Небесный покровитель петра 1. Град святого петра и его небесные покровители. «Приношение истинно царское и христианское»

«С нами Бог и Андреевский флаг» - именно такие слова капитаны русских военных кораблей произносили, когда обращались перед боем к матросам. Для моряков царских времен Андреевский флаг в виде белого полотнища, пересеченного по диагонали двумя скрещенными синими полосами, считался святыней и символом их воинской славы. За всю историю добровольно флаг спустили только два раза. Однако почему именно это знамя стало символом русского флота?

Святой Андрей и Русь

До апостольства Андрей и его брат Петр были простыми рыбаками. По легенде после того, как Иисус был распят, ученики Христа бросили жребий, который должен был указать место их будущей проповеднической деятельности. Андрею выпала Скифия, которая впоследствии стала Русью, а потом уже Российской империей. По приказу Владимира Мономаха легенда о путешествии Андрея Первозванного по Руси была включена в «Повесть временных лет».

Многие века Андрей считался покровителем Руси и ее первым крестителем. В конце своей жизни апостол был распят на Х-образном кресте, который стал одним из христианских символов, часто использующихся в европейской геральдике.

Покровитель Петра

Андрея своим покровителем считал и первый император России Петр I. Как Андрей вырвал Русь из языческой дикости, так и Петр вывел Россию из феодального застоя, превратив ее в сильное европейское государство. В 1698 году Петр учредил первый в истории России орден, который был назван орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Награда вручалась за воинскую и государственную службу.

Для своего любимого детища – военного флота - император выбрал знамя с Х-образным Андреевским крестом. Таким образом Петр не только искал покровительства святого, но и отдавал дань памяти и уважения своему отцу - царю Алексею Михайловичу, при котором был утвержден первый флаг с косым Андреевским крестом - специально для трехмачтового галеона «Орел».

Петр I сам делал эскизы будущего флага, рисунки и сегодня хранятся в архиве. 11 декабря 1699 года крест официально был внесен в символику Российского флота. В 1720 году стяг приобрел современный вид. В корабельном уставе той эпохи было указано: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

После революции 1917 года Андреевский флаг исчез из жизни советского флота. В 1924 году в портах Северной Африки его спустили последние корабли, защищавшие Белое движение. В 1992 году Андреевский косой крест был возвращен в символику ВМФ Российской Федерации.

Читайте также: выбор редакции "Русской Cемёрки "

В. Г. Авсеенко

История города С.-Петербурга в лицах и картинках

1703--1903

С.-Петербургская городская Дума, 1903

Сотис, 1993 , Пересветъ, 1993

Град святого Петра и его небесные покровители.

Часть первая.

Век Петра Великого

Глава I. Великая Северная война. -- Искание моря. -- Русские на Неве. -- Взятие Нотебурга и Ниеншанца. -- Закладка Петербурга.

Глава II. Оборона Петербурга. -- Приход первого купеческого корабля. -- Приезд царской семьи.

Глава III. Последние попытки шведов оттеснить русских от Невы. -- Празднества в царской семье. -- Петербург в первые десять лет своего существования.

Глава IV. Заселение и застройка Петербурга. -- Переход городского центра на левый берег Невы. -- План архитектора Леблона.

Глава V. Торжества в Петербурге по случаю заключения Ништадтского мира. -- Невский монастырь, школа и типография при нем. -- Перенесение святых мощей Александра Невского.

Глава VI. День Петра I. -- Его двор. -- Судьба князя Меншикова. -- Роскошь вельмож. -- Общественные развлечения: ассамблеи, праздники в Летнем саду, катания по Неве. -- Царская резиденция в Петергофе.

Глава VII. Болезнь и кончина Петра I. -- Погребение его. -- Воцарение императрицы Екатерины Алексеевны. -- Сохранившиеся дворцы Петра I.

Часть вторая.

От Петра Великого до ХIХ века

Глава I. Жители покидают Петербург. -- Бракосочетание царевны Анны Петровны. -- Учреждение Академии наук. -- Кончина императрицы Екатерины I. -- Император Петр II Алексеевич.

Глава II. Вступление на престол императрицы Анны Иоанновны. -- Управление Миниха. -- Въезд императрицы Анны в Петербург.

Глава III. Первый Кадетский корпус. -- Распространение Петербурга. -- Осушение болот. -- Городское благоустройство. -- Наводнения и пожары.

Глава IV. Двор Анны Иоанновны. -- Придворные праздники. -- Театральные зрелища. -- Бракосочетание Анны Леопольдовны. -- Празднование мира с Турцией. -- Ледяной дом. -- Летние развлечения государыни.

Глава V. Кончина императрицы Анны Иоанновны. -- Россия в годы ее царствования. -- Провозглашение императора Иоанна Антоновича. -- Воцарение государыни Елизаветы Петровны. -- Печальная судьба "Брауншвейгской фамилии".

Глава VI. Новый век петербургской архитектуры. -- Постройки Бартоломео Растрелли. -- Деревянный Зимний дворец. -- Большой Зимний дворец. -- Аничковский дворец. -- Смольный монастырь. -- Улицы. -- Благоустройство резиденции в Петергофе.

Глава VII. Петербургские события в царствование Елизаветы. -- Придворная жизнь. -- Праздники у барона Строганова и графов Шуваловых.

Глава VIII. Первый русский театр в Петербурге. -- Волков. -- Сумароков. -- Ломоносов. -- Кончина Елизаветы Петровны. -- Характер императора Петра III Шеодоровича. -- Воцарение на престоле императрицы Екатерины II Алексеевны.

Глава IX. Век Екатерины Великой. -- Стремление придать Петербургу вид европейской столицы. -- Требование каменных построек. -- Устройство гранитных набережных.

Глава X. Внутренняя отделка Зимнего дворца. -- Постройка Эрмитажа. -- Собственные комнаты Екатерины П. -- Меры против роскоши.

Глава XI. Замечательные постройки екатерининского времени. -- Исаакиевский собор. -- Мраморный дворец. -- Таврический дворец. -- Памятник Петру Великому. -- Резиденция в Царском Селе. -- Ее заложение и благоустройство при Петре I и Елизавете Петровне. -- Екатерина Великая в Царском Селе. -- Заботы государыни о воспитании цесаревича Александра Павловича.

Глава XII. Городское управление Петербурга в предшествующее время. -- Учреждение С.-Петербургской губернии. -- Жалованная грамота городам Екатерины II. -- Открытие С.-Петербургской Думы.

Глава XIII. Заботы Екатерины II о городском благоустройстве. -- Богадельни и больницы. -- Народные школы. -- Освещение улиц. -- Полиция. -- Пожары. -- Наводнение 1777 года.

Глава XIV. Державин и Фонвизин. -- Торжества по случаю побед. -- Механик-самоучка Кулибин. -- Общественные развлечения и театры.

Глава XV. Император Павел I. -- Постройка Михайловского замка. -- Памятник Петру I. -- Упразднение Городской Думы и учреждение Ратгауза. -- Характер государя. -- Его любимые резиденции: Гатчина и Павловск. -- Заговори цареубийство 11 марта 1801 года.

Часть третья.

Петербург в ХIХ веке

Глава I. Развитие Петербурга в XIX столетии. -- Сооружения времени Александра I. -- Казанский собор. -- Публичная библиотека. -- Городское население и бюджет.

Глава II. Первое столетие Петербурга в 1803 году. -- Наводнение 7 ноября 1824 года. -- Влияние Отечественной войны на русское общество. -- Заговор и бунт 14 декабря 1825 года. -- Воцарение императора Николая I.

Глава III. Печальное состояние петербургской Городской думы в первой половине XIX века. -- Городовое положение 1846 г.

Глава IV. Сооружения времени Николая I. -- Исаакиевский собор. -- Пожар и восстановление Зимнего дворца. -- Александровская колонна. -- Конные группы на Аничковом мосту. -- Николаевский мост.

Глава V. Николай I -- державный хозяин Петербурга. -- Черты из его жизни. -- Холера 1831 г. -- Общественная жизнь в Петербурге. -- Театры. -- Жуковский, Крылов, Пушкин.

Глава VI. Восхождение на престол императора Александра II и его преобразования. -- Оживление в деятельности С.-Петербургской думы. -- Городовое положение 1870 г. -- Успехи начального образования.

Глава VII. Важнейшие сооружения времен Александра II. -- Памятники Крылову, Николаю I, Екатерине II. -- Литература и искусство.

Глава VIII. Петербургские события царствования Александра II. -- Сан-Стефанский мир и его влияние на настроения в обществе. -- Злодеяние 1 марта 1801 года. -- Сооружение Воскресенского собора на Екатерининском канале.

Глава IX. Воцарение императора Александра III. -- Успехи благоустройства города в его царствование. -- Городовое положение 1892 г.

Глава Х. Сооружения последних лет. -- Народный дом Императора Николая II. -- Читальный зал Императорской Публичной библиотеки. -- Троицкий мост. -- Празднование 200-летнего юбилея города. -- Заключение.

Эпилог (От редакции)

Зодчие и строители Санкт-Петербурга

Указатель новых названий

Чтение для юношества

Через десять лет Петербург будет отмечать свое трехсотлетие. Верится, что к этому сроку не будет недостатка в серьезных и доступных трудах по истории города, как не было его в 1903 году, когда Петербург -- столица Российской империи, -- праздновал свое двухсотлетие. Сегодня полная и правдивая история Северной Пальмиры остается ненаписанной.

Книга В. Г. Авсеенко "200 лет Санкт-Петербурга. Исторический очерк" впервые увидела свет в 1903 году. При подготовке переиздания мы постарались дополнить очерк пропущенными по цензурным соображениям того времени сведениями, а также связать повествование, прерывающееся на первых годах XX века, с нашим временем, которое открывает в истории Петербурга новую эпоху.

Книга адресована всем любителям русской истории, а также рекомендована как дополнительное пособие по истории в школьных заведениях.

Град Святого Петра и его небесные покровители

В прежние времена на всякое начинание испрашивалось небесное благословление на доброе дело и заступничество от сил зла. Закладывался ли город, возводился ли храм, либо просто строилась новая изба, прежде всего на выбранном месте совершался молебен. Древняя эта традиция, возрождающаяся в наши дни, позволяла в последний раз убедиться в правильности выбора. Действительно, странно было бы просить помощи у Господа в деле сомнительном или неправом.

С прочтения молитвы на основание города и окропления берегов Заячьего острова освященной водой начинается история Санкт-Петербурга. Присутствовал при этом Петр I или нет -- сейчас сказать трудно. Однако таинство свершилось, и город был основан.

Красивая легенда повествует об орле, который, к радости присутствующих, опустился в тот день 16 мая 1703 года на символические ворота будущей крепости. Впрочем, и без этого знамения царь, вероятно, был спокоен за судьбу своего начинания, ибо закладывался город по благословлению архиерея воронежского Митрофания, полученному Петром еще в молодые годы. "Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу -- великий город в честь святого Петра, -- предрек царю святой старец. -- Бог благословляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражья нога".

Пророческие слова воронежского святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством. Малоизвестный факт этот должен поколебать сложившееся за последние полтораста лет представление о Петербурге как роковом городе, на костях, изначально обреченном на гибель. Ведь Петербург готовится не только отметить свое трехсотлетие, но и за всю свою историю, несмотря на свое "стратегически невыгодное положение", так ни разу и не был сдан неприятелю.

Всякий человек, по вере предков, имеет своего Ангела-Хранителя, ограждающего его от всякого зла, а город, говорят, не стоит без трех праведников.

Первым прямым небесным покровителем Санкт-Петербурга является святой Апостол Петр, один из учеников Иисуса Христа, вместе со святым Апостолом Павлом заложивший в I в. от Р.Х. основы христианской церкви {Подробнее о жизни и деяниях их можно прочесть в Новом Завете.}. В первые же дни по освящении места для будущего города на Заячьем острове был заложен храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, долгое время остававшийся кафедральным, первым среди соборов и церквей города. Заметим, что в основании собора тогда же был установлен ковчежец с частицей мощей, т. е. святых останков Апостола Андрея Первозванного, который, по древнему преданию, посетил земли будущей Киевской Руси и который считается покровителем всей России.

Небесным хранителем Петербурга с начала его истории был признан и святой благоверный великий князь Александр Невский, Солнце земли Русской, как почтительно величали его современники.

15 июля 1240 года князь Александр, ободренный славным знамением небесной помощи новгородцам, во главе небольшой дружины одержал свою знаменитую победу над шведами в битве при Ижоре, на том месте, где река эта впадает в Неву.

В начале XVIII века, сражаясь с королем Карлом XII в тех же землях, Петр I обратился к покровительству святого великого князя, канонизированного Русской церковью на Соборе 1547 года. Несмотря на трудности военного времени, еще в 1710-х годах царь задумал выстроить на невских берегах большой монастырь и перенести туда мощи святого князя.

В 1717 году архитектором Доменико Трезини был составлен проект большого каменного храма во имя святого Александра. Рассмотрев план, государь начертал: "Во имя Господне делать по сему".

Спустя пять лет, в ночь с 10 на 11 августа 1723 года, духовенство Владимира направилось в Рождественскую обитель, где тогда обретались святые мощи Александра. Отслужив молебствие, монахи подняли ковчег, и двинулись в неблизкий путь...

18 августа шествие торжественно было встречено в Москве, 26 августа миновало Тверь, 9 сентября святыня была уже на берегу озера Ильмень. Наконец, 1 октября 1723 года, по прибытии в Шлиссельбург, ковчег со святыми мощами был поставлен в Благовещенском соборе и оставался там почти целый год.

30 августа 1724 года, когда храм был вполне завершен, исполнилось заветное желание государя императора -- святые мощи были перенесены в столицу и заняли свое место в Александро-Невской лавре, где находятся и сегодня.

Всего в Петербурге в начале XX века было около 50 храмов, освященных во имя святого благоверного Александра Невского {Память святого князя Александра совершается, или отмечается 12 сентября и 6 декабря (по новому стилю)}. Теплым чувством благодарности исполнены слова праздничного тропаря святому князю:

"Яко благочестивого корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре: яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верой и любовию, во псалмех и пениих радующеея славим Господа, давшего тебе благодать исцелений: его же моли спасти град сей, и державе сродник твоей богоугодней быти, и сыновом российским спастися".

23 ноября 1723 года, в день памяти святого князя Александра по старому стилю, в Воронеже скончался святитель Митрофаний. Пemp I прибыл проводить в последний путь святого старца, и сам нес гроб с его останками из Благовещенского собора в усыпальницу. Свидетели отмечали, что при погребении царь оказал почившему невиданные почести, какие "едва ли оказывал кто-нибудь из русских государей кому-нибудь из архиереев".

Еще при жизни святого старца в 1710 году Петр приказал перенести из Москвы в Петербург образ Казанской Божией матери, которой суждено было стать покровом и защитой новой столицы.

Казанская икона {Сама Казанская икона считается копией древней Влахернской, написанной, по преданию, еще святым Апостолом Лукой.}-- одна из наиболее чтимых святынь русского народа. С конца XVI века была установлена в Благовещенском соборе Московского Кремля. Образу приписывается чудотворный дар духовного прозрения людей, обращающихся к ней с молитвой и защита русских земель от иноплеменных.

В 1612 году, готовясь к походу против Лжедмитрия, Минин и Пожарский распорядились взять с собой Казанскую икону. Ополчение их долгое время не могло завладеть Кремлем. Решившись на последний штурм, воинство наложило на себя строгий трехдневный пост. В течение всего этого времени перед Казанской иконой совершались молебствия. 22 октября ополчение взяло приступом Китай-город, а вскоре затем -- и сам Кремль.

День этот, 22 октября, в память чудесного избавления России от нашествия иноплеменных и внутренней смуты, царь Михаил Феодорович установил днем чествования Казанской иконы. Князь Дмитрий Пожарский по обету выстроил для нее в Москве особый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы.

Перенесенная в Петербург святыня вначале находилась в деревянной часовне на Посадской улице, а затем в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В царствование Анны Иоанновны она была торжественно перенесена в новый храм Рождества Богородицы на Невском проспекте. Наконец, в 1800 году, при императоре Павле, было решено устроить на этом месте новый большой собор уже во имя Самой Казанской иконы Божией Матери, что и свершилось в 1811 году, незадолго перед началом Отечественной войны.

В 1812 году перед чудотворным образом горячо молился М. И. Кутузов, прося благословления у Матери Божией на борьбу с неприятелем. Вспомним, что именно 22 октября 1812 года русские войска под предводительством генералов Милорадовича и Платона Зубова разбили арьергард французского войска во главе с генералом Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Согласно с волей главнокомандующего, прах М. И. Кутузова после его смерти был погребен в Казанском соборе.

В храме на Невском святыня находилась до 1920-х годов. Когда собор был закрыт для богослужений, икону перенесли во Владимирский собор на Петроградской стороне, где она обретается и по сей день.

В начале Великой Отечественной войны патриарх Антиохийский Александр III в своем послании обратился к христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи для России. В числе многих отозвавшихся на этот призыв особым усердием отличился митрополит гор Ливанских Илия Салиб. В каменном подземелье, вдали от мира, в течение трех дней он непрестанно молился Пресвятой Богородице. Молитва его была услышана и в келье ему было явление Богоматери. В откровении он услышал ее слова о победе России в страшной войне и о несокрушимости города на Неве:

"...Город Святого Петра не сдавать. Доколе Мое изображение находится в нем, ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это -- избранный город..."

Согласно полученного Русской Православной церковью срочного послания от митрополита Илии в Ленинграде Казанскую икону вынесли из собора и с крестным ходом обнесли вокруг города. С молебна перед Казанской иконой, установленной на правом берегу Волги, началась Сталинградская битва. Известно, что потерпев серьезные поражения в боях под Москвой и Сталинградом, германскому командованию пришлось перебросить в южном направлении часть войск 18-й армии, стоявшей на подступах к Ленинграду.

Грозившая городу, казалось, неминуемая гибель, миновала.

О проявлении небесной милости и любви к Санкт-Петербургу говорит и появление в нашем городе за двести лет его существования двух праведников -- Ксении Блаженной и отца Иоанна Кронштадтского. Истинный смысл жизни и подвиг святых подвижников скрыты от глаз людей и ведомы только Всевышнему, пославшему их в мир в избранный час и в избранное место.

К первому столетию истории Санкт-Петербурга относится житие святой блаженной Ксении, чтимой многими поколениями горожан подвижницы, при жизни принявшей на себя юродство -- один из самых тяжелых христианских подвигов.

Родилась она еще в царствование императора Петра I или, возможно, несколько позже -- в 1720-30 годах. Здесь, в Петербурге, она была выдана замуж за певчего придворного хора Александра Федоровича Петрова, и жила где-то на Петербургской стороне. В возрасте двадцати шести лет ей суждено было остаться вдовой. Потрясенная смертью мужа, отказавшись от всех земных благ, раздав имущество и сбережения нищим, подарив дом знакомой, Ксения обрядилась в костюм мужа и до конца жизни называла себя только его именем.

С этого времени она бродила по улицам столицы, не имея крова над головой и никакого пропитания, кроме подаяния, одетая в жалкие лохмотья зимой и летом.

Кроме тяжелых лишений, на которые Ксения обрекла себя добровольно, немало горя довелось вынести ей от людей, долгие годы не веривших в ее бескорыстие и считающих ее христианский подвиг простым сумасшествием. Даже дети, подражая взрослым, высмеивали блаженную, забрасывали ее камнями. Ксения же сносила все как должное, с примерной кротостью и великодушием, чем и заслужила, в конце концов, всеобщее признание, любовь и славу Божией угодницы.

В памяти людской не сохранилось свидетельств о том, что святая когда-либо покидала пределы города. Излюбленными же ее местами непременно оставались Петербургская сторона, где провела она недолгие годы своего замужества, и Смоленское кладбище в глубине Васильевского острова, где покоился прах, возлюбленного ее супруга Андрея Федоровича.

В 1780-х годах, когда здесь сооружалась новая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери, рабочие с удивлением докладывали мастеру, что по ночам, когда все работы прекращаются, неведомый помощник поднимает кирпичи на самый верх стройки. Вскоре выяснилось, что кирпичи таскает ни кто иной, как сама блаженная Ксения. Обычно, однако, ночи она проводила на окраине города, в поле, где, по ее словам, присутствие Божие ощущается "более явственно".

Как и большинство юродивых, Ксения заслужила у Бога дар прозорливости. До нас дошло немало свидетельств о ее предсказаниях, облеченных в туманные слова, но всегда сбывающихся.

Не сохранилось никаких сведений о том, как и когда скончала блаженная свои дни. Отпевали ее в церкви святого Апостола Матфия на Петербургской стороне, там же, где, быть может, некогда крестили; погребена она была на Смоленском кладбище.

Хранить благодарность за оказанное благодеяние во много раз труднее, чем просить о помощи. Тем не менее, память о блаженной никогда не оскудевала. Песок с ее могилы, которому молва приписывала чудотворную силу, каждый год разносился приходящими помолиться об упокоении ее души. Множество людей, и среди них -- особенно много петербуржцев, в разное время свидетельствовали о помощи, полученной после обращения к блаженной Ксении и панихиды над ее могилой.

В 1875 году, когда жизнь государя наследника, великого князя Александра Александровича, находилась в опасности, супруге его Ксения явилась во сне, предсказав скорое выздоровление больного и рождение девочки, которая станет хранительницей всей их семьи. Действительно, наследник выздоровел, вскоре затем родилась девочка, которую августейшие супруги назвали Ксенией. Летом 1894 года она вышла замуж за своего родственника, великого князя Александра Михайловича и покинула свой дом. Спустя всего месяц после этого события отец ее, император Александр III, скоропостижно скончался...

Над могилой блаженной Ксении на собранные деньги была выстроена небольшая часовня, которая сразу сделалась местом настоящего паломничества. По сути дела, блаженная Ксения уже тогда была местночтимой святой.

В 1902 году на том же месте построили нынешнюю часовню -- с мраморными иконостасом и надгробием. В нашем веке она надолго была закрыта, однако никакие запреты и гонения не могли помешать стремлению множества горожан помолиться о душе подвижницы и прибегнуть к ее благодатной помощи.

10 августа 1988 года, после того как часовня вновь была возвращена верующим и отреставрирована, городским духовенством во главе со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием при большом стечении народа был совершен чин ее освящения. Спустя год после этого славного в истории нашего города события, блаженная Ксения была, наконец, причислена к лику святых и небесных покровителей города. Память ее с этого времени совершается ежегодно в день 6 февраля (по новому стилю).

В ХIХ веке явился в стенах нашего города другой подвижник -- святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

Вначале 1850-х годов, когда он еще обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, однажды во сне Иоанн увидел себя в большом, неведомом ему соборе. Вскоре после этого он получил место иерея, простого священника, при Кронштадтском Андреевском соборе, и, впервые переступив его порог, к изумлению и страху своему узнал храм, который пророчески представился ему во сне и где предстояло ему начать свой жребий служения.

Почитание и любовь, которые стяжал отец Иоанн в первой половине своего жизненного пути, достались ему воистину по трудам и по строгому, праведному житию его. Огромное значение уделял он горячей молитве, ибо знал не понаслышке, сколь трудно хотя бы чем-нибудь помочь заблудшему и озлобленному человеку. Потому именно молитве его впоследствии дана была свыше такая чудесная, сверхъестественная сила. Перед молитвой его отступали самые тяжелые болезни -- отступала даже слепота. Исцелял он наедине и при стечении народа, а часто даже заочно, по одному лишь письменному к нему обращению, исцелял православных и мусульман, католиков и иудеев, притекавших к нему со всех концов России и даже из-за ее пределов...

Вся жизнь отца Иоанна была связана с Кронштадтом, хотя и в самом Петербурге ему случалось бывать, разумеется, очень часто. Немало доводилось ему путешествовать и по России. В Ливадии, например, он провел несколько дней с императором Александром III до самой его кончины. Умирая, государь попросил отца Иоанна возложить руки на его голову, и почувствовал от этого большое облегчение в своих страданиях.

На речке Карповке, вблизи Каменноостровского проспекта, ныне стоит большой златоглавый монастырь. Строился он в 1900--1908 годах по инициативе и при участии отца Иоанна, в руках которого из добровольных подаяний благодарных людей собирались нередко значительные суммы денег.

Там же, в особо устроенной усыпальнице, в 1908 году был погребены останки святого праведника. Как и часовня святой блаженной Ксении, место это всегда почиталось русским народом за святое. Сам же отец Иоанн был канонизирован как святой русской православной церковью совсем недавно, летом 1990 года. В то же время после долгого перерыва монастырь вновь принял в свои стены первых насельниц, а усыпальница со святыми мощами была открыта для паломников.

Память святого праведника Иоанна совершается каждый год в день 2 января (по новому стилю).

Сегодня становится совершенно очевидным, что основанный по благословлению святого Митрофания в строгом соответствии с чином заложения, Санкт-Петербург пронес через всю свою почти трехсотлетнюю историю знаки особой избранности и высокого предназначения и явился несокрушимой твердыней для врагов.

Все это исполняет сакральным священным смыслом каждый день жизни Санкт-Петербурга и позволяет взглянуть иными глазами на его историю и усилия лучших умов и талантов по созданию и прославлению города святого Петра.

Часть первая

Век Петра Великого

Великая Северная война. -- Искание моря. --

Русские на Неве. -- Взятие Нотебурга и Ниеншанца. --

Закладка Петербурга.

Начало XVIII века застало Россию в разгар преобразовательной деятельности Петра Великого. Молодой царь уже побывал в Европе, насмотрелся на тамошние порядки, личным наблюдением и сравнением оценил преимущества европейских знаний, научился сам многому, неведомому в Московской Руси, и вызванный из незаконченного путешествия известием о Стрелецком бунте, возвратился неожиданно в Москву с твердым намерением приступить к пересозданию страны и перевоспитанию народа. Твердой рукой расправился он с участниками бунта, и, не давая опомниться противникам новизны, заставил их прежде всего приучаться к внешнему европейскому облику: отменил обычай носить длинные неподстриженные бороды и долгополое платье. Помимо подражания виденному Петром за границей, меры эти могли иметь и ближайшую цель: они наружно сближали иностранцев с русскими, а иностранцы требовались для обучения русских морскому и военному делу, ремеслам и промыслам. Вместе с тем отменено было старинное летосчисление от сотворения мира и введено новое -- от Рождества Христова; день нового года, вместо 1 сентября, перенесен был на 1 января.

С этих внешних новшеств Петр начал, конечно, потому, что для осуществления их не требовалось времени и подготовлений. В уме его зрели более широкие и глубокие преобразования. Приглядываясь ко всему встреченному за границей, он неустанно соображал, где источник благоустройства и богатства западных стран, и что нужно России для быстрого развития своих громадных сил. Настойчивее всего мысль его обращалась к тем выгодам, какие дает государству мореплавание. Еще раньше, до поездки за границу, Петром владела мечта о свободном доступе к морю. Она зародилась в нем почти в отроческом возрасте, вместе с личной страстью к плаванью на водах. Исканием моря были вызваны трудные походы к Азову. Но хотя Азов был наконец взят, Петр ясно видел, что свободное пользование южными морями для русских невозможно до тех пор, пока не сломлено могущество турок. Нанести же Турции решительный удар Россия была еще не в силах.

И тогда мысли Петра обратились на север, к Балтийскому морю, вблизи которого зачалось русское государство, и которое издавна знали новгородцы, хотя и не упрочились на его берегах. К Неве и Финскому заливу примыкала бедная, малонаселенная страна, некогда подвластная Великому Новгороду, но впоследствии отошедшая к Швеции и получившая от нее название Ингерманландии. Вернув себе эту почти пустынную страну, которая и для шведов имела только то значение, что отрезала московское государство от моря, новая Россия, с ее зарождающимся флотом и великими зачинаниями, приобрела бы тот морской выход, который так необходим был Петру для его преобразовательных планов.

Одолеть Швецию, располагавшую прекрасной армией под руководством воинственного и отважного короля, для тогдашней России было трудно. Необходимы были союзники. Только тогда, когда удалось заключить союзные договоры с Данией, Саксонией и Польшей, русский царь решился объявить войну Швеции.

Начало войны ознаменовалось для нас крупной неудачей: русская армия, еще неопытная в военном деле, была разбита под Нарвой. К счастью, этот успех внушил молодому шведскому королю Карлу ХII слишком презрительное отношение к силам России: он обратил свои войска против Августа II короля польского, оставив в Ингерманландии лишь незначительные отряды.

Петр отлично воспользовался оплошностью противника и сосредоточил военные действия в местности, прилегавшей к Неве. Сюда была направлена сохранившаяся после нарвского погрома армия, и сюда же стекались вновь создаваемые полки, преимущественно драгунские. Так как артиллерия была потеряна под Нарвой, то принялись готовить новую, переливая даже часть церковных колоколов на пушки и мортиры.


В прежние времена на всякое начинание испрашивалось небесное благословление на доброе дело и заступничество от сил зла. Закладывался ли город, возводился ли храм, либо просто строилась новая изба, прежде всего на выбранном месте совершался молебен.

Древняя эта традиция, возрождающаяся в наши дни, позволяла в последний раз убедиться в правильности выбора. Действительно, странно было бы просить помощи у Господа в деле сомнительном или неправом.
С прочтения молитвы на основание города и окропления берегов Заячьего острова освященной водой начинается история Санкт-Петербурга. Присутствовал при этом Петр I или нет - сейчас сказать трудно. Однако таинство свершилось, и город был основан.
Красивая легенда повествует об орле, который, к радости присутствующих, опустился в тот день 16 мая 1703 года на символические ворота будущей крепости. Впрочем, и без этого знамения царь, вероятно, был спокоен за судьбу своего начинания, ибо закладывался город по благословлению архиерея воронежского Митрофания, полученному Петром еще в молодые годы. "Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра, - предрек царю святой старец. - Бог благословляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская

икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражья нога".
Пророческие слова воронежского святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством. Малоизвестный факт этот должен поколебать сложившееся за последние полтораста лет представление о Петербурге как роковом городе, на костях, изначально обреченном на гибель. Ведь Петербург готовится не только отметить свое трехсотлетие, но и за всю свою историю, несмотря на свое "стратегически невыгодное положение", так ни разу и не был сдан неприятелю.
Всякий человек, по вере предков, имеет своего Ангела-Храни- теля, ограждающего его от всякого зла, а город, говорят, не стоит без трех праведников.
Первым прямым небесным покровителем Санкт-Петербурга является святой Апостол Петр, один из учеников Иисуса Христа, вместе со святым Апостолом Павлом заложивший в I в. от Р.Х. основы христианской церкви*. В первые же дни по освящении места для будущего города на Заячьем острове был заложен храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, долгое время остававшийся кафедральным, первым среди соборов и церквей города. Заметим, что в основании собора тогда же был установлен ковчежец с частицей мощей, т. е. святых останков Апостола Андрея Первозванного, который, по древнему преданию, посетил земли будущей Киевской Руси и который считается покровителем всей России.
Небесным хранителем Петербурга с начала его истории был признан и святой благоверный великий князь Александр Невский, Солнце земли Русской, как почтительно величали его современники.

IS июля 1240 года князь Александр, ободренный славным знамением небесной помощи новгородцам, во главе небольшой дружи - ны одержал свою знаменитую победу над шведами в битве при Ижоре, на том месте, где река эта впадает в Неву.
В начале XVIII века, сражаясь с королем Карлом XII в тех же землях, Петр I обратился к покровительству святого великого князя, канонизированного Русской церковью на Соборе 1547 года. Несмотря на трудности военного времени, еще в 1710-х годах царь задумал выстроить на невских берегах большой монастырь и перенести туда мощи святого князя.
‘Подробнее о жизни и деяниях их можно прочесть в Новом Завете.

В 1717 году архитектором Доменико Трезини был составлен проект большого каменного храма во имя святого Александра. Рассмотрев план, государь начертал: "Во имя Господне делать по сему".
Спустя пять лет, в ночь с 10на 11 августа 1723года, духовенство Владимира направилось в Рождественскую обитель, где тогда обретались святые мощи Александра. Отслужив молебствие, монахи подняли ковчег, и двинулись в неблизкий путь...
18августа шествие торжественно было встречено в Москве,. 26августа миновало Тверь, 9сентября святыня была уже на берегу озера Ильмень. Наконец, 1 октября 1723 года, по прибытии в Шлиссельбург, ковчег со святыми мощами был поставлен в Благовещенском соборе и оставался там почти целый год.
30августа 1724года, когда храм был вполне завершен, исполнилось заветное желание государя императора - святые мощи были перенесены в столицу и заняли свое место в Александро-Невской лавре, где находятся и сегодня.
Всего в Петербурге в начале XXвека было около 50храмов, освященных во имя святого благоверного князя Александра Невского[*]. Теплым чувством благодарности исполнены слова праздничного тропаря святому князю:
"Яко благочестивого корене пречестная отрасль был ecu, блаженне Александре: яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верой и любовию, во псалмех и пениихрадующеея славим Господа, давшего тебе благодать исцелений: его же моли спасти град сей, и державе сродник твоей богоугодней быти, и сыновом российским спастися ". ноября 1723года, вдень памяти святого князя Александра по старому стилю, в Воронеже скончался святитель Митрофа- ний. Петр I прибыл проводить в последний путь святого старца, и сам нес гроб с его останками из Благовещенского собора в усыпальницу. Свидетели отмечали, что при погребении царь оказал почившему невиданные почести, какие "едва ли оказывал кто-нибудь из русских государей кому-нибудь из архиереев ".
Еще при жизни святого старца в 1710году Петр приказал перенести из Москвы в Петербург образ Казанской Божией матери,
которой суждено было стать покровом и защитой новой столицы.
Казанская икона[†] - одна из наиболее чтимых святынь русского народа. С конца XVI века была установлена в Благовещенском соборе Московского Кремля. Образу приписывается чудотворный дар духовного прозрения людей, обращающихся к ней с молитвой и защита русских земель от иноплеменных.
В 1612 году, готовясь к походу против Лжедмитрия, Минин и Пожарский распорядились взять с собой Казанскую икону. Ополчение их долгое время не могло завладеть Кремлем. Решившись на последний штурм, воинство наложило на себя строгий трехдневный пост. В течение всего этого времени перед Казанской иконой совершались молебствия. 22 октября ополчение взяло приступом Китай-город, а вскоре затем - и сам Кремль.
День этот, 22 октября, в память чудесного избавления России от нашествия иноплеменных и внутренней смуты, царь Михаил Феодорович установил днем чествования Казанской иконы. Князь Дмитрий Пожарский по обету выстроил для нее в Москве особый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы.
Перенесенная в Петербург святыня вначале находилась в деревянной часовне на Посадской улице, а затем в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В царствование Анны Иоанновны она была торжественно перенесена в новый храм Рождества Богородицы на Невском проспекте. Наконец, в 1800году, при императоре Павле, было решено устроить на этом месте новый большой собор уже во имя Самой Казанской иконы Божией Матери, что и свершилось в 1811 году, незадолго перед началом Отечественной войны.
В 1812 году перед чудотворным образом горячо молился М.И. Кутузов, прося благословления у Матери Божией на борьбу с неприятелем. Вспомним, что именно 22октября 1812 года русские войска под предводительством генералов Милорадови- ча и Платона Зубова разбили арьергард французского войска во главе с генералом Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Согласно с волей главнокомандующего, прах М.И. Кутузова после его смерти был погребен в Казанском соборе.
В храме на Невском святыня находилась до 1920-х годов. Когда собор был закрыт для богослужений, икону перенесли во Владимирский собор на Петроградской стороне, где она обретается и по сей день.

В начале Великой Отечественной войны патриарх Антиохийский Александр IIIв своем послании обратился к христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи для России. В числе многих отозвавшихся на этот призыв особым усердием отличился митрополит гор Ливанских Илия Салиб. В каменном подземельи, вдали от мира, в течение трех дней он непрестанно молился Пресвятой Богородице. Молитва его была услышана и в келье ему было явление Богоматери. В откровении он услышал ее слова о победе России в страшной войне и о несокрушимости города на Неве:
"...Город Святого Петра не сдавать. Доколе Мое изображение находится в нем, ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это - избранный город..."
Согласно полученного Русской Православной церковью срочного послания от митрополита Илии в Ленинграде Казанскую икону вынесли из собора и с крестным ходом обнесли вокруг города. С молебна перед Казанской иконой, установленной на правом берегу Волги, началась Сталинградская битва. Известно, что потерпев серьезные поражения в боях под Москвой и Сталинградом, германскому командованию пришлось перебросить в южном направлении часть войск 18-й армии, стоявшей на подступах к Ленинграду.
Грозившая городу, казалось, неминуемая гибель, миновала.
О проявлении небесной милости и любви к Санкт-Петербургу говорит и появление в нашем городе за двести лет его существования двух праведников - Ксении Блаженной и отца Иоанна Кронштадтского. Истинный смысл жизни и подвиг святых подвижников скрыты от глаз людей и ведомы только Всевышнему, пославшему их в мир в избранный час и в избранное место.
К первому столетию истории Санкт-Петербурга относится житие святой блаженной Ксении, чтимой многими поколениями горожан подвижницы, при жизни принявшей на себя юродство - один из самых тяжелых христианских подвигов.
Родилась она еще в царствование императора Петра I или, возможно, несколько позже - в 1720-30 годах. Здесь, в Петербурге, она была выдана замуж за певчего придворного хора Александра Федоровича Петрова, и жила где-то на Петербургской стороне. В возрасте двадцати шести лет ей суждено было остаться вдовой. Потрясенная смертью мужа, отказавшись от всех земных благ, раздав имущество и сбережения нищим, подарив дом знакомой, Ксения обрядилась в костюм мужа и до конца жизни называла себя только его именем.

С этого времени она бродила по улицам столицы, не имея крова над головой и никакого пропитания, кроме подаяния, одетая в жалкие лохмотья зимой и летом.
Кроме тяжелых лишений, на которые Ксения обрекла себя добровольно, немало горя довелось вынести ей от людей, долгие годы не веривших в ее бескорыстие и считающих ее христианский подвиг простым сумасшествием. Даже дети, подражая взрослым, высмеивали блаженную, забрасывали ее камнями. Ксения же сносила все как должное, с примерной кротостью и великодушием, чем и заслужила, в конце концов, всеобщее признание, любовь и славу Божией угодницы.
В памяти людской не сохранилось свидетельств о том, что святая когда-либо покидала пределы города. Излюбленными же ее местами непременно оставались Петербургская сторона, где провела она недолгие годы своего замужества, и Смоленское кладбище в глубине Васильевского острова, где покоился прах, возлюбленного ее супруга Андрея Федоровича.
В 1780-х годах, когда здесь сооружалась новая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери, рабочие с удивлением докладывали мастеру, что по ночам, когда все работы прекращаются, неведомый помощник поднимает кирпичи на самый верх стройки. Вскоре выяснилось, что кирпичи таскает ни кто иной, как сама блаженная Ксения. Обычно, однако, ночи она проводила на окраине города, в поле, где, по ее словам, присутствие Божие ощущается "более явственно".
Как и большинство юродивых, Ксения заслужила у Бога дар прозорливости. До нас дошло немало свидетельств о ее предсказаниях, облеченных в туманные слова, но всегда сбывающихся.
Не сохранилось никаких сведений о том, как и когда скончала блаженная свои дни. Отпевали ее в церкви святого Апостола Матфия на Петербургской стороне, там же, где, быть может, некогда крестили; погребена она была на Смоленском кладбище.
Хранить благодарность за оказанное благодеяние во много раз труднее, чем просить о помощи. Тем не менее, память о блаженной никогда не оскудевала. Песок с ее могилы, которому молва приписывала чудотворную силу, каждый год разносился приходящими помолиться об упокоении ее души. Множество людей, и среди них - особенно много петербуржцев, в разное время свидетельствовали о помощи, полученной после обращения к блаженной Ксении и панихиды над ее могилой.
В 1875году, когда жизнь государя наследника, великого князя Александра Александровича, находилась в опасности, супруге его Ксения явилась во сне, предсказав скорое выздоровление больного и рождение девочки, которая станет хранительницей всей их
семьи. Действительно, наследник выздоровел, вскоре затем родилась девочка, которую августейшие супруги назвали Ксенией. Летом 1894 года она вышла замуж за своего родственника, великого князя Александра Михайловича и покинула свой дом. Спустя всего месяц после этого события отец ее, император Александр III, скоропостижно скончался...
Над могилой блаженной Ксении на собранные деньги была выстроена небольшая часовня, которая сразу сделалась местом настоящего паломничества. По сути дела, блаженная Ксения уже тогда была местночтимой святой.
В1902 году на том же месте построили нынешнюю часовню - с мраморными иконостасом и надгробием. В нашем веке она надолго была закрыта, однако никакие запреты и гонения не могли помешать стремлению множества горожан помолиться о душе подвижницы и прибегнуть к ее благодатной помощи.
10 августа 1988 года, после того как часовня вновь была возвращена верующим и отреставрирована, городским духовенством во главе со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием при большом стечении народа был совершен чин ее освящения. Спустягодпосле этого славного в истории нашего города события, блаженная Ксения была, наконец, причислена к лику святых и небесных покровителей города. Память ее с этого времени совершается ежегодно в день 6февраля (по новому стилю). />В XIXвеке явился в стенах нашего города другой подвижник - святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
В начале 1850-х годов, когда он еще обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, однажды во сне Иоанн увидел себя в большом, неведомом ему соборе. Вскоре после этого он получил место иерея, простого священника, при Кронштадтском Андреевском соборе, и, впервые переступив его порог, к изумлению и страху своему узнал храм, который пророчески представился ему во сне и где предстояло ему начать свой жребий служения.
Почитание и любовь, которые стяжал отец Иоанн в первой половине своего жизненного пути, достались ему воистину по трудам и по строгому, праведному житию его. Огромное значение уделял он горячей молитве, ибо знал не понаслышке, сколь трудно хотя бы чем-нибудь помочь заблудшему и озлобленному человеку. Потому именно молитве его впоследствии дана была свыше такая чудесная, сверхъестественная сила. Перед молитвой его отступали самые тяжелые болезни - отступала даже слепота. Исцелял он наедине и при стечении народа, а часто даже заочно, по одному лишь письменному к нему обращению, исцелял православных и мусульман, католиков и иудеев, притекавших к нему со всех концов России и даже из-за ее пределов...

Вся жизнь отца Иоанна была связана с Кронштадтом, хотя и в самом Петербурге ему случалось бывать, разумеется, очень часто. Немало доводилось ему путешествовать и по России. В Ливадии, например, он провел несколько дней с императором Александром III до самой его кончины. Умирая, государь попросил отца Иоанна возложить руки на его голову, и почувствовал от этого большое облегчение в своих страданиях.
На речке Карповке, вблизи Каменноостровского проспекта, ныне стоит большой златоглавый монастырь. Строился он в 1900-1908 годах по инициативе и при участии отца Иоанна, в руках которого из добровольных подаяний благодарных людей собирались нередко значительные суммы денег.
Там же, в особо устроенной усыпальнице, в 1908 году был погребены останки святого праведника. Как и часовня святой блаженной Ксении, место это всегда почиталось русским народом за святое. Сам же отец Иоанн был канонизирован как святой русской православной церковью совсем недавно, летом 1990 года. В то же время после долгого перерыва монастырь вновь принял в свои стены первых насельниц, а усыпальница со святыми мощами была открыта для паломников.
Память святого праведника Иоанна совершается каждый год в день 2 января (по новому стилю).
Сегодня становится совершенно очевидным, что основанный по благословлению святого Митрофания в строгом соответствии с чином заложения, Санкт-Петербург пронес через всю свою почти трехсотлетнюю историю знаки особой избранности и высокого предназначения и явился несокрушимой твердыней для врагов.
Все это исполняет сакральным священным смыслом каждый день жизни Санкт-Петербурга и позволяет взглянуть иными глазами на его историю и усилия лучших умов и талантов по созданию и прославлению города святого Петра.

В переводе с древнегреческого языка имя Петр означает «скала» или «камень». В христианский мир оно вошло как имя одного из учеников Христа - апостола Петра. Его настоящее имя звучало как Симон, а его прозвище было Кифа, что в переводе с арамейского языка означает «камень» - символ непоколебимой веры апостола. Древние греки перевели слово «камень» на свой язык, и оно стало звучать как «петрос».

На Руси имя Петрос не прижилось, но зато вошло в обиход как имя Петр. Оно быстро и прочно распространилось среди всех слоев населения, и стало восприниматься как исконно славянское. О популярности имени Петр свидетельствует народное творчество, множество сказок, поговорок и пословиц, а также популярные фамилии, образовавшиеся от этого имени - Петров, Петренко, Петрушин и другие.

Истрия знает множество выдающихся личностей, носивших и носящих это знаменитое на весь мир имя. Среди них российский император Петр I, режиссер Петр Мамонов, композитор Петр Чайковский, французский актер Пьер Ришар, российский поэт и прозаик Петр Ершов, физик Петр Капица, российский психиатр Петр Кащенко и многие другие.

Именины и святые покровители

Святой апостол Петр - старший брат святого апостола Андрея Первозванного, прежде был рыбаком и звался Симоном, имел жену и двоих детей. Однажды Господь, избрав Симона в качестве своего верного ученика, провозгласил его «не только ловцом рыбы, но и людей». Имелось в виду, что отныне святой апостол Петр является помощником и заступником людей, которые раньше творили беззаконие, но раскаялись и встали на путь исправления.

Сам Петр грешил больше всех других апостолов, но всегда искренне каялся. Однажды он даже предал своего учителя Иисуса, отрекшись от него в страхе за свою жизнь, но затем искренне раскаялся в содеянном.

За верность и преданность христианству Иисус провозгласил своего апостола Петра достойным Царствия Небесного и вручил ему ключи от рая. Он поручил своему любимому апостолу «пасти своих овец», то есть учить народ христианской вере. Согрешивши перед лицом Господа не один раз, апостол Пётр стал проводником между Богом и людьми. Господь наделил его правом впускать в рай только те души, которых Апостол Петр посчитает достойными.

Всего христианская церковь канонизировала более 50 святых, носящих имя Петр, поэтому все обладатели этого славного имени могут выбирать себе именины, совпадающие с датой рождения, либо в ближайшую дату, следующую после дня рождения.

Характеристика имени

Имя Петр наделяет своего обладателя ранимым, неустойчивым характером, предрасположенным к душевным терзаниям. Однако внешне это совершенно незаметно, напротив, Петр умеет производить впечатление человека с ильным и принципиальным характером, которого сложно сбить с выбранного пути. Это самодостаточная личность, иногда даже авторитарная, но при этом он все равно остается добрым и эмоционально уязвимым человеком.

Большинство людей по имени Петр обладают трудолюбием, целеустремленностью и упорством, поэтому среди них редко встречаются люди неуспешные или пьющие. Благодаря уравновешенному и дружелюбному характеру Петр прекрасно ладит с людьми, а его сослуживцы и товарищи уверены, что на его слово всегда можно положиться. У Петра прекрасная память, как на добро, так и на зло - он никогда ничего не забывает и все замечает, при возможности он не упустит случая отблагодарить или отомстить.

Видео-рецепт по случаю :

Перед тем как совершить поступок или приступить к делу, Петр все хорошо обдумывает, он все начинает медленно, но наверняка. Многие люди его недооценивают, а сам мужчина, особенно в молодом возрасте, позволяет себя эксплуатировать, получать меньше, чем заслуживает. Умение держать эмоции под контролем позволяют Петру стойко переносить неудачи, к тому же он умеет учиться не только на своих ошибках, но и на чужих.

Петр никогда не вступает ни в какие сомнительные проекты, не конфликтует с законом - предусмотрительность и осторожность у него всегда на первом месте. Друзей у Петра немного, он вообще предпочитает общаться с людьми «нужными и полезными», но при этом очень ценит родственные связи.

В целом Петр обладает настоящим мужским характером, в котором сочетаются такие противоречивые качества как тирания, романтизм, чуткость, самостоятельность, цинизм и правдивость. У Петра прекрасная интуиция и завидное здравомыслие, позволяющие ему добиться в жизни немалого успеха. Но судьба ничего не подарит ему просто так - за все придется бороться и много работать.

Детство

Маленький Петя растет активным и любознательным ребенком. В нем с раннего детства заметны такие черты как хозяйственность, он любит строить и мастерить своими руками, интересуется техникой.

В школе мальчик учится средне, никакими особыми талантами не блещет. Но учителя его любят за серьезное отношение, исполнительность и послушание. В старших классах Петя начинает понимать ценность образования и обязательно постарается поступить в ВУЗ. Подросток рано взрослеет и стремится к самостоятельной жизни, свои первые деньги он обычно начинает зарабатывать уже в подростковом возрасте.

Петя - человек увлекающийся и целеустремленный. Если в детстве он заинтересуется спортом, творчеством, коллекционированием или чем-то еще, то вполне может пронести свое увлечение через всю жизнь. Твердый характер мальчика, переходящий в упрямство, желание настоять на своем могут принести ему как проблемы, так и большой жизненный успех.

Многие черты характера взрослого Пети будут зависеть от эмоциональной обстановки в семье, в которой мальчик растет. Если в детстве он не почувствует достаточной любви, уважения и поддержки от своих родителей, то может вырасти злобным, мстительным и угрюмым человеком, склонным к самоедству.

Здоровье

Петр от природы обладает хорошим здоровьем, к которому относится очень бережно, старается не приобретать дурных привычек, почти не пьет.

Слабыми местами мужчины являются спина, мочеполовая система, почки. В зрелом возрасте могут возникнуть проблемы со зрением и с нервной системой, возможны частые и продолжительные головные боли.

Для Петра очень важно его эмоциональное состояние, он все воспринимает слишком близко к сердцу, из-за чего у него может нарушиться сон, появится повышенная нервная возбудимость и даже агрессивность. В таком состоянии Петр плохо себя чувствует и контролирует, у него обостряются хронические заболевания.

Сексуальность

Петр - чрезвычайно притягательная личность для женщин, которые видят в нем надежного, уверенного в себе мужчину. И хотя секс занимает в жизни мужчина важное место, гораздо важнее для него духовная близость со своей партнершей, ощущения комфорта и единения душ.

Петр не любит менять своих партнерш, и, найдя женщину, которая его устраивает, он будет хранить ей верность долгие годы. Налаженная и спокойная сексуальная жизнь дает Петру ощущение спокойствия и стабильности.

Петр вовсе не романтик, он не умеет красиво ухаживать и дарить подарки, не любит говорить комплименты. Но он способен окружить свою женщину вниманием и заботой, дать ей почувствовать себя нужной и любимой. Петр - это, безусловно, тот человек, которому можно доверять и с кем можно строить отношения.

Брак и семья, совместимость

Петр - человек ответственный и надежный, с традиционными взглядами на семью. Безусловно, в семье, как и в жизни, он будет стремиться к лидерству, к жене и детям относиться со строгостью. Одно из основных требований к супруге - безупречная верность и преданность, даже малейшего флирта с другими мужчинами со стороны супруги мужчина не потерпит. Иногда Пётр бывает деспотичным, может провоцировать ссоры, не разговаривать с женой по несколько дней. Он всегда будет требовать повышенного внимания к своей персоне.

Петр сделает все возможное для материального обеспечения семьи, в свой дом постарается привнести уют и покой. Он с удовольствием будет выполнять всю «мужскую» работу по дому, заниматься ремонтом и садом, но в остальном его супруге придется справляться самой. Скорее всего, он четко разделит обязанности по дому на «мужские» и «женские». Мужчине важно, чтобы его вторая половина была хорошей хозяйкой, умела вкусно готовить и много занималась с детьми. Измена со стороны Петра может возникнуть только на почве конфликтных отношений с женой.

Наиболее удачный брак возможен с женщинами по имени Алина, Варвара, Вера, Диана, Евгения, Екатерина, Лариса, Любовь, Наталья, Олеся и Светлана. Избегать следует отношений с Еленой, Дарьей, Валерией, Ириной, Оксаной, Мариной, Ольгой и Татьяной.

Бизнес и карьера

У Петра есть природная склонность к анализу и систематизации, поэтому из него может получиться хороший следователь, дознаватель, ученый, педагог, экономист или писатель. Работает Петр импульсивно, по вдохновению, может целый день бездействовать, а на другой день выполнить тройной объем работы. На работе стремится быть одним из лучших, строго придерживается дисциплины и субординации.

Из Петра получится прекрасный руководитель - строгий и справедливый. Он умеет относиться требовательно как к себе, так и к подчиненным. Петр не склонен часто менять место работы и профессию, поэтому у него есть все шансы стать большим профессионалом в своем деле.

Коллеги по работе могут быть уверены в Петре, он всегда точно выполняет все возложенные на него обязательства. Но для мужчины немаловажное значение имеет достойная оплата его труда - работать на низкооплачиваемой должности за идею он не станет. Чем лучше будет оплачиваться его труд, тем старательнее будет работать Петр.

Талисманы для Петра

  • Планета-покровитель - Луна.
  • Покровительствующий знак зодиака - Рак. Петром рекомендуется называть мальчиков, родившихся под этим знаком зодиака.
  • Наиболее удачное время года - лето, наиболее удачный день недели - понедельник.
  • Счастливый цвет - зеленый.
  • Тотемное животное - рак-отшельник. Он символизирует осторожность, неторопливость, мудрость и целеустремленность. Рак никогда не отпускает то, что опало в его клешни, так же как и Петр, никогда не расстается с тем, что является его собственностью.
  • Тотемное растение - береза и ночная фиалка. Заговоренная береза в христианской традиции считалась мощным оберегом, защищающим дом от нечистой силы. Это дерево символизирует невинность, чистоту помыслов и высокую нравственность. Ночная фиалка умеет согревать душу, привносить в дом уют и покой, успокаивать и гармонировать мысли, придает оптимизма.
  • Камень-талисман - изумруд. Этот камень развивает дар предвидения, благоприятствует любовным начинаниям, борется с бессонницей, обостряет ум и проницательность. Изумруд является символом чистоты и целомудрия, его рекомендуется носить новобрачным. Считалось, что если камень расколется, то это будет свидетельствовать об измене одного из супругов.

Гороскоп

Овен - человек агрессивный и властный, всячески скрывающий свою ранимость и чувствительность. Мужчина категорически отрицает любые авторитеты и не терпит власти над собой, он сам способен покорять и вести за собой людей. В Петре-Овне сильно выражено мужское начало, он страстный и сексуальный, вспыльчивый и агрессивный. Самое главное для него в жизни - постоянное стремление вперед, бездействие этого человека него губительно. Для того чтобы добиться желаемого, Петр-Овен может пойти на обман и коварство, он даже не замечает, что большинство трудностей, встречающихся на его пути, созданы им самим. Петр-Овен прирожденный оптимист, способный заражать своим жизнелюбием окружающих. В любви он романтик и эгоист одновременно, жить с таким человеком очень не просто. Его женщина должна уметь притуплять импульсивность своего избранника, оставаясь при этом нежной, женственной и слабой.

Телец - эмоциональный и беспокойный мужчина, не выносящий одиночества. Это земной человек, плотский и чувственный, не лишенный романтизма, но обладающий завидным здравомыслием. По натуре он созидатель, не боящийся никакой работы, в том числе и физической. Любые неприятности только закаляют его характер. Из отрицательных черт характера Петра-Тельца можно отметить невероятное упрямство, а также неумение прощать обиды. В любви Петр-Телец патологический собственник, иногда его ревность доходит до паранойи. В душе он консерватор, не любит ничего нового, придерживается традиционных семейных ценностей. Петр-Телец однолюб, может сохранять верность своей женщине на протяжении всей жизни. В семье становится безусловным лидером, способным обеспечить комфорт, уют и материальное благополучие. Пристрастие к домашнему уюту и комфорту у этого мужчины в крови, он живет под девизом «мой дом - моя крепость».

Близнецы - натура спокойная, немного неуверенная в себе. Он находится в постоянном движении - от одного человека к другому, с одного занятия на другое. Чем бы он ни занимался в данный момент, в голове у него крутится еще множество мыслей и идей. Весь день крутиться как белка в колесе - норма для этого человека. Консерваторы и тугодумы его раздражают, так же как рутинный, монотонный труд. Быть в центре внимания - норма для Петра-Близнеца, он нуждается в постоянном внимании, обожает лесть и комплименты в свой адрес. Из отрицательных черт характера этого мужчины можно отметить необязательность, ненадежность, хвастовство, желание работать на публику. Петр-Близнец остается большим ребенком и после женитьбы, его манят приключения и авантюры. Всяческие поползновения со стороны супруги на свою личную свободу воспринимаются им в штыки, хотя сам мужчина как никто другой нуждается в советах мудрой и терпеливой женщины.

Рак - личность сентиментальная, впечатлительная, легко возбудимая. Он поддается чужому влиянию и может попасть в глубокую зависимость от более сильной личности. Петр-Рак склонен преувеличивать масштабы своих проблем, он обидчив и капризен, любит манипулировать чувствами близких ему людей. Однако его худшие качества проявляются лишь в неблагоприятной для него обстановке, отсутствие любви и поддержки для этого мужчины губительны. Такая чувствительность делает Петра-Рака осторожным и скрытным, обычно с годами он набирается опыта и «отращивает защитную броню». К поставленной цели мужчина может идти долго, но упорно. Лишь низкая стрессоустойчивость, природная скромность и нежелание искать обходные пути может ему помешать добраться до вершины карьерной лестницы. Но у него цепкая хватка, он бережлив по отношению к финансам и всегда имеет некоторые накопления. Семейная жизнь с Петром-Раком будет небогата на события, но будет размеренной и сытой. Мужчина может легко пойти на измену даже самой любимой супруге - это помогает ему самоутвердиться в собственных глазах.

Лев - человек энергичный, искренний, честолюбивый. Мягкий и чувствительный от природы, Петр-Лев может быть жесток в своей откровенности и бестактности. Он он вовсе не злопамятен, отходчив, в нем нет ни капли лживости и подлости. Петр-Лев ленив и вальяжен, но не стоит обольщаться - в считанные секунды он может превратиться из котенка в разъяренного и опасного льва. Он прирожденный лидер и карьерист, способный справиться с любой работой, но при условии, что сумеет преодолеть свою природную лень. С финансами у этого мужчины тоже очень непростые отношения - он большой транжира, любитель роскоши и комфорта, искренне считающий, что весь мир должен вертеться вокруг него одного. Он умеет зарабатывать, но совершенно не умеет копить и правильно распоряжаться деньгами. Любимую женщину Петр-Лев постарается полностью подчинить себе - большего собственника и ревнивца трудно отыскать. Он станет настоящим защитником для своей семьи, любящим, переживающим и заботливым. Несмотря на то, что Петр-лев является большим любителем женской красоты, он способен хранить верность своей любимой женщине.

Дева - волевой, сосредоточенный мужчина, ко всему относящийся с недоверием. Он практичен, благоразумен, осторожен в делах и суждениях, все подвергает логическому анализу. Любой вид хаоса и беспорядка, в том числе и в мыслях, вызывает у него панику и неприятие. Не менее сильно его раздражает лень, ложь и вульгарность в любых ее проявлениях. Петр-Дева - идеалист и труженик, стремящийся к совершенству во всем. У него золотые руки, но он часто отвлекается на мелочи, а на главное у нег просто не остается времени. У этого человека тонкая душевная организация, он очень обидчив, не воспринимает шуток в свой адрес, иногда вызывает раздражение своей педантичностью и требовательностью к окружающим, а также бережливостью, граничащей с жадностью. Но все недостатки этого человека компенсируются надежностью, дисциплинированностью и верностью - на его слово всегда можно положиться, а лучшего исполнителя трудно отыскать. Брак с Петром-Девой должен основываться на уважении и взаимопонимании, он никогда не потерпит хитрости, оскорблений и неуважения в свой адрес.

Весы - мудрый, рассудительный и общительный мужчина, с философским взглядом на жизнь. Мужское обаяние сочетается в нем с желанием все подвергать анализу и рационализировать, у него под рукой всегда имеется множество логических доводов для доказательства своей точки зрения. Он любит давать советы, а вот в своей жизни ему разобраться не всегда получается. Принятие решения - это серьезная трудность для мужчины, он всеми силами старается избежать любой ответственности. По натуре Петр-Весы не лидер и не борец, он противится любым узам и не любит обязательств. Он не станет долго страдать от разбитого сердца, все быстро забудет и не станет сожалеть о прошедшем. Этому человеку вообще недостает тонкости, способности понять душевные переживания другого человека. Он обладает ясным умом и железной логикой, а вот душевной чуткости ему недостает. Еще он не любит ссоры, конфликты, большие сборища людей, быть в центре внимания. Больше всего он обожает покой, душевный комфорт и уютную обстановку. Если женщина сумеет найти подход к его сложному характеру, он станет ей верным и заботливым супругом.

Скорпион - личность амбициозная и горделивая, со своими внутренними ценностями, не зацикленная на повседневности. Он брюзга и ворчун, хотя иногда и сам не понимает, что конкретно вызывает его недовольство. Петр-Скорпион не умеет смотреть на обстоятельства сквозь пальцы, он всегда точен и беспощаден в своих высказываниях. Чем больше испытаний выпадает на долю Пера-Скорпиона, тем крепче становится его дух и воля к победе. Его трудно представить бездействующим или пребывающем в депрессии, каждому своему делу, будь то любовь или работа, он отдается по максимуму. Этот человек умеет мастерски играть на чужих нервах, слабостях и недостатках. Петр-Скорпион в семье - безусловный авторитет, защитник и добытчик. Жизнь с ним никогда не будет легкой, так как он просто не умеет жить спокойной и размеренной жизнью. Он страшный ревнивец и собственник, может закатывать скандалы на пустом месте. Примирения после ссор будут такими же страстными, как и выяснения отношений. Супруге Петра-Скорпиона нужно запастись терпением, благоразумием и мудростью, чтобы благополучно сосуществовать рядом с таким непростым человеком.

Стрелец - непостоянный, бойкий, искренний человек, наделенный живым обаянием и харизмой. Он настоящий любимец публики, к нему редко кто может испытывать неприязнь. Петр-Стрелец в любом возрасте остается молод душой, он эмоциональный энтузиаст и вечный двигатель. Ему чаще всего везде и во всем сопутствует удача, которой он умеет щедро делиться с окружающими. У него страсть совать свой нос во все дела, даже в те, которые его не касаются, он может одновременно увлекаться несколькими направлениями - политикой, искусством, оккультизмом и много еще чем, отдаваясь своим увлечениям без остатка. Петр-Стрелец сторонится любого рода ответственности, не любит брать на себя обязательств, больше всего ему нравится ощущение свободы. Иногда он может производить впечатление поверхностного человека, что отчасти является правдой. Отличительная черта характера этого мужчины - открытость и доверчивость, а также принципиальная честность, которые некоторые люди используют в своих корыстных интересах. Женится Петр-Стрелец с большой неохотой, так как больше всего на свете дорожит своей свободой. Его трудно посадить на короткий поводок, напротив, для счастливого брака мужчине надо давать возможность иногда давать отдыхать от семьи, предоставлять ему полную свободу действий и общения. Ревновать его не нужно - принципиальная честность во всем не позволит ему изменять своей супруге даже вдали от нее.

Козерог - мечтательный и романтичный мужчина, невозмутимый и спокойный в любой ситуации. Он склонен к приступам меланхолии и депрессии, ему как воздух необходимы любовь, спокойная и доброжелательная обстановка в семье. В душе он мечтатель, но его мечты материальны и всегда связаны с планами на будущее. Чаще всего Петр-Козерог четко представляет что ему нужно и как этого добиться. Этот мужчина отличается сильным характером, иногда переходящим в упрямство и неспособность признавать собственные ошибки. Трудолюбие, практичность и самостоятельность помогают ему стать успешным человеком, а неудачи и большие проблемы могут толкнуть его в пучину депрессии и уныния, из которой выбраться самостоятельно Петру-Козерогу будет очень трудно. Этот мужчина с трепетом относится к семейным узам, он крепко привязан к своей семье, а особенно к детям. Он готов жертвовать собой ради интересов родных, но и на измену он тоже способен. Правда, мужчина постарается сделать все, чтобы не ранить супругу - даже при буром романе на стороне он будет по-прежнему заботиться и беречь свою жену.

Водолей - дружелюбный, разносторонний и независимый человек, склонный идеализировать окружающих его людей. Даже в пожилом возрасте в душе он остается озорным мальчишкой, ему приходится буквально заставлять себя подчиняться общепринятым правилам. Он изо всех сил сопротивляется всему, что помешало бы ему жить так, как ему хочется. Петр-Водолей ненавидит рутину и однообразие, ему трудно усидеть на одном месте. По натуре этот мужчина не транжира и не жмот, но деньги для него не главное. Он часто меняет место работы и профессии, а потому ему трудно стать профессионалом в своем деле, успеха в бизнесе он также добивается не часто. В брачном союзе с Петром-Водолеем гарантированно будут отсутствовать сцены ревности, скука и рутина. Он лишен глубокой привязанности, в том числе и к супруге, никакие слезы и разумные доводы не заставят его изменить привычный образ жизни. Правильная тактика взаимодействия с Петром-Водолеем - принимать его таким, какой он есть, не пытаться его изменить.

Рыбы - несмелый, деликатный и робкий мужчина, предпочитающий уступать, но не ввязываться в конфликты. Натура этого человека отличается двойственностью: с одной стороны он честный и трудолюбивый мужчина с методичным подходом к любому начинанию, с другой стороны он глубокий мечтатель и идеалист, испытывающий искренне разочарование от того, что жизнь далека от совершенства. Петр-Рыбы может быть предан своей работе до самозабвения, но для руководящей должности ему не хватает здоровой наглости и цинизма, а также умения уверенности в себе и своих силах. У него токая душевная организация, он очень обидчив, раним и замкнут, поэтому, как никто другой нуждается в любви и поддержке своих близких, а иногда и в покровительстве более сильного человека. Он не борец по натуре, предпочитает плыть по течению и ждать подарков судьбы. Супруге Петра-Рыбы понадобится много терпения и мудрости, чтобы выдержать некоторую непрактичность и безответственность своего мужа. Кроме того, если этот мужчина хорош собой, он почти наверняка будет изменять своей супруге, так как большего дамского угодника трудно отыскать.

Материал подготовила Наталья Топоркова

История России - это путь развития уникальной христианской культуры с многовековой православной традицией. Санкт-Петербург, несмотря на свой европейский вид, с самого начала был не только истинно русским городом, но подлинной столицей православной державы. Северная часть нашей страны, в которой он возник, уже несколько столетий являлась христианской. По преданию, христианскую религию на северо-западных рубежах Руси утвердил апостол Андрей Первозванный, проплывший по Неве в Балтийское море и водрузивший здесь свой жезл. И частица его святых мощей была положена Петром I в основание Петропавловской крепости, ставшей одним из символов культурной столицы нашей страны.

Город, построенный на границе с Европой, воспринимал все последние западные веяния. Окидывая мысленным взором нескончаемую череду храмов, можно смело утверждать, что Петербург в царское время являлся поистине оплотом всемирного Православия. Даже в экономически тяжелые для России годы Первой мировой войны в Петрограде продолжали строиться и освящаться православные храмы, общее число которых в 1917 году приближалось к 500.

В годы репрессий в Северной столице и ее окрестностях уничтожили более 100 храмов и многие пришли в запустение. Но течение времени неумолимо, и, спустя десятилетия, вновь возобновились службы в уцелевших храмах. Во время Великой Отечественной войны власть вступила в диалог с церковью, и духовенство города вместе с прихожанами получило, возможность регулярно молиться. В трагический момент для Петербурга в храмах неустанно молились о сокрушении врага, вселяя в людей веру в победу.

Сейчас многие храмы превращены в музеи, но в них, тем не менее, проходят службы.

У городов, так ж,е как и у людей, есть небесные покровители. Санкт-Петербург на всем протяжении своей многолетней истории, пройдя через многие испытания, всегда возрождался вновь, потому что был храним целым сонмом святых.

Еще в далекие времена Петру I предрекли, что, пока в Петербурге будет пребывать образ Казанской иконы Божией Матери, и перед ним будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога.

У города на Неве есть и другие небесные покровители: князь Александр Невский, праведный отец Иоанн Кронштадтский, блаженная Ксения Петербургская, царь-мученик Николай II.

Князь Александр Ярославович вошел в историю России, как величайший радетель о Русской земле. На всем протяжении своей жизни он сохранял верность православной церкви, что явилось гарантом национальной независимости Руси в то тяжкое время, когда она одновременно оказывала сопротивление монгольскому хану Батыю и отражала натиск крестоносцев с Запада. Великая победа русского воинства под предводительством святого князя произошла на западных рубежах Руси. Поэтому не случайно одним из первых деяний Петра I в только что основанном городе стало создание монастыря во имя благоверного князя Александра Невского и перенесение туда из Владимира его мощей. День памяти святого - 23 ноября/6 декабря.

Одна из главных святынь православия в Петербурге - Александро-Невская Лавра. По преданию, она заложена на месте исторической битвы Александра Невского со шведами в 1241 году. Именно здесь великий князь разбил врага. Император Петр Первый затем повелел построить на этом месте монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского. Вскоре Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра стала центром распространения православной веры и культуры. Лавра состоит из 12 зданий. Здесь находится икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», принесенная с Афона, Мироточивая икона с мощами Александра Невского, икона Божией Матери «Боголюбская», икона святого преподобного Серафима Саровского, икона «Спас Нерукотворный», икона святой мученицы Параскевы Пятницы, икона святого великомученика и целителя Пантелеймона, икона св. благоверного великого князя Александра Невского, мощи святителя Иннокентия Иркутского, мощи святого благоверного князя Феодора Новгородского, мощи Киево-Печерских святых и другие святыни.

Отец Иоанн Сергиев служил в Андреевском соборе Кронштадта. Более полувека он нес утешение страждущим и угнетенным. В Иоанне Кронштадтском заключалась сила, неизменно привлекавшая к нему сердца. Когда отец Иоанн служил, церковь не вмещала всех желающих, когда он выходил на улицу, за ним следовала огромная толпа почитавших его людей. Он обладал редким даром исцеления, спасая тяжело больных, порой возвращая к жизни обреченных на смерть. Отец Иоанн получал со всех сторон огромные пожертвования, которые полностью раздавал на добрые дела. Дни его памяти - 19 октября/1 ноября и 20 декабря/2 января.

В 2002 году последний русский император Николай II, его жена и пятеро детей, расстрелянные в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, были канонизированы Русской православной церковью в лике страстотерпцев. Николай II и его семья, несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, следовали заповедям Евангелия. Сознавая, что смерть неизбежна, они сохраняли в сердце всепобеждающий свет Христовой истины и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Царская семья нашла в себе силы превозмочь страдания и умереть с именем Христа на устах. В Санкт-Петербурге, родном городе Николая II, во многих храмах хранятся иконы с его образом. День памяти царственных страстотерпцев - 4/17 июля.

Пожалуй, одна из самых почитаемых святых в Петербурге - Ксения Блаженная. Ее часовенка на Смоленском кладбище давно стала местом паломничества верующих со всей страны. Тысячи записочек, свечи, люди, обходящие небольшую церковь, - привычная картина. Считается, что Ксению можно попросить о самом заветном, и она обязательно поможет. Часовня блаженной Ксении Петербургской — место погребения святой. Находится она рядом со Смоленской церковью. Считается, что она пожертвовала земной жизнью после кончины супруга. 26-летняя вдова обезумела от горя после смерти мужа, полковника Андрея Федоровича Петрова. Бывший певчий придворного хора скоропостижно скончался без христианского приготовления. После этого Ксения стала юродивой, молящей о помиловании своего супруга. Она раздала свое имущество нищим, а сама бродила по улицам в лохмотьях и питалась подаянием, половину из которого раздавала нищим.

Безусловно, Северная столица России — город всемирно известных дворцовых ансамблей и прославленных музеев — предстает, прежде всего, как один из важнейших центров Русского Православия.

Читайте также: