Для определение шага резьбы р найдём из условия износостойкости резьбы (1) рабочую высоту профиляH 1 .
Предварительно задаемся числом витков гайки zиз диапазона 6…12 , пусть z = 10.
Тогда из условия износостойкости (1) рабочая высота профиля резьбы:
где d 2 =18 мм - средний диаметр из расчета (3),
Минимальное значение шага резьбы, учитывая, что , найдем по формуле
3.3 Параметры резьбы из гост 9484-81 (гост 10177-82).
Для величин d 2 = 18 мм (из (3)) и р min = 3,6 мм (из (5)) из ГОСТ 9484-81 подходит резьба с
d= 20 мм,d 2 = 18 мм, р = 4 мм,d 3 = 15,5 мм.
4 Проверка ходового винта на устойчивость
Проверку винта на устойчивость проведём по методике из пособия .
Винт, имеющий гибкость >50, может потерять устойчивость под действием сжимающей силыF .
Проверка винта на устойчивость сводится к выполнению условия
F ≤ F кр /S,
где F кр = кр А·- критическая сила, при которой винт теряет устойчивость,
кр - критическое напряжение,
А = 188 мм 2 - площадь опасного сечения (см. п. 6);
S4 – минимальный допускаемый запас прочности .
Критическое напряжение вычисляется в зависимости от значения гибкости:
если 90, то по формуле Эйлера кр =,
где Е 2·10 5 МПа – модуль упругости для стали;
если 50 ≤ < 90 кр 490 – 2,6 ,
при гибкости меньше 50 потеря винтом устойчивости невозможна.
Гибкость винта
где =2 - коэффициент приведения длины для домкратов;
l р l - расчётная высота винта,
l = 150 мм - высота подъёма груза;
3,875мм - радиус инерции винта по внутреннему диаметру (d 3 илиd 1).
77,42 < 90.
Критическое напряжение кр =288,7 МПа, критическая силаF кр =288,7*18854275,6 МПа, условие устойчивости
F= 10000 HF кр /4 = 54275,6/413568,9H
Выполняется.
5 Проверка условия самоторможения.
Условие самоторможения соблюдается, если угол подъёма винтовой линии резьбы (угол подъёма резьбы) меньше приведённого угла трения" (рисунок 4, б).
Рисунок 4 - .
При этом запас по самоторможению ск
К = "/1,2. (6)
Угол подъёма резьбы (см. рисунок 4, а) при n=1 (расчёт проводят для среднего диаметра резьбы)
,
приведённый угол трения
",
где f= 0,1 - коэффициент трения пары винт-гайка.
Запас самоторможения
К = "/=6/4,051,48 > 1,2.
Следовательно, винтовая пара обладает самоторможением.
6 Выбор формы пяты и расчёт момента трения в пяте
Выбираем обычно используемую в домкратах (рисунок 6) кольцевую опорную поверхность . Внутренний диаметр кольца D 0 для домкратов можно найти из соотношения :
Наружный диаметр кольца D определяем, исходя из допускаемого удельного давления на опорной поверхности чашки ,
Рисунок 6 - .
для стальных поверхностей [q] =12 МПа , следовательно :
.
Момент трения в кольцевой пяте (между торцом винта и опорной поверхностью чашки)
15225,53 Н·мм,
где f 1 = 0,12 - коэффициент трения скольжения для сочетания материалов сталь-сталь .
7 Проверка ходового винта на прочность
В стержне винта под действием нагрузки F возникают напряжения сжатия и кручения (см. рис.1). Расчётная формула для эквивалентного напряжения .
Резьбовые соединения – это самый распространённый вид вид разъёмных соединений. Они осуществляются с помощью крепёжных резьбовых деталей (болтов, винтов, шпилек, гаек и т.д.)
Достоинства
: надёжность, удобство сборки/разборки, простота конструкции, дешевизна (вследствие стандартизации), технологичность, возможность регулировки силы сжатия.
Недостатки:
концентрация напряжения во впадинах резьбы, низкая вибрационная стоимость.
На развертке цилиндрической поверхности, винтовая линия располагается под некоторым углом ψ , этот угол называется углом подъема резьбы.
Ход резьбы, представляющий собой расстояние между одноименными точками одной винтовой линии. Основной характеристикой профиля резьбы является угол между смежными боковыми сторонами в плоскости осевого сечения, называется углом профиля резьбы . Для треугольного профиля метрической резьбы , дюймовой , трапецеидальной .
Существует два основных способа изготовления резьб: нарезанием и накатыванием. Нарезание резьб осуществляется резцами, гребенками, плашками, метчиками, резьбовыми головками, фрезами.
Накатывание резьб осуществляется гребенками или роликами на резьбонакатных автоматах путем пластической деформации заготовки. Этот способ высокопроизводителен, применяется в массовом производстве при изготовлении стандартных крепежных деталей.
Основными геометрическими параметрами цилиндрической резьбы являются:
d
– наружный диаметр (номинальный диаметр резьбы);
d1
- внутренний диаметр резьбы гайки;
d2
- средний диаметр резьбы, т.е. диаметр воображаемого цилиндра, на котором толщина витка равна ширине впадины;
p
- шаг резьбы, т.е. расстояние между одноименными сторонами двух соседних витков в осевом направлении;
ph
- ход резьбы, т.е. расстояние между одноименными сторонами одного и того же витка в осевом направлении;
α
- угол профиля резьбы;
42. Момент трения в резьбе и на торце гайки (винта). Расчёт резьбы на напряжение смятия и среза. Высота гайки и глубина завинчивания.
Подавляющее большинство резьбовых соединений с предварительной затяжкой. Затяжка создается при сборке с целью, чтобы после приложения рабочей нагрузки не происходило раскрытия стыка или сдвига соединяемых деталей.
При завинчивании гайки (или винта с головкой) необходимо приложить момент завинчивания Т зав для преодоления момента Т Р сопротивления в резьбе и момента Т Т сопротивления на торце гайки:
Т зав = Т Р + Т Т, (2.1)
где T P = F t d 2 / 2 = 0,5 F зат d 2 tg(Ψ + φ 1) ; (2.2)
Т Т = 0,5 F зат f T d ср, (2.3)
F зат – осевая сила затяжки;
d2 – средний диаметр резьбы;
Ψ – угол подъема резьбы;
φ 1 – приведенный (с учетом влияния угла профиля α) угол трения в резьбе: φ 1 = φ / cos(α/2),
φ – угол трения материалов пары винт – гайка;
f T – коэффициент трения материалов пары гайка – деталь;
d ср – средний диаметр кольца (рис. 2.2):
d ср = 0,5(D + d h).
Эксплуатация резьбовых соединений показывает, что выход из строя болтов, винтов, шпилек и т.п. деталей происходит вследствие разрыва (или вытяжки) их стержня по резьбе или переходному сечению у головки. Разрушение или повреждение элементов резьбы происходит реже и характерно для деталей, часто подвергающихся разборке-сборке. При необходимости выполняют проверочные расчёты резьбы на прочность по напряжениям среза и смятия.
Условие прочности резьбы на срез имеет вид
τ cp = Q /А cp) ≤[τ cp ],
где Q– осевая сила; A ср – площадь среза витков нарезки; для винта (см. рис.1.9) A ср = πd 1 kH г,для гайки А ср = πDkH г.Здесь Н г – высота гайки; k– коэффициент, учитывающий ширину основания витков резьбы: для метрической резьбы для винта k ≈ 0,75, для гайки k ≈ 0,88; для трапецеидальной и упорной резьб (см. рис.1.11, 1.12) k ≈ 0,65; для прямоугольной резьбы (см. рис.1.13) k = 0,5. Если винт и гайка из одного материала, то на срез проверяют только винт, так как d l < D.
Условие прочности резьбы на смятие имеет вид
σ cм = Q /А cм ≤[σ cм ],
где А см – условная площадь смятия (проекция площади контакта резьбы винта и гайки на плоскость, перпендикулярную оси): А см = πd 2 hz , где (см. рис.1.9) nd 2 – длина одного витка по среднему диаметру; h– рабочая высота профиля резьбы; z=Н г /р – число витков резьбы в гайке высотой Н г; р – шаг резьбы (по стандарту рабочая высота профиля резьбы обозначенаН 1).
Из условия равнопрочности стержня болта на растяжение под действием осевой нагрузки и резьбы гайки на изгиб, на срез и смятие определяют необходимую высоту гайки. Установлено, что первый от точки приложения силы виток резьбы воспринимает 34% всей нагрузки, второй - 23%, третий - 15%, а десятый - только 0,9%. Таким образом, все витки резьбы гайки после десятого практически никакой нагрузки не воспринимают.
Так же как резьба гайки, работает резьба гнезда, в которое ввинчивается винт или шпилька. В зависимости от того, из какого материала изготовлены детали, в которые ввинчиваются шпильки, меняется и глубина завинчивания шпилек. Здесь уже учитывается и величина осевой нагрузки, ибо, чем она больше, тем больше диаметр шпильки, а тем, следовательно, больше и глубина завинчивания.
Как показывает опыт, неудовлетворительная работа винтовых передач чаще всего вызывается износом резьбы.
Поэтому основным расчетом всех винтовых передач является расчет на износ , в результате которого определяют диаметр винта и высоту гайки. Проверяя среднее давление р в резьбе, полагают, что все витки резьбы нагружены равномерно.
Рисунок 20 – Расчет передачи винт-гайка на износостойкость
Расчет передачи на износостойкость ведут из условия не выдавливания смазочного материала, предполагая, что вследствие приработки нагрузка по виткам резьбы распределяется равномерно:
p изн = F a /Az в = F a / (d 2 ×H 1 ×z в) ≤ [p] изн, (15)
где F a – внешняя осевая сила;
А – площадь рабочей поверхности витка;
d 2 – средний диаметр резьбы;
Н 1 – рабочая высота профиля резьбы;
z b – число витков в гайке высотой Н : z е = Н/р (здесь р - шаг резьбы); [p] изн - допускаемое давление (выбирается по табл. 2).
Таблица 2 - Допускаемое давление в резьбе для пары «винт-гайка»
Примечание. При редкой работе, а также для гаек малой высоты значение [p] изн может быть повышено на 20%.
Для проектного расчета полученную формулу целесообразно преобразовать, заменив z на (H/p p), обозначив ψ H = H/d 2 - коэффициент высоты гайки, ψ h = h/p p - коэффициент высоты резьбы.
Тогда (рис.20):
, (16)
Принимают ψ h = 0,5 для трапецеидальной и ψ h = 0,75 для упорной резьбы; ψ h = 1,2 - 2,5 в зависимости от конструктивных соображений (большие значения для резьб меньших диаметров). Полученное значение d 2 согласуется со стандартом.
После расчета резьбы сильно нагруженные винты, например винты домкратов, проверяют на прочность, принимая [] = 0,3 т, и на устойчивость.
Кпд передачи винт-гайка скольжения
В передаче винт-гайка скольжения потери возникают в резьбе и в опорах. Потери в резьбе составляют главную часть. Они зависят от профиля резьбы, ее заходности, материала винтовой пары, точности изготовления, шероховатости контактирующих поверхностей и вида смазочного материала:
(24)
где η on – коэффициент, учитывающий потери в опорах. Этот коэффициент зависит от конструкции винтового механизма. Так, для ходовых винтов станков (опоры - подшипники качения) η on = 0,98.
Порядок выполнения задания №2
Порядок расчета:
Выбрать исходные данные в соответствии с номером варианта, приведенного в таблице 3.
,
где ψ Н - коэффициент высоты гайки;
ψ h - коэффициент высоты резьбы;
[р] изн - допускаемое давление в резьбе.
3. Из таблицы 4, на основе рассчитанного среднего диаметра d 2 , выписать параметры упорной резьбы:
d - наружный диаметр наружной резьбы (винта);
d 1 - внутренний диаметр наружной резьбы;
d 2 - средний диаметр наружной резьбы;
d 3 - внутренний диаметр наружной резьбы;
P - шаг резьбы;
h - высота профиля наружной резьбы.
4. Определить угол подъема резьбы и приведенный угол трения.
,
где φ’ - приведенный угол трения; f - коэффициент трения (f = 0,1); α - угол резьбы (α = 15°).
,
где ψ - угол подъема резьбы; z = 1 (однозаходная резьба); Р - шаг резьбы; d 2 - средний диаметр наружной резьбы.
5. Определить размеры гайки.
а) Высота гайки: .
б) Число витков в гайке:
Число витков гайки допустимо до 12.
в) Наружный диаметр гайки:
г) Диаметр борта гайки:
д) Высота борта гайки:
6. Проверить число витков и высоту гайки.
,
где z - число витков; d 2 - средний диаметр резьбы; h - высота профиля наружной резьбы; [ см ] = [р] изн - допускаемое давление в резьбе.
.
где H - высота гайки; z - число витков; Р - шаг резьбы.
7. Определить КПД домкрата.
8. Результаты изложить в виде расчетов.