Глагол состояние предмет процесс купаются. Категория залога. Что такое глагол в русском языке

Класс: 7

Урок № 14 (в календарно-тематическом плане) , урок № 2 (в теме)

Языковая тема : І и ІІ спряжение глаголов. Личные окончания глаголов (повторение с углублением)

Тема: «Глагол обозначает действие или состояние как процесс» В.И.Даль

Цели: а) образовательные: закрепить и систематизировать полученные знания о глаголе через моделирование памятки; развивать умения работать с книгой; сформировать общий прием умственных действий при написании окончания глагола ; б) развивающие: корректировать слуховую, зрительную, двигательную память через разные виды заданий; воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме ; в) воспитательные: воспитание дисциплинированности учащихся, толерантности, коммуникативности (умения работать в группах) .

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: урок-практикум

Структура: оргмомент (1´) – проверка ДЗ (5´) – объяснение нового материала (10´) – формирование знаний, умений, навыков (15´) – физкультминутка (2") - закрепление знаний, умений, навыков (8´) – ДЗ (2´)– подведение итогов урока (2´)

Оборудование: учебник, доска, карточки для упражнений, справочники, сборники памяток, сигнальные карточки, карточка со словом «ветер», карточки-помощницы, круг зеленого цвета, памятка «Правила списывания», памятка «План работы с глаголами», ватман

Ход урока:

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами повторим пройденный материал по теме «Времена глагола», проверим домашнее задание, поработаем над составлением памяток «Окончания глаголов настоящего времени». Работая в группах и индивидуально, мы ознакомимся с новым материалом и научимся применять его на практике.

ІІ. Проверка домашнего задания

- Перед проверкой домашнего задания поиграем. Предлагаю упражнение на внимание. Послушайте пары слов и постарайтесь их запомнить:

телефон - молчит

машина - сломалась

минута - летит

овчарка - учиться

А теперь я буду называть первое слово, а вы хором называйте его пару. Тот, у кого не было ошибок, поставьте на полях тетради восклицательный знак.

(После игры)

Какой частью речи являются слова, которые вы мне сейчас называли? (Глаголом) Молодцы! Это и будет темой сегодняшнего урока. Мы будем закреплять, систематизировать полученные знания о глаголе.

Дома вы должны были повторить все изученные ранее правила о глаголе. Проверку проведём в форме тестирования. Придвиньте карточку №1. В ней два задания.

Карточка № 1.

1. Прочитайте и вставьте пропущенное слово.

Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы ____________________ и обозначает ______________________________

2. Соедини линиями глаголы с соответствующим временем:

пел

станцует настоящее время

смотрит прошедшее время

задумается будущее время

спит

кричал

Прочитайте первое задание и вставьте пропущенные слова. А во втором задании с помощью линейки и карандаша соедините глаголы с нужным временем. Всем понятно, как выполнять задание? Приступайте к работе.

Проверка: Обменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения заданий, обращаясь к образцу, расположенному на доске.

III. Объяснение нового материала

Изучая тему "Глагол", мы с вами пользовались различными карточками, памятками, которые составляли авторы учебников. А сегодня я предлагаю вам стать авторами памятки по теме нашего урока, то есть к концу урока мы создадим одну из страниц подобного сборника. Вот на этом листе будем создавать нашу памятку (лист ватмана). А нужна ли нам эта памятка? Зачем? Назовём её "Окончания глаголов настоящего времени" (прикрепляю заголовок на лист). Этой памяткой мы можем пользоваться и в следующих классах при работе по данной теме.

1.Изменение глаголов по лицам.

Цель: закреплять умение соотносить лицо глагола с нужным местоимением. Ну что ж, работа ясна. Приступим. Пододвиньте карточку № 2. Карточка № 2. Закончи высказывания:

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями я и мы, - это глаголы _______ лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями ты и вы, - это глаголы ________ лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями он/она, оно, они, - это
глаголы _______ лица.

Вам нужно закончить высказывания. (В это время индивидуальная работа со слабым учеником).

Проверка: с помощью сигнальных карточек. Те, кто всё правильно сделал, на полях ставят восклицательный знак.

Итог: так как изменяются глаголы? (По лицам). Что нам необходимо внести к памятку? (На рабочий стол положить заготовленные карточки:

1 лицо, 2 лицо, Злицо).

2. Упражнение в классификации.

Цель: коррекция мышления на основе упражнений в классификации, развивать умение оценивать свои возможности.

Эти глаголы нам надо списать, но списать их надо в порядке усиления действия, то есть от самого слабого, к самому сильному. Сначала работаем с глаголами первой строчки. Как вы думаете, с какого слова надо начать? (Бежит) Какой глагол будет вторым, следующим? Вторая строка -самостоятельно. Запишите слова в два столбика. Кто сомневается, можете использовать карточки-подсказки, которые лежат на столе у учителя (индивидуально - спиши слова с карточки):

Бежит, мчится, несётся, летит;

Хихикают смеются хохочут заливаются

Проверка. Зачитайте глаголы первого столбика, второго столбика. Чем отличаются глаголы первого столбика от глаголов второго столбика? (Числом) Что нам надо ещё добавить в памятку? (Карточки: ед.ч. и мн.ч. - на рабочий стол) Тем, кто справился - на полях "!".

IV . Физминутка для глаз.

Посмотрите на круг зелёного цвета. Он вам поможет правильно выполнить следующее задание.

Запомните по порядку мои движения руками (руки вверх, в стороны, хлопок сзади, руки по швам, хлопок впереди). Теперь повторите движения в том же порядке. Те, кто справился, поставьте "!".

V . З акрепление знаний, умений, навыков

1. Работа по группам .

На доске записаны словосочетания:

Под красным кружочком - говорим о книге, пою песню, иду в школу, думаем о хорошем.

Под жёлтым кружочком - спешите на урок, несёшь сумку, читаете рассказ, говоришь о подруге.

Под зелёным кружочком - учат правило, сидят за партами, смотрит рисунок, играет на гитаре.

У кого на парте красный (жёлтый, зелёный) кружочек, работают со словами на доске под красным (жёлтым, зелёным) кружочком. Спишите словосочетания (вспомнить правила списывания), подчеркнуть глаголы, определить у них лицо, число, выделить окончания План работы поместить на доску, (индивидуально - списать только по одному словосочетанию из каждой группы).

Проверка 1-ой группы: Глаголы какого лица были у вас? (1 лица) Какие окончания у глаголов единственного числа вы выделили? (Заготовленные карточки с окончаниями - на рабочий стол).

Проверка 2-ой и 3-ей групп проводится аналогично. Тем, кто справился - на полях "!".

2. Составление памятки

Сейчас к ватману я прикреплю карточки с изменениями глаголов по лицам и числам и полученными при этом окончаниями. И тогда мы получим памятку «Окончания глаголов настоящего времени».

(Идёт коллективная работа. Создание таблицы-памятки)

Итог: вот и получилась памятка. Молодцы! Задачу урока вы выполнили. Когда нам нужна будет эта памятка? В чём она нам поможет? За хорошую работу поставьте на полях "!".

3. Практическая работа

Вот сейчас и проверим, можете ли вы пользоваться своей памяткой. Придвиньте карточку №3.

Карточка № 3.

(Поехать - 1 лицо, мн.ч.) летом с братом в деревню. Прямо за огородом (зеленеть - 3 лицо, ед.ч.) поле, за ним-лес.

(Вставать -1 лицо, мн.ч.) рано утром и (бежать -1 лицо, мн.ч.) в лес. (Поднять - 2 лицо, ед.ч.) ветку ели, а там гриб.

Прочитайте задание. Что надо сделать? (Списать, изменив глагол в соответствии сданным лицом и числом). На доске образец: ждать (1 лицо, ед. ч.) своей очереди. Дан глагол ждать, его надо поставить в единственное число 1-го лица. Смотрим в памятке единственное число, 1-ое лицо. Какое окончание подходит? Изменяем глагол, вставив нужное окончание. Что получилось? (Жду) Значит, вы запишите словосочетание: Жду своей очереди . (Открываю образец на доске) . Кто не понял, как работать? Если поняли, то продолжайте работу письменно. Но, на ваших карточках одинаковое количество предложений, а я вам даю право выбора: пусть каждый из вас напишет столько предложений, сколько сможет выполнить качественно, то есть без ошибок, аккуратно. Это может быть и 2-3 предложения, но зато правильно. Эти работы я соберу у вас на проверку, работаете на оценку. Не забывайте пользоваться памяткой.

V І. Домашнее задание.

Выполните упражнение на странице 87 № 212. Откройте учебник, найдите упражнение и прочитайте задание. Что надо будет сделать? Кому не понятно, как выполнять домашнее задание?

группа: выполнит всё упражнение.

группа: выполнит 1 и 2 абзацы.

группа: выполнит только 1 абзац.

V ІІ. Подведение итогов урока

Чем мы занимались на уроке? Ещё раз посмотрите на памятку. Какие окончания у глаголов 1 лица единственного числа, множественного числа? (2 лица, З лица).

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Мне приятно было с вами работать.

(Оценивание учащихся)


Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение (1, 2); 3. Переходность; 4. Возвратность; Непостоянные признаки: 1.Наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); 2. Время (настоящее, прошедшее, будущее); 3. Род; 4. Лицо; 5. Число Синтаксическая роль: сказуемое, подлежащее, дополнение, обстоятельство Что такое глагол?






Наклонение глагола ИзъявительноеСослагательное (условное) Повелительное Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить Обозначает действие, которое возможно при каком-либо условии или желательно, но неизвестно, произойдет оно или нет Обозначает действие, которое просят или приказывают выполнить Живут слышал жили бы слышал бы живите слушай


Спряжение глагола (изменение по лицам и числам) лицоЛичные окончания 1 спряжение2 спряжение Ед.ч.Мн.чЕд.ч.Мн. ч. 1-у (-ю)-ем-у (-ю)-им 2-ешь-ете-ишь-ите 3-ет-ут (-ют)-ит-ат (-ят) По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения. Спрягаются глаголы только в форме настоящего и будущего времени, а в форме прошедшего времени изменяются по родам и числам и личных окончаний не имеют. !


Спряжение глаголов, имеющих безударное окончание, определяется по неопределенной форме Неопределенная форма 1 спряжение2 спряжение Все остальные глаголы: на –еть, -ать, -оть, - уть, -ть и др. 1.Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить), 2.Семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, видеть. 3.Четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать



Общая характеристика глагола как части речи

Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?
(бежать, убежать, рубить, отрубить, спать, заснуть и т. д.).

Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки (зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).

Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни - бой часов кремлевской башни, ходил конем - ход конем, читал книгу - чтение книги, строят объект - строительство объекта, лицо краснеет - лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал, строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство, красный - к другим частям речи?

В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во- первых, на производителя, деятеля (субъекта) - кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное: удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.

Таким образом, глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению.

Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид.

Глагол - самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать-читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают-читал, читала, читали-буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать - читай, читайте, читал бы-читающий, читавший, читаемый, читанный-читая.

Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие - к неспрягаемым.
Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения).

Важнейшая синтаксическая функция глагола - быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли сказуемого, поэтому их называют предикативными
(предикат-сказуемое).

Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе.

Все глагольные формы сочетаются с существительными - управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище.

Глагол имеет и словообразовательные признаки, отличающие его от других частей речи. Так, глаголы активно образуются с помощью приставок (для образования слов других частей речи этот способ используется менее активно). У глагола есть «свои» суффиксы: -а- (обедать), -ну- (крикнуть),
-ся (приводниться) и др.

Общее понятие о видах глагола

Обозначая действие, русский глагол может также указывать на Те достигло ли оно в своем развитии, течении конечной цели, желаемого результата. Поясним на примерах: 1) Я написал письмо-глагол написал не только указывает на определенный процесс, но и сообщает о том что этот процесс в какой-то момент времени достиг конечной цели желаемого результата
(письмо оказалось написанным). 2) Я писал письмо — глагол писал указывает только на то, что данный процесс имел место в прошлом, какое-то время продолжался, длился, но ничего не сообщает о том, была ли достигнута цель, желаемый результат. ‘

Таким образом, в одних случаях глагол выступает в роли простого обозначения действия (Я писал письмо. Завтра она идет в театр. Брат читал| этот роман), в других - глагол, обозначая действие, дополнительно информирует о достижении цели этим действием, о достижении результата (Я написал письмо. Завтра она пойдет в театр. Брат прочитал этот роман).

Достижение действием цели, желаемого результата называется внутренним пределом в развитии действия. Вид как один из признаков; глагола указывает на наличие или отсутствие внутреннего предела в развитии действия.

Совершенный вид обозначает действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел (т. е. был или будет достигнут результат): решил-решит, написал-напишет, купил-купит, запел-запоет, сходил - сходит и т. д. Несовершенный вид обозначает действие без указания на внутренний предел, в этом случае внимание сосредоточивается на представлении, констатации самого действия: читает - читал - ‘будет читать, ходит-ходил-будет ходить, посвистывает-посвистывал-будет посвистывать, поет-пел-будет петь.

Кроме основных значений (указание на внутренний предел или отсутствие такового) глаголы совершенного и несовершенного вида могут иметь дополнительные оттенки. Так, многие глаголы несовершенного вида указывают также на повторяемость действия: подписывать, почитывать, побаливать, толкать, бросать, ездить и т. д., а целый ряд глаголов совершенного вида обозначает, наоборот, действия однократные, мгновенные: бросить, толкнуть, обернуться и т. д.

Вид легко распознается по вопросу: что делать? - несовершенный вид, что сделать? - совершенный вид. Вид характеризует все формы глагола: 1) читать (что делать?), читаю (что делаю?), читал (что делал?), буду читать
(что буду делать?), читай (что делай?), читающий (что делающий?) , читавший
(что делавший?), читая (что делая?); 2) прочитать (что сделать?), прочитает
(что сделает?), прочитал (что сделал?), роман прочитан (что сделано с романом?), прочитав (что сделав?).

Глаголы совершенного вида имеют два времени:, прошедшее и простое будущее (купил-купит, бросил-бросит, пропел-пропоет и т. д.). Глаголы несовершенного вида имеют все три времени: настоящее, прошедшее и сложное будущее покупает - покупал - будет покупать, бросает - бросал - будет бросать, поет - пел - будет петь).

Общая характеристика лица глагола

Глагол, обозначая действие, процесс, состояние, указывает и на того, кто или что совершает данное действие или процесс, кто или что испытывает данное состояние, т. е. глагол определяет также производителя действия.
Ср.: Приятно шагать по утренней Москве-инфинитив шагать называет только определенное действие (в отличие например, от идти, бежать) и не сообщает о том, кто шагает по Москве. Но: шагаю, шагаешь, шагает, шагаем, шагаете, шагают-в этом случае каждая форма глагола. и вне контекста вызывает у нас представление о том, кто шагает, т. е. кто является производителем действия.

Производитель действия в морфологии называется термином лицо. Но лицо глагола определяет производителя действия не вообще, а с точки зрения говорящего. Отсюда: 1) если производителем действия является сам говорящий
- это 1-е лицо: Я шагаю по Москве; 2) если производителем действия является его собеседник - это 2-е лицо: Ты шагаешь по Москве; 3) если производителем действия является лицо, не участвующее в разговоре, или явление животного мира, природы, какой-нибудь предмет, о котором идет речь,-это 3-е лицо глагола: Он шагает по Москве; Плывет луна в недвижной высоте… Поет петух в деревне за хребтом, и утро подступает по секундам.

Действие может совершаться не одним лицом, а несколькими: Мы шагаем по
Москве-1-е лицо мн. ч.; Бы шагаете по Москве-2-е лицо мн. ч.; Они шагают по
Москве-3-е лицо мн. ч.

Действие может быть связано с несколькими явлениями животного мира и природы, с несколькими предметами: Сляг стрижи на оконных карнизах, кипарисы глядятся в окно; Скрежещут над парком трамваи… Истошно кричат попугаи… Таким образом, три лица глагола имеются не только в единственном, но и во множественном числе.

Указание на лицо имеется у глагола во всех наклонениях. Например:

Я выучил русский язык - 1-е лицо изъявительного наклонения; Жди меня, и я вернусь… - 2-е лицо повелительного наклонения; Ждите нас завтра - 2-е лицо мн. ч. повелительного наклонения.

1-е и 2-е лицо ед. и мн.ч. глагола указывают на человека или на олицетворенный «очеловеченный» предмет. Например, в «Необычайном приключении…» Маяковского солнце, «дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» - здесь 1-е лицо указывает на
«очеловеченное» явление природы (солнце).

3-е лицо) может указывать и на деятеля-человека и на деятеля-предмет:
Кондуктор с лесенки кричит; Грохочут моторы, летят поезда, огни на походной стоянке.

Общее понятие о временах глагола

Время как одна из основных форм существования бесконечно развивающейся материи выражается в языке глаголом.

Осуществление любого действия, процесса, состояния во времени рассматривается в морфологии с точки зрения говорящего. Таким образом, время глагола выражает отношение действия, состояния, процесса к моменту речи.

В современном русском языке имеется три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Настоящее время называет действие, которое происходит в тот момент, когда о нем говорится. Например: Просят в столовую - здесь глагол просят свидетельствует о том, что действие совершается в то же самое время, когда говорящий сообщает об этом, т. е. действие совпадает с моментом речи.

Прошедшее время называет действие, которое происходило до момента речи. Например: Солдаты разошлись повзводно на квартиры. Плац опустел - глаголы разошлись, опустел показывают, что названные действия происходили до момента речи, до того, как началась об этом речь.

Будущее время называет действие, которое произойдет или мыслится как возможное после момента речи. Например: - Вот, назло им всем, завтра же засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию - глаголы засяду, подготовлюсь, поступлю показывают на такие действия, которые произойдут или могут произойти после момента речи, которые представляются говорящему как вполне возможные в будущем.

Времена глагола тесно связаны с видами: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трех временах (пишу, писал, буду писать);глаголы совершенного вида имеют только два времени - прошедшее и будущее (написал, напишу).

Общее понятие о наклонении глагола

Действие может рассматриваться говорящим по-разному: 1) как реальное
(происходило, произошло—писал, написал; происходит-пишу; произойдет или будет происходить -- буду писать, напишу); 2) как желаемое (напиши письмо брату) или возможное (написал бы письмо брату, да времени нет).

Таким образом, с точки зрения говорящего действие в одном случае соответствует действительности, (оно было, есть или будет), в другом - действия на самом деле нет, но оно может произойти или могло бы произойти при известных условиях.

Сравнивая такие формы глагола, как напиш-ешь и напиш-и, написал бы, приходим к выводу, что понятия реальности действия, с одной стороны, и его нереальности (в смысле желательности, возможности) - с другой, выражаются в русском глаголе специальными показателями. Способность глагола определенными показателями выражать степень реальности действия называется наклонением.

Русский глагол имеет три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное (или условное).

Возвратные глаголы.

Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными: одеваться
– одеваюсь, одеваешься, одевается и т.д., умываться – умываюсь, умываешься, умывается и т.д. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний: собираюсь, собирались.

Возвратные глаголы имеют различные добавочные значения, которых не имеют невозвратные глаголы:

1) возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т. е. одевает себя, причёсывает себя;

2) взаимное значение: друзья обнимаются, целуются, т. е. обнимают друг друга, целуют друг друга;

3) значение постоянного свойства: крапива жжётся, корова бодается, собака кусается;

4) страдательное значение: дом строится каменщиками. При возвратном глаголе с этим значением подлежащее обозначает предмет, подвергающийся действию (подлежащее дом не сам производит действие, его строят каменщики).

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В русском языке два спряжения - первое и второе. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -угл, -ют, относятся к I спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -мот, -им» -ите, -бет, -ят, относятся ко II спряжению.

У глаголов I спряжения в 3-м л. мн. ч. окончания -ут (-ют), а у глаголов II спряжения--am (-ят).

Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по инфинитиву

Ко II спряжению с безударными личными окончаниями относятся: а) все глаголы, имеющие в инфинитиве -ить: пилить, молотить, боронить и др. (кроме глаголов брить, стелить и образованных от них выбрить, застелить, перестелить и др.); б) семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть и образованные от них посмотреть, увидеть и т. п.; в) четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать и образованные от них услышать, задышать, подержать и т. п.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Список литературы

1. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ1978.
2. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., Высшая школа. 1979.
3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора.

М., Высшая школа. 1991.
4. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г. Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. М., Высшая школа. 1988.

Глагол

Часть речи,

а) обозначающая действие или состояние как процесс (семантический признак);

б) выражающая это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак);

в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого (синтаксический признак). Понятие процесса в определении глагола включает в себя разнообразные значения: конкретное действие (строить, рисовать), движение и перемещение в пространстве (ходить, летать), физическое и душевное состояние (спать, тосковать), деятельность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, краснеть) и т. д.

Присущие глаголу грамматические категории вида, залога, времени, наклонения и т. д. показывают характер протекания действия во времени, отношение действия к его субъекту или объекту, соотношение с моментом речи, показывают действие или состояние как процесс реальный, предполагаемый, желаемый, утверждаемый или отрицаемый, т. е. в его отношении к действительности, и т. д. Категории вида ц залога присущи всем грамматическим формам глагола, категория времени отсутствует у инфинитива и деепричастия, категории лица и наклонения отсутствуют у инфинитива, причастия и деепричастия. К синтаксическим признакам глагола относится, помимо функции сказуемого, способность согласовываться с подлежащим, иметь при себе управляемые слова, определяться наречиями.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Синонимы :

Смотреть что такое "глагол" в других словарях:

    Глагол. Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова… … История слов

    См … Словарь синонимов

    ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

    Муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

    Времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /i> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

    Глагол - Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

    ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

    Часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

    В индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Глагол - ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

Книги

  • Глагол. № 3. 1991. Александр Галич. Я выбираю свободу , Александр Галич , В третий номер журнала "Глагол" вошли публицистические выступления известного советского поэта, прозаика и драматурга Александра Галича. Основу составили его выступления по радиостанции… Категория: Научная литература Серия: Глагол (журнал) Издатель: Глагол ,
  • Глагол-волк: Лексическая лирика , Арсенов Сергей Иванович , ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЛИРИКА - завершающая трилогию о СЛОВЕ книга Сергея Ивановича Арсёнова (издающегося под псевдонимом АГЛОССЕР, член Российского союза писателей с 2018 г.). В первой книге… Категория:

Можно классифицировать по разным признакам, и один из них – передача действия или состояния предмета. Соответственно, все глаголы можно разделить на динамические или глаголы действия (Dynamic Verbs ) и статические или глаголы состояния (Stative Verbs ).

Динамические глаголы сообщают, что предмет совершает определенное физическое действие. К этой группе относится большинство известных нам глаголов (to eat, to run, to write, to burn, etc. ), и каждый из них описывает конкретное понятное физическое действие.

Другое дело – глаголы состояния. Их задача понятна из названия: они передают состояния, чувства, отношения, умственные процессы и другие характеристики предмета. Например, к глаголам состояния относятся такие простые и известные нам слова, как to love и to hate , to remember и to forget , to understand и to believe , to look и to feel . Эти глаголы мы узнаем чуть ли не на первых занятиях по английскому языку и даже не знаем, что они попадают в определенную классификацию и имеют свои грамматические особенности. А основное их отличие от динамических глаголов в том, что они не употребляются во временах группы Continuous , т. е. не могут иметь длительного времени. Действительно, нельзя же наблюдать за тем, как мы помним или верим, это ведь не физический процесс, а результат мыслительной деятельности человека. То же самое можно сказать про все Stative Verbs (конечно, с некоторыми исключениями, как это обычно бывает в английском языке).

Для начала давайте выясним, какие еще глаголы относятся к Stative Verbs и на какие они делятся группы:

  1. Глаголы физического восприятия (verbs of physical perception ): to hear , to notice , to see .
  2. Глаголы эмоционального состояния (verbs denoting emotions ): to adore , to care for , to detest , to dislike , to hate , to like , to love , to respect .
  3. Глаголы желания (verbs denoting wish ): to desire , to want , to wish .
  4. Глаголы умственной деятельности (verbs denoting mental processes ): to admire (в значении «восхищаться»), to appreciate , to assume , to believe (полагать), to consider (считать кем-либо, рассматривать как), to doubt , to expect (полагать), to feel (полагать), to imagine , to know , to mind (возражать), to perceive , to presume , to recall , to recognize , to recollect , to regard , to remember , to suppose , to think (думать), to trust , to understand .
  5. Глаголы отношения (relational verbs ): to apply , to be , to belong , to concern , to consist , to contain , to depend , to deserve , to differ , to equal , to fit , to have , to hold (содержать), to include , to involve , to lack , to matter , to need , to owe , to own , to possess , to remain , to require , to resemble , to result , to signify , to suffice .
  6. Другие глаголы: to agree , to allow , to appear (казаться), to astonish , to claim , to consent , to displease , to envy , to fail to do , to feel , to find , to forbid , to forgive , to intend , to interest , to keep doing , to manage to do , to mean , to object , to please , to prefer , to prevent , to puzzle , to realize , to refuse , to remind , to satisfy , to seem , to smell , to sound , to succeed , to suit , to surprise , to taste , to tend , to value .

Кажется, что запомнить такой огромный список ничем не связанных между собой английских слов просто нереально. На самом деле, делать этого и не нужно, главное – понять принцип, по которому попал в него тот или иной глагол, и важно помнить, что эти глаголы не обозначают физического действия. Вы можете просто запомнить названия групп, и глаголы будут вспоминаться сами собой.

Итак, мы должны запомнить, что все эти глаголы относятся к глаголам состояния и не использовать их во временах группы Continuous , ведь мы не хотим показаться неграмотными! Вспомните самые простые фразы на английском языке:

  • I understand you . / I understand what you mean .
  • I need a minute to write it down .
  • I like roses .
  • I have a car .

Мы никогда не говорим I’m understanding или I’m needing в простой английской речи.

Кажется, что все понятно, и тут приходит время поговорить об исключениях. В данном случае они будут обусловлены английских слов, т. е. возможностью иметь более одного лексического значения. Например, один и тот же глагол может иметь значение физического действия и принадлежать к одному из типов глаголов состояния. Среди них такой понятный и знакомый нам глагол to see :

to see – видеть (stative ), встречаться (dynamic ).

I see a woman in an elegant suit. – Я вижу женщину в элегантном костюме.

He’s seeing his parents after work. – Он встречается с родителями после работы.

Вот еще пример:

to appear – казаться (stative ), выступать на сцене (dynamic ).

She appears to be very happy with her new fiancé. – Кажется, она очень счастлива со своим новым женихом.

My favourite band is appearing on Sunday. – Моя любимая группа выступает в воскресенье.

Глаголы taste (иметь вкус / пробовать), smell (пахнуть/нюхать), look (выглядеть/смотреть), feel (чувствовать/трогать), think (думать/обдумывать) тоже подчиняются этому принципу. Чтобы разобраться, является ли глагол в конкретном случае динамическим или статическим, нужно хорошо понимать контекст, в котором он употребляется.

Интересно наблюдать за использованием глагола to have как статического и динамического. Так, когда to have является глаголом состояния и имеет значение «иметь», «обладать», его нельзя использовать в Continuous Tenses . Но если to have является частью устойчивого выражения (to have dinner , to have a shower ), он начинает работать как динамический глагол:

We have a big house in the suburbs. – У нас большой дом на окраине города.

I’m having lunch, so I’ll call you later. – Сейчас я обедаю, так что перезвоню позже.

Глагол to be тоже может употребляться во временах группы Continuous , но только при определенном ограничении: он будет использоваться для передачи временного состояния или поведения, например:

You are being too quiet today. What’s wrong? – Что-то ты совсем притихла сегодня. Что случилось?

She is being a pop-star. – Она ведет себя прямо как поп-звезда.

Кроме того, глагол to be следует поставить в Continuous из грамматических соображений в в формах Present Continuous Passive и Past Continuous Passive :

A new church is being built in our district. – В нашем районе строят новую церковь.

An applicant was being interviewed when I came to the office yesterday morning. – Когда я пришел вчера утром в офис, с претендентом на работу проводили собеседование.

Глагол to enjoy может употребляться в Continuous Tenses , если он обозначает наслаждение чем-то конкретным:

I’m enjoying my holiday in Italy. – Мне очень хорошо на отпуске в Италии.

I’m enjoying the performance a lot. – Мне так нравится это выступление!

В остальных случаях to enjoy выступает в качестве глагола состояния:

I enjoy watching horror films at night. – Мне нравится смотреть ужастики ночью.

Глаголы to look (выглядеть), to feel (чувствовать), to hurt и to ache (болеть) можно использовать как во временах Continuous , так и во временах Simple , при этом значение меняться не будет, и это не будет выглядеть грамматической ошибкой.

You"re looking much younger in this brightly-colored summer dress. = You look much younger in this brightly-colored summer dress. – В этом ярком летнем платье ты выглядишь намного моложе.

I’m feeling more confident after my promotion. = I feel more confident after my promotion. – Я чувствую себя увереннее после повышения.

My leg hurts me. = My leg is hurting me. – Нога болит.

И напоследок самое интересное. Большинство глаголов состояния можно использовать во времени Continuous для выражения ярких положительных или отрицательных эмоции или особого отношения:

I’m loving you. – Я так тебя люблю!

I’m hating the way you treat waiters. – Мне ужасно не нравится, как ты относишься к официантам.

I’m needing you, don’t leave! – Ты мне очень нужна, не уходи!

Глаголы состояния (Stative Verbs ) могут показаться сложной темой, хотя не стоит паниковать, если вы сразу не поймете ее полностью и не запомните всех глаголов и разницы в их значениях. Чаще читайте , задумывайтесь о том, почему автор использует конкретное время и как он его выражает, и необходимость учить статические глаголы у вас попросту отпадет. Упоминание о статических глаголах есть в описании почти каждого , поэтому рано или поздно эта тема усвоится сама собой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Начиная изучать иностранный язык в школе, я не придавала этому предмету большого значения. Осознание важности пришло чуть позже, когда мне стало интересно, о чем поется в моих любимых песнях. С того момента изучение английского приобрело смысл, а вместе с ним появилось желание понимать как можно больше и заговорить на нем. Английский заворожил меня своей яркой стилистикой, четкой организованностью с одной стороны и неожиданной гибкостью с другой. Это увлечение привело к тому, что в 2007 году я закончила факультет иностранных языков с квалификациями преподавателя и технического переводчика. Я действительно хотела быть хорошим переводчиком, но так получилось, что я устроилась работать на курсы и начала преподавать. Оказалось, что преподавать можно по-разному, а не только так, как это делалось в школе или университетах. Перед преподавателями открыто множество дорог, придуманы разные методы, главное – не забывать ими пользоваться, делать обучение разнообразным и индивидуализированным. Все эти открытия мы воплощаем в нашей онлайн-школе «Инглекс» , проводя занятия по Skype.

Читайте также: