Революция определение по истории. Что такое Революция? Значение и толкование слова revoljutsija, определение термина. Политическая наука: Словарь-справочник

от позднелат. revolutio поворот, переворот)

глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

(revolution) Свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений. До 1789 г. это слово часто понималось – в соответствии с его буквальным значением – как возвращение к ранее существовавшему порядку вещей. После Французской революции (French Revolution) подобное значение было вытеснено современным. Революции представляют собой процессы, в которых сливаются воедино соперничество элит и подъем народных масс. Причины революций долго вызревают (поэтому может показаться, что революции происходят внезапно) и имеют как внутренние, так и международные корни. Конечные результаты революций отличаются от первоначальных целей их участников. Трудно точно определить, когда революции начинаются и заканчиваются. История знает много революционных ситуаций, так и не приведших к революциям. Немногие признанные "великими" революции ставят перед сравнительным анализом проблемы методологического характера. Различают политические и социальные революции. Политическая революция ведет к изменениям как в характере государственной власти, так и в составе ее аппарата. Она продолжается до тех пор, пока не будет разрушена монополия старого режима на власть и силу и пока новая правящая группа не восстановит суверенную власть государства. Она может вызвать контрреволюцию, а иногда и реставрацию старого режима. Социальные революции (которые случаются значительно реже) предполагают политические и социальные преобразования, классовую борьбу и давление снизу с требованием радикальных перемен. Этот массовый подъем может быть использован другими участниками революции, преследующими свои цели, зачастую противоположные интересам широких народных масс. Восприятие революции и связанные с ней переживания различны в зависимости от положения, в котором оказались те или иные действующие лица. Глубина социальных преобразований будет зависеть от интенсивности классовой борьбы, расстановки классовых сил, стратегии, организации и руководства революционных сил, а также от жизнеспособности существующих властей. Карл Маркс (Marx) называл революции "локомотивами истории". Наиболее сжатое изложение его взглядов на развитие исторического процесса можно найти в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1859). Новые способы производства (феодализм, капитализм, социализм) возникали в рамках существующего способа. Революции происходили в результате развития в рамках данного способа производства противоречия между общественными силами и общественными производственными отношениями, когда последние становились оковами, сдерживающими развитие первых. Это выражалось в усилении классовой борьбы, предвещавшем то, что Маркс называл "эпохой социальной революции". Каждый предреволюционный класс развивал свое самосознание в процессе экономической и политической борьбы против господствующего класса. Результатом было становление новых производственных отношений и соответствующих им идеологических форм и в итоге установление гегемонии (hegemony) победившего революционного класса. Маркс подчеркивал, что ни один общественный строй не изживает себя до тех пор, пока не будут исчерпаны его возможности по развитию производительных сил и в его "утробе" не созреют новые производственные отношения. Допуская возможность мирного перехода к новому общественному строю в немногих зрелых демократических государствах (Великобритания, Соединенные Штаты), он тем не менее утверждал, что большая часть социалистических революций будет носить насильственный характер. Теория Маркса основывалась на предположении, что революции будут происходить в высокоразвитых промышленных странах, в то время как опыт нынешнего века показал, что революции совершаются в недостаточно развитых и неразвитых обществах. Многие не столько рассматривают революции с точки зрения их прогрессивности или неизбежности, сколько стремятся понять корни социальной нестабильности и политического насилия с целью предотвращения революций. Так, с точки зрения функционализма, общество постоянно пребывает в состоянии саморегулирующегося равновесия, поэтому революции являются глубоко антисоциальным или "дисфункциональным" явлением, которого следует избегать – так считает Чалмер Джонсон ("Революционные перемены") ("Revolutionary Change", 1966). Легитимация политической власти достигается благодаря социальному консенсусу относительно политических норм и ролей. Пока сохраняется такой консенсус, правительства могут осуществлять необходимые изменения, даже проводить достаточно радикальные реформы. Умелое правительство может нейтрализовать влияние новаторских идей, событий и процессов (называемых "катализаторами"), тогда как правительство, потерявшее политическую выдержку, может прибегнуть к силе и спровоцировать таким образом революцию. Чарльз Тилли также подчеркивал важность урегулирования конфликтов элитами (например, в работе "От подъема к революции") ("From Mobilization to Revolution", 1978). При другом подходе революции изображаются как социально-политические кризисы, вызываемые нарушением процесса модернизации. Согласно Токвилю (Tocqueville), писавшему о Французской революции (French Revolution), революции происходят тогда, когда не оправдываются поощрявшиеся до этого надежды на улучшение положения. В обществах, переживающих переходный период, революции могут подпитываться как возрастающими, так и умирающими надеждами. Современный вариант этого тезиса называется гипотезой "J-кривой" (представьте себе букву "J", развернутую на 1350 против часовой стрелки). Согласно Самюэлю Хантингтону ("Политический строй в изменяющихся обществах") ("Politichl Order in Changing Societies", 1968), причиной революции является активное участие в политике новых групп; это происходит настолько стремительно, что существующие институты оказывается не в состоянии ассимилировать их. Революция не происходит в устоявшихся демократических системах, которые способны расширять участие во власти контрэлит и включать их в свои структуры, не теряя при этом политического контроля. Согласно этой модели, революции характерны для развивающихся обществ, где процесс модернизации характеризуется неустойчивостью. Теда Скокпол ("Государства и социальные революции") ("States and Social Revolutions", 1979) критиковала ранние модели редукционизма (хотя сама сосредоточила внимание только на двух главных причинах французской, русской и китайской революций, а именно: на политическом кризисе и восстании крестьян). Центральное место в ее структурном анализе занимает та решающая и независимая роль, которую государство могло бы играть в посредничестве между группами. Революционный процесс не имеет основополагающей логики, скорее, он представляет собой проявление и развитие многочисленных конфликтов, порождаемых противоречиями, присущими старому режиму. Надо глубоко проанализировать конкретные революции, прежде чем выявить модели, являющиеся исключением из общего правила. По мнению Скокпол, человеческий фактор или революционная организация особого значения не имеют. В предложенной ею модели, носящей несколько внеисторический характер, недостаточно отражен тот факт, что "великие" революции оказывают влияние друг на друга или на другие движения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Политические термины не являются идеологически нейтральными, но, напротив, чаще всего являются инструментом актуальной политической борьбы или выражением существующей в обществе системы властных отношений. T&P выясняют, что те или иные термины означали в разное время и что за ними стоит сейчас. В новом выпуске - многострадальная и парадоксальная «революция», которой манипулировали, кажется, практически все: от якобинцев до Махатмы Ганди.

Термин «революция» происходит от латинского слова «revolution», которое в значении «оборот» применялось к астрономическим процессам и указывало на их цикличность. Термин стал широко употребляться после выхода труда Николая Коперника «О вращении небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestiam»).

Ханна Арендт в книге «О революции» указывает на то, что цикличность изначального астрономического термина соотносилось с цикличностью представления о человеческой судьбе. К XVII веку термин перешел в политическую сферу и в качестве метафоры обозначал постоянную смену разных форм правления, которые, подобно небесным светилам, сменяют друг друга, сохраняя при этом вечную неизменность циклов.

Арендт пишет, что современное понимание революции связано с опытом абсолютной новизны происходящих исторических событий. Идея свободы, легшая в основу Американской и Великой французской революций, предполагала выход из замкнутого круга сменявших друг друга закономерных процессов - усиления деспотии и бунта бесправных масс против угнетателей с целью временного освобождения. Теперь же ставился вопрос не об освобождении, а о свободе, то есть полноценном участии граждан в политическом процессе, для чего требовалось кардинальное изменение формы правления. Однако первые революционеры были абсолютно лишены этого пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка. Отсюда - изначальный парадокс, заложенный в термин «революция».

М. Одесский и Д. Фельдман в монографии «Поэтика власти» подробно описывают специфику понимания термина современниками политических перемен. Так восстановление сильной королевской власти Генрихом IV в 1594 году называлось революцией, в то время как свержение Карла I, которое позже в XIX веке стали называть «Великой английской революцией», по аналогии с французской, современники называли «великим бунтом». Таким образом, в XVII веке, в частности, в английской традиции, революция воспринималась, прежде всего, как восстановление законной власти, как ее понимали в то время, то есть возвращение трона его законному претенденту. События 1688-1689 годов, изгнание Якова II Стюарта и восшествие на престол Вильгельма III также назвали «Славной революцией». Однако в результате этого события произошло расширение полномочий парламента и принятие «Билля о правах». Это приблизило значение термина «революция» к современному.

Первые «революционеры» были абсолютно лишены пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка.

Опыт такого переворота не прошел даром, так как именно к свержению Якова II американцы апеллировали во время колониального мятежа 1775 года - если британцы имели право свергнуть тирана и назвать это «славной революцией», то по той же логике могли действовать американцы, выступая против действующего монарха. В итоге, однако, американцы пошли по иному пути - для того, чтобы иностранные государства не считали американцев мятежниками, они объявили себя не подданными Великобритании, а отдельной нацией. «Декларация независимости» подкрепила идеологическую базу революции учением о «естественных правах» Джона Локка.

Последовавшая вскоре после этого Великая французская революция, во многом, унаследовала идеалы английской «Славной революции» и Американской революции. В результате созыва Генеральных Штатов и требования организации законодательного органа, власть монарха была ограничена. Трактовка революции как возвращения законной власти выразилась в том, что гражданам вернули их «естественные права», а Людовик XVI был назван «восстановителем свободы».

По мнению Ханны Арендт, точно так же, как, по выражению Маркса, Французская революция «выступала в римских одеяниях», все дальнейшие революции вплоть до Октябрьской прошли под знаком Французской революции. Как уже отмечалось, пафос новизны и радикальных перемен, с которыми впоследствии ассоциировалась Французская революция, поначалу был чужд первым революционерам. Они трактовали эти события как закономерное восстановление утраченных свобод. Характерен в этом смысле известный диалог между герцогом Ларошфуко-Лианкуром и Людовиком XVI в день взятия Бастилии: «C’est une révolte!» («Это бунт! - фр.) - воскликнул король. На что Лианкур ему ответил: «Non, Sire, c’est une revolution!» («Нет, сир, это революция!»). Восприятие революционных событий лидерами революции в корне менялось по мере того, как они разворачивались.

8 июля 1791 года выходит декрет французского Конституционного собрания, в котором вводится понятие «осадное положение», принципиально отличное от понятия «состояние войны». Речь идет о ситуации, когда все функции, которыми наделена гражданская власть для поддержания общественного порядка, переходят в компетенцию военной власти. Как пишет Джорджо Агамбен в «Homo sacer. Чрезвычайное положение», впоследствии понятие «осадное положение» постепенно дистанцировалось от военной функции, перейдя в область политического. Позже был принят закон, позволяющий приостановить действие конституции на неопределенный срок в случае беспорядков, угрожающих безопасности государства. С этого момента начинает свою историю концепция «чрезвычайного положения», воспользовавшись которой, государство действует в обход законов, пренебрегая принципом разделения властей. Так двенадцать лет правления нацистов в Германии, с правовой точки зрения, были непрерывным чрезвычайным положением.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации.

Д. Фельдман в работе «Терминология власти» отмечает, что в течение 1792–1793 годов именно якобинцы ввели новый смысл в понятие «революция». После переворота 1793 года, в ходе которого якобинцы захватили власть в Конвенте, революция официально трактуется уже не как единичное событие, а как процесс построения нового социального устройства и защита его от сторонников реакции. Основным методом управления в этой ситуации становится превентивное устрашение социума, которое реализуется с помощью террора толпы или государственного террора. Любые действия «революционного правительства» считаются априорно законными. Прилагательное «революционный» означает теперь «чрезвычайный», а в сочетании с названием какого-либо государственного органа он указывает на то, что данный орган наделен чрезвычайными (неограниченными) полномочиями. Таким образом, якобинцы впервые в истории утвердили практику революционного террора.

В последующие годы понятие «революционный» табуировалось по причине ассоциации с якобинским террором, в то время как термин «революция» сохранил свою сакральность. Участники Июльской революции во Франции 1830 года пытались повторить модель 1789 года за вычетом якобинского переворота. Российские декабристы хотели, чтобы их считали революционерами, а не мятежниками (как их упорно пыталось представить царское правительство), но также и не хотели ассоциироваться с якобинским террором 1792–1793 годов. К 1840 годам в ходе радикализации демократической части общества происходит дальнейшая романтизация революционной мифологии. Во время революции 1848 также использовались методы, впервые опробованные якобинцами.

В середине XIX века первый в истории анархист Пьер Жозеф Прудон ввел в обиход термин «перманентная революция», означающий, что не существует отдельных локальных революций, а есть единый мировой революционный процесс. В это время социалисты трактуют предыдущие революции как «буржуазные», в которых широкие бедные слои населения оказывались исключенными из политического процесса. Проблема революционного террора решается социалистами теоретически. Предыдущие революции совершались меньшинством, из-за чего сопровождались массовым кровопролитием. Если же революционный переворот совершится большинством, то террора и убийств будет меньше. Маркс в предисловии к «Капиталу» сформулировал концепцию «социальной революции», которая совершается, когда производственные отношения больше не удовлетворяют потребности производительных сил.

В течение 1850–60-х годов в Европе происходит реабилитация якобинского террора трудом европейских радикалов. Как отмечают М. Одесский и Д. Фельдман, во время французской революции 1870–1871 годов террор окончательно утвердился в качестве революционного метода. Лидеры Парижской коммуны использовали основные мифологемы периода якобинского террора, например, возродив Комитет общественного спасения. Закон о заложниках, принятый 5 апреля 1871 года Парижской коммуной, предполагал казнь любого лица, подозреваемого в связях с контрреволюционным версальским правительством. Целью этого метода декларировалось предотвращение будущих жертв Версаля, в то время как реальная цель заключалась в устрашении социума.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации. Настолько положительные, что в послевоенные годы в Германии консерваторы разрабатывают собственное революционное движение под названием Консервативная революция, сочетавшее антикапиталистическую риторику и националистическую идеологию. Главный идеолог движения Артур Меллер ван ден Брук противопоставлял Веймарской республике идеальное государство - Третий Рейх, - в котором при помощи национальной мобилизации удастся устранить классовые противоречия. Клеменс фон Клемперер в своем исследовании пишет, что течение, объединяющее таких разных мыслителей, как Освальд Шпенглер, Томас Манн и Макс Вебер, было попыткой создания современной теории, противостоящей реакционному консерватизму, с одной стороны, и интернациональному коммунистическому движению, с другой, в результате, однако, приведшей к возникновению нацизма в Германии.

Провал революций Нового времени связан с заменой понятия свободы как возможности активного участия в публичной сфере понятием социальной «свободы от бедности».

В предреволюционной России термин «революция» также имел положительные коннотации, хотя якобинский террор в сознании общественности воспринимался отрицательно. Для большевиков в целом оставалась актуальной традиция социалистической трактовки якобинского террора как буржуазного. Тем не менее, язык якобинцев (в названиях первых советских репрессивных органов) и методы управления обществом прочно вошли в их практику после Октябрьского переворота.

По мнению Славоя Жижека, ключевая идея работы Ленина «Государство и революция» состоит в том, что подлинная демократия невозможна в рамках такого института, как государство. Следовательно, в условиях существования государства, которое само по себе является инструментом подавления, террор становится легитимным средством управления. В этом, по мнению Жижека, кроется связь между характером Октябрьской революции и сталинизмом. При этом разница состоит в том, что в первые годы власти большевиков террор открыто признавался официальным методом управления, так что Троцкий даже говорил (по выражению Жижека, «in an almost cocky way») о недемократичной природе большевистского режима.

В первые годы после Октябрьской революции прежнее уголовное право было упразднено как буржуазное. В сохранении правопорядка советские лидеры полагались на «революционное творчество масс», а правосудие осуществлялось революционными трибуналами и местными судами, выносящими приговоры по собственному усмотрению, на основе «революционной совести» и «революционного правосознания». Понятия эти были намеренно размыты, так как никакие законы не должны были препятствовать осуществлению революции и сковывать действия правительства.

Как отмечает Фельдман, прилагательное «революционный» в официальном советском языке, как и другие прилагательные, образованные от советских идеологем (класс, народ, пролетариат), использовалось для противопоставления какого-либо явления его аналогу в капиталистических странах («народный депутат» не есть просто депутат). Уже в 1921 году официально используется термин «революционная законность», появление которого должно было дать понять иностранным правительствам, что период военного коммунизма и красного террора в Советской России закончился. При этом в официальных документах, в том числе, в Конституции СССР 1922 года, подчеркивалась не только необходимость соблюдения законов, но и возможность их обхождения, если этого потребует целесообразность. Позже для решения актуальных политических целей (во время пропагандистской кампании против Троцкого или осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС), вплоть до распада СССР, советские вожди осуждали тот или иной предшествовавший политический курс как отклонение от «революционной законности», завещанной Лениным.

1960-е годы сопровождались во всем мире революционными движениями и восстаниями. В. Подорога пишет, что майские события в Париже 1968 года воспринимались как продолжение революции 1848 года, то есть последней буржуазной революции во Франции. Подъем достатка 1950–1960-х годов привел ко второй модернизации во Франции, появлению нового большинства (будущего silent majority) в бесклассовом постиндустриальном обществе. Волнения в мае 1968 года в Париже - это еще и последняя попытка «революции Освобождения». Освобождение, к которому стремились участники восстания, трактовалось не в гражданском, а в экономическом и экзистенциальном контексте.

Список литературы:

Х. Арендт. О революции.

М. Одесский, Д.Фельдман. Поэтика власти.

Д. Фельдман. Терминология власти.

Slavoj Zizek. Revolution at the Gates. Afterword: Lenin «s Choice.

Д. Агамбен. Homo sacer. Чрезвычайное положение.

В. Подорога. Апология политического.

Adam Roberts, Timothy Garton Ash. Civil Resistance and Power Politics: The Experience of Non-violent Action from Gandhi to the Present.

Klemens von Klemperer. Germany’s New Conservatism.

Революции, как способ повлиять на коренное изменение существующего порядка, начинают волновать передовые умы с конца XVIII века. Как правило, основные революции, названные великими, ознаменовали переход от монархической формы правления к республиканской. Такой способ государственного переворота сопряжен с многочисленными жертвами. Все известные примеры революции - это трагическая часть истории любой страны. Разберем самые популярные перевороты и попробуем ответить на вопрос, напрасны или нет были смерти людей, отдавших жизнь за идею.

Революция: определение понятия

Для начала необходимо дать определение термину «революция», ведь это не просто преобразование, а коренное изменение, отличающееся быстротечностью. Вообще данное понятие принадлежит не только истории. Встречаются революции в науке (какое-то важнейшее открытие), в природе (резкое изменение каких-либо параметров, чаще всего, геологических), в общественном развитии (промышленная или культурная революция).

Следует отличать данный процесс от схожих по результатам, но различным по приемам и срокам. Так, термин «эволюция» означает поэтапное, очень медленное изменение. Чуть быстрее проходит процесс реформирования, однако он лишен эффекта молниеносности, да и изменения не являются столь значительными.

Следует разграничить термины «революция» и «государственный переворот». Этимологически они являются родственными, ведь revolutio в переводе с латинского и означает «переворот». Однако понятие революции более обширно, оно касается изменений всех аспектов общественной жизни, тогда как государственный переворот, по сути, - это лишь смена власти одного правителя на другого.

Причины революций

Почему же возникают революционные движения? Что толкает людей ввязываться в столь трагичное мероприятие, уносящее тысячи жизней?

Причины продиктованы многими факторами:

  1. Недовольства чиновничьего аппарата и элиты снижением экономических потоков. Происходит на фоне экономического упадка.
  2. Внутренняя борьба элит между собой. Так случается, что высшие слои общества - достаточно замкнутые структуры, подчас делящие власть. Эта борьба может вылиться в настоящий бунт, если какая-либо из элит заручится поддержкой народа.
  3. Революционная мобилизация. Общественные волнения, вызванные недовольством всех слоев общества - от элиты до самых низов.
  4. Идеология. Должна подкреплять любую революцию, имеющую заявку на успешность. В центре может стоять гражданская позиция, религиозное учение или другое. Общей будет борьба с несправедливостью, учиненной нынешней властью и государственным устройством.
  5. Положительная динамика во внешней политике. Страны-союзники отказываются принимать и поддерживать существующую власть.

Таким образом, при наличии данных пяти пунктов революцию возможно считать успешной. Примеры революций дают понять, что не всегда соблюдаются все пять пунктов, но большинство имеют место в подобной нестабильной обстановке.

Специфика российских революций

Кардинальные изменения общественно-экономического порядка свойственны многим государствам. Примеры революции можно встретить практически в каждой европейской стране, в США. Однако нигде не приносила она столь трагических последствий, как в России. Здесь каждая русская революция могла упразднить не только но и саму страну. В чем же причины?

Во-первых, особые отношения между ступенями иерархической лестницы. Между ними не было никакой «сцепки», власть и элита существовали совершенно отдельно от народа. Отсюда - слишком завышенные экономические требования власти к низшим слоям, большинство которых находилось за чертой бедности. Проблема была не в чрезмерной корысти высших слоев, а в невозможности проследить жизнь «низов» из-за несовершенного аппарата управления. Все это приводило к тому, что «верхушке» власти приходилось подчинять народ силой.

Во-вторых, передовая интеллигенция, вынашивающая революционные идеи, представляла последующее устройство слишком утопично ввиду недостаточного опыта управления.

Также следует учитывать и особенности человека, способного долго терпеть притеснения, а потом одномоментно «взорваться».

Эти все особенности и стали плацдармом сформировавшегося большевизма, к которому привела русская революция.

1905 год: первая революция

Первая революция в России случилась в январе 1905 года. Она не была очень быстрой, ведь закончилась лишь в июне 1907 года.

Предпосылками стали снижение экономики и промышленных темпов, неурожай, накопившийся до огромных размеров государственный долг (в этом виновна война с Турцией). Всюду требовалось реформирование: от административного управления на местах до внесения изменений в государственный строй. После отмены крепостного права система управления промышленностью требовала переработки. Труд крестьян был слабо мотивирован, ведь оставалась общинные земли и постоянное сокращение наделов.

Следует отметить, что революция 1905 года получила хорошее финансирование извне: в ходе войны с Японией объявились спонсоры террористических и революционных организаций.

Этот бунт охватил все слои российского общества - от крестьянства до интеллигенции. Революция была призвана отсечь какие-либо остатки феодально-крепостнического строя, нанести удар самодержавию.

Итоги революции 1905-1907 годов

К сожалению, революция 1905 года была подавлена, в анналы истории она вошла как незавершенная, однако привела к важным изменениям:

  1. Дала толчок русскому парламентаризму: этот орган государственного управления был учрежден.
  2. Власть императора ограничили путем создания Государственной думы.
  3. Согласно Манифесту 17 октября, даны демократические свободы гражданам.
  4. Положение и условия труда рабочих изменились в лучшую сторону.
  5. Крестьяне стали менее привязаны к своей земле.

Февральская революция в 1917 году

Февральская революция 1917 года явилась продолжением событий 1905-1907 годов. В самодержавии разочаровываются не только низшие слои (рабочие, крестьяне), но и буржуазия. Эти настроения значительно усугубила империалистическая война.

В результате переворота в общественно-государственном управлении происходят значительные изменения. Революция 1917 года по характеру была буржуазно-демократической. Однако была в ней особая самобытность. Если взять примеры революции такого же направления в европейских странах, увидим, что движущей силой в них были трудящиеся, да и свергался монархический строй, предшествующий капиталистическим отношениям (они стали развиваться сразу после изменения государственности). Причем двигателем процесса были трудящиеся, а вот власть переходила к буржуазии.

В Российской империи все было не так: наряду с временным правительством, во главе которого стояли выходцы из высшего класса буржуазии, возникает альтернативное правительство - Советы, формировавшиеся из класса рабочих и крестьян. Такое двоевластие существовало вплоть до событий октября.

Главным результатом революции февраля 1917 года был арест царской семьи и свержение самодержавия.

в 1917 году

Примеры революции в России возглавляет, несомненно, Великая Октябрьская социалистическая революция. Она коренным образом перевернула ход не только истории России, но и мира. Ведь один из ее результатов - выход из империалистической войны.

Суть революции-переворота сводилась к следующему: было смещено а власть в стране перешла к большевикам и левым эсерам. Во главе переворота стоял В. И. Ленин.

В результате произошел передел политических сил: верховной стала власть пролетариата, земли были отданы крестьянам, а заводы под управление рабочим. Был и печальный, трагический итог революции - гражданская война, расколовшая общество на два враждующих фронта.

Революционное движение во Франции

Так же как и в Российской империи, во Франции движение по свержению самодержавия состояло из нескольких этапов, страна прошла через свои великие революции. Всего в ее истории их было 4. Началось движение в 1789 году с Великой французской революции.

В ходе этого переворота удалось свергнуть абсолютную монархию и установить Первую республику. Однако возникшая в результате революционно-террористическая не могла просуществовать долго. Ее власть закончилась очередным переворотом 1794 года.

Революцию в июле 1830 года принято называть «Три славных дня». Она установила на правление либерального монарха Луи-Филиппа I, «короля-гражданина», который окончательно упразднил неизменное право короля на принятие законов.

Революция 1848 года устанавливает Вторую республику. Произошла она потому, что Луи-Филипп I постепенно начал отходить от первоначальных либеральных убеждений. Он отрекается от престола. Революция 1848 года позволила провести в стране демократические выборы, в ходе которых народ (в том числе рабочие и другие «низшие» слои общества) выбрал Луи-Наполеона Бонапарта, племянника знаменитого императора.

Третья республика, навсегда покончившая с монархическим укладом общества, сложилась во Франции в сентябре 1870 года. После затяжного кризиса властвования Наполеон III принимает решение сдаться в плен (тогда шла война с Пруссией). Обезглавленная страна проводит в срочном порядке выборы. Власть переходит попеременно от монархистов к республиканцам, и только в 1871 году законодательно Франция становится президентской республикой, где избранный народом правитель находится у власти 3 года. Такой страна просуществовала до 1940 года.

фр. revolution) - коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии явлений природы, общества или познания; соц. Р. - переход от отжившего соц.-эконом. строя к более прогрессивному; коренной переворот в соц.-эконом. структуре общества; НТР - коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

социальная - коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной Р. является конфликт между растущими производит. силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономич., политич. и иных противоречий, особенно же клас. борьбы между эксплуататорами и эксплуатируемыми, приводит к Р. Характер (социальное содержание) Р., объем решаемых ими задач, их движущие силы, формы и методы борьбы, результаты и значение весьма различны. Они обусловлены как ступенью обществ. развития, на к-рой происходит Р., так и специфич. обстановкой конкретной страны. Но Р. всегда представляет собой активное политич. действие нар. масс и имеет первой целью переход руководства обществом, гос. власти в руки нового класса (или новой клас. группировки). Глубиной преобразований, охватом осн. сторон жизнедеятельности общества - экономики, политики, идеологии, культуры - социальная Р. отличается от более узких, частных переворотов, затрагивающих лишь отдельную сферу, - от политич. (гос.) переворотов, не меняющих прежней структуры общества и основ политич. курса, а также от промышленной Р., научно-технич. Р. и т. д. От прогрессивных преобразований общества, совершающихся сравнительно медленно, без заметного участия широких нар. масс, социальная Р. отличается концентрированностью во времени, непосредственностью действий "низов". В этом смысле различают обычно революц. и эволюц. процессы в жизни общества, Р. и реформу. Такое разделение правомерно, если учитывать его условность. Ибо Р. и эволюция - это не застывшие полярные противоположности, а диалектически взаимосвязанные, дополняющие друг друга стороны прогрессивного развития общества. Весьма подвижна и антиномия "революция - реформа". В острые моменты истории, когда решается вопрос о выборе пути, они прямо противостоят друг другу, как путь прямой и быстрый - пути зигзагообразному, заторможенному. Вместе с тем Р., как действие более глубокое, обычно "вбирает" в себя реформу: действие "снизу" дополняется действием "сверху", в т. ч. посредством реформ. Реформа может не только отвлекать массы от революц. акций, но и расчищать почву для Р. или являться средством решения ее задач. Социальная Р. не адекватна всему революц. процессу в целом. Он, будучи наиболее активным, динамичным видом ист. творчества, враждебным всякой рутине, не может не порождать большого разнообразия форм своего проявления. Социальная Р. - важнейшая из них, своего рода кульминация революц. действия. Но она связана с известным уровнем развития общества - прежде всего, с существованием и борьбой классов, т. е. в конечном счете с определенными фазами развития производства. Проблема генезиса социальной Р. мало разработана в марксистской лит-ре. Очевидно, что социальная Р. как закономерно обусловленное звено ист. прогресса, как наиболее эффективный способ разрешения самых острых конфликтов в определяющих сферах жизни общества и в то же время как одна из форм проявления революц. процесса созревает лишь тогда, когда само общество достигает сравнительно высокого уровня своей социальной организации. Выделение человека из мира животных знает грандиозные качественные сдвиги. Крутыми переломами в жизни людей были складывание родового строя, появление частной собственности, образование клас. общества и гос-ва. Но названные и подобные им социальные процессы, весьма протяженные во времени, не связанные со сменой клас. господства и полностью стихийные, не были еще социальными Р. В недрах клас. обществ древности, особенно в античном рабовладельч. обществе, проявляются уже такие противоречия в сфере производства и распределения, в политич. и идеологич. отношениях, к-рые порождают разнообразные формы борьбы и методы разрешения конфликтов: более или менее радикальные реформы, гражданские войны между группировками рабовладельцев, преобразования политич. строя, крупные восстания рабов, движения крестьян и т. п. Многие из этих социальных потрясений не только внешне подобны социальным Р., но и действительно несут в себе определенные элементы социальных Р. Характер революц. процесса, обеспечившего переход от античности к ср. векам, требует дополнит. исследования. Вопрос о том, можно ли считать этот процесс социальной, антирабовладельч. Р., представляется дискуссионным. Критику распространенной в конце 30-х - нач. 50-х гг. упрощенной схемы о всеобщей "Р. рабов", якобы ликвидировавшей рабовладельцев и отменившей рабовладельч. форму эксплуатации, а также трактовку различных проблем Р. в древности см. в ст.: А. Р. Корсунский, Проблема революц. перехода от рабовладельч. строя к феодальному в Зап. Европе, "ВИ", 1964, No 5; С. Л. Утченко, Становление Рим. империи и проблема социальной Р., там же, No 7; А. Л. Кац, Проблема падения Римской империи в сов. историографии, "ВДИ", 1967, No 2. В период феодализма, по мере накопления внутр. противоречий, развивается и клас. борьба. Крестьянские движения нередко вырастают в длит. войны, происходят восстания горожан, политич. перевороты. Постепенно возникают очаги нового способа производства, требующего для своего развития слома системы феод. производств. отношений. Разрозненные элементы социальной, клас. борьбы все более концентрируются вокруг главной задачи - радикального преобразования всего обществ. и гос. строя. Народные движения приобретают характер борьбы против самых основ феодализма, за становление новых, более прогрессивных отношений. В 16 в. начинается эпоха бурж. Р. Потрясшие сначала Германию и Нидерланды, в 17 в. Англию, а в 18 в. Сев. Америку и Францию, Р. становятся переломными рубежами в развитии каждой из этих стран и - что еще важнее - вместе с тем ступенями мирового процесса смены феодализма капитализмом. Эти ранние буржуазные революции при всем своеобразии и неповторимости переплетения в каждой из них объективных и субъективных факторов, стихийных движений масс и политич. расчета вождей и т. п. показали, что им свойственны нек-рые общие, типичные черты. В них (особенно в Вел. франц. революции) уже отчетливо выявилась совокупность тех компонентов, к-рые составляют ядро социальной Р., делают ее возможной и необходимой. Это, во-первых, нек-рый минимум социально-экономич. предпосылок, позволяющий заменить устаревший способ производства новым, более прогрессивным. Это, далее, общественная сила, заинтересованная в утверждении новых экономич. и политич. отношений и способная сломить сопротивление сил, стремящихся сохранить прежние отношения. Такая революц. обществ. сила слагается из пробужденных к активности народных масс, исполненных решимости сокрушить старый строй, и сознательного авангарда руководителей, могущих придать стихийному порыву масс определенную целенаправленность. Это, наконец, выдвижение в центр борьбы вопроса о политич. (гос.) власти, о переходе ее к новому классу или новой клас. группировке. Только захват и удержание этой власти дают в руки революционных сил тот "архимедов рычаг", с помощью к-рого можно осуществить исторически назревшие экономич., социальные, политич., национальные, культурные преобразования. Первые бурж. Р. расчищали почву для капиталистич. отношений. Они неопровержимо доказали свою способность играть роль могучих ускорителей истории. Осознание огромных потенций ист. творчества, заложенных в социальной Р., ее способности к решению все более кардинальных задач, выдвигаемых движением общества, пришло не сразу. Но когда роль и значение Р. были поняты, когда идея Р. стала оружием тех, кто только и способен его применить, - народных масс, сама эта идея стала новым важным фактором обществ. прогресса. Понятие Р. для характеристики обществ. явлений стало применяться сравнительно поздно. Сам термин "Р." (франц. r?volution, от позднелат. revolutio - оборот, переворот) был заимствован из астрономии, где он и поныне означает вращение, обращение, полный оборот небесного тела. В лит-ре 2-й пол. 17 в. Р. стали называть глубокий гос. переворот, но этим же словом пользовались и для обозначения природной катастрофы или появления новой системы идей. В таком смысле применял это слово и Вольтер. Лишь в ходе и особенно после Великой франц. революции понятие Р. наполнилось более широким содержанием, включающим движение масс, гос. переворот и идейный сдвиг. Появились понятия "контрреволюция", "революционный", "эволюция". Мыслители разных стран прилагали немалые усилия для выяснения сути феномена Р. В 1-й пол. 19 в. Сен-Симон, а позднее франц. историки Тьерри, Гизо, Минье делают попытку объяснить Р. как борьбу классов; Гегель видит в Р. торжество идеи "абсолютной свободы"; в философско-политич. лит-ре начинают присоединять к слову Р. дифференцирующие эпитеты - политическая, социальная, философская, промышленная. Это различение было приближением к раскрытию содержания, характера Р., но глубоко осмыслить ее сущность бурж. идеологам не удалось. Заслуга подлинно научного раскрытия понятия социальной Р. принадлежит идеологам пролетариата К. Марксу и Ф. Энгельсу. И это не случайно. Как раз в то время, когда наука вплотную подошла к проблеме закономерной обусловленности обществ. развития, на роль демиурга Р. стал претендовать рабочий класс. В становлении и развитии марксизма формирование понятия Р. заняло важное место. Первоначально в работах Маркса и Энгельса преобладало представление о политич. Р. как синониме бурж. (в частности, Франц. революции конца 18 в.), в то время как социальной Р. называли более отвечающую интересам народных масс Р. будущего, т. е. социалистич. Р. Вскоре, однако, Маркс пришел к более глубокому пониманию внутренней взаимосвязи политич. и социальной Р.: "Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 448). Маркс и Энгельс сделали затем вывод, что "...революция является движущей силой истории..." (там же, т. 3, с. 37), причем она необходима "...не только потому что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества" (там же, с. 70). В "Манифесте Коммунистической партии" четко подразделены два осн. типа социальной Р.: буржуазная и пролетарская (коммунистическая), показана неотвратимость последней. Опыт европ. Р. 19 в. позволил Марксу и Энгельсу расширить понимание Р. Они все глубже раскрывают созидательный характер Р., роль в ней народных масс, выдвигают идеи гегемонии пролетариата, непрерывной революции, формулируют коренное положение о диктатуре пролетариата и сломе старой гос. машины. Марксово учение о социальной Р. вскрыло ее главные пружины, выявило роль в ней передового революц. класса и его сознательного авангарда. Важнейшая составная часть этого учения - положение об "...эпохе социальной революции" (см. там же, т. 13. с. 7). Речь идет о всемирно-исторической эпохе, закономерно наступающей, когда материальные производит. силы на известной ступени своего развития приходят в противоречие с существующими производств. отношениями и последние из формы развития производит. сил превращаются в их оковы. Тогда переворот в экономич. условиях производства становится необходимым и возможным. Но возможность эта не реализуется автоматически; она образует лишь объективную основу, материальную подоплеку социальной Р. Сама же Р. возникает не прямо из экономич. противоречия, а в результате его опосредованного воздействия: через конфликты в области политич., социальных, идеологич. отношений. Притом и самый острый конфликт не выливается в Р., пока люди (революц. классы) не осознают его и не развертывают борьбу за его разрешение. Поэтому наступление эпохи социальной Р. еще не означает, что уже повсеместно созрели все конкретно-ист. предпосылки для революц. взрыва и тем более для его победоносного исхода. Основоположники марксизма не представляли себе развитие общества так, что решение всего комплекса задач, связанных с изменением его экономич. основы и переворотом во всей громадной надстройке (иными словами, переход от одной общественной формации к другой - от феодализма к капитализму, от капитализма к социализму), может быть осуществлено в результате одного всеобщего штурма. Эпоха социальной Р. неизбежно более или менее продолжительна. Она включает в себя широкий круг разнообразных и противоречивых процессов как мирового масштаба, так и локального значения: целых полос революц. брожения и разных форм подготовки к Р., революц. прорыва и борьбы Р. и контрреволюции, спада активности масс и частичных реставраций, реформ и контрреформ, относительного затишья и подъема новых революц. волн. Понятие эпохи социальной Р. осложнено тем, что в реальном ист. процессе развитие стран и регионов происходит весьма неравномерно и поэтому неизбежно переплетение Р. различного характера. Эпоха бурж. Р. далеко еще не завершилась, когда в передовых странах стали складываться предпосылки качественно новой эпохи - эпохи Р. социалистической. Промышленный переворот, распространившийся в 19 в. на континентальную Европу, превратил буржуазию в экономически господств. класс. Вместе с тем ее антипод - пролетариат становился все более серьезной обществ. силой. Развитие пролет. революционности сопровождалось свертыванием бурж. революционности. Хотя буржуазия не отказывалась от своих гегемонистских претензий, выступала иной раз сторонницей реформ и "революций сверху", она все более выказывала свою враждебность нар. Р. Парижская Коммуна 1871 отчетливо показала, что в условиях, сложившихся в развитых странах капитала, только пролетариат способен стать знаменосцем подлинно народной Р. Перерастание "свободного" капитализма в монополистический ускорило созревание в развитых странах материальных предпосылок социалистич. Р. и одновременно расширило круг народов, вовлеченных в революц. процесс. Стадия империализма связана с обострением внутр. и междунар. конфликтов, цепью колониальных и межимпериалистич. войн, тенденцией к развитию гос.-монополистич. капитализма, к усилению влияния реакции на политику, идеологию, культуру. Этому противостоят развертывание борьбы рабочего класса и др. прогрессивных сил за демократию и социализм, интернационализация револю- ционного движения, в частн. пробуждение Азии. Существенное изменение условий социальной Р. потребовало углубления научного анализа внутренней и международной обстановки, развития нек-рых сторон учения о Р. Задача эта, оказавшаяся непосильной для видных лидеров междунар. социал-демократии (К. Каутский в кн. "Социальная революция" и "Путь к власти" не сумел творчески осмыслить новую обстановку), была решена В. И. Лениным. Революция 1905-07 в России не только открыла новую полосу "мировых бурь", но и выявила возможность новой расстановки сил в Р. Анализ позиций различных классов и междунар. механизма империалистич. системы позволил Ленину, особенно в годы мировой войны, развить марксово учение о Р., выявить новые революц. перспективы. Ленин установил, что в обстановке, "...гораздо более порывистой, скачкообразной, катастрофичной, конфликтной..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 94 (т. 22, с. 91)), созревание Р. происходит при более сложном, чем прежде, переплетении экономич. и политич. факторов, внутр. и внеш. обстоятельств. Развивая понятие эпохи социальной Р., Ленин писал о цикле бурж. Р. как цепи революц. "волн" (см. там же, т. 19, с. 247 (т. 16, с. 182)). Ленин предвидел, что грядущая эпоха социальной Р. будет не только длительным ист. процессом, но и весьма сложным переплетением клас. сражений разного социального уровня: не только битв пролетариата за социализм, а и "революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассудками", движений несознательных пролет. и полупролет. масс против помещичьего, церковного, монархического, нац. гнета, освободит. движений колоний против империализма. "Кто ждет "чистой" социальной революции, - писал он, - тот никогда ее не дождется. Тот революционер на словах, не понимающий действительной революции" (там же, т. 30, с. 54 (т. 22, с. 340)). Наличие объективных предпосылок для Р. во всей системе в целом требует умения нащупать слабейшее звено, где противоречия острее и где складываются условия для революц. взрыва. Разрабатывая понятие революционной ситуации, Ленин подчеркивал, что она является совокупностью объективных перемен: кризиса "верхов", обострения бедствий "низов", значительного повышения активности масс (см. там же, т. 26, с. 218-19 (т. 21, с. 189-90)). Но Р. возникает, добавлял Ленин, лишь тогда, когда к этим объективным переменам присоединяется "...способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство..." (там же, с. 219 (т. 21, с. 190)). Такое взаимодействие объективных и субъективных факторов Ленин нередко именовал революционным или общенациональным кризисом (см. там же, т. 41, с. 69-70, 78-79, 228 (т. 31, с. 65-66, 73-74, 202)). В этих условиях все зависит от глубокого осознания революц. классом своих задач и организации его активных боевых действий. Только борьба может решить, перерастет ли революц. кризис в победоносную Р. Ленин характеризовал Р. как "...такой период народной жизни, когда веками накопившаяся злоба... прорывается наружу в действиях, а не словах, и в действиях миллионных народных масс, а не отдельных лиц" (там же, т. 12, с. 321 (т. 10, с. 221)). Он отмечал, что "никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции" (там же, т. 11, с. 103 (т. 9, с. 93)). В связи с этим Ленин подчеркивал значение "... самостоятельности, независимости, свободолюбия и инициативности "низов"..." в короткие периоды их гегемонии в ранних бурж. Р. (там же, т. 20, с. 283 (т. 17, с. 185)). Тем большее значение придавал Ленин возможности осуществления в революциях периода империализма гегемонии пролетариата, союза рабочего класса с трудовым крестьянством, мобилизации революц. потенций последнего. Идея гегемонии пролетариата не только расширила сферу применения марксистской теории Р., сделав ее подлинно универсальной, всемирной, но и позволила выявить внутреннее единство в многообразии мирового революц. процесса. Опираясь на эту идею, Ленин смог глубоко раскрыть диалектич. взаимосвязь Р. буржуазной и социалистической, выяснить условия перерастания первой во вторую и установления диктатуры пролетариата, возможность "доделывания" второй нерешенных задач первой и т. п. Эта идея позволила также отказаться от догматизированного в с.-д. лит-ре представления о том, что начать социалистич. Р. могут только наиболее развитые в экономич. отношении страны. Вместе с вытекавшим из неравномерности развития империализма выводом о возможности победы социалистич. Р. первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране идея гегемонии пролетариата составила основу ленинской теории социалистической революции. Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала неизмеримо более глубокое потрясение общества, чем любая из бурж. Р. Гос-во пролет. диктатуры осуществило в интересах большинства народа непосредственное вторжение в сферу производства, начав преобразование всей обществ. структуры с ее фундамента. Потребовалось решение многих новых задач: о соотношении интернац. и нац. интересов, о функциях революц. диктатуры, о формах союза рабочих и крестьян, роли гос. аппарата и его связей с массами, дисциплины и творческой инициативы и т. п. Окт. революция открыла новую эру в развитии человечества: окончилась всемирно- историч. эпоха бурж. Р., началась эпоха мировой социалистической Р. Это не означает, что бурж. Р. там, где они не произошли или не завершились победой, стали невозможны. Напротив, непосредственно вслед за Октябрем по Европе и Азии прошла волна революц. движений, либо имевших бурж.-демократич. (нередко нац.-освободит.) характер, либо заторможенных на этом этапе. Однако все прогрессивные движения послеоктябрьской эпохи, идет ли речь о борьбе за нац. освобождение, об антифеодальных выступлениях или о борьбе за демократич. права и свободы, неизменно имеют антиимпериалистич. направленность. В отличие от классических бурж. Р. прежних веков, эти Р. не столько расчищают почву для капитализма, сколько расшатывают мировую систему империализма. В послеоктябрьские годы ленинская мысль напряженно работала над проблемами дальнейшего маршрута мировой Р. Трудящихся Сов. страны Ленин ориентировал на строительство основ социализма; компартиям капиталистич. стран рекомендовал сосредоточить свои усилия на "...отыскании формы перехода или подхода к пролетарской революции" (там же, т. 41, с. 77 (т. 31, с. 73)). Он приветствовал вовлечение в освободит. борьбу многомиллионных народов колоний. Неизбежность окончат. победы социализма во всем мире Ленин связывал с объединением всех сил, вовлеченных в "...общий круговорот всемирного революционного движения" (там же, т. 45, с. 403 (т. 33, с. 457)). В ходе 2-й мировой войны, когда самые агрессивные империалистич. силы поставили под угрозу прогресс человечества, мощное освободит., антифаш., антиимпериалистич. движение в Европе и Азии создало обширные зоны революц. ситуации. В ряде стран произошли Р., в к-рых при большом разнообразии местных условий и конкретных обстоятельств проявилось много общего, позволившего охарактеризовать их как народно-демократические революции. Мировой революц. процесс современности характеризуется взаимодействием трех осн. сил - мировой социалистич. системы, рабочего движения капиталистич. стран и нац.-освободит. движения. Произошло сближение и переплетение Р. нац.-освободит., антиимпериалистических, народно-демократических, социалистических, поскольку все они, при всем различии их уровня, последовательности и историч. значимости, направлены против общего врага - империализма. Подобно тому как в сер. 19 в. сложились условия, сделавшие возможным и необходимым создание науч. теории социальной Р., а начало 20 в. потребовало ее развития, так события сер. 20 в. выдвинули задачу обобщения нового опыта и дальнейшей разработки революц. теории. В решение этой задачи уже внесли свой вклад Совещания коммунистических и рабочих партий, XX-XXIII съезды и Программа КПСС, многие съезды и документы братских коммунистич. партий. Марксистская мысль в последние годы упорно работает над проблемами мирового революц. процесса, в частности над вопросами содержания и форм социальной Р. современности. Главный вывод заключается в том, что при наличии общих закономерностей социальной Р. все сильнее сказывается многовариантность путей ее созревания, разнообразие ее форм, темпов и методов. Абсолютизация любого из вариантов или методов способна затормозить развитие революц. процесса, содействуя оживлению либо реформистско-ревизионистских, либо "ультра- революционных", мелкобурж.-авантюристич. тенденций. При рассмотрении предпосылок Р. прежде всего привлекла к себе внимание связь Р. и войны. Марксисты подчеркивают, что Р. отнюдь не находится в прямой зависимости от войны. Хотя в прошлом и 1-я и 2-я мировые войны действительно сыграли роль ускорителя революц. процесса, из этого не следует, что революционеры должны желать новой мировой войны. Опыт многих стран, освободившихся в последние годы, свидетельствует, что революц. процесс успешно развивается в условиях мира. Современная же термоядерная война может отбросить человечество далеко назад. Требует новых подходов вопрос о революц. ситуации. Изучение предпосылок Р. в развитых капиталистич. странах показало необходимость всестороннего учета как перемен в системе и практике гос.-монополистич. капитализма, так и последствий развивающейся научно-технич. революции, в т. ч. учета изменений в социальной структуре населения, изучения условий труда и быта разных слоев трудящихся, их отношений с предпринимателями и правительством и т. д. Опыт многих стран свидетельствует об изменении форм и методов клас. борьбы, о новом уровне требований масс, о том, что не следует рассчитывать на внезапное стихийное обострение революц. борьбы, а нужно ориентироваться на систематич. усиление революц. нажима организованных масс. Такую перспективу учитывают, напр., программы структурных социальных реформ и обновления демократии, выдвинутые рядом компартий. Более широкая проблема - проблема соотношения мирных и насильственных методов в революц. процессе, использования в ходе революц. преобразований традиционных форм политич. демократии (в частности, парламентских учреждений) - уже нашла свое принципиальное решение в программных документах коммунистич. движения. Значительное место в дискуссиях марксистов занимают поиски форм клас. союзов, наиболее отвечающих совр. стадии ист. развития и конкретным нац. условиям на разных этапах освободит. борьбы, вопросы единства рабочего движения и сотрудничества различных рабочих орг-ций в борьбе против враждебных сил, вопросы отношения к средним слоям, перспективы развития многопартийной системы, разнообразных методов включения непролетарских слоев населения в строительство социализма и т. п. (См. в ст. Международное рабочее движение). Пристального внимания потребовали проблемы нац.-освободит. движения, вылившегося в мощную волну антиколо- ниалистских национально-освободительных революций. Огромное разнообразие местных условий и большая разница исходных уровней создают особые трудности для обобщения опыта этих Р., выявления роли в них различных классов, социальных слоев, групп, в частности революц. демократии. Наиболее общей закономерностью прогрессивного движения является постепенный переход от борьбы за завоевание политич. независимости к решению сложнейших задач политич. и социального переустройства, преодоления многовековой отсталости. Для многих освободившихся стран эти задачи неразрывно связаны с вопросом о выборе пути: капиталистич. или некапиталистич. развития. В дискуссиях отражается поиск конкретных решений вопроса о том, как наилучшим образом обеспечить подвод масс к революц. действию, отмечается опасность пассивного фатализма, с одной стороны, субъективистского волюнтаризма - с другой. Решение этой серьезной теоретич. и практич. проблемы идет путем сочетания трех важнейших факторов: критически осмысленного ист. опыта, глубокого анализа специфич. условий отдельных стран и регионов, понимания общего состояния и тенденций развития совр. мирового революц. процесса. Большое внимание марксистская мысль уделяет вопросам воздействия мировой социалистич. системы на развитие мирового революц. процесса. Осн. внимание концентрируется т. о. на разработке теоретич. проблем мирового революц. процесса современности. Принципиальное решение вопроса о перспективах ист. развития, связанных с качественно новым этапом истории, было дано Марксом: "Только при таком порядке вещей, когда не будет больше классов и классового антагонизма, социальные эволюции перестанут быть политическими революциями" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 185). В бурж. лит-ре, к-рая в эпоху империализма традиционно враждебна социальной Р., под влиянием событий последних лет проявляется тенденция к отходу от позиций простого замалчивания или голословного отрицания ее роли. Появляется значит. число работ, посвященных проблемам Р. В них делаются попытки более утонченными методами опровергнуть марксистско-ленинскую теорию Р. и, извращенно толкуя явления современности, противопоставить ей новые или обновленные концепции - "индустриальной" революции, "революции управляющих" и т. п. В книгах амер. социологов С. Ленса, К. Бринтона, У. Ростоу, франц. социолога Р. Арона и др. даются разные обоснования "трансформации капитализма" (к-рая связывается прежде всего с науч.-технич. Р.) и делаются ложные выводы о том, будто революц. ниспровержение капиталистич. строя стало излишним. Критика этих концепций - одна из важных задач марксистской науки. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Буржуазия и контрреволюция, там же, т. 6; его же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; его же, Введение к английскому изданию "Развития социализма от утопии к науке", там же, т. 22; его же, Введение к работе К. Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", там же; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11 (т. 9); его же, Государство и революция, там же, т. 33 (т. 25); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41 (т. 31); Программа КПСС, M., 1961; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Даниленко Д. И., Социальная революция, М., 1964; Красин Ю. A., "Социология революции" против революции, М., 1966; его же, Ленин, революция, современность, М., 1967; Левинтов Н. Г., Некоторые аспекты ленинской теории революции, "ВФ", 1966, No 4; Международное революционное движение рабочего класса, (3 изд.), М., 1966; Строительство коммунизма и мировой революционный процесс, М., 1966; Африка: национальная и социальная революция, "ПМ и С", 1967, No 1, 2, 3; Дальтон Р., Миранда В., О совр. фазе революц. движения в Лат. Америке, там же, 1967, No 5; Куда идет совр. капитализм?, там же, 1967, No 12; 1968, No 1; Историческое значение Вел. Окт. социалистич. революции. Мат-лы международной теоретич. конференции, М., 1967; Griewank К., Der neuzeitliche Revolutionsbegriff, Weimar, 1955; Brinton С. С., The anatomy of revolution, N. Y., 1957; Engelberg E., Fragen der Revolution und Evolution in der Weltgeschichte, W., 1965. Я. С. Драбкин. Москва.

революция

(лат. revolutio - переворот) - качественное преобразование общественной жизни, способ прогрессивного социального развития, переходный этап1 от одного уровня развития к другому. P. - основное понятие в историческом материализме, посредством которого исследуются причины, механизм и движущие силы перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Тип социальной Р. определяется характером противоречий, сложившихся в экономической, политической, идеологической сферах общества, спецификой классовой борьбы. Экономической основой Р. является противоречие способа производства материальных благ между производительными силами и производственными отношениями. В процессе Р. разрушаются господствующие производственные отношения, тормозящие развитие общества, и создаются новые производственные отношения, соответствующие характеру утверждающихся производительных сил, возникают новые классы и классовые отношения. Тип социальной Р. определяется характером устанавливающихся производственных отношений. Таким образом, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая социальные Р. В процессе Р. (кроме социалистической) изменялся характер частной собственности, в социалистической Р. частная собственность упраздняется, устанавливается общественная собственность, на основе которой существенно перестраиваются социальная структура общества и общественные отношения, уничтожаются классовый антагонизм и его основа - классовая эксплуатация. Социалистической Р. завершается этап антагонистического развития общества, коммунистическая формация создается в сознательной планомерной деятельности людей. В социальных Р. разрешаются не только экономические противоречия, но и противоречия во всех областях общественной жизни как внутри государства, так и между государствами, Чем более развиты общественные отношения, тем более широкие социальные слои принимают участие в революционных движениях. Р. представляет собой высшую точку классовой борьбы между прогрессивными классами (носителями новых, прогрессивных отношений) и реакционными социально-политическими силами. Р. осуществляются как мирными, так и насильственными способами (вооруженное восстание, гражданская война) . Основным признаком любой Р. является вопрос о государственной власти, которая становится основным инструментом социальных преобразований. В ходе пролетарской Р. устанавливается государство диктатуры пролетариата, его целью является построение коммунистического бесклассового общества, в котором социальные эволюции перестанут быть, по словам Маркса, политическими Р. Социальное содержание, тип, историческое значение социальной Р. определяются разрешаемыми экономическими противоречиями, классовой природой ее движущих сил, формами их организации (наличие политической партии, программы преобразований), характером установленной власти.

Читайте также: