Понятие и виды социальной информации. Сущность, функции и виды социальной информации. Статистический анализ - выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выв

Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Социальная информация - это способ (форма) передачи знаний, эмоций и волевых воздействий в обществе. Обобщенно социальную информацию можно определить как сведения, предназначенные для передачи в обществе. Именно такая информация, содержащаяся в документе, является объектом изучения документоведения, а также информатики, книго-, библиотеке-, библиографе-, архивоведения, теории массовых коммуникаций и других наук документно-коммуникативного цикла. Социальная информация - явление сложное, подразделяемое на виды по разным принципам деления.

Первым принципом деления социальной информации является ее социальное назначение. С этой точки зрения информация подразделяется на массовую и специальную.

Массовая информация - социальная, предназначенная для всех членов общества. Информация этого рода доступна любому человеку, поэтому она называется массовой. Специальная информация предназначена для отдельных социальных групп, в частности, специалистов. Массовая в свою очередь делится на публицистическую, эстетическую и обыденную. Специальная - на научную, техническую, планово-экономическую, коммерческую и др. виды. Это обусловливает содержание и целевое назначение различных видов и типов документов, распространение их через каналы специальных и неспециальных (массовых) коммуникаций.

Второй принцип деления основан на способе отражения информации человеческим сознанием. Когда человек воспринимает информацию различного рода анализаторами, он раскодирует (отражает) ее головным мозгом, который функционально асимметричен. Левое полушарие головного мозга осуществляет логическую деятельность, правое - образно-ассоциативную. В соответствии с этим информация условно подразделяется на логическую и эстетическую.

Логическая информация - результат познания и логического осмысления законов природы, общества и мышления. Она передается в знаковой форме путем отражения окружающей действительности левым полушарием головного мозга и аккумулирует все знания, накопленные человечеством за долгий период освоения природы общества и мышления. Логическая информация разнообразна и различается в соответствии с принадлежностью к различным областям человеческой деятельности.

Эстетическая информация - результат образно-ассоциативного, преимущественно художественно-эстетического отражения действительности. В совокупности с физиологическими особенностями восприятия эстетическая информация распространяется следующими видами искусства: 1) живопись и графика, пространственные формы (архитектура, скульптура) и т.д.; 2) музыка, художественное слово и т.д.; 3) театр, хореография, кино и т.д.

Третий принцип деления базируется на физиологических особенностях восприятия информации человеком. С этой целью природа предопределила человеку следующие органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Различают следующие виды информации: визуальная,

Аудиальная, обонятельная, тактильная, вкусовая.

Социальная информация различается по ряду других признаков.

1. По способу распространения социальная информация делится на два вида: опубликованная (распространяемая посредством тиражного размножения документов) и неопубликованная (не рассчитанная на широкое распространение и не прошедшая официальной апробации).

2. По степени переработки социальная информация подразделяется на первичную, содержащую непосредственные результаты НИР, и вторичную (результат переработки первичной информации).

Понятие и виды информации. Под информацией (от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение) первоначально понимались любые сведения об объективной реальности, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств и т.п. С середины ХХ в. информация является общенаучным понятием, включающим в себя: обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму и т.д.

Таким образом, информация – ёмкое и существенное понятие современной науки, рядом с которым постоянно фигурирует ещё одно – данные.

Данные – факты, понятия, разнообразные сведения о людях, фирмах, бизнесе, представленные в формализованном виде, удобном для пересылки, интерпретации и обработки человеком или компьютером.

В понятии информации можно выделить следующие аспекты:

1) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания, образы;

2) значение, вкладываемое человеком в данные на основании известных соглашений, относящихся к представлению данных;

3) сведения, не известные до их получения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки;

4) сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении;

5) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения.

Подробнее эти аспекты рассмотрены в прил. 1.

Информацию можно классифицировать (разбивать на виды) по разным признакам, например:
по восприятию, по области возникновения, по общественному назначению, по сфере использования и т.д.

Классификация информации по восприятию:

– визуальная – информация, передаваемая видимыми образами и символами;

– аудиальная – информация, передаваемая звуками;

– тактильная – информация, передаваемая ощущениями;

– органолептическая – информация, передаваемая вкусом и запахами;

– машинная – информация, воспринимаемая и выдаваемая средствами вычислительной техники.

Классификация информации по области возникновения:

– элементарная – информация, отражающая процессы, явления неодушевлённой природы;

– биологическая – информация, отражающая процессы животного и растительного мира;

– социальная – информация, отражающая процессы человеческого общества.

Классификация информации по общественному назначению:

– личная;

– массовая – общественно-политическая и научно-популярная;

– специальная – научная, техническая, экономическая, управленческая, социальная.

Классификация информации по сфере использования:

– медицинская;

– техническая;

– экономическая и т.д.

В каждой из приведённых классификаций любой вид может быть разделен на подвиды и т.д. Например, в классификации по сфере использования вид «экономическая информация» может быть распределён по следующим признакам:

– функциям управления;

– месту возникновения (уровню управления).

Классификация по функциям управления:

    Плановая (директивная) информация – директивные значения планируемых и контролируемых показателей бизнес-планирования на некоторый период в будущем (пятилетка, год, квартал, месяц, сутки). Например, выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, планируемый спрос на продукцию и прибыль от её реализации и т.д.

    Учётная информация – фактические значения запланированных показателей за определённый период времени. На основании этой информации может быть скорректирована плановая информация, проведён анализ деятельности организации, приняты решения по более эффективному управлению фирмой. В качестве учётной выступает информация натурального (оперативного) учета, бухгалтерского, финансового учёта. Например, учётной информацией являются: количество деталей данного наименования, изготовленных рабочим за смену (оперативный учёт), заработная плата рабочего за изготовленные детали (бухгалтерский учёт), фактическая себестоимость изготовления изделия (бухгалтерский и финансовый учёт).

    Нормативно справочная информация (НСИ) содержит различные справочные и нормативные данные, связанные с производственными процессами и отношениями. Это самый объёмный и разнообразный вид информации. Достаточно отметить, что в общем объёме циркулирующей на фирме информации нормативно-справочная составляет 50-60%. Примерами НСИ могут служить: технологические нормативы изготовления деталей, узлов, изделия в целом; стоимостные нормативы (расценки, тарифы, цены); справочные данные по поставщикам и потребителям продукции и т.д. В фирме количество нормативов может достигать нескольких миллионов, а объём НСИ – сотен мегабайт.

    Отчётно-статистическая информация отражает результаты фактической деятельности фирмы для вышестоящих органов управления, органов государственной статистики, налоговой инспекции и т.д., например, годовой бухгалтерский отчёт о деятельности фирмы.

    Классификация по уровням управления (месту возникновения):

    Входная информация –поступает в фирму (структурное подразделение) извне и используется как первичная информация для реализации экономических и управленческих функций и задач управления.

    Промежуточная информация формируется на определённое время для подготовки и создания результатной информации.

    Выходная информация поступает из одной системы управления в другую. Одна и та же информация может являться входной для одного структурного подразделения как её потребителя и выходной – для подразделения, её вырабатывающего. При этом форма представления (кодирование в разные типы данных) экономической информации может быть: алфавитно-цифровая (текстовая) – в виде совокупностей алфавитных, цифровых и специальных символов; графическая – в виде графиков, схем, рисунков, а физическим носителем информации (данных) – бумага, магнитный диск, изображение на экране дисплея.

    Приведённые классификации проводятся по качественным признакам информации. Любое качественное выделение информации, в конце концов, должно привести к количественному измерению и фиксации этого измерения с помощью определённых типов данных, а данные одного типа могут объединяться в те или иные структуры. Подробнее количественное и качественное измерение информации рассматривается в прил. 2.

    В дальнейшем нас будет интересовать только экономическая информация, её измерение и кодирование, а также (коль спецификой экономической информации является многообразие видов и большие объёмы) структуризация массивов данных.

    Как уже отмечалось, основная экономическая деятельность проявляется в разнообразных хозяйственных операциях, каждый аспект которых находит отражение в соответствующих документах (договорах, актах, товаро-траспортных накладных, платёжных ведомостях и т.д.). Основной источник экономической информации – так называемые первичные документы, роль и значение которых переоценить невозможно. Для будущих экономистов и финансистов очень важно знание и умение работать с профессиональной (и особо с первичной) информацией. Поэтому не случайно в государственном образовательном стандарте в базовой дисциплине «Экономический анализ» есть тема «Информационные потоки и профессиональное чтение деловой прессы». В учебнике «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности» (для специальности бухгалтерский учёт, анализ и аудит, Минск, 1998. С. 23) по этому поводу излагается следующее: «Для реализации этих общеметодологических принципов (взаимосвязь, взаимообусловленность всех явлений и процессов и их развитие; взаимодействие количественных и качественных факторов…) используют совокупность специальных аналитических приёмов. Одним из приёмов анализа финансового положения является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Чтение, т.е. ознакомление с содержанием баланса, позволяет видеть основные источники средств (собственные, заёмные), основные направления вложения средств, состав дебиторской и кредиторской задолженности и др.».

    Разнообразие хозяйственных операций (в реальном мире экономики) описать невозможно, да и не нужно, поскольку всем им присущи несколько фундаментальных свойств, и различие в деталях важно учитывать лишь на практическом уровне. Рассмотрим несколько хозяйственных операций и соответствующие им документы. Так, каждую поставку продукции потребителю необходимо оприходовать, т. е. зафиксировать: что поступило, в каком количестве, от кого, по какому договору (на каком основании), по какой цене, на какой склад. Как правило, груз прибывает от поставщика с документом «Товаро-транспортная накладная». Подписью кладовщика, принявшего груз, и завершается оформление накладной. Далее происходит расходование продукции на те или иные цели. Например, материал (сырьё) передаётся в производственный цех на обработку (переработку). Каждый факт передачи материала со склада в цех тоже требует точной и своевременной регистрации: какой типосорторазмер материала и в каком количестве, с какого склада и в какой цех передан, когда это произошло и т.п.

    Далее по производственной (технологической) цепочке имеют место неоднократные перемещения каждого предмета труда (деталь на разных стадиях готовности, сборочное соединение, готовое изделие) из одного цеха в другой. И опять-таки каждый факт перемещения должен быть зарегистрирован: что, откуда, куда, в каком количестве передано и когда. Появляется документ типа «Межцеховая накладная». Во всех этих многочисленных операциях и регистрирующих их сообщениях непременно присутствуют следующие элементы:

    идентификация объекта передачи («что»);

    количественная оценка («сколько»);

    идентификаторы субъектов передачи («от кого», «кому»);

    отметка времени («когда произошло»).

    Указанные элементы присутствуют и при описании хозяйственных операций в розничной торговле (например, в условиях магазина: приёмка тканей от поставщика на склад, выдача тканей в торговый зал, оформление продажи, сдача кассами дневной выручки и др.).

    В рассмотренных ситуациях речь шла о перемещении материальных ценностей. Однако аналогичная ситуация проявляется и в операциях, сопряженных с расходом трудовых ресурсов. Рассмотрим ситуацию, когда на предприятии введена сдельная (индивидуальная) оплата труда. Это значит, что перед началом какой-то технологической операции рабочий должен получить наряд, т. е. документ, в котором чётко указано: какую именно операцию необходимо выполнить, над каким предметом труда, каков объём задания (скажем, сколько деталей он должен обработать), в какое время нужно уложиться, сколько стоит работа и др. Выполнив задание, рабочий сдаёт обработанные предметы труда (либо контролёру, либо мастеру, либо в цеховую кладовую) и получает подтверждение (например, в форме копии наряда, подписанного мастером) того, что он действительно выполнил определённую операцию, сдав тогда-то такое-то количество качественных деталей. С одной стороны, эти сведения вливаются в общий информационный поток и служат целям контроля за ходом производства и за расходованием ресурсов, с другой – они необходимы для начисления заработной платы рабочему.

    В состав наряда (и соответствующего сообщения) входят:

    идентификатор субъекта («кто выполнил операцию»);

    идентификатор объекта труда («какая деталь обработана»);

    идентификатор операции («что было сделано»);

    количественная оценка («сколько сделано годных»);

    количественная оценка («сколько нужно заплатить»);

    отметка времени («когда выполнена работа»)

    и, возможно, некоторые другие элементы.

    В каждом отдельном случае, с учётом конкретных обстоятельств, могут быть добавлены и другие элементы, например, идентификатор документа или сообщения о хозяйственной операции (скажем, «номер накладной»).

    Итак, для регистрации любой хозяйственной операции, т. е. для получения первичных (исходных) сведений (данных) о процессах, протекающих в объекте управления, для установления их количественных и качественных характеристик, необходимо выполнять такие действия, как идентификация, измерение, привязка ко времени.

    Идентификация – действие, процесс, в результате которого устанавливают (узнают, определяют) идентификатор объекта. Применительно к нуждам автоматизированной СОД следует различать две стороны этого процесса. Во-первых, необходимо узнать (определить, распознать) значение идентификатора объекта. Во-вторых, требуется это значение представить в машинной форме , иными словами, ввести в СОД. (Эти две фазы иногда сливаются, а иногда чётко разделены.)

    Под идентификатором понимают комбинацию символов, сопоставленную с объектом идентификации и однозначно отличающую его от любого другого объекта (по крайней мере, в пределах определённого класса объектов и в данной информационной системе). Образно говоря, идентификатор – это уникальное (в определённых границах) имя объекта.

    Измерение – процесс, суть которого – дать количественную оценку информации. Конкретные формы его весьма разнообразны, ибо они решающим образом зависят от вида, физической сущности объекта измерения (твёрдый предмет, жидкость, газ, неосязаемый поток энергии и т.д.), требуемой точности измерения, подлежащих измерению количеств и т.д.

    Привязка ко времени – элемент формирования документов и сообщений, выполняемый либо самым традиционным способом (человек смотрит на календарь, часы и вручную заносит данные в документ), либо с помощью специальных устройств, которые автоматически заносят дату и время в документ или на другой носитель.

    Возвращаясь к общему понятию информации, отметим её основные особенности (характеристики, свойства):

    Релевантность – способность информации соответствовать запросам пользователя.

    Достоверность – свойство информации точно отображать исследуемый объект.

    Полнота – свойство информации в достаточном объёме характеризовать отображаемый процесс (объект).

    Доступность – свойство информации, предоставляющее возможность её получения.

    Своевременность – способность информации соответствовать запросам пользователя в требуемый момент.

    Живучесть – способность информации удовлетворять потребности пользователя с течением времени.

    Эргономичность – свойство, характеризующее эффективную работу пользователя с информацией.

  1. Защищённость – свойство, исключающее доступ к ней постороннего пользователя.

    С особенностями информации тесно связаны следующие основные процессы:

    Восприятие информации
    процесс преобразования сведений, регистрируемых человеком или техническими средствами от объекта, с целью их дальнейшего применения.

    Сбор информации – процесс получения информации от объекта и приведение её к виду, стандартному для данной информационной системы.

    Передача информации – доставка данных по заданному адресу с использованием систем связи и передачи данных.

    Обработка информации – последовательно-параллельное во времени решение вычислительных задач.

    Хранение информации – ее перенос на долговременные носители информации (машинные и внемашинные).

    Приложение 1

    ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ»

    1. С позиций философии информация есть отражение реального мира; это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Сама по себе информация может быть отнесена к категории абстрактных понятий типа математических, но ряд ее особенностей приближает ее к материальным объектам. Так, информацию можно получить, записать, стереть, передать; информация не может возникнуть из ничего. Однако при распространении информации проявляется такое ее свойство, которое не присуще материальным объектам: при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается. Если бы информация была лишена этого свойства, то преподаватель, читая лекцию студентам, терял бы информацию и становился неучем.

    Итак, информация не материальна , но она является свойством материи и не может существовать без своего материального носителя – средства переноса ее в пространстве и во времени. Носителем информации может быть как непосредственно наблюдаемый физический объект, так и энергетический субстрат. В последнем случае информация представлена в виде сигналов: световых, звуковых, электрических и т. д. При отображении на носителе информация кодируется , т. е. ей ставится в соответствие форма, цвет, структура и другие параметры элементов носителя.

    От выбора носителя и способа кодирования информации при выполнении конкретных информационных процедур во многом зависит эффективность функционирования системы управления. В связи с этим при преобразовании в процессе управления информация, как правило, неоднократно изменяет не только свой код, но и тип носителя.

    2. Весьма распространенным способом кодирования информации является ее представление в виде последовательности символов определенного «абстрактного алфавита», являющегося компонентой некоторого «абстрактного языка». Читая книгу, написанную на родном языке, мы как раз и воспринимаем информацию, записанную на её страницах, в виде кодовых комбинаций (слов), состоящих из последовательности символов (букв, цифр) принятого алфавита. То же самое можно сказать и относительно информации, сообщаемой в процессе устной речи.

    Результаты измерения любых скалярных величин представляют, в конце концов, в числовом виде, а поскольку при заданной точности измерений эти числа представимы в виде конечных наборов цифр (с запятой или без нее), то дискретную форму представления информации часто отождествляют с цифровой информацией.

    Цифровая информация представляет собой частный случай так называемого алфавитного способа представления дискретной информации. Его основой является произвольный фиксированный конечный набор символов любой природы, называемый абстрактным алфавитом, или просто алфавитом.

    Алфавит

    это фиксированный для данного языка набор основных символов, т.е. «букв алфавита», из которых должен состоять любой текст на этом языке – никакие другие символы в тексте не допускаются.

    Совокупность десятичных цифр вместе с запятой для отделения дробной части числа можно рассматривать как частный случай абстрактного алфавита с 11 символами - буквами этого алфавита. Другой пример - алфавит естественного человеческого языка, например, русского. Язык математических и других научных текстов может включать наряду с обычными буквами данного языка буквы других языков (например, греческого), а также различные специальные символы (например, символы арифметических операций +, - и др.).

    Любая конечная последовательность букв в (абстрактном) алфавите Х называется словом (текстом) в этом алфавите. Заметим, что при этом не требуется никакой осмысленности слова, даже если речь идет о словах в алфавитах естественных человеческих языков. Более того, если, скажем, алфавит Х состоит из букв русского алфавита, а также из знаков препинания и символа пробела, то словом (или текстом) в таком алфавите может считаться любая фраза и даже целая книга.

    Для того чтобы из всего получаемого таким образом множества слов выделить правильные в каком-то смысле слова, над исходным алфавитом Х строится так называемый формальный язык. Кроме алфавита X, формальный язык задается своей особой (формальной) грамматикой (синтаксисом). Она представляет собой не что иное, как конечную совокупность формальных правил, с помощью которых порождаются все слова данного языка (т. е. правильные слова) и только такие слова.

    Синтаксис
    – это система правил, определяющих допустимые конструкции из букв алфавита. Таким образом, для каждой цепочки (последовательности) символов синтаксис позволяет ответить на вопрос, является ли она текстом на данном языке.

    Для сохранения смысла информации необходима семантика – система правил истолкования отдельных языковых конструкций.

    При обработке информации часто возникает необходимость представлять средствами одного алфавита буквы других алфавитов. Такое представление носит в информатике специальное наименование кодирования . Проблема решается просто, если требуется закодировать буквы алфавита Х с меньшим числом букв, чем у кодирующего алфавита. Если, например, Х – алфавит десятичных цифр, а У – обычный русский алфавит, то для кодирования Х в У достаточно положить 0 = а, 1 = б, 2 = в, 3 = г, …, 9 == к. Разумеется, возможны и другие способы кодирования, в том числе и такие, в которых буквы алфавита Х кодируются несколькими буквами алфавита У .

    Один из наиболее естественных способов такого кодирования – замена десятичных цифр их русскими названиями: нуль, один, два, три и т. д.

    Если необходимо закодировать один алфавит с помощью другого с меньшим числом букв, то использование для кодирования последовательностей букв является обязательным условием возможности различения кодов различных букв и это является непременным условием правильного кодирования. Так, буквы русского алфавита можно закодировать парами десятичных цифр, например, а == 01, б = 02,…, к = 10, л = 11, …

    3. Любое сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой системе. Например, на вход автоматизированной системы управления производственным цехом может быть передано сообщение о нормальном или повышенном проценте брака, о химическом составе сырья или температуре в печи. Любое из этих сообщений описывает состояние системы.

    Очевидно, если состояние системы было известно заранее, то не было бы смысла передавать сообщение. Сообщение приобретает смысл только тогда, когда состояние заранее неизвестно, случайно.

    Поэтому в качестве изучаемого объекта мы будем рассматривать некоторую систему, случайным образом находящуюся в том или ином состоянии, т.е. систему, которой заведомо присуща какая-то степень неопределённости . Очевидно, сведения, полученные о системе, будут, вообще говоря, тем ценнее и содержательнее, чем больше была неопределённость системы до получения этих сведений («априори»). Возникает естественный вопрос: что значит «большая» или «меньшая» степень неопределённости и чем можно её измерить. Однако об этом речь пойдёт далее.

    4. В системах организационного управления, как уже отмечалось, управление людьми стоит над управлением вещами. Информация, связанная с управлением людьми, является экономической, а информация, связанная с управлением вещами,- технической.

    В связи с этим представляется возможным дать более узкое определение: экономическая информация - это информация, возникающая при подготовке и в процессе производственно-хозяйственной деятельности и используемая для управления этой деятельностью.

    Для экономической информации характерны большие объемы, многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленных временных пределах, значительный удельный вес логических операций ее обработки и сравнительно несложные математические расчеты для получения многих видов результатной информации.

    Экономическая информация имеет дискретный характер, т. е. может быть структурирована и представлена как совокупность отдельных структурных единиц информации . Важнейшими видами структурных единиц информации являются:

    реквизит – простейшая структурная единица информации, неделимая на смысловом уровне, отражающая количественную или качественную характеристику сущностей (объекта, процесса, явления и т.п.) предметной области;

    составная единица информации (СЕИ) – логически взаимосвязанная совокупность реквизитов;

    показатель – минимальная (основная) СЕИ, сохраняющая информативность;

    документ – СЕИ, которая представлена на бумажном носителе и имеет самостоятельное значение.

    Показатель представляет собой контролируемый параметр объекта управления и состоит из наименования и значения. Показатель П
    можно представить следующей формулой:


    П ==<Н
    п, З
    п >,

    где Н
    п - наименование показателя; З п - значение показателя.

    Показатель формируется из совокупности реквизитов, имеющей законченное смысловое содержание и потребительную стоимость. Реквизит – это логически неделимый элемент показателя, соотносимый с определенным свойством отображаемого информацией объекта или процесса. Реквизит нельзя разделить на более мелкие информационные единицы (буквы, цифры) без разрушения смысла. Каждый экономический показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. Реквизит-основание характеризует количественную сторону объекта или процесса (величина нормы времени, чистый вес детали и др.) и определяет значение показателя; реквизиты-признаки характеризуют качественную сторону и определяют наименование показателя (идентифицируют показатель).

    Экономический показатель – это СЕИ, являющийся достаточным для образования самостоятельного документа.

    Семантический (смысловой) анализ позволяет выявить функциональную зависимость реквизитов и выполнить на этой основе структурирование экономической информации, что в свою очередь позволяет построить информационно-логическую модель предметной области и осуществить проектирование структуры базы данных.

    5. Информация вообще и экономическая информация в особенности играет важнейшую роль в процессе ускорения научно-технического прогресса, в регулировании рыночной экономики.

    Важным обстоятельством, обусловливающим необходимость ускоренного развития информационных систем, является ограниченность сырьевых, энергетических, экономических и человеческих ресурсов. Информация, включающая общественно-политические, научные, технические и общекультурные знания,- это единственный вид ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию всех прочих ресурсов, их сбережению, а в ряде случаев расширению и созданию новых.

    Иными словами, информация в производственных
    системах выступает в известных пределах как взаимозаменяемый ресурс по отношению к таким ресурсам, как труд, сырье, энергия, основные фонды. В зависимости от содержания и качества используемой для управления информации достижение заданной цели в системе возможно различными путями и соответственно при различных затратах материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Особое значение приобретает проблема минимизации затрат живого и овеществлённого труда, величина которых является основным моментом в ценообразовании. Минимизация издержек значительно сокращает амплитуду колебаний коммерческого риска. Повышение организованности и упорядоченности за счет привлечения дополнительной или более качественной информации нередко становится более важным фактором развития производства, нежели вовлечение в производство дополнительных объемов труда, сырья, энергии. Это тем более важно, что в первом случае система будет развиваться интенсивно, а во втором (т. е. при привлечении дополнительных материальных ресурсов) – экстенсивно.

    Приложение 2

    КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ

    В свете идей науки о знаковых системах – семиотики – адекватность информации, т.е. соответствие содержания образа отображаемому объекту, может выражаться в трех формах: синтаксической, семантической и прагматической.

    Синтаксическая адекватность связана с воспроизведением формально-структурных характеристик отражения, абстрагировано от смысловых и потребительских (полезностных) параметров объекта. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость ее передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т. п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными.

    Семантическая адекватность выражает аспект соответствия образа, знака и объекта, т. е. отношение информации и ее источника. Проявляется семантическая информация при наличии единства информации (объекта) и пользователя. Семантический аспект имеет в виду учет смыслового содержания информации; на этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи между кодами представления информации.

    Прагматическая адекватность отражает соотношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которое на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации для выработки правильного управленческого решения. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации.

    В соответствии с тремя формами адекватности выполняется и измерение информации. Терминологически принято говорить о количестве информации и об объёме данных.

    Синтаксические меры информации . Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) принятого алфавита в этом сообщении. Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления. Естественно, что одно и то же количество разрядов в разных системах счисления может передать разное число состояний отображаемого объекта. Действительно, N=m n , где N- число всевозможных отображаемых состояний; т- основание системы счисления (разнообразие символов, применяемых в алфавите); п - число разрядов (символов) в сообщении.

    Поэтому в различных системах счисления один разряд имеет различный вес, и соответственно меняется единица измерения данных. Так, в двоичной системе счисления единицей измерения служит «бит» (binary digit - двоичный разряд), в десятичной системе счисления - «дит» (десятичный разряд). Например: а) сообщение в двоичной системе 10111011 имеет объем данных V д =8 бит; б) сообщение в десятичной системе 275903 имеет объем данных V д =6 дит.

    В современных ЭВМ, наряду с минимальной единицей данных «бит», широко используется укрупненная единица измерения «байт», равная 8 бит.

    Определение количества информации на синтаксическом уровне невозможно без рассмотрения понятия неопределенности состояния системы (энтропии системы). Действительно, получение информации о какой-либо системе всегда связано с изменением степени неосведомленности получателя о состоянии этой системы.

    До получения информации получатель мог иметь некоторые предварительные (априорные) сведения о системе a ; мера неосведомленности о системе H (a ) и является для него мерой неопределенности состояния системы. После получения некоторого сообщения b получатель приобретает дополнительную информацию I b (a ), уменьшающую его априорную неосведомленность так, что апостериорная (после получения сообщения b ) неопределенность состояния системы становится H b
    (a ). Тогда количество информации I b (a )
    о системе a , полученное в сообщении b , определится как I b (a )= H (a ) H b
    (a ), т.е. количество информации измеряется изменением (уменьшением) неопределенности состояния системы.

    Если конечная неопределенность H b (a )
    обратится в нуль, то первоначальное неполное знание заменится полным знанием и количество информации I
    b (a )= H (a ). Иными словами, энтропия системы H (a ) может рассматриваться как мера недостающей информации.

    Энтропия системы H (a ), имеющей N возможных состояний, согласно формуле Шеннона равна


    H (a ) = — (P 1 *log P 1 + P 2 * log P 2 + … + P N *log P N
    ),

    где P i - вероятность того, что система находится в i -м состоянии.

    Наиболее часто используются двоичные и десятичные логарифмы. Единицами измерения в этих случаях будут «бит» и «дит». Степень информативности сообщения определяется отношением количества информации к объему данных, т. е.


    Y = I
    /
    V Д
    , причем 0 £ Y £ 1

    (Y- характеризует лаконичность сообщения). С увеличением Y уменьшаются объемы работы по преобразованию информации (данных) в системе. Поэтому стремятся к повышению информативности, для чего разрабатываются специальные методы оптимального кодирования информации.

    Семантическая мера информации . Синтаксические меры количества информации в общем случае не могут быть непосредственно использованы для измерения смыслового содержания, ибо имеют дело с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту.

    Для измерения смыслового содержания информации, т. е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера информации, предложенная Ю. И. Шнейдером. Он связывает семантические свойства информации прежде всего со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Используется понятие «тезаурус пользователя». Тезаурус можно трактовать как совокупность сведений, которыми располагает данная система, пользователь.

    В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации Š и тезаурусом пользователя S п изменяется количество семантической информации I с , воспринимаемой пользователем и включаемой им в дальнейшем в свой тезаурус. При S п очень маленьком пользователь не воспринимает, не понимает поступающую информацию; при S п
    очень большом
    пользователь все знает, и поступающая информация ему не нужна: и в том, и в другом случае
    I с практически равно нулю. Максимальное значение I с приобретает при согласовании Š с тезаурусом S п , когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.

    Следовательно, количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной: одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание
    для компетентного пользователя и быть бессмысленным (семантический шум) для пользователя некомпетентного; в то же время понятная, но известная компетентному пользователю информация представляет собой для него тоже семантический шум.

    Прагматическая мера информации - это ее полезность, ценность для управления. Эта мера – также величина относительная, обусловленная особенностями использования данной информации в той или иной системе. «Исследование полезности экономической информации, рациональности информационного потока в условиях его систематического нарастания – дело многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических явлений и процессов; иногда меняются традиционные представления о связях между хозяйственными показателями; осуществляется их критическая переоценка. В этих условиях не всегда возможно использование ранее существовавшей системы показателей для выявления тенденций и закономерностей в формировании информационного потока на предстоящее время, для целей информационного прогнозирования, тем более что в данном случае речь идёт об информации, характеризующей наступающие события, имеющие вероятностный характер. К тому же постоянно приходится иметь в виду критерий информационной полезности.» [Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., 1997. С. 63]. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним, например, в рублях), в которых измеряется целевая функция управления системой.

    Ценность информации – комплексный показатель её качества, её мера на прагматическом уровне.

    Качество информации можно определить как совокупность свойств, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей.

    Возможность и эффективность использования информации для управления обусловливается такими ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, полнота, доступность, актуальность, своевременность, устойчивость, точность, достоверность и ценность.

    1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1987.

    2. Автоматизированные системы управления и организация экономической информации …Киев, 1987.

    3. Мамиконов А.Г. Проектирование АСУ. М., 1987.

    4. Джордж Ф. Основы кибернетики. М., 1984.

    5. Научные основы организации управления и построения АСУ. М., 1990.

    6. Вершинин О.Е. Компьютер для менеджера. М., 1990.

    7. Горчаков А.А., Орлова И.В. Компьютерные экономико-математические модели. М., 1995. Понятие информации ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕДУР ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Схема приема информации и ее передачи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Формы социальных технологий

Источники социологической информации

Главными источниками специальных знаний для него служат: - разработки в смежных областях науки - как социальной, так и теоретико-журналистской. Особенно богаты свежими данными специализированные журналы "Социологические исследования", "Социально-политические науки", Сюда надо отнести и ведомственную статистику. Концептуальная и эмпирическая информация не бывает "вечной" - наоборот, она быстро обновляется, вплоть до коренной перемены знаков оценки. Повседневной проблемой для социологии журналистики является стыковка с другими отраслями обществоведения - как по проблематике проектов, так и с точки зрения понятийного и методического аппарата; - литература и банки данных социолого-журналистских центров, которых с каждым годом становится все больше. К крупнейшим среди них относятся исследовательская лаборатория факультета журналистики МГУ, Институт социологии РАН, фирма "Экро" в С. - Петербурге и др. Колоссальную по объему информацию изо дня в день накапливает фирма НИСПИ, которая специализируется на телеметрических замерах аудитории телевидения (снятие данных с антенн телеприемников).; - труды теоретиков журналистики, посвященные ее актуальным проблемам и текущей практике. Это само собой понятное направление сотрудничества. То же относится и к работе самих СМИ - имеются в виду не только их исследования по научным программам, но и систематическое читательско-зрительское знакомство с опытом редакций; - развитие собственной исследовательской школы в вузе, лаборатории, издательском доме и т.п. В популярном учебном пособии "Социология журналистики"2 В.А. Сидоров, автор главы, посвященной социологической журналистике, уклоняется от непосредственного обсуждения вопроса об источниках социологической информации, хотя, фактически, подразумевает, что в таковом качестве могут выступать либо человек (в данном случае - социолог или заказчик социологического исследования), либо документ (письменный или рукописный отчет о результатах социологического исследования). Несколько иной подход к пониманию необходимости оценки источника информации демонстрируют авторы хорошо известного американского издания "Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения". Научные центры в качестве источника социологической информации фигурируют на страницах журнала крайне редко, например, на Институт социологии РАН журналисты ссылались в анализируемых публикациях всего два раза. Вторым по значимости источником данных для журналистов еженедельника являются "беспристрастные органы СМИ" - в данном случае сам журнал "Власть" и сайт Росбизнесконсалтинга (РБК). Примечательно, что информацию собственного изготовления журналисты явно не позиционируют как "социологическую", преподносят как тождественную ей. Таким образом, в печатных СМИ под видом социологической информации присутствует информация как минимум трех видов: собственно социологическая, представляющая собой результат научной деятельности социологов, итоги опросов общественного мнения, распространяемые опросными фирмами, и псевдосоциология, произведенная самими журналистами. Сам факт публикации социологических данных без комментариев свидетельствует о том, что информация и ее источник никаких сомнений у журналистов не вызывают.

Структура социальной информации

В связи с расширением диапазона человеческой деятельности, в том числе в области предпринимательства, возникает необходимость постоянно обращаться к различным видам социальной информации. Это особенно характерно для межотраслевой предпринимательской деятельности, характерной для книготоргового предпринимательства.

Весь объем социальной информации схематически можно представить в виде ряда взаимосвязанных пластов различных видов информации и документации, отражающих результаты человеческой деятельности во всех сферах, представляющих в совокупности важную составную часть - ноосферы.

Очевидно, было бы целесообразно по каждому информационному пласту создать специализированную информационную систему, которая входила бы составной частью в общегосударственную систему социальной информации. Возможно, в перспективе это произойдет, но в настоящее время далеко не по всем пластам социальной информации существуют достаточно развитые централизованные системы информации. Так, не существует до сих пор, как это ни странно, в России специализированной системы экономической информации, которая в системе социальной информации должна, казалось бы, стоять на первом месте. Она "приплюсована" к системе научно-технической информации, но от этого мало что выиграла, равно как и потребители экономической информации. В России до начала перестройки не было специализированных центров экономической, предпринимательской, коммерческой информации; считалось, что с их функциями могут справиться существующие в рамках государственной системы научно-технической информации институты информации и технико-экономических исследований. Оправдывалось это тем, что государственная система научно-технической информации - это одна из наиболее развитых в стране информационных систем с разветвленной сетью информационных служб различного уровня, имеющая огромный контингент постоянных пользователей с хорошо поставленной обратной связью. В этой системе налажено информационное обеспечение различных категорий потребителей информации с учетом их потенциальных и заявленных информационных запросов и потребностей, разработаны и широко практикуются различные формы и виды информационного обслуживания, различные виды информационных документов с учетом решаемых потребителем задач.

Критерии объективности, надежности, достоверности информации

Для того чтобы в дальнейшем достаточно эффективно работать с информацией (использовать ее), нужно на начальном этапе понять достаточно простые вещи: полезна для вас изложенная информация или нет, можно ли ей доверять, требуется ли дополнительная информация и т.п. Так вот, процесс понимания и есть не что иное, как оценка поступившей к вам информации.

Критерии оценки информации - (важность, точность, значимость)

По каждому эпизоду (текстовому блоку, сообщению и т.п.) необходимо принять решение о нужности, хранении и дальнейшем использовании. Собирать всю окружающую информацию, прямо скажем, весьма затруднительно: для этого требуются колоссальные ресурсы.

Сам процесс выбраковки должен иметь четкие критерии. Для принятия решения о нужности информации осуществляется первичная ее оценка. Критерии первичной оценки должны быть немного загрублены для исключения потери важной информации, но незначительно, иначе поток превратится в неконтролируемый. Минимальный набор критериев для первичной оценки - это один признак - релевантность данной информации нашим потребностям. Иначе говоря, если информация хоть как-то касается нашей темы ил потенциально может помочь в работе над нашим проектом, значит, она представляет для нас интерес. Значит, мы ее оставляем у себя и пускаем в дальнейшую работу.

РЕЛЕВАНТНОСТЬ информации - наличие связи с проблемой (соответствие нашим интересам) и способность информации внести вклад в процесс понимания проблемы. Иными словами, необходимо сопоставить данную информацию с вашими информационными потребностями и ответить на вопрос: сможет ли помочь она вам чем-то сейчас или в ближайшем будущем? Если да - переходите к следующему этапу, если нет - в корзину (если только она вам не пригодится в другом деле).

ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - насколько представленное описание соответствует действительности. Можно ли верить информации или требуется дополнительное исследование, или нельзя доверять в принципе.

ЗНАЧИМОСТЬ:

понимание самой информации, полнота освещения предмета интереса, своевременность информации и ее достаточность для принятия решения.

Использование социологической информации в деятельности органов управления

Деятельность социальных систем невозможна без ее информационного обеспечения. Любой управленец в своей работе обязательно использует соответствующую информацию, например, о состоянии управляемой системы, ее внутренней и окружающей среде. От качества и достоверности информации во многом зависит эффективность процесса управления.

Информация - это какие-либо сведения, данные, знания, сообщаемые передающей системой для принимающей, что ведет к изменению состояния последней.

Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации.

Однако потребность в информации у разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется, прежде всего, содержанием тех задач, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, руководитель, работник управляющего аппарата. Она также зависит от масштабов и значимости принимаемых комплексных решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразнее по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия), от их многовариантности, состояния управляемого объекта, от размера и разнообразия возмущающих управляемую систему внешних и внутренних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих конечные результаты функционирования данной системы.

Совершенствование системы управления обществом, требует наиболее полных знаний об объектах управления, а именно: являются ли они социальными группами, слоями населения, социальными организациями, территориальными общностями или такими подсистемами общества, как экономическая, социальная, политическая, социокультурная. И субъект, и объект управления должны быть обеспечены достоверной и достаточно детальной информацией о функционировании общества, его основных подсистемах, организациях и группах.

Проведенные социологические исследования свидетельствуют, что руководители и менеджеры не всегда и не целиком используют всю доступную им информацию, хотя это и очень важно для процессов управления.

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

анализ документов;

социологическое наблюдение;

опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

социальный эксперимент;

некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Сбор социологической информации

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;

авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Метод социологического наблюдения - метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос - это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице.

Методы и принципы обработки и анализа социологической информации

Обработка и анализ социологической информации. Заключительный этап социологического исследования предполагает обработку и анализ данных, полученных в ходе исследования. Что же такое данные в социологии? Данные - это собранная, формализованная и структуриро­ванная в процессе исследования эмпирическая социологическая информация.

Формализация - это совокупность процедур формирования выборки (об этом говорится в главе 37), доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения. Структурирование включает в себя определение списка измерения показателей (их называют переменными), а также списка объектов, которые необходимо обследовать (выборка).

Обработка данных включает в себя следующие действия:

Редактирование и кодирование информации. Цель - проверка и формализация информации: методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка некачественно заполненных анкет. Если отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, то опросник исключается как некачественный.

Кодирование информации - перевод на язык формализованной обработки данных.

Статистический анализ - выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выводы и обобщения.

Простой формой обобщения данных является их группировка - объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедура требует расчленения разнородных явлений в однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определения признаков разграничения типов, интервала перехода одного типа к другому. Различают такие виды группировок:

1. суммирование однородных признаков для определения абсолютного числа их проявлений в изучаемой совокупности.

2. ранжирование - группировка единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака.

3. шкалирование - на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы (трехмерной; многомерной; двухсторонней (интересуется/ не интересуется)). Каждому пункту шкалы дается определенное числовое обозначение.

4. табулирование - построение статистических таблиц (сводка данных по годам относительно ситуации и т.д.).

социальная информация муниципальное управление

Проблема надежности и достоверности социологической информации

О достоверности социологической информации

Пожалуй, наиболее адекватна для данной лекции другая книга В.Э. Шляпентоха "Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях" (М.: "Статистика", 1973).

И, тем не менее, пожалуй, ограничусь лишь перечислением разделов этой книги, что само по себе, достаточно информативно. Читайте, пожалуйста, внимательно и вдумчиво:

Актуальность проблемы.

Логическое и эмпирическое обоснование социологических показателей.

Параметры качества информации.

Респондент как источник информации.

Классификация вопросов.

Проблема получения фактологической информации.

Проблемы получения информации о психике респондента.

Пути повышения достоверности ответов о духовной деятельности.

Респондент как эксперт.

Память респондента и достоверность ответов

Метод "моментных" опросов.

Метод "напоминания" в опросах.

Фактор памяти и закрытые вопросы.

Способы сбора информации и память респондента.

Фактор времени и опрос

Размер анкет и длительность интервью.

Интерес респондента к опросу.

Пути повышения привлекательности опроса.

Выбор времени для интервьюирования.

Утомляемость респондента.

Возможности получения информации абстрактного и конкретного характера.

Трудности ответов на вопросы абстрактного характера.

Проблема понимания вопросов.

Респондент как источник количественной информации.

Информация об интенсивности оценок.

Количественная информация о результатах деятельности.

Формулировки вопросов и ценностные ориентации респондентов.

Престижный фактор и достоверность ответов.

Ценностные аспекты формулировок вопросов.

Типы вопросов и выявление истинной позиции респондента.

Ценностные факторы и уровень образования респондента.

Пути преодоления влияния престижного фактора.

Проблемы положительных и отрицательных оценок.

Причины склонности респондента к положительным оценкам.

Влияние условий интервьюирования на результаты опроса.

Влияние интервьюера.

"Третьи лица" во время интервьюирования.

Место беседы с респондентом.

Возможности нестандартизированных интервью.

Косвенная техника опросов.

Этика интервьюирования. Опрос и анонимность.

Анонимность и интервью.

Почтовые опросы и анонимность.

Фактор анонимности и пути повышения достоверности ответов.

Содержание социологического обеспечения государственного и муниципального управления. Основные социологические показатели качества жизни населения

В анализе целостного жизнесуществования людей важную роль играет изучение их уровня жизни. Оценки динамики его индикаторов в России в процессе реформ весьма разноречивы. Особенно острые противоречия связаны с оценками неравенства доходов и бедности в 1994-1996 гг. Причины исключительно высокого разброса оценок связаны с методами измерения и анализа причинных зависимостей.

Обычно в качестве дефиниции основного, ключевого понятия "уровень жизни" принимают следующее определение: уровень жизни представляет собой меру удовлетворенности материальных, культурно-духовных потребностей людей в смысле обеспеченности их различными потребительскими благами. При этом имеются в виду преимущественно количественные оценки, которые могут быть представлены следующими социально-экономическими показателями и индикаторами уровня жизни населения:

1. Основные макроэкономические показатели совокупная и среднедушевая величина валового внутреннего продукта, объемы продукции промышленности, сельского хозяйства, платных услуг, розничный товарооборот, индексы потребительских цен, доходы, расходы и дефицит консолидированного бюджета, среднегодовая численность занятых в экономике, общая численность безработных.

2. Доходы населения: совокупное и среднедушевое фактическое конечное потребление домашних хозяйств, среднедушевые денежные доходы населения, распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, величина номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника, величина реальной начисленной заработной платы одного работника, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии, величина прожиточного минимума, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, минимальный размер оплаты труда, тарифная ставка 1 разряда ETC, минимальный размер пенсии по старости.

3. Жилище: общая площадь занимаемого жилья на одного жителя, число семей, состоящих на учете на получение жилья.

4. Здравоохранение: Число больничных коек на 1000 населения.

5. Образование: число вузов, число студентов в высших учебных заведениях на 1000 населения, число средних специальных учебных заведений, число студентов средних специальных заведений на 1000 населения.

6. Культура: количество изданных книг, брошюр на душу населения и количество журналов, изданных на душу населения в год.

7. Отдых и туризм: численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха.

8. Недвижимость: наличие легковых автомобилей на 100 семей, количество земли в личном пользовании.

9. Питанием суточная калорийность пищевого рациона на душу населения, животные белки на душу населения.

10. Тенденции в области демографии: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, общий коэффициент рождаемости, общий коэффициент смертности, коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте, коэффициент младенческой смертности, общий коэффициент брачности, общий коэффициент разводимости.

11. Безопасность: численность зарегистрированных преступлений за год. Напомним, что" под валовым внутренним продуктом понимается продукт на стадии производства, получаемый путем суммирования валовой добавленной стоимости по отраслям. Валовой внутренний продукт рассчитывается по рыночным ценам и включает в себя чистые налоги на продукты и импорт.

Основные направления социологических исследований для обеспечения и оценки государственного и муниципального управления. Сущность и природа социальных технологий как организационной деятельности

Понятие "социальная технология" в России появилось в 70 - 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал "Какими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать". Далее он писал: "Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования".

Это же время появились и первые отечественные исследования по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уделяли Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, А.К. Зайцев, Л.Г. Ионин и др. Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей. Сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса) на процедуры и операции;

социальная технология заключается в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как "живая" (живущая) технология;

социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она "вырастает" в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Кроме того, под социальными технологиями понимаются также развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная ("выращенная") и реально действующая социальная система, созданная с определенными целями, например система контроля исполнения принятых управленческих решений. То есть социальная технология - это откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определению Ю.М. Резника, социальная технология - это "специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)".

Формы социальных технологий

В целом социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование социальных технологий всегда связано с потребностью оптимизировать социальное управление, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы и процедуры.

Особое значение для социальной технологии как практической, организационной деятельности имели наличие условий ее реализации: элементы структуры социального процесса, особенности строения и закономерности его функционирования; возможность формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций, процедур. Характер социальной технологии, ее особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Формы организации социологических исследований

Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются.

1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.

3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.

4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

5. Выявление ценностных ориентации личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентации.

7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем. Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных.

Виды социологического исследования

Виды социологических исследований.

По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:

теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые

фундаментальные - направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

прикладные - направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

разовые - позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

повторные - используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Методы социологического исследования управления и организаций

Социологическим исследованием системы управления называют разновидность исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность системы управления, и ис­пользуют специфические приемы сбора и анализа первичной социологической информации.

Целью социологических исследований систем управления могут быть:

оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг

совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

изучение отношения потребителей к товару (работе, услуге), к методам работы в целом;

улучшение социальной ситуации в коллективе;

снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.

Социологическое исследование включает следующие этапы:

разработка программы и инструментария;

сбор информации; подготовка собранной информации к обработ­ке и ее обработка;

анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомен­даций.

Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленных в нем цели и задач.

Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое (рис. 1).

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Инструментарием называют методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К ним относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, бланк-карты для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Социально-антропологические исследования организаций и менеджмента. Метод кейс-стади в исследованиях менеджмента и организации

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Классификация кейсов

По структуре

Структурированные кейсы (highly structured case) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.

Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время.

Традиционно бизнес-кейс отражает конкретную бизнес-ситуацию, требующую управленческих решений со стороны менеджмента компании. В процессе занятий преподаватель направляет студентов в поиске таких решений. По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в TiasNimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:

Достаточный объём первичных и статистических данных;

Участие топ-менеджера компании в процессе написания кейса;

Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить разнообразные методы анализа при поиске решения.

В соответствии с исследованиями, проведёнными ECCH, некоммерческой организацией, специализирующейся на разработке и развитии кейс-метода в бизнес-образовании, наибольшей популярностью как у преподавателей, так и у студентов пользуются кейсы, основанные на полевых исследованиях (в отличие от кейсов, основанных на опубликованных данных). Традиционно бизнес-кейс пишется в партнёрстве академических преподавателей и менеджеров компаний.

Общая характеристика метода case-study

Case-studiеs - учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в "команде", проводить анализ и принимать управленческие решения. Может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

Методологические основания социального эксперимента

Социальный эксперимент (от лат. "experimentum" - проба, опыт) как активный метод исследовательской и преобразовательной деятельности является важной формой социальной практики, а также эффективным способом получения информации о социальном объекте посредством его преобразования, результаты которого применимы в качестве критерия истины. Социальный эксперимент - не только метод научного познания, но и важнейший инструмент проверки гипотез на основе фиксации и контроля состояния социального объекта, изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий - вводимых факторов (или задаваемых переменных), дающих возможность наблюдать и измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, а также получать новое знание.

Главное в социальном эксперименте - это специально организованное и научно обоснованное воздействие на социальную группу, коллектив, общность людей или личность, а также на их отношения с целью познать и изменить их жизнедеятельность в желаемом направлении. Такое воздействие принято считать экспериментальным, если им управляют, контролируют его, измеряют и фиксируют, а полученные данные оценивают, обобщают и включают в состав принимаемых решений . Ценность социального эксперимента заключается в продуктивности этого метода, так как он дает не только описательную информацию о состоянии и изменениях социального объекта, но и объяснительную - о причинах изменений и возможной динамике их повторений.

На современном этапе общественного развития технологии социального эксперимента базируются на разработке определенной гипотетической модели рассматриваемого социального явления (или процесса). В нем выявляют основные взаимозависимые параметры и их связи с другими явлениями (процессами). На основе этой модели изучаемое явление (процесс) описывают как систему переменных, среди которых выделяют независимую переменную (экспериментальный фактор), управляемую экспериментатором, которая является гипотетической причиной определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления (процесса), но так как их влияние в этом эксперименте не исследуют, оно должно быть нейтрализовано (или поддержано постоянным).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Направления развития социологии, ее глобализация на современном этапе. Социальная структура и социальная стратификация. Типология и основные приемы социологических исследований. Анкетные опросы и интервью. Методы обработки социологической информации.

    курс лекций , добавлен 14.06.2009

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Количественные приемы сбора социологических данных. Проведение социометрических исследований в малой общественной группе. Практика использования методов изучения в работе современного руководителя. Качественные способы сбора социологической информации.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Основные виды, структура и функции социологического исследования. Роль программы в исследовании. Наиболее распространенные методы сбора информации. Этапы социологического исследования. Собственно-случайная, механическая, серийная и гнездовая выборки.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками. Классификация методов сбора информации в социальной психологии. Зависимость достоверности и объективности новой информации от способов и средств ее получения.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие метода и методики социологических исследований. Метод опроса в социологическом исследовании. Методы механической, серийной, гнездовой и квотной выборки. Создание широких сетей интервьюеров. Качественные методы анализа социологических данных.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Характеристика и этапы реализации процесса наблюдения как способа получения социологической информации, его цели и задачи, классификация и разновидности. Особенности организации предварительной подготовки. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Программа социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации: анализа документов, наблюдения, опроса, экспертной оценки и эксперимента. Обработка результатов исследования. Разделы статистики политической и общественной жизни.

В широком смысле социальная информация - это информация, циркулирующая в обществе и используемая для управления общественными и социальными процессами. Она представляет собой сведения о социальной форме движения материи в мире и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в функционирование общественной жизни. Главная сущность социальной информации заключается в том, что она несет на себе глубокий след классовых, национальных и иных отношений, потребности, интересы, психические черты коллектива и индивида, отношения в котором информация отражает положения социума, а социум, в свою очередь, пользуется данной информацией для своих целей. В узком смысле слова социальной является информация, которая касается, отношений людей, их взаимодействия, их потребности и интересы в общества. В управлении отраслью, предприятиям чрезвычайно важна информация о всех важных аспектах своей социальной структуры, таких как контингент, отноношения различных социальных групп, которые раскрывают социальные процессы, происходящие на предприятиях всех отраслей.

Опыт социального планирования является доказательство, стремления общества повысить свою способность управлять процессами, происходящими в рамках отдельных социальных подсистем.

Социальная информатика


Под современным понятием “информатика” понимается определенная сложившаяся система знаний о производстве, переработке, обращении, обмену,хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе, а так же на всех технических устройствах (в натуральных и созданных человеком системах).
Однако, в обществе, постепенно утвердилось представление, согласно которому понятие "информатика" связано только лишь с технической средой. Возникла потребность определить отльное предметное поле исследований для специалистов, занимающихся изучением информатизации современного общества одним специальным названием.
Предметом изучения социальной информатики, как науки являются все процессы информатизации общества, а также их влияние на происходящие социальные процессы, в том числе - на развитие и положение индивида в обществе, на изменение всех социальных структур общества под влиянием информатизации нашего общественного пространства.

Социальная информатика – это отдельная наука, всесторонне изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.
Это новое научное направление возникло на стыке информатики, социологии, психологии и философии. Впервые понятие "социальная информатика" было предложено еще в 1971 году.
Социальная информатика зачастую рассматривается как некая научную базу формирования для зарождения современного информационного техничегоского общества в том виде, каким мы его знаем сейчас.
Социальная информатика, как и любое научное знание имеет отдельную многоуровневую структуру:

· 1 уровень - теоретико-методологический. Включает в себя основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе;

· 2 уровень – средний. Включает в себя изучение экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации человеческого общества;

· 3 уровень – эмпирический. В него входит изучение социальных аспектов нашего создания, внедрения и адаптации информационных технологий в различных областях.


Заключение

В современном обществе понятия информатика и социальное управление тесно переплетены. Глубокий, всесторонний, системный анализ социальной информации в масштабах общества позволяет выявить определенные общие тенденции в течении социальных процессов в социуме, позволяет сравнивать и предсказывать возникающие тенденции в разных областях общества, установливать причинные зависимости колебаний социальных показателей, а также факторы, определяющие характер социальных процессов, для выработки мероприятия по управлению ими. Одним из важнейших путей решения этой задачи явдяется правильная постановка информации в коллективе о намеченных целях и ходе их достижения. Правильно организованная система информации в коллективе предполагает информационный обмен не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», так как только при наличии полной и необходимой информации о состоянии всех сторон жизни и деятельности коллектива, о мнениях и настроениях рабочих, об их отношении к выполнению задач, стоящих перед предприятием, руководитель может принимать правильное решение по управлению предприятием, от которого во многом будет зависеть психологический настрой как коллектива в целом, так и каждого исполняющего эти решения работника в отдельности.

ВОПРОС № 1. Понятие информации, её свойства. Информационные процессы

Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом». В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире.

В философском смысле информация есть отражение реального мира. Это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.

В информатике под информацией понимается сообщение, снижающее степень неопределенности знаний о состоянии предметов или явлений и помогающее решить поставленную задачу.

Свойства информации

Объективность информации.

Полнота информации. Полнота информации характеризует достаточность данных для принятия решения.

Адекватность информации. Это степень её соответствия реальному состоянию дел.

Доступность информации. Это мера возможности получить информацию. О

Актуальность информации. Это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Основные информационные процессы:

1. Поиск информации - это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных и др.

2. Сбор и хранение. Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.

3. Передача. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

4. Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

5. Использование.

6. Защита. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.


ВОПРОС № 2. Классификация информации по видам. Социальная информация

Классификация информации:

по способу восприятия:

Визуальная - воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная - воспринимаемая органами слуха.

Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами.

Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления:

Текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

Числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

Графическая - в виде изображений, предметов, графиков.

Звуковая - устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

по назначению:

Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Секретная - передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

Личная (приватная) - набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

по значению:

Актуальная - информация, ценная в данный момент времени.

Достоверная - информация, полученная без искажений.

Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

по истинности:

истинная

Социальная информация

К социальной информации относится любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы. Соответственно, если эти функции обеспечивает любой из вышеперечисленных видов информации, ее можно рассматривать и как социальную. При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

о состоянии экономической сферы;

об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

о рынке труда и капитала и т.д.

Читайте также: