Константин Точилин: Ну и наша традиционная рубрика по понедельникам – "О ЕГЭ предметно". От ЕГЭ не застрахован никто. Если вы уже проскочили, то у вас есть дети и разные прочие родственники, которые могут под это ЕГЭ попасть. И сегодня у нас география.
Оксана Галькевич: Кстати говоря, я не знаю, как к НГ (в смысле – к Новому году), но к ЕГЭ мы в прямом эфире с программой "ОТРажение" начинаем готовиться традиционно осенью, уважаемые друзья.
География. Ну, есть обязательные предметы. И география – это как раз предмет по выбору. География требуется для поступления на специальности по направлениям: опять же (простите за тавтологию) география, геология или экология. Тест по географии состоит из двух частей с краткими и развернутыми ответами. Вот для того, чтобы набрать минимальный проходной балл, который в 2018 году будет равен 37 баллам, необходимо верно решить первые 12 заданий.
Константин Точилин: Курс.
Оксана Галькевич: Да, кстати говоря, тоже свой курс. Максимально возможный балл – 47. На экзамене по географии понадобится выпускникам линейка, транспортир и калькулятор. Ну а продолжительность этого экзамена – 3 часа. Вот такая справочка небольшая.
Константин Точилин: А мы за оставшиеся 22 минуты с помощью наших гостей попробуем быстренько про все это рассказать. У нас в гостях – Майя Онищенко, учитель географии школы № 1500 города Москвы, ведущий эксперт ЕГЭ. Здравствуйте.
Майя Онищенко: Здравствуйте.
Константин Точилин: И Александр Лобжанидзе, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по географии. Добрый вечер.
Александр Лобжанидзе: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте. Давайте сразу, не отходя далеко от этой кассы, обратимся к нашим телезрителям. Уважаемые друзья, если вы родитель, если вы учитель, ну и самое главное, если вы как раз тот самый школьник, ученик, который выбрал себе географию в качестве предмета для следующего года, для сдачи, пожалуйста, срочно звоните, срочно пишите, задавайте вопросы. Потому что, вы не поверите, но вот в студии у нас люди, которые занимаются подготовкой этих самых тестовых заданий, то есть они про экзамен знают все.
Константин Точилин: Знает про это все, да.
Оксана Галькевич: Александр Александрович…
Константин Точилин: Да, давай, конечно.
Оксана Галькевич: Александр Александрович, вот мы все время спрашиваем наших гостей в рамках этой рубрики, начинаем разговор со следующего. Какая динамика по успеваемости год от года, если говорить о ЕГЭ? И сколько ребят год от года присоединяются, выбирают этот предмет для сдачи – больше, меньше? Вот какая динамика?
Александр Лобжанидзе: Ну, динамика с точки зрения баллов у нас положительная. Это уже хорошо. Если в позапрошлом году у нас процент набравших менее 37, то есть проходной балл, был 13%, то в прошлом году – 9,3%.
Второй важной цифрой (наверное, она не совсем связана напрямую с ЕГЭ) являются выпускные проверочные работы, которые проводит теперь ФИПИ тоже, Федеральная служба по надзору в образовании (Рособрнадзор) проводит в одиннадцатых классах. Так вот, география заняла первое место по числу участников в этих работах – более 300 тысяч человек приняло участие в написании ВПР по географии.
Если же говорить о динамике с точки зрения участия в ЕГЭ, то она незначительная. Мы каждый год имеем примерно 2,5–3% наших абитуриентов. И эта цифра равна примерно 14 тысячам по прошлому году. Связано это с тем, что, как вы сказали в самом начале, круг сдаваемых институтов, университетов крайне ограничен. Об этом, кстати, говорится в Концепции географического образования, которую сейчас Русское географическое общество согласует с Министерством образования Российской Федерации. Она должна быть принята. То есть вопрос состоит в том, чтобы увеличить число вузов, принимающих географию как вступительный предмет.
Константин Точилин: В общем, кругозор-то расширяет, мягко говоря, да?
Александр Лобжанидзе: Конечно. Мы, например, мягко говоря, не понимаем, почему, туризм, который наш, географический…
Константин Точилин: А что, не нужно?
Александр Лобжанидзе: Не нужно.
Константин Точилин: Да ладно?
Александр Лобжанидзе: История. Но не одно вместо другого, а одно вместе с другим – это было бы вполне.
Оксана Галькевич: Это у вас внутривидовая конкуренция, простите, с историками?
Александр Лобжанидзе: Нет-нет-нет!
Константин Точилин: Ну, одно другое не отменяет.
Александр Лобжанидзе: Да.
Константин Точилин: Майя Викторовна, а дети вообще как относятся к географии? Старое же выражение: "Зачем изучать географию, когда существуют извозчики?" Сейчас наверняка это трансформировалось: зачем изучать географию, когда существуют Google- и Яндекс-карты, например, да? Или интерес есть? Вот как?
Майя Онищенко: А у нас просто в старшей школе существует деление на профили. Тем, кому интересна география, для тех есть специальный профиль. Есть изучение географии больше, чем по базовому уровню в десятом классе, и в одиннадцатом вообще изучение, в отличие от всех остальных профилей. Вот это наша креатура. Если дети, которым просто интересно, как мир устроен. И география тоже для таких. Ну, тут вы правы, кругозор. Конечно, кругозор. Есть профили, в которых география вовсе не представлена – ну, например, гуманитарный профиль. Так что ребенку нужно себя найти.
Константин Точилин: Хотя тоже как-то странно, в общем – гуманитарный профиль и без географии?
Александр Лобжанидзе: Ну, наверное, надо иметь в виду, что все-таки есть такое широкое понятие "географическая культура". Когда у нас некоторые зарубежные президенты путают Иран с Ираком, а также "открывают" новые страны – это все как раз от снижения географической культуры. Нам бы не хотелось иметь этого в нашей стране. И тем более важно, чтобы они знали географию своей страны очень подробно и хорошо. Поэтому и "Географический диктант", который проводится в последнее время Русским географическим обществом, и другие акции направлены на популяризацию географию. И в рамках опять же Концепции географического образования мы настаиваем на том, чтобы география была представлена во всех профилях, только в одном случае она именно для кругозора, а в другом случае – для углубления знания по этому предмету и подготовки в вуз.
Оксана Галькевич: Простите, я вот перечислила специальности, где требуется география. Там не прозвучала метеорология. Может быть, она внутри какой-то специальности, направления? Мне кажется, очень важно, там обязательно нужно сдавать географию.
Александр Лобжанидзе: Ну, если вы сдаете на географический факультет университета, то да, она сдается. В Гидромет, насколько я помню, в Санкт-Петербурге, по-моему, нет географии. Нет географии, скажем, в Институт геодезии и картографии. А уж карта, понятное дело, вещь географическая.
Оксана Галькевич: Удивительно!
Константин Точилин: Слушайте, а всякие военные и шпионские, прости господи, заведения? Там без географии уж точно никак.
Александр Лобжанидзе: Ну, с учетом того, что президентом Русского географического общества является Сергей Кужугетович Шойгу, по совместительству министр обороны, то я думаю, что этот вопрос тоже рассматривается.
Константин Точилин: Скажите, у каждого экзамена, понятно, есть своя специфика. А специфика географического экзамена в чем? Понятно, что это не так, как иностранный язык, не так, как химия. Это как что? Там есть карты? Или это нужно писать? Или нужно искать на карте Баб-эль-Мандебский пролив на глазах у пораженной комиссии? Как это выглядит?
Майя Онищенко: Кстати, пролив искать нужно, только не на глазах у комиссии, поскольку экзамен сдается в письменной форме. Но и такие вопросы тоже есть. Я бы тут разделила два экзамена.
Первый экзамен – выпускной за девять классов. И там детям разрешено пользоваться атласами – школьными, конечно, ученическими атласами, ну, можно. И знание номенклатуры важно, но кое-что можно посмотреть в самом атласе.
Принципиальное иное для одиннадцатого класса, где детям на экзамене выдается политическая карта мира с нанесенными странами, но без столиц, и административно-территориальная карта России, субъекты, но тоже без столиц. И вот тут уже нужно демонстрировать знание номенклатуры на зубок. Да, это специфика нашего предмета – знать, что и где находиться. Но география – она же большая. Есть география физическая, есть география экономическая. Есть, собственно говоря, картография. Есть геоэкологический раздел. Так что у нас такой комплексный предмет. В этом, наверное, его специфика.
Константин Точилин: Телефон разрывается…
Александр Лобжанидзе: Там есть еще одно задание – задание с топографической картой, где нужно по профилю, который к этой карте предлагается, тоже решить ряд заданий. А также знать условные знаки топокарты, что важно.
Оксана Галькевич: Кстати говоря, интересно… точнее, хотела уточнить у вас. То есть это не просто зубрежка, что где находится, да?
Александр Лобжанидзе: Нет конечно.
Оксана Галькевич: Это в том числе, я не знаю, рассчитать миллиметры осадков, которые выпадут там-то и там-то, давление атмосферного столба? Решение задач?
Александр Лобжанидзе: Все состоит из нескольких элементов. Знание географических закономерностей, потому что все вызубрить совершенно невозможно. Да, какое-то знание номенклатуры. И конечно, практические умения.
Константин Точилин: А под номенклатурой вы подразумеваете… Если человеческим голосом, то это что?
Александр Лобжанидзе: Вот тот самый Баб-эль-Мандебский пролив, который вы упоминали, в том числе.
Константин Точилин: Давайте дадим зрителям возможность задать вопрос. Владимир у нас на связи, если я не ошибаюсь, да?
Зритель: Да-да-да, Владимир.
Константин Точилин: Здравствуйте. Слушаем вас.
Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос к Майе, я думаю. Она меня как географ по своей специальности поддержит. У нас есть институт, там профессор был Юрий Григорьевич Масленков. Сейчас он, правда, перешел в архитектурно-строительный университет. География, вообще-то, она связана и с геодезией, и с геологией, и с топографией, и с топонимикой, и непосредственно, тем более, связана с историей. Все исторические события связаны непосредственно с географией. Я считаю лично географию связанной непосредственно со всеми этими науками, с историей.
И человек, который не знает географию… Ну, я просто не понимаю. Ну, может, потому, что я еще в войсках ПВО служил, а там азимут, высота, все рельефы местности нужно учитывать. И я считаю, что роль и значение географии в школе значительно принижены. Вот я так считаю лично. Ну, я маленько еще краевед и весь Союз почти объехал, был и в Средней Азии, и до границы доезжал, и на Байкале служил, так что у меня есть такое представление. Кстати, в Иркутске самый-самый опасный аэродром – там приходится резко снижаться, резко подниматься. Там авария была такая в 1970 году, как раз я там служил. Во-первых, она дает очень много знаний, которые непосредственно человеку пригодятся в жизни.
Оксана Галькевич: Человек, увлеченный географией.
Зритель: Может быть, даже… Ну, я, конечно, историю, литературу и русский язык не буду…
Константин Точилин: Владимир, спасибо. Мы поняли, что вы увлеченный человек. Мы тоже глубоко возмущены, что, оказывается, так мало институтов и специализаций, по которым нужна география. Но все-таки давайте дадим возможность тем немногим, кто все-таки в географию углубился (школьников я имею в виду), дадим возможность все-таки точно этот экзамен сдать.
И сразу вопрос. А школьного курса достаточно или нужно еще самоподготовкой какой-то заниматься? Я не говорю, что совершать кругосветное путешествие. Хотя, наверное, это было бы очень полезно, но тем не менее.
Майя Онищенко: Да, практика – вещь великая. Ничего нет лучше, когда ребенок представляет себе не по книжке объекты, а видел их просто живьем. Поэтому какая-нибудь географическая полевая практика – это, конечно, мечта.
А что касается вот таких ежедневных реалий. Ну, во-первых, конечно (может быть, это очень наивно прозвучит, но тем не менее), вообще-то, нужно прилежно учиться. И лучше это делать на протяжении всей школы, потому что… Ну, в каждом предмете есть своя специфика. У нас достаточно большой объем вот этой самой номенклатуры, которую сегодня несколько раз вспоминали. И ее нужно все-таки учить. И выучить ее быстро невозможно. Нужно определенное время, чтобы знания хорошо улеглись в голове. Поэтому прилежная учеба в школе – это, конечно, залог успеха. Школьный курс – это основа основ.
Очень здорово, если… Вот как Владимир говорил, была увлеченность географией. Очень здорово, если ребенок занимается дополнительно. И дополнительно может быть что угодно. Если мы говорим конкретно о подготовке к экзамену этому, то это могут быть различные сайты, направленные на подготовку учеников. Это могут быть печатные издания. Наверное, такое углубление было бы полезно. Но основа основ – это прилежная учеба и изучение учебников.
Оксана Галькевич: Уважаемые гости, а вот в чем отличие единого госэкзамена по географии от ЕГЭ по другим предметам? Может быть, в структуре есть какая-то разница? Специфика, так скажем?
Александр Лобжанидзе: Ну, специфика – мы уже об этом говорили. Это прежде всего карты, которых нет в других предметах. Как говорил наш классик: "Карты – это альфа и омега географии", – потому что на карте все начинается, и любое исследование географическое на карте и заканчивается. Поэтому это отличие, конечно, существенное.
Второе – помимо умения читать те две карты, которые есть в начале, я говорил, есть и другие – топографические карты, допустим. Структура? Сегодня она у всех экзаменов меняется, мы уходим от "угадайки", так же как и во всех других предметах, то есть у нас нет чисто вопросов с выбором ответа…
Константин Точилин: То есть столица России и четыре варианта, да?
Александр Лобжанидзе: Да, столица России и четыре варианта. То есть это вопросы, связанные с причинно-следственными связями, которые очень важны в географии. Это вопросы, связанные с практическим умением, иногда жизненным умением определить высоту солнца в какой-то точке или определить географические координаты. То есть это, помимо всего прочего, практико-ориентированные задачи. Вот в чем специфика географии.
Оксана Галькевич: А вот интересно узнать ваше мнение. Может быть, даже Майя Викторовна ответит на этот вопрос. Вы знаете, нам очень многие телезрители все время в рамках этой рубрики, какой бы предмет ни обсуждался в этот момент в студии, пишут: "ЕГЭ – это глупость. ЕГЭ – это отупляет школьников. Это как раз против той самой исторической культуры, географической культуры и всего прочего".
Вот вы как считаете как педагог, на самом деле ЕГЭ – это достойный экзамен? Он позволяет тестировать и понимать знания ребенка в рамках школьного курса? Или все-таки неправильная на самом деле форма организации? Скажите честно только.
Майя Онищенко: Вообще надо сказать, что ЕГЭ уже в течение стольких лет сдается, и сами по себе контрольно-измерительные материалы совершенствуются все время. Они стали гораздо четче, гораздо логичнее, гораздо понятнее. А раз так, то и ребенку легче готовиться.
Кроме того, это как-то, мне кажется, структурирует подготовку, во-первых, и заставляет ребенка как-то более серьезно, что ли, подходить к занятиям. Он понимает, чего от него требуется – и он, соответственно, может подготовиться к ответам. Ну и потом, у нас ведь такой предмет, который идет по выбору – соответственно, его сдают люди мотивированные, которым география нравилась с самого начала. Ну, либо вариант второй – чего уж тут лукавить? – которым она нужна для поступления. Но вуз-то они тоже выбирают по душевному признанию.
А вообще, мне кажется, ЕГЭ сделал более честной, что ли, процедуру поступления в вуз. Потому что ни для кого не секрет, что внутренние экзамены в вузах сейчас разрешены только отдельному набору вузов, и это очень достойные вузы. А результаты ЕГЭ обязательны к приему. И поэтому мне кажется, что это честно и правильно, особенно если мы говорим о тех детях, которые учатся на периферии. Вот для них это, если угодно, выход в большую жизнь, для них это поддержка.
Константин Точилин: Ну и собственно, насколько… Ну, география же ведь не сама по себе существует. Насколько в ЕГЭ важна составляющая по смежным дисциплинам – экономика регионов, экология регионов, вот все это?
Майя Онищенко: География в экономической своей части – конечно, это просто сопредельно с экономикой, с дисциплиной. И у нас достаточно большое внимание уделяется геоэкологии, которая тоже стыковая дисциплина между экологией и географией. А собственно это практические вопросы, из обыденной жизни – то, с чем детям, скорее всего, придется столкнуться, когда они выйдут из стен вуза и будут работать специалистами по профилю.
Оксана Галькевич: Я как раз открыла сайт ФИПИ и нашла там Открытый банк заданий по ЕГЭ. Это задания прошлых лет – я правильно понимаю, Александр Александрович?
Александр Лобжанидзе: Да.
Оксана Галькевич: Полезное дело – прорешать, так сказать, посмотреть?
Александр Лобжанидзе: Конечно. То, о чем мы собственно и говорили, что один из таких базовых элементов подготовки – это прорешивать задания, которые представлены на проверенном сайте Федерального института педагогических измерений, потому что это задания, соответствующие кодификатору, это задания выверенные не одной группой экспертов и тестологами с точки зрения их правильности. Именно они используются в формате реального единого государственного экзамена.
Оксана Галькевич: Ну, задания, естественно, все равно ежегодно меняются?
Александр Лобжанидзе: Конечно, конечно. Банк заданий большой, задания не повторяются, они меняются. Кроме того, существует обмен… Задания не повторяются даже в один год, в разных регионах они различные. Это и есть основной принцип ЕГЭ, что эту информацию невозможно передать как бы, если на Дальнем Востоке был бы тот же вариант, что и в Центральной России. Это несколько различных вариантов, которые формируются из целой линии различных заданий.
Константин Точилин: Ну и, наверное, последний вопрос собственно. Если результат экзамена не устроил, подавать апелляцию, не подавать? В каких случаях? И как это сделать, если есть ощущение внутренней правоты какой-то?
Майя Онищенко: Это тоже один из элементов экзамена, и очень важный. И ребенок должен обязательно, когда он идет на экзамен, про процедуру апелляции знать. Ну, во-первых, потому, что наш экзамен в линейке экзаменов сдается первым. Во-вторых, потому, что он сдается по итогам изучения курса, а для многих этот курс заканчивается в десятом – не в одиннадцатом, а в десятом классе, и ребенок может по окончании десяти классов наш предмет сдавать. А к апелляции ЕГЭ он еще может быть и не готов, поэтому его важно проинструктировать.
Механизм, в общем, такой. Ребенок может посмотреть сканы своих работ в своем электронном кабинете. И очень важно это добросовестно сделать, тщательно, добросовестно, не жалея времени. Возможно, будут какие-то технические проблемы – ну, машина, скажем, неправильно, верифицировала значки. У всех детей почерк разный – возможно, не так распознали. Это тоже основание для апелляции.
Потом совершенно необходимо еще раз просмотреть свою работу вдумчиво, теперь уже без стресса, свойственного экзамену, и продумать, вспомнить вопросы, посмотреть свои ответы. Вот ребенок убедился в том, что на апелляцию идти стоит. Стоит на апелляцию подать заявление, чтобы прийти в сопровождении родителя. Все-таки это поддержка. Ну, сразу же скажу, что родители в процедурные вопросы не вмешиваются, но они такой психологический климат, уверенность придают ребенку во время самой процедуры.
Длится процедура обычно 15 минут. И во время апелляции эксперт подробно с ребенком разбирает задания второй части – ну, ту, которую собственно человек сам и проверял. Если первую часть проверяет машина, и могут быть какие-то проблемы с верификацией, то вторую часть – человек. И эксперт подробно-подробно рассказывает апеллянту о том, каким образом была осуществлена… ну, по критериям – соответствие или несоответствие ответов ребенка определенным критериям.
Оксана Галькевич: Уважаемые гости, у нас, к сожалению, время уже стремительно истекает. Вот прозвучал звонок. Если мы буквально двадцатисекундное включение сделаем телезрителю… Это ваш коллега, есть предложение. Давайте послушаем. Татьяна.
Константин Точилин: Тамара из Москвы.
Оксана Галькевич: Тамара. Простите. Тамара, здравствуйте.
Зритель: Тамара Владимировна
Константин Точилин: Здравствуйте, Тамара Владимировна.
Оксана Галькевич: Добрый вечер.
Зритель: Ветеран труда. Здравствуйте. Город Москва, Тамара Владимировна, ветеран труда. У меня короткое предложение, как это было в старые времена, когда я работала. Сейчас мне уже 75 лет. Пожалуйста, откройте канал телевидения. И вместо того чтобы показывать то, что детям не надо, чтобы детям была география и подготовка к экзаменам ЕГЭ по телевидению. Пожалуйста! Я забочусь о внуках и правнуках. Спасибо вам большое.
Константин Точилин: Спасибо.
Александр Лобжанидзе: Спасибо. Ну, есть два канала, которые уже практически открыты. Первый канал – это канал Русского географического общества "Моя планета", где есть очень много географии. Ну, я не беру зарубежные географические каналы тоже – National Geographic, например, Animal Planet и так далее. Второй канал – учебный, по которому теперь можно получать тоже большую информацию и готовиться к экзамену по географии. Это собственно различные виды электронных школ, которые сегодня у нас есть в Интернете: Московская электронная школа, Российская электронная школа, где все уроки будут выложены в интернет-пространстве. И ребенок, независимо от того, где он обучается, может услышать лучших учителей, услышать лучшие практики их уроков, а также решить задания, которые, несомненно, помогут ему в подготовке к единому государственному экзамену.
Оксана Галькевич: Здорово! Спасибо большое. Спасибо зрителям за неравнодушность. И спасибо вам за ваши ответы. В студии сегодня были: Александр Лобжанидзе, руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по географии, и Майя Онищенко, учитель по географии… учитель географии, простите, школы № 1500 города Москвы, ведущий эксперт ЕГЭ. Спасибо, уважаемые гости.
Константин Точилин: Спасибо.
Александр Лобжанидзе: Спасибо.
Майя Онищенко: Спасибо.
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
- на основе культурологического подхода выстроена методическая модель, реализующая на практике задачу непрерывного этнокультурного географического образования в системе «основная школа - старшая школа», разработаны и внедрены в практику учебные пособия, реализующие положения данной методической модели;
- в содержании школьной географии разработано самостоятельное научно - образовательное направление - этническая география, интегрирующее современные знания в области социально-экономической географии и географии населения и, вместе с тем, призванное развивать на основе последних достижений географической научной мысли лучшие традиции этнографической школы, сложившиеся еще в дореволюционной России;
- впервые разработана и внедрена в практику преподавания программа учебно-методического комплекса по этнической географии для старшей школы; предложены и обоснованы наиболее эффективные формы организации и методы обучения, направленные на более глубокое усвоение учащимися этнографического материала, повышение их творческой активности, усиление личностной ориентации образовательного процесса и мотивации познавательной деятельности;
- разработан и апробирован на практике методический подход, обеспечивающий оценку этнокультурного компонента школьного географического образования, предложена критериально - дескриптивная система оценивания этнокультурных достижений учащихся, как на предметном, так и на личностном уровне.
I. Монография:
1.Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма современного географиче-ского образования // М.: МИИО, 2007. – 208 с. (13,0 п.л.)
2.Лобжанидзе А.А. Концепция содержания географического образования в 12 –летней школе / Дронов В.П., Баринова И.И., Душина И. В., Лобжа-нидзе А.А., Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Сиротин В.И. // «Геогра-фия в школе». 2000. -№ 2. – С.37- 45 (0,5 п. л., авторство не разделено)
3.Лобжанидзе А.А. Этногеография и география религий./ Лобжанидзе А.А. Заяц Д.В. «Профильная школа». 2005.- №4.- С.30-38 (0,8 п.л., авторство не разделено)
4.Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма современного географиче-ского образования. //«География в школе».2006.-№3.- С.44 - 48 (0,5 п.л.)
5.Лобжанидзе А.А. Программа профильного курса «Этногеография и этно-культурные регионы мира»./ Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В. // «География в школе». 2006.- №3.С.48 – 49 и №4. С.35 - 38 (0,5 п.л. авторство не разде-лено)
6.Лобжанидзе А.А. Культурная география и культурно-географические ре-гионы мира. // «Профильная школа». 2007. -№4 - С.33-42 (1 п.л.)
7.Лобжанидзе А.А. Этнокультурные аспекты географического образования в поликультурном пространстве России.// «География в школе». 2007.- № 4.- С.39-45 (0,6 п.л.)
8.Лобжанидзе А.А. Оценка качества этнокультурного образования студен-тов в рамках культурологического подхода//«География в школе», 2008, № 7. - С.41-45 №8 С. 45-51 (1 п.л.)
9.Лобжанидзе А.А. На XY Всероссийской олимпиаде школьников по гео-графии. Задания первого теоретического тура./ Даньшин А.И., Кириллов П.Л., Лобжанидзе А.А., Мазеин Н.В., Наумов А.С., Панин А.В., Рогачев С.В., Усков В.А.// «География в школе».- 2006.- №6. -С. 54-67 (1,3 п.л., авторство не разделено)
10.Лобжанидзе А.А. На XYI Всероссийской олимпиаде школьников по гео-графии. Задания первого теоретического тура./ Даньшин А.И., Кириллов П.Л., Лобжанидзе А.А., Мазеин Н.В., Наумов А.С., Панин А.В. // «Гео-графия в школе».- 2007. - №6.- С.55-63 (0,8 п.л., авторство не разделено)
11.Лобжанидзе А.А. На XYII Всероссийской олимпиаде школьников по гео-графии. Задания первого теоретического тура./ Даньшин А.И., Кириллов П.Л., Лобжанидзе А.А., Мазеин Н.В., Наумов А.С., Панин А.В. // «Гео-графия в школе», 2008.- №6. С.55-58, №7. С.45-51(0,8 п.л., авторство не разделено)
III. Учебно-методические работы:
12.Лобжанидзе А.А. Этногеография и география религий. Учебник для сту-дентов университетов./Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В.// М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 176 с. (11,5 п.л., авторский вклад – 65 %.).
13.Лобжанидзе А.А. Этногеография и география религий. Практикум для студентов географических факультетов педагогических университетов./ Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.// М.: Прометей.- 2005. - 64 с. (4,0 п.л., автор-ство не разделено)
14.Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля: Учебник по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2006. – 242 с. (15,1 п.л.)
15.Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь к учебнику по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений. География. Планета Земля.// М.: Про-свещение. 2006. –192 с. (12,0 п.л.)
16.Лобжанидзе А.А. География. Земля: Учебник по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений./Под ред. Лобжанидзе А.А. /Кошевой В.А. Лобжанидзе А.А. //М.: АСТ- пресс- школа, 2002. – 289 с. (18,0 п.л., авторский вклад – 50 %)
17.Лобжанидзе А.А. Мир Земли. Учебник по географии для 6 класса обще-образовательных учреждений./Душина И.В., Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А., Летягин А.А.// М.: «Баллас», «С-Инфо», 1998.- 225с. (13,9 п.л., ав-торский вклад – 25 %)
18.Лобжанидзе А.А. География. Земля и люди: Учебник по географии для 7 класса общеобразовательных учреждений./Под ред. Лобжанидзе А.А. // М.: АСТ- пресс- школа, 2005. -290 с.(18,0 п.л.)
19.Лобжанидзе А.А. География России: учебник для 8-9 кл. общеобразова-тельных учреждений/ Под ред. В.П. Дронова: в 2 кн. Книга 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. /Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я., Лоб-жанидзе А.А. - М.: Дрофа, 2001.- 319 с.(19, 9 п.л., авторский вклад – 10 %)
20.Лобжанидзе А.А. География России: учебник для 8-9 кл. общеобразова-тельных учреждений/ Под ред. В.П. Дронова: в 2 кн. Книга 2: Регионы России. 9 кл. /Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.– М.: Дрофа. 2002. –320 с.(20,0 п.л., авторский вклад – 10 %)
21.Лобжанидзе А.А. Мир Земли. Учебник по географии для 6 класса обще-образовательных учреждений./ Кошевой В.А., Душина И. В., Лобжанидзе А.А.// М.: «Баллас». 2005. –272 с. (17,0 п.л., авторский вклад – 15 %)
23.Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь к учебнику по географии «Мир Земли» для 6 класса общеобразовательных учреждений. /Душина И. В., Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А., Летягин А.А. // М.: «Баллас», «С-Инфо», 1999. – 109 с. (6,8 п.л., авторский вклад – 25%)
24.Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь к учебнику по географии География. Земля: // Под ред. Лобжанидзе А.А. /Лобжанидзе А.А., Корниенко Е. В. М.: АСТ-пресс-школа. 2004. – 190 с.(12,0 п.л., авторский вклад – 80 %)
25.Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь к учебнику по географии «Мир Земли» для 6 класса общеобразовательных учреждений. /Кошевой В.А., Душина И. В., Лобжанидзе А.А.// М.: «Баллас».- 2005.- 80 с. (5,0 п.л., авторский вклад – 30 %)
26.Лобжанидзе А.А. Географический атлас школьника. / Баринова И.И., Ге-расимова Т.П., Дронов В.П., Крылова О.В., Лобжанидзе А.А., Максаков-ский В.П., // М.: «Дрофа», «ДиК» 1999. –289 с. (18,0 п.л., авторский вклад – 10 %)
27.Лобжанидзе А.А. Атлас для 9 класса География России. Население и хо-зяйство России./ Дронов В.П., Лобжанидзе А.А. // М.: «Дрофа», «ДиК» 1997. – 48 с. (3,0 п.л., авторский вклад - 50%)
28.Лобжанидзе А.А. Профильное обучение географии: нормативные доку-менты и методические разработки. Элективные курсы./ Сост. В.В. Абату-рова, А.А. Лобжанидзе - М.: Школьная Пресса, 2008. - 125 с. (7,8 п.л., ав-торский вклад - 50%)
29.Лобжанидзе А.А. Концепция географического образования / Дронов В.П., Баринова И.И., Душина И. В., Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Сиротин В.И. //Сборник, М. МО РФ, 2001. -18 с.(1 п.л., авторство не разделено)
30.Лобжанидзе А.А. География России: население и хозяйство. Краткий курс.// М.: «Дрофа» 1997. – 87 с. (5,4 п.л.)
31.Лобжанидзе А.А. Программы дисциплин предметной подготовки по спе-циальности 012500 – География: Для педагогических университетов и институтов.- М.: «Флинта», «Наука», 2000г.- 368 с./ Этнология и этногео-графия, С. 346 – 352, (0,6 п.л.)
32.Лобжанидзе А.А. Этногеография и география религий. Примерная про-грамма дисциплины. /Заяц Д.В., Лобжанидзе А.А. - М.: «Прометей», МПГУ.- 2004.- 25 с.(1,5 п.л., авторство не разделено)
33.Лобжанидзе А.А. Этнология и этнография. Элективный курс для 10 – 11 классов./ Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.// «География», приложение к газете «Первое сентября», - 2005. - № 4 – с.8-16 -№ 5 – с.10-17 (1 п.л., авторство не разделено)
34.Лобжанидзе А.А. Этнокультурные регионы мира. Программа учебно-методического комплекса М. ГОУ МПГУ –2007. - 19 с. (1 п.л.)
35.Лобжанидзе А.А. Историко-культурные и цивилизационные регионы ми-ра. Программа учебно-методического комплекса. М. ГОУ МПГУ –2008. -18 с. (1 п.л.)
36.Лобжанидзе А.А. География населения и этнодемография. Программа учебно-методического комплекса./ Раковский С.Н., Горохов С.А., Лобжа-нидзе А.А. //М. ГОУ МПГУ –2007. -18 с. (1 п.л., авторство не разделено)
37.Лобжанидзе А.А. Пространственная организация современного социума. Модуль программы для научно-методического обеспечения повышения квалификации ППС, АУП университета, филиалов, вузов-партнеров М. ГОУ МПГУ –2008. -19 с. (1 п.л.)
38.Лобжанидзе А.А. Программа курсов географии «Школа – 2000». /Душина И. В., Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А., Летягин А.А.// М. «Баллас» 1997.- 40 с. (2,5 п.л., авторство не разделено)
39.Лобжанидзе А.А. География России. Практикум для студентов географи-ческих факультетов педагогических университетов. // Под ред. Лобжа-нидзе А.А. в 2 – х частях. Часть 1: Общая характеристика населения и хо-зяйства России. /Лобжанидзе А.А., Баранчиков Е.В., Роготень Н.Н., По-година Т.А.- М.:МПГУ.- 2002. - 223 с. (14, 0 п.л., авторский вклад - 50%.)
40.Лобжанидзе А.А. География: Большой справочник для школьников и по-ступающих в вузы.// М.: «Дрофа». - 1998. - 928 с. // География России: на-селение и хозяйство, С. 114 – 155, С.593- 658 (4,2 п.л.)
41.Лобжанидзе А.А. География. Справочник для старшеклассников и посту-пающих в вузы.// М.: «АСТ-ПРЕСС», 2001. – 656 с. / Глава 5 Экономиче-ская и социальная география России и стран Нового Зарубежья.- С. 437 – 569 (5,5 п.л.)
IV. Научные статьи:
42.Лобжанидзе А.А. Этнокультурное направление в социально-экономической географии. // Научные труды Московского педагогиче-ского государственного университета. Физико -математические и естест-венные науки. Сборник статей.- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, - 2007. - 480 с. – С.454 - 461 (0,7 п.л.)
43.Лобжанидзе А.А. Этнокультурная направленность современного геогра-фического образования// Модернизация системы географического обра-зования.//Труды XII съезда Русского Географического общества, Т. 7 – СПб. – 2005.– С.105-109 (0,4 п.л.)
44.Лобжанидзе А.А. Этнокультурное образование как часть педагогической культуры // «География и экология в школе XXI века». 2006.- № 4. – С. 53-55 (0,3 п. л.)
45.Лобжанидзе А.А. Проблемы преподавания географии в современной школе // «География и экология в школе XXI века».- 2006. - № 6. С.42–45 (0,3 п. л.)
46.Лобжанидзе А.А. Как географические знания помогают ориентироваться в поликультурном мире./Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.// «География», при-ложение к газете «Первое сентября», 2007 - № 17 -С.17-23, № 18 - С.17-23, № 19 - С.15-25, № 20 - С.17-26, № 21 - С.17-25, № 22 - С.16-25, № 23 - С.17-25, № 24 - С.16-25 – (4,5 п.л., авторский вклад - 30%)
47.Лобжанидзе А.А. Алтай. Заповедник этнических культур // «География», приложение к газете «Первое сентября». 2002. - № 12 – С. 22 -23 (0,2 п.л.)
48.Лобжанидзе А.А. Алтай. Бурханизм // «География», приложение к газете «Первое сентября». 2002. - № 12- С.21 (0,1 п.л.)
49.Лобжанидзе А.А. Этномозаика. // «География», приложение к газете «Первое сентября». 2006. -№ 14 - С.31- 34 (0,4 п.л.)
50.Лобжанидзе А.А. Этнореконструкция.// «География», приложение к газе-те «Первое сентября». 2007. - №20 - С.36-37 (0,2 п.л.)
V. Тезисы докладов научных конференций:
51.Лобжанидзе А.А. Роль этнографической составляющей в формировании учебной географии нового века.// Три века географического образования в России: прошлое, настоящее и будущее.// Сборник материалов научно-практической конференции. СПб, 2004. – С.12-13 (0,1 п.л.)
52.Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма современного географиче-ского образования.// Сборник материалов научной сессии по итогам на-учно-исследовательской работы МПГУ за 2004 г., М.: Прометей, МПГУ, 2005. – С.22-24 (0,2 п.л.)
53.Лобжанидзе А.А. Методологические принципы формирования содержа-ния элективного курса «Этногеография и этнокультурные регионы мира» // «Учитель XXI в: Профильное обучение и перспективы школьной гео-графии» // Сборник материалов V межвузовской научно-практической конференции. - М.: МГПУ, 2005. С.20-23 (0,3 п.л.)
54.Лобжанидзе А.А. Формирование этнокультурной компетенции учителя географии в рамках аксиологического подхода.// «Учитель XXI в. Про-фильное обучение и перспективы школьной географии» // Сборник мате-риалов YI межвузовской научно-практической конференции, М.: МГПУ, 2007 . – С.20-23 (0,3 п.л.).
55.Лобжанидзе А.А. Поликультурность и географическое образование в Рос-сии.// Сборник научных трудов географического факультета 2006 г. - М.: МПГУ.- 2007. – С.11-14 (0,4 п.л.)
56.Лобжанидзе А.А. Элективные курсы по географии в профильной школе. Наука и высшая школа профильному обучению (материалы Всероссий-ской научно-практической конференции): в 2 ч. Часть 2 – СПб., 2007. – С.71- 75 (0,4 п.л.)
57.Лобжанидзе А.А. Этнокультурный подход в современной школьной гео-графии. //Науки о Земле и отечественное образование: история и совре-менность (материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО А.В. Даринского) – СПб.: 2007. – С.37-39 (0,2 п.л.)
58.Лобжанидзе А.А. Культурологическая парадигма образования и школь-ная география.//География: наука и образование в системе «общество-школа-университет» // СПб.: 2007. – С.307-308 (0,1 п.л.)
59.Лобжанидзе А.А. Оценка качества географического образования студен-тов в рамках культурологического подхода. // «Учитель XXI в. Качество знаний студентов: содержание, организация, контроль. // Сборник мате-риалов YII межвузовской научно-практической конференции, М.: МГПУ, 2007. – С.10-18 (0,8 п.л.)
60.Лобжанидзе А.А. Россия: поликультурное пространство – поликультур-ное образование – Актуальные проблемы географии. // Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ.- 2008. – С.235- 237 (0,3 п.л.)
Открытие Всероссийского съезда учителей географии состоится 28 октября в Зале Культурного центра МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва. Ленинские горы, д. 1). Своим видением о проблемах и перспективах школьной географии поделился президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александр Лобжанидзе .
— Александр Александрович, Вы давно возглавляете Ассоциацию учителей географии. Каковы основные проблемы преподавания географии в школе сегодня?
Ассоциация существует 15 лет, я возглавляю ее 10 лет. Сегодня региональные отделения существуют в 25 регионах. Первая и основная проблема школьной географии - старение преподавательского корпуса. Причина очевидна: при низком уровне зарплаты в регионах молодые выпускники педвузов и университетов идут в школу неохотно. Следствие этой ситуации - усиление разрыва поколений учителей, ориентированных на традиционные формы преподавания и учеников, живущих в новом информационном пространстве. Вторая проблема - отсутствие единого государственного стандарта к учебно-методическим комплексам. В условиях рынка появилось огромное количество линий учебников, многие из которых написаны в старых образовательных парадигмах. Как следствие - отсутствие преемственности от класса к классу, от региона к региону. При переходе из одной школы в другую ученик и родители сталкиваются с проблемой перехода на новый УМК. Третья проблема - набивший оскомину ЕГЭ. Можно сколько угодно обсуждать соответствие вопросов программе и однозначность ответов. Главная проблема в том, что ЕГЭ «сушит» географию, заменяя ее гуманитарную основу на натаскивание на решение вопросов. Четвертая проблема - потеря практической значимости географии как для жизни так и для будущей карьеры. В последнее время практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канули в лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии. В большинстве вузов география исчезла из перечня вступительных экзаменов экономических факультетов, оставшись только в профильных географических факультетах - отсюда и падение интереса к ней у выпускников. Изменились ли эти проблемы за последние 5-15 лет? Да, к сожалению, они обострились.
- Какие регионы России (субъекты или конкретные школы) могут похвастаться высоким уровнем преподавания географии?
При общем высоком уровне столичных городов Москвы и Питера есть еще ряд центров, отличающихся традиционно высоким уровнем географического образования. Победители и призеры Всероссийской и международных олимпиад представляли и Курск, и Иркутск, и Ставрополье и т.д. Все зависит от конкретных факторов: наличие значимого регионального центра географического образования (университета), института повышения квалификации учителей, грамотного инициативного методиста по географии и конечно талантливых учителей, подготовивших ни одно поколение победителей и призеров олимпиад, участников географических конкурсов и многочисленных проектов.
- Что, на Ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?
В первую очередь нужно полностью реализовать требования нового ФГОС по основной школе и добиться достойного положения географии в базисном учебном плане старшей школы. Во-вторых, усилия географической общественности должны быть направлены на популяризацию географии во всех сферах современной жизни.