Виды резьбы и техника ее выполнения - резьба по дереву. Пропильная резьба по дереву

Поскольку в ней отсутствует фон. В принципе, фоном в данном случае выступает всё, что можно увидеть через пропилы. Сквозная резьба – это своеобразная визитная карточка деревушек России и старинных городов, где по-прежнему сбереглись 1- и 2-этажные строения из дерева. Однако ажурные изделия не потеряли своего признания и в наше время.

Причем, ажурную резьбу, которая украшает дома из дерева, можно увидеть не только в пригородных домах, но и в больших городах. Её можно встретить и на строениях площадок для детей, и на небольших постройках, по типу кафетериев. Но в чем большей отдаленности находится город, тем чаще можно встретить «кружевные» дома. Орнаменты и узоры пропильной резьбы много в чем позаимствованы у рельефной резьбы по дереву, с одним только различием, что «кружева» не предполагают присутствия фона, о чем упоминалось выше.

Отдадим должное резчикам по дереву, которые соблюдают «классические» формы, используемые нашими пращурами. И хотя фантазия мастера не имеет границ, ажурная резьба, в первую очередь, представляет собой изображение контуров зверей, деталей растений и перевитые замысловатые линии. Иными словами, данная резьба остается своеобразным отображением природы и исключает любого рода новшества, отражающие современный мир.

Для ажурной резьбы всегда применялась и продолжает употребляться сосновая и лиственничная древесина. Для маленьких поделок, декорирующих жилье, заготовками выступает березовая, осиновая и липовая древесина. Но, рассказывая о том, что подобными работами занимаются профессионалы, мы не исключаем того, что данное занятие по силам и домашнему умельцу.

Допустим, что домашний мастер вознамерился декорировать окна своего загородного дома ажурными наличниками . Для этого ему, прежде всего, понадобятся сосновые и лиственничные доски. Решив, как именно требуется длина наличников, мастер оставляет на досках пометки и отпиливает нужное число заготовок. Перед тем, как начать работу, требуется провести обработку древесины при помощи рубанка и прочих инструментов.

На данном этапе не нужно спешить взяться за инструмент и немедля приняться за резьбу. В первую очередь мастеру необходимо почувствовать себя творцом и, воспользовавшись наброском, нанести на бумагу выбранный рисунок. После того, как рисунок возникнет на бумаге, мастеру потребуется перенести их на заготовку. Проделать данную задачу вам поможет обычная копирка, но при всём этом не забывайте, что копирка обязательно оставит на древесине темные пятна, которые далее необходимо будет удалить при помощи шкурки.

После того, как на заготовку наносится рисунок, умелец берет шило и проделывает на поверхности заготовки точки для сверления. После того, как отверстие для «входа» пилы высверлено, мастер берет ножовку с зауженным острым полотном. Данным инструментом выпиливаются прямые и немного изогнутые линии. Для проделывания полукруглого пропила, необходимо воспользоваться так званой поворотной пилой.

По окончании высверливания и выпиливания рисунка, требуется подготовить поверхность для дальнейшего нанесения на нее лакировки. После того, как умелец преодолеет все задачи, «новорожденные» наличники необходимо приколотить, или прикрутить при помощи саморезов к оконным коробкам. Только после этого можно начинать покрывать наличники. Тип покрытия каждый мастер выбирает сам. Кстати, полезно будет обработать изделия антисептическими препаратами. Это даст возможность увеличить эксплуатационный период «кружевного» дерева.

Существующие виды резьбы по дереву можно под-разделить на группы. Основные из них следующие:

Плосковыемчатая, или углубленная;

Плоскорельефная;

Рельефная;

Прорезная, или ажурная;

Скульптурная, или объемная;

Домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия, а рисунок образуют различной формы углуб-ления -- выемки. В зависимости от формы вы-емок и характера рисунка плосковыемчатая резьба мо-жет быть геометрической или контурной.

Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент уг-лублен в толщу заготовки незначительно, а фон остает-ся плоским, нетронутым, называется геометрической . Плосковыемчатая резьба, в которой орнамент остается на начальном уровне, а фон углубляется в толщу заго-товки, называется контурной резьбой.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-кося-ком и полукруглыми стамесками. Этот вид резьбы попу-лярен из-за простоты выполнения, небольшого набора инструментов, используемых при работе. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специ-альных знаний теории рисунка. Еще одним преимущест-вом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого из-делия.

Геометрическая резьба состоит из различных ком-бинаций нескольких основных элементов, выполняемых ножом-косячком и полукруглыми стамесками.

Двугранные выемки прямолинейной или кри-волинейной формы различной ширины и глубины счи-таются самыми простыми элементами геометрической резьбы. При повторении прямых выемок, расположен-ных вертикально или под углом, создается узор, полу-чивший название лесенки.

Трехгранные выемки (треугольники) получи-ли наибольшее распространение в геометрической резьбе. Такие выемки могут быть разнообразными по форме, размеру и технике исполнения.

Четырехгранные выемки различной формы в геометрической резьбе делают квадратными, прямо-угольными или ромбическими.

Скобчатые порезки-лунки выполняют как ножом-косячком, так и полукруглыми стамесками.

Трехгранные выемки криволинейной формы являются наиболее сложными по выполнению элемен-тами геометрической резьбы. Их исполнение требует определенных навыков и большого внимания.

Комбинируя основные элементы геометрической резь-бы, можно построить бесконечное множество орнамен-тальных композиций.

Техника выполнения геометрической резьбы

Небольшие по размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении. Это связано с тем, что все элементы геометрической резьбы следует резать по слою, в направлении естественного роста и развития во-локон древесины. В этом случае поверхность изделия по-лучается гладкой и блестящей. При резьбе против слоя древесины волокна перерезаются, задираются, поверх-ность получается шероховатой, матовой.

Выполнение резьбы состоит из двух этапов: надрезания и подрезания.

При надрезании нож-косячок зажимают в руке лезвием на себя и ведут по линиям рисунка обычно с наклоном вправо.

При подрезании положение ножа в руке не ме-няется, только руку наклоняют в противоположную сторону и делают подрезку уже надрезанного контура.

Выемки поперек волокон древесины начинают с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят острием лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе. Движением к себе прорезают линию на глубину около 3 мм. При погружении острия резачка в древесину пятка косячка должна быть выше поверх, ности заготовки. В конце прорези пятку ко-сячка погружают в древесину или, наоборот приподнимают. Таким образом, прорезают все средние линии на заготовке. Резать нужно строго по карандашным линиям, держа косячок в вертикальной плоскости и погружая его на одинаковую глубину. Очень важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент.

При резьбе наклонных граней выемки косячок на-клоняют вправо или влево. Угол наклона дол-жен быть в пределах 30--40°. При большем наклоне грани выемки получатся пологими и невыразительны-ми, при меньшем наклоне - слишком резкими.

Точно так же производится резьба левых граней с наклоном косячка влево. Резать следует медленно с постоянным нажимом на резец.

Торцовые грани выемок подрезают, соблюдая все вышеописанные правила. Стружки в виде трехгранной соломки должны отделяться сами или от дуновения рез-чика. Если стружка где-либо не отделилась, повторяют все операции сначала в том же порядке. Не следует от-дирать стружку пальцами или выламывать ее ножом.

Выемки вдоль волокон древесины требу-ют при резьбе меньше усилий, но резать их несколько сложнее, потому что резец стремится пойти по слою древесины и его нужно постоянно удерживать на пря-мой линии. Это требует внимания и твердости руки, а также тщательной заточки инструмента. Выемки под углом к волокнам древеси-ны режут в разных направлениях. Обычно правую грань режут по направлению к себе, а левую -- от себя. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев. Резьбу лунок с углублением у овального контура выполняют косячком и полукруглой стамеской, про-филь которой должен соответствовать дуге окружнос-ти. Стамеску ставят вертикально на линию дуги ок-ружности. Слегка нажимая на черенок, углубляют ее в древесину на 2--3 мм. Таким образом, делают надре-зы лунок первого вертикального ряда, расположенных поперек волокон. Затем косячком срезают грани к осно-ванию надреза так же, как при подрезке уголков. Грани получаются плоскими.

При резьбе лунок с углублением по средней линии сначала косячком делают вертикальный надрез по сред-ней линии, а затем соответствующей по размеру и профи-лю стамеской подрезают грани лунок. Подрезать грани лунок нужно в разных направлениях, чтобы резать по слою древесины: нижние грани -- движением к себе свер-ху вниз, а верхние -- движением от себя снизу вверх.

При резьбе лунок в виде ноготков подбирают полу-круглую стамеску соответствующего размера. Стамес-ку берут за черенок фаской к себе, правый угол лезвия ставят на линию и, вращая стамеску справа налево, делают вертикальный надрез в виде дуги. В результате от заготовки от-скакивает стружка в виде ноготка, а внутри образуется выемка с полукруглыми краями.

Этими же приемами, располагая порезки в шахмат-ном порядке, выполняют узор чешуйки, распространен-ный в геометрической резьбе.

Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкой изображаемых фигур резко выраженной ли-нией-выемкой. Ширина и глубина таких линий чаще ос-тается одинаковой на всем протяжении рисунка, но мо-жет и меняться. В отличие от геометрической резьбы, в контурной резьбе используют главным образом изоб-разительные мотивы: листья, цветы, фигурки живот-ных, птиц и т. д.

Техника выполнения контурной резьбы

В композициях контурной резьбы используют раз-нообразные линии, которые образует контурная канав-ка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая его, по-могая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия.

Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие ре-льефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.

В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно выре-зать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески.

Рисунок наносят как на чистую, неотделанную поверх-ность, так и на лакированную или окрашенную. Часто по-верхность сначала окрашивают в темный цвет, покрывают лаком и полируют, а потом по ней вырезают рисунок.

Резьба косой стамеской (косячком). Линии, расположенные поперек волокон, режут ост-рием косячка движением к себе. Сначала надрезают линию с наклоном косячка вправо, а затем подрезают линию с наклоном косячка влево. Линии, расположенные вдоль волокон, режут с наклоном косячка к себе и от себя, в зависимости от рисунка. Резание должно быть непрерывным и плавным кончик косячка как бы рисует кривую линию.

Резьба полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: кру-тую, среднюю и отлогую. Сначала крутой стамеской надрезают внешние контуры рисунка. Уголок стамески ставят в начало линии. Нажимая на черенок и вращая его, совмещают лезвие стамески с кривой и делают надрез. Для подрезки контура применяют отлогую ста-меску.

Иногда при контурной резьбе надрез контура с вну-тренней стороны выполняют круто, а подрезку с внеш-ней стороны -- полого. Это делает рисунок более выра-зительным.

Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса.

Плоскорельефная резьба -- это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьба является переходным ви-дом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, остава-ясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает ил-люзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возмож-ность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разно-видностей:

Резьба с заоваленными контурами;

Резьба с подушечным фоном;

Резьба с подобранным (выбранным) фоном.

Резьба с заоваленными контурами , как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру ри-сунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечным фоном . В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют поду-шечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выпол-няется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в преде-лах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются ре-льефом разной высоты. Изображение может быть углуб-лено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеет следующие подвиды:

барельефная резьба -- резьба с низким релье-фом; узор выступает над фоном незначительно, харак-тер рельефа - силуэтный.

горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает много-плановые композиции, способствует лучшему выявле-нию формы изображения.

Техника выполнения рельефной резьбы

Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инст-рументы для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работы. Как правило, рельефную резьбу вы-полняют стоя. Заготовку закрепляют на верстаке непо-движно и поворачивают только в крайних случаях.

Несмотря на большое разнообразие методов и при-емов обработки поверхности при рельефной резьбе, по-рядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым. Основными этапами выполнения рельефной резьбы являются:

Нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги;

Надрез и подрезка контура орнамента;

Выявление форм рельефа орнамента;

Зачистка фона;

Выявление мелкого рельефа орнамента;

Чеканка фона.

Нанесение рисунка при помощи копировальной бумаги

Рисунок (шаблон) изготавливают в натуральную ве-личину, переводят на кальку, а с кальки через копиро-вальную бумагу -- на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его покрывают тонким слоем прозрачного лака.

При выполнении сложного рельефного орнамента на-чинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф из пластилина. Лепка рельефа пе-ред резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.

Надрез и подрезка контура орнамента. Надрез производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для над-резания прямых линий применяют косячок, для надре-зания криволинейных -- полукруглую стамеску соот-ветствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка. Подрезку контура делают отлогими, средними или круглыми стамесками. Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручки ладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.

При относительно большой глубине фона глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надре-за были чистыми и плавными.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Лез-вие ставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамес-ки, обрубают контур. Главное в этой работе -- точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

Прорезная резьба . Прорезной называется резьба, у которой элементы изображения связаны между собой, а фон удален. Ино-гда рельефную прорезную резьбу называют ажурной. Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или ножовкой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Выпиливать орнаменты и узоры легче, чем вырезать их на заготовке. Прорези в фоне могут быть также и при других видах резьбы (выемчатой, контурной). Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревян-ной основе. В этом случае ее называют накладной, или наклейной.

Техника выполнения прорезной резьбы

На заготовке высверливают отверстия и ножовкой проводят опиловку. Заготовку зачищают шкуркой, снимают фаски. Самый простой и удобный инстру-мент, применяемый в прорезной резьбе, -- электро-лобзик.

Скульптурная (объемная) резьба -- это художественно об-работанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основном отделенная от фона. В отличие от одно-стороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе, в объемной резьбе объект просматри-вается со всех сторон. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, худо-жественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно, только овладев другими видами резьбы.

Скульптурная резьба служила для украшения инте-рьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотни-ки кресел украшали фигурами фантастических живот-ных, птиц. К этому виду резьбы относится и современ-ная станковая скульптура, выполненная из дерева.

При выполнении скульптурной резьбы различают 4 этапа:

Изготовление модели скульптуры из глины, гипса в натуральную величину в двух проекциях (спереди и сбоку);

Разметка заготовки с необходимым припуском на обработку;

Обруб основных форм;

Проработка рельефа и деталей скульптуры.

Скульптурная резьба -- это кропотливая работа, связанная с непрерывной сменой инструмента, его за-точкой и правкой. Готовую скульптуру выдерживают в сухом месте, при появлении трещин их заделывают. Просушенную скульптуру отделывают и наносят за-щитные покрытия.

Домовая резьба -- это крупномасштабная резьба, выполненная с помощью топора, пилы и доло-та. Как правило, домовая резьба применяется для ук-рашения построек. Домовую резьбу называют также корабельной, так как считается, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает:

Рельефной -- такой резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон и т. д. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты;

Прорезной (пропильной) -- такой ажурной резь-бой, выполненной с помощью лобзика, украшали фрон-тоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Объемной -- такой резьбой, выполненной из целого корневища с помощью топора, украшали носовую часть корабля, а позже -- гребни крыш над фронтоном. Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» -- фигурное изображение го-ловы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы и т. п.

Перед началом выполнения домовой резьбы очень важно правильно подготовить основу.

Подготовка основы. В домовой резьбе для некоторых элементов украше-ния требуются широкие доски, нередко имеющие недо-статки. Так, при высыхании или увлажнении доски ча-сто сильно коробятся, растрескиваются и становятся непригодными для дальнейшего использования. Полу-чить нужную ширину заготовки можно путем склеива-ния нескольких узких досок в щит нужного размера.

Для этого берут строганые доски нужной длины и толщины и раскладывают их в щит на лицевой сторо-не, где будет проводиться резьба. Рисунок текстуры и цвет древесины подбирают так, чтобы «полосатость» различных заготовок не повлияла на качество изделия и не снизила общего эффекта. Затем доски фугуют под углом 90°.

Качество прифуговки проверяют на просвет, прикладывая доски друг к другу кромками. Точность прифуговки кромок должна быть достаточно вы-сокой, в противном случае в месте склейки щит может дать трещины.

Прифугованные заготовки закладывают в струбци-ны, проверяют правильность раскладки по торцам, по рисунку текстуры и по плотности кромок, смазывают клеем кромки и зажимают винтами. Для получения за-готовок большого сечения доски склеивают пластями.

Склеенные щиты после высыхания тщательно выст-ругивают и зачищают рубанком с двойной железкой или фуганком. Щиты перед резьбой не зашлифовыва-ют, так как при шлифовке крошки абразивного порош-ка застревают в порах древесины и сильно затупляют инструмент.

Виды резьбы

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинным чувством красоты отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых, декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранится в музеях нашей страны.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров.

Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная, или объемная; домовая (корабельная).

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения па разновидности.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления - выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех - и четырехгранных выемок, образующих па поверхности узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей.

В далекие времена каждая геометрическая фигура и различные их сочетания имели свое символическое значение. Так, розетка с лучами являлась символом солнца. Шли века, развивалось понятие о красоте, геометрические элементы складывались в орнаменты. Из простейших порезок (выемок), выполняемых одним инструментом (ножом-косячком), мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения различных предметов домашнего обхода.

На рис 1 представлены фрагменты старинных русских прялок, украшенных геометрической резьбой.

Позже, с развитием техники резьбы и появлением новых инструментов, в геометрической резьбе появились скобчатые выемки, выполняемые полукруглыми стамесками. Они обогатили композиции орнаментов.

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы Полым им разнообразием приемов художественного оформления деревянной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, по сравнению с рельефной, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также - небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими двугранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В отличие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. На рис. 2 представлены фрагменты русских прялок, украшенных контурной резьбой и скобчатыми порезками.

Контурная резьба употребляется чаще всего в сочетании с другими видами резьбы - геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.

При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы требует от исполнителя большого внимания, свободного владения инструментом и высокого художественного вкуса

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общим признаком для них является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Заоваленная резьба, так же как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона - более отлого (рис. 3).

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная. формы орнамента остаются плоскими, а края форм круто заоваливаются. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. Орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Фон иногда чеканят (рис. 4). Игра светотени здесь несколько богаче, чем в заоваленной резьбе, но также небольшая. Поэтому плоско рельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так называемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковском имении Абрамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэтому резьба получила название абрамцевско-кудринской.

Большое влияние на формирование абрамцевеко-кудринской резьбы оказало творчество талантливого народного резчика В. П. Ворноскова, вышедшего из абрамцевской мастерской. Для работ Ворноскова характерны растительные мотивы с закругленными листьями (так называемая «пальчатая» резьба), плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность, и матовый тонированный фон с начеканкой узора из точек.

Традиции старых мастеров сохраняются и сейчас в работах резчиков Хотьковской фабрики художественных изделий из дерева и кости, созданной на основе бывших абрамцевских мастерских. Образец совремнной кудринской резьбы показан на рис. 5.

Рельефная резьба

Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оста пленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.

Различают барельефную резьбу - резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу - с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени.

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и декоративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров - стеновых панелей, порталов, дверей, а также в мебели. В настоящее время рельефную резьбу также используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно (рис. 6). Рельефную резьбу применяют и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.

Прорезная резьба

Прорезной называется резьба, у которой фон удален. Прорезная резьба может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.

Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. На рис. 7 показано кресло, выполненное из древесины сосны с плоской прорезной и контурной резьбой (конец XVII в.).

При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.

Резьбу такого типа изготовить гораздо легче, чем вырезать ее глухой, то есть на заготовке. Для работы чаще всего применяют сверла разного диаметра, лобзик или узкую ножовку и реже - кое-какие резцы, больше всего плоские и полукруглые стамески. Лучше использовать лобзики с мелкими зубьями, пилят они менее производительно, но пропил у них чище.

Для постановки полотна пилы лобзика в вырезываемые места внутри деталей предварительно приходится просверливать отверстия нужного диаметра. Так как переставлять полотно лобзика приходится часто, один конец полотна пилы делают с крючком.

Прорезная резьба представляет собой обычную резьбу с полностью выбранным фоном. При аккуратном и чистом исполнении это придает деталям ажурность и легкость. Такая резьба может быть геометрической, контурной с завальным фоном. Ей украшают карнизы, наличники, простенки, двери, ворота, а также различные ограждения.

Выпиливать любые орнаменты во много раз легче и быстрее, чем вырезать их с выборкой фона, над-резкой контуров, как при глухой резьбе.

Бывает, что выпиливаемый орнамент не всегда получается чистым и ровным, поэтому края его с тыльной стороны слегка закругляют, срезая узкую фаску. Вообще домовая резьба смотрится хорошо на некотором расстоянии от дома.

В зависимости от орнамента детали приходится высверливать много всевозможных отверстий разной формы. Круглые высверливают сверлом нужного диаметра, а отверстия другой формы сначала высверливают, а затем вырезают стамесками разной ширины и формы, резцами и ножами с узкими лезвиями. Этот прием более легок, удобен и производителен.

При выполнении резьбы часто скалывается древесина с тыльной (обратной) стороны. Чтобы этого не происходило, заготовку следует укреплять на строганой доске.

Древесину часто срезают за два приема. Сначала делают черновую срезку с отступом от линий орнамента на 1...2 мм, а затем срезают начисто по линии орнамента. Инструмент должен быть острым, ставят его с небольшим наклоном внутрь отверстия, срезая древесину под очень небольшим углом. Такой способ облегчает работу и дает более чистую поверхность среза.

В прорезной резьбе часто фаску срезают с обратной стороны детали, зачищая неровные края и удаляя сколотую древесину. Ширина фаски зависит от рисунка орнамента и толщины детали. Резные детали выполняют поразному. Прежде всего на заготовку прикладывают шаблон или трафарет, переносят на нее рисунок орнамента простым карандашом и приступают к резьбе. Можно сначала обработать деталь с наружной стороны, а затем с внутренней, но можно сделать и наоборот.

Для того чтобы вставить пилу для пропиливания, сначала просверливают отверстие. Заготовку укладывают прямо на верстак и работают пилой сверху вниз или устанавливают специальную подставку из толстой доски длиной около 1 м, к которой крепят четыре стойки высотой 250...300 мм с расстоянием между ними 50 мм.

Для стоек в доске сверлят или долбят четыре сквозных отверстия диаметром (сечением) 40... 50 мм. Между стойками укладывают заготовку и, если надо, закрепляют ее клиньями, которые вставляют между стойками и заготовкой. Чтобы концы стоек не расходились, сверху на них иногда надевают деревянные или проволочные хомуты.

Подставку можно прикрепить к верстаку струбцинами, гвоздями, шурупами.

Во время работы зубья ручных лобзиковых пил должны резать древесину в направлении от себя, а ножного лобзика - сверху вниз.

Ножной лобзик устраивают следующим образом. В верстаке или доске делают отверстие шириной не более 1 мм, по которому должен ходить лобзик. С тыльной (гладкой) стороны лобзиковой пилы, или обушка, крепят стальную пластинку или забивают гвоздь. Это необходимо для того, чтобы пила при нажиме на нее не врезалась обратной стороной в древесину. Над отверстием подвешивают витую пружину или укрепляют ствол или сук дерева из пружинящей древесины. На полу крепят педаль. Один конец лобзиковой пилы крепят через поводок, то есть кусок проволоки, к педали, а второй также через поводок - к пружине. Зубья пилы должны быть направлены вниз, то есть к полу.

При нажатии на педаль полотно пилы передвигается вниз и пропиливает древесину. При освобождении педали пила поднимается пружиной вверх. Заготовку в это время держат руками и направляют риской к полотну пилы. Чтобы пила была устойчива, над отверстием верстака или доски крепят бобышки - направляющие, и полотно пилы проходит это место, не искривляясь.

Изготовленную прорезную резьбу крепят на некотором расстоянии от стены, чтобы она лучше просматривалась на ее фоне.

Накладная резьба представляет собой детали, выполненные прорезной резьбой. Крепят их гвоздями вплотную к конструкциям дома: к стенам, простенкам, под окнами, над окнами, к лопаткам, то есть доскам, прибитым к углам стен, столбам дверей или ворот и др. Шляпки гвоздей можно сплющить и утопить в древесину. Такая резьба просматривается лучше, чем глухая.

Выполнять накладную резьбу рекомендуется чище, особенно с тыльной стороны. Желательно не снимать с нее фаску, поэтому лучше всего отверстия сверлить с двух сторон. Как только центр сверла (острие) появится с тыльной стороны, заготовку перевертывают и сверлят с обратной стороны. Точно так же выполняют долбление или резание древесины. Нежелательных сколов древесины при этом не бывает. Изготовленные детали плотно примыкают к стенам, желательно обшитым тесом, что создает монолитность изделий.

Чтобы не было ржавых потеков от шляпок гвоздей, последние рекомендуется промазать олифой.

Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропилъной. Так как эта операция может быть механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.

Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII- XVIII вв. (рис. 8). Исполнение такой резьбы требует высокого мастерства.

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной.

Скульптурная резьба

Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в плоскорельефной и рельефной резьбе в объемной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С давних времен человек воплощал свои религиозные представления в фигурках богов и духов. Фантастические представления о природе проявлялись также в формах предметов домашнего обихода. Так, в форме ладьевидных ковшей с головою утки или коня отразился древний миф об огненной колеснице, в которой совершало свой путь солнце: днем по небу в нее впрягались кони, а ночью – в подземном – подземном царстве – фантастические птицы.

С приходом христианства появились скульптурные изображения святых, которые нередко ярко раскрашивались и служили украшением многочисленных храмов.

Любовь к юмору, шутке, а порой и острой сатире получила воплощение в деревянной игрушке, которая пользовалась большой популярностью во многих районах нашей страны. Особую славу приобрели игрушечники Загорска и села Богородское. Особенностью богородской резьбы является узорная проработка поверхности изделия, имитирующая шкурку зверя или оперенье птиц. На рис. 9 представлена одна из работ богородских резчиков.

Скульптурную резьбу широко применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фигурами фантастических животных, птиц.

Домовая резьба

Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек.

Хотя домовая резьба была развита уже в XVI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и в Поволжье.

Считают, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу называют также корабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной.

Глухой рельефной резьбой - резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора - украшали фронтоны домов, наличники окон (рис. 10). Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встречными спиралями, их соединяют и одновременно отделяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы феникс. Прорезная, или пропильная, домовая появилась в середине XIX в. Выполняли ее с помощью лобзика. Ажурными подзорами украшали фронтоны домов, наличники окон, обрамляли входы, перила.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхней части туловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

Деревянные художественные изделия - это предметы быта, в которых органически сочетаются красота и польза. К ним можно отнести украшения деревянных домов - резные наличники, под­зоры, коньки на крышах; декоративные элементы в интерьере - мозаичные паркетные полы, резные украшения дверей, потолков, стенных панелей и др.; мебель и светильники; домашнюю утварь - посуду, разделочные доски; деревянные игрушки и сувениры (то­ченые, резные, расписные); украшения одежды и др.

Художественные изделия из дерева, помимо выразительных про­порций, цвета, формы, нередко имеют какое-либо украшение: ор­намент или выявленную фактуру материала. Современные худож­ники декоративно-прикладного искусства - народные, профессио­нальные, самодеятельные - в поисках форм и средств художественной выразительности опираются на вековые традиции национального и мирового искусства.

Художественная обработка дерева - одно из дреанейших реме­сел, освоенных человеком. В нашей стране, особенно в России, деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные бытовые вещи, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в на­циональной культуре народа.

В деревообрабатывающих мастерских изготовляли различные из­делия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.

1. Виды резьбы по дереву.

Существующие виды резьбы по дереву условно подразделяют на следующие основные группы: плосковыемчатая, или углубленная; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптур­ная, или объемная; домовая (корабельная).

Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления - выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня укра­шаемой поверхности, а верхние точки - на ее уровне. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фи­гур, - треугольников, квадратов, окружностей. Иногда их допол­няют скобчатые выемки.

Геометрическая резьба отличается от других видов резьбы боль­шим разнообразием приемов художественного оформления деревян­ной поверхности. В то же время эта резьба не сложна по выполнению и не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов. Ее преимущество также - небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композиции самого изделия.

Контурная резьба характеризуется неглубокими тонкими дву­гранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. В от­личие от геометрической в контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки живо­тных, птиц и т. д. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок: линии его резки, жестки, игры светотени почти нет.

Контурную резьбу употребляют чаще всего в сочетании с другими видами резьбы - геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Как самостоятельный вид эту резьбу применяют для выполнения на дереве декоративных панно.

При выполнении контурной резьбы используют не только нож-косячок, но и различные стамески. Техника контурной резьбы тре­бует от исполнителя большого внимания, свободного владения ин­струментом и высокого художественного вкуса.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разно­видностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная, или завальная); резьба с подушечным фоном; резьба с подобранным (выбранным) фоном. Общее для них - невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверх­ности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от Контурной к рельефной резьбе.

В развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграла так на­зываемая абрамцевско-кудринская резьба, которая возникла в конце XIX в. в подмосковном имении Аб­рамцево, где была организована мастерская резьбы по дереву. Многие мастера, работавшие и обучавшиеся в Абрамцево, жили в соседней деревне Кудрино, поэто­му резьба получила название аб­рамцевско-кудринской. Традиции старых мастеров со­храняются и сейчас в работах ре­зчиков Хотьковской фабрики ху­дожественных изделий из дерева и кости. Образец абрамцевско-кудринской резьбы показан на рис.1



Рис. 1 Образец абрамцевско-кудринской резьбы


Рельефную резьбу выполняют путем подрезки пло­ского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орна­мента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты.

Различают барельефную резь­бу - резьбу с низким рельефом и горельефную резьбу - с более высоким рельефом, ярче выра­женным и имеющим более бога­тую игру светотени.

Рельефная резьба отличается большой выразительностью и де­коративностью. В прошлом ее широко применяли для украшения интерьеров - стенных панелей, порталов, дверей и в мебели. В на­стоящее время рельефную резьбу используют для отделки интерьеров общественных зданий в виде настенных панно, а также при изго­товлении современной стилизованной мебели: на спинках стульев, в виде накладных декоративных элементов на корпусной мебели (рис. 2).


Рис.2 Рельефная резьба на совре­менной стилизованной мебели


Прорезной называется резьба, у которой удален фон. Прорезную резьбу выполняют как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы.

Плоской прорезной резьбой украшали старинную русскую мебель. На рис. 109 показано кресло, выполненное из древесины сосны с плоской прорезной и контурной" резьбой (конец XVII в). В шкаф­чиках и ширмах под такую резьбу в качестве фона подкладывали яркую ткань.

Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной. Так как эта операция может быть механизирована, про-пильную резьбу применяют при серийном изготовлении мебели.

Прорезную резьбу с рель­ефным орнаментом называют ажурной. Ее широко приме­няли для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII-XVIII вв. (рис. ПО). Исполнение такой резьбы требует высокого ма­стерства.

Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной ос­нове. В этом случае ее назы­вают накладной или наклей­ной.

Скульпту р н а я, или объемная, резь-б а характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью от­деляется от фона, превраща­ясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображе­ния объекта в плоскорельеф­ной и рельефной резьбе в объ­емной резьбе объект изображается всесторонне.

Скульптурную резьбу применяли для украшения интерьеров и мебели классических стилей. Ножки стульев и кресел часто делали в виде звериных лап, подлокотники кресел украшали фи­гурами фантастических животных, птиц. На рисунке 3 показано кресло русской работы начала XIX в., украшенное скульптурной резьбой.


Рис 3 Кресло русской работы XVII в. с контурной и прорезной резьбой


К этому виду резьбы относится и современная станковая скуль­птура, выполненная из дерева. Многие известные-художники-скуль­пторы создавали и создают свои произведения из дерева: С. Д. Эрьзя, В. И. Мухина, С. Т. Коненков, В. А. Ватагин и др.

К объемной резьбе относится также миниатюрная деревянная скульптура и резные игрушки. Особую славу приобрели игрушеч­ники г. Загорска и села Богородское. Особенность богородской резь­бы - узорная проработка поверхности изделия, имитирующая шку­ру зверя или оперенье птиц.

Домовая резьба - крупномасштабная, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы и долот и применяется для украшения деревянных построек. Хотя домовая резьба была развита уже в XVI в., до нас дошли образцы, относящиеся к XIX в. Деревянные постройки, украшенные резьбой, сохранились главным образом на севере нашей страны и в Поволжье.

Считают, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей, поэтому домовую резьбу называют также корабельной. По характеру и технике выполнения домовая резьба бывает рельефной, прорезной (ажурной) и объемной. Глухой рельефной резьбой - резьбой с непрорезанным (глухим) фоном и высоким рельефом узора - украшали фронтоны домов, наличники окон. Мотивами резьбы чаще всего являлись растительные орнаменты, где листья завиваются крутыми встреч­ными спиралями, их соединяют и одновременно отделяют цветочные розетки. Среди листьев и цветов нередко вставляли изображения русалок-берегинь, львов, птицы Феникс.

Прорезная, или пропильная, домовая резьба появилась в середине XIX в. Выполняли ее лобзиком. Ажурные подзоры украшали фрон­тоны домов, наличники окон, перила, обрамляли входы.

Примером объемной домовой резьбы является так называемый «охлупень» - фигурное изображение головы и верхней части ту­ловища коня, оленя, большой птицы, которое вырезали из целого корневища топором и помещали на гребне крыши над фронтоном, а раньше украшали носовую часть корабля.

2. Выбор и подготовка материала для резьбы по дереву.

Для резьбы по дереву ис­пользуют различные породы древесины. Выбор той или иной породы зависит от на­значения и формы украшае­мого изделия и вида резьбы. Из мягких лиственных по­род наиболее часто применя­ют липу, на которой особенно хорошо выполняется плоско­выемчатая и плоскорельеф­ная резьба. Из-за низкой твердости липу используют только для изготовления мел­ких бытовых изделий - шка­тулок, рамок, полочек, а так­же резных игрушек и посуды. Древесина ольхи пригодна для разных видов работ, од­нако из-за небольших разме­ров стволов, часто встречаю­щегося наклона волокон и гнили в ядре, а также ввиду незначительных запасов ее применяют реже липы и лишь для изготовления мелких изделий. Из древесины осины и тополя делают посуду, сувениры также украшенные резьбой. Ограничивает применение этих пород часто встречающаяся в растущем дереве ядровая гниль.

Прекрасный материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липовой и ольховой и режется труднее, но качество резьбы лучше - рельеф получается более четким и чистым. Из березы можно делать накладные резные украшения и небольшие детали Из твердых лиственных пород для резьбы применяют древесину дуба, бука, ореха, карагача, груши, клена.

Дуб издавна применяли для крупных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу сложна и трудоемка, но очень выразительна и декоративна. Буковая древесина по твер­дости близка к дубовой, но больше скалывается при резьбе. Ее применяют в основном для мелких резных работ, накладной резьбы.

Древесина ореха - наилучший материал для резных работ. Ее используют при выполнении высокохудожественных резных изделий малых форм, станковой скульптуры, а также в мебели.

Из древесины груши и клена изготовляют х мелкие сувенирные изделия, украшенные резьбой, накладные резные украшения для мебели, миниатюрную деревянную скульптуру.

Из хвойных пород для резьбы применяют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников окон, карнизов, простенков домов, ворот (домовая резьба). Эта резьба крупная, поэтому неравномерность в плотности и окраске слоев ранней и поздней древесины сосны не затрудняет выполнения и восприятия резьбы. Смолистость сосны обеспечивает долговечность резных украшений домов.

Ель мягче сосны и режется легче, но у нее больше сучков и часто встречаются очень твердые сучки, вызывающие поломку ин­струмента. Кроме того, ель малосмолиста и менее долговечна, чем сосна, поэтому ее реже применяют для резьбы.

Очень хорошо режется, обладает красивой текстурой и цветом древесина кедра, ее применяют в мебельной промышленности. Из него можно делать прекрасные изделия, украшенные резьбой. Еще ценнее древесина тиса. Она обладает большой однородностью, кра­сивым цветом, долговечна, прекрасно поддается резьбе, точению, хорошо отделывается. Ограниченные запасы этой древесины позво­ляют использовать ее только для изготовления небольших художе­ственных изделий.

Из иноземных пород для резьбы используют разновидности крас­ного дерева: махагони и макоре. По твердости они близки к ореху, но режутся хуже, давая сколы. Эти породы применяют для изго­товления накладной резьбы и моделей для производства пластмас­совых накладных украшений, имитирующих резьбу.

Для резьбы необходимо отбирать высококачественную древесину, не имеющую таких пороков, как наклон волокон, свилеватость, прорость, сучки, трещины, червоточина и гниль. Лишь в крупной домовой резьбе допускаются на сосне мелкие здоровые сросшиеся сучки.

Заготовку древесины для резных работ производят с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибами и насекомыми.

Кряжи, предназначенные для объемной резьбы (игрушки, скуль­птуры малых форм), очищают от коры и раскалывают на заготовки по радиусу. Заготовки высушивают до влажности 8-10%.

Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влаж­ности (8 + 2) %, следя за тем, чтобы не образовалось трещин и коробления. Более влажная древесина режется легче, но чистота поверхности резьбы хуже. Кроме того, в дальнейшем такая древесина может дать усушку и растрескаться. Слишком сухая древесина режется с трудом, на ней чаще получаются сколы.

Большое значение имеет срез доски - тангенциальный или радиальный. На тангенциальном срезе резать труднее, но резьба получается более выразительной и красивой. Доска радиального распила легче режется и меньше подвержена короблению, поэтому при изготовлении крупных деталей таким доскам надо отдавать предпочтение.

Доки, предназначенные для резных работ, сначала раскраивают на заготовки на круглопильных станках, затем прострагивают в размер на фуговальных и рейсмусовых станках.

Широкие заготовки получают путем склеивания отдельных бру­сков или дощечек. При этом необходимо подбирать делянки древе­сины так, чтобы срез и направление слоев у них были одинаковыми. Неправильно склеенная заготовка из брусков с противоположным направлением слоев древесины затрудняет работу резчика, снижает художественную ценность резьбы, а при окрашивании водными красителями может дать разный тон по брускам. Склеенную заго­товку строгают по пласти на рейсмусовом станке или хорошо вы­веряют и зачищают вручную двойным рубанком.

Перед резьбой поверхность заготовки выравнивают циклеванием. Шлифовальной шкуркой поверхность не шлифуют, так как в поры древесины могут попасть абразивные зерна, которые быстро затупят инструмент.

Резьбу на деталях мебели удобнее выполнять до сборки их в
изделие, поэтому детали должны быть предварительно тщательно
подогнаны и обработаны.

3 .Рабочее место и инструменты.

Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с температурой воздуха 18-20° С и влажностью 60%. Стены и по­толок помещения должны быть выкрашены в светлые тона.


Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выпол­няемых резных работ. При изготовлении мелких изделий - шка­тулок, ложек, небольших резных панно, мелкой декоративной скуль­птуры и игрушек - резьбу можно выполнять на обычном столе сидя на стуле. Изделия большого размера - скульптуру, детали мебели с резьбой, крупные панно выполняют на верстаке для ре­зчиков. Верстаки бывают на одно или два рабочих места. Крышку вер­стака шириной 700-900 мм и длиной в расчете на одного резчика 1000-1300 мм обычно изготовляют из сосновых досок толщиной 60-70 мм. Высота верстака рассчитана для работы стоя и должна быть на уровне локтей резчика, т. е. 1100-1200 мм. Для работы сидя используют табурет высотой 650-750 мм. Проножки табурета должны быть на высоте 200-300 мм, чтобы на них удобно было ставить ноги.

Рис. 4 .

Закрепление заготовки для резьбы на верстатке.

а) С помощью винтового зажима

б)С помощью накладной державки.

Верстаки ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение - естественное без прямых солнечных лучей. При искус­ственном освещении свет должен исходить из двух-трех точек так, чтобы на обрабатываемом изделии (резьбе) не было резких теней.

Для закрепления на верстаке деталей или изделия служит вин­товая коробка верстака (рис.4, а), струбцины, а также деревянные брусочки-державки (рис.4,б), изготовленные из мягкой древе­сины, например липы, в виде брусков или скоб различной формы, которые позволяют закреплять заготовку с торцов или с углов в любом месте крышки верстака и быстро менять положение заготовки.

В мастерской должен быть один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

Для резьбы по дереву применяют долота и различной формы стамески. Прямые стамески (рис.5, а) с шириной полотна 3-30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда в контурной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-25 мм в зависи­мости от радиуса кривизны делятся на отлогие - с большим радиусом кривизны (рис. 5,6), средние (рис. 5, в) и крутые с малым радиусом кривизны (рис. 5, г). Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти ста­мески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-клюкарзы (рис.5, д) отличаются коротким полот­ном шириной 2-15 мм и длинной изогнутой около полотна шей­кой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы для резания в труднодоступных местах.

Стамески-уголки (рис. 5, е) с шириной полотна 5-15 мм применяют при выборке узких линий - канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50-70°. Они могут быть выполнены в форме клюкарзы или с прямой шейкой.

Рис. 5 Резчицкие стамески


Стамески-церазики (рис.5, ж) с шириной полотна 2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок.

Стамески-косячки (рис.5, з), называемые также резаками, бывают двух видов. Длинные косячки получают из прямых стамесок, обрезанных под углом 60-70°. Короткие косячки (длина полотна 40-50 мм) делают несколько шире. Косячок - основной инструмент для выполнения геометрической резьбы.

Качество режущего инструмента зависит прежде всего от мате­риала, из которого он изготовлен, и от правильной закалки инст­румента. Качественно изготовленная стамеска должна легко и быстро затачиваться. Лезвие стамески должно быть стойким, не должно быстро тупиться, загибаться и выкрошиваться под ударами киянки.

Немаловажное значение имеют форма и размер ручки (черенка) стамески. Наиболее удобными являются ручки, имеющие в сечении овальную или овально-граненую форму. Стамеска с такой ручкой ус­тойчива в руке и не перекатывается по крышке стола или верстака. Конец ручки заовален для удобства нажима на него ладонью руки. Длина ручек стамесок 105-130 мм, диаметр 22-28 мм.

Новую или бывшую в употреблении стамеску сначала затачивают на заточном станке для получения угла заострения около 20° и ровной плоской фаски. Правой рукой держат ручку стамески (конец ручки упирается в ладонь), а пальцами левой руки недалеко от лезвия прижимают стамеску к точильному кругу. Чтобы убедиться, что угол наклона стамески к поверхности круга соответствует тре­буемому, нужно прове­рить ширину получаю­щейся фаски: она должна быть примерно в 2,5 раза больше толщины полот­на. Чтобы угол наклона стамески не менялся и фаска получилась пло­ской, локоть правой руки прижимают к себе. Для равномерного износа круга полотно стамески слегка передвигают справа налево и обратно. получена пра­вильная фаска и появи­лась тонкая полоска за­усенца по всему лезвию, заточку на точиле пре­кращают и затачивают стамеску на мелкозерни­стом бруске.

Стамеску берут правой рукой за черенок, а пальцами ле­вой руки ближе к лезвию прижимают ее к бруску так, чтобы фаска плотно прилегала к поверхности бруска (рис. 6, а, б). Точат стамеску плавны­ми движениями вперед и назад по всей длине бруска, стараясь держать правую руку на одной высоте, иначе фаска получится не плоской, а овальной.

Стамеску точат со стороны фаски до тех пор, пока заусенец не станет совсем тонким. Тогда стамеску переворачивают, плотно при­жимают к бруску и двумя-тремя движениями затачивают с лицевой стороны (рис.6, б). Затем опять точат в первом положении, пока заусенец не отпадет.

После заточки на мелкозернистом бруске стамеску правят (до­водят) на оселке теми же приемами, только чаще переворачивают стамеску и правят одинаково долго как в первом положении, так и во втором.

Узкие прямые стамески при заточке на бруске двигают в разных направлениях, чтобы на поверхности бруска не образовалось ка­навки. Правят эти стамески оселком на весу.

Режущая часть косячка (рис.6, г) состоит из двух фасок: первых 6 пологих и широких и вторых 5 узких. Угол заострения 7, образуемый вторыми фасками, должен быть равен 20°. Угол заострения 1 лезвия должен составлять 60-70°.

Рис. 6 Заточка резца

Косячок затачивают на точиле так же, как и прямую стамеску, до тех пор, пока не появятся первые фаски и заусенец. После получения первых фасок переходят к заточке косячка на мелко­зернистом бруске (рис. 6, д).

Косячок берут за ребра, а указательный палец кладут на фаску. Прикладывают косячок к бруску под углом около 10° от горизон­тальной плоскости и точат его с очень легким нажимом, перевора­чивая через два-три движения, пока заусенец не слетит и не появятся вторые фаски. Затем правят косячок на оселке теми же приемами, только переворачивают чаще.

Полукруглые стамески обрабатывают на точиле, затачивают на бруске и правят на оселке, Во время заточки на точиле полукруглую стамеску медленно поворачивают с боку на бок и передвигают по точилу слева направо и обратно. Так же поступают при заточке ее на бруске. В бруске постепенно образуется канавка, соответствующая профилю стамески, что обеспечивает получение правильной фаски. С внутренней стороны стамески затачивают закругленными бруска­ми на столе или на весу (рис. 6, ё). Правят полукруглые стамески только на весу.


Заточка и правка других видов стамесок принципиально не отличается от заточки и правки полукруглых стамесок, но требует большего внимания и аккуратности. Мелкие стамески (церазики, уголки, клюкарзы) затачивают только на мелкозернистых брусках. Для каждого профиля стамески нужно иметь соответствующей фор­мы бруски и оселки.

Остроту инструмента проверяют при резании мягкой древесины по слою. Если срез получается гладким и блестящим и на нем не видно следов от зазубрин или заусенцев, инструмент считается готовым к работе.

При заточке стамесок на заточном станке необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Хранят стамески в ящике верстака, где должно быть сделано гнездо для каждого инструмента, или в шкафу в специальных гнездах на рейках, прикрепленных к стенке. Удобно хранить ста­мески в свертке из толстого холста, уложив их черенками поочередно в разные стороны. На случай длительного хранения полотна стамесок смазывают тонким слоем машинного масла.

Кроме основного режущего инструмента резчик должен иметь и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для свер­ления, выпиливания.

В некоторых случаях для обработки фона применяют пуансоны (чеканы), представляющие собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме того, резчику может понадобиться столярный инструмент при -подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.

Заключение

Резьба по дереву всегда была непременным элемен­том русской деревянной архитектуры. Развитию этого де­коративно-прикладного искусства способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мас­теров и богатые традиции. Самыми знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Кос­тромской, Владимирской и других областей.

Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам предки! Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора.

Строительство новых городов и сел, церквей и монас­тырей, крепостных оборонительных сооружений, развитие судоходства требовали большого числа специалистов по обработке дерева. Целые артели плотников, столяров, рез­чиков ходили из города в город, из деревни в деревню, создавая своим трудом и талантом удивительные произве­дения зодчества, украшая жилье и быт оригинальными резными изделиями. И поныне, как сказочные терема, стоят в резном узорочье древние храмы, княжеские пала­ты и простые избы.

Талант русского народа, присущие ему чувства пре­красного и гармонии позволили создать глубоко самобыт­ные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.

Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения неоесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.

В последние годы растет спрос на высокохудожественную мебель и расширяется ее производство. В проектировании и производстве такой мебели можно отметить три основных направления. Первое направление - создание мебели в народном, крестьянском стиле из массивной древесины преимущественно хвойных пород с приме­нением резных и точеных элементов. Второе направление - мебель в так называемом стиле ретро, в формах и декоре которой прояв­ляются черты классических стилей (барокко, классицизма и др.). Третье - дизайнерское направление, когда мебель решается нетра­диционно, часто остро, необычно, с применением новых форм и конструкций (адресована преимущественно молодежи).

Спрос на художественные изделия из дерева, особенно мебель, постоянно растет и полностью пока не удовлетворяется. Отдельными предприятиями освоен серийный выпуск наборов мебели с развитыми архитектурно-художественными формами, с декоративными элемен­тами в виде накладной резьбы, точеных деталей, мозаики. Для их выполнения привлекаются высококвалифицированные специалисты.

Некоторые предприятия народных промыслов, выпускающие в основном мелкие сувенирные изделия, осваивают изготовление не­больших предметов художественной мебели. Расширяется сеть ко­оперативных мастерских, специализирующихся на выпуске отдель­ных образцов или наборов мебели, в том числе и в народном стиле или в стиле прошлых эпох.

Сегодня необходимо уделять максимум внимания на сохранение этого вида ремесла, организовывать внеклассные кружки в школе или отдельные клубы по резьбы по дереву, где мастера своего дела передадут будущим поколениям свои знания и секреты.

Читайте также: