Экспедиции XVIII века. Академические экспедиции XVIII века Академические экспедиции в 18 веке






Михаил Васильевич Ломоносов () Родился Ломоносов в Астраханской губернии в 1711 г. Отец- гос.крестьянин, мать дочь дьякона. Юноша Ломоносов часто помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма и пристрастился к чтению и потянулся к знаниям. Отец на учебу не отпускал, и Миша взял у соседа Фомы Шубного 3 рубля и направился в Москву на обучение. Там он скрыл своё происхождение и поступил в Славяно-греко-латинскую академию(Спасская школа). Первые 3 класса закончил за 1 год. После окончания Петр 1 набирает в Академию наук 12 лучших учеников этой школы и с 1736 года Михаил слушал лекции профессоров и адъютантов Академии.




Достижения в области естественных наук. Биология- Ломоносов- материальная основа живой и неживой природы едина. Биология- Ломоносов- материальная основа живой и неживой природы едина. Анатомия - М.И. Шеин (1774) – создание первого русского анатомического атласа. Анатомия - М.И. Шеин (1774) – создание первого русского анатомического атласа. Ботанический сад- Демидовы (1756) Ботанический сад- Демидовы (1756) Медицина- конец 18 века- открыты медико – хирургические академии Медицина- конец 18 века- открыты медико – хирургические академии География- издание первого Атласа Российской империи (1745) География- издание первого Атласа Российской империи (1745) Геология - накоплены материалы о месторождение угля, нефти, минералов, горных пород Геология - накоплены материалы о месторождение угля, нефти, минералов, горных пород Астрономия- с помощью ученых Л.Эйлера и М. Ломоносова – создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. Астрономия- с помощью ученых Л.Эйлера и М. Ломоносова – создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездами. Физика – м.Ломоносов и Бернулли создали кинетическую теорию газов. Физика – м.Ломоносов и Бернулли создали кинетическую теорию газов. Химия- Ломоносов- создание ряда химических лабораторий, где создавались красители, клеи, фильтры….. Химия- Ломоносов- создание ряда химических лабораторий, где создавались красители, клеи, фильтры…..




Академические экспедиции (для изучения новых неизвестных науке теорий 1-я экспедиция- поиск новых путей в Индию (изучала Каспий, земли Хивы и Бухары) 1-я экспедиция- поиск новых путей в Индию (изучала Каспий, земли Хивы и Бухары) направление сибирское, составлена карта Камчатки и Курильских островов) направление сибирское, составлена карта Камчатки и Курильских островов) Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. (доказательство существования пролива между Азией и Америкой) Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. (доказательство существования пролива между Азией и Америкой) 2 –я Камчатская экспедиция,исследовавшая западную и Восточную Сибирь. 2 –я Камчатская экспедиция,исследовавшая западную и Восточную Сибирь. Открытие и освоение земель Америки Открытие и освоение земель Америки экспедиция, изучающая природу, население и хозяйства различных районов России экспедиция, изучающая природу, население и хозяйства различных районов России.






Иван Иванович Ползунов ()


Система образования в ХVІІІ веке Школы грамоты (священники) Школы грамоты (священники) Общеобразовательные школы (2 гимназии для дворян и разночинцев) Общеобразовательные школы (2 гимназии для дворян и разночинцев) Закрытые учебные заведения для дворянских детей. Закрытые учебные заведения для дворянских детей. а) Сухопутный шляхетский корпус (1731) а) Сухопутный шляхетский корпус (1731) б) Морской шляхетский корпус (1752) б) Морской шляхетский корпус (1752) в) Пажеский корпус (1750) в) Пажеский корпус (1750) г) Смольный институт для девушек – дворянок (1764) г) Смольный институт для девушек – дворянок (1764) Открытие учеб.заведений для детей купцов и мещан (заводчики Демидовы) Открытие учеб.заведений для детей купцов и мещан (заводчики Демидовы) Профессионально-художественные училища Профессионально-художественные училища Открытие Московского университета Открытие Московского университета


Закрепление нового материала Ответьте на вопросы: Ответьте на вопросы: 1. Почему Академия наук считалась не только центром науки, но и образования? 2. Назовите крупнейшие достижения ученых в области естественных наук 3. Какую роль играли академические экспедиции? 4. Почему Михаила Ломоносова называют учёным- энциклопедистом?


Активизация изучения и освоения страны: причины

Петровские реформы

Создание российского флота и РАН

Простирание страны с запада на восток на сотни километров

Большая часть страны (зауральская) была слабо изученной

Побережье Северного Ледовитого океана вызывало интерес как транспортный путь


Создание Русского географического общества

Академические экспедиции

Научные исследования

Камчатские экспедиции

Основные направления изучения


Камчатские экспедиции

- инициатор Первой и Второй Камчатских экспедиций, основатель школы навигационных наук в Москве.

ПЕТР I , ВЕЛИКИЙ

1672-1725 гг.


Камчатские экспедиции

  • руководитель 1-й и 2-й Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским п-овом и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Погиб во время 2-ой экспедиции после крушения корабля у неизвестного острова, который позже был назван его именем.

ВИТУС ИОНАССЕН

БЕРИНГ ,

1725-30 г., 1733-43 г.


Первая Камчатская экспедиция

В 1725-27году экспедиция под руководством Витуса Беринга выдвинулась из Петербурга на восток, через Сибирь достигла Охотска, а затем, и устья реки Камчатка. Здесь был построен бот «Святой Гавриил», который в июле 1728 года отплыл от берегов Камчатки.

Во время экспедиции Беринг подробно изучил северо-восточное побережье России, открыл пролив между Азией и Америкой, доказал, что континенты не соединены между собой. На этом он счел свою миссию завершенной и повернул обратно. 1 марта 1730 года он вернулся в Санкт-Петербург.


Великая Северная экспедиция

Вернувшись в 1730 году, Витус Беринг предложил российскому правительству план экспедиции, которая должна была исследовать путь из Архангельска по морям Северного Ледовитого океана в Тихий океан. В 1732 году Витус Беринг возглавил экспедицию, которая состояла из семи отрядов, каждый под своим руководством. В 1746 году была составлена полная карта северных российских берегов ( более 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана). До сих пор при печатании карт Арктики используются материалы Великой Северной экспедиции.



Научные исследования

Воспитанник Петра I –составил первое географическое описание Сибири, впервые разграничил Европу и Азию по Уральскому хребту, заложил основы государственной топографической съемки.

ВАСИЛИЙ ТАТИЩЕВ


Научные исследования

  • много сделал для организации экспедиций в восточные и северные районы страны.

Его слова о том, что «могущество Российское прирастать будет Сибирью», на долгие годы определили главное направление географических исследований.

Ему принадлежит идея использования Северного морского пути.

МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ


Научные исследования

  • в историю России вошёл прежде всего как картограф.

Составил три уникальных атласа: «Хорографическая книга Сибири», «Чертежная книга Сибири» и «Служебная книга Сибири» - все они являются ценнейшими памятниками русской истории картографии.

РЕМЕЗОВ

СЕМЕН УЛЬЯНОВИЧ


Академические экспедиции 1768-1774гг.

Задачи экспедиций – комплексные описания (природа, население, быт, хозяйственная деятельность, религия, культура) уже известных территорий европейской части России и Сибири.



Основание Русского географического общества

  • Основной целью основателей Общества было: изучение «родной земли и людей её обитающих», то есть к собиранию и распространению географических, статистических и этнографических сведений о России.
  • Среди учредителей были И. Ф. Крузенштерн, П. И. Рикорд, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель и др.
  • Экспедиции РГО сыграли большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель, в становлении метеорологии и климатологии.

Кропоткин П.А. В 1874 г. заложил основу теории четвертичных оледенений, ввёл термин вечная мерзлота. Деятельность началась с научных экспедиций в Сибири.

Докучаев В.В. Материалы, полученные в 1871-1893г. в ходе исследования, позволили сформулировать основы учения о почвах и закон широтной и высотной зональности.

Врангель Ф.П.

Под руководством Невельского Г.И. в 1849 г.-1850г. моряки исследовали побережья Камчатки, берега Охотского моря, северной части Сахалина и доказали, что Сахалин остров.

В 1820-1824 г. исследовал с-в страны, описал побережье Сибири от реки Индигирка до Колючинской губы. Определил положение острова, который назвали его именем.


Исследователь Тянь-Шаня, инициатор экспедиций в Центральную Азию (1856-57, 1897, 1897гг., руководитель изданиями многотомных сводок по географии России, вице-председатель и глава Русского географического общества (с 1873), организатор первой переписи населения России (1897г.).

СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ

ПЕТР ПЕТРОВИЧ


Руководитель экспедиции в Уссурийский край (1867-69гг), исследователь Центральной Азии (1870-1885), собрал ценные коллекции диких растений и животных.

ПРЖЕВАЛЬСКИЙ

НИКОЛАЙ

МИХАЙЛОВИЧ

«Культура России 18 века» - XVIII – нач. Чертёж А.К. Нартова для постройки здания. 44 ствольная мортирная батарея. Авторская программа спецкурса. Живопись Театр и музыка Культура и быт Марийского края в XVIII веке. Содержание разработки. Страницы книги «Театрум махинарум». Раздел 3. Формирование русской национальной культуры (сер.

«Русская культура XVIII века» - Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764). Родился в семье мелкого торговца. Архитектура России XVIII в. Скульпторы: Б. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, Э. Фальконе. Школьная реформа в России (80-е годы XVIII в.). Кулибин Иван Петрович (1735 - 1818) - русский механик-самоучка.

«Россия XVIII век» - Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Духовные семинарии и школы. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Архитектура.

«Театр 18 века» - Драматургия и театр эпохи просвещения. «Мария Стюарт». Томас Гейнсборо Неоконченный портрет дочерей художника Ок. 1759. К концу века театр стал подлинным катализатором национальных чувств. Томас Гейнсборо Портрет Уильяма и Элизабет Хэллет 1785. Придворный театр в веймаре руководитель - гёте. Театр в Англии становится объектом борьбы за нравственность.

«Мода XVIII века» - Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Ф.Рокотов И.Аргунов Портрет Маркиной Л.А. Портрет Шереметьевой В.П. На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей.

«Русская культура 18 века» - А. П. Антропов. Ф. И. Шубин. Андрей Никифорович Воронихин. Классицизм. А.П.Струйской. 3. Для культуры XVIII века характерным был стиль… а). Основание Санкт-Петербурга. «Зимний дворец». И. П. Аргунов. Тенденции к демократизации. Скульптура. В.Баженов. 2. В.Боровиковский написал портрет… а). В.В.Растрелли.

Всего в теме 31 презентация

Накопление географических знаний в России до конца XVII в. своими успехами было обязано главным образом инициативе, предприимчивости и отваге русских людей, никак не связанных с наукой. Знаменитым походом Ермака в 1581-1584 гг. было положено начало великим географическим открытиям в Сибири и на Дальнем Востоке. Небольшие отряды казаков и охотников за пушным зверем немногим более чем за полустолетие расширили границы Русского государства от Урала до Тихого океана (1639); они сообщили об этом огромном крае первые достоверные сведения, которые легли в основу географических карт и описаний Сибири.

Ценные сведения о растениях и животных, их образе жизни накапливались в России еще с древности в результате практического опыта и наблюдений земледельцев и охотников. Эти сведения находили отражение в "травниках" и "лечебниках", которые в XVI-XVII вв. имели довольно широкое хождение. Однако систематические исследования в области биологии в России развернулись фактически только в начале XVIII в. Важную роль в этом сыграли сначала Кунсткамера, а потом Петербургская академия наук. Основой анатомо-эмбриологических и зоологических коллекций Кунсткамеры послужили препараты голландского анатома Ф. Рюйша и зоологические материалы А. Себа. Эти коллекции в дальнейшем пополнялись анатомическими, тератологическими, зоологическими, ботаническими и палеонтологическими материалами, собиравшимися по всей России по специальному указу Петра I. Прибывшие в Петербург первые члены Академии наук нашли в Кунсткамере, которая была передана Академии, интересные объекты для своих исследований, и их первые работы были связаны с изучением материалов, имевшихся в Кунсткамере.

В конце XVII - начале XVIII в. наступил новый период развития исследований в России, связанный с государственной политикой Петра I. Широко задуманные преобразования страны потребовали расширения сведений о природе, населении и хозяйстве, составления географических карт с точным обозначением государственных границ, рек, морей, путей сообщения. В поисках торговых путей в Индию был предпринят ряд экспедиций в районы Средней Азии. Важнейшей из них была экспедиция 1714-1717 гг. на Каспийское море, в Хиву и Бухару под начальством сподвижника Петра I кабардинского князя Александра Бековича-Черкасского. Экспедицией была сделана рукописная карта восточного побережья Каспийского моря. В первой четверти XVIII в. русское правительство все больше внимания уделяло Сибири. Петр I пригласил из Данцига Д.Г. Мессершмидта и поручил ему поиски лечебных трав и изучение природы внутренних областей Сибири. Его путешествие продолжалось с 1720 по 1727 г. Мессершмидт собрал и обработал колоссальный материал по этнографии, географии, ботанике, зоологии, лингвистике и другим областям науки. Мессершмидт собрал обширные коллекции млекопитающих и птиц, впервые описав, в частности, дикого осла (кулана), центральноазиатского барана (аргали) и других животных. Он подробно охарактеризовал географическое распространение, образ жизни и сезонные явления в жизни многих сибирских животных. Составленный им путевой дневник был использован и частично опубликован во второй половине XVIII в. Палласом и Стеллером, а в XIX в. - Брандтом.

В конце 1724 - начале 1725 г. Петр I подготовил инструкцию и указ об экспедиции, получившей название Первой Камчатской . Экспедиция должна была определить, соединяется ли Азия сушей с Америкой, определить расстояние разделяющее их и по возможности войти в контакт с населением в Северной Америке, открыть морской путь через Ледовитый океан в Китай, Индию и Японию. Руководителем экспедиции был назначен офицер русского флота выходец из Дании Витус Беринг, его помощниками - морские офицеры А.И. Чириков и датчанин по происхождению М.П. Шпанберг. 25 января (5 февраля) 1725 г. экспедиция вышла из Петербурга. Ей предстоял трудный и долгий путь. Только 13 (24) июля 1728 г. на боте "Святой Гавриил" экспедиция вышла из устья реки Камчатки и направилась на север, вдоль восточного побережья Камчатки и Чукотки. Во время этого плавания ею были открыты залив Святого Креста и остров Святого Лаврентия. 15(26) августа 1728 г. экспедиция достигла 67°18"48"" северной широты. И хотя экспедиция прошла пролив, отделяющий Азию от Америки, однако вопрос о связи материков для ее участников остался неясным. Это случилось потому, что Беринг, опасаясь опасной зимовки, отверг предложение Чирикова продолжать плавание до устья реки Колымы и приказал команде возвращаться назад. Из-за тумана американский берег остался незамеченным. И все же, несмотря на то что экспедиция не смогла полностью решить поставленные перед ней задачи, значение ее было велико. Она доставила сведения об островах и побережье моря и пролива, названного впоследствии именем Беринга, собрала материал, который доказывал, что между Азиатским и Американским материками должен быть пролив.

В 1732 г. геодезисты И. Федоров и М. Гвоздев на боте "Св. Гавриил" прошли с Камчатки к северо-западному берегу Америки и первыми из исследователей нанесли его на карту, действительно доказав, таким образом, существование пролива между материками.

В результате работ Первой Камчатской экспедиции была составлена достаточно верная карта побережья Северо-Восточной Сибири, но экспедиция не разрешила ряд важнейших географических проблем: остались неисследованными все северные берега Сибири, не было точных сведений о взаимном расположении и очертаниях берегов Азии и Америки, об островах в северной части Тихого океана, о пути от Камчатки до Японии. Недостаточны были знания и о внутренних районах Сибири.

Внести ясность в эти вопросы было поручено Второй Камчатской экспедиции, состоявшей из морской части под управлением Беринга, Чирикова и Шпанберга и сухопутной под руководством профессоров (академиков) недавно созданной Петербургской академии наук И.Г. Гмелина и Г.Ф. Миллера; участниками экспедиции были также адъюнкт Академии Г.В. Стеллер и студент С.П. Крашенинников. В составе экспедиции были также морские северные отряды, исследовавшие побережье Северного Ледовитого океана, которые фактически работали самостоятельно (отсюда другое название всего предприятия - Великая Северная экспедиция ). Среди участников экспедиции были пробирные мастера, моряки, художники, геодезисты, переводчики и технический персонал общей численностью до 2 тыс. человек. Разделенная на несколько отрядов, Великая Северная экспедиция исследовала огромные территории Сибири, побережья Северного Ледовитого океана и северную часть Тихого океана. В результате десятилетних трудов (1733-1743) были получены ценные географические, исторические, этнографические и другие данные о внутренних районах Сибири, обследованы Камчатка и Курильские острова, достигнуты берега Северо-Западной Америки и Японии, открыты некоторые Алеутские острова. Были нанесены на карту тысячи километров побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до мыса Баранова, расположенного восточнее устья р. Колымы.

Студент, а впоследствии академик, С.П. Крашенинников, изучавший Камчатку, опубликовал ряд сочинений и среди них замечательное двухтомное "Описание земли Камчатки" (1756), впервые познакомившее мир с природой и населением этого далекого и интересного во многих отношениях полуострова. Книга Крашенинникова была переведена на английский, голландский и немецкий языки. Одним из результатов экспедиции явилась "Флора Сибири" Гмелина (1747-1769), содержавшая описание 1178 видов растений, многие из которых были описаны впервые. Крашенинников в своем труде "Описание земли Камчатки", охарактеризовал, помимо прочего, фауну Камчатки, описав несколько десятков видов населяющих ее млекопитающих, птиц и рыб, сообщил сведения об их географическом распространении и образе жизни, о хозяйственном значении камчатских животных и о перспективах животноводства на Камчатке. Здесь содержались также материалы по фауне Шантарских и Курильских островов, о нерестовых миграциях рыб из моря в реки; он собрал сведения и о растениях Камчатки, особенно имеющих практическое значение. Третий участник экспедиции - зоолог Стеллер, использовав свои наблюдения, а также данные, собранные Крашенинниковым, в 1741 г. написал широко известное сочинение "О морских животных", в котором содержатся описания названной его именем морской коровы, калана, сивуча и котика. Стеллер вместе с Берингом достиг берегов Америки. Во время зимовки на острове Беринга составил первое его топографическое и геологическое описание. Перу Стеллера принадлежат такие работы, как "Путешествие от Камчатки к Америке вместе с капитан-командором Берингом". Стеллер оставил также труды по ихтиологии, орнитологии и географии.

Экспедиция не обошлась без жертв: наряду со многими рядовыми участниками походов погибли капитан-командор В. Беринг, начальник Оленекского отряда В. Прончищев и его жена Мария. Имена некоторых участников экспедиции увековечены на географической карте (море Лаптевых, мыс Челюскина, Берингово море, Берингов пролив и т.д.)

В 1741-1742 гг. в рамках Великой Северной экспедиции В.И. Беринг и А.И. Чириков совершили свое знаменитое плавание с Камчатки к северозападному побережью Америки (Аляске). 4 (15) июня 1741 г. "Святой Петр" под командованием Беринга и "Святой Павел" под командованием Чирикова вышли из Петропавловска на поиск берегов Америки. 20 июня (1 июля) из-за сильного тумана оба судна разошлись в море и потеряли из виду друг друга. С этого момента плавание Беринга и Чирикова происходило раздельно. 16 (27) июля 1741 г. Беринг достиг берегов Америки. Во время плавания им были открыты острова Святого Ильи, Кадьяк, Туманный, Евдокеевские. Между тем среди экипажа обнаружились случаи заболевания цингой, поэтому Беринг принял решение вернуться на Камчатку. На обратном пути он открыл Шумагинские острова и ряд островов Алеутской гряды. Плавание "Святого Петра" протекало в очень трудных условиях. На обратном пути корабль попал в полосу сильных бурь. Трудности усугублялись свирепствовавшей среди команды цингой, которая унесла из жизни 12 человек. Оставшиеся в живых члены экипажа едва справлялись с управлением судна. Истощились запасы питьевой воды и продовольствия, судно потеряло управление. 4 (15) ноября была наконец замечена земля. Бедственное положение судна заставило отряд высадиться на берег неведомой земли. Вновь открытая земля оказалась островом, впоследствии получившим имя Беринга. Здесь нашел свое последнее пристанище отважный командор. Его спутники, оставшиеся в живых, весной 1742 г. из обломков "Святого Петра" построили двухмачтовый парусник, на котором вернулись в Петропавловск. Что же касается судьбы А.И. Чирикова, то он на корабле "Святой Павел", потеряв из виду "Святого Петра", утром 15 (26) июля, т.е. более чем на сутки раньше Беринга, достиг Северной Америки. Продолжая плыть вдоль берега, Чириков осмотрел американское побережье протяженностью около 400 верст, собрал ценные сведения о животном и растительном мире этой территории. На обратном пути на Камчатку, проходившем, так же как и у Беринга, в трудных условиях, Чириков открыл часть островов Алеутской гряды (Адах, Кадьяк, Атту, Агатту, Умнак) и остров Адэк, относящийся к группе Андреяновских островов. 10 (21) октября "Святой Павел" возвратился в Петропавловскую гавань. Из 75 членов экипажа с ним вернулся всего 51 человек.

Большое значение для развития географии и биологии в России во второй половине XVIII в. имели академические экспедиции 1768-1774 гг., охватившие важнейшие районы европейской и азиатской части страны. Пятью экспедициями был собран большой научный материал о природе, хозяйстве и населении страны. Большой материал и его анализ содержали труды Лепехина, Палласа, Фалька, Георги. Результаты путешествия Лепехина - адъюнкта, затем академика - изложены в сочинении, сокращенно называемом "Дневные записки..." (т. 1-4, СПб., 1771-1805). Оно отличается простотой изложения и практической направленностью исследований. Из теоретических выводов Лепехина обращает на себя внимание его объяснение причин образования пещер (под действием текучих вод), а также убеждение в том, что земной рельеф с течением времени изменяется. Важную роль в экспедициях 1768-1774 гг. сыграл Паллас. Итоги его исследований изложены им в пятитомном сочинении "Путешествие по разным провинциям Российской империи" (1773-1788) на немецком и русском языках. Паллас расшифровал орографические особенности гор Крыма, установил границы перехода между черноземной полосой и полупустыней Прикаспийской низменности, исследовал характер почв и гидрографические особенности этого края; ему принадлежат также исследования по флоре России, зоологии и зоогеографии. Особенно большие результаты дали экспедиции 1768-1774 гг. Палласа (при участии В.Ф. Зуева, И. Георги и Н.П. Рычкова) в Оренбургский край и Сибирь, Гмелина - в Астраханский край, на Кавказ и в Персию, Георги - на Байкал и в Пермский край, Лепехина и Н.Я. Озерецковского на Волгу, Урал и Каспий, а также на Белое море. Позднее (1781-1782) В.Ф. Зуев обследовал Южную Россию и Крым. Эти экспедиции привлекли пристальное внимание научных кругов.

Сочинения Палласа "Российско-азиатская зоография", "Флора России" и другие содержали много новых материалов. Паллас описал большое количество новых видов животных, сообщил сведения об их географическом распространении и условиях обитания, о сезонных миграциях птиц и рыб. Много фаунистических и экологических сведений, относящихся к животному населению Западной Сибири и Уральских гор, содержится также в путевом дневнике Лепехина, изданном в 4 томах в 1771-1805 гг. Материалы, касающиеся фауны юга России, издал в 1771-1785 гг. Гмелин, описавший, в частности, южнорусскую дикую лошадь - тарпана, полностью истребленную во второй половине XIX в.

Мировую известность получила северо-восточная астрономо-географи-ческая экспедиция офицеров русского флота И. Биллингса и Г. А. Сарычева, работавшая в 1785-1793 гг. Главная ее задача состояла в исследовании неизвестных еще частей побережья Северного Ледовитого океана от устья Колымы до Чукотского полуострова. Результаты этой экспедиции изложены Биллингсом в кратких записках, а также в книге Сарычева "Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжение осьми лет при Географической и Астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса с 1785 по 1793" (ч. 1-2, с атласом, 1802).

Таким образом, географические и другие исследования необъятной территории Российской империи приобрели в XVIII в. большой размах. Это был удивительный по своим масштабам исследовательский штурм отдаленных окраин страны внесший много нового в мировую науку.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, в России и СССР научные экспедиции, организованные Академией Наук с целью изучения территории страны, её природных богатств, населения, исторических памятников и тому подобное.

Первоначально Академия Наук участвовала в снаряжении научных экспедиций наряду с другими ведомствами, такими были Камчатские экспедиции - 1-я (1725-30 годы) и 2-я (Великая Северная, 1733-43 годы), осуществлённые под руководством В. И. Беринга (до 1741 года). В их ходе доказано существование пролива между Азией и Америкой (получил название Берингов пролив), собраны материалы о флоре, фауне, рельефе, природных условиях Сибири, а также о её населении, быте, нравах, культурных традициях и прочем (например, И.Э. Фишером и Ж. Делилем). С помощью собранных во время путешествия источников Г. Ф. Миллер написал «Историю Сибири» (опубликовано в 1750 году).

Собственно академические экспедиции впервые организованы в 1768-74 годах: пять так называемый физических экспедиций работали по общей программе, изучали природу различных регионов России, хозяйство, быт, культуру населения. Ими исследованы реки Волга, Дон, Урал и Терек, с помощью научных методов изучены большая часть Восточно-Европейской равнины и европейско-азиатской пограничной полосы. Полученные данные систематизированы в трудах П. С. Палласа («Путешествие по разным провинциям Российской империи», часть 1-3, 1773-88 годы), И. И. Лепёхина («Дневные записки путешествия...», часть 1-4, 1771-1805 годы), академика С. Г. Гмелина («Путешествие по России для исследования трёх царств естества», часть 1-3, 1771-85 годы), Н. Я. Озерецковского («Путешествие академика Н. Озерецковского по озёрам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя», 1812 год) и других. В последней четверти 18 века в ходе академических экспедиций проведены физические исследования Валдайской возвышенности и Олонецких гор (руководитель Э. Г. Лаксман, 1778 год), обследована территория между реками Западный Буг и Днестр, уточнены границы Российской империи (В. Ф. Зуев, 1781 год), определены точные координаты наиболее крупных городов полуострова Крым [Ф. О. Чёрный (Черной), 1785 год]. На основе сведений, полученных академическими экспедициями, составлены «Генеральная карта Российской империи, по новейшим наблюдениям и известиям сочинённая» (1776 год), «Новая карта Российской империи, разделённая на наместничества» (1786 год) и «Атлас Российской империи» (1796 год).

В 19 веке академические экспедиции стали более специализированными, Академия Наук продолжала также сотрудничать в организации экспедиций с другими ведомствами (например, в 1803-06 годах участвовала в разработке планов и снаряжении кругосветной экспедиции Морского министерства под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского). В 1804 году во время академической экспедиции В. М. Севергина и А. И. Шерера на северо-запад России и в Финляндию собрана обширная минералогическая коллекция. В 1805-09 годах экспедиция М. И. Адамса исследовала палеонтологические памятники Сибири. В 1806-15 годах В. К. Вишневский осуществил астрономические экспедиции, благодаря которым уточнены координаты свыше 300 населённых пунктов страны. В 1821-27 годах Е. Е. Кёлер исследовал археологические памятники Крыма. В конце 1820-х годов А. Я. Купфер и Э. Х. Ленц определяли высоты вершин гор Кавказа. В 1838-49 годах М. А. Кастрен исследовал языки и этнографию финно-угорских, самодийских и тунгусо-маньчжурских народов во время поездок по Сибири.

Основная роль в организации научных экспедиций стала переходить к возникавшим с 1830-40-х годах новым учреждениям, например, Петербургской археографической комиссии (смотри Археографические комиссии), Русскому географическому обществу и другим; в их работе участвовали и члены Академии Наук.

К середине 19 века собственная экспедиционная деятельность Академии Наук стала менее активной (в штате Академии Наук были упразднены должности географа и навигатора). Представители Академии Наук участвовали в экспедициях - сибирской К. И. Максимовича (1859-64 годы), на юг России Ф. Ф. Брандта (1860-е годы). В 1899-1901 годах изучался остров Шпицберген; в 1900-02 годах экспедицией Э. В. Толля осуществлялся поиск Земли Санникова в Северном Ледовитом океане. В начале 20 века академик С. Ф. Ольденбург организовал археолого-лингвистические экспедиции по изучению Туркестана. В 1910-1912 годах В. И. Вернадский занимался исследованием месторождений радиоактивных руд в Сибири, на Урале и Кавказе.

С начала 20 века экспедиционная активность Академии Наук вновь возросла. Увеличилось число археологических и этнографических экспедиций. Полным и систематическим учётом природных ресурсов стала заниматься образованная в 1915 году при Академии Наук Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС). После Октябрьской революции 1917 года она и созданные на её базе научно-исследовательские институты стали центрами экспедиционных исследований Академии Наук. В 1920 году под руководством А. Е. Ферсмана начаты исследования Кольского полуострова, приведшие к созданию промышленного центра по разработке апатитонефелиновых залежей. В конце 1920-х годов комплексные учреждения Академии Наук (КЕПС, Комиссия экспедиционных исследований, Комиссия по изучению отдельных республик) слились в единую организацию - Совет по изучению производительных сил СССР (СОПС).

Академическими экспедициями в Киргизии были найдены новые месторождения свинца, олова, молибдена и вольфрама. В 1936 году для наблюдения солнечного затмения образованы 26 астрономических и геофизических экспедиций. Экспедиции по изучению стратосферы исследовали вопросы, связанные с космическими лучами, состоянием атмосферы, физиологией человека на больших высотах (1937 год). В 1939 году Академия Наук приступила к всестороннему, рассчитанному на несколько лет изучению Урала (прервано в 1941 году). В середине и во 2-й половине 20 века важное значение в комплексном изучении Мирового океана (геология, геофизика, гидрометеорология, биология и другие) имели экспедиции Академии Наук на специально оборудованных научно-исследовательских судах (например, «Витязь», «Академик Курчатов»), в том числе с использованием глубоководных подводных аппаратов. Одной из главных тенденций в истории академических экспедиций во 2-й половине 20 века стало приближение научных баз Академии Наук к изучаемой территории. Учёные Академии Наук стали участвовать в экспедициях учебных заведений (например, Новгородская археологическая экспедиция МГУ и Института археологии Академии Наук, начальник В. Л. Янин). В 1960-1970-е годы работали археографические экспедиции Пушкинского Дома, в ходе которых обнаружены коллекции памятников древнерусской литературы (Усть-Цилемское новое собрание, Пинежеское, Северодвинское и другие книжные собрания). Собственные экспедиции организовывались Институтом географии.

Лит.: Материалы для истории Императорской Академии наук. СПб., 1885-1900. Т. 1-10;

Гнучева В. Ф. Материалы для истории экспедиций Академии наук в XVIII и XIX вв. // Труды Архива Академии Наук СССР. М.; Л., 1940. Вып. 4; Князев Г. А. Краткий очерк истории Академии наук СССР. 1725-1945. М.; Л., 1945; Берг Л. С. Очерки по истории русских географических открытий. М.; Л., 1949; Лебедев Д. М., Есаков В. А. Русские географические открытия и исследования с древнейших времен до 1917 г. М., 1971.

Читайте также: