Атласы для огэ по географии онлайн. Материал для подготовки к огэ по географии. Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим

Природопользование и экология Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Водные ресурсы распределены крайне неравномерно. Лидерами по обеспеченности ресурсами речного стока на душу населения являются ДР Конго, Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Либерия; минимальные показатели у Египта, Саудовской Аравии, ЮАР, Польши.

Земельные ресурсы включают следующие виды земельных угодий: пашни (11 %), пастбища (24 %), лесные угодья (31 %), остальные территории Земли не используются.

Минеральные ресурсы принято подразделять на топливно-энергетические, рудные, нерудные полезные ископаемые. Практически все они относятся к категории невозобновимых.

Из топливно-энергетических ресурсов наибольшее значение имеют нефть, газ и уголь. Из общих запасов угля 40 % приходится на бурый уголь, 60 % - на каменный. Крупнейшие угольные бассейны - Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский, Кузнецкий, Рурский, Аппалачский, Печерский, Таймырский. Крупнейшие нефтегазоносные бассейны: Персидского залива, Маракайбский, Оринокский, Мексиканского залива, Техасский, Иллинойский, Калифорнийский, Западно-Канадский, Западно- Сибирский, Суматринский, Гвинейского залива, Сахарский. Рудные полезные ископаемые соответствуют фундаментам и выступам древних платформ и складчатым областям.

Крупные рудные пояса - Альпийско- Гималайский, Тихоокеанский и др. К нерудным полезным ископаемым относятся горные породы и минералы, используемые в строительстве, химической промышленности и т. д. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя основными показателями: размерами лесной площади (4,1 млрд га) и запасами древесины (333 млрд м3). Выделяют два обширных лесных пояса - северный и южный.

Природные ресурсы - это все виды природных богатств, непосредственно используемые человеком или используемые им для производства материальных ценностей.

Природные условия - это свойства природной среды, компоненты которой оказывают воздействие на производство и человека, но непосредственно ими не употребляются.

Природопользование - деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов.

Рациональное природопользование - система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы (и соответственно уменьшается количество потребляемых ресурсов), обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства, что позволяет уменьшить загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства.

Ресурсообеспеченность - соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, или его запасами на душу населения данной территории.

Первые десять стран по размерам ресурсов пресных вод

Страна

Ресурсы, км 3

Страна

Бразилия

Бангладеш

Венесуэла

Индонезия

Страны-лидеры по запасам топливно-энергетических полезных ископаемых

Ископаемые

Страны-лидеры по запасам

Каменный уголь

США, Китай, Россия, Индия, ЮАР, Австралия

Бурый уголь

Россия, США, Австралия, Германия

Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Венесуэла

Россия, Иран, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Туркмения

Страны-лидеры по запасам рудных полезных ископаемых

Ископаемые

Страны-лидеры по запасам

Железная руда

Россия, Бразилия, Китай, Австралия, США, Индия, Канада, Украина

Бокситы (алюминиевая руда)

Австралия, Гвинея, Бразилия, Ямайка, Суринам, Гайяна, Китай

Медная руда

Чили, США, Конго (Заир), Замбия, Канада, Россия, Китай, Казахстан

Марганцевые руды

ЮАР, Австралия, Габон, Бразилия, Украина

Оловянные руды

Малайзия, Бразилия, Индонезия, Вьетнам, Мьянма, Китай, Россия, Боливия, ЮАР

США, ЮАР, Австралия, Канада, Россия

Страны-лидеры по запасам нерудных полезных ископаемых

Ископаемые

Страны-лидеры по запасам

ЮАР, Россия, Намибия, Австралия, Ботсвана

Фосфориты

Казахстан, Марокко, ЮАР, Австралия, Алжир

Калийные соли

Белоруссия, Германия, Бразилия

Украина, Италия, Туркмения, Ирак

Лесные пояса

Пояс

Площадь, млрд га

Состав пород

Области распространения

Северный

Хвойные - 67 %
Лиственные - 33 %

Россия, Канада, США, страны Северной Европы

Широколиственные - 97 %

Бразилия, ДР Конго, Конго (Заир), Индонезия, Индия, Мьянма, Венесуэла и др.

Первые десять стран по размерам площади пашни

Страна

Площадь пашни

млн га

в % к земельному фонду

Австралия

Бразилия

Казахстан

Мероприятия по борьбе с негативными последствиями хозяйственной деятельности человека

Компоненты природы

Негативные последствия

Мероприятия по борьбе с негативными последствиями

Усиление эрозии, засоление, истощение, заболачивание

Мелиорация: внедрение эффективных агротехнических мероприятий, почвозащитных полос

Растительность

Сведение лесов, ухудшение пастбищ, истребление редких видов растений

Посадка леса, озеленение населённых пунктов, улучшение пастбищ, охрана редких видов растений

Животный мир

Истребление отдельных видов, ухудшение условий обитания

Охрана редких видов, их искусственное разведение

Поверхностные воды

Загрязнение рек, озёр, их обмеление и зарастание

Ограничение сброса сточных вод, строительство очистительных сооружений и систем оборотного потребления

Горные породы, рельеф

Образование карьеров, отвалов, терриконов

Рекультивация земель

Атмосферный воздух

Увеличение содержания СО2, SО2, СН4 и др.; уменьшение прозрачности атмосферы; появление аэрозольных, пылевых и др. примесей

Строительство воздухоочистительных сооружений, учёт самоочищающей способности атмосферы и др.

Атмосфера Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Абсолютная влажност ь - количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха.

Антициклон - нисходящий атмосферный вихрь с замкнутой областью повышенного давления, в которой ветры дуют от центра к периферии по часовой стрелке в Северном полушарии.

Атмосфера - воздушная (газовая) оболочка Земли, окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести, принимающая участие в суточном и годовом движении Земли).

Атмосферные осадки - вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающая из облаков (дождь, снег, морось, град и т. д.), а также выделяющаяся из воздуха (роса, иней, изморозь и т. д.) на земную поверхность и предметы. Количество осадков на территории зависит от:

Температуры воздуха (влияет на испарение и влагоёмкость воздуха); морских течений (над поверхностью тёплых течений воздух нагревается, насыщается влагой, поднимается вверх - из него легко выделяются осадки. Над холодными течениями происходит противоположный процесс - осадки не образуются); циркуляции атмосферы (там, где воздух перемещается с моря на сушу, - осадков больше); высоты места и направления горных хребтов (горы препятствуют прохождению влажных воздушных масс, поэтому на наветренных склонах гор выпадает большое количество осадков); широты местности (для экваториальных широт характерно большое количество осадков, для тропических и полярных - небольшое); степени континентальности территории (уменьшается при движении от побережья вглубь материка).

Атмосферный фрон т - зона раздела различных по свойствам воздушных масс в тропосфере.

Ветер - движение масс воздуха в горизонтальном направлении из областей повышенного давления в области пониженного давления. Ветер характеризуется скоростью (км/час) и направлением (его направление определяется стороной горизонта, откуда он дует, т. е. северный ветер дует с севера на юг).

Воздух - смесь газов, составляющих земную атмосферу. По химическому составу воздух атмосферы состоит из азота (78 %), кислорода (21 %), инертных газов (около 1 %), углекислого газа (0,03 %). В верхних слоях атмосферы преобладают водород и гелий. Процентное соотношение количества газов практически постоянно, однако сжигание нефти, газа, угля, уничтожение лесов приводит к увеличению углекислого газа в атмосфере.

Воздушные массы - большие объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами (температурой, влажностью, прозрачностью и т. д.) и движущиеся как одно целое. Свойства воздушных масс определяются территорией или акваторией, над которой они формируются. В связи с различиями по влажности выделяют два подтипа - континентальный (материковый) и океанический (морской). По температуре выделяют четыре главных (зональных) типа воздушных масс: экваториальный, тропический, умеренный, арктический (антарктический).

Давление атмосферы - это давление, оказываемое воздухом на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. Нормальное атмосферное давление на уровне океана - 760 мм рт. ст., с высотой значение нормального давления уменьшается. Давление тёплого воздуха меньше, чем холодного, так как при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении - сжимается. Общее распределение давления на Земле имеет зональный характер, нагревание и охлаждение воздуха от поверхности Земли сопровождается его перераспределением и изменением давления.

Изобары - линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми показателями атмосферного давления.

Изотермы - линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми температурами.

Испарение (мм) - поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, снега, льда, растительности, почвы и т. д.

Испаряемость (мм) - максимальное количество влаги, которое может испариться в данном месте при определённых условиях погоды (количества солнечного тепла, температуры).

Климат - многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Распределение климата на Земле зонально, выделяют несколько климатических поясов - наиболее крупных подразделений земной поверхности по климатическим условиям, имеющих характер широтных поясов. Их выделяют по особенностям режима температуры и осадков. Выделяют основные и переходные климатические пояса. Важнейшими климатическими факторами являются:

Географическая широта местности; циркуляция атмосферы; океанические течения; абсолютная высота местности; удалённость от океана; характер подстилающей поверхности.

Коэффициент увлажнения - это отношение количества осадков к испаряемости. Если коэффициент увлажнения больше 1, то увлажнение избыточное, около 1 - нормальное, меньше 1 - недостаточное. Увлажнение, как и осадки, на земной поверхности распределяется зонально. Зоны тундр, лесов умеренных и экваториальных широт имеют избыточное увлажнение, в полупустынях и пустынях - недостаточное.

Относительная влажность - отношение (в процентах) фактического содержания водяного пара в 1 м3 воздуха к возможному при данной температуре.

Парниковый эффект - свойство атмосферы пропускать к земной поверхности солнечную радиацию, но задерживать тепловое излучение Земли.

Прямая радиация - радиация, доходящая до поверхности Земли в виде пучка параллельных лучей, исходящих от Солнца. Её интенсивность зависит от высоты Солнца и прозрачности атмосферы.

Рассеянная радиация - радиация, рассеявшаяся в атмосфере и идущая к поверхности Земли от всего небесного свода. Она играет существенную роль в энергетическом балансе Земли, являясь в пасмурные периоды, особенно в полярных широтах, единственным источником энергии в приземлённых слоях атмосферы.

Солнечная радиация - вся совокупность солнечного излучения; измеряется в тепловых единицах (число калорий за определенное время на единицу площади). Количество радиации зависит от продолжительности дня в разные времена года и угла падения солнечных лучей: чем меньше угол, тем меньше солнечной радиации получает поверхность, а значит, меньше нагревается воздух над ней. Суммарная солнечная радиация - сумма прямой и рассеянной радиации. Количество суммарной солнечной радиации увеличивается от полюсов (60 ккал/см3 в год) к экватору (200 ккал/см3 в год), причем её наибольшие показатели наблюдаются в тропических пустынях, т. к. на количество солнечной радиации влияют облачность и прозрачность атмосферы, цвет подстилающей поверхности (например, белый снег отражает до 90 % солнечных лучей).

Циклон - восходящий атмосферный вихрь с замкнутой областью пониженного давления, в которой ветры дуют от периферии к центру против часовой стрелки в Северном полушарии.

Циркуляция атмосферы - система воздушных течений на земном шаре, которая способствует переносу тепла и влаги из одних районов в другие.

Краткая характеристика слоёв атмосферы

Слой атмосферы

Краткая характеристика

Тропосфера

Содержит более 90 % всей массы атмосферы и почти весь водяной пар Высота над экватором - до 18 км, над полюсами - 10–12 км Температура падает на 6 °C на каждые 1000 м Здесь зарождаются облака, выпадают осадки, формируются циклоны, антициклоны, смерчи и т. д. С высотой давление воздуха понижается

Стратосфера

Находится на высоте от 10–18 км до 55 км На высоте 25–30 км наблюдается максимальное для атмосферы содержание озона, поглощающего солнечную радиацию Температура в нижней части характеризуется незначительными изменениями, в верхней части температура повышается с увеличением высоты

Мезосфера

Находится на высоте от 55 км до 80 км Температура с высотой понижается Здесь образуются серебристые облака

Термосфера

Находится на высоте от 80 км до 400 км Температура с высотой возрастает

Ионосфера

Находится на высоте выше 400 км Температура остаётся неизменной Под действием ультрафиолетового солнечного излучения и космических лучей воздух сильно ионизируется и становится электропроводным

Пояса атмосферного давления

Географическое положение

Пояс атмосферного давления

Изменение в течение года (смещения в сторону летнего полушария)

Экваториальные широты

Пониженного

Сохраняются в своих границах

Тропические широты

Повышенного

Над материками давление выше, чем над океанами в течение всего года

Умеренные широты

Пониженного

В Южном полушарии весь год сохраняются в своих границах. В Северном полушарии зимой сохраняются только над океанами, т. к. над материками давление резко повышается

Полярные широты

Повышенного

Зимой - расширяются, летом - сокращаются. Существуют весь год

Виды ветров

Ветры

Районы распространения

Направление

Тропики (дуют от 30 широт к экватору)

С-В (Северное полушарие), Ю-В (Южное полушарие)

Ветры западного переноса

Умеренные широты (от 30 широт к 60)

Восточные побережья Евразии и Северной Америки

Летом - с океана на материк, зимой - с материка на океан

Стоковые ветры

Антарктида

От центра материка к периферии

Морские побережья

Днём - с моря на сушу, ночью - с суши на море

Горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ

С гор в долины

Сравнительная характеристика циклона и антициклона

Признаки

Циклон

Антициклон

Условия возникновения

Давление в центральной части

Низкое (пониженное)

Высокое (повышенное)

Движение воздуха

Восходящее, от периферии к центру, против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке - в Южном

Нисходящее, от центра к периферии, по часовой стрелке в Северном полушарии и против часовой стрелки - в Южном

Характер погоды

Неустойчивая, ветреная, с осадками

Ясная, без осадков

Влияние на погоду

Уменьшает жару летом и холод зимой, ненастная и ветреная погода

Усиливает жару летом и холод зимой, ясная погода и штиль

Сравнительная характеристика атмосферных фронтов

Признаки

Холодный фронт

Тёплый фронт

Условия возникновения

При вторжении холодного воздуха в тёплый

При вторжении тёплого воздуха в холодный

Кучево-дождевые, кучевые

Перистые, перисто-слоистые, слоисто-дождевые

Характер выпадения осадков

Ливневый

Обложной

Биосфера и природные комплексы Земли Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Биосфера - это совокупность всех живых организмов на Земле. Целостное учение о биосфере разработал русский ученый В. И. Вернадский. К основным элементам биосферы относятся: растительность (флора), животный мир (фауна) и почвы. Эндемики - растения или животные, которые встречаются на одном материке. В настоящее время в биосфере по видовому составу преобладают почти втрое животные над растениями, однако биомасса растений в 1000 раз превышает биомассу животных. В океане же биомасса фауны превышает объем биомассы флоры. Биомасса суши в целом в 200 раз превышает биомассу океанов.

Биоценоз - сообщество взаимосвязанных живых организмов, населяющих участок земной поверхности с однородными условиями.

Высотная поясность - закономерная смена ландшафтов в горах, обусловленная высотой над уровнем моря. Высотные пояса соответствуют природным зонам на равнине, за исключением пояса альпийских и субальпийских лугов, находящегося между поясами хвойных лесов и тундры. Смена природных зон в горах происходит так, как если бы мы двигались по равнине от экватора к полюсам. Природная зона у основания горы соответствует широтной природной зоне, в которой находится горная система. Количество высотных поясов в горах зависит от высоты горной системы и её географического положения. Чем ближе к экватору расположена горная система и выше высота, тем больше высотных зон и типов ландшафтов будет представлено.

Географическая оболочка - особая оболочка Земли, в пределах которой соприкасаются, взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, нижние слои атмосферы и биосфера, или живое вещество. Развитие географической оболочки имеет свои закономерности:

Целостность - единство оболочки за счет тесной взаимосвязи слагающих ее компонентов; проявляется в том, что изменение одного компонента природы неизбежно вызывает изменение всех остальных; цикличность (ритмичность) - повторяемость во времени сходных явлений, существуют ритмы разной продолжительности (9-суточный, годовой, периоды горообразования и т. д.); круговороты вещества и энергии - заключается в непрерывном движении и превращении всех компонентов оболочки из одного состояния в другое, что обуславливает непрерывное развитие географической оболочки; зональность и высотная поясность - закономерное изменение природных компонентов и природных комплексов от экватора к полюсам, от подножия к вершинам гор.

Заповедник - особо охраняемый законом природный участок, целиком исключенный из хозяйственной деятельности для охраны и изучения типичных или уникальных природных комплексов.

Ландшафт - территория с закономерным сочетанием рельефа, климата, вод суши, почв, биоценозов, находящихся во взаимодействии и образующих неразрывную систему.

Национальный парк - обширная территория, на которой сочетается охрана живописных ландшафтов с интенсивным использованием их в туристических целях.

Почва - верхний тонкий слой земной коры, населённый организмами, содержащий органическое вещество и обладающий плодородием - способностью обеспечивать растения необходимыми им питательными веществами и влагой. Образование того или иного типа почв зависит от многих факторов. Поступление в почву органического вещества и влаги определяет содержание гумуса, обеспечивающего плодородие почвы. Наибольшее количество гумуса содержится в чернозёмах. В зависимости от механического состава (соотношения различных по величине минеральных частиц песка и глины) почвы подразделяются на глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные.

Природная зона - территория с близкими значениями температур и увлажнения, закономерно простирающиеся в широтном направлении (на равнинах) по поверхности Земли. На материках некоторые природные зоны имеют специальные названия, так, зона степей в Южной Америке называется пампой, а в Северной Америке - прерии. Зона влажных экваториальных лесов в Южной Америке - сельва, зона саванн, занимающая Оринокскую низменность - льянос, Бразильское и Гвианское плоскогорье - кампос.

Природный комплекс - участок земной поверхности с однородными природными условиями, которые обусловлены особенностями происхождения и исторического развития, географическим положением, действующими в его пределах современными процессами. В природном комплексе все компоненты взаимосвязаны между собой. Природные комплексы различаются по размерам: географическая оболочка, материк, океан, природная зона, овраг, озеро ; их формирование происходит в течение длительного времени.

Природная зона

Тип климата

Растительность

Животный мир

Почвы

Арктические (антарктические) пустыни

Арктический (антарктический) морской и континентальный

Мхи, лишайники, водоросли. Большая часть занята ледниками

Белый медведь, пингвин (в Антарктике), чайки, кайры и др.

Арктических пустынь

Субарктический

Кустарнички, мхи, лишайники

Северный олень, лемминг, песец, волк и др.

Лесотундра

Субарктический

Берёза, ель, лиственница, кустарнички, осоки

Лось, бурый медведь, белка, заяц-беляк, животные тундры и др.

Тундрово-глеевые, оподзоленные

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный

Сосна, пихта, ель, лиственница, берёза, осина

Лось, бурый медведь, рысь, соболь, бурундук, белка, заяц-беляк и др.

Подзолистые, мерзлотно-таёжные

Смешанные леса

Умеренно континентальный, континентальный

Ель, сосна, дуб, клён, липа, осина

Лось, белка, бобр, норка, куница и др.

Дерново-подзолистые

Широколиственные леса

Умеренно континентальный, муссонный

Дуб, бук, граб, вяз, клён, липа; на Дальнем Востоке – пробковый дуб, бархатное дерево

Косуля, куница, олень и др.

Серые и бурые лесные

Лесостепь

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный

Сосна, лиственница, берёза, осина, дуб, липа, клён с участками разнотравных степей

Волк, лиса, заяц, грызуны

Серые лесные, оподзоленные чернозёмы

Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, субтропический континентальный

Ковыль, типчак, тонконог, разнотравье

Суслики, сурки, полёвки, корсак, степной волк и др.

Типичные чернозёмы, каштановые, черноземовидные

Полупустыни и пустыни умеренного пояса

Континентальный, резко континентальный

Полыни, злаки, полукустарники, ковыли и др.

Грызуны, сайгак, джейран, корсак

Светло-каштановые, солонцы, серо-бурые

Средиземноморские вечнозелёные леса и кустарники

Средиземноморский субтропический

Пробковый дуб, маслина, лавр, кипарис и т.д.

Кролик, горные козлы, бараны

Коричневые

Влажные субтропические леса

Субтропический муссонный

Лавр, камелии, бамбук, дуб, бук, граб, кипарис

Гималайский медведь, панда, леопард, макаки, гиббоны

Краснозёмы, желтозёмы

Тропические пустыни

Тропический континентальный

Солянки, полыни, акации, суккуленты

Антилопа, верблюд, пресмыкающиеся

Песчаные, серозёмы, серобурые

Баобаб, зонтичные акации, мимозы, пальмы, молочай, алоэ

Антилопа, зебра, буйвол, носорог, жираф, слон, крокодил, бегемот, лев

Красно-бурые

Муссонные леса

Субэкваториальный, тропический

Тик, эвкалипт, вечнозелёные виды

Слон, буйвол, обезьяны и др.

Краснозёмы, желтозёмы

Влажные экваториальные леса

Экваториальный

Пальмы, гевеи, бобовые, лианы, банан

Окапи, тапир, обезьяны, лесная свинья, леопард, карликовый бегемот

Красно-жёлтые ферралитные

Эндемики материков

Материк

Растения

Животные

Баобаб, эбеновое дерево, вельвичия

Птица-секретарь, полосатая зебра, жираф, муха цеце, окапи, птица марабу

Австралия

Эвкалипт (500 видов), бутылочное дерево, казуарины

Ехидна, утконос, кенгуру, вомбат, коала, сумчатый крот, сумчатый дьявол, лирохвост, динго

Антарктида

Пингвин Адели

Северная Америка

Скунс, бизон, койот, медведь гризли

Южная Америка

Гевея, дерево какао, хинное дерево, сейба

Броненосец, муравьед, ленивец, анаконда, кондор, колибри, шиншилла, лама, тапир

Мирт, женьшень, лимонник, гинкго

Зубр, орангутанг, уссурийский тигр, панда

Самые большие пустыни мира

Пустыня

Местонахождение

Площадь, тыс. км 2

Северная Африка

Аравийская

Ююго-Западная Азия

Монголия - Китай

Патагонское плато

Аргентина

Большая пустыня Виктория

Западная и Южная Австралия

Большая песчаная пустыня

Западная Австралия

Такла-Макан

Западный Китай

Индия - Пакистан

География России Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия

Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

Единая энергетическая система (ЕЭС ) - система источников энергии, объединенная средствами передачи энергии. Она обеспечивает возможность быстрого маневрирования энергетическими мощностями, передачи энергии или энергоносителей (газа) туда, где возрастает потребление энергии.

Интенсивное хозяйство (от лат. intensio - «напряжение, усиление») - хозяйство, которое развивается на основе научно-технического прогресса и лучшей организации труда при высокой производительности труда. При интенсивном хозяйстве повышается выпуск продукции без увеличения числа рабочих мест, без распашки новых площадей, без существенного увеличения потребления природных ресурсов.

Комбинат (от лат. combinatus - «соединённый») - объединение промышленных предприятий разных отраслей, в котором продукция одного служит сырьём или полуфабрикатом для другого. Несколько специализированных предприятий связаны технологической цепочкой, последовательно обрабатывающей сырьё. Комбинирование создаёт благоприятные возможности для наиболее полного использования сырья, использования отходов производства и уменьшения загрязнения окружающей среды.

Машиностроительный комплекс - важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности , включающая станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение; сельскохозяйственное машиностроение вместе с тракторостроением; транспортное машиностроение всех видов; электротехническую промышленность; радиоэлектронику и вычислительную технику.

Межотраслевой комплекс - это система предприятий различных отраслей, объединённых выпуском определённой продукции (или производством определённых услуг).

Научно-производственный территориальный комплекс (НПТК) - сочетание на одной территории научных, опытно-конструкторских учреждений и промышленных предприятий.

Рыночная экономика - хозяйство, базирующееся на законах рынка, т. е. предложении товаров и спросе на них в масштабах страны и мирового хозяйства, и балансе цен, основанном на законе стоимости (регулирует обмен товаров в соответствии с количеством труда, затраченного на их производство). В условиях рыночной экономики развивается товарное хозяйство, ориентированное на куплю-продажу товаров, в отличие от натурального хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей производителей.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на определенной территории, представляющей собой часть хозяйственного комплекса всей страны или какого-либо экономического района.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - совокупность горно-добывающей (топливной) промышленности и электроэнергетики. ТЭК обеспечивает деятельность всех отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, бытовые потребности населения. В ТЭК входят добыча угля, нефти (как сырья для получения топлива), газа, горючих сланцев, торфа, урановых руд (как сырья для получен

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по географии (9 класс) за 2009 - 2020 годы.

Все варианты содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа дано содержание правильного ответа и критерии оценивания.

В по сравнению с произошли следующие изменения:

  • была ;
  • была изменена форма записи ответа
  • был
  • максимальный балл за всю работу был уменьшен с 32 до 31.

Демонстрационные варианты ОГЭ по географии

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по географии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2020 год

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по географии

В 2013 году в было сокращено общее количество заданий с 31 до 30 и изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 18, 9 и 3 соответственно.

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по географии было изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 17, 10 и 3 соответственно, и включено задание на проверку понимания основных географических понятий и терминов и умения использовать приобретенные знания для решения практических задач.

В 2015 году в демострационном варианте ОГЭ по географии изменилась лишь форма зиписи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационном варианте ОГЭ 2016 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года содержательных изменений нет. Изменен лишь порядок следования нескольких заданий части 1.

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года произошли следующие изменения:

  • была изменена последовательность заданий ;
  • была изменена форма записи ответа в заданиях (2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26);
  • был включён мини-тест из трёх заданий (27–29) для проверки умений работать с текстом географического содержания;
  • максимальный балл за всю работу был уменьшен с 32 до 31.

ОГЭ по географии – один из экзаменов, которые сдают выпускники 9-го класса по своему выбору. Данный предмет не относится к категории популярных, имеет свои особенности. Обычно, эту дисциплину выбирают те, кто планирует учиться в 10-м классе соответствующего профиля. Трудно ли дается экзамен по географии школьникам? География требует наличия специфических умений, поэтому ее нельзя отнести к простым дисциплинам. Каждый год школьники, которые выбрали этот предмет, отмечают ряд сложностей: работа с задачами, выполнение заданий на установление соответствий, на знание карты. Как не повторить их ошибки.


  • Работа с картой
    Плохое знание карты – типичная проблема большинства школьников. При условии знания особенностей расположения географических объектов, можно выполнить многие задания. Обязательно выделите время на изучение карты.
  • Как решать задачи?
    Географические задачи имеют свою специфику, но для их решения пригодятся базовые знания математики – прежде всего, пропорции. Выучите формулы, которые помогут справляться с разными заданиями по алгоритму.
  • Неполные ответы на вопросы
    Обязательно дочитывайте вопросы до конца! Из-за невнимательности экзаменуемые часто упускают суть вопроса, соответственно, отвечают неверно либо неполно.
  • Низкий уровень терминологической грамотности
    География – это одна из дисциплин, которая оперирует огромным количеством понятий, терминов, определений, они могут быть сугубо географическими или заимствованными из других наук. Изучить термины необходимо потому, что непонятное слово в задании может перечеркнуть возможность его успешного решения.

В структуру экзамена входят задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Первая часть – это обычные тесты, когда требуется выбрать нужный вариант, отметая неподходящие. Для того, чтобы результативно пройти эту часть, необходимо внимательно повторять теорию за все годы обучения. Задания высокого уровня требуют решения задач, развернутых ответо

объективности в делении заданий на «легкие» и «сложные» - базовый уровень для многих менее «приятен», чем высокий.

На какие темы стоит обратить особое внимание при подготовке?

Каждый год наиболее сложными для школьников оказываются такие темы: экономическое районирование России, особенности развития промышленности и экономического развития регионов. Экономике страны и физической, политической географии России рекомендуется уделить больше сил и времени, поскольку эти темы доминируют и в тестовых заданиях.

В подготовке к предмету главное – систематичность и регулярное изучение по заданному плану. Повторять придется все материалы, начиная с тем «Земля как планета». Уделите внимание гидросфере, литосфере, атмосфере и биосфере, природопользованию, работе с картой, особенностям материков и океанов.

«Решу ОГЭ по географии» – это тести онлайн по дисциплине, который помогут вам закрепить знания и потренироваться выполнять задания разного уровня сложности, использовать знания на практике.

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией : Норвеги я, Финлянди я, Эстония , Латви я, Литва , Польш а, Белоруссия , Украин а, Грузия , Азербайджан , Казахстан , КНР (Китай), Монголией , КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осети я,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам. Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте. В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

20. Определить какой из участков подходит для:

Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

- Выше всего над горизонтом

В день летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком. В день зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком

Каждый год по мере приближения весны девятиклассники и их родители начинают испытывать все большую тревогу. Экзаменация для выпускников средней школы, которая ждет их в конце мая – это жизненный этап, по результатам которого учеников разделят по уровню полученных ими знаний, а учителя-предметники сделают вывод о своей профессиональной состоятельности.

В числе предметов, которые можно сдавать по выбору в 2018 году, оказалась география – наука сложная, но интересная, так что значительная часть школьников выбирает этот ОГЭ в качестве вариативной компоненты. Впрочем, в данном предмете есть определенный подвох – безусловно, он гораздо проще химии или физики, однако характеризуется таким объемом данных, что для его освоения придется затратить не один десяток подготовительных часов.

Хотите составить для себя программу подготовки к будущему испытанию? Что ж, давайте разберемся, как будет проходить ОГЭ по географии в 2018 году, а также узнаем, что входит в его содержательную часть!

  • Демо-вариант ОГЭ по географии
  • Кодификатор требований

Ччтобы составить грамотный график подготовки, не лишним будет знать, на какие даты назначено то или иное экзаменационное испытание. Для географии Рособрнадзором были выделены такие даты:

    • 23 апреля (понедельник) – досрочная дата для сдачи географического ОГЭ. Резервный день – 3 мая 2018 года (четверг);
    • 31 мая (четверг) – основная дата экзаменации по географии. Для подстраховки в основном периоде было зарезервировано 18 июня 2018 года (понедельник);
    • 10 сентября (понедельник) – день, назначенный Рособрнадзором в качестве дополнительного. Резервной датой было названо 18 сентября 2018 года (вторник).

Географию, как и другие школьные предметы, можно выбрать в качестве дополнительного предмета для сдачи в рамках ОГЭ. Для поступления в профильные классы или колледжи этот экзамен требуется редко, однако есть другая причина его популярности. На географии можно пользоваться справочными материалами – разнообразными картами, что значительно облегчает процесс.

Однако все мы знаем, что экзамен – ситуация стрессовая. Недолго заволноваться и забыть все, что учил и готовил. И вот тогда на сцену выходят они – готовые ответы на ОГЭ по географии. Ежегодно множество школьников сбиваются с ног в попытках их найти и скрещивают пальцы на удачу, чтобы ответы сошлись с полученными заданиями. Чтобы не ошибиться при скачивании готовых ответов, нужно знать несколько секретов.

Если вы решите воспользоваться готовыми ответами, вы, возможно, даже удивитесь количеству предложений. Но все их можно разделить на группы, у каждой из которых есть свои нюансы.

Первая группа – это ответы, которые предлагается скачать при помощи специального приложения. Даже если у вас стоят самые современные антивирусы, пользоваться такими приложениями точно не стоит. Как правило, вместо скачивания ответов они устанавливают на ваш компьютер огромное количество вирусного ПО, от которого потом очень сложно избавиться.

Следующие варианты более безопасны, но тоже грозят вам потерями. Например, безопасны ли ответы за отправку СМС? Не очень. Единоразовая отправка СМС может загадочным образом трансформироваться в подписку, за которую с вас будут снимать деньги на регулярной основе. Согласитесь, даже если вы получите в результате готовые ответы, это будет немного обидно. Чуть меньше рисков у единоразовой оплаты. В этом случае вы точно знаете, какой суммой рискуете, и можете для себя оценить оправданность этих рисков.

Еще один вариант – регистрация на сайте. Она хороша уже тем, что бесплатна, то есть никаких финансовых рисков с вашей стороны тут нет. Правда, ваш адрес попадет в базы данных. Но ради готовых ответов на ОГЭ вы наверняка готовы потерпеть немного спама на свою почту?

С оплатой разобрались. Следующий вопрос – время получения ответов. Кто-то обещает их прямо сейчас, а кто-то накануне экзамена. С одной стороны, удобнее получить ответы максимально быстро – будет возможность понять, насколько они реалистичны. С другой – итоговые варианты ОГЭ могут по каким-то причинам измениться. Но получить ответы накануне тоже не очень удобно. Во-первых, вы будете волноваться в ожидании, а во-вторых, можете не успеть сделать шпаргалки. Так что в этом случае речь идет скорее о выборе меньшего зла. Хотя вы всегда можете подстраховаться и скачать много разных ответов. Вдруг сойдутся хотя бы одни.

Вы наверняка уже поняли, что идея готовых ответов хороша всем, кроме одного – никто не сможет дать вам гарантий. Можно скачать сколько угодно вариантов, а в итоге получить совершенно другие задания, к которым они не подойдут.

Именно поэтому мы не рекомендовали бы полагаться исключительно на информацию из сети. Постарайтесь хотя бы немного времени потратить на реальную подготовку. Например, научитесь читать карты. Уверяем вас, одного этого умения хватит вам, чтобы набрать минимальный балл.

Билеты по географии должны оценить подготовку школьников по каждому из разделов, включенных в курс географии за 5-9 классы. ОГЭ по данному предмету имеет существенное отличие от ЕГЭ для одиннадцатиклассников, – выпускникам 9-х классов придется показать практические навыки овладения данным предметом. Потому в билетах часто встречаются задания, в которых нужно будет проработать карты, диаграммы или статистическую информацию.

Основные темы, включенные в КИМ, касаются природы нашей планеты, а также человека, как ее неотъемлемого объекта, материков, океанов, народов и стран мира, географии России, особенностей современного природопользования и географической экологии. При проверке работ комиссия будет оценивать сразу несколько параметров, которые мы перечислим для вашего удобства.

КИМы по географии поднимут темы из школьного курса с 5 по 9 класс

      • Знание географических особенностей материков и океанов, а также народов, населяющих Землю, передает сайт Ros-Registr. Помимо этого, школьники должны быть информированы о процессе освоения территорий и акваторий планеты;
      • Понимание важных открытий в области географии и их основных результатов;
      • Умение описать географическое положение Российской Федерации, понимание особенностей ее природы, информированность в отношении народнохозяйственного комплекса страны, географического районирования, разработки природных ископаемых, а также бытовых особенностей народов, населяющих Россию;
      • Осведомленность в отношении природных и антропогенных факторов, приводящих к проявлению геоэкологических проблем. Знание методик сохранения природы и защиты человечества от стихийных и техногенных катастроф;
      • Умение работать с источниками географической информации, изучать и анализировать разные территории планеты, выявлять степень их обеспечения естественно-природными и человеческими ресурсами;
      • Знание характеристик значимых географических объектов и явлений;
      • Умение определять координаты, рассчитывать расстояния, ориентироваться в направлениях;
      • Навыки в использовании географических познаний для решения повседневных задач.

Билет включает в себя 30 заданий. Их можно распределить следующим образом:

      • 17 заданий, которые предполагают короткий ответ в виде одной цифры;
      • 3 задания, ответом на которые служит слово или сочетание слов;
      • 7 заданий, в которых итогом расчетов станет число или некая последовательность чисел;
      • 3 задания, требующих аргументированного ответа с обоснованием сделанных выводов и расчетов.

Максимум баллов, которые можно набрать при решении КИМа, равен 32. При этом за задания простого уровня можно будет получить до 17 баллов (или 53,1% от всех баллов за билет), за задания повышенной сложности – 11 баллов (или 34,4%), за максимально сложные задания – 4 балла (или 12,5%).

На ОГЭ по географии у вас будет 120 минут на решение тридцати заданий

Профильная комиссия посчитала, что данный КИМ уже является оптимальным, поэтому в билеты не стали вносить никаких изменений. Выпускникам девятых классов придется справиться со всеми заданиями за 120 минут. Перед ОГЭ ученикам стоит заранее избавиться от всех лишних предметов, которые могут быть признаны инструментами для списывания. Не старайтесь пронести с собой смартфон или умные часы, заранее загрузив в них шпаргалки!

Совсем беспомощными вы не останетесь – на географию разрешено взять линейку и простой калькулятор, который не имеет возможности проводить программирование расчетов. При решении заданий ученики смогут пользоваться географическими атласами – их выдадут прямо в аудитории, так что брать с собой стопку изданий за все годы школьного обучения нет необходимости.

При помощи отметки, полученной за ОГЭ по географии, можно будет откорректировать свою оценку за годы обучения в школе. Набранные баллы переводятся в оценки по следующей схеме:

      • от 0 до 11 баллов – школьнику выставляется «двойка» за ОГЭ;
      • от 12 до 19 баллов – ученик получает «тройку»;
      • от 20 до 26 баллов – девятиклассник написал ОГЭ на «четверку»;
      • от 27 до 32 баллов – отметка за экзаменацию тождественна «пятерке».

Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, который готовит специалистов в области туризма или другой географической деятельности, ему следует набрать за ОГЭ не менее 24 баллов.

Начните подготовку в начале учебного года, чтобы потом не пороть горячку!

При подготовке к данному ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями:

    • прежде всего, стоит ориентироваться на школьную программу и иметь под руками комплект учебников, изданных с грифом Минобразования и науки РФ;
    • не забывайте регулярно работать с контурными картами и атласами. Непосредственно атласы на экзамене использовать нельзя, поэтому стоит хорошенько заучить базовую географическую номенклатуру, чтобы суметь определить местоположение географических объектов на простой контурной карте;
    • покупая атласы, смотрите, насколько «свежим» является издание – обращать внимание нужно даже не на год выпуска пособия, а на данные, которые в нем содержатся. Некоторые авторы и составители грешат тем, что просто переиздают старые варианты атласов, а КИМы всегда содержат самые новые данные и цифры.
    • обязательно проработайте демонстрационные билеты 2018 года (скачать их можно по ссылкам в начале статьи). Это позволит понять, какие темы вы недопоняли или усвоили недостаточно хорошо. Кроме того, процесс заполнения бланков нужно довести до автоматизма, чтобы на экзамене не терять время на изучение их структуры;
    • начинайте учить географию заранее – массив информации в данном ОГЭ значительно больше, чем в других дисциплинах, так что полученным знаниям нужно будет «отстояться»;
    • смотрите видеоуроки и фильмы, повествующие о великих географических открытиях. Интересная подача материала поможет вам лучше запомнить фамилии и важные детали;
    • регулярно проходите тестирование в интернете – ограниченное время, выделенное на каждый тест или задачу, поможет вам собраться и активизировать умственный процесс.

Новости СМИ

Новости партнеров

Читайте также: