Монастырь расположен на берегу речки Болдинки в 18 км от города Дорогобужа, на Старой Смоленской дороге. Основана обитель в 1528 г. преподобным Герасимом Болдинским. Со дня основания и до начала XVII века монастырь быстро развивался: строились храмы, собиралась братия. В 1580-1590-х гг. в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь. В 1611 г. монастырь был захвачен поляками, в нем разместился католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 г. С 1656 г. монастырь вновь был освящен как православный.
В 1919-1927 гг. в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей. В ноябре 1929 г. монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме - колхозный сырзавод, в часовне - сепаратор для переработки молока.
Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 г. при отступлении немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню. В 1964 г. началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского.
В 1991 г. Болдинский монастырь передан Русской Православной Церкви. В 2001 году в монастыре были обретены мощи преподобного Герасима Болдинского.
В настоящее время практически все постройки монастыря восстановлены. Возрожден монастырский некрополь.
Свято-Троицкий собор
Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е гг. рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 гг., по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими государевыми иконописцами. В соборе хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 г. В 1991-2000 гг. проведены раскопки руин храма. В 2009 г. закончено восстановление Троицкого собора.
Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е г. В 1843 г. при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 г. Первый этаж восстановлен в 1960-e гг. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 гг. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 4 декабря 1997 г.
Церковь святителя Тихона Задонского
На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба в 1890-х г. братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 г. восстановлен. В мае 1991 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил храм.
Патриархия.ru
На самом деле мы собирались в город Вязьму, который расположен примерно в двухстах километрах от Москвы. Читая о городе перед поездкой, нас заинтересовало описание монастыря XVI века в селе Болдино. В интернете мы нашли множество отзывов об этом монастыре и решили заехать туда, тем более, что он расположен всего в 50 км от Вязьмы по старой Смоленской дороге.
Как всегда, мы проложили маршрут по проселочным дорогам.
Вот такие красоты мы проезжали по пути.
Если бы мы фотографировали каждое красивое место, мы бы еще не вернулись.
Как я уже говорил, путешествуя по Московской, Тверской области, мы видели множество действующих фермерских хозяйств. В Смоленской области их оказалось еще больше. Сельское хозяйство не просто существует, но и развивается. По дороге мы встретили несколько строящихся современных комплексов.
Дорога на первом участке пути была вполне приличная. Машин почти не было.
Усадьба Галициных-Муромцевых в селе Пречистое.
Внутри сохранились росписи на стенах. Мы обнаружили усадьбу совершенно случайно на пути в Вязьму. Осматривать развалины у нас не было времени и мы ограничились парой снимков.
В какой-то момент нам показалось, что мы приехали в тупик. Но оказалось, мы просто не сразу заметили объездную дорогу вокруг Вазузского гидро узла.
В гидросистему входят 3 водохранилища - Вазузское, Яузское и Верхне-Рузское. Это самое удаленное водохранилище в системе снабжения Москвы. Строить его начали 1957 году и закончили в 1970. Управление гидроузлом находится в селе Карманово. Существуют планы строительства на базе этого водохранилища ГЭС мощностью 10МВ.
Осмотреть плотину ближе невозможно т.к. все подходы огорожены забором с колючей проволокой.
Очень неожиданно было встретить в селе Карманово вот такой вот памятник.
Село небольшое. Не похоже, что здесь где-то рядом строили самолеты. Во время войны здесь шли ожеточенные бои, но таких самолетов у нас в то время точно не было. Историю этого памятника нам удалось узнать только по возвращению из поездки. Оказалось, что памятник был построен начальником лагеря заключенных, которые строили водохранилище, в память о своем погибшем сыне летчике.
В карманово, так же расположен мемориал на месте захоронения 8500 советских солдат, участвовавших в освобождении района. Сюда так же был перенесен прах из братских могил других районов Смоленской области.
В районе гидроузла приличная дорога превратилась в грунтовую дорогу со множеством ям. Но мы еще не знали, что нас ждет впереди.
Из-за продолжительного плохого участка дороги путь до Вязьмы у нас занял почти 4 часа вместо запланированных 2,5 часа. Мы решили сразу ехать в монастырь, а уже потом вернуться и осмотреть город.
Проехав через Вязьму, мы продолжили свой путь по Старо-Смоленской дороге. Именно по этой дороге в 1812 году отходил обоз французской армии.
Прочитав информацию на столбе, мы решили заехать на Семлинское озеро. По легенде именно в этом озере Наполеон затопил обоз с награбленными в Москве ценностями. Поиск сокровищ начался с 1836 года. Однако, до сих пор клад не найден. Или найден, но об этом никто не знает.
В 60-х годах прошлого века озеро исследовали ученые. В воде было обнаружено большое содержание цинка, меди и серебра, что говорит о том, что, возможно, клад действительно находится на дне озера.
Озеро находится в стороне от дороги. Примерно в пятистах метрах. Дорога к озеру грунтовая, но достаточно хорошая.
Через лес к озеру проложена тропинка.
Вода в озере темно коричневая, что характерно для торфяных озер.
Место очень красивое. Даже не верилось, что такая красота находится совсем рядом с городом и не так далеко от Москвы.
Проехав немного дальше, мы поняли почему французы утопили обоз в озере. Асфальт кончился и началась вот такая вот дорога. Все это, между прочим, Старо-Смоленская трасса.
Ехать сюда на легковой машине я бы не рекомендовал. А после дождя, я думаю, даже на внедорожнике проехать по этой дороге будет сложно.
На некоторых участках наша скорость была не больше 10 км/ч.
Грунт в этих местах песчаный и поэтому колеса почти не вязнут на мокрой дороге.
Возникновение Старо-Смоленской дороги датируется XV веком. Возможно она существовала и раньше, но об этом до наших дней не дошло никаких источников.
С момент своего возникновения Смоленская дорога играла важное историческое значение. По этой дороге наступал на восток принц Сигизмунд, по этой же дороге отступали русские войска в 1812 году, а потом бежали из Москвы французы. Во время Отечественной войны по ней наступали немцы и отступали русские части.
В XVI - XVIII веках это был основной тракт из Москвы в Европу, которым воспользовалось немало известных людей путешествующих в Европу и обратно. Вдоль дороги располагалось множество постоялых дворов и почтовых станций, стояли путевые столбы.
Как вы можете видеть сейчас ничего этого не осталось. За все время нашего путешествия по дороге нам встретился только один мотоциклист. Движения в этом месте практически нет или оно минимально.
Добрались до монастыря мы только к 6 часам вечера. На небольшой парковке рядом с монастырем не было ни одной машины. И это не странно, учитывая непростой путь к монастырю.
Монастырь был основа в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В 1929 году монастырь был закрыт. В зданиях монастыря располагались колхозная сыроварня, молочный сепаратор и зернохранилище.
Во время Великой Отечественной войны монастырь стал базой партизан. В 1943 году во время отхода немцы взорвали старинные здания монастыря. Восстановление монастыря началось в 1964 году.
В храме потрясающая акустика. Мы приехали как раз к началу службы.
Мы были во многих монастырях, но этот монастырь произвел на нас совершенно особое впечатление. Очень тихое, спокойное, умиротворяющее место. Такое, каким и должен быть монастырь. За все время мы встретили на территории монастыря не более 5 человек. Я рекомендую обязательно хотя бы один раз побывать здесь, чтобы ощутить настоящее монастырское уединение и тишину.
Обратно мы решили ехать в объезд через город Дорогобуж. Подъехав к реке Днепр у меня возникло подозрение, что мы где-то свернули не туда. Но нет, оказалось, мы едем правильно.
А вот и химический завод.
Через 15-20 километров мы наконец выехали на трассу М1 Минск. Этот путь километров на 30 длинее, чем путь по Старо-Смоленской дороге. По времени тоже получилось примерно одинаково. Так что если у вас внедорожник можно вполне поехать по Старо-Смоленской дороге. На легковой машине лучше ехать по М1 и далее через Дорогобуж.
О том чтобы заехать снова в Вязьму не было и речи. Нам предстояло еще проехать около 250 км до дома. Поездку в Вязьму мы решили отложить. Но я думаю, что, если мы отправимся в Вязьму снова, мы обязательно заедем в Болдинский монастырь. А там уже сложно сказать будет ли у нас время на осмотр Вязьмы. В любом случае продолжение следует...
Сегодня мы отправимся за 110 километров от города по старой Смоленской дороге в самый древний из существующих и действующих ныне монастырей в Смоленской области - Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский.
Сам монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. К концу века это был крупный центр культурной и духовной жизни. Самый расцвет пришёлся на конец 16 и начало 17 века до польской войны. Тогда же и широко развернулось каменное строительство. Назван монастырь Болдинским потому что с востока монастырь окружает небольшой лес, в прошлые века в нем росли дубы, по-славянски "болды", от чего и место было так названо. По легенде, преподобному Герасиму, который вел отшельнический образ жизни, приглянулось это место и остался он ночевать тут, найдя большой дуб, в дупле которого мог он поместиться. Да так и остался тут жить. Через несколько лет, когда о нём уже прознали местные жители, стали они приходить к нему за советом, а некоторые просили оставить их здесь учиться мудрости. Срубив небольшую деревянную церковь Герасим и основал монастырь.
Впоследствии, когда послушников стало много, он отправился пешком в Москву просить государя жаловать ему средств на постройку здесь каменных строений.
Государь принял Герасима и жаловал ему грамоты охранные и средства необходимые для постройки. С тех пор монастырь переживал и расцветы и упадки. В польскую войну монастырь опустел, спустя некоторое время его здания были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. После возвращения земель в 1654 году монастырь был возрождён, но уже никогда не был столь богат. В 18 веке тут была открыта типография, отстроены многие здания. В Наполеоновскую войну монастырь был снова закрыт и превращён в тюрьму для русских солдат.
В 1922 году монастырь был опять закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Однако монахи постарше остались тут работать музейными сотрудниками и проводили службы до 1929 года, когда до власти дошли слухи о "религиозном мракобесии" и все оставшиеся монахи-сотрудники были сосланы в лагеря. Тогда же архитектор П.Д. Барановский исследовал и обмерил все сооружения монастыря, составил план его и проекты реставрации.
В Великую Отечественную Дорогобуж и окрестности были партизанским краем, лютые бои проходили тут когда немцы рвались к Москве. В самом монастыре был штаб, ремонтные мастерские и склады. В отместку за партизанские нападения монастырь был взорван.
После войны монастырь пришёл в полное запустение, местные жители даже стали разбирать его на кирпич. И только 1964 году, тот же архитектор П.Д. Барановский что в двадцатые годы проводил обмеры, руководствуясь чудом сохранившимся планами и обмерами взялся за восстановление обители. Он умер в 1984 году, восстановив лишь трапезную палату, но ученик его А.М. Пономарев продолжил работы.
Вокруг монастыря возведена стена, а южнее есть небольшое озеро с живописными мостками.
Отправимся внутрь. Ворота монастыря.
Крайне чистое, приятное и живописное место. Осенняя природа придаёт лёгкую нотку мечтательности и созерцания.
Осеннее небо, опадающие листья и желтеющая листва дополняют картину
Сам монастырь во всей красе.
Колодец
Отправимся на центральную колокольню
Главный колокол
Виды из под колоколов
Ныне монастырь полностью восстановлен из руин и доступен для посещения. Несмотря на отдалённость от современной дороги на Москву паломники тут есть даже в промозглый осенний день.
А вот деревня Болдино приходит в запустение, а местные жители вспоминают о храме только когда говорят о своей бурной комсомольской молодости и походах в клуб который ранее располагался внутри.
А мы отправляемся домой с приятным умиротворением от посещения столь прекрасного места
Другие фотопосты по тегу
В данной статье предлагается история создания святыни и описание этой выдающейся памятки христианства.
Исторические сведения
Болдинский монастырь был основан стараниями преподобного Герасима. В 9-й день мая 1530 года этот человек провел обряд освящения первого деревянного Троицкого храма.
Местом расположения монастыря Герасим выбрал берег речушки, где росли удивительные вековые дубы. Раньше их называли болдами, поэтому и местность стала именоваться Болдинской. Место обитания Герасима в скором времени получило широкую известность. Братия активно пополняла ряды, и в скором времени с ним проживали почти 130 человек.
Жизнь преподобного Герасима прервалась на 67 году. Его похоронили в первом приделе, созданным этим человеком. Преподобные дела, которыми отличился Герасим, послужили поводом для причисления этого христианина к лику святых.
Достижения золотого века
После смерти Герасима монастырь стал еще белее популярен. Здесь сконцентрировалась духовная жизнь Смоленского края. Благодаря получению крупных денежных пожертвований под постоянной опекой царской власти монахи получили возможность возводить каменные сооружения.
Конец шестнадцатого века ознаменовался появлением на территории Болдинского монастыря:
- Пятиглавого собора Троицкого, к которому пристроены два симметричных придела в честь таких святых, как Иоанн Богослов, Борис и Глеб.
- Комната трапезной палаты, где размещена в честь такого большого христианского праздника, как Введение во храм Богородицы.
- Шестигранное сооружение столпообразной трехъярусной колокольни.
Все описанные сооружения Болдинского монастыря стали шедеврами, которые ознаменовали золотой век в русском зодчестве.
Лучшие из лучших
Болдинский монастырь Смоленской области имеет массу неоспоримых художественных достоинств. В их создании принимали участие лучшие царские мастера:
- Федор Конь, государев мастер;
- Терентий, церковный мастер;
- Постник Дермин, иконописец;
- Степан Михайлов, иконописец;
- Иван Афанасьев, литец.
Болдинский монастырь Смоленской области славился учеными мужами. которого преподобный Герасим назначил еще при своей жизни, назывался краснописцем. Следующему же болдинскому игумену, Антонию, епископу Вологодскому, удалось написать труд о житие преподобного Герасима.
Трудные времена
Монастырь Герасима Болдинского пережил сложное время, когда в начале семнадцатого века его захватили иезуиты. Потребовалось почти полвека, чтобы снова возвратить святыню православным христианам. Как и ранее, монастырь не был лишен царского внимания и покровительства. Но понадобилось время и средства, чтобы вернуть зданиям былую роскошь.
Следующим сложным периодом было время захвата монастыря наполеоновскими солдатами. Они держали в стенах храма своих лошадей, устроив там конюшню.
Но пожарища рассеивались, монахи выбеливали дочиста стены, и под звуки благовеста верующие снова устремились к молитве.
Возрождение
Болдинский мужской монастырь - место проведения ярмарок, которые устраивались в честь престольных праздников два раза в год - в день Святой Троицы и зимнее празднование Пресвятой Богородицы.
Конец девятнадцатого века ознаменовался возведением новых келий из дерева, появилась гостиница, в которой могли остановиться богомольцы. Силами архимандрита Андрея помимо перечисленных работ удалось восстановить келью, где жил преподобный Герасим - основатель монастыря.
Свято-Болдинский монастырь также подвергался влиянию времени. Когда красота построек начала угасать, в начале 20 века силами молодого реставратора Петра Барановского была предложена уникальная методика для проведения реставрационных работ. Но памятник архитектуры начали реставрировать только в тридцатых годах.
Параллельно с выполнением реставрационных работ Барановский начал заниматься созданием музея.
В это время по причине влияния политики новой советской власти начались гонения верующих вплоть до осквернения мощей Герасима - основателя монастыря. Годы безбожнической власти были потеряны для реставраторов. Мало того, этих людей репрессировали.
Великая Отечественная война принесла новые потери. Тогда фашистами были уничтожены строения Троицкого собора, колокольня, трапезная палата и Введенская церковь.
Наше время
В середине семидесятых годов уже известный реставратор Петр Барановский снова приступил к выполнению строительных работ, которые продолжились его учеником и помощником Пономаревым А. М.
И началось восстановление колокольни, которую во время войны взорвали фашисты. Эта постройка была возведена таким образом, что кладка из кирпича смогла сохраниться, развалившись на крупные части. Несмотря на то что некоторые фрагменты здания весили от 20 до 40 тонн, реставраторы применили такой метод, как анастилоз - когда фрагменты были возвращены на свои места.
В конце века произошло знаменательное событие - освящение восстановленного Введенского трапезного храма, полностью разрушенного в былые времена. Это символизировало победу христианской веры над всеми захватчиками и врагами, которые давали о себе знать во времена существования монастыря.
Подведем итоги
Болдинский монастырь был основан в начале шестнадцатого века преподобным Герасимом. Эта местность сразу стала привлекать на свою территорию сотни послушников. Монахи были не только глубоко верующими, но и грамотными людьми, способными создавать книги об истории зданий монастыря. В мирное время Болдинский монастырь всегда получал покровительство царей и считался центром духовной жизни Смоленщины. Но захватнические войны способствовали разрушению святынь. Восстанавливать их необходимо было столетиями. Реставраторы подвергались преследованиям и репрессиям. Но времена менялись, и укреплялась уверенность в нерушимости христианской веры.
Монастырь, созданный послушником Герасимом, выстоял в тяжелые времена захватнических войн. Эта местность изначально была центром духовной жизни Смоленского края. Здесь развивалась культурная и национальная жизнь россиян. И поэтому на сегодняшний день продолжают возрождаться святые обители. Сегодня мужской Болдинский монастырь дает приют двадцати одному послушнику. Они занимаются реставрацией зданий и возведением новых сооружений, ухаживают за яблоневым садом. Собрание духовных сокровищ продолжается по сей день.
Преподобного Герасима поминают 14 мая. Именно этот день стало принято считать общеепархиальным праздником, который будет отмечаться ежегодно.
Осенняя пора…. Располагает к долгим и задумчивым прогулкам. На Смоленщине много мест, где можно спокойно и с удовольствием провести время. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь — наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Обитель находится в лесу в 17 км от города Дорогобужа. Добраться можно только на машине, общественный транспорт ходит редко. Правда дорога отличная, асфальт проложен до самого монастыря и все благодаря приезду на освещение вновь восстановленного Троицкого собора митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне нашего патриарха.
Здесь очень красиво, безлюдно, девственная природа, много красивых видов еще по дороге от города к монастырю. Место известное и для историков, и для паломников, поэтому вполне сможете самостоятельно найти много информации об этой обители. Хотя если договориться заранее о приезде, то кто-нибудь из братии с удовольствием проведет вам экскурсию. Расскажет легенду о житие старца Герасима и становлении монастыря. Кстати вариантов много, как и у любой сказки, но самая прижившаяся приблизительно такого содержания: «В древнем городе Переславле-Залесском в далеком 1489 году родился мальчик, и нарекли его Григорием. Будучи тринадцатилетним подростком, прибился он к подвижнику Даниилу и стал жить вместе с ним в монастыре. В девятнадцать принял постриг и был наречен в иночестве Герасимом. Честно исполнял свое служение в Троицком Даниловом монастыре, который был построен в Переславле-Залесском на «богодельне», ну то есть при больнице)). Ухаживал за больными и немощными короче. Потом стал шить для них обувь, за что получил прозвище «кожешвец». Переступив тридцатилетний порог, монах Герасим отправился в паломничество. В 1528 году он поселился близ Московской дороги (ныне Старо-Смоленская). Времена были мутные, в лесах промышляло много разбойников. Говорят, что старца часто и много избивали и грабили, но он раз за разом восстанавливал свое скромное жилье. По одной из легенд первой его братией, кстати, и стали те самые разбойники. В 1530 году ему было видение, что недалеко от его хижины зазвонили в лесу колокола, и опустился на землю божественный свет, и забил из земли ключ, а посреди того места стояло дерево, огромный раскидистый дуб. И отправился Герасим пешком в Москву, бить челом перед великим князем Василием III о разрешении основать на этом месте святую обитель. Собственно разрешение получил и возвратился благополучно назад. Кстати, пока возводилась обитель, сам старец, как гласит легенда жил в дупле того самого огромного дуба. Сам дуб конечно не сохранился, но посреди монастыря, как говорят местные, стоит детеныш того самого дерева)). Дела видимо продвигались хорошо и уже в 1535 году со своим учеником преподобный отправился в Вязьму, где позже основал Иоанно-Предтечев женский монастырь, а в сороковых годах еще одну обитель в Брянских лесах. Умер Герасим 1 мая 1554 года в основанной им обители. Мощи святого находятся по сей день в Троицком соборе Болдинского монастыря».
В стародавние времена монастыри были богатыми землевладельцами, Болдиснкая обитель частенько получала земли и от государя и знати, вел монастырь и свою торговлю, а так же занимался промыслом. Времени с тех пор утекло много, несколько раз он был разорен, заброшен, забыт, но каждый раз восставал как Феникс из пепла. Уже в 1764 году Екатерина II своим манифестом отобрала все имущество и все земли у монастыря и больше века монастырь был в запустении, пока 1870 х годах не наступил новый рассвет. Был назначен новый настоятель, который за 24 года своего правления в принципе обновил и перестороил весь монастырь, даже был посажен шикарный сад в 700 корней. А уже в начале XX века начались серьезные реставрационные работы, правда, на мой взгляд, странно, что сразу после революции, а именно 1919 году стали заниматься святой обителью. Хотя, как и все в России весьма логично, 1929 году монастырь официально был закрыт. Как и большинство церквей в советский период использовался под зернохранилище, сырный завод и сепаратор для молока. Во время Великой Отечественной войны был базой для партизан, в зданиях монастыря размещались мастерские. В 1943 году центральный Троицких храм был заминирован и взорван фашистами при отступлении. Современная реставрация началась в 1964 году. В конце XX века, будучи студенткой, и вашей покорной слуге посчастливилось поучаствовать в разборах завалов центрального храма.)) Сегодня монастырь восстановлен фактически полностью, причем хочется отметить, по последнему слову техники. Несмотря на месторасположение, реально в глухом лесу, обитель имеет водоснабжение, электроснабжение и даже газифицирована. В Троицком соборе даже полы теплые. Выстроены гостиницы для паломников со всеми удобствами, так что если кто-то желает потрудиться во славу Господа, это пожалуйста. А если желания работать нет, то уж прогуляться по этим живописным местам точно стоит.
По ощущениям, это место одно из самых умиротворяющих. Тихое, красивое, завораживающее. Причем не только внутри монастыря, но и на прилегающей территории.
Вокруг монастыря деревня Болдино. Несколько жилых домов, несколько заброшенных, но не вызывающих чувство запустения.
За деревней есть место, где по преданию стояла хижина преподобного, путь указывает большой крест на холме.
Несколько лет назад пытались отреставрировать его колодец, даже нашли остатки старого деревянного венца, но что-то пошло видимо не так и колодец, как таковой не функционирует, но дойти до него не будет лишним, ибо с холма открывается потрясающий вид на обитель, где можно устроить хорошую фотосессию. Так что приезжайте, не пожалеете, сейчас самое время. Красивой Вам Болдинской осени)).