Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.
История монастыря
Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.
Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.
Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.
В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.
В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.
Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.
Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.
В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.
В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.
После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.
На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.
Духовное возрождение Сарова
26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.
В 1990 в Сарове был организован православный приход.
Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.
В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.
В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.
В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.
В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.
17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчетам одной из лабораторий ВНИИЭФ.
В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.
В июле - августе 2003 г. в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 г. на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин.
В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря.
17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.
27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.
7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась Детская школа искусств. В этом здании планируется разместить духовно-просветительский центр, а несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР».
9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.
22 декабря архиепископ Георгий провёл совещание на котором подвёл итоги за год по воссозданию церкви в честь святых Зосимы и Савватия: больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации. В ночь на 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в Саровском пещерном храме в честь святых Антония и Феодосия Печерских.
29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.
С 17 июля 2012 года телетрансляции стали вестись с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря.
21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня.
Саров имел множество названий: Сарыч, Кремлев - 5,Арзамас - 75, Арзамас -16... Сейчас он снова называется Саров. По одной из версий его название восходит к старославянскому слову "сара ", что означает "заболоченый". Город основан на месте обители почитаемого христианского святого старца Серафима Саровского .
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (в миру — Прохор Исидорович Мошнин) , преподобный, один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых. Родился в купеческой семье. Юный Прохор отличался среди сверстников особой ревностью к храму Божиему, часто посещал церковные службы. Решив в 17 лет уйти в монастырь, взял благословение у своей матери и отправился прежде на поклонение святым в Киево-Печерскую Лавру. Старец Досифей из Китаевской пустыни близ Киева благословил его поступить в Саровский монастырь. 20 ноября (1 декабря) 1778 был принят в монастырь в качестве послушника. В монастыре исполнял обязанности пономаря, столярничал, пек просфоры и хлеб для братии. С благословения настоятеля в свободное время удалялся в лес для уединенной молитвы. 13 (24) августа 1786 принял иноческий постриг с именем Серафим. В декабре 1787 был рукоположен в иеродиакона. Будучи иеродиаконом, принимал деятельное участие в устроении Дивеевской обители, основанной подвижницей монахиней Александрой (Мельгуновой). 2 (13) сентября 1793 в Тамбове Серафим был рукоположен во иеромонаха. На 35 году от роду оставил обитель и поселился в деревянной келье в густом лесу на берегу реки Саровки в пяти верстах от Саровского монастыря. Пустынножительство подвижника продолжалось много лет, сопровождаясь, помимо искушений и скорбей, многими знамениями милости Божией и неоднократными явлениями Божией Матери. В 1804-1807 гг. совершал подвиг столпничества. В мае 1810 Серафим возвратился в монастырь и ушел в затвор, постоянно пребывая в молитве и Богомыслии. В 1825 оставил затвор и начал принимать всех приходивших к нему, подавая страждущим духовную помощь и утешение. В 1903 определением Св. Синода был канонизирован. Торжественное открытие святых мощей состоялось при большом стечении народа 19 (31) июля 1903 г. Мощи святого после революции 1917 г. были утеряны, вторично обретены в 1991. Память 2 (15) января. Почитается также некоторыми католическими общинами.
Мощи Серафима Саровского хранятся в Дивеевском женском монастыре, духовным настоятелем которого он был.
Еще на территории города Саров есть 9 памятников природы:.Ближняя и Дальняя пустынки, Саровские серебряные ключи, Эрзянское священное урочище Кереметь, Заливной луг в пойме реки Сатис, монастырские пруды Протяжкинский и Варламовский, монастырский Шелокшанский прудок, монастырское урочище Филипповка и Сысовский кордон. Один из самых интересных и необычных Святое урочище Кереметь . Оно находится в глухом лесу, непросвещенному человеку его просто нереально найти. Оно предстваляет собой идеально круглую поляну, окруженную лесом и заросшую крапивой. Говорят, что когда-то очень давно это было место идолопоклонства фино-угорских племен. Еще один очень необычный и красивый памятник - Серебрянные ключи. Он представляет собой систему родников с чистейшем водой, содержащей в себе серебро. Честно говоря, примерно такая же по качеству вода течет у нас в кранах. Говорят, что под городом находится подземное море, и именно оттуда берется вода для бытовых нужд.
Российский федеральный ядерный центр ВНИИЭФ расположен на том самом месте, где триста лет назад появился один из самых известных монастырей России. Случайно ли это? Ю. Б. Харитон выбрал это место для размещения сверхсекретного объекта и не усматривал в своем выборе никакой мистики.
Сегодня наследие русской православной монастырской культуры - наше общее достояние. Удаленные от мирской суеты памятные места смиренной монашеской жизни - и крупнейший в России ядерный центр... Бог весть, почему так сложилось. Жители Сарова уже привыкли к такому симбиозу, но для внешнего мира он только начинает раскрывать свою остроту.
Явленное в Сарове сочетание: православная святоотеческая традиция - патриотическое служение - современная наука и техника, - уникально. С такой очевидностью оно не повторяется нигде. Прошлое и настоящее Сарова убедительно показывают возможность строить российское мировоззрение, устремленное в будущее и надежно опирающееся на свои истоки. Поэтому помнить об истории Саровской пустыни так важно для сегодняшних обитателей современного города науки.
Вся история Свято-Троицкого Серафимо - Дивеевского монастыря, подвижничество, духовные и физические тру-ды сестер обители тесно увязаны с деятельностью ши-роко известного в России Саровского мужского монасты-ря. Две соседствующих друг с другом святых обители со-ставляют как бы единое целое в составе Русского Право-славия, пополняющего его служение высоким, неруши-мым христианским началам.
Первым и самым важным письменным источником о начальном этапе деятельности Саровской пустыни и пос-ледующей ее истории является сочинение иеромонаха Иоанна, удостоенного впоследствии саровской братией доверия быть первоначальником обители. Сочинение было написано между 1710-1712 годами.
Первоисточник-сочинение свидетельствует, что датой начала деятельности Саровского монастыря яв-ляется день освящения первого храма - 16/29 июня 1706 года. До этого же здесь на лесном холме у слияния речек Сатиса и Саровы жительства не было. А среди окрестной мордвы и русских крес-тьян это место именовалось Старым Городищем.
Местные исследователи раннего времени ут-верждают, что возникновение Городища связано с прихо-дом в этот дикий лесной край и на лесной холм монголо-татар, которые появились здесь в 1298 году. Они и избра-ли холм местом своей стоянки.
Далее исследователи указывают, что и название реч-ки Саровы пришло из татарского наречия, что означает заболоченная река. Оно так и было: берега речки Саро-вы у холма в те далекие времена и много позднее пред-ставляли собой болотистую низменность.
Исследователи коснулись и происхождения названия - пустынь, Саровская пустынь. Утверждается, что воины Дмитрия Донского под предводительством князя Бориса Константиновича Городецкого наголову разбили здесь в 1377 году татаро-монголов, стерли с лица земли их горо-док с названием Сараклыч, превратив его в пустынное место. Отсюда, по мнению исследователей, среди окрес-тных жителей и закрепилось название места, на котором потом встала Саровская обитель - Старое Городище.
Необитаемым Старое Городище оставалось очень дол-го. Время от времени сюда заходили только промысло-вики из местной мордвы. Первым монахом, избравшим Старое Городище для отшельнического жительства, был Феодосий. Он пришел сюда в 1664 году из одного из мо-настырей под городом Пензой и прожил вместе с други-ми монахами, что приходили к нему, около пяти лет. За-тем вернулся в Пензу.
Перед тем, как Феодосию пришлось покинуть Старое Городи-ще, здесь поселился еще один отшельник - монах Ге-расим. Он пришел на лесной холм у слияния речек Сатиса и Саровы из Спасо - Преображенского монас-тыря, что находился возле Красной Слободы (Краснослободск, Мордовия). Около десяти лет Герасим жил в одиночестве. Потом по пришествии сюда других пустынножителей, возглавил здесь не-большую общину.
Основатель монастыря О.Иоанн пришел на Старое Городище в 1691 году вместе с монахом из Санаксара (Мор-довия) Филаретом. Монах Иоанн в миру носил имя Иван Федорович Попов. В Арзамасском Веденском монастыре принял постриг с именем Исакий, а в схиме получил на-речение Иоанн. Пустынножители облюбовали лесной холм для будущей обители, что О.Иоанн и свершил в 1706 году.
20 ноября (3 декабря) 1778 года в Саровскую оби-тель вступил уроженец г. Курска, выходец из купечес-кой семьи Прохор Исидорович Мошнин. 13(26) августа 1786 года подвижник обители принимает монашеский постриг с именем Серафим, а 27 октября (9 ноября) того же года он посвящается в сан диакона. 2 (15) сен-тября о. Серафим был рукоположен в иеромонахи.
Здесь, в Саровской Пустыни, о. Серафим и творил свой великий духовный, молитвенный и трудовой под-виг. Жил в глухом лесу отшельником, накладывал на себя обет молчания, перенес нападение разбойников. В одинокой подвижнической жизни преподобный про-вел более 20 лет. Из них 15 лет (1794-1810гг.) он про-вел в своей дальней пустынке.
В 1825 году О.Серафим окончательно выходит из зат-вора и целиком возлагает на себя обязанности по уст-ройству Дивеевской общины. С основательницей дивеевского женского общежительства Агафьей Семе-новной Мельгуновой - в схиме матерью Александ-рой преподобный встретился перед ее кончиной петом 1789 года. Встречался с ней и ранее. Всегда помогал дивеевским сестрам своими молитвами, советами, трудами. Теперь же, по выходе из затвора, он в дела общины вникнул более полно и вел их до своей кончины, приумножая славу Саровского монастыря и величие Дивеевской обители.
Известность Сарова своими подвигами множили и настоятели лесной обители Дорофей (второй ее стро-итель, 1731-1747ГГ), Ефрем (1758-1777гг), Пахомий (1777-1794гг), Исайя (1794-1809гг) и другие. В Саров-ском монастыре подвизались схимонах-мопьчальник Марк, иеромонах Маркеллин, игумен Назарий и другие подвижники, вписавшие яркие страницы в духовную историю пустыни.
В период гонений на православие после революции 1917 года за веру приняли страдания Маркеллин (мно-го лет стоял гробным у мощей преподобного Серафи-ма), иеромонах Исакий. иноки монастыря Василий, Федор и другие.
Саровский монастырь славился известностью и мно-гими духовными материальными ценностями правосла-вия, Среди них: церковь Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее источника, Успенский собор, Колоколь-ня, церкви Зосимы и Савватия, Иоанна Предтечи, Всех Святых, Серафима Саровского, пещеры,
Особо почитались в обители места, связанные с под-вигом о. Серафима - Ближняя пустынка и источник, ча-совня над камнем преподобного, Дальняя пустынка, ча-совня и купальня на источнике Серафима. Широкой из-вестностью пользовались Саровские источники. Их было семь.
Ценности монастыря были порушены при Совет-ской власти. В настоящее время кое-что восстанав-ливается, что служит признаком возрождения Свя-того места. Хотя и не в прежних масштабах.
История Успенского мужского монастыря начинается в XVII веке, когда в глухих Саровских лесах в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки поселился инок Феодосий, а затем инок Герасим. Неоднократно эти пустынники наблюдали чудесные явления: свет, сходящий с неба на то место, где впоследствии были построены соборные храмы, колокольные звоны, раздававшиеся из-под земли. Оба подвижника предрекали этому месту великое будущее.
Позднее сюда пришел инок Введенского монастыря, расположенного в Арзамасе, Исаакий (в миру и в схиме Иоанн), который и стал первостроителем Саровской пустыни. Поселившись в лесу, на месте молитвенных подвигов Феодосия и Герасима, Исаакий выстоял в борьбе с искушениями, одиночеством и прочими тяготами отшельнической жизни. В 1692 году он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер, сохранившихся и доныне. Постепенно к Исаакию присоединялись желающие жить строгой пустыннической жизнью и образовалось монашеское поселение.
16 июня 1706 года была освящена первая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен чудесным образом за пятьдесят дней в глухом лесу при отсутствии денежных средств. Жители окрестных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола.
День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции считался днем официального основания Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался в Сарове.
Подвижник Исаакий на основе древних христианских традиций составил Устав обители. Устав был строгий и предусматривал общность всего имущества, общую трапезу, беспрекословное подчинение братии настоятелю, выбор настоятеля из пострижеников монастыря, обязательное страннолюбие. Также было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева. Музыка, звучавшая в Саровских храмах, записывалась не нотами, а крюками и исполнялась в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу. Позднее Устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.
Прославилась Саровская обитель и своими насельниками и подвижниками. Наиболее известные из них – строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, святой преподобный Серафим Саровский.
Светильник земли русской святой преподобный Серафим Саровский пришел в обитель в 19 лет и всю жизнь подвизался в Саровской пустыни. Особое попечение по наказу Пресвятой Богородицы преподобный оказывал Дивеевской обители. Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы ее бережно сохранили наставления и предсказания великого старца. Ныне его святые мощи как великая святыни пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря.
Более сорока монахов из числа саровской братии за период с 1714 по 1873 год были поставлены настоятелями в других обителях.
При игумене Нифонте, управлявшем обителью 33 года и скончавшемся в 1842 году, Саровская пустынь получила свое окончательное внешнее устройство. Всего в монастыре было воздвигнуто девять храмов, колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.
Главной святыней и украшением Саровского монастыря являлся пятиглавый Успенский собор, у алтаря которого был погребен преподобный Серафим Саровский. Собор был освящен в 1744 в честь Успения Божий Матери с приделом в честь Архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Особенностью Успенского собора являлся алтарь, устроенный на месте старой одноглавой так называемой Демидовской Успенской церкви. Средняя часть старого храма служила алтарем, а прежний алтарь – монастырской ризницей, в которой хранилось большое количество драгоценных священных сосудов, святых крестов, Евангелий, около 500 священнических облачений. Здесь же хранилось Евангелие – дар императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. В соборе был резной позолоченный пятиярусный иконостас, множество икон, украшенных серебряными ризами. С 1903 года после прославления в лике святых здесь пребывали мощи преподобного Серафима Саровского.
Храм Серафима Саровского строился в 1897-1903 годах на месте разобранного братского корпуса, включавшего келлию преподобного Серафима. Сама келлия была сохранена в объеме нового храма. Саровские торжества 1903 года, посвященные прославлению батюшки Серафима в лике святых, закончились освящением нового храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года о его ликвидации. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммунна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После нее в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. 11 февраяля 1943 года было принято постановление ГКО о начале работ по созданию атомной бомбы. Общее руководство было возложено на заместителя председателя ГКО Лаврентия Берию. В феврале 1947 года постановлением Совета Министров СССР КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.
Возрождение обители началось в 1990 году, когда был зарегистрирован первый православный приход города Сарова. В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в котором в годы советской власти размещался театр. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена. К столетию со дня прославления преподобного Серафима в лике святых в 2003 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В 2006 году, в год 300-летия основания обители, Указом Священного Синода объявлено о возобновлении Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.
Храмы монастыря
Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского
Храм в честь Сошествия Святого Духа
Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Часовня в Дальней пустыньке
Святыни монастыря
Келья преподобного Серафима Саровского (восстановленная)
Усыпальница («Сень») преподобного Серафима Саровского
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
Камень, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский
Домик-келлия преподобного Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
Памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)
При монастыре работает православный краеведческий центр «Истоки»
Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде. Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.
Саровская пустынь. Общий вид с северной стороны.
Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.
Вид на Саровскую пустынь с юго-востока.
Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело. Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иоанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.
В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.
Вид на Саровскую пустынь с юго-восточной стороны.
В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея. Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.
Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.
Общий вид Саровского монастыря.
В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.
В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.
Саровская пустынь. Вид на колокольню и монастырские ворота.
Саровская пустынь. Вид на Соборную площадь через ворота.
Саровская пустынь. Внутренний вид храма Живоносного источника.
Саровский монастырь. Церковь св. Зосимы и Савватия.
Саровская пустынь. Внутренний вид храма Зосимы и Савватия.
Саровская пустынь. Дорога к святым местам.
Саровская пустынь. Место моления подвижника Марка, предшественника Преподобного отца Серафима.
Саровская пустынь. Место, где был избит Преподобный отец Серафим разбойниками.
Саровская пустынь. Общий вид на место камня, где молился препод. отец Серафим.
Саровская пустынь. Св. Источник преподобного.
Саровская пустынь. Крест над местом келии подвижника Дорофея.
Храм Иоанн Предтечи и вход в Пещеру преподобного отца Серафима.
Дорога к источнику отца Серафима.
Общий вид реки Саровки.
Саровская пустынь. Соборная площадь. 1903 год.
Саровская пустынь. Соборная площадь.
Саровская пустынь. Соборный храм Живоносного источника и Успенский собор.
1903 год.
Саровская пустынь. Успенский собор.
Саровская пустынь. Успенский собор.
Саровская пустынь. Усыпальница преп. Серафима.
Саровская пустынь. Храм преп. Серафима.
Саровская пустынь. Храм св. Иоанна Предтечи.
Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. Внешний вид храма Св. прп. Серафима Саровского.
Торговая часть посёлка Саровского монастыря.
Вид на Саровскую пустынь.
Дети на улице в Сарове. 1912 год.
Визит Николая II в Саровский монастырь. Отъезд четы Романовых в Саровский монастырь.
Визит Николая II в Саровский монастырь. Отъезд четы Романовых в Саровский монастырь.
Прибытие Их Императорских Величеств в Саровскую пустынь.
Саровская пустынь. Их Императорские Величества рядом с усыпальницей преп. Серафима. 1903 год.
Николай II и великие князья переносят гроб с мощами св. Серафима Саровского к новому месту захоронения. 18 июля 1903.
Богомольцы у часовни на месте источника Серафима Саровского.
Саровская пустынь. Паломники на Соборной площади. 1903 год.
Саровская пустынь. Паломники у входа в Успенский собор.
Саровская пустынь. Паломники рядом с усыпальницей преп. Серафима.