Ha cвoeм личнoм oпытe yбeдилcя, чтo мoжнo пpиoбpecти внимaниe и вpeмя и пpивлeчь к coтpyдничecтвy дaжe caмыx пoпyляpныx в Aмepикe людeй, ecли тoлькo пpoявить к ним нeпoддeльный интepec.
Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
Итак, вы решили отправиться в поездку по Ферелдену? «Серые стражи» — старейшая фирма на этом рынке, и мы рады предложить вам свои услуги! У нас есть еще несколько заявок со всей страны, так что по дороге мы заедем за другими экскурсантами. Уверен, вам понравится подобранная нами компания! Люди они, конечно, разные, но ничего — включенные в вашу путевку тренинги помогут стать настоящей командой. Как именно? Сейчас узнаете.
- Собираем группу
- Алистер: предпоследний Страж
- Морриган: колдовская красота
- Пес: самый верный спутник
- Лелиана: просветленная убийца
- Стен: кунари не сдаются!
- Зевран: смерть — это забавно
- Огрен: дитя гор
- Логэйн: неожиданный союзник
Собираем группу
Чтобы добиться максимальной эффективности вашего отряда, соберите всех компаньонов как можно быстрее. Так вы сможете раньше начать управлять их развитием при продвижении в уровнях. Вашими первыми спутниками будут воин Алистер (специализация — оружие и щит) и колдунья Морриган . По дороге в Лотеринг вас найдет пес , а в самом городке присоединятся разбойница-бард Лелиана и еще один воин — Стен (предпочитает двуручники). После этого советую направиться в Редклиф — первую часть этого задания можно выполнить, не встречаясь с особо сильными врагами. Далее придется прерваться (о причинах этого поговорим позже) и очистить башню Круга магов — это задача посложнее, но к вам присоединится волшебница Винн . Эльфа-убийцу Зеврана вы сможете принять в отряд, освободив от нежити Редклиф или выполнив любую из главных миссий. Наконец, воина-гнома Огрена (также предпочитает двуручное оружие) вы найдете, разумеется, в Орзаммаре. Вообще-то, очистить гномьи подземелья сложнее, чем договориться с эльфами, но тут вы можете схитрить: пополнив свои ряды этим бойцом, отправиться в Бресилиан и только потом вернуться к покинутым гномьим тэйгам.
Разумеется, спутники могут не только присоединиться к отряду, но и пожелать его покинуть, если ваши отношения очень плохи или вы совершили поступок, противоречащий их убеждениям. А вот достижение 25, 50, 75 и 90 очков отношений воодушевляет ваших компаньонов, что приведет к росту какой-то из базовых характеристик на единицу. У Морриган это магия, у Винн — сила воли, у Алистера и Огрена — телосложение, у Стена и Логэйна — сила, у Лелианы — хитрость, а у Зеврана — ловкость.
Три способа наладить отношения
Завоевать уважение ваших товарищей по оружию вы можете при помощи бесед, подарков и выполнения специальных заданий. Разговор почти всегда придется начинать вам: если кто-то преодолел застенчивость и обратился сам, чаще всего дело плохо. Или случилась какая-то беда, или вы делаете что-то, что вашему спутнику совсем не нравится. Во втором случае помогает навык убеждения — его вашему персонажу надо развивать в первую очередь. Если в диалоге есть вариант с такой пометкой, чаще всего его и надо выбирать. Результат будет зависеть от уровня навыка и сложности ситуации.
«Уныло сельское кладбище», говорите? То, что в Убежище, — собрание «пасхальных яиц». Почтили и Гари Гигакса, изоб-
ретателя системы AD&D, следы которой можно увидеть и
в Dragon Age.
На заметку: многие важные беседы вы сможете начать только в лагере — заглядывайте туда почаще.
Нередко в диалогах вам предлагается выразить одну и ту же идею разными словами. Наилучшего результата вы добьетесь, говоря в том же стиле, что и ваш собеседник. С Винн беседуйте серьезно, со Стеном — прямо и без экивоков; попытка шутить с ними, как с Зевраном, приведет к ухудшению отношений. Вы можете и не заметить этого — результат диалога будет, скажем, +2 — но вместо +6 при правильном выборе тона.
Если темы для разговора исчерпаны, порадуйте компаньонов подарками — предметами, с игровой точки зрения почти всегда бесполезными. Эффект рассчитывается следующим образом. Базовая величина — 5; она снижается на единицу за каждый сделанный ранее этому персонажу подарок, но никогда не падает ниже 1. Если сувенир попал в область его интересов, то добавляется еще 5. За специальные сюжетные подарки (их можно вручить только тем, для кого они важны) — прибавка 10. Однако если отношения со спутником упали ниже нуля, то купить его доверие будет не так легко — эффект падает в два раза.
На заметку: учтите, что эффект ото всех подарков падает на -1 за каждый подаренный.
Ну а если первые два способа принесли успех, то однажды друзья обратятся с какой-нибудь небольшой просьбой. Например: «Я тут недавно оставил в компостной куче фамильный рубин, очень дорогой, поможешь найти?» Но это уже другая история.
Алистер: предпоследний страж
Алистер честен, добр и простодушен. Он верный друг и готов следовать за вами — хотя, казалось бы, как более опытный Страж должен был принять командование на себя. Увы, лидерство для него — бремя, хотя по логике должно быть в крови. Он — незаконнорожденный сын предыдущего короля Мэрика, но вместе со своим воспитателем, эрлом Эамоном, сделал все, чтобы это осталось тайной. Алистер ничуть не похож на Макбета, и слова «Король в грядущем!» его только пугают, так что не ждите благодарности, если поможете ему забраться на дурацкое сиденье, именуемое троном.
Разумеется, визит в Редклиф, где прошло его детство, будет тут особенно важен. Очистив замок от нежити, вы встанете перед проблемой — что делать с одержимым Коннором. Правильное (и на самом деле самое легкое) решение — отправляйтесь за помощью к Кругу магов, а затем победите демона в Тени. В этом случае Алистер будет вам благодарен за спасение семьи своего воспитателя (+7). Убийство Коннора или его матери приведет к сильному ухудшению отношений (-10). Обязательно отыщите в кабинете эрла ожерелье матери Алистера .
Подарки Алистеру | ||
Подарок | Где искать | |
Амулет матери Алистера | Кабинет Эамона | |
Щит Дункана | Склад стражей, Торговый квартал | |
Белый рунический камень | Башня Круга, 3 этаж | |
Каменная статуэтка воина | Убежище | |
Каменная статуэтка дракона | Замок Редклиф, верхний этаж | |
Маленькая резная статуэтка | Лотеринг | |
Ониксовая статуэтка демона | Восточный Бресилиан | |
Черный рунический камень | Тэйг Эдукан |
Побеседовав с братом по ордену перед визитом в Денерим, вы можете узнать, что там, рядом с магазином Уэйда, живет его сестра Голданна . Увы, брату она не обрадуется. Если вы постараетесь утешить расстроенного встречей Алистера, позднее он скажет вам спасибо. Если объясните про суровость жизни, то сделает выводы: станет более жестким и прагматичным. С одной стороны — менее приятным компаньоном. С другой — если вы планируете сделать его королем, то наивность и непосредственность не лучшие черты для правителя. Кроме того, «новый» Алистер согласится жениться на королеве Аноре, если вы решите помиловать ее отца, хотя и покинет отряд. Так что свои плюсы у этого варианта есть.
Благодаря магии Флемет Алистер неожиданно научился летать. Но как щитом-то махать?
Алистер знает, что в Денериме у серых стражей была база. Однако найти секретный вход вы сможете, только освободив из застенков еще одного брата по ордену — Риордана. Обязательно наведайтесь — там пропадает без дела масса снаряжения на продажу, а главное — сохранился щит Дункана , не взятый им под Остагар. Как вы наверняка поняли из бесед, для Алистера это будет лучший подарок. Более того, в руках вашего спутника он превращается в, пожалуй, лучший в игре щит, с которым и в последнюю битву не стыдно пойти.
Главное испытание вашей дружбы — решения по делу Логэйна и вакантного трона. Алистер уйдет из отряда, если вы решите пощадить регента-ренегата, а Анора откажется выходить замуж за того, кто убил ее отца. А став королевой единолично, она попытается избавиться от соперника и прикажет его казнить, если вы не вступитесь. Оптимальный вариант — с Логэйном разобраться вам, а потом устроить королевскую свадьбу. Впрочем, если вы, мадам, не гномиха или эльфийка и притом благородного происхождения, то из вас самой вполне может получиться неплохая королева! Ну а если вы, добрый сэр, человек-дворянин, то вполне можете править вместе с Анорой, избавив Алистера от нелегкого бремени короны (и предоставив ему поквитаться с правителем-вредителем).
Морриган: колдовская красота
Колдунья Морриган язвительна, холодна и расчетлива. Другим членам отряда не завоевать ее симпатии — их беседы будут в лучшем случае пикировками, если не перебранками. Однако вы можете попробовать растопить тот лед, которым она себя отгораживает. Ведь в глубине души она — та самая девочка, которая когда-то рисковала жизнью, чтобы заполучить красивое золотое зеркало ! Вот только ее мать — ведьма Флемет — порыва не оценила и добытое зеркальце разбила. Не упустите свой шанс — точно такое же продает Гарин (гном-ювелир, а не инженер) в Орзаммаре. Кроме того, колдунью порадуют некоторые украшения.
Подарки Морриган | ||
Подарок | Где искать | |
Черный гримуар | Башня Круга, покои Ирвинга | |
Гримуар Флемет | Хижина Флемет | |
Золотое зеркальце | Орзаммар, магазин Гарина | |
Золотое веревочное ожерелье | Лотеринг | |
Золотой амулет | Орзаммар, магазин Гарина | |
Золотой кулон демона | Комната с урной с прахом Андрасте | |
Медальон | Убежище, лавка | |
Серебряная брошь | Лагерь долийцев, лавка | |
Серебряная цепь | Башня Круга, 2 этаж | |
Серебряный медальон | Эльфийские руины, верхний уровень |
Единственный экземпляр скульптуры «Замороженный дракон» выставляется в Морозных горах. Туристам нужно учесть, что он очень часто оттаивает, приходя в плохое настроение.
На заметку: некоторые подарки, не обозначенные в приведенных списках, казалось бы, должны попадать в сферу интересов персонажей, но на самом деле не вызывают у них энтузиазма. Так, у леди Хайбрен в Торговом квартале Денерима вор может стащить тиару. Казалось бы — украшение! Но Морриган, вероятно, считает, что ей не идет.
В башне Круга в кабинете старшего чародея Ирвинга прихватите таинственный Черный гримуар . Колдунья сначала очень обрадуется, но при следующей остановке в лагере сообщит, что Флемет прожила много веков благодаря тому, что вселялась в тела своих дочерей. Морриган любит мать не настолько, чтобы стать очередной жертвой, и попросит вас убить старую ведьму.
К хижине Флемет вам придется отправиться без Морриган — иначе вы там никого не застанете. У вас есть два пути выполнить задание. Хотите — просто возьмите гримуар Флемет , отпустив его владелицу с миром, и обманите свою спутницу, сказав, что дело сделано (учтите, Винн такого не одобрит). Не хотите — готовьтесь к серьезному бою. Может, вы думали, что ваша колдунья — крутой оборотень? Так или иначе, Морриган, получив мамины записки, порадуется, а вы сможете предложить ей еще и модный плащик +20% к ледяной магии, не считая прочего.
Как идти на дракона?
Еще новобранцев привели, да? Эх, молодо-зелено... Ну что ж, слушайте. Самая сила у нас — маги с «Конусом холода » и «Силовым полем ». Первым не только приложишь зверюгу, но и на пару секунд приморозишь, давая его рубануть вволю. Второе хитрее: если в «банку» червя посадить, отряд сможет использовать припарки или лириум. Но выигрывают бои им иначе: когда паскудник порядком разозлится, накройте попавшего под удар товарища. Око видит, да зуб неймет, хвост не молотит, огонь не палит: вражина добрых полминуты будет продолжать бить неуязвимую жертву. Кстати, в это время можно товарища и подлечить.
Идя на дракона, не обойтись без лекаря. Перед тем как начинать лечить, у него даже будет секунд пять, сможет кинуть пару молний. Но самое главное — он должен помочь отряду «Массовым очищением »: маги-то могут выпить лириум, а воинам как быть? То-то. Если других магов нет, пригодятся «Ускорение » и «Ледяное оружие ». Огнем-то ящеров не особо проймешь, так что у кого наложены пламенные руны — заменить.
Если вы решили сражаться с Флемет, перед разговором поставьте пару ловушек. Да и
руна паралича поможет выиграть несколько секунд
Очень неплохо взять с собой лучника: дракон за ним чаще всего гоняться не будет. Только пусть целятся лучше, чешуя у тварей крепкая. Бойцам из оружия лучше всего подойдут мечи или топоры. Доспехи нужны самые тяжелые, очень уж сильно зверюга лупит. Лучше всего — из чешуи драконов, они от огня защищают, но где ж их найдешь? Говорят, правда, что в Денериме мастер Уэйд такие умеет делать. Если какие блестяшки с защитой от огня нацепишь — тоже польза. А вот бальзамы всякие... ну их. Уследить бы за тем, куда поганец хвостом метит, — а тут, значит, бутылку найди, да голову задери — да тебя так в это время шмякнет, что до обеда заикаться будешь! Хорошо, если своего.
Как прилетит паршивец, разбегайтесь друг от друга подальше, чтобы он одним плевком всех не зашиб. И зелий не жалейте. Ежели половину здоровья гад снимет, то воинам можно обойтись большой припаркой, а магам и разбойникам — обычной. А вот если и четверти не осталось, тут уж бойцам лучше самую сильную взять, ну а остальным и большой хватит — здоровьем-то они не вышли.
Ну что, усвоили? Ладно, идите, дракон за углом. Не трусьте, пока что деревянный.
До самого конца игры никаких проблем с Морриган у вас не ожидается. Но накануне выступления на последнюю битву оказывается, что у нее для вас есть специальное предложение личного характера. Впрочем, его вполне можно передать, например, Алистеру — протеста у него эта мысль не вызовет, хотя их отношения с колдуньей отличными не назовешь. Предложение выглядит выгодным для всех, но почему-то кажется, что где-то тут подвох...
На заметку: есть один отличный вариант для особо влюбленных: согласиться на предложение, но не взять ее в отряд после этого. Она, конечно, обидится, но зато вы получите нормального, а не демонического наследника.
Однако учтите: если вы откажетесь, то колдунья покинет отряд, а в битве с архидемоном она очень пригодилась бы. Если же согласитесь, то она уйдет, не попрощавшись, сразу после битвы, и поиски ее придется отложить до следующей части игры...
Пес: самый верный спутник
Молнии Силы кто научил тебя пускать, Дарт Винн?
Пес никогда не спорит с вашими решениями, всегда в хорошем настроении, а отношения с ним — на все 100, так что улучшить их просто невозможно. Предназначенные ему подарки вы ни с чем не спутаете: похоже, Мор вызвал в Ферелдене продовольственный кризис. Иначе почему по всей стране можно найти лишь несколько костей с кусочками мяса?
А вот некоторые подарки мабари принесет сам, если вы спросите, нет ли вокруг чего интересного. Часть из них можно получить только таким образом — например, порванные шелковые штаны или моток пряжи (не знаю уж, где он ее нашел на Глубинных тропах, но Винн как раз обещала связать Стену что-нибудь теплое, если найдет материал). Но иногда он приносит что-то, что вы сами пропустили в этой локации. Часто находит снаряжение, причем очень неплохое. В общем, даже если пес в ваш основной состав не попадает, неплохо выгулять его, уже очистив территорию от врага, — надо же собачке побегать, в самом деле.
Подарки псу | ||
Подарок | Где искать | |
Баранья кость | Замок Редклиф, первый этаж | |
Большая кость | Убежище, в магазине | |
Воловья кость | Западный Бресилиан | |
Говяжья кость | Остагар, Башня Круга | |
Пирожное | Находит сам | |
Спутанный комок пряжи | Находит сам | |
Телячья кость | Эльфинаж |
Лелиана: просветленная убийца
При первой встрече вы можете счесть, что Лелиана — весьма необычный персонаж: монахиня-разбойница. Впрочем, все еще более запутанно: она еще и бард-шпион. При всем этом — добрая и отзывчивая девушка.
Заградительный огонь, а также буря, вьюга и землетрясение
Ее прошлое — отдельная история, которую она поведает не каждому. Что удивительно, не станет рассказывать и своим друзьям. Чтобы позднее получить задание «Прошлое Лелианы », вы должны с ней переговорить до того , как ваши отношения достигнут рубежа +25 (впрочем, если это уже произошло — всегда можно наговорить девушке гадостей). Спросите, как она попала в обитель, и узнаете, что раньше Лелиана была бардом в Орлее. Когда станете друзьями, заговорите о том, что в Орлее барды вроде как бывают шпионами, — и узнаете о том, чем отличаются барды и менестрели. Правда, в третий раз закидывать невод не придется: при следующей остановке в лагере она заговорит с вами сама и признается, что кое-что утаила. Она действительно занималась шпионажем, но Маржолайн , ее наставница, подставила ее, из-за чего и пришлось сбежать в сопредельный Ферелден.
Ну а следующий шаг сделает Маржолайн. Очередное случайное столкновение будет со слабеньким отрядом убийц, лидер которого, чтобы сохранить жизнь, расскажет, где искать заказчицу. И Лелиана вслед за Алистером попросит в Денериме выделить пять минут на светский визит. Орлезианка — противник серьезный (а на помощь ей неожиданно придет по паре магов и воинов), но можно решить дело без драки, если убедить ее, что Лелиана оставила свое прошлое позади. Так или иначе, не забудьте заглянуть в боковую комнату: в сундучке хранятся отнюдь не платья для показа орлейских мод, а куда более практичные вещи. В том числе отличный «Лук Маржолайн » из шипа дракона.
На заметку: если в следующей беседе вы скажете Лелиане, что на самом деле она любит бурную жизнь спецагентов и напрасно скрывает это от себя, то ее характер поменяется. Как и Алистер, она избавится от идеализма, станет менее «правильной» и более практичной. Так, мысль об осквернении праха Андрасте уже не вызовет у нее возражений. Правда, зачем бы это могло вам понадобиться?
Подарки Лелиане | ||
Подарок | Где искать | |
Милость Андрасте | Деревня Редклиф; Западный Бресилиан; Эльфинаж | |
Прелестный наг | Орзаммар, Пыльный город | |
Амулет Церкви | Башня Круга, 2 этаж | |
Бронзовый символ Андрасте | Лотеринг, церковь | |
Золотой символ Андрасте | Орзаммар, магазин Легнара | |
Серебряный меч милосердия | Торговец Старый Тегрин | |
Стальной символ Андрасте | Денерим, дом Дженитиви | |
Травленый серебряный символ | Тэйг Ортан |
На заметку: даже если персонаж еще не поведал вам историю, из которой вы поймете, что какой-то подарок для него ценен, эффект от дара не уменьшится.
Как вы видите, большая часть подарков для Лелианы связана с религией. Однако «Милость Андрасте » — это вовсе не нудный трактат или какой-нибудь амулет, а цветок. Конечно, получить цветы в подарок будет приятно любой девушке, но эти Лелиане особенно понравятся. Их запах напоминает о доме — такими лепестками мама перекладывала сложенные в шкафах вещи. Вероятно, не она одна: цветок явно пора заносить в Красную книгу, ведь за многие месяцы вашего путешествия по заповедным местам вы найдете таких всего три. И ведь наверняка сорвете, ставя редкое растение на грань полного уничтожения!
Это интересно: внешность Лелианы скопирована с внешности модели Александры Стайн (Alexandra «Alleykatze» Stein), а Морриган — с Виктории Джонсон (Victoria Johnson).
Хорошая собачка, дай я почешу тебя за ушком!
Оказывается, свою зверушку Лелиана назвала Шмуплз.
А вот как Лелиана будет возить с собой еще один подарок, я не знаю. У входа в Алмазные залы Орзаммара стоит неудачливый торговец нагами — не теми, с которыми Рики-Тики-Тави сражался, а этакими свинокротами. Похоже, он редкий растяпа, раз не слишком шустрые зверьки сумели разбежаться, и готов выплатить за беглецов вознаграждение. Найти их в закоулках Общинных залов несложно, а ловить можно голыми руками. Если «на дело» с вами пойдет Лелиана, то, поговорив с ней, вы поймете: вот оно, ее девичье счастье на ножках: эти зверьки такие лапочки ...
Когда придете в Пыльный город — квартал бедноты, уделите пару минут беседе с гномом-бездельником, который стоит на мини-форуме этого района. Так как основные профессии здесь — нищий и бандит, то он будет рад поймать для вас упитанного хрюкрота — даже пять серебряных монет ему сойдут за богатство. К сожалению, прогулок счастливой Лелианы с питомцем на поводке вы не увидите.
Стен: кунари не сдаются!
Стен называет себя «злобным великаном» и, скажем честно, для драки на мечах подойдет куда лучше, чем какой-нибудь добрый карлик. У него храброе сердце и благородная душа — но лучше вам не быть тем, кому он решил в сердцах от всей души вломить. Вот одни товарищи не успели быстро и убедительно объяснить, куда делся его меч, — и к чему это привело? Стена — к тому, что его за убийство посадили в клетку, и теперь вместо спокойной командировки для сбора информации о Море ему приходится с этим Мором сражаться.
Стен, пригнись, кидаю молнию!
Дело было жаркое!
Это интересно: на самом деле Стен — это не имя, а титул. Но едва ли он случайно совпадает со шведским и датским словами, означающими «камень».
Да, про меч. Когда вы завоюете уважение Стена, он попросит вас помочь отыскать утраченное оружие — иначе путь домой для него закрыт. Скажем честно: хотя двуручник куда больше иголки, но и Ферелден — не стог сена! Но главное — верить в успех. Хотя с боя при озере Каленхад прошло немало времени, какой-то мужик по-прежнему грабит отлично сохранившиеся трупы. Он отправит вас к Фарину , торговцу «подержанным снаряжением» на рынке в Морозных горах, а тот — к Двину в деревню Редклиф. Это тот гном, которого вы едва ли не пинками выгнали сражаться во время «ночи живых мертвецов». В этот раз он обрадуется вашему визиту ничуть не больше, но вы можете убедить его расстаться с сувениром добровольно и бесплатно. Кстати, как и щит Дункана, меч из подарка превратится в оружие, вполне годящееся в дело до появления орзаммарских аналогов из красной стали.
Подарки Стену | ||
Подарок | Где искать | |
Меч Стена | Деревня Редклиф | |
Натюрморт в серебряной рамке | Замок Редклиф | |
Подмоченный портрет | Башня Круга, 2 этаж | |
Портрет девочки с гусями | Морозные горы, Фарин | |
Портрет мятежной королевы | Торговец Старый Тегрин | |
Тотем | Перекресток Каридина |
Стен решителен и презирает магию. Ребенок-одержимый? Найти и уничтожить. Терять время, зовя волшебников из Круга, — глупо (-10). Собирались сражаться с порождениями тьмы — так нечего бегать по горам в поисках мифических урн. При развитом навыке убеждения можно уговорить кунари, что поддержка Эамона вам необходима, а другой надежды вылечить его нет. Но если попытка не увенчается успехом, то заставить его остаться в отряде удастся лишь силой.
Это баг: из-за неправильного скрипта вы легко можете поднять уважение Стена до максимума. Спросите его, зачем он пришел в Ферелден, затем выберите любой вариант ответа. После спросите, почему кунари беспокоит Мор. На встречный вопрос ответьте, что бороться с Мором — ваш долг как серого стража, и спросите, нашел ли он ответ на вопрос. Теперь у вас снова появился вариант: «Почему кунари беспокоит Мор?» Каждый такой цикл увеличивает уважение Стена.
Винн: волшебница на тропе войны
Если ваш персонаж волшебник, то с Винн вы познакомитесь еще в прологе. Остальные смогут переброситься парой слов в Остагаре, ну а присоединится к вашему отряду она в башне Круга, которую придется очистить от магов крови и одержимых демонами. Она отличный маг поддержки, лечит и усиливает остальных членов отряда, но знает и несколько атакующих заклинаний. Винн рассудительна, спокойна, уверена в себе и готова защищать то, что ей дорого, даже ценой своей жизни.
Если хотите выиграть бой с Котриен, попробуйте сказать «Бурю» и «Вьюгу» на ее отряд до того, как входить в комнату, — они подействуют с началом битвы. «Вот это я называю агрессивными переговорами!»
В этом вы убедитесь вскоре после встречи: если согласитесь с измученным храмовником и решите перебить всех магов в башне, идти придется через труп волшебницы. Лучше пообещайте всех спасти — тренируйтесь, вам еще не такое предстоит. Категорическое несогласие вызовет и попытка осквернить урну с прахом Андрасте: если Винн будет в составе отряда, она атакует вас, иначе уйдет после первой же остановки в лагере. Еще она не любит магов крови. Зато любит книги, но так как книготорговля в Ферелдене развита плохо (как вы убедитесь, некоторые гномы даже вынуждены красть литературу), то добывать их нередко придется с боем.
Чтобы получить специальное задание волшебницы, заговорите о том, что она нуждается в отдыхе. В следующий раз она будет чувствовать себя лучше, но после первого же столкновения на дорогах упадет без чувств. А при остановке в лагере признается: на роман «Жизнь взаймы» Ремарка вдохновила она. Винн жива лишь благодаря некоему духу, поддерживающему ее существование, — увы, постепенно слабеющему. А в очередной стычке она всех спасет благодаря «Сосуду духа» — способности, восстанавливающей ей ману и здоровье, а заодно оглушающую неосторожно приблизившихся врагов. Правда, есть и неприятные последствия, от которых поможет избавиться Амулет Анейрина . Его вы получите, выполнив специальное задание.
Подружившись с Винн, вы сможете узнать, что она винит себя в гибели своего первого ученика. Почти наверняка гибели — но вдруг чудо случилось? Долийские эльфы, к которым он хотел добраться, с удовольствием подтвердят, что знают только одного Анейрина — известного целителя. Вы сможете найти его в Восточном Бресилиане, рядом с норой отшельника. Беседа буквально снимет камень с души чародейки. Понадеемся, что и духу в Тени полегчало.
Подарки Винн | ||
Подарок | Где искать | |
Вино | Озеро Каленхад, Лотеринг | |
Геррины из Ферелдена | Замок Редклиф | |
Изысканный свиток | ||
Поиски истинного пророка | Орзаммар, Зал летописцев | |
Роза Орлея | Башня Круга, 2 этаж | |
Секреты драконьей крови | Разрушенный храм |
Зевран: смерть — это забавно
Каким-то образом этот сильван одновременно заморожен и горит.
Эльф Зевран — наемный убийца, а его очередная жертва — вы. Правда, его несерьезность и самоуверенность в этот раз вышли боком: помощников он выбрал недостаточно умелых. Засада спланирована неплохо, но площадные заклинания помогут вам разобраться с затаившимися на флангах лучниками. Поняв, что контракт выполнить не удалось, этот наглец не найдет ничего лучше, чем попроситься к вам в отряд — дескать, все равно теперь бывшие хозяева будут охотиться за неудачником... Лелиана этот план одобрит, Винн все равно, а вот мнение остальных ваших спутников ухудшится на 3-5 баллов. Между тем польза от Зеврана будет: высокая ловкость позволяет ему уклоняться от рукопашных атак даже сильных бойцов, а незаметность послужит «корректировщиком огня» для магов.
Как вы понимаете, к моралистам его не отнесешь. Предложение вырезать всех эльфов или разрушить Наковальню Пустоты вызовет у него протест, но его можно убедить, что так надо. Покинуть ваш отряд он может, когда позовет приятель Тальесин, продолжающий на вас охоту, но дружеские отношения удержат Зеврана от очередной измены.
Во вкусе эльфа будут слитки драгоценных металлов и две пары предметов, напоминающие о прошлом, — долийские перчатки и антиванские сапоги (и те и другие превращаются в неплохую экипировку). Перчатки вы можете найти в Западном Бресилиане, в сундучке на месте заброшенного лагеря позади Дуба-рифмоплета. Сапоги — в Убежище, в сундучке в тамошней лавке.
Это интересно: одним из прообразов Зеврана называют Кота-в-Сапогах из «Шрека 2»: он тоже убийца, посланный королем, и подарочные сапоги эльфа в таком случае тоже не случайны. В оригинальной игре, как говорят, похож еще и акцент.
Подарки Зеврану | ||
Подарок | Где искать | |
Антиванские кожаные ботинки | Убежище, магазин | |
Долийские перчатки | Западный Бресилиан | |
Маленький золотой слиток | Башня Круга, 3 этаж | |
Маленький серебряный слиток | Церковь Убежища | |
Средний золотой слиток | Поместье эрла Денерима | |
Средний серебряный слиток | Наковальня Пустоты |
Огрен: дитя гор
Манеры Огрена прямолинейны, как двуручный меч, а слово «галантность» совсем не про него, но вот храбрости ему не занимать. Он — боец-берсерк, который пригодится вам не только на Глубинных тропах. У него свой резон присоединиться к отряду: если для вас поиски Совершенной Бранки — способ добиться короны для своего ставленника, то для него — вернуть жену и очистить репутацию. Ведь два года назад Бранка отправилась искать секрет изготовления големов и забрала с собой всех членов своего дома — кроме мужа. Эти два года оказались нелегким испытанием, в том числе для печени Огрена. И теперь, если хотите порадовать этого бородача, предложите ему бутылочку чего покрепче.
Он сказал «I won’t be back», и пучина сия поглотила его без следа
Добраться до мест, где нынче обитает Бранка, нелегко, а встреча с ней пройдет совсем не так, как мечтал Огрен. В итоге вам придется в очередной раз выбирать одну из сторон в принципиальном конфликте. И хотя ваш спутник понимает, что жена совершила ужасные преступления, ее гибель в случае, если вы поддержите Каридина, гнома сильно огорчит. Вы можете частично загладить свою вину: когда Каридин спросит, что вы хотите в награду за помощь, узнайте, желает ли чего-то Огрен, — главный результат миссии от этого не изменится, а заслуженное уважение вы приобретете.
Когда Огрен станет вашим другом, он попросит вашей помощи в деликатном деле: помочь восстановить отношения с бывшей пассией Фелси . Для этого отправьтесь в гостиницу у озера Каленхад и выручайте Огрена в беседе с бойкой на язык гномихой. От вас зависит, будет ли ваш товарищ в ее глазах выглядеть героем или пьяницей-неудачником. Вы же не подведете старого доброго Огрена? Правда, не каждый наземник поймет, что дело-то пошло на лад, но будьте уверены — двое бравых вояк вполне могут уболтать одну девушку.
Это интересно: особые симпатии разработчиков к Огрену проявились в создании уникальной прически. Кроме него, такой чести удостоилась только Морриган.
Подарки Огрену | ||
Подарок | Где искать | |
«Белый срез» | Эльфийские руины, нижний этаж | |
«Блондинка на солнце» | Башня Круга, комнаты храмовников | |
«Золотая коса» | Лотеринг | |
Кувшин короля задворок | Орзаммар, магазин Легнара | |
Медовуха из хасиндской сумки | Разрушенный храм | |
«Сельский запас Гарболта» | Может найти Пес |
Логэйн: неожиданный союзник
Могли ли вы после битвы при Остагаре предположить, что в последний бой бывший герой сражения при Дэйне пойдет вместе с вами? Вот и Алистер не смог: вам придется выбирать, кого вы хотите видеть в своем отряде. Логэйн изучил тот же стиль оружия и щит, что и Алистер, но будет ли он достойной заменой? Скорее нет: возмужавший под вашим чутким руководством храмовник в последней битве наверняка будет полезнее хотя бы из-за своего класса, чем витязь Логэйн. Но вдруг вам захочется проявить милость к падшему?
Знакомство будет недолгим, и никаких особых поручений у бывшего регента не будет. В самом деле, чего желать: дочка пристроена, о государстве голова не болит, окружение простое и приятное, никаких там придворных подлецов типа Хоу. Конечно, с взаимным доверием могут быть проблемы, но в грядущей битве придется сражаться плечом к плечу — так что стоит наладить отношения.
Подарки Логэйну | ||
Подарок | Где искать | |
Древняя карта Империи | Денерим, «Чудеса Тедаса» | |
Ботаническая карта Тедеса | Замок Редклиф | |
Карта Андерфелса | Денерим, магазин Горима | |
Карта оккупированного Ферелдена | Замок Редклиф, 2 этаж | |
Карта современного Ферелдена | Эльфинаж |
Ну как, довольны спутниками? Уверен, путешествие тоже запомнилось. Последние кадры на память рядом с поверженным архидемоном, скоро торжественный банкет — на этом я вас покидаю. Уверен, мы еще встретимся в Ферелдене!
Стэн
"Если ты не ведаешь за собой ничего
достойного сожаления, значит у тебя либо
завидно избирательная память, либо жалкая жизнь."
Стэн – кунари рождённый на Сегероне, воин Бересаада, авангарда кунарийской расы. Он дисциплинирован, следует кодексу чести. Отношение Стэна к представителям других рас зависит от того, сумел ли кто-нибудь завоевать его уважение, что сделать очень трудно. Он – потенциальный спутник Серого Стража и может вступить в группу в Лотеринге. Стэн – не совсем типичный кунари, так как родился без рогов.
Предыстория
Если Стэн достаточно доверяет Стражу, он начнёт раскрывать своё прошлое. Стэн – это не его настоящее имя (как выясняется в его диалоге с Зевраном, а так же в его сне в Тени), а звание командира пехотного взвода Бересаада. Вместе с группой других кунари Стэна послали в Ферелден для изучения того, что представляет собой Мор. На группу Стэна напалипорождения тьмы рядом с башней Круга, в битве с которыми Стэн потерял сознание. Вскоре он пришёл в сознание в доме крестьян, спасших его. От них Стэн узнал, что его товарищи убиты, а меч потерян. Для воинов кунари меч является их душой (название меча Стэна, Асала, в переводе с кунарийского означает «душа»). Если бы Стэн вернулся на родину без меча, его бы убили. В безумии от потери меча он убил спасших его крестьян, включая женщин и детей. Когда Стэн осознал что совершил, то решил заплатить за преступление, поэтому не стал убегать. Через несколько дней Стэна арестовали и отправили в Лотеринг, где преподобная мать оставила его умирать в клетке, в которой его находит Страж. Остаётся непонятным лишь то как Стену удавалось просидеть столько дней в клетке до прихода Стража, это может говорить нам о его в некотором роде уникальности среди остальных кунари.
Участие в сюжете
Страж может позволить Стэну присоединиться к группе после освобождения из клетки в Лотеринге по квесту Пленник кунари. Стэн – сильный, гордый и благородный воин, который поначалу отказывается вступать в разговоры со своим спасителем и его спутниками о том зачем он прибыл в Ферелден или рассказывать о нравах кунари. Большинство из его реплик короткие и лаконичные, не похоже, чтобы он имел хотя бы капельку чувства юмора (что показано в некоторых разговорах со спутниками Стража) и обожает печенье. Также он собирает цветы и кормит котят (что выясняется в разговоре Стэна и Лелианы).
Стэн – фаталист, верящий, что у каждого человека есть своя определённая роль в жизни, данная от рождения и которую нельзя поменять. В первом же разговоре в лагере он упоминает об этом, сказав, что не он выбирал профессию воина. Если Страж – женщина, Стэн скажет, что женщинам не место на поле боя (то же самое он говорит Лелиане и Морриган во время разговоров), хотя он впечатлён её навыками.
В Редклиффе, Стэн одобрит, если Ллойд и Бервик будут защищать деревню в местном ополчении. Однако, если Страж решит просить помощи у Круга магов, чтобы войти в Тень для спасения Коннора и Стэн будет присутствовать в группе, когда начнётся церемония вхождения, он выразит своё отвращение к магам.
Хотя Стэн ведёт себя жестоко и самоуверенно и имеет высокий рост и внушительное телосложение, у него есть и добрая сторона, которую откроет Лелиана во время разговора с ним, и он также очень любит пса. Стэн не может быть романтическим интересом, также как и Огрен, Винн и Шейла.
Его одобрение обычно возрастает, если противостоять ему в разговорах.
Недовольство Стражем
Если Стэн в группе, когда она достигает деревни Убежище, он может попытаться противостоять Стражу и перехватить контроль над группой, потому что он утомлён «бесцельным блужданием». Этот разговор должен произойти после разговора со стражником, который постарается удержать Стража от входа в деревню. Это может дать следующие возможные результаты:
Если Страж убедит Стэна при помощи достаточного навыка влияния, То возможно будет обойтись без насилия.
Если нет достаточного навыка убеждения, Стэн нападёт на Стража. Ссора не закончится со смертью Стэна, но Страж может заставить Стэна покинуть группу.
Если одобрение Стэна высокое, то он не будет доводить спор до драки, и будет утверждать, что выразил своё мнение.
С очень высоким одобрением, Страж может просто попросить Стэна поверить ему. Правильные реплики могут показать, что Стэн доверяет Стражу свою жизнь.
Невыполненный персональный квест Стэна, Меч Бересаада, уменьшит количество доступных реплик в диалоге, также как и возможностей получения очков одобрения.
Как и в других разговорах со Стэном, противостояние с ним принесёт дополнительные очки одобрения.
В зависимости от выбора Стража в конце игры, Страж может поговорить со Стэном до ухода. Стэн скажет, что собирается вернуться домой в Сегерон. Игрок может присоединиться к нему в путешествии; Стэн одобрит это и скажет о встрече в доках через несколько дней.
Если Страж пожертвовал собой и Стэн к нему относился «дружелюбно», он поклониться перед останками Стража. Также, когда он вернётся в Пар Воллен (родину Кунари) его товарищи в Бересааде спросят его, был ли кто-нибудь, кого бы он уважал в Ферелдене, на что Стэн ответит, что был только один такой человек, Страж.
Личный квест
Меч Бересаада
Когда Стэн будет доверять вам настолько, чтобы рассказать, что же подвигнуло его совершить кровавые убийства в Лотеринге, вы узнаете что после боя с Исчадиями Тьмы он потерял свой меч – олицетворение чести и долга кунари. Без меча Стэн не может вернуться назад на родину.
Прохождение
Отправляйтесь к озеру Каленхад, где вы найдете мародера.
От него вы узнаете, что меч, скорее всего, находится у некоей личности по имени Фарин, который в данный момент находится на пути в Орзаммар. Следуйте за ним к Морозным Горам.
Фарин стоит недалеко от входа в Орзаммар рядом с торговыми лавками. Меча у него нет, так как он уже продал его гному-коллекционеру по имени Двин. Если вы уже побывали в Редклиффе, то это имя должно быть вам знакомо.
Отправляйтесь в дом Двина в Редклиффе и требуйте меч назад (это гораздо легче сделать, если Стен находится в вашей группе).
Примечание – в результате бага иногда вы можете потребовать меч от Двина сразу после разговора с мародером, даже не повидав Фарина.
Интересные факты
"Если ты не ведаешь за собой ничего, достойного сожаления, значит, у тебя либо завидно избирательная память, либо жалкая жизнь".
Стэн - воин из Пар Воллена
Стэн - воин из Пар Воллена Северные острова лежат на отшибе, где в буйных джунглях скрываются города, равных которым, по слухам, нет больше нигде. Это земли кунари – земли, на которые никогда еще не падал взор иноземца. Всякий, кто заберется слишком далеко, рано или поздно встретится с ними – беловолосыми и бронзовокожими гигантами, на голову выше обычного человека, пугающе хладнокровными и с затаенным огнем в глазах.На юг доходили лишь сказания о трех Священных походах против гигантов… но это было до прибытия Стэна из Пар Воллена.
Посаженный в клетку мужественный гигант – несомненно, жители Лотеринга не видели ничего более странного, пока на них не обрушился Мор.
Стэн – представитель расы кунари, посланный с разведывательной миссией в Ферелден. Весь его отряд перебили порождения тьмы, а его, полумертвого, нашли и спасли крестьяне. Очнувшись, он, одинокий и безоружный, голыми руками перебил всех своих спасителей. Поняв, что его честь погублена, Стэн дождался прихода других людей и сдался без борьбы.
Стэн - воин из Пар Воллена
Стэн - воин из Пар Воллена
Присоединение к группе:
Стэн заперт в клетке при выходе из Лотеринга. Он молится и, кажется, помощь ему не требуется. Зато она нужна вам в борьбе с Мором. Конечно, можно оставить его там расплачиваться за свои преступления… но лучше этого не делать, так как потеряете отличного воина.
Стэна из клетки необходимо вытащить одним из этих способов:
Убедить преподобную мать освободить Стэна под опеку Серых Стражей, добиться чего трудно, и для облегчения задачи стоит совершить пожервование в пользу церкви, причем чем больше, тем лучше;
Если в партии есть Лелиана, то преподобная мать освободит Стэна по ее просьбе;
При наличии навыка воровства у кого-то из сопартийцев попробовать украсть ключ;
При наличии умения взлома у кого-то из сопартийцев попробовать взломать клетку.
Узнав о том, что вы Серый Страж, кунари вами заинтересуется. Вы можете предложить ему вступить в ваш отряд, и он согласится.
Стэн - воин из Пар Воллена
Стэн - воин из Пар ВолленаПримечание: Завести роман со Стэном нельзя .
Подарки:
Это может показаться странным, но у Стэна неплохие способности к рисованию. На самом деле это лишь еще одна грань системы воспитания кунари. Он уважает художника за аккуратность исполнения, в каковую он включает все вплоть до длины мазков кисти.
Портрет мятежной королевы – старый Тегрин (случайная встреча).
Портрет девочки с гусями – Морозные горы, торговец Фарин.
Натюрморт в серебряной раме – замок Рэдклиф, верхний этаж.
Тотем – перекресток Каридина.
Промокший портрет – Круг магов, комнаты старших магов (второй этаж).
Меч Стэна – квест "меч Бересаада".
Стэн - воин из Пар Воллена
Стэн - воин из Пар Воллена
Личный квест: Меч Бересаада
Когда расположение Стэна к главному герою поднимется до 25, он расскажет вам, как оказался в клетке в Лотеринге. Он скажет, что ищет ответ на вопрос Аришока «что такое Мор?», и что его братьев перебили у озера Каленхад, а он один и остался жив. Когда Стэн обнаружил, что его меча у него нет, он в состоянии неконтролируемой ярости поубивал всех крестьян, которые его выходили, потому что меч – святыня для кунари, и если он вернется к Аришоку без него, его сочтут трусом и казнят. Позже, он раскаялся в содеянном и сдался храмовникам.
Предложите ему свою помощь. Стэн не верит, что его меч можно найти, но мы то знаем, что все получится. Отправляйтесь к озеру Каленхад и на пригорке найдете мародера, который собирает вещи погибших собратьев Стэна и собирается их продавать. Мародер признается, что купил информацию о возможности неплохо поживиться на этом месте у Фарина, торговца в Морозных горах. Идите к Фарину и потребуйте ответа, где же сейчас этот меч. Фарин скажет, что продал его гному-коллекционеру по имени Двин, который сейчас в Рэдклифе.
Стэн - воин из Пар Воллена
Стэн - воин из Пар Воллена
Дом Двина находится около сельской лавки, и она заперта. Вы можете выломать ее, или же вскрыть замок. Увидев Двина, вы сможете:
Запугать гнома и убедить отдать меч (для этого требуется 3 очка влияния);
Убить Двина;
При наличии в команде Стэна и выборе правильных реплик гном отдаст вам меч без возражений.
Когда ключ от сундука будет у вас, заберите из сундука меч и подарите его Стэну. Можно предложить ему вернуться с докладом к Аришоку, или же остаться с вами и убить Архидемона.
Примечание: Этот квест невозможно выполнить после Собрания Земель.
Диалоги с сопаратийцами
Диалог с Лелианой:
Я видела, что ты там делал.
Не прикидывайся невинным.
О чем ты говоришь?
Ты же играл с тем котенком.
Это был... не котенок.
Стэн, я все видела. Ты играл с ним веревочкой.
Я помогал ему учиться.
Ты большой добряк.
Никогда не будем говорить об этом.
Диалог с Морриган:
Ты так глубоко задумался, мой милый Стэн. Быть может, ты думаешь обо мне? О нас, с тобой?
-… Я… что ты сказал?
Я думаю, что тебе понадобятся доспехи. И шлем. И что-нибудь для прикуса. У людей крепкие зубы?
Крепкие ли у меня зубы?
Кунари может прокусить насквозь кожу, дерево, даже метал, хоть и не сразу. Вот, кстати, мне может придти в голову попробовать тебя на зубок.
На зубок?
Если это случится, тебе понадобится железный прут. Только прежде, расколи его на огне, а то я вряд ли что-нибудь замечу.
Пожалуй, нам лучше отказаться от этой идеи.
Ты уверена? Если это насытит твое любопытство…
Да. Да, я уверена!
Не путайся под ногами.
Сам не спотыкайся.
Если бы тебя было видно, я не наступал бы на тебя.
Ах ты п… твою мать!
Очень печально. Я ожидал от тебя лучшего.
Прости. Я торопился.
Твое оружие, достань его.
Зачем? Или на нас напали?
Я хочу посмотреть что ты можешь.
Ты хочешь биться со мной? Просто так?
Ты – Серый Страж. Как ты сойдешься с архидемоном, если против меня не можешь выйти?
Да-а, это загадка.
Что, я всем твою слабость должен показывать? Доставай меч! Постараюсь уж тебя не изувечить.
Я ничего не должен тебе доказывать. Выкинь из головы.
Хребет у тебя, все же, есть. Жаль, ты им не пользуешься…
Стэн - воин из Пар Воллена
Стэн - воин из Пар ВолленаЗаметки
В трейлере Sacred Ashes Стэн является одним из трех спутников, которые направляются вместе с Серым Стражем за прахом Андрасте. Если Стэн и Зевран будут вместе в партии, то между ними произойдет разговор о том, что "Стэн" - это не имя, а скорее, ранг. Но дальше развивать эту тему кунари не будет.
Из всех спутников, кроме главного героя, Стэн называет Шейлу - кадан , то есть искренне уважает, выражает свое почтение.
Также, Стэн любит мабари больше, чем других членов отряда. Он уважает собаку, называет ее воином и чувствует с ней некоторое родство. После того, как он снова получит свой меч, он скажет псу: "Ты тоже знаешь, каково это - чувствовать, что твое оружие часть тебя".
Он любит еще те подарки, которые приносит мабари, такие как кусок пирога или грязные панталоны.
Внутри Стэн гораздо более мягкий, чем кажется с виду. Лелиана замечает, что кунари собирает цветы и играет с котятами, хотя Стэн очень неумело это отрицает.
Когда Страж спрашивает его о Ферелдене, Стэн отвечает, что ему нравится здесь только печенье. Если поговорить с храмовником Кэрролом возле Башни магов, окажется, что Стэн отобрал у мальчика в деревеньке печенье, оправдав себя тем, что: "Он и так был толстый. Я его спас."
Стэн - воин из Пар Воллена
Это кажется странным: что выращенный в башне Круга книжный мальчик Сурана ближе всех сошёлся именно с кунари, продуктом совершенно чужой и жутковатой культуры. Ведь кто меньше похож на Алима, чем Стэн? С Алистером их роднит долг, от которого нельзя отречься, и осквернённая кровь. С Морриган и Винн - клеймящий поцелуй Тени: магический дар. С Лелианой - утешающая душу вера в свет Создателя. С Зевраном - общие предки и возможность сбежать из сетей, в которые их затянули в юном возрасте, не спрашивая согласия. Как и Алистер, Алим не может пройти мимо несправедливости; подобно Морриган, он бесстыдно практичен; с Винн их роднит широкий, не вполне церковный взгляд на мир духов, с Лелианой - любовь к красоте; как Зевран, он затрудняется поднять свою маску, чтобы показать истинное лицо. Искренность - это сложно. И все они слишком много думают, говорят и переживают о неважных, пустых вещах, все позволяют боли прошлого протянуть руки в мысли и чувства, влиять на решения, и, кажется, ни один из них толком не знает, кто он такой. Кроме Стэна. На привалах Алим сидит рядом с ним, и они отлично проводят время в приятном молчании, лишь изредка переговариваются, в обоюдном желании понять чужое непривычное мышление, проникнуть в незнакомый мир… Время течёт мимо медленным потоком, уносит неуверенность и страх, приносит новые умения, новый опыт. Алиму удобно и хорошо рядом со Стэном: во всех его вопросах есть смысл, и он не пытается вытащить из собеседника нужную ему реакцию. Возможно, у Алима впервые появился друг. *** Время течёт мимо, и постепенно выросший в комфорте маг втягивается в ритм походной жизни - постоянный марш, редкие ночёвки под крышей случайного амбара или постоялого двора, частые сражения, подгоревшее рагу из всего, что Создатель послал. Тело Алима, худое узкокостное тело эльфа и книжника обзаводится мышцами под огрубевшей кожей, и многодневная усталость отступает - после полного физических нагрузок дня становится достаточно нескольких часов сна рядом с ворочающимся Алистером, в продуваемой холодным ветром палатке. И тогда тело Алима впервые за несколько месяцев вспоминает, что он очень молод и очень давно не знал ласки. Ужасное предательство с его стороны, если подумать, потому что Алим всегда был неравнодушен к большим сильным мужчинам, а сейчас в его постоянном окружении целых два таких, и он привык мыться, переодеваться и спать рядом с ними, так что внезапное изменение в поведении сразу стало бы заметно. Настоящая проблема, однако, заключается в том, что, однажды начав смотреть на Стэна иначе, он больше не может прекратить. Прекратить думать об этом, фантазировать об этом во время быстрой вороватой дрочки перед сном, украдкой оглядывать чужое тело во время мытья… Большой сильный мужчина большой везде. Алим мечтает вернуть себе безмятежность прежних, чисто дружеских отношений. Возможно, был бы лучше, если бы ему чаще снился Архидемон - тогда не оставалось бы нервов и сил на другие сны. Возможно, было бы лучше, если бы он привязался, а потом воспылал страстью к Алистеру - тот, хоть и неопытен, но, судя по услышанным разговорам с Зевраном, очень любопытен. Когда Стэн со свойственной прямотой спрашивает, почему поведение и взгляды Алима изменились, тот объясняет, стараясь быть академичным и сдержанным, как обычно, стараясь сделать это очередным экскурсом в родную культуру - кратким и ёмким, ничего личного. По лицу Стэна ничего нельзя прочесть, но он хотя бы снисходит до такого же академичного объяснения, как подходят к сексу кунари. Алим понятливо кивает и закрывает тему. Он уважает принципы Стэна и смиряется с бесперспективностью своих желаний. Ночью Алим, свернувшись в неловкой позе под одеялом, трахает себя пальцами и пытается представить, что это огромный член Стэна таранит его нутро. Он закусывает губу, чтобы не потревожить спящего в их общей палатке Алистера стоном. Утром он совершенно спокоен и сосредоточен на миссии. В конце концов, у них тут война, есть дела поважнее, чем страдать от похоти или любви. Он отодвигает свои желания далеко, потому что они не важны. Стэн одобрил бы это. *** Когда Алим спрашивает, что значит слово, которым Стэн называет его - «кадан» - тот отвечает. - Мы называем это иначе, - отзывается Алим, и ограничивается этим - Стэн уже и так знает достаточно о семьях бас, и о том, как и почему одни из них живут и спят с другими. После этого краткого эпизода, Алим не может вернуть себе спокойствие. Знать, что Стэн на самом деле неравнодушен к нему, даже любит - просто на свой, кунарийский лад - ещё более мучительно. Кунари занимаются сексом либо для размножения, либо для снятия телесного напряжения - со специально предназначенными для этого партнёрами. Они не спят с теми, кто им нравится. Для выражения симпатии и привязанности им достаточно дружбы. В конце концов Алим понимает, что не может позволить себе провалить будущие переговоры на Совете Земель только из-за собственного ненасытного желания заняться сексом с лучшим другом. Он слишком практичен и слишком не привык заморачиваться неважными мелочами, чтобы ничего не предпринять по этому поводу. - Давай попробуем сделать это нашим способом, - говорит он Стэну. - Не как кунари. Мы оба знаем, что ты уедешь, когда мы остановим Мор, - он никогда не говорит «если», это бессмысленно, - и я не последую за тобой. Если можешь, прошу, попробуй быть моим возлюбленным, пока это время не пришло. Возможно, Стэн соглашается только потому. что он хороший друг и видит, как Алиму это нужно. Возможно - это ещё один акт удовлетворения любопытства, ведь, как ни крути, у этого воина Бересаада всегда было куда больше интереса к никак не связанным с войной подробностям жизни бас, чем объяснимо непринуждённым шпионажем. А может быть, он действительно не против попробовать. Алим позволяет себе думать так, потому что уже давно умеет угадывать, когда Стэн улыбается - без движения губ, у него просто теплеют глаза. *** В первый раз они делают всё быстро и по-походному: уединяются у ручья и изучают тела друг друга. Алим раздевается без внутренней дрожи - ему давно не пятнадцать и, хотя он уверен, что ничем не может усладить чужой взор, стыдиться ему тоже нечему. Он знает, как мыслит Стэн, и уверен, что ни чрезмерная худоба, ни узкие плечи и грудная клетка его не отвратят - Алим ведь не воин, он и не должен быть слишком массивным. Сам Стэн просто огромный, и Алим даже не пытается скрыть, как ему это нравится: осторожно трогает плотную серую кожу, гладит широченные плечи, мощную грудь и живот, мускулистые бёдра. Непроизвольно сглатывает слюну, когда перед ним оказывается соразмерно крупный толстый член - больше любого, с каким Алим имел дело раньше, но в остальном устроен вполне привычно. Алим очень хочет облизать его и взять в рот, но не сейчас. В первый раз они только дрочат друг другу, и это скорее акт познания, чем секс. Одобрение Стэна безмолвно, но Алим и сам не любит лишних слов. Через два дня отряд останавливается в «Избалованной принцессе», и Алим, вдобавок к двум большим комнатам – для мужской и женской половин отряда – берёт одну маленькую, с единственной широкой кроватью. - Через два часа, - негромко говорит он Стэну, и тот кивает; вот и все романтические прелюдии между ними. Алиму нужна горячая ванна и время, чтобы подготовиться. Он удивлён тем, как сильно волнуется - это не первый секс в его жизни, но, кажется, первый с кем-то, кто действительно важен. Он весь словно охвачен огнём, вздрагивает и никак не может успокоиться, мысли мечутся в голове, сменяя друг друга. Будет ли это так хорошо, как он успел навоображать? Каким любовником может оказаться Стэн, насколько груб или внимателен он в этой сфере? Сможет ли Алим сделать этот опыт приятным для него? Будут ли у них другие ночи? *** Стэн проводит рукой по телу Алима снизу вверх. Его широкая ладонь закрывает грудь Алима почти целиком, чуть надавливает, и дробь сердцебиения становится более ощутима. Стэн мог бы сказать, что Алим слишком волнуется, но это и так очевидно, так что нет нужды тратить слова. Алим раздвигает и прижимает колени к груди в немом приглашении. Пальцы кунари с лёгкостью проникают в хорошо растянутое и смазанное отверстие, но для члена там оказывается всё же узковато. Алим морщится, мотает головой и вцепляется ногтями в бок Стэна, не позволяя ни вытащить, ни вставить глубже. Стэну хватает выдержки просто ждать, пока Алим привыкнет. Ждать, чётко чувствуя пульсацию кровотока в плотно охватывающих его горячих мышцах - едва ли не более интимное переживание, чем клятвы, которыми принято обмениваться у влюблённых бас. - Давай, - наконец командует Алим. Его широко раскрытые глаза блестят, он бегло облизывает только что искусанную губу, и подтверждает слова повелительным движением бёдер навстречу. *** Когда Стэн поднимается и выходит из комнаты - разумеется, без объяснений - Алистер сперва не обращает внимания. Но кунари нет очень уж долго, а за стеной, в комнате, где ночует Алим, сперва поднимается какая-то возня, а потом и вовсе раздаются сдавленные крики. Алистер подрывается на ноги - он ни за что не спутал бы голос своего командира с чьим-то ещё, но Зевран неожиданно останавливает его, ловя за руку. - Постой-ка, - эльф внимательно прислушивается, потом начинает улыбаться. - Сядь и успокойся, твоя помощь там не нужна. Алистеру не нравится его усмешка, но Зевран не стал бы сидеть так спокойно, если бы считал, что Алима убивают… - О, поверь, если ты сейчас ворвёшься в соседнюю комнату, рад тебе не будет никто, - многозначительно заверяет Зевран и тихо смеётся возмущённому взгляду покрасневшего Алистера. *** - Я кричал? - сипло выдыхает Алим, поняв, что, кажется, сорвал голос. Он лежит под боком у Стэна весь в поту и дрожит, понимая, что, кажется, не сможет сейчас сдвинуть ноги. И, что, кажется, не очень и хочет их сдвигать, и вообще двигаться. Стэн спокойно кивает. Он выглядит совсем как обычно, только на коже выступила испарина, и взгляд теплее. - Ты не сможешь выступить в поход завтра, - констатирует он, впрочем, без осуждения. - У меня есть мои мази и моё целительство, - лениво отвечает Алим. - Мы выступим к месту сбора завтра. Он жестом приязни потирается о плечо Стэна и добавляет: - Но не на рассвете, нет. ***