Причастие в русском языке по сей день является предметом дискуссии языковедов: одни считают, что причастие - это особая форма глагола , другие считают, что причастие - это отдельная самостоятельная часть речи .
Исходя из этого, причастие - это особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая указывает на признак предмета относительно действия, объединяет в себе характеристики и глагола, и прилагательного , и отвечает на вопрос «какой?» (какая? какое? какие?) . Как и имя прилагательное, причастие согласуется с именем существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.
Начальная форма причастия (как и у прилагательного) - это форма единственного числа, мужского рода в именительном падеже: летевший, стоявший, бежавший.
Морфологические признаки причастия.
1. Причастие неразрывно связано с глаголом , так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки :
Переходность;
Возвратность.
2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом , причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) - читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) - прочитавший (прошедшее время).
3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки
:
Возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;
Способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;
Как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму : прочитанный - прочитан, доделанный - доделан.
Разряды причастий.
По лексическому признаку выделяют два разряда причастий: действительные причастия
и страдательные причастия
.
- Действительные причастия - причастия, которые обозначают признак действия, совершаемого предметом, объектом или лицом, о котором идёт речь в предложении (тексте):
Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.
- Страдательные причастия - это причастия, которые указывают на признак, появляющийся у предмета, лица или объекта под воздействием другого предмета:
Спетая артистом песня - песня, которую спел артист, срубленное дровосеками дерево - дерево, которое срубили дровосеки.
Особенности страдательных причастий.
- Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга - книга прочитана; просмотренный фильм - фильм просмотрен.
- Страдательные причастия можно образовать только от переходных глаголов: смотреть фильм - просмотренный фильм; слушать музыку - прослушанная музыка.
- Словосочетания со страдательными причастиями могут распространяться местоимением или существительным, которые являются субъектом действия: написанный (кем?) студентом реферат; приготовленная (кем?) девушкой лазанья.
Синтаксическая роль причастия в предложении.
Причастия
, как и прилагательные , могут выступать в предложении в роли определения
или :
Природа выглядела уснувшей до весны (составное именное сказуемое). Я взяла с полки уже не раз прочитанную книгу (определение).
Причастия краткой формы также выступают в роли составного именного сказуемого
:
Книга прочитана мною за 3 часа.
План и образец морфологического разбора причастия.
Морфологический разбор причастия
осуществляются по следующему плану:
1) Часть речи;
2) Начальная форма;
3) Разряд причастия;
4) Признаки глагола: вид, возвратность, время;
5) Признаки прилагательного: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род, падеж;
6) Каким членом предложения выступает?
Пример
. Наш дом был построен всего за полгода.
Построен - причастие, указывает на признак объекта по действию, отвечает на вопрос «какой?»; н.ф. - построенный; страдательное, совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; краткая форма, единственное число, мужской род; в предложении выступает в роли сказуемого.
В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.
Причастие
Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.
Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.
Действительные
Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.
Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».
Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.
Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».
Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.
Страдательные
Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.
Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».
В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.
Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени
Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.
Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.
У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.
Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.
Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.
Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени
Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.
В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.
У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.
И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.
С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.
В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.
Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.
Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).
Задания
На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.
Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.
Например:
- колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
- говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
- брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
- обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).
Причастия - одна из самых важных тем в базовом курсе русского языка. Ее знание также проверяется и на экзаменах, поэтому хорошо усвоить ее просто необходимо. В этой статье мы разберем, что такое причастие, зачем его нужно использовать, а также выясним, какие существуют разряды причастий в русском языке.
Определение причастия
Что такое причастие? Прежде всего, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает причастие на вопросы прилагательного, может иметь род, число и падеж. От глагола оно получило следующие признаки: вид, залог, время. Причастия могут быть образованы исключительно от глаголов. Примеры: бегать - бегающий, лежать - лежащий, читать - читающий, прочитать - прочитанный и т. д.
Как отличить причастие от прилагательного?
Самую большую сложность для многих учеников составляет умение видеть отличие прилагательного от причастия. И то и другое отвечает на вопрос «какой?», «какая?» и т. д. Так как же их отличать?
Стоит запомнить, что причастие может быть образовано лишь от глагола. Другие части речи не могут принимать участие в его образовании. Прилагательные чаще всего образованы от существительных и наречий. Примеры: скорость - скоростной, быстро - быстрый.
Однако существуют еще отглагольные прилагательные. Их легко можно принять за причастия, если не знать, какие существуют различия. Прежде всего, прилагательное не может обладать признаками глагола, т. е. у него нет залогового значения и видовременного. Также причастие может иметь зависимые слова, в отличие от отглагольного прилагательного. Данная возможность у этой части речи называется глагольным управлением.
Зачем использовать причастия?
Конечно, в повседневной речи и простом общение на обыденные темы мы вряд ли будем использовать причастные обороты. Они будут слишком громоздкими, длинными, сложными для восприятия. Однако в письменной речи и в разнообразных авторских произведениях они будут вполне уместны.
Причастия добавляют большей выразительности тексту, помогают при описании различных явлений и событий. Школьникам часто приходится писать различные эссе и сочинения. Там причастные обороты будут также необходимы.
Разряды причастий
Но прежде чем начать активно внедрять причастные обороты в свою речь, необходимо разобраться с тем, какими они бывают. Существует два разряда причастий: действительные и страдательные. Чем они отличаются? Чтобы понять, как определить разряд причастия, рассмотрим их по отдельности.
Действительные причастия
Примеры
Кот самостоятельно выполнял определенное действие (бегал), следовательно, причастие «бегущий» является действительным.
Прогуливающаяся по парку девушка была хороша собой.
Девушка самостоятельно выполняет действие (гулять), следовательно, причастие относится к разряду действительных.
Страдательные причастия
Если причастие указывает на признак предмета, над которым кто-то производит некие действия, то оно будет страдательным. Т. е., если предмет не сам выполняет действие, то зависимое причастие будет страдательным.
Примеры
На столе лежали рассыпанные бусины.
Бусины рассыпал кто-то, то есть над этим предметом совершили действие. Причастие «рассыпанные» будет относиться к разряду страдательных.
На подоконнике остались расставленные им цветы.
Цветы не сами себя расставили, то есть кто-то совершил над ними это действие. Из этого можно сделать вывод, что причастие «расставленные» является страдательным.
Как образуются действительные причастия?
А теперь давайте рассмотрим способы образования действительных причастий. Прежде всего, необходимо определить вид глагола и его спряжение. Далее образование действительных причастий происходит путем прибавления определенных суффиксов. Образуются они от инфинитива. В прошедшем времени к основе глагола необходимо добавить суффиксы -вш/ш. Примеры: кричать - кричавший, стоять - стоявший, читать - читавший и т. д.
В настоящем времени причастия образуется с помощью суффиксов -ущ/ющ, если основой был глагол первого спряжения. Примеры: рисуют - рисующий, стонут - стонущий, тонут - тонущий и т. д.
От глаголов второго спряжения причастия будут образовываться с помощью суффиксов -ащ/ящ. Примеры: летят - летящий, кружат - кружащий, звенят - звенящий и т. д.
Как образуются страдательные формы?
При образовании страдательных причастий, как и в случае с действительными, необходимо обращать внимание на вид глагола и его спряжение.
Причастия прошедшего времени образуются так же от инфинитива с помощью следующих суффиксов: -нн/енн/енн/т. Примеры: нарисовать - нарисованный, научить - наученный, окружить - окруженный, раскрыть - раскрытый и т. д.
Для того чтобы образовать причастие, относящееся к настоящему времени, от глагола первого спряжения, необходимо использовать суффиксы -ем/ом. Примеры: закрывают - закрываемый, отражают - отражаемый и т. д.
От глаголов второго спряжения причастие настоящего времени будет образовываться с помощью суффикса -им. Пример: хранят - хранимый.
Таблица
Чтобы все вышеперечисленные данные было легко усвоить и превратить в некую систему, представим разряды причастий в таблице. Примеры образования причастий были приведены выше.
Разряд | Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
Время | Прошедшего времени | Настоящего | Прошедшего времени | Настоящего |
Суффиксы | Основа инфинитива + | 1 спряжение: 2 спряжение: | Основа инфинитива + -нн/-енн/-енн/-т | 1 спряжение: 2 спряжение: |
Эта таблица разрядов причастий поможет определить, какой суффикс нужно использовать в ситуации, когда есть сомнения по этому поводу.
Краткие причастия
Поскольку причастия могут отвечать на вопрос "какой?", "какая?" и т. д., то они также имеют некоторые признаки прилагательного. Поэтому, как и они, причастия могут иметь краткую форму. Причем необходимо запомнить, что данный вид могут принимать лишь страдательные причастия.
Краткая форма образуется от полной с помощью следующих окончаний: -а, -о, -ы или нулевого.
Примеры: нарисованный - нарисована, нарисовано, нарисованы, нарисован.
Краткая форма, как и полная, может изменяться по родам и числам. В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого. Также следует запомнить, что "не" с краткой формой пишется раздельно: не нарисован.
Чтобы уверенно использовать причастные обороты в речи устной и письменной, необходимо различать разряды причастий, а также понимать, от глагола какого спряжения они образованы.
Форма глагола напрямую будет влиять на выбор суффиксов. Также следует помнить, что краткую форму принимают только страдательные причастия.
В русском литературном языке выделяются, как известно, следующие группы причастий:
1) действительного залога настоящего времени (ведущий, спящий);
2) действительного залога прошедшего времени (отдавший, сходивший);
3) страдательного залога настоящего времени (отдаваемый, сносимый);
4) страдательного залога прошедшего времени (убранный, забит, положено).
Причастия названных групп имеют различную употребитель- ность в разных стилях литературного языка. Причастия первых трех групп характерны для кодифицированного литературного языка, письменной речи, причастия четвертой группы употребляются также в разговорном языке.
Говорам вообще не свойственны причастия настоящего времени как действительного, так и страдательного залога. Употребляемые здесь соответствующие образования представляют собой, как правило, формы либо субстантивированные (управляющий, заведующая), либо адъективированные (ср.: родимая земля, т.е. ‘плодородная’, незнаемый человек, т.е. ‘незнакомый’). Причастия прошедшего времени действительного залога в целом по говорам употребляются сравнительно редко. Таким образом, данный разряд форм глагола представлен в говорах почти исключительно страдательными причастиями прошедшего времени.
Для общей характеристики причастий в говорах существенны две особенности их функционирования, одна из которых относится ко всем говорам, другая - только к определенной их части:
1) в отличие от литературного языка, где полные формы всех причастий выступают обычно в атрибутивной функции, для говоров характерно предикативное употребление причастий прошедшего времени в полной форме: он недавно и похороненный; он был взятый в армию; муж и сын - оба погибшие;
2) в части севернорусских и среднерусских говоров краткие страдательные причастия характеризуются тенденцией превращения в неизменяемые формы (.малина собрано; ямы нарыто).
Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.
Русский язык располагает несколькими разновидностями причастий. Переходные глаголы имеют причастия действительного и страдательного залога. Причастия действительного залога обозначают признак предмета, создаваемый деятельностью самого предмета: ученик, читающий стихотворение. Причастие страдательного залога обозначает признак, который создается действием над предметом со стороны другого деятеля: стихотворение, читаемое учеником. Страдательные причастия характеризуют объект действия, чем и объясняется, что они образуются от переходных глаголов, имеющих объект. Только несколько глаголов, управляющих другими падежами, со значением, близким к объекту, имеют страдательное причастие: управлять самолетом -- самолет, управляемый опытным пилотом; руководить учреждением -- учреждение, руководимое Николаевым; такие слова, как зависимый, угрожаемый, перешли в прилагательные и не употребляются как страдательные причастия. Непереходные глаголы без частицы - ся образуют причастия, морфологически однородные с действительными: растущий, росший, бегущий. бежавший. Эти причастия не имеют соотносительных причастий страдательного залога. Обычно их по морфологической структуре присоединяют к действительным причастиям в широком понимании этого термина, иногда обе эти группы называют н е - страдательными причастиями, выделяя среди них собственно причастия действительного залога (моющий пол, возвращающий книгу). Глаголы с частицей -ся образуют причастия с этой же частицей, в остальном совпадающие в морфологическом отношении с группой нестрадательных причастий: умывающийся, расположившийся, смеявшийся. Как и в других глагольных формах, флексии этих причастий находится перед частицей -ся: круживш-ий-ся круживш-ая-ся, круживш-ее-ся, круживш-его-ся и т. д., при этом в отличие от глагольных форм частица - ся во всех формах (и после гласных) сохраняет гласный. По своему значению эти причастия вполне соответствуют всем разрядам глаголов с частицей - ся. Причастия в связи с имеющейся у них категорией времени делятся на причастия настоящего времени: поющий, встречающийся, читаемый -- и причастия прошедшего времени: певший, встречавшийся, читанный. Причастия настоящего времени имеются только у глаголов несовершенного вида и отсутствуют у глаголов совершенного вида, не имеющего настоящего времени. Значение времени у причастия настоящего времени в основном соответствует значению форм настоящего времени изъявительного наклонения; так, они выражают конкретные действия, происходящие в момент речи: рисующие дети (дети рисуют); обычно или всегда совершающиеся действия: выразительно читающий ученик (ученик выразительно читает). Причастия прошедшего времени обозначают действия, относимые к прошлому, с оттенками, вносимыми принадлежностью к несовершенному и совершенному виду: класс приветствует выступавшего (выступившего) на олимпиаде товарища. Причастия будущего времени в русском языке отсутствуют, вследствие чего определительные придаточные предложения имеют параллельные им причастные обороты только в прошедшем и настоящем: лектор, который делал доклад (= делавший). Лектор, который делает доклад (= делающий), но только: лектор, который будет делать доклад. Отдельные глаголы имеют неодинаковое количество причастий. Ограничения в образовании причастий связаны с различиями глаголов в отношении переходности и вида. Непереходные глаголы, не имея объекта действия, не образуют страдательных причастий; глаголы совершенного вида, не имея объекта действия, не образуют страдательных причастий настоящего времени. Таким образом, от одного глагола самое большее образуется четыре причастия, но может быть образовано и два, и одно. От глаголов всех разрядов образуется только нестрадательное причастие прошедшего времени. Итак, академик В.В. Виноградов выделяет 2 типа причастий: страдательные и нестрадательные. Существуют различные взгляды на классификацию причастий.