Городская природоохранная акция батарейки сдавайтесь. Практико-ориентированный проект "Батарейки, сдавайтесь!". В ходе это важной акции


ГПБУ «Мосприрода» объявляет начало акции «Батарейки, сдавайтесь!».

Цель мероприятия - пропаганда природоохранной деятельности, привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, а также повышение уровня экологической культуры и развитие, в первую очередь, у школьников и студентов навыков раздельного сбора отходов. Акция организуется совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы

К участию приглашаются образовательные и социальные учреждения, детские, молодежные общественные организации, центры, объединения, центры дополнительного образования и другие.

Акция продлится с 21 марта по 21 мая 2016 года. Для участия в акции необходимо отправить заявку и пройти регистрацию (http://goo.gl/forms/ixWcR11GuU).
Зарегистрированные организации получат презентационные плакаты «Опасные отходы», «Батарейки сдавайтесь», а также информацию по срокам вывоза батареек. Кроме того, будут установлены специальные контейнеры для сбора и хранения батареек.

В рамках акции запланировано проведение экологических уроков и эколого-просветительских лекций с привлечением специалистов ГПБУ «Мосприрода» Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Не позднее 15 мая 2016 года каждая принявшая участие в акции организация подводит итоги внутреннего соревнования и определяет победителя, например, класс или группу детского сада. Сведения о количестве собранных батареек и победителе направляется в Управление экологического просвещения для награждения участников акции «Батарейки, сдавайтесь!» (http://goo.gl/forms/WaZx8AO81I)

Награждение проводится территориальными подразделениями ГПБУ «Мосприрода». Победителям вручаются: коллективный приз (набор просветительских материалов), бесплатная экскурсия в Эколого-просветительский центр «Кусково», диплом победителя городской природоохранной акции «Батарейки, сдавайтесь!».

Партнеры Акции: ООО «Мегаполисресурс» - действующий завод по переработке батареек, г. Челябинск и транспортная компании «ПЕГАС» (г. Москва). Также акцию поддержали ООО «Хартия» (г. Москва) и ООО «Экологические системы» - производитель контейнеров для раздельного сбора отходов.

Введение......................................................................................стр. 3-4

Цели и задачи проекта................................................................стр. 4-5

Литературный обзор...................................................................стр. 6-10

Работа над проектом...................................................................стр. 11-13

Выводы ………………………………………………………....стр. 14

Заключение……………………………………………………...стр. 15

Литература....................................................................................стр. 16

Приложения.................................................................................стр. 17-20

Введение

Для существования человека, его гармоничного развития прежде всего необходима благоприятная природная среда. А среда обитания человека не остается неизменной. В последние десятилетия человечество столкнулось с принципиально новой опасностью: неизмеримо выросла угроза, возникшая в результате производственной, казалось бы созидательной, деятельности человека. Это связано с тем, что положение самого человека двоякое. С одной стороны, он как биологический вид является составной частью природы нашей планеты. С другой стороны, в отличие от иных живых существ, человек имеет социально-культурные потребности и механизмы развития. Человек создает технику, новые искусственные вещества, строит здания, прокладывает дороги и для этого черпает из природной среды такие ресурсы, которые ранее живые существа не потребляли: руды, нефть, газ. При этом в природу возвращается масса чуждых ей отходов: пластик, металл, стройматериалы. Из года в год идет накопление загрязнителей в природной среде и живых организмах. Это приводит к ухудшению качества жизни, росту заболеваний, связанных с загрязнением среды.

Вот что пишут про охрану природы наши одноклассники.

Владимир А. «Чтобы сохранить живую природу, нужно бережно относиться к ней. Нельзя губить растения и ломать деревья, нельзя засорять природу пластиком и стеклом, нельзя оставлять непотушенные костры в лесу. Для птиц в холодное время года нужно строить кормушки».

Вика Н. «Чтобы сохранить живую природу нужно соблюдать экологию, в лесу вести себя организованно и соблюдать правила поведения, садить деревья, цветы, делать кормушки для птиц и кормить их, охранять и беречь природу».

Вероника М. «…Можно сортировать мусор. Экономить топливо, электричество, воду. Выбирать правильную одноразовую посуду – вместо пластмассовой только картонную».

2. Цели и задачи проекта

Тема нашего проекта «Батарейки, сдавайтесь» возникла после участия в акции по сбору батареек, объявленной в 2016 году заповедником «Малая Сосьва» в период проведения «Марша парков». В нашей школе постоянно уделяется внимание экологическому воспитанию. В связи с объявлением 2017 года годом экологии (Приложение № 1) мы решили эту акцию повторить на уровне всей гимназии, расширить, привлечь внимание всех учащихся к проблемам утилизации батареек. В наше время батарейки являются самыми распространенными источниками питания для электроники и мелкой техники. Батарейки используются в часах, пульте дистанционного управления, компьютерной мыши, детских игрушках и много где еще. Необходимость их замены возникает довольно часто. Но не каждый знает, как батарейку нужно утилизировать

Целью нашей работы является пропаганда экологических знаний среди учащихся гимназии

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить данную проблему по литературным источникам.

2. Разработать ряд мероприятий по пропаганде экологических знаний

3. Воспитывать экологически культурных людей с младшего школьного возраста через участие в экологических акциях.

Новизна нашей работы заключается в том, что в г. Советский не происходит централизованного сбора батареек у населения.

Объявленная заповедником «Малая Сосьва» акция по сбору батареек не будет доступна большей части населения города.

Практическая значимость :

1. Образовательная деятельность (рассказывать о вреде компонентов батарейки и их значении в природе и жизни человека)

2. Сбор батареек на территории школы (удобно родителям передать батарейки через учащегося)

3. Передача батареек в заповедник

4. При условии многолетней работы в данном направлении результаты приведут к улучшению экологической обстановки в районе.

3. Литературный обзор

Батарейка - это гальванический элемент, представляющий собой компактный автономный источник постоянного тока. Существует два типа автономных источников постоянного тока: первичные – однократного использования, не предназначенные для перезарядки, и вторичные - перезаряжаемые. Принцип действия батарейки прост, он был описан итальянским физиком Аллесандро Вольтом еще в 1782 году, на примере созданного им гальванического элемента с цинковым анодом и медным катодом погруженными в раствор серной кислоты. Главными компонентами батарейки, из которых она состоит на 90 %, являются электролит и два электрода: анод, подключенный к отрицательному полюсу (-) и катод, подключенный к положительному полюсу (+). Если подключить батарейку к электрической цепи, в ней начнут происходить окислительно-восстановительные процессы. Взаимодействуя с электролитом, материал анода начнет окисляться и выделять отрицательно заряженные частицы - электроны, - которые и образуют электрический ток. Во время работы батарейки в аноде (-) вырабатывается избыточное количество электронов, и единственным выходом для них является перемещение к положительному полюсу. Взаимодействуя с материалом катода, электроны нейтрализуются в результате реакции восстановления. Именно избыток электронов в отрицательном полюсе и их нехватка в положительном полюсе приводит к постоянному перераспределению электронов между полюсами и создает электрическое напряжение. Окислительно-восстановительные процессы протекают в батарейке постоянно, пока она подключена к электрической цепи, изменяя изначальный состав материалов анода и катода: образуются второстепенные элементы, которые препятствуют движению электронов. Это приводит батарейку в негодность.

Классификация батареек по типу электролита

  • Солевые батарейки
  • Щелочные батарейки
  • Ртутные батарейки
  • Серебряные батарейки
  • Литиевые батарейки
  1. Солевые батарейки появились во второй половине XX века и стали следующим этапом развития уже описанных марганцево-цинковых батареек. Солевые (угольно-цинковые, марганцево-цинковые) батарейки. В них используется пассивный уголь и двуокись марганца, электролит из хлорида аммония и катод из цинка. В перерывах между эксплуатацией элементы питания могут «восстанавливаться» - это обусловлено выравниванием локальных неоднородностей в композите электролита, вызванных разрядом. Это немного продлевает срок службы батарейки. Достоинство: низкая цена (из всех существующих батареек солевые батарейки самые дешевые) Недостатки: трудно различать разновидности по символической или словесной информации; сильное снижение напряжения в течение разряда; в конце гарантированного периода хранения потеря емкости достигает 30-40 %; при низких температурах окружающей среды их емкость стремится к нулю.
  2. Щелочные, или как их еще часто называют, алкалайновые батарейки (от англ. alkaline) появились в 1964 году. От марганцево-цинковых их отличает химический состав электролита - здесь используется щелочной электролит. Такие батарейки имеют продолжительный срок хранения, а в процессе эксплуатации напряжение на электродах меняется гораздо меньше, чем у элементов с солевым раствором. Достоинства: большая емкость, а значит и более длительный срок службы; лучше работают при низких температурах; обладают хорошей герметичность (вероятность протечки меньше); могут храниться дольше солевых элементов (до 5 лет); скорость саморазряда у них ниже (после года хранения при комнатной температуре потери емкости не превышают 10%). Недостатки: спадающая кривая разряда более высокая и цена и большая, чем у солевых батареек, масса (на 15-25%).
  3. Ртутная батарейка – в которой анодом является цинк, катодом - оксид ртути. Анод и катод разделены сепаратором и диафрагмой, пропитанной электролитом-40% раствором щелочи(гидроксида калия на адсорбенте). От алколайновых, ртутные батарейки отличаются большим постоянством напряжения, более высокой емкостью и энергоплотностью, а так же, более высокой стоимостью. Достоинства: постоянство напряжения, высокая энергоемкость и энергоплотность, устойчивость к высоким и низким температурам, продолжительный срок хранения. Недостатки: высокая стоимость, токсичность ртути при нарушении герметичности, проблемы сбора и безопасной утилизации.
  4. Серебряная батарейка - гальванический элемент, в котором анодом является цинк, катодом – оксид серебра. В качестве электролита в такой батарейке используется щелочь: гидроксида натрия (NaOH) или гидроксид калия (КОН). Их напряжение на 0,2 В выше, чем угольно-цинковых в одних и тех же условиях. Достоинства: постоянство напряжения, высокая энергоемкость и энергоплотность, устойчивость к высоким и низким температурам, длительный срок службы (серебряные батареи служат на 40% больше литиевых аналогов), продолжительный срок хранения. Недостаток: высокая стоимость.

5 . Литиевые батарейки обладают постоянством напряжения, самой большой емкостью на единицу массы, высокой плотностью энергии. В состав литиевых батареек входит литиевый катод, анод из различных материалов. Катод и анод разделены сепаратором и диафрагмой, пропитанной органическим электролитом. Достоинство: они легкие, отличаются очень большим сроком хранения (до 10-12 лет), устойчивые к высоким и (поскольку не содержат воды) очень низким температурам. Недостаток: высокая стоимость

Утилизация.

На корпусе батарейки практически всегда присутствует знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера, сообщающий о том, что ее нельзя выбрасывать вместе с остальными бытовыми отходами.

Вообще, батарейки - это химические устройства, элементы которых вступают в реакцию, давая на выходе электричество, которым мы и пользуемся. Элементы эти, в основном, токсичны и опасны: свинец, накапливаясь в организме, поражает почки, нервную систему, костные ткани; кадмий вредит легким и почкам, ртуть поражает мозг и нервную систему; никель и цинк могут вызвать дерматит; щелочи прожигают слизистые оболочки и кожу.

После выбрасывания металлическое покрытие батарейки разрушается от коррозии, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды, откуда уже недалеко и до рек, озер и прочих водоемов, используемых для питьевого водоснабжения. Ртуть - один из самых опасных и токсичных металлов, имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов и может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных.

А если батарейку сожгут на мусоросжигательном заводе, то все содержащиеся в ней токсичные материалы попадут в атмосферу. По правилам, их необходимо утилизировать на специальных предприятиях. Хотя удовольствие это не из дешевых, в развитых странах процесс сбора использованных батарей от населения и последующей грамотной утилизации хорошо налажен. Считается, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 кв.м. почвы. В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей.

Работа над проектом

Вначале работы мы наметили основные этапы

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Срок реализации

Механизм реализации

1. Подготовительный

декабрь 2016

Разработка этапов практической деятельности

Подготовка докладчиков (знакомство с литературой и интернет-источниками)

2. Планирование деятельности

Январь

2017

Составление графика посещения классов с лекциями

Распределение классов разных смен между Бодровым Валериеми ЛевченкоНатальей

3. Основной

Февраль- май

2017

Реализация проекта –проведение масштабной акции в фойе школы

Передача собранных батареек в заповедник

4. Аналитический

После проведения акции

Подведение итогов акции. Решение – сделать акцию бессрочной.

Ход работы:

  • На первом этапе мы изучили литературу по данному вопросу и подготовили выступление для учащихся (приложение № 3)
  • Следующий этап – выступления перед учащимися школы с беседами
  • Третий этап был более коротким, но самым значимым в нашей акции: в течение недели мы оповестили гимназию о проведении акции путём размещения объявлений и раздавали персональные листовки (Приложение № 2).
  • Был приготовлен плакат «Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжелыми металлами около 20 м 2 земли. В лесной зоне это территория обитания нескольких тысяч дождевых червей, двух деревьев, двух кротов или одного ежика.

СДАЙ БАТАРЕЙКУ – СПАСИ ЁЖИКА!»

Плакат разместили в фойе школы. В течение 2 дней был проведен сбор батареек от населения.

  • В мае месяце, при проведении мероприятий месячника «Спасти и сохранить», мы передали собранные батарейки в заповедник «Малая Сосьва».

Выводы по работе:

Исходя из поставленных нами задач мы

  1. Изучили данную проблему по различным литературным источникам.
  2. Разработали и провели ряд мероприятий внутри школы по пропаганде экологических знаний – мы посетили с беседами 18 начальных классов, перед старшеклассниками (21 класс) выступали учителя биологии.
  3. При проведении разъяснительных бесед на начальном этапе работы мы обратили внимание, что большинство учащихся, даже старших классов, не задумывались о вреде батареек для окружающей среды.
  4. Проведенная работа была достаточно эффективной – учащиеся сдавали батарейки в большом количестве и очень активно. В акции участвовали более 500 человек. Приблизительное количество собранных батареек – более 1000.

Заключение

После проведения акции мы считаем, что поставленная нами цель достигнута. Заповедник «Малая Сосьва» вручил сертификаты за активное участие в акции по сбору отработанных батареек «Разряжайся» самому активному классу 4 б и нам, ученикам 5 класса.

Мы продолжаем сбор батареек в течение всего 2018 года, не смотря на то, что год экологии закончился. В кабинете биологии находится контейнер, куда в любое время можно положить батарейки.

Наша работа – это важное мероприятие в помощь городу, внедряющему раздельный сбор мусора. А мы включены по итогам 2017 года в реестр пилотных площадок для проведения уроков по бережливому производству

Литература

  1. Хочу всё знать! Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта/ Пер. с англ. А. Зыковой, К.Молькова, О. Озеровой.- М.: Изд-во Эксмо,2005.-440 с., ил.
  2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: учебник для 10 класса общеобразовательной организации/-М.:ООО»Русское слово – учебник», 2014.
  3. Источники интернет.

Приложение №1.

  • Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий»
  • Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии»

В 2017 году пройдет Год экологии и год особо охраняемых территорий. В течение 2017 года будет реализована комплексная государственная программа, направленная на привлечение внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранению биологического разнообразия и обеспечения биологической безопасности. И мы можем внести свой посильный вклад в общее дело. Одно из направлений работы – это совершенствование управления отходами.

В 2017 году в России будет рекультивировано более 20 полигонов бытовых отходов. В десятках регионов будут открыты новые мусоросортировочные, мусороперерабатывающие комплексы и центры обращения с отходами. Во многих регионах страны будет продолжено внедрение системы сбора ртутьсодержащих и опасных отходов.

В Московской области и Казани планируется запуск инновационного пилотного проекта «Нулевое захоронение отходов». Будет продолжено формирование рыночных условий для активного введения раздельного сбора отходов.

«Гигантский ресурсный потенциал России, безусловно, имеет планетарное значение. Наша страна располагает колоссальными запасами пресной воды, лесных ресурсов, огромным биоразнообразием и выступает как экологический донор мира, обеспечивая ему почти 10 процентов биосферной устойчивости».

В.В.Путин

Приложение № 2

Листовка

2017 год объявлен годом экологии

Проблема загрязнения окружающей среды стоит на повестке дня. Особенно опасны бытовые отходы, которые не перерабатываются годами: пластик, стекло, металл. Кроме этого в быту используются предметы, которые нельзя выбрасывать вместе с бытовыми отходами – ртутные лампы, батарейки. Их нужно сдавать на переработку.

Собранные во время акции батарейки мы по договоренности передаем в заповедник «Малая Сосьва», который их отправляет в Ханты-Мансийск. Первый сбор батареек состоялся в мае 2016 года.

Приложение №3

Елена Сутырина

В первых числах ноября наш детский сад «Чайка» поддержал акцию «Батарейки сдавайтесь!», организованную Эколого-биологическим центром нашего города Дзержинска. Данная акция проводится с 17 октября по 17 ноября 2016 года.

Цель данной акции – привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения окружающей среды, а также развития у них навыков хозяйственного отношения к окружающему миру и повышения уровня экологической культуры и грамотности. Принять участие в данной акции мог любой, у кого есть старые использованные батарейки, положив их в контейнер. Все собранные нами батарейки будут отвезены в ЭКБЦ и организованно сданы на утилизацию.

В ходе это важной акции

дошкольники узнали:

Обычная маленькая батарейка содержит огромное количество опасных элементов и оказавшись на свалке, она начнёт терять целостность корпуса и начнёт выделять вредные вещества в почву, подземные воды и атмосферу;



- хранить использованные батарейки дома нельзя , так как происходит выделение опасных элементов в воздух. Проще накопить несколько единиц этих элементов и сдать сразу партию;


- хранить использованные батарейки в доме надо в полиэтиленовых контейнерах или коробках .




В целом же, мне как жителю моего города, моей страны, жаль, что это только акция, а не обычное, рядовое мероприятие. Думаю, что информацией о месте сдачи использованных батареек должен обладать каждый житель любого города и посёлка, а не только защитники природы.

Публикации по теме:

С 9 марта по 11 марта в дошкольном учреждении проходила акция «Дорожная масленица», направленная на привлечение внимания к изучению и соблюдению.

В наши дни проблемы защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности приобрели очень важное значение. Начинать.

2 сентября в нашем детском саду прошла акция «Я талантлив». Первая половина дня. Торжественная линейка под девизом «Талантливый.

18 марта воспитанники Сергиевского детского сада поддержали районную акцию "Крымская весна ". Целью данной акции стало знакомство детей.

Вот и наступило лето! Время тепла, долгожданных прогулок по лесу! Мы с детьми нашего сада во время экскурсий, бесед узнали, что в лесу растет.

Акция "Нет терроризму" Цель: формирования сострадания к чужому горю; навыков поведения дома, на улице, в транспорте, в парке, научить их.

Акция по БДД «Я соблюдаю ПДД» СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Я соблюдаю ПДД!» для старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: привлечение внимания общественности.

Акция проводится в целях пропаганды природоохранной деятельности и привлечения внимания людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты, а также развития у них навыков хозяйственного отношения к окружающему миру и повышения уровня экологической культуры и грамотности.

К участию в Акции приглашаются образовательные организации города Москвы, детские, молодежные общественные организации, центры, объединения, центры дополнительного образования и другие организации.

Акция «Батарейки, сдавайтесь!» проводится Управлением эколого-просветительской деятельности ГПБУ «Мосприрода» совместно с Городским методическим центром Департамента образования города Москвы. Партнер акции — ООО «Мегаполисресурс» (действующий завод по переработке батареек, г. Челябинск). Также акцию поддержали ООО «Хартия» (г. Москва), транспортная компания «ПЕГАС» (г. Москва) и ООО «Экологические системы» (производитель контейнеров для раздельного сбора отходов).

Акция проводится с 21 марта по 21 мая 2016 года и состоит из:
1. Подготовительного этапа (сроки проведения: с 21 марта по 24 марта 2016 года). Регистрация участников акции по заданной форме с указанием сроков вывоза батареек и получение контейнера (в ответственных школах по решению ГМЦ), информационных плакатов «Опасные отходы», «Батарейки сдавайтесь» (в отделах экологического просвещения и эколого-просветительских центрах ГПБУ Мосприрода») для проведения занятий и организации сбора, хранения собранных батареек.
2. Основного этапа (сроки проведения: с 25 марта по 20 мая 2016 года).
а/ Проведение эколого-просветительских лекций с 25 марта по 15 апреля самостоятельно учебным учреждением, с привлечением специалистов Эколого-просветительских центров или Отделов экологического просвещения Дирекций природных территорий ГПБУ «Мосприрода».
б/ Сбор батареек образовательными учреждениями.
в/ Передача батареек в школы, ответственные за сбор батареек (согласно решению ГМЦ).
г/ Помощь в организации вывоза батареек партнеру акции Транспортной компании «ПЕГАС» (в соответствии с установленным графиком: 14-15 апреля и 19-20 мая 2016 года).


Не позднее 15 мая 2016 года каждая образовательная организация подводит итоги внутреннего соревнования и определяет класс-победитель. Сведения о количестве собранных батареек, а также о классе-победителе направляются в оргкомитет Управления экологического просвещения для награждения участников Акции.
Для участия в акции нужно отправить заявку .

Награждение победителей Акции проводится Отделами экологического просвещения ГПБУ «Мосприрода» в образовательных учреждениях не позднее 24 мая 2016 года. Даты награждений определяются по согласованию с руководством образовательных объединений, принимающих участие в Акции.
Победителям вручаются: коллективный приз (набор просветительских материалов), бесплатная экскурсия в Эколого-просветительский центр «Кусково», диплом победителя городской природоохранной акции «Батарейки, сдавайтесь!».

Адреса доставки контейнеров (по 100 шт):

1. СВАО, ГБОУ 354 ШКОЛА — МЕТРО БАУМАНСКАЯ, ЛЕФОРТОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК, ДОМ 10, КОНТАКТНОЕ ЛИЦО САМИН АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, 8-903-797-10-70.
2. ЮЗАО, ЭПЦ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ — МЕТРО ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ, АНДРЕЕВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 1, КОНТАКТНОЕ ЛИЦО МУРОМЕЦ ЮЛИЯ ВАСИЛЬЕВНА, 8-915-124-10-30.

3. ЗАО, ГБОУ ШКОЛА № 2101 — МЕТРО ФИЛЕВСКИЙ ПАРК, УЛИЦА КАСТАНАЕВСКАЯ, ДОМ 29, КОРПУС 1, КОНТАКТНОЕ ЛИЦО КОВАЛЕВ ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, 8-916-959-85-69

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире широкое распространение получили пальчиковые батарейки. Каждый из нас пользуется в своей жизни батарейками. Пульт для телевизора, часы, игрушки, телефоны, фотоаппараты, фонари, которые есть у каждого человека в доме, на работе, в школе всегда есть предмет, который работает на батарейках. А ведь это целая энергетическая станция, работающая на определенных химических веществах по физическим законам. Огромное количество современных изобретений нуждается в автономных источниках энергии - аккумуляторах и батарейках. Но рано или поздно каждая батарейка выходит из строя и ее нужно выбрасывать. И использованная батарейка сразу же попадает в мусорное ведро. А ведь мало кто знает, насколько силен эффект от этих маленьких батареек на окружающую среду и здоровье человека.

Изучив огромное количество литературы, интернет-сайтов, я с родителями решил помочь природе, путём информирования населения отрицательного влияния батареек и проведения акции по сбору пальчиковых батареек в нашей гимназии.

Объект исследования: пальчиковая батарейка.

Предмет исследования: влияние батареек на окружающую среду и здоровье человека.

Гипотеза исследования: пальчиковая батарейкаотрицательно влияет на окружающую среду.

Цель исследования : изучение влияния пальчиковой батарейки на окружающую среду.

Задачи исследования:

1. Изучить влияние батареек на окружающую среду.

2. Провести опыты с батарейкой с целью проверки гипотезы.

3. Собрать использованные батарейки с целью правильной утилизации.

Актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием влияния человека на окружающую среду.В батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.

Ядовитые вещества из батареек, проникают в почву, в подземные воды, попадают в реки и в водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения с кипячением не исчезают.

Актуальность также заключается в том, что население города недостаточно информировано о действиях, направленных на сбор и утилизацию использованных батареек.

Методы исследования: анализ литературы, данных сайтов, анкетирование, наблюдение,эксперимент.

Новизна исследования заключается в том, что в исследовании рассмотрены вопросы, которые недостаточно изучены и требуют дальнейшего изучения.

Практическая значимость исследования в том, что работа, проведённая в ходе исследования, будет полезна для окружающей среды.

Глава 1. Основная часть.

    1. Как работает пальчиковая батарейка.

Электрические батарейки, бесспорно, полезная вещь. Ведь многие игрушки работают от батареек, и это очень удобно. А то пришлось бы включать их в розетку, путаться в длинных проводах. К тому же электрический ток из сети не подходит для игрушек, понадобилась бы ещё специальная коробочка для его исправления. Батарейки дают игрушкам и другим полезным вещам независимость и самостоятельность.

Батарейка делает электрический ток: крутятся колёса у машинки, ходят часы, работает плеер. А батарейка «садится». Что значит «садится»? Такое слово используют, чтобы показать, что батарейка расходует свою энергию. Так человек, когда начинает уставать, стремится куда-нибудь присесть. Когда всю энергию батарейка истратит, то перестанет работать и не сможет больше создавать электрический ток. Что же в ней происходит? Внутри у пальчиковой батарейки - два цилиндра, вставленные один в другой. Между цилиндрами находится специальный раствор или паста. От одного цилиндра к другому и течёт электрический ток. Например, от одного цилиндра по проводу ток идёт в мотор машинки, крутит колёса, и дальше по проводу подходит к другому цилиндру. Электрический ток в проводах - это движение электронов, а в растворе между цилиндрами - это движение ионов. Всё самое интересное происходит на этих цилиндрах, где движение электронов превращается в движение ионов.

Цилиндры сделаны из разных веществ. Один из них сделан из металла. Например, цинка. В металле много электронов гуляет свободно. Это значит, что атомы металла превратились в ионы. Ионы в несколько тысяч раз тяжелее электронов, их трудно сдвинуть с места, и в электрическом токе в самом металле они не участвуют. Ток по металлам переносится электронами. А в батарейке этот металл одним боком мокнет в растворе. В результате часть ионов из металла попадает в раствор. И в металле остаются "лишние" свободные электроны. Общий заряд электронов становится больше, чем у ионов. Такой беспорядок в природе долго существовать не может. Электроны отправляются на поиски положительных ионов. Но через раствор они пройти не могут, у них один путь - через провода, через мотор, покрутив колёса, электроны попадают на другой цилиндр батарейки. А второй цилиндр батарейки сделан из другого вещества. Это такое вещество, которое охотно выхватывает ионы из раствора, и с помощью электронов, пришедших по проводам, образует с ними какое-то новое вещество, соединяя электроны с ионами и со своими атомами.

Вот так и поддерживается электрический ток. Один цилиндр батарейки отдаёт положительные ионы в раствор, а электроны в провода, а другой хватает ионы из раствора, а электроны из проводов и соединяет их в новое вещество. И по мере работы батарейки портятся цилиндры и раствор между ними. А когда окончательно испортятся, то и говорят, что батарейка «села».

Самое сложное в создании батареек - это подобрать материал для цилиндров и раствора между ними. Обычно это редкие металлы. Поэтому во многих странах «севшие» батарейки не выкидывают в общий мусор, а собирают, а затем на специальных заводах восстанавливают материалы, из которых они были сделаны, чтобы использовать их ещё раз.

    1. Условный знак на батарейке.

Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, вы практически всегда увидите на ней этот знак, который означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в специальный пункт утилизации» .

Рис.1. Условный знак на батарейке.И этот знак на батарейке стоит неспроста!

Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! В батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.

    1. Опасность тяжёлых металлов, находящихся в батарейках для человека.

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки их металлическое покрытие разрушается, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Чем же опасны тяжелые металлы, находящиеся в батарейках?Свинец н акапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, нервные расстройства. Кадмий н акапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Является канцерогеном, то есть провоцирует рак, а также вызывает дерматиты. Ртуть влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы. Наиболее уязвимы дети. Металлическая ртуть — яд. По степени воздействия на организм человека ртуть относится к 1-му классу опасности — «чрезвычайно опасные вещества». Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках.

    1. Утилизация батареек.

Вопрос об утилизации батареек по-разному решается в разных странах мира. Так, в Японии батарейки старательно собирают и хранят до тех времен, когда будет изобретена оптимальная перерабатывающая технология. В Европе во всех супермаркетах стоят контейнеры для использованных батареек. Лидером среди стран является Бельгия, в которой до 50% элементов питания направляется на переработку. В городах США и Канады в многолюдных местах установлены контейнеры для батареек.

Ввести такую практику хотят и в России. Мы узнали, что магазины ИКЕА принимают использованные батарейки. Вещества, извлекаемые из батареек при переработке (графит, соли цинка и марганца), в дальнейшем могут быть использованы как для создания новых батареек, так и в других отраслях, в частности, в фармацевтике.

Но в нашем городе нет таких магазинов, нет больших контейнеров для сбора этих батареек. Мы предлагаем закупоривать пальчиковые батарейки в маленькие пластмассовые бутылки из-под шампуней, контейнеров из-под Kinder Сюрпризов и т.д. Подойдет любая тара, которую можно плотно закрыть. Конечно, такую масштабную проблему нельзя решить без помощи государства, но и ничего не делать тоже невозможно.

Глава 2. Экспериментальная часть.

Собрав всю информацию о влиянии батареек на окружающую среду и организм человека, я с родителями провёл опыты, которые помогут мне доказать гипотезу о вреде батареек.

2.1. Исследование 1.«Влияние воды на батарейку».

Вместе с родителями мы провели опыт «Влияние воды на батарейку».Мы поместили батарейку в водный раствор. В результате наблюдали потемнение, затем ржавление (Приложение 1).

Т.е. в этом случае происходит образование солей тяжелых металлов. Таким же образом соли могут образовываться в природе, что ведёт к попаданию их в почву и грунтовые воды.

Данный опыт прост и максимально приближен к реальным условиям. Когда батарейки просто выброшены и валяются на свалках, соответственно они подвержены влиянию различных осадков.

Вывод: наша гипотеза подтвердилась. Основываясь на научную литературу, используя свои собственные наблюдения, опыт, можно утверждать, что выбрасываемые батарейки в мусорные баки, опасны для человека и окружающей среды.

2.2. Исследование 2. «Влияние щелочной среды на батарейку».

Мы с родителями решили проверить, как щелочная среда влияет на батарейку. Для начала взвесили батарейку перед опытом и после него. Затем поместили батарейку в кислую среду. Достали батарейку (Приложение 2).

Выводы: в результате того, что почвы могут быть кислые, то батарейки могут реагировать с имеющимися там кислотами. Реакции будут протекать с выделением водорода. Выделяющийся газ при поджоге делает очень сильный хлопок. А что будет, если каждая семья будет неправильно утилизировать батарейки?! Сколько газа накопится и к чему это может привести?

И снова наша гипотеза подтвердилась. Исходя из проведённого опыта, можно с уверенностью утверждать, что выбрасываемые батарейки в мусорные баки, опасны для человека и окружающей среды.

Мы выяснили, что процесс утилизации предусматривает 100% переработку: батарейку физически разделяют на металлический кожух и внутреннее наполнение. Внутренности же делятся на углерод, жидкие и твёрдые фракции, затем методом электролиза последовательно выкристаллизовывают тяжелые металлы.

Заключение.

Мы с родителями подумали и решили провести акцию по сбору батареек «Батарейки, сдавайтесь!» в гимназии №2. Ученики не остались в стороне и приняли в ней участие. Параллельно мы проводили следующую работу:

    выступление на классных часах среди учащихся нашей гимназии на тему: «Польза и вред батареек»;

    организация и сбор учащимися гимназии использованных батареек с целью правильной утилизации;

    обращение к жителям нашего города через сайт гимназии и социальные сети с призывом не выбрасывать использованные батарейки (Приложение 3).

Мы люди, считаем себя самыми умными обитателями планеты, но посмотрите, что мы делаем? Дождевые черви рыхлят землю и обогащают её питательными веществами, а мы её истощаем. Растения без устали извлекают из земли тяжёлые металлы, а мы их туда складываем. А основной источник тяжёлых металлов, ртути, свинца и кадмия, и щелочного металла лития - отработанные батарейки. Даже одна единственная пальчиковая батарейка заражает 20 квадратных метров земли! Так давайте помогать бескорыстным и трудолюбивым подземным жителям и растениям! Ведь в итоге все яды, которые мы беспечно отправляем на помойку, возвращаются к нам - с водой из-под крана, с дымом горящей свалки, с рыбой, выловленной в реках и озерах. Хотите пить чистую воду, дышать чистым воздухом? Во всём мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора. Давайте же и мы поступать так же! Не забывайте, что отравление тяжёлыми металлами, содержащимися в батарейках, приводит к сердечной недостаточности, поражению почек и печени, поражению центральной нервной системы и даже к смерти!

Список использованной литературы

1. Акленова М.Д. «Энциклопедия для детей том 14 », М: Аванта+, 2001 г.

2. Володин В.А. «Энциклопедия для детей том 17», М: Аванта+, 2000 г.

3.Зубков. Б. В. «Энциклопедический словарь юного техника», М: Педагогика, 1988 г.

Материалы интернет-ресурсов:

1. http://crazymama.ru/

2. www.greenpatrol.ru/biblio/bibliounit/

3. http://www.greenconsumerism.org/articles/43/c6/i8.html

Приложение 1.

Рис.1-2. Исследование 1. «Влияние воды на батарейку».

Приложение 2.

Рис.3-4. Исследование 2. «Влияние щелочной среды на батарейку».

Приложение 3.

Рис.5-6. Акция «Батарейки, сдавайтесь!» в гимназии №2

Рис.7. Акция «Батарейки, сдавайтесь!» в гимназии №2

Читайте также: