Перечень международных стандартов аудита. Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.). Перечень Международных стандартов аудита мса

Министерство финансов России своим приказом от 24.10.2016 N 192н ввело в действие 30 международных стандартов аудита. Они будут распространяться на контроль качества учета, аудит финансовой информации, задания по проведению обзорных проверок и другие сопутствующие аудиту услуги. Данные стандарты были признаны Правительством РФ еще летом 2015 года и с этого момента Международная федерация бухгалтеров приступила к официальному переводу на русский язык всех документов, содержащих международные стандарты аудита. Все они прошли необходимые экспертизы и вот теперь допущены для применения в России.

Перечень международных стандартов аудита, утвержденных Минфином

  1. Международный стандарт контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг";
  2. Международный стандарт аудита 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита";
  3. Международный стандарт аудита 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности";
  4. Международный стандарт аудита 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности";
  5. Международный стандарт аудита 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля";
  6. Международный стандарт аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности";
  7. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения";
  8. Международный стандарт аудита 320 "Существенность при планировании и проведении аудита";
  9. Международный стандарт аудита 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски";
  10. Международный стандарт аудита 402 "Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации";
  11. Международный стандарт аудита 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита";
  12. Международный стандарт аудита 500 "Аудиторские доказательства";
  13. Международный стандарт аудита 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях";
  14. Международный стандарт аудита 505 "Внешние подтверждения";
  15. Международный стандарт аудита 520 "Аналитические процедуры";
  16. Международный стандарт аудита 530 "Аудиторская выборка";
  17. Международный стандарт аудита 550 "Связанные стороны";
  18. Международный стандарт аудита 560 "События после отчетной даты";
  19. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов";
  20. Международный стандарт аудита 620 "Использование работы эксперта аудитора";
  21. Международный отчет о практике аудита 1000 "Особенности аудита финансовых инструментов";
  22. Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) "Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов";
  23. Международный стандарт обзорных проверок 2410 "Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации";
  24. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) "Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов";
  25. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 "Проверка прогнозной финансовой информации";
  26. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 "Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации";
  27. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов";
  28. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 "Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг";
  29. Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 "Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации";
  30. Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) "Задания по компиляции".

Приказ об утверждении международных стандартов аудита зарегистрирован Минюстом 10 ноября 2016 года и вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Однако сами стандарты начнут применяются начиная с года, следующего за годом, в котором вступили в силу, а именно с 1 января 2017 года. Это определено Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Тип статьи:

Список литературы

1.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

2.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и ос­новные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

3.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Докумен­тирование аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

4.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планиро­вание аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Фе­дерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

5.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Сущест­венность в аудите», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.

6.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утверждено постановлением Пра­вительства Российской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

7.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понима­ние деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бух­галтерской) отчетности», утверждено постановлением Правительства Рос­сийской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

8.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 9 «Связанные стороны», утверждено постановлением Правительства Российской Федера­ции № 405 от 4 июля 2003 г.

9.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 10 «События после отчетной даты», утверждено постановлением Правительства Россий­ской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

10.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 11 «Приме­нимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», ут­верждено постановлением Правительства Российской Федерации № 405 от 4 июля 2003 г.

11.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 12 «Согласо­вание условий проведения аудита», утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации № 532 от 7 октября 2004 г.

12.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудитор­ская выборка», утверждено постановлением Правительства Российской Феде­рации № 532 от 7 октября 2004 г.

13.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях», утверждено постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

14.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников», утвержде­но постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

15.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 19 «Особенно­сти первой проверки аудируемого лица», утверждено постановлением Прави­тельства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

16.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 20 «Аналитиче­ские процедуры», утверждено постановлением Правительства Российской Фе­дерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

17.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 21 «Особенно­сти аудита оценочных значений», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

18.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника», утверждено постановлением Пра­вительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

19.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 228 от 16 апреля 2005 г.

20.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

21.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 25 «Учет осо­бенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность кото­рого подготавливает специализированная организация», утверждено постанов­лением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

22.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 26 «Сопостави­мые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постанов­лением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

23.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 27 «Прочая ин­формация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгал­терскую) отчетность», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

24.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 28 «Использо­вание результатов работы другого аудитора», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

25.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотре­ние работы внутреннего аудита», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

26.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 30 «Выполне­ние согласованных процедур в отношении финансовой информации», утвер­ждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 ав­густа 2006 г.

27.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 31 «Компиля­ция финансовой информации», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 523 от 25 августа 2006 г.

28.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 32 «Использо­вание аудитором результатов работы эксперта», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

29.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждено постановлени­ем Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

30.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 557 от 22 июля 2008 г.

31.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудитор­ское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержден приказом Минфина России № 46н от 20 мая 2010 г.

32.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифи­цированное мнение в аудиторском заключении», утвержден приказом Минфи­на России № 46н от 20 мая 2010 г.

33.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополни­тельная информация в аудиторском заключении», утвержден приказом Мин­фина России № 46н от 20 мая 2010 г.

34.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержден приказом Минфина России № 16н от 24 февраля 2010 г.

35.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанно­сти аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», ут­вержден приказом Минфина России № 90н от 17 августа 2010 г.

36.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010) «Обязанно­сти аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита», утвержден приказом Минфина России № 90н от 17 августа 2010 г.

37.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011) «Аудитор­ские доказательства», утвержден приказом Минфина России № 99н от 16 авгу­ста 2011 г.

38.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 8/2011) «Особенно­сти аудита отчетности, составленной по специальным правилам», утвержден приказом Минфина России № 99н от 16 августа 2011 г.

39.Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 9/2011) «Особенно­сти аудита отдельной части отчетности», утвержден приказом Минфина Рос­сии № 99н от 16 августа 2011 г.

40.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Проверка прогнозной финан­совой информации» одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999, протокол № 5

41.Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций», одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999, протокол № 6

42.ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

43.ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосо­четаний на русском языке. Общие требования и правила»

44.ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин»

46.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверно­сти показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской от­четности (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине Рос­сии, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

47.Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, про­токол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

48.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при провер­ке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрены Советом по ауди­торской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21 - 22 октября 2003 г.)

49.Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, про­токол № 25 от 22 апреля 2004 г.)

50.Аудит. Теория и практика: учебник для бакалавров / Н. А. Казакова, Г. Б. По- лисюк [и др.]: под общ. ред. Н. А. Казаковой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 385 с.

51.Аудит: учебник для студентов высшего профессионального образования, обу­чающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и для подготовки бакалавров по направлениям подготовки 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (профиль «Управленческий и финансовый учет»): учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Эконо­мика» / Р. П. Булыга и др.; под ред. Р. П. Булыги; Финансовый ун-т. при Пра­вительстве Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 431 с.

52.Аудиторская деятельность // Официальный сайт Минфина Российской Феде­рации. URL: www.minfin.ru/ru/accounting/audit/ (дата обращения 1.01.2016).

53.Бычкова, С. М. Аудит: учеб. пособие / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова; под ред. Я. В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. - 462 с.

54.Гутцайт, Е. М. Аудит и другие науки / Е. М. Гутцайт; Федеральное гос. обра­зовательное учреждение высш. проф. образования «Акад. бюджета и казначей­ства М-ва финансов Российской Федерации». - М.: ВивидАрт, 2011. - 373 с.

55.Ерофеева, В. А. Аудит: учеб. пособие для бакалавров / В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и фи­нансов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 640 с.

56.Парушина, Н. В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения ау­диторских проверок: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специаль­ностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 560 с.

57.Подольский, В. И. Основы аудита: учеб. пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: базовый курс / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова; Ин-т проф. бухгалтеров и аудиторов России. - 4­е изд., перераб. и доп. - М.: Бинфа, 2009. - 187 с.

58.Рогуленко, Т. М. Основы аудита: учебник для студентов высших учебных заве­дений, обучающихся по специальностям 060500 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 060600 - Финансы и кредит, 060600 - Мировая экономика, 351200 - Налоги и налогообложение / Т. М. Рогуленко, С.В. Пономарева. - 4-е изд., пе­рераб. и доп. - М.: ФЛИНТА; НОУ ВПО «МПСУ», 2013. - 668 с.

59.Санникова, М. О. Основы аудита: учебник для студентов высших учебных за­ведений / М. О. Санникова. - Саратов, Буква: 2015. - 301 с.

60.Суйц, В.П. Аудит: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Налоги и налогообложение» / В. П. Суйц, В. А. Ситникова. - 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. - 167 с.

61.Теория аудита: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / С. И. Жминько и др.; отв. редакторы: Оксана Морозова, Ната­лья Калиничева. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 443 с.

62.Филипьев, Д. Ю. Основы аудита: учеб. пособие для студентов высших учеб­ных заведений, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080107 «Налоги и налогообло­жение» / Д. Ю. Филипьев, Н. В. Пислегина. - 2-е изд., перераб. - Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2012. - 219 с.

Юдина, Г. А. Основы аудита: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / Г. А. Юдина, М. Н. Черных. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2012. - 382 с

В данном материале дан краткий обзор изменений в российском аудите в 2017 году и последствий для бизнеса. Подробный анализ последствий с комментариями экспертов «Правовест Аудит» Вы найдете в статьях:


Что меняется в обязательном аудите в 2017 году?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 N 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита. В перечень международных стандартов аудита входит:

  • согласование условий аудиторских заданий;
  • контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
  • аудиторская документация;
  • формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
  • информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
  • модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.

Все это увеличит трудоемкость проведения аудита на 30–40%, в связи с возрастающим по требованиям МСА количеством аудиторских процедур, необходимостью заполнения новых форм и таблиц и других рабочих документов.

Также в планах законодателей в 2017 году увеличить ответственность аудиторов. Минфин предлагает наказывать их не только штрафами, согласно КоАП, но и вводить уголовную ответственность за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на сайте федеральном портале проектов НПА http://regulation.gov.ru/projects#npa=51024

Аудиторское заключение по МСА станет более информативным и публичным

Вместо привычной формы аудиторского заключения на нескольких листах со стандартным текстом, по всем новым договорам на проведение обязательного аудита, заключенным с 1 января 2017 года, составляется более информационно насыщенное аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами обязательного аудита.

Новая форма аудиторского заключения по МСА будет содержать не только оценку финансовой отчетности компании, но и обращать внимание на наиболее важные моменты в деятельности аудируемого лица, в том числе к тому, что привлекло наибольшее внимание аудитора, тому, в чем аудитор видит наиболее существенные риски для бизнеса и т.п.

Тем самым новая форма АЗ предполагает расширенную информацию не только для бухгалтерии, но и для внешних и внутренних заинтересованных пользователей: акционеров, совета директоров и др., то есть более широкого круга лиц, принимающих решение о стратегии развития бизнеса.

Напомним, что с 1 октября 2016 года в Единый федеральный реестр вносятся юридически значимые сведения о фактах деятельности юридических лиц, в том числе сведения об обязательном аудите. При этом заказчик аудита обязан раскрыть обстоятельства, оказывающие существенное влияние на достоверность отчетности, перечисленные в аудиторском заключении.

Сведения в Реестр необходимо внести в течение трех рабочих дней, с даты возникновения соответствующего факта (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ). При нарушении этого срока должностных лиц организации могут привлечь к административной ответственности, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, с 1 января 2017 года новые требования МСА отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых организаций, а также возрастает степень публичности результатов аудита.

Последствия для бизнеса

Несомненно, раскрытие дополнительных данных в аудиторском заключении позволит инвесторам и контрагентам компаний принимать более взвешенные бизнес-решения. Однако, как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, но и увеличение стоимости аудита с 2017 года. Кроме того, возрастают финансовые риски, поскольку повышение уровня прозрачности деятельности компании и отражение в аудиторском заключении всех выявленных бизнес-рисков, автоматически приведет к удорожанию банковских кредитов для компаний.

Международные стандарты аудита (МСА) имеют и отдаленные последствия для бизнеса. В планах, что с 2018 года ИФНС сможет требовать от аудиторов раскрыть аудиторскую тайну. На федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru для публичного обсуждения размещен проект Федерального закона о внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой НК РФ. При проведении налогового контроля будет допускаться сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Должностное лицо налогового органа будет вправе истребовать у аудиторов полученные ими при аудиторских проверках и оказании прочих аудиторских услуг документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) организацией. Указанные документы могут быть истребованы налоговым органом, если они не представлены в установленном порядке самим налогоплательщиком.

Ныне действующая редакция НК пока не допускает при осуществлении налогового контроля осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщиках, полученной в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну.

Последствия для бухгалтерии

Обязанности бухгалтера все больше выходят за пределы бухгалтерского учета. Не секрет, что уже сейчас во многих компаниях обязанности главбуха не ограничены исключительно бухгалтерской отчетностью и сдачей налоговых деклараций. От бухгалтера требуется оценка налоговых рисков и последствий при проведении сделок, налоговое и финансовое планирование, что ведет к увеличению ответственности и повышению рисков для профессиональной репутации.

Почему аудит отчетности 2016 года лучше провести не по МСА?

Если договор на проведение аудита заключен до 1 января 2017 года, то аудиторская организация вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять аудиторское заключение в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу международного аудита. По договорам, заключенным после 1 января 2017 года, новые международные стандарты аудита в России применяются при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

С введением МСА к определению сроков аудита отчетности компаниям важно отнестись серьезно, поскольку в ходе проведения обычно возникает достаточное количество вопросов, а подчас и необходимость внесения исправлений в учет. Целесообразно не назначать аудит на последние дни перед сдачей бухгалтерской или налоговой отчетности, когда бухгалтерия и так сильно загружена.

Предпочтительнее будет провести аудит отчетности 2016 года по российским стандартам, заключив договор до конца 2016 года. Аргументы в пользу этого - отсутствие четкого регламента действий сторон договора на оказание аудиторских услуг по новым правилам, ощутимый рост трудоемкости и стоимости услуг, которые неизбежны при столь глобальных изменениях в аудиторской отрасли.

Оптимальный вариант - провести аудит за 2016 год в два этапа (по итогам 9 месяцев и за год). В этом случае аудиторы выполнят практически весь объем работы до окончания отчетного года, что позволит организации избежать спешки, учесть их выводы и рекомендации, чтобы подойти к годовому отчету без искажений и ошибок в учете.

Как известно, при существенных искажениях учета, аудиторское заключение может быть и отрицательным, что потребует от организации дополнительных расходов, связанных с исправлением выявленных нарушений. Проведение же основного объема работы по итогам отчетности за 9 месяцев поможет и бухгалтерии, и аудиторам избежать этих неприятностей. И даже получив на руки отчет с перечнем существенных ошибок, допущенных при составлении отчетности за 9 месяцев, организация успеет внести необходимые исправления в учет и получить по итогам года положительное аудиторское заключение.

Переход на МСА направлен на реформирование аудиторской деятельности в России, повышение качества отчетности и финансовой информации, представляемой внешнему рынку. Нововведения затронут не только аудиторов, но и компании, подлежащие обязательному аудиту. Решать поставленные перед аудиторами и бизнесом задачи мы будем совместно, положив в основу сотрудничества качество и профессионализм.

1. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
2. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
3. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
4. О службе главного аудитора Банка России: приказ Банка России от 31.03.1997 N 02-140 (ред. от 25.12.2002) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
5. Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов: рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (Приняты в г. Базеле в августе 2001 года) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». - Загл. с экрана.
6. Абаева Н.П. Концептуальное содержание внутреннего аудита корпоративного управления / Н.П. Абаева, Н.А. Филевская // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С. 207 - 212.
7. Абаева Н.П. Целеполагание как принцип внутреннего аудита в системе корпоративного управления / Н.П. Абаева, Н.А. Филевская // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2014. - № 3. - С. 40 - 43.
8. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК / Р.А. Алборов. - М.: Дело и сервис, 2004. - 464 с.
9. Алибеков Ш.И. Автоматизация работы службы внутреннего аудита / Ш.И. Алибеков // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 2. - С. 155 - 158.
10. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации / Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2014. - 144 с.
11. Асанова И.М. Методика внутреннего аудита / И.М. Асанова, А.Н. Сырцев // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 2. - С. 40 - 41.
12. Балукова С.Е. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях / С.Е. Балукова // Молодой ученый. - 2015. - № 4. - С. 332 - 334.
13. Батова В.Н. Роль внутреннего аудита в обеспечении экономической безопасности предприятия / В.Н. Батова, Н.Ю. Юдаева // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2014. - № 2. - С. 142 - 148.
14. Березюк В.И. Внутренний контроль и аудит в условиях мирового кризиса - необходимость для компании / В.И. Березюк // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2012. - № 3. - С. 65 - 69.
15. Бородина В.В. Внутренний аудит основных средств организации / В.В. Бородина // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 48 - 57.
16. Брызгалов Д.В. Особенности риск-ориентированного внутреннего аудита в страховых компаниях / Д.В. Брызгалов // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 40 - 47.
17. Васильева Е.А. Внутренний аудит при обеспечении конкурентоспособности предприятия сферы услуг / Е.А. Васильева // Научное обозрение. - 2012. - № 3. - С. 186 - 193.
18. Васильева Е.А. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе управления организацией / Е.А. Васильева, Т.Н. Гуськова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 125 - 127.
19. Вахорина М.В. Классификация видов внутреннего аудита для целей принятия управленческих решений / М.В. Вахорина // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 59-61.
20. Воробьева О. К вопросу формирования плана и программы аудиторской проверки / О. Воробьева // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 1. - С. 344 - 348.
21. Воронин В.П. Признание международных стандартов аудиторской деятельности в России / В.П. Воронин, И.В. Панина // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 13. - С. 55 - 59.
22. Воронина Л.И. Аудит. Теория и практика / Л.И. Воронина. - М.: Омега-Л, 2014. - 576 с.
23. Галустов В.У. Исследование роли и методических подходов и вариантов создания службы внутреннего аудита / В.У. Галустов // Учет и статистика. - 2014. - № 1. - С. 43 - 49.
24. Глинская О.С. Исторические, правовые и экономические факторы формирования внутрихозяйственного контроля / О.С. Глинская, И.А. Накруткина // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 4. - С. 176 - 180.
25. Голубятникова О.Н. Методы формирования системы внутреннего аудита экономических субъектов по производству и продаже бытовой химии / О.Н. Голубятникова, А.В. Шохнех // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 5. - С. 207 - 214.
26. Демидов А.Ю. России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита / А.Ю. Демидов, О.Б. Иванов, С.Н. Мовчан // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2015. - № 1. - С. 20 - 32.
27. Долматова В.Ю. Организация внутреннего контроля: новый взгляд на управление экономическим субъектом / В.Ю. Долматова, О.А. Зыбинская // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 5. - С. 41 - 48.
28. Дунаева В.И. Использование аналитических процедур при проведении внутренних аудиторских проверок / В.И. Дунаева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 70 - 72.
29. Дунаева В.И. Особенности проведения внутренних аудиторских проверок в современных условиях / В.И. Дунаева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2014. - № 1. - С. 81 - 83.
30. Егорова И.С. Особенности организации внутреннего контроля согласно рекомендациям Министерства финансов РФ / И.С. Егорова // Аудитор. - 2014. - № 8. - С. 49 - 60.
31. Егорова С.К. Внутренний аудит как форма управленческого контроля на малых предприятиях сферы услуг / С.К. Егорова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2013. - № 6. - С. 102 - 112.
32. Зуева Ю.М. Внутренний аудит системы управленческого учета / Ю.М. Зуева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. - С.91 - 93.
33. Зуева Ю.М. Организация внутреннего аудита в компании / Ю.М. Зуева // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. - С. 185 - 187.
34. Иванов О.Б. Построение системы внутреннего аудита компании на основе внутрикорпоративных стандартов / О.Б. Иванов // Аудитор. - 2013. - № 4. - С. 44 - 47.
35. Иванова М.Н. Значение службы внутреннего аудита в отечественных организациях / М.Н. Иванова, А.Н. Устинова // Контентус. - 2014. - № 10. - С. 42 - 49.
36. Игошина Ю.А. Система внутреннего контроля как элемент управленческого учета / Ю.А. Игошина // Вестник НГИЭИ. - 2014. - № 1. - С. 59 - 69.
37. Каковкина Т.В. Организация системы внутреннего контроля и его взаимосвязи с бухгалтерским учетом / Т.В. Каковкина // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 220 - 225.
38. Ковалёва А.М. Внутренний управленческий аудит как составная часть системы управленческого контроля строительной организации / А.М. Ковалёва, Н.В. Куканова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1. - С. 143 - 147.
39. Комаров Н.Н. Внутренний аудит в системе финансового менеджмента предприятий / Н.Н. Комаров // Экономика природопользования. - 2013. - № 3. - С. 148 - 152.
40. Коське М.С. Внутренний контроль как обязанность экономического субъекта и объект оценки аудитора / М.С. Коське, И.В. Воюцкая // Аудитор. - 2015. - № 1-2. - С. 40 - 47.
41. Крышкин О.В. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы / О.В. Крышкин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 478 с.
42. Кузнецова М.С. Внутренний аудит как инструмент минимизации рисков экономической безопасности предприятия / М.С. Кузнецова // Вестник науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 35 - 36.
43. Курилов К.Ю. Система внутреннего контроля и аудита на предприятии автомобильной промышленности / К.Ю. Курилов, А.А. Курилова // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 2. - С. 202 - 207.
44. Курилова А.А. Внутренний контроль и аудит на предприятиях автомобильной промышленности / А.А. Курилов, К.Ю. Курилова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2013. - № 4. - С. 22 - 26.
45. Мазий В.В. Управленческий аудит бухгалтерской информации в системе внутреннего контроля / В.В. Мазий // Научное обозрение. - 2013. - № 9. - С. 557 - 560.
46. Макальская М.Л. Международные стандарты аудита по вопросам планирования проверки / М.Л. Макальская, Н.И. Ковалева // Финансовый менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 133 - 136.
47. Максимова Г.В. Внутренний аудит в компаниях со сложной организационной структурой / Г.В. Максимова // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2013. - № 11. - С. 85 - 87.
48. Максимова Г.В. Внутренний аудит: развитие стратегического планирования проверок / Г.В. Максимова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 1. - С. 35 - 39.
49. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией / Н.В. Мамушкина // Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 1. - С. 48 - 63.
50. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях / М.В. Мельник // Аудиторские ведомости. - 2012. - № 1-2. - С. 118 - 134.
51. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития / О.А. Миронова // Вопросы экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 120 - 123.
52. Мусипова Л.К. Внутренний аудит: понятие и необходимость информационного обеспечения / Л.К. Мусипова, А.Б. Алиева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 1. - С. 92.
53. Нагоев А.Б. Роль внутреннего контроля в деятельности организаций / А.Б. Нагоев, С.С. Сижажева, Ж.А. Аппоева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-10. - С. 2283 - 2287.
54. Нечухаева О.В. Правовые тенденции сближения национальных и международных стандартов аудиторской деятельности / О.В. Нечухаева // Право и бизнес. - 2014. - № 2. - С. 44 - 47.
55. Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией / Л.А. Панкратова // Аудитор. - 2012. - № 6. - С. 25 - 32.
56. Панкратова Л.А. Формирование системы внутреннего аудита в производственных структурах / Л.А. Панкратова. - М.: LAP Lamdert Academic Publishing, 2014. - 96 с.
57. Первова К.А. Актуальность внутреннего аудита в современных условиях / К.А. Первова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 5. - С. 199 - 201.
58. Плахотя Т.В. Актуальные вопросы организации эффективной службы внутреннего аудита / Т.В. Плахотя // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-7. - С. 1469 - 1472.
59. Подольский В.И. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности / В.И. Подольский, А.А. Савина, Л.В. Сотникова. - М.: Инфра-М, 2010. - 302 с.
60. Попова Л.В. Методологические основы применения внутреннего аудита в системе управления коммерческой организацией / Л.В. Попова // Управленческий учет. - 2014. - № 10. - С. 93 - 101.
61. Ризванова М.В. Основные подходы к формированию системы внутреннего контроля в организации / М.В. Ризванова // Аудитор. - 2014. - № 7. - С. 33 - 38.
62. Рогуленко Т.М. Внутренний аудит и его место в системе внутрихозяйственного контроля / Т.М. Рогуленко // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1. - С. 568 - 576.
63. Савицкий Д.В. Внутренний управленческий контроль как основа оценки деятельности центров ответственности / Д.В. Савицкий // Аудитор. - 2014. - № 11. - С. 48 - 53.
64. Селезнева Е.С. Взаимодействие риск-ориентированного внутреннего аудита, внутреннего контроля и системы управления рисками в контрольной среде предприятия / Е.С. Селезнева // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 4. - С. 223 - 226.
65. Селезнева Е.С. Развитие внутреннего аудита в российских условиях ведения бизнеса / Е.С. Селезнева // Наука и общество. - 2014. - № 2. - С. 112.
66. Серебрякова Т.Ю. Риски организации и внутренний экономический контроль / Т.Ю. Серебрякова. - М.: Инфра-М, 2013. - 108 с.
67. Сметанко А.В. Классификация и характеристика принципов внутреннего аудита / А.В. Сметанко // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 2. - С. 49 - 59.
68. Сметанко А.В. Современный подход к определению сущности внутреннего аудита и его основных функций в системе корпоративного управления акционерным обществом / А.В. Сметанко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2013. - № 2. - С. 22 - 25.
69. Снегирева Л.И. Внутренний контроль / Л.И. Снегирева // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 4. - С. 79 - 84.
70. Сунгатуллина Р.Н. Идентификация рисков существенного искажения информации о фактах хозяйственной жизни при оценке системы внутреннего контроля / Р.Н. Сунгатуллина, О.Л. Гоголева // Аудитор. - 2014. - № 12. - С. 38 - 49.
71. Сунгатуллина Р.Н. Методические подходы к оценке системы внутреннего контроля в аграрных организациях / Р.Н. Сунгатуллина, О.Л. Гоголева // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 23 - 33.
72. Телепнева А.В. Риск-ориентированный внутренний контроль, как важный критерий эффективного управления организациями в рыночных условиях / А.В. Телепнева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - № 33. - С. 139 - 144.
73. Тлеубаева С. Организация внутреннего аудита в условиях экономической интеграции / С. Тлеубаева. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 с.
74. Товсултанова Л.Г. Аспекты эффективности создания службы внутреннего аудита / Л.Г. Товсултанова // Российское предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 12 - 19.
75. Умарова Н.С. Требования современных структур управления коммерческой организацией к учету и внутреннему контролю / Н.С. Умарова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 12. - С. 133 - 138.
76. Фаянцева Е.Ю. Внутренний контроль как метод управления финансовой устойчивостью компании в условиях экономической нестабильности / Е.Ю. Фаянцева // Вестник Финансового университета. - 2014. - № 3. - С. 48 - 56.
77. Филевская Н.А. Совершенствование экономическим субъектом элементов механизма внутреннего контроля с применением ПЗ-11/2013 / Н.А. Филевская // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 3. - С. 238 - 241.
78. Хахонова Н.Н. Методологические и практические аспекты формирования службы внутреннего аудита / Н.Н. Хахонова // Академический вестник. - 2013. - № 3. - С. 162 - 167.
79. Хорохордин Д.Н. Нормативно-правовое регулирование внутреннего аудита холдингов и сложно структурированных экономических субъектов / Д.Н. Хорохордин // Аудитор. - 2015. - № 3. - С. 35 - 39.
80. Чхутиашвили Л.В. Повышение эффективности внутреннего контроля организации / Л.В. Чхутиашвили // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 1. - С. 210 - 213.
81. Шешукова Т.Г. Организация внутреннего аудита на малых предприятиях / Т.Г. Шешукова, А.В. Береснева // Аудитор. - 2015. - № 4. - С. 34 - 39.
82. Шлифер Е.В. Система внутреннего контроля в бухгалтерии: проблемы понятий и терминов / Е.В. Шлифер // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 16. - С. 117 - 122.
83. Щербакова Е.П. Внутренний аудит коммерческих организаций: проблемы оценки контрольной среды / Е.П. Щербакова // Академический вестник. - 2014. - № 1. - С. 63 - 69.
84. Щербакова Е.П. Комплексный подход к вопросу оптимизации процессов регламентации и стандартизации внутреннего аудита в российских коммерческих организациях / Е.П. Щербакова // Менеджмент сегодня. - 2014. - № 2. - С. 74 - 77.
85. Юнусова Д.А. Внутренний аудит в системе управления предприятием / Д.А. Юнусова // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2014. - № 5. - С. 56 - 59.
86. Языкова С.В. Внутренний аудит как составляющая системы внутреннего контроля организации / С.В. Языкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3. - С. 598 - 600.
87. Яхина Л.Т. Внутренний аудит в системе управления предприятием / Л.Т. Яхина, В.З. Миннигалеева // Научное обозрение. - 2014. - № 3. - С. 903 - 905.

Список литературы по аудиту, аудит список литературы 2017, список литературы по аудиту 2016, список литературы по бухгалтерскому учету и аудиту, список используемой литературы по аудиту, список литературы диплома по аудиту

В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).

Дадим их общую характеристику.

группа - «Введение» - включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.

группа - «Обязанности» - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.

группа - «Планирование» - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.

группа - «Внутренний контроль» - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.

группа - «Аудиторские доказательства» - состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.

группа - «Использование работы третьих лиц» - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.

группа - «Аудиторские выводы и заключения» - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.

группа - «Специальные области аудита» - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.

группа - «Сопутствующие услуги» - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.

Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Перечень Международных стандартов аудита мса:

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

200-299 общие принципы и Обязанности

МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА»

МСА 210 «Согласование условий аудиторского задания»

МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»

МСА 230 «Аудиторская документация»

МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»

МСА 260 «Информационное взаимодействие с представителями собственника»

МСА 265 «Доведение информации о недостатках в системе внутреннего контроля для представителей собственника и руководства организации»

300-499 Оценка рисков и противодействие выявленным рискам

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения через изучение деятельности и коммерческого окружения организации»

МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита"

МСА 330 «Аудиторские мероприятия по противодействию выявленным рискам»

МСА 402 «Особенности аудита предприятия, пользующегося услугами обслуживающей организации»

МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

500-599 Аудиторские доказательства

МСА 500 «Аудиторские доказательства»

МСА 501 «Аудиторские доказательства - особенности оценки отдельных статей»

МСА 505 «Подтверждение из внешних источников»

МСА 510 «Первичное аудиторское задание - начальные сальдо»

МСА 520 «Аналитические процедуры»

МСА 530 «Аудиторская выборка»

МСА 540 «Аудит расчетных оценок, в том числе оценок по справедливой стоимости, и связанной с ними раскрываемой информации»

МСА 550 «Связанные стороны»

МСА 560 «Последующие события»

МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности организации»

МСА 580 «Письменные представления»

600-699 Использование услуг других лиц

МСА 600 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов подразделений)»

МСА 610 «Использование внутренних аудиторов»

МСА 620 «Использование привлеченных экспертов аудитора»

700-799 Аудиторские выводы и заключения

МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»

МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»

МСА 705 «Виды модифицированного аудиторского заключения»

МСА 706 «Пояснительный раздел и раздел "прочие вопросы" аудиторского заключения»

МСА 710 «Сравнительные данные: сравнительные показатели и сравнительная финансовая отчетность»

МСА 720 «Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»

800-899 Особые аспекты

МСА 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленный в соответствии с принципами специального назначения»

МСА 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансового отчета»

МСА 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности»

      Аудит финансовых вложений.

Целью аудиторской проверки финансовых вложений является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета по финансовым вложениям, действующим в РФ нормативным документам.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Информационная база, используемая аудитором при проверке финансовых вложений, включает:

Документы, регулирующие бухгалтерский учет и налогообложение финансовых вложений;

Бухгалтерскую отчетность;

Приказ об учетной политике организации;

Регистры синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

Первичные документы по отражению финансовых вложений.

По приказу об учетной политике организации аудитор может ознакомиться со следующей информацией:

Порядком признания доходов от участия в уставных капиталах других организаций доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами;

Рабочим планом счетов, используемых для отражения финансовых вложений;

Формами первичных документов, разработанных и утвержденных организацией для учета финансовых вложений.

Читайте также: