Был подписан императрицей 26 февраля (8 марта ) года и определил имущественно-правовое положение Русской церкви до конца синодального периода .
Причины и подготовка реформы
Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось непомерное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.
Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания , явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном . Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность , населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство - нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.
О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна , а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената , а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию , с Русской церковью .
Ход реформы
По донесению Святейшего Синода от 1 (12 ) января года во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. "Статистический временник Российской империи" писал в 1887 году о 953 монастырях, из которых 732 были мужскими и 221 - женскими. К 1762 году они владели вотчинами, к которым было приписано 769610 крепостных душ мужского пола . Правительство признало владение такими ресурсами не соответствующим назначению монашеских обителей. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.
По штатам 1764 года, штатные (получающие содержание от государства) монастыри, кроме лавр, были разделены на три класса "сообразно богатству и знатности" :
- 1 класс: 15 мужских, 4 женских
- 2 класс: 41 мужской, 18 женских
- 3 класс: 100 мужских, 45 женских
Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии . В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской , Черниговской и Новгород-Северской губерниях , а в 1788 году - в Курской , Екатеринославской , Харьковской и Воронежской губерниях .
Упразднённые монастыри
- Бежецкий Введенский монастырь
- Великая Авраамиева пустынь
- Верхняя Авраамиева пустынь
- Вязниковский Введенский монастырь
- Дуниловский Успенский монастырь
- Заозёрный Авраамиев монастырь
- Крестогорская Тихонова пустынь
- Лихвинский Афанасьевский монастырь
- Лихотнин Успенский монастырь
- Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
- Мосальский Успенский монастырь
- Нуромский Преображенский монастырь
- Обвинский Верх-Язьвинский Богородицкий (первоначально Успенский) мужской монастырь
- Посолотинский монастырь
- Соломенская пустынь
Манифест объявил об изъятии земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну. Отныне бывшим имуществом Синода, архиерейских кафедр и монастырей, во владении которых до тех пор находилось свыше 900 тысяч крестьянских душ мужского пола и 8,5 млн десятин земельных угодий, стала управлять Коллегия экономии . Монастырям были оставлены лишь небольшие сады, огороды и пастбища. Бывшие монастырские крестьяне были объявлены «экономическими» и обложены оброком, из которого Коллегия экономии выделяла определенную сумму на содержание монастырей, архиерейских домов и духовно-учебных заведений. Сумма определялась так называемым «штатом» монастыря.
Примерно треть монастырей были разделены на «штаты» - первый, второй и третий, согласно которым монастырю перечислялись конкретные суммы денег; некоторые обители объявлены «заштатными» и не финансировались. Остальные - примерно две трети существовавших к тому времени монастырей - упразднены, а монашествовавшие в них переведены в ближайшие «штатные» монастыри.
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ 8. Синодальный период
Субтитры
Мы находимся в Санкт-Петербурге – городе, основанном на берегах Невы Петром I в качестве столицы Российского царства. Именно здесь в 1721 году Россия была провозглашена империей, а Петр получил титул императора. В XVIII веке этот город, в архитектуре которого доминирует западное влияние, стал не только светской, но и духовной столицей России. В 1700 году скончался патриарх Московский и Всея Руси Адриан Избранию нового главы Русской церкви воспрепятствовал Петр l Вместо этого местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит Стефан Яворский. В 1721 году - за несколько месяцев до провозглашения России империей - вышел манифест об учреждении «Духовной коллегии» во главе с президентом. Решение о замене единоличной власти патриарха коллегиальной органом управления созревало у Петра I на протяжении многих лет. Он не желал видеть в патриаршестве возможные параллельный центр власти, как это было при Никоне. Император хотел сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах. На первом же заседании новосозданной коллегии было решено переименовать ее в Святейший Правительствующий Синод. В 1722 году была учреждена должность обер-прокурора Синода, на которую императором назначался «из офицеров добрый человек». В задачу обер-прокурора входил контроль и надзор за деятельностью Синода от лица государя. В 1723 году упразднение московского патриаршества было признано Константинопольским и Антиохийским Патриархами, которые назвали российский Синод своей «сестрой во Христе». Ведь в греческом языке слово «синод» женского рода. Реформа Петра l была направленна на превращение Церкви в социально полезный государственный институт. В 1724 году Император подписал указ о монахах и монастырях. Это был сокрушительный удар по монашеству. Отныне оно рассматривалось как узаконенное тунеядство, с которым следовало бороться всеми возможными средствами. Основывать новые монастыри без специальной санкции Синода запрещалось. Небольшие обители объединялись более крупными, а некоторые вообще закрывали. Имущество ряда монастырей было конфискованно. Особенно резко Петр отзывался о монастырях городских, возникших, по его мнению, из-за принятия пострига некоторыми византийскими императорами. «Когда греческие императоры, покинув свое звание, ханжить начали, тогда некоторые плуты к оным подошли и монастыри не в пустынях уже, но в самых городех и в близ лежащих от оных местах строить начали и денежные помочи требовали для сей мнимой святыни; еще же горше яко не трудитися, но трудами других туне питатися восхотели... Сия гангрена зело было и у нас распространяться начала под защищением единовластников церковных...» Репрессии продолжились при Екатерине I и Анне Иоанновне. Сначала монастырям было запрещено приобретать земли, затем постригать в монахи кого бы то ни было, за исключением вдовых священнослужителей и отставных солдат. Постриженных в обход закона, лишали монашеского звания, подвергали телесным наказаниям и ссылали. В период с 1724 по 1738 годы в России число монашествующих сократилась на 40 процентов. Послабления в отношении монастырей наступили в годы царствования Елизаветы I. Многие обители были восстановленны. В 1761 году разрешено постригать в монахи представителей всех сословий. Однако при Петре III началась секуляризация обращение в государственную собственность монастырских земель вместе с проживавшими на них крепостными крестьянами. В 1764 году уже при Екатерине ll вышел указ о передаче казне всех церковных владений, включая имения Синода, архиерейских кафедр и монастырей. Против секуляризации активно протестовал митрополит Ростовский Арсений Мацеевич. Он направил в Синод два «доношения», в которых резко критиковал распоряжения императрицы и доказывал, что церковное достояние должно быть неприкосновенным. Екатерина ll увидела в действиях Арсения проявление бунтарских настроений и велела Синоду лишить его архиерейского сана. Как простой монах он был сослан в отдаленный монастырь. Но Екатерине такое наказане показалось недостаточно суровым. Она приказала расстричь Арсения и под именем «Андрея-враля» заточить в Ревельский каземат, где он содержался в нечеловеческих условиях. После смерти Арсения началось его народное почитание, которое завершилось канонизацией священномученика на Архиерейском Соборе 2000 года. Реформы Петра l продолженные его преемниками, были направленны против высшей церковной власти и монашества но в то же время, они способствовали развитию духовного образования. Петр был убежден в необходимости просвещения народа и Церковь одним из институтов, который содействовал этому. Духовные школы начали открываться в Московской Руси еще до Петра: в частности, в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды открыли в Москве Славяно-греко-латинскую академию, впоследствии преобразованную в Московскую духовную академию. Однако при Петре I открытие духовных школ приобрело систематический характер. В период между 1721 и 1725 годами семинарии и школы открылись и во многих других Российских городах. А к 1825 году в России действовало уже 340 духовных школ, и 3 академии: Московская, Санкт-Петербургская и Киевская. С распространением духовного образования внутри Русской церкви возникло чиновное ученое монашество. Оно не только не подвергалось гонениям, а наоборот было выделено в привилегированный класс, в руках которого сосредоточилось церковное управление. Как правило, выпускников духовных академий, изъявивших пожелавших принять монашество сразу же постригали, рукополагали в священный сан и назначали на преподавательскую должность в семинарию или академию. Наиболее одаренные становились затем инспекторами и ректорами академий. В отдельное общественное сословие в 18 веке превратилось приходское духовенство. Стать священнослужителем представителю других сословий было практически невозможно. Сященный сан нередко передавался по наследству от отца к сыну, от тестя к зятю. Дети священослужителей вне зависимости от их собственного выбора направлялись в духовные учебные заведения Характерной особенностью духовных школ петровской и послепетровской эпохи, было то, что преподавание в них велось на латыни, а программа копировала программу западных иезуитских школ XVII века. Это было связано с влиянием Киевской академии выпускники которой приезжая в Московскую Русь, становились здесь архиереями, ректорами и преподавателями духовных школ. На латыни читались лекции, писались сочинения, сдавались экзамены. В библиотеке Московской духовной академии до сих пор хранятся диссертации ее выпускников XVIII века, написанные на латинском языке. 19 век стал временем преодоления западных влияний в духовном образовании. Изменилась и госудраственная политика по отношению к Церкви. В Синоде продолжал присутствовать обер-прокурор. Постановления выходили под грифом «По указу Его Императорского Величества». Однако это уже была не та безвластная и безликая «духовная коллегия», которую когда-то задумал Петр l. Синод в 19 веке обладал реальными полномочиями. Был способен к эффективным действиям. В его составе присутствовало немало блестящих иерархов, оказавших влияние на судьбу Русской Православной Церкви. Впрочем, оказывать влияние на церковную жизнь можно было и не участвуя в заседаниях Синода. Это подтверждает судьба одного из самых выдающихся православных иерархов - святителя Филарета, митрополита Московского. Его церковная карьера типична для России XIX века. Сын диакона окончил духовное училище, семинарию и академию, затем довольно быстро продвинулся по служебной лестнице, в 35-летнем возрасте став епископом. В 1826 году Филарет был возведен в сан митрополита Московского и назначен членом Святейшего Синода. Но в 1842 году он перестет ездить в Санкт-Петербург на заседания Синода. Тем не менее Филарет продолжал участвовать во всех серьезных церковных делах, При нем было построено множество храмов, открыты новые монастыри Московской митрополией святитель Филарет управлял на протяжении 46 лет. При непосредственном участии святителя в первопрестольном граде – в память о героях войны 1812 года – был создан Храм Христа Спасителя. Этот величественный храм был заложен в 1837 году и строился 44 года. Именно в этом храме сегодня покоятся мощи великого святителя, ставшего одним из самых ярких иерархов в истории не только Русской Православной Церкви, но и всего мирового Православия. Отношение Филарета к государственной власти было почтительным и благоговейным: в царе он видел помазанника Божия, который «всю законность свою получает от церковного помазания». Из этого напрямую вытекала обязанность царя защищать интересы Церкви. Филарет писал: «В нашем отечестве благочестивейшие цари суть верховные защитники правоверия и всякого Церкви святой благочиния». Филарет на протяжении почти полувека совершал благодарственные молебны по случаю тезоименитств и юбилеев царя и членов его семьи. Участвовал во всех парадных мероприятиях За близость к трону московского митрополита жестко критиковали либералы и революционеры. В романе «Былое и думы» А.И.Герцен рассказывает о молебне, совершенном Филаретом на Соборной площади Кремля после декабрьского восстания 1825 года: «Середь Кремля митрополит Филарет благодарил бога за убийства. Вся царская фамилия молилась, около нее сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, коленопреклоненные, без кивера, и тоже молились; пушки гремели с высот Кремля… Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками». Разумеется, Филарет благодарил Бога не за убийства, а за чудесное избавление от смерти императора Николая l, которого декабристы намеревались убить. Московского митрополита нередко призывали к обсуждению дел государственной важности. Филарету же принадлежит честь написания текста манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян: издание этого манифеста стало главным историческим событием царствования Александра II Освободителя. С именем Филарета связаны многие исторические начинания. В 1821 году он по поручению Священного Синода составил православный катехизис, получивший общецерковное признание. На протяжении более 40 лет при непосредственном участии митрополита велась работа над переводом на русский язык Библии. Она была издана в 1858 году. По инициативе Филарета силами четырех духовных академий - Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской. Были переведены и творения святых отцов. Это способствовало освобождению русского богословия от влияния латинской схоластики. Филарет заботился о повышении уровня образования духовенства, митрополит Филарет в то же время принимал живое и деятельное участие в проектах Николая I по улучшению светского образования. При участии Филарета была открыта целая сеть новых учебных заведений, увеличены средства для содержания школ, началось издание новых российских учебных пособий. Велик вклад митрополита Филарета и в развитие монашеской жизни. Особое внимание он уделял Троице-Сергиевой Лавре, которую посещал многократно в течение каждого года, состоя в переписке с ее наместниками. Авторитет Филарета был в середине XIX веке высок не только в среде духовенства, аристократии и в простом народе, но и в монастырях. Возрождение монашеской жизни в XlX веке Способствовало изменению государственной политики в отношении монастырей. Но не меньшую роль сыграло в России распространение старчества - феномена, известного с византийской эпохи. Старцами на Руси называли духовных отцов, отличавшихся особой мудростью и прозорливостью. К ним со всех концов стекались верующие за духовным советом. Главным центром старчества в XIX веке стала Оптина пустынь, один из монастырей Калужской губернии. Сюда переселилась группа пустынников, последователей преподобного Паисия Величковского. восстановителя монашеских традиций исихазма, православного аскетизма. Наиболее известным из Оптинских старцев был преподобный Амвросий (1812-1891). Будучи тяжело больным, он находил слово утешения и поддержки. Собеседниками оптинских старцев были многие выдающиеся писатели и мыслители, в том числе Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, Огромное влияние на духовную жизнь России XIX века оказал преподобный Серафим Саровский (1754-1833), один из величайших святых Православной Церкви. Он происходил из купеческой семьи и в раннем возрасте почувствовал тягу к монашеству. Восемь лет он пробыл послушником в Саровской обители, после чего принял иноческий постриг и был рукоположен в иеродиакона. Уже в молодые годы преподобный удостоился многих благодатных видений; неоднократно во время литургии он видел ангелов, сослужащих братии. В возрасте 39 лет Серафим стал иеромонахом, А после смерти настоятеля Саровской обители ушел в лес где предавался суровым аскетическим подвигам. В течение трех лет преподобный каждую ночь проводил в коленопреклонной молитве на камне. Преподобный Серафим открыл двери своей кельи для посетителей, каждому, видя в нем образ Божий, относился старец с любовью. Всех встречал земным поклоном, целованием и неизменным пасхальным приветствием: Радость моя, Христос Воскресе! Из воспоминаний современников. В истории русской святости особое место занимает святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908). На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно, без выходных, совершал Божественную Литургию. За богослужением он исповедовал и причащал всех присутствующих, обращался к молящимся с пламенными проповедями. Святой Иоанн обладал дарами чудотворения и прозорливости. К «кронштадтскому батюшке» нескончаемым потоком шли люди, в его адрес поступали тысячи писем и телеграмм с просьбой о молитве или помощи. В этом он не отказывал никому - ни православным, ни лютеранам, ни мусульманам, ни иудеям. Слава Иоанна Кронштадтского была столь велика, что, когда он путешествовал по городам России (а такие путешествия он предпринимал регулярно), повсюду его встречали тысячи верующих, становившихся на колени при приближении его кареты. Размах благотворительной деятельности отца Иоанна огромен: в Кронштадте он создал «дом трудолюбия», где кормилось ежедневно до тысячи нищих, со своей больницей и школой для детей из бедных семей. Многочисленные пожертвования, которые получал кронштадтский пастырь в тот же день раздавались на благотворительные цели. Оценивая синодальную эпоху в целом, следует сказать, что, несмотря на подчинение Церкви государству и отсутствие патриарха, эта эпоха стала временем наивысшего расцвета Русской Православной Церкви. Постоянный прирост населения Российской империи способствовал численному росту Церкви. Повсюду велось строительство новых храмов открывались новые монастыри. К 1914 году у Русской православной церкви было почти 55 тысяч храмов, более 950 монастырей и около 100 миллионов верующих В синодальный период особый размах приобрела миссионерская деятельность церкви. Внутри России она осуществлялась среди языческого населения регионов, которые присоединялись к империи. За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии. Святитель Иннокентий Иркутский (1797-1879) посвятил многие годы проповеди христианства среди калошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов. Святитель Николай Японский (1836-1912) был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата. Главный парадокс синодальной эпохи заключался в том, что, будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления, отход от православия высших слоев российского общества. прежде всего дворянства и интеллигенции. Процесс этот начался еще при Петре I. При Елизавете II в высшем обществе насаждалось вольтерьянство. В XIX веке на смену просвещенному деизму стал приходить атеизм, который к концу столетия имел значительное число последователей в среде интеллигенции. А в начале ХХ века расцерковление проникло в рабочий класс и даже в среду крестьянства, что стало особенно ощутимым в период между революциями 1905 и 1917 годов. Синодальная эпоха завершилась почти одновременно с падением монархии. Уже в начале XX века внутри Церкви началось обсуждение идеи созыва Поместного Собора с целью восстановления Патриаршества, а с 1906 года работало Предсоборное присутствие, в задачу которого входила выработка повестки дня предстоящего Собора. Однако созыв такого Собора стал возможен только после февральской революции 1917 года. К этому Собору в предреволюционный период готовилась практически вся многомиллионная Российская Церковь. Главным деяния Собора, стало избрание митрополита Московского Тихона на патриарший престол. Этим событием завершилась более чем двухсотлетняя синодальная эпоха в истории Русской Православной Церкви.
Первым шагом к секуляризации церковных имуществ послужило восстановление в 1701 году Монастырского приказа, к которому перешли все административные и хозяйственные дела из расформированного патриаршего двора, и помимо судебных функций над церковными людьми восстановленный приказ получил право управления всеми церковными вотчинами через назначаемых им светских управителей.
После смерти Петра I в связи с общей переоценкой его реформ изменилось отношение к его начинаниям и в церковной сфере. Претендентом на руководство Церковью выступил архиепископ Ростовский Георгий (Дашков). Он выразил Екатерине I (1725-1727) недовольство по поводу обложения монастырей большими поборами и отстранения архиереев и настоятелей монастырей от управления их имениями.
Секуляризация церковных имуществ назревала давно, еще со времен Ивана III, но каждый раз духовенство энергично восставало против передачи своих владений в светские руки; об его противодействие разбивались попытки всех прежних государей: Ивана грозного, царя Алексея Михайловича, его сына Петра Великого. Во всяком случае не Петру, голштинцу и протестанту было осуществить эту меру, как ни своевременна она была; своевременность же ее доказала через два года Екатерина II, сумевшая, хотя и не без затруднений, провести ее в жизнь в 1764 г.
Однако объективная потребность укрепления политического и экономического могущества государства требовала проведения последовательной политики секуляризации, прежде всего в отношении собственности. Эта же потребность заставляла государство не выпускать из своих рук и органы церковного управления, в том числе в губерниях.
При Екатерине I в целях улучшения системы сбора налогов была учреждена внутри Синода Коллегия экономии, которая состояла из светских чиновников и вела дела под административным надзором Сената. Однако самостоятельная деятельность коллегии, особенно всемогущей при императрице Анне Иоанновне (1730-1740) не принесла никаких выгод казне.
В правительственной политике второй половины XVIII в. вопросы имущественного и сословно-правового положения духовенства занимали большое место. Наиболее серьезные трения возникали по вопросу о судьбе земельного имущества и крестьян, принадлежащих монастырям и церковным организациям. Государство предложило церковным властям представить точные сведения о монастырских и церковных владениях, о количестве в них крестьян и о размерах доходов. Выяснилось, что к концу 50-х гг. XVIII в. в России было 478 вотчинных и 469 безвотчинных монастырей, в которых находилось 11 092 монаха.
Правительство Елизаветы (1741-1761) занялось подготовкой полной секуляризации церковных земель. Спешить с проведением секуляризационных мер заставлял острый денежный дефицит, вызванный началом Семилетней войны. Указ от 6 октября 1757 г. Реорганизовывал управление церковными имениями: 1) ими должны были управлять отставные офицеры; 2) церковные имения в финансовом отношении приравнивались к частному землевладению; 3) доходы должны поступать в казну епархиальных управлений и монастырей; 4) на содержание тех и других разрешено использовать лишь суммы, предусмотренные штатами; 5) монастыри обязаны содержать инвалидов и с этой целью строить инвалидные дома; излишки средств должны поступать в государственную казну. Указ был тем решительным шагом, который возвращал правительственный курс на путь секуляризации монастырских вотчин и их крестьян. При императрице Елизавете епархии и монастыри были разделены на три класса и соответственно этому определялись суммы на их содержание. Штатное содержание получили отнюдь не все монастыри, Большая часть из них должна была перейти на положение приходских церквей или вовсе быть закрыта. Принципиальные изменения в положении и деятельности Церкви произошли в 60-х гг. XVIII в.. Они связаны с курсом на секуляризацию церковных имуществ, проводившимся в царствование Петра III (1761- 1762) и Екатерины II (1762-1796). Подготовленные в конце 50-х гг. мероприятия, из которых складывалась секуляризационная программа, явились основой политики правительства Петра III.
При Петре III стремление реформировать систему управления церковными имениями стало настойчивее. Указ от 21 марта 1762 г. доводил решение относительно церковных земель до "всенародного известия" и восстанавливал Коллегию экономии.
В июне 1762 г. коллегия подобрала кандидатов на должности управителей, некоторые из них выехали в вотчины, но совершившийся в конце июня 1762 г. дворцовый переворот прервал деятельность правительственных органов и лиц по осуществлению секуляризации.
Указы Петра III означали полную секуляризацию, хотя обычно ее связывают только с Указом Екатерины II от 1764 г. На самом деле Екатерина сохранила основу, заложенную Петром III.
Екатерина II Указом от ноября 1762 г. учредила Особую комиссию, в состав которой вошли духовные и светские лица и которая была призвана осуществить ликвидацию церковных поместий. В качестве исполнительного органа при Комиссии вновь была воссоздана Коллегия экономии, но уже без всякого участия духовенства. Не были включены представители духовенства и в комиссию, созданную для составления проекта нового Уложения (1767).
В начале 1764 г. составление проекта секуляризационной реформы было завершено в Комиссии. 13 января его направили Екатерине II. В документе предлагались штаты монастырей и архиерейских домов, предусматривалось также после секуляризации духовных владений обложить крестьянство, жившее в них, строго фиксированным оброком с души мужского пола. Его сбор Комиссия считала нужным поручить Коллегии экономии.
Предложения Комиссии были одобрены верховной властью. 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала Манифест о секуляризации духовных владений и населяющих их крестьян. Манифест состоял из обширной преамбулы и пяти пунктов. В преамбуле обосновывалась мысль о том, что секуляризация явилась логическим следствием всей правительственной политики по отношению к духовной земельной собственности начиная с 1649 г. В первом пункте объявлялось о передаче в ведение Коллегии экономии земель с 910866 податными крестьянами. Во втором пункте речь шла о переводе крестьян на единственный полуторарублевый оброк с души, в третьем - о разделении архиерейских домов, а также церквей и монастырей, которые ранее обладали земельной собственностью. Все 26 епархий были разделены на три класса: к первому принадлежали 3, ко второму - 8, к третьему - 15 епархий. "Первоклассные" и "второклассные" возглавлялись архиепископами, "третьеклассные" - епископами. В распоряжении каждого епархиального управления находились хозяйственные угодья, при них должны были содержаться дома призрения. В отношении монастырей было принято штатное расписание, в которое были включены 225 монастырей, подразделенных на три класса. Для 158 мужских монастырей было определено финансирование в размере 174750 рублей, для 67 женских - 33000 рублей. Общее количество безземельных монастырей было доведено до 386. Указом от 31 марта 1764 г. для них были установлены дополнительные штаты. Монастыри, не включенные в штаты, были закрыты.
История России с начала XVIII до конца XIX века Боханов Александр Николаевич
§ 4. Секуляризация церковных земель
Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (так называемая секуляризация). Европейские буржуазные революции решительно расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или национализируя их. Приобщались к этому и «просвещенные монархи», преследуя иезуитов, закрывая различные монашеские ордена, проводя секуляризацию церковных имуществ. В России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема прира-Щения доходов казны за счет церкви была особенно актуальна. Идея секуляризации церковных владений постоянно маячила в России чуть ли не с начала XVI столетия. Наиболее серьезные попытки к ее реализации предпринимал Петр I. Однако реальным актом секуляризация стала лишь в эпоху «просвещенного абсолютизма».
Подготовка секуляризации была начата в конце 50-х годов XVIII в., а при Петре III был издан и указ о передаче в ведомство Коллегии экономии монастырских и церковных владений. После переворота 28 июня 1762 г. Екатерина II поначалу приостановила реализацию этого указа. Заигрывая с духовенством, она открыла вновь домашние церкви, запечатанные при Петре III, способствовала возрождению влияния духовенства в вопросах цензуры и т. д. Однако отмена секуляризации вызвала огромную вспышку волнений монастырских крестьян. К тому же оплот монархии, дворянство весьма сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом пополнение запаса казенных земель для новых пожалований.
Все это, вместе взятое, повлияло на принятие Екатериной II нового решения: в конце 1762 г. меры, останавливающие секуляризацию, были объявлены временными. Одновременно была создана комиссия для изучения вопроса.
К этому моменту новая императрица убедилась в слабом влиянии духовенства как политической силы. И действительно, хотя распоряжения Екатерины II вызвали в среде духовенства, особенно высших иерархов, сильный ропот и даже негодование, открыто выступить никто не решился. Исключением явился ростовский архиепископ Арсений Мацеевич, назвавший секуляризацию «игом мучительским, которое лютее ига турецкого», действия же императрицы сравнил с поступками Иуды Искариотского.
Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич§ 6. Секуляризация церковных земель Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (так называемая секуляризация).Европейские буржуазные революции решительно расправлялись с
Из книги Россия в средние века автора Вернадский Георгий Владимирович4. Боярская дума и секуляризация церковных земель Хотя во второй половине правления Ивана III и произошел глубокий социальный переворот, который должен был выдвинуть класс средней аристократии (дворянство), правительство и органы центральной администрации еще находились
Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф ЖакПротив церковных властей Сначала начинается борьба с церковными властями. Преподаватели университетов были клириками. Местный епископ считал их своими подданными. Преподавание было функцией церкви. Как глава всех школ епископ издавна делегировал свою власть кому-то из
Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро МаркОчищение и секуляризация истории В этой чудесной повести об истоках, где сочетаются миф и история, негативные черты отсутствуют. Легенда очищена от всего, что могло бы осквернить источники прошлого. Рамаяна – это история идеального правительства, которой последующим
Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина ВладимировнаНачало реформации Секуляризация Заседавший с 1529 по 1536 г. парламент принял ряд актов, в результате чего король был объявлен главой английской церкви («Акт о верховенстве» 1534 г.) и все сношения Англии с Римом были прерваны.В 1533 г. архиепископом Кентерберийским был
Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич§ 4. Секуляризация церковных земель Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (так называемая секуляризация). Европейские буржуазные революции решительно расправлялись с
Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. ЯнСекуляризация и церковная власть /153/ Одной из наиболее важных перемен в шведском обществе, происшедших за последние два столетия, явилась секуляризация. Из единственно истинного учения христианство превратилось в мировоззрение, существующее наряду с другими. Идея о
Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь ЛьвовичНачало церковных реформ Едва ли те, кто подходил в эти июньские дни под благословение Никона, могли предположить, чем окончится это патриаршество. Между тем за шесть лет своего архипастырства Никон столь сильно сотряс основы религиозной жизни, что с ним не сравнится ни
Из книги Лев Троцкий. Большевик. 1917–1923 автора Фельштинский Юрий Георгиевич8. Конфискация церковных ценностей В 1921 г. в России разразился страшный голод, вызванный жестокой засухой, последствиями Гражданской войны и политикой военного коммунизма, разрушившей систему хлебной торговли. Число жертв голода и сопутствующих голоду болезней
Из книги Религия эллинизма автора Зелинский Фаддей Францевич Из книги Уроки истории автора Бегичев Павел Александрович8. О церковных должностях Как несли за флягой флягу- Пили огненную влагу. Д’ накачался - Я. Д’ наплясался - Я. Дьякон, писарь, поп, дьячок Повалили на лужок. Эх- Людям грех! Эх - курам смех! Трепаком - паком размашисто пошли - Трепаком, душа, ходи - валяй - вали: Трепака да
Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович Из книги Религия и просвещение автора Луначарский Анатолий Васильевич Из книги История Словакии автора Авенариус Александр3.2. Секуляризация культурной жизни На протяжении XVIII в. в культурной жизни произошли принципиальные изменения, вследствие чего конфессиональная принадлежность уже не играла в ней решающей роли. Примерно в одно время в католической и некатолической среде незыблемость
Из книги Нерусский "Дух" для русской души автора Коллектив авторов1.16 Секуляризация - последствие библейской глобализации Последняя (XVI) Глава «концепции РПЦ» называется «Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма». В этой Главе всё настолько абстрактно выражено, что выделить что-либо значимое из
В 1763-1764 гг. Екатерина осуществила отмененную после свержения Петра III секуляризацию церковных земель. Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имущественную самостоятельность, оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.
"Уложенная комиссия"
В 1767 г. Екатерина созвала т.н. "Уложенную комиссию", которая должна была подготовить новое Уложение законов. В России все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г. С тех пор было издано множество новых законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Ни при Петре I, ни при его преемниках создать новый свод законов не удалось.
В течение двух лет (1764-1765 гг.) императрица работала над составлением "Наказа" депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье "О духе законов", а также идеи других крупнейших просветителей.
"Наказ" устанавливал в России самодержавие на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. Гарантией от превращения неограниченной монархии в тиранию должны были служить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Однако сами эти органы должны были создаваться и действовать по воле самодержца. Более глубоким изменениям должна была подвергнуться судебная система. "Наказ" отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни, предлагал отделить судебную власть от исполнительной.
Главным вопросом российской действительности того времени являлось крепостное право. Екатерина, воспитанная на идеалах Просвещения отрицательно относилась к крепостному праву, видя в нем "человеческому роду нестерпимое положение". Она также понимала, что освобождения крестьян требует хозяйственный прогресс. В манифесте по случаю своего вступления на престол царица заявляла: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Однако, по-видимому, это объяснялось стремлением заручиться поддержкой дворянства. В первоначальном проекте "Наказа" говорилось о необходимости смягчить положение крепостных и предоставить им право собственности на имущество. В окончательный вариант эти слова не попали.
В "Уложенной комиссии" лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян. Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков. Однако большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон.
Депутаты-горожане радели лишь о праве покупать крепостных, да об отстранении дворянства от торговли. Российское купечество еще мыслило по-старому, стремясь не к политическим правам и юридическим гарантиям, а лишь к сословным привилегиям. Оно не могло стать опорой императрицы, мечтавшей о создании в России "третьего сословия".
В конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. Крепостное право в России сохранилось. Вторую половину XVIII в. часто называют "золотым веком" поместного дворянства. И действительно, именно на это время приходится как расцвет дворянской культуры, так и максимальное усиление крепостничества. Однако традиционное утверждение, что Екатерина окончательно лишила крестьян правовой защиты государства, запретив им жаловаться на своих господ, все же не соответствует действительности.