1 склонение мужской род. Склонение имён существительных. Падежи подразделяются на прямой и косвенные

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение имён существительных (и других именных частей речи) по падежам и числам .

В российском языке

  • два числа:единственное (окно, парта ) и множественное (окна, парты );
  • 6 падежей (по школьной программке).
  • Вопросы падежей

    Именительный

    Родительный

    кого? чего?

    Дательный

    кому? чему?

    Винительный

    кого? что?

    Творительный

    Предложный

    о ком? о чём?

    Как найти падеж имён существительных (и других именных частей речи) ?

    Чтоб найти падеж имени существительного, необходимо задать к нему вопрос от слова, к которому это существительное относится: думаю (о ком?) о маме , нет (чего?) дождя .

  • Потом нужно, используя таблицу «Падежи. Вопросы падежей» (см. выше), поглядеть, какому падежу соответствует данный вопрос: думаю (о ком? ) о маме - предложный падеж; нет (чего? ) дождя - родительный падеж.
  • Примечания:

    Каждому падежу соответствуют два вопроса (1-ый - для одушевлённых существительных, 2-ой - для неодушевлённых).

  • Наименования падежей и падежные вопросы следует заучить, так как умение определять падеж - одно из важных базисных умений для изучающих российский язык.
  • Как найти склонение имён существительных?

    Все существительные есть возможность поделить на семь групп, у каких будут однообразные окончания (формы) при склонении по падежам и числам, т.е. существует семь типов склонения существительных :

    1-е склонение

    Существительные дамского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я

    весна , земля , линия , дядя , властелина , грязнуля

    2-е склонение

    Существительные мужского рода с нулевым окончанием

    домО , крайО , мячО , планетарийО

    Все существительные с окончаниями -о, -е

    окно , поле , подозрение - с.р.; волчище , подмастерь е - м.р.

    3-е склонение

    Существительные дамского рода с нулевым окончанием

    мамаО , дочьО , ночьО , степьО

    Разносклоняемые существительные (имеют окончания различных склонений)

    10 существительных среднего рода на -мя (окончание -я);

    существительные путь, дитя

    время, бремя, стремя, племя, пламя (полымя - устар.), знамя, темя, семя, имя, вымя ; путь, дитя

    Существительные, склоняющиеся по адъективному типу (так именуемые субстантивированные существительные)

    Существительные, образованные от прилагательных и причастий путём перехода из одной части речи в другую

    рядовой, запятая, животное, дежурный, столовая, мороженое

    Немного существительных , склоняющихся по местоимённому типу

    Существительные, образованные от местоимений путём перехода из одной части речи в другую или склоняющиеся, как местоимения

    ничья, кабельтов (единица измерения)

    Неизменяемые существительные

    Существительные, не имеющие окончаний (их падеж и число определяют по контексту)

    ехать (в чём?) в такси (П.п. ед.ч.), припаркованы (что?) такси (И.п. мн.ч.); пальто, кофе, радио, кино

  • Чтоб найти склонение имени существительного, его нужно поставить в исходную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа) и найти, к какому типу склонения из 7 вышеназванных это существительное относится.
  • В том случае существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из типов склонения: сани, штаны, ножницы .
  • Примечания:

    Существительное человек имеет различные корешки в единственном и множественном числе (человек - люди ), потому имеет различные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

  • Большая часть существительных распределяются по первым трём типам склонения.
  • Типы склонения следует заучить, так как умение определять склонение - одно из базисных умений для изучающих российский язык.
  • См. Морфологические нормы. Особенности склонения существительных.

    Эталоны склонения имён существительных

    1-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Матерью(-ою)

    Няней(-ею)

    Арией(-ею)

    2-е склонение. Мужской род

    Единственное число

    Множественное число

    Жеребцов

    Жеребцам

    Жеребцов

    Жеребцами

    О жеребце

    О жеребцах

    2-е склонение. Средний род

    Единственное число

    Множественное число

    Строения

    Строения

    Построек

    Строения

    Зданиями

    О зданиях

    3-е склонение

    Единственное число

    Множественное число

    Разносклоняемые существительные

    Единственное число

    Множественное число

    Временам

    Временем

    Периодически

    Способами

    О времени

    О временах

    Субстантивированные существительные (мужской, дамский и средний род)

    Единственное число

    Множественное число

    Дежурный

    Столовая

    Животное

    Дежурные

    Столовые

    Животные

    Дежурного

    Столовой

    Животного

    Дежурных

    Столовых

    Животных

    Дежурному

    Столовой

    Животным

    Дежурным

    Столовым

    Животным

    Дежурного

    Столовую

    Животное

    Дежурных

    Столовые

    Животных

    Дежурным

    Столовой

    Животным

    Дежурными

    Столовыми

    Животными

    О дежурном

    О столовой

    О животном

    О дежурных

    О столовых

    О животных

    Упражнения к теме «Склонение имён существительных »

    Упражнение 1. Обусловьте склонение существительных.

    Супруга, дитя, книжка, бедолага, сирота, злюка, время, дедушка, воин, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, штаны, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, доктор, директор, письмо, подмастерье, лошадка, жеребец, голосище, кость, гость, ножик, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, день, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, кутила, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.

    Упражнение 2. Укажите ряд существительных, которые не относятся ни к одному из 3-х склонений.

    1) Эскимо, конфета, безе, леденец;

    2) полюшко, окно, радио, кресло;

    3) сирота, знамя, акция, Дон;

    4) имя, пирожное, лото, амплуа.

    Упражнение 3. В каком ряду все выделенные слова - существительные в форме вини-тельного падежа?

    1) Остаться у ворот , положить в корзину , звено цепи , впереди лес ;

    2) труд крестьянина , испить чаю , книжка друга , служба родине ;

    3) серёжка в ухе , живут братья , вижу в стороне , капитаны команд ;

    4) люблю Воронеж , читали романы , погладить лисёнка , прыгнет на сту-пеньку .

    Упражнение 4. В каком ряду все слова - существительные 1-го склонения?

    1) Умница, птица, знамя, мама;

    2) силища, вишня, парнишка, воевода;

    3) дочь, дочка, мышь, мышка;

    4) мания, Коля, Николай, полюшко.

    Источники:

  • Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Склонение имён существительных» на веб-сайте morpher.ru
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое имя существительное?
  • Какие существительные имеют параллельные формы мужского и дамского рода?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Как меняется имя существительное?
  • Какие есть разряды имён существительных?
  • Какие существительные употребляются исключительно в единственном либо только во множественном числе?
  • Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Каковы особенности собственных имён существительных?
  • Какова синтаксическая роль имени существительного?
  • Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
  • Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний или возникают не во всех падежных формах, а только в формах трёх падежей: родительного, дательного и предложного.

    Существительные I склонения (страна, капля, дядя, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание –ы (-и) , а в формах дательного и предложного - е:

    2. Существительные , оканчивающиеся на -ия (армия, се­рия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

    Эти слова не следует путать с существительными на -ья , (Марья, Наталья, Софья) которые склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание : Марье, Наталье, Софье, но: Марии, Наталии, Софии; (о) Марье, (о) Наталье, (о) Софье, но: (о) Марии, (о) Наталии, (о) Софии.

    3.Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е: (в) доме, (на) коне, (на) столе, (о) зное, (в) ине-е.

    4. Существительные III склонения (грусть, ночь, рожь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:

    Р. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
    Д. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
    П. (О) груст-и (К) ноч-и
    (Во) рж-и
    (В) тиш-и

    5. Слово путь, а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др.) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :

    6. Имена собственные, называющие населённые пункты, типа Кашин, Калинин, Бородино образуют особую форму творительного падежа единственного числа по образцу существительных второго склонения и имеют окончание -ом : Кашином, Калинином, Бородином. Эти слова не следует путать с именами собственными, называющими русские фамилии (Кашин, Калинин, Бородин), которые в форме творительного падежа имеют окончание -ым : Кашиным, Калининым, Бородиным.

    7. Существительные типа часовой, столовая, мороженое, трудящийся, образованные от прилагательных и причастий, изменяются по образцу качественных прилагательных. Существительные типа лесничий, ничья, третье -ий- (типа лисий, волчий). Фамилии типа Смирнова, Орлова, Голубева - по образцу притяжательных прилагательных с суффиксом-ое- (типа сестрин, отцов).

    Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

    1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложнм падеже единственного числа имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , например: гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии, отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии; армия – к армии, об армии; линия – по линии, на линии; станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии .

    При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями – ; например: вариантные пары типа об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

    В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на -ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , например: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг – в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на -ье : забытьё – в забытьи? .

    2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е . Перечень таких слов: змий – о зми-е, кий – о ки-е (вариант: о кие- ), Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bue; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие.

    У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии , но: остриё – на острие, об острие, Зия, Алия, Зульфия (личные имена) – о Зие, об Алие, к Зульфие, Кызыл-Кия- (город) – в Кызыл-Кие .

    Падежные окончания существительных во множественном числе

    1. У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я): курсы, сады, гвозди, берега, края.

    Формы на -а(-я) употребляются:

    1) у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;

    2) у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес - адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;

    3) у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы ("самец свиньи") - борова ("часть дымохода"), корпусы ("туловище человека или животного") - корпуса ("здание", "войсковая единица"), лагери ("общественно-политические группировки") - лагеря ("временная стоянка"), мехи ("механизм для нагнетания воздуха", "емкость для вина") - меха ("выделанная шкура зверя"), образы ("обобщенное представление") - образа (то же, что икона), ордены ("организация с определенным уставом") - ордена ("знак отличия"), пропуски ("что-нибудь пропущенное, недосмотренное") - пропуска ("документ на право входа куда-либо"), соболи ("пушной зверек") - соболя (мех соболя"), токи ("движение электрического заряда в проводнике") - тока ("место токования птиц", "площадка для молотьбы"), тоны ("музыкальный звук") - тона ("оттенок цвета по яркости, колориту"), тормозы (перен. "препятствие в развитии чего-либо") - тормоза ("устройство для замедления или остановки движения"), учители ("глава учения") -учителя ("преподаватель"), хлебы ("продукт, выпекаемый из муки") - хлеба ("злаки на корню"), цветы ("цветущее растение") - цвета ("окраска, световой тон").

    Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а(-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья, клоки – клочья.

    Многие имена существительные мужского рода в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание, т.е. оканчиваются на согласный основы. Сюда относятся слова, называющие:

    1) парные предметы: (нет) ботинок, валенок, погон, чулок (но: носков ), эполет (но: рельсов );

    2) некоторые национальности (у большинства слов основа оканчивается на -н и -р): (образ жизни) англичан , армян , башкир , болгар , бурят , грузин , лезгин , осетин, румын, туркмен, турок, хазар, цыган ; но: бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, негров, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, якутов ;

    3) воинские объединения: (отряд) партизан, солдат; в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и на -ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия, отряд, войско, группа и т.п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар ("средневековый воин"), улан , а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) - форма на -ов: (пять) гусаров, кирасиров ; формы гардемарин - гардемаринов равноупотребительны; в названиях современных родов войск употребляется, как правило, полная форма: (группа) минеров , саперов , также мичманов ;

    4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, аршин, герц, гран, эрстед; наблюдаются колебания следующих счетных форм: микрон - микронов , ом - омов, рентген - рентгенов , грамм - граммов , килограмм - килограммов , карат - каратов ; а также формы на ов: кулонов кулон ), ньютонов ньютон ), эргов (и эрг), динаров , гектаров .

    Как нормативные в языке используются следующие формы на ов: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов ; но: баклажан - баклажанов .

    2. У существительных женского рода, оканчивающихся на -а, в родительном падеже после шипящих ь не пишется: барж (баржа), краж (кража), лыж (лыжа), рощ (роща), туч (туча), тысяч (тысяча).

    Существительные женского рода на -ия (армия , линия ) и на -ья (если ударение не падает на окончание: певунья , хохотунья -ий (это суффикс основы, а окончание - нулевое): армий, аудиторий, пародий, фамилий, экскурсий, гостий (но: гостей от гость ), колдуний , оладий (оладья ), певуний , плясуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, эскадрилий.

    Существительные на ударяемое -ья (скамья ) в родительном падеже оканчиваются на -ей (окончание также нулевое): бадей (бадья ), ладей , полыней, свиней, семей, статей ; также судей (судья ). Нормативными являются формы долей, кеглей, пеней, пригоршней, саклей, свечей .

    У существительных женского рода на -ня (вишня , спальня ) в родительном падеже ь не пишется (окончание нулевое): боен (бойня ), вишен , колоколен , купален , спален .

    Исключения : барышень, боярышень, деревень, кухонь , а также яблонь (от яблоня ); но: яблоней (от яблонь ).

    Нормативными являются формы родительного падежа множественного числа: вафель, домен, кочерёг, кровель, нянь, оглобель (и оглоблей), простынь (и простыней), розог, свадеб, сплетен, усадеб (и усадьб ).

    Существительные среднего рода на -ие (издание , удивление ) и на -ье (ожерелье , предгорье ) в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ий (окончание нулевое): завоеваний, переживаний, приглашений, притязаний, разочарований, состязаний, формирований; кочевий (кочевье), надгробий, побережий, предместий, угодий.

    Существительные на -ьё в родительном падеже множественного числа оканчиваются на ей (окончание нулевое): ружей (ружьё), питей - малоупотр. (питьё ).

    Исключение : копий (копье ).


    Существительные дверь, дочь, лошадь в творительном падеже оканчиваются на -ьми: дверьми , дочерьми , лошадьми (форма на -ями - устарелая). Существительные кость, плеть в творительном падеже оканчиваются на -ями : костями , плетями (форма на -ьми встречается только в устойчивом сочетании лечь костьми ).

    Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (типа грабли , ножницы ), имеют нормативную форму родительного падежа: заморозков, клавикордов, клипсов, лохмотьев, пантов; нападок, ножниц, панталон, потемок, сумерек, шаровар; будней (реже буден), дровней, яслей ; см. также: выкрутасов, грабель (реже граблей ), рейтуз .

    Окончания существительных после суффиксов

    После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание -е, а у существительных женского рода - окончание -а: арбуз-ищ-е , басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода - окончание : заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища .

    После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

    1) окончание у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: дум-ушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка;

    2) окончание у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: гор-юшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко, рублишко, сараишко, заборишко.

    После суффикса -л- в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание , у существительных среднего рода - окончание : верзи-л-а, воротила, заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило.

    После суффикса -иц- у существительных среднего рода пишется окончание : варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (ср.: пальтецо, ружьецо ).

    Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

    Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.

    Более сложное понятие падежа звучит так:

    Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

    Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

    • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

    Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

    В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

    Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

    Таблица падежей

    Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

    Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

    Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

    Падежи существительных. Падежные предлоги

    Именительный падеж

    Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

    • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
    • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

    Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

    • Эта книга мне очень понравилась. книга» в именительном падеже, является подлежащим)
    • Собака — лучший друг человека. друг » — часть сказуемого)

    Родительный падеж

    Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

    • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
    • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

    Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

    • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

    Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

    • ходить без шляпы;
    • узнать из книги;
    • шагать вокруг здания;
    • спросить у прохожего;
    • отойти от подъезда;
    • дотянуться до плеча.

    Дательный падеж

    Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

    • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
    • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

    Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно .

    • Подбежать к сестре;
    • действовать согласно убеждению;
    • поехать навстречу поезду;
    • сделать вопреки совету.

    Винительный падеж

    Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

    • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
    • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

    Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

    • Пронести через года;
    • говорить про себя;
    • подсматривать сквозь стекло;
    • танцевать под музыку;
    • отомстил за отца.

    Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в ) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

    • спрятал (во что?) в коробку;
    • положил (на что?) на коробку;
    • поставил (за что?) за коробку;
    • подогнал (под что?) под коробку.

    Творительный падеж

    Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

    • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
    • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

    Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

    • Говорить с гордостью;
    • летать над землёй;
    • задуматься перед покупкой;
    • приглядывать за ребёнком;
    • смеяться вместе с бабушкой;
    • стоять между деревьями;
    • остановиться в связи с правилами.

    Предложный падеж

    Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

    • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
    • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

    Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

    • Основать при кафедре;
    • ходить в музее;
    • сидеть на скамейке;
    • рассказать о фильме;
    • плавать на катере.

    В третьем классе ученики знакомятся с понятием «падеж» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам. Не смотря на то, что в школьной программе изучают всего 6 падежей, для детей эта тема - одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе. Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, чтобы верно определить падеж существительного в тексте. Зачем определять падеж? Чтобы в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

    Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются (склоняются) по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

    Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении.

    Список падежей

    Именительный
    Родительный
    Дательный
    Винительный
    Творительный
    Предложный

    Сухие названия падежей ребенку запомнить очень сложно. Ему нужны ассоциации. Поэтому знакомство ребенка с падежами можно начать со сказки.

    Сказка про падежи

    Жил был Падеж.
    Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
    Родился - стал Родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
    Он был малышом, ему давали еду и игрушки, и он стал Дательным.
    Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он становился Винительным.
    Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его Творительным.
    Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь Предложным.
    Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели:
    Именительный, Родительный,
    Дательный, Винительный,
    Творительный, Предложный.

    Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

    Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.

    Таблица падежей русского языка

    Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово.

    Родительный - родители
    Дательный - дал
    Винительный - вижу, виню
    Творительный - творю

    Предлоги падежей и смысловые вопросы

    Именительный падеж – предлогов нет. Смысловые вопросы: кто? что?

    Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с. Смысловые вопросы: где? откуда? чья? чьи? чьё?

    Дательный падеж: к, по. Смысловые вопросы: где? как?

    Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за. Смысловые вопросы: где? куда?

    Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с. Смысловые вопросы: где? как?

    Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на. Смысловые вопросы: где?

    Падежи подразделяются на прямой и косвенные

    Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

    Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

    Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос;
    2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

    Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

    Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

    Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

    Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж

    Чтобы правильно определить падежное окончание существительного, нужно определить его падеж и склонение.

    Подробная таблица падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения

    Русское

    Название

    Падежа

    Латинское

    Название

    Падежа

    Вопросы

    Предлоги

    Окончание

    Единственное число

    Множ.

    Число

    1 скл.

    2 скл.

    3 скл.

    Именительный

    Номинатив

    Кто? Что? (есть)

    --- ---

    А, -я

    О, -е

    ---

    Ы, -и, -а, -я

    Родительный

    Генитив

    Кого? Чего? (нет)

    без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

    Ы, -и

    А, -я

    Ов, -ев, -ей

    Дательный

    Датив

    Кому? Чему? (дам)

    к, по

    Е, -и

    У, -ю

    Ам, -ям

    Винительный

    Аккузатив

    Кого? Что? (вижу)

    в, за, на, про, через

    У, -ю

    О, -е

    ---

    Ы, -и, -а, -я, -ей

    Творительный

    Инструментатив

    Кем? Чем? (горжусь)

    за, над, под, перед, с

    Ой (-ою),

    Ей (-ею)

    Ом, -ем

    Ами, -ями

    Предложный

    Препозитив

    О ком? О чем? (думаю)

    в, на, о, об, обо, при

    Е, -и

    Е, -и

    Ах, -ях

    Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

    Как отличить именительный и винительный падежи:

    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

    Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

    Как отличить родительный и винительный падежи:

    Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

    Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

    Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

    Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

    Проверяем:

    Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

    Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

    При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

    Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

    Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

    Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

    Д. п. - написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

    Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

    Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

    В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

    Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

    П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

    Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

    В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

    Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

    В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

    Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

    При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

    В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

    П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

    Стихи о падежах

    Я Именительный падеж,
    И нет на мне чужих одежд.
    Меня легко все узнают
    И в подлежащие зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы КТО? и ЧТО?
    Ни с чем не спутает никто.

    А я падеж Родительный
    Характер мой общительный.
    КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
    Предлоги часто мне друзья.
    Предлоги часто мне друзья.
    Похож я на винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

    Я называюсь Дательным,
    Работаю старательно.
    КОМУ отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.

    А я Винительный падеж,
    И я во всем виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятерки» я ловлю.
    Кого назвать, во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

    А я творительный падеж
    Исполнен всяких я надежд.
    Творите! – Чем? Творите! - С кем?
    Я подскажу вам - нет проблем!

    А я падеж предложный,
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
    Ах да нужны предлоги
    Без них мне нет дороги.
    Тогда смогу я рассказать
    О чем мечта.

    Именительный, родительный,
    Дательный, винительный,
    Творительный, предложный…
    Все их запомнить сложно.
    Ты в памяти всегда держи
    Названья. Это падежи.

    Именительный

    Он – начинающий падеж,
    Вопросы – КТО? и ЧТО?
    В нём – мама, папа, слон, манеж,
    И школа, и пальто.

    Родительный

    Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
    Вот у меня нет брата
    И хомяков – ни одного…
    Всё мама виновата!

    Дательный

    Это яблоко, скажите,
    Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
    Может, Лене? Или Вите?
    Нет, пожалуй, никому…

    Винительный

    Ой! В игрушках – кавардак!
    Не пойму сама никак:
    Обвинить КОГО? и ЧТО?
    Куклу? Кубики? Лото?

    Творительный

    Хочу я песни сочинять.
    С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
    Писать мне ручкой иль пером,
    Или цветным карандашом?

    Предложный

    Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
    О школе, о глаголах.
    Верней, я думаю о том,
    Как надоела школа…

    Зато теперь все падежи
    Я твёрдо заучила.
    Попробуй тоже так учи,
    Ведь знанья – это СИЛА!!!

    Полак Фрида

    Именительный - это ты,
    собирающая цветы,
    а родительный - для тебя
    трель и щелканье соловья.
    Если дательный - все тебе,
    счастье, названное в судьбе,
    то винительный… Нет, постой,
    я в грамматике не простой,
    хочешь новые падежи
    предложу тебе? - Предложи!
    - Повстречательный есть падеж,
    узнавательный есть падеж,
    полюбительный, обнимательный,
    целовательный есть падеж.
    Но они не одни и те ж -
    ожидательный и томительный,
    расставательный и мучительный,
    и ревнительный есть падеж.
    У меня их сто тысяч есть,
    а в грамматике только шесть!

    Кирсанов Семён

    Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
    - Мой именинник ТОТ,
    Который изумительно
    Науку познаёт!
    - ТОГО, - сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, -
    Я отрицаю, кто
    Не может без родителей
    Надеть своё пальто.
    - ТОМУ, - ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, -
    Плохое имя дам,
    Кто не любил старательно
    Уроки делать сам.
    - ТОГО, - сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, -
    Я буду обвинять,
    Кто книжку выразительно
    Не может прочитать.
    - С ТЕМ, - заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, -
    Я только лишь в ладу,
    Кто очень уважительно
    Относится к труду.
    - О ТОМ, - сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, -
    Я предложу рассказ,
    Кто в жизни делать может
    Полезное для нас.

    Тетивкин А.

    Весенние падежи

    Всё пробудилось ото сна:
    По миру шествует ВЕСНА.

    Как будто расцветаем мы,
    Почувствовав приход ВЕСНЫ.

    И захотелось выйти мне
    Навстречу молодой ВЕСНЕ.

    В листве зелёной утону
    И в этом обвиню ВЕСНУ.

    Природа дышит лишь одной
    Неповторимою ВЕСНОЙ.

    Скворец, присевший на сосне,
    Горланит песни О ВЕСНЕ.

    Другим об этом расскажи
    И повторишь ты падежи.

    Ключкина Н.

    Родительный падеж

    Я из дома убежал,
    Я до вечера гулял,
    С дерева в сугроб нырял,
    Без уроков жить мечтал.
    Для коллекции снежинки
    Языком я собирал.
    Около костра плясал
    И вокруг двора скакал.
    Мне уроки надо делать?
    Я на это наплевал!
    Вот стою я у доски
    И вздыхаю от тоски.
    Но родительный падеж
    Не забуду, хоть зарежь. (Т. Рик)

    Дательный падеж

    Если б я названия
    Падежам давал,
    Я б тогда дарительным
    ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
    А еще как размечтаюсь,
    Дед Морозом наряжаюсь
    И подарки всем несу:
    Братику, сестричке, псу.
    А еще КОМУ? ЧЕМУ?
    Птенчику, коню, сому,
    Кошке, зайцу, бегемоту,
    Крокодилу и слону!
    К паровозу тороплюсь,
    По земле лечу, несусь!
    Всем подарки развезу я
    И тогда домой вернусь! (Т. Рик)

    Винительный падеж

    Я – Винительный падеж,
    Обвиняю всюду всех.
    Нету никаких надежд,
    Что не допущу огрех.
    Слово «вижу» подставляй
    И меня определяй.
    - «Если хочешь много знать,
    Поскорей учись читать!»
    Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
    Научилась я… летать!
    Как взлечу под потолок
    Да махну через порог,
    Вылетаю за окошко,
    Курс держу я на лужок.
    Ненавижу обвинять,
    Буду все перечислять.
    ЧТО увижу и КОГО –
    Назову до одного!
    Вижу реку, вижу сад –
    Называю все подряд!
    Вижу вишню, вижу сливу.
    До чего вокруг красиво!
    Строят клуб невдалеке,
    Красят лодку на песке…
    Хватит, в школу возвращаюсь,
    В класс влетаю налегке. (Т. Рик)

    Творительный падеж

    Чтоб от всех не отставать,
    Слыть сообразительным,
    Надо всё теперь понять
    В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.
    Что там долго говорить.
    Вот решился я… творить!
    Карандаш, бумагу взял
    И пейзаж нарисовал.
    Я – художник, я – творец!
    Ух, какой я молодец!
    Перед замком куст цветет,
    Под корягой змей живет,
    Над дорогой реет сокол,
    За оградой лошадь ржёт.
    Я творю карандашом
    На листе своем большом.
    Вид украсил я с трудом
    Лесом, тучкой над прудом.
    Ну-ка, лист переверну
    И опять творить начну.
    Мой герой идет войной,
    Хочет править он страной,
    Поразить врагов стрелой,
    С башни их полить смолой.
    Стоп! Подумай головой,
    Для чего идти войной!
    Лучше миром кончить дело!
    Я альбом закрою свой (Т. Рик)

    Предложный падеж

    На уроке я скучаю.
    Что ж, я лучше помечтаю.
    Очень я люблю мечтать!
    Вот бы мне царевной стать!
    Я мечтаю о короне:
    Буду в ней сидеть на троне.
    Я мечтаю о слоне,
    Чтоб кататься при луне.
    Я мечтаю о сережках,
    Я мечтаю о сапожках.
    Вечерами в полумгле
    Я мечтаю об орле:
    Буду с ним летать на воле.
    Буду я учиться в школе…
    Ой, мечтаю я уже …
    О ПРЕДЛОЖНОМ падеже! (Т. Рик)

    Все существующие падежи русского языка

    1) Именительный падеж - кто?, что?
    2) Родительный падеж - нет кого?, чего?
    3) Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
    4) Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
    5) Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
    6) Предложный падеж - думать о ком?, о чём?

    7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!

    8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? - В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) - а как же на Святой Руси, на Украине?

    9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?

    10) Счетный падеж - встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).

    11) Отложительный падеж - определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.

    12) Лишительный падеж - используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).

    13) Количественно-отделительный падеж - похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).

    14) Ждательный падеж - Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).

    15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.

    1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

    Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

    мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
    моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
    моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

    Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

    2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

      Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

      Храбрый идальго, изысканная леди.

      Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

      Военный атташе, ночной портье.

      Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

      Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
      Шимпанзе кормила своих детёнышей.

      Исключения: цеце, иваси - женский род.

      Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

      Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

      Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

    3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

    Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

      Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

      Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

    Обратите внимание!

    Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

    4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

    Ясли, макароны, брюки, вилы.

    Б) Число имени существительного

    1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

    Карандаш - карандаши; врач - врачи.

    2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

    Только форму единственного числа имеют:

      большинство вещественных существительных;

      Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

      большинство отвлечённых существительных;

      Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

      большинство собирательных существительных;

      Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

      большинство имён собственных.

      Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

    Обратите внимание!

    В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

    1) у вещественных

    а) видов, сортов вещества:

    вино - десертные вина, масло - технические масла;

    б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

    вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

    2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

    а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

    возможность - новые возможности, радость - наши радости;

    б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

    мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

    Только форму множественного числа имеют:

      некоторые вещественные существительные;

      Чернила, опилки, очистки.

      некоторые отвлечённые существительные;

      Именины, выборы, нападки, козни, побои.

    • некоторые собирательные существительные;

      Деньги, финансы, дебри.

    • некоторые имена собственные;

      Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

      слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

      Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

      некоторые названия отрезков времени.

      Сумерки, сутки, будни, каникулы.

    Обратите внимание!

    У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

    В) Падеж и склонение имён существительных

    1. В русском языке шесть падежей :

      Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

    Обратите внимание!

    1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

    Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

    Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

    Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

    2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

    3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

    Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

    4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

    Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

    2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

      Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

      Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

    3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

    Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

    1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
    2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
    -о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
    3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

    4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

    5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

    человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
    люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

    6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

    Г) Образцы склонения имён существительных

    1-е склонение

    Падеж Единственное число Множественное число
    И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
    Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
    Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
    В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
    Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
    П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

    Обратите внимание!

    Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

    Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

    На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

    Ср.: к Марье, о Марье.

    2-е склонение. Мужской род

    Падеж Единственное число Множественное число
    И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
    Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
    Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
    В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
    Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
    П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

    Обратите внимание!

    Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

    Ср.: о радии, о планетарии.

    На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

    Ср.: о крае, о воробье .

    2-е склонение. Средний род

    Разносклоняемые существительные

    Падеж Единственное число Множественное число
    И. п. Время Путь Времена Пути
    Р. п. Времени Пути Времён Путей
    Д. п. Времени Пути Временам Путям
    В. п. Время Путь Времена Пути
    Т. п. Временем Путём Временами Путями
    П. п. О времени О пути О временах О путях

    Обратите внимание!

    В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
    Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

    Читайте также: