Рука исиды. Богиня исида - легенда о самой почитаемой богине древнего египта. Легенды об Исиде

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери:

Осирис был богом, который некогда правил Египтом в те времена, когда смерть еще не являлась в мир. Люди ничего не знали о грехах; не было ни насилия, ни жадности, ни зависти, ни ненависти, ни прочих раздоров между людьми. Люди говорили между собой на сладком языке поэзии; они всегда были честны и кротки. Осирис любил людей и учил их искусствам земледелия и ирригации, мудрости и законам богов.

Геб (Земля) и Нут (Небо) были родителями Осириса и его жены Исиды. Поскольку они были богами, то в том, что они были одновременно мужем и женой и сестрой и братом, не было никакого греха. Они вдвоем правили страной, и она процветала; они вызывали разливы Нила, оставляющие на полях плодородный ил, на которой взрастал урожай. Их преданном помощником был бог мудрости Тот, который изобрел письменность и числа, обучив этим искусствам первых людей.

Но у богов был и злобный брат, Сет, царивший в безжизненной пустыне. Осирис был повелителем жизни и творчества, Сет — разрушения. Сет был столь жесток по натуре, что еще при рождении он прорвал дыру в боку своей матери. Когда люди научились орошать земли, Сет рассердился на то, что Осирис таким образом уменьшил его пустынные владения. День ото дня он все больше и больше завидовал своему брату.

Сет окидывал взором свое царство и видел только песчаные дюны, скорпионов и скалы. У него было много времени на размышления, ибо ничего не происходило в его владениях. Однажды он измерил рост Осириса, заметив тень своего брата, и построил для него прекрасный сундук из ароматного дерева.

Накануне наступления засушливого сезона (естественно, любимого времени года Сета) Сет собрал богов на великий пир, поставив сундук в центре прихожей. Все боги восхищались сундуком: он источал ароматы бальзама, кедра и ладана. Боги затеяли игру, по очереди залезая в сундук. Осирис опоздал на пир, и, когда он явился, все остальные боги уже сидели в пиршественной зале. Итак, Сет и Осирис оказались наедине в прихожей, где стоял сундук. Сет уговорил своего честного и доверчивого брата попытаться залезть в сундук. Но стоило Осирису оказаться в сундуке, как сбежались слуги Сета, забили крышку гвоздями и запечатали ее раскаленным свинцом.

Другие боги услышали стук молотков и оторвались от пиршества. Но, когда они вошли в прихожую, Сет и его прислужники уже бежали с сундуком в пустыню под покровом ночи. Боги попытались догнать их, поняв, что Осирис в сундуке, но было уже слишком поздно. В конце концов злодеи бросили сундук в Нил; к этому времени Осирис уж умер от удушья.

После смерти Осириса на Египет обрушились неведомые доселе несчастья. Пустыня Сета окружила со всех сторон плодородные земли; людям грозил голод. Тогда люди начали сражаться между собой за пищу и воровать. Матери не могли уснуть по ночам из-за плача голодных детей. С упадком земледелия и ирригации песчаное царство Сета стало расти и уже почти достигало берегов Нила. Отчаяние было так велико, что люди стали завидовать мертвым.

Исида, ее сестра Нефтида (которая была женой Сета) и мудрый Тот отправились на поиски Осириса через весь Египет, следуя за течением Нила. Сундук спустился вниз по реке, миновал дельту и попал в Средиземное море. В конце концов он приплыл в Библос, которым правили царь Мелкарт и царица Астарта.

Через некоторое время рядом с сундуком выросло деревце. Оно росло и превратилось в большое дерево, корни которого проросли сквозь сундук. Благодаря ароматной древесине, из которой был сделан сундук, дерево стало источать благоухание, прославившее его на весь мир. Исида услыхала об этом чуде и поняла, что описание этого аромата напоминает благоухание сундука.

По пути в Библос Исида в знак скорби срезала прядь своих волос. Тот посоветовал ей отдохнуть на острове в поросших папирусом болотах в дельте Нила. Семь скорпионов сопровождали Исиду в пути. Когда она отдыхала в доме одной благочестивой женщины, один из скорпионов укусил сына этой женщины, и мальчик умер. Растроганная плачем матери, богиня оживила ребенка.

Прежде чем Исида добралась до Библоса, царь Мелкарт и царица Астарта решили, что знаменитое дерево было одним из сокровищ их царства, и приказали срубить его. Из него сделали колонну в царском дворце. Так, когда Исида прибыла в Библос, от дерева остался лишь благоухающий пень. Богиня много месяцев подряд сидела на этом пне, не говоря ни слова.

Когда Мелкарт и Астарта услыхали о прекрасной чужеземке — быть может, богине, — они немедленно послали за ней. Исида пришла в царский дворец и возложила ладонь на голову царицы; и тут же тело Астарты стало источать сладкий аромат. Исида стала кормить ребенка царицы своим пальцем — так же, как прочие женщины кормят детей грудью. Она стала кормилицей царского сына и осталась жить во дворце.

Однажды ночью Исида украдкой срезала щепки с колонны, в которой находился Осирис, и бросила их в огонь. Древесина от соприкосновения с телом Осириса преобразилась чудесным образом, так что, когда она горела, можно было без всякого вреда касаться этого огня. Исида опустила царского сына в огонь, чтобы согреть его, и ребенок оставался невредим.

Но тут в зал вошла царица Астарта и, ужаснувшись при виде своего ребенка в огне, выхватила его из очага. Исида приняла облик ласточки и стала летать вокруг колонны. Она заговорила с сердцем Астарты, объяснив ей, что, если бы ребенок оставался в огне еще немного, он стал бы бессмертным; теперь же ему будет дарована просто долгая жизнь. Затем Исида снова приняла человеческий облик и рассказала Астарте всю историю Осириса. Утром царь Мелкарт повелел расщепить колонну и достать сундук.

Исида вернулась в Египет с сундуком. Открыв его, она обнаружила, что тело Осириса не истлело, а прекрасно сохранилось. Она обняла безжизненное тело своего мужа, поцеловала его, вдохнув в него жизнь, и Осирис ожил. Все еще опасаясь жестокого Сета, они прятались от него и жили скрыто.

Но Сет быстро узнал, что Осирис ожил, потому что пески немедленно отступили и урожай снова начал расти. Люди снова стали жить в мире со своими соседями. Само собой, Сет стал замышлять новое убийство своего брата. Однажды под видом охоты на газелей Сет подошел к спящему Осирису и разрезал тело брата на четырнадцать частей, разбросав их по всей земле. По сей день эти четырнадцать мест считаются в Египте «могилами» Осириса. Со смертью Осириса зло снова вернулось в страну, хотя и в меньшей степени, чем в прошлый раз.

Исида странствовала по всему Египту, чтобы собрать четырнадцать частей расчлененного тела Осириса. Она нашла их и сложила вместе на острове посреди Нила. Когда части тела Осириса воссоединились, мир снова вернулся в Египет. Но Исида услышала голос, сказавший ей, что этот мир не будет продолжительным: Сет уже успел отравить сердца людей. Но все же зло никогда не овладеет людьми полностью. Душа Осириса отправилась в страну мертвых, где он стал Царем Мертвых и Великим Судьей, и отныне смертные мужчины и женщины могли после смерти достичь бессмертия души, чтобы их тела и души воссоединились при воскресении. И хотя Сет принес в мир грех, Осирис принес надежду.

Вскоре после того, как Осирис стал царем Подземного мира, Исида родила ребенка, который получил имя Гор. Нефтида и Тот заботились о ней и воспитывали ее ребенка. Гору было суждено отомстить за своего отца, возглавив поход богов и людей против Сета. После рождения Гора власть Сета уже не была безраздельной. Но Сет послал скорпиона, который укусил Гора и убил его.

Исида стала молиться Ра, богу Солнца, который послал Тота научить ее заклинаниям, способным оживить мальчика. То, что Гор провел некоторое время в стране мертвых, пошло ему на пользу: ведь он смог встретиться там со своим отцом Осирисом и научиться у него мудрости. Гор считается покровителем царствующего фараона и хранителем благосостояния Египта.

Законы Осириса

Осирис учредил законы, управлявшие страной мертвых. У каждого человека есть три части — тело, дух-«ка» и дух-«ба». После смерти «ка» продолжает жить, а тело сохраняется благодаря мумифицированию, ибо это — собственность и обиталище «ка». Когда Осирис призовет мертвых к воскресению, «ка» полностью овладеет телом.

В момент смерти «ка» покидает тело и отправляется на суд. Душа странствует по залам дворца Осириса, где свидетельства о жизни души сперва рассматривают сорок два чиновника. Эти чиновники абсолютно беспристрастны: положение, которое занимал человек при жизни, никоим образом не влияет на решение посмертного суда. Но окончательный приговор душе выносят трое судей мертвых, восседающие в Зале Двух Истин.

Эти судьи — боги Гор, Анубис и Тот. Тот, бог мудрости, помещает на одну чашу весов, против свидетельства о жизни души, чистое белое перо, символизирующее Маат — «истину». Если душа честно заявляет, что не повинна ни в одном из сорока двух прегрешений, Тот отводит ее к трону Осириса, который с этих пор властвует над этой душой, пребывающей в вечном блаженстве, и который однажды воскресит тело этого человека, воссоединив его с душой.

Если человек повинен в менее чем половине из сорока двух грехов, Тот обращается к Осирису с просьбой допустить эту душу к вечному блаженству. В подобных случаях решающим свидетельством будет свидетельство сердца — намерения человека. Некоторые даже утверждают, что горячие и холодные сердца взвешивают на разных весах.

Если же душа совершила более половины из сорока двух прегрешений и если у человека холодное сердце, Осирис либо приказывает ей воплотиться снова и расплачиваться за грехи тяжелым трудом на земле, либо посылает ее в ад, где ей надлежит очиститься от грехов, а затем подвергнуться повторному суду.

В египетских захоронениях находят пищу и личные вещи, которые помещали туда вместе с телом. Это было необходимо для поддержания жизни духа-«ка», которой не требуется много пищи, а также для того дня, когда Осирис воскресит тело. Тело мумифицировали в подражание не подвергшемуся тлению телу Осириса.

Египтяне при упоминании недавно умерших людей нередко называли их «Осирисами», так же как современные люди зовут их «покойными».

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике».


Мумия Осириса, приготовленная
к погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исида
и бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.

Древнеегипетские боги уже много столетий притягивают внимание, а фантастические мифы, подкрепленные реальными событиями и людьми, затягивают и погружают в атмосферу прошлого времени. Исида не является исключением. В она была очень известна, и ее слава дошла и до наших дней.

Кто такая богиня Исида в древнем Египте?

Она была очень добрым и положительным персонажем и всегда становилась на сторону добра. Исида оказывала помощь любому нуждающемуся, тяжело переживала беды и несчастья смертных. Многие мифы гласят, что большей частью своих умений, она поделилась со своим сыном Гором и наказала ему заботиться о людях. Сын был настоящим достоинством богини, и любила она его больше своей жизни.

Древнеегипетская богиня Исида была очень мудрой женщиной. Пройдя через нереальные для человека препятствия, она смогла найти в себе силы и все же стать матерью, поэтому ее и стали именовать как богиню домашнего очага и верности. Исида очень долго и мучительно переживала смерть мужа, и в нынешнее время ее облик представляют как хрупкую деву с птичьим крылом, склонившуюся над упокоенным супругом.

Чему покровительствовала Исида?

Великая богиня древнего Египта Исида была настоящим олицетворением женственности. Все девушки и женщины молились и подражали ей, дабы показать свое совершенство, любовь и верность. Богиня Исида имела власть над стихиями воды и ветра. Многие считали ее богом плодородия и достатка в доме. Все цели, к которым шла эта уверенная и добрая женщина обязательно достигались, но, к сожалению, как и у других , у Исиды была сложная и трудная судьба, со множеством предательств.

Как выглядела богиня Исида?

Мифология Египта представляет несколько обликов богини. По некоторым описаниям она имеет красивые птичьи крылья, которыми как бы закрывает своего мертвого мужа от внешнего мира. Некоторые считают, что Исида могла превращаться в орла и летать в небесах, рассматривая людей. Современники видят ее сидящей на коленях либо кормящей грудью своего сына Гора.

Практически всегда на голове у нее находится трон, или же коровьи рога, держащие на своих концах солнце или ореол. Второе ее представление относится к более поздним временам, когда уже люди окрестили ее как богиню плодородия. Само по себе ее имя произошло от слова «исет» - что в переводе означает царский трон, и этот трон считается ее основным признаком на всех изображениях.

Как почитали богиню Исиду?

Люди древнего Египта почитали ее как главную покровительницу рожениц. При каждом появлении на свет нового человека, присутствующие обязаны были молиться ей, а после удачных родов приносить дары. Богиня Исида давала людям веру в магию исцеления, поднимала жизненные силы тех, кто в этом нуждался, но самая главная ее заслуга – это сохранение семейного очага. В Египте ей подражали многие женщины, тая в себе нежность, доброту и красоту. В древности считалось, что, если жена посмеет изменить мужу, Исида обязательно ее покарает за совершенный грех.

Легенда об Осирисе и Исиде

Этот миф известен многим и его трагичность может затронуть сердце любого. Исида была верной супругой Осириса, но его родной брат убил его, чтобы завладеть его замком и властью. И настолько был зол Осириса брат, что приказал разрубить его тело на мелкие кусочки, и не предавать земле, дабы люди не могли прийти на его могилу поклониться ему. Долго скиталась Исида, но все же собрала тело мужа и вдохнула в него на мгновение жизненные силы, для зачатия сына.

У богини получилось забеременеть, и она родила прекрасного сына Гора, которому впоследствии и передала все свои магические знания. Любила она его, как любила мужа своего, ведь он был его точной копией, его подобием. Наверное, из-за такой трагической судьбы Исида и стала богиней домашнего очага. Потеряв свое счастье, она помогала обрести его другим, поддерживая в тяжелые жизненные моменты.

Странствования Исиды

После смерти мужа Исида не побоялась остаться в замке и посмотреть в глаза своему злейшему врагу. Все же не было ей там больше места и ее прогнали. Жестокое убийство заставило бедную женщину скитаться по всему Египту и собирать по кусочкам своего упруга, дабы сделать из него мумию. На тот момент это была самая первая попытка изготовления мумий, по примеру которой стали отправлять на покой фараонов.


Странствия и волшебство Исиды привели ее в город Библа, к берегу Зеленого моря. Именно там она попала в дом к царице, так как в ее замке в колонне из дерева был замурован сундук с телом ее мужа. Долгое время Исида была там служанкой и заботливо нянчила сына царицы, втайне делая его бессмертным. Но сама царица замка все испортила, обвинив богиню в колдовстве над ребенком. Обозлившись, Исида разломила колонну и увидев тело мужа громко закричала, и своим криком убила сына царицы, наказав ее этим.

Читайте также: