Что лучше тосол или антифриз? Такой вопрос задают многие водители любого транспортного средства с жидкостной системой охлаждения. Некоторые задаются и другими вопросами, например: в чём разница между тосолом и антифризом, или можно ли тосол смешивать с антифризом и наоборот? Можно ли смешивать антифриз разных цветов? Есть и другие интересные вопросы и все они будут рассмотрены в этой статье.
Чтобы ответить на многие вопросы, для начала следует разъяснить, что представляет из себя незамерзающая охлаждающая жидкость, под названием Тосол, и что представляет из себя Антифриз. То есть следует понять, чем они отличаются друг от друга.
Охлаждающая жидкость Антифриз . Название антифриз вошло в обиход просто от английского слова «antifreeze», что означает незамерзающий. Из этого следует сделать простой вывод — все охлаждающие жидкости, которые не замерзают — можно назвать антифризом в том числе и Тосол.
Тосол — это просто марка (название) антифриза, которая была разработана во времена союза (об этом ниже) и так это название и прижилось для отечественной охлаждающей жидкости. Только у Тосола и современного антифриза (большинства антифризов) есть некоторая разница в химическом составе, но об этом ниже.
Охлаждающая жидкость Тосол . Название Тосол произошло от трёх первых букв, которые означают Технология Органического Синтеза и от последних двух букв «ОЛ», которые означают окончание слов таких спиртов как метанол, этанол, бутинол. Тосол был разработан у нас в России (вернее в СССР) в 1971 году в Государственном научно исследовательском институте органической химии, как альтернатива итальянскому антифризу «Парафлю», который заливался в радиаторы первых «копеек» (ВАЗ 2101).
По сути Тосол разработали для элитных (для советского человека в то время) машин Жигули. До появления Жигулей, все машины, вернее их система охлаждения, заливалась обыкновенной водой, которая или сливалась зимой во время стоянки машины, или разбавлялась этиленгликолем, который делал воду незамерзаемой, до определённой минусовой температуры.
Тосол при союзе не был зарегистрирован как торговая марка (это было не принято в советские времена) и поэтому его до сих пор его клепают все кому не лень. И достаточно много потделок, особенно тот Тосол, который существенно дешевле обычного. И многие потделки существенно отличаются от того Тосола, который был во времена союза.
Комплект присадок в такой охлаждайке минимальный и сами присадки многие подвальные фирмы добавляют в минимальных количествах (в целях экономии), и защита от коррозии системы охлаждения и рубашки блока минимальна, а ресурс таких жидкостей раз в пять меньше, чем у фирменных антифризов.
Для таких производителей это имеет двойную выгоду — и покупать будут чаще и затраты производства минимальные. Это ещё больше ослабило авторитет Тосола. Да и многие водители не особенно вникают в тему и называют Тосолом любой антифриз, предназначенный для отечественных машин.
К тому же со временем, Жигули из элитной машины превратились в машину для бедных людей, и авторитет Тосола из-за этого тоже упал. Исходя из вышеописанного, любой антифриз, который не назван Тосолом, стал считаться лучше Тосола.
Некоторые подвальные производители это поняли и на канистре с тем же залитым Тосолом, с минимальным пакетом присадок, начали писать АНТИФРИЗ. А чем не правда? Ведь Тосол это тоже антифриз. И в лучшем случает в такой Антифриз будет залит Тосол, но далеко уже не тот, что был при союзе.
А какой это антифриз (карбоксилатный, силикатный, пропиленгликолевый — спросите у продавца — многие из них посмотрят на вас искоса, как на полоумного) и для какого мотора предназначен, многие не пишут на канистре — зачем? И так купят, так как он дешевле фирменного зарубежного антифриза.
Но вот беда в том, что такой подвальный антифриз, может разрушить алюминиевую рубашку никасилевого блока современных моторов довольно быстро, и алюминиевый радиатор тоже. Да и крыльчатка помпы, патрубки (штуцеры) системы охлаждения, корпуса термостатов, на современных машинах изготовлены из лёгкого сплава, который горячий антифриз без соответствующих присадок, начинает разрушать в первые часы работы двигателя.
Ведь для систем охлаждения современных моторов, зарубежные фирмы производят антифризы с специальным пакетом ингибиторных и других присадок, от которых не только не возникает коррозия алюминия, но ещё и такой антифриз останавливает уже имеющуюся коррозию (если до этого заливали не ту жидкость). И такой антифриз в Европе маркируют определённым цветом, в зависимости от класса (но о цветах чуть позже).
Так в чём же разница настоящего Тосола по ГОСТу и настоящего Антифриза?
- Антифриз — это обобщённое название всех охлаждающих незамерзающих жидкостей
- Тосол — это название марки советского антифриза, которое так и осталось после распада союза.
- Кроме спиртов, которые делают охлаждающую жидкость незамерзающей, добавляют в состав ещё и различные присадки, которые у Тосола в основном неорганические, а у Антифриза органические.
- При работе системы охлаждения Тосол (нормального советского качества) создаёт на всей внутренней поверхности рубашки охлаждения тонкую силикатную плёнку (до 0,5 мм) защищающую металл от коррозии, но при этом плёнка ухудшает теплообмен мотора.
- Антифриз начинает создавать защитную плёнку только там, где металл рубашки охлаждения, радиатора и других деталей , начал корродировать (это позволяет не нарушать теплоотдачу двигателя). Плёнка создаётся только на начавших корродировать поверхностях деталей охлаждения, так как плёнка у большинства импортных антифризов не силикатная, а создаётся на прокородированном участке за счёт ингибиторов коррозии.
- Тосол теряет большинство своих свойств уже через 35 — 40 тысяч пробега.
- Антифриз (от авторитетных фирм) способен проработать без существенной потери своих свойств до 200 тысяч км.
- Тосол (большинство из них) закипает после повышения температуры до 105 градусов.
- Антифриз закипит после температуры 115 градусов, то есть температура кипения антифриза выше.
- В химическом составе Тосола присутствует этиленглюколь и вода (как и у антифриза). Но вот присадки в составе Тосола созданы на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, силикатов и фосфатов).
- В химическом составе антифриза так же имеется этиленглюколь и вода, но кроме этого присутствует глицерин, спирт и пропиленгликоль. Ну и присадки на основе солей органических кислот, присадки как правило антикорозийные, антипенные и антикавитационные и смазывающие. У Тосола такие присадки тоже есть, то как правило их меньше. От этого Тосол раньше теряет свои свойства, чем антифриз. А раз меньше присадок (которые наиболее ценны), значит и цена тосола меньше чем антифриза.
К тому же, как я говорил, многие современные антифризы, имеют присадки, которые не позволяют портиться (корродировать) легкосплавным радиаторам (и другим алюминиевым деталям) современных машин. А в Тосоле, сделанном по советской технологии, таких присадок разумеется нет. Так как Тосол (его химический состав по ГОСТу) разрабатывался ещё в то советское время (1971 год), когда машины были только с латунными радиаторами и чугунными блоками двигателей, и даже крыльчатка помпы (насоса охлаждения) была не легкосплавной, а чугунной.
Можно ли смешивать Тосол и Антифриз?
Многие начинающие водители задаются таким вопросом, и здесь всё просто. Как было описано выше, отечественный Тосол и импортный Антифриз имеют в своём составе присадки различного органического происхождения, которые рассчитаны на заливку в систему охлаждения и нормальную эксплуатацию деталей системы, изготовленных из разных материалов (чугун и алюминий).
И если смешать обе жидкости разного состава, то разные по химическому составу и несовместимые присадки, испортят или ослабят полезные свойства друг друга. К тому же добавление Тосола в залитый в алюминиевый радиатор антифриз, если даже и не испортит свойства антифриза, то всё равно Тосол испортит со временем стенки легкосплавного радиатора и других алюминиевых деталей системы охлаждения.
Да и зачем добавлять в антифриз Тосол, когда многие антифризы концентраты, изначально предназначены, чтобы их разбавляли дистиллированной водой, которую можно купить или приготовить и она обойдётся дешевле Тосола. На таких канистрах с антифризом концентратом обычно написано соотношение воды и антифриза 50 на 50, и при таком смешивании половины канистры концентрата и половины канистры воды, температура замерзания полученной охлаждающей жидкости будет -40 градусов.
Если в вашем регионе температура даже в самые суровые зимы не опускается ниже -25, то разбавить концентрат можно даже так 60% воды и 40% концентрата. Если же вы эксплуатируете автомобиль в северных районах, где температура зимой может удивить «морозцем» до -50, то тогда воды следует добавить в концентрат не более 40%. То есть концентрированные антифризы удобны тем, что их можно подогнать (разбавить) практически под любой регион с любыми температурами.
А качественный европейский или японский антифриз, можно будет заменить лет через пять или через 200 — 250 тысяч пробега. Разница ощутимая и на этой разнице и идёт экономия средств и подтверждается пословица, что скупой платит дважды.
Ну и самое главное — если залить не качественную жидкость, то ресурс и других деталей системы охлаждения, будет намного меньше, и водителю придётся тратиться ещё и на новые детали системы охлаждения, взамен испорченных.
А если некачественный антифриз разъест алюминиевый блок современного двигателя (точнее его рубашку охлаждения), то трата будет не маленькой, да ещё и морока с заменой блока и переоформлением.
Конечно же есть в продаже и Тосол нормального качества (производителя такого Тосола можно вычитать на форумах, ведь отзывы многих людей всегда лучше похвалы одного человека). Но как правило состав даже качественного Тосола, рассчитан на старые модели машин отечественного производства, с чугунным блоком и латунным радиатором. И если у вас классические Жигули, Москвич, Волга или другая подобная машина с чугунным блоком и латунным радиатором, то заливать в них можно Тосол, который всё же следует купить в автомагазине, а не на обочине (об этом ниже).
Ну и последний совет. Часто можно увидеть стоящих вдоль дорог продавцов, у которых что Тосол, что антифриз дешевле чем в фирменных магазинах, и эта дешивизна привлекает многих водителей. Покупать здесь охлаждающую жидкость стоит только лишь в крайнем случае, если вам нечего долить в систему. Хотя у адекватного водителя всегда присутствует запас нормальной охлаждайки в багажнике.
Поверьте, никто просто так не продаст вам качественный товар, дешевле чем в магазине. Значит такой товар сделан подпольно, и состав его как правило с минимальным пакетом присадок. Сэкономив на такой охлаждайке, вы всё равно переплатите потом деньги, за новый радиатор или помпу.
Так не проще ли переплатить за качественный товар у фирменных дилеров, зато ресурс деталей системы охлаждения будет как и положено, и в последствии не будет лишних трат на ремонт и на новые детали. И надеюсь прочитав эту статью, каждый водитель, исходя из того, на какой машине он ездит (с каким радиатором) решит для себя, что лучше тосол или антифриз, успехов всем.
372 870 88
Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это — название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы – то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» – это тоже антифриз .
Откуда же пошла путаница в терминах?
Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»!
Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока… Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей – они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю.
Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»!
Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное
. А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных.
Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» – это жидкость, пригодная только для «жигулей»!
Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент – синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных – читай, «плохих» – автомобилей!
Более того – этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»….
Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость – это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ – это все автомобили! А «Тосол» – это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но –увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой « и «хороший»!
К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся «цепочка» посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют «Тосол», производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства – и это вполне объяснимо! Во-первых – дешево, во-вторых – чаще будут покупать, в-третьих – для «жигулей» и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа «АНТИФРИЗ» повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же «тосол» 70-х – 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри – какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают.
Так что же покупать? Ответ один: для «серьезных» современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой «продвинутости» – ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то «Мерседес», «Фольксваген» и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной – хуже не будет. Конечно, подделать можно любую «фирму», а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.
С давних пор существует недоразумение и недопонимание в определении тосола и антифриза. Многие автолюбители считают, что это одно и то же, просто одну жидкость делают за границей, а другую у нас. Отчасти это правда, но далеко не полная. За границей действительно не производят тосол, поскольку давно отказались от него в пользу антифриза. Чем же отличается хороший тосол и хороший антифриз, и можно ли антифриз залить в расширительный бочок, для замены тосола?
Различия охлаждающих жидкостей
Чтобы определить что лучше, тосол или антифриз, необходимо узнать, чем они отличаются и какими полезными свойствами обладают. вы заливаете в двигатель, но охлаждающая жидкость это тоже важный элемент.
Антифриз это жидкость, предназначенная для заливки в систему охлаждения двигателя, изготовленная на основе технологии карбоксилатов, содержащая в себе:
- Воду;
- Соли органических кислот;
- Этиленгликоль;
- Карбонатные присадки.
Он лучше тосола борется с коррозией, кавитацией и меньше пенится. Также, если залить антифриз, разница будет и в температуре закипания. Чтобы он закипел, нужно целых 115 градусов, а для тосола, хватит и 105 градусов. которые вы заливаете, оказывают существенное влияние на температуру и работу двигателя.
Если в охлаждающей системе вашей машины течет тосол, то это снижает скорость ее охлаждения. В составе отечественного тосола присутствует все та же вода и этиленгликоль, но вместо органических солей, применяются неорганические, что хуже сказывается на сроке службы жидкости. Также в ее состав входят амины, нитраты, бораты, фосфаты и силикаты.
Что выбрать тосол или антифриз
Большинство знатоков и автомобилистов со стажем, в один голос уверяют, что выбирать лучше антифриз. Единственный недостаток, которым наделен антифриз – цена. Она превосходит цену на тосол, но преимущества, которые получает автовладелец, несоизмеримо больше. Это:
- Более эффективное охлаждение мотора;
- Улучшение его теплоизоляции;
- Почти в 6 раз больший срок эксплуатации, более 250 000 км по сравнению с тосолом, который прослужит максимум 40 тысяч;
- В случае экстренного перегрева и выхода из строя какой-то важной части системы, дает возможность водителя среагировать вовремя, поскольку имеет большую температуру закипания. Тосол же кипит практически сразу;
- После его применения, радиатор остается чистым и не засоряется отложениями солей;
- Продлевает работу водяной помпы;
- Намного лучше защищает то действия кавитации в гильзе блока цилиндров.
Следует отметить, что если вы решите поменять тосол на антифриз, то следует не только полностью слить первый из системы, но и промыть ее специальным средством или хотя бы водой. Делается это из-за того, что эти две жидкости хоть и похожи по свойствам, цвету и составу, но никак не сочетаются между собой. Такой «микс», вполне может испортить внутренности системы охлаждения, и привести к ремонту двигателя. Удачного выбора!
Фирма Arteco, которая производит охлаждающие жидкости, утверждает, что около сорока процентов поломок автомобиля зависят от охлаждающей жидкости, залитой в машину. И чтобы не совершать ошибки, разберемся, что выбрать тосол или антифриз и в чем у них отличия.
Разделение охлаждающих жидкостей (ОЖ)
Основа охлаждающих жидкостей – смеси этиленгликоля, воды и добавки, защищающие металл от коррозии. У производителей хладагентов свой уникальный состав, который отличается технологией производства присадок. Присадки являются обязательным компонентом ОЖ.
Подбирая для авто Тосол или другой антифриз, нужно обратить внимание на инструкцию по использованию и ознакомиться с рекомендациями производителя. В руководстве прописан список тестов и экспериментов с жидкостью, наименования охлаждающих жидкостей и их классовая принадлежность.
Технология производства сводится к:
- классической, когда в основе состава находятся присадки из солей неорганических кислот;
- карбоксилатной: основа этой технологии – защита от коррозии на основе органических кислот, то есть карбонатов;
- гибридная технология производства – ответвление от второго способа, где присадки образовываются при помощи солей карбоновых кислот с примесью силикатов и фосфатов.
О размышлениях опытных автомобилистов на эту тему смотрим видео от Александра Скрипченко.
Антифриз
Автомобиль от перегрева убережет антифриз. Температура его кипения достигает ста пятидесяти градусов Цельсия. В мороз держится до тридцати восьми градусов. Помимо прочего, ключевые элементы антифриза, такие как различные присадки, помогают сохранить детали машины от коррозии металла.
Если бы у антифриза не было присадок, его достаточно агрессивные составляющие работали бы на разрушение стенок радиатора. Вода, смешанная с этиленгликолем без присадок, за считанные месяцы съест патрубки, резиновые трубки и даже двигатель. В настоящее время ведутся активные эксперименты с целью улучшения присадок. Чтобы на автомобильном рынке показать их различия, охлаждающие жидкости стали выпускать разных цветов: синий, красный и зеленый.
- G11, G11+, G11++. Данный антифриз имеет зеленый цвет. Выдерживает от — 40 до 130 градусов, это отличительный плюс по сравнению с Тосолом. Второй плюс: при образовании «злокачественного образования», то есть коррозии, начинает работать карбоновая кислота, которая находится в составе присадок.
- G12, G12+, G12++. Это красный антифриз. Он более усовершенствованный и отлично подходит для нежных охладительных систем иномарок. В его составе нет химических присадок, но есть органические. Это несомненный плюс. Благодаря этому улучшается теплоотдача.
Галерея «Что выбрать и использовать для двигателя?»
Фото 1. Лучший тосол для алюминиевых радиаторов – зеленый
Фото 2. Синий антифриз
Фото 3. Красный антифриз для меди
Тосол
Это традиционная технология приготовления . Под словом «Тосол» на рынке могут продаваться как качественные антифризы международного производства, так и подделки. Однако нет ни одной современной фирмы, которая готовила бы жидкость по тому рецепту, по которому изготавливалась в советские времена. На рынке, где каждая вторая канистра и банка носит название «Тосол», лучше отдать предпочтение проверенному изготовителю.
Антифриз синего цвета — Тосол
Разница между антифризом и тосолом
Раньше, когда машины были оснащены чугунными непробиваемыми двигателями, жидкость на основе этиленгликоля и воды не приносила никакого вреда. Сейчас же (в современных автомобилях), раскаленный антифриз, протекая по системе, угрожает блокам цилиндров и радиаторам. Чтобы защитить систему был создан Тосол и именно тогда эта ОЖ стала ассоциироваться с отечественными машинами.
По сути между Тосолом и антифризом никакой разницы. Тосол – это тот же самый антифриз, только нашего производства. Он может продаваться на рынке и синего, и красного цвета.
Отличие заключается в следующих параметрах:
- температура закипания и замерзания ОЖ;
- свойства, защищающие от коррозии;
- параметры смазки.
Чем отличается Тосол от антифриза, и что лучше залить – видео от канала АВТОСАЛОН.
Что лучше заливать?
Чтобы понять, что лучше греет и охлаждает, нужно разобраться в составляющих радиатора автомобиля.
Тосол
На автомобильном рынке он может встретиться и синего цвета, и красного – все зависит от температуры. Срок службы ОЖ – от двух до трех лет. Закипает при температуре от 110 до 115 градусов Цельсия. Красный Тосол или красный антифриз – выбирать лучше в зависимости от радиатора. Важно помнить: красный Тосол держится до 60 градусов, а синий (стандартный) до 40.
Зеленый антифриз
В своем составе он содержит органические и защитные химические присадки. Смесь фосфатов, боратов, небольшое количество карбоновой кислоты создают эффект щита. ОЖ касается внутренних стенок охлаждающей системы и укрепляет ее «здоровье». Благодаря такой защитной реакции снижается риск разложения металла. Но у антифриза этой технологии есть и минусы. Его нужно менять раз в 2-3 года, и он ограничивает теплоотдачу.
Красный антифриз
Защитные присадки почти всегда органические, где в огромных дозах применяется карбоновая кислота. Технология изготовления защищает патрубки от пленок и увеличивает отдачу тепла. Пленка, которая покрывает места коррозии, не осыпается и не забивает систему охлаждения. Красный антифриз долгосрочен, его можно менять через пять или шесть лет.
Подводя итог, какой антифриз лучше, обращаем внимание:
- Тосол рекомендуется использовать в том случае, если ваш автомобиль отечественного производства, а движок в нем старого образца.
- Покупать антифриз зеленого цвета можно в том случае, если в системе охлаждения избыток алюминия.
- Если радиатор желтого цвета, это говорит о том, что в нем избыток латуни и меди, и в таком случае можно использовать красный антифриз.
Тосол или антифриз: делаем правильный выбор в ролике от канала AutoFlit.
Можно ли смешивать разные охлаждающие жидкости?
Хладагент, будь то Тосол или антифриз, по государственному стандарту не должен содержать механических примесей (пыль и зола, грязь и микроскопические кусочки материалов). Он должен быть однородной и прозрачной.
- Если у антифризов одинаковый цвет, но они будут разных классов, смешивать их нельзя, потому что может случиться замес твердых частиц.
- Если смешать разные виды антифриза – минеральный и органический – это гарантирует появление мутного осадка. Этот осадок осядет на дно охладительной системы, не обещая ничего хорошего: спустя некоторое время он забьет радиатор, заблокирует помпу и в итоге спровоцирует закипание двигателя.
- Если соединить между собой разные охлаждающие жидкости, которые относятся к одной группе, их характеристики не изменятся, но после нагревания антифриза в жидкости может появиться взвесь из крошечных, но тяжелых частиц.
Так как никто не знает, как поведет себя охлаждающая жидкость в радиаторе, нельзя дать определенный ответ и сказать, чего именно стоит опасаться.
Схема смешивания антифриза
Сопряжена с определенными трудностями. Знаменитые плакаты «Водитель! Не забудь слить воду!» появились не зря – и по сей день в глубинке грузовой транспорт ездит с водой в системе, и, оставляя автомобиль на длительное время, водителям приходиться опустошать блок цилиндров и радиатор, чтобы их не разорвало льдом.
Но то, что привычно промасленному водителю «ГАЗона»-собственного ровесника, то среднестатистическому автомобилисту покажется дикостью. Поэтому появление незамерзающих жидкостей в Советском Союзе произошло во времена запуска Тольяттинского автомобильного завода – выпуская массовые автомобили, нужно было обеспечить их беспроблемную эксплуатацию в любом климате.
Начнем с уточнения главного момента – распространенный вопрос, вынесенный в заголовок, неверен в корне, ибо термином «антифриз» обозначают любую незамерзающую , то есть тосол – это одна из разновидностей антифриза. Поэтому если и сравнивать, то тосол с одним конкретным типом охлаждающей жидкости – а их насчитывается немало.
Сам по себе тосол по советскому стандарту выпускался двух типов:
- Тосол-40 – это жидкость голубого цвета с температурой замерзания -40° С, применявшаяся в большинстве регионов страны.
- Тосол-65 – «арктическая» жидкость красного цвета, применявшаяся в районах Крайнего Севера.
В основе же тосола и других типов антифризов лежит этиленгликоль. У этого вещества отличные характеристики для использования в подобных целях: уже при соотношении в растворе с водой 3:2 достигается температура замерзания -40°С, перед этим не происходит увеличение вязкости или расслоение раствора. Однако у этиленгликоля есть и два больших минуса:
- Он ядовит, что вынуждает соблюдать известные меры предосторожности при обращении с ним.
- Отличается высокой коррозионной активностью по отношению к сплавам железа, алюминия и меди, то есть применение чистого раствора этиленгликоля способно повредить радиатор и сам двигатель, не говоря уже о термостате и помпе.
Поэтому в состав антифриза на этиленгликолевой основе вводится пакет ингибиторов коррозии, защищающих двигатель, поэтому срок службы антифриза строго ограничен – старая охлаждающая жидкость уже не способна противостоять собственной агрессии по отношению к металлу. Состав пакета присадок может быть различным, он определяет не только совместимость жидкостей, но и их применимость.
Тосол, как и его устаревшие зарубежные аналоги, использовал для снижения коррозионной активности силикатные добавки. Это дешевое решение на практике оказалось малоэффективным – срок службы пакета силикатных присадок составляет не более двух лет, резко снижаясь при нагреве свыше 108 градусов, то есть в современных двигателях с высокой рабочей температурой (например, в двигателях BMW N-серии она переваливает за 100°С) они неприменимы.
Принцип действия подобного пакета присадок – в образовании на всех поверхностях, с которыми он соприкасается, химически инертной силикатной пленки. Но одновременно это снижает теплопередачу, поэтому тосол, как и любой другой антифриз на этиленгликолево-силикатной основе, неприменим в высокофорсированных двигателях. В двигателях с узкими каналами охлаждения их проходное сечение может снижаться до критической величины, поэтому при использовании тосола необходима не только его частая , но и .
Классификация антифризов и цветовая маркировка
Современные охлаждающие жидкости классифицируются следующим образом:
- G11 – охлаждающие жидкости с силикатными и/или фосфатными присадками. Более современный состав позволяет ограничивать их срок службы тремя годами. Из-за своего принципа действия (образование пассивной пленки на всей поверхности) они, как и тосол, неприменимы в форсированных и «высокотемпературных» двигателях;
- G12/G12+ – антифризы с карбоксилатными присадками. Их принцип защиты отличается – пакет присадок начинает «работать» только в очаге коррозии, соответственно темпы старения пакета присадок падают, и срок замены подобных антифризов увеличен до 5 лет. Так как теплопередача от блока цилиндров к жидкости не ухудшается, подобные жидкости работоспособны в теплонапряженных моторах;
- G12++ — антифризы комбинированного типа, использующие одновременно минеральные (силикатные) и органические (карбоксилатные) добавки. Подобные жидкости принято считать «вечными» при заливке их в новый двигатель.
Ядовитость этиленгликоля привела к поиску его замены, и она нашлась в том же классе веществ: ближайший к нему по составу пропиленгликоль не просто безвреден, но и широко применяется в пищевой промышленности. Пропиленгликолево-карбоксилатные антифризы маркируются классом G13.
Цветовая маркировка
Для различения охлаждающих жидкостей между собой традиционно применяются красители. Однако же здесь есть важный нюанс – дело в том, что ни один стандарт не оговаривает четкую окраску, поэтому два антифриза одного цвета, но разных производителей могут быть несовместимы между собой. Стандартизированы только цвета оригинальных жидкостей Volkswagen, откуда и пошла общепринятая классификация G11, G12 (G12+), G12++: первые традиционно окрашиваются в зеленый цвет, вторые – в красный, третьи – в голубой. В продаже можно встретить и жидкости других цветов, поэтому необходимо ориентироваться только на указанный на упаковке класс. Например, при заводской заливке концерном Renault-Nissan применяется антифриз желто-зеленого цвета, но по составу он близок к карбоксилатным антифризам G12 – если же ориентироваться по цвету, то можно совершить серьезную ошибку, приняв его за G11.
Совместимость антифриза и тосола
Начнем с тосола: теоретически возможно его смешение с антифризами класса G11. Но только теоретически – дело в том, что советский состав и само название «тосол» не были запатентованы, поэтому на упаковке с надписью «тосол» может оказаться жидкость с заранее неизвестным составом. Вместо силикатных добавок могут применяться боратные, в то время как к применению в охлаждающих жидкостях класса G11 они запрещены. Поэтому, смешивая современный тосол с антифризом G11, вы всегда действуете на свой страх и риск.
Что же касается остальных антифризов, то их совместимость (при условии соответствия состава классификации Volkswagen, что соблюдается не всеми производителями) описывается следующим образом:
- если в системе охлаждения залита жидкость G11, то допускается доливка антифризов G12+, G12++, G13;
- используя антифриз G12, можно доливать жидкости G12+, G12++, G13;
- в систему охлаждения, заправленную антифризом G12+, можно доливать жидкости G12++, G13 без ограничений, G12 – с сокращением срока замены;
- используя G12++ и G13, доливать можно только антифризы этих типов.
Так как до сих пор наиболее распространены жидкости классов G11 и G12, достаточно запомнить простое правило – они несовместимы, их смешение допустимо только в случае крайней необходимости и кратковременно.
Видео: При сколько градусах кипит антифриз (тосол)
Так что заливать?
Диапазон рабочих температур и качество теплопередачи – не единственные характеристики, определяющие применимость охлаждающей жидкости. Крайне важна и стойкость к кавитации – образованию микропузырьков при быстром движении крыльчатки помпы в толще антифриза. Кавитация несет сразу два отрицательных момента: сама по себе она разрушительно воздействует на крыльчатку, а пузырки резко снижают эффективность работы системы охлаждения.
Поэтому, начиная с класса G12, в состав охлаждающих жидкостей вводится пакет присадок, противодействующих кавитации. В то же время даже классический состав советского тосола этого не предполагал, состав же современных жидкостей под этим названием и вовсе известен только их производителям. Поэтому применять всевозможные «тосолы», продающиеся сейчас, можно только в низкооборотныхдвигателях с низкой теплонапряженностью (старые грузовики, автомобили ГАЗ с моторами 24Д, 402).