Причины появления вредных привычек у подростков. Вредные привычки у подростков, причины. Вредные привычки мужчин

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Предупреждение вредных привычек у подростков»

У каждого человека есть привычки - вредные и полезные. В жизни они играют важную роль, вполне оправдывая свое название. …Привычка - вторая натура... Как часто мы слышим эти слова.

Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека.

Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.

К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления.

Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно.

Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем?

Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течении его жизни успешно реализовать себя как личность. В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. Врезультате этого дети оказываются предоставленными сами себе, их активность находит случайные и порой нежелательные выходы, плохие их побуждения своевременно не пресекаются, что способствует их закреплению. Многие взрослые стремятся хорошо воспитывать ребенка, не замечая, что сами же служат ребенку дурным примером, не понимая своих недостатков. Примером того может быть употребление нецензурных выражений при детях, злоупотребление алкоголем, никотином и т.д. Формирование вредных привычек происходит, как правило, легче, чем формирование хороших, причем вредные привычки закрепляются прочнее. Это всегда путь по наименьшему сопротивлению, путь от порядка к беспорядку, от
упорядоченности к хаосу.

Многие из нас неоднократно слышали о вреде курения и употребления спиртных напитков. Некоторые взрослые подвержены этим вредным привычкам. Говорят одно, а делают другое. Надо понимать, что дети сами не всегда могут в сложных противоречиях жизни, научиться критически относиться в жизни к словам и делам людей. Отсюда и стремление на собственном опыте проверить правильность утверждений о вреде сигареты и рюмки вина. Только одна затяжка табачным дымом и только один глоток вина попробую, что будет. Интересно. Чем я хуже моих товарищей, которые с важным видом вынимают из кармана пачку сигарет или с таинственным выражением лица торжественно откупоривают бутылку пива?

Чаще всего раз испытав «удовольствие» от курения или питья вина, человек на всю жизнь остается их рабом: хотел бы бросить сигарету или прекратить пьянство, но уже не может. Такие вот свойства у этих наркотических веществ. Но кто в детском или в юношеском возрасте задумался о последствиях тех или иных нарушений здорового образа жизни. Какие же черты личности предрасполагают человека к употреблению наркотических веществ и что ведет к формированию этих черт?

Прежде всего, когда ребенок не находится под должным контролем родителей, которые бы руководили его действиями, ставили бы перед ним определенные цели и задачи, следили бы за их достижениями. Во-первых, когда родители делают из ребенка кумира. Его постоянно безосновательно хвалят, преувеличивают действительные способности. Неумеренная похвала, восторги ведут к повышенной самооценке, развитию неоправданных непомерных претензий. Такой ребенок не способен критически взглянуть на свои поступки. Оторванность от реальности ведет к срыву в случае неодобрения или неудачи.

Во-вторых, когда родители жестко регламентируют деятельность ребенка, осуществляют мелочный контроль за ним, постоянно поучают, наставляют, строго одергивают, сурово наказывают за малейший проступок. Ребенок оказывается зарегулирован в ходе такого «воспитания». Он не способен отличать хорошее от плохого.

Широкое распространение курения связано со способностью содержащегося в табаке вещества - никотина оказывать приятное возбуждение, душевный покой, легкость. Никотин - жидкость жгучего вкуса, очень ядовитая: смертельная доза его составляет около 1г/кг массы тела. Образующийся при курении дым содержит никотин, эфирные масла и множество других веществ, более 800, среди которых нет ни одного полезного для организма. Особенно вредных веществ около 30. Бензопирен - самое активное из веществ, вызывающее злокачественное перерождение тканей - образование опухолей. Синильная кислота, формальдегид, сероводород, аммиак, ионы тяжелых металлов. Все вместе эти вещества оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку полости рта, дыхательных путей, самих легких, приводя к развитию хронических воспалительных процессов, а то и злокачественным перерождениям. Курение широко распространено в современном мире. Во многих странах начало курения приходится на возраст 11 - 12 лет. Курение наносит вред сердечно-сосудистой системе, органам дыхания, голосовым связкам. Отмечено, что у курящих подростков объем грудной клетки и развитие легких примерно на 25% отстает от этих же показаний у некурящих. Курящие школьники более рассеяны, успеваемость у них снижена. По статистическим данным, среди хорошо успевающих школьников было лишь 16,7% курящих, среди слабоуспевающих - 45,2%, среди неуспевающих - 59,1%. Почему? Нередко желание закурить появляется во время урока и ученик отвлекается от занятий, думая лишь о том, как со звонком быстрее бежать в туалет и сделать там первую затяжку табачным дымом. Курящие ученики не ходят по коридорам, не стремятся к активным действиям. Желанное для них место- туалет, сюда они устремляются после урока и в облаках табачного дыма проводят свой отдых.

Что побуждает к курению?

Во-первых, подражание. Умышленное подражание членам компании, нравящемуся человеку. Неосознанное подражание. Если курят родители, то курение входит в обиход семьи, для детей уже не существует вопроса - курить или не курить. Вопрос
лишь в том, когда начать? Во-вторых, это стремление к взрослости. Когда ребенок стремится продемонстрировать свою независимость. В-третьих , это способ самоутверждения, чтобы выделиться на фоне какой-то группы людей. В-четвертых , все в жизни испробовать.

По статистическим данным

5-6 классы:

50 % - подражание другим;

41,5 % - чувство новизны;

5,5 % - желание казаться взрослым;

7 - 8 классы:

35,6 % - подражание;

30 % - чувство новизны;

10,4 % - желание казаться взрослым.

В-пятых , это пример родителей и других взрослых. Исследования показывают, что в том случае, если курят отец и мать, их дурную привычку разделяют 44 % мальчиков и 37 % девочек, если курит один из родителей, то подражают ему 37 % мальчиков и 29 % девочек, если родители не курят, привычку приобретают 20 % мальчиков и 9 % девочек. Распространению
курения способствует и снисходительное отношение окружающих. Чтобы предотвратить эту вредную привычку необходимо вести антиникотиновое воспитание. Следует обращать внимание на неприятный запах накуренной комнаты,
на то, что дышать трудно, на то, что необходимо ценить свежий воздух. Надо показывать то, что курящие не столько взрослые люди, сколько рабы очень вредной привычки. Следует разъяснить, что первоначальная токсическая реакция на
никотин - признак не слабости, а свидетельство его здоровья. Необходимо контролировать контакты, общение школьника: нередко мальчики тянутся к более старшим и если возникает подозрение, что те курят, пресекать возможности общения.

Детям следует напоминать о вреде курения для результатов в спорте.

Девочкам разъясняйте, что на курящую смотрят осторожно, подозрительно. При предупреждении курения следует учитывать, что у подростков порой проходит некоторое время от испробованной первой сигареты до того, как они начинают курить по-настоящему. И очень важно не упустить это время для ведения антиникотиновой борьбы.

Другой вредной привычкой является употребление алкоголя. Предупреждение злоупотребления алкоголем следует начинать с раннего возраста. Прежде всего ребенок должен как можно реже видеть бутылку с вином на столе родителей, даже в праздничные дни. Если принесли гости и вы собираетесь угощать их, то следует сделать по возможности так, чтобы ребенок не видел бутылки или, по меньшей мере, чтобы она не становилась центром стола, объектом всеобщего внимания. Следует препятствовать тому, чтобы с сознании у ребенка бутылка вина заняла место в ряду жизненных ценностей, чтобы с вином были связаны хотя бы какие-нибудь положительные эмоции.

Во время прогулки нужно обращать внимание ребенка на неприятный и безотрадный вид встретившегося им пьяного, подчеркивать, как сильно он отличается от большинства других людей - подтянутых, добрых, спешащих по своим делам.

Необходимо рассказывать ребенку, как плохо приходится детям и родным этого пьяного, как трудно им живется из-за его пьянства.

Реакция взрослых должна быть эмоциональной: ребенок воспринимает все на веру и поэтому особенно важно, чтобы он воспринимал примеры злоупотребления алкоголем как резко отрицательные.

К сожалению, иногда происходит иначе. Если в семье принято застолье с вином, то ребенок приобщается к спиртному уже с раннего возраста. Некоторые родители сами дают детям вино или пиво по просьбе детей, т.к. каприз ребенка оказывается важнее, чем отрицательные последствия.

Если подходить с медицинских позиций, то в большинстве случаев ничего особенно опасного и не произойдет, хотя известны случаи серьезных отравлений детей. Однако, в памяти и сознании ребенка алкоголь сам по себе, рюмка с вином может запечатлеться в качестве положительного момента и память об этом будет храниться всю жизнь, направляя его поведение.

Действительно, одной рюмкой вина ни печени, ни сердце не испортишь. Однако известны случаи, когда одно событие, один случай много определял в жизни человека.

Случается, что когда ребенок становится постарше нередко родители сажают его за стол - сначала наливают в его рюмку подкрашенную воду, сок, а затем и вина. Даже если ребенку не дают вина, приобщение его к ритуалу формирует представление об этих моментах поведения как положительных.

Но даже в тех случаях, когда родители ребенку не дают вина и даже не сажают его с собой за стол, их ответ на его просьбу дать попробовать: «Тебе еще рано, тебе еще нельзя» - вырабатывает у него отношение к спиртному как ценности, доступной только взрослым, как к одной из привилегий. Особенно легко это вырабатывается, если родители просто заявляют ребенку «Мне можно - тебе нельзя».

В результате в сознании сохраняется ожидание того момента когда ему можно будет попробовать спиртное и даже не зная его свойств, не попробовав его он будет относиться к нему положительно.

Следует разъяснять различные вредные стороны его действия -на здоровье, на развитие силы, на достижение успехов в спорте и т.д.

Вредны действия родителей, когда они ребенку, достигшему определенного возраста дают вино - как бы в признание его взрослости. В этом случае вино превращается в символ взрослости. Пьяница хвастается: «Могу выпить много и пьянею медленно». Объяснить подростку, что это признак болезни, признак определенной стадии алкоголизма и хвалиться здесь абсолютно нечем. Следует также объяснить, что употребление алкоголя сказывается на общем жизненном пути человека, на осуществлении всех его планов.

Все это возможно только в том случае, если родители сами настроены отрицательно по отношению к алкоголю.

К сожалению, проявляя порой склонность критиковать (людей) молодежь, старшие недостаточно критичны к себе. Им хотелось бы, чтобы подрастающее поколение заимствовало от них только лучшее и избегало худшего. Однако, воспринимая хорошее, дети, подростки, юноши и девушки воспринимают и плохое.

Искоренение вредной привычки - дело весьма трудное. Какподчеркивал Ушинский «если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одного разового, хотя самого энергетического усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться... Но в том-то и беда, что привычка, устанавливалась понемногу и в течение времени, искореняется точно так же понемногу и после продолжительной борьбы с ней.

К вредным привычкам человека относится и употребление нецензурных выражений. Нецензурные выражения неприличны не в силу каких-то особенностей звучания непроизносимых звуков, а вследствие вкладываемого в них смысла. Как справедливо отмечал Макаренко «матерное слово» есть неприкрашенная мелкая, бедная и душевная гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте.

Употребление нецензурных выражений - показатель убогости речи и мышления человека: примитивность мысли, скудный запас слов делают для него затруднительным высказаться убедительно и доходчиво и он прибегает к нецензурным выражениям.

Как отмечал Макаренко «в старое время матерное слово, может быть, служило своеобразным коррективом к нищенскому словарю. При помощи матерной формулы можно было выразить примитивную эмоцию, гнев удивление, осуждение, ревность. Но большей частью она даже не выражала никаких эмоций, а служила связкой, заменяющей паузы, остановки, переходы.

Вред нецензурных выражений заключается в том, что они оскорбительны для окружающих, но и в том, что они объединяют речь человека, делают ее примитивной и закрепляют уровень примитивности.

Нецензурные выражения прививают ребенку непристойный взгляд на межполовые отношения. Для взрослого человека матерное слово - просто оскорбительное, грубое слово. Произнося его или выслушивая, взрослый испытывает только механическое потребление, не вызывая никаких половых потрясений. Но когда это слово слышит или произносит мальчик, слово не приходит к нему как ругательный термин, оно приносит с собой присущее ему половое содержание. Перед мальчиком обнажается половая тайна в самой безобразной, циничной и безнравственной форме...

Употребление нецензурных выражений - типичная вредная привычка и формированию ее способствует неправильное поведение взрослых. Нередко ребенок, услышав незнакомое слово обращается за разъяснением к взрослым. Правильная тактика родителей – не проявлять эмоциональной реакции, а высказать видимое равнодушие и перевести разговор на другую тему. Нельзя ребенка ругать за этот вопрос, хотя бы потому, что он обратился за разъяснением. Если же родители будут ругать ребенка, высказывать возмущение, задавать ем у вопросы типа: «Где ты услышал эту гадость?», что в случае явного неодобрения слово и связанная с ним ситуация явно западает в памяти ребенка и в дальнейшем за разъяснением он обратится не к родителям, а посторонним людям незаинтересованным в правильности его воспитания и получит от них непристойную информацию. Родителям следует избегать в своей речи ругательных и нецензурных выражений, сдерживаться при ребенке, даже если ситуация и вызывает чувство досады, раздражения и человек ощущает необходимость эмоциональной разрядки. Ребенок тут же подхватывает услышанное, тем более, что к этому слову его привлекает сама реакция взрослого в момент его произнесения.

Подростку следует разъяснять, что нецензурные выражения- признак низкой культуры, примитивности мышления и речи человека, а отнюдь не признак его взрослости.

Если же родители будут просто ругать подростка за такие слова, вместо разъяснения, строго запрещать их употребление - эти слова только глубже западут в память, а затем сделаются символом взрослости, и подросток будет стремиться использовать их, например, в кругу сверстников, чтобы подчеркнуть перед ними свою «независимость» и «самостоятельность». А потом это перейдет в привычку, от которой отделаться тем труднее, чем ниже уровень развития мышления и речи человека.

Основоположник отечественной физиологии И. Сеченов сформулировал принцип: «Причина всякого человеческого действия лежит вне его». То, какими будут действия ребенка в первую очередь зависит от родителей, которые должны служить ребенку достойным примером. И может быть, именно по этой причине воспитание столь трудный процесс.

Как отмечал Макаренко, обращаясь к родителям «ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. В полной мере эти слова относятся и к предупреждению вредных привычек.

Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
    2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
    3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, -
    влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ -
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Вопросы родителям:
1. Говорите ли вы со своим ребенком о наркомании, вреде курения и употребления алкоголя или обходите эту проблему? Как вы об этом говорите, и в каких ситуациях?
2. Считаете ли вы, что вашего ребенка можно склонить к употреблению наркотиков, курению, употреблению алкоголя? Если да – то почему? Если нет – то тоже почему?
3. Как вы считаете, какие меры нужно предпринимать в семье, чтобы уберечь ребенка от наркомании, токсикомании, курения, употребления алкоголя? Какие правила вы предложили бы, чтобы предотвратить беду?

И в завершении нашего собрания послушайте поучительную историю легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами. …

«…В одном болоте жили – были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец.

Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!»

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно здесь много воды, но что с нами будет, если этот высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»…

Подростковый возраст является очень сложным и тяжелым, поскольку подросток не успевает справляться со всеми процессами, протекающими в организме.

Настоящий бунт иногда устраивают гормоны, тело растет. Позвольте себе узнать практически все об окружении сына или дочки. Ведь у них, как ни странно появились какие – то новые знания об окружающем мире.

Негативные явления

Юноши и девушки стали настолько радикальными, что родители не могут не заметить вредные привычки подростка и что-то сделать с ними. Давайте попробуем вместе решить этот вопрос.

Позаботьтесь заранее о социальном развитии школьников старших классов. Поймите, какое влияние на них оказывают друзья, одноклассники и подруги. Посмотрите, не появилось ли у молодежи проблем со здоровьем.

Негативные явления ничего хорошего учащимся не приносят. Курение не придает им уверенности и силы, наоборот.

Алкоголизм считается одной из самых частых проблем поистине мировых масштабов. Ограничения по возрасту на покупку спиртных напитков в некоторых магазинах не действуют. У подростков очень рано начинает формироваться алкогольная зависимость.

Падает здоровье, появляются проблемы сердечной-сосудистой, и других систем. Дурное влияние сверстников иногда подталкивает некоторых молодых людей к асоциальному поведению. Алкоголь еще никому не приносил благополучие, удачу и здоровье.

Проблемы глобальных масштабов

Наркомания – это, настоящая беда для большинства российских семей. Она может превратить жизнь подростков в настоящий ад. У подрастающего поколения под откос пойдут отношения с любимой, родителями, одноклассниками, и т.д.

Постарайтесь, чтобы ваша дочка или сын обошлись на вечеринке без хорошей дозы наркотиков и горячительных напитков! Иначе они могут наделать множество плохих поступков.

Раздумываете, что делать с вредными привычками у подростков, учтите, зависимости бывают разными. Подросток долгое время проводит за компьютером, игнорируя реальное общение со сверстниками? Ситуация постепенно усугубляется и приводит к нехорошей пагубной зависимости? Направьте ход мыслей подростка в нужное русло, серьезно поговорив с ним.

Намного ранее сегодняшнего дня на территории мегаполиса было расположено много библиотек, кинотеатров и других прекрасных, интересных мест. Сходите туда вместе с сыном или дочкой. Станьте постоянными читателями увлекательных, загадочных книжных изданий, написанных автором. Отнеситесь с пониманием ко всему происходящему в жизни ребенка!

Профилактика

Уважаемые папы и мамы, расскажите детям о злоупотреблении алкоголя и какие ужасные последствия он вызывает. Поговорите по душам с подростком о последствиях остальных вредных привычек.

Профилактическая беседа, как с дошкольником, так и с учащимися старших классов обязана быть доброй, ласковой, ни в коем случае не принудительной, и не навязчивой. Дети узнают мир в основном со слов родителей. Вероятность их столкновения с проблемами возрастет в несколько раз, если вы станете молчать и таить от них ошибки взрослых людей.

Подойдите серьезно к вопросу о жизни и быте окружающего вас подрастающего поколения, вспомнив себя в молодости. Запретный плод, как уже довольно давно всем людям известно, считается сладким.

Обсудите с дочкой или сыном вопросы:

  • О злоупотреблении табака;
  • Алкоголя;
  • Наркотических веществ;
  • Инъекций;
  • Просроченных продуктов питания;
  • И других незнакомых веществ, особенно опасных для здоровья человека.

Белых Карина Антоновна

Каждый человек хочет быть счастливым, и, конечно, все мы под этим понятием понимаем что-то своё. Однако если обратиться к социологическим данным, для большинства людей счастье – это здоровье! Да, все мы хотим быть здоровыми, но здоровым сегодня быть очень нелегко, учитывая плохую экологию, стрессы, быстрый ритм жизни, вредные привычки и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Высокогорненского городского поселения.

Современный подросток во власти привычек…

Работу выполнила Белых Карина Антоновна,

Ученица 6-а класса МБОУ СОШ п.Высокогорный;

руководитель Кургак Ирина Сергеевна,

учитель биологии, географии

МБОУ СОШ п. Высокогорный.

П.Высокогорный 2013 год

Введение ……………………………………………………………………………………3


1. История возникновения вредных привычек ………………………………………… 5
2. Влияние вредных привычек на развитие подростков ………………………………..8

3. Возможные пути решения проблем ……………………………………………………12
4. Исследование уровня употребления алкоголя и табакокурение ………………… 14

Заключение ……………………………………………………………………………….. 15
Литература …………………………………………………………………………………16

Введение

Каждый человек хочет быть счастливым, и, конечно, все мы под этим понятием понимаем что-то своё. Однако если обратиться к социологическим данным, для большинства людей счастье – это здоровье! Да, все мы хотим быть здоровыми, но здоровым сегодня быть очень нелегко, учитывая плохую экологию, стрессы, быстрый ритм жизни, вредные привычки и т.д. Если первые три препятствия к ведению здорового образа жизни нам приходиться воспринимать как нечто вынужденное, то от таких вредных привычек, как курение и злоупотребление алкоголем человек в силах избавиться. К сожалению, очень многие люди в наше стране, в частности, молодёжь не осознают опасности, начиная курить или употреблять алкогольные напитки. Под вредными привычками я буду понимать курение и частое употребление алкогольных напитков (привычку «выпивать»), так как, по мнению многих специалистов, алкоголизм и наркомания – это болезни, вызванные не привычкой, а гораздо большей степенью зависимости от алкоголя и наркотических веществ. Попытаемся осмыслить проблему распространения вредных привычек среди подростков, раскрыть её причины и предложить возможные пути решения.

Вредными привычками называют привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовывать себя как личность. К числу вредных привычек относятся, например, использование нецензурных выражений, неряшество и другие. Особую группу представляют собой вредные привычки, относимые к пагубным или болезненным пристрастиям: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Эти привычки часто ведут к потере здоровья, сокращению продолжительности жизни и гибели человека. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных
странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение е ё связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой необходимо бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. И поэтому мы решили провести данное исследование.


Проблема данного исследования заключается в изучении распространения алкоголя и табакокурения в жизни современной молодёжи.
Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени среди подростков школьников нашей школы.
Задачи исследования:
1. выявление отношения подростков к курению, употреблению алкогольных напитков.

2. определение степени вовлеченности подростков в употребление психоактивных веществ .

3. определение степени привыкания к «вредным привычкам»

Объект исследования: подростки в возрасте 12– 17 лет

Предмет исследования: вредные привычки (алкоголь, курение)

Методы исследования

  1. сбор информации из научной литературы;
  2. поиск информации в сети Интернет;
  3. информация и помощь взрослых, анкетирование учащихся класса;
  4. сравнение полученных результатов;
  5. вывод.


Гипотеза исследования: мы считаем, что уровень зависимости от вредных привычек у подростков тем ниже, чем они становятся старше.

1. История возникновения вредных привычек

Каждый человек за время своей земной жизни приобретает массу разнообразных черт характера, часть из которых называют привычками. Некоторые привычки приходят к нам благодаря воспитанию и самовоспитанию, другие мы «приносим с собой» из наших прошлых воплощений, третьи - по каким-то другим причинам. Среди привычек, с общепринятой точки зрения, могут быть полезные, вредные и «безобидные». Что такое вредная привычка? Это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Молодёжь – это социально-демографическая группа, которая характеризуется определёнными возрастными рамками, особенностями социального положения, социально-психологическими свойствами, которые обусловлены культурой, общественным строем, закономерностями воспитания и социализации. Возрастные рамки у этой группы весьма условны: от 14-16 до 25-30 лет.

Социологи рассматривают подростков с трёх сторон: возраст, психологические особенности, социальное окружение. Признаки молодёжи как социальной группы таковы:

1) крайне эмоциональное восприятие действительности;

2) желание и отсутствие страха пойти на риск;

3) высокая мобильность подростков;

4) способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;

5) стремление максимально проявить себя;

6) ощущение зависимости от третьих лиц;

7) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

8) стремление к идеалу.

Период юности и молодости важен для каждого человека: мы социализируемся, то есть усваиваем определенную систему общественных правил, норм и ценностей, становимся полноправными членами общества. Однако этот процесс происходит медленно и связан с определенными трудностями, как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Эти трудности связаны, в первую очередь, с ещё детским видением мира, необъективной оценкой реальных жизненных ситуаций, а также с особенностями психологии молодёжи. Её неоднородность также очевидна: городская и сельская, учащаяся и рабочая молодёжь; различия по происхождению, по субкультурам.

Приобщение к той или иной субкультуре – это, пожалуй, самая типичная для подростков черта. Молодёжи свойственно объединяться в отдельные группы, а порой и противопоставлять себя миру взрослых. Молодые люди часто живут в своих фантазиях, руководствуясь собственными представлениями о жизни и игнорируя действительность. Сталкиваясь с жизненными реалиями, многие подростки пытаются найти выход из сложных ситуаций и зачастую находят его в курении и в употреблении алкоголя.

Ещё одной характерной чертой подростков можно назвать конформное поведение – поведение человека в обществе, ориентированное на модель поведения большинства. Этот фактор делает молодых людей крайне уязвимыми к тенденциям в обществе, чаще негативным. Желание быть не хуже других, отсутствие жизненного опыта и твёрдых жизненных принципов зачастую приводит к простому копированию поведения авторитетов, которыми могут стать недостойные люди. Например, шестнадцатилетняя девушка вряд ли откажется от курения, если её молодой человек, который старше неё на пару лет, а также её подруги курят и считают это вполне нормальным и даже модным. В данной ситуации молодой человек для неё – авторитет, она не захочет показаться «маленькой» и будет стараться соответствовать ему, пусть не по возрасту, так хотя бы по поведению. К тому же, глядя на своих подруг, она также сочтёт это вполне нормальным.

Такие факторы, как досуг и культурное времяпрепровождение также сильно влияют на поведение и образ жизни современной молодёжи. По данным ЮНИСЕФ и Росстат (2008 г.) 32% опрошенных подростков в возрасте от 15 до 19 лет занимаются спортом менее трёх часов в неделю. Если посмотреть статистику для более старшей возрастной группы (от 20 до 24 лет), то этот показатель вырастает до 44%. Теперь обратимся к данным по досугу молодёжи (2009 г.): клубы и дискотеки еженедельно посещает 10,1% респондентов, не реже раза в месяц – 18,1%; концертные залы – 0,6% и 4,7%; театры – 0,3% и 5,8%; музеи – 0,7% и 8,5% соответственно. Ситуация с чтением художественной литературы ещё более драматична: 13,7% опрошенных молодых людей читают менее одного часа в неделю, а 31,2% не читают вообще.

О чём же говорят нам эти цифры? О том, что досуг довольно большой части современной российской молодёжи скуден. Далеко не каждый представитель молодёжи сегодня может сказать, что у него есть хобби или что он знает, как полезно и интересно для себя провести свободное время. Интерес к культуре у молодёжи находится на крайне низком уровне. Стоит отметить, что интерес молодёжи к клубам и дискотекам вызван зачастую далеко не желанием пообщаться с друзьями и потанцевать, а желанием пойти в такое место, где можно «расслабиться» - выпить. Я считаю отсутствие условий для здорового, культурного времяпрепровождения молодёжи одной из наиболее серьёзных проблем современного российского общества. Часто подростки начинают выпивать и курить от безделья: энергичные и молодые они должны направлять свои силы на самореализацию, однако если условий для самореализации нет, то начинается поиск новых интересов, который и приводит их к сигарете или алкогольным коктейлям.

Ещё одним недостатком массового воспитания современной молодёжи является отсутствие пропаганды здорового образа жизни. Гибкая психика подростка легко подстраивается под общественные тенденции, и если он видит положительный пример большинства вокруг себя, он скорее будет вести здоровый образ жизни, нежели пить и курить.

2. Влияние вредных привычек на развитие подростков

Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться. Некоторые начинают курить, насмотревшись рекламы.

Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми, в конечном счёте приводит к тому, что ухудшается здоровье подростков. Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.

Статистика свидетельствует, что из каждых 100 человек, умерших от рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили. Причём, если курить человек начинает в подростковом возрасте, это как раз и способствует возникновению указанных выше болезней.

Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. Так, никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.

Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут.

Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких. Поэтому подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья.

Блокирование у курильщиков гемоглобина (10% и более) угарным газом путём образования карбоксигемоглобина приводит к тому, что в момент физической нагрузки, когда снабжение органов и тканей кислородом наиболее необходимо, они его получают недостаточно, и спортсмен - курильщик не может наилучшим образом раскрыть свои возможности: у него возникает одышка, как у человека, который находится в разряженной атмосфере, на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря. В состоянии покоя также окись углерода связывает часть эритроцитов и затрудняет снабжение тканей кислородом. Раннее курение не может не сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результатах.

Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь. Под влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение температуры соответствующей части тела. Сужение капилляров кожи вызывает побледнение кожи, спазм периферических сосудов. В самых тяжёлых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности. Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит ещё окись углерода - очень ядовитый газ. Она гораздо легче вступает в связь с гемоглобином, чем кислород, и образует карбоксигемоглобин, это химическое соединение очень стойко по сравнению с оксигемоглобином - соединения кислорода с гемоглобином. Красные кровяные тельца, которые загружены окисью углерода, уже не могут транспортировать кислород, а это является одной из их основных функций.

Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина отражается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики.

Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют.

Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.

Таким образом, курение является вредной привычкой, которая оказывает пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм подростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных заболеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у подростков вследствие курения снижаются умственные способности.

Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего человека, будь то водка, пиво, или сухие вина.

Алкоголизм сегодня может быть назван "проклятием человека", число жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает.

Макс Рубнер говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде, сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне можно сравнить с числом жертв от самых опасных заболеваний. Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний).65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением алкоголя.

Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.

Алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в головной мозг, в результате начинается кислородное голодание, мозговые клетки гибнут, что и приводит к головной боли, ухудшаются процессы мышления, ослабевает память. Это иначе медики называют "алкогольным слабоумием". Происходит своеобразная "пьяная мутация личности", что за последние десятилетия стало типичным для русского народа.

Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье подростков. Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка.

В последнее время большой проблемой стала проблема распространения наркотиков среди подростков. Наркотики наносят большой вред организму подростков. Дети - наркоманы плохо учатся или не учатся совсем, рано умирают, так как они заболевают, и ничто их уже не может спасти, так как наркомания почти не излечима.

Психоактивные наркотики оказывают действие на настроение, сознание и поведение. Психоактивные наркотики занимают главное место, потому что подростки в основном употребляют именно их, и они часто создают серьезные проблемы. В последние годы в России значительно возросло количество людей, употребляющих наркотики. По данным МИНЗДРАВА РФ, на конец 2000 года в наркологических диспансерах состояли на учёте около 270 тысяч человек, злоупотребляющих наркотическими средствами. Количество состоящих на учёте больных наркоманией возросло за последние 10 лет в 10 раз.

В России средний возраст начала приобщения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков до 14,2 лет, а среди девочек до 14,6 лет.

Употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.

3. Возможные пути решения проблемы

По моему мнению, вредные привычки молодёжи нужно вытеснять полезными. Как говорится, клин клином вышибают. Я имею ввиду то, что нужно обеспечить подросткам возможность заниматься спортом, посещать музеи и выставки, нужно создать условия для того, чтобы у каждого было какое-либо хобби. Возможно, если бы наше государство позаботилось о том, чтобы спорт стал доступнее для подростков, скажем, не только в крупных городах, но и на селе (как это сделано во многих развитых западных странах, где чуть ли не в каждой деревне построена футбольная «коробка»), если бы для того, чтобы посмотреть на картины Айвазовского, не приходилось бы лететь из Иркутска в Санкт-Петербург, ситуация изменилась. Я думаю, что у каждого подростка должна быть возможность самореализации, будь то кружок в школе или секция в клубе. Сегодня же этого нет, эта прекрасная система в новой России, к сожалению, не прижилась, отсюда и резкий скачок употребления алкоголя и курения у молодёжи.

Также нужно обеспечить более серьёзный контроль государства за реализацией табачной и алкогольной продукции. По своему личному опыту могу сказать, что несовершеннолетнему подростку купить бутылку вина или пачку сигарет не составит большого труда. Продавец, скорее всего даже не спросит, сколько тебе лет и молча, продаст то, что продавать запрещено. Почему? Потому что это деньги. И потому что он не боится наказания за совершенное им правонарушение. Государство должно ввести более строгие меры наказания за продажу табачной и алкогольной продукции несовершеннолетним.

И последнее. Нельзя допускать пропаганды курения и употребления алкоголя в средствах массовой информации, в частности по телевидению и в Интернете. Покупаясь на ловкие трюки производителей, просматривая дорогие, качественные рекламные ролики, в которых внушается мода на вредные привычки, молодёжь перестаёт воспринимать табак и алкоголь, как реальную угрозу для жизни.

Современная молодежь характеризуется небрежностью в отношении к своему здоровью. Во многом это определено отсутствием в течение длительного периода времени социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни. Здоровье складывается из нескольких составляющих: физического, психического и социального благополучия, где под физическим здоровьем понимается способность выполнять каждодневную работу, включая заботу о себе; психическим - состояние, определяемое в гармонии с самим собой, а социальное – отражает позитивное отношение человека с другими людьми, готовность оказать помощь и способность принять ее.

Многие учащиеся различных учебных заведений не только не умеют или не желают принимать меры по укреплению здоровья, но и часто его самостоятельно подрывают и тем самым ухудшают.

Как показывают опросы, большинство подростков уже имеют вредные привычки, они пробовали или курят сигареты, употребляют алкогольные напитки и наркотические средства.

Наряду с этим социальная значимость здоровья подростков обусловлена тем, что они представляют собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества. Поэтому, их здоровье – это потенциал нации и страны в целом.

Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах. Об этом свидетельствуют данные самооценки здоровья 15-летних подростков. Так, считают себя здоровыми: в Швейцарии 93%, в Швеции - 72%, во Франции - 55%, в Германии - 40%, в России - 28% подростков.

Существуют причины, которые предопределяют нисходящую динамику здоровья молодежи.

Во-первых, это, влияние «социальной воронки», т.е больные рожают больных.

Во-вторых, на протяжении жизненного цикла интенсивность падения здоровья у детей выше средней, а проблемы заболеваемости перемещаются из групп престарелых в группу детей и молодежи.

В-третьих, здоровье каждого последующего поколения ниже предшествующего: здоровье детей хуже здоровья родителей, здоровье внуков еще меньше, чем состояние наших детей (с каждым годом новорожденные имеют меньший потенциал здоровья: в 1990г. – родились больными 14,7%, а в 2006г. – 38,9%;).

В-четвертых, социальные условия препятствуют реализации биологических резервов человека. Развитие индивида должно продолжаться до 35-летнего возраста, тогда как в конце 70-х годов «пик» здоровья отмечался в 25 лет, к концу 80-х он снизился до 16 лет, а в конце 90-х - человек оставался с тем потенциалом, с которым он приходил в этот мир.

Существует некое заблуждение, что чем выше доход у населения, тем больше возможностей уделять большее внимание своему здоровью и вести здоровый образ жизни.

Однако высокий достаток не всегда является гарантом ведения здорового образа жизни и поддержания своего здоровья.

4. Исследование уровня употребления алкоголя и табакокурения.

Анализируя данные о курении, хочется подчеркнуть, что чем старше респондент, участвующий в опросе, тем реже встречались ответы о желании или необходимости курения. Практически каждый второй школьник курит, одна треть из них не считает это вредной привычкой. В целом данные отражают весьма приемлемую ситуацию по курению (в сравнении с употреблением алкоголя) среди подростков нашей школы. (см. табл. 1)

Таблица 1

Отношение к курению среди опрашиваемых

Варианты ответов

% ответивших

Считаю недопустимой вредной привычкой, сам не курю

Считаю вредной привычкой, но сам курю

Не считаю вредной привычкой, сам курю

А с алкоголем ситуация немного иная. Учащиеся не осознают, что алкоголь наносит вред организму. На вопрос: какой алкогольный напиток первый раз попробовали? Многие отвечали пиво, реже шампанское, ягуар, коньяк. И на вопрос: кто налил первую рюмку? Отвечали большинство - родители.

Очевидно, что проблемы со здоровьем чаще всего возникают из-за плохой экологии и неправильного образа жизни, респонденты чаще остальных называли следующие факторы, негативно влияющие на здоровье:

Плохая экология 48%,

Нездоровый образ жизни (вредные привычки) 36%,

Условия домашнего быта (проживания) 10 %,

Условия обучения 6%

Однако есть и положительная тенденция в отношении молодежи к поддержанию собственного здоровья: около 45 % регулярно занимаются спортом.

Подводя итог вышесказанному, еще раз отметим, что молодёжь является основой развития любого общества и всегда имеет самое непосредственное отношение к его будущим перспективам. Наше «завтра» полностью зависит от жизненных ценностей и образа жизни «сегодняшней» молодежи. Плохое здоровье молодежи не может обеспечить качественное воспроизводство. Поэтому необходимо взять курс на улучшения здоровья молодежи и пропаганды здорового образа жизни, так как это является стратегическим резервом нации.

Заключение

Итак, я провела исследования учащихся нашей школы на наличие у них вредных привычек. Мною были выделены причины высокой зависимости от курения и употребления алкоголя, а также предложены возможные пути решения данной проблемы. И подтвердили свою гипотезу, что уровень зависимости от вредных привычек у подростков тем ниже, чем они становятся старше.

Завершить свою работу я хотела бы афоризмом: «Нет ничего сложнее, чем убедить ребенка во вреде алкоголизма и табакокурения, держа в одной руке сигарету, а в другой - баночку пива». Дети всегда смотрят на родителей, и если у тех имеются вредные привычки, вполне вероятно, что их унаследуют и дети. Для того, чтобы избавить наше общество от «медленной смерти», каждый должен начать с себя, тем самым показывая окружающим бесполезность и пагубность вредных привычек. Когда они перестанут быть модными и привлекательными, здоровых и счастливых людей станет больше, вот увидите.

Литература

1.Грушецкая Т. Нет - алкоголизму, курению и наркотикам. // Воспитание школьников. - 2000. - №4. - С.58-64.

2. Панков Д., Д Медицинские и психологические проблемы школьников - подростков: разговор учителя с врачом. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 239 с

3. Портал «Здоровье – залог успеха»: http://zog2010.bel-licei-inter.ru/index.php

4. Чаклин А.В. Как изжить вредные привычки. - М.: Знание, 1988. - 85 с.

Сигареты и алкоголь — один из главных страхов родителей подростков и поводов для семейных скандалов. Что делать, если в кармане ребенка вдруг обнаружилась пачка сигарет или после дня рождения друга он пришел домой нетрезвым? Стоит ли сажать юного курильщика под домашний арест или переводить в новую школу? На эти и многие другие вопросы для вас ответила психолог-консультант, специалист центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева.

— Интерес ребенка к курению и алкоголю – это естественно или показатель неправильного воспитания?

— Он совершенно естественный, как и все, что связано со взрослостью. Тем более что в отношении алкоголя и курения дети постоянно слышат: «Вот будешь взрослым…», «Только взрослые могут» и т.д. Это вызывает естественный интерес, даже если сами родители не курят и не пьют.

— Как стоит вести себя родителям: никогда не курить и не пить при детях или, если сам куришь, не требовать от детей соблюдения здорового образа жизни?

— Во-первых, не стоит делить мир на черное и белое. Дети все равно видят курящих и пьющих взрослых: на домашних праздниках, по телевизору, на улице и других публичных местах, поэтому отрицать существование алкоголя и курения – бессмысленно. Другое дело, что родители в состоянии алкогольного опьянения, – не лучшее зрелище не только для ребенка, но и для окружающих взрослых.

В любом случае, даже если вы сами курите, стоит разговаривать с детьми о вреде сигарет и алкоголя. По статистике, далеко не во всех случаях родительское курение и распитие алкогольных напитков (речь идет даже не об алкоголизме, а в целом об употреблении) переходит к детям. Абсолютно все дети знают, курят их родители или нет, даже если взрослый тщательно скрывает этот факт. Но закурят сами дети или нет – зависит от воспитания и среды. Поэтому в любом случае стоит разговаривать, а также предлагать альтернативные способы развлечения и времяпрепровождения.

— Как разговаривать с ребенком, если сам куришь?

— Можно честно сказать, что не можете бросить, что бросить не так и просто — проще не начинать, чем бороться с уже сложившейся привычкой. Если вы действительно готовы и хотите бросить, то можно об этом ребенку сказать. Но если не готовы, то врать не стоит, поскольку ничем хорошим вранье не закончится.

— Есть ли возрастные различия в проявлении интереса к вредным привычкам?

— Этот интерес может проявляться в совершенно разном возрасте. У самых маленьких проявляется в «курении» палочкой от Чупа-чупса или трубочкой от сока. Это самый простой случай. Родителю достаточно просто сказать, что ему неприятна такая игра и предложить альтернативу.

Часто встречается выраженный интерес в 10-12 лет, когда дети начинают пересмеиваться и шутить на тему сигарет, алкоголя и наркотиков. Это тоже нормально и естественно. В этой ситуации нужно рассказывать ребенку, что вы чувствуете, когда ребенок так себя ведет, говорить и обсуждать эту тему. Точно не стоит кричать и хвататься на голову, потому что интерес, скорее, познавательный. Детям хочется казаться взрослее.

— В чем кроется причина подросткового курения и распития алкогольных напитков?

— Желание выглядеть круто. Часто такое случается, когда ребенок не может показать, что он успешен в чем-то другом. Также если в компании, в которую он входит или хочет войти, курение и алкоголь приняты и являются показателем «класса», то шансов, что подросток откажется от курения, практически нет. В этой ситуации вредных привычек можно избежать, только поменяв компанию или взращивая уверенность.

Пробуют практически все дети. Вспомните себя в этом возрасте… Если ребенок пробует, это не так страшно и не обязательно перерастет в привычку и зависимость. Это возраст проб и проверки себя. Вопрос в продолжении. Если хочется уберечь ребенка, то в его окружении (и в том числе, дружеском) должна быть установка на здоровый образ жизни, увлечение спортом. И, конечно, важно воспитывать у ребенка собственное мнение и независимость, чтобы он мог сказать компании, что ему не нравится и ему не по пути с вредными привычками.

— Как это сделать?

— Этим надо заниматься гораздо раньше, до появления интереса к курению и подросткового периода: формировать адекватную самооценку, уверенность в себе и собственное мнение. Я понимаю, что рекомендация очень избитая, но только она и работает. Если я не уверен в себе, то я пойду за компанией, которая кажется мне классной, потому что я тоже стану классным. Если я могу привлечь внимание чем-то другим: игрой на гитаре, брейк-дансом или начитанностью, то высоки шансы, что мне ничего больше не понадобится, чтобы показать, что я тоже молодец.

Что же делать, если ребенок уже в подростковом возрасте и интерес уже есть? Прежде всего, разговаривать с ним о том, зачем ему эти вредные привычки, что он «получает» от них, предлагать другие варианты и совместно договариваться о правилах поведения.

— Если я уже поймала ребенка на курении и поняла, что оно — результат влияния компании, изолировать ли его от этой компании?

— Переводить в другую школу, изолировать от компании в этот момент уже бессмысленно. Если ребенка от дома до дома не возит водитель, а на уроках с ним не сидит телохранитель, то шансов уследить нет никаких. Мы вновь возвращаемся к проблеме доверия и контроля, которая всегда появляется у родителей подростков. Выход один – обсуждать и разговаривать, но быть готовым к тому, что подросток может выбрать другое мнение. К сожалению, с этим вы ничего сделать не сможете. До 14 лет вы можете жестко пресечь любые поползновения, лишить карманных денег, но со старшими подростками эта тактика, скорее всего, провалится.

У родителей нет волшебной кнопки, которая избавляла бы от всех проблем и вредных привычек. Более того, 14-15 лет — тот возраст, в котором ребенок, всегда негативно относившийся к курению, вдруг может резко изменить мнение. Разговаривайте, разговаривайте и разговаривайте, задавайте вопрос, зачем ему это нужно. Высокий шанс услышать что-то про самооценку и уверенность в себе. Не этими же словами, но смысл высказываний будет таким.

— Имеет смысл отвести на тренинг или консультацию по уверенности в себе?

— Да, можно попробовать. К сожалению, это не панацея, как и все другие методы. Вопрос вредных привычек – один из самых актуальных в подростковом возрасте, поскольку это период проб и проверки себя.

Будем честными. Практически все через это проходили в той или иной мере. Самое главное – сохранить контакт с ребенком, чтобы на ваш честный вопрос он был готов дать честный ответ. Это уже половина дела, потому что дальше открывается пространство для дискуссии.

— Если я уверена, что ребенок пьет или курит, но поймать его не могу. Стоит ли играть в следователя и пытаться прижать его к стенке?

— Что вы получите, прижав его к стенке?

— Страх, агрессию и потерю доверия.

— Вот, вы сами ответили на свой вопрос. Скажу крамольную мысль, но если ребенок делает это так, что к нему нельзя «прикопаться», то он уже достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы с ним разговаривать на равных. Не махнуть рукой: «Пусть делает, что хочет», а прийти и честно сказать: «Я подозреваю то и то. Не знаю, как ты это делаешь. Но надо ли оно тебе?». И рассказать о последствиях.

— Есть традиционный метод борьбы с курением и алкоголем, когда ребенка заставляют выкурить пачку за раз или пить до полного изнеможения…

— А еще можно пороть… Два прекрасных метода из одной области воспитания. Если цель унизить близкого и родного человека, надавить или продемонстрировать собственную силу, то существует много способов: ходить строем, водить за ручку, наказывать за все. Но доверия от этого больше не станет, а протестное поведение может расцвести пышным цветом. Ребенок может придумать настолько огромное количество способов мести родителям, что мало не покажется никому.

— Можно ли надеяться, что интерес к алкоголю и курению утихнет сам собой, если не поднимать эту тему?

— Можно, надеяться всегда можно. Но все еще лучше разговаривать. Когда мы делаем вид, что ничего не происходит, и зарываем голову в песок, проблема не решается, а фальшь и натянутость подростки очень хорошо чувствуют. Однажды «плотина» все равно прорвется: может, у родителя закончится ресурс делать вид, что все в порядке (а это всегда приводит к очень эмоциональным реакциям). Возможно, у ребенка создастся впечатление, что родителей все устраивает и можно делать, что хочется… В любом случае, вряд ли результат будет таким, какой хочется взрослым.

— Если в семье есть плохая наследственность по алкоголю, и есть опасение, что ребенок пойдет чужой дорогой?

— Стоит говорить об этом, рассказывать о своих переживаниях, но не в формате: «Ты возьмешь от родителя или родственника худшее», — поскольку ребенок в курсе ситуации и, наверняка, боится что-то плохое унаследовать. Не нагнетайте обстановку и не пророчьте ребенку алкоголическое будущее. В его жизни, наверняка, найдутся добрые люди, готовые сделать это без вас.

Кроме того, в психологии есть такое понятие – самосбывающиеся предсказания, когда мы решили, что все сложится определенным образом, мы подсознательно начинаем стремиться к этому будущему. Решили, что день будет плохим — подсознательно сделаете все, чтобы он оправдал ваши надежды. Решили, что ребенок – будущий алкоголик, — вы «докапаете» ему мозг до стадии, когда он решит вас не разочаровывать.

— Несколько слов на прощание всем детям и родителям…

— Самое важное в отношениях – общаться, общаться и еще раз общаться, а также не допускать потери доверия. Именно неформальное общение: не про оценки, учебу, ошибки ребенка и про грязную посуду, а просто живое человеческое общение.

Не так давно читала статью по исследованию, в котором спрашивали подростков о том, с кем и о чем в семье они бы хотели поговорить. Затем этот же вопрос задавали родителям. Выяснилось, что в современном мире мы разговариваем с подростком в день около 10-11 минут, 90% из которых тратится на вопросы о делах в школе, что задано, что сделано, ссоры из-за быта. Разговоров по душам практически нет. При этом, чем больше мы общаемся, обсуждаем важные темы, тем ближе мы к ребенку и тем быстрее и четче мы понимаем, что с ним происходит. Это помогает избежать множества проблем и трудностей, особенно в отношении подростков. Давайте будем беречь друг друга и помнить, что при наличии поддержки и доверия справиться можно со всем!

Биографическая справка :

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

  • «Уверенность в себе»,
  • «Интеллектуальная успешность»,
  • «Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», где работает Александра:

Для начала необходимо определиться, что значит фраза: вредные привычки. Сюда можно отнести любое действие человека, наносящие вред его здоровью. Однако, самыми опасными являются курение, употребление алкоголя, наркотики.

В данной статье поговорим о подростковых привычках. Нужно понимать, что вредные привычки у подростков, это своего рода путь, на котором отсутствуют преграды, мешающие двигаться вперёд. Гораздо легче жить и не думать о проблемах, чем пытаться решить их.

Вредные привычки у подростков – крайне опасная проблема современности, от успешного решения которой зависит будущее всего общества.

Употребление алкоголя

В подростковом возрасте, дети начинают задумываться о своем новом Я. Сталкиваясь с трудностями они, пытаются уйти от проблем при помощи алкоголя, сигарет и наркотиков. Масло в огонь подливают друзья, чаще всего не положительные. При приеме алкоголя в таком возрасте, утрачиваются социальные, духовные и физические качества. К сожалению, молодёжь пытается подражать взрослым, видя их с сигаретой и банкой пива.

Если ребенок начал принимать алкоголь в возрасте до 13 лет, то 2/3 случаев, он уже не выберется из этой западни. В таком возрасте, когда организм еще до конца не сформировался, происходит быстрое привыкание к алкоголю. Для таких детей хватит и 2-3 лет, для того чтобы стать неизлечимыми алкоголиками

При его употреблении, в теле происходят различные негативные нарушения, вызывая цирроз печени, гипертонию и болезнь сердца.

Следующая вредная привычка – это курение

В состав любой сигареты входит никотин. Он представляет собой опасное наркотическое соединение, очень вредное для организма, особенно для подростка. Смертельная доза никотина в граммах, равна такому же количеству килограмм массы тела.

Как и любые вредные привычки у подростков, курение пагубнее всего влияет на девушек. Особенно на будущих мам, так как ребенок находящийся еще в утробе матери получает ужасную дозу никотина. Причина курения среди молодёжи примерно та, что и в случае с алкоголем. Ребята хотят влиться в новую компанию, где находятся взрослые парни и девушки. Чтобы казаться взрослее, они начинаю курить, думая, что таким способом они произведут на других впечатление.

А теперь поговорим об одной из самых страшных и опасных привычек – наркотиках

Наркомания, получила название «белая смерть». Что же влечет подростков разнообразным наркотикам? И снова желание быть как все, показать себя «своим» в чужой компании, тусовке, на новом месте и т.д. Наркотики способствует возникновению привыкания намного быстрее, чем алкоголь или никотин. Благодаря этому, возникает ужасная зависимость, и как правило, меры наказания за такое баловство, очень суровы. За 2 – 3 года подросток полностью разрушает своё здоровье.

Так почему же подростки тянутся к таким вредным привычкам? Неужели дело только в желании выделиться и быть модным? Дело не только в этом, многое зависит от переходного возраста, когда кажется, что подростка никто не слышит, не понимает, старается только навредить ему, а родители просто не обращают внимания на его проблемы.

Ведь им нужно просто выговориться. Для них важно чувствовать поддержку и понимание родных и близких. Общайтесь с вашими детьми на различные темы и честно отвечайте на их вопросы, подавайте пример своим поведением. Успехов!

Читайте также: