1.Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика связана с участием в делах государства.
Б. Политика - это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2.Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.
Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3.Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.
Б. Политика связана с отношениями власти.
4.Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство осуществляет публичную власть в стране.
Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм.
5.Верны ли следующие суждения о политике?
А. Любые властные отношения носят политический характер.
Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе.
6.Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Одна из функций политической власти - управление общественными процессами.
Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.
7. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории.
Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.
8. Верны ли следующие суждения о признаках государства?
А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами.
Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии.
9.Что является признаком любого государства?
1) верховенство права
2) выборность высших органов власти
3) суверенитет
4) многопартийность
10.Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей - это
1) социализация
2) власть
3) политика
4) престиж
11.Что является признаком государства любого типа?
1) наличие двухпалатного парламента
2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства
4) многопартийность
12.Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?
1) производитель
2) потребитель
3) исследователь
4) избиратель
13.Источник осуществления власти, выраженный в способности лица или организации влиять, основываясь на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, на принятие решений в различных сферах общественной жизни, называется
3) сила
4) имидж
14.Представителем какой ветви государственной власти является председатель правительства?
1) законодательной
2) исполнительной
3) судебной
4) муниципальной
15.Политической властью обладает
1) глава администрации города
2) директор школы
3) директор крупного промышленного предприятия
16.Один из признаков государства -
1) разделение и независимость властей
2) взимание налогов с граждан и предприятий
3) равенство всех граждан перед законом
4) республиканская форма правления
17.Что является признаком любого государства?
1) разделение властей
2) взимание налогов и сборов
3) демократический режим
4) федеративное устройство
18.Что является признаком любого государства?
2) федеративное устройство
3) взимание налогов и сборов
4) разделение властей
19.Отличительным признаком федеративного государства является
1) избрание высших органов государственной власти
2) верховенство исполнительной власти
3) наличие органов местного управления
4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти
20.Страна Z - унитарное государство. Это значит, что
1) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства
2) в стране Z реализован принцип разделения властей
3) в регионах страны Z есть собственные конституции
4) страна Z разделена на регионы, которые не обладают признаками суверенитета
21.Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1) сложилась многопартийная система
2) парламент формируется на основе всеобщих выборов
3) отдельные территории имеют свои законодательные органы
4) народ является единственным источником власти
22.В государстве А единая Конституция, система законодательной, исполнительной и судебной власти. Территория страны поделена на дистрикты, не обладающие самостоятельностью. Какова форма территориального устройства государства А?
1) конфедерация
2) федерация
3) автономия
4) унитарное
23.Государство П. разделено на провинции по территориальному признаку. Каждая провинция обладает собственной конституцией, глава местной администрации выбирается в ходе народного голосования. Какова форма государственного устройства страны П.?
1) абсолютная монархия
2) унитарное государство
3) конституционная монархия
4) федеративное государство
24.Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Национальное государство - это исторически поздняя форма централизованного государства.
Б. Национальное государство создается за счет централизации земель, где проживает одна нация.
25.Верны ли суждения о формах государственно-территориального устройства?
А. Основными формами государственно-территориального устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация.
Б. Современная Россия является примером конфедерации.
26.Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство обладает монополией на применение силы на основании закона.
Б. Государство представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.
27. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?
А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.
Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.
А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
29.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В России действуют десятки политических партий и движений. (Б) Следует учитывать, что успех политической партии во многом определяется её способностью реагировать на меняющиеся потребности общества. (В) Политические деятели никогда не должны забывать о привлечении потенциальных избирателей.
1) отражают факты
2) выражают мнения
30.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) Редакция известного журнала опросила читателей о том, как они оценивают политическую ситуацию в стране. (Б) К сожалению, многие граждане заявили о полном отсутствии интереса к политике. (B) Очевидно, правительству и политическим партиям следует приложить усилия для повышения политической информированности и активности граждан.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Предварительный просмотр:
Тестовая работа
1.Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют
1) гражданским обществом
2) многопартийностью
3) федерацией
4) правовым государством
2. Депутат Государственной Думы может в дополнение к своей основной деятельности
1) возглавлять Законодательное собрание региона
2) работать в правительстве
3) преподавать в вузе
4) быть главой администрации области
3. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?
1) Правительство
2) Совет безопасности
3) Федеральное Собрание
4) Общественная палата
4. Палатой Федерального Собрания в России является
1) Совет безопасности
2) Общественная палата
3) Совет Федерации
4) Верховный Суд
5. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантии прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
6. Что является формой непосредственного народовластия?
1) выборы
2) многопартийность
3) референдум
4) парламентаризм
7. Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности
1) форма правления
2) государственное устройство
3) политическая система
4) политический режим
8. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?
1) парламентской республики
2) абсолютной монархии
3) ограниченной монархии
4) президентской республики
9.Представителем какой ветви государственной власти является председатель правительства?
1) законодательной
2) исполнительной
3) судебной
4) муниципальной
10.Отличительным признаком правового государства является
1) республиканская форма правления
2) наличие конституции
3) развитая система социального обеспечения
4) принцип разделения властей
11.К органам законодательной власти РФ относится
1) Правительство РФ
2) Верховный суд РФ
3) Федеральное Собрание
4) Президент РФ
12.К органам исполнительной власти РФ относится
1) Правительство РФ
2) Верховный суд РФ
3) Федеральное Собрание
4) Государственная Дума РФ
13. Для монархии как формы правления характерна(-ен)
1) передача верховной власти по наследству
2) коллективный принцип принятия решений
3) регулярная сменяемость органов государственной власти
4) выборность высших органов власти
14.Только в условиях тоталитарного режима
1) существует монополия на власть одной политической партии
2) граждане обязаны подчиняться законам
3) государство не вмешивается в дела гражданского общества
4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе
15.Только для правового государства характерна(-но)
1) система законодательства
2) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной
3) многообразие средств массовой информации
4) деятельность главы государства в строгом соответствии с законом
16.Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии
2) гражданского общества
3) местного самоуправления
4) политической системы
17.В государстве Z состоялись выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы имели демократический характер?
1) Члены правящей партии получили дополнительные голоса на выборах.
2) Избиратели должны были ориентироваться на мнение властей о каждом из кандидатов.
3) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.
4) Участвовать в выборах могли только те граждане, кто имеет постоянную работу
18. В США в середине XIX века избирательные права получили все белые мужчины, затем - бывшие рабы, а в 1920 г. - женщины. Это движение в направлении к избирательному праву
1) равному
2) формальному
3) прямому
4) всеобщему
19. В 1948 г. в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права
1) всеобщего
2) равного
3) прямого
4) альтернативного
20.Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов
1) альтернативных
2) непрямых
3) формальных
4) неравных
21.Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется
1) верховенство парламента
2) республиканская форма правления
3) унитарное государственное устройство
4) разделение властей
22.В Италии право избирать депутатов в Палату представителей имеют все совершеннолетние граждане. Это пример избирательного права
1) пассивного
2) формального
3) всеобщего
4) равного
23.В начале XIX века во Франции избирательным правом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву
1) равному
2) всеобщему
3) прямому
4) пропорциональному
24. Согласно нашей Конституции депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право
1) косвенное
2) активное
3) равное
4) пассивное
25. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были
1) неравными
2) ограниченными
3) непрямыми
4) многостепенными
26. Президент страны наложил вето на законопроект, принятый парламентом. Парламент обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какого политического режима возможна подобная ситуация?
1) демократического
2) олигархического
3) тоталитарного
4) либерального
27. В государстве Н. существуют президент и парламент. При этом правительство формируется на парламентской основе, то есть из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Правительство государства Н. ответственно перед парламентом. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?
1) конституционной монархии
2) парламентской республики
3) абсолютной монархии
4) президентской республики
28. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Формирование государства происходило по экономическим причинам.
Б. Государство возникло для защиты от нападения внешних врагов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
29. Активисты молодежного движения провели благотворительную акцию, направленную на сбор средств для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. В данном примере отразилось функционирование
1) местного самоуправления
2) гражданского общества
3) государственной власти
4) политической партии
создание аппарата управления
сбор налогов "
управление экономикой
Распределение общественных благ
Центральным элементом политической системы является
Государство
общественное производство
социальная структура общества
Верны ли следующие суждения о политической системе?
А. В современной политической науке существуют разные подходы К определению понятия «политическая система», поскольку расходятся взгляды на власть и политику, с которыми непосредственцо связано данное понятие.
Б. В состав политической системы не входят оппозиционные партии, поскольку они не оказывают непосредственного влияния на систему управления.
Верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о власти?
А. Власть может иметь как созидательную, так и деструктивную направленность. Б. Семейная власть всегда направлена на формирование положительных качеств личности у подрастающего поколения.
Верно только А -
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть - это совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями.
Б. Политическая власть необходима в качестве первостепенного условия реализации права, она выполняет функции по регулированию групповых конфликтов и осуществлению коммуникации внутри государства.
верно только А
верно только Б
+ верны оба суждения
оба суждения неверны
Найдите в приведенном списке функции политической системы.
Интеграция интересов разных групп граждан государства.
выработка иммунитета сообщества против вторжения чуждых обычаев, чуждого языка, чуждой религии
Легитимация политической власти
регуляция поведения людей в соответствии с требованиями морали
ориентация людей в мире окружающих их культурных ценностей.
Мобилизация и консолидация гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей
выработка политической стратегии социально-экономического развития
Политический режим может быть
монархистским
республиканским
унитарным
Отличием пропорциональной избирательной системы от мажоритарной является:
высокая активность участников избирательной кампании
Создание единого общенационального избирательного округа
обязательное установление нижнего порога участия избирателей в голосовании
В государстве Ш. в разгаре избирательная компания, ход которой активно освещается в СМИ. Какой журналистский комментарий позволит вам определить, что в государстве Ш. действует пропорциональная избирательная система?
Вчера состоялась встреча представителей ряда политических партий с лидерами профсоюзного движения
в ходе дебатов, состоявшихся на ведущем телевизионном канале, претенденты на занятие мест в парламенте обвинили правящую партию в некомпетентности
на вопросы журналистов об участии в телевизионных дебатах одного из претендентов на пост президента ответили его доверенные лица в едином общенациональном избирательном округе
В одной из оппозиционных газет господин Ш. выступил с резкой критикой деятельности правящей партии, что, безусловно, скажется на ее рейтинге в избирательной компании
В государстве А. сохраняется институт монархии. Какая информация поможет вам сделать вывод о том, что в этом государстве существует демократический политический режим?
кандидатуру премьер-министра предлагает парламент, а утверждает глава государства
Между ветвями власти существует система сдержек и противовесов
гражданин имеет право пожаловаться в партийные органы на действия начальника
существует большое количество печатных СМИ
А)субъект федерации может самостоятельно выйти из состава федерации
Б)Субъект конфедерации не может самостоятельно выйти из состава конфедерации
а)верно только А
б)верно только Б
в)оба суждения верны
г)оба суждения неверны
2)Верны ли следующие суждения?
А)В унитарных государствах суверенная власть распространяется на всю территорию страны
Б)В федеративных государствах суверенная власть распространяется на большую часть территории страны
а)Верно только А
б)верно только Б
в)верны оба суждения
г)оба суждения неверны
теоретическое обоснование законов развития природы и общества
1) вероно А 2)верно Б 3)верны оба 4) неверно ни одно
Что из проведенного ниже явл. примером экономики в значении "наука"
1)покупка машины в кредит2)изучения спроса на стиральные машины3)выдача кредита на покупку квартиры4)произ- во шоколадных конфет
К числу факторов произ-ства относится
1)земля2)распределение3)произ-во4)потребление
В стране Z экономика основывается на многообразии форм собственности и экономической свободе производства.Для какого типа эконом-кой системы это характерно?
1)рыночной2)командной3)традиционной4)централизованной
Верны ли следующие суждения об экономической науке?А)Эконом-кая наука изучает только современную хоз-ную деятельность людей.Б)Эконом-кая наука изучает способы удовлетворения растущих потребностей людей в условиях ограниченности ресурсов.
1)верно только А2)верно только Б3)верны оба4)оба неверны
1.Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления? А. Органы местного саоуправления решают вопросы социального развития свихтерриторий,организуют места для торговли.
Б. Деятельность органов местного самоуправления регламентируется уставами городов(районов,сел.)
2.Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований,выработанных обществом,так и посредством тебований личности к самой себе.
Б. Способны самоконтроля формируются у личности в процессе взаимодействия с обществом
Часть 1А1. Верны ли следующие суждения о личности?А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. Человек от животного отличается тем, что он …
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью
А3. Что характеризует рыночную экономику?
1) частная собственность на средства производства
2) уравнительное распределение производимых продуктов
3) государственное регулирование ценообразования
4) централизованное планирование производства
А5. Репродуктивная функция семьи проявляется в …
1) организации потребления
2) моральной регламентации поведения
3) в воспитании детей в традициях семьи
4) биологическом воспроизводстве
А6. Немецкий гуманист прошлого писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего хозяйства
4) воспитание детей
А7. В отличие от животного человек способен
1) реагировать с помощью органов чувств
2) вырабатывать условные рефлексы
3) удовлетворять потребности
4) предвидеть результаты своих действий
А8. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды –одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
А9. Дефицит государственного бюджета - это…
1) уменьшение числа налоговых поступлений
2) превышение государственных расходов над доходами
3) сокращение объёма денежной массы
4) снижение внешнего долга
А10. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?
1) экономическая
2) социальная
3) политическая
4) духовная
А11. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1) гражданина
2) индивида
3) личность
4) сына
А12. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13. Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
А14. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному
2) индустриальному
3) аграрному
4) информационному
А15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А. Общественные отношения возникают в процессе деятельности.
Б. Примером общественных отношений может служить конфликт между членами группы.
4. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Соблюдение всех социальных норм контролируется государством.
Б. Применять санкции к нарушителям социальных норм может только государство.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. Верны ли следующие суждения о революциях?
А. Революции в оценках историков всегда носят позитивный характер.
Б. Теория эволюции несовместима с революционным развитием.
1) верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
§ 1. Власть
А1. Властные отношения возникли с:
появлением человеческого общества;
возникновением государства;
переходом к индустриальному обществу;
образованием тоталитарных режимов.
А2. Верны ли следующие суждения о власти?
А.Власть представляет собой способность одной стороны влиять на поведение другой независимо от желания последней.
Б. Власть является механизмом организации и регулирования совместной деятельности людей.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А3. К функциям политической власти не относится:
формирование политической системы общества;
разработка новых технологий производства;
управление государством;
руководство политическими процессами.
А 4. Верны ли следующие суждения об источниках власти?
А. Единственным источником власти выступает сила.
Б. Единственным источником власти является суверенитет.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А5. Верны ли следующие суждения о политической власти?
А. Политическая власть является одним из видов власти.
Б. Политическая власть включает в себя все остальные виды власти.
1) Верно только А;
2) Верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
А6. В XVIII в. в России помещики могли ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь. Этот пример иллюстрирует влияние, основанное на:
2) физической силе;
3) власти;
4) уважении.
В1. Найдите черты сходства и отличия между силой и авторитетом.
представляет собой способ проявления влияния;
предполагает физическое воздействие;
основан(-а) на признании нравственных достоинств;
является источником власти;
предполагает принудительное влияние.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства
В2.Найдите в предложенном списке характеристики власти.
1) влияние на основе закона;
2) возникновение в эпоху буржуазных революций;
3) влияние на основе традиций;
4) равенство сторон в отношениях;
5) осуществление контроля и управления.
Номера, под которыми указаны характеристики власти, выпишите в порядке возрастания. Ответ__________________.
В3. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первой столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
понятия
запишите в таблицу выбранные цифры.
А
В 4. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к видам государственной власти.
Исполнительная, непосредственная, законодательная, судебная.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Ответ: ________________
Сущность политической элиты
Политическая элита является особенной группой людей, занимающей привилегированное положение в структурах государственно-политической и негосударственно-политической власти. В состав политической элиты входят люди, которые обладают высшей властью в партийных и государственных институтах. Они обычно разрабатывают стратегию всей деятельности собственных институтов, и осуществляют руководство ими.
Первые суждения о политической элите
Мысли об элитарном устройстве государства и общества находятся у множества мыслителей древности. Так Платон, например, подразделил все общество на три стратификации:
- философская сверхэлита;
- элита управляющих;
- масса, которая призвана повиноваться.
Замечание 1
Первейшие классические теории элит сформировались к концу19 – началу 20 века. Их идеологи, В. Паретой, и Г. Моской, видели общество в форме единства относительно немногочисленного класса управляющих и большей части управляемых.
Г. Моска отнес к элите более активных людей, которые ориентированы в политике на власть. Не народные массы играют ведущую роль в политике, и не любой человек может и имеет способность управления целым обществом. Этим занимается элита, которая владеет специализированными политическими познаниями, она непременно формируется на базисе интеллекта, образования и профессионализма. Управляющие элиты всегда закрытые, поэтому со временем они приходят в упадок. Согласно суждениям В. Парето, революции, и перевороты являются сменой элит, когда на место управляющей элиты вступает контрэлита.
Суждения Р. Михельса о политической элите
Г. Моска обращал внимание на значимость организации элит, которую развивал Р. Михельс. В соответствии с его мнением, элита находится в зависимости от организованности. Р. Михельс выдвигал «железный закон олигархии», согласно которому организационные условия предполагают реализацию властвующего отношения.
Критерии принадлежности к элите, выдвинутые Р. Михельсом, представляются:
- организаторскими способностями;
- материальным и интеллектуальным превосходством;
- особыми индивидуальными качествами и пр.
Западные политологи выделили и иные критерии, выражаемые престижным образованием; профессионализмом при базовом юридическом образовании, близости или входе к властям и пр.
Замечание 2
В нашем государстве проблематика политической элиты в форме области научного исследования и сферы практическо-политической деятельности множество десятилетий была закрытой и отрицаемой как «не наша», которая не имеет общественной и политической реальности, а, следовательно, и значения. Кардинальные перемены парадигмы политического развития России показали, что политические элиты являются полностью реальным, необходимым и неизбежным явлением, которое необходимо изучить, развить и усовершенствовать.
Современные суждения о политической элите
В политологии современного временного периода существует специализированная отрасль - элитология, изучающая условия формирования политических элит, их общественную роль, способы воздействия политических элит на социальные процессии.
За последние сто лет на мировой арене свершились перемены радикального характера, которые поспособствовали широчайшему распространению демократизма и закреплению демократии во множестве государств мира. Образование, некогда бывшее монополией привилегированных классов, в настоящий временной период стало абсолютно доступным для всех. В большей части государств мира увеличился общий уровень благосостояния и жизни населения. Закрепилось всеобщее избирательное право, которое открыло доступ в политику любому индивиду. Но политические элиты продолжили свое существование. Изменения подверглись только и способы образования элит.
Политолог американского происхождения Р. Миллс в труде «Властвующая элита» проводит анализ политической элиты Соединенных Штатов Америки середины двадцатого столетия. Он определял её в образе группировки статусов и стратегических ролей.
В соответствии с суждениями Р. Миллса, элита Соединенных Штатов Америки представлена теми лицами, которые заняли командующие посты в трех наиболее важных сферах жизни общества – в экономике, политике и военной сфере.
Элиту США образуют: руководство государства, руководство корпораций и военные командующие. Это представляется достаточно сплочённой элитой, потому как интересы трёх включенных в неё группировок совпали с нуждами социального прогресса и социальной стабильности.
По той же причине меж тремя группировками американской элиты образованы не лишь тесные узы взаимопомощи и солидарности, но и постоянный взаимный обмен: руководители корпораций и верх командования идут в политическое руководство государства, главнейшие политики и генералы переходят в стан руководителей экономических корпораций.
Политолог французского происхождения Р. Ж. Шварценбергер в собственном труде «Абсолютное право» дает характеристику политической элиты Франции двадцатого столетия. Он определял её как замкнутую касту, «властный треугольник», который состоит из политиков, деловых кругов и высшей администрации. Политическая элита французского государства целиком и полностью контролирует власть, образует правительство, занимается управлением государством, банками, корпорациями, индустрией.
Отличаясь от Соединенных Штатов Америки, Франция не придерживается принципа жесткого разделения властных ветвей – в связи с этим французская политическая элита является единым классом. Это разносторонняя и сплоченная олигархия, которая монополизировала властные полномочия в политическом, экономическом и административном секторах.