Ответственность школы за безопасность детей. Кто же отвечает за безопасность детей в школе и детском саду? На основании закона РФ. Какие влечет за собой последствия

Есть ли в практике работы общеобразовательных организаций порядок передачи детей после окончания урока от учителя к учителю? Например, у учителя математики закончился урок в 7Б классе, проходивший на 1-ом этаже в кабинете "Математика". Следующий урок этого класса у другого учителя - русского языка в другом кабинете на 3-ем этаже (в кабинете "Русский язык и литература"). В какой момент закончится ответственность учителя математики за жизнь и здоровье детей 7Б класса и начнется ответственность учителя русского языка? Учитель несет ответственность за жизнь детей во время перемены?

Ответ

Нет, о такой практике сведений нет. Учитель ответственность за жизнь детей несет только во время урока, на перемене наблюдение за детьми может осуществляться дежурными работниками.

Обоснование
Школа обязана создавать безопасные условия обучения детей ( Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Общее руководство работой в данном направлении осуществляет директор, поэтому обязанности работников организации в части обеспечения безопасности детей распределяются руководителем и отражаются в должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка и иных документах.

Определены Единым квалификационным справочником, утв. . Среди них указана обязанность обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. То есть учитель несет ответственность за жизнь детей только во время урока.

Передача детей от учителя к учителю после окончания урока почти не реализуема на практике. Перемена - это время отдыха детей, в это время дети не находятся в одном месте (как например на уроке), чтобы за ними можно было уследить одному человеку.

На практике в большинстве случаев на переменах организуются дежурства учителей в коридорах, рекреациях, столовой и других помещениях. Работники, которым поручено следить за порядком на конкретном участке, принимают меры по обеспечению безопасности всех находящихся на вверенном участке детей.

Актуально сейчас:

| Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Безусловно, в соответствии с действующим законодательством основной обязанностью любого образовательного учреждения является в первую очередь сохранение жизни и укрепление здоровья детей. Именно поэтому в школах категорически запрещается отпускать учеников на различные мероприятия (репетиции, соревнования) по личной просьбе учащихся, посторонних лиц, родителей без разрешения администрации школы. Запрещается удалять учеников с урока. Учитель во время урока несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей. И должен отпускать учащихся с урока только по звонку и не задерживать на перемене. Проведение экскурсий, походов, соревнований и иных мероприятий вне школы разрешается только после издания приказа на то директора школы. А ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении подобных акций несет тот учитель, воспитатель или любой другой сотрудник школы, который обозначен приказом директора в качестве сопровождающего и ответственного. В случае если детей в школу централизованно доставляет школьный автобус, то образовательное учреждение берет на себя ответственность за ребенка с момента его посадки в автобус.В некоторых школах родители в соответствии с письменным договором со школой берут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, когда тот идет на занятия и с занятий. Это активизирует желание родителей участвовать в профилактике ДТП и по возможности сопровождать детей в школу и обратно.Но объективно существующие школьные факторы риска, важнейший из которых – неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди мальчиков в школе во время перемены или на школьном дворе – далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно рассматривать сугубо индивидуально.Не так давно в городе Барнауле родители мальчика, упавшего с качелей во дворе школы, выиграли судебный иск у ее администрации и у строительной компании, установившей качели без ограничителей высоты.Тем не менее действующее гражданское законодательство РФ исходит, во-первых, из принципа виновности причинителя вреда как обязательного условия привлечения лица к ответственности и, во-вторых, учитывает грубую неосторожность самого потерпевшего, если она содействовала возникновению или увеличению ущерба. То есть, даже если все педагоги в школе прошли все необходимые инструктажи, даже все школьное оборудование, мебель и территория идеально благоустроены, даже если за каждый их квадратный миллиметр установлен ответственный из числа школьной администрации, все равно никакой самый выверенный комплекс мер безопасности не сможет помешать ученику улучить момент и на спор с одноклассниками прыгнуть с третьего этажа… Поэтому в данном случае о привлечении школы к имущественной ответственности едва ли стоит говорить.Да и в принципе судебная практика в настоящее время исходит из того, что в счет причинения вреда здоровью возмещаются лишь чрезвычайно незначительные суммы. А связанные с этим судебные процедуры себя попросту не окупают.Если же поделить ответственность за здоровье детей “на троих” – то есть на школу, семью и самих детей, – то груз ответственности каждого окажется не таким уж тяжелым.

Материал к педсовету на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ».

БЕЗОПАСНОСТЬ школы - это условие сохранения жизни и здоровья учащихся и работников, а также материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (Приказ Министерства образования РФ от 12 января 2004 г. № 31 «Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004 – 2007 годы «Безопасность образовательного учреждения»).

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики школы и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния школы (Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»).

Учащиеся:

  • проходят обучение (в учебное время) по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
  • принимают участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;
  • осуществляют чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

Перечень мероприятий по обеспечению безопасности.

1. Охранные:

Обеспечение контрольно-пропускного режима;

Охрана имущества школы;

Охрана имущества учеников (гардероб);

Обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий.

2. Организационно-технические :

Укрепление ограждений, решеток на окнах 1-ых этажей;

Установка охранно-пожарной сигнализации, в т.ч. «тревожной кнопки»;

Установка систем контроля доступа (домофоны) и систем видео наблюдения.

3. Профилактические :

Проведение тренировок с персоналом школы по действиям при ЧС;

Периодические осмотры охраняемого объекта;

Взаимодействие с правоохранительными органами (противодействие «школьному» хулиганству, в т.ч. телефонному терроризму) и общественными организациями.

4. Обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса

Безопасность школы является приоритетной в деятельности администрации школы и педагогического коллектива.

Ответственность образовательного учреждения за безопасность детей

Обеспечение безопасности учащихся во время образовательного процесса – одно из условий работы школы. В случае нарушения этого условия образовательное учреждение должно нести ответственность согласно действующему законодательству.

На уроке физкультуры ученица не удержалась на канате и, упав, получила травму спины. Какое наказание ждет учителя? Влияет ли на ситуацию тот факт, что девочка полезла на канат, не реагируя на запрет педагога?

Наказание понесет, в первую очередь, не учитель, а школа, поскольку, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям ученицы моральный вред, а также расходы на лечение.

А учителя может ожидать следующее:

  1. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей педагог может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения , это зависит от степени тяжести травмы) в порядке, установленном ст. 192 и 193 Трудового кодекса РФ. Такого понятия, как "не реагировала на запрет учителя", действующее законодательство не содержит, поэтому на ситуацию этот нюанс никак не влияет. Исключение составляет так называемый "форс-мажор", которого в данном случае нет.
  2. Школа, заплатив родителям ученицы материальную компенсацию и моральный вред, вправе взыскать суммы понесенных ею расходов в порядке регресса с виновного учителя (ст. 1081 ГК РФ).

Кроме того, в случае причинения тяжкого вреда здоровью ученицы (это должно быть подтверждено результатами судебно-медицинской экспертизы) учитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 118 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей).

Учитель поехал с классом на экскурсию. По возвращении обнаружилось, что один учащийся "где-то потерялся". Оказалось, что ребенок в суматохе не успел сесть в нужный автобус. До школы он добрался самостоятельно. Чем может грозить учителю такое халатное отношение к обязанностям? А если бы с ребенком что-то случилось, какова была бы ответственность учителя? Важно ли при этом, сколько ребенку лет?

За "потерю" ученика на экскурсии (если ученик не пострадал) учителю грозит лишь дисциплинарное взыскание (замечание или выговор). А вот если бы с ребенком в это время что-нибудь случилось – ответственность, так же как и в первом рассмотренном нами случае, несла бы, в первую очередь, школа, а потом уже учитель (дисциплинарное взыскание, регресс, уголовное дело).

Статья 32 Закона РФ "Об образовании" не разграничивает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье учеников в зависимости от возраста последних. Поэтому в каком бы классе ребенок не учился, его "потеря" во время экскурсии повлечет для школы и педагога одинаковые последствия.

На уроке математики подрались два ученика. Конфликт между ними завязался на перемене, но в начале урока они опять начали выяснять отношения и оба получили небольшие ссадины и синяки. Виноват ли учитель? Кому родители могут предъявить претензии?

Учитель в данном случае, конечно же, виноват, поскольку он как представитель школы обязан был принять все меры для того, чтобы не допустить причинение любого (даже незначительного) вреда здоровью учащихся (в т. ч. в результате драки). Родители, согласно указанной выше ст. 1068 ГК РФ, должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

На перемене один учащийся ударил другого, и тот, упав, сильно ушиб голову. Могут ли родители предъявить претензии дежурному учителю и учащемуся, виновному в происшествии?

Руководствуясь ст. 1068 ГК РФ, родители могут предъявить претензии только самой школе. Также им можно посоветовать написать на имя директора жалобу на дежурного учителя для проведения в отношении его дисциплинарного (служебного) расследования, по результатам которого дежурный учитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Ученица старшей школы агитировала младших ребят вступить в некую организацию, клуб (фактически – секту), раздавала листовки, приглашала на собрания. Обеспокоенные родители пришли к директору школы с требованием наказать ученицу. Можно ли ее привлечь к какой-либо ответственности?

Ученица никакой ответственности не несет, несмотря на возраст. Ответственность целиком возлагается на образовательное учреждение (школу), в т. ч. на конкретных педагогов, допустивших незаконное распространение агитационного материала среди несовершеннолетних.

Ученик средней школы опоздал на урок, и учитель не допустил его до занятий. Ребенок отправился "гулять" по школе и упал с лестницы. Кому родители могут предъявить претензии?

Родители должны предъявить претензии школе, поскольку, как уже говорилось выше, согласно ст. 32 Закона РФ "Об образовании" ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса несет само образовательное учреждение. Ответственность учителя наступает лишь в порядке регресса либо в случае причинения тяжкого вреда здоровью ребенка (ч. 2 ст. 118 УК РФ).

Может ли учитель отпустить ученика в туалет с урока?


юрист, консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

1. Недостаточный присмотр за учениками

Есть “правило номер один”, которое в школах нарушается чаще всего: никогда не оставляйте учеников (вне зависимости от их возраста) одних в классе, без присмотра! Вне всяких сомнений, большинство несчастных случаев со школьниками происходит именно тогда, когда учитель их не видит - и, к сожалению, очень часто это становится результатом слабого или некачественного надзора или решения просто «выйти в коридор на секундочку» . Какими бы занятыми, обязательными и примерными ни были дети, они никогда - повторяю , никогда! - не должны оставаться без контроля со стороны ответственного взрослого человека, особенно в школьном классе. В школе должны быть утверждены четкие процедуры, определяющие альтернативное наблюдение за учениками в случае вынужденного отсутствия учителя в классе. Учителя обязаны соблюдать эту процедуру. Точка.

2. Пренебрежение обучением школьников необходимым правилам

Несмотря на распространенное мнение о том, что школьники чаще всего получают травмы на игровой площадке или на переменах, они также подвержены риску, просто переходя из одного класса в другой или от одного рода занятий к другому. Хорошо спланированные процедуры передвижения учеников, а также поведения на улице, в быту создадут все условия, чтобы подобные происшествия были пресечены, еще не начавшись. Но залог успеха в таких ситуациях - позаботиться о том, чтобы правильно преподнести детям необходимые правила и на учить школьников неукоснительно следовать им. В этом могут помочь три основных шага: регулярное и систематическое обучение , применение и, если необходимо, повторное обучение . Четкие повторяющиеся действия прочно фиксируются в памяти школьников и становятся привычкой , в результате чего количество чрезвычайных происшествий и несчастных случаев с детьми уменьшается .(Систематическое проведение инструктажей)- папка классных руководителей.

4. Плохое знание правил безопасности в школе и невыполнение их

От каждого учителя требуется, чтобы он знал все правила техники безопасности и строго следовал им, периодически обновляя свои познания.

Не освежая время от времени знание этих материалов, забывая о необходимости соблюдения правил техники безопасности, учителя ставят школу, учеников и себя самих в опасное положение, которое не защитит их, если ребенок, находящийся под их опекой, получит серьезную травму в то время, как ими были нарушены соответствующие правила или предписания. (Контрольно-пропускной режим, инструкции дежурного класса, учителя, правила внутреннего распорядка и пр. Приказы)

Сможем ли мы уберечь детей от всех опасностей? Конечно же, нет. Но каждый может сделать все, что от него зависит, чтобы быть уверенным: несчастные случаи происходят в школе действительно случайно, а не по причине нашей халатности, безответственности или неспособности уделить должное внимание возникшей проблеме. В конце концов, ни один учитель не хочет ночами волноваться о том, не получил ли ученик травму из-за его неведения, легкомысленности или недосмотра.


О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.

РЕБЕНКУ В ШКОЛЕ СТАЛО ПЛОХО

Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко про­писывает, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет. Ребенку могут дать воды, обрабо­тать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учрежде­ние. При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.

На учителя также ложится обя­занность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить вино­вного. И, конечно же, в срочном по­рядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком. В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвони­лись», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголов­ной) ляжет на директора школы.

Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может воз­никнуть потом, а виновен будет пре­подаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.

ТРАВМА В ШКОЛЕ

Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Граж­данского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязан­ностей, возмещает работодатель. Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родите­лям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же вино­вен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан пред­принять все меры и не допустить причинение даже самого незначи­тельного вреда здоровью учащихся. Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.

Любая неприятность, случившая­ся в школе в часы учебного процес­са, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а мате­риально — школа.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возме­щении физического и морального вреда. Но в этом случае они долж­ны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники най­дены — требуйте возмещения вреда. Схема простая: необходимо обра­титься в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии

Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решает­ся, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненно­го вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка. Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным поврежде­нием здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приоб­ретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-ку­рортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бес­платное получение.

ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнит­ных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или поки­дают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный про­пуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!

РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ

Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ре­бенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона от­ветственности школы. Однако в по­следнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответствен­ность родителей. К сожалению, в рос­сийском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного ко­декса «Оскорбление личности», к ко­торой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей. Обязательно объ­ясните ситуацию классному руково­дителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с ро­дителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в ха­рактеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помо­гают — пишите заявление в полицию.

В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей , детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про­филактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних».

В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета». И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произ­ведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем об­ратиться в полицию и через суд тре­бовать уголовного преследования.

РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ

Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на празд­ник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образова­нии». В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других роди­телей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте за­мены преподавателя. До тех пор, пока родители не вмешались в ситу­ацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попро­сить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жало­бой. Неплохо, если ребенок запи­шет оскорбления на диктофон. Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет суще­ственным аргументом в общении с директором школы. Запись не надо показывать педагогу, угрожая рас­правой, но следует обязательно об­ратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказа­тельством в гражданском суде — потребуется голосовая экспертиза.

Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отве­чать тем же, всегда надо быть веж­ливым и корректным.

ПРОИЗОШЛА КРАЖА

Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматри­вать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива толь­ко сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вы­звать для проведения досмотра и оперативно-розыскных меропри­ятий. Учитель может только по­просить добровольно продемон­стрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присут­ствии, но ученик вправе проигнори­ровать эту просьбу. Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмо­тров без полиции и родителей несо­вершеннолетнего быть не должно.

Желая избежать подобных ситу­аций, педагоги обычно дают роди­телям совет, к которому стоит при­слушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие теле­фоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. Фото: fotoimedia.

Читайте также: