Клапан предохранительный газовый. Предохранительные устройства регуляторов и фильтры

ПЗК, или предохранительно-запорные клапаны, используются для герметичного перекрытия подачи углеводородных газов неагрессивного характера.

При выходе подлежащего контролю давления за установленные нижний и верхний пределы, происходит автоматическое закрытие клапанов ПЗК. Открытие ПЗК осуществляется вручную. Исключено произвольное открытие запорных клапанов.

Предохранительно-запорные клапаны ПЗК изготавливаются в климатическом исполнении УЗ ГОСТ 15150 (от – 40 градусов Цельсия до + 45 градусов Цельсия). По типоразмерам ПЗК изготавливаются с условными проходами DN 200, DN 100 и DN 50 высокого или низкого контролируемого давления.

Клапаны ПЗК устанавливаются перед регулятором давления газа, однако их установка требуется не во всех случаях, так как в некоторых регуляторах РДК в конструкции присутствует уже встроенный клапан-отсекатель.

Из преимуществ ПЗК можно отметить:

  • Ложные срабатывания устройства исключены благодаря тому,что отсутствуют внешние исполнительные механизмы
  • Конструкция устройства такова, что смещение рабочего клапана относительно седла исключено.
  • Повышенная надежность и точность работы благодаря тому, что в шариковом затворе имеется минимум трущихся деталей.

Технические характеристики ПЗК

Устройство клапана ПЗК

Клапан ПЗК имеет фланцевый корпус 1 вентильного типа. Внутри корпуса расположено седло, которое перекрывает клапан 2, оснащенный резиновым уплотнителем. Клапан свободно висит на штоке 3, который, в свою очередь, перемещается в направляющих сепаратора 5 и ступицы 4, которые установлены в головке 7.

Шток клапана одновременно исполняет роль перепускного клапана, и служит для выравнивания уровня давления до и после клапана перед тем, как его откроют.

Клапан открывается при помощи рукоятки, которая надета на ось 8 с насаженной на нее вилкой 9.

Закрытие клапана ПЗК осуществляется при помощи пружины 11.

Верхняя часть головки образует подмембранную полость контролируемого давления.

Между крышкой 13 и головкой крепится подвижная система мембранного типа 12.

В центре подвижной системы смонтирована каретка 14, которая помощи шариков 6, что установлены в сепаратор, во время взвода штока запирает его.

Механизм регулировки контролируемого давления размещен внутри крышки. В каретку подвижной системы упирается шпилька 15 с упором 16. На упоре надета шайба 17, которая опирается на выступы стакана крышки. Между регулировочным винтом 18 и упором установлена малая пружина 19, задача которой заключается в определении настройки нижнего предела подлежащего контролю давления, усиление определяется путем перемещения регулировочного винта.

Пружина 20 нижним торцом опирается на шайбу 17. Данная пружина определяет настройку верхнего предела подлежащего контролю давления. Изменение усилия осуществляется путем регулировочного давления, что через ниппель 22 подается под мембрану.

Принцип работы клапана ПЗК

Клапан взводится путем поворота рукоятки, с которой на одной оси крепится вилка. Результатом осевого перемещения штока становится открытие перепускного клапана, после чего выравнивается давление в полостях корпуса, а это позволяет открыть основной клапан.

При заданном уровне выходного давления мембрана и каретка занимают нейтральное положение. Бурт каретки не позволяет шарикам перемещаться радиально. Бурт штока упирается в шарики, благодаря чему осевое движение штока блокируется. Пружина 20 своим нижним торцом через шайбу упирается в выступы, имеющиеся на стакане крышки головки, и тем самым не оказывает на мембрану давления.

На шпильке 15 таким образом отрегулирован упор 16, что если мембрана находится в нейтральном положении, он контактирует с шайбой 17, а шпилька – с кареткой мембраны.

В случае понижения либо повышения выходного давления до значений, настроенных на срабатывание устройства, мембрана вместе с кареткой перемещается (вниз под действием пружины 19 или вверх под воздействием давления). Происходит радиальное перемещение шариков, тем самым освобождается шток. Под воздействием, оказываемым пружиной 11 происходит поджимание клапана к седлу, за счет чего поток газа перекрывается.

Меры безопасности

Монтаж и эксплуатацию клапанов ПЗК необходимо производить в соответствии с требованиями, предъявляемыми СНиП 42-01-2002, «Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления» Ростехнадзора и проектной документацией.

К работам, связанным с монтажом и обслуживанием клапана допускаются лица, которые обучены безопасным методам работы, имеют соответствующие удостоверения, а также прошли ознакомлены с правилами эксплуатации клапанов и прошли инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Подготовка клапана ПЗК к работе

Клапан нельзя устанавливать в окружающих средах, которые оказывают разрушающее воздействие на цинковое покрытие, резину, сталь, алюминий и чугун.

Монтаж клапана осуществляется на горизонтальном участке газопровода перед регулятором давления. Мембрана должна быть расположена горизонтально. Вход газа должен соответствовать направлению отлитой на корпусе устройства стрелке.

К ниппелю должна быть приварена (присоединена) импульсная трубка. По возможности она должна иметь уклон вниз от головки, и не иметь участков, в которых уклон имеет противоположное значение, так как это может стать причиной скопления конденсата.

Не допускается присоединение трубки к нижней четверти горизонтального трубопровода, в котором осуществляется контроль давления. Забор импульса осуществляется после регулятора давления.

Качество монтажа устройства проверяется путем испытания его на герметичность рабочим давлением. Одновременно с этим на места соединений во избежание утечек необходимо нанести мыльную эмульсию.

Порядок работы клапана ПЗК

После того, как монтаж клапана и опрессовка завершены, необходимо произвести его настройку на рабочие параметры.

Порядок настройки рекомендуется следующий. Сначала при помощи вращения регулировочного винта необходимо установить нижний предел. Во время настройки в импульсной трубке необходимо поддерживать давление несколько более высокое, чем устанавливаемый предел. После этого давление требуется медленно снизить, и убедиться в том, что при падении давления до нижнего установленного значения происходит срабатывание клапана.

После этого путем вращения регулировочного стакана устанавливается верхний предел. Во время настройки необходимо поддерживать более высокий, чем настроенный нижний предел, уровень давления. После того как настройка завершена, требуется повысить уровень давления и убедиться в том, что при достижении верхнего предела происходит срабатывание клапана.

Запуск клапана ПЗК

Рукоятку взвода требуется медленно повернуть до момента, когда перепускной клапан сработает. После этого рукоятка перемещается до отказа, и удерживается в таком положении 5-6 секунд.

Если статья оказалась полезной , в качестве благодарности воспользуйтесь одной из кнопок ниже - это немного повысит рейнинг статьи. Ведь в интернете так трудно найти что-то стоящее. Спасибо!

Электромагнитный газовый клапан – это устройство, позволяющее управлять подачей природного газа в автоматическом режиме. После того, как реле клапана включает подачу электричества на катушку, якорь втягивается и поднимает плунжер, открывая свободный ход газа в рабочую зону.

После отключения напряжения плунжер, за счет пружины клапана, возвращается в свое положение и перекрывает канал, между входным и выходным штуцерами, перекрывая ход газа. Основное назначение такого устройства – распределение и регулировка подачи газа в трубопроводах, котлах, колонках и прочих устройствах.

Cодержание статьи

Назначение газового клапана

Применяются электромагнитные автоматические газовые клапана очень широко, как в быту, так и в промышленных целях. Такой механизм марки «Lovato» серии ВН чаще всего используют в быту для контроля подачи газа на бытовые приборы, такие как газовый котел, колонка. Так же их устанавливают на вводе газопровода для отсекания подачи топлива при необходимости.

Магнитный узел «Lovato» серии ВН работает как обычный кран, который позволяет перекрыть ход газа нажатием кнопки. Такие автоматические регулирующие устройства делают использование природного газа гораздо безопаснее.

В случае утечки, может быстро, а, главное, в автоматическом режиме, перекрыть трубопровод и не допустить наполнения помещения токсичным, опасным для жизни веществом.


«Lovato» серии ВН используют не только для монтажа и безопасности бытовых газопровода. Их применяют для обустройства газовых баллонов, а так же в процессе установки автомобильного газо-балонного оборудования.

Стоит так же отметить, что внутри клапана находятся фильтра, которые позволяют очищать топливо от дополнительных примесей.

Устройство газового клапана

Электромагнитный газовый клапан «Lovato» серии ВН состоит из седла и затвора. По внешнему виду определяется вид затвора устройства. Он может напоминать поршень или тарелку. Затвор – это своего рода мембрана, функцией которой, как раз, и является открытие или закрытие хода газа. Затвор устанавливается на сердечник, подсоединенный к электромагниту и передающий электрические импульсы от одного устройства к другому.

Сам магнитный механизм находится снаружи клапана в верхней его части. Получая электрический импульс, он создает магнитное поле, которое и «дает команду» мембране перекрыть подачу газа.


Получив электрический импульс, магнитный механизм начинает втягивать катушку, создавая направление, по которому движется затвор. С другой стороны штока катушки находится пружина, функцией которой будет оттянуть мембрану в привычное положение после отключения тока.

Именно сила тока позволяет контролировать степень открытия клапана на газопроводе. Чем сильнее электрический импульс, тем выше сопротивление магнитного поля пружине.

Устройство и принцип действия газового электромагнитного клапана (видео)

Виды и особенности

Магнитные газовые клапана «Lovato» серии ВН очень разнообразны по принципам работы и особенностям своего применения. Существует несколько видов и способов классификации данного устройства.

  • нормально открытые (НО). Данная группа клапанов, после отключения подачи тока остается в открытом положении. Их используют на тех трубопроводах, где топливо должно подаваться постоянно и перекрываться лишь в экстренных случаях;
  • нормально закрытые (НЗ). Такие устройства прямо противоположны предыдущей подгруппе. Из задача перекрыть подачу газа после исчезновения электрического импульса. Их удобно устанавливать на бытовые газовые приборы, к примеру, водонагревательные колонки;
  • универсальные – после отключения электричества могут оставаться как в закрытом, так и в открытом положении.

Принципы движения затворов:

  • прямое действие предусматривает приведение в действие затвора исключительно движением сердечника;
  • непрямое действие предполагает, что затвор может быть приведен в действие не только движением сердечника, но и ходом самого газа. Такой подвид дросселей Lovato серии ВН выгодно для систем с большим потоком прохождения топлива.

Количество ходов:

  • двухходовые – клапана, в которых есть лишь два отверстия: входное и выходное . Данный тип используют в тех случаях, если требуется лишь подавать или перекрывать подачу газа в трубопроводе;
  • – устройства с тремя отверстиями: одним входным и двумя выходными. Он удобен в тех случаях, когда нужно не только перекрывать, но и перенаправить поток газа в системе;
  • четырехходовые клапана имеют одно входное и три выходных отверстия. Они позволяют не только перекрыть или перераспределить газовый поток, но и подключиться к дополнительным системам.

Как выбрать электромагнитный газовый клапан?

Чтобы выбрать электромагнитный газовый клапан «Lovato» серии ВН, нужно определиться, где он будет использоваться и, следовательно, какими свойствами должен обладать.


При выборе данного устройства обращаем внимание на следующие характеристики:

  1. Электрообслуживание. Лучше выбирать клапана с малой мощностью и искробезопасностью, или с дополнительной ручной регулировкой.
  2. Давление. При выборе клапана нужно обратить внимание на трубопроводе. Оно не должно быть выше, чем номинальное давление дополнительного оборудования. Высокое давление может повредить механизм.
  3. Окружающая среда. Не стоит пренебрегать внешними условиями, в которых будет эксплуатироваться клапан. Характеристики самого устройства должны обязательно совпадать с условиями окружающей среды, такими как влажность, перепады температур, вибрация, попадание прямых солнечных лучей и прочие условия, отличные от нормальных. Внешняя среда может пагубно влиять как на весь механизм в.целом, так и на его отдельные элементы.
  4. Напряжение в сети. На этот параметр стоит обратить особое внимание, так как высокое или низкое напряжение может привести к неправильной работе или, даже, выходу из строя механизма клапана.

Цены на электромагнитные клапана «Lovato» серии ВН колеблются в зависимости от размера, типа и области применения. К примеру, цена оборудования для газовой колонки находится в пределах 4-10 долларов, а для ГБО автомобиля – от 10 до 15 долларов.


Аналогичные устройства, предназначенные для промышленной сферы, обходятся в несколько раз дороже.

Нюансы монтажа

  1. Электромагнитный клапан «Lovato» серии ВН устанавливают в помещениях после газового вентиля. Перед ним рекомендуется установить фильтр во избежание засорения самого клапана.
  2. При установке оборудования следует обратить внимание на стрелку на корпусе. Она должна показывать направление движения газа.
  3. Газовый трубопровод, на котором устанавливается дроссель, должен располагаться строго вертикально или горизонтально.
  4. На трубопроводы с малым диаметром клапана устанавливаются посредством резьбы, с большим – с использованием фланцев.

Предохранительные устройства предназначаются для предупреждения повышения давления выше заданной величины и предотвращения движения среды в направлении, обратном заданному. В качестве предохранительной арматуры используются обратные, запорные, сбросные, скоростные клапаны.

Предохранительные запорные клапаны (ПЗК ) применяются для автоматического прекращения подачи газа к потребителям в случае изменения его давления в контролируемой точке сверх заданных пределов. Они устанавливаются в ГРП (ГРУ), на газовых разводках, перед горелками газопотребляющих агрегатов.

Точность срабатывания ПЗК должна составлять ±5 % заданных контролируемых величин давления для ПЗК, установленных в ГРП, и ±10 для ПЗК в шкафных ГРП (ГРУ). В основном для ГРП (ГРУ) и крупных газопотребляющих агрегатов используются предохранительные запорные клапаны ПКВ и ПКН с диаметрами условного прохода 50, 80, 100 и 200 мм. В мембране клапана ПКВ применена более жесткая пружина, что позволяет использовать его на газопроводах высокого давления.

В шкафных ГРУ используется малогабаритный запорно-пре-дохранительный клапан ПКК-40, рассчитанный на входное давление 0,6 МПа (табл. 4.2).

Мосгазниипроектом для постепенной замены клапанов ПКВ и ПКН разработаны клапаны КПВ и КПН с максимальной пропускной способностью при рабочем давлении 1,2 МПа для КПН (В)-50 -5800 м3/ч, для КПН (В)-100 - 18000.

Клапаны КПВ в отличие от ПКВ можно настраивать на срабатывание при повышении давления в контролируемой точке до 0,72 МПа и, следовательно, поддерживать при необходимости в газопроводах давление, близкое к 0,6 МПа.

Предохранительные сбросные устройства (ПСУ ) предназначены для удаления в атмосферу некоторого избыточного объема газа на газопроводе после регулятора с целью предотвращения повышения давления выше заданного допустимого предела. Предохранительные сбросные клапаны, в том числе встроенные в регуляторы давления, должны обеспечивать начало открытия при превышении установленного максимального рабочего давления не более чем на 5 % и полное открытие при превышении этого давления не более чем на 15 %.

Плотность закрытого затвора ПСУ должна соответствовать 1 классу герметичности.

Подводящий к ПСУ газопровод должен иметь минимальное количество поворотов, диаметр не менее 20 мм и присоединяться к участку газопровода после регулятора, как правило, следом за расходомером.

На сбросном трубопроводе целесообразно установить штуцер с пробкой или краном для подключения газоанализатора или газоиндикатора, а при их отсутствии - для отбора проб в стеклянный или резиновый сосуд. Диаметр сбросного трубопровода от ПСУ должен быть не меньше диаметра выходного патрубка ПСУ и выводиться наружу в место, где обеспечиваются условия для безопасного рассеивания газа (не менее чем на 1 м выше карниза здания), а также оборудоваться устройством (оголовком), исключающим возможность попадания в трубопровод атмосферных осадков. Довольно часто вместо специального оголовка конец сбросного трубопровода просто изгибают, направляя устье горизонтально или вертикально вниз. Это недопустимо, так как приводит к заполнению газом здания ГРП.

На газопроводах среднего (более 0,05 МПа) и высокого давления используют сбросные предохранительные полноподъемные клапаны ССПК-4Р с рычагом для контрольной продувки. Клапаны предназначены для сброса газа непосредственно в атмосферу или через сбросной трубопровод, гидравлическое сопротивление которого не должно быть более 0,1 рабочего давления. В зависимости от давления настройки клапан комплектуют пружиной.

Входной патрубок клапана соединяют с контролируемым участком газопровода после регулятора. Настройка клапана на открытие регулируется сжатием пружины. В крышке размещено отжимное устройство, которое позволяет производить контрольную продувку: при нажиме на наружный рычаг поворачивается валик, жестко соединенный с ним кулачок отводит вверх гайку, навернутую на резьбу штока. При подъеме штока и плунжера осуществляется принудительная продувка клапана. Согласно заводской инструкции, принудительный подъем плунжера рычагом следует производить при давлении на 10 % меньше рабочего. При отсутствии давления во входном патрубке контрольный подъем не допускается.

Предохранительно-сбросной мембранно-пружинный клапан (ПСК) устанавливают на газопроводах низкого и среднего давлений. Газ из газопровода после регулятора поступает на мембрану 3 клапана ПСК. Если давление газа больше давления пружины 2 снизу, то мембрана отходит вниз, клапан открывается, и газ идет на сброс. Как только давление газа станет меньше усилия пружины, клапан закрывается. Сжатие пружины регулируют винтом 1 в нижней части корпуса.

Для повышения надежности работы ПСК при его сборке необходимо: очистить клапанное устройство от механических частиц и убедиться, что на кромке седла и на уплотняющей резине золотника нет царапин или забоев; добиться соосности расположения золотника сбросного клапана с центральным отверстием мембраны.

Пружинные ПСУ типа ППК-4, СППК-4, СППК-4Р монтируют на газопроводах среднего или высокого давления в вертикальном положении. Диаметр сбросного трубопровода должен быть не менее диаметра выпускного патрубка. Клапаны имеют набор пружин и могут применяться в большом диапазоне давлений

Гидравлический предохранитель (ГП) конструктивно представляет собой стальной сварной цилиндр с патрубками, занолненный жидкостью. Один конец первого патрубка соединен с газопроводом, а другой проходит через сосуд почти до дна. Второй патрубок соединен с трубопроводом, сбрасывающим газ в атмосферу. Высота столба жидкости определяет давление, при котором начинается сброс газа из газопровода.

При повышении давления газа сверх установленного предела газ прорывается через жидкость (барботирует) в верхнюю часть цилиндра и по второму патрубку сбрЬсывается в атмосферу.

В качестве запорной жидкости при положительной температуре используют воду, при отрицательной - веретенное масло или глицерин.

Для уменьшения испарения воды на поверхность наливают тонкий слой масла.

Недостатком ГП является его громоздкость, а также ограниченная применяемость - только Б системах газопроводов низкого или среднего давления (0,002...0,02 МПа).

Обратные клапаны применяются в системах газоснабжения сжиженного газа на ГНС, ГНП, в автомобильных цистернах сжиженного газа. Затвор в этих клапанах открывается под действием потока среды, а при изменении его направления на обратное - закрывается.

Обратные клапаны могут быть поворотными (захлопочного типа) и подъемными (вентильного типа).

Скоростные клапаны являются защитными устройствами, предохраняющими от слишком больших расходов сжиженного газа при разрыве трубопроводов или арматуры. Они рассчитаны на пропуск номинального расхода газа или жидкости в любом направлении и закрытие при слишком большом расходе в одном направлении. Наличие скоростных клапанов в системе газопроводов автоцистерны или емкостей требует плавного открытия вентилей, так как при резком их открывании скоростной клапан может закрываться.

Предохранительные устройства подразделяются на запорные и сбросные. Предохранительно-запорные устройства (запорные клапаны) - устройства, обеспечивающие прекращение подачи газа, у которых скорость приведения рабочего органа в закрытое положение составляет не более 1 сек. Предохранительно-сбросные устройства (сбросные клапаны) - устройства, обеспечивающие защиту газового оборудования от недопустимого повышения давления газа в сети.

Предохранительно-запорные устройства устанавливают перед регулятором давления газа. Их мембранная головка через импульсную трубку соединена с газопроводом конечного давления. При увеличении конечного давления сверх установленных норм ПЗК автоматически отсекают подачу газа на регулятор.

Предохранительно-сбросные устройства, применяемые в ГРП, обеспечивают сброс избыточного количества газа в случае неплотного закрытия ПЗК или регулятора. Монтируют их на отводящем патрубке газопровода конечного давления, а выходной штуцер подключают к отдельной свече. Если технологический процесс потребителей газа предусматривает непрерывную работу газовых горелок, то ПЗК не устанавливают, а монтируют только ПСК. В этом случае необходимо установить сигнализаторы давления газа, оповещающие о повышении давления газа сверх допустимой величины. Если ГРП (ГРУ) снабжает газом тупиковые объекты, то установка ПЗК необходима.

Рассмотрим наиболее распространенные типы запорных и предохранительных устройств.

ПЗК низкого (ПКИ) и высокого давления (ПКВ) контролируют верхний и нижний пределы выходного давления газа; выпускаются с условными проходами 50, 80, 100 и 200 мм. Клапан ПКВ отличается от клапана ПКН тем, что у него активная площадь мембраны меньше за счет наложения на нее стального кольца.

Принципиальная схема этих клапанов представлена на рисунке ниже.

Предохранительно-запорные клапаны ПКН и ПКВ

1 - штуцер; 2, 4- рычаги; 3, 10- штифты; 5 - гайка; 6 - тарелка; 7, 8 - пружины; 9 - ударник; 11 - коромысло; 12- мембрана

В открытом положении клапан удерживается рычагом, который фиксируется в верхнем положении за штифт крючком анкерного рычага; ударник с помощью штифта упирается в коромысло и удерживается в вертикальном положении.

Импульс конечного давления газа через штуцер подается в подмембранное пространство клапана и оказывает противодавление на мембрану. Перемещению мембраны вверх препятствует пружина. Если давление газа повысится сверх нормы, то мембрана переместится вверх и соответственно переместится вверх гайка. Вследствие этого левый конец коромысла переместится вверх, а правый опустится и выйдет из зацепления со штифтом. Ударник, освободившись от зацепления, упадет и ударит по концу анкерного рычага. Вследствие этого рычаг выводится из зацепления со штифтом, и клапан перекроет проход газа. Если давление газа понизится ниже допустимой нормы, то давление газа в подмембранном пространстве клапана становится меньше усилия, создаваемого пружиной, опирающейся на выступ штока мембраны. В результате мембрана и шток с гайкой переместятся вниз, увлекая конец коромысла вниз. Правый конец коромысла поднимется, выйдет из зацепления со штифтом и вызовет падение ударника.

Рекомендуется следующий порядок настройки. Сначала клапан настраивают на нижний предел срабатывания. Во время настройки давление за регулятором следует поддерживать несколько выше установленного предела, затем, медленно снижая давление, убедиться, что клапан срабатывает при установленном нижнем пределе. При настройке верхнего предела необходимо поддерживать давление немного больше настроенного нижнего предела. По окончании настройки нужно повысить давление, чтобы убедиться, что клапан срабатывает именно при заданном верхнем пределе допустимого давления газа.

Предохранительно-запорный клапан ПКК-40М.

В шкафных ГРУ (рисунок ниже) устанавливают малогабаритный ПЗК ПКК-40М. Этот клапан рассчитан на входное давление 0,6 МПа.

Схема обвязки шкафной ГРУ с ПЗК ПКК-40М


а - принципиальная схема: 1 - входной штуцер; 2 - входной клапан; 3 - фильтр; 4 - штуцер для манометра; 5 - клапан ПКК-40М; 6 - регулятор РД-32М (РД-50М); 7 - штуцер замера конечного давления; 8 - выходной клапан; 9 - сбросная линия встроенных в регуляторы предохранительных клапанов; 10 - импульсная линия конечного давления; 11 - импульсная линия; 12 - штуцер с тройником; 13 - манометр; б - разрез клапана ПКК-40М: 1, 13 - клапаны; 2 - штуцер; 3, 11 - пружины; 4 - резиновое уплотнение; 5, 7 - отверстия; 6, 10 - мембраны; 8 - пусковая пробка; 9 - импульсная камера; 12 - шток

Для открытия клапана отвинчивают пусковую пробку, после чего импульсная камера клапана сообщается с атмосферой через отверстие. Под действием давления газа мембрана, шток и клапан перемещаются вверх, при этом, когда мембрана находится в крайнем верхнем положении, отверстие в штоке клапана прикрывается резиновым уплотнением и поступление газа из корпуса в импульсную камеру прекращается. Затем пусковую пробку завинчивают. Через открытый клапан газ поступает на регуляторы давления и по импульсной трубке - в камеру. Если давление газа за регуляторами повысится сверх установленных пределов, то мембрана, преодолевая упругость пружины, переместится вверх, в результате чего отверстие, прикрытое ранее резиновым уплотнением, откроется. Верхняя мембрана, поднимаясь, упирается своим диском в крышку, а нижняя под действием пружины и массы клапана со штоком опускается вниз, и клапан закрывает проход газа.

Клапан предохранительно-запорный КПЗ (рисунок ниже) устанавливается перед регулятором давления газа. Его верхний предел срабатывания не должен превышать номинальное рабочее давление после регулятора более чем на 25%, а нижний предел срабатывания в правилах не установлен, так как эта величина зависит от потерь давления в подводящем газопроводе и от диапазона регулирования.

Клапан предохранительно-запорный КПЗ


1 - корпус; 2 - клапан с резиновым уплотнителем; 3 - ось; 4, 5 - пружины; 6 - рычаг; 7 - механизм контроля; 8 - мембрана; 9 - шток; 10, 11 - пружины настройки; 12 - упор; 13, 14 - втулки; 15 - наконечник; 16 - рычаг

Принцип работы КПЗ состоит в следующем:

  • в рабочем положении рычаги клапана в зацеплении и в упоре с наконечником штока мембранной головки, а клапан КПЗ открыт;
  • при изменении давления газа выше или ниже допустимого мембрана прогибается и перемещает шток соответственно изменению давлению вправо или влево вместе с наконечником;
  • рычаг выходит из касания с наконечником, при этом нарушается зацепление рычагов и под действием пружин ось закрывает клапан;
  • входное давление газа поступает на клапан и плотнее прижимает его к седлу.

Сбросные предохранительные устройства , в отличие от запорных, не перекрывают подачу газа, а сбрасывают его часть в атмосферу, за счет чего снижается давление в газопроводе.

Существует несколько видов сбросных устройств, различных по конструкции, принципу действия и области применения: гидравлические, рычажно-грузовые, пружинные и мембранно-пружинные. Некоторые из них применяют только для низкого давления (гидравлические), другие - как для низкого, так и для среднего давления (мембранно-пружинные).

Предохранительно-сбросной клапан ПСК. Мембранно-пружинный ИСК (рисунок ниже) устанавливают на газопроводах низкого и среднего давлений. Клапаны ПСК-25 и ПСК-50 отличаются один от другого только габаритами и пропускной способностью.

Предохранительно-сбросной клапан ПСК

1 - регулировочный винт; 2 - пружина; 3 - мембрана; 4 - уплотнение; 5 - золотник; 6 - седло

Газ из газопровода после регулятора поступает на мембрану клапана. Если давление газа оказывается больше давления пружины снизу, то мембрана отходит вниз, клапан открывается и газ идет на сброс. Как только давление газа станет меньше усилия пружины, клапан закрывается. Сжатие пружины регулируют винтом в нижней части корпуса. Для установки ПСК на газопроводах низкого или высокого давления подбирают соответствующие пружины.

Золотник сбросного клапана ПСК-25 имеет форму крестовины и перемещается внутри седла, В ПСК-50 золотник клапана снабжен профилированными окнами. Надежность работ клапана ПСК во многом зависит от качества сборки.

При сборке необходимо:

  • очистив клапанное устройство от механических частиц, убедиться, что на кромке седла и уплотняющей резине золотника нет царапин или забоев;
  • добиться соосности расположения золотника сбросного клапана с центральным отверстием мембраны;
  • для проверки соосности ослабить или вынуть пружину и, нажимая на золотник через отверстие сброса, убедиться, что он свободно перемещается внутри седла.

Предохранительно-сбросной клапан ППК-4.

Пружинный предохранительный клапан среднего и высокого давлений ППК-4 (рисунок ниже) выпускается промышленностью с условными проходами 50, 80, 100 и 150 мм. В зависимости от диаметра пружины 3 он может настраиваться на давление 0,05-2,2 МПа.

Предохраниетльно-сбросной клапан ППК-4

1 - седло клапана; 2 - золотник; 3 - пружина; 4 - регулировочный винт; 5 кулачок

Газовые фильтры.

В ГРУ с условным проходом до 50 мм устанавливают угловые сетчатые фильтры (рисунок ниже), в которых фильтрующий элемент - обойма, обтянутая мелкой сеткой. В ГРП с регуляторами с условным проходом более 50 мм применяют чугунные волосяные фильтры (рисунок ниже). Фильтр состоит из корпуса, крышки и кассеты. Обойма кассеты с обеих сторон обтянута металлической сеткой, которая задерживает крупные частицы механических примесей. Более мелкая пыль оседает внутри кассеты на прессованном волокне, которое смазывают специальным маслом.

Газовые фильтры


а - угловой сетчатый; б - волосяной: 1 - корпус; 2 - крышка; 3 - сетка; 4 - прессованное волокно; 5 - кассета

Кассета фильтра оказывает сопротивление потоку газа, что вызывает перепад давлений до фильтра и после него. Повышение перепада давления газа в фильтре более 10 ООО Па не допускается, так как это может вызвать унос волокна из кассеты.

Чтобы уменьшить перепады давления, кассеты фильтра рекомендуется периодически очищать (вне здания ГРП). Внутреннюю полость фильтра следует протирать тряпкой, смоченной в керосине.

В зависимости от типа регуляторов и давления газа применяют различные конструкции фильтров.

На рисунке ниже показано устройство фильтра, предназначенного для ГРП, оборудованного регуляторами РДУК. Фильтр состоит из сварного корпуса с присоединительными патрубками для входа и выхода газа, крышки и заглушки. Со стороны входа газа внутри корпуса приварен металлический лист, защищающий сетку от прямого попадания твердых частиц. Твердые частицы, поступающие с газом, ударяясь в металлический лист, собираются в нижней части фильтра, откуда их периодически удаляют через люк. Внутри корпуса имеется сетчатая кассета, заполненная капроновой нитью.

Фильтры сварные


а - фильтр к регуляторам РДУК: 1 - сварной корпус; 2 - верхняя крышка; 3 - кассета; 4 - люк для чистки; 5 - отбойный лист; б - фильтр-ревизия: 1 - выходной патрубок; 2 - сетка; 3 - корпус; 4 - крышка

Оставшиеся в потоке газа твердые частицы фильтруются в кассете, которая по мере необходимости прочищается. Для очистки и промывки кассеты верхнюю крышку фильтра можно снимать. Для замера перепада давления используют дифференциальные манометры. Перед ротационными счетчиками устанавливают дополнительные фильтрующие устройства - фильтр-ревизию (рисунок выше).

Читайте также: