика была доступна только детям или взрослым спортсменам, которые начали заниматься еще в юном возрасте. В настоящее время все гораздо проще и во многих городах можно найти секции акробатики для взрослых. Скорее всего, на таких тренировках не получиться стать профессиональным акробатом, но заниматься этим красивым видом физической активности для себя вполне реально. Кроме этого существует много видов спорта и танцев, доступных для людей разного возраста, в которых разучиваются и используются различные акробатические элементы.
Противопоказания к занятиям акробатикой:
У акробатики очень много противопоказаний. Поэтому заниматься акробатикой стоит только здоровым людям. В любом случае, перед началом занятий необходимо обязательно проконсультироваться с врачом. Кроме этого, акробатика считается травмоопасным видом спорта, поэтому нельзя приступать к выполнению сложных элементов не имея достаточной подготовки, занятия должны проводиться под руководством опытного тренера, должны соблюдаться все меры безопасности.
Занимайтесь акробатикой с удовольствием и будьте здоровы!
Не забывайте что здоровый образ жизни – это не только достаточная физическая активность, но и правильное питание, здоровый сон и другие составляющие.
Отдавать ли ребенка на боевые искусства? Часть 2
Универсальный вид спорта, при этом очень красивый и полезный, а главное – доступный каждому. Секции акробатики есть даже в самых маленьких провинциальных городках, но стоит ли выбирать это вид спорта для своего ребенка?
Что такое акробатика?
Это слово на слуху с давних времен, а потому его правильное понятие немного «стерлось», многие путают ее с легкой атлетикой, другие с гимнастикой.
Акробатика, действительно, имеет много общего с гимнастикой, это, по сути, ее разновидность. Упор в этой дисциплине делается на ловкость спортсмена, на гибкость его тела, а также на физическую силу, умение балансировать и высоко прыгать. Отметим, что акробатические навыки быстро «угасают», если ребенок пропускает тренировки. Если он научился плавать однажды, то уже не забудет, как это делать, с акробатикой все в точности наоборот.
С греческого «акробатика» переводится как «карабкаться наверх», раньше акробатами считались исключительно артисты цирка, которые работают высоко под куполом.
Сегодня различают три типа акробатики:
- Спортивная – сочетает в себе прыжковую, парную и групповую. Прыгун исполняет акробатические прыжки на ковровой дорожке, длина ее 30 метров. Парная и групповая – выполнение сложных трюков несколькими спортсменами.
- Цирковая акробатика – название говорит само за себя, это исполнение трюков на арене цирка.
- Специальная акробатика - ее элементы используются в различных танцевальных направлениях.
Полезно ли быть акробатом?
- Акробатика помогает ребенку «расстаться» с излишками энергии, причем гораздо быстрее, чем любые другие виды спорта, так как сложные трюки требуют максимального количества тренировочного времени. Малыш будет так утомляться, что у него не останется сил на баловство. Вопрос – хорошо ли это?
- Сильный мышечный корсет и красивая осанка появятся у ребенка уже после первых месяцев тренировок. Особенно это полезно для будущих школьников, которые немалую часть дня проводят без двигательной активности.
- Маленький акробат будет красиво двигаться и в жизни , у него будет уверенная походка, он легко вскарабкается на дерево или заберется по канату, сможет правильно сгруппироваться при неожиданном падении вне тренировки.
- Акробатика, как ни один другой вид спорта, развивает координацию, а также сноровку и выносливость.
- Даже неуклюжий малыш уже после нескольких тренировок начинает ходить правильно, так как этот спорт - отличное средство для тренировки вестибулярного аппарата.
Акробатика лечит и калечит?
Акробатика полезна для здоровья: тренирует сердечную мышц, укрепляет кости и иммунную систему ребенка. Но для многих родителей - это малоубедительно, и они не рискуют отдавать ребенка в секцию по акробатике. Почему?
«Старшему сыну долго не могли выбрать подходящий вид спорта, отказались в свое время и от акробатики, хотя проходили на занятия не меньше года, и ребенок подавал хорошие надежды. На первых же соревнованиях получил травму ноги – трещину кости в двух местах.. Целый год занимался и все было хорошо, а тут переволновался и упал во время прыжка. Я больше не позволила ему вернуться на занятия, по-моему это весьма опасно для детей» - уверена мама десятилетнего Якова, Ольга Нестерук.
Акробатика и правда так опасна, как кажется родителям?
Тренеры по этой дисциплине уверяют, что акробатика не опаснее лыжных гонок или футбола. Поначалу ребенок будет выполнять самые простые упражнения, после года тренировок из простейших движений формируют более сложные, но также безопасные группы элементов. Здесь многое зависит от тренера, он должен очень тонко чувствовать на что способен ребенок, и когда он готов к сложным элементам.
Акробатика не так опасна, как кажется со стороны, на тренировке все упражнения малыш выполняет со страховочным поясом, также используются и другие защитные элементы. Этот вид спорта не считается экстремальным, но только в том случае, если тренером и спортсменами четко соблюдается техника безопасности.
«Удивительно, но дети-акробаты могут годами не получать травмы на тренировках, а потом неудачно упасть дома или на прогулке с друзьями, и все потому, что они решили продемонстрировать свои умения вне спортивного зала. Акробатика без страховки и контроля тренера действительно может быть опасной, донести это до ребенка – задача родителей» - рассказывает тренер дошкольной группы по спортивной акробатике ДЮСШ г. Троицка, Роман Невзоров.
Кому противопоказана акробатика?
Перед началом тренировок стоит показать ребенка врачу, чтобы исключить следующие противопоказания к занятиям акробатикой:
- Близорукость.
- Отклонения в работе опорно-двигательного аппарата.
- Болезни сердца и сосудов.
- Эпилепсия.
- Расстройства нервной системы.
- Бронхиальная астма.
Когда начать тренировки?
В большинстве секций по акробатике детишек принимают с четырехлетнего возраста, при этом родители во время тренировки не покидают спортзала. В раннем возрасте дети еще не утратили природную гибкость, а, значит, заниматься им будет легче. В этом возрасте очень важно не «перенапрячь» малыша, за это отвечает тренер, грамотный специалист сможет определить уровень нагрузки для каждого ребенка индивидуально.
Психологи и педиатры уверены, что самый подходящий возраст для начала занятий акробатикой 6-7 лет, в этом возрасте организм ребенка уже окреп и полностью готов к физическим нагрузкам.
Чему научат малыша?
Будет ходить на руках, прыгать «выше ели» или удивит тройным сальто? Чему же научат малыша в секции акробатики?
Выполнять разного рода прыжки в высоту, с переворотами и сальто, традиционное «колесо» в многократном повторении, одним словом, трюки маленьких спортсменов точно не оставят равнодушными ни одного зрителя, предлагаем вам в этом убедиться – смотрите видео тренировки по детской акробатике.
Чудеса иппотерапии: чем полезен конный спорт?
Приветствую Вас на сайте «Мой ребенок» сегодня мы продолжаем тему спорта: «Акробатика для детей».
Акробатика для детей в чем польза и отличия от других видов спорта.
Акробатика для детей, красота и здоровье
Заниматься акробатикой, это значит заниматься красивым видом спорта и это не один плюс. Помимо красоты с помощью акробатики ребенок развивается как физически так и психически. Если Вы сомневаетесь отдавать ли своего ребенка в данный вид спорта, тогда прочитайте эту статью до конца.
Что дает акробатика для детей?
Акробатика помогает детскому организму лучше развиваться. С помощью движения ребенок выплескивает свою накопившую энергию, а это гарантирует отличное настроение и самочувствие Вашего ребенка. Движение - это увеличение обмена веществ в организме, правильное развитие тела в целом, улучшение работы мозга и психики ребенка.
У всех детей есть склонность бесится, прыгать и скакать в буквальном смысле этого слова. Когда у ребенка накопилась много энергии, он начинает ее выплескивать, и дома начинается хаос, крики, разбросанные игрушки и т. д. Если ребенок не сможет выплеснуть эту энергию, то это плохо отразится на его организме в целом, т.е. может нарушится обмен веществ, а это повлияет на здоровье и развитие ребенка.
Акробатика помогает ребенку, играючи, развиваться!
Если взять другие виды спорта, то акробатика отличается от них, равномерной нагрузкой на организм (на все мышцы) ребенка, это и позволяет отлично развиваться Вашему малышу. Если Вы думаете, что акробатика это женский спорт, то вы ошибаетесь, акробатикой занимаются и мужчины (мальчики).
Ребенок, который занимается акробатикой, будет гораздо быстрее развиваться в отличии от его сверстников.
Акробатика - это внимание, ловкость, скорость, все то, что пригодится во взрослой жизни.
Акробатика - это красота, зрелищность, коллективность, когда смотришь на выступления юных спортсменов, то приходишь в восхищение, поднимается настроение и хочется научиться тому же! Но, ты понимаешь, что годы не те, и все, что тебе остается, отдать своего ребенка в данную секцию 🙂
Акробатика для детей и травмы
Многие родители, даже не рассматривают данную секцию, так как считают её опасной, однако они заблуждаются!
Спросите почему? Я отвечу!
Если ребенок будет практиковать акробатику дома, то конечно это ни к чему хорошему не приведет!
- Если отдать ребенка в хорошую секцию, профессионалам, то акробатика принесет, только и только огромную пользу!
Риск очень маленький, так как ребенка учат сначала простым упражнениям, детским элементам. И если он будет все правильно делать, то после этого перейдет к более сложным трюкам.
!!! Дети занимаются со страховкой, и если ребенок будет слушаться тренера, будет соблюдать технику безопасности, то с ним все будет хорошо!
Акробатика для детей: что будет уметь ваш ребенок?
Для того, чтоб понять и ответить самому себе на этот вопрос предлагаю посмотреть вот это замечательное видео:
На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!
Читайте также:
Спорт для детей
Бокс и ребенок
Дзюдо для детей
Лыжи
Плавание для детей
Фигурное катание для детей
Футбол для детей
С уважением, Андрей Добродеев
на Ваш сайт.
Каждый нормальный родитель мечтает дать своему ребенку только самое лучшее, воспитать его здоровым и интеллектуально развитым человеком. Отличной базой для хорошей физической подготовки вашего ребенка могут стать занятия спортивной акробатикой.
Акробатика (с греческого - ходить по краю) включает в себя гимнастические упражнения, ходьбу по канату или бревну, прыжки на батуте. Занятия акробатикой для детей чрезвычайно полезны, они развивают координацию движений и чувство равновесия. Если в дальнейшем ваш ребенок выберет другой вид спорта, акробатические навыки ему пригодятся везде: в фигурном катании, футболе, в гребле и плаванье. Особенно необходима акробатика очень активным деткам: их неуемная энергия, наконец, пойдет в правильное русло. Акробатика для детей гарантирует гармоничное развитие всех групп мышц детского организма, благодаря различным типам упражнений и степени нагрузки.
Акробатические прыжки на батуте
Все дети просто обожают прыгать на батуте. А между тем многие родители не представляют, какую пользу могут принести такие прыжки маленькому организму, если заниматься ими правильно. Прыжки на батуте очень хорошо тренируют вестибулярный аппарат, позволяют отлично ориентироваться в пространстве. Во время таких занятий равномерно тренируется все тело, а не какая-либо отдельная группа мышц. Отлично подойдет такая акробатика для начинающих детей, ведь прыгать на батуте могут даже совсем маленькие детки. Такой вид физических упражнений подарит вам и вашему ребенку массу позитивных эмоций и зарядит отличным настроением на весь день.
Гимнастическо - акробатические упражнения
Сложно выделить какой-нибудь основной вид упражнений в спортивной гимнастике, настолько богата она разнообразными элементами. Сюда относятся кувырки и перевороты, занятия на турниках и кольцах, сложные акробатические фигуры в вольной программе. Выполняя акробатические упражнения, ребенок получит не только удовольствие от тренировки, но и приобретет красивую, правильную осанку, рельефную мускулатуру. Также акробатика для детей положительно влияет на обменные процессы в растущем организме. При правильном подборе комплекса упражнений можно даже скорректировать работу внутренних органов.
Цирковая акробатика
Этот вид акробатики немного отличается от основного определения и сейчас набирает все больше популярности среди детей. В цирковой акробатике большое внимание уделяется растяжке и умению балансировать. Балансируя на канате, ваш малыш научится не только владеть своим телом, но и освоит азы актерского мастерства, научится работать в коллективе.
Спортивная акробатика для детей обеспечит не только хорошую физическую подготовку, но и окажет благотворное влияние на психическое и умственное здоровье. У детей улучшается память, повышается скорость мышления. На акробатических занятиях нагрузка направляется не только на мускулатуру, также тренируется дыхание, что положительно сказывается на работе легких и сердца, да и всего организма в целом.
Роль тренера в тренировках
Конечно, все положительные стороны акробатики сведутся к нулю, если вы не найдете хорошего тренера для своего ребенка. Ведь детский тренер - это не только специалист, который покажет основные акробатические фигуры и обучит им вашего малыша. Этот человек обязательно должен любить детей, с удовольствием проводить тренировки. Если вы хотите найти тренера на такой вид спорта, как акробатика для детей, отзывы родителей, чьи чада уже посещают такие занятия, будут для вас очень ценными. Узнайте, как именно и где проходит тренировка, есть ли необходимое спортивное снаряжение, насколько требовательный тренер, как он относится к детскому непослушанию и нежеланию выполнять задания. Ведь не всегда малыш будет вести себя хорошо на занятиях, и очень важно, чтобы детский тренер смог правильно оценить настроение ребенка, знал, в какой ситуации дать ребенку возможность отдохнуть и не настаивать на выполнении каких-либо элементов.
Травмоопасность
Конечно, как и любой другой вид спорта, акробатика не обходится без травм. Чаще всего это падения и растяжения. Но разве, находясь дома, ваш ребенок полностью застрахован от таких травм? Полностью обезопасить маленького непоседу практически невозможно, поэтому не бойтесь отдавать его на занятия акробатикой для детей. К тому же первое время тренировки проходят без сложных заданий, нагрузка распределяется равномерно и поэтапно под руководством опытного тренера, который никогда не даст выполнять новый элемент ребенку, если он еще не освоил его в теории. Важно также, чтобы ваш юный спортсмен занимался в хорошем спортивном зале, оборудованным качественными снарядами и гимнастическими матами.
Какой возраст идеально подходит для занятий акробатикой
Самым «правильным» возрастом для посещения акробатических занятий считается возраст 6-7 лет. Педиатры и психологи рекомендуют такой возраст как наиболее подготовленный как со стороны душевного настроя, так и готовности организма к физическим нагрузкам. Однако это совершенно не мешает вам знакомить ребенка со спортом и в более раннем возрасте. В этом вам поможет секция акробатики для детей младшего возраста, где возможно ваше присутствие. На таких занятиях малыши учатся основам физического воспитания, работе в коллективе.
Кому противопоказаны занятия спортивной гимнастикой
Прежде чем записаться на занятия акробатикой, обязательно необходимо пройти с ребенком полное медицинское обследование и сдать соответствующие анализы, ведь от их результатов зависит здоровье и жизнь вашего ребенка. Осмотр у врача выявит такие медицинские противопоказания, как близорукость, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, бронхиальная астма, болезни сердца, эпилепсии, нервные расстройства и психические заболевания. Не стоит отчаиваться, спортивный мир велик и без труда можно подобрать секцию с облегченной нагрузкой.
Даже если вы не собираетесь воспитывать будущего олимпийского чемпиона, спортивная акробатика для детей привнесет очень много интересного в их жизнь. Они станут более сильными, ловкими и грациозными, приобретут очень ценный опыт и найдут новых друзей. Самые стеснительные детки в руках умелого тренера раскрываются и поражают своими акробатическими талантами. Не расстраивайтесь, если ваш ребенок поначалу будет неумелым и неуклюжим, многое сразу получаться не будет. Такая реакция на неудачи и промахи - и акробатика для детей из разряда любимых занятий сразу переместится в самые ненавистные. Поддерживайте ребенка, учите преодолевать страхи и неудачи, верьте в него, и очень скоро он будет радовать вас своими спортивными достижениями и победами.
Ученица 9 класса МОУ "Средняя школа № 13" г. Кимры Тверской области Фурман Анастасия
Виды и элементы акробатики
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕФЕРАТ
по физической культуре
на тему:
«А К Р О Б А Т И К А»
Выполнила
Ученица 9б класса
МОУ «Средняя школа №13»
Г.Кимры, Тверской области
ФУРМАН АНАСТАСИ я
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
ПЛАТОНОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Акроба́тика (греч. ακροβατω - «хожу по краю» -)
Вид физических упражнений типа гимнастических,
Жанр циркового искусства (акробатика силовая, прыжковая и др.),
Вид спорта.
Выделяют спортивную акробатику - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. В Международной федерации спортивной акробатики - ИФСА (IFSA; основана в 1973) свыше 30 стран (1993). Чемпионаты мира с 1974, Европы с 1978.
Специальная акробатика (прыжки, падения, перекаты, фляк, рондад, сальто и т. д.) применяется для подготовки спортсменов и бойцов в единоборствах и вырабатывания у них гибкости, ловкости и координации движения.
Виды акробатики:
Прыжковая :
Акробатические прыжки на дорожке длиной 30 метров, не учитывая разбег.
Фляк
Рондад
Сальто
Парная :
Силовая пара - двое юношей.
Смешанная пара - юноша и девушка.
Женская пара - две девушки.
Групповая :
Мужские группы - четверо юношей.
Женские группы - три девушки.
Специальная
Спортивная акробатика - один из популярных и зрелищных видов гимнастики. Ею занимаются, в основном, дети и молодежь, хотя существуют и формы и содержание - доступные различным возрастам.
Специфику акробатических упражнений определяет ряд признаков.
Как и упражнения на гимнастических снарядах, в акробатике они требуют высоких уровней проявления физических качеств, связаны с большим риском (а значит, необходимы уже на более низких квалификационных уровнях определенный волевой настрой, смелость, настойчивость), исходный уровень подготовленности к прыжковым упражнениям более высок и конкретнее выражен, а значит, и та же вестибулярная устойчивость уже должна быть развита хотя бы так, чтобы выполнять вращательные упражнения базового цикла.
Однако сами акробатические упражнения стимулируют развитие всех этих качеств и способностей. Поэтому важно уметь правильно распорядиться имеющимся арсеналом средств.
В массовой акробатике и начальном этапе занятий используются так называемые базовые акробатические элементы, подразделяемые на три основные группы: одиночные, парные и пирамидковые.
В группу одиночных упражнений входят прыжковые и статические элементы. Они связаны с выполнением полных и частичных вращений вокруг фронтальной, передне-задней и вертикальной осей, а также сохранением равновесия в определенных позах. В связи с этим выделяются подгруппы упражнений статического и динамического характера.
К подгруппе статических упражнений относятся:
Мосты и шпагаты - наиболее простые с точки зрения биомеханических условий сохранения равновесия, т.к. в них используется большая площадь опоры и относительно низкое расположение общего центра масс тела. В то же время, для исполнения их требуется высокий уровень подвижности в суставах;
Стойки - упражнения, связанные с сохранением вертикального положения тела «вверх ногами» в различных условиях опоры: кистями, предплечьями, головой, грудью и др. За счет разных способов прихода в положение стойки, форм и способов удержания, сходов с нее и соединения с другими элементами можно создать большой ряд упражнений различной физической трудности и координационной сложности и, соответственно, меньшей или большей доступности для конкретного занимающегося;
Равновесия - относительно небольшой круг упражнений, для которых основой является сохранение определенной позы на одной ноге при разных положениях ногисвободной. При этом требуется очень хорошая подвижность в тазобедренных и суставах позвоночника и вестибулярная устойчивость;
Упоры - определенные фиксированные позы при низком расположении общего центра масс, но высоком, над опорой, расположением плеч. Трудность их различна: наиболее легки смешанные упоры (например, упор лежа или упор стоя на коленях), значительно труднее такие, в которых требуется проявление силы и гибкости при одновременном силовом напряжении (например, упор углом, упор высоким углом).
Для упражнений динамического характера , которые могут выполняться на месте или в движении, главной характерной особенностью являются «переворачивания» в определенном направлении и с обусловленным количественным выражением его: вперед, назад и в сторону, полуоборотом и полным вращением, с отталкиванием и без отталкивания руками, а также с сохранением заданной позы или изменением ее. К ним относятся:
Перекаты и кувырки - вращательные движения с последовательным касанием опоры при частичном или полном переворачивании через голову; могут выполняться в группировке и согнувшись или прогнувшись в полетной фазе, когда выполняются прыжком или с разбега;
Полуперевороты - движения с частичным вращением тела и переходом из одного положения в другое, как правило, сменой стоек; например, из стойки на руках медленный переворот вперед в стойку руки вверх, или: из основной стойки прыжком стойка на руках (по сути, полупереворот вперед), из стойки на руках толчком руками прыжок в стойку на ногах (так называемый курбет);
Перевороты - наиболее представительный и разнообразный вид упражнений, включающий полное вращение через голову, но разделенный промежуточной опорой руками или руками и головой, одной рукой; различаются по скорости вращения (быстро или медленно), способу выполнения (с места, с разбега, прыжком, с прыжка-подскока, называемого «вальсет»), а также по заданному конечному положению (на одну или две ноги, в остановку или в переход на следующий элемент);
Сальто - базовый вид акробатических прыжков со сложной технической структурой, предусматривающей полное вращение в безопорном положении через голову;разновидности сальто определяются направлением вращения (вперед, назад, в сторону), положением акробата в полете (в группировке, согнувшись, прогнувшись, в полугруппировке), а также объединением с поворотами и количеством вращений.
Вторая группа элементов - парные упражнения - предполагают взаимодействия двух акробатов. Парные упражнения могут быть женскими, мужскими и смешанными. По содержанию и характеру это - балансирования и вольтижные упражнения. Среди упражнений в балансировании различаются:
Входы и наскоки - важные, хотя и вспомогательные, движения, позволяющие верхнему партнеру принять исходное положение на какой-либо части тела нижнего для начала основного упражнения; в зависимости от способа принятия исходного положения и фиксируемой позы действия обоих партнеров в разные моменты приобретают главенствующую роль или выполняют сопутствующую функцию, но всегда в четкой согласованности друг с другом. Сами же входы и наскоки осуществляются силой, прыжком, броском - с разных направлений (спереди, сбоку, сзади) и с разной ориентированностью конечных положений нижнего и верхнего - совпадающей и не совпадающей;
Поддержки - выполняются верхним при опоре на нижнего (на руках, на ногах, на спине, на груди) - с устойчивой фиксацией позы. Сложность поддержек зависит от построенной фигуры, определяющей взаимное расположение звеньев тела и проекцию центра масс по отношению к площади опоры (а в связи с этим и величину усилий нижнего партнера), способом поддержки (захват звена, ширина, удобство, устойчивость опоры верхнего и нижнего - в отдельности и во взаимосвязи), а также высотой расположения верхнего по отношению к нижнему;
Упоры, стойки, равновесия - общие характеристики которых даны при описании первой группы упражнений, кроме того, имеют сходство с поддержками; но они, как правило, более сложны и более разнообразны как по форме фиксируемых поз, так и по способам прихода в требуемую позу и фиксации ее. Они выполняются толчком, силой, махом, с поворотом; с опорой на руках или одной руке, на ноге, плече, голове; с разным положением нижнего: стоя на колене, в основной стойке, в выпаде, лежа на груди или спине, в приседе и т. п.;
Взаимные перемещения партнеров - необходимы для смены элементов в композиции. Они могут быть последовательными или одновременными; при смене позы верхнего нижний может свою позу не менять или действия их могут быть противоположны; темп взаимных перемещений может совпадать или специально варьироваться «независимо»; характер работы также бывает весьма разнообразным: преодолевающий силовой или рывковый, уступающий и статический - причем в самых разных сочетаниях. Естественно, для выполнения перемещений и взаимных их сочетаний партнеры должны иметь высокий уровень физической подготовленности и координационных способностей, реализованных в специальной технике выполнения.
Вольтижные упражнения представляют собой действия, связанные с бросками и ловлей партнера. Требования к физической и двигательной подготовленности занимающихся здесь наиболее высокие по сравнению с другими видами упражнений. Возрастают значительно и требования к согласованности действий при отталкиваниях, балансировке в позах, фиксируемых после полетов; от каждого из партнеров требуется безукоризненное владение своими действиями и чуткое реагирование на действия партнера; при этом если верхний обеспечивает безопасность четкостью своих действий, то нижний, кроме этого, еще и страхует верхнего и, в определенной мере, себя во время ловли партнера, обладающего немалым количеством движения.
Основными видами вольтижных упражнений являются подкидные прыжки и соскоки, входы прыжком и броском, смены поддержек с фазой полета без вращений и с вращениями, повороты и обороты, полуперевороты и сальто. Все они выполняются с применением разных способов отталкиваний (и нижним и верхним), приходов в требуемую позу, согласованную между партнерами; с разной степенью физической трудности, технической сложности и психической напряженности.
Третья группа базовых упражнений - упражнения пирамидковые . Они выполняются тройками, четверками или большим количеством акробатов и включают элементы балансового и вольтижного характера.
Пирамидковые упражнения, как правило, состоят из различного рода акробатических стоек и поддержек, смена которых путем перемещения участников, а также «входов» и «сходов» - создает впечатление динамичности действа, позволяет строить фигуры различной сложности и выразительности.
С точки зрения необходимости внедрения таких упражнений в широкие массы занимающихся весьма важными оказываются следующие особенности:
1) возможность участия различных по подготовленности, возрасту и полу акробатов с соответствующим разделением двигательных ролей;
2) построение пирамиды как управляемый процесс, облегчающийся оговоренными сигналами и командами руководителя, а также музыкальным сопровождением;
3) широкий диапазон трудности и сложности пирамид, определяющий возможность различного по количеству участия в них занимающихся и доступность их детям дошкольного и школьного возрастов, молодежи и квалифицированным спортсменам;
4) отсутствие необходимости в специальном оборудовании и возможность построения на естественных травяных лужайках и площадках;
5) достаточно высокая эффективность как средства общефизической подготовки и формирования должной мотивации к регулярным занятиям;
6) возможность художественного оформления, выразительности и зрелищности как средства воспитания эстетических вкусов и творчества.
Для занятий и соревнований по спортивной акробатике, как и в спортивной гимнастике, разработана классификационная программа, адресованная широким массам - школьникам, учащимся средних специальных учебных заведений, студентам. Составлена она таким образом, чтобы создать максимум возможностей для занятий, исключить ненужные условности в организации и проведении соревнований, сделать более достижимым выполнение разрядных нормативов и получение заветного значка спортсмена-разрядника.
Очень важно, что к соревнованиям допускаются участники с 7-летнего возраста (имеющие разрешение врача).
Акробатика - это и спортивная дисциплина и жанр циркового искусства. Кроме того, многие ее элементы проникли в другие виды спорта: парашютный, лыжный.
История акробатики
Акробатика появилась за много лет до нашей эры. Первоначально акробатами называли не только спортсменов, занимающихся этим спортом, но и различных канатоходцев, танцовщиков, актеров. Упоминания о них есть в древних текстах, изображения можно увидеть на древних фресках, барельефах. До наших дней дошли истории об акробатических играх с быками на острове Крит в 1500 до н. э.
В Древней Руси скоморохи использовали многие акробатические приемы для своих представлений: прыжки, перевороты. Но на профессиональный уровень этот вид спорта вышел лишь в начале XX века. В 1939 году В СССР была создана всесоюзная федерация спортивной акробатики и состоялся 1-й всесоюзный чемпионат.
В XVI-XVII вв. акробатика начинает развиваться в двух направлениях: цирковая и спортивная.
Много лет спортсмены-акробаты добиваются включения этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Но пока этот вид спорта остается на уровне федеральных и международных соревнований.
Оборудование и снаряжение для акробатики
Одно из преимуществ акробатики то, что этот вид спорта не требуют специального зала и сложного оборудования. Можно заниматься даже дома, расстелив плед или небольшой матрасик.
В спортивном зале применяются следующий инвентарь: маты, батут, трамплины, дорожки.
Для отработки основных акробатических элементов раскладывают 1 - 3 мата (длина 3 м., ширина 1.5м., толщина 10 -15 см.).
При обучении прыжкам для страховки используется пояс с кольцами, сквозь которые пропускают веревку.
Занятия по акробатике всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности и не допускающих возникновения травм у занимающихся. Для этого, прежде всего, необходимо вести систематический контроль за местами, где проводятся занятия. Содержание мест занятий, оборудования и инвентаря в хорошем состоянии, соблюдение санитарно-гигиенических норм имеют большое организующие и воспитательное значение для успешной работы с занимающимися.
Отдельные элементы, такие как равновесие, полушпагат, шпагат разучиваются на полу. А для выполнения акробатических отдельных прыжков можно использовать трамплин или гимнастический мостик стандартного размера.
Акробатический инвентарь всегда надо содержать в хорошем состоянии. Перед занятием следует тщательно проверить рабочую поверхность дорожек, мостиков и не допускать на них неровностей и шероховатостей. Не пользоваться неисправным инвентарем. Одним из условий его сохранения является обязательной организованной уборки мест занятий, что позволяет еще раз проверить состояние инвентаря и подготовить его для последующего занятия.
В процессе занятий большое внимание следует обращать на обеспечение личной страховки, особенно при выполнении рискованных элементов, представляющих некоторую опасность для жизни. Кроме того, уже на самых ранних этапах обучения необходимо прививать узанимающихся навыки самостраховки, приучать их самостоятельно ориентироваться в пространстве и самим выходить из рискованных ситуаций.
Акробатика применима и в медицинских целях - для развития координации и гибкости.
Над акробатами подшучивают, что они при падении, подобно кошкам, всегда приземляются на ноги. В результате занятий акробатикой увеличивается двигательный опыт. Неслучайно в словаре слово «акробат» объясняется не только, как спортсмен, но и просто ловкий, быстрый человек.
Заключение
Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве и вестибулярной устойчивости.
Общие требования безопасности во время занятий акробатикой:
Учащийся должен:
Пройти медицинский осмотр и заниматься в той медицинской группе, к которой он относится по состоянию здоровья;
Иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистую обувь – кеды, кроссовки), соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия;
Выходить из раздевалки по первому требованию учителя;
После болезни предоставить учителю справку от врача;
Присутствовать на уроке в случае освобождения врачом от занятий после болезни;
Бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;
Иметь коротко остриженные ногти;
Знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.
Учащимся нельзя :
Резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;
Вставлять в розетки посторонние предметы;
Пить холодную воду до и после урока;
Заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте.
Требования безопасности перед началом занятий:
Учащийся должен:
Переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
Снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.);
Убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
Под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
С разрешения учителя выходить на место проведения занятия;
По команде учителя встать в строй для общего построения.
Требования безопасности во время занятий:
Учащийся должен:
Внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;
Брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
Во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточный интервал и дистанцию, избегать столкновений;
Выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.
Учащимся нельзя:
Покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
Толкаться, ставить подножки в строю и движении;
Жевать жевательную резинку;
Мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
Выполнять упражнения с влажными ладонями, резко изменять направление своего движения.
Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях:
Учащийся должен :
При получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
С помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
При возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
По распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.
Требования безопасности по окончании занятий:
Учащийся должен:
Под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
Организованно покинуть место проведения занятия;
Переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
Вымыть с мылом руки.
Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.
Термин "акробатика" - греческого происхождения (переводится примерно как "лезу вверх" или "хожу на цыпочках"). Это - комплекс самых разных гимнастических упражнений. Акробат, согласно толковому словарю, это не только тот, кто занимается данным видом спорта, но в более общем смысле - очень быстрый и ловкий человек.
Современная акробатика включает спортивные (в первую очередь гимнастические) упражнения - одиночные и групповые, хождение по канату, этюды на трапеции.
Кто такие акробаты?
Иногда акробатику ошибочно отождествляют с цирковым жанром, что в корне неверно. Несмотря на множество сходных элементов, это все же отдельное искусство. Для спортивной акробатики требуется хорошая умение сконцентрироваться, чувство равновесия и немалая сила.
Часто слово "акробат" употребляют, подчеркивая высокую степень спортивной подготовки. Занятия этим сложным и эффектным искусством ведут к значительному совершенствованию физических возможностей - быстроты, ловкости, общей выносливости. Акробатические упражнения в гимнастике используются для специальной подготовки и являются основной составляющей вольных выступлений.
Представляют они из себя в основном движения с переворотом через голову. Возможно вращение вокруг продольной, поперечной или переднезадней оси, а также их комбинация.
Классификация акробатических упражнений
Существует три основные группы. Первая - это акробатические прыжки: перекаты, сальто, перевороты. Вторая - балансирование. Сюда входят стойки на плечах, на лопатках, на руках (в том числе на одной руке). Здесь же - упражнения в парах и групповые. Обычно акробаты составляют пирамиды, число участников которых - от трех человек.
Третья группа включает бросковые движения. Что они собой представляют? Название говорит за себя - это подбрасывание партнера с переходом на плечо или на руки (с захватом за бедро, голень, стопу или кисть) или приземлением.
Хорошая подготовка такого типа необходима при выполнении упражнений на
В программу по физкультуре средней школы также включена акробатика. На уроках дети учатся исполнять кувырки, перекаты, разнообразные стойки, мост и многое другое. Это позволяет им лучше владеть и управлять собственным телом. Акробатика помогает физически развиваться и преодолевать страхи, развивает силу воли.
Условия и инвентарь
Обучение акробатическим упражнениям должно проводиться в безопасных условиях во избежание травм у спортсменов. За местами занятий необходим систематический контроль.
Акробатические упражнения на уроках обязательно требуют содержания инвентаря и оборудования в хорошем состоянии. Это - важное условие успешной работы.
Часть элементов (равновесие, шпагат и полушпагат) осваивается прямо на полу. Для выполнения отдельных прыжков подойдет трамплин или стандартный Инвентарь перед занятием проверяют на предмет неисправностей и шероховатостей. Обязательное условие его использования - организованная уборка после урока.
Организация учебных акробатических занятий в школе
Акробатические упражнения на уроках физкультуры в школе начинаются с общего построения и рапорта дежурного. Преподаватель объясняет основную задачу, проверяет наличие формы, отмечает отсутствующих.
Акробатические упражнения для детей противопоказаны в случаях недомогания, переутомления или апатии. В подобных ситуациях учитель должен суметь разобраться состоянии ученика и, при необходимости, временно отстранить от занятия.
В ходе урока пристальное внимание должно уделяться страховке, особенно в рискованных элементах. Уже на первых занятиях важно выработать у детей навыки самострахования, научить ориентации в пространстве и выходу из рискованных положений.
По окончании каждого урока вновь проводится построение, преподаватель озвучивает выводы и замечания. Неорганизованное завершение урока не допускается.
Теперь рассмотрим и систематизируем виды акробатических упражнений.
Группировки
Это согнутое положение тела. При группировках локти прижимаются к туловищу, колени подтягиваются к плечам, кисти обхватывают голени. Спина при этом округлена, голова на груди, колени слегка разведены.
Самые типичные группировки - на спине, сидя или в приседе. Главное требование при их освоении - быстрота действий. Так, из стойки с поднятыми руками быстро приседают и группируются, из положения лежа на спине переходят к группировке с касанием пола затылком и т. п.
Перекаты
Это акробатическое упражнение представляет собой с обязательным последующим касанием опоры. При перекате переворачивания через голову не производятся. Он может иметь вспомогательный характер или являться самостоятельным упражнением. Иногда перекат - связующее звено между основными элементами.
Перекат назад выполняется так: из основной стойки группируются и перекатываются назад до касания пола затылком. Сохраняя группировку, возвращаются к исходному положению.
Другой способ
Вариант - приняв основную стойку, наклониться вперед, руки сзади внизу. Опираясь о пол с прямыми ногами, согнуться, захватив руки под коленями и плавно перекатиться назад, коснувшись кончиками носков пола за головой. Затем перекатиться в положение седа.
При перекатах в сторону тело выводится из равновесия в одну из сторон (правую или левую) . Плечо и предплечье последовательно касаются пола. Перекат осуществляется в противоположную сторону, затем принимается исходная позиция.
Может быть перекат в сторону из седа (так называемый крутой перекат) с ногами вместе или врозь. Другой его вид - перекат в сторону прогнувшись (делается из положения лежа на животе или спине).
Необходимая страховка при этом - стоя сбоку, поддерживать выполняющего подход под бедро одной рукой, другой - под плечо.
Кувырки
Кувырком называется акробатическое упражнение в виде вращательного движения туловища с переворотом через голову. Его особенность - в последовательном касании разными частями тела опоры.
Кувырок назад может быть в группировке или согнувшись. Первый делается, присев в упоре и опираясь руками о пол. Сильно оттолкнувшись руками, нужно перекатиться назад и перевернуться через голову, затем вернуться в присед.
Кувырок согнувшись - приняв основную стойку, наклоняются вперед, садятся, держа ноги прямо. Движение продолжают перекатом назад через спину. Затем выходят в основную стойку.
Подстраховку при этом осуществляют, помогая в момент переворота одной рукой за плечо, второй - под спину.
Сложнее в исполнении тот же кувырок с перекатом через плечо. Выполняется, как правило, из седа, с соединенными ногами и разведенными руками по бокам, путем переката назад.
При касании пола лопатками нужно резко разогнуться, направив ноги вверх. Одновременно повернуть голову вбок и опереться рукой рядом с ней. Перекатиться через грудь, затем через живот. Выпрямить руки и затем поднять голову.
Тренер при выполнении учеником упражнения стоит сбоку и страхует за голени.
Также существует кувырок назад, выполняемый через плечо.
Кувырки вперед аналогично делятся на те, что проводятся согнувшись, в группировке, т. н. длинный с прыжка или из - последний вариант чаще изучают юноши.
Стойка
Так называют акробатическое упражнение, при котором тело принимает вертикальное положение ногами вверх в упоре. Это - вид ограниченного равновесия. Может быть разной категории трудности. Упор делается на плечах, лопатках, руках, голове и др.
Основной вариант - стойка на лопатках. Опора при этом - на затылок, шею, локти и лопатки с поддержкой поясницы. Тренер при этом страхует сбоку за ногу.
И голове (одновременно) производится из упора присев или седа на пятках, а также из других положений.
Стойка на руках сложна в исполнении в связи с необходимостью держать равновесие, часто сопровождается падением назад или вперед. Равновесие достигается нажатием пальцами или ладонями на пол. Выполняться такая стойка может махом или толчком ног.
При ее выполнении строго обязательна страховка путем придерживания за голень и бедро ноги. Сам выполняющий при падении должен переставить руки или опустить ногу, чтобы не ушибиться.
Для малышей
Методика обучения акробатическим упражнениям для учеников школ с первого по одиннадцатый класс предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Задачи и содержание занятий меняются по мере роста и развития.
Акробатические упражнения для детей младшего возраста не отличаются большой сложностью. В первом классе изучают технику группировок и перекатов. Для поддержания интереса к обучению можно предложить детям изобразить колобка или любое животное. Каждое упражнение закрепляется многократным повтором.
Малыши постарше осваивают кувырки вперед и назад, "мостики", стойки на лопатках.
Для подростков
В пятом - восьмом классах техника акробатических упражнений усложняется, что связано с улучшающимися физическими возможностями учащихся. Увеличивается количество элементов и их разнообразие, вводятся дополнительные движения, возрастает интенсивность нагрузки.
Комплекс акробатических упражнений для детей в этом возрасте включает несколько кувырков подряд с перекатами, стойки на голове и руках, полушпагат и прыжок вверх с прогибом.
Для старшеклассников
Ближе к старшим классам программа для мальчиков и девочек начинает различаться. Юноши осваивают стойку на руках и другие более сложные по сравнению с задачами для девушек элементы.
Комплекс акробатических упражнений для девушек состоит главным образом из упражнений на гибкость. Они обязаны "осилить", например, "мост" с опусканием назад и т. п.
Акробатика как спорт
Спортсмены-акробаты проводят состязания в одиночных прыжках (как мужчины, так и женщины), в парных упражнениях (пара мужчин либо женщин или смешанная пара) и группе. На соревнованиях акробаты демонстрируют комбинации прыжков, а также вольные упражнения.
Группы акробатов исполняют художественную композицию из бросков, балансовых элементов и прыжков.
В тренировках гимнастов акробатике принадлежит большая роль. Прыжки - самое трудное в вольных упражнениях, а многие элементы на снарядах у гимнастов аналогичны акробатическим.
Основные прыжки в акробатике
Переворот чаще всего делается с разбега после подскока махом одной из ног и толчком другой. Руки при этом все время прямые. Ставят их на пол как можно дальше от той ноги, которая служит толчковой.
Переворот прыжком начинается с разбега после прыжка на две ноги с одной (так называемого наскока). При этом производится энергичный толчок сразу обеими ногами с движением туловища и рук под себя, мах назад ногами и резкое торможение.
Рондат - так называют акробатическое упражнение, которое служит для перехода от разбега к упражнениям спиной вперед. От качества его выполнения зависит весь прыжок.
Переворот колесом не имеет фазы полета, в отличие от прыжка. Он производится вращением вокруг воображаемой поперечной оси при махе одной ногой и толчке другой.
Переворот назад делается в два этапа: после ножного толчка и после ручного. Продолжительность и высота обеих фаз почти равны. Важное значение имеет быстрое сгибание ног с последующим торможением перед приземлением.
Прочие элементы акробатики
Существуют и другие виды акробатических упражнений, один из которых - полуперевороты. Большинство из них сложнее переворотов, лишь некоторые довольно просты и служат вспомогательными упражнениями.
Делается путем энергичного маха обеими ногами, торможения, толчка руками и приземления на прямые ноги.
Курбет (прыжок с рук на ноги), чем-то напоминает переворот назад, вернее, его вторую половину. Посредством маха одной из ног и толчком другой выполняют стойку на руках. Не завершив ее, нужно прогнуться, быстро согнуть ноги в коленях, также быстро их разогнуть и затормозить.
Сальто - самый эффектный, но и самый сложный из прыжков в акробатике. Делается оно, вращаясь назад, вперед или в сторону. Может быть передним, маховым - требующим особой гибкости, а также задним с места.
Заднее сальто прогнувшись - сложный элемент, до его изучения требуется хорошо освоить группировку. Его вариант с поворотом делается с дополнительным вращением и выпрямлением тела.
Пируэт, или сальто с полным поворотом (на 360 градусов), существует в двух вариантах. В первом из них вращение начинается еще в положении опоры, в другом - в свободной (безопорной) стадии.
Спортивная акробатика - вид спорта, соревнования в выполнении акробатических упражнений , связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.
В соревнования входят: акробатические прыжки женщин и мужчин, упражнения женских, смешанных и мужских пар, групповые упражнения женщин (втроём) и мужчин (вчетвером). В каждом виде программы спортсмены выполняют по два-три обязательных и произвольных упражнения: в акробатических прыжках - темповое (включает сальто с поворотом не более чем на 180°) и винтовое (включает сальто с поворотом не менее чем на 360°); в парных и групповых упражнениях - статическое (с балансированием) и темповое (вольтижировочное). Выступления спортсменов оцениваются по системе, принятой в спортивной гимнастике . Все партнёры в паре или группе должны принадлежать к одной из возрастных категорий: 11-16 лет, 12-18 лет, 13-19 лет, 14 и старше (старшие разряды)
Как олимпийский вид спорта спортивная акробатика возникла в 1932 году на 10-х Олимпийских играх , когда мужские акробатические прыжки (англ. ) (тамблинг) вошли в программу соревнований по гимнастике как отдельный вид спорта (показательные соревнования по ним проводились на Олимпиадах и годов). С этого времени по ним стали проводиться соревнования в Великобритании, США и других странах. В СССР как самостоятельный вид спорта сформировалась в конце 1930-х годов. Первый всесоюзный чемпионат по спортивной акробатике состоялся в 1939 году. Женские соревнования проводятся с 1940 года, юношеские - с 1951 года. Первый личный чемпионат мира по спортивной акробатике состоялся в Москве в 1974 году. Первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике прошли в Швейцарии в 1975 году. Групповая акробатика никогда не была Олимпийским видом спорта.
В развитии спортивной акробатики в СССР принимали активное участие такие педагоги и тренеры, как В. Н. Бушуев, В. Н. Кочергов, А. К. Бондарев, Г. Т. Тризин, В. И. Леонов, спортсмены Ю. В. Страхова, В. И. Аракчеева, П. М. Антонова.
В 1985 г. на чемпионате СССР по прыжкам на акробатической дорожке в Тбилиси Е.Бугаева впервые выполнила сложнейший элемент – тройное сальто назад в группировке. Её прыжок был усложнен Е. Чабаненко на чемпионате мира в Глазго, где она первой продемонстрировала тройное сальто с двумя пируэтами и двойное арабское сальто боком. Долгое время одним из мировых лидеров в прыжках на дорожке являлась А. Коробейникова, которая успешно прыгала по два-три двойных бланжа и двойных сальто с винтами в одном выступлении. Только в 2011 г. китаянка Цзя Фанфан исполнила еще более сложные упражнения (двойное сальто с тремя пируэтами, два бланжа с двумя пируэтами) и стала чемпионкой мира. По словам специалистов, обе могли бы претендовать на призовые места даже в мужских соревнованиях. До сих пор чемпионский титул принадлежит ей.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 3
Просмотров:
Акробатика
представляет собой последовательную систему различных акробатических элементов и их непосредственное выполнение спортсменами. Акробатика является одним из самых популярных видов гимнастики. Это сложно-координационный вид спорта, требующий от спортсменов ловкости, хорошей физической формы, особой внимательности и сосредоточенности.
Данный вид спорта, а точнее упражнения, которые он включает, появились ещё в глубочайшей древности. Слово “акробат” происходит от греч. “акробатэс” - это означает следующее: “хожу на цыпочках, лезу вверх”. Считается, что этот вид физических упражнений появился ещё в 2300 году до н.э. на территории Древнего Египта. Также, акробатика была распространена в Древней Греции, в Индии, в Древнем Риме. Люди проносили данное искусство через века. В период эпохи Возрождения случился большой бум популярности - многие стали увлекаться акробатикой. Так, например, в Италии были приняты “конкурсы живой архитектуры” - люди с помощью акробатических элементов выстраивали пирамиды. Что касается акробатики на Руси, то развивалась она здесь самостоятельно. Как и в других местах на Земле, здесь эти физические упражнения пользовались большим успехом. Не один праздник не мог пройти без выступления умелых акробатов. Шли века, акробатика переходила на новый уровень и постепенно стала самостоятельным видом спорта.
Вообще, понятие акробатика очень расплывчато. Безусловно, сегодня, это вид спорта , которым занимаются огромное множество молодых людей. Однако, это спортивная акробатика. А что такое акробатика в целом? Вид гимнастики , который требует от спортсмена смелости, ловкости, а также умения в совершенстве владеть каждой деталью своего тела.
Не особо понятно. Правда? А что на это могут сказать люди различных профессиональных направленностей? Вот, к примеру, если языковеду задать вопрос “Что такое акробат?”, он ответит, что акробат - это человек, идущий на цыпочках и тянущийся вверх.
Если тот же самый вопрос задать историку, то он скажет, что акробат - это атлет-эллин, которого можно увидеть изображённым на Древнегреческих вазах. Там видно, как какой-то храбрец отталкивается от рогов разъярённого быка и делает сальто прямо над животным.
Если же задать вопрос искусствоведу, то он ответит, что акробат - это артист. Когда-то эти люди странствовали по Древнему Риму и показывали свои различные умения, в том числе и ходьбу по канату. Впрочем, и сейчас акробат - это желанный гость каждого цирка.
Кто же такой акробат, согласно мнению знатока современного спорта? А самым удивительным является то, когда знаток современного спорта услышал данный вопрос, он, немного подумав, повторил всё, что говорили до него и языковед, и историк, и искусствовед, а лишь потом рассказал про современных акробатов. По его мнению, акробатика - это доступный и полезный вид спорта, к упражнениям которого часто прибегают на тренировках гимнасты, прыгуны в воду , фигуристы , волейболисты и другие спортсмены.
Современная акробатика заключает в себя 3 вида: прыжковая, парная и групповая акробатика. Каждый вид предусматривает свои упражнения. Суть всего этого? Выполнить упражнение наиболее идеально, наиболее правильно, наиболее эффектно.
Каждый заслуженный акробат способен сделать стойку на руках, любой переворот, пройтись колесом или же сделать одинарное или двойное сальто. Также, он может сделать стойку на бедрах партнера, стойку ногами на руках партнёра или на его голове. Акробаты умеют строить “живые пирамиды” и многое-многое другое.
Акробатика - это не только полезный, но и опасный и в тоже время эффектный вид спорта.
Занятия акробатикой развивают координацию, ориентировку в пространстве, что и относится к навыкам самостраховки.
Не случайно в словаре слово "акробат" объясняется не только, как человек, занимающийся акробатикой, но и просто как ловкий, быстрый человек.