Высказывание петра толстого о передаче исаакиевского собора. Что сказал Петр Толстой о евреях, “черте оседлости” и передаче Исаакиевского собора. Холокост и уничтожение черты

Вице-спикер Государственной думы Петр Толстой обвинил «правнуков тех, кто разрушал храмы с наганами», в желании сделать то же с Исаакиевским собором. На единоросса обиделись депутаты ЗакСа и еврейская община.

В понедельник, 23 января, в дискуссию по передаче Исаакиевского собора РПЦ единоросс и вице-спикер Государственной думы Петр Толстой добавил националистическую нотку, назвав защитников храма продолжателями дела «прадедов, вышедших из-за черты оседлости в 1917 году». На телеведущего и депутата обиделись все: и журналисты, и депутаты ЗакСа, и еврейская община.

«Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто разрушал наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганами в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях – продолжают дело своих дедов», – заявил вице-спикер Госдумы Петр Толстой на пресс-конференции днем 23 января.

Антисемитскую фразу распознали не сразу, вначале разлетелась другая мысль единоросса. «Все те граждане, которые подписывают петиции, называются "артель напрасный труд". К сожалению, наша фейсбучная публика, не зная ничего, с дикой скоростью обменивается сигналами SOS с одного дивана на другой, считая, что таким образом и будет управлять государством», – цитировал политика «Интерфакс».

Уже под вечер журналисты переслушали запись выступления Толстого и обнаружили очевидную отсылку к еврейскому народу – тому самому, который в Российской империи проживал за чертой оседлости.

Для справки: территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать иудеям. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Латгалии, которая была частью Витебской губернии, а сейчас - Латвии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи. Сам термин (первоначально «черта постоянного жительства евреев») впервые появился в «Положении о евреях» 1835 года. Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции.

Одними из первых отреагировали на слова вице-спикера в еврейской общине. «Заявление не просто сомнительно, а оно абсолютно недопустимо, и мне бы очень хотелось знать оценку руководства Государственной думы, руководства страны такого рода заявлениям, которые, на мой взгляд, совершенно подрывают основы современной России, современного общества» , – заявил радио «Эхо Москвы» глава департамента общественных связей Федерации еврейских организаций России Борух Горин.

«Я лично считаю заявление Толстого открытым антисемитизмом, чего уж там. Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов. Есть совершенно разные взгляды на этот вопрос» , – добавил он.

Дискуссию о том, является ли выступление Петра Толстого оскорблением или нет, развернули совладелец Юридической компании «CLC» Наталья Шатихина и экс-сенатор, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин.

«Похоже, завтра будет день опровержений и слов про "неправильно поняли"», – написал Добрынин на своей странице в  . «На самом деле он попытался тихо обтечь тот факт, что революцию сделали в массе лидеров евреи, заняв кратковременно наркоматы, а теперь Резник с Вишневским (депутаты ЗакСа, организаторы протестной акции) тоже не без этого», – ответила в ветке комментариев Шатихина.

Больнее всех воспринял высказывание единоросса депутат петербургского ЗакСа яблочник Борис Вишневский: он пообещал, что обратится в Следственный комитет, чтобы тот проверил высказывание вице-спикера на экстремизм. «Друзья, с юристами посоветуемся – и, думаю, сильно испортим (ему) настроение», – написал парламентарий в соцсетях.

Его коллега депутат Максим Резник сообщил «Фонтанке», что пока не намерен жаловаться на Толстого, однако считает такую выходку «пещерным уровнем».

Пиарщик и писатель Александр Цыпкин задается следующими вопросами: «Петр Толстой сообщил гражданам, что от РПЦ Исаакий защищают евреи, потомки евреев, рушивших храмы во время революции. В связи с этим возник ряд сугубо организационных вопросов: 1. Как именно проводилось днк-тестирование и должны ли защищающие собор носить на одежде желтые звезды, а также где в Питере для них планируется гетто? 2. Откуда известно о генеалогическом древе всех протестующих? Бесплатная ли это услуга? 3. Являются ли протестующие также потомками апостолов, которые, как известно, были по недосмотру властей тоже евреями? И как поступать с ними в таком случае?» .

Сам Толстой объяснил в «Фейсбуке» свои слова на пресс-конференции так: «Сильно удивлен реакцией на мою оценку правомерности передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви. Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах «признаки антисемитизма». Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны. Кому-то явно очень хочется навесить ярлык в попытках внести в общественную дискуссию очередную линию раскола, теперь – по национальному признаку. Еще раз подчеркиваю: в моем отсыле к действительным историческим событиям нет никаких признаков того, что хотят разглядеть особо бдительные товарищи» .

Петр Толстой – вице-спикер Государственной думы, депутат «Единой России » . Бывший ведущий ряда информационно-политических передач и ток-шоу на Первом канале и заместитель директора Дирекции социальных и публицистических программ Первого канала (2009-2016). Единоросс и медиаменеджер – праправнук писателя Льва Толстого, которого в свое время отлучали от Церкви. Летом 2016 года Петр Толстой и несколько других родственников писателя, в том числе советник президента Владимир Толстой, стали фигурантами скандала: блогеры обнаружили, что в период с 2011 по 2013 год компания родственников писателя без какой-либо конкуренции получила 14 контрактов с ФГБУ «Музей-усадьба Ясная Поляна» на общую сумму 11,9 миллиона рублей.

Напомним, что в Государственной думе не пришли к единому мнению о том, нужно ли передавать Исаакиевский собор РПЦ. Так, против этого . «Во мне, – признался он, – что-то сопротивляется этому решению. Интуитивно. Наша страна на четверть мусульманская, и я сомневаюсь, что мусульманин с семьей посетит действующий православный храм. В музей пойдет, а в церковь – вряд ли. Мне кажется, мы отрезаем от знакомства с культурными ценностями целый пласт населения. И странно, конечно, что памятник всемирного значения оказался в собственности горсовета, который и решает теперь судьбу музея». Противоположные точки зрения высказали коммунист Владимир Бортко и единоросс Марат Сафин.

Отметим, что решение о передачи Исаакиевского собора РПЦ было принято в конце 2016 года. До этого, год назад, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на самый доходный в городе музей.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

Краткая история черты оседлости, за упоминание которой вице-спикера Госдумы и бывшего ведущего Первого канала обвинили в антисемитизме.

В закладки

Пётр Толстой

Скандал вокруг высказывания Петра Толстого

10 января 2016 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко появившуюся в СМИ информацию о возможной передаче одного из главных символов города и его крупнейшего храма - собора преподобного Исаакия Далматского - в собственность Русской православной церкви и назвал этот вопрос решённым.

По словам Полтавченко, в соборе и дальше будет осуществляться как музейная деятельность, так и ежедневные религиозные обряды, с сохранением свободного входа в здание для представителей всех конфессий. Решение поддержал и министр культуры РФ Владимир Мединский, который , что передача Исаакия только упростит доступ туриста к одной из самых популярных российских достопримечательностей.

23 января бывший журналист «ТВ-6» и «Первого канала», а ныне - вице-председатель Государственной думы Пётр Толстой принимал участие в пресс-конференции в московском отделении ТАСС. В ходе мероприятия он заявил, что против передачи Исакиевского собора РПЦ выступают потомки «тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом».

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

Пётр Толстой, вице-спикер Государственной думы

Подобные высказывания возмутили евреев России. Федерация еврейских общин России (ФЕОР) Толстого в «подрыве межнационального мира», а глава организации Александр Борода потребовал руководство «Единой России» и Государственной думы отреагировать на слова политика. Позднее реплику Бороды прокомментировал председатель нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин, который назвал недопустимыми «любые выпады, способные обидеть ту или иную национальность».

Официальный представитель ФЕОР Борух Горин в разговоре с «Эхо Москвы» Петру Толстому, что среди рушивших культовые учреждения было много последователей его прадеда Льва Толстого, которого РПЦ предала анафеме, и назвал слова вице-председателя Государственной думы «открытым антисемитизмом».

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в свое время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий?

Борух Горин, официальный представитель Федерации еврейских общин России

С подобной оценкой согласился и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Борис Вишневский. По его словам, за высказывание аналогичных мнений следует не только лишать поста вице-спикера и депутатского мандата, но и исключать из партии. Парламентарий также обвинил своего федерального коллегу в непонимании происходящих в Петербурге процессов.

Возмущение словами Петра Толстого и член израильского кнессета Ксения Светлова, которая, как и заместитель председателя Госдумы, тоже в прошлом занималась журналистикой.

Что общего между Исаакием и отсутствием воды в кранах? Правильно, внуки тех, кто когда-то покинул черту оседлости (интересно, кто они по национальности - шведы?) и вице-спикер Думы.

Ксения Светлова, депутат Кнессета Израиля

Светлова добавила, что «если раньше антисемитизм пытались прикрыть хоть фиговым листком, хоть детской присыпкой, то теперь вице-спикеры прут как на буфет» и поинтересовалась, как скоро российские чиновники перейдут к обвинениям евреев в замешивании мацы на крови христианских младенцев.

Сам Пётр Толстой усмотревших в его словах признаки антисемитизма людьми «с больным воображением», которые не знают историю родной страны. По мнению политика, в его заявлении содержалось только «предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».

В то же время, многим российский изданиям пришлось в своих материалах пояснять значение употреблённого Толстым термина. Президент «Российского еврейского конгресса» Юрий Каннер , что «мало кто, кроме интеллектуалов и евреев, знает, что такое черта оседлости». TJ разобрался в том, что же за историческое явление скрыто за этими словами, и как оно повлияло на историю евреев всего мира.

Возникновение черты оседлости

В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев - более двухсот тысяч - тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.

Восточная граница выделенной для евреев территории, позднее получившей название «черта оседлости», простиралась от Балтийского до Чёрного моря вдоль Псковской, Смоленской, Орловской, Курской и Харьковской губерний

Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости

С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».

Нападение на евреев в Киеве в присутствии военных

Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны -Одессы - на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились - почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев - более 800 человек.

Еврейские погромы в Одессе в 1905 году

Холокост и уничтожение черты

2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года - территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши - Освенциме, Треблинке и Собиборе - было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

Подготовка советских евреев к расстрелу в Бабьем Яру

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большая еврейская диаспора планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев - меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии .

Для тех, кто не видит в словах заместителя председателя Госдумы Петра Толстого антисемитизма и вообще «большой беды».

«Люди, являющимися внуками или правнуками тех, кто выскочил из черты оседлости с наганом в 1917 году, продолжают дело своих дедушек и прадедушек», - высказался Толстой о протестах по поводу передачи Исакиевского собора РПЦ. «Чертой оседлости», к сведению, до революции называлась граница, восточнее которой запрещалось селиться еврейским подданным царской России.

Материалы по теме

Не писала вчера об этом, ожидая, что Толстой извинится - с кем, в конце концов, не бывает приступа помрачения.

Однако не таков зампред Госдумы. Глубокой ночью он разразился в фейсбуке постом, где, среди прочего, утверждает:

«Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах «признаки антисемитизма». Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».

То есть, по его логике, сто лет назад, после ликвидации правила о «черте оседлости», евреи хлынули в Центральную Россию, попутно громя храмы, ссылая и расстреливая на своем пути сотни тысяч людей? Очевидно, и революцию устроили тоже евреи? И здесь нет антисемитизма?

Впрочем, гораздо лучше самого Толстого о восприятии его слов говорят комментарии к посту.

Вам не чем оправдываться… вообще это отличный повод раскрыть эту тему с тем что бы расставить все точки, раз и навсегда...

Господство евреев в советских учреждениях удивляет ещё больше. Видную, если не главную роль в терроре ЧК играют евреи, и в некоторых случаях еврейки

Евреи распяли Христа, который был не от плоти, а духа Святого

А почему бы и не быть здоровому антисеметизму? Граждане евреи сплошь и рядом грешат русофобией, все СМИ и социальные лифты кишат контролирующими их титульными ребятками, работать у станков они не хотят, Родину-мать не уважают, имеют по три гражданства, срут там же, где и жрут: так почему же здравомыслящему русскому человечку не указать на сие? А все эти басни про немерянные жертвы Холокоста ими же и выдуманные пусть засунут себе в портмоне: миллионы людей погибших в ВОВ тысячи холокостов не перетянут.

Нет надобности преуменьшать роль, сыгранную в создании большевизма и подлинного участия в русской революции, интернациональных евреев-атеистов

Все мы хоть раз еврейским вопросом задавались и не надо кривить душой, что не было такого. Нашёлся человек, который параллель порвёл открыто, и сразу накинулись.

Первое большевистское правительство - с наганами - на 90 процентов состояло из евреев.

Евреи! командуйте в своей еврейской стране. судьбу православного русского храма должны решать русские православные

Не нужно стесняться антисемитизма. Слово то какое «антисемитизм» Один раз сказал,что по делу и заднею включаешь. Сказал то все верно.

В словах Пётра правда, но правда, которую мы боимся даже себе сказать.

Пётр, не вздумайте извиняться. Вы сказали всё правильно. Теперь надо держать удар. Придётся слушать визгливую «интеллигенцию».
***

Таких комментариев, впрочем, меньшинство. Пока меньшинство. Но господин Толстой уверенно работает над тем, чтобы их стало больше.

Вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Пётр Толстой на пресс-конференции сказал фразу, которая многими была истолкована, как антисемитская. Он указал на то, что сегодня против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «внуки и правнуки» тех, кто «выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. После волны возмущения Толстой не стал опровергать своё заявление, но отрицает, что оно является антисемитским.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917–2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

В сообщениях самого ТАСС, а также других государственных информационных агентств, этих слов нет. Их процитировало «Эхо Москвы» . В подтверждение радиостанция опубликовала аудиозапись .

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Петербургский депутат Александр Кобринский назвал его антисемитским и отметил, что от официальных лиц такого никто в России не слышал с 1980-х годов. Кроме того, многие обратили внимание на то, что слова о «черте оседлости» прозвучали за четыре дня до международного Дня памяти жертв Холокоста: 27 января советские войска освободили концлагерь Освенцим.

Кобринский, как и двое других депутатов Законодательного собрания Петербурга, Борис Вишневский и Максим Резник, выступает против передачи Исаакиевского собора под управление РПЦ. Кроме него высказались многие из тех, кто к конфликту вокруг собора отношения не имеет.

Издатель сайта «Такие дела» и руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский написал в фейсбуке:

Мои еврейские предки как раз занимались тем, что били фашистскую сволочь и восстанавливали храмы, а такие как Пётр Толстой их как раз и уничтожали. Как жаль, что фашистом в нашей стране теперь быть дозволено и почётно.

Он также рассказал о своей семье и её вкладе в российскую историю и культуру.

Многие, как журналист Александр Цыпкин, отнеслись к словам Толстого с иронией. Пост Цыпкина расшарили почти 100 раз: он просто задаёт Толстому «организационные вопросы»:

Также о словах вице-спикера высказался предприниматель и журналист Антон Носик , один из самых популярных блогеров в ЖЖ и фейсбуке. Он обвинил Толстого не только в антисемитизме, но ещё и в безграмотности, приведя другую цитату из Петра Толстого об Исаакиевском соборе.

В том же выступлении наци-спикер Госдумы сообщил, что в настоящее время в Исаакиевском соборе «болтается маятник Фуко», а на его балкон «петербургская интеллигенция водит экскурсии с шампанским». Если б он ограничился первой частью этого утверждения, можно было бы предположить, что в Исаакиевский собор он не заглядывал с 1986 года (маятник Фуко был демонтирован именно тогда). Однако же, судя по второй части наброса, он не был там вообще никогда. Потому что у Исаакиевского собора нет никакого балкона. Там есть колоннада. […] Никакого шампанского в Исаакиевском соборе (равно как и нигде в радиусе 100 метров от его касс) не наливают и не продают, в отличие от московского Храма Христа Спасителя, славного, помимо автомойки и химчистки, своими VIP-банкетами и корпоративами.

Носик не считает, что главная проблема Толстого - антисемитизм.

Предвижу недовольство российских евреев тем фактом, что зампред Госдумы оказался наци-спикером. Но, думаю, не меньшая проблема для российских граждан любой национальности - что зампред парламента от правящей партии до такой степени невменяем и упорот. Кстати, он ещё и дурак: для своего выхода из шкафа в качестве наци-спикера выбрал ту одну неделю в году, когда внукам и правнукам полицаев, вертухаев и власовцев, как кровным, так и идейным, разумно было бы промолчать.

О ситуации высказался и глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, его слова приводит «Эхо Москвы» . По его мнению, заявление вице-спикера «недопустимо». Кроме того, оно нелогично.

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в своё время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий? И среди них, конечно, было огромное количество толстовцев, которые рушили церкви, в том числе, из-за того безобразного отношения, которое тогдашняя православная церковь проявляла к великому гуманитарному мыслителю, великому писателю земли русской Льву Николаевичу Толстому. Это, так сказать, просто, если уже вспоминать родственные связи.

Обвинения Петра Толстого в адрес евреев Борух Горин считает несостоятельными:

Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за её национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов.

Сам Пётр Толстой отрицает, что в его словах был антисемитизм, хотя не отрицает, что фраза действительно прозвучала на пресс-конференции. Об этом он написал в фейсбуке.

Твиттер на слова Толстого реагирует в основном шутками.

Мир теней

Видно происки Харона -
Не везло определённо,
Хоть трудился вдохновлённо
И не унималась спесь,
Жизнь дарила лишь желанья,
Жаль, тогда не понимал я,
Что иное в мире есть.

Не хотел я прикоснутся,
Но случайно оглянулся,
И застыл, и ужаснулся
(На загривке дыбом шерсть):
Шорох, шепот, люди жмутся,
Мёрзнут, друг о друга трутся,
И таятся, и крадутся -
Полусумрак, полусмерть…

Люди бродят меж долами,
Люди бьют друг друга лбами,
Плотносжатыми губами
Тычат в поисках сосцов.
Это вечно было с нами
Или мы такими стали:
Мягче талька, тверже стали
Поколение слепцов?

Шли на ощупь по дороге
Без опаски и тревоги.
Оказалось, что не боги,
А былинки на ветру;
Что притворно были строги,
Что слабы и что убоги,
И дано совсем не многим
Созерцать изнанку ту.

Лишь случайно оглянулся,
Потому и отшатнулся,
Потому и ужаснулся
И к земле лицом приник,
И зарылся с головою,
И укутался травою,
И оставил за собою
Дикий ужас, тихий всхлип.

А они кричали громко,
Драли горло трубно, звонко,
Но не ведали насколько
Внятно этот крик кричал.
А они шли и шептали,
Всё кого-то умоляли,
То кого-то проклинали -
Шепот воздух источал.

Были там у колыбели
Этой жизни менестрели:
Песнь сложив, гнусаво пели -
Осуждали гордецы.
И смотрели… и смотрели…
Словно яростью болели,
Словно за судьбу радели,
Мудрой праздности отцы.

Сколько мы в миру не жили,
Вечно в сумерках бродили,
Ошибались и блудили,
Стыд развеивали в прах.
Сколько жили, столько выли,
И войну за бога чтили,
Вечно лгали и юлили -
Почивали на костях.

И как только бликом лучик, -
ревнесённый жиизнью случай, -
«Прозревали»: гроздью, кучей
Ведьм сжигали на кострах,
И Тельца себе лепили,
Бедных гнали, слабых били,
И об этом говорили:
«Прояснение в умах!..»

Сумрак. Белое шептанье,
Темно-серое роптанье,
Чёрно-белое стенанье, -
Всё без слов и в тишине.
Я не знаю кто творитель,
И случайно лишь увидел
Эту страшную обитель,
Где бродили в темноте.

Прозреваем, снова слепнем
И бредём сплошным отребьем,
Заклейменные забвеньем,
Носом в спину - след во след.
А то солнцем ослеплённы,
Собираемся в колонны,
Прбиваем лбом заслоны -
Место рвем себе и хлеб.

Нет героев в этом мире
И жлобов ведём в кумиры,
Одеваем их в порфиры,
Распинаем на Кресте.
Тонем в неге вожделенья
И не жаждуем прощенья,
Обрекаясь на мученья,
Строим замки на песке.

В парадоксах и препонах
Как ни странно, но живем мы:
В мир жестокостию законной
Мы не ангелами шли:
Мы друг друга поедали,
Так веками выживавали,
Генофонд свой шлифовали
На садизме и крови.

В динозаврах издыхали,
Вновь рождались при тумане, -
В серном мареве, в вулкане, -
И сходили на окрест,
Чтобы вновь и сново биться -
Раздвигать свои границы,
Чтоб чуть-чуть угомониться
Через много тысячь лет.

Ты, прогресс, себя не мучай,
Ты, прогресс, лишь частный случай.
Захлебнешься от падучей -
Не тебе пожар тушить.
Нам с нуля начать, что плюнуть,
По асфальту пальцем стукнуть.
О жестокости что думать -
ПРЕСТУПАЕМ, чтобы жить…

Я случайно оглянулся,
Только тут же отвернулся,
Удалился и замкнулся:
Мне лишь жить, а не судить.
Я прошёл - не спотыкнулся,
И никто мне не икнулся,
К лицемемерию вернулся, -
Чтобы выжить, чтобы быть.

Мир теней осколок колкий,
И не все, конечно, волки,
И не всё в нем зазеркалье -
И во тьме бывает свет.
Не его достоин лучший,
Но ползут чернее тучи
Наши смутные желанья -
Скрытый нами алчный след.

Читайте также: