Новость о гибели кандидата в мастера спорта по альпинизму, совершавшего восхождение на Эльбрус в январе 2013 г., вызвала широкое обсуждение причин происшедшей трагедии. В их числе сотрудники МЧС называли и сложные метеоусловия, и плохую акклиматизацию участников группы, и не походящую для сурового сезона экипировку. Тем не менее, сделать восхождение на Эльбрус зимой вполне реально, хотя это требует гораздо более серьезной подготовки, чем летом. Ведь зимой Эльбрус встречает своих гостей лютыми морозами от – 20 до – 45 градусов и пронизывающим ветром, который иногда полностью сдувает снег с его ледяных склонов. Все это требует от восходителя специального снаряжения, хорошей «физухи» и владения техникой хождения в кошках.
Итак, гора Эльбрус, восхождение, суровый климат, опасный «бутылочный» лед… Как подготовиться и какой маршрут выбрать, чтобы все прошло успешно?
Одежда и обувь для зимнего восхождения на Эльбрус
Подбирая экипировку необходимо учитывать, что зимой на Эльбрусе бывает даже более сурово, чем в больших горах в сезон.
Поэтому одежда обязательно должна быть теплой. Необходим пуховый комплект (куртка+брюки) и обувь для высотных восхождений. В идеале, двойные высотные ботинки (сапоги), хотя это удовольствие достаточно дорогое, стоимостью около 30 тыс. руб.
Необходимы две пары горнолыжных очков – сильно и слабо затемненные, которые защищают от УФ-лучей, ветра и метели.
Полезные статьи:
Зимнее восхождение на Эльбрус с юга (классика)
В данном случае классический маршрут является более предпочтительным, т.к. есть возможность базироваться и акклиматизироваться в комфортных условиях (приют «Бочки»).
Начинается он от турбазы Азау (2200), которая находится в Баксанской долине. Отсюда идет маятниковая канатная дорога. На станции Старый Кругозор (2950) необходимо сделать пересадку на ее следующий участок, который заканчивается на станции Мир (3500). Здесь начинается кресельная канатка, доставляющая туристов до приюта «Бочки» (станция Горабаши, 3750).
На «Бочках» проходит главный этап восхождения – акклиматизация. От того, насколько грамотно она будет проведена, зависит, будет ли восхождение на Эльбрус успешным или нет.
График восхождения:
- 1 день. Прибытие на «Бочки» (3750). Отдых, прогулка по окрестностям (если погода будет для этого подходящей);
- 2 день. Прогулка вверх к приюту «Дизель-Хат» на 4050 (бывший приют одиннадцати). Это плавный подъем (10 градусов) по снежному полю, который длится 2 часа. Спуститься можно за 20 минут;
- 3 день. Если будете себя хорошо чувствовать, встаньте пораньше, часов в 8 утра и совершите поход к скалам Пастухова (4600). Подъем длится 3-4 часа, проходит между двух скальных гребенок (4300). Перед скалами Пастухова (4600) — выход на снежно-ледовый взлет (20 градусов). Немного переведя дух, выпив горячего чая из термоса и съев пару бутербродов (если они полезут в горло), можно возвращаться обратно. Спуск вниз на базу займет 1,5 часа;
- 4-5 день (по погоде и самочувствию). Восхождение на Эльбрус (западная вершина) (5642). Старт еще в темноте (с фонариком) в 3 часа ночи.
Маршрут
Двигаться по тропе мимо Дизель-Хат (4050) между двух гряд скал до скал Пастухова (4600) – подняться на верхнюю часть скал – преодолеть снежно-ледовый взлет (600 метров в лоб), но, обходя ледовые перегибы –
Примечание:
Те кто, уже пережили восхождение на Эльбрус 2013, отмечают, что самый трудный участок – ледовый склон рядом со скалами Пастухова, который при отсутствии снега, превращается в «бутылочный лед» — жесткий лед зеленоватого оттенка, в который плохо входят буры и цепляются кошки.
– взять влево и выйти на «косую» (5000) от скал Пастухова (1,5-2 часа) – обойти восточную вершину пологим траверсом с плавным набором высоты через «мотоциклетный кулуар» и выйти на седловину (5350) – двигаться по седловине 3-3,5 часа до хижины –
Примечание:
Если вы подошли к хижине позднее 15 часов дня, то лучше начать спуск и повторить восхождение на Эльбрус на следующий день.
– двигаться по седловине (5350) от хижины – свернуть налево по крутому склону (35 градусов), подняться до скал–
Примечание:
На этом участке, возможно, придется использовать перила. Застрять здесь можно часа на 2.
— пройти вверх и налево и выйти на предвершинное плато (6550) – пройти по пологому участку плато, и вот – купол вершины с каменным пьедесталом (5642).
На вершине лучше не задерживаться, сфотографироваться и начать спуск. На спуске нужно быть особо внимательным и осторожным.
Восхождение на Эльбрус с юга длится 15 часов. Подъем — 11 часов. Вернуться к базе можно за 4 часа.
Организованные групповые заезды для того, чтобы совершить зимний штурм горы начинаются с конца января, некоторые турфирмы водят группы середины марта.
Отмечается большой разброс цен на зимнее организованное восхождение на Эльбрус, стоимость которого варьируется от 15000 до 40000 руб. Можно либо заключить договор с туристической фирмой, либо просто найти гида-частника на месте (они сами начнут предлагать свои услуги еще в Азау). Второй вариант, естественно, дешевле.
Не стоит стесняться того, что вы не готовы к самостоятельному штурму горы и пользуетесь услугами проводника. Более того, адекватная оценка собственных сил может спасти вашу жизнь.
Полезные статьи:
Зимнее восхождение на Эльбрус с севера (для экстремалов)
Несмотря на то, что для зимнего восхождения на Эльбрус северный маршрут используется достаточно редко, возможно зайти с этой стороны на Восточную вершину.
Правда, рекомендуется заранее договориться с ныне здравствующим владельцем приюта Хижина Олейникова, Николаем Петровичем Олейниковым. Либо быть готовым к самостоятельной организации заброски от МинВод или Кисловодска и ночевке в палатке при 30 градусах мороза.
Хижина рада принять восходителей в не сезон по договоренности, возможно на это пойдут и в других Северных приютах. Ведь сегодня с этой стороны горы в летний период – с 1 мая по конец сентября, их работает несколько (проверенно во время ). По недавней традиции, первое восхождение года совершается здесь 1 января (в 2011 году взошли Евгения Прибыльцова и Александр Маркелов). И в эти новогодние праздники, отчаянные фанаты имели возможность совершить первое восхождение на Эльбрус 2013, практически, под бой курантов.
Начинается он с поляны Эммануэля (2600), источников Джилы-Су. Именно сюда прибывает заброска, хотя зимой, в условиях заснеженной дороги, транспорт может выгрузить путешественников и раньше, примерно в 3 часах ходьбы от источников. Отсюда начинается пешеходная тропа. Сотовая связь пропадает еще за 10 км от поляны.
Понятно, что восхождение на Эльбрус зимой привлекает только небольшое число смельчаков-экстремалов. А вот в летний сезон здесь организуется стоянка из палаток турфирм и туристов, работает пост МЧС.
От поляны Эммануэля до Северного приюта 6 км, с резким набором высоты: с 2600 м до 3800 м. Примерно на половине пути — ровное каменное поле, где в годы войны был немецкий аэродром. Здесь тропа «рывком» поднимается в гору – на высоту более 3000 м.
По ней подходят к Северному приюту, где, обычно, устанавливают палатки, а в двухстах метрах от них расположена капитальная стоянка — Хижина Олейникова. Это несколько домиков, рассчитанных на 50 гостей (3800), есть здесь и стационарный пост МЧС.
Именно отсюда делают восхождение на Эльбрус с севера, для чего также выходя глубокой ночью.
График восхождения:
- 1 день. Прибытие на поляну Эммануэля, к источникам Джыл-Су (2600), ночевка;
- 2 день. Подъем к Северному приюту (3800), прогулка по окрестностям;
- 3 день. Дневка на Северном приюте (акклиматизация);
- 4 день. Акклиматизационный выход к нижним скалам Ленца (4600). Это середина пути до вершины, расстояние (в оба конца) – 6 км;
- 5 день. Восхождение на Эльбрус, восточная вершина (5621). Старт в 2 часа ночи.
Маршрут
Двигаться по леднику к скалам Ленца, на высоте 3900-4200 м в связке, т.к. это район ледовых трещин (зимой их закрывает снег) — идти от скал Ленца (4600 – 5200), таким образом, чтобы при движении вверх они оказались по левую руку (движение по снегу, без выхода на сами скалы) —
Примечание:
Скалы Ленца это не монолитная глыба, а выходы скальной породы над ледником, образующие своеобразные ворота к вершине.
— на 4800 м немного свернуть налево, сделав зиг-заг — двигаться между скалами до «ворот» (5200) – подняться на восточную вершину «в лоб» (5621).
Примечание:
На седловине Эльбруса летом 2012 г. установлен некоммерческий спасательный приют (координаты N 43 21 05,0″, E 042 26 53,0″), от верхних скал Ленца до него около 1 км.
Восхождение на Эльбрус с севера длится, примерно, 11 часов, из которых 8 часов тратятся на подъем и 3 часа на спуск.
Скорее всего, северное групповое восхождение на Эльбрус, стоимость которого летом составляет 32000 руб. (организатор – Олейников), зимой будет стоить примерно на 15% дороже.
Зимнее восхождение на Эльбрус - это суровое испытание для каждого, кто поставит перед собой такую цель. Низкие температуры, шквалистые ветра, обледенелые склоны делают вершину Эльбруса зимой почти неприступной. И все-таки, люди поднимаются на Эльбрус зимой.
Зачем?Одни - для того, чтобы акклиматизироваться перед более высокими горами, например,
Аконкагуа , или подготовиться к восхождению на Эверест. Другие - чтобы увидеть зимний Эльбрус, почувствовать неукротимую мощь стихий и отдохнуть душой. Чтобы получить удовольствие от попытки зимнего восхождения на Эльбрус, нужно понимать, что шансы дойти до вершины значительно меньше, чем летом. Это тот случай, когда в горы идут не ради результата, а ради самого процесса. Мы ориентируемся именно на таких людей и организуем душевное, незабываемое, а главное - безопасное путешествие на Эльбрус на Новый Год! В Новогодние праздники 2019/2020 мы предлагаем зимнее 9-дневное восхождение на Эльбрус с южной стороны -
30.12 - 07.01 (9 дней)
- стоимость
59500,0
рублей, включая 3-разовое питание во все дни тура.
Внимание!
Благодаря комфорту, вместительности и удобному расположению приюта "Cердце Эльбруса", который находится рядом с верхней станцией канатной дороги "Гара-Баши", вы можете пригласить с собой не только на Новогоднее празднество, но и на все дни тура, своих друзей и близких: пока вы готовитесь к восхождению - они могут кататься на лыжах
(редкое удовольствие спуститься по свежевыпавшему снегу пока канатная дорога еще не подняла из долины лыжников и сноубордистов), учиться делать это с нашим инструктором
, заняться дегустацией блюд местной национальной кухни
(обязательно попробуйте хычины и жау-баур) или спускаться на канатке вниз как для лесных прогулок, так и для участия в одной из экскурсий
по достопримечательностям Кабардино-Балкарии (хит сезона - горячие минеральные ванны Гедуко неподалеку от города Баксан).
Для тех, кто прибыл в Терскол, Азау или Чегет самостоятельно, уже провел несколько дней на склонах Эльбруса, "привык" к высоте 3800 метров и хочет присоединиться к группам непосредственно с дней активной акклиматизации, мы предлагаем укороченную 7-дневную программу восхождения:
01.01 - 07.01 (7 дней)
- стоимость
49500,0
рублей, включая проживание и 3-разовое питание в горных отелях, услуги гида, использование общественного снаряжения.
Требования к участникам:
Отличная физическая форма и выносливость,
- опыт восхождений на горы высотой не менее 5000 метров,
- наличие навыков передвижения в кошках по различному ледовому рельефу, уверенное владение ледорубом,
- отсутствие сердечно-сосудистых заболеваний,
- психологическая готовность к низким (ниже - 30) температурам и дискомфорту.
Программа Новогоднего восхождения на Эльбрус с юга (9 дней).
30 декабря
. Встреча группы в аэропорту Минеральные Воды с 10:00 до 14:30. Трансфер в отель у подножия Эльбруса. Размещение, ужин, ночевка в отеле.
31 декабря . Рано утром наши гиды помогут вам подобрать недостающее снаряжение в одном из местных прокатов, после чего мы совершим акклиматизационный пеший подъем по склону горы Чегет до высоты 2700-3000 метров. После обеда желающие могут самостоятельно покататься там же на лыжах или сноуборде. А поскольку Новый год никто не отменял - вас ждет Новогодняя вечеринка в ресторане отеля или в одном из кафе на поляне Чегет. Ночевка в отеле.
1 января
. Оставив в отеле все лишние вещи, которые не пригодятся нам на восхождении, вместе с присоединившимися участниками укороченного тура мы совершаем подъем на канатной дороге к станции Старый Кругозор, расположенной на высоте 3000 метров, где размещаемся в горном отеле Чипер-Азау. После легкого перекуса подъем к станции Мир (3500 м) и далее к станции Гара-Баши (3800 м) или к Приюту Одиннадцати (4100 м), в зависимости от погоды, состояния снежно-ледового покрытия и самочувствия участников. Желающие могут взять с собой лыжи или сноуборд и по завершении программы акклиматизации самостоятельно покататься на снежных склонах. Ночевка в отеле Чипер-Азау.
2 января . Подъем в горный приюте Сердце Эльбруса, расположенный на высоте 3840 м возле верхней станции канатной дороги Гара-Баши. После размещения в горном приюте нас ждут чай с легким перекусом и продолжение акклиматизации на высотах 4300-4500 м. Сегодня гид проведет снежно-ледовые занятия на склоне, где вы освежите свои навыки хождения в кошках по ледовым склонам и передвижения в связках. Ночевка в приюте Сердце Эльбруса.
3 января
. Акклиматизационный подъем к скалам Пастухова (4700-4800 м). Склон выше 4200 метров над уровнем моря может быть обледенелым, и гид закрепит веревки для страховки. Ночевка в приюте Сердце Эльбруса.
4 января. День отдыха перед восхождением. Сегодня можно весь день кататься или расслабляться в кафе.
5 января.
День восхождения. Если погода позволяет, то в 1 час ночи группа выходит на маршрут. Участники могут принять решение о преодолении части пути до высоты 4200-4500 м на ратраке, что оплачивается дополнительно; время выхода при этом переносится на 1,5-2 часа позже. Выход на вершину - до 13:00 часов, с 14:00 часов все участники уже должны двигаться только вниз. Ночевка в приюте Сердце Эльбруса.
6 января
. Резервный день для восхождения. Если в предыдущий день погода не позволила выйти на маршрут, то группа делает попытку сегодня. В этом случае участники спускаются на ночевку в отель.
7 января.
Трансфер в аэропорт к 9:30 утра. При желании, вы можете остаться на отдых в отеле, места для вас мы забронируем.
В стоимость тура входят:
Групповой трансфер в 14:30 из аэропорта Минеральные Воды в гостиницу в день приезда,
- обратный трансфер из гостиницы в аэропорт к 9:30 утра,
- проживание в отелях (3 ночи в Баксанском ущелье и 1 ночь в отеле Чипер-Азау) и в горном приюте Сердце Эльбруса (4 ночи),
- билет на канатную дорогу для подъема в горный отель Чипер-Азау и в приют Сердце Эльбруса,
- 3-разовое питание во все дни тура,
- трансферы из гостиницы к станции канатной дороги Азау у подножия Эльбруса и обратно,
- один гид на всю программу + помощники гида на день восхождения из расчета не менее 1 гида на 2-3 участников,
- средства обеспечения безопасности: рации, веревки, ледобуры, GPS-навигатор,
- сертификат о восхождении.
В стоимость тура не входят:
Аренда личного снаряжения для восхождения,
- участие в Новогодней вечеринке,
- личная страховка,
- стоимость проезда на ратраке в день восхождения (от 5 тысяч рублей, зависит от количества пассажиров и высоты подъема)
Примечания:
* В стоимость включена одна попытка восхождения в один из двух возможных дней (дни 7 - 8). Попыткой считается выход группы вместе с гидами из приюта не позднее 03:00 часов и подъем на высоту не менее 4500 метров. Если попытка все-таки состоялась и оказалась неудачной для всей группы или отдельных участников (из-за погодных условий или плохого самочувствия), попытку можно повторить в резервный день, оплатив проживание в высокогорном приюте и услуги гидов. Если попытка не была использована в запланированный день восхождения (из-за непогоды), то без дополнительной оплаты используется резервный день.
** Мы приложим все усилия для того, чтобы восхождение состоялось, однако не можем гарантировать успех. Если восхождению помешала недостаточная физическая подготовленность участника или неблагоприятные погодные условия, организация не выплачивает никаких компенсаций.
*** Пребывание в горах является потенциально опасным. Поэтому все распоряжения и инструкции гида являются обязательными для выполнения всеми участниками восхождения. Решение о выходе на маршрут и о возвращении как всей группы, так и отдельных участников принимается гидом.
Минги-тау, гора счастья... Заметки с Эльбруса*
Эльбрус это дивная Минги-Гора
Одна лишь такая на тысячи гор
И тех, кому Минги была, как игра
На ней не нашли до сих пор...
А. Школьников
Часть 1. Пыль дорог.
Не так просто смыть с себя вокзальную пыль. 36 часов в поезде, хоть и в хорошем, все равно утомительно. С каждой пролетевшей сотней километров, его оптимизм таял как весенний снег... В голову лезли самые отвратительные мысли... Хоть он и пытался их гнать, одиночество все равно давало о себе знать.События разворачивались как в хорошем кавказском боевике. Машина которая должна была меня встречать в Пятигорске конечно опоздала. Хорошо что вокзал понятие круглосуточное, кофе в ларьках всегда в ассортименте. Так, за стаканчиком кофе, я наблюдал за утренним разбором полетов местной братвы и ночных бабочек. Время пролетело быстро... Серая буханка подкатила торохтя всеми болтами к условленному месту. Загружаясь в машину я заметил что она почти полная оказалось, Валера приехал меня встречать всем семейством. Он, трое детишек, младшему из которых не более двух лет, и.... жена.Правда ее я увидел, вернее услышал, минут через 20 нашей поездки, она была нашим водителем... Я напрягся... Горы, ночь, туман, Кавказ, буханка с детьми и водитель девушка... Как то стало не по себе...
Но невзирая на мои опасения, наша буханка под управлением Лены, уверенно рассекала ночной туман, и через три часа, ровно по расписанию, мы въехали в поселок Нейтрино, который находится в Приэльбрусье на высоте 1900 метров. Валера же всю дорогу не давал мне спать и всячески пытался меня запугать. Рассказывая как все серьезно и опасно.
По словам Валеры, а я им почему то доверял, ежегодно на Эльбрусе "снимают" минимум 15 людей, вернее то что от них осталось. Успешным восхождением могут похвастаться не более 10-20% новичков, а зимним восхождением единицы. И дело не только в умении. Главное удачное стечение всех факторов: здоровье, погода, желание и время! Обычное явление когда альпинисты пройдя акклиматизацию сидят неделю в хижине на высоте 4300 метров и ждут погоду. Так за весь январь было только два дня для возможности восхождения на вершину. А в момент написания этих строк, гора вот уже недели две как закрыта... Но мы надеемся на лучшее.
Акклиматизация длится шесть дней, на седьмой восхождение, так что у погоды есть время исправится.
Часть 2. Легко не будет. Высота 3100м.
Ранний подъем в 6 утра обрадовал все клеточки его мозга и тела. Быстрый завтрак, спуск в полной темноте по 298 ступенькам (легкая тренировка, а ведь по ней вечером пришлось подниматься...) к автобусной остановке. Автобус был полон народа, но никто не удивился зашедшим двум человекам с рюкзаками и лыжными палками. Утреннюю тишину на горе Чегет нарушал хруст снега под ногами парочки зачем то идущей вверх по лыжному склону. И только радостная собачка бежала рядом с людьми в надежде получить кусочек лакомства.Сегодня у нас был первый акклиматизационный выход на гору Чегет. Высота которую нужно было достичь 3200 метров. Варианта восхождения два: по канатной дороге или пешком. Мой инструктор Саша почему то выбрал "самый легкий" путь, а именно пешком. Мотивируя это тем, что так легче пройдет акклиматизация, мышцы должны привыкать к нехватке кислорода. Я очень на это надеюсь, потому что теперь я снова еле хожу Но обо всем по порядку. Первые же 100 метров дали понять, что легко не будет. Обутые в пластиковые альпинистские ботинки (в которых ходить не возможно) мы змейкой двигались вверх.
На первом привале я наконец то увидел то за чем приехал. Вершины величественного Эльбруса были залиты красивым красным светом рассвета, а сама Гора прошита золотыми нитками скал. Зрелище было неимоверное, но не долгое... Солнце взошло и Гора стала серьезной и неприступной. Ну что ж, завтра мы познакомимся ближе... А наш путь лежал дальше.
Выпив чаю, захваченного с собой в термосах, мы ползли дальше на Чегет. Вздох/выдох, левая/правая, вздох/выдох, левая/правая... Я смотрел на впереди идущего инструктора Сашу и удивлялся как легко он передвигается, а ведь ему уже полтинник... Я же, поначалу пытался от него не отставать, потом пытался не сильно отставать, а потом... Саша уговорил меня идти в своем темпе... Искал я этот "свой" темп долго... Вроде даже нашел... И уже обрадовался, заметив что устаю меньше, а потоки пота на спине и животе (да, оказывается живот тоже потеет) превратились в легкие ручейки. Но тут случилось, чего я совсем не ждал. Впереди был сплошной лед покрытый свежим снегом... Нам пришлось одеть кошки (это специальное приспособление, которое одевается на альп ботинок для передвижения по льду). Вес комплекта кошек 1,5 килограмма. Но мне они показались просто неподъемными. Да удобно и более безопасно идти, но вес... Ноги стали ватными и плохо передвигаемыми, а нам еще идти и идти...
И мы шли... Вернее инструктор шел, а я шшшшшшшееееееелллллл.... И ручейки на спине стали реками... Интересно сколько лишнего веса я сегодня сбросил? В добавок, начало сбиваться дыхание, дышать пришлось уже на каждый шаг вздох/выдох... Сердце просто тарахтело как двигатель буханки на которой меня встречали Но мы шшшлллиии, медленно шаг за шагом, метр за метром, мы набирали высоту. Спустя три часа Саша дошел, а я дошаааагал до высоты 2800 метров, на которой находится вторая очередь подъемника и кафе "Ая". Там мы и устроили получасовой отдых. Правда в кафе было не намного теплее чем на улице, и я обняв обогреватель выпил три чашки горячего чая из облепихи, кстати очень вкусный чай и хорошо утоляет жажду. Правда в тот момент мне все казалось прекрасным, вкусным и отличным, что не связано с шаганием вверх и снежной пургой.
Немного о погоде. Чем выше мы поднимались тем сильнее поднимался ветер, а потом и вовсе началась снежная пурга, из за которой ничего не видно, ну и мало приятного когда мелкий снег с хорошим ветром хлещет по лицу... Но мы уже согревались и пили вкусный чай... А впереди еще пару часов подъема...
Сверху, проезжающие на подъемнике лыжники с любопытством наблюдали за двумя чудаками, зигзагами движущимися по склону вверх. У них были палки, но лыжи видимо где то потерялись.
Так набрав еще 100 метров высоты, мы посоветовались и я решил... Вернуться к подъемнику и набрать остаток высоты уже на нем. Саша совсем не сопротивляться... Тем более подъемник, из за непогоды, могут в любой момент отключить, и вот тогда нам пришлось бы повторить весь маршрут восхождения только в обратном направлении... И мы пошли вниз... Оказалось что идти вниз тоже не легко и ноги устают еще быстрее, я даже умудрился пару раз плюхнуться в снег, но кошки не позволили продолжить скольжение. Кое как но спустились, поднялись на подъемнике на высоту 3100 метров. Побродив немного на нужной высоте, мы спустились на подъемнике в самый низ, где высота 2000 метров.
Первая задача с трудом но выполнена. А завтра меня ждет второй этап акклиматизации и первый этап восхождения на Эльбрус. Мы должны подняться на высоту 3800 метров, и провести там две ночевки. Все хорошо, но в месте ночевок нет ни отопления, ни электричества... Так что будет весело и интересно...
Часть 3. Снежный плен. Высота 3800м.
Снежная буря не утихала третьи сутки. Одинокий огонек свечи в домике, освещал лица двух людей, о чем то вяло беседующих. Иногда они выбегали из хижины со спущенными штанами и молниеносно забегали обратно. Они это называли- сходить в туалет...Оказалось действительно весело, вот уже третьи сутки сидим невылазно в домике на бочках. Снежная буря не прекращается, ветер сбывает с ног. Сделали попытку выйти на 10 минут и с трудом вернулись обратно, ноги и руки замерзают сразу, температура на улице около -30 градусов, в домике -5. Ночь прошла под лозунгом долой сон, заснуть я так и не смог, спальник на -18 оказался не особо теплым при -5. Лежал в одежде и не мог расслабиться.
Поход в туалет равнозначен маленькому подвигу, можно до него не дойти или не найти в снежной пурге, а если нашел то постарайся не отморозить попу, а если попу сберег, то теперь попробуй обратно дойди Дорога сюда тоже была очень живописной и интересной. На подъемнике мы поднялись на высоту 3500 метров, оставалось набрать высоту 300 метров...вроде и не много... 300 метров высоты и 2 км дистанция, это означает что подъем будет крутым. Так и вышло, на спине рюкзак под 30 кг и вперед... Устал это не то слово... Поднимались мы долго, около 3 часов. Сильный, шквальный ветер загоняет мелкий снег в каждую щелочку. На середине пути мой темп составлял 40 шагов/пол минуты отдыха... Вот так и доплелся...
Сегодня по плану мы должны были еще забросить продукты на следующую стоянку, на высоту 4100 метров и вернуться обратно на бочки. Но, мы предполагаем, а Гора располагает... Ждем завтрашнего утра, может распогодится.
Много нового узнаешь на высоте не только о себе, но и о других интересных фактах. Например, вчера мы чистили замерзшие яйца как картошку, потом нарезали и жарили. Бутылка воды на столе при -5 не замерзает, но как только ее немного встряхнуть она на глазах превращается в лед. Зрелище впечатляющее. Зажигалка на высоте работает с трудом. Процесс приготовления пищи происходит намного дольше чем в низине. Картошку полностью пожарить уже не возможно, только тушить.
Часть 4. Горы нам улыбнулись. Высота 4100 - 4300м.
Он сидел на снегу и любовался, впервые за все дни, открывшемуся прекрасному пейзажу. Наконец то, пред ним открылись вершины Эльбруса. И казалось что Эльб улыбается человеку стоящему у его подножья, на самом деле, Гора насмехалась над ним...Мы все же забирались на высоту 4100 метров, здесь у нас запланированы четыре ночи. Утром погода нас удивила, и я впервые увидел горы, безумно красиво. Видимость бескрайняя, весь горный массив лежал передо мной. Ветра нет, полный штиль. Красотища. Мы быстро собрали свои рюкзаки и вышли на маршрут. Нам нужно было пройти 4км и набрать 300 метров высоты. Мороз стоял хороший, о чем мне сразу сообщили задубевшие пальцы рук. Волей случая мимо проезжал снегоход, который мне удалось остановить. За символическую сумму в тысячу рублей он согласился нас подвести
Добравшись до нашей хижины мы увидели удручающую картину, окно выбито ветром, дверь завалена снегом. Вся хижина в снегу... Что делать, начали откапывать и убирать снег внутри. Окно забили ковриком-карематом, почистили от снега помещение, на сколько это было возможно. Температура внутри -12 градусов, веселье продолжается. Выпили чайку, немного согрелись, отдышались и пошли дальше набирать высоту для акклиматизации. Нужно набрать еще 200 метров, хорошо хоть на легке без рюкзаков.
Справились мы примерно за 2,5 часа и уже на спуске погода опять начала показывать свои капризы. Поднялся ветер, пошел снег, видимость 20 метров... Хорошо, что успели добраться до хижины. Саня как обычно приготовил вкусный обед/ужин, я как обычно еле затолкал его в себя, и вот теперь с головой закутавшись в спальник пишу эти строки...
Немного о самочувствии и акклиматизации. Вчера появились первые признаки обезвоживания: сильная сухость в горле, впечатление что стенки горла склеиваются, мало пьем жидкости... Начинают опухать лицо и ноги, это тоже обезвоживание. Есть не хочется категорически, но надо, заталкиваю в себя хоть минимум. После короткой физической нагрузки приходится по 5 минут отдыхать/отдышаться. Иногда дольше. На маршруте, кажется что сердце переместилось из груди в горло и вот вот выскочит.
Теперь о сне, вернее о попытках заснуть. Как известно что бы заснуть нужно расслабиться, а сделать это при минус десяти почти не реально, не помогают ни три пары носков, ни термобелье со свитером... Ноги, как самая дальняя часть тела заворачивается в пуховик, на руки перчатки и в самое теплое место... На голову шапку и фонарик, голова то снаружи то в спальнике, долго внутри не продержишь, начинаешь задыхаться от недостатка кислорода... А снаружи от дыхания на спальнике собирается конденсат и как только ты задремлешь капает тебе в глаз вот так и спим.
Ну все пора спать, завтра очень трудный день, идем на скалы Пастухова, по леднику, высота 4600 метров. Если погода нам позволит...
Часть 5. Поцелуй Горы. Высота 4600м.
Утром скрипя зубами он вылез из теплого спальника. Температура ничего нового не показала, те же -12 градусов. Собрав остатки воли он стал медленно натягивать теплую одежду, минута одевания, минута отдыха. Ему было все также тяжело дышать, а мелкая дрожь холода во всем теле не давала сосредоточиться...Как то бодренько мы сегодня преодолели вчерашний маршрут, но нам нужно идти еще дальше, набрать еще 300 метров. Сегодняшняя планка 4600 метров находится на нижней кромке скал Пастухова. Ветер сильный, но видимость хорошая, в минуты отдыха, оборачиваясь назад, я любовался прекрасным видом белых гор. Любовался пока были силы, сильный ветер моментально замораживал пот на спине, от этого становилось холодно и не комфортно. Руки дубеют моментально, ноги мокрые... В общем ощущения на грани... Темп под конец маршрута на один шаг два вздоха/выдоха, останавливаться нельзя, медленно но нужно идти. Тем более идем в связке, Саня меня зачем то привязал к себе на трех метровую веревку.
Иду, в голове мыслей ноль, их все выдувает бешеный ветер. Начинается лед, смотрю под ноги, а там видимость внутрь ледника на 10-15 см., жутко... Кошки легко врезаются в лед, главное не терять равновесие. На палки опираться нельзя, работают только мышцы ног... Дошли или доползли, кто как...
Саня смотрит на меня и почему то говорит о срочном спуске, не сразу понимаю о чем он... Оказывается у меня на лице первые признаки обморожения, кожа побелела... Говорит дышать на лицо... Дышу, а сам думаю: от бл*ть не одел балаклаву. По глотку чая и начинаем спуск, погода начинает портится... Доходим до края ледника, с лицом вроде все в порядке, отходит. Ну раз отходит, значит начинаем уроки само спасения на льду... Это уже интересней самофиксация тела с помощью ледобура, затем скольжение по льду с остановкой своей тушки при помощи ледоруба. Второе упражнение мне понравилось больше
Вышли с ледника на снег, лучше бы по льду... Снега по колено, идти тяжело, ноги устают очень быстро. Медленно но дошли... После -20 с бешеным ветром, теплая хижина со своими -10, первые 15 минут кажутся раем. Потом начинаешь опять замерзать. Сижу втыкаю... У меня второй раз в жизни физическое истощение... Ничего не могу, ничего не хочу... Только горячий чай помогает понемногу прийти в себя...
Так проходит около часа, мозги не варят совсем, но активные движения Саши все же замечаю... То он лопатой убирает снег из хижины, то уже готовит обед... Не человек, а энерджайзер! На мой вопрос не устал ли он, говорит нет, привык... Я в шоке, как к такому можно привыкнуть. Вот и меня, наконец то, достает "горняшка"... Я уж думал пронесет... Сижу не могу пошевелиться, тошнота у самой кромки... В голове определяю место куда бежать... Куда куда, на улицу... А там белая стена, видимо этот факт помог мне справится с моим состоянием и понемногу приступы тошноты отступили... полегчало... Саня говорит что это из-за большого перепада высоты, набор и спуск в 500 метров на высотах 4100-4600 метров дал о себе знать... Сегодня я не ужинаю...
На лице остался темный след от обмораживания, Саня смеется, говорит это меня Гора поцеловала, со временем пройдет... Завтра день отдыха перед восхождением, за дверью опять начался снежный буран, просто белая стена, не видно ничего кроме белизны.
Часть 6. Восхождение?!
Этой ночью он впервые спал хорошо, усталось брала свое. Ему снилось лето, солнце и почему то покрытые зеленой травой вершины Эльбруса... Силы понемногу возвращались к нему и даже появился аппетит. Он успешно прошел акклиматизацию и остался последний шаг - восхождение.Покой нам только снится... Утром, после завтрака, Саня предложил устроить небольшую экскурсию, сходить на "Приют 11", что ниже нас на 50 метров. Снега по колено, потопали... прогулялись. На горе никого, вот уже 6 день не видим людей... На обратном пути встретили сноубордистов, которых сюда закинул снегоход. Пару минут общения, комплимент в нашу сторону: "Ну вы еб*нутые"... Затем, наблюдаем виртуозный, быстрый спуск ребят... Вот бы нам так, то что они пролетают за 2 минуты, мы проходим в лучшем случае за пол часа.
На очередном сеансе связи с "низом" нам сообщают что еще как минимум 3-4 дня будет стоять непогода. Это говорит о том, что восхождение маловероятно. Ждем вечера и будем принимать решение по месту... В два часа ночи контрольный выход на улицу, для определения погоды... Открываем дверь хижины и упираемся в снег, дверь занесло почти до верха...
В купе было жарко, но только не ему. Каждой клеточкой он наслаждаться теплом. Лежа на верхней полке, он записывал события последних дней.
О восхождении уже речь не шла... Теперь спустится бы... Снег все продолжает идти, видимости никакой. Я набрал номер Тагира, водителя снегохода, и обговорил с ним возможность нашего спуска. Десять минут ожидания, обещанные Тагиром, растянулись на добрые пол часа, мы уже начинали волноваться за него. На эту высоту снегоход заезжает с трудом, а в условиях очень ограниченной видимости, такая поездка.... В общем можно и не доехать. Так и вышло, снегоход Тагира не смог добраться до нашей хижины, и я одев рюкзак вышел ему на встречу. Снега по пояс, вес рюкзака настойчиво погружает меня все глубже в снег... Каких то сто метров по глубокому снегу преодолеваю минут за десять. Снегоход не без труда разворачивается и мы едем вниз. Поездка еще та... Спускаемся по ограничительным вешкам, снегоход постоянно заносит, лично я вообще ничего не вижу, куда ехать?! Вокруг все белое... Но Тагир парень опытный, и мы доезжаем без приключений...
Внизу встречаем начальника местного МЧС, тот рад нас видеть: "Саня я знал, что ты опытный и сможешь вернуться! Надвигается циклон и погода будет еще хуже, а снег который никак не хочет заканчиваться может вызвать лавины"...
Жадно поедая шашлык, о котором я мечтал последние дни, я думал о том, как мы зависимы от цивилизации. От тепла "по умолчанию", от комфортного туалета и горячей воды... И все же, организм человека мощная машина, способная перенести многие трудности, особенно в условиях безысходности. Хотя почему безысходности, ведь в любой момент мы могли либо начать спуск, либо в крайнем случае вызвать бригаду спасателей, правда они тоже люди, и работают только когда непогода утихает. А на Эльбе это может растянуться на неограниченное время.
Он стоял в самом низу Горы спиной к вершине. Он чувствовал, что в спину ему насмешливо смотрит Эльб. Он обернулся, посмотрел вверх и прошептал: "Спасибо Эльб, что отпустил меня..., до встречи..."
* Гора Эльбрус имеет несколько названий. На арийском: Алатырь гора, на местном, балкарском: Минги-тау, что в переводе означает Гора Счастья, местный народ Гору называют ласково: Эльб, Эль или чаще просто Гора.
Нить маршрута
Г. Минеральные Воды - пос. Терскол (2200 м) - в. Чегет (3465 м) - пос. Терскол (2200 м) - приют Гарабаши-2 (3830 м) - приют Дизель-хат (Приют 11) (4050 м) - в. Эльбрус Западная (5642 м) - пос. Терскол (2200 м) - г. Минеральные Воды.
В стоимость тура входит
Все групповые трансферы по программе. В зависимости от количества человек в группе легковая машина или микроавтобус.
Проживание в отеле (4 ночи)
Проживание в высокогорном приюте (3 ночи)
Двухразовое питание, ланч-пакет при размещении в отеле
Оплата канатных дорог в соответствии с программой во время акклиматизационных выходов и во время подъема/спуска на высокогорный приют
3-х разовое питание при размещении на высокогорном приюте
Аренда общественного снаряжения и кухни
Квалифицированный гид
Услуги повара на горе
Дополнительный гид на период восхождения (на группу от 4 человек)
Пермит за восхождение (нахождение в национальном парке)
В стоимость тура не входит
Авиаперелет до Минеральных Вод и обратно
Альпинистская страховка
Прокат личного альпинистского снаряжения
Индивидуальный гид на период восхождения
Ратрак до скал "Пастухова" (400-600-1000 евро за ратрак)
Оплата за гостиницу в случае более раннего спуска
Одноместное размещение
Оплата канатных дорог, не включенных в программу
Необходимые документы
Во время проведения программы для граждан России требуется действующий паспорт.
Для бронирования - копия российского паспорта.
Безопасность
Данная программа является потенциально опасной для здоровья и жизни любого из участников.
Гиды обеспечат Вам необходимую безопасность при условии соблюдения Вами Правил ТБ.
Гид имеет при себе рацию, GPS (прибор спутниковой навигации), мобильный телефон, необходимое групповое снаряжение.
Решение о прекращении восхождения в условиях, грозящих безопасности участников, находится в исключительной компетенции гида-проводника, сопровождающего группу на маршруте, и не подлежит обсуждению.
Гид обязан принять меры, обеспечивающие безопасность группы на всех видах горного рельефа.
Наличие страховки от несчастного случая при занятиях экстремальными видами спорта обязательно для каждого участника программы.
Дополнительная информация
На любом выходе у гида всегда есть при себе радиостанция и спутниковый телефон. Такой набор позволяет в любом месте и в любое время выйти на связь. Мобильная связь заканчивается в поселке Хурзук. Вы можете воспользоваться спутниковой связью за дополнительную плату. В гостиницах есть WI-FI доступ в Интернет.
Проживание/отели
Наши базовые отели: "Озон", "Поворот", "Чыран". Это современные комфортабельные отели, обладающие всей необходимой инфраструктурой и комфортабельными номерами, вежливым и отзывчивым персоналом.
На высокогорных приютах более спартанская обстановка. Приюты оборудованы спальными местами и кухней, туалет на улице. Из мебели - кровати с матрацами, одеялами и подушками, стол, есть электрический обогреватель. Температура до +18 С, у пола холоднее (+5С), ночевать предстоит в спальном мешке.
Программа тура
В аэропорту Минеральные Воды вас встретит наш представитель и на заказанном транспорте доставит Вас в гостиницу.
Последующие четыре дня направлены на получение Вами оптимальной акклиматизации для предстоящего восхождения на Эльбрус.
Программа подготовки (акклиматизации) включает выход по склонам горы Чегет (3452м), откуда в хорошую погоду открывается прекрасный вид на Эльбрус, Донгуз-Орун, Накру и многие другие красивейшие вершины района, подъем на высоту 4055 м до бывшего Приюта 11 и выход на скалы Пастухова (4700 м). На 6-7-ой день планируется восхождение, которое обычно занимает 9-14 часов вместе со спуском.
Описание маршрута восхождения на Эльбрус с Юга 2а к.тр., сн.-лед.
Бочки (3720 м) – Приют (4055м) – 1,5 часа. Передвижение по снежно-ледовым полям. В районе плато перед взлетом на Приют 11 могут быть трещины. Внимательно!
Приют (4055 м) – скалы Пастухова (4700 м) – 2-3 часа. Подъем идет между двух скальных гряд (4370 м), далее снежно-ледовый взлет (15-20 градусов, 50 м) с выходом на плато под скалами Пастухова. Подъем к "Скалам Пастухова" идет по закрытому леднику (20°). Трещин здесь нет. По плато подход под нижние камни скал Пастухова (5 градусов, в летнее время днем возможен камнепад). Далее подъем на верхнюю часть скал Пастухова по снежно-ледовому склону крутизной -15-20°.
Скалы Пастухова (4700 м) - «Косая» (5000 м) -1-1,5 часа. Снежно-ледовый взлет 500-600 м крутизной 15-20°. Подъем прямо вверх, обходя ледовые перегибы (но далеко влево уходить нельзя, чтобы не оказаться над сбросами в южный ледниковый цирк) и поворачивая влево, выходим на «косую» (5000 м).
«Косая» (5000 м)– «Мотоциклетный кулуар» (5340 м) – 2-2,5 часа. Достаточно пологий траверс с плавным набором высоты. Крутизна склона на наклонном траверсе 15°, местами - до 25°.
«Мотоциклетный кулуар» (5340 м) – седловина (5340 м) – 20минут – 30 мин. Обходя снизу подножие Восточной вершины (400-500 м), на этом участке чувствуется запах сернистого газа, исходящего из фумарол на южном склоне. При неблагоприятном ветре это серьезная помеха восходителям. Траверсом выйти на седловину, по тропе двигаться осторожно, т.к. могут быть трещины. Слева под склонами западной вершины в начале снежной мульды находится каркас старой разрушенной хижины, напротив нее под склонами восточной вершины построена новая хижина, предназначенная исключительно для спасения людей, попавших в сложные экстремальные погодные условия во время восхождения (строительство хижины закончено в августе месяце 2010 года).
Седловина (5340 м) – выход на Вершинное плато (5550 м) – 1-1,5 часа. В 50 м от хижины повернуть направо и по достаточно крутому снежному склону (30-35°) поднимаемся до скальной гряды. Перед грядой может быть ледовый участок. В этом месте возможно передвижение по перилам.
Вершинное плато (5610 м) – вершина Эльбрус Западный (5642 м). Отсюда поднимаемся вверх влево на вершинное плато. По 400-метровому пологому участку выходим на невысокий купол вершины (40 минут - 1 час).
Вершина Эльбрус Западный представляет собой небольшой снежно-ледовый взлет крутизной 15° с каменным пьедесталом наверху.
Спуск по пути подъема.
В связи с тем, что в зимнее время года склоны Эльбруса выше скал Пастухова, они, как правило, представляют собой огромное ледовое зеркало протяженностью более 500 метров, поэтому передвижение по ним требует определенной альпинистской подготовки. Отсюда рекомендация для самостоятельных туристов, желающих совершить зимнее восхождение на Эльбрус: иметь начальную туристскую или альпинистскую подготовку и опыт передвижения по ледовому рельефу в кошках, иметь при себе веревку и ледобуры и владеть навыками их применения. При этом дать себе полный отчет о поставленной перед собой задаче. Часто бывает так, что люди приезжают на Эльбрус зимой без необходимой подготовки. В подобной ситуации настоятельно рекомендуем взять индивидуального гида на восхождение в проверенной компании (АльпИндустрия), который позаботится о вашей безопасности на восхождении.
Внимание! При ухудшении погоды ориентироваться на протяженных гладких склонах Эльбруса очень трудно! При появлении над вершиной облака-линзы или облачности над Ушбой и Донгуз-оруном восхождение необходимо отложить или прекратить. От первых признаков непогоды до полной потери видимости может пройти не более 3 ч.
Транспорт
В зависимости от количества человек в группе используется следующий транспорт:
Комфортабельные легковые машины или микроавтобусы на 10 - 15 посадочных мест (Фольксваген, Мерседес-Бенц и т.п.).
Важно! Оплаченный трансфер "аэропорт - отель- аэропорт" осуществляется только в составе группы один раз в день заезда и один раз в день отъезда.
По Вашему желанию за дополнительную плату мы можем заказать индивидуальный трансфер на легковой машине.
Для подъема на высокогорный приют используются канатные дороги, для подъема к скалам Пастухова может быть использован ратрак.
Предполагаемые дополнительные траты
Авиаперелет Москва - Минеральные Воды - Москва.
В случае досрочного спуска с высокогорного приюта раньше предусмотренного программой срока - проживание в гостинице.
Деньги за заранее забронированные в соответствии с программой тура приюты не возвращаются. Просим отнестись к этим условиям с пониманием. В разгар сезона мест для всех желающих в приютах не хватает, поэтому мы бронируем места заранее с учетом необходимых резервных дней.
Местные сувениры.
Самостоятельное питание в долине (средняя цена обед/ужин - от 500 руб./чел.). В долине множество кафе и ресторанов, в основном кавказская кухня.
Подъем на ратраке в день восхождения до скал «Пастухова» 400-600-1000 евро за ратрак (группа до 10 человек).
Экскурсионный билет на ККД Чегет 1000 руб./чел. и МКД Азау 1450 руб./чел.
Условия оплаты
Для обеспечения успешного и безопасного проведения программы необходимо внести предоплату. Предоплата для бронирования составляет 20000 рублей. Полная оплата производится не менее, чем за 30 дней до начала программы.
В случае отказа от программы возврат денежных средств производится в полном объеме за вычетом фактически понесенных расходов в соответствии с Федеральным Законом "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 ФЗ N 2300-1.
Есть человек, который особенно любит зимние восхождения. В его копилке пока только зимние Эльбрус и Казбек, но он вошёл во вкус и останавливаться не собирается. Налейте себе чего-нибудь горячего и читайте о том, чем отличаются зимние вершины от летних и почему зимние восхождения похожи на выход в открытый космос.
Родион Хасаншин Наш герой:
Консультант отдела бивачного снаряжения «Спорт-Марафон». Любит зимние горы и знает, как подготовиться к холоду.
Летний Эльбрус
Всё началось с мечты об Эльбрусе. Тогда я немного ходил в походы, моя подруга занималась спортивным туризмом, и мы решили вдвоём пойти на Эльбрус с севера, где меньше цивилизации и больше дикой природы. В итоге мы сходили очень удачно, хотя друзья считали нашу затею немного сумасшедшей. Да что там друзья, даже для меня в первый момент это было открытием и даже немного шоком - что мы это сделали, что такое вообще возможно.
Мы ходили без гида. Многие считают, что первый раз идти на Эльбрус лучше с гидом, и это правильная мысль. Но я всё-таки считаю, что подготовиться можно и самостоятельно, и мы готовились. Мы много тренировались и готовились в буквальном смысле ко всему: прочитали множество отчётов, узнавали, какие проблемы обычно возникают, как их решать. И, главное, мы не ставили задачи зайти любой ценой. Мы заранее обговорили все нюансы, что при малейшем ухудшении самочувствия или погоды повернём назад. Решили идти только в идеальную погоду и только при хорошем самочувствии, и на всякий случай взяли навигатор. Так что никаких чудес не было - мы очень хорошо готовились и заслужили успешное восхождение.
Зимний Эльбрус
Через пару месяцев после летнего восхождения я задумал пойти на зимний Эльбрус. Почему сразу на зимний? Потому что это сложно, это как вызов. Тогда уже я понял, да и сейчас продолжаю понимать, что нет таких вещей, которые нельзя достичь. Всё зависит от подготовки и удачи. Если грамотно и основательно подготовиться, то может помешать только случай, и то в основном в виде непогоды.
Первый раз на зимний Эльбрус я попытался подняться два года назад, в ночь с 1 на 2 января, с юга. Подготовился очень хорошо - была и акклиматизация, и хорошее снаряжение, но не получилось из-за погоды. Январь вообще самый холодный месяц, в это время там какие-то сумасшедшие ветра дуют. Я вышел в ночь, и первое ощущение - как будто выходишь в открытый космос. Темнота, звёзды, холод, всё во льду… Я дошёл до 4900 м, возможно, пошёл бы и дальше, но погода портилась, в навигаторе сели батарейки, связь пропала - скорее всего, рация просто промёрзла. Я решил, что для первого раза получил хороший опыт, но идти дальше не стоит. Лучше вернусь ещё раз.
Вернулся через месяц, в феврале. Это самый снежный месяц на Эльбрусе. По моим ощущениям, в это время здесь комфортнее, чем в январе, не такой сильный ветер, и он уже не сдувает со склонов весь снег. Через 10 дней я зашёл на западную вершину. В этот день на восхождение вышли только и ребята из Краснодара. Они пошли на восточную вершину, а на западной я был один. Вид оттуда космический…
Склоны зимнего Эльбруса
Я уже потом узнал, что мысль о зимнем Эльбрусе приходит в голову почти всем, кто побывал там летом. Правда, многие из этих людей плохо представляют себе, куда они идут, и не всегда отличают зимнюю гору от летней. Зимой я видел там народ в обычной одежде, с бюджетными «кошками», которые подходят только для летнего фирна. На зимний Эльбрус нужна не просто тёплая, а очень тёплая одежда, и очень качественное снаряжение. Если «кошки» - то только неубиваемые Petzl или Grivel, которые не сломаются и не погнутся о зимний бутылочный лёд.
У меня были двойные ботинки для восьмитысячников La Sportiva Olympus , пуховый комбинезон The North Face Himalayan Suit , пуховые рукавицы - замёрзнуть во всём этом было просто невозможно. Ходят и в более лёгком снаряжении, но для этого нужен большой опыт. Вот Дима Павленко говорит, что нет холодных ботинок, есть плохая акклиматизация: он ходил на Победу в не самых тёплых La Sportiva Batura и вполне доволен ими.
Во время этой поездки на Эльбрус я познакомился с ребятами, которые предложили сходить на пик Ленина в конце августа. Я начал готовиться: много бегал, съездил на альпсборы в Безенги, раз 8 или 9 был в горах с ночёвками выше 4000 м и даже сходил на Эльбрус - это считается лучшим способом акклиматизироваться перед высокими горами.
Через неделю после восхождения на Эльбрус я приехал в Киргизию. Зайти на пик Ленина не удалось, вмешался человеческий фактор. Но я получил огромный опыт: высотные ночёвки, преодоление огромных расстояний, работа на высоте - всё это морально закалило и к тому же помогло обрести новых друзей. Высота встретила меня с одобрением, значит, я ещё сюда вернусь и завершу начатое.
Зимний Казбек. Первая попытка
После возвращения из Киргизии я начал готовиться к зимнему Казбеку. Я уже знал, как бывает холодно зимой, и знал, что к холоду привыкнуть невозможно, можно только принять тот факт, что холодно будет постоянно. Поэтому готовился как мог: обливался холодной водой, занимался «моржеванием». И прошлой зимой мы пошли на Казбек со стороны Грузии: я и двое моих друзей. С одним из них мы уже ездили на альпсборы и на зимний Эльбрус - он не поднимался на вершину, но ходил со мной на акклиматизацию и просто морально меня поддерживал. Второй друг был в горах первый раз. Вот такие у меня друзья, ведутся на все мои безумные затеи…
Я слышал, что летом погода на Казбеке даже более капризная, чем на Эльбрусе, поэтому там сложнее поймать погодное «окно». Зимой у нас была целая неделя солнца. Снег выпал незадолго до нашего приезда и успел уже утрамбоваться, так что идти было вполне комфортно. Местами шли даже без снегоступов, например, по гребням, где почти не было снега. Но вообще снегоступы нужны обязательно, без них кое-где проваливаешься по пояс. Встретили ребят на скитуре, это тоже один из вариантов сходить на зимний Казбек. На скитурных лыжах можно дойти до Казбекского плато, дальше уже начинается лёд.
Зимой там лавиноопасно - несколько лет назад на спуске с перевала Саберце, который и перевалом-то назвать сложно, погибли в лавине трое ребят.
У нас всё начиналось слишком хорошо. Была прекрасная погода, всё шло как-то очень уж легко. Даже 30-килограммовые рюкзаки настроения не портили. До тех пор, пока один из моих друзей не растёр себе ноги. Он купил ботинки прямо перед отъездом, и первый раз надел их уже в горах. В итоге стёр ноги до мяса и идти дальше уже не мог. Мы задумались, что делать.
При классическом восхождении на Казбек нужно переходить ледник с трещинами. Зимой он засыпан снегом, трещин не видно, нужно идти в связке и страховать друг друга. А нас осталось двое…
С одной стороны, мы были хорошо подготовлены. У нас было всё необходимое снаряжение и все умели им пользоваться. Перед походом я учил ребят работать в связках, пользоваться ледорубами, ледобурами, мы отрабатывали спасение из трещины. Я прекрасно понимал, что нет смысла ехать с людьми, которые не будут знать, что делать, если ты провалишься в трещину.
С другой стороны, зима и высота внесли свои коррективы. Напарнику, который оставался в строю, было тяжело. Зимой акклиматизация проходит сложнее, так как воздух более морозный, другое давление, нужно быть очень натренированным. К тому же портилась погода, начинался ветер и хороший прогноз был только на следующий день, а дальше непогода.
Я подумал и решил в этот раз отступить. Как и в первый раз на Эльбрусе, у меня не было цели зайти любой ценой. Я ведь всё-таки в команде… Вернусь в другой раз, горы никуда не денутся.
Вторая попытка
Второй раз на зимний Казбек мы пошли через год после первой попытки, этой зимой. Пошли вдвоём с другом, который поддерживает все мои зимние приключения.
В этом году снега выпало намного больше, сугробы были, наверное, до метра. Мы вышли на маршрут во время очередного снегопада. Снег не успевал слёживаться, идти было тяжело, шли очень долго. Дорога до метеостанции - приюта на высоте 3650 м, где обычно ставят штурмовой лагерь, заняла 3 дня. Мы переночевали там, а снег всё не прекращался и прогноз не обещал ничего хорошего.
Сначала мы планировали поставить штурмовой лагерь на 4300 м, то есть подняться выше метеостанции и перейти ледник. Даже вешки с собой взяли, чтобы промаркировать тропу и на обратном пути не думать о трещинах. Но в итоге с метеостанции так и не вышли - погода не наладилась, а время закончилось.
В следующем году попробую опять. Скорее всего, поеду в декабре, в это время меньше снега. Хочу попробовать сходить по маршруту 3Б - это очень логичная и красивая линия «в лоб», прямо от метеостанции. Там все зависит от состояния склона: например, в конце лета он очень камнеопасен, а зимой камни скованы льдом. Там большая сложность в том, что на склоне невозможно переночевать, приходится либо обозначать себе время, после которого нужно спускаться, даже если не дошёл до вершины, либо брать с собой бивак, чтобы при невозможности спуститься тем же путём выйти с вершины на классический маршрут и заночевать на плато. Всё это требует хорошей подготовки - и физической, и технической - и правильной акклиматизации.
У меня есть знакомые, которые перед Казбеком акклиматизируются на Эльбрусе, потому что это очень просто сделать. Достаточно 3-4 дня провести в Азау, погулять там, переночевать на 3800 - и можно ехать на Казбек, на машине это быстро и удобно. А там уже ориентироваться на прогноз и «ловить» погоду не на высоте 3800 м, а внизу, в посёлке Казбеги. Человек в хорошей физической форме и с хорошей акклиматизацией дойдёт из Казбеги до метеостанции за один день. Но, повторюсь, для такого сценария нужен опыт и хорошая подготовка.
Я видел, что происходит с неподготовленными людьми. Как-то по пути мы встретили одну пару, перед ледником Гергети, который ниже метеостанции. Здесь многие ходят из Казбеги просто погулять на скитуре или снегоступах, они обычно идут до ледника и обратно. Я почему-то решил, что и эта двойка дальше не пойдёт. И вот уже ночью, когда мы спали на метеостанции, приходит тот мужчина и говорит, что у жены сердечный приступ. Мы взяли аптечку, побежали к ней, хотя понимали, что вряд ли сможем чем-то помочь - мы в горах, зима, вертолёта нет. К счастью никакого приступа у неё не было, обычная «горняшка». Они сходили на какую-то простую вершину где-то в южной стране, и решили, что теперь можно и на Казбек. А у неё обычные однослойные ботинки и никакой акклиматизации. Я попробовал объяснить ей, что здесь можно отморозить ноги и тогда их отрежут. В итоге они всё равно решили сходить чуть выше метеостанции, но хотя бы на вершину не пошли…
Виды с метеостанции
Снаряжение для зимнего Казбека должно быть не менее серьёзным, чем для Эльбруса. Если на Эльбрусе можно жить в приюте на Бочках и обойтись более лёгким спальником (у меня был
На зимнем Эльбрусе у меня были моменты, когда хотелось повернуть обратно, но я здраво оценивал и свои силы, и внешние условия, плюс срабатывало какое-то внутреннее чутьё, что надо идти. То есть физически я был абсолютно в норме, просто нужно было переступить через свою внутреннюю слабость. Я останавливался, пил чай, отдыхал и шёл дальше. Тогда ещё недалеко от меня шла группа краснодарцев, и я понимал, что в случае ЧП им придётся меня спасать. А это не лучшая характеристика альпиниста - обеспечивать другим спасработы вместо восхождения. Поэтому я рассчитывал силы так, чтобы не понадобилось прибегать к помощи. То есть одно дело просто переступить через свою слабость, и совсем другое - довести себя до такого состояния, когда другим приходится тебя спасать.
На этом основываются все мои одиночные восхождения - каждый раз я переступаю через свою слабость и становлюсь сильнее, при этом не переходя грань. Я чувствую свои возможности и стараюсь не выходить за их пределы, когда есть опасность.