Предложения с общей придаточной частью. Что такое придаточные предложения? Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

), выделяются четыре основных типа придаточных:

  • определительные,
  • изъяснительные,
  • обстоятельственные (образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия),
  • присоединительные.

Придаточные определительные

Относятся к существительному или местоимению. Отвечают на вопросы определений (какой? какая? какие? ).
Присоединяются с помощью союзных слов : какой, который, чей, что, где, когда, откуда и др.
А также союзов : чтобы, как, будто, точно, словно и др.

Примеры

  • [Прозвенел будильник]. Будильник какой? (Который подарила мне моя бабушка). [Прозвенел будильник(, который подарила мне моя бабушка )].
  • [Дом сгорел дотла]. Дом какой? (Где я родился). [Дом(, где я родился, ) сгорел дотла].
  • [А.С. Пушкину поставили не один памятник]. А.С. Пушкину какому? (Чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить). [А.С. Пушкину(, чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить, ) поставили не один памятник].
  • [В тот день жизнь моя изменилась]. В день какой? (Когда я понял всё). [В тот день(, когда я понял всё, ) жизнь моя изменилась].

Придаточные изъяснительные

Относятся к глаголу. Отвечают на падежные вопросы (кто? что? кому? чему? кого? чего? кем? чем? и т.д. ).
Присоединяются с помощью союзных слов : кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько
А также союзов : что, чтобы, будто, как, словно, как будто и др.

Примеры

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Я точно уверен]. Уверен в чем? (В том, что Земля имеет форму шара). [Я точно уверен(в том, что Земля имеет форму шара )].
  • [Он узнал]. Узнал что? (Сколько дней прошло с запуска первого спутника). [Он узнал(, сколько дней прошло с запуска первого спутника )].
  • [Они поняли]. Поняли что? (Зачем я это сделал). [Они поняли(, зачем я это сделал )].

Придаточные обстоятельственные

Играют роль распространенных обстоятельств. Отвечают на обстоятельные вопросы. Как и обычные обстоятельства, делятся на несколько типов:

Тип придаточного Вопросы, на которое оно отвечает Связка с помощью союзов Связка с помощью союзных слов Примеры
Образа действия как? каким образом? как, что, чтобы, словно, точно
  • [Я шел по свежевыпавшему снегу]. Шел как? (Так, что снежинки хрустели у меня под ногами). [Я шел по свежевыпавшему снегу(так, что снежинки хрустели у меня под ногами )].
Меры и степени насколько? в какой степени? что, как сколько, насколько
  • [Он съел много яблок]. Съел как много? (Так, что живот потом разболелся) [Он съел так много яблок(, что живот потом разболелся )].
Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
  • [Я устал ото всего и пошел]. Пошел куда? (Туда, где я мог наконец отдохнуть). [Я устал ото всего и пошел туда (, где я мог наконец отдохнуть )].
Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? когда, пока, покамест, как только, с тех пор как, до тех пор пока
  • [Луна восходит]. Восходит когда? (Когда наступает ночь). [Луна восходит(, когда наступает ночь )].
Цели зачем? с какой целью? чтобы (чтоб)
  • [Я выпил лекарство]. Выпил зачем? (Чтобы вылечить простуду). [Я выпил лекарство(, чтобы вылечить простуду )].
Причины почему? отчего? потому что, оттого что, так как, ибо
  • [Он изменился]. Изменился почему? (Потому что не было причин оставаться прежним). [Он изменился потому (, что не было причин оставаться прежним )].
Условия при каком условии? если, когда, раз
  • [Я съем это яблоко]. Съем при каком условии? (Если оно не отравлено). [Я съем это яблоко(, если оно не отравлено )].
Уступки несмотря на что? хотя, несмотря на то что, пускай, пусть сколько ни, как ни
  • [Он достиг цели]. Достиг несмотря на что? (Хоть я всё это время ему мешал). [Он достиг цели(, хоть я всё это время ему мешал )].
Следствия и..? следовательно..? так что
  • [Я был на вершине мира]. и? (Так что у меня не было причин для беспокойства). [Я был на вершине мира(, так что у меня не было причин для беспокойства )].
Сравнительные как? как, словно, будто
  • [Она порхала по квартире]. Порхала как? (Как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать). [Она порхала по квартире(, как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать )].

Придаточные присоединительные

Относятся ко всей главной части.
Присоединяются с помощью союзных слов: что, куда, откуда, где, когда, как, почему
Дополняют и поясняют содержание основной части. Нередко обладают значением следствия.

Примеры

  • Он волновался(, поэтому и не смог успешно сдать экзамен ).
  • Мой брат так и не открыл книгу за все это время(, что не давало мне покоя ).

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Главное предложение - Словарь литературных терминов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Придаточное предложение" в других словарях:

    Придаточное предложение - ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. См. Главное предложение … Словарь литературных терминов

    ПРИДАТОК, тка, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время,… …

    Зависимая часть сложноподчинённого предложения, содержащая в своём составе союз или союзное слово. Относится ко всему главному предложению или к одному слову в нём (дополнительные, определительные придаточные). Ф. И. Буслаев положил начало… … Литературная энциклопедия

    - (грам.). Так называется в противоположность главному такое предложение, которое не имеет самостоятельного, цельного смысла без главного предложения. Синтаксический строй всех индоевропейских языков показывает несомненно, что создание категории П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    придаточное предложение - лингв. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически подчинённая главной части (главному предложению) и соединённая с ней союзом или союзным словом. П ое предложение причины. Условное п ое предложение … Словарь многих выражений

    придаточное предложение - См. главное предложение … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - (последующее п., нем. Nachsatz), так называется, по аналогии с терминологией грамматики, вторая часть музыкального периода, соответствующая первой его части, которая носит название главного (предыдущего) предложения и оканчивается большей частью… … Музыкальный словарь Римана

    Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? и относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или субстантивированным словом. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи… … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные… … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Presente de Indicativo, Presente de Subjuntivoв испанском языке. Употребление, построение, сигнальные слова, правила и упражнения , Татьяна Олива Моралес , В данном учебном пособии подробно рассматриваются времена Presente de Indicativo, Presente de Subjuntivo; их употребление, построение, сигнальные слова, неправильные и отклоняющиесяглаголы;… Категория:

В.В. Виноградова выделяется особое значение некоторых союзов - присоединительное. Существенная особенность присоединительных конструкций вскрыта Л.В. Щербой: при присоединении «второй» элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания, в отличие от сочинения, при котором «оба члена присутствуют в сознании, хотя бы в смутном виде, уже при самом начале высказывания».

Присоединительные конструкции обычно упоминаются в связи с характеристикой союзов. Бессоюзное же присоединение внутри предложения не нашло достаточного отражения в лингвистической литературе; однако бессоюзное присоединение, так же как и союзное, после длительной паузы (после точки) широко представлено в литературе и определяется как парцелляция (расчленение). - коммуникативно самостоятельные единицы, присоединяемые к базовому предложению. Являются средством смыслового членения предложения.

Сущность присоединения

Как особая разновидность синтаксической связи - отличается и от сочинения и от подчинения. При сочинении элементы высказывания выступают как равноправные в синтаксическом отношении единицы, при подчинении - как зависимые. Но и в том и в другом случае они, как пишет В.В. Виноградов, «умещаются в одну смысловую плоскость». Присоединение как бы накладывается на сочинение и подчинение, являясь связью вторичной. Сущность присоединения заключается в том, что последующие элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. «Присоединительными, или сдвинутыми, называются такие конструкции, в которых фразы часто не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения».

Характерная особенность присоединительных конструкций - интонационный и синтаксический разрыв между ними и основным высказыванием. Поэтому они выделяются логически.

Присоединительные конструкции, несмотря на многообразие структурно-грамматических типов и отсутствие определенных лексико-грамматических средств выражения (за исключением специальных союзов и союзных сочетаний: да и, притом, причем, а потому и некоторых других), объединяются единством функционального употребления в речи (они передают мысль, возникшую после основного высказывания), прерывистым характером синтаксической связи, которая создается особой интонацией после длительной паузы.

Функция дополнительно возникшего высказывания определяет основные значения присоединительных конструкций: они имеют характер добавочных сообщений, уточняющих, поясняющих и развивающих основное высказывание. Все эти качества позволяют считать присоединительные конструкции особым синтаксическим явлением. Цель использования присоединения - придать речи особые смысловые и экспрессивно-стилистические оттенки, придать отдельным членам высказывания большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

На письме степень длительности паузы передается разными знаками препинания.

При союзном присоединении обычно употребляется запятая: Перед вами люди, имеющие в городе власть, и не малую (Н. И.). Иногда ставится тире: Дело мы делаем великое и сделали уже немало, а недостатки есть - и серьезные (Чак.).

При союзном присоединении возможно также многоточие в том случае, если необходимо передать некоторую незавершенность основного высказывания и, кроме того, паузу большой длительности: Страшно признаться, но я хочу, чтоб этот человек знал, что она мне как песня... И, должно быть, последняя (Н. Пог.).

Чаще, однако, ставится точка: Города, начинающиеся с вокзалов... Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Р. Рожд.); Такая тишина в деревне бывает перед рассветом. Или в степи еще (Шукш.).

При бессоюзном присоединении ставится точка. В письменной речи фактически только она и служит формальным показателем присоединения, обозначая паузу большой длительности: Действовать, действовать надо... Плакать потом. Ночью. Когда-нибудь (Н.И.).

Запятая качественно изменила бы конструкцию, присоединение уступило бы место обособлению в составе предложения: Плакать потом, ночью, когда-нибудь .

Однако в некоторых случаях при бессоюзном присоединении возможны и запятая, и тире. Например: Было даже страшно, иногда (М. Г.); Я поклялся не говорить ни слова - из любопытства (Л. Т.); Вот мазурка началась, и мы расстались - до свидания (Л.); Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались - навсегда (Ч.).

Структурно-грамматические типы присоединительных конструкций

В структурно-грамматическом отношении присоединительные конструкции делятся на следующие типы: 1) конструкции с присоединительными союзами и союзными словами; 2) конструкции с сочинительными союзами в присоединительном значении; 3) конструкции с подчинительными союзами в присоединительном значении; 4) бессоюзные конструкции.

Смысловые связи присоединительных конструкций с основным высказыванием очень разнообразны: одни из них содержат важные сведения, другие имеют характер дополнительных деталей, третьи - усиливают или уточняют значение частей основного высказывания. По составу присоединительные конструкции могут быть отдельными словоформами - членами предложения, сочетаниями слов, а также целыми предложениями.

Союзные присоединительные конструкции

    Присоединительные союзы и союзные сочетания образуются обычно путем соединения сочинительных и подчинительных союзов, а также некоторых частиц и местоименных наречий с союзами и, а . Именно эти союзы и придают связи характер присоединения, а вторая часть связующего элемента - союзы, местоименные наречия, частицы - служит показателем смысловых отношений между основным высказыванием и присоединением (например, присоединительная конструкция может обозначать причину, обоснование того факта, о котором сообщается в основном высказывании).

    Присоединительные союзы и союзные сочетания могут иметь в своем составе сочинительные союзы: да и, но и, и то, а то, и не только...но и , подчинительные союзы: и как, как и, и чтобы ; наречия, частицы: и потому, а потому, и оттого, и притом, и затем, а поэтому, и вот, да еще и т.д.

    Например: а) Но для зрителей, еще не знакомых с трилогией «Хождение по мукам», образы Даши и Кати сделаются близкими именно благодаря фильму. И не только образы Даши и Кати, но и тех, кто связан с сестрами узами дружбы, родства, любви (газ.); У подножия горы стоял небольшой дощатый барак и рядом - маленькая, наскоро сколоченная хибарка. Но и только (Чак.);

    б) Я за все платила, решительно за все! И как дорого ! (Ч.);

    в) С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Г. Усп.); Не зря ли приехали-то?! Да еще с узлами, с чемоданами (Копт.).

    Наиболее употребительны в присоединительном значении сочинительные союзы и, да, но, или, а, тоже, ни...ни, то...то . Наряду с общим присоединительным значением эти союзы могут передавать отношения соединительные, противительные, разделительные, обусловленные значением соответствующих союзов. В структурно-грамматическом и функциональном отношении такие конструкции чрезвычайно разнообразны.

    Присоединяемое подлежащее: А теперь в нем появилась какая-то угловатость, резкость... И непреклонность (Чак.)

    Присоединяемое сказуемое: Ждали малоснежную зиму. И не угадали (Чак.); Он тобой здорово гордится. И любит, видать (Адам.); А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин (Н. И.); Был он опять в нарядном костюме, в шляпе и при галстуке. Но какой-то задумчивый (Шукш.).

    Присоединяемое дополнение: Можно было бы о нем говорить бесконечно. И о его друзьях. И о том, как он меня разыскивал... (Лап.); Выбросьте процесс. Или роман (Н. И.); И прошу тебя никому об этом не рассказывать. Ни маме, никому (Н. И.).

    Присоединяемое обстоятельство: Конечно, приятно вернуться в город, где каждая улица, каждый камень знакомы тебе с детства. Но не в роли директора (Тевек.); Весь день трусить своей дорогой и к ночи, печку запаля, заснуть в избе. А утром - трогай! Да не спеша (Сим.).

    Присоединяемое определение: Чей-то голос далекий возник. То глухой, то протяжный и низкий, то внезапно похожий на крик (Лис.).

    Присоединительное значение могут приобретать подчинительные союзы и союзные местоименно-наречные слова: если, потому что, ибо, что, который, как, как (бы ), когда и др.

Особенностью присоединительных конструкций с подчинительными союзами и союзными словами является то, что они приобретают характер присоединения лишь в результате отрыва от основного предложения, т.е. в результате парцелляции .

Парцеллированными могут оказаться придаточные части предложения, сравнительные и уточняющие обороты: Я соглашался, что безличье сложнее лица. Что небережливое многословье кажется доступным, потому что оно бессодержательно. Что, развращенные пустотою шаблонов, мы именно неслыханную содержательность, являющуюся к нам после долгой отвычки, принимаем за претензии формы (Паст.).

Формальным показателем присоединения является точка, обозначающая длительную паузу. Лишь некоторые из этих слов (например, что, почему, отчего ) способны получать присоединительное значение и внутри одного предложения. Остальные же (например, потому что, ибо, если и т.д.) в составе сложного предложения служат показателями только подчинительной связи. А отдельные слова, в частности причем, употребляются только в присоединительном значении, поэтому присоединение может оказаться и внутри основного предложения и вне его. Примеры: Потом разговаривает с консулом. Если его допустят до консула... (Н. И.); ...Среди прочих телеграмм будет и его. Причем самая необычная (Лап.); Тут мой возраст дает мне некоторые преимущества перед большинством читателей. Потому что я много ездил в те времена (Пауст.); Я у них уже одиннадцать лет живу. Как своя (Ч.).

Бессоюзные присоединительные конструкции

Бессоюзные присоединительные конструкции, употребляемые только после длительной паузы (чаще всего парцеллированные), по своим функциям делятся на четыре группы: 1) присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании; 2) присоединительные конструкции, уточняющие или поясняющие члены основного высказывания; 3) присоединительные конструкции, в составе которых повторяется член основного высказывания с дополнительной характеристикой; 4) присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание.

    Присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании , функционально разнообразны, ими могут быть любые члены предложения, как главные, так и второстепенные. Например: Сейчас же произведения классиков легкодоступны, есть практически в каждой семье, плюс многочисленные передачи по радио и телевидению, театральные постановки. Наконец, обязательная школьная программа по литературе (Гейч.); Я бы тогда пошел к вам в сотрудники. Мы бы. не теряли время на превращение березы в ольху. Озимой пшеницы в яровую. Овса в овсюг . Потому что знали бы, что возможно, а что - нет (Аст.); Он был точно таким, каким мы его оба себе представляли: демократичным, контактным, непринужденным. Умеющим слушать. Никуда не спешащим. Позволяющим спорить с собой (газ.)

    Конструкции с присоединяемым глагольным сказуемым воспринимаются как присоединенные части сложного предложения или предложений переходного типа. Например: Он любил литературу, много читал, сочинял стихи. Увлекался шахматами и спортом (газ.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. И.); - Ну, ладно, - сказал дед. - Пойду-ка посижу у себя. Оденусь (Н. И.); Вспомнил, что вчера истратил чуть ли не два доллара. Испугался (Н. И.); Журавлев оглядел присутствующих, хотел что-то сказать. Не сказал (Ток.); И этот жар от перегревшейся земли был знаком. Вспомнился (Кар.).

    Наиболее распространены бессоюзные конструкции, осложняющие основное высказывание отношениями пояснения и уточнения . Они конкретизируют значения как главных, так и второстепенных членов основного высказывания. Передаваемые ими смысловые оттенки очень разнообразны и зависят от смысловых отношений присоединительной конструкции с уточняемым или поясняемым словом. Например: А пока я успею съездить к себе в деревню. К матери и отцу (Сол.); Знаешь... Я всю жизнь ждала. С семнадцати лет. Каждый день (Ток.); Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около чернильницы (Н. И.); Потом расскажу. При встрече (Чак.); Всегда он таким был. С детства (Н. И.); Я хорошо знаю и понимаю Вас. Лучше, чем вы сами (Чак.); Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.); - Материя-то ничего, - небрежно заметила Лида, - но сшито отвратительно. Мешком (Н. И.); В Курцовске, куда тебя направляют, завод будет почище нашего. По последнему слову техники (Г. Ник.); Я затаился потому, что мне хотелось услышать их разговор. Именно поэтому (Чак.); Мамочке купил теплый платок. Пуховый (Н. И.); Я не рассказал о лондонцах. Об англичанах (Обр.); Надо думать о Володе. О сыне (Н. И.).

    При повторении в присоединительных конструкциях члена основного высказывания возможно распространение его с целью сообщения ему дополнительной характеристики или расширения содержания. Повторение слова усиливает значение члена основного предложения - подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства, определения. Например: Помните, Наташа, у вас голос. Хороший голос (газ.); Кто-то должен был ее утешить. Немедленно утешить (Н. И.); Таня быстро научится писать декорации. До удивления быстро (Н. И.); Он только сейчас сообразил, что Светлана еще не понимает его идеи. Его гениальной идеи! (Рек.).

  1. распространяющие основное высказывание , могут содержать лишь второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), отсутствующие в основном предложении: После десятилетки устроилась работать почтальоном, развозила почту. На велосипеде (Ток.); За столом, к которому подходил Лосев, сидел художник лет тридцати с небольшим... Сидела еще дама. Миловидная, очень аккуратно одетая, строгая (Кар.); Там, в Москве, отныне вас ждет дом и ваша собственная в нем комната. С балконом, который смотрит в тихий переулок (Кар.).

В конструкции происходит разрыв возможных синтаксических объединений, в результате чего оторванные элементы получают большую смысловую нагрузку, так как приобретают грамматическую самостоятельность, становясь отдельными высказываниями. Например: Я не знаю, ведет ли дневник девочка, похожая на Анну Франк, но если ведет, то эту встречу она обязательно запишет в него. На память. Не для себя, а для других (газ.). Возможное синтаксическое сочетание запишет на память... , члены которого связаны по способу подчинения, оказывается разорванным. Зависимая часть, превратившись в отдельную конструкцию, приобрела характер присоединения.

Присоединенные второстепенные члены выполняют функцию добавочного сообщения, т.е. приобретают дополнительную предикативность. Например: И она запела. Сначала тихо, потом громче (Фраерм.). Такое членение текста дает возможность сосредоточить внимание на самом действии - она запела . Значение глагола здесь усиливается, так как оторванные члены предложения как бы предполагают его повторение: И она запела. Запела сначала тихо, потом громче . (Ср.: И она запела сначала тихо, потом громче . Логически выделяются именно второстепенные члены, т.е. внимание сосредоточивается на качестве действия, а не на самом действии.)

Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание, могут выражать отношения определительные, опре-делительно-обстоятельственные, причинно-следственные, временные, пространственные, объектные и т.д.: Оно [пальто] висело в шкафчике. Моем (Дем.); С отцом приехал. По вербовке (Чак.); Для такого дела мы не годимся. Стары (Чак.); Он, Калитин, откроет им глаза. Заодно расскажет о себе, о мыслях своих, о борьбе. Сурово, без прикрас (Н. И.); Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором (Купр.); После всех этих радостей хорошо бы, конечно, лечь спать. Не на вагонную полку, а в нормальную человеческую постель с простынями (Н. И.).

Смысловые и стилистические функции присоединительных конструкций

Присоединительные конструкции обладают большими художественно-выразительными возможностями: они способны передавать очень тонкие смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Так, например, присоединительные конструкции позволяют придать особую экспрессию высказыванию - стремительность, резкость. Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную . Ставлю вопрос о теме. О революционной . Думаю над «Облаком в штанах» (М.).

В силу своей оторванности присоединительные конструкции получают большую смысловую нагрузку, чем члены одного высказывания: Понимаешь... Он был так ко мне внимателен. Давно . Я тебе боялась сказать. Такой чуткий. Большой. Седой. Как отец (Н. И.). Присоединительные конструкции дают возможность усилить, выделить и члены основного высказывания, сделать их более весомыми в смысловом отношении: Я тебе, Веткин, говорю: учись рубке. У нас на Кавказе все с детства учатся. На прутьях, на бараньих тушах, на воде... (Купр.). Ср.: У нас на Кавказе все с детства учатся . Во втором варианте логически выделяются только второстепенные члены предложения - на прутьях, на бараньих тушах, на воде , а не обозначаемое глаголом действие. Отрыв обстоятельств на прутьях, на бараньих тушах, на воде позволяет, кроме того, подчеркнуть неограниченность этого перечисляемого ряда, а также обобщенность значения глагола учатся . Те же обстоятельства, помещенные внутри основного предложения в составе глагольного словосочетания (учатся на прутьях, на бараньих тушах ), во-первых, конкретизируют и расчленяют действие, лишая его обобщенности, во-вторых, ограничивают, суживают перечислительный ряд.

Возможности присоединительных конструкций не ограничиваются только повышением экспрессивности или способностью логического выделения нужных по смыслу фактов. В ряде случаев присоединение может вносить в высказывание особый смысловой оттенок, новый по сравнению с тем, который заключался в предложении без присоединения. Например: - Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома. Не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе, - подумал Григорий Герасимович (Копт.). Ср. смысл предложения без паузы с переносом логического ударения на словосочетание не ради куска хлеба: Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе .

Присоединительные конструкции позволяют подчас повлиять на соотношение темы и ремы в сообщении, т.е. могут быть средством его актуального членения. В предложении Вспомнилось, как жил в палатке - не такой, настоящей (газ.) придаточная часть делится на тему как жил и рему в палатке (именно это является целью сообщения), присоединяемые члены не такой, настоящей в таком случае называют дополнительную деталь. В предложении без присоединения Вспомнилось, как жил в палатке не такой, а настоящей ремой становятся члены предложения не такой, а настоящей . Следовательно, логико-смысловые акценты предложения становятся иными.

Использование присоединительных конструкций (в частности, парцеллированных) связано с изменением ритма, с тенденцией к сжатости, экономности высказывания и вместе с тем к емкости и информационной или эмоциональной насыщенности. Членение современных текстов может быть довольно неожиданным, поскольку оно способно разорвать естественные грамматические связи слов. Расчлененность текста (деление логико-грамматических единиц посредством пауз на самостоятельные отрезки; разрыв возможных грамматических связей слов в пределах предложения) - широко распространенное явление в разных стилях современного русского языка, пришедшее, безусловно, из стиля разговорного. Синтаксически несамостоятельные отрезки текста, но предельно самостоятельные интонационно, оторванные от породившего их предложения, приобретают большую выразительность, становятся эмоционально насыщенными и яркими.

Примеры из художественной прозы:

Как бы то ни было, а запруда на отмели получилась отличная. Теперь мальчик купался, не боясь. Ухватываясь за ветку, слезал с берега и бросался в поток. И непременно с открытыми глазами. С открытыми потому, что рыбы плавают с открытыми глазами . Была у него такая странная мечта: он хотел превратиться в рыбу. И уплыть (Айтм.); Вот я и в Быковке. Один (Аст.); На дворе осень. Поздняя (Аст.).

В поэтическом тексте:

Но перейдет в сердца их детям

И внукам памятная песнь.

О том, как шли во имя жизни

В страде - два брата, два бойца,

Великой верные Отчизне

И впредь.

И до конца

В газетных материалах:

Старожилы утверждали, что здесь жил Есенин. Что раньше здесь был монетный двор. Что еще раньше здесь помещались приказы Бориса Годунова, были крючья в стенах и остатки пыточных снарядов ; До перевала оставалось два километра. Самых крутых ; Архитектура - это искусство строить. Не рисовать, не чертить, не украшать, а именно строить. Строить целесообразно, удобно, просто и, конечно, красиво .

Так передаются естественные интонации разговорной речи: расчлененность речевой цепи, дробление высказывания на части с целью их быстрого восприятия, выделение важных моментов высказывания, прерывистая подача сообщения.

Присоединительные конструкции увеличивают информационную насыщенность сообщения. И потому их можно оценить как стилистико-литературный прием, в применении которого, однако, имеются ограничения. Присоединение возможно лишь при автосемантичности основной конструкции: Живопись - просто потрясающая! Смелая и нежная. Снайперская живопись (газ.); Федор Иванович был уверен, что следователь пошел к генералу совещаться. Может быть, даже по вопросу о заключении Дежкина под стражу. Чтобы он не помешал дальнейшему следствию (Дуд.). При синсемантичности конструкции отделение членов предложения, несущих основное сообщение, невозможно. Нельзя, например, построить мысль так: Сообщение сформулировано в стиле . Конкретном, ясном .

Возможности такого приема велики. Однако злоупотребление, при недостаточности такта и меры в использовании, может привести к утрате экспрессивности, к появлению своего рода литературного штампа, к стилистико-грамматическим ошибкам.

Присоединительная связь, приводящая к расчлененности синтаксических построений, способствует акцентированию важных деталей сообщения. В целом такой тип синтаксических конструкций меняет общую ритмику современного текста:

Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве.

Не монархист, не заговорщик, не христианин - он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом.

Его литература выше нравственности. Она побеждает нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве, природе... Впрочем, я не литературовед... (С. Довлатов).

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Присоединительные придаточные содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.

Присоединительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), то есть она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения – союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). В сложном предложении Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (Т.) первая придаточная, присоединяемая союзом что , – изъяснительная, необходимость ее обусловлена семантической неполнотой сочетания состоит в том в главной части. Построение придаточной изъяснительной таково, что не вызывает необходимости в следовании за ней новой придаточной, и последняя имеет характер добавочного замечания по поводу основного высказывания (оценка его содержания). Это и есть присоединительная часть. Характер синтаксических отношений ее с предшествующей частью предложения напоминает отношения между частями ССП, о чем свидетельствует возможность замены союзного слова что сочетанием и это , что недопустимо в придаточной изъяснительной. Собственно присоединительным союзом является слово причем : Портниха дело проиграла, причем ей не только пришлось вернуть деньги за костюмы, но еще отвалить истице тысячу франков за моральный ущерб (Наб.). В других случаях функцию присоединительных выполняют подчинительные союзы и сочетания.

Присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как.

Наиболее часто употребляется в присоединительной функции союзное слово что (в разных формах): Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чем и не прекословили ему соседи... (П.); ...Лисий след она [волчиха] принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.).

В придаточных присоединительных предложениях часто употреб­ляется усилительно-сопоставительная частица и, подчеркивающая, что сообщение, заключенное в придаточной части, вызвано именно сообщением, заключенным в главной. Ср.: Один уголок занавески был слегка заворочен, что давало возможность заглянуть в спальню (Чехов) (следствия) и Один уголок занавески был слегка заворочен, что и давало возможность заглянуть в спальню (присоединительные).

Союзные слова почему, отчего, зачем обычно в сочетании с союзом и присоединяют придаточные с причинно-следственными и целевыми оттенками значений: Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тут же раздался оглушительный выстрел (Ч.) (причинно-следственные); Брату нужно было сдавать вступительные экзамены в институт, зачем он и приехал в город (целевые); В лесу уже становилось темно, почему и пришлось возвратиться домой (целевые).

Наименее употребительны в придаточных присоединительных союзные слова где, куда, откуда, когда и союз как, вносящие соответствующие их лексическому значению оттенки: пространственный, временной, сравнительный. Причем присоединительная функция их выявляется только в сочетании со следующим за ними и (где и, когда и, как и ): Он возвратился домой ровно в пять часов, когда и должен был прийти; ...Правда была в том, что он в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам (Дост.); Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Леск.). Присоединительные придаточные, в силу особого характера присоединительных отношений, располагаются после главной или – реже – в середине. Допустимое в отдельных случаях вынесение их в начало предложения создает характер инверсии: Что часто случается бабьим летом, с утра затянутое небо днем стало веселеть, и мягкое солнце без теней осветило землю (Фед.).

Некоторые присоединительные придаточные в результате частого употребления превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.

Примечания:

1. Близки к СПП с придаточ­ными присоединительным предложения с относительными место­имениями где, куда, откуда, при которых есть специальная частица и : Две недели он пролежал в госпитале во Владимире, откуда и был снова отправлен на фронт. Однако отношение придаточной части не ко всей главной или ее части, а к от­дельному слову, в данном случае существительному, делает присоединительное зна­чение добавочным. Основным же значением здесь нужно считать, очевидно, атрибу­тивное.

Присоединительным оттенком сопровождаются и значения ряда конструкций с союзами ибо, только бы, лишь бы, даром что, так что . Для всех этих сложноподчиненных предложений характерно: 1) смысловая и формальная законченность главной части; 2) отсутствие соотносительных слов; 3) обязательная постпозиция придаточных (невозможность употребить их в препозиции). Однако ведущим во всех этих предложениях является не присоединительное значение, а то, которое выражено лексическим значением союза: причина, следствие, цель, уступка.

2. СПП с придаточными присоединительными близки по значению к ССП и БСС, у которых во второй части есть местоимение это : Я насиловал свое чув­ство, и за это природа отомстила мне (Станиславский) (ср.: ...за что при­рода и отомстила мне); Он выбирал одного, двух советчиков среди инженеров отдела это помогало ему слыть в глазах руководства сведущим человеком (Гранин) (ср.: ...что помогало ему слыть в глазах руководства сведущим человеком). Близость этих предложений и СПП с придаточными присоединитель­ными объясняется тем, что указательное местоимение это, так же как и относитель­ное местоимение что, указывает на содержание первой части сложного предложения. Отличие СПП с придаточными присоединительными от ССП и БСС с местоимением это во второй части заключается в специально присоединительном значении первых; в степени связи частей: в СПП она большая, в ССП – меньшая, в БСС вторая часть на­столько самостоятельна, что чаще употребляется как отдельное предложение: Пленный стал отставать. Это беспокоило конвоира (Лавренев).

Присоединительные предложения сочетают в себе значение равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Включение присоединительных предложений в сложносочинённые не совсем бесспорно, поскольку они не проявляют в полной мере характерного для сочинения значения равнозначности, аналогичности. Присоединяемая, вторая часть в некотором отношении «обслуживает», поясняет первую: Газеты ничего не подсказывали, да и мало их было (М.Г.).

Предложения усложнённой структуры.

Если сочинение оформляется союзами разной семантики, т.е. выражаются различные по содержанию отношения, и при этом число предикативных единиц более двух, то мы имеем дело с усложнённой структурой.

3. Сложноподчинённые предложения. Средства связи главной и придаточной частей. Значение и употребление подчинительных союзов и союзных слов.

Сложноподчинённое предложение – это такое сложное предложение, предикативные части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Элементарное СПП состоит из двух неравнозначных предикативных частей: господствующая часть – «главное предложение» и подчинённая (зависимая) часть – «придаточное предложение.

4. Нерасчленённость (одночленность) и расчленённость (двучленность) СПП. Придаточная часть относительно главной может выполнять разные функции. Если она определяет одну словоформу в главной части, то такая функция называется присловной. Если придаточная часть поясняет весь состав главной части, то она выполняет присоставную, приосно́вную функцию.

По этому признаку различают два структурных типа сложноподчинённого предложения: 1) нерасчленённое (одночленное)и 2) расчленённое (двучленное) СПП, ср.: От мысли, что он отравился, его бросало и в холод, и в жар (Ч.); Пока казаки ставили палатку и таскали дрова, я успел сбегать на охоту (Арс.).

Итак, в нерасчленённых (одночленных) сложноподчинённых предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют в главной части определённые слова (словоформы), неразложимые словосочетания, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения. Эти словоформы называют контактными словами .

В качестве контактных слов часто выступают существительные и глаголы.

Так, в предложении Есть люди, которые, только что прочитав книгу, испытывают нетерпеливую жажду немедля рассуждать о прочитанном (Кожев.) обнаруживается тесная связь между частями: придаточная часть относится к имени существительному , которое нуждается в обязательном определении (в противном случае главная часть не выражает законченной мысли). В предложении Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду (Пауст.) придаточная часть структурно необходима, т.к. глагол увидел , к которому относится она, требует пояснения.

Придаточное предложение может прикрепляться к неразложимому словосочетанию , которое нуждается в обязательном распространении: Накануне в голову запало , что эксперимент может сорваться .

В функции контактных слов используются указательные местоимённые слова тот (та, то, те), такой (такая, такое, такие, таков (такова, таково, таковы, так, там, туда, тогда) . Все эти слова содержат указание на обязательность пояснения, на новую («предстоящую») информацию. Сам о пояснение оформляется посредством союзных слов (т.е. относительных местоимений и наречий) [пример из уч. Н.С.Валгиной, с.430].

В предложении Тот , кто испытал лёгкое головокружение от первого глотка солёного и тёплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа (Пауст.) указательное местоимение тот в главной части требует конкретизации, которую и осуществляет относящаяся к нему придаточная часть, присоединяемая относительным местоимение (союзным словом) кто . Ср. др. примеры [из уч. МГУ, с. 724]: Сражение выигрывает тот , кто твёрдо решил его выиграть (Л.Т.); Морская профессия ещё и сейчас совсем не так безопасна, как принято думать (Пауст.).

Итак, во всех приведённых примерах придаточные относятся к словам, которые нуждаются в распространении или конкретизации значения, и главные части лишаются смысла без придаточных.

По структуре нерасчленённые сложноподчинённые предложения разделяются на 3 вида: 1) местоименно-соотносительные; 2) субстантивно-атрибутивные (термины Н.С. Поспелова); изъяснительные (термин В.А. Богородицкого и Н.С. Поспелова).

Местоименно-соотносительные предложения характеризуются семантикой пояснения. Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом. Указательное слово является служебным , связующим компонентом, т.к. образует скрепу вместе с союзным словом или союзом. Эти коррелятивные образования цельны и стабильны: то – что, тот – кто, такой – какой, тот – который, столько – сколько, настолько – насколько, там – где, так – как, тогда – когда и т.п. Ср. : Что забудет сделать человек, то наверстает за него природа (Бродск.); Барина в Толстом было как раз столько , сколько нужно для холопов (М.Г); Там ,где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.); Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю (Ес.).Пояснительное значение проявляется только в сочетании с указательным словом; это значение определяется вопросом «а именно?»

Формальная и семантическая связь между главной и придаточной частями в местоименно-соотносительных предложениях является наиболее тесной из всех видов связи в нерасчленённых предложениях; обе предикативные части семантически неавтономны [уч. МГУ, с. 725 – 726].

При местоименно-союзной связи значение пояснения дополняется оттенком следствия : Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.); Кусок осеннего неба за окном был таким струящимся и синим, будто снаружи ещё сияло лето (Пауст.); Было так тихо, что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей (И. Бунин). .

Субстантивно-атрибутивные предложения – это такие нерасчленённые предложения, в которых придаточная часть связана со словоформой существительного в главной части, которая может выполнять любую синтаксическую функцию и занимать в ней любое место, например: Комната , где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.); К явлениям , которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.); Чичиков, точно, увидел даму , которую он совершенно было не приметил, раскланиваясь в дверях с Маниловым (Г.); Я вошла вчера в зелёный рай ,где покой для тела и души под шатром тенистых тополей (Ахм.); Так прожил Касатский в первом монастыре , куда поступил, семь лет (Л.Т.); Смыли вёсны горький пепел очагов , что грели нас (Тв. ).

Присловная связь придаточной части с контактным словом (существительным) оформляется союзными словами: относительными местоимениями (в приведённых примерах: которых, которую, что ) и местоимёнными наречиями (в приведённых примерах: где, куда ).

Именно присловная связь контактного существительного и союзного слова оформляет атрибутивные (определительные) отношения , на основании которых придаточная часть (при любой её форме и семантике) трактуется как определительная. Придаточные определительные соединяются с контактными словами-существительными только посредством союзных (относительных) слов который, какой, чей; что; когда, где, куда, откуда. Союзы в этом виде предложений не употребляются . Основное союзное слово – который . Оно имеет общеупотребительное значение, и все другие союзные слова могут быть им заменены.

Изъяснительные предложения . Структура изъяснительных сложноподчинённых предложений определяется валентностью контактных слов, необходимостью их распространения. Контактные слова представлены тремя группами словоформ: 1) глагольные формы (говорит, спрашивает, думает, слышит, уверяет, просит и др.); 2) субстантивные словоформы (мысль, слух, уверение, просьба, известие и др. ); 3) предикативы (известно, понятно, приятно; уверен, рад, удивлён и др.).

[Общую семантику контактных слов, которая мотивирует их валентность, можно определить как «изъяснение», говорение, рассуждение, т.е. речь, мысль, чувство, волеизъявление, восприятие, оценка, отношение. Контактные слова этой семантики имею субъектную и объектную валентность. В составе словосочетания и простого предложения она реализуется соответствующими падежными формами: говорит о погоде, чувствует усталость, уверен в победе; я думаю, предпочитаю, надеюсь, вижу, слышу, требую; мне приятно, слышно, видно, стыдно, известно, хочется, представляется, кажется и т.д.]

В составе сложноподчинённого предложения сочетаемость контактных слов «изъяснительной семантики» реализуется помощью придаточной части: Легко вообразить , какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень (П); Вы сами знаете давно, что вас любить немудрено (П.); Через минуту было слышно , что кто-то вбежал впопыхах в сени (Г.); Вдруг распространился слух , что барин возвращается (Т.); По всей стране разнеслась молва , что бывший правитель Изумрудного города живёт на солнце (А. Волков); Я рад , что мы встретились с вами.

Придаточная изъяснительная часть присоединяется к главной изъяснительными союзами что, как, будто, чтобы, ли , а также союзными словами (относительными местоимениями и местоименными наречиями): Никто не знал , чем окончится заседание конференции (А. Т.); Я хочу вам рассказать , какая перемена произошла во мне… (Ч.); Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу (Ахм.).

Средством усиления связи придаточной части с главной коррелирующий местоименный элемент то при контактном слове: думаю, что – думаю о том , что и т.п.

Расчленённые сложноподчинённые предложения

В расчленённых СПП присловной связи нет и быть не может, главная и придаточная части соотносятся в целом, поэтому такие предложения называют ещё двучленными, а придаточная часть называется приосно́вной. Важной чертой этих предложений является использование в качестве средств связи только подчинительных союзов . Все союзы специализированы для выражения определённых отношений между предикативными частями, поэтому характеризуются как семантические .

Виды расчленённых СПП, по русской грамматической традиции, обозначаются через названия придаточных. Различают расчленённые СПП с придаточными:

временными (основной союзкогда; союзы для выражения одновременности : в то время когда, в то время как, пока и др.; предшествования : прежде чем, перед тем как, пока не и др., в том числе непосредственного предшествования: чуть, едва, только, чуть только и др.; последования : после того как. Группа временных союзов является самой многочисленной и продолжает пополняться.): Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (Гарш.); Когда приехала Мария,Самгин встретил её с радостью (М.Г.);Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошёл с Балашевым (Л.Т.); Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! (Ч.); Перед тем как поступить в военное училище, Аркаша тяжело заболел (Купр.); Как только настало утро, пение дверей раздавалось по всему дому (Г.);

сопоставительными (союзы: в то время как, между тем как, тогда как, если.. то, чем… тем, коль скоро… то ): Если в дивизии и корпусе данные Травкина были восприняты как событие особой важности, то для штаба армии они мели уже хотя и важное, но вовсе не решающее значение (Казак.); Герасим оставался неподвижным, скрестив могучие руки у Муму на спине, между тем как лодку волной относило помаленьку назад к берегу (Т.); Пускай Волга – нарядная скромная грустная красавица, зато Енисей – могучий, неистовый богатырь (Ч.); Чем выше ты поднялся на землёй, - тем ты виднее людям на земле (С. Островой);

условными (союзы: если (то), ежели, коли, раз, когда ): Если же пьеса плоха, то никакая игра не сделает её хорошею (Ч.); Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (П.);

причинными (потому (оттого) что, ввиду того что, вследствие того что, в результате того что, в силу того что, из-за того что, благодаря тому что, в связи с тем что и др.): Должно быть, за облаками была луна , так как ясно были видны окна и снег на рамах (Ч.); Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево (Ч.); Верить хотелось,ибо книги уже внушали мне веру в человека (М.Г.);

следственными (так что – придаточная часть с этим союзом всегда находится в постпозиции;[ввиду чего, вследствие чего, благодаря чему, из-за чего и др. – придаточные с этими предложно-падежными формами приобретают характер присоединения, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант такие придаточные относят к придаточным присоединительным]): Павлин уронил хлеб в воду, так что нам предстояло лечь с голодным желудком (М.-С.); Курьерский стоял на станции десять Куда минут, так что каждый миг был дорог (Б. Ак.); Мальчик выдавался блестящими способностями и огромным самолюбием, вследствие чего он был первым и по наукам, и по фронту и верховой езде (Л.Т.);

целевыми (чтобы, дабы (устар.); с тем, чтобы, для того чтобы, с той целью чтобы ): Чтобы Дуняшка не видела её слёз, Ильинична отвернулась к стене изакрыла лицо платком (Ш.); По окончании трудов пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предполагаемое на сей день исполнено (П.); Он предпочёл прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою (П.),

уступительными (союзы: хотя, несмотря на то что, даром что ; местоитменно-союзные сочетания как ни, сколько ни и др.): Тихон Петрович сидел на палубе, хотя на воде было холодно (Пауст.); Нет, на всех тебя не хватит, хоть какой ты генерал (Тв.); Несмотря на то, что было холодно, снег на воротнике таял весьма скоро (Л.Т.); Он весь был ясно виден, даром что ехал в тени (Т.); И как бы вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равн на спуске вы несколько раз остановитесь (Пауст); Михалевич уехал на другой день, как ни удерживал его Лаврецкий (Т.); Пусть укрыла от дальнего горя утонувшая в розах стена, заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна (Бл.). Придаточные предложения, присоединяемые местоименно-сочетаниями куда ни, где ни, когда ни, кто ни и т.п., имеют обобщённо-отождествительное (школа МГУ) или обобщённо-уступительное (Н.С. Валгина и др.) значение:

сравнительными (как, будто, словно, точно, подобно тому как, вроде того как, наподобие того как ): Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания, я ожидал часа ночи (Булг.); Даже странно, совсем не поднимается перо, точно будто свинец какой-нибудь сидит в нём (Г.); Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась (Ахм.).

Особый вид СПП, который не относится ни к нерасчленённым, ни к расчленённым, - это СПП с придаточными присоединительными. Придаточная часть в них связана с главнойсоюзным словом что в различных формах. Содержание придаточной части оформляется как добавочное, как замечание по поводу сказанного в главной части. Располагаются придаточные только после главной части . Союзное слово (что в разных формах) не только является скрепой, но ещё имеет указательное значение, близкое к ‘это’: Иногда подымался порывистый ветер, что было хуже (С.-Ц.) – ср.: а это было хуже; Лисий след она [волчиха]принимала за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (Ч.); В лесу было темно, почему и пришлось возвратиться домой.

5. Усложнённые сложноподчинённые предложения. Параллельное подчинение частей, однородное соподчинение, последовательное подчинение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Термином « сложноподчинённое предложение», строго говоря, обозначают только двухкомпонентное сложное предложение, состоящее из главной части и придаточной. Это элементарное СПП: подчинительная связь реализуется только один раз; используется одно союзное средство – союз или союзное слово. Усложнённое СПП – это сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Например: Самгин чувствовал, что это на него упала мягкая тяжесть, приплюснув к земле так, что подогнулись колени (М.Г.)– здесь дважды реализована нерасчленённая подчинительная структура (изъяснительная и местоименно-союзная), дважды в разных значениях употреблён союз что.

Разнообразие усложнённых СПП создаётся не количеством частей, а способом их связи.

Последовательное подчинение (цепная связь) – это такая связь, когда независимой главной части подчиняется придаточная (1-я степень), а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (2-я степень и т.д.): Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Пауст.); Тётка [собака] закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро (Ч.).

При соподчинении (параллельной связи) одной главной части подчиняются все придаточные. При этом они могут быть, как разнотипными, неоднородными, так и однородными, соединёнными между собою сочинительной связью: Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие (Ч.); Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать… (Пауст.)

Наиболее сложной является структура СПП с несколькими придаточными, когда реализуются сразу оба вида связи: Я совершенно уверен, что у этого лорда есть что-то очень смешное, чего он стыдится, что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги (М.Г.); Не прошло и минуты, как эта радость … также мгновенно и прошла, будто её вовсе не было, и лицо его вновь приняло заботливое выражение (Г.).

6. Бессоюзные сложные предложения: понятие о БСП; средства связи частей БСП; Типы БСП в зависимости от структуры и значения. Пунктуация в БСП.

Бессоюзное сложное предложение – один из двух основных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию. В БСП при отсутствии союзов работают другие средства связи предикативных частей: интонация, соотношение видо-временных глагольных форм, лексические показатели и др. Простое предложение является структурным элементом БСП. Например: Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду (Пауст.). Связь предикативных частей здесь осуществляется посредством а) интонации перечисления, б) соотношением видо-временных форм (последовательность), а также параллельностью строения частей.

В БСП выражаются общие для русского синтаксиса отношения равнозначности/неравнозначности, которые в союзных СП передаются сочинительными (равнозначность) и подчинительными (неравнозначность) союзами. Союзы в БСП могут быть вставлены, ср.: Розовато-лиловые тона песков тускнели, [и] пустыня темнела (Вересаев): [если] В рубле копейки нет, так и не полон рубль (посл.); Пыль и запах парного молока висел над деревенскими улицами – [потому что/оттого что] с лесных полян пригнали коров (Пауст.); И кажется с тропы далёкой – [будто] вола качает берега (Ес.).

В БСП выражаются различные виды отношений различными показателями, они характеризуются различным количеством частей, открытостью/закрытостью структуры; в этих предложениях очень важна чёткая пунктуация.

Отношения равнозначности передаются в виде перечисления.

При перечислении структура открытая, число предикативных частей не ограничено. Отношения оформляются с помощью интонации (равномерное повышение тона к концу каждой части, одинаковое положение фразового ударения), соотношения глагольных форм, параллельности строения частей. Значение равнозначности подкрепляется однотипным строением предикативных частей. На письме употребляются запятые. Например: Шёл дождь, падал снег, трещал мороз, выла и посвистывала метель (М.Г.); Рассветы стали туманны, задумчивы утра, тревожно-чутки дни, угрюмы ночи (Шишк.); Густая роса лежала на измятой траве, с липовых листьев падали тяжёлые капли (А.Т.); Плотно заперты ворота, вечер чёрен, ветер тих (Ахм.).

При сопоставлении структура закрытая (две части). Интонация противопоставления передаётся большой разницей между частями по высоте тона. Отношения противопоставления подкрепляются употреблением антонимичной лексики или контрастом утверждения/отрицания. На письме основной знак препинания – тире , ср.: На дворе палил летний зной – в доме было прохладно (Бунин); Но вот уже нет ни домика, ни мальчишки, ни кошки – стоит в поле завод (Гайд.); Половина двора в тени, половина озарена (Бунин); Душа моя убита – осталось убить тело (Остр.); Всё кругом быстро чернело и утихало – одни перепела изредка кричали (Т.).

Отношения неравнозначности проявляются в том, что одна часть предложения поясняет другую в том или ином отношении; структура закрытая (две части). Наиболее характерны отношения пояснительные, условные, причинно-следственные.

Пояснение может затрагивать первую часть в целом или отдельное слов. Эти отношения передаются особой, «предупредительной» интонацией. На письме основной знак – двоеточие , но возможно и тире: Этот голос означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь (Солоухин); Каждый труп сидел отдельно, сам по себе: ни забора кругом, ни ворот не замечалось (Т.); Разделён издревле труд: города сдают солдаты, генералы их берут (Тв.); Дом тоже жил: он скрипел, шуршал, потрескивал, вздрагивал чуть заметно от холода (Ю. Казаков).

Условные отношения выражаются характерной интонацией: контраст частей предложения по высоте тона (очень высокая мелодическая вершина в первой части). На письме основной знак препинания – тире : Напролом идут – волос не жалеют (посл.); Лес рубят –щепки летят (посл).

Причинные отношения (основание/причина – во второй части) опираются на интонацию, аналогичную пояснительной. Основной знак препинания – двоеточие , но возможно тире, ср.: Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг (Пауст.); Но в эту комнату я ходил редко и неохотно: мне там отчего-то дыхание сдавливало (Т.); С завистником лучше не ходить на ловлю – клевать у него всё равно не будет (Пауст.); Лишь по одному Степану Астахову никто не плакал – некому было (Ш.).

Присоединительные отношения представляют собой особый вид отношений, для которых характерна добавочность ; части предложения автономны, имеют завершённую семантику и структуру. Этот вид предложений занимает как бы промежуточное место между равнозначными и неравнозначными БСП. Как правило, они не допускают вставку ни сочинительного, ни подчинительного союза.

На письме части предложения разделяются точкой с запятой или двоеточием. Точка с запятой подчёркивает самостоятельность, автономность первой части, а двоеточие – незавершённость, необходимость развития сообщения, ср.: Военное время тянулось долго; казалось, не будет ему конца (Пауст.); Литвинов вошёл в свою комнату: письмо на столе бросилось ему в глаза (Т.)

Читайте также: