Генрих Буковски появился на свет в немецком городе Андернахе 16 августа 1920 года. Через три года его семья Лос-Анджелес, решив при этом поменять имя сына на Чарльза. Детство Буковски вряд ли можно назвать счастливым: драться и терпеть боль ему пришлось научиться, ещё будучи мальчишкой. В среде американских сверстников он из-за своих немецких корней так и не смог стать своим. Отец, бывший военный, был сторонником жестоких методов воспитания и нередко пускал в ход ремень для правки бритв. Вдобавок, в школьные годы у Чарльза Буковски началось тяжёлое кожное заболевание, на всю жизнь обезобразившее его лицо оспинами и шрамам. Трудное детство во многом предопределило будущее мировоззрение писателя, основанное на отчуждении от окружающего мира, равнодушии к собственной жизни и ощущение постоянной подавленности. Неудивительно, что впервые попробовав алкоголь в тринадцать лет, Буковски увидел в нём лучшее лекарство от невыносимой реальности.
Закончив школу и проведя какое-то время в колледже, Буковски покинул родной и нелюбимый дом, незамедлительно пустившись во все тяжкие. Об этом времени он рассказывал: "Я начал скитаться по стране, перебиваясь случайными заработками, вроде работы уборщика, служителя автозаправки, охранника, посудомойки, экспедитора, складского служащего, приемщика, нарядчика, водителя грузовика, почтальона, кладовщика, почтового клерка, служителя на автостоянке. Ещё я работал на фабрике собачьих бисквитов, фабрике флуоресцентных ламп, на бойне, был членом железнодорожной ремонтной бригады, а также работал на американский Красный Крест. Я видел большинство городов и работал примерно в сотне мест". В это же время он начал писать, но наткнувшись на прохладное отношение к своему творчеству у читателей и издателей, писательство забросил, пустившись в многолетний запой, выпив по его слова больше алкоголя, чем любой другой человек - воды.
Путешествие на дно американской жизни закончилось в 1955 году в больничной палате, куда Буковски попал с язвой желудка. Чудом выкарабкавшись, Чарльз снова начал писать. Его начали печатать, а в 1967 году он начал вести авторскую колонку в газете Open City. Заметки тех лет через какое-то время легли в основу сборника короткой прозы "Записки старого козла". В 1970 году глава калифорнийского издательства Black Sparrow Press Джон Мартин, восхищённый текстами пятидесятилетнего Буковски, предложил ему всецело посвятить себя творчеству, бросив работу, и гарантировал пожизненный доход в 100$. После этого Буковски за двадцать два дня написал свой первый роман "Почтамт", благосклонно встреченный критиками. В 1976 году Буковски женился - в третий раз - на Линде Бегли, владелице ресторанчика здорового питания. После этого жизнь Чарльза наконец-то вошла в спокойное русло. Стандартное расписание его дня: он просыпался после полудня, проводил вечер на скачках, потом возвращался домой, ужинал с женой и прихватив бутылку вина запирался в комнате и писал всю ночь под звуки классической музыки из радиоприёмника - причём с удивительной производительностью. "За один присест" Буковски умудрялся написать несколько десятков стихов и рассказов.
Стиль Буковски сформировался за долгие годы алкоголизма и скитания по трущобам. Его язык неожиданно груб и резок - критики даже окрестили его стиль "грязным реализмом". Главные герои Буковского - он сам и его хорошие знакомые: завсегдатаи баров, проститутки и простые американские работяги. При этом он умудрялся оставаться истинным поэтом. В его текстах сквозь грязь и отчаяние проглядывает неукротимая жизненная сила и глубочайшая мудрость: с буддистским спокойствием Буковски подмечает всю красоту человеческой жизни, одним махом срывая с неё всё наносное. Настоящая известность пришла к нему в 80-ых, когда он написал романы "Женщины", "Хлеб с ветчиной" и "Голливуд". По его сценарию был снят фильм "Пьянь" с Микки Рурком и Фэй Данауэй в главных ролях.
Официальный трейлер фильма "Пьянь" (Barfly, 1987
В конце 1980-х Буковски начал лечиться от лейкемии. В 1993 его не стало. Писатель был похоронен в пригороде Лос-Анджелеса Ранчо Палось Вердос. На его могиле выгравирована эпитафия "Не пытайся" (Don’t try).
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить главные произведения писателя.
"Фактотум" (Factotum, 1975)
"Я прочёл "Фунты лиха в Париже и Лондоне" (повесть Джорджа Оруэлла о его скитаниях в двух европейских столицах). Прочёл и сказал: "О, этот парнишка считает, что ему пришлось хлебнуть лиха; погоди, вот я сейчас про свои беды расскажу", - вот как Буковски описывал причину, побудившую его взяться за написание своего второго романа. Работа над книгой растянулась на четыре года. "Фактотум" повествует о нескольких годах жизни Буковски (а точнее его постоянного литературного двойника Генри (Хэнка) Чинаски), проведённых в поездках по Америке и постоянных поисках работы, ночлега, женского общества и, конечно же, выпивки. Литературный стиль Буковски - чёткое и предельно простое повествование здесь сдобрен отборным количеством фирменного дерзкого юмора. "Неужели эта работа не слишком хороша для вас?" - спрашивают Хэнка на бирже труда, когда он отказывается работать медбратом в государственной больнице. "Давайте меняться. Вы пойдёте на эту работу, а я займу ваше место", - отвечает Чинаски. "Я специально учился, чтобы работать в этом месте". "Да? Я тоже учился. Два года в колледже".
"Хлеб с ветчиной" (Ham on Rye, 1982)
В этом романе Буковски с присущей ему честностью и прямотой описал своё детство и юность. Здесь есть и проблемы с мальчишками, живущими по соседству, и тяжёлая болезнь, обезобразившая Чинаски, и первые алкогольные опыты и робость перед женщинами, и формирование ощущения полной отчуждённости от окружающего мира. Но главный нерв книги - в описаниях тяжёлых отношений между юным Хэнком и его отцом. Когда Великая Депрессия накрыла Америку, отец Хэнка потерял работу, семья стремительно начала скатываться на самое дно. Один из самых запоминающихся моментов книги - описание поездок старшего Чинаски на вымышленную работу. Каждое утро он заводил машину и уезжал скитаться по городу, лишь бы соседи - такие же безработные, как он - не решили, что семья Чинаски прозябает в нищете. Возвращаясь домой, он, разумеется, вымещал всю злость, накопленную за день, на сыне.
"Истории обыкновенного безумия" (Tales of Ordinary Madness, 1983)
За свою жизнь Буковски написал более 200 рассказов, продемонстрировав, что короткой литературной формой умеет пользоваться не хуже чем писать романы. Причём первые получались у него даже лучше: не затянутые ни на одно слово, бронебойные и бьющие точно в цель. На нескольких страницах Буковски умудрялся одновременно напугать, шокировать рассмешить читателя, но также и показать ему грустную красоту жизни. За прямолинейный слог и мрачноватый юмор многие даже сравнивали Буковски с советским писателем Сергеем Довлатовым .
"Голливуд" (Hollywood, 1989)
На пике популярности Генри Чинаски американский режиссёр Джон Пинчот предложил ему написать сценарий для фильма, названного после "Танец Джим Бима". За этим названием угадывается кинолента "Пьянь", действительно снятая по сценарию Буковски, а Джон Пинчот - это Барбет Шрёдер , режиссёр "Пьяни". Роман "Голливуд" посвящён короткому погружению писателя в киноиндустрию Лос-Анджелеса: на страницах книги подробно описываются мучительные поиски продюсеров для ленты и сами съёмки (в одной из сцен снялся сам Буковски). Под вымышленными именами встречаются такие монстры голливудского кино, как Фрэнсис Форд-Коппола (ставший продюсером фильма), Микки Рурк и Фэй Данауэй (исполнившие главные роли). Неожиданно места в книге отведено нежным отношениям Буковски со своей женой Линдой, которые, по правде говоря, никак не вяжутся с его образом вечно пьяного распутника из предыдущих книг.
"Стихи последней ночи на земле" (The Last Night of the Earth Poems, 1992)
Истинное творческое наследие Буковски хранится не в его романах или рассказах, а в стихах. При жизни писателя вышло несколько десятков стихотворных сборников, из которых на русский было переведено ничтожно мало. Но разыскать их на просторах интернета, несомненно, стоит, особенно - редкие аудиозаписи его поэтических чтений, на которых смех и аплодисменты практически не умолкают. Стихи Буковски - та же проза, только фиксирующая в череде времени еле уловимые мгновения красоты, и порезанная на строчки неравной длины - рифмы и слога он не признавал. В "Стихах последней ночи на Земле" содержится одно из главных стихотворений поэта, "Дни как бритвы, ночи полны крыс", в котором он рассказывает как просиживал светлое время суток в библиотеках, а ночи проводил в попойках и драках. Собственно, на вопрос "Как стать писателем?" Буковски отвечал: "Читать и жить".
(Пока оценок нет)
Имя:
Чарльз Буковски (Charles Bukowski)
Дата рождения:
16 августа 1920 года
Место рождения:
Германия, г. Андернах
Чарльз Буковски — биография
Чарльз Буковски — один из самых неординарных писателей и поэтов прошлого столетия, который получил признание общества только после пятидесяти лет. Все его прожитые годы, начиная с детства, были полны горечи и страданий, что и стало основной тематикой его творчества. Почти все книги Чарльза Буковски были написаны в жанре “грязного реализма”, многие из них завоевали огромную известность во всем мире. Его работы продолжают публиковаться даже после его смерти, а самые популярные из них уже появились на телевизионных экранах.
Настоящее имя писателя — Генрих Карл Буковски. Он родился 16 августа 1920 года в Германии (город Андернах) в семье швеи и военного. Через три года после рождения сына его родители перебрались в Америку — сказывалась последствия экономического кризиса. В Соединенных Штатах они поселились в городе Балтимор. Это пристанище было временным — в 1994 году семья переехала в пригород Лос-Анджелеса (отец Генриха усиленно работал и смог накопить приличную сумму). О детских годах Буковски вспоминал с горечью. Он рассказывал, что был изгоем среди ровесников. Отец запрещал ему играть с другими детьми, чтобы не испачкать одежду. Часто дети дразнили его за немецкий акцент. Кроме того, у Генриха была дислексия, что также усложняла общение с окружающими.
Отец Генри постоянно избивал сына и жену за каждую мелочь. Все страдания, вынесенные из детства, много лет спустя Буковски описал в автобиографическом произведении “Хлеб с ветчиной”. На нервной почве в подростковом возрасте у будущего писателя появилось серьезное заболевание — воспаление сальных желез. Нежелание окружающих общаться с ним и семейные проблемы отгородили Генриха от окружающего мира: он замкнулся в себе и находил отдушину только в библиотеке, наслаждаясь книгами. В это время Буковски принял решение начать творческую деятельность. Дебютным произведением начинающего автора стал рассказ о военном пилоте.
Ища способы забыться и уйти от проблем, Генрих начинает употреблять алкоголь. Спиртное прошло красной нитью не только через всю жизнь писателя, но и через его творчество. Он не раз признавался, что написал большинство своих творений, будучи пьяным. Именно алкоголь поставил точку в его напряженных взаимоотношениях с отцом. Однажды явившись домой пьяным, он не выдержал и сильно избил отца за грубое отношение к себе. С тех пор он больше не поднимал руку на своего сына.
Окончив школу, Генрих поступает в один из колледжей Лос-Анджелеса. Он изучает журналистику и продолжает писать небольшие рассказы. Однажды его отец нашел в вещах Буковски черновики его творений и выбросил их, заявив, что такое никто не будет читать. Разозлившись, Генрих ушел из дому и еще больше стал употреблять алкоголь. Вскоре его отчислили из колледжа за пьянство. Молодой человек перебивался случайными заработками, и в 1941 году решил отправиться в путешествие по Америке, чтобы увидеть настоящую жизнь ее жителей и написать о ней.
Путешествуя по стране, Буковски усиленно занимается творчеством. В тот период он попытался впервые опубликовать свои работы. Его первый рассказ, опубликованный в нью-йоркском издании, был почти незаметен, так как помещался на последней странице. Этот факт расстроил начинающего писателя, и он ничего не писал в течение двух лет. Затем вновь были попытки возобновить писательскую деятельность, однако опубликованные рассказы и несколько стихотворений не нашли поддержки у читателей. Окончательно разочаровавшись в своих силах, Буковски забросил это занятие. Он вел распутную жизнь, развлекался с женщинами и вливал в себя литры алкоголя. В конце концов он вернулся в отчий дом и стал жить с родителями.
Возвращение Чарльза к творчеству пришлось на середину пятидесятых. В 1952 году он устроился работать на почту, и вскоре возобновил писательскую деятельность. Его произведения печатались в различных журналах, и к середине шестидесятых имя Чарльза Буковски наконец-то стало знаменитым. Начиная с 1967 года, писатель вел авторскую колонку в издании Open City. Главный редактор не обременял автора строгой цензурой, и Чарльз писал о том, к чему лежала душа — о своей нелегкой судьбе, о социальном “дне” общества, о главных пороках современных людей и прочих неприглядных вещах, называя все своими именами. Одна из наиболее популярных работ и “визитная карточка писателя” — сборник новелл “Записки старого козла”, изданный в 1969 году. Откровенность и простота работ Буковски сделала их автора популярным на всю страну. Кроме того, Чарльз был поэтом, и его стихотворения приятно поразили Джона Мартина, работающего в издательстве Black Sparrow Press. Он приглашает Буковски к себе, предлагая ему всецело посвятить себя творчеству и оставить работу на почте. Так в пятьдесят лет Чарльз Буковски наконец-то нашел свое призвание.
Первой крупной книгой американского писателя стал роман “Почтамт”, увидевший свет в 1971 году. Это произведение о рутине работников почтовых отделений стало топовым во многих читательских рейтингах и покорило весь мир (оно было переведено на пятнадцать языков). Другими популярными работами автора, созданными в 1972-1973 годах, стали сборники рассказов “Истории обыкновенного безумия”, “Самая красивая женщина в городе” и “Юг без признаков Севера”. Спустя два года выходит очередной масштабный роман Чарльза “Фактотум” — воспоминания о молодости Буковски, его постоянных странствиях и распутной жизни. Продолжением автобиографической линии стал роман “Женщины”, повествующий о многочисленных любовных похождениях писателя. Среди других крупных работ Буковски можно назвать произведения “Хлеб с ветчиной”, “Голливуд” и “Макулатура” (последний роман был написан в детективном жанре). Вместе с этим Чарльз является автором многочисленных сборников новелл и стихотворений. Его работа “Музыка горячей воды” — одна из лучших его книг с характерным для него свободным стилем письма и подбором сюжетов на различные темы.
Несмотря на славу и признание общества, Чарльз не имел счастья в личной жизни. Он три раза был женат, однако имел дочь вне законного брака. Среди увлечений писателя были классическая музыка и участие в скачках. Буковски умер в марте 1994 года в возрасте 73 лет из-за тяжелой болезни. Он оставил после себя около двухсот новелл и рассказов, более тридцати поэтических сборников и шесть романов.
Эпатажное и проницательное творчество американского реалиста вдохновило телевизионщиков на создание целой серии экранизаций его произведений. В восьмидесятых и девяностых годах на экраны вышли фильмы по произведениям автора: “История обыкновенного безумия”, “Пьянь”, “Безумная любовь” и “Холодная луна”. После смерти автора было создано еще несколько кинокартин по мотивам его рассказов. Кроме того, о яркой личности писателя и его непростом жизненном пути был создан ряд документальных фильмов.
Если вы хотите познакомиться с творчеством Чарльза Буковски, приглашаем вас бесплатно скачать электронные книги писателя в удобном для вас формате — fb2 (фб2), txt (тхт), epub или rtf. Также вы можете читать онлайн книги Чарльза Буковски на русском языке. Обширный библиографический список автора составлен в порядке хронологии, поэтому в последовательности книг вы легко отыщете нужное произведение.
Все книги Чарльза Буковски
Серия книг — Бунтарь и романтик
- О кошках (сборник)
Без серии
- Женщины
- Хлеб с ветчиной
- Почтамт
- Юг без признаков севера (сборник)
- Макулатура
- Письма о письме
- Из блокнота в винных пятнах (сборник)
- Голливуд
- Калифорнийский квартет (сборник)
- Фактотум
Ча́рльз Буко́вски - американский литератор, поэт, писатель, журналист. Представитель так называемого «грязного реализма». Автор более двухсот рассказов, включённых в шестнадцать сборников, шести романов и более тридцати поэтических книг.
Первые литературные опыты Буковски относятся к 1940-м годам, однако всерьёз писать он начал уже в зрелом возрасте - с середины 1950-х. Благодаря стихам, которые появлялись на страницах малотиражных поэтических журналов, издававшихся преимущественно вКалифорнии, Буковски стал заметной фигурой литературного андеграунда Америки. Более широкого признания он добился в конце 1960-х, как автор колонки «Записки старого кобеля» (Notes of a Dirty Old Man), выходившей в лос-анджелесской газете «Open City» (англ.)русск.. В те годы за Буковски окончательно закрепился образ скандалиста, бабника и пьяницы, созданный и насаждаемый им в стихах и прозе. За пределами Соединённых Штатов о писателе узнали после публикации романа «Почтамт» (1971), который пользовался большой популярностью в Европе. Общеамериканскую известность Буковски завоевал только в 1987 году, когда на экраны США вышла картина«Пьянь». Фильм, в основе которого лежал полуавтобиографический сценарий Буковски, поставил режиссёр Барбет Шрёдер.
Буковски умер в 1994 году, однако и по сей день продолжают выходить его ранее не публиковавшиеся работы. К 2011 году издано две биографии писателя, выпущено десять сборников его писем. Жизнь и творчество Буковски стали темой нескольких документальных фильмов, а его проза неоднократно экранизировалась.
Чарльз Буковски (имя при рождении Генрих Карл Буковски, назван в честь отца) родился 16 августа 1920 года в немецком городе Андернах. Мать, немка Катарина Фетт (нем. Katharina Fett), была швеёй, отец - сержантом американской армии, служившим на территории Германии в период Первой мировой войны и имевшим немецкие корни. Родители Чарльза поженились 15 июля 1920 года, незадолго до рождения сына; последствия экономического кризиса 1923 года вынудили их переехать, и семья перебралась в США, в городБалтимор.
Катарина начала называть себя «Кейт», чтобы её имя звучало по-американски, а сын превратился из Генриха в «Генри». Также было изменено произношение фамилии: «/buːˈkaʊski/» вместо «/buːˈkɒfski/». Отец Генри много работал, пока не накопил достаточно денег, чтобы перебраться с семьей в Калифорнию, куда Буковски и переехали в 1924 году, осев в пригороде Лос-Анджелеса. Генрих устроился на работу в компанию по доставке молока, а Кейт долгое время оставалась безработной, семья сильно нуждалась в деньгах. Ребёнка одевали в традиционную немецкую одежду и запрещали играть с другими детьми, «чтобы не испачкаться»; отношения со сверстниками также ухудшала дислексия мальчика, которого вдовесок регулярно дразнили за его немецкий акцент. «Я был изгоем. Родители подстроили мне козу хуже некуда - купили индейский костюм, с перьями, головным убором и томагавком. И вот я с этим своим немецким акцентом стою разодетый, как чёртов индеец, а у всех остальных карапетов - ковбойские костюмы. Уж поверьте, круто мне пришлось».
Отец Генри был сторонником жёстких методов воспитания и регулярно избивал как сына, так и жену. Характе́рным примером его взаимоотношений с сыном служила садистская игра, подробно описанная в романе «Хлеб с ветчиной», автобиографической книге Ч. Буковски о его раннем детстве. Каждый уикенд Буковски проводили генеральную уборку дома, и в одну из суббот Генри также был привлечён к работе: ему было сказано подстричь газон перед домом столь тщательно, чтобы ни один стебель травы не торчал выше установленного уровня. Затем отец специально выискивал неподрезанную травинку и в качестве наказания избивал сына ремнём для правки бритвы, что повторялось каждые выходные в течение продолжительного времени. Мать Генри при этом оставалась безучастной, что впоследствии послужило причиной полного безразличия сына к ней. «Отцу нравилось пороть меня ремнём для правки бритвы. Мать его поддерживала. Грустная история», - описывал своё детство Ч. Буковски несколько десятилетий спустя.
В возрасте тринадцати лет у Чарльза начало развиваться тяжёлое воспаление сальных желёз - акне. Прыщи покрывали всё лицо, руки, спину, располагались даже в полости рта; Буковски описывал своё состояние как реакцию на ужасы своего детства, аналогичного мнения придерживался его биограф Говард Соунс (англ.)русск., а также исследователь творчества и редактор Дэвид Стивен Калонн (англ. David Stephen Calonne). На фоне тяжёлой ситуации в семье и сложностей в общении с одноклассниками Чарльз начал посещать Публичную библиотеку Лос-Анджелеса (англ.)русск., где серьёзно увлекся чтением, которое осталось одним из его главных хобби на всю оставшуюся жизнь. К этому времени относится первая проба пера будущего писателя: Чарльз написал небольшой рассказ про пилота времён Первой мировой войны. «Насколько я помню, в самом начале я написал что-то про немецкого авиатора со стальной рукой, который сбил кучу американцев во время Первой мировой. Писал я ручкой, заполнил все страницы огромного блокнота на спирали. Мне тогда было лет тринадцать, и я валялся в постели весь в жутчайших чирьях - медики такого и упомнить не могли».
Один из немногих приятелей Чарльза познакомил его с алкоголем. «Мне нравилось быть пьяным. Я понял, что полюблю пьянство навсегда. Оно отвлекало от реальности», - впоследствии увлечение спиртным приведёт Чарльза к длительному запою, однако навсегда останется любимым увлечением и главной темой творчества. К данному времени также относится последний крупный разлад в отношениях Чарльза со своим отцом, положивший конец постоянным побоям первого. Глен Эстерли (англ. Glenn Esterly), журналист изданияRolling Stone, так описывал произошедшее:
В шестнадцать лет он однажды вечером явился домой пьяный, ему стало дурно, и он наблевал на ковёр в гостиной. Отец схватил его за шкирку и начал тыкать носом в лужу блевотины, как собаку. Сын взорвался, размахнулся как следует и врезал папе в челюсть. Генри Чарльз Буковски-старший упал и долго не вставал. После этого он ни разу не поднял на сына руку.
Выдержка из интервью с Ч. Буковски за 1976 год.
После окончания средней школы Буковски в течение непродолжительного времени посещал Городской колледж Лос-Анджелеса (англ.)русск., изучая английский и журналистику, а также продолжал писать короткие рассказы. В 1940 году отец обнаружил спрятанные в комнате сына рукописи и, будучи в гневе от их содержания, выбросил их вместе со всеми вещами Чарльза.
Началось с того, что по молодости я написал кое-что и спрятал в ящик комода. Отец нашёл - тут-то всё и завертелось. «Никому никогда не захочется читать такое говно!» И он был недалёк от истины.
После произошедшего инцидента Буковски покинул родительский дом, переехал и начал проводить бо́льшую часть своего свободного времени в питейных заведениях, вскоре был отчислен из колледжа. В 1941 году, проработав около полугода на различных низкооплачиваемых работах, Чарльз решил отправиться путешествовать по Америке, чтобы иметь возможность писать о «настоящей жизни» - так, как писал один из любимых авторов Буковски, Джон Фанте.
Чарльз долго путешествовал по стране, посетив Новый Орлеан, Атланту, Техас, Сан-Франциско и многие другие города. Описания его многочисленных переездов и мест работы, которые Чарльзу приходилось часто менять, впоследствии легли в основу романа «Фактотум». В это же время Буковски первый раз попытался опубликовать свои произведения. Находясь под сильным впечатлением от рассказа «Отважный молодой человек на летающей трапеции» (1934) Уильяма Сарояна, Буковски отправил рассказ «Aftermath of a Lengthy Rejection Slip», в журнал Story (англ.)русск., редактор которого занимался выпуском работ Сарояна. Материал был принят, и Чарльз получил письмо из редакции, в котором говорилось, что рассказ будет напечатан в мартовском выпуске 1944 года - начинающий автор был очень взволнован и обрадован данным событием, рисуя себе счастливое начало писательской карьеры. Буковски отправился в Нью-Йорк, чтобы увидеть его воочию, однако остался очень разочарован, поскольку рассказ был опубликован на последних страницах журнала, не войдя в основную часть издания. Данное событие столь сильно повлияло на автора, что он на длительное время забросил писательство, окончательно в последнем разочаровавшись. Только спустя два года следующая работа Буковски была опубликована; короткий рассказ «20 Tanks From Kasseldown» был напечатан в «Portfolio». За ним последовало несколько стихотворений в филадельфийском журнале «Matrix», однако читатели неохотно приняли молодого автора. «Я бросил писать на десять лет - просто пил, жил и перемещался, и сожительствовал с дурными женщинами. Собирал материал, хоть и не осознанно. Вообще забыл про писательство», - потерпев неудачу в литературном мире, Буковски вернулся в Лос-Анджелес жить с родителями. «Началось где-то в 1945-м. Я сдался. Не потому, что считал себя плохим писателем. Я просто подумал, что никак не проломиться. Отложил писательство с омерзением. Моим искусством стали пьянство и сожительство с женщинами».
В возрасте двадцати семи лет в одном из городских баров Чарльз знакомится с Джейн Куни Бейкер (англ. Jane Cooney Baker), тридцативосьмилетней алкоголичкой, на которой он женился. Впоследствии Бейкер стала одним из важнейших людей, вдохновивших творчество Буковски (книга «The Day Run Away Like Horses Over the Hills» будет посвящена её памяти, она также появится под различными псевдонимами в романах «Почтамт» и «Фактотум») и станет величайшей любовью всей жизни писателя. Он так говорил о ней: «Она стала первой женщиной - вообще первым человеком, который принёс мне хоть немного любви».
Терминал «Аннекс»,Лос-Анджелес
В 1952 году Буковски устроился почтальоном в Почтовую службу США, на Терминал «Аннекс» (англ.)русск. (где проработал более десяти лет) и из-за постоянного пьянства спустя два года он попал с обильным кровотечением в больницу. «Я чуть не умер. Оказался в окружной больнице - у меня изо рта и задницы хлестала кровь. Я должен был умереть - и не умер. Потребовалось много глюкозы и десять - двенадцать пинт крови», - выйдя из больницы, Буковски снова вернулся к творчеству, однако пить так и не бросил. В 1955 году он развёлся с Бейкер и в этом же году снова женился, на этот раз на редакторе небольшого техасского журнала «Harlequin» Барбаре Фрай (англ. Barbara Frye). «Она была прекрасна - только это и помню. Некоторое время увивалась вокруг, но так ничего у нас и не получилось. Она не могла напиться, а я не мог протрезветь, „и вместе им не сойтись“. Наконец она вернулась в свой Техас, и больше я её не видел и не слышал о ней». Пара разошлась в 1958-м году.
Буковски, продолжая работать на почте, вплотную начал заниматься творчеством. Его работы публиковались в небольших журналах, таких как «Nomad», «Coastlines», «Quicksilver» и «Epos»; в это же время он познакомился с Джоном Эдгаром и Джипси Уэббами, основателями новоорлеанского издательства «Loujon Press», которое станет первым, выпустившим книги Буковски, поэтические сборники «It Catches my Heart in Its Hands» (1963) и «Crucifix in a Deathhand» (1965). Параллельно с этим супруги Уэбб начали издавать журнал The Outsider (англ.)русск., публикации в котором к середине 1960-х принесли Буковски первую славу и признание в качестве поэта. К этому же периоду относится новый любовный роман начинающего поэта - в 1963 году Чарльз знакомится с Фрэнсис Смит (англ. Frances Smith), от которой через год у него родилась дочь, Марина-Луиза (англ. Marina Louise Bukowski); со Смит Буковски разошелся в 1965-м.
В 1967 году Буковски принял предложение Джона Брайона (англ.)русск. писать авторскую колонку в газете «Open City» (англ.)русск., что укрепило его популярность в Калифорнии. В ходе работы на издание «Open City» Буковски не был обременён какими-либо конкретными темами или цензурой - он открыто и честно писал о своей жизни, ничего не приукрашивая. Откровенность автора позволила ему завоевать высокий кредит доверия среди своих читателей, многие из которых приезжали лично к Буковски, чтобы познакомиться. На основе колумнистики автора впоследствии будет выпущено два сборника рассказов - «Записки старого кобеля» (англ. Notes of a Dirty Old Man, 1969, рус. перевод 2006) и «More Notes of a Dirty Old Man» (2011).
Параллельно с этим в различных издательствах в печать выходят ещё около десяти небольших книг со стихами Буковски; к этому периоду также относится важнейшее, с точки зрения дальнейшей жизни поэта, событие - он познакомился с Джоном Мартином (англ.)русск.. Восхищённый работами поэта, Мартин решил стать его основным издателем и организовал Black Sparrow Press (англ.)русск., планируя начать издавать стихи Буковски.
[править]Работа в издательстве Black Sparrow Press
В 1970-м году Мартин сделал деловое предложение пятидесятилетнему Буковски, убеждая его оставить службу на почте и всецело посвятить себя творчеству, гарантировав пожизненный ежемесячный доход в $100. Чарльз, недолго думая, принял данные условия. Буковски так рассказывал эту историю:
«Я писал себе и раньше, а он время от времени выходил на связь: «Пришлите мне ещё, давайте я посмотрю». И я ему что-то присылал. Наконец он говорит: «Я тебе так скажу, Хэнк». Я говорю: «Чего?» И он говорит… а при этом я тогда работал на почте уже одиннадцать с половиной лет… И вот он говорит: «Я тебе так скажу. Если ты бросишь свою почту, я буду платить тебе сто долларов пожизненно». Я говорю: «Чего?» А он: «Ну да. Если ты даже ничего больше не напишешь, я буду платить тебе по сто долларов в месяц всю оставшуюся жизнь». Я говорю: «Ну, это неплохо. Дай мне подумать чуток?» Он говорит: «Конечно». Не знаю, сколько я думал, - наверное, ещё пару пива выпил, а потом перезвонил ему и сказал: «Договорились».
Примечательным фактом является то, что «Записки старого кобеля» послужили одним из поводов для пристального внимания со стороны руководства почтового отделения (в котором на тот момент работал Буковски) к автору - и повлекли за собой определенного характера трудности. Как отмечает Говард Соунс, последовавшее несколькими годами позже увольнение Буковски со службы было спровоцировано отнюдь не предложением Мартина, а систематическими прогулами, о чём будущего писателя неоднократно уведомляли в установленном порядке, однако он игнорировал все предупреждения (упоминания об этом есть в заключительных главах «Почтамта»). Соунс отмечает также, что о таком положении дел Буковски не рассказал Мартину, когда принял его предложение.
Первой крупной работой Буковски после ухода с почты стал роман «Почтамт» (англ. Post Office, 1971, рус. перевод 2007), написанный им за три недели. Данный роман стал первым большим успехом Буковски-писателя - книга завоевала огромную популярность в Европе и впоследствии была переведена более чем на пятнадцать языков. Помимо прочего, в ходе работы над «Почтамтом» у Буковски окончательно сложится его авторский стиль письма, которого он в дальнейшем будет придерживаться во всех прозаических произведениях. Как отмечает Говард Соунс, Буковски научился писать в откровенной, честной манере с использованием множества диалогов благодаря тому, что был знаком с творчеством Эрнеста Хемингуэя и Джона Фанте; именно у последнего Буковски перенял идею разбития текста повествования на очень мелкие части. Первый роман писателя получил, в основном, положительные отклики в прессе, отдельно критики отметили юмор произведения и детализированность описания рутины почтового служащего. После выпуска «Почтамта», Black Sparrow Press стало основным издательством, в котором стал печататься Буковски: «У него имелась репутация самого влиятельного поэта-бунтаря, и с этого момента книги хлынули из него сплошным потоком, начиная с романа о кошмаре бюрократии „Почтамт“, который Буковски написал всего за двадцать ночей в обществе двадцати бутылок виски».
Продолжая, однако, быть верным небольшим книгопечатным компаниям, Чарльз параллельно продолжал рассылать некоторые стихи и рассказы по маленьким литературным журналам. В печать вышли три поэтических сборника и две книги рассказов. Первая из них, «Эрекции, эякуляции, эксгибиции и истории обыкновенного безумия» (англ. Erections, Ejaculations, Exhibitions and General Tales of Ordinary Madness, 1972) - которая впоследствии будет разделена издателем на две книги, «Истории обыкновенного безумия» (англ. Tales of Ordinary Madness, 1983, рус. перевод 1999) и «Самая красивая женщина в городе» (англ. The Most Beautiful Woman in Town,1983, рус. перевод 2001). В редакции 1972 года книга была позитивно воспринята читателями и стала весьма популярной в области залива Сан-Франциско. Второй вышедший сборник, «Юг без признаков Севера» (англ. South of No North, 1973, рус. перевод 1999), примечателен для читателя тем, что автор в большей мере отошел от автобиографических очерков - книга, по его утверждению, в основном состояла из выдуманных историй.
Следующий роман, «Фактотум» (англ. Factotum, 1975, рус. перевод 2000), был отражением тех лет, когда Буковски исключительно пьянствовал и менял работы чаще, чем перчатки. В интервью журналисту The London Magazine (англ.)русск. писатель отмечал, что идея написать «Фактотум» возникла после прочтения «Фунтов лиха в Париже и Лондоне» (англ.)русск. - биографического романа Джорджа Оруэлла о скитаниях по дну европейских столиц. Буковски воскликнул: «Этот парень думает, будто что-то повидал? Да, по сравнению со мной, его только царапнуло». «Фактотум», как и первый роман Буковски, был положительно встречен критикой - автора хвалили за реалистичность описаний жизни «низшего класса», иронию по отношению к работе, в числе достоинств отмечали прямоту и искренность Буковски. К этому времени также относится первые после развода длительные любовные отношения Чарльза с американской поэтессой и скульптором Линдой Кинг (англ.)русск.; пара была вместе с 1970-го по 1973 год. Отношениям с Кинг посвящена книга Буковски «Me and Your Sometimes Love Poems» (1972).
С момента выпуска «Фактотума» вышли ещё четыре сборника поэзии, а в 1978 - роман «Женщины» (англ. Women, 1978, рус. перевод 2001), основной темой которой стали многочисленные любовные интриги Буковски. К созданию книги писателя подтолкнуло прочтение «Декамерона» Джованни Боккаччо; Буковски говорил, что одна из мыслей произведения - «секс настолько смехотворен, что с ним никому не справиться» - особенно сильно повлияла на его «Женщин». Писатель следующим образом описывал готовящийся к публикации роман:
«Назову его «Женщины». Вот хохоту будет, если я его напишу. И должен быть хохот. Но там нужно быть очень честным. Некоторым знакомым женщинам не надо про это знать. Но кое-что сказать охота... Только заявлять о нем не буду! У меня тогда неприятности начнутся.
Книга оказалась более продаваемой, чем все выпущенные до неё работы Буковски, однако она неоднократно подвергалась критике за сексизм. Сам автор, впрочем, подобные претензии отрицал, говоря: «Образ этот [женоненавистника] кочует из уст в уста у тех, кто не прочёл всего, всех страниц. Это, скорее, такое сарафанное радио, сплетни». За пару лет до выхода романа, на одном из поэтических чтений, Буковски познакомился с Линдой Ли Бегли (англ. Linga Lee Beighle), владелицей небольшой закусочной, - с Бегли в 1985-м автор заключил ставший для него последним брак.
После «Женщин» было выпущено ещё четыре книги поэзии, а в 1982 - роман «Хлеб с ветчиной» (англ. Ham on Rye, 1982, рус. перевод 2000), в котором Чарльз сконцентрировался на своём детстве. Сам Буковски называл книгу «романом ужасов» и отмечал, что писать её было сложнее прочих - из-за высокой «серьезности» текста автор, по собственному утверждению, старался сделать его посмешнее, чтобы скрыть все ужасы своего детства.
Далее последовали три сборника рассказов и несколько книг с поэзией; в числе первых - книга «Музыка горячей воды» (англ. Hot Water Music, 1983, рус. перевод 2011), основными темами которой станут привычные для Буковски сюжеты: «Там есть все, за что мы любим старика Генри Чинаски: ирония, драйв, секс, алкоголизм и щемящая нежность». Иного мнения придерживался первый биограф писателя, Нили Черковски (англ.)русск., отмечая, что «Музыка горячей воды» является весьма необычной для Буковски книгой - демонстрирующей новый, более свободный стиль письма. Сам Буковски говорил: «Эти истории сильно отличаются от выпущенных ранее. Они чище, ближе к правде. Я стараюсь, чтобы текст выходил прозрачным. И мне кажется, что получается».
Следующей книгой автора станет роман «Голливуд» (англ. Hollywood, 1989, рус. перевод 1994), в котором Буковски описал работу над сценарием для фильма «Пьянь» и процесс киносъёмок. Под вымышленными именами в романе неоднократно упоминаются задействованные в производстве картины люди - Джек Бледсоу (Микки Рурк), Франсин Бауэрс (Фэй Данауэй), Джон Пинчот (Барбет Шрёдер) и некоторые другие. Сам Буковски же весьма позитивно отзывался о своей книге: «Голливуд в четыреста раз хуже всего, что о нём написано. Конечно, если я его [роман] закончу, на меня, вероятно, подадут в суд, хоть там и всё правда. Тогда я смогу написать роман о судебной системе».
Последние годы жизни ознаменовались выходом в печать ещё трех сборников стихов; роман «Макулатура» (англ. Pulp, 1994, рус. перевод 1996) Чарльз дописал незадолго до смерти, однако книга была выпущена уже после кончины писателя. Соунс отмечал, что Буковски в конечном итоге исчерпал все сюжеты из собственной жизни - и принялся за новый для себя жанр, детектив, исключив элементы автобиографического характера. В то же время, однако, в произведении фигурирует несколько лиц, списанных Буковски со своих друзей - Джон Мартин (фигурирующий в романе под именем «Джон Бартон»), Шолом Стодолски (близкий друг автора, в книге появляется под псевдонимом «Ред»), а также издательство Black Sparrow Press, отражённое в тексте «Макулатуры» в образе «Красного Воробья». Помимо этого книга содержит массу иронических замечаний и шуток над привычным Буковски персонажем - Генри Чинаски; повествование романа тесно переплетается с многими ранее опубликованными работами автора - по большей части в разрезе самоиронии. «Макулатура» для Буковски была в определённом смысле творческим экспериментом; он говорил следующее:
«Издатели нервничают, потому что книга бьет сильно через край. По-моему, они там меня слишком полюбили, так что я их этой «Макулатурой» немножко пощекочу. Меня либо распнут, либо все начнут писать, как я. За это стоит выпить!..
Писатель тяжело болел, начиная с 1988 года. В 1993 году ремиссия болезни прекратилась, и Буковски был переведён в госпиталь, где пробыл некоторое время, пока врачи не сошлись во мнении, что наиболее комфортно он будет чувствовать себя дома, в Сан-Педро (англ.)русск.. Писатель быстро слабел и вскоре уже не мог написать ни строчки - он знал, что вскоре умрёт. На протяжении всей творческой карьеры Буковски был уверен, что смерть придёт в тот момент, когда он не сможет больше творить; за четыре года до смерти писатель говорил: «Если я перестану писать, значит, я умер. Умру - вот и остановлюсь». Иммунная система была практически разрушена, сначала Буковски диагностировалипневмонию, переведя обратно в больницу для лечения, где писателю был поставлен диагноз «лейкемия». В 11:55, 9-го марта 1994, в возрасте 73 лет, Чарльз Буковски умер.
Писатель был похоронен в городе Ранчо Палос Вердес (англ.)русск., в Green Hills Memorial Park, недалеко от дома, где провёл последние годы жизни. На надгробной плите в качествеэпитафии выгравирована надпись «Не пытайтесь» (англ. DON"T TRY) и изображён боксёр в боевой стойке.
Чарльз Буковски был трижды женат. В первый раз женился в возрасте двадцати семи лет в 1947 году на Джейн Куни Бейкер. Бейкер была на десять лет старше своего мужа, к моменту их встречи она страдала алкоголизмом, что сблизило её с Буковски. Пара много скандалила и несколько раз расходилась, они развелись спустя восемь лет. В том же году (1955), писатель женится во второй раз на Барбаре Фрай, редакторе небольшого литературного журнала. С Буковски они познакомились посредством писем: Фрай восторженно приняла творчество поэта и захотела с ним увидеться, после чего у них незамедлительно завязались романтические отношения.
«В итоге мы поженились <...> Я её не любил. Если женщина не получает от тебя какой-то выгоды - славы, либо денег, - она тебя терпит лишь докуда-то. А из нашего брака она не получала ничего - ни славы, ни денег. Я ничего ей не предложил. <...> Я был завязан на себя, на свою писанину. Вообще ей ничего не давал, вот и огрёб. Она тут не виновата, хотя и она мне особо ничего не давала.»
Брак с Фрай продлился до 1958 года. Спустя пять лет Буковски непродолжительное время встречался с Фрэнсис Смит, поклонницей его творчества, с которой он длительное время переписывался, пока в 1963 они наконец не встретились. От Смит у писателя родится дочь - Марина-Луиза Буковски; вскоре, однако, они разойдутся, так и не сочетавшись законным браком. «Вскоре после этого я получил от Фэй [под данным именем в романе „Почтамт“ фигурирует Фрэнсис Смит] письмо. Она и ребёнок теперь жили в коммуне хиппи в Нью-Мексико. Славное местечко, писала она. Марина хоть сможет тут дышать. В письмо она вложила маленький рисунок, который девочка для меня нарисовала», - описывал Буковски их расставание.
Со своей последней женой, Линдой Ли Бегли, писатель познакомится в процессе написания романа «Женщины», случайно заехав в принадлежащую Бегли закусочную. (Согласно источнику, это было в 1976 году на чтении в месте под названием The Troubadour). До свадьбы их роман длился около семи (9?) лет; в 1985-м году они поженились. Журналистка «Village View» так описывала Бегли: «В девичестве Линда Бегли уехала из дому и основала ресторанчик здоровой пищи - такие во множестве усеивали весь Л.-А. в 1970-х годах. Хотя своё заведение в Редондо-Бич Линда закрыла в 1978 году, за два месяца до того, как „Хэнк“ сделал ей предложение, она утверждает, что по сию пору даёт супругу советы о правильном питании. Ей удалось убедить его отказаться от красного мяса и существенно ограничить жидкий рацион вином и пивом».
Писатель считал политику бессмысленной, Буковски никогда не голосовал. Он говорил следующее: «Политика - это как женщины: увлечёшься ею всерьёз, и в конце окажется, что ты эдакий дождевой червяк, раздавленный башмаком докера». Аналогичного мнения он придерживался касательно современных ему американских «левых»: «Все они эдакие откормленные дурачки из Вествуд-Виллидж, только и делают, что лозунги голосят. Все радикальное подполье - это газетная шумиха, сплошная трепотня; и любой, кто туда заныривает, быстро отваливает к тому, что повыгодней». Также негативно Буковски отзывался о популяризации ЛСД, считая данное увлечение прерогативой «Недоумочной Массы».
Помимо алкоголя, к которому Буковски испытывал тягу на протяжении всей жизни, двумя другими страстными увлечениями писателя были классическая музыка и игра на скачках.
Классическая музыка для Чарльза Буковски всегда была неотъемлемой частью творческого процесса. «Я люблю классику. Она есть, но её нет. Она не поглощает собой работу, но присутствует в ней». По словам писателя, одной из причин, по которой он так полюбил музыку, было то, что она помогала ему выжить; говоря о времени, описанном в «Фактотуме», Буковски вспоминал: «Хорошо было по вечерам возвращаться с фабрик домой, раздеваться, забираться в темноте на кровать, наливаться пивом и слушать». Любимым композитором писателя был Ян Сибелиус, которого Буковски ценил за «страсть, которая тебе фары вышибает».
Ипподром «Санта-Анита» (англ.)русск., подробно описанный в романе «Почтамт»
В отношении скачек, преимущественно в начале писательской карьеры, Буковски говорил, что посещение ипподрома для него - вопрос исключительно финансовой заинтересованности; он считал, что это может позволить ему выигрывать столько, «чтобы уже не работать на скотобойнях, почтамтах, в доках, на фабриках». Впоследствии данное увлечение стало попыткой заменить пьянство, однако, она не сработала. Отношение к игре в дальнейшем претерпело изменение, и несколько лет спустя Буковски уже говорил, что скачки для него - стимул для писательства:
Однажды приходишь домой с бегов… обычно лучше при этом сотню долларов проиграть Проиграть сотню долларов на бегах - большая подмога искусству.
Для Буковски бега стали испытанием - он говорил, что лошади учат, есть ли у человека сила характера; игру на скачках писатель называл «мучением», но всегда подчёркивал, что из них набирается материал. «Если я поеду на бега и меня там хорошенько тряхнёт, я потом вернусь и смогу писать. Это стимул», - Буковски отдельные эмоции испытывал не только от игры, но и от самих ипподромов; писатель говорил, что вглядываясь в лица, особенно проигрывающих, многое начинаешь видеть в ином свете.
На протяжении всей жизни Ч. Буковски очень много читал, однако быстро разочаровался в существующих писателях и поэтах, что отчасти послужило причиной к началу собственного творчества. Несмотря на то, что Буковски практически всегда крайне негативно относился к поэтам, ряд авторов он выделял из общей массы и восхищался ими. Величайшими из современников Буковски называл Эзру Паунда, Т. С. Эллиота; из пишущих современников - Ларри Айгнера (англ.)русск., Джеральда Локлина (англ.)русск. и Рональда Кёрчи. В начале своей писательской карьеры примерами для подражания он называл Д. Г. Лоуренса и Томаса Вулфа - в дальнейшем, впрочем, Буковски в последних разочаровался, назвав их «нагоняющими скуку». Писатель также высоко отзывался о раннем Сэлинджере, Стивене Спендере (англ.)русск., Арчибальде Маклише - однако говорил, что восхищали его они вначале, а потом наскучили. Писателями, которые быстро испортились, но «хорошо начинали», Буковски считал Эрнеста Хэмингуэя и Шервуда Андерсона. Классикой Буковски считал работы Ницше, Шопенгауэра и раннего Селина. К писателям, наиболее сильно повлиявшим на его творчество, Буковски относил Селина, Джона Фанте и Уильяма Сарояна.
[править]Битничество
В статьях, посвящённых Ч. Буковски и его творчеству, писателя зачастую ошибочно причисляют к битникам. Несмотря на то, что даже некоторые современники поэта рассматривали его в качестве представителя бит-поколения, поздние исследователи данной группы поэтов отмечают, что Буковски, в сущности, никогда к ним не принадлежал. Сам Буковски придерживался аналогичного мнения - в ходе интервью в 1978 году он говорил: «Я одиночка, я занимаюсь своим. Бесполезно. Всё время спрашивают меня про Керуака, и неужели я не знаком с Нилом Кэссади, не был ли я с Гинзбергом и так далее. И я вынужден признаваться: нет, всех битников я пробухал; я тогда не писал ничего».
Девид Стивен Калонн следующим образом описывал Буковски:
Идеологии, лозунги, ханжество были его врагами, и он отказывался принадлежать к любой группе, будь то битники, «исповедальники (англ.)русск.», «Черная гора» (англ.)русск.,демократы, республиканцы, капиталисты, коммунисты, хиппи, панки. Буковски протоколировал глубочайшие свои психологические и духовные страдания в собственном неподражаемом стиле.
Подавляющая часть произведений Ч. Буковски представляет собой автобиографическое творчество. В поэзии и, в особенности, в прозе наиболее часто фигурирует alter ego писателя, его лирический антигерой - Генри Чинаски. Писатель уклончиво отвечал о том, можно ли поставить знак равенства между ним и Чинаски: «Они знают, что это Буковски, но, если даёшь им Чинаски, они как бы могут сказать: „О, какой же он клёвый! Называет себя Чинаски, но мы-то знаем, что это Буковски“. Тут я их как бы по спинке похлопываю. Они это обожают. Да и сам по себе Буковски все равно был бы слишком праведным; понимаете, в смысле „я все это сделал“. А если так поступает Чинаски, то я, может быть, этого и не делал, понимаете, может, это выдумка». Девяносто девять из ста работ, говорил Буковски, автобиографичны. В ответ на вопрос журналиста о том, где заканчивается Генри Чинаски и начинается Чарльз Буковски, писатель отвечал, что они - практически одно и то же, за исключением мелких виньеток, которыми он украшал своего героя от скуки. Впрочем, Буковски не отрицал, что почти во всех его работах присутствует небольшая доля выдумки.
Драю там, где надо надраить, и выбрасываю то, что… не знаю. Чистая избирательность. В общем всё, что я пишу, - по большей части факты, но они еще приукрашены выдумкой, вывертами туда-сюда, чтобы отделить одно от другого. На девять десятых факта одна десятая выдумки, чтобы всё расставить по местам.
Дэвид Стивен Калонн (англ. David Stephen Calonne) - исследователь творчества Буковски и редактор нескольких его книг отмечает, что на протяжении всей жизни главными объектами творчества писателя были классическая музыка, одиночество, алкоголизм, восхищавшие его авторы, сцены из собственного детства, писательство, вдохновение, безумие, женщины, секс, любовь и скачки. Сам писатель, в ходе интервью отвечая на вопрос о центральной теме своей прозы, говорил: «Жизнь - с маленькой „ж“». Буковски отрицал, что пишет непристойности, писатель считал, что многие его работы более корректно будет назвать открывающими неприглядную сторону жизни, ту, на которой он жил сам. «Я жил с алкоголичками; жил почти без денег; не жизнь, а сплошное безумие. Приходится об этом писать». Писатель отмечал, что вдохновение он черпает из прибитых жизнью людей - и именно в них видел свою основную читательскую аудиторию.
[править]Поэзия и проза
В Соединённых Штатах Америки и на территории Европы, где Буковски снискал наибольшую популярность, его преимущественно воспринимают в качестве поэта. Сам автор говорил, что к данной форме пришел по банальной причине - стихи для него были меньшей тратой времени (по сравнению с рассказами или романами). Буковски говорил, что писать начал не потому, что был сильно хорош, но по причине того, что все прочие, по его мнению, были плохи: «Другим я облегчил задачу. Я их научил, что писать стихи можно так же, как пишешь письмо, что стихотворение даже может развлекать и священное в нем не обязательно». Автор практически не проводил в своих работах различия между прозой и поэзией - для него дело было исключительно в строке. Буковски говорил, что если его писанину выложить одной-единственной строкой, то она будет звучать практически одинаково, он не придавал большого значения форме; для автора линия, разделяющая прозу и поэзию, всегда была только вопросом удобства. Единственным существенным фактором для автора являлось его текущее состояние: он говорил, что мог писать прозу исключительно тогда, когда ему было хорошо, а поэзию - когда плохо.
Основным постулатом творчества Буковски была простота. Писатель говорил: «Именно так я и стараюсь: попроще, без… чем проще, тем лучше. Поэтичность. Перебор поэтичности про звезды и луну, когда она не к месту, - это просто дурная околесица». Буковски начал писать от того, что современная поэзия его удручала - он находил её фальшивкой и надувательством, поэтому для себя выбрал путь наиболее ясного выражения мыслей, без украшений и лишней поэтики. Литературные критики относят творчество Буковски к направлению «грязный реализм (англ.)русск.», отличительными чертами которого являются максимальная экономия слов, минимализм в описаниях, большое количество диалогов, отсутствие рассуждений, диктуемый содержанием смысл и особо не примечательные герои.
Также иногда творчество Буковски относят к направлению «Мясная школа» (яркими представителями которого, помимо Буковски, являются Стив Ричмонд (англ.)русск. и Дуглас Блейзек (англ.)русск.). Представители данного направления характеризуются агрессивной, «маскулинной» поэзией.
Буковски неоднократно признавался, что писал, по большей части, находясь в состоянии опьянения. Он говорил: «Я пишу трезвым, пьяным, когда мне хорошо и когда мне плохо. У меня нет никакого особого поэтического состояния». В процессе письма, помимо прочего, Буковски практически никогда не редактировал и не исправлял, только изредка вычёркивал строки, которые были плохи, но ничего не добавлял. Процесс корректуры был характерен исключительно для поэзии, прозу же автор писал в один присест, не меняя написанного. О процессе создания произведения Буковски говорил, что никогда специально ничего не придумывает, себя он воспринимал фотографом, описывающим то, что видит, и то, что с ним происходит.
Первыми крупную прозу Буковски в России стали публиковать толстые журналы. В конце 1994 - начале 1995 года на страницах «Искусства кино» печатался роман «Голливуд» в переводе Нины Цыркун, а в 1996 году «Иностранная литература» познакомила российских читателей с романом «Макулатура», который перевёл Виктор Голышев. В 1999-2001 гг. эти работы вышли отдельными книгами, тогда же на русском языке были изданы и остальные романы Буковски.
Почтовое отделение = Post Office / Пер. с англ. Юрия Медведько. - СПб.: Новое культурное пространство, 1999. - 3000 экз. - ISBN 5-88925-019-1
Фактотум = Factotum / Пер. с англ. Владимира Клеблеева. - СПб.: Новое культурное пространство; Литера, 2000. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 5-900786-36-6
Женщины = Women / Пер. с англ. Владимира Клеблеева. - СПб.: Новое культурное пространство; Литера, 2001. - 320 с. - (Книги Бука). - 1000 экз. - ISBN 5-900786-47-1
Хлеб с ветчиной = Ham on Rye / Пер. с англ. Юрия Медведько. - СПб.: Новое культурное пространство; Литера, 2000. - 270 с. - (Книги Бука). - 2000 экз. - ISBN 5-86789-128-3
Голливуд = Hollywood / Пер. с англ. Нины Цыркун. - М.: Глагол, 1999. - 224 с. - 5000 экз. - ISBN 5-87532-044-3
Макулатура = Pulp / Пер. с англ. Виктора Голышева. - М.: Глагол, 2001. - 192 с. - 3000 экз. - ISBN 5-87532-048-6
[править]Сборники рассказов
Первая публикация малой прозы Буковски на русском языке состоялась в 1992 году в американо-российском альманахе «Стрелец». Для этого издания писатель и переводчик Сергей Юрьенен подготовил небольшую подборку текстов Буковски, которую открывал рассказ «Принеси мне свою любовь» (Bring Me Your Love). Во вступлении Юрьенен отметил, что «русский - тринадцатый язык, на который переводят» Буковски. В дальнейшем в российской периодике появилось ещё несколько публикаций рассказов американского писателя, самой заметной из которых стала подборка, увидевшая свет в 1995 году в журнале «Иностранная литература». Её составили переводы Виктора Голышева, Василия Голышева и Виктора Когана. С 1997 года сборники малой прозы Буковски стали выходить в России отдельными изданиями.
Записки старого кобеля = Notes of a Dirty Old Man / Пер. с англ. Юрия Медведько. - СПб.: Новое культурное пространство, 2006. - 232 с. - (Pocket Buk). - 500 экз. - ISBN 5-902404-10-X
Юг без признаков Севера = South of No North / Пер. с англ. Виктора Когана. - М.: Радость, 1997. - 360 с. - ISBN 5-89351-003-8
Музыка горячей воды = Hot Water Music / Пер. с англ. Максима Немцова. - М.-СПб.: Эксмо; Домино, 2011. - 304 с. - (Интеллектуальный бестселлер). - 5000 экз. - ISBN 978-5-699-46667-2
Истории обыкновенного безумия = Tales of Ordinary Madness / Пер. с англ. Виктора Когана. - М.: Глагол, 1997. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 5-87532-014-1
Самая красивая женщина в городе = The Most Beautiful Woman in Town / Пер. с англ. Виктора Когана и Виктора Голышева. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 352 с. -10 000 экз. - ISBN 5-352-00029-X
[править]Поэзия
Поэзию Буковски начали издавать в России только в 2000-е годы. До этого времени его стихи в русских переводах можно было найти почти исключительно в Интернете. По мнению переводчика Светланы Силаковой, такая ситуация была органична «сетевой» поэтике Буковски, которую отличает «скупость средств, лаконичность, какая-то вызывающая простота». В 2000 году несколько стихотворений Буковски напечатал журнал «Иностранная литература». Во вступительной статье переводчик Кирилл Медведев сетовал, что Буковски-поэт неизвестен российскому читателю, хотя на Западе он «едва ли уступает по популярности Буковски-прозаику». Через год тем же Медведевым был составлен и переведён том избранных стихотворений Буковски «Блюющая дама». Позднее в России увидели свет ещё две поэтические книги американского автора. В числе других переводчиков поэзии - Семён Беньяминов.
Блюющая дама / Пер. с англ. Кирилла Медведева под ред. Ильи Кормильцева. - М.: Adaptec/T-ough Press, 2001. - 192 с. - 1000 экз. - ISBN 5-93827-002-2
Bukowski lives! Избранные стихотворения Чарльза Буковски / Пер. с англ. Юрия Медведько. - СПб.: Новое культурное пространство, 2003. - 95 с. - 500 экз. - ISBN 5-902404-04-5
Вспышка молнии за горой = The Flash of Lightning Behind the Mountain / Пер. с англ. Наны Эристави. - М.: АСТ, 2008. - 352 с. - (Альтернатива). - 4000 экз. - ISBN 978-5-17-040295-3
Кто такой Генри Чинаски? Писатель Чарльз Буковски создавал преимущественно автобиографические произведения. Он прототип героя многих своих романов. «Почтамт», «Женщины», «Фактотум», «Хлеб с ветчиной» - во всех этих произведениях фигурирует Генри Чинаски.
Биография писателя: детство
Чарльз Буковски родился в 1920 году. Мать была швеей. Отец - военным. Детство будущего писателя нельзя назвать счастливым. Позже он рассказал об отношениях со своими родителями, в романе «Хлеб с ветчиной». Главный герой этого произведения, как и прочих - Генри Чинаски. Автор поведал читателям о суровых и бессмысленных методах воспитания, которые применял его отец, о том, насколько они губительны для ранимого, впечатлительного подростка. А Буковски именно таким и был, несмотря на славу пьяницы и сквернослова, которую он снискал впоследствии.
Итак, в романе «Хлеб с ветчиной» впервые читатель познакомился с персонажем по имени Генри Чинаски. Книги по порядку, в которых присутствует этот литературный герой, названы ниже. Каждые выходные Генри делал генеральную уборку дома. За малейшую провинность отец его жестоко избивал. Но самое печальное событие, которое навсегда оттолкнуло Буковски от родителя, произошло позже, когда будущий писатель начал сочинять стихи. Отец обнаружил его рукописи и уничтожил. Генри его возненавидел. С чего началось литературное творчество Буковски?
В детстве он страдал воспалением сальных желез. Его лицо было покрыто угрями, отчего он страдал и физически, и душевно. У Чарли были сложные отношения не только с родителями, но и со сверстниками. Быть может, именно благодаря этому он однажды пристрастился к чтению. Буковски начал посещать публичную библиотеку, познакомился с творчеством великих писателей.
Начало творчества
После того как отец уничтожил рукописи, Буковски покинул родительский дом. В то время он учился в колледже, но вскоре был отчислен. Дело в том, что уже тогда начинающий поэт и прозаик большую часть своего времени проводил в питейных заведениях.
Выше названы произведения, в которых в качестве главного героя фигурирует Генри Чинаски. Книги Буковски уже в семидесятые годы были весьма популярны. Но настоящая слава к нему пришла после выхода фильма «Пьянь». Для того чтобы побольше узнать фактов из ранней биографии писателя, стоит посмотреть эту киноленту. Прототип Генри Чинаски, которого сыграл Микки Рурк, - писатель Чарльз Буковски. В молодости у него не было постоянной работы, да он к этому и не стремился. Досуг проводил в кабаках, деньги зарабатывал, принимая участие в уличных драках. На поэта-алкоголика делали ставки. Иногда удавалось неплохо заработать. Но чаще он возвращался домой еле живым и без гроша в кармане.
В начале 50-х Буковски устроился работать почтальоном. Позже этот период он отразил в романе «Почтамт». Он всегда очень много писал, причем обычно занимался этим под классическую музыку и немереное количество пива. Большая часть его ранних произведений была напечатана в небольших литературных журналах. Особенности творчества Чарльза Буковски - простота, откровенность. Эти качества позволили писателю в конце 60-х приобрести широкую популярность в Калифорнии.
На почте он проработал более десяти лет. Однажды писателю позвонил агент из издательства, с которым он сотрудничал на протяжении долгого времени, и сделал выгодное предложение. Он убедил Буковски оставить почту, посвятить себя литературному творчеству. При этом обязался выплачивать ему и ежемесячный доход в размере ста долларов пожизненно.
Генри Чинаски: книги с участием знаменитого персонажа
Герой, который полюбился американцам, а в 80-х стал популярен и за пределами США, присутствует в следующих произведениях:
- «Почтамт».
- «Женщины».
- «Фактотум».
- «Хлеб с ветчиной».
- «Голливуд».
- «Юг без признаков Севера».
- «Макулатура».
- «Музыка горячей воды».
- Сценарий к фильму «Пьянь».
«Хлеб с ветчиной»
Оригинальное название произведения - Ham on Rye. Некоторые критики видят в этом аллюзию на знаменитый роман Сэлинджера. Становление характера Чинаски, проблемы его взросления - вот тема романа «Хлеб с ветчиной». Здесь, как и в каждой книге Буковски, присутствует грубоватый юмор, простота, порою шокирующая откровенность. Генри Чинаски - лирический антигерой, альтер-эго писателя. Однажды его спросили о том, чем отличается Чинаски от Буковски. Писатель ответил: «Это почти одно и то же, за исключением виньеток, которыми я украсил своего героя от скуки».
В романе «Хлеб с ветчиной» подробно рассказано о родителях главного героя. Здесь присутствуют и другие персонажи: бабушка и дедушка Генри. Стоит сказать, что все они довольно необычные личности. У Эмили Чинаски, например, излюбленная фраза «Я всех вас похороню». Слова бабушки по материнской линии запоминаются Генри на всю жизнь. Роман был издан впервые в 1982 году.
«Женщины»
Это третий роман Чарльза Буковски. Опубликован в 1978 году. Автор подробно, местами грубо и весьма реалистично, рассказывает об отношения Генри Чинаски со своими сексуальными партнершами. В качестве эпиграфа служат слова самого автора, который, если облечь их в более корректную форму, звучать будут приблизительно так: «Как много хороших мужчин оказалось под мостом из-за женщины!»
Роман состоит из более чем ста глав. Начинается с краткой биографии Генри Чинаски. Герой произведения более четырех лет живет как затворник, с женщинами почти не общается. Единственная представительница прекрасного пола, к которой он испытывает нежность, - его шестилетняя дочь, рожденная вне брака.
Самый эксцентричный персонаж в этой книге - Лидия Вэнс. С ней Чинаски познакомился на одном из литературных вечеров. Автор рассказывает о Лидии, после повествует об отношениях с другими женщинами. Всего в романе шесть героинь. Серьезные отношения у Генри Чинаски завязываются только с Сарой. Прототипом этой героиней является третья жена Чарльза Буковски - Линда Ли Бегли.
«Голливуд»
Эту книгу Буковски посвятил Барбету Шредеру - режиссеру фильма «Пьянь». Литературное наследие представителя так называемого грязного реализма, состоит из более чем сорока сборников прозы и стихов. Сценариев он не писал. И только один раз согласился сделать это, причем исключительно ради Шредера, в котором чувствовал родственную душу.
В романе автор подробно рассказывает о том, с чего начиналась работа над сценарием. Он упоминает многих известных актеров. В том числе, конечно, и Микки Рурка, сыгравшего Генри Чинаски, то есть Буковски в молодости. К слову, актер не был бы утвержден на эту роль, без согласия автора сценария. На страницах книги «Голливуд» присутствует убийственная ирония по отношению к звездам американского кинематографа. Немало комичности и в образах персонажей, прототипами которых являются известные продюсеры, режиссеры, сценаристы. Буковски не любил публичности, не переносил лицемерия. Это сложно не почувствовать, прочитав роман «Голливуд».
«Почтамт»
Роман вышел в свет в 1971 году. Именно это произведение принесло Чарльзу Буковски известность. «Почтамт» был переведен на пятнадцать языков. Особенную популярность он приобрел в Европе. Более десяти лет писатель занимал должность, которую считал скучной, унизительной. Выжить ему, как и его герою Генри Чинаски, помог циничный взгляд на мир.
«Фактотум»
Книга вышла в свет в 1975 году. В романе отражены события начала сороковых годов. Генри Чинаски путешествует по Соединенным Штатам, перебивается временными заработками. В романе «Фактотум» Буковски рассказал о своей молодости. Он поведал читателям обо всех профессиях, которые ему удалось перепробовать за свою сложную и неустроенную жизнь.
Американский писатель Чарльз Буковски был гением. Он пил больше, чем нужно, имел любовниц больше, чем считается приличным, работал не там, где работать престижно, жил не так, как принято в обществе. Он никогда не писал о том, о чем приятно читать. В его текстах – горечь. Чернорабочий, пропойца, и один из умнейших писателей второй половины XX века.
Детство и юность
Чарльз Буковски (настоящее имя Генрих Карл Буковски) появился на свет в Андернахе, Германия, 16 августа 1920 года. Мать Генри была швеей, а отец служил в американской армии. В 1923 году из-за экономического кризиса семья вынуждена была переехать в США, в город Балтимор, а через год перебралась в Лос-Анджелес. Имя Чарльз он взял себе позднее, когда покинул родительский дом.
Отец воспитывал сына довольно жестко, что подробно описано в автобиографическом романе "Хлеб с ветчиной". За малейшую провинность он избивал Буковски ремнем для правки бритвы. Мать ничего не могла сделать, так как ей тоже нередко доставалось. В результате тотального страха, в котором проходила жизнь будущего писателя, в 13 лет у него развилось тяжелейшее заболевание сальных желез. Все тело Чарльза покрыли прыщи, из-за чего он начал испытывать психологический дискомфорт.
Проблемы в семье и школе привели к тому, что Буковски оградился от мира. Его любимым занятием стало посещение библиотеки, где он всерьез увлекся американскими авторами. Его любимыми писателями стали Джон Фанте, Уильям Сароян и Эрнест Хемингуэй. В подростковом возрасте кто-то из приятелей познакомил Чарльза с ал
коголем, который стал верным спутником его жизни на долгие годы. Как писал позднее Буковски, ему нравилось напиваться, так как это отвлекало его от реальности.
Однажды, когда Чарльзу было 16 лет, он пришел домой пьяным, и отец решил его проучить. Он воспротивился и ударил отца в челюсть. С тех пор тот ни разу не трогал сына. После окончания школы Буковски некоторое время посещал колледж в Лос-Анджелесе. В это же время он начал писать свои первые рассказы и стихи. Разочаровавшись в учебе, Чарльз бросил колледж и покинул родительский дом. Полгода он работал на различных малооплачиваемых работах, а свободное время проводил в питейных заведениях. В 1941 году Буковски решил отправиться в путешествие по Америке и писать о "настоящей жизни".
Карьера писателя
Чтобы узнать, каким на самом деле был Чарльз Буковски, достаточно прочитать любой его рассказ или роман. В одном из интервью он так сказал о себе: "Я человек неприятный – это известно всем. Меня восхищают подлецы, сукины сыны, разбойники. Я не люблю гладковыбритых мальчиков, работающих на приличной работе. Мне нравятся отчаянные люди, с шальной башкой, выбитыми зубами и сломанной жизнью. Также меня привлекают опу
тившиеся женщины, пьяные сучки с размалеванными физиономиями и сползшими чулками. Мне легко находить общий язык с бродягами, потому что я тоже бродяга. Я не люблю правила, мораль, законы и религию. И я не дам, чтобы общество переделывало меня по-своему".
Буковски был бунтарем, который любил свободу, алкоголь и писательство. О его жизни, наполненной пьянством, развратными женщинами и постоянными драками, ходят легенды. По сути, долгое время он был бомжом, ведь у него не было ни постоянного места жительства, ни постоянной работы. Только к 50-ти годам у него начали появляться черты цивилизованного человека.
Продолжительное время Чарльз Буковски печатал свои рассказы и стихи в газете "Open City", за что получал копейки. Судьбоносной оказалась встреча с Джоном Мартином, которому настолько понравились стихи поэта, что он организовал издательство "Black Sparrow Press". Мартин предложил Буковски бросить работу на почте и полностью посвятить себя творчеству. За это издательство обещало платить ему 100 долларов ежемесячно до конца жизни, независимо от того, будет ли он что-нибудь писать. Чарльз согласился.
В 1971 году вышел первый роман писателя "Почтамт", который завоевал н
вероятную популярность в США и Европе. Хорошие оценки ему дали и критики, отметившие, что стиль Буковски очень откровенный, открытый, с долей юмора. Отдельно они отметили детализированность и предположили, что влияние на автора оказали Фанте и Хемингуэй.
В 1975 году вышел роман "Фактотум", а в 1978 – "Женщины". Они были хорошо приняты общественностью и закрепили за Буковски статус культового писателя. Также выходили сборники стихов и рассказов, снискавшие не меньшую популярность. Сам Буковски скептически относился к своей славе и даже ненавидел ее. Когда известный философ Жан Поль Сартр назвал его величайшим поэтом Америки, Чарльз ответил: "Говорить, что я поэт – значит причислять меня к компании неоновых гурманов, мерзавцев и лохов, которые маскируются под мудрецов".
Последние годы
Буковски так и не смог избавиться от алкогольной зависимости, несмотря на то, что несколько раз попадал в больницу с тяжелейшими внутренними кровоизлияниями. Правда, в последние годы своей жизни он пил не слишком много. В 1982 году вышел роман "Хлеб с ветчиной", в котором Чарльз описал свое детство. В книге "Голливуд" (1989) писатель рассказал о своем опыте работы в качестве сценар
ста картины "Пьянь". В центре сюжета фильма – ранние годы Буковски, его становления как писателя. О съемках "Пьяни" он выразился так: "Голливуд хуже, чем вы могли слышать, в четыреста раз. Я просто уверен, что после выхода книги на меня подадут в суд".
Чарльз Буковски также известен своими любовными похождениями. У него было множество женщин, из которых три стали его законными супругами. Его последняя жена Линда Ли Бегли находилась рядом с ним до последних дней его жизни.
С конца 80-х годов писатель тяжело болел. У него была разрушена иммунная система, поэтому болезни цеплялись одна за другой. Ему диагностировали пневмонию, а через некоторое время поставили диагноз "лейкемия". 9 марта 1994 года Чарльза Буковски не стало. На его надгробной плите выгравирована эпитафия: "Не пытайтесь".
Чарльз Буковски вошел в литературу очень громко, революционно, по-бунтарски, хотя сам никогда серьезно не относился к писательству. Он всегда утверждал, что должен просто написать – и уйти. Эпатаж, цинизм, пренебрежительное отношение к окружающем и себе были его раздражителями для толпы: его превозносили и ненавидели, но Буковски было все равно. Он выбрал свободу и поклонялся только ей