Особый и высший слой в среде джайнов - монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и тем становящиеся над остальными, превращающиеся в почти недосягаемый эталон, образец для подражания. Формально в монахи мог идти любой джайн, но шли все же весьма немногие, ибо далеко не всякий мог выдержать полную лишений жизнь бездомного аскета. Особенно это касалось женщин. Число монахинь, которыми становились чаще всего вдовы, было всегда незначительным. Каков же образ жизни джайнских монахов?
Вначале кандидат в монахи-аскеты три года должен пробыть послушником, выполняя принятые на себя различные обеты и во всем слушаясь своего наставника-гуру. На этом этапе он имеет право отказаться от своего намерения и возвратиться к мирской жизни. Затем наступает следующий этап - углубленного изучения доктрины, джайнских текстов, в первую очередь Кальпасутры, в которой описывается праведная жизнь 24 тиртханкаров и излагаются основы поведения аскетов. После завершения этого этапа и прохождения специального обряда посвящения, принятия на себя новых и весьма строгих обетов послушник считается окончательно принятым в ряды монахов-джайнов. Обратного пути уже нет.
Аскеты-джайны всегда вели жизнь странников - без дома, без имущества, без права пребывания на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Аскет мало спит, с четырех часов он на ногах. Он всегда внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-нибудь мелкое животное. Аскет ограничен в еде - он ест понемногу не более двух раз в сутки. Долгие часы и дни аскет проводит в благочестивых размышлениях, в сосредоточении и созерцании, стремясь тем самым приблизиться к познанию истины и в награду за это начать избавляться от кармы. Ступеней познания и приближения к спасению, мокше, у монахов-аскетов разных сект насчитывается от 16 до 53, включая смерть. Аскет живет милостыней, причем собирать ее он должен ежедневно, оставлять еду на завтрашний день запрещается. Поощряются время от времени посты, подчас достаточно длительные. Одной из крайних форм аскезы, тапаса, у джайн-ских монахов считается отказ от пищи, голодная смерть. Формы тапаса у джайнов - наиболее изощренные. К их числу относятся абсолютное молчание на протяжении долгих лет, пребывание на холоде или на солнце, многолетнее нахождение на ногах (тапасья привязывает себя к ветвям дерева и стоит, не садясь и не ложась, чуть ли не годами).
Но даже на этом достаточно красноречивом общем фоне изощренного тапаса в среде джайнских монахов выделяется особая группа аскетов-дигамбаров. Именно в их среде рвение и аскеза доводились до крайних пределов, а следование заветам Джины по возможности абсолютизировалось. В отличие от шветамбаров дигамбары не признавали женщин-монахинь - и в этом был свой резон, ибо та степень аскезы-тапаса, которой предавались дигамбары, женщинам была просто не под силу. У дигам-баров три степени аскезы, и только тот, кто достигает высшей, третьей степени, получает право ходить абсолютно нагим и тем самым почитаться почти святым. Такой аскет обычно питается лишь через день; его ученики часто выдирают ему волосы с корнем по волоску. Аскеты столь высокого класса не просят милостыню - они ждут, пока ее с трепетом дадут сами миряне.
Аскеты-дигамбары демонстративно отказываются от всего (поэтому они и ходят нагими) - ничто не должно связывать их с миром материального, кроме разве что минимального количества еды и питья. Именно дигамбары наиболее последовательно соблюдают принцип ахимсы: даже передвигаясь, они подметают опахалом землю перед собой, дабы не задавить невзначай мелких насекомых. Впрочем, метлу имеют при себе и аскеты-шветамбары, которые нередко носят также и кусок материи у рта, чтобы в рот не влетела мошка.
Следует заметить, что как шветамбары, так и дигамбары имели своих приверженцев среди джайнов-мирян и всегда опирались на их поддержку. Не будучи, как уже упоминалось, враждебными друг другу сектами, оба направления мирно уживались и пользовались взаимным признанием и уважением. Водораздел проходил скорее по другой линии: если миряне, и, прежде всего, их духовные вожди-жрецы, были своего рода теоретиками джайнской доктрины, то аскеты были ее практиками. Что же касается ее содержания, то оно было всегда достаточно большим и разнообразным, включая трактаты философского содержания, труды по этике, математике, логике и т. п. Но, пожалуй, центральное место в джайнской литературе занимали проблемы космографии и мифологии.
КОСМОГРАФИЯ И МИФОЛОГИЯ ДЖАЙНИЗМА
По представлениям джайнов, Вселенная состоит из мира и не-мира. Не-мир - это пустое пространство, акаша, недоступное для проникновения и восприятия и отдаленное от мира тройным слоем густой воды и ветра. Мир делится на нижний, средний и верхний. Нижний - нечто вроде преисподней - состоит из семи слоев, наивысший из которых населен божествами, а остальные шесть - грешниками ада, живущими среди гнили и нечистот, страдающими от мучений и пыток. Верхний мир подразделен на 10-11 слоев и 62-63 небесных уровня, на каждом из которых размещено множество дворцов-виманов, где обитают боги и освободившиеся от кармы джайны-сиддхи. Что же касается среднего мира, то это не столько реальная наша земля, сколько серия причудливым образом расположенных океанов, хипелагов и континентов, горных цепей, рощ и прудов со скальными дворцами, райскими кущами, алмазными стенами, хрустальными горами и волшебными деревьями. И хотя где-то здесь обитают и обычные люди со своими повседневными делами, трудно уйти от впечатления, что им в джайнской космографии практически нет места.
Другое дело - боги и демоны. Им несть числа, причем почти все они заняты делом. Кроме тех, кто обитает в среднем мире вместе с людьми (божества гор, рек, мест и т. п.), выделяются четыре класса божественных персон. К низшему из них относятся обитатели верхнего слоя преисподней, бхаванавасины, подразделяющиеся на десять категорий и, по меньшей мере, частично выполняющие функции демонов. Ко второму - божества ванамантара, живущие частично в том же верхнем слое нижнего мира, частично в рощах и на островах мира среднего. Это тоже полубожества-полудемоны. Третий класс - божества светил джйотиша. Светил, включая солнца и луны, великое множество - свои есть у каждого континента. Наконец, четвертый, высший класс божеств - вайманика, живущие в небесных дворцах-виманах. Выше всех божеств - освободившиеся джайны-сиддхи и тиртханкары, обитающие на самом верху верхнего мира небес.
На всю эту крайне усложненную космографию джайнская мифология накладывает свое представление о времени как о системе бесконечно сменяющих друг друга гигантских циклов (графически изображаемых в виде колеса с 12 спицами). В каждом из них 6 периодов нисходящего развития сменяются шестью периодами восходящего: от беззаботности золотого века через упадок и страдание к деградации и кризису, а затем все в обратном порядке. В каждом полуцикле свои 24 тиртханкара, свой Махавира Джина, на 21 тыс. лет после смерти которого (пятый период нисходящего развития) приходятся как расцвет джайнизма, так и его деградация и гибель - вместе с деградацией и гибелью всего остального (шестой период - это уже раскалившаяся земля, свирепые ураганы и жалкое прозябание уцелевших людей). Первый из 24 тиртханкаров выступает также в функции культурного героя (Ришабхадатта), а сын Ришабхадатты - первый из 12 идеальных мировых правителей-чакравартинов.
Если принять во внимание, что вся изложенная выше космо-мифологическая картина являет собой лишь крайне упрощенный вариант истинной картины мира, которая веками вырабатывалась и запечатлевалась в томах джайнского канона, то станет вполне очевидным, сколь нелегко было постигнуть все тонкости теории. Впрочем, этого и не требовалось. Главное в джайнизме всегда сводилось именно к практике, олицетворенной подвигами аскезы. Высшей формой аскетизма считалась голодная смерть, к которой многие из аскетов - а подчас и джайны-миряне - прибегали на склоне жизни и которая считалась, видимо, мистическим символом достижения конечной цели.
ДЖАЙНИЗМ В ИСТОРИИ ИНДИИ
Хотя джайнизм как религия в принципе был открытой доктриной, формально доступной для любого, кто пожелал бы к ней присоединиться, широкой популярности и множества сторонников это учение так и не приобрело. Видимо, этому не следует удивляться - весь строго пуританский стиль жизни, жесткие ограничения и крайности аскезы не могли не отпугивать простых индийцев, для которых уже на рубеже нашей эры, т. е. вскоре после оформления джайнизма как доктрины и начала распространения по Индии джайнских общин, возникла гораздо более приемлемая религиозная система - индуизм.
В индуистской Индии джайны на протяжении многих веков существовали в качестве этноконфессионального меньшинства. Правда, это меньшинство не было враждебно большинству. Напротив, оно, как упоминалось, сохраняло определенные связи с индуистами, чему способствовал факт сохранения каст и родственных контактов между джайнами и индуистами. Но эти связи не привели и к противоположному результату, т. е. к растворению джайнского меньшинства в океане индуизма. Строго организованная, внутренне дисциплинированная джайнская община сохранила свой стиль жизни и дожила до наших дней. Более того, несмотря на свою немногочисленность, джайны сыграли заметную роль в истории и культуре Индии. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, стройностью архитектуры, отделкой и убранством. Усилиями джайнов в средневековой Индии развивались наука, искусство и литература. Этика и благотворительность джайнов тоже не могли не быть замеченными, тем более, что и то, и другое отлично вписывалось в индуистскую систему социальных, моральных и духовных ценностей. И, наконец, аскетизм джайнских монахов не остался без внимания привыкших, но не устававших восхищаться подвигами аскезы индуистов.
Словом, джайнизм со временем стал как бы частью индуистской Индии. Хотя джайны отличались от индуистов, но это отличие не было принципиальным. Между джайнами и ревностными религиозными индуистами было даже много общего, чего не могли не сознавать обе стороны. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание, ибо совершенно иная судьба выпала на долю другой оппозиционной религиозной системы, возникшей параллельно с джайнизмом в.качестве идейного противовеса брахманизму и первоначально в социальном и доктринальном плане бывшей очень близкой джайнизму. Речь идет о великой религии - о буддизме.
Буддизм как религиозная система несравненно значительнее джайнизма, и о нем будет идти речь в нескольких из последующих глав книги. Применительно же к древней Индии обе доктрины стояли рядом и многое в них было сходным - будь то условия и обстоятельства появления обеих доктрин, биографии их основателей, этическая направленность, культ монашества, отказ от авторитета вед и брахманов и т. п. Но если многое сближало джайнизм и буддизм в качестве неортодоксальных религий древней Индии, то немало важного и разделяло их. Буддизм был далек от культа аскезы и строгой организационной структуры, свойственной джайнским общинам и способствовавшей их сохранению в окружении индуизма. Являясь едва ли не наиболее терпимой и организационно рыхлой из всех сколько-нибудь заметных религиозных систем, буддизм имел и другую судьбу: в отличие от джайнизма он был со временем не просто оттеснен индуизмом, но фактически вытеснен им за пределы Индии, где он и обрел вторую родину в ряде стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Дальнего Востока. И что характерно: это вытеснение произошло постепенно и мирно, не только не породив религиозных конфликтов, но даже практически оказавшись незамеченным, во всяком случае в самой Индии, на родине буддизма.
Ключевые слова этой страницы: , .
Двое симпатизируют друг другу, но пока не знают, куда их заведет эта симпатия. Кто думает, что мы, женщины, окажемся в его постели только потому, что западем на неотразимую мужскую красоту? Мы, женщины, так не думаем. Не бицепсом единым красен мужчина. Будет ли пуста сегодня его кровать? Это зависит от его способов охоты. Что он сделает для того, чтобы придать отношениям нужное направление, каким путем доберется до цели?
Я хочу рассказать о мужчинах. О тех, кого встретила в своей жизни. О тех, чьи брачные игры наблюдала со стороны. Вы не найдете здесь ничего о явных или скрытых вариантах купли-продажи: материальные стимулы отношений я намеренно оставляю за бортом своего дилетантского исследования. Даже и не исследования вовсе, а так - мыслей по поводу. Меня интересуют слова и жесты и, как бы это сказать, общая идеология, тем более интересная, что не всегда осознанная самим соблазнителем.
Любовник
Любовник силен своими эмоциями. Если ему кажется, что он в вас влюблен, он не спрячет это вновь открытое чувство внутри своего бездонного сердца. Напротив, он сделает все, чтобы вы об этом узнали, и сделает это так искренне, что вам не устоять (напоминаю, речь идет о случаях, когда присутствует изначальная взаимная симпатия). И как только вы узнали, приготовьтесь к празднику. Теперь, где бы вы ни встретились (а по свойствам межличностного магнетизма вы теперь случайно встречаетесь в самых неожиданных местах), вы натыкаетесь на горящие глаза и неподдельный интерес к собственной личности. Его арсенал - взгляды, улыбки, прикосновения и, главное, интонации. Он умеет сказать не "что", а "как". У него поразительное внимание к деталям и редкий дар превращать всякую ерунду, пустяки и мелочи в знаковые вещи. "С ума сойти: я только подумал о ложечке для чая, а ты мне ее уже подаешь" - это говорится с такой искренней благодарностью, что чувствуешь умиление. "Как это ты говоришь "булошная" по-старомосковски, как это мило". Он умеет сделать так, чтобы было тепло, ты таешь и…
Возможные трудности: как это принято, слабые места его стратегии - продолжение сильных. Его эмоциональность столь мощна, что накрывает жертву с головой. На первых порах это нравится, но потом начинаешь анализировать и замечаешь: твой любовник был занят тобой лишь в период охоты. А теперь, когда цель достигнута, он все больше занят собой. Он транслирует на тебя свои чувства и поворачивает тебя, как пирожок на сковородке, в зависимости от собственных потребностей в "горячо - холодно". А реальную тебя, с твоими чувствами и потребностями, не то чтобы очень уж замечает. Ну что же, праздник кончился.
Эстет
Большая часть взаимоотношений с эстетом - игры ума. И игры эти, надо признать, очень увлекательны.
Эстет выступает с вами на равных, что привлекает женщину, не обделенную интеллектом. Главная часть его соблазнения - разговорная, основной козырь - смена планов. Эстет может довести тебя до бешенства своим утонченным цинизмом и в тот момент, когда ты искренне недоумеваешь: "Что я делаю здесь рядом с этим придурком?" - и намереваешься уйти, хлопнув дверью, - предъявляет тебе свое белое и пушистое нутро. Мол, на самом деле он тонко чувствующий, наблюдательный и честно-несюсюкающий субъект. Главное и нередко единственное его оружие - слова. Но здесь он мастер, не знающий себе равных. О чем он говорит? О вас, конечно. И это не просто некий ролик, который прокручивается каждый раз при соблазнении очередной цели. Зная тебя без году неделя, он, не смущаясь, со всей откровенностью говорит о том, что вы сами про себя знаете, но думаете, что даже близким людям это понятно и заметно не всегда. Возможно, это не самые приятные вещи - и тогда тебя подкупает его некокетливая откровенность. А если приятные - лесть и правда в его комплиментах балансируют на грани твоей индивидуальной чувствительности к вранью. Будьте уверены: фальши он не допустит. Причем его интонации особой роли не играют: свои самые сокровенные наблюдения он может выдавать небрежным, будничным тоном.
В смысле поведенческой гибкости он просто находка. Сначала он попробовал сблизиться на скандале - не вышло. Попытался сойтись на откровенности - и получилось. Будьте уверены, если бы не сработал этот метод, он извлек бы из своего арсенала третий, четвертый, пятый. То, что стратегии шиты белыми нитками, нисколько его не смущает. Это уровень допуска, оповещающий: да, я знаю, и ты знаешь, что все маневры - лишь средства достижения цели. И что?
То, что он озаботился технологиями, - само по себе привлекательно и комплиментарно.
Возможные трудности такого вида соблазнения: и вновь недостатки метода вытекают из его достоинств. С эстетом так интересно разговаривать, что в постель не отправляешься из опасения испортить прекрасную беседу.
Гуру
Гуру - это некая смесь из первых двух типов, приправленная мистическим флером. Предполагается, что сидящий напротив вас мужчина не просто представитель своего пола, а носитель некого знания. Желательно, чтобы это было Знание с большой буквы, глубокое и эзотерическое, рангом уж никак не ниже тантрического буддизма.
Не знаю (а вернее, догадываюсь, но умолчу), что побуждает гуру не просто соблазнять женщину, а обещать ей космическое слияние со всем сущим - разумеется, при его, гуру, скромном пособничестве.
Так или иначе, практика бесконтактного оргазма в планетарных масштабах в большинстве случаев терпит провал, и паре ничего не остается, как приступить к высеканию эротической искры привычным способом.
Есть у меня на этот счет короткое, емкое и грубое определение, которое я с нескрываемым сожалением по соображениям цензуры опускаю.
Возможные трудности: беда этих мужчин в том, что они сами не вполне понимают, где они перестают быть мистическими гуру и становятся просто мужчинами. Из-за содержательной подмены они теряют ту потенциальную часть своих пассий, которая смотрит им в рот, ждет эзотерических откровений и совсем не покупается на их мужское обаяние.
Поклонник
Поклонник - находка для женщины властной, с садистскими наклонностями. Его техника - абсолютно вербальная, его метод - постоянное восхищение. Но в отличие от первого и второго случаев, где восхищение не исключает равенства, поклонник смотрит на женщину снизу вверх.
Вообще-то какие бы плотские чувства они, поклонники, к вам ни питали, очень желательно, чтобы вы, объект их страсти, не отвечали им взаимностью. Взаимность может разрушить прекрасную картинку постоянного стремления к недоступной цели. Если обнаруживается, что цель становится доступной, они теряют к ней интерес.
Наверное, небесный диспетчер что-то напутал и послал их не в то время: такой способ ухаживания и взгляд на женщину, такой культ недоступной прекрасной дамы был в ходу в эпоху вагантов, бардов и менестрелей - читай средневековье.
Возможные трудности такого вида соблазнения: очень трудно заниматься сексом с поднятой на пьедестал дамой. Да, они успевают так уверить объект своего желания в ее неповторимости, исключительности и недосягаемости, что она начинает относиться к ним соответственно: снисходительно. Как некое существо высшей касты, брахман в юбке. Ну и чему вы удивляетесь? Вы же сами ей это внушили.
Гейзер
Этот мужчина вообще не стреляет по мишеням, он классическая иллюстрация к выражению "Куда попал, туда и целился".
У меня есть смутное подозрение, что всем женщинам, попадающим в поле его зрения, он говорит одни и те же слова и не по одному разу. И, наверное, всех их одинаково берет за руку, одинаково ласково заглядывает в глаза, одинаково нежно нашептывает что-то на ушко. Но почему-то, думая об этом, я не испытываю никаких неприятных эмоций.
Метод его безвыигрышный и беспроигрышный одновременно. Почему? Да потому, что ни от одной из женщин он ничего специального не хочет и никаких усилий для ее соблазнения не прилагает. Просто, когда в его сигнальной системе включается лампочка "дама", механизм дальнейших действий запускается сам по себе. Итак, цели он не преследует и, если не достигает, совсем не расстраивается, не держит зла, не точит упреками. То, что ты не являешься целью, дает такое ощущение расслабленности и покоя! С ним легко, необязательно и недраматично. Ну представьте сами: допустим, женщина - с заниженной самооценкой, не очень уверенная в себе, временно одинокая - проходит мимо этого гейзера и попадает в его теплые волны. Многие остаются.
Возможные трудности: у этой легкости тоже есть свои побочные эффекты. Ему трудно остановиться, а порой и просто зафиксировать свой взгляд на каком-то одном объекте в течение продолжительного отрезка времени. Если женщина хочет серьезных глубоких отношений, думаю, ей не сюда.
Коллекционер
Он похож на предыдущей экземпляр, но его действия более расчетливы, хотя точно так же неприцельны.
Он постоянно находит женщин, предрасположенных к романам. Спектр женских качеств, которые могут его привлечь, очень широк.
Он может запасть на агрессивную женщину, на мягкую, на любую женщину. На красивую, потому что это начинается с восхищения, на некрасивую, потому что это начинается с сочувствия, на одинокую, потому что это начинается с жалости, на окруженную толпой поклонников, потому что раз все там, значит, там что-то интересное, и так далее.
Но он их не добивается: он привлекает их как-то по-другому. Он умеет так мягко разговаривать и кротким взглядом что-то такое обещать, что это очень часто принимают за любовь.
Возможные трудности: трудности проистекают из его позиции ожидания: дамы устают от его пассивности, за ласковыми взглядами обнаруживают холодность, за широким диапазоном приемлемости - неразборчивость.
А еще бывает соблазнение поневоле. Мужчина настолько равнодушен к данной конкретной женщине или к женщинам вообще, что чувствует себя в ее (их) присутствии легко, раскованно, непринужденно, распускает свое обаяние в полный рост. На что они, глупые, и покупаются. А равнодушная особь мужского пола лениво пожинает плоды своей ненамеренной охоты.
И вообще, как только нас, любимых, не соблазняют, к каким только струнам, кнопкам, болевым точкам не обращаются. На чем только не играют! На восторге и жалости, на гневе и признательности. В одних возбуждают дочерние чувства: "Я знаю, малышка, я все возьму на себя". В других - материнские: "Смотри, какой я убогий, без тебя я пропаду". Это мы с вами думаем, что рычаги, реле, педальки, включающие нашу чувственность, - тайные. А ничего подобного: играют на них - кто нежно, возвышенно и мелодично, как на арфе, - мрам-мрам; кто надрывно и душераздирающе, как на скрипке, - пилик-пилик; кто топорно, как на гуслях, - трям-брям.
Ах, да. Кроме того, есть просто мужчины. Ну, вы знаете, просто мужчины. Вы их наверняка видели в избытке. С ними уютно, спокойно, надежно, как в тихой гавани. За них мы часто выходим замуж. И очень потом скучаем. Потому что никакого мрам-мрам не происходит - сплошное трям-блям и иногда пилик-пилик.
Ну ничего. Мы ведь тоже охотиться умеем. Но это уже совсем другая история.
БРАНЬ АСКЕТА
Олег Бородкин
Date: 28-10-2003
БРАНЬ АСКЕТА
ДЕЛО ЖИЗНИ
я тесноту воспел.
воспел зубные пломбы.
воспел жужжанье ос.
воспел собак рычанье.
воспел свою мигрень.
воспел своё величье.
и женское затем
воспел нагое тело.
сопение воспел живого водолаза.
воспел бокал вина
в руке интеллигента.
воспел большой стоп-кран
купейного вагона:
мол, в случае чего
мы вырвем эту штуку.
воспел французов и
воспел дегенератов.
воспел свеченье в море
микроорганизмов.
воспел шуршанье
денежных и прочих знаков.
биение сердец
в грудных воспел я клетках.
я Африку воспел,
Китай и Антарктиду,
строительство домов
кирпичных и публичных.
Титаника воспел
гудок я прединфарктный
и борщ из топора,
и троцкость альпенштока.
воспел звезду на дне
солёнейшего моря.
и свастику воспел
на заднице фашиста.
воспел консервный нож
в кармане некрофила,
а также пива вкус
и вкус варёных раков.
воспел я всё, что здесь
блестит, ползёт и дышит,
летает и свистит,
поёт и убивает.
и чтоб не заржаветь
и пылью не покрыться,
я по второму разу
это воспеваю.
ТРИДЦАТЬ КУБИКОВ САХАРА
знают: я люблю сладкое,- эти люди.
лает, а камень схватишь - и нет собаки.
в женщине тоже важно - большие груди.
впрочем, порою стыдно быть человеком.
хуже лишь закалённым быть атеистом.
мы всей культурой обязаны древним грекам,
древним римлянам, Ленину и фашистам.
тридцать кубиков сахара в бензобаке.
фильтр карбюратора липкой забит дрянью.
где-то зреют подсолнухи, зреют маки.
дело кончится стопом и грязной бранью.
после очистки едем уж без истерик.
тридцать кубиков сахара на асфальте.
нам не указ любая из двух Америк.
жарите рыбу? что ж, продолжайте, жарьте.
сложные мысли делают мир циничней.
путь извращенца банальным чреват крахом.
мне-то всегда были ближе и симпатичней
вещи простые: такие, как соль и сахар.
сахар и соль, свет и тень, чай и водка,
деньги и совесть… один просит
чистой удачи. другой же бросает кротко
слово: авось, пронесёт… иногда проносит.
СЕКРЕТ ЛИ БО
Ли Бо, похоже, нынче вовсе спился
и в мыслях у него одно вино.
ему и снятся рюмки да бутылки.
он вкус воды забыл уже давно.
а что в стихах творится! -
пьяной ночью
плывёт по небу пьяная луна.
и катится слеза по жёлтой коже
лица. и снова хочется вина.
идёт война на варварской границе…
с мерзавцами Ли Бо вступает в спор…
всегда нетрезв,
не пить не может гений.
я всё ему прощаю до сих пор.
проснётся он и тонкий иероглиф
слегка дрожащей выведет рукой.
чудесные плоды порой приносит
борьба большого мастера с тоской.
ЛЕТНЯЯ БЕССОННИЦА
Андрею Ф.
бессонница противными когтями
опять впилась в уставший мыслить мозг.
и гения порой секут плетями,
и с гения порой слетает лоск.
и гению в тарелку лезут жабы,
пиявки, тараканы и жуки.
его терзают чокнутые бабы,
и жизни учат злые старики.
часами ты не спишь в своей постели.
и если уж под утро ты заснёшь,
тебе приснится поезд, рвущий к цели,
туда, где правдой делается ложь.
и рельсов больше нету, и насильник,
что управляет всем, прибавит ход.
и паровоз гудит не как будильник,
а как задевший айсберг пароход.
очнёшься. смотришь: рядом есть уроды,
что пляшут и на собственных костях.
и думаешь: на кой нам чёрт свобода,
когда мы в ней как окуни в сетях?!
РЕФЛЕКСЫ
рождённый ползать
летать желает.
мурлычет кошка,
собака лает.
в фольгу завёрнут
кусочек секса.
в мозгах - ни мысли,
одни рефлексы.
есть только мясо,
есть только тело.
душа как будто
бы отлетела.
хотя неправда,
душа-то бродит.
а если с телом
и происходят
метаморфозы,
то это - старость.
к тебе коварно
она подкралась.
ну, выпей водки,
кефиру, чаю…
грехи любые
себе прощают.
уж где засунул,
так там и вынешь…
аппендикс в чреве,
кремлёвский идиш
и шерсть на ж... -
лишь атавизмы.
долой уродов,
позор буддизму!
привет буддизму,
позор уродам!
в тюряге место
слепым народам.
нас презирают,
нас ненавидят.
я улыбаюсь.
Господь всё видит.
летать рождённый
желает ползать.
он, видно, принял
двойную дозу.
мы не уроды
и не красавцы.
мы не святые
и не мерзавцы.
и нам непросто
определиться,
когда браниться,
когда молиться.
ЛИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ненужное вычеркнуть. вычеркнуть всё.
знакомую плоть, искривлённые тени,
весеннюю лужу в арбатском дворе,
ущерб от случившихся вдруг сновидений.
ненужное вычеркнуть. вырвать. сломать.
продать за гроши перекупщику дряни.
иначе оно прорастёт сквозь асфальт,
замучит ночными звонками от пьяни.
червяк, извиваясь, висит на крючке.
приманка, добыча… хорошие ноги.
и губы впиваются в губы… зачем
ты должен мораль поместить в эпилоге?
ненужное выронить, выплюнуть, смыть
как грязь или кровушку с кафельной плитки.
не верю, что можно судьбу изменить,
однако свои не оставил попытки.
ненужного много, а нужного нет.
ты врёшь, но порою готов проболтаться.
ненужное вырезать, сглазить, избить,
убить и потом продолжать измываться.
кромсать на куски мертвечину, топтать,
калечить, как бездарь уродует песню.
ну, в общем, жестоко и больно любить,
пока это мёртвое вновь не воскреснет.
АЗИЯ ВНУТРИ
какие-то монголы по Арбату
туда-сюда гуляют не спеша.
им, видно, это нравится, монголам,
собою Третий Рим заполонить.
пока аборигены пребывают
в прострации, ждут осени, молчат,
довольно многочисленное племя
туристов мягко бродит по Москве.
сейчас туристов, в будущем - хозяев…
проснёшься утром, глянешь в зеркала
и от зеркал со стоном отшатнёшься:
там плоский нос и узкие глаза.
и ничего славянского, святого.
ты - монголоид. Азия внутри
и Азия снаружи. и рука,
привыкшая креститься, вдруг замрёт.
и в голове задвигаются мантры.
почешешь пальцем жёлтое лицо,
по-тарабарски выбранишься матом
и снова ляжешь в мятую постель:
авось тебе приснится добрый сон.
БРАНЬ АСКЕТА
а лето переходит в бабье лето.
а бабье лето плавно перейдёт
в разнузданную осень, в брань аскета,
в жуть, что у нас полжизни украдёт.
до судорог кого-то зацелуют.
и кто-то, выпив стопку, будет пьян.
и нищего собратья обворуют.
и мёртвый вождь закурит свой кальян.
под окнами русалки захохочут.
по-пушкински окрасятся леса.
и скажет старый пень, что снова хочет
упасть лицом в чужие телеса.
мне станет слишком скучно, слишком пусто.
начну очередных я ждать утрат.
мне опротивет всякое искусство.
я осени уже не буду рад.
прохожие вдруг сделаются слепы.
слепых, немых, глухих здесь легион…
и я сбегу из этого вертепа,
как из Москвы бежал Наполеон.
ТРУДНОЕ ВРЕМЯ
трудное время зима:
хочется тёщу убить.
даму большого ума
хочется стулом лупить.
я потому что садист,
гад и проклятая тварь.
совестью крепко нечист.
тёща кричит: ну, ударь!
я зазвездил ей по лбу
так, что зашибся кулак.
тёща включилась в борьбу:
мол, душегубец, дурак.
вот и колбасимся мы.
ей откушу завтра нос.
нас доведёт до тюрьмы
пошлый квартирный вопрос.
жрёт же она как Дюма.
глянешь и тянет запить.
трудное время зима:
хочется тёщу убить.
арктический воздух, вторгаясь в родные пределы,
морозит двуногих животных и портит машины.
в России хватает и снега, и страшного дела.
и воткнуты в небо нордических елей вершины.
здесь души порой тяготятся инстинктами плоти.
но вымерзнет похоть, и оргию сменит аскеза.
смешенье креплёных напитков предшествует рвоте.
хрупка на морозе пластмасса, и жгётся железо.
есть Север, который для многих как смерть неизбежен.
есть страны, которым милее судьба Атлантиды.
ко льду бледным лбом прикоснёшься, и звон этот нежен.
а если разлепишь глаза, открываются виды.
пусть воет под окнами нашими белая сука.
пусть язвы земные стремительный снег укрывает.
у каждого - личная ересь и личная мука.
арктический воздух пусть лёгкие нам разрывает.
УТОПЛЕННИК
утопленник глядит из-подо льда
и ничего не видит - лёд заснежен.
зима. в мозгах одна белиберда.
зато вкус рыбы делается нежен.
о камень точит ногти на руке.
шум города не слишком донимает.
утопленник живёт в Москве-реке,
но тайно о реке-Неве мечтает.
в России много рек, озёр, болот,
готовых обернуться Светлояром…
достаточно открыть разбухший рот,
и окунь лезет в рот буквально даром.
и в гости царь природы водолаз
к утопленнику изредка заглянет.
и сальный анекдот в который раз
рассказывать, посмеиваясь, станет…
зима. скупают водку рыбаки.
на снегоходах долбится элита.
и ангелы сморкаются в платки.
и бесы трут замёрзшие копыта.
была бы койка, чтоб бросить тело.
хочу, чтоб тёща разбогатела.
была бы рюмка, чтоб выпить водки.
была бы воля напялить шмотки.
была б структура, чтоб развалиться.
была б столица, чтоб веселиться.
была бы милость к пропащим людям.
была бы попа, и были б груди.
но нету денежного прироста.
и мозг болвана устроен просто.
попала в морду головка мака.
забил, зажарил и съел собаку.
и ухмыльнулся, когда проснулся,
и как-то хищно вдруг облизнулся.
была бы совесть, чтоб было стыдно.
краснеют уши, а глаз не видно.
была б Россия, чтоб тут родиться
и чтоб по жизни нам тут влачиться,
и чтобы в нужные сдохнуть сроки,
и отрешиться от всей мороки.
была бы дырка, была бы палка.
была б ворона, была бы галка.
была бы песня про всё такое,
игра в чудовищ, борьба с тоскою
и пуля, что пролетает мимо.
и красота, что неистребима.
СКОРО ЗИМА
это… скоро зима. скоро выпадет снег.
прояснится в мозгах у духовных калек.
заработает мысль, где бы денег украсть.
хоть немного срубить и при том не попасть.
даже голод в морозы особенно лют.
денег, денег давай! - жёны песню поют.
водка, мясо, любовь, пиво, хлеб и вино,
шмотки, чтиво, бензин, дурь и порнокино…
вся Россия того… или, к счастью, не вся…
водка, титьки, бензин… океаны вранья…
огороды костей, парники черепов.
прохудился "кондом"… кошка ловит клопов…
и бездомные псы ночью сильно орут
их отлов прекращён: сами вымрут? не мрут.
скоро, скоро зима мир почистит вокруг.
курит, но бросил пить мой спивавшийся друг.
я трудился с весны и кряхчу до сих пор.
строю что-то. сломал вот уж третий топор.
строю что-то… зимой, может быть, отдохну.
к середине зимы простужусь и чихну.
так, чего-то хотел. лучше не вспоминать…
лучше матом шипеть, чем безвольно стонать…
мой не спившийся друг скажет жёстко и зло:
разучился писать. просто гонишь фуфло.
я цинично кивну головою в ответ.
бесполезен любой бесполезный совет.
нам спасаться зачем? от чего? почему?
ничего не спасти. неподвластно уму.
сам я эту беду чем-нибудь да залью.
до свидания. чао. гудбай и адью…
проштудировал жизнь, как талмуд - иудей.
ведь не бисер же свиньям… пишу для людей.
Человек может довольствоваться малым – постулат людей проповедующих минимализм в противовес потребительству, захлестнувшему современный мир. Аскетизм поощряется в разных религиях и часто – это жесткие практики: самоистязания. Обычному человеку сложно идти таким путем, но есть менее суровые аскезы, результат от которых впечатляющий.
Что такое аскетизм?
Аскетизм – человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.
Аскетизм содержит в себе две составляющие:
- Материальный аскетизм - отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
- Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.
Аскетизм в философии
Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:
- освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
- власть духа над плотскими инстинктами;
- высокая эстетика в поступках и мыслях;
- жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
- ненасилие.
Аскеты в православии
Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.
Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):
- Иоанн Креститель;
- Онуфрий Великий;
- Серафим Саровский;
- Сергей Радонежский;
- Павел Обнорский;
- Тихон Калужский.
Аскетизм в буддизме
Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти - бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:
- Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
- Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
- Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
- Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
Виды аскетизма
Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:
- Аскетизм языка – очень важная аскеза речи. Пустословие, сплетни недопустимы у аскетов. Правдивость и добрые слова творят для человека и его близких - благоприятную судьбу.
- Аскетизм тела - ношение простой, из натуральных материалов одежды, соблюдение умеренности в пище, почитание, уважение родителей и старших по возрасту.
- Аскетизм ума - чистоте и контролю мыслей уделяется достаточное внимание. Самообладание помогает контролировать чувства и направлять их в правильное русло. Удовлетворенность ума зависит от принимаемой пищи и связана с аскезами для тела. Легкая пища – положительные мысли, тяжелая пища – страхи, невежество потеря контроля над разумом.
Как живут аскеты?
В современном обществе аскет это - человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический - это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:
- Довольство малым, без чувства ущербности, навязываемой маркетологами. Хорошие книги, лучше дорогой бытовой техники и мебельного гарнитура.
- Минимум вещей.
- Большое значение придается развитию внутреннего мира.
- Бережное отношение к природе (пластиковые пакеты, бутылки отсутствуют в быту аскетов по причине захламления планеты этими продуктами нефти).
- Благотворительность.
Аскетизм - причины
Зачем нужен аскетизм современному человеку? Главные общечеловеческие ценности остались неизменными на протяжении многих веков: уважение, здоровье, познание своих возможностей, вера в то, что «Я» - это не только тело, но и духовная субстанция. Смысл аскетизма для каждой личности он уникальный и несет свою смысловую нагрузку. Причины, по которым человек начинает практиковать аскезы:
- потеря здоровья, неизлечимые болезни;
- познание своего «Я»;
- расширение границ сознания;
- у женщин – бесплодие, отсутствие замужества;
- достижение сверхспособностей;
- стремление усилить мир положительными вибрациями (ненасилие, доброта).
Аскетизм - принципы
Что значит аскетизм - В.С. Соловьев (русский философ XIX в.) описал в своем произведении «Оправдание добра», отмечая при этом главные принципы аскетизма:
- Подчинение плоти духу – достойное отношение к тому, что ниже Духа.
- Сострадание, альтруизм, самообладание, благоговение – главные составляющие благостной аскезы.
- Любовь к Богу (Абсолюту, Логосу, Вселенной) – без нее любая аскеза теряет смысл.
На сегодняшний день часто можно слышать о том, что кто-то решил стать аскетом, но на самом деле мало кто знает значение данного слова. В общих чертах это человек, который решил отказаться от различных благ жизни, в целях личного духовного развития.
Аскет добровольно отказывается от благ цивилизации, комфортных условий жизни и удобства. Это определенная философия, суть которой заключается в том, что люди, которые относятся к данному направлению, чаще отдают предпочтение уединению, отказывается от общения.
Большая часть деятельности аскета направлена на самореализацию и самосовершенствование, для него главную роль играет духовность. Порой аскетами становятся ложно, когда сталкиваются с различными проблемами финансовом плане и в поиске себя в обществе.
Ещё в древности аскеты были популярными, это были отшельники, которые свое существование поддерживали в воздержании. Если говорить об общении таких людей, то чаще всего они достаточно закрытые, мало общаются, сужают до минимума свое окружение, в более радикальных случаях остаются совсем одни.
У аскетов практически нет жизненных удовольствий, они отказываются практически от всего людского. Сложно представить аскета, который бы смог создать успешную семью, подняться по карьерной лестнице или добиться материальных благ.
Если данная философия искренняя, то человек на первое место ставит духовное развитие, но часто бывает ложный аскетизм. Это тот случай, когда человек, ничего не добившись, объясняет это своим мировоззрением, старается добиться успеха хотя бы в уединении.
Во многом аскет придерживаться минимализма , но не стоит путать эти два понятия, потому как минималист отказывается от большего количества вещей в пользу лучших, а аскет и вовсе пренебрегает ими. Раньше такие люди большую часть своего времени проводили в молитвах, посвящали себя религии, отрекаясь от всего людского.
Это также можно воспринимать как протест против благ цивилизации и склонности людей показывать свое превосходство над другими. Однако со временем это превратилось в определённую крайность, люди начали воспринимать аскетизм как стремление отказаться абсолютно от всего. Многие приходят к данной философии именно потому, что устают от человеческой жадности и желания проводить каждый день в празднестве.
Аскет является человеком достаточно строгим и сдержанным, он даже может заниматься самоистязанием, чтобы постигнуть суть своего существования. Такие люди могут уходить в далёкие походы, отрекаться от благ цивилизации и выбирать для себя не комфортные условия проживания.
Истинный аскет считает, что он должен постигнуть страх и боль в целях докопаться до своих внутренних самоощущений. Если аскетизм является ложным, то человек не может отказаться от общения, только настоящий сторонник данного направления может уйти от общества в абсолютном одиночестве.
Ему чужды удовольствия, большую часть времени он обучается и самосовершенствуется. Нередко аскетами становятся глубоко несчастные люди, которые не смогли ничего добиться, перестали получать удовольствие от каждого дня.
Для аскета пища является исключительно источником энергии, одежда защищает от холода и жары. Ему не нужны новинки техники, украшения, машины и дома. Аскет может путешествовать в палатке по миру, находясь большую часть времени в дикой природе.
Аскет может также всячески отрицать искусство , потому как это связано с чувствами, ощущениями, удовольствием от созерцания. Если говорить о материальных благах, то иногда вполне объяснимо то, почему человек от них отказывается.
Однако из искусства можно черпать невероятную энергию, чего аскет не делает. Такие люди достаточно бесчувственные, они многое показательно отрицают и всеми силами стараются донести свою точку зрения окружающим. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда аскетизм является не истинным самовыражением, а желанием казаться.
В общих чертах можно сказать, что аскет – это человек, который выбирает одиночество , замыкается в себе и всеми силами ограничивает себя от различных базовых человеческих потребностей. Такие люди социально неадаптированные, всеми силами они стараются разорвать отношения даже с родными.
Сложно представить, чтобы успешный человек в работе, межличностных отношениях и семье резко отказался от всех благ, отдав предпочтение одиночеству. Именно поэтому психологи утверждают, что чаще всего данный образ жизни выбирают глубоко несчастные люди, которые разочаровались в мире, нередко им необходима помощь специалиста.
Примеры аскетизма достаточно единичные, но на сегодняшний день это стало определённой модой, многие стараются казаться аскетами для того чтобы выделиться из толпы и подчеркнуть свою индивидуальность.