Задания огэ по физике. Онлайн тесты гиа по физике. Демонстрационные варианты ОГЭ по физике

Чаще всего пишут о подготовке к сдаче ЕГЭ, незаслуженно забывая об ОГЭ. Но чтобы сдавать экзамен после одиннадцатого класса, нужно прежде всего перейти в десятый и плодотворно проучиться еще два года. Именно подготовка к ОГЭ и сдача его мобилизует все внутренние резервы ребенка, мощно мотивирует его на продолжение учебы, стремление к благополучному будущему, интересной профессии.

Усиленно готовясь к ОГЭ, ребенок строит прочный фундамент дальнейшего успеха. В том числе это и хорошая учеба в 10-11-ом классах, и значительный задел для высокобалльной сдачи ЕГЭ, и успешная учеба в выбранном учебном заведении, куда ребенок поступит после окончания школы.

Экзаменационная работа состоит из двух частей и содержит 26 заданий. В части 1 двадцать два задания разной сложности, но требующие краткого ответа - нужно написать в качестве ответа цифру или набор цифр, установить соответствия.

Часть 2 - четыре задания - предполагает развернутые ответы. Причем одно из них является лабораторной работой. Оборудование для нее будет предоставлено, поэтому возможность ошибиться с необходимыми приборами и материалами отпадает. Что же должен продемонстрировать выпускник, выполняя это практическое задание? Правильно провести физический опыт, зарисовать, суметь записать полученные результаты, проанализировать их и произвести правильные расчеты. Задание очень непростое и к нему необходимо тщательно подготовиться. Также не стоит забывать, что требуется четко выполнить только поставленную задачу. Никаких дополнительных измерений, возможных при проведении той или иной лабораторной работы, а также вычислений проводить на экзамене не нужно - это лишняя трата столь драгоценного времени, которое можно было бы использовать на решение остальных заданий. Баллы за дополнительные изыскания и решения не ставятся. Только за выполнение поставленной задачи.

Часто обидной ошибкой при оформлении экспериментальной работы являются небрежная зарисовка экспериментальной установки, или отсутствие ее, или неполная.

Также нередко выпускники забывают записать единицы измерений при вычислениях или, произведя правильные исчисления, не делают вывод. Мелочь? Но из них складываются баллы.

На что еще обратить внимание при подготовке к ОГЭ по физике? На правильность расчетов. Даже при идеальной верности физических выкладок математические вычисления, к сожалению, часто оказываются ошибочными, а отсюда и низкие баллы.

При решениях всегда требуется записывать не только расчеты, но и все применяемые в данном случае формулы. Если они отсутствуют или записаны только некоторые - высоких результатов не стоит ждать. Также должна быть краткая запись условия, например, расчетной задачи.

Учитывая условия проведения ОГЭ, характер заданий и нужно готовиться к предстоящему испытанию. Не просто зубрить теорию и формулы, а добиваться понимания, чтобы каждая буква в формуле была наполнена смыслом.

Если посмотреть анализ экзаменационных работ даже ЕГЭ, видим, что кроме темы «Механическое движение» все остальные, пройденные до десятого класса: тепловые, электромагнитные и квантовые явления - вызывают затруднения у выпускников и многочисленные ошибки. Даже … закон Архимеда. Поэтому отлично подготовившись к сдаче ОГЭ, ребенок уже готовится и к успешной сдаче ЕГЭ.

При решении демоверсии ОГЭ-2017, экзаменационных работ прошлых лет необходимо добиваться не просто правильного решения, но и научиться укладываться в отведенное на экзамен время - 180 минут. Некоторые школьники в силу специфики своего темперамента не любят спешки: они привыкли посмаковать задание, долго обдумывать разные варианты решения, не торопясь записать. В «Спецификации контрольно-измерительных материалов по физике» - золотом документе, действительно практическом руководстве к успешной поэтапной подготовке к сдаче экзамена, - приведено рассчитанное практическим путем примерное необходимое оптимальное время: предлагается на решение базовых заданий тратить 2-5 минут, повышенной сложности - от 6 до 15, высокой - 20-30. При подготовке нужно обязательно учитывать четко ограниченный отрезок времени, отведенный на выполнение экзаменационной работы.

Трудолюбие, усидчивость, желание узнать, понимать, достичь поставленной цели всегда приводит к победе, к высоким результатам.

На этой странице размещены демонстрационные варианты ОГЭ по физике для 9 класса за 2009 - 2020 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике содержат задания двух типов: задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ.

Ко всем заданиям всех демонстрационных вариантов ОГЭ по физике даны ответы, а задания с развернутым ответом снабжены подробными решениями и указаниями по оцениванию.

Для выполнения некоторых заданий требуется собрать экспериментальную установку на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Размещаем также перечень необходимого лабораторного оборудования.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по физике по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года изменилась структура экзаменационной работы:

    Общее количество заданий в экзаменационной работе уменьшено с 26 до 25.

    Количество заданий с развёрнутым ответом увеличено с 5 до 6.

    Максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 40 до 43 баллов.

    используются новые модели заданий :

    • задание 2 на распознавание законов и формул;

      задание 4 на проверку умения объяснять физические явления и процессы, в котором необходимо дополнить текст с пропусками предложенными словами (словосочетаниями);

      задания 5–10 , которые ранее были с выбором одного верного ответа, а теперь предлагаются с кратким ответом в виде числа;

      задание 23 – расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом, решение которой оценивается максимально в 3 балла.

    Расширилось содержание заданий 22

    : обязательным является запись прямых измерений с учётом абсолютной погрешности.

    Bведены . Максимальный балл за выполнение этих заданий 3.

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по физике представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2020 год
Перечень лабораторного оборудования

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по физике

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике 2009 - 2014 годов состояли из 3-х частей: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по физике были внесены следующие изменения :

  • было добавлено задание 8 с выбором ответа – на тепловые вления,
  • было добавлено задание 23 с кратким ответом – на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы),
  • было увеличено до пяти количество заданий с развернутым ответом : к четырем заданиям с развернутым ответом части 3 было добавлено задание 19 части 1 – на применение информации из текста физического содержания.

В 2014 году демонстрационный вариант ОГЭ по физике 2014 года по отношению к предыдущему году по структуре и содержанию не изменился , однако были изменены критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

В 2015 году в была изменена структура варианта :

  • Вариант стал состоять из двух частей .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В 2016 году в демострационном варианте ОГЭ по физике произошли существенные изменения :

  • Общее число заданий уменьшено до 26 .
  • Число заданий с кратким ответом увеличено до 8
  • Максимальный балл за всю работу не изменился (по прежнему - 40 баллов ).

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по физике по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

задание 23 – расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом, решение которой стало оцениваться максимально в 3 балла.

Было расширено содержание заданий 22 на объяснение явлений, в которых преимущественно используется практико-ориентированный контекст.

Изменились требования к выполнению экспериментальных заданий : обязательной стала запись прямых измерений с учётом абсолютной погрешности.

Bведены новые критерии оценивания экспериментальных заданий . Максимальный балл за выполнение этих заданий стал 3.

Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Пурышева Н.С.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - 288 с.

Данный справочник содержит весь теоретический материал по курсу физики, необходимый для сдачи основного государственного экзамена в 9 классе. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс основной школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ОГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам и учителям.

Формат: pdf

Размер: 6,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое движение. Траектория. Путь.
Перемещение 7
Равномерное прямолинейное движение 15
Скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение 21
Свободное падение 31
Равномерное движение тела по окружности 36
Масса. Плотность вещества 40
Сила. Сложение сил 44
Законы Ньютона 49
Сила трения 55
Сила упругости. Вес тела 60
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести 66
Импульс тела. Закон сохранения импульса 71
Механическая работа. Мощность 76
Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии 82
Простые механизмы. КПД простых механизмов 88
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда 94
Механические колебания и волны 105
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Строение вещества. Модели строения газа, жидкости и твёрдого тела 116
Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия.
Тепловое равновесие 125
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии 133
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение 138
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость 146
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах 153
Испарение и конденсация. Кипение жидкости 161
Плавление и кристаллизация 169
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда 176
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики 182
Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка
электрической цепи 188
Последовательное и параллельное соединения проводников 200
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца 206
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током 210
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания и волны 220
Закон прямолинейного распространения света. Закон
отражения света. Плоское зеркало. Преломление света 229
Дисперсия света Линза. Фокусное расстояние линзы.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы 234
КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома 241
Состав атомного ядра. Ядерные реакции 246
Справочные материалы 252
Пример варианта контрольно-измерительных материалов ОГЭ (ГИА) 255
Ответы 268

Справочник содержит весь теоретический материал по курсу физики основной школы и предназначен для подготовки учащихся 9 классов к основному государственному экзамену (ОГЭ).
Содержание основных разделов справочника - «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления», соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольно-измерительные материала (КИМы) ОГЭ.
Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Чёткость изложения и наглядность учебного материала позволят эффективно подготовиться к экзамену.
Практическая часть справочника включает образцы тестовых заданий, которые и по форме, и по содержанию полностью соответствуют реальным вариантам, предлагаемым на основном государственном экзамене по физике.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Готовимся к ОГЭ по физике: задание №23

В 9 классе школьники впервые сталкиваются с обязательными государственными экзаменами. Что это означает для учителя? Во-первых, стоит задача настроить детей на усиленную подготовку к аттестационной работе. Но самое важное: не просто дать полноценные знания по своему предмету, а объяснить, какого рода задания предстоит выполнить, разобрать типичные примеры, ошибки и дать ученикам все инструменты для успешной сдачи экзамена.

При подготовке к ОГЭ больше всего вопросов вызывает экспериментальное задание №23. Оно самое сложное, соответственно на него и отводится больше всего времени - 30 минут. А за его успешное выполнение можно получить больше всего баллов - 4. Этим заданием начинается вторая часть работы. Если заглянуть в кодификатор, мы увидим, что контролируемыми элементами содержания здесь являются механические и явления электромагнетизма. Ученики должны показать умение работать с физическими приборами и измерительными инструментами.

Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобится на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов. Если экзамен проводится на территории другой школы, учитель может заранее приехать туда, чтобы посмотреть готовые для работы комплекты. Готовящий приборы к экзамену учитель должен обратить внимание на их исправность, особенно подверженных износу. Например, использование старой батарейки может привести к тому, что ученик элементарно не сможет установить требуемую силу тока.

Нужно проверить, совпадают ли приборы с указанными значениями. Если не совпадают, то в специальных бланках указываются истинные значения, а не те, которые записаны в официальных комплектах.

Учителю, ответственному за проведение экзамена может помогать технический специалист. Он же следит за соблюдением техники безопасности во время экзамена и может вмешаться в ход выполнения задания. Нужно напомнить ученикам, что если они заметят неисправность какого-либо прибора во время выполнения задания, нужно незамедлительно сообщить об этом.

Существует три типа экспериментальных заданий, встречающихся на экзамене по физике.

Тип 1. «Косвенные измерения физических величин». Включает в себя 12 тем:

  • Плотность вещества
  • Сила Архимеда
  • Коэффициент трения скольжения
  • Жесткость пружины
  • Период и частота колебаний математического маятника
  • Момент силы, действующей на рычаг
  • Работа сила упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока
  • Работа силы трения
  • Оптическая сила собирающей линзы
  • Электрическое сопротивление резистора
  • Работа электрического тока
  • Мощность электрического тока.

Тип 2. «Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных». Включает в себя 5 тем:

  • Зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
  • Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити
  • Зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
  • Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
  • Свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Тип 3. «Экспериментальная проверка физических законов и следствий». Включает в себя 2 темы:

  • Закон последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
  • Закон параллельного соединения резисторов для силы электрического тока

Подготовка к ОГЭ по физике: советы ученику

  • Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла.
  • За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается
  • Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения
  • Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат.

Подготовка к экзамену в целом и к экспериментальному заданию в частности не может быть спонтанной. Без постоянно нарабатываемого навыка работы с лабораторным оборудованием выполнить задания практически невозможно. Поэтому учителям рекомендуется ознакомится с демонстрационными вариантами экзаменационной работы и разбирать типичные задачи во время проведения лабораторных.

Подробный разбор всех типов заданий вы можете посмотреть в вебинаре

ГИА по физике 9 класс. Варианты заданий с решением и ответами.

ГИА по физике для 9 класса с решением и ответами.


Задания ГИА по физике 9 класс.


1. Используя график зависимости скорости движения тела от времени, определите скорость тела в конце 5-ой секунды, считая, что характер движения тела не изменяется.

1) 9 м/с 2) 10 м/с 3) 12 м/с 4) 14 м/с

2. Через неподвижный блок перекинута невесомая нерастяжимая нить, к концам которой подвешены грузики равной массы m. Чему равна сила натяжения нити?

1) 0,25 mg 2) 0,5 mg 3) mg 4) 2 mg

3. Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, достигает наивысшей точки и падает на землю. Если сопротивление воздуха не учитывать, то полная механическая энергия тела

1) максимальна в момент достижения наивысшей точки
2) максимальна в момент начала движения
3) одинакова в любые моменты движения тела
4) максимальна в момент падения на землю

4. На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Длина звуковой волны равна

1) 0,4 м 2) 0,8 м 3) 1,2 м 4) 1,6 м

5. Брусок в форме прямоугольного параллелепипеда положили на стол сначала узкой гранью (1), а затем – широкой (2). Сравните силы давления (F1 и F2) и давления (р1 и р2), производимые бруском на стол в этих случаях.

1) F 1 = F 2 ; p 1 > p 2 2) F 1 = F 2 ; p 1 < p 2
3) F 1 < F 2 ; p 1 < p 2 4) F 1 = F 2 ; p 1 = p 2

6. Верхняя граница частоты колебаний, воспринимаемых ухом человека, с возрастом уменьшается. Для детей она составляет 22 кГц, а для пожилых людей – 10 кГц. Скорость звука в воздухе равна 340 м/с. Звук с длиной волны 17 мм

1) услышит только ребенок 2) услышит только пожилой человек
3) услышит и ребенок, и пожилой человек 4) не услышит ни ребенок, ни пожилой человек

7. В каком агрегатном состоянии находится вещество, если оно имеет собственные форму и объем?

1) только в твердом 2) только в жидком
3) только в газообразном 4) в твердом или в жидком

8. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 °С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (?1 и?2) двух веществ.

1) ? 2 = ? 1
2) ? 2 = 1,5 ? 1
3) ? 2 = 2 ? 1
4) ? 2 =3 ? 1

9. На рисунке изображены одинаковые электроскопы, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень? А. Медь. Б. Сталь.

1) только А 2) только Б
3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

10. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R 1 = 1 Ом, R 2 = 10 Ом, R 3 = 10 Ом, R 4 = 5 Ом?

1) 9 Ом
2) 11 Ом
3) 16 Ом
4) 26 Ом

11. Две одинаковые катушки замкнуты на гальванометры. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток?

1) ни в одной из катушек 2) в обеих катушках
3) только в катушке А 4) только в катушке Б

12. На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения принадлежат электромагнитные волны с длиной волны 0,1 мм?

1) только радиоизлучение
2) только рентгеновское излучение
3) ультрафиолетовое и рентгеновское излучение
4) радиоизлучение и инфракрасное излучение

13. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1" и 2". За ширмой находится

1) плоское зеркало
2) плоскопараллельная стеклянная пластина
3) рассеивающая линза
4) собирающая линза

14. В результате бомбардировки изотопа лития 3 7 Li ядрами дейтерия образуется изотоп бериллия: 3 7 Li + 1 2 H > 4 8 Be + ? Какая при этом испускается частица?

1) ?-частица 2 4 He 2) электрон -1 e
3) протон 1 1 p 4) нейтрон 1 n

15. Необходимо экспериментально установить, зависит ли выталкивающая сила от объема погруженного в жидкость тела. Какой набор металлических цилиндров из алюминия и (или) меди можно использовать для этой цели?

1) А или Б 2) А или В
3) только А 4) только Б

Туман
При определенных условиях водяные пары, находящиеся в воздухе, частично конденсируются, в результате чего и возникают водяные капельки тумана. Капельки воды имеют диаметр от 0,5 мкм до 100 мкм.

Возьмем сосуд, наполовину заполним водой и закроем крышкой. Наиболее быстрые молекулы воды, преодолев притяжение со стороны других молекул, выскакивают из воды и образуют пар над поверхностью воды. Этот процесс называется испарением воды. С другой стороны, молекулы водяного пара, сталкиваясь друг с другом и с другими молекулами воздуха, случайным образом могут оказаться у поверхности воды и перейти обратно в жидкость. Это конденсация пара. В конце концов, при данной температуре процессы испарения и конденсации взаимно компенсируются, то есть устанавливается состояние термодинамического равновесия. Водяной пар, находящийся в этом случае над поверхностью жидкости, называется насыщенным.

Если температуру повысить, то скорость испарения увеличивается и равновесие устанавливается при большей плотности водяного пара. Таким образом, плотность насыщенного пара возрастает с увеличением температуры (см. рисунок).

Зависимость плотности насыщенного водяного пара от температуры.

Для возникновения тумана необходимо, чтобы пар стал не просто насыщенным, а пересыщенным. Водяной пар становится насыщенным (и пересыщенным) при достаточном охлаждении (процесс АВ) или в процессе дополнительного испарения воды (процесс АС). Соответственно, выпадающий туман называют туманом охлаждения и туманом испарения.

Второе условие, необходимое для образования тумана, - это наличие ядер (центров) конденсации. Роль ядер могут играть ионы, мельчайшие капельки воды, пылинки, частички сажи и другие мелкие загрязнения. Чем больше загрязненность воздуха, тем большей плотностью отличаются туманы.

16. Из графика на рисунке видно, что при температуре 20 °С плотность насыщенного водяного пара равна 17,3 г/м 3 . Это означает, что при 20 °С
1) в 1 м 3 воздуха находится 17,3 г водяного пара
2) в 17,3 м 3 воздуха находится 1 г водяного пара
3) относительная влажность воздуха равна 17,3%
4) плотность воздуха равна 17,3 г/м 3

17. Для каких процессов, указанных на рисунке, можно наблюдать туман испарения?

1) только АB 2) только АС 3) АB и АС 4) ни АB, ни АС

18. Какие утверждения о туманах верны? А. Городские туманы, по сравнению с туманами в горных районах, отличаются более высокой плотностью. Б. Туманы наблюдаются при резком возрастании температуры воздуха.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

19. Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

20. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

21. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты в процессе нагревания металлического цилиндра массой 100 г. Определите удельную теплоемкость металла.

22. Тележка массой 20 кг, движущаяся со скоростью 0,5 м/с, сцепляется с другой тележкой массой 30 кг, движущейся навстречу со скоростью 0,2 м/с. Чему равна скорость движения тележек после сцепки, когда тележки будут двигаться вместе?

23. Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
4) запишите численное значение электрического сопротивления.

24. Две спирали электроплитки, сопротивлением по 10 Ом каждая, соединены последовательно и включены в сеть с напряжением 220 В. Через какое время на этой плитке закипит вода массой 1 кг, если ее начальная температура составляла 20 °С, а КПД процесса 80%? (Полезной считается энергия, необходимая для нагревания воды.)

25. Тело массой 5 кг с помощью каната начинают равноускоренно поднимать вертикально вверх. Чему равна сила, действующая на тело со стороны каната, если известно, что за 3 с груз был поднят на высоту 12 м?

26. Каким пятном (темным или светлым) кажется водителю ночью в свете фар его автомобиля лужа на неосвещенной дороге? Ответ поясните.

Читайте также: