Чем отличается тосол от антифриза и можно ли их смешивать? Что лучше тосол или антифриз

Мы постараемся разобраться, что лучше — тосол или антифриз?

Надо ли обращать внимание на то, какая жидкость используется в качестве охладителя? Многие автолюбители скажут, что это не принципиально — это в корне неверно. В зависимости от используемой жидкости (тосола или антифриза), определяется техническое состояние всего автомобиля.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Только в Российской Федерации на авторынках разграничивают такие вещества, как тосол и антифриз. Происхождение тосола уже не раз описывалось во многочисленных СМИ. Согласно с проведенным исследованиями компании Arteco, от поломок или неправильной работы системы охлаждения двигателя следует до 40% других поломок в автомобиле, которые прямо или косвенно зависят от охлаждения. Из этого следует, что правильный выбор охлаждающей жидкости не только обеспечит надежность работы двигателя, но и поможет сэкономить время и средства.

Основа смазочной охлаждающей жидкости — это этиленгликоль (до 60% массы), вода и разнообразные присадки, препятствующие возникновению коррозии. Товары разных производителей различаются между собой только этими присадками и, в некоторых случаях, наличием пропиленгликоля в качестве основного вещества.

Все охлаждающие жидкости производятся по одному из следующих видов технологий:

  • Традиционный. Основными компонентами присадок являются соли неорганических кислот — бораты, силикаты, фосфаты, нитраты и т.д.
  • Карбоксилатный (ОАТ). Присыпки делаются из солей органических кислот (карбонатов).
  • Гибридный. Присыпка состоит из солей органических и неорганических кислот (основа — карбонаты, дополнительные присыпки — нитраты или фосфаты).

Тосол разработан по традиционной технологии, а антифриз — по карбоксилатной. В этом и состоит главная разница между двумя охладителями. Тем не менее, антифриз имеет множество преимуществ над тосолом.

Преимущества антифриза перед тосолом

Определяя что лучше — тосол или антифриз, нельзя не перечислить достоинства последнего. Приведем краткий перечень преимуществ антифриза:

  1. Система охлаждения двигателя работает более эффективно. При использовании тосола на металлической поверхности образуется защитная пленка, толщина которой составляет 0.5 мм. Несмотря на качественную защиту от коррозии, тосол уменьшает теплоотдачу двигателя до 50%. В результате силовой агрегат работает на более высоких температурах, нежели предусмотрено производителем, а износ происходит в несколько раз быстрее. Износ двигателя влечет за собой повышенный расход топлива и снижение фактической мощности.
  2. Антифриз может использоваться куда дольше. Отечественные охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, используют или нитраты, или силикаты (до 90% выпускаемой продукции). Присадка сформирована сбалансированно, с использованием определенных долей всех веществ. Но в результате использования происходит нарушение композиции составляющих веществ. Вследствие этого, после 30-40 тысяч километров пройденного расстояния тосол полностью теряет все свои свойства.
  3. Обеспечение защиты алюминия от воздействия высоких температур. Неорганические соединения, которые входят в состав присадок тосола, при высоких температурах не способны защитить алюминий от температуры выше 105 градусов по Цельсию. Именно поэтому многие автопроизводители наотрез отказались от использования тосола в качестве охладителя.
  4. Срок эксплуатации водяного насоса увеличивается до 1,5 раз. Гидродинамическая кавитация является главной причиной нарушения целостности водяных насосов. У поверхности движущихся лопастей происходит разрыв пузырьков газа, в результате образуются микроповреждения на поверхности насоса. Антифриз, за счет органических присадок, уменьшает износ насоса на 50%.
  5. Обеспечение защиты от кавитации гильз цилиндров. Гильзы цилиндров мотора также подвержены температурной кавитации. Использование антифриза позволяет увеличить срок их эксплуатации на дополнительные 100-150 тысяч км.
  6. В радиаторе нет засоров и отложений. Антифризы не образовывают взвесей, которые позже осаждаются на поверхности радиатора.
  7. Совместимость с другими материалами. Карбонатные соединения являются химически инертными по отношению к силикону, резине, пластику и другим материалам, которые встречаются в охладительных системах.

Что лучше тосол или антифриз? Такой вопрос задают многие водители любого транспортного средства с жидкостной системой охлаждения. Некоторые задаются и другими вопросами, например: в чём разница между тосолом и антифризом, или можно ли тосол смешивать с антифризом и наоборот? Можно ли смешивать антифриз разных цветов? Есть и другие интересные вопросы и все они будут рассмотрены в этой статье.

Чтобы ответить на многие вопросы, для начала следует разъяснить, что представляет из себя незамерзающая охлаждающая жидкость, под названием Тосол, и что представляет из себя Антифриз. То есть следует понять, чем они отличаются друг от друга.

Охлаждающая жидкость Антифриз . Название антифриз вошло в обиход просто от английского слова «antifreeze», что означает незамерзающий. Из этого следует сделать простой вывод — все охлаждающие жидкости, которые не замерзают — можно назвать антифризом в том числе и Тосол.

Тосол — это просто марка (название) антифриза, которая была разработана во времена союза (об этом ниже) и так это название и прижилось для отечественной охлаждающей жидкости. Только у Тосола и современного антифриза (большинства антифризов) есть некоторая разница в химическом составе, но об этом ниже.

Охлаждающая жидкость Тосол . Название Тосол произошло от трёх первых букв, которые означают Технология Органического Синтеза и от последних двух букв «ОЛ», которые означают окончание слов таких спиртов как метанол, этанол, бутинол. Тосол был разработан у нас в России (вернее в СССР) в 1971 году в Государственном научно исследовательском институте органической химии, как альтернатива итальянскому антифризу «Парафлю», который заливался в радиаторы первых «копеек» (ВАЗ 2101).

По сути Тосол разработали для элитных (для советского человека в то время) машин Жигули. До появления Жигулей, все машины, вернее их система охлаждения, заливалась обыкновенной водой, которая или сливалась зимой во время стоянки машины, или разбавлялась этиленгликолем, который делал воду незамерзаемой, до определённой минусовой температуры.

Тосол при союзе не был зарегистрирован как торговая марка (это было не принято в советские времена) и поэтому его до сих пор его клепают все кому не лень. И достаточно много потделок, особенно тот Тосол, который существенно дешевле обычного. И многие потделки существенно отличаются от того Тосола, который был во времена союза.

Комплект присадок в такой охлаждайке минимальный и сами присадки многие подвальные фирмы добавляют в минимальных количествах (в целях экономии), и защита от коррозии системы охлаждения и рубашки блока минимальна, а ресурс таких жидкостей раз в пять меньше, чем у фирменных антифризов.

Для таких производителей это имеет двойную выгоду — и покупать будут чаще и затраты производства минимальные. Это ещё больше ослабило авторитет Тосола. Да и многие водители не особенно вникают в тему и называют Тосолом любой антифриз, предназначенный для отечественных машин.

К тому же со временем, Жигули из элитной машины превратились в машину для бедных людей, и авторитет Тосола из-за этого тоже упал. Исходя из вышеописанного, любой антифриз, который не назван Тосолом, стал считаться лучше Тосола.

Некоторые подвальные производители это поняли и на канистре с тем же залитым Тосолом, с минимальным пакетом присадок, начали писать АНТИФРИЗ. А чем не правда? Ведь Тосол это тоже антифриз. И в лучшем случает в такой Антифриз будет залит Тосол, но далеко уже не тот, что был при союзе.

А какой это антифриз (карбоксилатный, силикатный, пропиленгликолевый — спросите у продавца — многие из них посмотрят на вас искоса, как на полоумного) и для какого мотора предназначен, многие не пишут на канистре — зачем? И так купят, так как он дешевле фирменного зарубежного антифриза.

Но вот беда в том, что такой подвальный антифриз, может разрушить алюминиевую рубашку никасилевого блока современных моторов довольно быстро, и алюминиевый радиатор тоже. Да и крыльчатка помпы, патрубки (штуцеры) системы охлаждения, корпуса термостатов, на современных машинах изготовлены из лёгкого сплава, который горячий антифриз без соответствующих присадок, начинает разрушать в первые часы работы двигателя.

Ведь для систем охлаждения современных моторов, зарубежные фирмы производят антифризы с специальным пакетом ингибиторных и других присадок, от которых не только не возникает коррозия алюминия, но ещё и такой антифриз останавливает уже имеющуюся коррозию (если до этого заливали не ту жидкость). И такой антифриз в Европе маркируют определённым цветом, в зависимости от класса (но о цветах чуть позже).

Так в чём же разница настоящего Тосола по ГОСТу и настоящего Антифриза?

  • Антифриз — это обобщённое название всех охлаждающих незамерзающих жидкостей
  • Тосол — это название марки советского антифриза, которое так и осталось после распада союза.
  • Кроме спиртов, которые делают охлаждающую жидкость незамерзающей, добавляют в состав ещё и различные присадки, которые у Тосола в основном неорганические, а у Антифриза органические.
  • При работе системы охлаждения Тосол (нормального советского качества) создаёт на всей внутренней поверхности рубашки охлаждения тонкую силикатную плёнку (до 0,5 мм) защищающую металл от коррозии, но при этом плёнка ухудшает теплообмен мотора.
  • Антифриз начинает создавать защитную плёнку только там, где металл рубашки охлаждения, радиатора и других деталей , начал корродировать (это позволяет не нарушать теплоотдачу двигателя). Плёнка создаётся только на начавших корродировать поверхностях деталей охлаждения, так как плёнка у большинства импортных антифризов не силикатная, а создаётся на прокородированном участке за счёт ингибиторов коррозии.
  • Тосол теряет большинство своих свойств уже через 35 — 40 тысяч пробега.
  • Антифриз (от авторитетных фирм) способен проработать без существенной потери своих свойств до 200 тысяч км.
  • Тосол (большинство из них) закипает после повышения температуры до 105 градусов.
  • Антифриз закипит после температуры 115 градусов, то есть температура кипения антифриза выше.
  • В химическом составе Тосола присутствует этиленглюколь и вода (как и у антифриза). Но вот присадки в составе Тосола созданы на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, силикатов и фосфатов).
  • В химическом составе антифриза так же имеется этиленглюколь и вода, но кроме этого присутствует глицерин, спирт и пропиленгликоль. Ну и присадки на основе солей органических кислот, присадки как правило антикорозийные, антипенные и антикавитационные и смазывающие. У Тосола такие присадки тоже есть, то как правило их меньше. От этого Тосол раньше теряет свои свойства, чем антифриз. А раз меньше присадок (которые наиболее ценны), значит и цена тосола меньше чем антифриза.

К тому же, как я говорил, многие современные антифризы, имеют присадки, которые не позволяют портиться (корродировать) легкосплавным радиаторам (и другим алюминиевым деталям) современных машин. А в Тосоле, сделанном по советской технологии, таких присадок разумеется нет. Так как Тосол (его химический состав по ГОСТу) разрабатывался ещё в то советское время (1971 год), когда машины были только с латунными радиаторами и чугунными блоками двигателей, и даже крыльчатка помпы (насоса охлаждения) была не легкосплавной, а чугунной.

Можно ли смешивать Тосол и Антифриз?

Многие начинающие водители задаются таким вопросом, и здесь всё просто. Как было описано выше, отечественный Тосол и импортный Антифриз имеют в своём составе присадки различного органического происхождения, которые рассчитаны на заливку в систему охлаждения и нормальную эксплуатацию деталей системы, изготовленных из разных материалов (чугун и алюминий).

И если смешать обе жидкости разного состава, то разные по химическому составу и несовместимые присадки, испортят или ослабят полезные свойства друг друга. К тому же добавление Тосола в залитый в алюминиевый радиатор антифриз, если даже и не испортит свойства антифриза, то всё равно Тосол испортит со временем стенки легкосплавного радиатора и других алюминиевых деталей системы охлаждения.

Да и зачем добавлять в антифриз Тосол, когда многие антифризы концентраты, изначально предназначены, чтобы их разбавляли дистиллированной водой, которую можно купить или приготовить и она обойдётся дешевле Тосола. На таких канистрах с антифризом концентратом обычно написано соотношение воды и антифриза 50 на 50, и при таком смешивании половины канистры концентрата и половины канистры воды, температура замерзания полученной охлаждающей жидкости будет -40 градусов.

Если в вашем регионе температура даже в самые суровые зимы не опускается ниже -25, то разбавить концентрат можно даже так 60% воды и 40% концентрата. Если же вы эксплуатируете автомобиль в северных районах, где температура зимой может удивить «морозцем» до -50, то тогда воды следует добавить в концентрат не более 40%. То есть концентрированные антифризы удобны тем, что их можно подогнать (разбавить) практически под любой регион с любыми температурами.

А качественный европейский или японский антифриз, можно будет заменить лет через пять или через 200 — 250 тысяч пробега. Разница ощутимая и на этой разнице и идёт экономия средств и подтверждается пословица, что скупой платит дважды.

Ну и самое главное — если залить не качественную жидкость, то ресурс и других деталей системы охлаждения, будет намного меньше, и водителю придётся тратиться ещё и на новые детали системы охлаждения, взамен испорченных.

А если некачественный антифриз разъест алюминиевый блок современного двигателя (точнее его рубашку охлаждения), то трата будет не маленькой, да ещё и морока с заменой блока и переоформлением.

Конечно же есть в продаже и Тосол нормального качества (производителя такого Тосола можно вычитать на форумах, ведь отзывы многих людей всегда лучше похвалы одного человека). Но как правило состав даже качественного Тосола, рассчитан на старые модели машин отечественного производства, с чугунным блоком и латунным радиатором. И если у вас классические Жигули, Москвич, Волга или другая подобная машина с чугунным блоком и латунным радиатором, то заливать в них можно Тосол, который всё же следует купить в автомагазине, а не на обочине (об этом ниже).

Ну и последний совет. Часто можно увидеть стоящих вдоль дорог продавцов, у которых что Тосол, что антифриз дешевле чем в фирменных магазинах, и эта дешивизна привлекает многих водителей. Покупать здесь охлаждающую жидкость стоит только лишь в крайнем случае, если вам нечего долить в систему. Хотя у адекватного водителя всегда присутствует запас нормальной охлаждайки в багажнике.

Поверьте, никто просто так не продаст вам качественный товар, дешевле чем в магазине. Значит такой товар сделан подпольно, и состав его как правило с минимальным пакетом присадок. Сэкономив на такой охлаждайке, вы всё равно переплатите потом деньги, за новый радиатор или помпу.

Так не проще ли переплатить за качественный товар у фирменных дилеров, зато ресурс деталей системы охлаждения будет как и положено, и в последствии не будет лишних трат на ремонт и на новые детали. И надеюсь прочитав эту статью, каждый водитель, исходя из того, на какой машине он ездит (с каким радиатором) решит для себя, что лучше тосол или антифриз, успехов всем.

Периодически все автомобилисты встают перед выбором, какую же приобрести охлаждающую жидкость . Что такое тосол и чем тосол отличается от антифриза? Что лучше, тосол или антифриз? Как выбрать качественную охлаждающую жидкость? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Для чего применяют антифриз и тосол?

Охлаждающие жидкости были придуманы в середине прошлого века, когда автомобили прочно вошли в жизнь людей, и выяснилось, что вода в радиаторах замерзает при отрицательных температурах и разрывает детали машины .

Антифризы, или как привыкли называть в России, тосолы, представляют собой водные растворы спиртов и добавок , которые охлаждают нагревающиеся детали двигателя и при этом, в отличие от воды, не превращаются в кристаллы льда при наступлении холодов.

Существует ошибочное мнение, что тосолы предназначены для отечественных автомобилей, а антифризы – для иномарок .

Так в чем же разница между этими составами?

Что такое тосол?

Тосол – это охлаждающая жидкость, разработанная в 60-х годах советскими учеными в закрытом институте ГосНИИОХТ. Название происходит от аббревиатуры отдела ТОС – Технология Органического Синтеза. Жидкость содержит в себе около десяти компонентов и очень сложна в изготовлении.

В СССР тосол производился только на государственных предприятиях под контролем, в строгом соответствии с ГОСТом .

Сейчас тосол по оригинальной рецептуре не производится . Существует множество суррогатов (производных) советского тосола, которые одобрены определенными автопроизводителями. Но в целом под маркой «тосол» стараются продать низкосортные жидкости, наносящие вред не только радиатору и термостату, но и самому двигателю .

Что такое антифриз?

Свое название антифриз получил от английского «аntifreeze» — «незамерзающий» .

Это специально разработанная охлаждающая жидкость, обладающая высокой температурой кипения и низкой температурой замерзания .

В основе антифризов лежат этиленгликоли – многоатомные спирты . Они по своей структуре – маслянистые и довольно вязкие. В неразбавленном виде закипают при температуре около 195 °С, а замерзают уже при -11…-12 °С.

Но, самое интересное, при разбавлении водой температура замерзания понижается! Максимально низкая планка замерзания в -70 °С достигается, если 65% этиленгликоля разбавить 35% воды .

Какие бывают виды антифриза?

    Важными составляющими антифриза являются антикоррозийные присадки . По составу присадок охлаждающие жидкости делятся на:

    Силикатные . В основе присадок данной группы антифризов лежат соли неорганических кислот, а именно: силикатов, нитратов, фосфатов.

    Часто антифризы с такими присадками называют еще традиционными или тосолами , поскольку в основе добавок советского тосола лежали как раз фосфаты и силикаты;

    Карбоксилатные . В антифризах этой категории ингибиторами коррозии выступают соли органических кислот – карбонатов;

    Гибридные . Присадки в основе имеют органические соли, но с незначительным добавлением фосфатов.

Таким образом, отличие тосола от антифриза — лишь формальность. Фактически, тосол — один из видов антифриза .

Самостоятельно отличить тосол от антифриза не представляется возможным . Поэтому, чтобы избежать проблем с системой охлаждения, специалисты рекомендуют полную замену жидкости с промывкой .

Карбоксилатные антифризы обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками – силикатными охлаждающими жидкостями.

Какой антифриз лучше?

Отдельные производители утверждают, что именно их продукция идеально подходит для автомобилей всех марок. Не поддавайтесь на данные заверения. Нет охлаждающей жидкости, которая подходит абсолютно всем , поскольку ее состав разрабатывается с учетом особенностей автомобилей определенной марки, а также погодных условий.

Идеальным вариантом будет остановить свой выбор на антифризе, который рекомендует производитель вашего автомобиля .

Не смешивайте охлаждающие жидкости разных марок . И уж тем более нельзя смешивать тосол и антифриз.

Устоявшееся заблуждение, что можно смешивать антифризы одного цвета неверно. Цвет жидкости зависит от применяемого красителя, а не от компонентов, входящих в его состав.

Как правило, выбор оттенка зависит от маркетинговой политики компании-производителя или договорных обязательств перед покупателями.

Приобретайте только качественный продукт, опасайтесь подделок . Главная беда поддельных антифризов в агрессивности применяемых присадок, они буквально разъедают металл и быстро приводят в негодность двигатель и радиатор.

Также особые опасения вызывают подделки с метанолом, который смертельно опасен для человека.

Антифриз имеет свой срок «жизни» и требует периодической замены. Признаком старения жидкости становиться её обесцвечивание или пожелтение. В случае если антифриз стал рыжего цвета – его нужно немедленно заменить.

Автопроизводители не рекомендуют чередовать антифризы и воду в системе охлаждения в разные времена года . Это связано с тем, что вода образует накипь, которая вступает в реакцию с присадками антифриза и превращается в хлопьевидные образования.

Если вы приобрели концентрированную основу охлаждающей жидкости , то при разбавлении строго следуйте инструкции. Как правило, пропорция 1:1. При этом недопустимо использовать проточную воду . Вода должна быть дистиллированная.

Покупая охлаждающую жидкость

При покупке охлаждающей жидкости обратите внимание на её упаковку . Она должна быть аккуратной, герметично закрытой. Крышка плотно прилегает к кольцу на горлышке канистры. При нажатии на стенки канистры не должно быть шипения или протечек, это признак разгерметизации.

Качественная охлаждающая жидкость не имеет осадка. При взбалтывании пена оседает в течение 3-5 секунд . На упаковке обязательно должны быть указаны данные изготовителя, состав применяемых присадок и основы, дата изготовления и срок годности.

На отечественных антифризах обязательно должна быть информация о ТУ или ГОСТе , которые регламентируют производство охлаждающих жидкостей. На упаковке импортных жидкостей обязательно указание номера стандарта производителя .

Приобретайте антифриз только у проверенных продавцов, которые имеют все соответствующие сертификаты на реализуемую продукцию.

С давних пор существует недоразумение и недопонимание в определении тосола и антифриза. Многие автолюбители считают, что это одно и то же, просто одну жидкость делают за границей, а другую у нас. Отчасти это правда, но далеко не полная. За границей действительно не производят тосол, поскольку давно отказались от него в пользу антифриза. Чем же отличается хороший тосол и хороший антифриз, и можно ли антифриз залить в расширительный бочок, для замены тосола?

Различия охлаждающих жидкостей

Чтобы определить что лучше, тосол или антифриз, необходимо узнать, чем они отличаются и какими полезными свойствами обладают. вы заливаете в двигатель, но охлаждающая жидкость это тоже важный элемент.

Антифриз это жидкость, предназначенная для заливки в систему охлаждения двигателя, изготовленная на основе технологии карбоксилатов, содержащая в себе:

  • Воду;
  • Соли органических кислот;
  • Этиленгликоль;
  • Карбонатные присадки.

Он лучше тосола борется с коррозией, кавитацией и меньше пенится. Также, если залить антифриз, разница будет и в температуре закипания. Чтобы он закипел, нужно целых 115 градусов, а для тосола, хватит и 105 градусов. которые вы заливаете, оказывают существенное влияние на температуру и работу двигателя.

Если в охлаждающей системе вашей машины течет тосол, то это снижает скорость ее охлаждения. В составе отечественного тосола присутствует все та же вода и этиленгликоль, но вместо органических солей, применяются неорганические, что хуже сказывается на сроке службы жидкости. Также в ее состав входят амины, нитраты, бораты, фосфаты и силикаты.

Что выбрать тосол или антифриз

Большинство знатоков и автомобилистов со стажем, в один голос уверяют, что выбирать лучше антифриз. Единственный недостаток, которым наделен антифриз – цена. Она превосходит цену на тосол, но преимущества, которые получает автовладелец, несоизмеримо больше. Это:

  • Более эффективное охлаждение мотора;
  • Улучшение его теплоизоляции;
  • Почти в 6 раз больший срок эксплуатации, более 250 000 км по сравнению с тосолом, который прослужит максимум 40 тысяч;
  • В случае экстренного перегрева и выхода из строя какой-то важной части системы, дает возможность водителя среагировать вовремя, поскольку имеет большую температуру закипания. Тосол же кипит практически сразу;
  • После его применения, радиатор остается чистым и не засоряется отложениями солей;
  • Продлевает работу водяной помпы;
  • Намного лучше защищает то действия кавитации в гильзе блока цилиндров.

Следует отметить, что если вы решите поменять тосол на антифриз, то следует не только полностью слить первый из системы, но и промыть ее специальным средством или хотя бы водой. Делается это из-за того, что эти две жидкости хоть и похожи по свойствам, цвету и составу, но никак не сочетаются между собой. Такой «микс», вполне может испортить внутренности системы охлаждения, и привести к ремонту двигателя. Удачного выбора!

Двигатели охлаждаются специальными растворами, которые получили название «антифриз». Производители пока не договорились о едином стандарте для подобных смесей, у каждой страны свои технические условия. Советский Союз разработал свой вариант антифриза — тосол.

Состав охлаждающей жидкости (ОЖ) всех марок одинаков — вода, антифриз, присадки для защиты металлических частей от повреждений и смазывания поверхностей движущихся узлов. На свойства ОЖ влияет состав охладителя (антифриза), который изготавливается из этиленгликоля (чаще всего) или пропиленгликоля. В российском тосоле используется этиленгликоль и присадки, изготавливаемые из неорганических кислот. ОЖ получают, смешивая тосол с водой в различных соотношениях — 1:1, 2:3, 1:2. Смесь используется водителями, проживающими на территории СНГ. В Европе тосол непопулярен, там предпочитают антифриз из полипропиленгликоля и этиленгликоля с присадками из органических солей.


Этиленгликоль относится к агрессивным растворам, неблагоприятно влияющим на систему охлаждения, поэтому в тосол добавляют силикин, нейтрализующей вредные свойства смеси. Добавка защищает поверхности, образуя защитную пленку более 0,5 мм. Толстое покрытие уменьшает теплоотвод на 50%, поэтому повышается потребление топлива, движущиеся детали быстро изнашиваются.


При использовании европейского антифриза в необходимых местах образуется тонкая защитная пленку толщиной 0,0006 мм. На остальных поверхностях защитное покрытие не появляется. Недостатком российского антифриза считается неспособность присадок на основе неорганических соединений предотвратить повреждение алюминия при высоких (110 градусов) температурах. Зато с этой проблемой отлично справляются карбоксилатные антифризы.


При длительной эксплуатации тосола выпадает осадок, а силикаты могут образовывать гели. Эти образования засоряют радиатор и влияют на термостат. Карбоксилатный антифриз стабилен, посторонних образований в горячем состоянии не образуется.


Силикаты через 40 000 км пробега лишаются защитных свойств, требуется замена тосола. Антифриз на карбоксильной основе расходует присадки только на проблемные участки, благодаря такой экономии его меняют через 200-250 тыс. км. Европейский антифриз нейтрален к пластиковым, резиновым и другим материалам.


Различают две марки тосола — TCL 40 и ТCL 65. Числа указывают температуру замерзания. Первый окрашен в голубой цвет, второй — в красный. Изменение цвета при эксплуатации означает потерю основных свойств жидкости.


Антифриз европейских производителей имеет классификацию: G11 производят из этиленгликоля и небольшого количества присадок, стоит недорого, считается аналогом отечественного тосола. G12 изготавливают из этиленгликоля и карбоксильных присадок. Заливается в системы высокооборотных двигателей, нагревающихся до высокой температуры. Для производства антифриза класса G13 применяют полипропиленгликоль. Жидкость быстро разлагается, неядовитая, сохраняет экологию.


Заливать в систему тосол или европейский антифриз – дело вкуса каждого водителя. На выбор ОЖ влияют два фактора: качество (антифриз качественнее) и стоимость (тосол стоит дешевле).

Читайте также: