Проблема утраты милосердия. По Д. Гранину. И. П. Цыбулько 2020. Вариант 4 («К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности…»).
Почему утрата милосердия губительно воздействует на духовную жизнь общества? Каковы причины того, что в определённые исторические периоды милосердие специально уничтожалось? Почему и в наши дни происходит утрата милосердия? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского и российского писателя Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему утраты милосердия, автор опирается на собственные рассуждения и приводит множество фактов, доказывающих, что милосердие «как будто отторгается нашей жизнью». Например, он пишет, что термин «милосердие» считается устаревшим и даже в словаре есть пометка «устар.». Второй пример связан с историей. В годы раскулачивания и репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных.
Оба эти примера дополняют друг друга и указывают на то, что основной причиной утраты милосердия является политика государства в период классовой борьбы, так как это чувство считали аполитичным.
Автор стремится убедить своих читателей в том, что одним из самых главных проявлений нравственности человека является милосердие, и поэтому без этого высокого нравственного качества невозможно существование общества. В послереволюционный период милосердие считали пережитком прошлого и сознательно старались избавляться от этого чувства, потому что оно мешало проявлению беззакония и жестокости. В наши дни милосердие утрачивается, так как не находит практики.
Позиция автора мне понятна и близка. Несомненно, основой нравственности является милосердие. В тридцатые и сороковые годы слово «милосердие» исчезло совсем из лексикона, так как «милость к падшим» была запрещена официально, на государственном уровне.
В рассказе В. Г. Распутина милосердие по отношению к своему ученику проявляет учительница французского языка Лидия Михайловна, которая узнала, что пятиклассник голодает, и решила ему помочь. Мальчик отказывался садиться за стол после дополнительных занятий на квартире учительницы, не принял от неё посылку, и тогда она предложила играть в «пристенок» на деньги. Однажды за этим занятием их застал директор школы, и Лидии Михайловне пришлось уволиться, взяв вину на себя. События происходили в суровые послевоенные годы, в 1948 году, и директор вряд ли понял бы причины поступка учительницы.
В заключение подчеркнём, что общество тогда будет находиться на высокой ступени нравственного развития, когда в нём будет существовать милосердие, которое нужно воспитывать с раннего возраста в детях и самому быть в проявлении этого чувства примером для подрастающего поколения.
Текст Д. Гранина
(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. (З)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно — не модно? (12)Не нужно? (13)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: (27)И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. (36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. (37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих — обиды, лишения, хамство, — изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось. (40)Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему — необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.
(По Д. Гранину)
Класс: 9
Цели урока:
Образовательная:
- Повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста
- Учить сокращать текст, выделяя главное
- Учить написанию сжатого изложения
- Продолжить работу по отработке безошибочного письма
Развивающие:
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся
- Продолжить работу по развитию речи, памяти, культуры речи
- Развитие приемов работать самостоятельно
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к русскому языку
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение.
3. Повторение.
Какое изложение называют cжатым?
Краткое изложение исходного текста. Передается только основная информация, подробности исключаются.
Назовите основные приемы сжатия текста?
- исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей
- обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения
- сочетание исключения и обобщения
Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:
- Прослушать текст, определить тему текста (о чем текст)
- Сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан)
- Разбить текст на части, составьте план текста
- Определить микротему каждой части
- Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию
- Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
- Обдумать средства связи между частями.
- Записать сокращенный (сжатый) текст
4. Прослушивание текста.
Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.
Слова стареют не случайно. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным. Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали- деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое свойственно нашему народу, так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая.
Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
Д.Гранин.
5. Работа по содержанию текста
- К какому типу речи относится текст? Рассуждение
- Определите тему текста. Милосердие.
- Сформулируйте основную мысль текста. Милосердие необходимо в повседневной жизни
- Разбейте текст на абзацы
- В каждой части найдите ключевые слова
- Сформулируйте микротему каждой части
- Прослушайте текст второй раз.
Ключевые слова. | Микротема. | |
1 | Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств., свойств, понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия . Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отвергнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. | Милосердие-одно из проявлений нравственности, но термин этот старомодный. |
2 | Слова стареют не случайно. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло , оказалось запущенным. Мне могут возразить , приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые , горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали - деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия , которое свойственно нашему народу, так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая. | Что значит всенародное милосердие. |
3 | Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни от человека к человеку . Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом. | Милосердие необходимо в повседневной жизни. |
4 | Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное , данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется оно слабеет и атрофируется. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. | Способность откликаться на чужую беду- чувство врожденное. |
Работаем последовательно с каждой частью.
Назовите микротему каждой части..
Назовите ключевые слова, которые передают основную информацию
Подумайте, что можно исключить из каждой части, что можно обобщить
Запишите сжатый вариант каждой части текста.
Вариант сжатия текста | |
1 | Нравственность состоит из конкретных чувств. Одно из них - чувство милосердия. Термин сегодня старомодный, отвергнутый жизнью. |
2 | Как же получилось, что это чувство в нас
убыло? Мне могут возразить, что это не так. Есть множество примеров проявления милосердия. Например, трагедия в Чернобыле. Люди помогали всем, чем могли. Это проявление всенародного милосердия, подтверждающим способность людей проявлять добрые чувства. |
3 | Оно проявляется и в других чрезвычайных ситуациях. Но человеку милосердие и сочувствие чаще требуется в будничной жизни. |
4 | Способность откликаться на чужую боль - чувство врожденное. Но его необходимо постоянно употреблять, так как оно является важнейшим проявлением нравственности. |
6. Написание сжатого изложения.
Перепишите сжатое изложение с черновика.
Пишите аккуратным разборчивым почерком.
(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. (З)Одно из таких чувств - чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно - не модно? (12)Не нужно? (13)Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: (27)И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» - милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. (36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. (37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих - обиды, лишения, хамство, - изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось. (40)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. (По Д. Гранину)
Показать текст целиком
Милосердие и сострадание... Что означают эти слова для человека? Заслуживает ли падший человек прощения и помощи?
Над этими вопросами задумывались многие философы и писатели. Один из них - Д.Гранин. Именно проблему милосердия и милости к падшим он поднимает в одной из своих статей.
Безусловно, данная проблема была и остаётся "вечной" на протяжении всей истории человечества. Поэтому
автор хочет привлечь к ней разум и душу читателя.
Д.Гранин сильно взволнован "отказом" общества от такого фундаментального нравственного понятия, как милосердие. По его мнению, люди считают это понятие устаревшим, что проявляется во многом: от пометок в словарях до запрета соответствующих тем в литературе. Причина этому - тяжелые периоды раскулачивания и репрессий, заставившие многих забыть о милосердии. Чтобы показать насколько этот "отказ" ощибочен
, автор вспоминает произведения величайших русских писателей, чьи произведения
во многом пронизаны милосердием и милостью к падшим.
Д.Гранин считает, что милосердие - это то, в чём общество нуждается больше всего, а главная роль литературы - пробудить в людях сострадание и милость к падшим. "К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ни
(1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.
(3) Одно из таких чувств – чувство милосердия. (4) Термин непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью, канувший в Лету. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», но есть устаревшие понятия.
(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно – не модно? (10) Не нужно?
(11) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…
(17) Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая…
(20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения – аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (Д. Гранин)
28. В каком предложении говорится о том, что является важнейшим элементом человеческой нравственности?
1) 11 2) 17 3) 4 4) 20
29. Какие типы речи представлены в предложениях 17-19?
1) описание 2) рассуждение и описание
3) повествование и рассуждение 4) повествование и описание
30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
31. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное сложением основ.
32. Из предложений 1-4 выпишите старательное причастие.
33. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
34. Среди предложений 6-12 найдите простое(-ые) односоставное(-ые) назывное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
35. Среди предложений 11-18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
36. Среди предложений 11-16 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
37. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
38. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Д. Гранин призывает читателя проникнуться идеей о необходимости сохранения милосердия в современном обществе. Стремясь сделать из читателя союзника, внимательного слушателя, Гранин использует ____ в предложениях 8-11. В предложении 18 и 19 он использует ____, выделяя с его помощью ключевое понятие рассматриваемой темы. Обращая особое внимание читателя на основную проблему текста, Гранин формулирует ____ в предложении 13.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
3) фразеологизм
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
11) антитеза
Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;
Обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;
Показать способы подбора аргументов.
Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;
Умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;
Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Оборудование к уроку:
Текст Д. Гранина;
Памятка « Опорные слова и выражения для задания С» (у каждого распечатка)
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 11 классе
Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту Д. Гранина
Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;
Обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументировано доказывать его;
Показать способы подбора аргументов.
Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;
Умение выражать свое отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;
Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речи.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Оборудование к уроку:
Текст Д. Гранина;
Памятка « Опорные слова и выражения для задания С» (у каждого распечатка)
Фразы- клише части задания С: (распечатка у каждого ученика)
Мне было интересно познакомиться с содержанием текста…, в котором поднимается очень важная, на мой взгляд, проблема…
Данный текст Д. Гранин посвящает проблеме…(чего?)
Писатель доказывает на примере …
Для писателя важно, что…
Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является мысль…
Д. Гранин взывает нас к …., и в этом нельзя не согласиться с ним. (Тезис, выражающий позицию, к доводам..) с помощью фраз…
Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов. Попытаюсь доказать это…
Существует немало произведений художественной литературы, поднимающих проблему…
Я не раз сталкивался…
Не раз приходилось видеть…
(Приводим собственные аргументы и подкрепляем их конкретными примерами)
Методы: объяснение, диалог, беседа, работа в группах.
Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.
(С.Я. Маршак)
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто- нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные…Делайте добро! (А.П.Чехов)
Ход урока:
- Объявление темы, цели урока.
Звучит музыка.
2) Композиция сочинения
Назовите обязательные части вашей работы.
(Работа с черновиками по вариантам)
1.Общая характеристика темы и проблематики текста.
2. Комментарий к одной из проблем.
4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.
5. Вывод.
3) А Чтение текста (у каждого распечатка текста). О чем текст Д. Гранина?
1 Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. 2 А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
3 Одно из таких чувств - чувство милосердия. 4 Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня…5 Нечто свойственное лишь прежним временам. 6 »Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как »устар.», то есть устаревшие понятия.
7 В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.8 Сочли это название отжившим для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.
9 Слова стареют неслучайно. 10 Милосердие. 11 Что оно- не модно?12 Не нужно?
13 Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.14 Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.15 Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
16Милосердие убывало неслучайно.17 Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.18 Не давали приютить детей арестованных, сосланных. 19 Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. 20 Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. 21 Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…22 Оно стало не положенным в искусстве. 23 Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. 24 В 30-40е годы это понятие исчезло из нашего лексикона.25 Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
26 В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
27 И долго тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
28 Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию 29 Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.30 От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела»- милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием.31 В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. 32. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. 33Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным…34 Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.
35 Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей.36 Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
37 Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы.38 Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях.39 Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих- обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.
40 Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. 41 И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. 42 К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.
(По Д. Гранину)
Б Вопросы по тексту:
В тексте назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста
(используй клише).
Мы говорим о милосердии. Объясним состав слова. Это милость сердца. Это человек, любящий людей, это тот, кто чувствует боль других.
Клише – фразы для вступления.
Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как …
Д. Гранин, настоящий мастер слова, заставил меня задуматься над темой …
Какая из перечисленных проблем основная?
1 проблема утраты милосердия
2 проблема воспитания милосердия с помощью литературы
3 проблема социальных преобразований в стране
Вселенская милость –замечательно, но писателя тревожит отсутствие постоянной готовности помочь другу, соседу, просто незнакомому человеку…
- - Как вы относитесь к позиции (мнению) автора?
Звучит музыка. Каждая группа выполняет задание.
4) Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в следующих фрагментах. Определите, к какой композиционной части может относиться каждый из фрагментов. (по группам). Определите другие виды ошибок.
а)- 1группа
Безусловно, литература должна воспитывать милосердие. Но сегодня на мой взгляд, телевидение, радио, и кино могли бы сделать это доходчивее. А что происходит? Назовите, пожалуйста, два- три проекта Первого канала, пропогандирующее милосердие? Пожалуй, « Жди меня» - и все. Раз в неделю. А боеви ки. в которых и жизнь – то человеческая гроша ломанного не стоит, по нескольку фильмов в день…Вот такая грусная арифметика.
б) -2группа (Из воспоминаний Т. Г. Шевченко о том, что милосердие – это действие, помощь.)
Шел он в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай говорит алтын. Шевченко поленился рас тегивать свитку. Бог, отвечает, подаст. Идет дальше, слышит – плеск воды. Возвращается. Оказывается, нищий в проруби утопился.
С того дня Шевченко стал подавать любому нищему боясь, что несчастный захочет измерить на нем придел человеческой жестокости.
в)- 3группа
Кому ни жаль чиновника А. А. Башмачкина героя поэмы
Н.В. Гоголя « Шинель»!
г)- 4группа
Когда –то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали денежки не на игрушки и сладости, а для того, чтобы в Рождество или Пасху роздать собраное нищим. Так творилось двойное добро - маленький человек учился быть не только добрым, но и радоваться возможности делать других чуточку счастливее. Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия. – Какое настроение передает музыкальное произведение?
О чем рассказывает музыка? (разрывается душа, щемит сердце, рассказывает о
Жизни, о людях с добрым и жалостливым сердцем, с горячим сердцем). Эпиграф.
5) Какие аргументы приведете вы в доказательство своей позиции?
1 Литературный материал – 1, 4 группы
2 Жизненные впечатления – 2 группа
3 Высказывания великих людей - 3 группа
К каким аргументам можно отнести прослушанный эпизод из музыкального произведения?
Задание: используя клише, дайте связный ответ по плану сочинения.
1 группа- 1 пункт плана;
2 группа -2 пункт;
4 группа – 4 пункт.
6- Сопоставить по данной проблеме ответ группы с готовым сочинением по тексту.
(Тема, о которой идет речь в тексте Д. Гранина, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как милосердие стало редким явлением в нашей жизни. Казалось бы, все так понятно: будь сострадательным, люби людей, старайся бескорыстно прийти на помощь, умей прощать. Автор толкует значение: «…милость к поверженным и пострадавшим». Почему же это слово »милосердие», милость стало сегодня понятием устаревшим? Ведь милосердие – одно из «проявлений нравственности».
«Как же получилось, что это в нас убыло, заглохло…». Так Д. Гранин обратился
к проблеме утраты милосердия в нашем обществе.
Убедительным доказательством правоты писателя являются его размышления о причинах утраты милосердия. Гранин приводит примеры из истории нашей страны, когда это чувство мешало «беззаконию, жестокости», когда это чувство
«расценивались как подозрительные, а то и преступные…» Во времена раскулачивания, в годы репрессий даже сочувствие «невинно арестованным запрещалось»: «…милость падшим» оказывали таясь и рискуя.» «В 30-40 годы это понятие ушло из нашего лексикона». Социальные преобразования нового строя не
защитили рядовых людей от лишений и несправедливости. Автор подробно и аргументированно рассказывает печальную историю страны, в которой человека лишали закона и права.
На мой взгляд, особенно значимой для понимания позиции автора является мысль о необходимости возвращения этого понятия: « К теме милосердия надо призывать…, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать…жизнь, ничего не отдавая взамен…»
Я полностью разделяю позицию автора. Проблема утраты милосердия напрямую связана с трагическими событиями нашей страны. Но ведь это чувство свойственно «всему животному сообществу»! А оно оказалось «запущенным». Значит, оно (милосердие) зависит не только от справедливых законов, но и от состояния души,
человек сегодня, к сожалению, привык брать, ничего не отдавая взамен. По мнению
Л. Бернса, « Большое сердце, как океан, никогда не замерзает». Милосердие воспитывается. Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера…
Однажды я оказался свидетелем такой ситуации: на обочине тротуара сидел пушистый котенок с перебитой лапкой. Мяуканье привлекло внимание малыша лет четырех- пяти, шедшего с матерью. Ребенок тянет к котенку ручонку, жалеет его, но мать убыстряет шаги со словами: « Заразу подцепишь…» Ребенок пытается уговорить маму быть доброй, плачет… Но не может быть добрым тот, кто равнодушен. Существует немало и художественных произведений, поднимающих эту проблему. Например, роман Ф. М. Достоевского »Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова- душевный, милосердный человек. Она жертвует собой, спасая семью от голодной смерти.
Что полезного дал вам сегодняшний урок? Какие вопросы у вас появились в процессе работы? (эпиграф)
Оценивание работы групп. (В каждой группе – практик).
Домашнее задание: написать сочинение или отредактировать;
составить задания части В по тексту:
В1,В2,В3,В4,В5 по образцу тестов ЕГЭ.
1)Указать способ образования слова (по выбору)
2) Из предложений (по выбору) выписать части речи.
3) Из предложения (по выбору) выписать подчинительное сс со связью …
4) Среди предложений (по выбору) найти ОП (по выбору)
5) Среди предложений (по выбору) найдите предложение с обособленным (указать) членом.
Аргументы к нравственной проблеме:
- « Сосуд добра не исчерпать до дна «(Окуджава)
- « Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека» (М. Пришвина)
--« Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж
тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)
Рассказ Чехова «Беда». Доказательством позиции автора может служить финал рассказа. Жена Потохина, героя рассказа, нашла нужные слова, по- настоящему посочувствовала мужу. Ее слова, сострадание. которые выразились в них, поддержали его в трудный час. И он, только что вынашивавший мысли о самоубийстве, на следующий день уже чувствовал себя бодрым и веселым, нашел новую должность, а главное- изменился духовно: он стал протягивать руку помощи
Достоевский «Преступление и..» Лучший аргумент вкладывает в уста Мармеладова.
--« Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда- нибудь можно было пойти…»
Драма М. Горького «На дне». Слова Луки о ворах, которых он приютил на зиму.
«…Добро и жалость, помощь иногда полезнее, чем осуждение и наказание..»
А.П. Чехов рассказ »Крыжовник». Звучит призыв «не успокаивать себя» и «делать добро» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Дела