Россия в аргентине - немцы в аргентине. Латинская Америка во Второй мировой войне. Малоизвестные страницы истории Аргентина время второй мировой войны

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Аргентина во Второй мировой войне

Три истребителя Харрикейн Mk IV проходят техобслуживание в Миддл Валлоп

C 19:00 мск 8 апреля до 19:00 мск 9 апреля

30% скидка на покупку Hurricane Mk I и Mk II, Typhoon Mk Ia, Spitfire Mk Vb

Девиз эскадрильи "Firmes Volamos" означает «Летаем без страха».

Во Второй мировой войне почти 800 добровольцев из Аргентины

сражались в рядах военно-воздушных сил Великобритании.

Считается, что во время войны Аргентина сохраняла нейтралитет, однако не все аргентинцы придерживались официальной позиции. Около 600 человек, главным образом англо-аргентинского происхождения, предпочли сражаться против стран «оси», вступив в ряды военно-воздушных сил Великобритании или Канады. Вместе с британцами, поляками, канадцами и многими другими они сражались под британским флагом за земли своих отцов.

164-я эскадрилья военно-воздушных сил Великобритании была основана 6 апреля 1942 года в Питерхеде, Абердиншир, как истребительная эскадрилья. Полной боеспособности она достигла к началу мая, когда за ней были закреплены истребители Супермарин Спитфайр Mk Va с кодом "FJ" в качестве метки отряда. 5 мая того же года эскадрилья была переведена в Скибрей, Оркни. В Питерхед эскадрилья вернулась 10 сентября, укомплектованная истребителями Супермарин Спитфайр Mk Vb.

9 января 1943 года эскадрилью перевели в Фейрвуд Коммон, Гламорганшир, но уже 8 февраля ее преобразовали в боевое отделение и направили в Миддл Валлоп, Гэмпшир. Там Спитфайры заменили на истребители Хоукер Харрикейн, после чего начались тренировки, необходимые для выполнения атакующей роли.

В июне 1943 года 164-я эскадрилья начала атаковать флот и береговые цели немцев. На Харрикейнах 164-я летала из Вармвелла, Дорсет (20 июня 1943) и Манстона, Кент до 22 сентября, когда она была переведена в Фейлоп, Эссекс. В январе 1944 года эскадрилья получила истребители Хоукер Тайфун Mk Ib, которые были более быстрыми, крепкими и оснащены лучшим вооружением, чем Харрикейны. К 8 марта эскадрилья провела короткую девятидневную стоянку в Аклингтоне, Нортумберленд. Вскоре после этого эскадрилья была переведена на остров Торни, Гэмпшир.

6 июня в Фантингтоне, Суссекс, командование эскадрильей принял Йен Водди, который 22 числа был переведен в Орн, Гэмпшир. Ракеты и пушки Тайфунов не раз помогли 164-й в боевых вылазках, целью которых становились линии коммуникации, радарные станции и пути снабжения. Все это стало прелюдией вторжения на материк, которое впоследствии вылилось в знаменитую операцию в Нормандии.

После поддержки наземных операций во время высадки в Нормандии и последующих боевых действий в южной Англии, 17 июля эскадрилья была переведена на территорию Франции, на одну из передовых посадочных площадок в Соммервьё — британскую B.8. Это была не полностью подготовленная полоса 1200 х 40 метров. Спустя четыре дня эскадрилья передислоцировалась на B.7 в Мартиньи.

Все это время эскадрилья продолжала атаковать немецкие бронетанковые соединения, а после прорыва фронта поддерживала на территории северной Франции и Бельгии 21-ю группу армий как часть 136-го крыла 84-й группы второго тактического авиационного соединения под командованием вице-маршала авиации Артура Коннингема.

12 декабря 1944 года эскадрилья покинула район дислокации 123-го крыла и возвратилась в Англию на аэродром Фейрвуд Коммон в Гламорганшире. На вооружении тогда состояли истребители Хоукер Тайфун Mk Ib. Сразу же после Рождества эскадрилья была передислоцирована обратно на материк, на передовую посадочную площадку B.77 Гильзе-Риен, которая была первым немецким плацдармом, взятым союзниками под контроль. Переброска была завершена к 26 декабря.

21 марта 1945 года 164-я эскадрилья была переведена на аэродром B.91 в Клюсе, что возле Неймегена. Командование получил майор авиации П. Л. Бейтман-Джонс, руководивший эскадрильей в январе этого года.

9 апреля во время атаки на позиции немецкой артиллерии враг подбил Тайфун SW523, который пилотировал Бейтман-Джонс. Самолет был тяжело поврежден, и летчик попытался совершить посадку на аэродроме B.88 в Хише. Посадка не удалась, пилот погиб при аварии.

В последние месяцы войны эскадрилья продолжала выполнять рекогносцировку, воздушное патрулирование и обеспечивать охрану бронетранспорта. После капитуляции Германии соединение было отозвано в Британию на новую базу в Тернхаузе, Мидлотиан. Там эскадрилья сменила воздушный код FJ и была переоснащена истребителями Супермарин Спитфайр IX, принадлежавшими 453-й эскадрилье. 31 августа 1946 года эскадрилья была реструктурирована и сменила номер на 63.

Команда War Thunder

Казалось бы, какая может быть связь между такими далёкими вещами как аргентинская армия и нацисты? А вы посмотрите на фото.

На фото аргентинские военные 1940-х годов... А вовсе не то, что вы подумали


Всё дело в том, что Аргентина - страна иммигрантов, и к 1930-м годам в Аргентине жила довольно большая немецкая община. В армейском руководстве была половина немцев, поэтому не мудрено, что для обмундирования аргентинская армия позаимствовала образцы у вермахта. Оружие тоже было немецким.


Немецкая община Аргентины была одной из крупнейших в Южной Америке.

Вот они, богатыри аргентинские! Такие любую Англию победят!


Аргентинцы жить не могут без разных монументов и памятников , и в послегитлеровское время ставили монументы своим солдатам. Обратите внимание, как они постарались мягко снивелировать ярковыраженные нацистские черты у этого монумента


Аргентинская армия сейчас контрактная. Призыв отменён с 1994 года.


В начале 1900 годов Аргентина была одной из самых богатых держав мира. Аргентина всегда поддерживала хорошие отношения с Германией, а к началу Второй Мировой Войны в Аргентине уже была довольно большая немецкая община. Именно в те годы были основаны немецкие городки типа Villa General Belgrano . А к 1950 году она обладала одной из мощнейших армий мира! Настолько мощнейшей, что США уже начало опасаться создания в Аргентине четвёртого Рейха. Конечно этому способствовало в первую очередь большое количество нацистов, бежавших сюда. Кстати, справедливости ради нужно сказать, что бежали нацисты не только в Аргентину, но и в Парагвай , Бразилию , и в те же США. Среди прочих нацистов, в Аргентину сбежал один из главарей третьего рейха, Адольф Эйхман. Во время войны он заведовал концлагерями, и был главным реализатором "окончательного решения еврейского вопроса". Он лично был ответственен за уничтожение 4 миллионов евреев, которых во вторую мировую погибло, как известно 6 миллионов.


Он Переехал в Аргентину воспользовавшись так называемыми "крысиными тропами". Они были организованы по тайному распоряжению национального героя Аргентины Хуана Перона, и организованы через католическую церковь . Я особо отмечу, Хуан Перон до сих пор считается в Аргентине национальным героем, в честь него названы улицы и площади. Зачем Аргентине были нужны фашисты, от которых в конце сороковых отвернулся весь мир? Аргентинским правительством считалось, что люди эти не бедные, кроме того образованные и дисциплинированные. Чего добру то пропадать? Кстати, Аргентина во время второй мировой войны была нейтральна, но душою была с Германией, и только 27 марта 1945 страна объявила войну Германии и Японии, когда всё было уже итак понятно. Так вот, Адя Эйхман после пяти лет скрытной жизни в Европе, с семьёй перебрался в Аргентину в 1950 году в числе прочих фашистов. Он тихо жил под Буэнос-Айресом. Жил более чем скромно, в очень бедном домике. Работал в фирме Мерседес, ездил на работу на автобусе. Вот он, Адя в годы его жизни в Аргентине

Прожил он так 10 лет, и жил бы дальше, как остальные нацисты, но его выдал собственный сынуля, не желая того. Сын познакомился с девушкой, полунемкой полуеврейкой (про еврейство он не был в курсе). И в пылу откровений, похвастался ей, что папа лично убил 4 миллиона евреев. Девушка рассказала это своему папе (еврею), он передал ещё кому-то, и так информация дошла до молодого но задорного государства Израиль, разведка которого моссад, искала по всему миру нацистов. В 50-е годы вопрос наказания сбежавших от правосудия фашистов, волновал только Израиль. Остальному миру было глубоко пофиг. Израиль к тому моменту долго и безуспешно искал Эйхмана, так как для этой страны он был персональным врагом №1. И конечно, Израиль очень заинтересовался информацией, что Эйхман возможно живёт в Аргентине. Была послана разведгруппа, установили, что это действительно Эйхман, и решили его брать. Было решено брать его живым, везти в Израиль и судить. Но делать это открыто, в сотрудничестве с Аргентиной было очень рискованно. Аргентина могла Эйхмана не выдать, и всё дело замять. И это логично, ведь Аргентина сама приняла его в числе прочих фашистов. Тогда было решено проводить спецоперацию в тайне от аргентинских властей. Эйхмана взяли вечером, когда он сошёл с автобуса и шёл к дому. Сперва его держали на секретной квартире, а потом решили вывозить в Израиль. Для этого была разработанна целая операция, возглавляло которую высшее руководство Израиля. Эйхмана обкололи наркотиками до невменяемого состояния, и переодели в костюм лётчика израильской авиакомпании. На него были изготовлены специальные документы. И на паспортном контроле "коллеги-пилоты" сказали, что их товарищь себя не очень хорошо чувствует, но самолётом он управлять не будет. И таким образом Эйхман был вывезен в Израиль. Когда всё открылось, Аргентина объявила протест в связи с тем, что другое государство провело на её территории спецоперацию, не ставя её в известность. На что Израиль официально ответил, что никаких спецопераций он не проводил и никого туда не направлял, те кто это сделали были волонтёрами-добровольцами.

Его повесили. И за всю историю Израиля в нём было вынесено всего 2 смертных приговора, оба нацистам. Перед смертью Адик от души поблагодарил 3 "великие" страны: Австрию, Германию и Аргентину.


История могла бы на этом закончится, но у неё есть продолжение. В 2000 году тогдашний президент Аргентины Де ла Руа, в США на коленях попросил прощения от имени Аргентины за то, что она помогала нацистам после войны.

Бытует мнение, что и Гитлер вовсе не умер в 45-м, а тайно бежал в Аргентину и умер под Барилоче в 70-х. Но это конечно чушь собачья.

Хотите, познакомится с настоящими аргентинскими фашистами? Смогу устроить .

Если вы собираетесь в Буэнос-Айрес и хотите поселится в хорошем месте, выберете себе отель по вкусу на букинге и пришлите мне его адрес на е-мейл . Я посоветую вам, в удачном ли месте он расположен, безопасно ли там, красиво ли и далеко ли оттуда добираться до интересных мест.

После войны в Аргентине оказались десятки тысяч немцев, по тем или иным причинам не желавших попасть в руки союзников. Отнюдь не все они были нацистскими преступниками. До сих пор в городе Вилла Генерал Белграно живут бывшие моряки броненосца «Адмирал граф Шпее». Война для них закончилась в 1939 году, когда их корабль пришлось затопить у берегов Южной Америки, чтобы он не достался англичанам.

Мы приехали в Аргентину, чтобы найти бывших нацистов. Почему именно в Аргентину? По той простой причине, что эта страна оказала вполне радушный прием немцам, которые принимали активное участие в боевых действиях, карательных операциях, совершали преступления против человечности во время пребывания у власти Адольфа Гитлера. Евгений Астахов, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Аргентине: "Сразу оговорюсь, что здесь со статистикой безобразно плохо. По разным причинам. Кое-что укрывалось, кое-что не хотели знать, а еще, я думаю, что иммиграционные службы сами получали немалые деньги, чтобы не быть заинтересованными давать точную статистику. По разным данным, можно говорить о шестидесяти тысячах немцев, которые приехали сюда сразу после второй мировой войны или в первые годы после нее. Упорно до сих пор мне самому говорили люди, что, да, здесь жил Гитлер. Будто бы была версия, что на Огненной Земле, на юге, ему строили какой-то сверхсекретный бункер".

Аргентину и сегодня часто упрекают в том, что даже на правительственном уровне в стране очень сильны расистские настроения. Европейцу, например, получить аргентинское гражданство нетрудно, а вот арабу, выходцу с Африканского континента, азиату его всеми правдами и неправдами постараются не дать. Во второй половине 40-х и в 50-х гг. у власти в стране находился генерал Хуан Перон. Вот уж кто совершенно не стеснялся своих откровенно пронацистских взглядов. После краха Третьего рейха Перон сделал все возможное, чтобы облегчить участь тех, кому встреча с представителями союзников не сулила ничего хорошего. В аргентинских посольствах многих нейтральных стран наготове лежали уже заполненные аргентинские паспорта, в которые нужно было просто вклеить фотографию. В Буэнос-Айресе беглецов встречали как друзей. Во всяком случае, никто не спрашивал, почему коренные аргентинцы ни слова не знают по-испански. Всего в Аргентине тридцать три миллиона населения. В столице живет двенадцать. И в этом городе, и в этой стране раствориться, стать незаметным ничего не стоит. Хуан Вестричес, профессор-историк: "А насчет немцев. Если уж вы так хотите их увидеть, поезжайте в город Вилла Генерал Белграно. Мы его называем аргентинский Тироль".

То, что это типично немецкий город, видно невооруженным глазом. Традиционные гномы на витринах, толстопузые бюргеры приглашают пропустить кружечку пивка… Чего ж отказываться-то? Зашли в пивную с многообещающим названием "Старый Мюнхен". Внутри - все, как в сцене свидания Штирлица с женой в фильме "Семнадцать мгновений весны". Дубовые панели, стулья с высокой спинкой. Несколько сортов светлого и столько же темного пива. Которое, кстати, тут же и варят… Только почему-то рядом с аргентинским и германским висел еще какой-то флаг, явно нам знакомый. Оказалось, армянский… Арик (Арнольд) Гварчакян - хозяин пивной "Старый Мюнхен": " Да, я армянин. А ещё в нашем городе есть пивная "Тироль" - там пиво варят итальянцы. Дело ведь не в том, какой нации пивовар. Главное, чтобы наше пиво нравилось немцам, которые здесь живут или приезжают сюда в гости. А я варю хорошее пиво".

Ну, раз здешнее пиво нравится немцам, значит, мы попали в правильное место. Теперь остается ждать, когда сюда заявится какой-нибудь офицер вермахта, чиновник Третьего рейха или эсэсовец… Гварчакян: "К нам иногда заходят пожилые люди в форме. Но мне абсолютно все равно - фашистская это форма или какая другая. На последнее Первое мая здесь сидела компания стариков-немцев и пела "Катюшу". От армянского изготовителя немецкого пива мы узнали, что Вилла Генерал Белграно - туристический город. Эдакий уголок Германии в Аргентине. Здесь не принято интересоваться, откуда кто родом. До второй мировой войны это была захолустная деревушка. А потом… как-то так получилось, что чуть ли не каждый второй в городе - немец. Немецкое землячество даже обратилось к правительству с просьбой переименовать город в Штульцгард. Но у власти был уже не Перон, и из этой затеи ничего не вышло. Многие годы чужаку попасть в город было практически невозможно, но время лечит. Сначала появились туристы из ФРГ, потом из США, и пошло.

Многие думают, что немцы в Аргентине постоянно разгуливают в черной эсэсовской форме и вскидывают руку в нацистском приветствии. Но это все сказки. Немцы в Аргентине сохраняют не фашистские традиции, а исконно немецкие. Но, как оказалось, не за ними едут сюда туристы. Гномики, полногрудые девицы на фонтанах - всего этого и в Германии хватает. Слоняясь по городу, мы все время натыкались на открытки с изображением немецкого военного корабля под флагом "Кригсмарине" - военно-морских сил Третьего рейха. Продавщица в сувенирной лавке не смогла или не захотела удовлетворить наше любопытство. Идите в ресторан "Голова оленя", его хозяин вам все объяснит. Лучше него историю города никто не знает. Гюнтер Лаансгорф - хозяин ресторана: "До 1939 г. здесь не было ничего немецкого. А потом под городом устроили лагерь, в нем жила команда моряков с броненосца "Адмирал граф Шпее". Вы знаете его историю?"

Броненосцем "Адмирал граф Шпее" можно было назвать с большой натяжкой. После поражения в Первой мировой войне Германии, по Версальскому мирному договору, запрещалось иметь на вооружении корабли водоизмещением более 10 тыс. тонн. Тогда немецкими конструкторами был создан проект "Дойчланд". Корабли, построенные по этому проекту, позже получили название "карманные линкоры". Водоизмещение у них было 10 тыс. тонн, а вот вооружение, скорость и дальность плавания, как у большого линкора или даже крейсера.

Командовал "Адмиралом графом Шпее" прославившийся еще в Первую мировую капитан первого ранга Ганс Лангсдорф. Корабль с 70 офицерами и 1 120 матросами вышел из Германии 21 августа 1939 г. и занял позицию в Центральной Атлантике. Цель была сформулирована так: "Дезорганизация и нарушение всеми возможными способами торгового судоходства противника". А противник у Германии здесь был только один - Великобритания. США тогда еще в войну не вступили. За три с половиной месяца "Адмирал граф Шпее" потопил 9 судов. Англичан это так разозлило, что они отправили для его уничтожения эскадру. После боя, который продолжался почти сутки, броненосец был заперт в устье реки Ла-Плата вблизи уругвайского порта Монтевидео. Командир запросил Берлин, доложив, что попытка прорваться фактически обречена на неудачу. Главнокомандующий немецким флотом гросс-адмирал Редер, получив санкцию Гитлера, ответил: если возможности прорваться нет, то следует затопить корабль. Лангсдорф так и поступил - команде приказал дожидаться в Аргентине отправки на родину, корабль в устье реки затопил, а сам застрелился.

Карманный линкор лег на грунт на глубине всего 12 метров, что позволило в 1942 г. поднять его и разобрать на металлолом. От легендарного судна остались лишь якорные цепи. Они украшают монумент, который был воздвигнут в городке Вилла Генерал Белграно в 1999 г. В сквере аргентинского Тироля стоит памятник морякам броненосца "Адмирал граф Шпее". Здесь обосновалось двести человек экипажа. Сегодня в живых осталось двое. Хозяин "Головы оленя" по нашей просьбе позвонил обоим дожившим до наших дней морякам. К себе они нас не пустили. Девяностолетний корабельный кок в ресторан прийти не смог - далеко. А вот восьмидесятитрехлетний Карл Харсшхофер кое-как добрел до "Головы оленя". Карл Харсшхофер - матрос броненосца "Адмирал граф Шпее": "К американцам бы я не пошел. Многие наши ходили, а потом смотрели по телевизору - фашисты, преступники, гестаповцы… Но к вам я пришел. Не потому, что хочу, чтобы люди знали правду о нас. Это все равно никому не интересно. Просто захотелось посмотреть на представителей народа, победившего Германию. Но если вы ищете тех, у которых руки по локоть в крови, то я вам скажу: мы не убили ни одного человека". Как можно было, потопив девять кораблей, никого не убить - одному богу известно. Но что правда - команда "Адмирал граф Шпее" собирала всех уцелевших моряков противника и сдавала на судно обеспечения "Альтмарком", своего рода плавучую тюрьму. Всего было подобрано около двух с половиной тысяч человек. Их отправляли в Европу, в лагеря.

Харсшхофер: "Про нас говорят - преступники, садисты. А вот я даже на родину свою поехать не могу. Там где я родился, сейчас граница Польши и России. А была Восточная Пруссия. Скажите, как можно было лишать родины 3 миллиона человек? Всех же выселили! Мы ответили за вторую мировую войну, а кто ответит за это?" Харсшхофер, конечно, войну не развязывал, мирных жителей не убивал, так что его пафос понять можно. Но нацистская зараза поразила весь или почти весь немецкий народ, и расплачиваться тоже пришлось всему народу. Лично Карл за четыре месяца участия в боевых действиях заплатил многолетней разлукой с родными, с родиной (из Аргентины его никуда не выпускали до 1975 г.). К нему на всю жизнь прилепилось клеймо: нацист! Карл долго не хотел показывать свой фотоальбом. Потом все-таки принес, но очень ревниво следил, что мы снимаем. Харсшхофер: "Я уважаю только одного человека - нашего капитана Ганса Лангсдорфа. Он был нам больше чем отец. Когда мы покидали корабль, перед тем как пустить пулю в висок, он сказал нам: Германия может построить себе еще много таких кораблей, как "Адмирал граф Шпее", но никто не вернет ей тысячу молодых жизней. Вот это был человек, а теперь - все болтуны".

В 20 км от Вилла Генерал Белграно, экипажу была выделена земля. Моряки сами строили эти казармы, административное здание. Срыли холм и на его месте устроили футбольное поле. 10 мая 45-го г. пришла весть о безоговорочной капитуляции. Морякам было предписано прибыть в Буэнос-Айрес и выбрать: либо принять аргентинское гражданство, либо сдаться союзникам и стать военнопленными. Осталась вся тысяча. А в Вилла Генерал Белграно вернулись двести человек. Харсшхофер: "Свой мундир я отдал немецкому землячеству, как и все остальные мои сослуживцы. В этих мундирах теперь щеголяет молодежь на карнавалах и фестивалях. Пусть - хоть такая память. Пиво мое допито и разговор окончен. Правда, от пива больше пользы, чем от этого разговора. Молодые никогда не поймут стариков. Живые никогда не поймут мертвых".

После войны в Аргентине оказались десятки тысяч немцев, по тем или иным причинам не желавших попасть в руки союзников. Отнюдь не все они были нацистскими преступниками. До сих пор в городе Вилла Генерал Белграно живут бывшие моряки броненосца «Адмирал граф Шпее». Война для них закончилась в 1939 году, когда их корабль пришлось затопить у берегов Южной Америки, чтобы он не достался англичанам.

Мы приехали в Аргентину, чтобы найти бывших нацистов. Почему именно в Аргентину? По той простой причине, что эта страна оказала вполне радушный прием немцам, которые принимали активное участие в боевых действиях, карательных операциях, совершали преступления против человечности во время пребывания у власти Адольфа Гитлера. Евгений Астахов, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Аргентине: "Сразу оговорюсь, что здесь со статистикой безобразно плохо. По разным причинам. Кое-что укрывалось, кое-что не хотели знать, а еще, я думаю, что иммиграционные службы сами получали немалые деньги, чтобы не быть заинтересованными давать точную статистику. По разным данным, можно говорить о шестидесяти тысячах немцев, которые приехали сюда сразу после второй мировой войны или в первые годы после нее. Упорно до сих пор мне самому говорили люди, что, да, здесь жил Гитлер. Будто бы была версия, что на Огненной Земле, на юге, ему строили какой-то сверхсекретный бункер".

Аргентину и сегодня часто упрекают в том, что даже на правительственном уровне в стране очень сильны расистские настроения. Европейцу, например, получить аргентинское гражданство нетрудно, а вот арабу, выходцу с Африканского континента, азиату его всеми правдами и неправдами постараются не дать. Во второй половине 40-х и в 50-х гг. у власти в стране находился генерал Хуан Перон. Вот уж кто совершенно не стеснялся своих откровенно пронацистских взглядов. После краха Третьего рейха Перон сделал все возможное, чтобы облегчить участь тех, кому встреча с представителями союзников не сулила ничего хорошего. В аргентинских посольствах многих нейтральных стран наготове лежали уже заполненные аргентинские паспорта, в которые нужно было просто вклеить фотографию. В Буэнос-Айресе беглецов встречали как друзей. Во всяком случае, никто не спрашивал, почему коренные аргентинцы ни слова не знают по-испански. Всего в Аргентине тридцать три миллиона населения. В столице живет двенадцать. И в этом городе, и в этой стране раствориться, стать незаметным ничего не стоит. Хуан Вестричес, профессор-историк: "А насчет немцев. Если уж вы так хотите их увидеть, поезжайте в город Вилла Генерал Белграно. Мы его называем аргентинский Тироль".

То, что это типично немецкий город, видно невооруженным глазом. Традиционные гномы на витринах, толстопузые бюргеры приглашают пропустить кружечку пивка… Чего ж отказываться-то? Зашли в пивную с многообещающим названием "Старый Мюнхен". Внутри - все, как в сцене свидания Штирлица с женой в фильме "Семнадцать мгновений весны". Дубовые панели, стулья с высокой спинкой. Несколько сортов светлого и столько же темного пива. Которое, кстати, тут же и варят… Только почему-то рядом с аргентинским и германским висел еще какой-то флаг, явно нам знакомый. Оказалось, армянский… Арик (Арнольд) Гварчакян - хозяин пивной "Старый Мюнхен": " Да, я армянин. А ещё в нашем городе есть пивная "Тироль" - там пиво варят итальянцы. Дело ведь не в том, какой нации пивовар. Главное, чтобы наше пиво нравилось немцам, которые здесь живут или приезжают сюда в гости. А я варю хорошее пиво".

Ну, раз здешнее пиво нравится немцам, значит, мы попали в правильное место. Теперь остается ждать, когда сюда заявится какой-нибудь офицер вермахта, чиновник Третьего рейха или эсэсовец… Гварчакян: "К нам иногда заходят пожилые люди в форме. Но мне абсолютно все равно - фашистская это форма или какая другая. На последнее Первое мая здесь сидела компания стариков-немцев и пела "Катюшу". От армянского изготовителя немецкого пива мы узнали, что Вилла Генерал Белграно - туристический город. Эдакий уголок Германии в Аргентине. Здесь не принято интересоваться, откуда кто родом. До второй мировой войны это была захолустная деревушка. А потом… как-то так получилось, что чуть ли не каждый второй в городе - немец. Немецкое землячество даже обратилось к правительству с просьбой переименовать город в Штульцгард. Но у власти был уже не Перон, и из этой затеи ничего не вышло. Многие годы чужаку попасть в город было практически невозможно, но время лечит. Сначала появились туристы из ФРГ, потом из США, и пошло.

Многие думают, что немцы в Аргентине постоянно разгуливают в черной эсэсовской форме и вскидывают руку в нацистском приветствии. Но это все сказки. Немцы в Аргентине сохраняют не фашистские традиции, а исконно немецкие. Но, как оказалось, не за ними едут сюда туристы. Гномики, полногрудые девицы на фонтанах - всего этого и в Германии хватает. Слоняясь по городу, мы все время натыкались на открытки с изображением немецкого военного корабля под флагом "Кригсмарине" - военно-морских сил Третьего рейха. Продавщица в сувенирной лавке не смогла или не захотела удовлетворить наше любопытство. Идите в ресторан "Голова оленя", его хозяин вам все объяснит. Лучше него историю города никто не знает. Гюнтер Лаансгорф - хозяин ресторана: "До 1939 г. здесь не было ничего немецкого. А потом под городом устроили лагерь, в нем жила команда моряков с броненосца "Адмирал граф Шпее". Вы знаете его историю?"

Броненосцем "Адмирал граф Шпее" можно было назвать с большой натяжкой. После поражения в Первой мировой войне Германии, по Версальскому мирному договору, запрещалось иметь на вооружении корабли водоизмещением более 10 тыс. тонн. Тогда немецкими конструкторами был создан проект "Дойчланд". Корабли, построенные по этому проекту, позже получили название "карманные линкоры". Водоизмещение у них было 10 тыс. тонн, а вот вооружение, скорость и дальность плавания, как у большого линкора или даже крейсера.

Командовал "Адмиралом графом Шпее" прославившийся еще в Первую мировую капитан первого ранга Ганс Лангсдорф. Корабль с 70 офицерами и 1 120 матросами вышел из Германии 21 августа 1939 г. и занял позицию в Центральной Атлантике. Цель была сформулирована так: "Дезорганизация и нарушение всеми возможными способами торгового судоходства противника". А противник у Германии здесь был только один - Великобритания. США тогда еще в войну не вступили. За три с половиной месяца "Адмирал граф Шпее" потопил 9 судов. Англичан это так разозлило, что они отправили для его уничтожения эскадру. После боя, который продолжался почти сутки, броненосец был заперт в устье реки Ла-Плата вблизи уругвайского порта Монтевидео. Командир запросил Берлин, доложив, что попытка прорваться фактически обречена на неудачу. Главнокомандующий немецким флотом гросс-адмирал Редер, получив санкцию Гитлера, ответил: если возможности прорваться нет, то следует затопить корабль. Лангсдорф так и поступил - команде приказал дожидаться в Аргентине отправки на родину, корабль в устье реки затопил, а сам застрелился.

Карманный линкор лег на грунт на глубине всего 12 метров, что позволило в 1942 г. поднять его и разобрать на металлолом. От легендарного судна остались лишь якорные цепи. Они украшают монумент, который был воздвигнут в городке Вилла Генерал Белграно в 1999 г. В сквере аргентинского Тироля стоит памятник морякам броненосца "Адмирал граф Шпее". Здесь обосновалось двести человек экипажа. Сегодня в живых осталось двое. Хозяин "Головы оленя" по нашей просьбе позвонил обоим дожившим до наших дней морякам. К себе они нас не пустили. Девяностолетний корабельный кок в ресторан прийти не смог - далеко. А вот восьмидесятитрехлетний Карл Харсшхофер кое-как добрел до "Головы оленя". Карл Харсшхофер - матрос броненосца "Адмирал граф Шпее": "К американцам бы я не пошел. Многие наши ходили, а потом смотрели по телевизору - фашисты, преступники, гестаповцы… Но к вам я пришел. Не потому, что хочу, чтобы люди знали правду о нас. Это все равно никому не интересно. Просто захотелось посмотреть на представителей народа, победившего Германию. Но если вы ищете тех, у которых руки по локоть в крови, то я вам скажу: мы не убили ни одного человека". Как можно было, потопив девять кораблей, никого не убить - одному богу известно. Но что правда - команда "Адмирал граф Шпее" собирала всех уцелевших моряков противника и сдавала на судно обеспечения "Альтмарком", своего рода плавучую тюрьму. Всего было подобрано около двух с половиной тысяч человек. Их отправляли в Европу, в лагеря.

Харсшхофер: "Про нас говорят - преступники, садисты. А вот я даже на родину свою поехать не могу. Там где я родился, сейчас граница Польши и России. А была Восточная Пруссия. Скажите, как можно было лишать родины 3 миллиона человек? Всех же выселили! Мы ответили за вторую мировую войну, а кто ответит за это?" Харсшхофер, конечно, войну не развязывал, мирных жителей не убивал, так что его пафос понять можно. Но нацистская зараза поразила весь или почти весь немецкий народ, и расплачиваться тоже пришлось всему народу. Лично Карл за четыре месяца участия в боевых действиях заплатил многолетней разлукой с родными, с родиной (из Аргентины его никуда не выпускали до 1975 г.). К нему на всю жизнь прилепилось клеймо: нацист! Карл долго не хотел показывать свой фотоальбом. Потом все-таки принес, но очень ревниво следил, что мы снимаем. Харсшхофер: "Я уважаю только одного человека - нашего капитана Ганса Лангсдорфа. Он был нам больше чем отец. Когда мы покидали корабль, перед тем как пустить пулю в висок, он сказал нам: Германия может построить себе еще много таких кораблей, как "Адмирал граф Шпее", но никто не вернет ей тысячу молодых жизней. Вот это был человек, а теперь - все болтуны".

В 20 км от Вилла Генерал Белграно, экипажу была выделена земля. Моряки сами строили эти казармы, административное здание. Срыли холм и на его месте устроили футбольное поле. 10 мая 45-го г. пришла весть о безоговорочной капитуляции. Морякам было предписано прибыть в Буэнос-Айрес и выбрать: либо принять аргентинское гражданство, либо сдаться союзникам и стать военнопленными. Осталась вся тысяча. А в Вилла Генерал Белграно вернулись двести человек. Харсшхофер: "Свой мундир я отдал немецкому землячеству, как и все остальные мои сослуживцы. В этих мундирах теперь щеголяет молодежь на карнавалах и фестивалях. Пусть - хоть такая память. Пиво мое допито и разговор окончен. Правда, от пива больше пользы, чем от этого разговора. Молодые никогда не поймут стариков. Живые никогда не поймут мертвых" .

Недавняя находка аргентинских археологов вблизи границы с Парагваем таинственных сооружений в очередной раз подстегнула общественный интерес к теме нацистского присутствия в стране. Как сообщает газета Кларин (Clarin), были обнаружены три прочнейших постройки, с 3-х метровой стеной, в парке Teyú Cuaré в провинции Миссионес. Даниэль Щавельсон, директор городского археологического центра Университета Буэнос-Айрес, говорит, что эти сооружения были построены нацистами, в годы Второй мировой войны, как возможное убежище для верхушки Третьего рейха на случай поражения в войне. На эти мысли его навели предметы, которые были найдены, вблизи у этих конструкций, в том числе, несколько монет Третьего рейха 1938 и 1943 года выпуска, а также изделия из фарфора немецкого происхождения. Он также отметил, что по его мнению, этими убежищами в труднодоступных местах так никто и не воспользовался, поскольку, прибыв в Аргентину, нацисты поняли, что в стране можно жить свободно и открыто, ничего не опасаясь. А потому, нацисты отправились в места, которые любой любитель натуральной природы, назвал бы прекрасными. Прежде чем, назвать эти места, напомним, что во время Второй мировой войны Аргентина занимала выжидательную позицию, нейтралитет. Это позволяло ей продавать свою сельскохозяйственную продукцию странам из обоих воюющих лагерей.

В тот период правительство Аргентины постоянно получало от своих спецслужб информацию о том, что подводные лодки Германии, действующие в Атлантике, регулярно подходят к берегам Аргентины, загружают ящики с продуктами питания, медикаментами и запчастями. Все больше поступало информации о том, что некоторые землевладельцы активно принимают у себя гостей с этих подводных лодок. Чаще всего, земельные поместья этих гостеприимных хозяев находились вдоль Атлантического побережья Аргентины. Но неофициальной «столицей» немцев в Аргентине после их поражения во Второй мировой войне стал Барилоче.

Барилоче (Сан-Карлос-де-Барилоче) - красивейший город сосновых лесов и цветущих лугов, горных озер и чистого воздуха, горнолыжных трасс и комфортабельных отелей, зарослей малины и черной смородины. Все здесь наполнено немецко-австрийской педантичностью, порядком, чистотой: альпийские пейзажи, чистейшие воды озера Науэль-Уапи, аккуратные газончики и улочки, нарядные ухоженные домики. Барилоче был основан немецкими поселенцами в конце XIX века. В начале XX столетия немецкая диаспора активизировалась и стала скупать все земли в округе, строить дома, разводить скот, открывать фермы. Многие дома были построены в горах, в труднодоступных местах. До сих пор, единственная возможность попасть туда -это вертолет, который садится прямо на площадку у дома, или на его крышу. Сан-Карлос-де-Барилоче (San Carlos de Bariloche) полностью построен на деньги немецкой диаспоры и ее же латифундистов. Численность населения в 2015 году составила 120000 человек. Город окружён озёрами (Науэль-Уапи, Гутьерес, Морено и Маскарди) и горами (Тронадор, Серро-Катедраль, Серро-Лопес).

История «немецкой Аргентины» такова. С XIX века аргентинская Патагония становится немецким анклавом, которую осваивают переселенцы из Германии. Одним из самых известных землевладельцев в Патагонии, в начале ХХ века, была компания «Лахузен и Ко», хозяева которой братья Дитрих и Кристель Лахузены были уроженцами Бремена. Братья входили в первую десятку самых богатых аргентинских предпринимателей. «Лахузен и Ко» имела множество овцеводческих ферм производимая на которых шерсть экспортировалась в Европу. Также компания владела десятками ранчо, многочисленными пастбищами с элитным скотом, разветвлённой торговой сетью, магазинами, лавками, кафе, барами и ресторанами по всему югу Аргентины. Именно здесь, на землях братьев Лахузен, на небольшом острове Уэмуль, в начале 1951 года, австрийским учёным Рональдом Рихтером была проведена первая в Латинской Америке управляемая ядерная реакция (атомный проект Хуана Перона). Империя Лахузенов обеспечила высочайший уровень безопасности и серетности. Еще одно владение Лахузенов в Патагонии вилла Сан-Рамон, на пустынном и отдаленном от Барилоче берегу озера Науэль-Уапи, границы которой простираются до пампы. Здесь проходила единственная в Патагонии железная дорога и взлётно-посадочная полоса. Совладельцами виллы Сан-Рамон являлось германское княжество Шаумбург-Липпе, а князь Стефан Шаумбург-Липпе в 1930-х и 1940-х годах был советником посольства Германии в Буэнос-Айресе. Стефан Шаумбург-Липпе в сентябре 1946 года давал показания комиссии по расследованию нацистской деятельности в Аргентине. Заведовал всеми делами на вилле Сан-Рамон Родольфо Фрейде, личный секретарь Хуана Доминго Перона и куратор службы внутренней безопасности Аргентины.

Сегодня эту землю называют местом рождения четвертого рейха. Исследователь тем «Нацистские преступники в Аргентине», «Нацистское золото в Аргентине» известный аргентинский историк и журналист Хорхе Камарасса в своих многочисленных книгах и статьях утверждает, что с января 1945 года гитлеровские подводные лодки приняли участие в успешно осуществленной операции по вывозу из агонизирующей Германии высокопоставленных лиц Третьего Рейха и особо ценных грузов. Сдача в плен экипажей подводных лодок U-530 и U-977 аргентинским властям в Мар дель Плата являлась прикрытием этой операции. Считается, что многие из первых лиц третьего рейха отправились жить в насиженные места вблизи Барилоче. В 2020 году США должны рассекретить все архивы, связанные с двумя этими подводными лодками. Тогда, может быть, мы и узнаем возможно хотя бы часть правды этой страницы истории Второй мировой войны.

Край туристов и атомной энергетики

Сейчас Сан-Карлос-де-Барилоче, не без основания. называется южноамериканской Швейцарией. Во-первых, благодаря шедеврам, созданным самой природой, поразительной красоте лесов и ярко-синих озер, чистоте и прозрачности воздуха, во-вторых, построенным здесь горнолыжным трассам и сети отелей, с уникальными немецкими постройками, порядком и чистотой. В городе множество торговых галерей, магазинчиков, кафе, баров и ресторанов, отели отличного качества. Гостиничный комплекс Сан-Карлос-де-Барилоче насчитывает около 20000 гостиниц. Наиболее популярными горнолыжными трассами являются: Edelweiss, Acongagua, La Nevada, La Cascada, LAS Tres Reyes, Nahuel Huapi. Здешние трассы всего их 47 общей протяженностью 70 км расположены по оба склона горных хребтов горы Отто и Катедраль с перепадом высот от 2388 до 1400 м. Именно здесь находится лучший в Южной Америке подъемник, кабины в котором просторные на шесть мест. Барилоче давно стал престижным курортом для аргентинской элиты. Это основной и стартовый пункт назначения для желающих познакомиться с краем озёр, настоящий рай для тех, кто увлекается рыбалкой и охотой или любит кататься на лошадях и покорять горные вершины, играть в гольф и просто отдыхать, наслаждаясь горными пейзажами.

Из Барилоче можно отправиться в национальный парк Науэль-Уапи (Nahuel Huapi). Это расстояние можно преодолеть примерно за восемь часов - около 320 км. В пути можно делать остановки на смотровых площадках, в небольших деревушках или крошечных городках. Основная экскурсионная программа начинается с подъёма на фуникулере Teleferico Cerro Otto на вершину горы, затем идет круиз по озеру Науэль-Уапи на комфортабельном катамаране, к национальному парку Лос-Араянес. Там сохранился уникальный миртовый лес, единственный в мире, его площадь 12 гектар. Затем остров Виктории, залив Лопес, лагуна Треболь, озеро Морено и гора Кампанарио.

Аргентинцы благодарны многим поколениям переселенцев из Германии, которые сохранили этот природный заповедник для потомков, так ещё в 1930 году в Сан-Карлос-де-Барилоче было принято решение образовать один из самых больших национальных парков страны Науэль-Унапи. Зимой здесь отдыхают любители горных лыж, а летом сюда устремляются ценители красоты гор, рек и горных озёр. Красоту горных пиков в отрогах Анд, вблизи Барилоче и дальше на юг, трудно описать словами, это надо увидеть собственными глазами. Молчаливые вечнозеленые тысячелетние леса, кристально чистая голубая или ярко-синяя гладь озер, ярко-цветущая растительность этого края, гранитные пики гор и голубеющие долины ледников - все это Барилоче. А на самом юге Огненная Земля и Ушуайя открывают дверь в бескрайнюю, тайную и загадочную Антарктику.

Кроме этого, в районе Барилоче находится атомный центр. Хотя, значительная часть электроэнергетики Аргентины принадлежит частным кампаниям, атомная отрасль остается в основном в руках государства. Компания ENSI (Empresa Neuquina de Servicios de Ingeniería S. E.) - совместное предприятие провинции Неукен и Национальной комиссии по атомной энергии Аргентины (CNEA)- имеет завод по производству тяжелой воды в Патагонии. CNEA принадлежит ряд центров НИОКР, в том числе атомный центр Барилоче (провинция Рио-Негро). В центре размещены исследовательские реакторы и циклотроны, производятся изотопы. Ядерный центр Барилоче имеет свой медицинский центр, который уже известен на всю страну успешными исследованиями в области борьбы с раковыми и другими заболеваниями. Так, программа лечения раковых заболеваний, в том числе, не подлежащих операциям, с помощью нейтронного аппарата нового поколения BNCT уже показала необыкновенно стабильные положительные результаты, сообщает официальная страница ядерного центра Барилоче.

Читайте также: